Стеллаж в гараже своими руками – надежная и прочная конструкция без лишних затрат! Изготовление стеллажей и полок для гаража своими руками, размеры и варианты расстановки Стеллаж из досок в гараж своими руками

Стеллаж в гараже своими руками – надежная и прочная конструкция без лишних затрат! Изготовление стеллажей и полок для гаража своими руками, размеры и варианты расстановки Стеллаж из досок в гараж своими руками
Стеллаж в гараже своими руками – надежная и прочная конструкция без лишних затрат! Изготовление стеллажей и полок для гаража своими руками, размеры и варианты расстановки Стеллаж из досок в гараж своими руками

Чтобы «добро» в гараже не мешало перемещению требуется каким-то образом организовать его хранение. Наиболее удобны стеллажи для гаража. При наличии достаточного пространства, их можно сделать на всю стену или даже на несколько стен. Если же внизу места нет, придется перебираться наверх — делать полки под потолком. Не самый лучший вариант, но порой единственный. И все же стеллажи в гараже стоящие на полу, более безопасны, особенно если их надежно прикрепить к стене (во избежание неприятных ситуаций).

Какой стеллаж лучше: сварной или болтовой

Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).

Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры

И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.

В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.

Конструкции и размеры

Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.

Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.

Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.

Из чего делают

Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.

Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.

Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.

Из дерева

Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.

При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.

Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.

Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:

  • досок толщиной не менее 21 мм;
  • влагостойкой фанеры толщиной от 10 мм;

Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.

Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами

Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.

Металлические

Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.

Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого

Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:

  • Из металлического уголка с толщиной металла от 3-4 мм. Ширина полочки уголка — 25-45 см — в зависимости от планируемых нагрузок. Прочный, но металлоемкий материал, весит много, стоит дорого.
  • Профильная труба (прямоугольная в сечении). При меньшей металлоемкости (толщина стенок меньше), по сравнению с металлическим уголком имеет лучшие характеристики по упругости (сложнее согнуть), более устойчива к кручению. Примерные размеры для стоек 50*50 мм или 40*40 мм, на поперечины 50*25 мм или 40*25 мм соответственно.
  • Стойки делают из профтрубы, а поперечины из уголка. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки — 25 мм и больше. Разворачивают уголок так, чтобы укладываемый настил был как в «гнезде».

Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.

Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.

Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.

Особенности сборки металлических стеллажей

Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.

Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).

Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.

Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.

Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.

Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.

Компоновка, схемы, чертежи, идеи

В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.

Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.

Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.

Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.

Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:


И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.

Обустройство гаража – это важная деталь для хорошего хозяина, ведь каждая вещь должна иметь свое место, чтобы ее легко можно было найти. Для того чтобы это можно было устроить, нужно иметь удобную систему хранения, которую можно приобрести в специализированных точках продаж или сделать самостоятельно.

Полки для гаража могут быть разных размеров и состоять из различных материалов, потому важно знать, что в каких случаях применяется и как правильно их оборудовать в гараже.

Особенности

Пространство гаража можно использовать по-разному, но общей закономерностью будет стремление к расположению всех объектов максимально удобно, чтобы они не занимали много места и не захламляли пространство. Особенно важно содержать данное помещение в порядке, если имеется автомобиль .

Для автолюбителя нужно пространство под саму машину, под колеса к ней, шины на зиму и лето, материалы для ремонта и другие полезные мелочи. Кроме того, обычно в гараже производят все мелкие ремонтные работы, потому в нем располагаются все основные инструменты, доступ к которым должен быть максимально прост и удобен.

Самым простым способом расположить все необходимое в гараже являются полки различных конструкций и стеллажи. Удобство полок заключается в том, что они подойдут в любой гараж, потому как могут иметь различные варианты: подвесные, угловые, на одну или несколько полок, широкие, узкие, длинные, маленькие . Все это позволяет отнести данный элемент к важнейшим деталям, без которых обустройство зоны хранения нужных вещей невозможно.

Ввиду большого разнообразия конструкций и материалов, из которых можно сделать полки, есть возможность приобрести их в специализированных магазинах или же попробовать соорудить их своими руками.

Преимущество покупного варианта в том, что вы точно получите хорошо сделанную вещь и не нужно будет прилагать никаких усилий для этого. Положительной стороной в самодельных конструкциях будет выбор материала, который подходит к конкретному гаражу, подгонка размеров под имеющиеся габариты и выполнение любого варианта конструкций изделия.

На полочках в гараже можно хранить инструмент, который не слишком часто нужен для выполнения тех или иных работ. Важно предусмотреть место для жидких средств , необходимых как для автомобиля, так и для других работ. В этом случае полка может быть закрытой или иметь бортик , чтобы емкость не перевернулась и не упала с нее.

Автомобилисту просто не обойтись без полок для хранения шин с колесами, ведь это обязательный элемент водителя.

Планируя изготовление полки своими руками, важно руководствоваться основными принципами ее размещения в гараже – это безопасность в эксплуатации, чтобы габариты и конструкция были удобными в использовании и не имели риска для получения травмы.

Кроме этого, важно правильно рассчитывать габариты данного изделия, чтобы полка не провисала , создавая тем самым риск поломки и падения всего содержимого на пол, машину или человека.

Рассчитывая габариты, нужно ориентироваться, что более 15 кг на метр помещаться не будет.

Планируя изготовление полок для гаража, лучше всего прибегать к стандартным размерам – это длина метр или максимум полтора, ширина – от 30 сантиметров для нескольких ярусов и до 60 для одинарных.

Если площадь помещения освоена пока плохо, можно заранее предусмотреть крепление дополнительных полочек к тем, которые уже есть , не закреплять полки намертво, чтобы при желании можно было изменить их высоту и расположение. Учитывая все эти нюансы, можно самостоятельно сделать удобные и функциональные зоны хранения самых разных вещей, которые будут располагаться в гараже.

Материалы

Задумавшись об изготовлении полок для гаража своими силами, важно первым делом определиться с материалом, из которого они будут сделаны, что повлияет и на саму конструкцию изделия, а также метод его крепления к поверхности стены или потолка. Итак, самыми распространенными являются металлические и деревянные полки.

Изделия из металла чаще всего делают при помощи уголка и стального листа.

Преимуществами такого типа можно назвать:

  • высокую прочность готового изделия;
  • длительный срок эксплуатации;
  • устойчивое расположение на поверхности;
  • крепость и готовность к большому весу;
  • устойчивость к пожарам;
  • несложные меры по уходу.

Есть в такого рода конструкциях и негативные стороны, к которым относят:

  • большой вес самих полок;
  • невозможность крепления на стенах их шлакоблока;
  • высокая стоимость материалов.

Если говорить про полки из дерева , то работать с ними проще, потому как они не требуют наличие сварочного аппарата и умения работать с ним, и вариантов готовых конструкций получается в разы больше. Крепятся такие полки обычно при помощи металлического профиля.

Если говорить о положительных сторонах таких конструкций, то к ним относят:

  • небольшой вес готового продукта;
  • легкость создания;
  • аккуратный внешний вид;
  • использование на стенах из любых материалов;
  • невысокая стоимость материалов.

Но и в этом случае не обошлось без отрицательных сторон, связанных с использованием дерева для изготовления гаражных полок, к которым относят:

  • опасность возникновения и распространения пожара;
  • изменение характеристик древесины под воздействием влаги и сырости;
  • систематические работы по возвращению изделию привлекательного внешнего вида.

Кроме этого, для гаража можно использовать и комбинированные зоны хранения , которые могут быть сделаны из нескольких материалов одновременно, это металл с пластмассой, металл и древесина. Могут быть и отдельно полки из пластика , которые имеют разнообразный внешний вид и могут выдерживать большой вес, кроме того, за ними легко ухаживать и удобно монтировать.

Выбрав для работы металл важно помнить, что его необходимо покрывать специальным составом от коррозии, иначе срок службы изделия существенно сократится, а внешний вид будет неэстетичным.

Часто металлические полки выбирают под тяжелые и грубые материалы , где другой материал не будет служить настолько хорошо.

Если для работы выбрано дерево, то его также необходимо покрывать специальными красками, которые помогают защитить материал от влаги и температурных перемен. Если этого не делать, то через какое-то время полки начнут гнить и деформироваться, кроме того, такие условия провоцируют появление всевозможных вредителей, которых не должно быть в гараже.

Для обоих типов конструкций в качестве самой полки можно использовать ДСП или же выбрать несколько хороших и прочных досок подходящей ширины и распилить на необходимое количество частей.

Выбирая материал, из которого будут сделаны полки для гаража, важно учесть количество вещей, которое будет на них находиться и их вес, а также возможности, которые будут диктовать метод работы, то ли это сварка, то ли гвозди.

Нет единственно верного варианта материала для гаражных полок, важно подобрать то, что будет удобно и быстро сделать , что долго прослужит и не потребует больших сил в уходе.

Конструкции и размеры

Как только был выбран материал, из которого будет создаваться полка для гаража, нужно задуматься о конструкции, которая лучше всего впишется в определенное помещение, сможет вместить в себе большое количество вещей, при этом ее легко будет сделать и установить.

Из всего разнообразия конструкций, можно выделить основные варианты:

  • открытого типа;
  • закрытого варианта;
  • съемные;
  • сделанные как каркас, на который навешиваются ящики.

Каждый вариант полок имеет свой тип крепежной системы, которая важна в случае стен из непрочных материалов или слишком большого веса конструкции.

Итак, выделяют такие типы, как:

  • настенный;
  • навешивание на вертикально стоящие стойки;
  • потолочный;
  • одинарная подвесная полка;
  • многоярусная подвесная полка;
  • стационарные конструкции;
  • полки, которые можно собирать и разбирать;
  • конструкции на колесах, которые можно передвигать;
  • полки, которые можно вращать по оси.

Если говорить про настенные полки, то они могут быть открытого типа или же иметь дверки. На таких конструкциях удобно хранить оборудование, которое достаточно часто используется в работе. Удобнее всего делать их из уголка и крепить к стене, если есть такая возможность.

Подвесные конструкции используются в случаях, если гараж имеет стены, непригодные для тяжелых полок.

Для изготовления также берется уголок и деревянное основание. Для создания боковой стенки можно взять трос или профиль из металла закругленной формы. К потолку полочки крепятся на крючки .

Удобство таких конструкций в том, что их легко можно убрать, если они не нужны, а недостаток – в подвижности полок, поэтому ничего тяжелого складывать на них не стоит.

Очень удобно сооружать в гараже специальную полку для хранения инструмента, где все будет располагаться на своих местах, в четкой последовательности и по роду деятельности.

Так, для отверток можно сделать небольшую деревянную поверхность с отверстиями , куда и войдут все изделия, которые только есть в наличии. Это позволяет быстро найти то, что нужно. Для ключей удобно использовать крючки , располагая на них ключики от самого маленького до самого большого. Имея такую рабочую стену, совершать любые ремонтные работы будет просто и удобно.

Потолочные конструкции могут располагаться и у стены, тем самым будучи не такими шаткими, ввиду чего их можно использовать под любые нужды. Особенно хорошо на них размещать ненужные в доме вещи. Это отличное место для хлама, который зачастую необходим в разного рода работах.

Разборные полки такого типа удобны тем, что их можно как отрегулировать по высоте, так и вовсе убрать, если отпала необходимость в их наличии.

Если в гараже нет возможности повесить полки, то самым удачным вариантом станет стеллаж.

Он может быть:

  • стационарным;
  • передвижным, где не обойтись без колес;
  • вращающимся;
  • разборным.

При создании полок для гаража важно использовать чертежи, где изначально нужно разметить тип конструкции, ее габариты и вариант крепления. При стандартном варианте необходимо использовать общепринятые размеры, где длина подвесной полки составляет метр, а ширина 35 см .

Если это стационарный стеллаж, то его длина может достигать и двух метров, а ширина увеличиваться до 60 см. Расстояние между полками обычно колеблется в пределах 25-35 см и зависит от того, что именно будет на них располагаться. Нижнюю полку нужно делать более объемной, чтобы иметь возможность разместить на ней габаритные и тяжелые объекты.

Для тех полочек, которые крепят к потолку на тросы, оптимальными размерами является длина в 60 см и ширина в 30 см.

Расстояние между полочками будет небольшое, всего 15 см, потому такие зоны хранения подойдут для небольших вещей, которыми не очень часто пользуются.

Как сделать самому?

Задумавшись о том, чтобы сделать полку своими руками, нужно подойти к процессу серьезно. Самодельные конструкции должны быть прочными, чтобы они спокойно выдерживали возлагаемый на них вес и имели запас прочности. Самым важным критерием создания мест хранения вручную будет безопасность готовой конструкции и ее функциональность.

Создавая полку, важно побеспокоиться о ее надежности и прочности. Занимаясь изготовлением стеллажа, важно подобрать такой размер, который бы позволял быстро добраться к любой полке и легко найти все, что нужно. Приступая к работе, необходимо решить, какой тип конструкции стоит выбрать и как его крепить, чтобы всегда была возможность подкорректировать высоту и место расположения полок.

Для создания металлической полки необходимо запастись нужными в работе материалами.

К ним относятся:

  • уголки и металлический профиль , из которого будет сделан каркас;
  • сварка , при помощи которой будет производиться нарезка элементов каркаса;
  • материал для полок : металлические листы или ДСП, фанера и прочее.

Для того, чтобы построить хороший стеллаж или сделать полку, важно сделать эскиз будущего проекта, а потом приступать к его воплощению. Нарезав все элементы каркаса, можно их сварить воедино или скрутить при помощи шурупов, после чего уложить полки и закрепить все к стене анкерами.

Если гаражные полки решено сделать из дерева, то важно знать последовательность работ и приготовить весь необходимый инвентарь.

В работе понадобятся:

  • брусья, из которых будут сделаны стойки;
  • фанера или доски, из которых будут сделаны полки;
  • пила для нарезки основных элементов;
  • шлифовальная машинка для придания должного вида элементам стеллажа;
  • краска для профилактики;
  • саморезы или гвозди;
  • шуруповерт или молоток.

Для создания полок или стеллажей в гараж первым делом нужно создать эскиз, после чего выпиливаются вертикальные стойки для рамы. Рама собирается саморезами или болтами, после чего на нее укладываются доски. Готовую конструкцию желательно обработать при помощи морилки, после чего можно покрыть лаком или покрасить.

Если для создания определенного типа стеллажа недостаточно материалов, делаем комбинированный тип конструкции. Он предполагает использование металла и дерева или металла и пластика. Очень удобным вариантом будет стеллаж на колесах , где основа делается из металла, а полки из дерева. В этом случае также важно сделать подготовительные работы как с металлом, так и с деревом, чтобы защитить их от влаги, температурных перепадов и вредителей.

Навесные полочки удобнее всего крепить на кронштейнах . Для этого необходимо сделать отметку, где будет производиться крепеж. Установка каркаса осуществляется при помощи анкера, установив который, можно крепить деревянную полку при помощи саморезов. Если для гаража выбираются закрытые полки, то это могут быть элементы старой мебели для кухни или любой другой комнаты, которые перед использованием в новой роли должны быть проверены. Лучше всего сменить крепежи и установить новые , чтобы обезопасить себя и уберечь то, что будет там храниться.

Если гараж внутри отделан гипсокартоном с утеплением, то можно соорудить полки в виде встроенных зон хранения , которые будут подготовлены заранее.

Вариантов расположения полок, как и их конструкций, множество, и каждый сам для себя выбирает наиболее удобный в строительстве, монтаже и расположении вариант.

Планируя создание полок для гаража, нужно знать некоторые особенности процесса, чтобы работа была сделана качественно и правильно.

Если система хранения будет крепиться в вертикальном положении, то возможно использование:

  • кронштейнов;
  • проушин;
  • резьбовых шпилек;
  • болтов с шайбами;
  • анкеров;
  • мебельных навесов.

Выбирая высоту полок, которыми предполагается активно пользоваться, важно учитывать рост хозяина гаража. То, что располагается на уровне подбородка, будет удобным в работе, а то, что выше этого уровня, можно использовать для хранения не очень важных вещей. Удобно использовать подвесные полки, которые не мешают ходить под ними, чтобы размещать то, что редко используется или занимает много места .

Для подвесных конструкций несущие элементы располагаются не менее чем через 60 или 70 см, иначе фанера или доска начнет провисать и прочность всей конструкции будет под угрозой.

Если планируется изготовление стеллажей или многоярусных полок, то лучше всего использовать стационарные конструкции или те, что располагаются ближе к полу.

Не каждый автовладелец или мастер имеет возможность иметь просторный гараж или мастерскую и хранить в нем все инструменты и мелкие запчасти, а это доставляет много неудобств. Иногда помещения настолько малы, что ставить около стен обыкновенные полки невозможно. Есть очень оригинальное решение проблемы – сделать их подвесными. Они размещаются вдоль стен только в рабочем положении, а остальное время прикреплены к потолку. Единственное условие – надо иметь хотя бы начальные навыки производства столярных работ.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления требуется циркулярка, можно пользоваться ручной пилой или электрическим лобзиком. Нужны сверлильный станок, дрель, комплект сверл, столярный клей и набор метизов для фиксации элементов. Такие полки монтируются в неотапливаемых помещениях, размеры согласуются с шагом и шириной стропильных балок.

Процесс изготовления полки

Нарисуйте эскиз полки с детализацией каждого элемента. Понадобится несколько деталей.
1. Основание. Длина равняется высоте от потолка до пола.
2. Днища и боковины ящиков. Размеры подбираются с учетом предполагаемого количества инструментов и запчастей. Расстояние между полками примерно 30 см, количество кратное высоте полки. В нашем случае будет установлено 8 ящиков.
3. Детали зафиксированного к стене упора. В нашем случае будет два ряда ящиков, надо иметь это в виду во время составления эскиза.
4. Перегородки, поворотные планки и т. д.
Количество и номенклатура элементов может изменяться с учетом придуманной лично вами модели.

Первый этап


Работы начинаются с изготовления фиксируемой к стене части полок. На циркульной пиле разрежьте на куски большой лист, подготовьте все элементы конструкции.


Отрежьте часть листа, она будет неподвижно прибита к стене, вырежьте шесть элементов для фиксации трех несущих кронштейнов. У нас фанера тонкая, для повышения прочности деталей в дальнейшем она будет склеиваться. Соответственно, требуется не три, а шесть деталей.
Высверлите в них отверстия под оси качения, срежьте углы, которые будут мешать подъему. Отверстия делаются во всех деталях, после склеивания их глубина удваивается. Перед сверлением детали прочно фиксируются, таким способом достигается соосность.



В связи с тем, что полки подвижные, один угол надо срезать с таким расчетом, чтобы он не задевал основание во время поднимания конструкции. Ящики фиксируются специальными элементами, которые при поднимании постоянно удерживают их в горизонтальном положении. Если не убрать углы, то они упрутся о стенку полки, устройство не будет функционировать. Отрезать можно по радиусу или по прямой линии, не имеет значение. Главное условие – обеспечение свободного поворота.
Приступайте к сборке заготовок в единую конструкцию. Вначале прикрепите к щиту две планки, а затем зафиксируйте боковины. Крепить надо на шкантики и саморезы, в отверстия осей вставлять специальные столярные неподвижные гайки. Прикрепите собранную деталь к стене, для соблюдения горизонтальности пользуйтесь уровнем. Фиксировать следует очень прочно дюбелями, проверьте надежность. Деталь должна выдерживать ваш вес, она держит всю конструкцию.



Второй этап


Приступайте к распиливанию деталей для поворотных ящиков, но у них надо удалять два угла боковин. Боковые стенки будут двойными, соответственно, надо в два раза увеличить количество заготовок.
Сборка делается по вышеописанному методу, можно пользоваться только саморезами, но тогда рекомендуется увеличивать их количество.
Готовые ящики в дальнейшем будут прикреплены к заднему щиту полки и иметь возможность постоянно удерживать горизонтальное положение при его подъеме. Достигается такой эффект особенностями их фиксации.
Задняя сторона ящиков крепится к задней стенке рояльными или любыми другими петлями, они создают подвижную точку опоры. С противоположной стороны ящика предусмотрено сквозное отверстие для второй оси поворота.
Шлифовальной машинкой обработайте поверхности ящиков, прикрепите к днищу петли.
Приготовьте длинные планки. Они будут располагаться по бокам ящиков и фиксироваться к ним шарнирами. Длина реек равняется длине задней стенки.


Высверлите отверстия под шарниры. В нашем случае в качестве шарнира использована пластиковая труба, такие же следует подготовить отверстия. Расположение отверстий зависит от расстояния между ящиками.
Закрепите петли ящиков к стенке, размещайте их равномерно и с таким расчетом, чтобы они не задевали друг друга во время поворачивания.


Вставьте в отверстия отрезки пластиковой трубы, они отлично выполняют функцию шарниров. Длина трубы равняется суммарной толщине стенок ящиков и длинных планок.



Соедините два крайних элемента и проверьте работоспособность: приподнимайте и опускайте их. Они должны свободно совершать все перемещения и постоянно располагаться в горизонтальном положении. Есть проблемы – устраните их, все в норме – приступайте к сборке полочек.

Сборка

В верхней части стенки зафиксируйте три прочные петли, прикрутите их к установленному на стене элементу.


Прикрутите на петли к торцу нижней части стенки первый ящик.


Вставьте в отверстия пластиковые трубки и наденьте на них две длинные планки. Именно они удерживают ящики в вертикальном положении при подъеме полки к потолку.



По очереди вставляйте в трубки все ящики и прикручивайте их шарнирами к стенке.



Если есть сомнения в прочности пластиковых трубок, то можно сделать деревянную ось, внешний диаметр должен отвечать условному диаметру трубок. Разрежьте ось на куски соответствующей длины и забейте в трубки.



Если углы длинных планок при подъеме упираются, то надо также срезать их углы. Для улучшения внешнего вида обработайте на фрезерном станке. Сразу можно немного увеличить диаметр отверстий. В них трубки должны свободно вращаться, а жестко сидеть в стенках ящиков. Для уменьшения трения меду планками и ящиками можно поставить большие шайбы.
Просверлите отверстия по центру каждого шарнира и соедините все элементы болтами с потайной головкой. Это предотвратит самопроизвольное разъединение конструкции. Длинные концы болтов отпилите ножовкой, гайки закройте колпачками.



Проверьте работоспособность. Все в порядке – по такой же схеме прикрепите длинные рейки к установленной на стене детали полки, стяните болтами.



Для облегчения поднимания конструкции можно установить газлифты или пружины. По такой же технологии можно делать и вторую, третью и т. д. полку.
Рекомендуется к нижней части прибить два упора, они убудут поддерживать конструкцию под выбранным углом, что облегчит доступ к ящикам и улучшит дизайн помещения.
На этом все сложные работы закончены. Осталось придумать фиксацию полки в поднятом положении. Но вначале надо сделать деревянную рамку и надежно ее прибить к балкам перекрытия.

Ни один из автовладельцев не откажется от установки в своем гараже удобных стеллажей, без них обойтись просто невозможно, так как найдется великое множество необходимых вещей, которые должны быть всегда под рукой.

В этой статье мы расскажем, из каких материалов изготовляют стеллажи в гараже, как сделать их самостоятельно, по размерам именно своего помещения, как удобнее расположить, чтобы инструменты и запчасти аккуратно хранились, а в гараже был простор и порядок.

Виды стеллажей

Для начала необходимо определиться, какой стеллаж сделать в гараже, чтобы он был удобен, функционален и занимал минимум места, рассмотрим основные типы:

  1. Стационарный стеллаж разрабатывается для определенного места, его конструкция не предполагает перемещения или разборки, для прочности и устойчивости он крепится к стене, потолку или полу дюбелями, кронштейнами или анкерами. Полки на таком стеллаже делаются несъемными.
  2. Разборный стеллаж собирается по типу конструктора на болты. Он хорош тем, что на нем можно менять расположение, высоту, ширину полок, а также передвигать его, добавлять или уменьшать количество секций.

  1. по конструкции схож с разборным, но поставлен на колесики или тележку. Недостаток такого вида заключается в ограничении нагрузки, он обычно небольшого размера, его можно выкатить на улицу или по необходимости перемещать по территории гаража.
  2. предназначен для хранения длинномерных материалов, шин, колес в подвешенном состоянии, такая конструкция обычно делается в комплекте с обычным стеллажом и занимает небольшую часть стены гаража. Она представляет собой стойки, на которых закреплены кронштейны.

Если вы решили, какой стеллаж сделать в гараж, то давайте рассмотрим материалы для его изготовления.

Материалы для гаражных стеллажей

В гаражах особой популярностью пользуются деревянные или металлические стеллажи, есть еще пластик, но он менее долговечен и быстро приходит в негодность. Как вариант, можно комбинировать материалы, например, деревянный каркас и пластиковые полки, но опять же такие полочки не выдерживают большую нагрузку, а этот фактор наиболее важен в гараже, так как большинство предметов для хранения имеет немалую массу.

Поговорим о преимуществах, недостатках и изготовлении стеллажей из каждого материала.

Деревянные стеллажи

Самая доступная по стоимости и наличию древесина – сосна, стеллаж из нее прослужит немалый срок, но она довольно хрупка и быстро поддается разрушению.

Чтобы не строить новый стеллаж каждые пять лет, то для надежности и большей долговечности все-таки лучше выбрать более твердые сорта дерева, например, дуб или лиственницу.

  • Изготовление деревянных стеллажей своими руками дешевле и проще.
  • Не требуется привлечение специалистов и дополнительных инструментов, достаточно иметь под рукой стандартный набор плотника – ножовку, молоток, топор.
  • Стеллаж из дерева легко выполнить нужного размера и конфигурации.
  • Вышедшую из строя секцию или полочку всегда можно заменить новой без трудоемкой разборки всей конструкции.

К недостаткам деревянного стеллажа можно отнести его стационарность. Хорошо, если вам нет необходимости переставлять или передвигать его, так как перемещение конструкции приведет к ее расшатыванию или даже поломке. Такой вид обычно устанавливается «навечно» и мертво крепится к стенам или полу.

Надо сказать еще и о повышенной пожароопасности деревянных стеллажей. А в купе с маслом и другими горючими составами, которые дерево отлично впитывает, риск возгорания увеличивается.

Важно! Перед тем, как сделать стеллажи в гараже, нужно определиться с размерами, безопасный проход между автомобилем и стеллажными полками должен быть не менее 1 метра во избежание случайных механических повреждений машины и удобства перемещения.

Особенности изготовления деревянных стеллажей

При установке конструкции из дерева специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Все элементы стеллажа необходимо обработать антисептиком от гниения и огнезащитной пропиткой, уменьшающей риск возгорания. Особенное внимание нужно уделить торцам досок, потому что они требуют неоднократного нанесения защитных средств.

  • Высоту стеллажа лучше делать под потолок для увеличения функциональности, а длину – по размеру стены.
  • С каждого торца оставляется зазор в 50–100 мм между стеной и стеллажом для удобства установки.
  • Сборка осуществляется на саморезы, для увеличения прочности конструкции на стыки под полки устанавливают металлические уголки.
  • Ширина полок определяется самостоятельно, но не рекомендуется делать ее более 50–60 см, слишком глубокие полки не совсем удобны в использовании.
  • Для стоек берется брус 100х100 мм, поперечины выполняются из бруска меньшего сечения, например, 50х70 или 50х50 мм.
  • Расстояние между стойками рекомендуется делать не более 1 м, доски на длинных полках могут провиснуть и сломаться под тяжелыми запчастями, а короткие не вместят все необходимое.

  • Древесина не должна иметь гнили, червоточин, сучков, трещин, а также синевы, которая со временем особенно подвержена гниению.
  • Полки застилаются доской 100х50 или 100х40 мм, или же листами ДСП.
  • Для круглых деталей во избежание падения на некоторых полках делается бортик.
  • Деревянный самодельный стеллаж для гаража для жесткости конструкции с задней стороны и по торцам укрепляется косоурами (диагональными растяжками).
  • Для безопасности и устойчивости рекомендуется большие полки размещать внизу стеллажа для габаритных и тяжелых вещей, а в середине и вверху – меньшие по высоте для более легких предметов.

Правильно построенный стеллаж в гараж из дерева своими руками прослужит вам не один год, но его придется периодически покрывать защитными составами и красить износостойкой краской.

Металлические стеллажи

Стальные полки более трудоемки в сборке, цена их довольно высока, но по прочности металл на много превосходит древесину, а срок службы его в разы больше. Можно, конечно, заказать готовый комплект сборно-разборных стеллажей, подробная инструкция поможет быстро и качественно его смонтировать, но это будет более затратно.

Дешевле выйдет собрать стеллажи гаражные своими руками, тем более, что в этом случае можно применить металл, бывший в употреблении. С него нужно будет удалить ржавчину специальным составом, прогрунтовать антикоррозийной пропиткой и покрасить стойкой краской по металлу.

Металлические стеллажи для гаража

Преимущества металлических стеллажей:

  • Прочность и долговечность.
  • Высокая стойкость к воздействию бензина, масла, агрессивной химической среде.
  • Влагостойкость.
  • Устойчивость к плесени, грибку и другим микроорганизмам.
  • Пожаробезопасность.
  • Не восприимчивость к перепадам сезонных температур.

Иными словами, вы получаете практически вечную стальную конструкцию, она будет служить до тех пор без замены, пока будет нужна или пока не надоест.

Важно! Собирать стеллажи лучше на сварку, такой способ придаст конструкции жесткость и дополнительную прочность. Если этот вариант не подходит, тогда применяют болты.

Особенности изготовления и сборки металлических стеллажей

Как уже говорилось, стеллажные полки в гараже можно сделать из б/у металла, но придется провести ряд мероприятий для возможности его дальнейшей службы.

Если вы решили приобрести новый материал, то лучше всего брать оцинковку, она не требует дополнительной обработки поверхностей. Для устройства стеллажей отлично подойдут хромированные или никелированные элементы, но стоимость такой конструкции будет гораздо выше.

Как сделать стеллаж в гараже? Если придерживаться следующих рекомендаций, то можно получить отличную, прочную и долговечную конструкцию.

Итак:

  • Для наружных вертикальных стоек каркаса можно взять круглую или профильную трубу, швеллер, большой уголок, надо помнить, что на них распределится основная нагрузка, поэтому на размерах сечения изделий не рекомендуется экономить.
  • Желательно, чтобы все стойки были цельными, но если приходится стыковать, то местам соединения необходимо уделить особое внимание, для прочности их лучше сварить между собой.

  • На стойках нужно наметить места установки горизонтальных связей под полки. Важно, чтобы они находились в одной плоскости.
  • Расстояние между стойками делают 80–100 см, высота полок уменьшается от нижних к верхним.
  • Сверху можно оставить место под высокую полку для хранения габаритных легких предметов.
  • Собирать каркас лучше всего на сварку, постоянно проверяя уровнем и строительным уголком вертикальность и горизонтальность деталей, а также углы соединения полок со стойками.
  • Для поперечин каркаса отлично подойдет уголок 50х50 или 50х70 мм, полка которого послужит бортиком для защиты от падения или скатывания вещей.
  • У готового каркаса необходимо проверить диагонали, а сзади установить перекрещивающиеся косоуры из арматуры для дополнительной жесткости конструкции.
  • Под полки, на которых планируется размещать массивные предметы, рекомендуется приварить 1–2 дополнительных ребра жесткости.

Важно! Нижние полки, на которых будут храниться предметы большого веса, желательно делать из металла, лучше рифленого, для верхних полочек применяют доски или ДСП.

  • Так как доска плохо работает на изгиб, то устанавливать ее в каркас лучше поперек стеллажа.
  • Сварные стыки обрабатывают антикоррозийным средством, весь стеллаж грунтуют и покрывают прочной износостойкой краской.

Фото и видео в этой статье представляют советы и рекомендации по данной тематике, надеемся, что мы помогли вам разобраться в устройстве стеллажей для гаража.

Гараж – универсальное место, в котором можно не только размещать свой автомобиль, но хранить различные вещи, используемые в хозяйстве. Правильная организация хранения вещей в гараже поможет сохранить пространство, используя его по своему усмотрению. Лучшим решением станут самодельные полки и стеллажи в гараже своими руками.

В этой статье вы узнаете, из какого материала лучше всего сделать в гараже, какие их виды существуют.

Стеллажи для гаража изготавливают преимущественно из металла и деревины. Также, стеллажи бывают разборными и неразборными. Стационарные крепят при помощи саморезов и гвоздей.

Также, в помещении гаража создаются не очень благоприятные условия для деревянных полок – низкие температуры, влажность, резкие перепады температур.

Для того чтобы уберечь дерево от порчи, нужно обрабатывать его , а затем просушивать. Для крепления полок и самого стеллажа используют пластины или уголки из металла, при помощи саморезов.

Более дешевым вариантом для создания стеллажа в гараже является фанера и доска. Ламинированный намного дороже, его не нужно окрашивать и обрабатывать защитными веществами. Единственное, на боковые срезы, которые остаются открытыми необходимо нанести силикон, во избежание попадания влаги.

Каркас металлического стеллажа для гаража

Для создания каркаса стеллажа необходимы:

  1. металлические уголки толщиной 3-4 мм;
  2. труба из профиля с прямоугольным сечением.

Стойки изготовляют из профилированной трубы, а поперечины из уголков. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки - 25 мм и больше. Поворачивают уголок таким образом, чтобы настил был в углублении. Настил на полки мастерят фанеры, доски, ДСП, . доска, фанера, ОСП, ДСП.

В первую очередь собирают боковые элементы, после закрепляют поперечины.

Также неплохим способом сборки стеллажей в гараж являются краб-системы. Это пластины из металла со специальными углублениями для профиля. В пазы вставляют трубы, затем пластины стягивают посредством болтов М6 или М8.

Под них сначала сверлят дырки тонким сверлом, затем расширяют толстым. Такие конструкции рассчитаны на небольшой вес. Есть еще один способ - специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Виды стеллажей для гаража

  1. Сборные стеллажи собираются и разбираются самостоятельно.
  2. Стационарные крепятся к стене «намертво»
  3. Мобильные – можно передвигать с места на место.
  4. Крутящиеся используют для мелких предметов (болты, саморезы, гвозди, гайки, ключи, отвертки, малый ручной инструмент).

Как сделать стеллаж в гараже

Для того, чтобы сделать стеллаж в гараже своими руками необходимо в первую очередь создать проект, измерить помещение, определиться с размерами. Высчитать необходимое количество полок и их глубину.

Лучшим решением является стеллаж во всю длину и высоту свободной стены.

Ширина полок около 1м. Это самый оптимальный вариант, чтобы разместить объемные и тяжелые предметы.

Глубина – примерно 50-60 см. Больше делать нет нужды, иначе сложно будет дотягиваться до нужных вещей.

Высота полок – в пределах 25-60 см, нижняя должна быть самой высокой (для больших предметов).

Собирать стеллаж нужно горизонтально, и только потом поднимать.