Голландские окна. Окна амстердама – все такие разные. Цветовое оформление домов в голландском стиле

Голландские окна. Окна амстердама – все такие разные. Цветовое оформление домов в голландском стиле
Голландские окна. Окна амстердама – все такие разные. Цветовое оформление домов в голландском стиле

Одним туманным вечером в декабре 1893 года в Амстердаме 96 прохожих свалились в амстердамские каналы. Причиной такого явления была не только любовь голландцев к своему национальному напитку – можжевеловой водке (джину) genever, — но и кромешная тьма на улицах Амстердама.

Амстердам и сегодня – довольно темный город. То есть это обычный в плане уличного освещения европейский город, который после привычного в Москве последних лет светового расточительства кажется темным. В декабре в Амстердаме проходит Фестиваль света, и мы рассчитывали, что это будет феерическое зрелище, когда в первый же вечер отправились кататься на речном трамвайчике.

Фестиваль света был действительно в разгаре, но это было устроено как-то очень по-голландски. В иллюминаторе нашего кораблика вдруг возник разноцветный тюльпан. Световой цветок менял окраску, а вскоре на маслянисто-черной глади воды в канале появились светящиеся голубые шары.

Контуры кое-каких зданий по берегам каналов подсвечены огоньками: это сделано достаточно экономно, чтобы не сказать скупо – без всякого желания выбросить дом через форточку, как в подобных случаях выражаются любезные моему сердцу испанцы.
Через какое-то время начинаешь привыкать к уровню освещенности амстердамских улиц и каналов и уже находишь в этой приглушенной атмосфере свои плюсы. Потому что город прекрасен, и скромное освещение ему к лицу.

Нам очень повезло, что первые наши амстердамские впечатления оказались водными. Едва ли какой еще город на планете – за вычетом Венеции, естественно, — так сильно зависит от воды и настолько состоит из нее. Подобно человеку, который по большей части сам состоит из воды, Амстердам – это густая паутина каналов плюс река Амстел, ну, и дома на их берегах. И горбатые мостики между ними.

Каналы занимают 25% всей площади голландской столицы.

Естественно, есть новые городские кварталы, в которых размещаются большие офисные и жилые здания, вы видите их, когда добираетесь в центр на электричке из аэропорта Схипхол, но речь сейчас не о них. Исторический Амстердам, город, имя которого состоит из имени реки и слова «дамба», стоит на каналах. В прошлом году отмечали 400-летие создания так называемого «пояса каналов» — эксклюзивного района, который строили для зажиточных амстердамцев.

Всему человечеству повезло, что у этих людей был хороший вкус в прямом смысле слова, а еще вкус к архитектурным инновациям и бережливость. Благодаря последнему качеству дома очень узкие по фасаду и достаточно высокие для XVII века – ведь налоги платили в зависимости от ширины фасада. Дома на каналах построены таким образом, что толстые, несущие стены – боковые, т.е. те, которые стоят перпендикулярно к воде. А вот фасад, обращенный к каналу, — относительно легкий, и поэтому может быть сменным. Иными словами, если вы видите дом XVII века, то это еще не факт, что фасад у него той же эпохи. Однако как-то так все устроилось в Амстердаме, что все фасады домов на каналах – и старинные, и относительно новые — выглядят замечательно и очень гармонично сочетаются, когда вы любуетесь ими снизу, с борта тихо скользящей по воде лодки.

Пора уже сказать несколько слов об этой лодке и о том, что мы на ней делали. В Интернете можно найти множество объявлений о прогулках по амстердамским каналам. Мы выбрали самую старую лодку, она построена в конце позапрошлого века. Уже на борту мы услышали подтверждение этого факта от роскошного голландского капитана. Был он немолод, подтянут и сразу внушал доверие и симпатию. По словам капитана, изначально лодка принадлежала амстердамскому нотариусу, который плавал на ней от одного клиента к другому. А когда кораблик не нужен был ему для заключения сделок, он сдавал его богатым людям, выезжавшим на пикники.

Сегодня вы можете заказать в Интернете билет на это судно и провести за одним из его нескольких столиков три часа, пока лодка будет тихим ходом выводить кружева на темной воде каналов.

Помимо сказочной красоты видов, вы еще ужинаете. Размеры лодки не позволяют держать на ней кухню, поэтому она дважды заходит в один из ресторанов на берегу. Время рассчитано до минуты с тем, чтобы горячие блюда попадали без задержки с ресторанной кухни к вам на столик. Для этого существуют не только отработанные процедуры, но и маленькие голландские технологические изобретения, из тех, что меня постоянно восхищали во время всей поездки. Вообразите этажерку с отделениями на дюжину тарелок. Капитан подхватывает ее у ресторанного посыльного, и вот уже стюардесса разносит по столикам блюда – такие горячие, что она берет тарелку полотенцем, дабы не обжечься.

У меня были сомнения относительно качества еды, которую может предложить подобный кейтеринг. Но должна признать, что все было на уровне: хорошо приготовлено из хороших продуктов, красиво сервировано, хотя и без особых изысков.

Нас, конечно, постоянно занимали виды из иллюминатора: причем не только дома, но и старые баржи, стоящие на приколе по краям каналов. Это тоже дома.

Амстердам – не единственный европейский город, жители которого предпочитают жить на воде. Это, например, очень модно во французском Лионе. Но, кажется, только в Амстердаме это явление носит настолько массовый характер.

В городе насчитывается две с половиной тысячи плавучих домов.

Предполагается, что корни этого необычного, на взгляд приезжих, явления уходят в годы после второй мировой войны, когда в Амстердаме были большие сложности с жильем. Но должны быть еще какие-то важные причины того, что голландец стоически переносит неудобства, связанные с проживанием на тесной барже, где готовить приходится на плитке от газового баллона, а туалет представляет собой корабельный гальюн.

По амстердамской традиции, жители плавучих домов не зашторивают окна (иллюминаторы), поэтому обстановку и обитателей можно наблюдать, когда проплываешь мимо.

К тому же окна в традиционном амстердамском доме очень большие и высокие, что, как обычно в этом городе, имеет не только эстетическую составляющую, но и сугубо практическую. Если кто-то захотел бы внести в голландский дом пианино или шкаф, это невозможно было бы сделать через дверь. Лестницы в доме такие крутые и узкие, что по ним крайне трудно затащить даже чемодан (в чем мы могли убедиться в своем отеле). Все крупногабаритные предметы обстановки заносят через окно. В амстердамском доме рамы окон можно легко выставить. Под крышей старых домов на фасаде можно заметить ржавый крюк: он позволяет поднимать мебель с помощью лебедки. Поскольку фасады голландских домов накренены в сторону канала, имеются достаточно большие шансы на то, что пианино не влетит в окно соседа.


Творчество одного из самых видных представителей Голландии в современной архитектуре, Рема Коолхаса, не оставляет равнодушным никого. Начавший свою карьеру в качестве актера кино, режиссера и сценариста, голландец в конечном счете выбрал архитектуру и стал известен во всем мире как настоящий мастер стиля деконструктивизм. В нашем обзоре представлены 15 потрясающих проектов голландского архитектора Рема Коолхаса, один только вид которых вызывает восхищение.

1. Концертный зал "Дом музыки" в Порту, Португалия


Концертный зал "Дом музыки



Концертный зал "Дом музыки


Концертный зал "Дом музыки" был построен в центре города Порту в 2005 году. Внешне это современное здание напоминает огромный усеченный куб, который многие люди в шутку сравнивают с кусочком рафинада. Однако интерьеры "Дома музыки" удивляют еще больше - внутренние стены примыкают друг к другу и пересекаются под совершенно немыслимыми углами, а в каждом помещении открываются невероятные перспективы. Главный зал, в котором выступают три оркестра, вмещает немногим более 1200 зрителей. Помимо этого, в "Доме музыки" есть дополнительная аудитория на 350 человек и репетиционные помещения.

2. Вилла dall"Ava в Париже, Франция


Вилла dall"Ava в Париже, Франция



Вилла dall"Ava в Париже, Франция: бассейн на крыше


Вилла dall"Ava была построена по проекту архитектурного бюро Рема Коолхаса OMA в предместье Парижа в 1991 году. Вилла состоит из двух зданий: одно из них предназначено для заказчика, а второе - для его дочери. Эти здания представляют собой два куба, приподнятых над землей на специальных опорах. На крыше одного из них расположены бассейн и "зеленая" зона, откуда открывается потрясающий вид на Эйфелеву башню. Отличительной особенностью парижского здания Коолхаса служит идея "переноса наверх" всех значимых помещений - на первых этажах находятся лестницы, небольшие кухни и гаражи.





В 2009 году было завершено строительство уникального здания штаб-квартиры CCTV в китайской столице. Новая штаб-квартира CCTV, расположенная на 20 га земли, считается самым значимым проектом знаменитого голландского архитектора Рэма Колхаса. Современный небоскреб состоит из двух башен (54 и 44 этажа), высота большей из них составляет 234 м. Между собой два корпуса соединяются с помощью горизонтальных конструкций на уровне последних этажей и у основания. Интересно, что из-за столь необычной формы строение получило прозвище «большие штаны».





Строительства 254-метровой башни фондовой биржи в Шэньчжэне было завершено в 2013 году. Первое, что бросается в глаза при виде 46-этажного небоскреба - это приподнятое над землей на отметке 36 м 3-этажное основание, фактически превратившееся в огромную консоль. Внутри этой базы расположены: операционный зал, конференц-центр, выставочные площадки и кабинет сотрудников биржи. На крыше приподнятого основания находится рекреационная зона с декоративным садом, откуда открываются панорамные виды города Шэньчжьжен. Непосредственно в самой башне находятся офисы руководства биржи.





Первый в Европе специализированный театр для танца, с потрясающей звукоизоляцией, уникальным зрительным залом и всеми необходимыми помещениями был построен в Гааге в 1987 году. Помимо главного зала, рассчитанного на 1001 место, здание театра вмещает в себя 4 огромные студии для репетиций и тренировок, бассейн, сауну, специальную комнату для отдыха, тренажерный зал и столовую, где работают лучшие повара Гааги. Для посетителей театра предусмотрены просторный вестибюль с несколькими кафе и большим буфетом, где все напитки и угощения раздаются совершенно бесплатно. Проект театра танца стал первой серьезной работой Рема Коолхаса.





Летний павильон художественной галереи «Серпентайн» был возведен в лондонском парке Кенсингтон в 2006 году. Сооружение, функционировавшее с июля по октябрь 2006 года, включало в себя ежедневные культурные мероприятия - публичные дискуссии и конференции, показы фильмов и выставки немецкого скульптора и фотографа Томаса Деманда. Главной фишкой павильона стало яйцевидное надувное перекрытие из полупрозрачного материала, особенно эффектное при ночной подсветке. Эта «крыша» трансформировалась - ее можно было поднять и опустить в зависимости от погодных условий. Внутри павильона располагались кафе и амфитеатр для проведения общественных мероприятий.





Драматический театр Ди и Чарльза Уайли был открыт в Далласе в 2009 году. Главным новшеством Коолхаса в этом проекте стало его решение разместить фойе и технические помещения не перед или за зрительным залом, как это обычно бывает, а, соответственно, под и над ним. Зрители должны спуститься в вестибюль, находящийся под землей, а затем вновь подняться на первый этаж чтобы попасть в главный зал, рассчитанный на 575 мест. Помещение зала остеклено с трех сторон, из-за чего расположенные неподалеку скверы и современные комплексы могут стать частью спектакля. Однако стоит отметить, что при необходимости эти прозрачные поверхности можно затянуть черными шторами. Удивительно и то, что в зависимости от спектакля расположение зрительских рядов и профиль пола можно легко изменить.





Музей искусств национального университета был открыт в Сеуле в 2005 году и стал первым объектом подобного рода во всей Южной Корее. Внешне это сооружение представляет собой усеченный параллелепипед. В структуру музея искусств входит несколько выставочных залов, лекционные помещения, аудитории, актовый зал, библиотека и др. Так как музей входит в состав университета, в его стенах проводятся различные обучающие программы и мастер-классы. Особое внимание уделяется современному искусству и проведению мероприятий, в которых так или иначе задействованы музыка, литература, кино или театральные постановки. Сеульский музей стал одним из новых символов архитектуры развивающейся невероятными темпами Южной Кореи.





Комплекс из трех высотных башен на стеклянной базе был построен на берегу реки Ньиве-Маас в Роттердаме и стал крупнейшим многофункциональным зданием Голландии. Стоит отметить, что территория, где расположен "вертикальный город" Коолхаса общей площадью 160 тыс. кв. м, уже украшена шедеврами выдающихся зодчих современности Алвару Сизы, Ренцо Пиано и Нормана Фостера, что делает ее своеобразным центром архитектурных достижений Голландии. Центральный небоскреб De Rotterdam целиком отдан под офисные помещения. В западной башне расположены жилые апартаменты, а в восточной – офисы и четырехзвездочный отель Nhow. В цокольной части обустроены различные общественные пространства, выставочные холлы, кафе, рестораны, магазины и конференц-залы. Под землей находится трехуровневая парковка.





Футуристичное здание центральной библиотеки Сиэтла было спроектировано Ремом Коолхасом и построено в 2004 году. Главным мотивом к возведению этого огромного комплекса послужило желание привлечь настоящих ценителей книг. Здание состоит из четырех фасадов, оформленных металлической сеткой и стеклом, каждый из которых отличается друг от друга. В интерьерах библиотеки можно встретить практически все цвета радуги - многочисленные эскалаторы выполнены в салатовых тонах, детский читальный зал - в розовых и желтых, конференц зал - в красных, и т.д. Принцип открытости внутреннего пространства здания стал одним из ключевых в этом проекте. Интересно, что в здании библиотеки отсутствуют прямые углы и параллельные линии.





Студенческий центр «Эдукаториум» (от англ. education - образование) был построен на территории кампуса Утрехтского Университета в 1997 году. Архитектура здания достаточно типична для голландца - неправильные и скошенные формы, врубающиеся друг в друга объемы, максимальное остекление и разноуровневость. В стенах студенческого центра находятся как учебные помещения (классы, аудитории и лекционные залы), так и зоны отдыха (оранжерея, выставочный зал, игровые комнаты и столовая). Центр "Эдукаториум", ставший излюбленным местом среди студентов, стал первой работой Коолхаса, так или иначе связанной с образованием.





Здание Посольства Голландии в Берлине, построенное в 2003 году, представляет собой строгий параллелепипед высотой 27 метров. Здание полностью остеклено, из-за чего даже виден его несущий каркас. Все, что не должно быть видно посторонним глазам прохожих, скрыто за специальным дымчатым стеклом или выходит окнами во внутренний двор. При проектировании здания посольства Рем Коолхас разработал специальную спираль, двигаясь по которой, можно обойти все здание по периметру и попасть на его крышу. В 2005 году берлинский проект голландского зодчего был удостоен крайне престижной архитектурной награды Европейского Союза, которая вручается каждые два года. Любопытно, что главным членом жюри комиссии стала Заха Хадид, которая когда-то была ученицей самого Коолхаса.





Выставочный центр «Кунстхал» (перевод с голланд. Kunsthall - "Зал искусств") был открыт в 1992 на родине Коолхаса, в городе Роттердам. В стенах этого здания общей площадью 3,300 кв. м расположена экспозиция, разделенная на три выставочных зала, фотогалерею и галерею дизайна. Благодаря этому в "Кунстхале" возможно проведение от пяти до шести выставок одновременно. Также в выставоыном центре находятся просторная аудитория, кафе-ресторан, книжный магазин и небольшой VIP-зал. В "Кунстхалле" ежегодно проходит порядка 25 экспозиций и выставок.

14. Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» Иллинойского технологического института в Чикаго, США





Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» была открыта на территории Иллинойского технологического института в Чикаго в 2003 году. Это необычное сооружение стало первым реализованным проектом Коолхаса на территории США. Интересно, что станция находится над другим объектом голландца - одноэтажным студенческим корпусом. Конструкция станции представляет собой стальную трубу-перекрытие длиной в 161 м. Этим объектом Рем Коолхас хотел отдать дань уважения своему кумиру Мису ван дер Роэ, о чем свидетельствует наличие характерных для немца металлических каркасов и сплошного остекления, а также его портрет на фасаде главного здания института.





Современное здание выставочного зала «Мильштейн холл» было открыто на территории Корнелльского университета архитектуры и дизайна недалеко от Нью-Йорка в 2011 году. В выставочном зале расположены: просторный вестибюль, конференц-центр на 240 человек, пространства для экспозиции, университетский архив, небольшая столовая и кафе для посетителей, а также многочисленные студии, предназначенные для коллективного проектирования небольших групп студентов. Главной архитектурной особенностью здания служит тот факт, что оно буквально врезано в старый корпус университета на уровне второго этажа.

Рем Коолхас является основателем крупнейшего архитектурного бюро OMA, авторству которого принадлежит множество невероятных проектов. С некоторыми проектами этой компании можно познакомиться в наших материалах: и . Известно, что Рем Коолхас - не только практикующий архитектор, но и тонкий знаток теории архитектуры. Безусловно, самой известной его ученицей можно назвать Заху Хадид, творчество которой мы затрагивали в статье .

Ровные ряды аккуратных четырехэтажных домиков вдоль многочисленных каналов – это, пожалуй, самый распространенный образ, возникающий при мысли о традиционной архитектуре Нидерландов. Сегодня же многие голландские города могут похвастаться довольно яркими образцами современной архитектурной мысли, интересными объектами различного назначения – от театров и начальных школ до музеев и торговых центров.

Портал Я архитектор представляет семь наиболее выразительных проектов, реализованных в Нидерландах в последние годы.

1. Калейдоскопический театр в Лелистаде

Проект: Theatre Agora

Назначение: театр

Город: Лелистад

Год постройки: 2007

Необычное здание является частью плана программы Lelystad by Adriaan Geuze, призванной активно развивать центральную часть Лелистада – города, которому еще не исполнилось 50 лет. Этот уникальный театр – результат профессионального подхода и свободного полета творческой мысли архитекторов UN Studio . Авторы проекта считают, что здание Agora Theatre является одним из самых сложных объектов за весь период их работы.

2. Аморфная структура в Эйндховене

Назначение: торговый центр

Город: Эйндховен

Год постройки: 2010

Это сооружение появилось в результате реконструкции центральной части Эйндховена, предусматривавшей обустройство крупного торгово-офисного центра, автомобильного и велосипедного паркингов и входа в подземную часть проекта. Аморфные обтекаемые формы нового корпуса торгового центра со стеклянными фрагментами на фасаде создают увлекательные и динамические пространственные конфигурации внутри здания.

3. Зеркальный куб в Роттердаме

Проект: Atriumtower Hiphouse Zwolle

Назначение: социальное жилье

Город: Роттердам

Год постройки: 2009

Авторы этого проекта решили сломать сложившийся в Европе стереотип, что квартиры для малообеспеченных слоев населения или студентов (социальное жилье) должны быть, как правило, тесными, темными и уродливыми. Поэтому они спроектировали многоэтажный дом со стеклянными стенами, который просто залит естественным светом в любое время суток и предоставляет своим обитателям достойные условия для проживания. Этот стеклянный куб с параметрами 23 м×32 м×25 м был удостоен в 2010 и 2011 годах нескольких престижных архитектурных наград.

4. Остроконечный муниципалитет в Гааге

Проект: The Hague Municipal Office

Назначение: офис

Город: Гаага

Год постройки: 2011

В этом белом «бумажном самолетике» расположились практически все основные социальные учреждения и коммунальные службы Гааги: муниципалитет, загс, городская библиотека и информ-центр. Легкость и стремительность, выраженная в дизайне здания, продолжена и в его интерьерах. Внутренние стены постройки практически прозрачны, а все офисы выходят в стеклянный остроугольный атриум, объединяющий различные по функциям этажи. Легкие и одновременно прочные конструкции из тонких балок и визуально невесомых перекрытий максимально раскрывают внутреннее пространство.

5. Морской музей Текселя

Проект: Maritime and Beachcombers Museum

Назначение: музей

Город: Тексель

Год постройки: 2011

Издавна жители острова Texel, жизнь которых неразрывно связана с морем и судоходством, собирали куски дерева от потерпевших крушение кораблей и использовали их в строительстве. Не удивительно, что в наше время именно здесь появился музей с необычным названием «Музей моря и людей, собирающих выброшенные морем на берег вещи». Здание этого учреждения, построенное по проекту архитектурного бюро Mecanoo, выполнено в соответствии со старинной эко-традицией местного строительства. Вторично использованная древесина твердых пород послужила материалом для отделки фасадов здания. Ее благородный серебристый оттенок – результат многолетнего воздействия воздуха и влаги.

6. Здание-волна в Альмере

Проект: Block 16

Архитектор: René van Zuuk

Назначение: отель + торговый центр

Город: Альмер

Год постройки: 2005

Принцип строительства здания Block 16 во многом похож на систему возведения тоннелей, основанную на одновременном литье стен и пола. Изменение длины прилегающих друг к другу ячеек в конечном итоге привело к образованию оригинальной неоднородной формы фасада. Хотя творение голландского архитектора René van Zuuk называют «Волна», поскольку своеобразная архитектура действительно создает впечатление, будто поверхность фасада плавно «течет», есть и еще одна ассоциация – анодированный алюминий в облицовке и изогнутая форма стен напоминают чешуйчатую кожу гиганта-пресмыкающегося.

7. Начальная школа в Гааге

Проект: Primary School The Hague

Назначение: школа

Город: Гаага

Год постройки: 2011

В стенах школы дети должны чувствовать себя защищенными и в то же время иметь достаточно возможностей для веселого общения. Авторы проекта здания начальной школы в Гааге решили сделать его похожим на «цветное сказочное существо». Удлиненная структура, растянутая вокруг зеленого игрового двора, неоднородна по высоте и ширине, а внутри предлагает маленьким ученикам совершить своеобразное путешествие по светлому лабиринту с изломанными стенами и неожиданными поворотами.

Шведы, как и мы, любят жить в многоэтажных домах. Окраины Стокгольма застроены типовыми спальными кварталами, этим никого в Европе не удивишь, но обычно такие “панельки” – признак не самого хорошего района. Здесь же это в порядке вещей. Глядя на первую фотографию, даже можно подумать, что это Россия.
Но есть нюансы. О них я сегодня и хочу рассказать.

1. В одном из таких районов жил и я во время своей поездки в Швецию. Если не приглядываться, то и не поймёшь, что это не окраина Москвы, а спальный квартал столицы одного из самых благополучных европейских государств.

2. Все эти кварталы были построены 40 и более лет назад. Главное отличие от наших – большие дворы, практически все проездные, и много места для парковки. У нас же, когда возводили что хрущёвки, что брежневки, о машиноместах не думали – личный транспорт был далеко не у каждого, да и гаражные кооперативы выручали. Что там – всего лишь пять остановок на трамвае до гаража. Но это Швеция, и машину просто так под окном не поставишь: нужно платить. Многие места зарезервированы за конкретным жильцом, и никто туда свою машину не поставит. Вдоль улиц парковаться может кто угодно, но все парковки платные: жителям нужно купить талончик, подтверждающий, что они на самом деле проживают в квартале, а также раз в месяц оплачивать арендную плату: около 25 евро. Если же машина приехала в гости – извольте платить по часам.

3. Смотрите – ну точно какой-то подмосковный городок, только дом покрашен, и есть стоянка для велосипедов. Да, стоянки для велосипедов бесплатные Что для жителей, что для гостей.

5. Первые этажи домов часто сдают под офисы. Дело в том, что почти все давно объединились в кооперативы и ТСЖ, и вопросы обслуживания дома, как и его ремонт, целиком лежат на плечах жильцов. Если выкупить несколько квартир всем подъездом, а потом сдавать помещения для компаний, то можно неплохо сэкономить на обслуживании дома.

6. Знаете, что бросается в глаза, кроме того, что дом покрашен, хотя ему лет 40? Да, во-первых – отсутствие решёток на окнах первых этажей. Это абсолютно везде, и это нормально для Европы. Решётки стоят только в плохих кварталах для мигрантов, хотя не удивлюсь, если в Стокгольме они вообще запрещены законодательно. Но ещё одна мелочь – у многих штор нет вовсе. В Швеции это сложилось исторически, на шторы был даже запрет, чтобы человек не прятал дома имущества, на которое он не платит налог.

7. Место в спальных районах не экономят, везде, где возможно, стараются разбить красивые парки и скверы. При этом дома могут стоять и очень близко друг другу, буквально в десяти метрах. Ну и вы же помните про отсутствие штор?

9. Красиво, когда никто не хранит на балконах лыжи и старые шкафы, не вешает на стены кондиционеры и не стеклит лоджии в разном стиле.

10. Районы расположены с учётом транспортной доступности. Ветки метро протянулись до самых окраин города. Почти всегда от дома до станции не больше 15 минут пешком. Возле вестибюлей нет автомобильных свалок: проще оставить машину дома, чем искать, где её припарковать у метрополитена. В соседнем дворе тоже не получится – стоянка-то платная.

11. Так выглядят почти все метростанции на окраинах, сплошная Филёвская ветка.

12. Хотя, проезжая в поезде, я встречал и некое подобие больших паркингов у станций, хотя возможно, это были парковки расположенных поблизости фирм. Их на окраинах тоже достаточно, нет смысла размещать офис в дорогих центральных районах.

13. Типичный подъезд многоэтажки. Двери стеклянные. На почтовых ящиках написаны фамилии жильцов.

14. Подвалы домов вовсю используются жильцами. Почти в каждом подъезде есть помещение для хранения велосипедов. Пытаются даже сделать несколько секций “парковки”: те велики, что используются редко, убирают подальше.

15. Во всех домах, построенных до шестьдесят-каких-то годов есть бомбоубежища. Сейчас они уже не используются по прямому назначению, жители сами решают, что им делать с этими помещениями.

16. В доме, в котором я был, решили установить стол для пинг-понга. А кто-то делает сауну.

17. А вот шведский секрет. Такие клетушки-кладовки есть у каждой квартиры. Именно здесь и хранят летнюю резину, лыжи, чемоданы и прочий хлам.

18. Прачечная в подвале жилого дома. Зачем держать свою стиральную машинку дома, если можно пользоваться общественной? За электричество-то и так весь дом скопом платит.

Десертная

После дворцовых впечатлений Голландский домик создаёт совсем иное настроение - простоты и уюта. Но простота относительная: здесь все напоказ - будь то обилие драгоценных голландских голубых дельфтских и ковровых роттердамских изразцов на стенах (числом более 10 тысяч!), или всевозможных сюжетов и размеров картин, усыпавших стены. И модное увлечение в собирании фарфора: восточного и европейского, посуды и хрупких фигурок, ваз, кувшинов, тюльпанниц.

Внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью. На первом этаже располагаются служебные и подсобные помещения: Нижние (Передние) сени и Кухня. Дубовая лестница ведет на второй - парадный - этаж с Залом и Десертной.

Передние сени - парадный вход в домик. Простота отделки коридоров и лестницы возмещена богатством убранства - живописными полотнами голландских мастеров XVII - XVIII веков. Большие полотна, различные по жанрам и художественным достоинствам, отличаются подчеркнутой декоративностью.

Несомненно привлечет внимание картина на тему «птичьих дворов» - особая разновидность жанра, в котором в одной композиции изображались как домашние, так и дикие представители декоративных и экзотических пород («Птицы в парке», копия неизвестного художника с оригинала XVII в.).

Особое место - не только в Голландском домике, но и во всем собрании живописи музея - занимает парадная марина Корнелиса ван Вирингена «Прибытие Фридриха V Пфальцского со своей супругой Елизаветой, дочерью короля Англии Якова I, во Флиссинген в 1613 году», имеющая не только подпись мастера, но и дату - 1626 год. Тщательно выписанная корабельная оснастка, высокое мастерство изображения моря и панорамы города, изысканные цветовые сочетания позволяют считать этот «групповой портрет» кораблей одной из лучших ранних парадных голландских марин XVII века.

В нижних сенях представлены и различные виды натюрморта - любимого детища голландской живописи. Сверкающие чешуей рыбы, драгоценный дельфтский фаянс, прозрачное стекло, заморские фрукты, запечатленные неизвестными художниками XVIII века, иллюстрируют основную национальную черту голландского натюрморта: любовь к изображению малых форм и деталей предметного мира.

А сам процесс создания натюрморта стал сюжетом картины, «Натюрморт с дичью» (неизвестный художник XVIII века).

Черные багеты, обрамляющие живопись, характерны для голландского искусства, будь то монументальное декоративное полотно или скромный «Сельский пейзаж» (неизвестный художник II половины XVII века).

Живопись украшает и лестницу, где представлены как авторские произведения “Сусанна и старцы” Корнелиса Схута, (1579-1655, Фландрия), “Зимняя гавань” голландца А.Смита (кон. XVII - нач. XVIII вв.), так и работы неизвестных художников.

Душа любого голландского дома, равно как и кусковского - «потешного» - Кухня, с ее семейным теплом, огромным очагом, столами с утварью, полками с пивными кружками, шкафами с заморским фарфором. И с домочадцами-«обманками», обрезными живописными фигурами дам и кавалеров, которые, подобно актерам кусковского театра, вот уже третье столетие лет играют свои роли в «декорациях» Голландского домика.

Кухня, относящаяся к помещениям служебного назначения, в условиях игровой культуры XVIII века являлась также объектом специального осмотра посетителями, как образцовый интерьер, оформленный в «голландском вкусе» и предполагал демонстрацию опоэтизированного быта.

Большая часть предметов мебели в обстановочном комплексе кухни относится к I половине XVIII века: дубовые столы с точеными ножками и высоким подстольем, шкафы с застекленным выдувным “лунным” стеклом дверцами. Между шкафами столик с “аспидной доской”. Над ним - чернолаковый поднос китайской работы - одна из немногих подлинных вещей, происходящих из Голландского домика. К ним можно также отнести и стулья “…на точеных ношках у коих сиденья плетеные из травы…”

В простенке между окнами любопытный предмет кухонной утвари - деревянная хлебница, похожая на клетку (Западная Европа, начало XVIII века). Под ней на столике с фигурными ножками - сундучок японской работы (I половина XVIII века), обтянутый крупнозернистой дубленой и отшлифованной акульей кожей - «галюшой». Во включении в интерьер предметов восточного происхождения или выполненных на «китайский манер» проявлялся в XVIII веке живой интерес европейских стран, в том числе и России, к культуре загадочного Востока. И интерес этот удовлетворялся во многом благодаря голландским торговым мореходным компаниям.

Роль декоративной доминанты в интерьере кухни отводится предметам из фарфора, фаянса и стекла. В средине XVIII века, когда фарфор в России воспринимался как роскошь, если не как раритет, уже само обилие подобных изделий, выставленных к тому же напоказ, должно было производить определенное впечатление на посетителя, заглянувшего в образцовую кухню.

В шкафах кухни собран фарфор и фаянс знаменитых центров Германии XVII - XVIII веков: Мейсена, Кройссена, Вестервальда, Аннаберга, Фрайберга и др. И, как непременный атрибут голландского жилища, дельфтские вазы и блюда, керамические и стеклянные кружки, тарелки на стенах.

На столах выставлены образцы немецкого свадебного сервиза, о чем свидетельствуют двойные гербы, изображенные на предметах (Страсбург или Хагенау, I половина XVIII века). На столе у окна - китайские блюда и кувшины.

Формы столовой посуды были не только традиционными, но и, в известной степени, занимательными, как, например, у супницы «Курица с цыплятами» (Германия, Хехст, II половина XVIII века).

Верхние сени ведут в Зал, Десертную и на балкон.

Убранство сеней составляют исключительно произведения живописи: виды голландских городов и сельский пейзаж (неизвестных голландских художников XVIII века), два портрета «Раввин» и «Девушка у окна» - копии XVIII века с оригиналов Рембрандта.

Зал - главное парадное помещение увеселительного павильона, предназначенное для приема гостей. Здесь сервировали стол и были собраны самые ценные произведения живописи, коллекционный фарфор и фаянс.

Отделка зала отличается богатством декоративных элементов и новизной. Темная цветовая гамма расписных «ковровых» плиток уравновешивается обилием света, льющегося из четырех окон и отраженного в многочисленных зеркалах.

Ведущая роль в убранстве зала отведена живописи, преимущественно работам «малых голландцев». Большое количество картин - одна из наиболее ярких примет голландского интерьера. Их развеска приближается к популярной в XVIII веке «шпалерной», выдерживая однородность рам и симметрию. Соответствует первоначальному и жанровое разнообразие: «марины» и сельские пейзажи, натюрморты, портреты, а также «галантные сцены», картины на мифологические сюжеты и столь излюбленный голландцами бытовой жанр.

Мебельное убранство зала составляют горки с собранием раритетов, гостиные столики и стулья, обитые расписанной тисненой кожей, высокие напольные часы в чернолаковом футляре. Предметы мебели выполнены мастерами Голландии и Германии XVII - XVIII веков. Центр зала занимает стол с чайным сервизом на две персоны (Голландия, II половина XVIII века). Одной из характерных особенностей обстановочного комплекса и декоративного наполнения зала является совмещение так называемых «голландизмов» (изразцы, живопись, предметы мебели, дельфтский фаянс) и «китайщины». Мотивы восточной экзотики вполне органично входят в «голландский» интерьер, т.к. именно через Голландию, морскую державу, в Европу проникали произведения китайского и японского искусства. В экспозиции Зала представлены как собственно китайские вещи - коллекционный фарфор, мелкая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства, так и произведения в стиле «шинуазри» («китайщина»): голландское надкаминное зеркало, немецкий каминный экран, русский шкаф-витрина с росписью золотом по черному лаку, а также ряд предметов западноевропейской керамики.

В отличие от Кухни фарфору здесь отведена в большей степени представительская, репрезентативная роль. Как предметы особой гордости выставлены изящные китайские вещицы в специально предназначенной для этих целей горке. В нише стены, имитирующей ложное окно, - изысканные образцы чайной посуды, преимущественно саксонского фарфора и тарелки производства фламандских и голландских мануфактур.

Привлекают внимание и редкие детали убранства: оригинальная голландская ваза-тюльпанница, распустившаяся своеобразным веером (мастерская «Металлический горшок», Ламбертус ван Эйнхорн, раб. 1691-1721); дельфтский фарфоровый пласт с изображением прибрежного пейзажа с кораблями (мастерская «Фарфоровая бутыль», Дирк Харлес, раб. 1795-1806). В качестве раритета здесь представлена и скульптура «торжествующего Вакха верхом на бочонке» (Германия, сер. XVIII века), напоминающая атрибут «Всешутейшего и всепьянейшего собора» - петровских собраний, осмеивающих церковные ритуалы