Франческо петрарка краткая биография. Франческо Петрарка: биография, основные даты и события, творчество

Франческо петрарка краткая биография. Франческо Петрарка: биография, основные даты и события, творчество
Франческо петрарка краткая биография. Франческо Петрарка: биография, основные даты и события, творчество

Среди произведений Петрарки - трактаты, сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на латинском и итальянском языках: "Канцоньере" ("Книга песен", Canzoniere, 1327-1374; состоит из 2 частей, "На жизнь мадонны Лауры" и "На смерть мадонны Лауры", содержащих 366 стихов на итальянском языке: 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала; в последней редакции 1373 сборник озаглавлен Rerum vulgarium fragmenta - "Отрывки на народном языке"), "Африка" (Africa, 1339-1342; эпическая поэма на латинском языке о 2-й Пунической войне), "Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру" ("De coutemptu mundi" или "De secreto conflictu curarum suarum", 1342 - 1343; автобиография в виде диалога Петрарки с Блаженным Августином - философский трактат на латинском языке), "Триумф Любви" (Triumphus Cupidinis, 1342 - 1343; дидактическая поэма), "Триумф Целомудрия" (Triumphus Pudicitie, 1342 - 1343; дидактическая поэма), "Буколики" (Васоlicum carmen in XII aeglogas distinctum, 1346-1357; пастушеские эклоги аллегорического содержания), "Об уединенной жизни" (De vita solitaria, 1346; трактат), "О монашеском досуге" (De otio religioso, 1347; трактат), "Триумф Смерти" (Triumphus Mortis, 1350; поэма), "Триумф Славы" (Triumphus Fame, 1350; поэма), "Инвективы против врачей" (Invectiva contro medicum, 1351 - 1353), "О средствах против всякой фортуны" (De remediis ultriusque fortunae, 1353 - 1354; более 250 диалогов), "Старческие письма" (Seniles, 1361 - 1374; 125 писем, разбитых на 17 книг), "Триумфы" (1373; в окончательной редакции вошло шесть последовательных "триумфов": Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности), "Письмо к потомкам" (Epistola ad posteros, 1374; неоконченная автобиография в форме письма к потомству); трактаты, касающиеся этических вопросов: "De remediis utriusque fortunae", "De vita solitaria", "De otio religioso", "De vera sapientia"; "Письма без адреса" (Epistolae sine titulo); "De rebus memorandis libri IV" (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современности, расположенных по рубрикам); "Vitae virorum illustrium" (биографии знаменитых римлян); письма ("Epistolae de rebus fami iaribus et variae libri XXV", "Epistolae seniles libri XVII"); "Путь в Сирию" (Itinerarium syriacum, путеводитель в Святую Землю), "Филология" (Filologia, комедия утрачена) (Petrarca, Francesco) (1304–1374) итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.
Родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция). После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.
В 1327, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи.
Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций.
В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму Африка (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу О славных мужах (De viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию Филология (Filologia), ныне утраченную. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.
1342–1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу Исповеди св. Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна (Secretum Meum) в форме трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины. Тогда же написаны или начаты Покаянные псалмы (Psalmi poenitentialis); О достопамятных событиях (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы Триумф Любви (Triumphus Cupidinis) и Триумф Целомудрия (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – Канцоньере (Canzoniere).
К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345. В Парме он продолжил работу над Африкой и трактатом О достопамятных событиях. Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог Буколических песен (Bucolicum carmen, 1346–1357), два прозаических трактата: Об уединенной жизни (De vita solitaria, 1346) и О монашеском досуге (De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.
Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры. В 1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму Триумф Смерти (Triumphus Mortis), приступил к поэме Триумф Славы (Triumphus Fame), а также начал Стихотворные послания (Epistolae metricae) и письма в прозе.
Годы 1351–1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал Инвективы против врачей (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу Без адреса (Liber sine nomine).
В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил Буколические песни и сборник Без адреса; начал пространное сочинение О средствах против всякой фортуны (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал Путь в Сирию (Itinerarium syriacum) – путеводитель для паломников в Святую Землю. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником Стихотворные послания, а также сборником Письма о делах частной жизни (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни. Тогда же Петрарка начал еще один сборник – Старческие письма (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг. В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой О невежестве собственном и других людей (De sui ipsius et multorum ignorantia). В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. В последние семь лет жизни Петрарака продолжал совершенствовать Канцоньере (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни Rerum vulgarium fragmenta – Отрывки на народном языке) и работал над Триумфами, куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374. Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира. Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали Канцоньере – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре. Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового стиля», Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически – как рассказ не только о мимолетной любви, но и о вечной красоте поэзии, – он привносит в свою «книгу песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму. Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость. Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия. Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу. Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся «сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным. Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в Канцоньере обладают сугубо формальными достоинствами: в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм). Сонет Петрарки, одна из двух типических форм сонета (наряду с шекспировским), отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 в., он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее – Триумфам и, наконец Канцоньере, влияние которых оказалось самым стойким. Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, – Дж.Боккаччо, М.М.Боярдо, Л.Медичи и Т.Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А.Марк, Г.де ла Вега, Х.Боскан и Ф.де Эррера в Испании; К.Маро, Ж.Дю Белле, М.Сев, П.Ронсар и Ф.Депорт во Франции; Дж.Чосер, Т.Уайет, Г.Х.Сарри, Э.Спенсер, Ф.Сидни, Т.Лодж и Г.Констебл в Англии; П.Флеминг, М.Опиц, Г.Веккерлин и Т.Хёк в Германии. В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У.Фосколо и Дж.Леопарди в Италии; А.Ламартин, А.Мюссе и В.Гюго во Франции; Г.У.Лонгфелло, Дж.Р.Лоуэлл и В.Ирвинг в Америке.

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА
(1304-1374)

Эра Ренессанса в сознании наших современников обычно ассоциируется с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Дюрера, Брейгеля, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Монтеня. Но своим культурным возрождением Европа, может быть, сначала, должна величавому итальянцу, Франческо Петрарки. Это был 1-ый выдающийся гуманист, поэт, которому удалось узреть целостность течения мыслей, которые предшествовали Возрождению, и соединить их в поэтическом синтезе, который стал программкой последующих европейских поколений.

Петрарка — основоположник новейшей современной поэзии, человек, решившейся во мраке средневековья зажечь пламя не сколько божественного, как земного, людского чувства.

Родился Франческо Петрарка в городке Ареццо в семье нотариуса, который в 1302 году был вкупе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белоснежных гвельфов. В 1312 году семья переехала в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы. С пяти-шести лет Петрарка уже занимался грамматикой, риторикой и логикой.

По настоянию отца Франческо изучает право поначалу в Монпелье, потом в Болонье, но испытывает к этому неприязнь, отдавая предпочтение юридическим наукам, занятиям по старой литературы, серьезно увлекается поэтами-классиками. Отец не одобрял увлечение отпрыска и как-то даже бросил в огонь сочинения Цицерона, Вергилия и других традиционных создателей. В 1318 году погибает мама Франческо. В 1320 году отец отсылает Петрарку в Болонье, известного центра исследования римского права. Юноше приглянулись жизнерадостность и пышность Болонье. Бессчетные знакомые уже читали стихи поэта, но отец не лицезрел в этом будущей славы отпрыска. Но Франческо продолжал потаенно писать, так как ощущал омерзение к юриспруденции. В юношеские годы происходит становление личности Петрарки: любовь к свободе, к природе, спокойствия, рвение к познаниям, активная актуальная позиция. Он всей душой терпеть не может феодальные междоусобицы, братоубийственные войны, деспотию правителей. В это время у юноши появилось желание к моральной философии. Смерть отца (1326) сходу всё изменила.
Став вскоре лирическим поэтом, Петрарка не растерял энтузиазма к традиционной древности. Наоборот, этот энтузиазм всё рос, пока не перевоплотился в реальную страсть. Петрарка увлеченно изучал заслуги древних создателей, открывавших перед ним новый и красивый мир, таковой непохожий на мир средневекового религиозного фанатизма, церковных догм и аскетического изуверства. Древняя культура с того времени для него уже не виделась служанкой богословия. Он 1-ый с замечательной ясностью увидел, что в ней было вправду самым основным: живой энтузиазм к человеку и окружающему миру; в его руках традиционная древность стала боевым знаменем ренессансного гуманизма.

Жгучая любовь Петрарки к старому миру была неизменной. Он писал на языке традиционного Рима; с редчайшим энтузиазмом разыскивал и изучал античные рукописи и радовался, если ему удавалось отыскать некий потерянный смысл произведения Цицерона либо Квинтилиана. У него была уникальная библиотека традиционных текстов. Его умопомрачительная эрудиция вызывала заслуженное почтение и экстаз современников. Деянием древней-римского предводителя Сципиона Африканского Старшего он предназначил свою поэму «Африка», написанную в подражание «Энеиде» Вергилия. Цицерона и Вергилия он считал величайшими писателями мира, а их произведения — непревзойденными эталонами литературного мастерства. Петрарка так сроднился со старым миром, так вошел в него, что этот мир перестал быть старым, мертвым. Он всегда чувствовал его живое дыхание, слышал его глас.

Выдающиеся римские писатели стали его близкими друзьями и наставниками. Цицерона он почтительно называл папой, а Вергилия — братом. Он писал им всем дружественные письма, как будто они жили с ним. Он даже признался, что мемуары о древних и их деяния возбуждают в нем «красивое чувство радости» в то время, как конкретно только созерцание современников вызывает омерзение.
Но на основании схожих признаний не нужно представлять для себя Петрарку таким педантом, что растерял всякую связь с реальностью. Ведь античные создатели учили его, как писать, как жить. В их он находил ответы на актуальные вопросы, волновавшие его. Так, увлекаясь, величием Старого Рима, он в то же время горько пенял по поводу политического кавардака в современной ему Италии. Государственным бедствием, как и Данте, считал политическую раздробленность, что порождала нескончаемые распри и междоусобные войны, но не знал, ну и не мог в тогдашних исторических критериях указать пути, которые привели страну до муниципального единства. Потому Петрарка то жарко приветствовал антифеодальное восстание в Риме 1347 года, во главе которого стоял народный трибун Кола ди Риенци, который назначил в Риме республику и объявил политическое объединение Италии, то возлагал свои надежды на пап Бенедикта XII и Климента VI, то на неаполитанского короля Роберта Анжуйского, то на правителя Карла IV. Его политические эталоны не отличались четкостью и последовательностью. Было в их много доверчивого и утопического, но одно не вызывает колебаний — это искренняя любовь Петрарки к родине, желание узреть ее окрепшей и освеженной, достойной былого римского величия. В известной канцоне «Моя Италия» он с большой страстью вылил свои патриотические чувства.

У Петрарки был любознательный дух, на который в средние века смотрели как на один из самых тяжких грехов. Он объездил ряд государств, побывал в Риме и Париже, Германии и Фландрии, везде внимательно изучал характер людей, услаждался созерцанием незнакомых мест и ассоциировал увиденное с тем, что было ему отлично понятно. Круг его интересов очень велико: он филолог и историк, этнограф, географ, философ и моралист. Все, что имеет отношение к человеку, его разуму, деяний, ее культуры завлекает пристальное внимание Петрарки. Книжка «О именитых парней» содержит биографии именитых римлян от Ромула до Цезаря, также Александра Македонского и Ганнибала. С обилием исторических анекдотов, выражений и острот, взятых у Цицерона. Трактат «О средствах против счастья и несчастья» касается самых различных актуальных ситуаций, проводит читателя всеми степенями тогдашних соц лестниц. Меж иным, в нареченном трактате Петрарка бросил вызов вековым феодальным представлениям, согласно которым реальная благородство заключается в авторитетном происхождении, в «голубой крови».

Если в средние века путь от человека, ну и все другие пути и вели обязательно к Богу, то в Петрарки все пути ведут к человеку. При всем этом человек для Петрарки — это сначала он сам. И он анализирует, взвешивает, оценивает свои поступки и внутренние побуждения. Церковь добивалась от человека смирении и мудрости, прославляя И тех, кто отрекался от себя во имя Бога. Петрарка осмелился заглянуть в себя и преисполнился гордостью за человека. В самом для себя он отыскал неистощимые богатства людского мозга и духа. С ним, отпрыском умеренного нотариуса, говорили как с ровней знатные вельможи, венценосцы и князья церкви. Его слава была славой Италии. Но средневековья оказало упрямое сопротивление напору гуманизма. Оно надвигалось на Петрарку в видах статуи, живописи и архитектуры, напористо напоминало о для себя с церковных и институтских кафедр, иногда оно звучно откликалось в нем самом. Тогда выдающемуся гуманисту, экзальтированному фанату языческой древности начинало казаться, что он идет греховным и небезопасным методом. В нем оживал средневековый аскет, который отстраненно увидел земные искушения.

Он откладывал в сторону произведения Вергилия и Цицерона, чтоб углубиться в Библию и писания отцов церкви. Эти внутренние противоречия Петрарки коренилися в глубочайших противоречиях того переходного времени, у него они только резче были выражены. При всем этом он с опаской следил за своим «внутренним расстройством» и даже попробовал выложить его в книжке «О презрении к миру» (1343), этом интересном исповеди волнующей души.
Вескую роль в судьбе Петрарки не много знакомство с семьей Колонна. После погибели отца он остался без средств. Решение принять духовный сан сделало Петрарку капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. У Петрарки появилась возможность заняться творчеством.

Авиньонский период» (1327-1337) был плодотворным для поэта. Конкретно в это время он начинает усиленно учить древних классиков; готовит научное издание узнаваемых «Декады» Тита Ливия, а в Льеже в монастырской библиотеке он находит две речи Цицерона «В защиту поэта Архия». А в конце 1336 году по приглашению семьи Колонная он в первый раз оказался в Риме, который полюбил всем сердечком. Петрарка с радостью принял в 1341 году почтенное звание римского гражданина, но считал собственной Родиной всю Италию.
Последующий период в жизни Петрарки исследователи именуют «Первой остановкой в Воклюзи» (1337-1341). Петрарка неприспособился к жизни в Авиньоне и потому оказался в Воклюзи. Тут он пишет много сонетов, удачно продвигается поэма «Африка» на латинском языке, которая ведает о геройском прошедшем Италии и про известную личность Сципиона. Тут он берется За трактат «О выдающихся парней»: в 1343 году было написано 23 биографии древних деятелей.

В Воклюзи у Петрарки родился отпрыск Джованни, который погиб еще в юности. Потом родилась дочь Франческа, благодаря которой сохранилось много черновиков и личных вещей поэта.
Результатом всех творческих усилий было коронование Петрарки на Капитолии 8 апреля 1341 года. Это был личный триумф поэта и попытка поставить поэзию на тот уровень, который она занимала в старом Риме. Ему был вручен диплом, он получил звание магистра, доктора поэтических искусств и истории.
Очень увлекателен тот факт, что неаполитанский повелитель Роберт не считал себе унизительным попросить Петрарку стать его наставником в поэзии, но поэт отказался от такового знатного долга. На этом короновании Петрарка произнес «Слово», в каком выложил свое осознание поэзии и ее задач.

В 40-е годы началось формирование нового миропонимания. В «Моей тайне», раскрывается вся сложность борьбы нового со старым в сознании поэта. Декабрь 1343-начало 1345 лет — «Остановка в Парме». 1-ые девять месяцев были периодом творческой активности: он продолжал работать над поэмой «Африка», над сонетами, окончил одну из книжек трактата «О памятных дела». Но когда город окружили войска маркиза Ferrari, Петрарка обязан был бежать из Пармы и возвратиться к Воклюза.

Начинается «2-ая остановка в Воклюзи», в эти годы Петрарка пишет трактат «О уединенную жизнь» (1346), «Буколическую песнь» (1346-1348), «О монашеское досуге» (1347).

Когда в 1350 году Петрарка приезжает в Рим, Боккаччо предлагает ему должность доктора поэзии и истории во Флорентийском институте, но гуманист отказался, видимо, чтоб не растрачивать времени, так как впереди были новые творческие планы.

Лето 1351 — май 1353 лет — 3-я остановка в Воклюзи», где Петрарка кончает свои произведения. Пишет 12 новых биографий древних парней, работает над «Триумфами», где поэтическим словом выложил свои суждения о славе, время, любовь и погибель.

В 1353 году Франческо Петрарка ворачивается в Италию и остается там до конца жизни. Начинается «Миланский период» (1353 — 1361). Поэт взял на себя ответственную обязанность переговоров с царем. У него уже созрело понимание необходимости объединения всей Италии.

Кое-где в мае 1354 года была начата работа над трактатом «О средствах против всякой судьбы», в каком изложены независящие идеологические позиции гуманиста. Сюда было включено несколько диалогов против деспотии, в каких миланские правители имели возможность выяснить средства собственного правления. Самая увлекательная часть этих произведений — защита поэзии, искусства, античности от нападений схоластов.

В 1361 году Петрарка едет из Милана из-за эпидемии чумы и оказывается в Венеции. Весь «венецианский период» (до 1368 года) поэт работает над сборником «Старческих писем». Тамошние философы признавали только Аристотеля и распространяли сплетни о необразованности Петрарки, на что поэт достойно ответил в собственном трактате «О своем и многих других необразованность» (1367), где жарко полемизирует с местными философами.
В протяжении последних лет (1369-1374) Петрарка находился в Арквии, куда его уговорил переехать правитель городка Франческо Каррара, лично навищавший поэта, которому докучали заболевания.

В «Падуанский период» Петрарка торопится окончить свои произведения: трактат «О именитых парней», «Триумфы», «Старческие письма» и известную «Книжку песен» либо «Канцоньере». «Канцоньере» поделены на две части: «При жизни мадонны Лауры» и «После погибели мадонны Лауры». Не считая 317 сонетов и 29 канцон, в ней содержатся эталоны других лирических жанров.
Но истинной славы Петрарка получил, как создатель лирических стихов, посвященных золотоволосой Лауры, (6 апреля 1327 года в церкви св. Клары поэт повстречал свою любовь — молоденькую, очень симпатичную даму, которая вошла в мировую литературу под именованием Лауры. Лаура погибла во время эпидемии чумы в 1348 году). О этот сборник сам создатель писал, как о поэтические «мелочи», как будто извинялся, что написана она не на традиционной латыни, а ежедневной итальянском языке. Но по сути Петрарка значительно дорожил этим вдохновенным произведением, хранил и кропотливо обрабатывал его.

Так появилась «Книга песен», состоящая из 317 сонетов, 29 канцон, также секстин, баллад и мадригалов. Эта книжка также является исповедью Петрарки, лишь на сей раз — лирической исповедью. В ней отразилась любовь поэта к прекрасной замужней дамы, которая происходила из знатной авиньйонськой семьи. Она родилась около 1307 года, в 1325 году вышла замуж и погибла ужасного 1348 года, когда в почти всех странах Европы свирепствовала чума. Встреча с Лаурой заполнила душу Петрарки огромным чувством, что затронули самые нежные, самые мелодичные струны его души. Когда Петрарка вызнал о безвременной кончине собственной любимой, он записал в экземпляре Вергилия: «Лаура, популярная своими добродетелями и длительное время прославленная в моих стихах, в первый раз стала перед моими очами в лета моей ранешней молодости, в 1327 году, днем 6 апреля, в церкви св. Клары в Авиньоне; и в том же городке, такого же месяца и в тот же денек и час 1348 года этот светоч потух, когда я был в Вероне, не ведая собственной судьбы».

На самом деле, «Книжка песен» — это сначала картина разных чистосердечных состояний Петрарки. В течение десятилетий он воспевал даму, которая не произнесла ему ни 1-го нежного слова. В зеркале любви всегда отбивался его непростой внутренний мир. В стихах Лаура воспринимается как вправду жива: у нее легкая походка, ласковый глас, золотые волосы. Новшество Петрарки состоит в том, что он не только лишь делает образ любимой, да и открывает внутренний мир собственного героя, который любит и мучается. Так Петрарка становится творцом новейшей, психической лирики, стала драгоценным вкладом в сокровищницу мировой поэзии.

Поэтический триумф Лауры стал сразу и триумфом Петрарки. Не случаем в «Книжке песен» имя Лаура (Laura) так плотно сплетено со словом лавр (lauro). Временем стирается даже граница, отделяющая Лауру от дерева славы, красивая дама преобразуется в знак земной славы для поэта. Она венчает его чело веткой зеленоватого лавра, и через тысячу лет люди будут держать в голове о певца Лауры.

В России Петрарка был отлично известен уже в XIX веке. Его экзальтированным фанатом был поэт К. Н. Батюшков.

Итальянского поэта высоко ценил Пушкин, который именовал Петрарку из величайших европейских лириков в собственном сонете о сонеты. «С ней обретут уста мои язык Петрарки и любви»,- писал он в первой главе «Евгения Онегина», а стихотворный отрывок из Петрарки поставь эпиграфом к VI главы этого романа.
Столетия отделяют нас от Италии XIV века. Но через пучину лет признательное население земли почтительно пронесет имя Петрарки как 1-го из основоположников гуманизма, поэта, который воспел не так божественное, как удовлетворенность людского бытия, земную любовь к прелестной дамы, его обыкновенные и потому такие высочайшие мысли и чувства.


Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский нотариус Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции - одновременно с Данте - за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы, родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать - в соседний Карпантра.

Здесь, во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и получил вкус к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями. По выходе из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание, и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз. Петрарка также известен первым, официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину Мон-Ванту, состоявшемся 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него посещали вершину Жан Буридан и древние жители этой местности. Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337–1353).

Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком (1341). Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци, что испортило его отношение с Колонна и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344–1345 и 1347–1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо) Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 г., когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием. Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого Петрарка посетил по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 г. Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362–67), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем. Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию («Canzoniere») и разнообразные сочинения, написанные на латыни. Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения. Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет, разбив сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый «Canzoniere») на 2 части: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры». Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая картина любви поэта - Триумфы («Trionfi»), в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы.

Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста. Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству («Epistola ad posteros») излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином - «О презрении к миру» («De contemptu mundi»» или «De secreto conflictu curarum suarum», 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата («De remediis utriusque fortunae», «De vita solitaria» («Об уединённой жизни»), «De otio religioso» («О монашеском досуге») и «De vera sapientia»). В поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает всё же гуманистическое миросозерцание Петрарки. Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и других произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески Петрарка не научился) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство. Особенно - в «Письмах без адреса» («Epistolae sine titulo»), переполненных резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы - этого «нового Вавилона».

Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то воображаемым лицам - своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся громадным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания. Критическое отношение Петрарки к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения - инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия («Contra medicum quendam invectivarum libri IV»), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V («Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарки («Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum») и полемический трактат против авероистов («De sui ipsius et multorum ignorantia»). Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях - «De rebus memorandis libri IV» (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.; целый трактат во второй книге этого сочинения посвящён вопросу об остротах и шутках, причём многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо) и «Vitae virorum illustrium» или «De viris illustribus» («О знаменитых мужах») - биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки («Epistolae de rebus familiaribus et variae libri XXV» и «Epistolae seniles libri XVII»), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные - публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо).

Меньше значения имеют речи Петрарки, произнесённые им при разных торжественных случаях, его описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины («Itinerarium Syriacum») и латинская поэзия - эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории («Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum»), эпическая поэма «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв. Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей. Вплоть до начала XX века наиболее полным собранием сочинений Петрарки были «Opera omnia», изданные в Базеле в 1554 году. В XIX веке лучшим изданием его переписки считалось издание Fracassetti, «Epist. famil. et variae» (Флоренция, 1854–1863; в итальянском переводе с многочисленными примечаниями: Флоренция, 1863–1867). Полное издание биографий знамен. людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи Петрарки изданы Hortis («Scritti inediti F. Р.», Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений Петрарки - Carducci («Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi», Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии Петрарки «Philologia», ему приписываются находящиеся в рукописях: «Vita Senecae», «Sententia de Terentii vita», «De casu Medeae» и «Comoedia super destructionem Caesenae».

По случаю шестисотлетнего юбилея Петрарки, законом Итальянского королевства № 365 от 11 июля 1904 была учреждена комиссия по изданию его произведений (La Commissione per l’Edizione Nazionale delle Opere di Francesco Petrarca), ставящая своей целью критическое издание всех произведений Петрарки. В ее работе принимали участие ведущие филологи Италии, в том числе В. Росси (первый президент) и Дж. Джентиле. Первой, в 1926 году, была издана поэма «Африка», за ней последовали письма. Комиссия продолжает свою работу и в XXI веке, в настоящее время её президентом является Микеле Фео (Michele Feo).

Афоризмы

Подобно тому, как тень не может родиться и держаться сама по себе, так и слава: если фундаментом ей не служит добродетель, она не может быть ни истинной, ни прочной.
***
Похвала полезна умному, вредна глупому.
***
Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, но желает искренно и вполне, - такое желание не может оказаться безуспешным.
***
В делах спорных суждения различны, но истина всегда одна.
***
В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
***
Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения.
***
Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами.
Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем.
***
Лучше не иметь славы, чем иметь ложную славу.
***
Можно и прекрасное любить постыдно.
***
Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое.
***
Свою любовь истолковать умеет лишь тот, кто слабо любит.
***
Слава никогда не помогает мертвым. Живым она много раз была гибельна.
***
Спор даже между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям.
У кого много пороков, у того много и повелителей.
***
Унижать других гораздо худший вид гордыни, чем превозносить себя не по заслугам.
***
Чем больше скупость, тем больше жестокость.
***
Что может быть на свете прекраснее, что может быть достойнее человека и что может в большей степени уподобить его Господу, как не служение людям по мере своих сил? Тот, кто способен служить людям и не делает этого, отвергает высочайший долг человека, и поэтому ему должно быть отказано в имени и природе человека.
***
Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам.

Список произведений

* «Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре
* «Trionfi» («Триумфы»)
* Диалог «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343
* трактаты:
* «De remediis utriusque fortunae», 1360–1366
* «De vita solitaria», ок. 1346–1356
* «De otio religioso», 1346–1356
* «De vera sapientia»
* инвективы:
* «Contra medicum quendam invectivarum», 1355
* «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
* «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
* «De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
* «De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350
* «De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337
* «Itinerarium ad sepulcrum Domini»
* Письма (Послания):
* «Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325–1361.
* «Epistolae seniles», 125 письма, 1361–1374
* «Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»)
* «Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342–1358
* «Variae» (Extravagantes), 65 писем
* «Epistole metricae», 1333–1361, 66 писем
* «Itinerarium Syriacum»
* Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346–1357, 12 стихотворений
* эпическая поэма «Африка», 1339–1342
* De gestis Cesaris
* Contra quendam magni status hominem
* Collatio laureationis
* «Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы)
* Collatio coram Johanne rege
* Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
* Arringhe
* Orationes
* Testamentum
В честь Петрарки назван кратер на Меркурии. Нумерация страниц большой книги (сочинения итальянского поэта Петрарки) дана впервые индийскими цифрами в 1471 году.

100 великих поэтов Еремин Виктор Николаевич

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374)

Через несколько месяцев после того, как из Флоренции был изгнан Данте, вынужден был бежать из города его единомышленник, белый гвельф и известный нотариус Петракко (Петракколо) дел Инчиза сэр Паренцо. Его обвинили в подделке государственных документов и приговорили к отсечению руки. Петракко предпочел не дожидаться казни. Вместе с мужем отправилась в путь и его молодая жена – красавица Элетта Каниджани. Имущество нотариуса было немедленно конфисковано городом.

Долго изгнанники переезжали из одного маленького городка Тосканы в другой, терзаясь надеждами на скорое возвращение. Наконец, они обосновались в Арреццо. Здесь, в предместье Борго дель Орио, 20 июля 1304 года в семье Петракко родился мальчик, которому дали имя Франческо.

Через три года у беглого нотариуса родился второй сын, Герардо, который стал самым близким Франческо человеком на всю жизнь.

В 1305 году Элетта с Франциском (полное имя Петрарки – «француз») получили разрешение вернуться на территорию Флоренции в Инчизу, родовое поместье Каниджани. Петракко остался в изгнании и мог навещать семью только тайно. Будучи хорошим семьянином, он сильно тосковал и по жене, и по сыновьям.

В 1311 году Петракко позвал домочадцев в Пизу, где встречали императора Генриха VII. Нотариус возлагал на Генриха великие надежды, но напрасно.

Как раз на это время пришлось так называемое «авиньонское пленение пап», когда римский папа Климент V (гасконский прелат Бертран де Го) перевел свой двор из Рима в провансальский Авиньон, под неусыпное французское око.

Сюда же стали стягиваться и те, кто предпочитал находиться под папским покровительством: торговцы, банкиры, ювелиры, изгнанники и авантюристы всех мастей. В Авиньоне сложилась большая колония изгнанных флорентийцев. Направилась туда после Пизы и семья Петракко.

Однако город уже был переполнен жителями, так что Элетте с детьми пришлось поселиться неподалеку, в маленьком городишке Карпантре.

Со временем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. Однако юноша не был склонен к изучению законов и серьезно увлекся классической литературой. Отец узнал об этом и в порыве гнева бросил книги любимых античных авторов сына в камин. С Франческо тут же случилась такая истерика, что Петракко поспешил собственноручно выхватить из огня то, что не успело сгореть. Всего две книги – Вергилий и Цицерон. Возвращая их, отец строго напутствовал:

– Хорошо, пусть одна из этих книг поможет твоим трудам, а другая – досугу.

В 1319 году умерла Элетта Каниджани. Потрясенный Франческо написал в ее память стихотворение. Это самое раннее стихотворение Петрарки, дошедшее до наших дней. Сразу отметим: уже будучи взрослым поэт ради благозвучия предпочел латинизировать прозвище отца и стал называться Петраркой.

Через год Петракко отправил сыновей в Болонью, чтобы они продолжили изучение юриспруденции в местном университете. Перспектива работать нотариусом в конторе вгоняла Франческо в удручающую тоску. Зато искусство поэзии и древняя история захватили его целиком. Вместе с Джакомо Колонна, братская дружба с которым продолжалась всю жизнь Петрарки, они вместе убегали с лекций по праву для того, чтобы углублять свои познания в гуманитарной сфере. В университете поэт написал свои первые итальянские стихи.

Герардо и Франческо жили в Болонье до апреля 1326 года, когда умер их отец. Вернувшись в Авиньон на погребение, братья решили остаться дома. Петракко оставил сыновьям небольшое состояние, которое позволило им вести скромную, но безбедную светскую жизнь.

6 апреля 1327 года, в Страстную пятницу, на утренней службе в авиньонской церкви Св. Клары поэт впервые увидел даму по имени Лаура и влюбился в нее на всю жизнь. Безответно. Биографы не могут точно сказать, кем была эта женщина. Предполагают, что речь идет о некой Лауре де Новес, жене рыцаря Гуго де Сада. Но смело можно сказать, что мировая поэзия обязана этой даме рождением величайшего лирика.

В честь мадонны Лауры Петрарка всю жизнь создавал итальянские стихи, которые позже он собрал в книгу «Канцоньере». Впоследствии эта книга прославила не только автора и Лауру, но и саму поэзию!

Однако отцовские деньги быстро кончились. Оказавшись на пороге нищеты, Петрарка стал хладнокровно решать, как выйти из сложившейся ситуации. Он был хорош собой, воспитан, образован, умен и красноречив, обладал великим поэтическим талантом, прекрасно знал латынь. Этого было вполне достаточно.

Петрарка начал планомерно и настойчиво внедряться в дома влиятельных авиньонцев. Особое участие в судьбе поэта приняли кардинал Джованни Колонна и его семья. Петрарка стал личным секретарем кардинала.

Таким образом, поэт попал в высшие политические круги Авиньона, стал исполнять важные поручения и ездить с миссиями веры. В начале 1330-х годов он побывал во многих местах Италии, посетил Францию, Испанию, Англию, Нидерланды, Германию.

Чтобы гарантированно зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения.

В 1337 году у тридцатитрехлетнего поэта родился внебрачный сын Джованни. Имя матери затерялось в истории. Через шесть лет родилась внебрачная дочь Франческа. Девочка всю жизнь оставалась с отцом, ухаживала за ним, родила ему внуков, она же его и похоронила. Джованни оказался непутевым парнем; он умер в 1361 году от чумы. Сам Петрарка написал о сыне: «Жизнь его была мне вечными тяжкими заботами, смерть – горькою мукою».

Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. В тот же год потерял возлюбленную его брат Герардо. Братья вместе поселились в Воклюзе, началось так называемое воклюзское отшельничество. Об этом периоде своей жизни Петрарка написал: «Только в это время я узнал, что значит настоящая жизнь».

В Воклюзе поэт начал два произведения на латыни – эпическую поэму «Африка» о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу «О славных мужах» – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же Петрарка работал над лирическими стихами на итальянском языке. Помимо художественных и философских трудов он создал множество политических посланий, многие из которых были обращены к различным папам с настойчивыми пожеланиями прекратить междоусобицы и вернуться в Рим.

К началу 1340-х годов поэт Петрарка был известен уже всей Италии. В нем взыграло тщеславие, и с помощью друзей Франческо начал хлопоты об увенчании его лавровым венком.

1 сентября 1340 года Петрарка получил приглашение на эту торжественную церемонию сразу из двух городов – Парижа и Рима. Поэт выбрал Рим. Награждение состоялось на Пасху, 8 апреля 1340 года, на Капитолии. Петрарка стал почетным гражданином Рима.

Вернувшись в Воклюз, поэт завершил первую редакцию «Канцоньере».

Год спустя Герардо постригся в монахи в Монрьё, неподалеку от Авиньона. Для Петрарки это событие стало страшным моральным ударом. Он впервые задумался о своих отношениях с Богом! В один день поэт написал семь «Покаянных псалмов».

Тогда же были созданы дидактические поэмы «Триумф Любви» и «Триумф Целомудрия».

Страшным был для Европы 1348 год – год «черной смерти». Именно эта эпидемия чумы описана в «Декамероне» Боккаччо. От черной болезни умер покровитель поэта кардинал Колонна. А в апреле того же года пришло известие о кончине Лауры. Она умерла 6 апреля, в день их далекой первой встречи в церкви Св. Клары.

«Стихи на жизнь мадонны Лауры» отныне сменились на «Стихи на смерть мадонны Лауры». Тогда же Петрарка создал «Триумф Смерти», чуть позже – «Триумф Славы». И многочисленные сонеты, оплакивающие Лауру.

В 1350 году по дороге в Рим Петрарка впервые посетил Флоренцию, где встретился с Боккаччо. К тому времени они дружили уже несколько лет, но по переписке.

А летом 1353 года поэт навсегда вернулся в Италию. Он поселился в Милане, где сблизился с правившей семьей тиранов Висконти. Петрарка исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара архиепископа Джованни Висконти. По его поручению стареющий поэт совершил ряд далеких дипломатических поездок. Но это не мешало ему продолжать творческий труд. Были созданы цикл «Буколик» и третья редакция «Канцоньере».

Чума еще дважды вторгалась в жизнь Петрарки. В 1361 году поэту пришлось бежать из Милана. Именно тогда умерли его сын Джованни и многие близкие друзья.

Вскоре после эпидемии вышла замуж любимая дочь поэта Франческа. Супругом ее стал уважаемый и благородный Франческоло да Броссано. В 1363 и 1366 годах соответственно родились любимые внуки Петрарки – девочка Элетта и мальчик Франческо. Но вновь пришла чума, и в 1368 году умер обожаемый поэтом Франческо.

Последние годы жизни Петрарка провел рядом с дочерью, зятем и внучкой. Он купил себе скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. Там поэт создал канцону Богородице, седьмую, последнюю, редакцию «Канцоньере», книгу «Старческих писем», поэмы «Триумф времени» и «Триумф Вечности».

Незадолго до смерти в письме Боккаччо Петрарка написал: «Пусть смерть застанет меня читающим или пишущим». Воля его исполнилась. В ночь с 18 на 19 июля 1374 года, сутки не дожив до своего семидесятилетия, поэт умер. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря.

Похоронен Петрарка в Падуе.

После смерти слава Петрарки превысила славу любого другого поэта. Неудивительно. Ведь Петрарка был первым ученым-гуманистом и поэтом эпохи Возрождения, еще, можно сказать, до Возрождения, первым писателем, осознавшим себя человеком Нового времени.

Флорентийцы тщетно выпрашивали у падуанцев тело поэта, дабы похоронить на родине предков. Однажды ночной вор, прокравшись в мавзолей поэта, отсек у него правую руку и привез ее во Флоренцию, чтобы там покоилась хотя бы длань гения!

На русский язык произведения Франческо Петрарки были переведены В. В. Левиком, М. А. Кузминым, О. Э. Мандельштамом, В. Б. Микушевичем и другими.

Из книги Иван Калита автора Борисов Николай Сергеевич

Грамота Новгорода тверскому великому князю Михаилу Ярославичу 1304-1305 гг. Благословление от владыкы, поклон от посадника Георгия, и от тысячкого Андреяна, и от всех старейших, и от всех мънших, и от всего Новагорода господину князю Михаилу Ярославицю. На семь та, княже, хрьст

Из книги Любовные истории автора Останина Екатерина Александровна

Петрарка и Лаура Знаменитый итальянский поэт, родоначальник гуманистического искусства эпохи Возрождения Франческо Петрарка и прекрасная Лаура – еще один пример возвышенной и беззаветной любви.Петрарка никогда не был близок со своей возлюбленной, но через всю жизнь

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки [только текст] автора Рожнова Татьяна Михайловна

Из книги Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки [с иллюстрациями] автора Рожнова Татьяна Михайловна

Из книги Бенвенуто Челлини автора Соротокина Нина Матвеевна

Из книги Жизнь Леонардо. Часть четвертая.(с иллюстрациями) автора Нардини Бруно

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

1304 Мир Пушкина. Т. 1. С. 260–261.

Из книги Вразумитель вождей. Жизнь и подвиги Преподобного Сергия Радонежского автора Летуновский Александр С.

Франческо Медичи и Бьянка Капелло Рассказ о Бенвенуто Челлини окончен, но мне хочется вдогонку рассказать одну историю касательно дома Козимо I Медичи, которая случилась на глазах у всей Флоренции. Бенвенуто Челлини тоже был ее свидетелем, но по понятным причинам не

Из книги Александр Дюма Великий. Книга 2 автора Циммерман Даниель

«Рисуй, Франческо» Замок Кло-Люс, который чаще называли просто замок Клу, был прочным средневековым зданием с двумя крылами по фасаду. Красивая восьмиугольная лестница у края фасада вела со двора на первый и второй этажи. Под покатыми крышами уютно примостились

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Год 1374 Сергий возвращается из Москвы с вестью о том, что брат Афанасий остался в Серпухове устроителем новой обители. На Киржач приезжают архимандриты Герасим и Павел. Указание митрополита Алексия Сергию вернуться в Троицкую обитель.Обитель на КиржачеЧерез год, когда на

Из книги автора

КОММУНЫ (957–1374) Есть во Франции разумное существо, которое до поры до времени никак себя не проявляет, ведь и земле надо вспороть кожу, чтобы получить урожай.Речь о французском народе.В VII, VIII, IX веках искать его бесполезно. Он не показывается. Как будто даже и не шевелится.

Из книги автора

Из книги автора

Великий князь Владимирский Андрей Александрович Скоросый (Вспыльчивый) до 1261-1304 Третий сын Александра Невского и дочери половецкого хана Аепы. Получил от отца Городецкое княжество. Когда в 1276 году умер бездетный Василий Ярославич, Андрею Александровичу в придачу к

Из книги автора

Великий князь Московский Юрий Дмитриевич 1374–1434 Сын Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. Юрий родился 26 ноября 1374 года. С 1389 года он являлся князем Галичским и Звенигородским.Князь Юрий Дмитриевич был человеком решительным и могущественным. В 1399 году он возглавил поход

Франческо Петрарка - выдающийся итальянский поэт, явившийся предтечей европейского гуманистического движения, авторитетнейший литературный арбитр своего времени - появился на свет 20 июля 1304 г. в городе Ареццо. Туда переехал изгнанный из Флоренции за политические убеждения его отец, флорентийский юрист. Поездив по провинциальным городам Тосканы, родители осели в Авиньоне (Франческо тогда было 9 лет).

Оказавшись во Франции, он становится учащимся школы, овладевает латынью, интересуется литературой Древнего Рима. По окончании обучения в 1319 г. юный Петрарка постигает азы права – поначалу в Монпелье, позднее в университете Болоньи. Там он пробыл до 1320 г., до смерти отца. Юриспруденция не представляла большого интереса для Петрарки, поэтому, окончив университет, он так и не начал практиковаться. Двадцатилетний Франческо принял сан священника: несмотря на то, что его очень интересовала классическая литература, нужно было найти источник средств к существованию; т.к. отец ему не оставил ничего.

После того как Петрарка поселился при папском дворе в Авиньоне, произошло его сближение с влиятельной семьей Колонна. Здесь же, в Авиньоне, в местной церкви, в апреле 1327 г. произошло событие, которое изменило его биографию и подарило миру множество прекрасных лирических стихов. Здесь он впервые увидел девушку Лауру, любовь к которой освещала его жизнь до самой смерти.

Чувства оказались неразделенными, и во многом поэтому Петрарка покинул Авиньон и переселился в Воклюз, где его ждало уединение. Литературная слава и поддержка Колонна помогли ему с помощью церковных синекур стать обладателем небольшого дома, располагавшегося в долине р. Сорга, где им в общей сложности было прожито с небольшими перерывами 16 лет, с 1337 по 1353 г.

Творения Петрарки получили такую широкую известность, что сразу несколько городов - Рим, Неаполь, и Париж - одновременно пригласили его к себе, чтобы короновать лавровым венцом. Торжественная церемония была проведена в 1341 г. на римском Капитолии. Примерно год прожив при дворе Аццо ди Корреджио, пармского тирана, Петрарка возвратился в Воклюз. Мечта о возрождении былого величия Древнего Рима сподвигла его на проповеди, призывающие к восстановлению римской республики. Из-за этого отношения с могущественными покровителями из семейства Колонна были испорчены, и Петрарка уехал в Италию. По этой стране он дважды путешествовал довольно продолжительное время (1344-1345 и 1347-1351). В 1353 г. поэт навсегда уехал из Воклюза в связи с вступлением на папский престол Иннокентия VI, который из-за увлечения Петрарки Вергилием счел его чародеем.

Петрарке предлагали кафедру во Флоренции, но он предпочел переехать в Милан, где выполнял мисстю дипломата при дворе Висконти. Покинув этот город в 1361 г. и предприняв несколько попыток возвратиться в Авиньон, а также обрести пристанище в Праге, Франческо Петрарка в итоге на протяжении 5 лет, в 1362-1367 гг., проживал в Венеции, где жила семья его незаконнорожденной дочери. Почти каждый год он ездил путешествовать в Италию, проводя там довольно много времени.

Последний период биографии Петрарки связан с жизнью при дворе Франческо Каррара; временами он жил в Падуе, в небольшой пригородной деревушке Арква. Там он, не дожив всего лишь одного дня до 70-летнего юбилея, в ночь с 18 на 19 июля 1374 г. скончался прямо за столом, держа в руке перо.

Франческо Петрарка оставил после себя богатейшее лирическое наследие. Главным его произведением считается «Книга песен» («Канцоньере»), красной нитью которой проходят его чувства к Лауре, а также любовь к славе, которая всегда его вдохновляла. Образ Лауры стал новаторским для итальянской поэзии: героиня стихов больше не была абстрактным, неземным идеалом, а являлась земной, реальной женщиной. Стихи из сборника «Канцоньере» стали точкой отсчета современной поэзии. Петрарка наряду с Боккаччо и Данте являлся создателем итальянского литературного языка. Его творческое наследие, которое принято называть петраркизмом, наложило огромный отпечаток на последующее развитие литературы всего континента.

Петрарка был личностью чрезвычайно многогранной - не только выдающимся поэтом, прекрасным знатоком литературы античности, но и ценителем природы, путешественником, мыслителем, ученым. Он был одним из первых, кто говорил о том, что поэт имеет гражданское призвание, ратовал за торжество разума, воспевал человеческую красоту. В его поэзии проявилось все лучшее, созданное человеческой мыслью в эпоху, предшествующую Ренессансу.

Биография из Википедии

Франче́ско Петра́рка (итал. Francesco Petrarca, 1304-1374) - итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса,ученик Варлаама Калабрийского.

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции - одновременно с Данте - за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать - в соседний Карпантра.

Здесь, на юге нынешней Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.

По окончании университета он не стал юристом, а принял священство, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.

Петрарка также известен первым официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину горы Ванту, которое состоявлось 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него вершину посещали Жан Буридан и древние жители этой местности.

Покровительство Дж. Колонны и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337-1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком на Пасху 1341 года - этот день некоторые исследователи считают началом эпохи Возрождения

Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджо, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Колы ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонной и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344-1345 и 1347-1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием.

Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362-1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.

Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Аркуа, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря. На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году.

Творчество

Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию и разнообразные сочинения, написанные на латыни.

Италоязычное творчество

Альтикьеро да Дзевио, портрет Петрарки

Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.

Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Il Canzoniere (ит. букв. «Песенник»), или Rime Sparse , или (по-латыни) Rerum vulgarium fragmenta - центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке. Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы.

В другом сочинении на итальянском языке, поэме «Триумфы» («Trionfi») поэт аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем.

Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.

Латинское творчество

Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству («Epistola ad posteros») излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином - «О презрении к миру» («De contemptu mundi» или «De secreto conflictu curarum suarum», 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата («De remediis utriusque fortunae», «De vita solitaria» («Об уединённой жизни»), «De otio religioso» («О монашеском досуге») и «De vera sapientia» («Об истинной мудрости»). В поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает всё же гуманистическое миросозерцание Петрарки.

Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и других произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески Петрарка не научился) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство.

Особенно - в «Письмах без адреса» («Epistolae sine titulo»), переполненных резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы - этого «нового Вавилона».

Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то воображаемым лицам - своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся огромным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания.

Критическое отношение Петрарки к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения - инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия («Contra medicum quendam invectivarum libri IV»), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V («Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарки («Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum») и полемический трактат против аверроистов («De sui ipsius et multorum ignorantia»).

Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях - «De rebus memorandis libri IV» (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.; целый трактат во второй книге этого сочинения посвящён вопросу об остротах и шутках, причём многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо) и «Vitae virorum illustrium» или «De viris illustribus» («О знаменитых мужах») - биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки («Epistolae de rebus familiaribus et variae libri XXV» и «Epistolae seniles libri XVII»), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные - публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо).

Меньше значения имеют речи Петрарки, произнесённые им при разных торжественных случаях, его описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины («Itinerarium Syriacum») и латинская поэзия - эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории («Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum»), эпическая поэма «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв.

Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.

Вплоть до начала XX века наиболее полным собранием сочинений Петрарки были «Opera omnia», изданные в Базеле в 1554 году. В XIX веке лучшим изданием его переписки считалось издание Fracassetti, «Epist. famil. et variae» (Флоренция, 1854-1863; в итальянском переводе с многочисленными примечаниями: Флоренция, 1863-1867). Полное издание биографий знаменитых людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи Петрарки изданы Hortis («Scritti inediti F. Р.», Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений Петрарки - Carducci («Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi», Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии Петрарки «Philologia», ему приписываются находящиеся в рукописях: «Vita Senecae», «Sententia de Terentii vita», «De casu Medeae» и «Comoedia super destructionem Caesenae».По случаю шестисотлетнего юбилея Петрарки законом Итальянского королевства № 365 от 11 июля 1904 была учреждена комиссия по изданию его произведений (La Commissione per l’Edizione Nazionale delle Opere di Francesco Petrarca), ставящая своей целью критическое издание всех произведений Петрарки. В её работе принимали участие ведущие филологи Италии, в том числе В. Росси (первый президент) и Дж. Джентиле. Первой, в 1926 году, была издана поэма «Африка», за ней последовали письма. Комиссия продолжает свою работу и в XXI веке, в настоящее время её президентом является Микеле Фео (Michele Feo).

Лучшие из новых биографий Петрарки:

  • De-Sade. Mémoires pour la vie de F. P. - Amsterdam, 1744-1747.
  • Mézières. Petrarque. - Paris, 1868.
  • Geiger L. Petrarka. - Leipzig, 1874.
  • Zumbini. Studj sul P. - Napoli, 1878.
  • Körting. P. Leben und Werke. - Leipzig, 1878.

Указатели литературы о Петрарке:

  • Ferrazzi. Bibliografia Petrarchesca. - Bassano, 1877.
  • Де-Губернатис. Фр. Петрарка и его юбилей // Вестник Европы. - 1874. Кн. 9.
  • Корелин. Петрарка как политик // Русская мысль. - 1888. Кн. 7, 8.

Влияние на музыку

Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские стихи Петрарки - мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений (преимущественно мадригалов) уже композиторы XIV века (Ars nova ). Особенно интенсивно стихи Петрарки озвучивали мадригалисты XVI - начала XVII веков, среди которых Адриан Вилларт, Киприан де Роре, Лука Маренцио, Клаудио Монтеверди. С окончанием эпохи Возрождения интерес музыкантов к Петрарке угас, но с новой силой разгорелся у романтиков XIX века (песни Ф. Шуберта, фортепианные «Сонеты Петрарки» Ф. Листа). Изредка к ним обращались композиторы и в XX веке (А. Шёнберг. Серенада, op. 24: iv-sonett von petrarca).

Список произведений

Почтовая марка Молдовы, 2007 год

  • «Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре
  • «Trionfi» («Триумфы»)
  • Диалог «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343
  • трактаты:
    • «De remediis utriusque fortunae», 1360-1366
    • «De vita solitaria», ок. 1346-1356
    • «De otio religioso», 1346-1356
    • «De vera sapientia»
  • инвективы:
    • «Contra medicum quendam invectivarum», 1355
    • «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
    • «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
    • «De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
  • «De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350
  • «De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337
  • «Itinerarium ad sepulcrum Domini»
  • Письма (Послания):
    • «Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325-1361.
    • «Epistolae seniles», 125 письма, 1361-1374
      • «Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»)
    • «Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342-1358
    • «Variae» (Extravagantes), 65 писем
    • «Epistole metricae», 1333-1361, 66 писем
  • «Itinerarium Syriacum»
  • Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346-1357, 12 стихотворений
  • эпическая поэма «Африка», 1339-1342
  • De gestis Cesaris
  • Contra quendam magni status hominem
  • Collatio laureationis
  • «Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы)
  • Collatio coram Johanne rege
  • Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
  • Arringhe
  • Orationes
  • Testamentum

Память

В честь Петрарки назван кратер на Меркурии.

В честь возлюбленной Петрарки назван астероид (467) Лаура, открытый в 1901 году

Нумерация страниц большой книги (сочинения итальянского поэта Петрарки) дана впервые индийскими цифрами в 1471 году.

Петрарка обвинил папский двор в изнасилованиях, в нарушении супружеской верности и в прелюбодеянии. (""Библейский справочник Геллея"". Г.Г. Геллей. Русское изд. 1984. История / История Церкви / "Вавилонское пленение" папства)