Геликоптер да винчи. Чертежи Леонардо да Винчи: человек. Честолюбие на ниве изобретательства

Геликоптер да винчи. Чертежи Леонардо да Винчи: человек. Честолюбие на ниве изобретательства

Зеркальное письмо или "почерк Леонардо".
Старался ли Да Винчи сохранить конфиденциальность своих записей или просто пытался избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукой, останется загадкой. Какими бы ни были причины, большая часть записей Леонардо да Винчи сделана в зеркальном отражении.

Акваланг.
Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество набросков устройств для изучения подводной жизни. Его костюм для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности. Практичность художника доказывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.

Вращающийся мост.
Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Такие мосты могли быть довольно быстро установлены.

Крылатый планер
Покорение воздушной стихии интересовало гения не менее чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.

Трехствольная пушка
Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый нрав, Леонардо разрабатывал и военные машины. Например, более эффективные пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы стать страшным оружием на поле боя.

Воздушный винт
Современные ученые в один голос утверждают, что эта конструкция не сможет взлететь. Тем не менее, эта идея Леонардо до сих пор остается одной из самых известных. Конструкция должна была приводиться в движение силой четырех человек. К сожалению, в XV-XVI веках идеи двигателей еще не было.

Идеальный город
Видя Милан охваченный чумой, Да Винчи мечтал о более продуманном и чистом городе, который бы не стыдно было назвать домом. Его архитектурные наброски очень детальны и содержат даже описание вентиляции в конюшнях. К разочарованию современных миланцев, стадиона в городе предусмотрено не было.

Самодвижущаяся повозка
Конечно, это не Феррари, но для того времени идея была просто революционной. Кстати, деревянную машину по чертежам Леонардо таки построили. Но произошло это только в 2004 году. Ученые одного из музеев Флоренции воплотили задумку гения в жизнь и к их огромному удивлению она заработала в точности так, как предполагал Да Винчи.

Геологическое время
Охватить мыслью такие громадные отрезки времени, на которых могут происходить существенные изменения ландшафта – задача не простая. Тем более, когда уже предлагается готовый ответ на вопрос. Тем не менее, Леонардо да Винчи не был согласен с мнением, утверждавшим, что ракушки на вершинах гор являются следствием всемирного потопа. Он предполагал, что горы когда-то были берегами морей и с течением времени крайне медленно поднимались вверх, пока не стали такими, как мы их видим. Современная наука приняла сторону Леонардо.

Витрувианский человек
Вслед за античным архитектором Витрувием, Леонардо да Винчи описал идеального человека. Теперь этот рисунок называют каноническими пропорциями. Кстати, Витрувианский человек является одним из самых узнаваемых изображений в мире.

Среди известных изобретений, описанных Леонардо да Винчи в дошедшем до наших дней сборнике Codex Atlanticus: велосипед, самодвижущаяся повозка – по сути, далёкий предок современного автомобиля, водолазный скафандр, парашют, орнитоптер, подшипник качения и другие.

При жизни мастера ни одно из его многочисленных изобретений так и не было реализовано, однако их ценность, как техническая, так и сугубо историческая, от этого никак не стала ниже. Не исключено, что инженеры последующих веков, которым приписывается создание тех или иных изобретений, могли быть знакомы с идеями Леонардо да Винчи и воспользоваться ими как основой для своих разработок.

Велосипед

Фраза «изобрёл велосипед», ставшая символом открытия чего-то давно известного, никак не может быть применена к идее Леонардо да Винчи в ироническом смысле. Ибо он действительно является первым изобретателем этого транспортного средства.

Велосипед, сконструированный великим инженером эпохи Возрождения, по концепции почти ничем не отличается от современных моделей. Более того, в отличие от первых образцов, созданных столетия спустя, он был гораздо ближе к тем, которые используются сейчас – колёса равного диаметра, цепной привод, ряд иных элементов, предвосхитивших комплектность современного велосипеда.

Единственное, что не в лучшую сторону отличало велосипед Леонардо от современных машин, это жёстко закреплённое переднее колесо, не дающее возможности поворачивать.

Парашют

Несмотря на отсутствие в его эпоху каких-либо летательных аппаратов, идея плавного и безопасного спуска с большой высоты нашла воплощение в эскизах первого парашюта.

Леонардо не только разработал концепцию, но и точно рассчитал грузоподъёмность аппарата; площадь его купола составляла около 60 квадратных метров, что почти в полной мере соответствует параметрам современных парашютов. Подвесная система тоже во многом была схожа с современной. Главное отличие от выпускаемых ныне систем – это форма купола; он был не круглым и не как «крыло», а имел пирамидальную форму.

Самодвижущаяся повозка

Цельнодеревянная конструкция праавтомобиля во многом походила на обычную гужевую повозку, однако для её движения вовсе не требовалось впрягать лошадей. Источником энергии – «мотором» – служил пружинный двигатель, спиральный упругий элемент которого требовалось предварительно сжимать (закручивать) вручную при помощи специальной рукоятки. Интересной особенностью машины было то, что она не предполагалась к использованию с водителем; управление производилось автоматически, при помощи «запрограммированного» на определённые действия механизма. Таким образом, самодвижущаяся тележка Леонардо была, по сути, не просто первым автомобилем, но и первым самоходным «роботом». Единственным недостатком системы управления являлось то, что повозка могла поворачивать лишь вправо во избежание дальнейшего усложнения её конструкции.

Водолазный костюм

Подводный скафандр, разработанный Леонардо, практически ничем не отличался от современного. Более того, были предусмотрены два варианта системы обеспечения водолаза воздухом. В одном случае он подавался по шлангу извне, в другом – подводники должны были брать с собой его запасы, заключённые в обычные винные бутыли. Это, пожалуй, единственный проект изобретателя, который едва не был реализован, однако обстоятельства сложились так, что необходимость использования скафандра для конкретной цели отпала, а финансировать потерявший практическое значение проект никто не захотел.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В коллекции памятников великих на территории парка ЭТНОМИР есть и портрет великого . Перед нами гармоничная личность творца, прекрасного, проницательного и волевого мужчины. Леонардо превыше всего ценил свободу и не понимал, как может человек свою свободу совмещать с содержанием птиц в клетках. Торговцы на рынке всегда радовались приходу Леонардо, он скупал у них всех птиц, тут же отпуская их на волю. Именно этот момент и изобразил в бронзовом портрете великого представителя эпохи Возрождения скульптор Алексей Леонов.

Гений эпохи Возрождения был человеком энциклопедических знаний, вся его жизнь проходила в наблюдении и исследовании окружающего мира. Ничто так не увлекало его, как природа. Создатель бесспорных шедевров, вдохновенный художник, он внезапно охладевал к искусству, оставляя свои картины незаконченными. Его ученик и биограф Вазари писал, что душа Леонардо «побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний». Современники причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, но сам себя он считал учёным.

Коллекция чертежей Леонардо да Винчи.

Бронированная военная машина

Идея Леонардо создать машину, которая будет сеять панику и разрушения в рядах противника была воплощена на его рисунке. Она имела форму черепахи и была защищена металлическими пластинами. Машина управлялась восемью людьми, которые вращали коленчатый вал, приводя в движение колёса. В верхней части имелась боевая башня с бойницами и смотровыми отверстиями. Пометки на чертеже указывают на то, что сначала великий конструктор хотел перемещать машину с помощью лошадей, но после отказался от этой идеи, так как животные могли испугаться и перестать исполнять свою функцию в бою.

^ 33-ствольный пулемёт

Эта модель орудия состоит из 33 маленьких ружей, уложенных в ряды по 11 и установленных на общую поворотную платформу. Залпы осуществлялись порядно, с промежутками в несколько секунд. Ружья закреплены на шарнирах для того, чтобы обеспечить им отход при отдаче.

^ Гигантский арбалет

Как инженер оружия для наступательных и оборонительных целей, Леонардо не мог оставить без внимания традиционные типы оружия для того времени, такие как арбалеты и катапульты. Этот арбалет был спроектирован как важнейшее орудие войны и, по мнению Леонардо, был предназначен для стрельбы большими стрелами в упор по шеренгам противника и создания паники в них. Тетива этого огромного арбалета натягивалась механическим устройством и приходила в движение нажатием на курок. Обычно это оружие помещалось на платформу с колёсами.

^ Осадная башня

На картине-чертеже, созданной примерно в 1480, изображено приспособление для штурма стен. Её основными деталями являются каркас на колёсах и хорошо защищённого моста, перекинутого через ров и ведущего на крепостную стену, в город или замок.

^ Автоматическое зажигающее устройство

Этот рисунок свидетельствует о задумке Леонардо обеспечить воспламенение пороха в огнестрельном оружии. Это устройство сконструировано с помощью пружины, соединенной с колесом в верхней части конструкции. Колесо, вращаясь, ударялось о кремень (слева) и высекало искру. Справа же находится спусковой крючок.

Парашют

Самый первый в истории парашют был сделан из парусины, сшитой в форме пирамиды с основанием в 7 метров. При равной нагрузке на стропы "любой может прыгнуть с неопределенно большой высоты без малейшего риска для жизни".

Дрель

Идея о создании дрели с двумя рукоятками пришла к Леонардо ещё в Милане. Такая дрель может сверлить дерево и бурить землю. Работала она следующим образом: при вращении верхнего рычага сверло погружалось в землю, а при вращении нижнего сверло поднималось, не вращаясь, поднимая грунт на поверхность.

^ Воздушный винт

Это один из самых известных русунков Леонардо. Многие эксперты называют его прародителем вертолёта. Записи ниже свидетельствуют, что винт был 5 метров в диаметре, сделан из льняной ткани, кабина- из тростника. Скорее всего он управлялся четырьмя людьми, которые вращали вал, чтобы привести в движение "пропеллер". К сожалению, такому аппарату было не суждено оторваться от земли.

^ Механический барабан

Этот механический барабан на колёсах был приспособлен для крепления к повозке. Он мог отбивать различные повторяющиеся ритмы. Ось колёс повозки приводила в движение шестерёнки, которые, в свою очередь, управляли барабанными палочками.

^ Механизм для очистки водоёмов

Это сооружение было смонтировано на двух лодках, оборудованных водяным колесом с лебёдкой. Ковши поднимали со дна ил и сбрасывали его в специальные ящики, которые везла третья лодка между двумя первыми. Глубина забора ила регулировалась с помощью вертикального перемещения цилиндра, к которому крепились ковши.

Одно из самых известных изобретений Леонардо - деревянный "автомобиль" , приводимый в движение запасенной энергией двух плоских пружин. Устройство имеет размер примерно 1 х 1 х 1 метр и, как теперь считают, было предназначено для театрализованных представлений. Например, для торжественного выезда на сцену Героя или Символа Природы - без каких-либо веревок и без помощи рабочих сцены. Это должно было производить на зрителей сильное впечатление.

При "расшифровке" внешне не всегда четких изображений авторам реконструкции удалось обнаружить удивительные детали. Так, при оцифровке "автомобиля" был обнаружен придуманный Леонардо тормоз - специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания.

Хотя изображения механизмов Леонардо имеются в каждом учебнике по истории и физике, далеко не все помнят, что великий учёный придумал летательные и военные машины, гидравлические механизмы, машины для обслуживания сцены, музыкальные инструменты и так далее…

Для создания «самолётов » мастер начал с изучения анатомии стрекозы и ее поведения в воздухе, затем придумал машущее крыло - в сущности, стенд для изучения "отталкивания" от воздуха. Имелась в виду проверка мускульной способности человека поднять в воздух и управлять полетом пилотируемого махолета, общий вес которого должен был составлять 90 кг.

Есть в архиве Леонардо и совсем другой летательный аппарат - "воздушный винт", который ввинчивается в воздух и поднимает устройство. Многие считают, что Леонардо изобрел прототип вертолета. Это не совсем так, геликоптеры используют винты с лопастями, расположенными не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости.

Однако изготовленная в Японии игрушка, представляющая собой копию "воздушного винта" из сверхлегкого пластика, прекрасно летает, действительно ввинчиваясь в воздух!

Далее Леонардо изображает уже полный чертеж летательной машины, приводимой в движение человеком через хитроумные передаточные механизмы. Он настолько уверен, что устройство полетит, что предполагает даже проводить испытания над озером, да еще и с прикрепленными поплавками, чтобы машина не утонула.

Мастер пытался изготовить свои машины, однако по разным причинам - в том числе из-за нерадивости и лени своего помощника Тедеско - "в материале" его летательные устройства не воплотились. И лишь в конце 70-х годов прошлого века удалось построить летающие мускололеты из углепластика и модифицированного нейлона. Поразительно похожие на Леонардову машину.

Помощник великого изобретателя Тедеско не только был нерадив, но и занимался промышленным шпионажем. В своих письмах Леонардо жалуется, что Тедеско явно пересказывает его идеи врагам Рима.

Естественно, больше всего этих врагов интересовали военные изобретения Леонардо. К ним относятся прежде всего жуткого вида колесницы с вращающимися косами для перерубания ножных сухожилий вражеских лошадей и солдат, а также устройство, которое принято называть "танком Леонардо".

Этот агрегат в виде круглого шатра из прочного материала был способен передвигаться по ровной местности за счет усилий находящихся в нем "танкистов". По периметру агрегата Леонардо расположил пушечки, стреляющие во всех направлениях. В оправдание Мастера отметим, что ни адская колесница, ни танк так и не были изготовлены.

Открытия и изобретения Леонардо на протяжении лет 400 оказались практически невостребованными. К сожалению, и дельтаплан , и парашют, и автомобиль, и даже тот самый автомобильный тормоз были придуманы заново, без опоры на гениальные догадки великого флорентийца.

Оказывается, среди его проектов был и робот. Достаточно интересно видеть проект робота, который базируется на доступных и известных подходах того времени, а они были далеко не так разнообразны как сейчас.


А вот и некоторые чертежи, сделанные рукой великого мастера:


Интересную находку сделал исследователь, пишущий под именем Друнвало Мелхиседек. Он обратил внимание на сакральную геометрическую фигуру, именуемую «Цветок Жизни». Ученый встречал её на стенах древнеегипетских храмов, но также обнаружил её у человека, который никогда не был в Египте, но воссоздал фигуру в своих тетрадях. Некоторые рисунки, не слишком понятные исследователям нашего времени, попали в книгу «Неизвестный Леонардо» - там их и обнаружил Мелхиседек. Он пишет про эту книгу следующее:

«Неизвестный Леонардо» и была составлена из работ да Винчи, которые все считали не имевшими особого значения. Эти наброски не были включены в популярные дорогие издания, потому что считались всего лишь заготовками и черновыми набросками. Перелистывая книгу, я вдруг увидел то, что так долго искал (рис. 9-31). Леонардо нарисовал Цветок Жизни! Это был не просто отдель-ный набросок, Леонардо фактически рассчитывал углы, изучал и вникал в геометрию, относящуюся к Цветку Жизни.

Рисунок 9-32 на другой странице книги показывает, как Леонардо рисовал различные геометрические фигуры, найденные в Цветке Жизни.

Чертеж цветка в точке А - это один из ключей, которые разбросаны по всему миру - сердцевина Цветка Жизни. Вы найдете этот образ в храмах, монастырях и подобных им местах, вновь возвращающих нас к основополагающей информации о Творении, которую мы забыли.
Леонардо продолжал работать со всевозможными соотношениями и рассчитывал углы, которые находил. Насколько мне известно, великий мастер был первым человеком, разгадавшим все эти пропорции и воплотившим их в физические изобретения. Он придумал удивительные вещи, основанные на этих пропорциях (рис. 9-ЗЗа)


Рис. 9-ЗЗа. Пропорции зубчатых передач Леонардо, примененные в его изобретениях. (Из книги «Неизвестный Леонардо»)

Такие как вертолет, который он сначала увидел в своем воображении, зубчатые зацепления, какие мы сегодня используем в трансмиссии автомобиля. И все они вышли из его рисунков, исследующих Цветок Жизни! Издатель книги не понял, чем все это было. Он только сказал: «Вот что натолкнуло Леонардо на изобретение его зубчатой передачи». А Леонардо все продолжал и продолжал работать, выявляя как можно больше пропорций. Приведу еще одну страницу из его работы (рис. 9-336).


Рис. 9-33 б. Другие пропорции и соотношения. (Из книги «Неизвестный Леонардо»

Автопортрет молодого Леонардо да Винчи

Он является одним из самых загадочных, успешных людей, повлиявших на развитие научного понимания, восприятия окружающего мира. Великие художественные полотна, изобретения Леонардо да Винчи с названиями, фото чертежей, рисунков механизмов, устройств, обогнавших свою эпоху на столетия, до сих пор как непревзойденным вкусом, мастерством, так и высочайшим интеллектом, даром предвидения этого человека.

В то же время существует некоторая растерянность, недоумение многих исследователей, вызванные непониманием возможности таких гениальных открытий на научной, материально-технической базе для исследований, существовавшей в те далекие века. В популярной, фантастической литературе Леонардо да Винчи предстает даже как человек, попавший на Землю из будущего человечества или параллельного мира. Чтобы составить свое мнение, необходимо самостоятельно ознакомиться с открытиями, сделанными средневековым гением.

Что изобрел Леонардо да Винчи

Бездна времени разделяет читателя и Леонардо да Винчи. Далекий 1452 год - время появления на свет будущего гениального исследователя, родившегося в селе недалеко от Флоренции. Его отец был нотариусом, но великий художник, наиболее известный всему миру по картине «Мона Лиза», называемой еще «Джоконда», не связал свою судьбу с юриспруденцией.

Но живопись, скульптура, музыка были далеко не всеми гранями его таланта. Он так же знаменит как инженер, архитектор, механик. Что изобрел Леонардо да Винчи:

  • Колесцовый замок для огнестрельного оружия, взводимый с помощью ключа, где искра для воспламенения порохового заряда высекалась стальным колесиком, имеющим насечку. Замена им несовершенного, неудобного в применении фитильного запала стала революционным прорывом в конструировании пистолетов, ружей. Дорогое, но надежное изобретение, даже по сравнению с более поздними кремниевыми замками, использовалось вплоть до XIX века.
  • Зрительная труба – телескоп с двумя линзами. К сожалению, как и большинство изобретений, открытий Леонардо да Винчи, намного опередивших свою эпоху, не нашла применение ни в военном деле, ни в астрономии. Лишь в следующем, XVII веке оптические мастера из Голландии воплотили идею в жизнь, создав готовое изделие, нужное флоту, армии, астрономам.
  • Емкостное скорострельное оружие, предвосхитившее как многозарядный арбалет, так и пулемет.
  • Прожектор с оптической линзой, усиливающей световой поток.
  • Рисунок с каноническими пропорциями человеческого тела, обоснованный математическими расчетами. Известен как Витрувианский человек, его можно увидеть в музее Венеции.
  • Самодвижущаяся тележка с ручным управлением – прообраз автомобиля, воплощенный в модели средневекового механика.
  • Военная машина – предтеча современного танка. По понятным причинам, не могла быть построена во времена Леонардо да Винчи.

Поражает скрупулезная проработка, прорисовка деталей, узлов механизмов, устройств, изобретенных Леонардо да Винчи. Хотя стоит ли удивляться точности, верной руке великого художника, скульптора, чьи работы украшают многие храмы, лучшие музеи мира.

Леонардо да Винчи – изобретения, картинки

Гениальный инженер-конструктор, механик, воплотивший в своих разработках – эскизах, моделях машин, устройств, отдельных механизмов открытия, которые человечеству пришлось заново изобретать в течение четырех столетий, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году.

За жизнь он сделал так много, что это кажется непосильным одному человеку:

  • Нарисовал художественные полотна, знаменитые фрески, названия которых говорят сами за себя даже человеку, неискушенному в искусстве живописи, – «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мадонна в скалах», «Поклонение волхвов». Жители России имеют возможность посмотреть две из отлично сохранившихся работ великого мастера – «Мадонну с младенцем» и «Мадонну с цветком» в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
  • Можно увидеть часто встречающиеся изобретения Леонардо да Винчи с названиями, фото схематичных рисунков, эскизов, а также детальных чертежей летательных аппаратов, которые были страстью великого инженера, мечтавшего о полетах человека с помощью искусственно созданного устройства. В них четко видны проработки конструкции аэроплана для горизонтального движения в воздушной среде, вертолета – для вертикального взлета, посадки.
  • Парашют, дельтаплан. Выполненные по его наброскам, эскизам изделия, не воплощенные в свое время из-за несовершенства средневековых технологий обработки, качества используемых материалов, показали свою реальную работоспособность.

Последние годы жизни Леонардо да Винчи получил признание вне Италии, став первым придворным художником, архитектором, инженером французского короля Франциска I. В этот период он почти не рисовал, но выполнил, технически проработал много сложных строительных, технических проектов, касавшихся возведения новых, реконструкции существующих замков Франции, а также выполнения канала между реками Луара и Сона.

Для лучшего понимания и осознания Леонардо да Винчи с названиями послужит фото статуи ученого с моделью вертолета в руках, установленной в аэропорту Рима, которая зримо приближает его к потомкам. Страстное стремление, желание, чтобы человек полетел, пусть нескоро, осуществилось, в том числе, благодаря ему.