Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый. Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка»

Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый. Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка»
Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый. Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка»

литературного чтения
по теме

«А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

МБОУ «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа»

Тема. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

Цели урока:
Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению;
Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы;
А) анализ сюжета
Б) выборочное чтение
В)чтение про себя
Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность;
Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;
Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство прекрасного.

Ход урока.

1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из других школ нашего района.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют Пушкина.
- А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.

И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
- Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.

На доске слова:

«Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)

(Портрет Пушкина).

Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку.

И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти.
Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.

4. Повторение изученного.

Подготовительная беседа учителя о поэте.

Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.
У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи.. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев., которого очень любила мать.
- Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.
- Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?
- на самом деле у Пушкина было 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.

3. Работа над новым материалом.
У. Ребята, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком.
- Герои какого произведения находятся в сундуке?
-«У лукоморья дуб зеленый»
- Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?
- Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый

Словарная работа.

Что такое «Лукоморье»? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив.
- Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
- Что означает «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев –долина).
- Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев).
- о заре – на заре.
- Почему воды названы ясными? (прозрачные).
- Пленяет – берет в плен.
- Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
- Чахнет – сохнет, худеет.

У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Техника чтения.

А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.

Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:

У ЛУ- КО- МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ
НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА
ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ
ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ

А) Работа над произведением.

У. Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье.
- Садитесь-ка поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка наизусть)

Первичное восприятие текста.
- Беседа по первичному восприятию:
Понравилась ли сказка?
Что понравилось?

Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:

Каким же поэт изобразил лукоморье?(сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
-Что особенно понравилось и почему?

Чтение цепочкой.

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк)
- что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин?(Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)
-нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).
- Что вы можете сказать о второй части?(более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).
- Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя
(Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).
- Какие сказочные герои повстречались?

Работа с иллюстрацией в учебнике.

Выразительное чтение учащимися отрывка.
-Как нужно читать это стихотворение?

Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.

Самостоятельная работа детей.
Чтение про себя
Работа над выразительным чтением.

Чтение вслух.

Самостоятельное чтение последних шести строк.

Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

Кульминационный момент.
-Прикрыли книжки.
-Кто какие строчки запомнил?
-Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.

ИТОГ УРОКА.

Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.
- В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.
Учитель читает стихотворение наизусть:
Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном.
И море синее и пену
И рыбку золотую в нем.
И три девицы пряжу пряли
По морю плавал царь Гвидон.
А поп с Балдою выясняли,
Кому и как менять закон
Мы с детства знаем сказки эти,
Они нам дороги всегда.
Вы нам оставили в наследство
Любовь друзей и злость врагов,
И изумительное средство
Познанья вечного стихов.

Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравился урок?
Чему учились на уроке?
-Что нового узнали?
- Всем спасибо за урок!

А) –Ребята, предлагаю нам отправится в путешествие.

Наше путешествие будет осуществляться по станциям, поэтому нам необходимо выбрать транспорт для путешествия.

Но перед этим, я проведу мини опрос.

Показ портрета: Какой писатель изображен на слайде?

Что вы знаете о А.С. Пушкине?

Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?

Какие вы читали самостоятельно?

Все ребята, отправляемся к нашей первой станции под названием «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Выбираем транспорт: пешком (показываем ходьбу)

Портрет писателя. (Рассказ о жизни и творчестве Пушкина А.С.)

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин

-Вторая станция «Отгадай сказку». Выбираем транспорт (велосипед) и так в путь. (показываем руками и ногами езду на велосипеде)(Дети читают отрывок из сказки.

(По тексту и иллюстрации отгадывают название сказки.)

3 слайд, 4 слайд.

Прочитаем.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

5слайд, 6 слайд.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Ку-ка-ри-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».)

7слайд, 8 слайд.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

11слайд, 12 слайд.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видалоль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Б) Беседа

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Пушкин специально для детей произведения не писал) Все его сказки вошли в круг детского чтения.

Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

-Итак, ребята, следующая станция будет, поэма-сказка.

Выбираем транспорт (самолет, показываем как мы летим) (-Кто слышал о произведении «Руслан и Людмила»? О чем оно? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)

Какую цель поставите себе на урок? (спросить нескольких уч-ся)












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

  • Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
  • Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
    • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
    • развивать позитивную самооценку учащихся.

Оборудование к уроку:

  • учебник "Литературное чтение. 3 класс" Э.Кац, М., "Астрель", 2011;
  • тетрадь на печатной основе "Литературное чтение.3 класс", М., "Астрель", 2011 г;
  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг поэта;
  • компьютерная презентация "Мир Пушкина";
  • выставка проектов учащихся "Мир Пушкина";
  • компьютер, проектор, экран;
  • словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
  • карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
  • клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила";
  • разноцветные лепестки для цветка "Настроение"

Современные технологии:

Ход урока

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

И наших гостей пригласим.

2. Проверка домашнего задания

Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас - это знания.

Что было задано на дом?

(подготовить сведения о Пушкине)

Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту "Мир Пушкина"

1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)

Микроитог

Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам

(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы

"Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"
"Уж небо осенью дышало" (отрывок из стихотворения)

"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
"Кабы я была царица:"

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
("Сказка о Царе Салтане")

Задания для 2 группы

"Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?"

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

"Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга."
"Гонимы вешними лучами:"(отрывок из стихотворения)

Задания для 3 группы

"Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила".
"Сказка о рыбаке и рыбке"

"Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару:"

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
"Сказка о попе и о работнике его Балде"

(Будем изучать произведение)

Задания для 4 группы

1. "Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:"

"Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок"
"Сказка о золотом петушке"

(Будем изучать произведение)

"Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит".
(Басня И.А.Крылова) - Ловушка

Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.

Учитель:

Как распределили произведения по группам?

Ученики:

1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком???

Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина

Учитель:

Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина

Дети:

Стихотворение, сказка.

ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА

5. Работа над новым материалом

Учитель:

Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?

Дети:

Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "У лукоморья дуб зелёный:"

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

Учитель:

Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

Учитель:

Это вступление к поэме "Руслан и Людмила". А что такое поэма? Кто из вас знает?

(Ответы детей)

Учитель :

Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

Ученик:

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Учитель:

Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

(Учитель открывает третью группу слов на доске - ПОЭМА)

Учитель:

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

(ответы детей)

Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:

Ученик:

Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

6. Работа над произведением

Первичное восприятие текста.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается.

Дайте мы отправимся в лукоморье.

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)

Беседа по первичному восприятию:

Учитель:

Каким изобразил поэт лукоморье?

Ученики:

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Учитель:

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

(Высказывания детей)

Учитель:

Какие вам встретились трудные непонятные слова?

(Дети называют слова)

Учитель:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

7. Словарная работа

Учебник стр. 86-87, 169,170

Лукоморье

Неведомые (дорожки)

Невиданные (звери)

:и дол видений полны:

Брег песчаный

Мимоходом

Над златом чахнет

:и мёд я пил

Поведать

8. Физкультминутка

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста

Учитель:

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

Ученики:

Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.

Учитель:

Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

Ученики:

Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

Учитель:

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

Ученики:

Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.

Учитель:

Что вы можете сказать о второй части?

Ученики:

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)

Чтение произведения

10. Работа с иллюстрацией в учебнике

Учитель:

Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)

Ученики:

Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря

Учитель:

Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации

11. Зарядка для глаз

Учитель:

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз).

12. Работа в тетрадях по литературному чтению

Работа в парах

Заполнение таблицы

(Дети записывают синонимы и антонимы)

Взаимопроверка тетрадей.

Заполненная таблица с одним из вариантов

Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)

Микроитог

Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

13. Итог урока

Учитель:

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Ученики:

Учитель:

Что особенно вам понравилось?

Ученики:

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

14. Просмотр клипа

Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

15. Рефлексия цветок "Настроение"

Учитель:

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

  • Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
  • Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
  • Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
  • Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

16. Домашнее задание

Стр.86 - 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23

Тема урока . «У лукоморья дуб зелёный…». Вступление-пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Цели:

обучающие : познакомить обучающихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», с понятиями поэма, пролог; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;

развивающие: развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

воспитательные: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь, аудиозапись, рабочие листы

Тип урока : урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный этап (1 мин)

II. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о творчестве.

С каким стихотворением поэта мы знакомились на прошлом уроке? «Няне»

Как звали няню Пушкина? Арина Родионовна Яковлева

Дома вы готовили выразительное чтение этого стихотворения. Сейчас послушаем чтение одного из вас. Задача остальных – дать словесную оценку выразительности чтения. Используем имеющийся у нас алгоритм анализа.

Не забываем, что выразительное чтение – это проникновение в самую суть произведения, понимание его основной мысли, передача чувств и настроений.

Алгоритм анализа выразительности чтения (в рабочих листах обучающихся)

1.Правильность

- (имя) прочитал(а) текст правильно, без ошибок, искажений и повторов

- (имя) допустил(а) при чтении незначительные (1-2) ошибки (или 1-2 повтора)

- (имя) допустил(а) при чтении много ошибок, повторов(более двух)

2.Темп (медленно/быстро), громкость, дикция

Темп чтения соответствует содержанию текста, замыслу автора; громкость достаточная; хорошая дикция, ясное чёткое произношение звуков

Темп чтения необоснованно быстрый, поэтому выразительность теряется (и ошибки допускаются); чтение тихое, не слышно текста.

Замедленный темп чтения свидетельствует о недостаточной подготовке

3.Интонация (выразительность), эмоциональность

Текст прочитан выразительно: соблюдались паузы, логические ударения, передающие замысел автора. Соблюдались нужные интонации (вопроса, утверждения, отрицания и др.) (Имя) удалось своим чтением выразить нужное настроение (какое?)

Текст прочитан недостаточно выразительно (указать неточности). (Имя) не всегда точно удавалось передать эмоции, которыми проникнут текст

Чтение было невыразительным, неэмоциональным, монотонным

Дополнительные вопросы

Что можно сказать о жанре этого произведения? (стихотворное послание)

Какими чувствами проникнуто стихотворение?

Что помогает нам при знакомстве с текстом понять его настроение? (ключевые слова)

ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний (4 мин.)

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что находясь в ссылке в Михайловском, поэт с удовольствием слушал русские народные сказки, которые рассказывала ему Арина Родионовна. Некоторые из них легли в основу его стихотворных сказок.

(Имя) приготовил(а) небольшую викторину по сказкам Пушкина, которая позволит нам их вспомнить (индивидуальное домашнее задание). Давайте дадим слово (имя)

1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда «Сказка о попе и его работнике Балде»

3. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди»

5. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело; «Сказка о золотом петушке»

Сколько сказок мы вспомнили? Пять.

А есть ещё незаконченная сказка «О Медведихе» и другие произведения, в основе которых лежат сказочные мотивы.

Вводно-ориентировочная беседа.

К жанру сказки Пушкин обращался на протяжении всего своего творческого пути. Ещё до сказок, по которым мы сейчас проводили викторину, он написал сказочную поэму. Кто-нибудь знает, о какой поэме я говорю? «Руслан и Людмила»

Давайте послушаем сообщение об истории написания этого произведения (индивидуальное домашнее задание)

Примерное сообщение обучающихся.

Сказочная поэма «Руслан и Людмила» была задумана Пушкиным еще в Лицее. Сразу же после окончания Царскосельского лицея, поселившись в Петербурге, Пушкин принялся за её написание. Он ставил перед собой задачу - создать «богатырскую» сказочную поэму. Работал Пушкин над поэмой почти три года, с 1817 по 1820 год. Весной 1820 она была напечатана в журнале

В 1828 году (через 8 лет) Пушкин подготовил второе издание поэмы, внеся в неё некоторые изменения. после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Дело в том, что у Жуковского тоже был замысел написать «отечественную» сказочную поэму, но он его так и не осуществил. Отечественную поэму создал юный Пушкин, и Жуковский его сердечно с этим поздравил.

Ребята, кто-нибудь читал полностью поэму «Руслан и Людмила»? О чём она?

О том, как злой волшебник Черномор похитил со свадьбы невесту Руслана Людмилу. Руслан и три его соперника Рогдай, Фарлаф, Ратмир ищут её. Пушкин описывает различные приключения героев. А конец у сказки, конечно же счастливый.

Сегодня на уроке мы с вами, к сожалению, не сможем прочитать всю поэму, но у нас впереди осенние каникулы, я надеюсь, что вы её прочитаете, думаю, что вас, во-первых, должен привлечь сюжет, а во-вторых, разве не интересно познакомиться с произведением, которое позволило Пушкину стать в творческом плане выше своего учителя?

Сегодня мы обратим своё внимание на вступление к поэме. Оно было написано Пушкиным ко второму изданию.

(до урока уточнить было ли это знакомство в начальных классах)

В тетрадях подпишите сегодняшнее число.

V. Формулирование темы урока.(2 мин.)

Откройте учебник на странице. Давайте сформулируем и запишем тему урока. Как она будет звучать?

«У лукоморья…». Вступление-пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Оставьте одну строчку для дополнительной записи темы урока.

Работа в тетрадях

1817-1820 – годы создания поэмы

1820 – первое издание

1828 – второе издание, исправленное, дополненное

VI. Определение задач урока.(3 мин.)

У вас на рабочих листах записано несколько задач сегодняшнего урока. Давайте попробуем расставить их в логическом порядке. Определим последовательность работы с текстом.

Познакомиться с текстом и объяснить значение устаревших слов

Определить тему текста

Проанализировать образы, нарисованные поэтом, и изобразительно-выразительные средства, помогающие ему создать эти образы

Понять основную мысль текста, его настроение

VII. Погружение в тему урока.(7 мин)

1. Прослушивание аудиозаписи вступления к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…»

Я вам предлагаю небольшой фрагмент текста прослушать в исполнении актёра, мастера художественного слова. Понравилось чтение? Чем? (завораживающее, погружающее в мир сказки, сопровождается сказочной музыкой)

2. Чтение пролога. Словарная работа:

Лукоморье (устар.) - морской залив, бухта , изгиб морского берега. Для сравнения: лук (для стрельбы), излучина (реки), лукавить (изворачиваться), лука (седла).

В фольклоре восточных славян - заповедное место на краю мира.

Поэма – литературный жанр. Крупное или среднее по объёму стихотворное (чаще всего) произведение лиро-эпического характера (один из видов лиро-эпических произведений). Для поэмы характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Пролог – вводная часть, введение, предисловие, вступление

Бродит – без цели, без определённого направления

Тужит - горюет, печалится

Бредёт - медленно идёт

служит - помогает, выполняет различные поручения

златая, злато, брег

о заре – на заре

из вод ясных – прозрачных, чистых

3. Определите тему отрывка. О чём он? О мире сказок. Волшебном, фантастическом, чудесном мире русских сказок. Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Своеобразная мозаика. Давайте сформулированную нами тему произведения Пушкина допишем к теме нашего урока (3 мин.).

4. Физкультминутка (имитируют движения волн, витязей , лебеди) (2 мин.)

Там о заре прихлынут волны

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных

По этим же волнам в сказках Пушкина лебедь плавала. А мы покажем, как она взлетает.

5.Работа в парах. Чтение отрывка и заполнение таблицы: (5 мин)

Русалка – это образ неоднозначный. У западных славян она молодая, привлекательная, шаловливая. На севере, в краю угрюмых хвойных лесов русалки – злые, мстительные существа. Но даже если это симпатичная, весёлая девушка, то это всё равно образ демонический, несущий гибель. Она своим пением завораживает человека и манит его за собой в воду. Или может, играясь, защекотать до смерти.

6.Работа с иллюстрацией на форзаце учебника (4 мин.)

Давайте откроем форзац в начале учебника. Вы видите иллюстрацию к прологу поэмы. Парилов и Виктор Дмитриевич Дудоров. Это художники Палеха (1959-1964 – период создания иллюстраций) Знаете, что такое Палех? Это народный промысел, лаковая роспись. (Палех – посёлок (или город?) центр промысла).

Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Обратите внимание, как миниатюрно и подробно написаны художниками сюжеты народных сказок. Недаром говорят, что палехской росписью можно не просто любоваться, её можно читать. И конечно же, нас привлекают богатство и яркость красок Палеха, которые передают богатство и яркость сказок.

Посмотрите, все ли сказочные персонажи, названные Пушкиным, присутствуют на иллюстрации? (нет лешего и избушки на курьих ножках. Отход от образа Бабы Яги: у Пушкина она бредёт, а на иллюстрации летит)

С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

Каких героев народных сказок вы бы ещё поселили в страну Лукоморье? Чудо-юдо, Змей Горыныч, Жар-птица, Водяной, Емеля на печи, Колобок и др)

7. Давайте ещё раз обратимся к тексту. В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка? «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Как вы понимаете это выражение?

Перед нами проходят герои народного творчества. А основой любого государства является народ: его традиции, культура, история. И недаром использован поэтом образ дуба. Дерево - это вообще символ жизни, а дуб на Руси считали ещё и символом мудрости и долговечности. А всякое дерево держится корнями, питают его корни. И опять возвращаемся к тому, о чём только что говорили. Наши корни - это наша история, наша память, народные традиции, культура, частью которой является фольклор. Чем больше человек дорожит этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

Каково настроение текста? Он проникнут восхищением, благоговением перед этим огромным миром народной поэзии. Не зря же Пушкин писал: «Какая прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

И в то же время к каждому сказочному образу своё отношение: уважение, удивление, завороженность (дух захватывает), торжественность, волнение, переживания, благодарность, осуждение, восхищение.

VIII Задание на дом

Выучить наизусть отрывок (для всех)

Нарисовать иллюстрацию (по желанию)

IX. Рефлексия. Создание синквейна

А сейчас я предлагаю зафиксировать наши впечатления, ощущения и ассоциации, возникшие в ходе знакомства с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» в синквейне

Добрые, волшебные (народные)

Развлекают, воспитывают, учат

В сказках народ выражает своё восприятие жизни.

Мудрость

X. Выставление оценок

Выразительное чтение

Анализ выразительного чтения

Подготовка и проведение викторины

Ответы на вопросы викторины

Сообщение

Работа на уроке

X. Подведение итогов урока

Наш урок подошёл к концу. Сегодня мы с вами прикоснулись к сказочному миру произведений, а на следующем уроке продолжим раскрывать для себя поэтический талант великого Пушкина.

Организация: ГБОУ КГ№1 имени Лилии Литвяк

Населенный пункт: Луганская область, город Красный Луч

Разработка урока по литературному чтению

2 класс

Тема: Творчество А.С. Пушкина. «У Лукоморья дуб зелёный».

Цель: познакомить детей с автобиографией А.С. Пушкина и с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный»; дать первичные представления о сказочной поэме; совершенствовать навык выразительного чтения, умение творчески работать со стихотворным текстом; формировать умения делать несложные выводы, анализировать содержание; развивать сознательное, орфоэпическое чтение, связную речь, творческое мышление, память; прививать любовь к поэзии.

Оборудование: клубок ниток, по классу развешены предметы с подсказками: карточка со словом «ТЕМА», выставка на доске с фото и иллюстрациями к произведениям А.С Пушкина, литературный уголок, учебник, иллюстрация к вступлению поэмы «У Лукоморья дуб зелёный», словарь Ожегов, музыка, карточка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Все готовы на урок? (Да)

Всё ли девочки достали

И ненужное убрали? (Да)

А мальчишки посмотрите,

Аккуратно всё сложите,

Книжку ручку и тетрадь

И на уроке не зевать!

Молодцы, ребята! Сели красиво, удобно и начнём наш урок.

Ребята, а чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей)

  1. Постановка целей урока. Мотивация обучения.

- Ребята, у нас сегодня будет необычный урок.Я приглашаю вас в небольшое воображаемое путешествие.Оно принесёт много новых и интересных знаний.

- А о чём мы узнаём на уроках литературного чтения? (о писателях, о новых произведениях и героях этих произведений, много интересного о русском языке)

А кто нам может помочь путешествовать? (волшебник, машина времени, корабль и т.д.)

Отгадаете загадку и узнаете, кто будет нашим помощником?

Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я - не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод. (клубок ниток)

Правильно. Только этот клубок волшебный. Он нам укажет дорогу. (по классу развешены предметы с подсказками)

Катится, катится наш клубок, прикатился он в зелёный уголок. А подсказка здесь слово (читают все) ТЕМА.

Какой будет тема нашего урока, и что мы будем с вами делать, скажите мне вы. А поможет вам в этом моя выставка и опорные слова

Мы познакомимся……

Мы научимся…..

(Выставка: на доске весит портрет А.С. Пушкина и иллюстрации из ранее известных детям произведений.

Ученик: Мы сегодня познакомимся с творчеством А.С. Пушкина.

Как вы думаете, какое произведение А.С. Пушкина мы сегодня возьмём для урока. («У Лукоморья дуб зелёный», мы ещё с ним не работали, а все остальные нам известны)

Правильно. Мы сегодня продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, а именно с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный».

А что нам для этого надо сделать?

(быть внимательными, активными, выразительно читать, на вопросы отвечать, мыслить, рассказывать, описывать, фантазировать)

  1. Работа над темой урока

1)Автобиографическая справка про А.С. Пушкина.

Катится наш клубок. Катится. И прикатился в литературный уголок.

Каких русских писателей вы в нём знаете? Ребята, а что вы знаете о выдающемся русском поэте А.С. Пушкине.

Вике дано было домашнее задание приготовить рассказ о творчестве А.С. Пушкина. Давайте её послушаем.

В сердце России городе Москва родился 6 июня 1799года А. С. Пушкин. Семья дворянина имела большую библиотеку, поэтому мальчик рано пристрастился к чтению.

С раннего детства его воспитывала няня Арина Родионовна. Долгими вечерами она любила рассказывать маленькому поэту сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Поэтому Пушкин с детства увлекался поэзией.

В 12 лет родители его отправили учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он стал писать стихи.

В 1820 году А.С. Пушкин был сослан на Кавказ за то, что писал стихи, которые не нравились царю. На Кавказе он пишет самое большое произведение «Евгений Онегин». Это произведение принесёт ему в будущем известность и славу.

За недолгую свою жизнь А. С. Пушкин написал много прекрасных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме.

Учитель : А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 218 лет со дня его рождения, а мы до сих пор любим и читаем его произведения.

2) Работа со статьёй в учебнике стр.84.

Чтение статьи хорошо читающими учениками.

Вопросы по содержанию: 1. О каких по жанру произведениях

2. Что о сказках говорит? (они волшебные)

3. Какие стихи у Пушкина?

(прекрасные, сердечные, тёплые)

3) Работа по учебнику стр.85.

Прочитай строки из сказок соответствующие данным иллюстрациям из сказок А.С.Пушкина. Вспомните названия этих сказок.

4) Работа с иллюстрацией

- Покатился наш волшебный клубок дальше. Катится, катится, а навстречу ему кот. (Входит в класс ученик одетый котом)

Я принёс вам следующую подсказку. Но отдам, если вы меня немного взбодрите.

Физкультминутка с котом.

Кошка встала, потянулась,
Лапки вытерла, прогнулась!
Коготками шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у кошки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку - влево, ножку - вправо,
А теперь - вперед, назад.

Лапкой ушки почесала,

Клубком на лавке подремала.

Жмурит глазки и мурчит,

Играть с собою не велит.

Ребята посмотрите это картинка. Где-то я её уже видела. Откройте стр.86 учебника. Это иллюстрация к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»

А кто знает, что такое поэма?

Работаем со словарём Ожегов.

Поэма - литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лироэпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

Поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина.

Такое интересное название «У лукоморья дуб зелёный». А что такое ЛУКОМОРЬЕ?

Лукомо́рье - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

Составьте небольшой рассказ по картине? О ком будет в нём говориться? Какие будут происходить действия? (1-2 рассказа)

А сейчас мы прочитаем отрывок из поэмы и посмотрим, насколько вы были правы.

5) Первичное восприятие произведения.

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза и представьте, что вы попали в лукоморье. Что вы там увидите, послушайте.

(учитель читает отрывок из поэмы на фоне спокойной музыки)

  1. Закрепление изученного материала

1)Беседа по содержанию

Можно ли по вступлению определить, о чём будет говориться в поэме?

Каким же поэт изобразил лукоморье?

Какие события вам показались неправдоподобными? Зачитайте их.

Смысл, каких слов вам был непонятен?

(дол, видений, брег, чредой, витязь)

2) Словарная работа (работа в паре)

У вас на парте карточка с устаревшими словами, вышедшими из активного словарного запаса современного человека. Давайте мы к устаревшим словам подберём синоним современный. Соединим их стрелочками.

Соедини стрелочками синонимы

Дол

берег

Брег

по очереди

Витязь

берёт в плен

Чредой

сохнет

Пленяет

грустит

Чахнет

долина

Тужит

воин

(Зачитываем получившиеся пары)

Молодцы ребята. Наш клубок катится дальше, и мы следуем за ним.

3) Чтение отрывка детьми.

Клубок нас привёл к большому развесистому дубу. А под ним дремлет кот. Кот очень любит слушать разные лесные сказки.

Физкультминутка (для глаз)

Сказка начинается

Глазки открываются.

Раз, два, раз, два – глазки открываются.

(дети моргают глазками)

В сказке много волшебства

Любим их и ты и я.

Раз, два, раз, два – любим их и ты и я.

(глазки смотрят вверх и вниз)

Вокруг нас и там, и тут

Сказки добрые живут.

(глазками вправо-влево)

На зло глаза не закрывай

(ладошками закрыли глаза)

Добро дари и воспевай.

(открывают глазки и улыбаются)

А давайте мы для кота почитаем.

Чтение «Цепочкой» (2-3 раза)

Молодцы, ребята. Посмотрите, как кот улыбается. Ему очень понравилось ваше чтение.

  1. Итог урока.

- А вам понравился сегодняшний урок?

С произведением, какого писателя мы сегодня познакомились?

К какому жанру оно относится? (поэма)

  1. Релаксация

Ребята, у вас у каждого на парте листочек с волшебного дуба. Напишите на нём своё самое сокровенное желание и прикрепите его к волшебному дереву. И оно обязательно сбудется (звучит спокойная музыка)

И пусть это волшебное настроение не покидает вас целый день.

Список используемой литературы

  1. Интернет ресурс: Riddle-middle.ru Загадки.
  2. Интернет ресурс: Ивченко И.В. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/08/27/ otkrytyy_urok_chteniya_2_klass_gotovaya_versiya.docx
  3. Интернет ресурс: Ucthat-v-skole.ru/bibliotheca/fizkultminutki