Логопедическая помощь в современных условиях. Система организация логопедической помощи в россии. Отбор детей и комплектование групп. пмпк
Читайте также
1. В логопедическом дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).
Основные задачи логопедических детских садов для детей с нарушениями речи:
коррекция речевого нарушения;
подготовка к обучению в общеобразовательной школе;
для детей с тяжелыми нарушениями речи - в специальной школе.
Типовым положением определены профили специальных групп:
группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
с общим недоразвитием речи (ОНР); с заиканием.
Дети с ФФН принимаются на один год с 5 лет (к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха).
Дети с ОНР принимаются на 2-3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3-5 лет.
Дети с заиканием зачисляются в группы сроком на 1 год с 2 лет.
Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи отражено в специальных программах для детей с заиканием (разработана С.А. Мироновой) и для детей с ФФН и ОНР (разработана Г.В. Чиркино и Т.Б. Фаличевой), включающих следующие разделы:
игра;
труд;
физическое и музыкальное воспитание;
развитие элементарных математических представлений;
ознакомление с окружающим миром;
изобразительная деятельность и конструирование;
развитие речи (специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно-предупредительной работы).
Программы направлены:
на формирование речевых компонентов;
развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения.
Опыт многолетней работы специальных ДОУ доказал их высокую эффективность: около 80% детей могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20% - в специальных учебных заведениях).
2. Учебно-воспитательный комплекте (УВК) представляет собой новую форму логопедической помощи детям, которые слабо подготовлены к обучению в массовой школе из-за недоразвития речи. Данный комплекс включает специальные логопедические классы, в которых образовательный процесс направлен:
на предупреждение нарушений письменной речи у детей с речевым недоразвитием;
развитие коммуникативных навыков устной речи;
подготовку к дальнейшему обучению на II ступени общеобразовательной школы.
Организация логопедических классов осуществляется на базе ДОУ. В эти классы направляются (на основе заключения ПМПК) дети в возрасте 7 лет с нерезко выраженным ОНР или ФФН, представляющие группу риска по дисграфии и дислексии.
3. Логопедический пункт - специальное учебное учреждение.
Предназначено для детей, имеющих:
общее недоразвитие речи, преимущественно II уровня;
фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловливающее дислексию и дисграфию; И
заикание различной формы, оказывающее влияние на школьную адаптацию.
Форма организации учебно-коррекционной работы - групповые занятия. Основные задачи:
коррекция нарушений устной и (или) письменной речи учащихся;
своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, возникшей из-за этих нарушений;
консультативная помощь учителям и родителям.
Срок коррекционного обучения - от 4-9 месяцев до 1,5-2 лет _, Логопедические пункты - наиболее массовая форма результативной помощи детям с нарушениями речи.
Педагоги общеобразовательной школы должны проявлять особое внимание к таким детям.
-
Положение о логопедическом кабинете детской поликлиники определяет следующие направления профессиона. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования . -
Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования . 1. В логопедическом дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированное обучение. Загрузка. -
1. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного - в системе образования осуществляется в следующих специальных учреждениях: ясли-сад для детей с нарушениями речи; логопедический детский сад... -
Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования .
1. Зарубежные системы помощи лицам, страдающим аутизмом: первая в Европе и мире школа для аутичных... подробнее ». -
1. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного - в системе образования осуществляется в след.
Детям с дисграфиями и дислексиями необходима логопедическая помощь . -
Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь .
4. Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников : - дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения; - диагностические... -
1. Патронаж - это особый вид помощи ребенку , его родителям, педагогам в
Профессию воспитателя дошкольного или школьного специального образовательного учреждения для
3. Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования ... -
Оказание логопедической помощи в системе здравоохранения.
Сурдопедагогика включает: - теорию обучения и воспитания детей с недостатками дошкольного и школьного возраста ; - историю сурдопедагогики; - частные методики; - сурдотехнику. -
3. Детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталым) в системе Министерства образования и науки РФ оказываются: - современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь ; - консультативно-методическая поддержка их родителей... -
1. Организацию обучения и воспитания детей школьного возраста с особыми
1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными
В этих группах осуществляется: - психолого-педагогическая помощь детям ...
Найдено похожих страниц:10
Система коррекционной помощи детям с отклонениями " в развитии складывалась в России постепенно.
В период до 1917 г. учреждения для аномальных лиц существовали за счет частных благотворительных средств, в которых специальное обучение строилось на основе выделения и разграничения наиболее резко выраженных дефектов (глухота, слепота, умственная отсталость). Организованной логопедической помощи людям с дефектами речи не оказывалось.
Систематическая разносторонняя помощь лицам с раз личными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х гг. XX в.
В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впер- \ вые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, страдающим речевыми расстройства- I ми. Такая помощь оказывалась в двух вспомогательных н школах под руководством сурдопедагога Ф. A. Pay. В 1915 г. создаются логопедические курсы.
В 1918 г. по инициативе В. В. Бонч-Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. Через год вышло постановление Совнаркома, в котором были определены функции наркоматов просвещения и здравоохранения в отношении воспитания и охраны здоровья аномальных детей. Обучение аномальных детей было выделено в общегосударственную задачу.
I Всероссийский съезд (1920) по борьбе с детской дефективностью определил принципы построения системы воспитания и обучения детей с различными видами аномального развития.
В 1922 г. на Всероссийском съезде заведующих губоно говорилось о важности создания учреждений для этих категорий детей.
В 1924 г. проходил II съезд по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН). Л. С. Выготский, выступая на съезде, предложил новый подход к анализу структуры дефекта, его коррекции и компенсации, выделил цели и задачи специального обучения исходя из единых с массовой школой принципов воспитания детей.
Трудно переоценить значение создания в 1929 г. Научного центра по разработке проблем дефектологии экспериментально-дефектологического института (ЭДИ) - в последующем НИИ дефектологии АПН СССР, а ныне НИИ коррекционной педагогики РАО.
Это способствовало проведению комплексного изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференцированной сети специальных школ и системы воспитания и обучения.
Институт участвовал в принятии (начало 30-х гг.) закона об обязательном всеобуче аномальных детей.
Научный анализ развития государственной системы специального образования в России проведен П. И. Малофеевым (1996 г.). Выделены этапы становления и функционирования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением отношения государства и общества к людям с особыми нуждами.
Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для развития в стране разветвленной сети специальных дошкольных и школьных учреждений.
Правильное понимание сложной структуры речевого дефекта дало возможность не только устанавливать точный диагноз, определять тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка.
Органами образования и здравоохранения была проведена организационно-методическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном обучении и коррекции.
Тесное содружество теории и практики позволило дать научное обоснование обучения и воспитания детей и подростков с речевой патологией, установить потребность в развитии сети специальных учреждений.
После принятия решения «О номенклатуре дошкольных учреждений для детей с нарушениями в физическом и умственном развитии» получила значительное развитие сеть специальных дошкольных учреждений. Продолжилось совершенствование системы школьного и дошкольного обучения детей с нарушениями речи.
Взрослые, подростки и дети с нарушениями речи стали получать комплексную медицинскую, логопедическую помощь в поликлиниках, больницах, диспансерах, санаториях. Подавляющее большинство специальных школ являлось интернатными, и все содержание детей в них обеспечивалось за счет государства.
В нашей стране широко развита дифференцированная логопедическая помощь взрослому и детскому населению. Она осуществляется по линии образования и здравоохранения.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 31 июля 1998 года № 867 утверждено «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Определены следующие типы учреждений: центры диагностики и коррекции; центры психолого-медицинского и социального сопровождения; центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центры социально-трудовой адаптации; центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др.
Логопедическая помощь в системе образования
Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. (Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида - ДОУ)
Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции. В большинстве случаев специальное дошкольное обучение и воспитание корректируют нарушения в развитии и тем самым предупреждают затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, 1972).
При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации дефекта.
Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с I960 г. Вначале это были отдельные экспериментальные группы, организованные при массовых детских садах, а затем - отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.
Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими нарушениями речи (недоразвитием фонетической стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нарушениями (заикающихся детей, для детей с общим недоразвитием речи). На основании приказа МП СССР от 21 ноября 1972 г. № 125 утверждена номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей системы просвещения.
1 июля 1995 года выходит постановление правительства РФ № 677, в котором утверждается «Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях». В соответствии с этим положением организуются детские сады (ДОУ) компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования, в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.
Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончившие обучение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.
Основные задачи логопедического обучения детей с различными видами речевых аномалий в условиях специальных дошкольных учреждений включают в себя не толькокоррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой и школьному обучению.
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:
своевременным обследованием детей;
рациональным составлением расписания занятий;
планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;
наличием планов фронтальных занятий;
оснащением их необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи (по заданию логопеда). Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, подготовке к письму и т. д. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.
По мере развития сети дошкольных учреждений, обеспечивающих потребность в логопедической помощи, осуществляется их дальнейшая дифференциация для детей с различными речевыми аномалиями (заикающиеся с нормальным уровнем речевого развития - заикающиеся с недоразвитием речи; дети с легкой степенью дизартрии; дети с ринолалией и др.).
В последнее время в ряде регионов страны открываются дошкольные логопедические кабинеты в детских садах общего типа. Логопед оказывает консультативную и коррекционную помощь по типу амбулаторного приема детям преимущественно с нарушениями произношения.
В логопедической помощи в условиях специальных дошкольных учреждений нуждаются дети, имеющие недостатки речи при других нозологических формах (олигофрения, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата), а также дети с задержкой психического развития.
Согласно положению «О типовых штатах дошкольных учреждений специального назначения для детей с дефектами умственного и физического развития и об оплате труда учителей-дефектологов и учителей-логопедов» (из приказа министра просвещения от 14 октября 1975 г. № 131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводится должность учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.
Детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Группы детского дошкольного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата комплектуются с учетом возраста следующим образом: ясельная группа - дети в возрасте от 2-3 лет; младшая группа - дети в возрасте от 3-4 лет; средняя группа - 4-5 лет; старшая группа - 5-6 лет; подготовительная к школе группа - б-7 лет. Наполняемость группы - 10-12 человек.
Прием детей проводится ежегодно с 1 августа по 1 сентября. Дети, достигшие 7-летнего возраста, по решению медико-психолого-педагогической комиссии переводятся в соответствующие типы школ.
Учитель-логопед проводит всю учебно-коррекционную работу по умственному развитию детей, по обучению правильной речи, правильному произношению. Он работает в тесном контакте с врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, ведет соответствующую документацию.
Детские дошкольные учреждения для умственно отсталых детей
Основным типом дошкольных учреждений для умственно отсталых детей является детский сад (детский дом). Группы комплектуются с учетом возраста: младшая группа - дети в возрасте от 3-4 до 4-5 лет; средняя группа - от 4-5 до 5-6 лет; старшая группа - 5-6 лет; подготовительная к школе группа 6-7 лет. Наполняемость групп независимо от степени нарушения интеллекта - 10-12 человек.
Значительное количество умственно отсталых дошкольников имеет выраженные речевые расстройства, поэтому в общей системе коррекционного обучения предусматривается систематическая логопедическая работа. Она проводится на фронтальных занятиях по развитию речи в соответствии с расписанием 2 раза в неделю в каждой возрастной группе (на 1-3-м годах обучения группа делится на подгруппы, на 4-м году фронтальные занятия проводятся со всеми детьми). Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребенком организуются не менее 3 раз в неделю.
В содержание коррекционного обучения включается постановка и автоматизация звуков родного языка, работа над плавностью речи, дыханием, ударением, над уточнением и расширением словаря, практическим употреблением грамматических конструкций, формированием связной речи. Ежедневная работа по развитию речи детей ведется всем коллективом специального дошкольного учреждения.
Дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями зрения
В данные учреждения принимаются дети с нарушениями зрения в возрасте от 2 до 7 лет (в ясли-сады - от 2 лет, в детские сады - от 3 лет), имеющие выраженное понижение зрения и нуждающиеся в интенсивном лечении. Наполняемость дошкольных групп для слепых детей - 10 человек, для слабовидящих, включая амблиопию и косоглазие, - 12-15 человек.
Необходимость систематической логопедической работы с данной категорией детей обусловлена наличием выраженных нарушений устной речи. Первоначальное знакомство с детьми начинается с подробного обследования и оценки речевых и неречевых процессов (состояние связной речи, сформированность грамматического строя, словаря, фонетики, восприятия; исследование общей и речевой моторики и т. д.). Коррекционная работа планируется с учетом результатов обследования.
Система дифференцированного обучения предусматривает разные уровни (их 4) речевого развития детей. Так, в группах с четвертым уровнем основное внимание уделяется формированию звукопроизношения. В группах для детей со вторым - третьим и особенно с первым речевым уровнем логопедическая работа предусматривает ликвидацию пробелов в формировании фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. С детьми ведутся логопедические занятия по формированию связной речи, коррекции всех компонентов речевой системы.
По форме логопедические занятия могут быть индивидуальными и под групповыми. Коррекция речевого развития слепых и слабовидящих детей осуществляется совместными усилиями всех специалистов, работающих в данном дошкольном учреждении.
При широко развитой системе детских садов для детей с нарушениями зрения становится возможным более эффективно решать вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и школьного возраста.
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида)
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи - тип специального школьного учреждения, предназначенного для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.
При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.
В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются отдельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Москва). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-интернат с особым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи.
После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Москва (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).
Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы.
С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются специфические задачи:
преодоление различных видов нарушений устной иписьменной речи;
устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;
профессионально-трудовая подготовка.
Школа состоит из двух отделений.
В I отделение принимаются дети с диагнозами: ал алия, детская афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучению в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.
Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
В I и II отделении образовательный процесс осуществляется в соответствии с образовательным уровнем программ двух отделений. В I отделении - I ступень - начальное общее образование с нормативным сроком освоения - 4-5 лет; II ступень - основное общее образование с нормативным сроком освоения - 6 лет.
Во II отделении - I ступень - начальное общее образование за 4 года, II ступень - основное общее образование за 5 лет.
Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.
Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.
В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и труду в обществе.
Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.
Сочетание фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы обеспечивает преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нарушением моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике. II отделение специальной школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнительный по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.
При обучении детей с тяжелой формой заикания используются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, направленные на преодоление особенностей психического развития.
Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профессионально-технических училищах.
Помимо логопеда работу по преодолению речевых нарушений у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспитатель проводит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.
Воспитатель постоянно работает с одной группой учащихся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.
Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в процессе учебной и трудовой деятельности корректируют общее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразовательная и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующими как в трудовой, так и в других видах деятельности.
В современных условиях роста патологии, в том числе речевой, огромное значение следует придавать логопедической работе в классах выравнивания при общеобразовательных школах (для детей с задержками психического развития и другими трудностями в обучении).
Организация логопедической работы во вспомогательной школе .
Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащихся требует организации специальной логопедической работы. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятии, которые проводятся учителем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем специального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что является первичным: недоразвитие познавательной деятельности или речевое нарушение ребенка.
В начале учебного года логопед обследует всех поступивших в школу учащихся независимо от класса, в котором они будут учиться.
Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребенка.
Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.
Всех детей, у которых в результате первичного обследования обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в специальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащегося, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования состояния его речи и письма заполняется речевая карта.
Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в предыдущем году, проводится не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.
Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.
Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.
К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним, который составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.
Логопед также знакомится с данными медицинского обследования с целью уточнения этиологии и характера речевого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.
Началу систематических занятий предшествует организационный период (первые две недели учебного года).
Работа по исправлению речевых нарушений
Она строится с учетом возрастных особенностей, школьной программы по родному языку и особенностей речевого дефекта. На логопедические занятия отводятся 5-е и 6-е уроки, свободные от классных занятия, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией школы и учителями классов логопед может брать детей с уроков чтения.
Индивидуальные и групповые занятия проводятся 4 раза в неделю с учащимися I-IV классов и 3 раза в неделю с учащимися V-VI классов. На индивидуальное занятие с каждым учащимся отводится, как правило, 15 минут. Продолжительность занятий для группы - 45 минут. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью 20-25 минут.
Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.
Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности в пределах одного или двух смежных классов (например, вторых-третьих классов). Учащихся первых классов выделяют в отдельную группу, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности нарушения речи у некоторых учащихся требуют работы с ними по особому плану, не совпадающему с групповым планом.
Группы для логопедических занятий комплектуются в количестве 4-6 человек, подгруппы - из 2-3 человек.
При необходимости логопед может производить перераспределение детей по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно детей объединить в группы или подгруппы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе группа может быть разделена на подгруппы или часть детей выделена для индивидуальной работы.
Ответственность за аккуратное посещение учащимися логопедических занятий возлагается на логопеда и учителя данного класса, в старших классах школ-интернатов - на воспитателя, в школах без интернатов - на классного руководителя.
Обязанности логопеда
ведет журнал учета посещаемости занятий, в котором кратко отражает содержание пройденного на занятиях материала (ежедневно);
организует работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту должны способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий;
систематически информирует учителей и воспитателей об успехах и недостатках учащихся, с тем чтобы во время и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования;
при завершении логопедических занятий с ребенком инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время;
посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и другие для проверки речевых возможностей учащихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели также должны периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы быть в курсе проводимой работы с учащимися данного класса;
хорошо ориентируется в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку, учитывает их в своей работе, использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;
помогает воспитателям в организации речевой работы с учащимися;
в конце учебного года проводит утренник, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В утреннике должны принимать участие все дети, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал;
принимает участие в педагогических советах, где выступает с сообщениями и докладами о своей работе.
Такие выступления имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.
Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь разные формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на методобъединениях с демонстрацией магнитофонных записей речи учащихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы и др.
В конце учебного года логопед составляет текстовой и цифровой отчеты о работе за год.
Логопедические пункты при средних общеобразовательных школах
Развертывание сети логопедических пунктов при средних общеобразовательных школах в республиканских, краевых и областных центрах началось в 1949 г.
В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах на всей территории страны.
Логопедические пункты - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общеобразовательных школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.
Основные задачи
исправлять недостатки речи у учащихся;
пропагандировать логопедические знания среди учителей и населения;
своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи у детей, поступающих в первые классы.
Основной контингент логопедических пунктов составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
При отборе детей логопед обследует их в классе (подготовительной группе).
На логопедический пункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.
Одновременно на городском логопедическом пункте занимается 18-25 человек, на сельском - 15-20 человек. Педагогическая работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю.
Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма составляет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нарушениями письма и чтения - 1,5-2 года.
Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя и администрацию школы.
Родители присутствуют при зачислении детей в логопедическую группу, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях они присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций.
Логопедическая помощь в системе здравоохранения
Вопросы совершенствования логопедической помощи населению, повышения качества и эффективности лечения лиц, страдающих расстройствами речи, успешно решаются в системе Минздрава страны. На основании приказа Минздрава № 465 от 8 апреля 1985 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи» определены направления развития специализированной помощи: расширение сети логопедических кабинетов, отделений восстановительного лечения в детских поликлиниках, психоневрологических диспансерах. В них оказывается помощь лицам разного возраста с функциональными и органическими речевыми расстройствами.
Также в приказе Минздрава № 1096 от 19 августа 1985г. определены расчетные нормы обслуживания для логопедов:
при индивидуальной работе с лицами, имеющими тяжелые расстройства речи (афазия, дизартрия, заикание и др.), - 1-5 посещений в час, при проведении групповых логопедических занятий - 8-10 посещений в час;
при индивидуальной работе с лицами, страдающими дислалией, - 4 посещения в час, при проведении групповых логопедических занятий - 10-12 посещений в час;
1 ставка логопеда на 100 тыс. взрослого населения, 1 ставка - на 20 тыс. детского и подросткового населения.
Успешно функционирует Федеральный центр патологии речи и нейрореабилитации (Москва). Его основной задачей являются содержательная, организационная и методическая работа и помощь органам и учреждениям здравоохранения по организации работы логопедических кабинетов поликлиник, психоневрологических диспансеров, специализированных отделений больниц для лечения больных с патологией речи (руководитель и основатель центра профессор В. М. Шкловский). Логопедическая помощь оказывается и при НИИ уха, горла, носа и речи. В них основное внимание обращается на патологию голоса и заикания.
В настоящее время логопедическая работа в системе здравоохранения определяется приказом Минздрава РФ от 28 декабря 1988 года № 383 «О систематизированной помощи больным при нарушении речи и других высших психических функций».
Логопедический кабинет детской поликлиники
Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники.
Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:
Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.
Диспансеризация организованных и неорганизованных детей.
Участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.
Проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.
Специализированные ясли для детей с нарушением речи
Специализированные ясли для детей с нарушением речи являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов.
Ясли находятся в ведении местных органов здравоохранения, которые руководят их работой и осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей.
Отбор в ясли для детей с нарушениями речи проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра (невропатолога, психоневролога) и логопеда. Дети направляются на отборочную комиссию со следующей документацией: выписка из истории развития болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере заработной платы.
Прием в специализированные ясли осуществляется:
для детей с задержкой речевого развития в течение всего года по мере освобождения мест;
для заикающихся - один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.
В специализированные ясли принимают детей с заиканием и задержкой речевого развития на органическом фоне.
Противопоказаниями к приему являются: выраженная умственная отсталость (олигофрения, умственная отсталость, связанная с прогредиентным психическим заболеванием), судорожные припадки, грубые нарушения двигательных функций.
Работа специализированных яслей строится по типу учреждений с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет (принимаются в возрасте до 3 лет).
Группы комплектуются по речевому дефекту (заикание, задержка речевого развития).
Выписка из специализированных яслей производится домой, в специальный детский сад или детский сад общего профиля (по показаниям).
Специализированный дом ребенка
Основной задачей логопеда в доме ребенка является профилактика отклонения в речевом развитии (начиная с доречевого периода - от 3 месяцев и до 1 года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.
Логопед принимает активное участие в медико-психолого-педагогических комиссиях, обследует всех детей по видам речевой и неречевой деятельности, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий, обеспечивающий своевременное развитие речи или ее исправление, по каждой подгруппе детей и индивидуально.
Он ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп (начиная с 3-месячного возраста) по подгруппам и индивидуально (в соответствии с методическими установками по обучению детей раннего возраста), оценивает эффективность обучения.
Детский психоневрологический санаторий - лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа
Детский психоневрологический санаторий находится в районном, городском, республиканском подчинении. Общее руководство осуществляется Министерством здравоохранения, областными и городскими отделами здравоохранения.
Дети 4-7 лет принимаются в дошкольный психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет - в школьный психоневрологический санаторий.
Отбор детей в детский психоневрологический санаторий осуществляется в соответствии с «Показаниями и противопоказаниями для лечения детей в местных санаториях и на курортах».
Показания для направления детей в психоневрологический санаторий:
неврозы и невротические формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения центральной нервной системы; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания;
неврозоподобные формы психических заболеваний в стадии неполной компенсации;
начальное проявление психогенных патологических формирований личности и патологических черт характера без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации;
общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, дислалия, ринолалия; задержка речевого развития; заикание (с сопутствующими нарушениями звукопроизношения, чтения и письма), мутизм.
Срок пребывания в санатории - 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев.
Комплектование осуществляется по возрастному принципу.
Задача санатория - проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей. С детьми школьного возраста осуществляется обучение по общеобразовательным предметам соответственно классу.
Основные разделы лечебно-оздоровительной работы
лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с учетом возраста и состояния детей;
трудотерапия.
рациональное питание;
психотерапия;
физиотерапия и лечебная физкультура;
медикаментозная терапия;
логопедические коррекционные занятия;
Работа планируется ответственными за каждый раздел работы (педагогом, врачами, логопедом) и координируется главным врачом.
Используются современные лечебные и логопедические методы (рациональная психотерапия, гипнотерапия и пр.).
Имеется тесная связь со школами близлежащего района, ведущими в городе, области, республике медицинскими учреждениями.
Непосредственное руководство детского психоневрологического санатория осуществляет главный врач (психоневролог или педиатр).
Логопедическая помощь взрослому населению
За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.
Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:
стационарного (неврологические отделения при больницах);
полу стационарного (кабинеты трудотерапии);
амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города, реабилитационные центры при поликлиниках).
Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4-6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановительного обучения в условиях поликлинического кабинета охватывает одновременно от 10 до 17 человек. Количество занятий в неделю с каждым больным планируется от 1 до 5 раз и обусловлено состоянием пациента. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. При наличии соответствующих показаний больному курс обучения можно повторить. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж, физиотерапия и трудотерапия. Открытие полустационаров и центров реабилитации для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.
Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение.
Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1-3 месяца.
Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.
С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели - 10-15 минут (1-2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз).
Во многих муниципальных образованиях организуются городские и районные гериатрические центры и муниципальные бригады оказания помощи (в том числе и силами логопеда).
Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.
Оборудование логопедического кабинета
Использование современных технических средств и наглядных пособий занимает важное место в работе логопедических учреждений.
В специальных дошкольных учреждениях и школах применяются модели предметов, макеты, муляжи, иллюстрированные таблицы, схемы.
Особое по значимости место занимают пособия для самостоятельной работы детей (раздаточный материал, различные конструкторы, разборные модели).
Логопеды могут пользоваться разными дидактическими пособиями для детей, не имеющих отклонений в развитии.
В примерный перечень оборудования для проведения логопедических занятий входят следующие аппараты и приборы: секундомер; магнитофон (с кассетами); наушники стереофонические, метроном, экран, диапроектор для слайдов, видеомагнитофон, АИР, электрофон, набор пластинок; экран для закрывания лица логопеда; зонды, шпатели; часы.
Дидактический материал: наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных возрастных групп; настольные игры (лото, домино и др.); альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки; разрезная азбука; счетный материал; мозаика; набор предметов разного цвета, величины, формы.
Набор звучащих игрушек: барабан, ксилофон, дудки, губные гармошки, рояль, бубен.
Комплекты игрушек для фронтальной работы по развитию речи: мебель, одежда, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, овощи и фрукты. Имеющиеся в кабинете пособия должны быть систематизированы.
Общие требования к оформлению логопедического кабинета
Индивидуальные, групповые и фронтальные логопедические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах, размещение и площадь которых должны соответствовать инструкции о проектировании специальных учреждений. Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областным, городским и районным отделами народного образования по смете того учреждения, где работает логопед.
В логопедическом кабинете необходимо иметь шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4, не считая большого стола для логопеда, а количество стульев - не менее 8-10.
В логопедическом кабинете необходимо иметь навесную доску, наполовину разлинованную. На ней должны быть приспособления для размещения картинок, фланелеграфа, предметов и другого оборудования. Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является настенное зеркало со шторой размером 70 х 100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие зеркала 9-12 см для индивидуальной работы (не менее 10).
Для удобства пользования дидактическими пособиями логопед оформляет специальную картотеку.
Оборудование логопедического кабинета на школьном пункте дополнительно включает:
Специальные пособия для развития фонематической дифференцировки (набор парных предметных картинок, соответствующих словам с начальными звуками, близкими и далекими по звучанию, и различной звуковой и слоговой сложностью); наборы картинок, соответствующих словам с различным место положением букв: в начале, в середине, в конце.
Наборы различных слов и картинок для составления предложений; набор опорных фраз для составления рассказов; фразы с пропущенными словами, различными по их грамматической принадлежности и по степени, характеру их связи с фразеологическим контекстом.
Наборы предложений, соответствующих различным логико-грамматическим конструкциям, и пространственные схемы предлогов.
Наборы слов с пропущенными буквами; тексты предложений и рассказов с пропущенными словами; тексты диктантов.
Наборы слов: антонимов, синонимов и омонимов.
Наборы букв разного шрифта; цифр; элементов букв и цифр, наборы арифметических примеров и элементарных задач; наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования.
Книги со стихами, пословицами, баснями, юмористическими рассказами, поговорками с разработанными к ним вопросами.
Наборы текстов с пропущенным началом, серединой, концом.
Картинки, изображающие предметы и действия, сюжетные картинки различной сложности, последовательные серии картинок, отражающие постепенно развивающиеся события; репродукции художественных произведений (картин); наборы предметных картинок с недостающими элементами.
10.Книги для чтения, сборники диктантов, азбука, географические карты, наборы пластинок.
Контрольные вопрос и задания
1. Охарактеризуйте основные типы специальных учреждений для детей с нарушениями речи (в системе образования и здравоохранения).
Раскройте основные направления в работе логопеда с родителями.
Выделите задачи коррекционного обучения в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Расскажите об оказании логопедической помощи взрослому населению.
Перечислите требования к оформлению логопедического кабинета.
Какая документация должна быть у логопеда в разных типах учреждений?
При посещении специального учреждения выясните конкретные организационные условия работы.
Познакомьтесь подробнее с оснащенностью логопедического кабинета и документацией логопеда (в школе, в детском саду, пункте и т. д.).
Литература
Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. Л., 1991.
Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1983.
Гаранина Л. А. Вариативность организации логопедической помощи детям дошкольного возраста. Курск, 1998.
Дети с задержкой психического развития / Под. ред.Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
Основы логопедии / Под. ред. Т. В. Волосовец. М., 2000.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. М., 1996.
Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л. С. Выготский совместно с директором Экспериментального дефектологического института Наркомпроса И. И. Данюшевским создал еще одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи. При Экспериментальном дефектологическом институте появилась Школа - клиника речи.
В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.
В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста. С этой целью созданы специальные ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида), логопедические пункты при общеобразовательных школах.
В специальные дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи с трехлетнего возраста при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе. Среди этих учреждений есть детские сады с круглосуточным пребыванием, в которые принимаются дети с 4 лет. Основная цель работы дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи согласно «Типовому положению» - всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной разговорной речи, правильного произношения и подготовка детей к школе.
По инициативе отделов образования на местах, администрации учреждений и инициативе родителей в настоящее время создаются дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах и специальные группы в детских садах общего типа. В этих группах оказывается логопедическая помощь детям с нарушениями произношения в целях подготовки их к школе.
В школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида) могут быть два отделения: а) для детей с тяжелыми нарушениями речи (1-е отделение), б) для заикающихся (2-е отделение). Некоторые из этих школ - интернатного типа. В 1-е отделение зачисляются дети, страдающие общим недоразвитием речи. При комплектовании классов учитывается уровень речевого развития детей и характер речевого дефекта (алалия, афазия, ринолалия, заикание с ОНР, дизартрия). Во 2-е отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи обучение проводится по специально разработанным программам в соответствии с программами общеобразовательных школ.
В 1-м отделении - I ступень - начальное общее образование с нормативным сроком освоения - 4-5 лет; II ступень - основное общее образование с нормативным сроком освоения - 6 лет.
Во 2-м отделении - I ступень - начальное общее образование -4 года, II ступень - основное общее образование - 5 лет.
Предельная наполняемость классов - 12 человек.
Логопедические пункты при общеобразовательных школах предназначены для коррекции нарушений речи у детей школьного возраста. На логопедические пункты зачисляются учащиеся, имеющие нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, заикание, нарушения чтения и письма.
В системе здравоохранения помощь детям с речевой патологией оказывается в логопедических кабинетах детских поликлиник, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-санаториях. В условиях медицинских учреждений детям оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, что предполагает коррекционно-воспитательную работу логопеда, воспитателя и психолога, медицинское воздействие.
Логопедические кабинеты детских поликлиник обслуживают детей по месту жительства. Основные направления работы логопеда поликлиники: диспансеризация детей, находящихся в детских дошкольных учреждениях, первичный прием детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования, педагогическая работа по исправлению дефектов речи, проведение логопедической санитарно-просветительной работы среди населения.
В специализированные ясли для детей с нарушениями речи принимаются дети в возрасте до 3 лет с заиканием и задержкой речевого развития органического генеза, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, с сохранной двигательной сферой. Данный тип учреждений работает в режиме круглосуточного пребывания детей. Группы комплектуются по речевому дефекту - для заикающихся детей и для детей с задержкой речевого развития.
В специализированных домах ребенка находятся дети с органическим поражением центральной нервной системы с 3 месяцев до одного года. Коррекционно-воспитательная работа с данной категорией детей предусматривает обследование психомоторного развития и проведение коррекционных мероприятий по формированию речи и психики.
В детские психоневрологические больницы направляются дети с последствиями раннего органического поражения ЦНС (основной контингент - дети с детским церебральным параличом) для получения комплексной медико-психолого-педагогической помощи.
В детских психоневрологических санаториях находятся дети дошкольного возраста от 4 до 7 лет и школьного от 7 до 13 лет Контингент детей, направляемых в санаторий, включает детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС, с ОНР, с ЗПР, с заиканием. Корреционно-воспитательная работа направлена на исправление речевых нарушений и отклонений в психическом развитии.
В системе социального обеспечения находятся детские дома для глубоко умственно отсталых детей и подростков и детские дома для слепоглухих. В учреждения принимаются дети-инвалиды, с ними проводится комплексная коррекционно-воспитательная работа, составной частью которой является логопедическое воздействие.
Коррекционно-педагогическая (логопедическая) помощь
в системе дошкольного образования
В России система коррекционной помощи детям с нарушением речи, отклонениями в развитии складывалась постепенно. С 20-х годов стала развиваться систематическая разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии. В области дефектологии доказано научными исследованиями большое значение имеет раннее распознавание дефекта и его коррекции. При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа приводит к значительной компенсации дефекта .
В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается чёткая организация всего коррекционно-педагогического процесса. Она обеспечивается:
Своевременным обследованием детей;
Рациональным составлением расписания занятий;
Наличием планов фронтальных занятий;
Оснащением современного оборудования логопедического кабинета, наглядными пособиями;
Совместной работой учителя-логопеда с воспитателем группы, специалистами и родителями .
В последние годы наряду с существующей, хорошо отработанной с годами системой оказания логопедической помощи открываются логопедические пункты в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Цель логопедических пунктов – помочь большему количеству детей и их родителям, нуждающихся в коррекции, консультации, профилактике нарушения речи.
Практика логопедических пунктов показала многие насущные проблемы. Рассмотрим некоторые из них.
Родители детей, имеющих сложные речевые нарушения, зная, что в дошкольном учреждении работает учитель-логопед, не заинтересованы в их переводе в специальные группы компенсирующей направленности других дошкольных учреждений (особенно если эти детские сады удалены от места жительства). Педагоги логопедических пунктов оказались вынуждены работать с такими «интегрированными» в массовые дошкольные учреждения детьми, уделяя им гораздо больше времени, чем тем, кто занимался в логопедическом пункте по показаниям (в основном с нарушениями звукопроизносительной стороны речи). В открывшихся логопедических пунктах учителя-логопеды стали, больше заниматься с детьми, готовящимися пойти в школу. Предполагалось же, что со временем основной акцент будет направлен на логопедические занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Однако сейчас это не всегда удаётся сделать, поскольку детей, имеющих проблемы в развитии речи, становится всё больше. В результате приемлемый момент для начала занятий оказывается упущенным. К пяти, шести годам у детей произношение многих звуков сформировано неправильно (например, [р] – горловой, [л] – двугубный, межзубные свистящие) и уже закреплено в спонтанной речи. В дошкольных учреждениях увеличилось число воспитателей с дефектами речи, что не может не повлиять на формирование дефектного произношения у детей по подражанию. Воспитатель должен обладать чёткой правильной речью.
Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребёнка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребёнка .
В процессе динамического наблюдения часто выявляется, что дети имеют стёртые проявления более сложного, чем предполагалась ранее, речевого нарушения (например, дизартрии). Это означает, что постановка и автоматизация звуков затягиваются, что также осложняет работу всего коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении . Большую отрицательную роль играют пропуски занятий по болезни детей. К сожалению, этому способствует многие неблагополучные факторы: образ жизни, наследственность, окружающая среда, медико-социальная помощь (здравоохранение). При обследовании речи всех детей учителя–логопеды постоянно сталкиваются с тем, что дети мало знают об окружающей действительности. У детей обеднённый словарный запас, недостаточны навыки словообразования и словоизменения. Многие дети неверно употребляют предлоги, не справляются с заданиями составить рассказ по серии картинок или одной сюжетной картинке, рассказать стихотворение, пересказать сказку. Нередко дети не знают названий основных цветов, геометрических фигур, не владеют счётом, чаще счёт механический. Зачастую у детей слаба память, неустойчиво внимание, дети не умеют общаться, анализировать, не владеют операциями выбора, слабо развита мелкая моторика рук и т.д. Рабочая ставка педагогов-психологов в дошкольных образовательных учреждениях сокращена, или минимальна, поэтому всю коррекционно-развивающую работу обычно выполняет учитель-логопед, воспитатель.
Учителю-логопеду в дошкольном учреждении необходима поддержка и помощь коллег (музыкальных и физкультурных руководителей, воспитателей, старшего воспитателя, методиста, заведующего и родителей) . Но это осуществимо только при необходимом условии, если сам учитель-логопед проводит просветительскую и пропагандистскую работу по вопросам развития и коррекции речи, связывая их с общим развитием ребёнка.
Основная задача коррекционно-педагогического, логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей действительности. Это способствует успешному обучению в школе, общению со сверстниками, взрослыми, формированию личных качеств .
Для эффективности построения работы и осуществления контроля коррекционно-педагогическим процессом, нами были разработаны «Модули организации коррекционно-педагогической, логопедической работы в логопедических пунктах и речевых группах дошкольных образовательных учреждений».
Диагностический модуль
Выявление детей на начальном этапе с проблемами развития в дошкольном учреждении; Первичное обследование речи детей дошкольного возраста в логопедическом пункте дошкольного учреждения; Мониторинг медико-педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии; Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими нарушения речи; Обследование детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в условиях ПМПК; Обследование детей с патологией слуха, опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллектуальной сферы в условиях ГПМПК; Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточный мониторинг; Диагностика результативности коррекционно-педагогического, логопедического процесса.
Организационный модуль
Комплектование логопедических групп; Зачисление в логопедические пункты дошкольного учреждения; Сдача списков зачисленных на занятия детей руководителю дошкольного учреждения. Запись родителей для оказания консультативной помощи учителя-логопеда, психолога.
Модуль анализа и планирования
Анализ результатов диагностики и комплектования; Статистический отчёт; Выработка стратегии и коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении – планирование работы учителя-логопеда на учебный год; Педагогические консилиумы по проблемам отдельно взятых детей, медицинские (консультации детей с речевыми проблемами у врачей узких специальностей) . Выбор способа организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении: комплектование групп и подгрупп по проявлениям нарушений, планирование индивидуальной работы с детьми; Обеспечение документацией;
Модуль коррекционно-развивающих занятий
Работа учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи; Работа педагога психолога по стимулированию психологической базы речи (памяти, внимания, мышления, восприятия, навыков конструктивной деятельности); Работа воспитателя связанная с познавательным развитием; Работа музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации. Логоритмические занятия; Работа физкультурного руководителя по развитию общей и мелкой моторики; Индивидуальные маршруты медицинского сопровождения для детей с проблемами развития .
Модуль консультативной и профилактической работы
Углублённые медицинские осмотры; Консультативная помощь родителям детей с проблемами в развитии речи; Профилактические мероприятия устной речи у детей младшего возраста; Консультативные занятия с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими возрастные нарушения речи; Тестирование по методикам раннего выявления дислексии; Профилактика нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий.
Модуль методического обеспечения
Научно-методическая база литературного обеспечения и помощь работникам дошкольного учреждения по вопросам коррекции; Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи; Создание библиотеки коррекционно-педагогической, психологической литературы; Самообразование педагогов дошкольного учреждения; Участие в работе методических объединений учителей-логопедов ; Участие в конференциях, семинарах-практикумах; Обобщение педагогического опыта работы в области коррекции.
Модуль оптимизации коррекционно-педагогического процесса
Материально-техническая база педпроцесса, оборудование логопедических кабинетов; Создание картотек: игр, упражнений, артикуляционных гимнастик и т.д.; Использование современных технических средств, создание аудио и видеотеки логопедических кабинетов.
Контрольный модуль
Проведение тестовых срезов; Информация о работе учителя-логопеда на педагогических, методических советах; Информация на групповых родительских собраниях (родительских конференциях); ПМПК по вопросам о переводе, выпуске детей из речевых групп; Итоговые собеседования в логопедических пунктах; Подведение итогов работы за учебный год. Сдача отчёта-анализа о проделанной работе педагогическому совету дошкольного учреждения.
Опыт работы показывает, что качественная отлаженная коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа в дошкольных образовательных учреждениях получит успех при эффективной системе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.
Литература
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М., 2003
Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург 2004.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
Справочник по дошкольному воспитанию. – М., 1980.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. – М., 1996.
1.Логопедический кабинет при детской поликлиники.
Основное звено в системе здравоохранения. Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления работы:
1.педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.
2.диспансеризация организованных и неорганизованных детей.
3.участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.
4.проведение логопедической санитарно-просветительской работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями д/с, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.
2. Специализированные ясли для детей с нарушениями речи.
Являются самостоятельным учреждением здравоохранения и имеют своей целью воспитание детей и проведение мероприятий, направленных на правильное развитие речи или исправление ее дефектов. Отбор в ясли проводится специальной комиссией в составе педиатра, психиатра, логопеда. Документация: выписка из истории болезни, заключение психоневролога и логопеда поликлиники, справка с места жительства, справка с места работы родителей о размере з/п.
Прием в специализированные ясли осуществляется:
1)для детей с задержкой речевого развития в течение года по мере освобождения мест;
2)для заикающихся - один раз в 6 месяцев, в особых случаях срок пребывания ребенка в группе для заикающихся может быть продлен до одного года.
Противопоказания к приему:
*выраженная УО;
*судорожные припадки;
*грубые нарушения двигательных функций.
Работа специализированных яслей строится по типу учреждений с круглосуточным пребыванием детей. В специализированных яслях находятся дети до 4 лет.
Группы комплектуются по речевому дефекту.
3.Специализированный дом ребенка.
Основной задачей логопеда является профилактика отклонений в речевом развитии (начиная с доречевого периода - от 3 месяцев и до 1года), своевременная диагностика и исправление речи детей во всех возрастных группах.
Логопед: принимает активное участие в МППК;
обследует всех детей, описывает уровень развития каждого ребенка, составляет план мероприятий;
ежедневно занимается с детьми всех возрастных групп по подгруппам и индивидуально
оценивает эффективность обучения.
4. Детский психоневрологический санаторий - лечебно-оздоровительное учреждение санаторного типа.
Дети 4-7 лет принимаются в дошкольный психоневрологический санаторий; дети от 7 до 13 лет – в школьный психоневрологический санаторий.
Показания для направления детей:
*неврозы и невротические и формы реактивных состояний; астенические, церебростенические, неврозоподобные состояния как следствие раннего органического поражения ЦНС; травмы черепа, нейроинфекции, соматические заболевания;
*общее недоразвитие речи всех уровней с сопутствующими нарушениями чтения и письма; дислексия, дисграфия, дизартрия, ринолалия, дислалия; ЗРР; заикание; мутизм.
Срок пребывания в санатории- 3 месяца. Возможно повторное лечение через 6 месяцев. Комплектование осуществляется по возрастному принципу.
Задача санатория - проведение лечебно-оздоровительных и логопедических мероприятий с целью коррекции речевых нарушений и отклонений в психическом развитии детей.
Основные разделы лечебно-оздоровительной работы:
*лечебно-охранительный и лечебно-тренирующий режим с учетом возраста и состояния детей;
*рациональное питание;
*психотерапия; * ритмика;*трудотерапия;*медикаментозная терапия;
*логопедические коррекционные занятия;
5. Логопедическая помощь взрослому населению.
Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:
1.стационарного (неврологические отделения при больницах)
2.полустационарного (кабинет трудотерапии)
3.амбулаторно (методические кабинеты при районных поликлиниках города).
Прием больных в поликлинике планируется из расчета 4-6 человек за рабочий день. Один раз в неделю логопед поликлиники посещает больных на дому. Курс восстановления речи длится в среднем 3 месяца. Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуального логопедического занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапии.
Комплексное обследование и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности.
В 40. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)-нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Занимались: Левина Р.Е., Боксис Р.М., Лурия А.Р.)
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, в этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения.
При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
Недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
63. замена звуков более простыми по артикуляции (с и ш заменяются звуком ф);
64. некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет.(произносят слова шуба, собака, но в связной речи наблюдается смешение звуков си ш);
65. несформированность процесса дифференциации звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например: мягкий звук шь вместо ш);
66. наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
Уровни нарушенного звукопроизношения:
1.звук нарушен постоянно –полная невозможность произнести звук;
2.наличие изолированного звука, но невозможность произнести его в словах…;
3.смешение звуков.
Организация коррекционной работы с детьми с ФФН в условиях массового д/с.
1.коррекционная работа;
2.профилактика.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:
*развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
*воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
*развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
*развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
*развитие произвольного внимания и памяти.
В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводится на звуках, правильно произносимых всеми детьми.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается нас слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками.Большое внимание уделяется гласным звукам, правильное их произношение играет большую роль при анализе звукового состава слова.
С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте.
К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы.
Коррекция ФФН у детей школьного возраста.
Система коррекционного обучения детей с ФФН в условиях школьного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений в работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь и развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов. Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Проводится направленная работа по выработке у детей прочных связей между звуками и буквами.