Где живут ненцы. Народ ненцы: определение, характеристика, основной вид деятельности, наряды, фото, исторические традиции и богатая культура. Обряд почитания оленя

Где живут ненцы. Народ ненцы: определение, характеристика, основной вид деятельности, наряды, фото, исторические традиции и богатая культура. Обряд почитания оленя
Где живут ненцы. Народ ненцы: определение, характеристика, основной вид деятельности, наряды, фото, исторические традиции и богатая культура. Обряд почитания оленя

Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнический компонентов. На протяжении первого тысячелетия н.э. под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев переселились на север.

Ранее они населяли лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу , а после переселения заняли таежные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население – охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

Среди ненцев выделяют тундровых и лесных ненцев. Они различаются диалектами и некоторыми этнокультурными особенностями. Лесные ненцы проживали в Пуровском и Надымском районах Ямало-Ненецкого АО, в Сургутском и Белоярском районах Ханты-Мансийского АО. Расселение на такой большой территории было обусловлено разнообразием контактов ненцев с другими народами: русскими, коми-зырянами, . Родственные им народы – нганасаны, энцы, селькупы. В настоящее время ненцы населяют обширные территории автономных округов Ненецкого, Ямало-Ненецкого, Таймырского, Ханты-Мансийского.

Ненцы говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на тундровый (на нем говорят большинство ненцев) и лесной диалекты. Сегодня среди ненцев распространен русский язык, письменность была создана в 1936 году на основе русской графики. Ненцы юга Большеземельской тундры говорят на ижемском диалекте языка коми.

По данным переписи населения 2002 г., на территории Российской Федерации проживало более 41 тысячи ненцев.

Традиционные занятия ненцев – кочевое оленеводство, охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII в. ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство с круглогодичным выпасом оленей под охраной пастухов и собак.

Ненцы вели кочевой образ жизни, совершали большие перекочевки, двигаясь со стадами весной к морю, осенью - обратно в район лесотундры. Стадо в 70-100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Небольшие хозяйства проводили время у рек и озер, занимаясь рыболовством. Рыболовство было особенно развито в низовьях Оби, Надыма, Пура, Таза, Енисея. У ненцев особенно ценились осетровые, сиговые, лососевые породы рыб, а также язь и навага. Рыбу ловили сетями и запорами.

Охотились ненцы на дикого оленя и на пушных зверей - песца, лис, зайца, горностая. На птицу (гусей) устраивали групповые охоты, их загоняли сетями. Огнестрельное оружие у ненецких охотников появилось не ранее XVIII в. Вплоть до начала ХХ в. применялся сложный (клееный) лук длиной 1,5-2 метра. Ненцы, особенно западные группы, занимались также морской охотой: добывали нерпу, лахтаку, белуху, гренландского тюленя, моржа. Зверя скрадывали при помощи щита на полозьях, при ловле нерпы применяли также крючья, устанавливаемые на полынье.

Вплоть до конца XIX в. основной социальной ячейкой ненцев был патрилокальный род (еркар). У сибирских тундровых ненцев сохранились 2 экзогамные фратрии. Термины ненецкого родства восходят к эпохе группового брака. Долгое время сохранялась полигамия, за жену уплачивался калым, выкуп, существовал обычай кровной мести между родами.
Традиционное жилище представляет собой разборный тестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом. Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на легких деревянных нартах. Традиционной пищей считается оленье мясо, рыба.

Христианство было введено в первой четверти XIX в. у ненцев Архангельской губернии. Несмотря на то, что ненцы были обращены в православие, большое значение продолжали иметь традиционные верования. Сохранялись народные верования в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Воплощением злого начала считался волк, настоящее имя которого - «сармак» - нельзя было произносить вслух.

Христианским святым, например, Николаю-угоднику, приносились жертвы, как и идолам. Весьма распространен был шаманизм. В 1898 г. в Обдорске был учрежден «инородческий пансион», но всякие попытки образования ненцев силами христианской церкви оказались безрезультатными. Попытку создания ненецкого алфавита предпринял в 1830-е гг. архимандрит Вениамин, переведя на него Евангелие. Однако эта «азбука» не была никем утверждена, в том числе и Синодом. Новая письменность и букварь для ненцев были созданы в 1932 г.

Ненцы – это один из самых многочисленных к оренных народов российского Крайнего севера. Они расселены от Кольского полуострова до Таймыра вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Считается, что в первом тысячелетии н.э. часть самодийских племен – предки современных ненцев – были вытеснены с территории Саянского нагорья тюрками на север и приспособились к жизни в Арктике.

Настоящие ненцы – это и рыбаки, и охотники, и плотники, но их главное занятие – крупностадное оленеводство.


Олень для настоящего ненца – самое важное в жизни: это и еда, и одежда, и дом; из шкур пяти оленей шьётся зимняя мужская одежда, а для чума – традиционного каркасного жилища – нужно не менее тридцати оленьих шкур.



Олень также и средство передвижения: современные снегоходы могут сломаться в самый неподходящий момент и требуют топлива, поэтому чаще используется старое доброе средство передвижения – оленья упряжка.



Олень также служит своеобразной валютой: к примеру, цена одного снегохода – от 15 оленей, а калым за невесту – от сорока оленей.

Для традиционной ненецкой семьи, чтобы просто продержаться год, не приумножая поголовье, необходимо стадо минимум в пятьсот голов.



Девять месяцев в году на Крайнем севере – зима, температура может опускаться до минус 50 градусов по Цельсию, а летом, как правило, высокая влажность, зной, мошка и комары. Несмотря на короткое лето и практически полное отсутствие в питании сырых фруктов и овощей, ненцы никогда не болеют ни рахитом, ни цингой: все нужные витамины они получают, употребляя в пищу сырое оленье мясо и сырую рыбу.

Во время короткого лета олень питается лишайниками, хвощами, ивовыми и березовыми листочками, ягодами, осенью – ещё и грибами. Не побрезгует при случае олень леммингами и птичьими яйцами. Зимой олени добывают ягель из-под снега до метра высотой, раскапывая его копытами. И самки, и самцы северных оленей носят рога; сбрасывают их самцы в феврале-марте, а самочки – в апреле, после отела.



Кочевать, или каслать (по-ненецки) с оленьими стадами, перегонять оленей на новые пастбища, необходимо довольно часто. У оленеводов них нет выходных, им приходится охранять оленьи стада ночью от полярных волков и росомах в метели и лютые морозы.

Олени могут отбиться от стада во время пурги, а иногда осенью во время гона домашние самочки-важенки откликаются на зов диких самцов, и тогда оленеводам приходится подолгу их искать по двое-трое суток, и не всегда успешно.

Несмотря на сложности кочевой жизни в суровых условиях Крайнего севера, ненцы продолжают традиции предков, круглый год живут в сборных домах-чумах и не хотят менять такую жизнь на городскую. Они необыкновенно гостеприимные и очень дружные люди, так как другие в Арктике просто не выживают. Ненецкие оленеводы готовы к любым трудностям и испытаниям, потому что они живут с самого рождения в гармонии с природой.

Наше государство не очень помогает малым народам Севера. Когда-то Арктику покоряли из-за пушнины, и купцы поголовно спаивали доверчивых охотников. Теперь Север – это и кладезь полезных ископаемых, и рубеж нашей страны. Традиционные места выпаса оленей повсеместно сокращаются: их пересекают газо- и нефтепроводы, нефть отравляет реки и озера, кучи ржавого металлолома оставляют военные.

Но надо признать, что не было бы освоения Россией Арктики, если бы мы не переняли от коренных народов, в том числе и от ненцев, опыт выживания в этих суровых условиях, и мы обязаны об этом помнить. Если исчезнут пастбища – исчезнут олени, а значит, разрушится многовековой уклад и самобытная культура ненцев.

Ненцы. Историческая справка

Ненцы - в настоящее время самый крупный из самодийских по языку народов. Название «ненцы» происходит от слова ненец - «человек». Это самоназвание основных групп ненцев европейских и сибирских принято после революции как официальное название всей народности. Другое самоназвание - хасава («мужчина») встречается у всех ямальских ненцев, у части гыданских и наряду с самоназванием «ненец» у некоторых групп. Архаическое самоназвание ненэй ненэць («настоящий человек») распространено преимущественно к востоку от Оби, частично в ее низовьях и на Ямале.

До революции русские называли ненцев самоедами и юраками. Пер­вое название было распространено на Европейском и Обском Севере, второе на Енисейском. До XIX в. первое название бытовало в формах «самоядь», «самоди» и распространялось на всех ненцев, а также на энцев и нганасанов.

У русских и иностранных исследователей встречаются различные объяснения названия «самоед». Совершенно ненаучны попытки связы­вать этот этноним со словообразованием «само-ед» (т. е. сам себя едящий), «сам-один» (т. е. одиноко живущий), «семго-ед» (т. е. едящий семгу) и др. Некоторые исследователи сопоставляли название «самоед» с лопарскими (саамскими) словами «самэ-едне» («земля саамов»). Это сопоставление ос­новано на том, что территория расселения ненцев Севера Европейской части СССР, с которыми впервые встретились русские, была в более древние времена областью распространения лопарей (саамов). Однако окончательное объяснэние этого названия еще не найдено.

По далеко неполной переписи 1897 г. ненцев насчитывалось 9427 чело­век, по переписи 1926-1927 гг., охватившей все группы ненцев, - 16 375 человек.

Территория расселения ненцев была очень велика и почти целиком охватывала европейскую тундру и лесотундру от р. Мезени на западе и до левых притоков р. Пясины - Пуры и Агапы на востоке в Сибири. С XIX в. незначительное число ненцев проживало на Кольском полу­острове (главным образом в Левоозерском и Понойском районах Мурман­ской области). Небольшие группы их заходили и на запад от Мезени до Северной Двины. На севере ненцы расселялись до берегов Баренцова и Карского морей, жили на о-вах Колгуев, Вайгач, Новая Земля и посе­щали о-ва Долгий, Белый, Шокальского, Олений и Сибирякова. На юге отдельные группы ненцев доходили вплоть до среднего течения Мезени; они расселялись по южным притокам р. Цыльмы (приток Печоры). Группы ненцев жили также в бассейнах рр. Нолуя, Таза, по притокам Енисея - Большой и Малой Хете, а также от устья Хантайки вниз по Енисею, до берегов Ледовитого океана. Южная самодийская группа, так называе­мые «лесные ненцы», в основном кочевала в бассейнах рр. Пура и Надыма, заходя и на северные притоки р. Вах и др.

Основными районами расселения современных тундровых ненцев являются тундры: Канинская (Канин полуостров и побережье Чешской губы до р. Снопа), Тиманская (между рр. Снопа и Вельт), Малоземельная (между Вельтом и Печорой), Болыпеземельская (между рр. Печора, Кара и Уса), Приуральская (восточный склон Урала, между рр. Щучья и Собь), Ямальская (п-ов Ямал), Малоямальская (между Обской и Тазовской губами), Гыданская (между Обской губой и Енисеем) и часть Таймырской (от Енисея до рр. Пура и Агапы).

В настоящее время подавляющая масса ненцев сосредоточена в трех национальных округах: Ненецком Архангельской области, Ямало-Не­нецком Тюменской области и Таймырском (Долгано-Ненецком) Краснояр­ского края. О-ва Колгуев и Новая Земля подчинены непосредственно Архангельскому облисполкому. Остальные острова, населенные ненцами, входят территориально в соответствующие национальные округа. Сосе­дями ненцев являются многие народности. На европейской территории - лопари (саамы), коми; в Сибири - коми, ханты, селькупы, эвенки, долганы, энцы и нганасаны; в южной части своего расселения ненцы почти повсюду соседят с русскими, а во многих районах русские селения расположены и в отдаленных участках тундры, населенной нен­цами.

Территория расселения ненцев к западу и востоку от Полярного Урала носит равнинный характер и богата озерами. Лишь Северный Урал и от­роги Тиманского хребта возвышаются над тундрами. Продолжительная зима и короткое лето, сильные ветры, дующие летом с моря, зимой - с материка, повсеместное развитие вечной мерзлоты (сплошной на край­нем северо-востоке, островной в южной полосе) - таковы общие черты суровых климатических условий этой территории. Только в бассейне р. Пур преобладают леса. Остальная территория расселения ненцев занята лесотундрой (леса - еловые западнее Урала и лиственничные восточнее его - перемежаются здесь с тундрами), а севернее, до морского побережья и на островах, простираются тундры с зарослями кустарни­ковых ив. Всюду встречаются различные типы болот.

Промысловая фауна представлена лесными (белка, бурундук, лисица, бурый медведь, горностай, лось и др.) и тундровыми (песец, а на океан­ском побережье белый медведь и др.) видами. В тундре п в лесу встре­чаются северный олень, росомаха, белая куропатка. Летом в тундру прилетает масса гусей, уток и других птиц. В прибрежных водах обитают различные виды тюленей, морж, белуха (последняя особенно у Новой Земли и в Обской губе); пресные воды - озера и реки - населены раз­личными рыбами (осетровыми, сиговыми, лососевыми).

Наиболее многочисленная группа (более 14 тыс) - тундровые ненцы. Они обитают в тундровой и лесотундровой зонах и говорят на тундровом диалекте ненецкого языка. Обособленная группа - лесные ненцы (само­название «нещанг»), известная под названием «пян хасаво», «пяд-хасаво», «хандеяры», населяет, как указывалось выше, таежную зону, входящую в Пуровский район Ямало-Ненецкого и в Сургутский район Ханты- Мансийского национальных округов. Лесных ненцев, по переписи 1926-1927 гг., насчитывалось 1129 человек. Говорят они на особом диалекте ненецкого языка.

Многие ненцы Болынеземельской тундры (Ненецкий округ) и северных районов Коми АССР (Ижемский, Печорский и Усть-Цылемский районы) подверглись сильному влиянию коми-ижемцев. Оседлые ненцы с. Колва (юг Болыпеземельской тундры) и ряда селений по рр. Ижма, Печора, Колва, Уса, Адзьва говорят на ижемском диалекте коми языка и ведут образ жизни, близкий к коми-ижемцам. Соседние с ними кочевые ненцы также говорят на этом диалекте. Прежде ненцы эти именовали себя «яран» (мн. ч. «яраньяс»), т. е. так, как называли ненцев коми. Сохранивших свой язык ненцев они, в отличие от себя, называли «выненьци» (от ненец­кого «вы’ненэця» - «тундровые ненцы»).

Следует еще отметить группу ненцев, обитающую в низовьях Оби, на Малом Ямале, в низовьях Таза и отчасти на Большом Ямале и в Гыдан- ской тундре. Эта группа известна остальным ненцам под названием «хаби». Так называют ненцы всех вообще иноплеменников и, в частности, хантов. Хаби являются потомками нижнеобских хантов, смешавшихся с ненцами и утративших родной язык и большинство национальных черт в культуре. Сами они тоже называют себя «хаби».

Ненецкий язык, как было указано, принадлежит к группе самодий­ских языков. Как и все самодийские языки, он характеризуется агглю­тинацией. Кроме того, в языке имеются и элементы флективности, ко­торые выражаются в чередовании гласных корня. В лексике ненецкого языка отразились древние взаимосвязи самодийских языков с тюркскими и с языками досамодийского населения. В отдельных говорах отражены связи с языком коми. За последние годы наблюдается большое влияние со стороны русского языка. Однако следует отметить, что лексика не­нецкого языка изучена мало. В ненецком языке различаются два основных диалекта: тундровый и лесной; каждый из них распадается на ряд гово­ров. Основные расхождения между диалектами относятся к звуковому составу; некоторые различия отмечаются в области лексики и морфо­логии. Лексические расхождения между диалектами тундровых и лесных ненцев состоят в том, что в лексике последних имеются многочисленные включения селькупских и хантыйских слов. Ряд элементов в языке лесных ненцев связывает его с языками энцев и нганасанов. Тундровый диалект распадается на западные (канинский и малоземельский) и восточные (болынезсмельский, ямальский и тазовский) говоры. Однако различия между западными и восточными говорами очень незначительны и не препятствуют ни в какой мере взаимопониманию представителей разных групп тундровых ненцев.

Самодийские языки сложились в области Саян ского нагорья. Еще 150-200 лет назад на самодийских языках говорили в Саянах маторы (койбалы),

камасинцы, карагасы (тофалары) и др. В результате длительного влияния тюркоязычных народов племена эти восприняли тюркский язык, только камасинцы еще в 1921-1925 гг. сохраняли самодийский язык. Предполо­жение о родстве ненцев, энцев, нганасанов и селькупов с упомянутыми саянскими племенами было высказано еще в XVIII в. В середине XIX в. известный исследователь М. А. Кастрен на основании изучения язы­кового и этнографического материала по северным самодийским и саяно-алтайским группам выдвинул гипотезу саянского происхожде­ния самодийских групп. Советский этнограф-лингвист Г. Н. Прокофьев, сопоставляя языки, материальную культуру и этнонимы различных самодийских групп, в ряде своих работ подтвердил гипотезу Каст- рена.

Большой интерес в плане решения проблемы происхождения север­ных самодийских групп представляет вопрос об оленеводстве. Хотя уже довольно ранние летописные сведения говорят о самоедах-оленеводах, имеющих упряжное оленеводство, однако некоторые группы самодийцев (пян-хасаво, селькупы), повидимому, имели вьючно-верховое оленевод­ство, предшествовавшее современному санному. В языке тех и других сохранился специальный термин для обозначения седла. Исследователи середины XIX в. еще застали у южных групп самодийцев вьючное седло. Это сближает южные самодийские группы с сохранившимися и доныне саянскими оленеводами-тувинцами Тоджи и тофаларами. Можно считать, что оленеводство было известно самодийцам еще до переселения их на север, где оно развилось впоследствии в особый тундровый тип оленевод­ства, свойственный современным ненцам. В то же время в материальной культуре и языке самодийских народов наблюдаются или наблюдались еще в недалеком прошлом черты, отсутствовавшие у саянских групп. Эти особенные черты, специфические для населения полярной зоны, в частности для древних морских зверобоев, появились у современных самодийских народов, вероятно, в результате смешения их саянских предков с древнейшими насельниками полярной зоны, которых они застали здесь. В эскимосском, чукотском л корякском языках существуют слова, совпадающие с соответствующими терминами современного ненец­кого языка, относящиеся именно к той части словаря, которая охва­тывает характерные только для полярной зоны явления. Так, нерпа по-ненецки няк, а по-эскимооски - нэ сак, полярная куропатка по- ненецки хабэвко, по-чукотски - хабэв; передняя часть малицы, ниже капюшона, по-ненецки луху, по-нганасански глухая одежда вообще называется лу, а по-корякски - лху (льку) - корень слова, обозна­чающего всякую одежду.

Эти и другие сопоставления позволяют предполагать, что современные северо-восточные палеоазиатские народности были тоже связаны с доса- модийским населением северо-западной Сибири. Обнаруженные здесь остатки землянок согласуются с данными ненецкого фольклора, упоми­нающего о подземных жилищах каких-то аборигенов.

Первые письменные сведения о непцах относятся к 1096 г. В летописи Нестора есть следующее упоминание: «Сказа ми Гюрята Рогович, нов­городец: послах отрока своего в Печору, людие же суть дань дающе Нову- городу, и пришед отрок мой к иим, оттуду иде в Югру, югра же суть язык нем и соседят с самоядыо на полунощных странах»* Следовательно, уже в XI в. ненцы были известны новгородским промышленным, торговым людям, проникавшим в глухие окраины. После падения Великого Нов­города инициатива освоения богатых сибирских земель перешла к Мо­сковскому княжеству. Целый ряд походов организует Москва за Урал, приводя под «высокую руку» московского князя народы Сибири.

В XVI в. начинается широкое движение русских промышленных лю­дей на восток. Царское правительство строит на ненецких террито­риях ряд опорных пунктов - острогов, городков. В 1499 г. основы­вается Пустозерский острог, а примерно через столетие, - Березов (1593 г.), Обдорск (1595 г.), Сургут (1594 г.), Мангазея (1601 г.) и Туруханск (1607 г.). Население этих острогов состояло из служилых людей, крестьян и промышленников. Во главе стояли назначаемые пра­вительством воеводы, управлявшие приписанными к острогу землями. Остроги и городки являлись не только первыми административными пунктами, но вместе с тем и первыми культурными центрами в глухих северных сибирских землях. Здесь начались регулярные торговые сно­шения ненцев с русскими. Здесь ненцы знакомились с более высокой русской культурой крестьян и промышленников, закрепляли с ними тесные дружеские связи, помогали русскому трудовому населению в борьбе с суровой северной природой. Источники XVII в. показы­вают постепенное сближение ненцев с теми русскими, с которыми нача­лись у них соседские торговые, нужные для обеих сторон, сношения. Сближение с русским населением сыграло большую роль в развитии ненецкого народа. В быт и производство ненцев проникли новые сред­ства производства и предметы материального быта: огнестрельное ору­жие, сети, металлические изделия, ткани и т. д.

Царское правительство наложило на ненцев ясак, размеры которого были различны в зависимости от районов (2-3 песца, 1 соболь или 15 бе­лок). Много ненцев (ямальские, пуровские) платили ясак «не по окладу», т. е. вносили сколько могли или хотели заплатить. В XVIII в. натураль­ный ясак был частично заменен денежным. Для уплаты ясака ненцы прибегали к займам и часто лишались своих, отданных в заклад, оленей. Сопротивление ненцев колониальной политике царского правительства, в частности обложению их ясаком, выражалось в XVII в. в «погромах» ясачной казны, когда ее везли из Сибири через Урал, в нападениях на русские остроги как административные центры царского правительства и т. д. Один только Пустозерский острог подвергался нападениям шесть раз на протяжении ста лет (XVI-XVII вв.).

Разработанный комиссией Сперанского в начале XIX в. «Устав об управлении инородцев в Сибири» (1822 г.) распространялся и на ненцев, отнесенных к инородцам третьего разряда - «бродячим». Специальные разделы «Устава» - «Права бродячих инородцев» (ч. I, гл. 6) и «Об ино­родцах Архангельской губернии, именуемых самоедами», обещали ненцам владение землями, внутреннее самоуправление на основе обычного права и т.д. Большинство этих пунктов, однако, практически не осуществлялось.

Учреждение новых органов управления - инородческих управ и ин­ститута старшин- способствовало дальнейшему ухудшению положения ненецких масс. Старшинами являлись обычно зажиточные ненцы, и при­своение им известных прав: сбор ясака, некоторые судебные функции и пр., усугубляло эксплуатацию трудовых ненецких масс, укрепляло имущественное неравенство среди ненцев. В первой четверти XIX в. началось насаждение среди ненцев христианства. С этой целью была учреждена в 1824 г. для ненцев Архангельской губернии специальная «Духовная миссия для обращения самоядов в христианскую веру». Нен­цев крестили целыми семьями. Сотнями сжигали изображения духов на священных местах. Было также предписано «у всех, кто, приняв христианскую веру, продолжает еще идолопоклонствовать, всех идолов отбирать полицейской властью». Все это еще более усиливало возмуще­ние ненцев против действий царского правительства.

Беззастенчивая торговая эксплуатация со стороны купцов, плативших ненцам за песцовую шкурку кирпич чая или ковш муки, кабальные отношения, в результате которых ненцам приходилось выплачивать долги отцов и дедов, и т. д., вызывали массовое разорение и обнищание ненцев. Бедняки шли работать к богатым ненцам-оленеводам и впадали в кабальную зависимость от них. Разорению широких ненецких масс способствовала и экспроприация угодий. Родовые рыболовные угодья захватывали одноплеменники-богачи и сдавали в аренду русским промыш­ленникам; ненецкие, русские и ижемские богатые оленеводы, имевшие тысячные стада, захватывали пастбищные угодья.

В ответ на это происходят организованные выступления как против представителей царской власти, так и против собственной эксплуататор­ской верхушки.

Самым выдающимся из таких выступлений было восстание обдорских и тазовских ненцев под руководством ненца Вавлё Ненянга (иначе Ваули Пьеттомин). В конце 30-х годов XIX в. Вавлё, собрав группу ненцев, организовывал нападения на стада богачей, отбирая оленей и раздавая их беднякам. Он призывал ненцев прекратить уплату ясака царским властям. В 1839 г. Вавлё был пойман, заключен в тюрьму городка Бере- зово, а затем сослан в Сургутский уезд. Оттуда он вскоре бежал в родные тундры на р. Таз. В 1841 г. Вавлё вновь собрал ненцев с Таза, Малого и Большого Ямала, а также обдорских хантов и подступил с отрядом в 400 человек к самому Обдорску. Целью его было захватить город, прогнать царских чиновников и их ставленника - хантыйского князя Тайшина и прекратить уплату ненцами ясака. Обманом и хитростью царским властям и местным богачам удалось заманить Вавлё в Обдорск и взять его в плен. Он был судим, наказан плетьми и сослан на каторгу. Но движение протеста в среде ненцев не угасло. В 1856 г. ненцы Пани Тохо, Тум Пэ и др., в том числе и участники восстания Вавлё, вновь собравшись дружиной, отбирали у ненецких богачей оленей и другое имущество. В конце концов они при помощи богачей и старшин были пойманы и сосланы на каторгу.

В 70-х годах XIX в. царское правительство начало переселение нен­цев на Новую Землю. Колонизация эта была предпринята, чтобы положить конец норвежским притязаниям на богатую промысловыми ресурсами Новую Землю, издавна принадлежавшую России.

Во второй половине XIX в. значительно усилилась торговая эксплуа­тация ненцев. Наряду с одиночными торговцами-скупщиками пушнины в тундру проникают представители крупных купеческих фирм Архан­гельска, Чердыни, Тобольска и Красноярска. К мелкому разъездному, главным образом меновому, торгу присоединяется крупная торговля с разветвленной сетью лавок и собственным флотом. Капитал проникает в рыболовство, организуются рыбные промыслы; в результате этого значительно усиливаются товарные отношения. В западных районах (Канинской и Малоземельской тундрах), где товарность промыслово-оле­неводческого хозяйства была несравненно выше, возникают уже элементы капиталистических отношений. Все это способствует дальнейшему росту эксплуатации трудовой части ненцев и увеличению количества безолен- ных хозяйств. Значительная часть стад переходит в некоторых районах к русским, ижемским и ненецким богачам. В 1895 г. в Печорском уезде русским и ижемским богачам принадлежало 229 365 голов, а всему остальному ненецкому населению - лишь 46 950 голов. Такое перерас­пределение оленей сопровождалось захватом пастбищ, бывших некогда общинной собственностью. Разорение и обнищание ненецких трудовых масс продолжалось вплоть до самой революции.

Мы привыкли ехать в поисках каких-то диковинных народностей в заморские страны. Но стоит вспомнить, что и в России проживает много необычных малочисленных коренных народов. Например, на берегу Северного Ледовитого океана живет древний народ ненцы. Традиционные занятия, религиозные верования, быт, культура этого народа иногда нам кажутся далекими и непонятными, напоминающими инопланетные. Еще бы, они хранят безголовых кукол в память о своих предках, живут в небольших чумах, их детей можно увидеть спящими на снегу. И тем не менее, такой народ России, как ненцы - неотъемлемая часть страны, ее гордость. Стоит более подробно охарактеризовать этих северных людей, разобраться в их основных видах деятельности, исторических традициях.

Территория проживания и численность

Ненцы относятся к самодийскому народу, проживающему на берегах Северного Ледовитого океана, на Кольском полуострове и Таймыре. Устаревшими названиями этого народа являются "самояды", "юраки". К месту современного обитания они прибыли с территории южной Сибири в 1 тысячелетии н. э. Ненцы Севера - это самая многочисленная группа среди других народов этого региона. В России насчитывается 41 302 ненца. Половина из них проживает в Ямало-Ненецком автономном округе.

Территория ненцев довольно обширная. Их разделяют на две группы:


Из истории ненецкого народа

Какова история этого народа? Еще в летописных трудах монаха Нестора упоминается о северных племенах - ненцах. Фото, представленные в статье, доказывают, что это очень самобытный народ. Считается, что его представители очень хорошо разбираются в людях. Да и само слово "ненец" имеет значение "настоящий человек". Хотя в старину у них было неприглядное название "самояды", означающее "поедающие сами себя". Ведь у ненецких предков было обычным делом заниматься обрядами каннибализма. В этом они не видели ничего плохого и выбирали в качестве жертвы для своих нуждающихся жителей тело слабого соплеменника. Поистине счастливым считался человек, сам приносивший себя в жертву. Его потомкам не нужно было ухаживать за больным, и они имели, чем поживиться. Для многих такой ритуал может показаться варварским, ведь дети занимались отцеубийством под заклинания шаманов. После завершения жертвоприношения тело делили между собой все соплеменники.

Некоторые историки имеют другую точку зрения и считают, что ненцев называли "сыроядами" за то, что они поедали сырое мясо. Обе эти версии являются всего лишь догадками об истории далеких северных племен. На развитие народов Арктики большое влияние оказала Российская империя. В 16 веке отмечалось строительство городков и острогов для ненцев. Это сегодняшние Сургут, Березов, Обдорск. Русские стали торговать с оленеводами, что приносило пользу и тем и другим. Ненецкие племена получили возможность иметь ткани, оружие, изделия из металла.

К какому антропологическому типу относятся?

В плане антропологии ненецкий народ относится к уральской контактной малой расе. Ее представители сочетают европеоидные и монголоидные признаки. Так как ненцы проживают на довольно обширной территории, то антропологически их можно разделить на несколько групп, которые демонстрируют понижение степени монголоидности с восточных областей к западным. Меньше всего монголоидных черт зафиксировано у лесных представителей народности.

Традиционные занятия ненцев и быт

Чем же живет этот северный народ? Традиционным занятием народа ненцы считается крупностадное оленеводство. Занимаясь этой отраслью, пастухам приходится круглый год выпасать животных с оленегонными собаками. Также они берут оленей в упряжки и ездят в санях. У мужских легковых нарт имеется только задняя спинка у сидения, а у женских - передняя и боковая, для удобства перевозки детей. В упряжке может находиться от трех до семи оленей.

Управлять санями и садиться в них нужно с левой стороны, потому что одна вожжа прикрепляется к уздечке оленя слева, для координации движения. Часто в сани кладут металлическое копье для охоты. Упряжь покрывают кожей оленя или морского зайца.

Грузовые сани называются нартами, в них запрягают по два оленя. Иногда из нескольких нарт составляют один аргищ, когда оленей привязывают цепочками к предыдущим нартам. Часто извозчиками аргищ становятся девочки подросткового возраста, а старшие мужчины управляют легковыми упряжками возле стада.

Нарты также используются для создания специальных загонов для вылавливания арканом нужных животных. Северные олени поедают ягель (мох). Когда кормовые запасы истощаются, стадо перегоняют в другое место. Семьи пастухов кочуют вместе с оленьими стадами. Приспосабливаясь к ненцы придумали специальное разборное жилище - чум. Делают его в виде конусообразного сооружения, состоящего из 25-30 жердей. Фото ненцев в статье демонстрируют их жилье и основные занятия. О жизни в чумах вы прочитаете немного ниже.

Кроме выпаса оленей, этот народ отлавливает песцов, лисиц, росомах, горностаев, диких северных оленей. На пушных зверей охотятся специальными деревянными ловушками-пастями, железными капканами, петлями. Добычей северного народа часто бывают куропатки, гуси, глухари. Летом они также вылавливают рыбу. Женщины выделывают шкуры животных, шьют одежду, сумки, накрытия для чумов.

Национальная одежда

Жители Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономного округа привыкли к суровым природным условиям. Большой ценностью для ненецких мужчин и женщин считается теплая одежда. Зимой она помогает справиться с жестокими морозами, летом - с гнусом. Ненцы придумали специальную нательную меховую рубаху - малицу. К ней пришиваются капюшон и рукавицы. В очень теплой малице обеспечена защита тела и головы от холода, ветра. Открытым остается только лицо. Мех плотно прилегает к телу, потому что шьют малицу мехом внутрь. Такую одежду ненцы украшают специальными меховыми узорами, которые пришивают иголками. Получается своеобразный меховой кант.

Зимой используют новые малицы, летом ходят в старых. Их даже надевают, отправляясь на близкие расстояния. Капюшон у малицы именуется савой. Снизу капюшон стягивается ремешками. Пришитые к одежде рукавицы называются нгоба. Малицу обязательно подпоясывают специальным поясом - ни. Пояс еще используется для того, чтобы к нему пришить ножны для оружия. Для очень сильных морозов, кроме малицы, поверх надевают совик из меха. Часто его капюшон украшают песцовыми хвостами.

Женская одежда более сложная. Речь идет о распашной шубе - паны. Верхнюю часть такой шубы составляют шкурки камусов (верхних частей ног оленя). Шьют такую шубу мехом наверх, низ отделывают песцовым мехом. Возле рукавов пришивают рукавицы. Украшает паны меховая мозаика, кисти, цветные суконные канты. Сверху шубы надевается суконный чехол с узорами. Верхняя одежда фиксируется длинным поясом с кисточками. Кроме роскошной шубы для женщины изготавливается специальный - сава. Его уже не прикрепляют к шубе.

Лакомые блюда ненцев

Благодаря природной смекалке и мужеству, ненецкий народ противостоит беспощадной природе. Эти люди берут у нее все нужное для существования. Одной из первых необходимостей считается пища. Ненецкие женщины готовят пищу и заготавливают кое-что впрок. Мужчины приносят мясо и рыбу. Растительной пищи они употребляют совсем немного. В зимний период главным лакомством является мясо оленя.

Ненцы очень любят свежую оленину. Поедание свежего мяса для них праздник. Особенно часто они поедают рога молодых оленей. Для этого они отрезают концы рогов и бросают их в огонь. Поджаренные хрящевые окончания им кажутся очень вкусными. Осенью ненцы производят массовый забой оленей. Тогда мясо зарывают в мерзлую землю, служащую своеобразным погребом. Кое-кто коптит мясо со спины оленя на костре. Иногда его вялят на солнце или солят.

С приходом зимы ненцы с удовольствием поедают свои мясные запасы и пьют замороженную оленью кровь. Также некоторым удается сварить куропатку. Весной начинается сезон ловли птиц: гагар, уток, гусей. Священными птицами для этого народа считаются чайки, их они никогда не ловят. А вот во время линьки гусей очень часто лакомятся их мясом. Его также иногда вялят. Еще едят гусиные и утиные яйца в вареном виде.

Хотя медведь у северного народа является священным животным, но иногда они не прочь попробовать его мяса. Проживающие возле моря ненцы часто вытапливают жир морских обитателей. В ход идут морские зайцы, моржи, нерпы. Иногда в пищу используется и мясо этих животных.

Летом ненцы питаются рыбой. Особенно ее вылавливают те, у кого мало оленей. Рыбу употребляют сырой, просто чуть солят или макают в соленую воду. Зимой из рыбы готовят строганину - свежую мороженую рыбу, которую состругивают острым ножом. В летний период рыбу заготавливают впрок. Очень часто используется специальная просушка рыбы - юкола (пэхэ). Ненцы также любят икру, добытую из озерной или речной рыбы.

Еще одним изобретением западных ненцев стал пресный хлеб. Из растительной пищи в ход идет морошка, голубика, брусника. Из толокнянки готовят жидкую кашу. А вот ягоды и грибы ненцы на зиму не заготавливают. Дело в том, что грибами очень любят лакомиться олени, да и их не так много в тех краях.

Излюбленным напитком ненцев является чай, его они пьют не реже трех раз за день. Только заваривают очень крепкий напиток. Летом в качестве заварки используют траву иван-чай или листья морошки. Также ненцы научились лечиться многими лекарственными травами.

Письменность и язык

Входит в группу самодийских языков. На нем разговаривает около 27 000 человек. Некоторые ненцы перешли на русский язык. Кроме него чувствуется влияние хантыйского и комизырянского языков. Встречается лесное и тундровое наречие.

В 1932 году создали ненецкую письменность, основанную на латинской графике. Позже использовалась русская графика. Тундровое наречие повлияло на формирование литературного языка. В ненецкой национальной школе обязательным предметом является родной язык. Во многих школах его изучают на факультативах.

Религиозные взгляды

Религия ненцев связана с анимистическими представлениями. Понятие "анимизм" происходит от слова "Anima" со значением "душа". Весь окружающий мир ненцы наделяют живыми духами. Они видят духов в реках, озерах, явлениях природы. Всех духов ненцы делят на добрых и злых. Добрые помогают людям, а злые насылают беды и несчастья. Чтобы умилостивить духов, ненцы приносят жертвоприношения. Злым духам преподносят содержимое желудка оленя, собранное в семь кусков.

У ненцев есть духи-покровители окружающего мира. Хозяином и дарителем пушнины, зверя, дичи, хранителем стад оленей они считают Илебям пэртя. Водой у ненцев владеет Ид ерв, повелителем ветров выступает Яха ерв. Бабушка огня - Ту хада.

Значение чума для ненцев

Жильем ненцев с древних времен является чум. Этот народ считает чум центром всей семейной жизни. На верхушке чума делают отверстие, соответствующее дневному местонахождению солнца и ночному - месяца. 30 высоких шестов, покрытых шкурами, напоминают воздушную сферу, окутывающую Землю. Богатые семьи устанавливали огромные чумы, бедные - совсем остроконечные. Для постройки чума у некоторых уходит до 40 шестов. Оленьи шкуры, которыми покрывают чум, называются нюками. На покрытие зимнего чума уходит до 70 оленьих шкур. В диаметре чум составляет 8 м. Туда можно поместить до 20 человек.

В центре чума находится шест, место возле которого считается священным. Его называют сизмы. В чуме также есть секторы для мужчины, женщины и спальня. В спальной зоне могут играть дети.

Перемещаясь с места на место, владельцы забирают чум с собой. Это не предоставляет особых неудобств, потому что массивной мебели ненцы не заводят. Для маленького ребенка в чум помещают люльку, в которой он находится, пока не начнет ходить.

Женщины занимаются разведением очага, они колют дрова, сушат их и разводят огонь. Перед тем как войти в помещение, мужчина обязательно сметает снег с обуви. Одежду он оставляет на нартах. В чуме он переодевается в домашнюю одежду. Гостям в чуме также отводится особое место.

Угроза исчезновения культуры малочисленного народа

Последние годы традиции ненцев, язык, национальное достоинство подверглись сильным деформациям. Действительно, проблемам и культурным ценностям коренных народов севера уделяется недостаточно внимания. У многих россиян нет представления о занятиях ненцев, быте, образе жизни. А ведь этот народ такой же редкий, как некоторые растения и животные. Культуру народов Крайнего Севера нужно обязательно сохранить. ханты, манси, ненцев, селькупов должны жить!

Ненцы, ненэц или хасова (самоназвание - "человек"), самоеды, юраки (устаревшее), народ в России, коренное население Европейского Севера и севера Западной и Средней Сибири. Живут в Ненецком автономном округе (6,4 тыс. человек), Лешуконском, Мезенском и Приморском районах Архангельской области (0,8 тыс. человек), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (20,9 тыс. человек) и Ханты-Мансийском автономном округе, Тюменской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края (3,5 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 34,5 тыс. человек. Выделяются две этнографические группы: тундровые и лесные ненцы. Родственные народы: нганасаны, энцы, селькупы.

Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи, который подразделяется на 2 диалекта: тундровый, на котором говорит большинство ненцев, и лесной (им владеет около 2 тыс. ненцев, расселённых главным образом в таёжной зоне, по верхнему и среднему течению реки Пур, а также в истоках реки Надым и по некоторым притокам Средней Оби). Распространён также русский язык. Письменность на основе русской графики.

Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. На протяжении 1-го тысячелетия нашей эры под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников самодийскоязычные предки ненцев, населявшие лесостепные области Прииртышья и Притоболья, тайгу Среднего Приобья, продвинулись на север в таёжные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население - охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и энецкие группы.

Традиционные занятия - охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины XVIII века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство.

В бывшем СССР хозяйство, быт и культура ненцев претерпели существенные изменения. Большинство ненцев работало на предприятиях рыбной промышленности, вело оседлый образ жизни. Часть ненцев выпасает оленей в единоличных хозяйствах. Семьи оленеводов кочуют. Значительное число семей живёт в городах Нарьян-Мар, Салехард, Печора и др. и работает в промышленности и сфере обслуживания. Выросла ненецкая интеллигенция.

Большинство ненцев вело кочевой образ жизни. Традиционное жилище - разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.

Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. Передвигались на лёгких деревянных нартах.

Пища - оленье мясо, рыба.

Основной социальной ячейкой ненцев в конце XIX века был патрилинейный род (еркар). У сибирских тундровых ненцев сохранялись 2 экзогамные фратрии.

В религиозных воззрениях господствовала вера в духов - хозяев неба, земли, огня, рек, явлений природы. Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX века получило распространение православие.

В. И. Васильев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 375-377.

Ненцы

Автоэтноним (самоназвание)

ненць : Самоназвание н е н ц ь - "человек".

Основная территория расселения

См: Этнические и этнографические группы

Численность

По переписи 1897 г. учтены вмести с другими самодийскими народами, 1926 - 16.4 тыс., 1959 – 23.0 тыс., 1970 - 28.7 тыс., 1979 - 29.4 тыс., 1989 - 34.4 тыс.

Этнические и этнографические группы

Делятся на две этнотерриториальные группы - тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО), лесные (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне р.Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам.

Антропологические характеристики

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной. малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Язык

ненецкий : Ненецкий язык относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта - тундровый, который распадается на западные и восточные говоры, общение между носителями которых не мешает взаимопониманию и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров.

Писменность

В 1932 г. на основе латинской графики Г.Н.Прокофьев подготовил первый ненецкий букварь «Новое слово». За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В последствие была разработана грамматика, грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке. В 1936 году ненецкая письменность была переведена на русскую графическую основу.

Религия

Православие : Православные. Начало христианизации европейских ненцев относится к 20-м годам ХIХ в. Миссия архимандрита Вениамина начала обращение в христианство тундровых ненцев в 1926/27 гг. Проповедь велась на ненецком языке. При терпимом отношении к таинствам, современники отмечали слабое усвоение основ христианских догматов ненцами. Наряду с просветительской деятельностью миссионеры активно занимались уничтожением священных мест. В 1826 г. на о.Вайгач миссией были сожжены 420 деревянных "идолов" и поставлен крест. К 1830 г. было крещено 3303 ненца. В последствии была создана духовная строительная комиссия, которая занималась строительством церквей, на основе деятельности которых предполагалось распространение христианской веры на территориях, заселенных тундровыми ненцами. В последствии, при церковных приходах были открыты миссионерские школы. Священнослужителей начали готовить из "инородцев".
Первые попытки христианизации сибирских ненцев относятся к ХVIII в., но они встретили активное сопротивление. Систематическая миссионерская деятельность начинается с учреждения в 1832 г. в Обдорской миссии, но, как и в предшествующий период, значительных результатов достигнуто не было. В последствие при обдорской церкви была создана русско-туземная школа, но в ней обучались только дети обрусевших хантов и ненцев. Среди сибирских ненцев миссионерской деятельностью не было охвачено практически все тундровое население - Ямал, Низовая тундра.
В результате процесса внедрения христианства в ненецкую культуру наблюдается синкретическое состояние их религии. Так, под влиянием христианства Нум, верховное божество ненцев, приобретает черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев, в виде "Сядай-Миколы" -покровителя промыслов, включается св. Николай. Ненцы отмечали ряд христианских праздников, носили православные кресты, в интерьере жилища обычными становятся иконы. Элементы бытового православия получили распространение благодаря разнообразным контактам ненцев с русским населением.
Тем не менее, в общей оценке состояния синкретизма религии ненцев отмечается, что "влияние христианской веры в основном носило поверхностный характер и не затронуло глубоко традиционных религиозных представлений ненцев."

Этногенез и этническая история

Сложение ненецкой культуры в ее локалъных вариантах, а также специфика ненцев по отношению к другим самодийским народам, объяснимы из идеи двухкомпонентности северо-самодийского этногенеза. Согласно o6щей схеме, в формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем с и х и р т я. Анализ этнокомпонентного состава ненцев, который основывается на учете современных родов, в связи с историей их формирования, позволяет выявить в разных территориальных группах приблизительное процентное соотношение этнических компонентов, принимавших участие в их формировании. Так, в составе европейских ненцев 78.2 % родов составляют южно-сибирские и 21.8 % аборигенные компоненты, у сибирских тундровых ненцев южно-сибирский компонент 53.4 %, аборигенный 26.4 %, хантыйский 15.0 % и "смешанный" (лесные ненцы и энцы - 5.2 %) сибирские лесные ненцы имеют в своем составе 63.2 % южно-сибирского компонента, 35.4 % аборигенного и 2.6 % тундровых ненцев.
Данная схема отражает не только начальные этапы сложения ненецкой культуры во взаимодействии автохтонного и пришлого населения, но и последующие, начиная с ХVII в., процессы взаимодействия, прежде всего тундровых ненцев, в ходе освоения ими новых территорий на восток вплоть до правобережья Енисея, с энцами, вхождение в их состав родов хантыйского происхождения, а также, их тесное взаимодействие в сфере оленеводства с коми-ижемцами.

Хозяйство

Специфика выделенных групп фиксируется и в сфере этнической культуры. Тундровые ненцы являются крупноетадными оленеводами (северный вариант скотоводческой экономики). Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами по системе: лето - северные тундры, зима - лесотундра. Материальная культура адаптирована кочевому образу жизни (мобильное жилище, высокоспециализированный олений транспорт, минимальный набор предметов жизненного обихода). Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел.
В отличие от тундровых, в культуре лесных ненцев отмечаются: слабое развитие оленеводства, которое представлено таежным, транспортным его вариантом, обеспечивающим промысловую ориентацию традиционной экономики; охота и рыболовство, как основные хозяйственные составляющие; существуют многочисленные отличия в сфере материальной культуры - жилище, одежда, транспорт, пища, утварь и т.д.

Традиционные поселения и жилища

Поселением кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов (1-5), у лесных ненцев стойбища сезонные.
Универсальным типом жилища является чум, так называемого "самодийского типа" - два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса 25-50, особая конструкция надочажного устройства, покрытие зимнего чума двойными "нюками" - покрышками сшитыми из оленьих шкур, летнего одинарными старыми нюками или тисками. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах.

Библиография и источники

Общие работы

  • Ненцы. Историко-этнографические очерки. М., Л, 1966, 2-е изд. Спб., 1995/Хомич Л.В.
  • Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995./Головнев А.В.

Отдельные аспекты

  • Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976/Хомич Л.В.
  • Влияние христианизации на религиозные представления и культы ненцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.). Ленинград, 1979. С. 12-28./Хомич Л.В.
  • На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края./Бартенев В.//СПб.,-1896
  • Проблемы формирования северосамодийских народностей./Васильев В.И.//М.-1979
  • Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск, 1993./Головнев А.В.
  • Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.,Л., 1970/Долгих Б.О.

Отдельные региональные группы

  • Самоеды в домашнем и общественном быту. СПб., 1847/Иславин В.
  • По Большеземельской тундре с кочевниками. Архангельск, 1911/Керцелли С.В.
  • Ненцы Европейской России в конце ХVII-начале ХVIII в. // СЭ. 1956. № 2/Колычева Е.И.
  • Северный полюс и земля Ямал. СПб., 1868/Кушелевский Ю.И.
  • Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов // Материалы по этнографии Сибири ХVIII в. ТИЭ. 1947. Т. 5/Зуев В.Ф.
  • Лесные ненцы/Вербов Г.Д.//СЭ, № 2-1936
  • Канинские самоеды // СС. 1930. №№ 4-5./Гейденрейх Л.Н.
  • Традиционное жилище лесных ненцев бассейна р.Пур // СЭ. 1971. №4/Долгих Т.Б.
  • Культура питания Гыданских ненцев (интерпретация и социальная адаптация). М., 1997/Ёсида Ацуси.
  • Полуостров Ямал // Зап. ИРГО по общ. геогр. СПб., 1913. Т.49/Житков Б.М.