Досмотровый комплекс. Фундаментальные исследования. Отдел товарной номенклатуры и

Досмотровый комплекс. Фундаментальные исследования. Отдел товарной номенклатуры и
Досмотровый комплекс. Фундаментальные исследования. Отдел товарной номенклатуры и
1

Конструкции большинства современных инспекционно-досмотровых комплексов не позволяют получать многоракурсные теневые изображения. Лишь в некоторых стационарных инспекционно-досмотровых комплексах предусмотрено двухпроекционное просвечивание объекта, что позволяет за одно перемещение объекта получить два его взаимно перпендикулярных изображения. Очевидно, что при этом вероятность проведения оператором правильного анализа изображения существенно повышается. В работе проведен анализ алгоритмов работы современных российских инспекционно-досмотровых комплексов. Предложенные варианты построения комплексов несколько увеличивают время для получения соответствующих рентгеновских изображений и принятия по ним решения оператора. Однако по приведённым выше алгоритмам нет необходимости получать и анализировать изображения всех объектов контроля. Целесообразно так детально анализировать изображения только тех объектов, которые попали под профили рисков, или в иных специфических случаях. Таким образом, в статье рассмотрены варианты построения российских инспекционно-досмотровых комплексов, позволяющие в значительной степени повысить информативность рентгеновских изображений.

инспекционно-досмотровый комплекс

организация таможенного контроля

1. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс. Патент Российской Федерации на полезную модель № 152952, 2015. МПК: G01N.

2. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. Стационарный инспекционно-досмотровый комплекс. Патент Российской Федерации на полезную модель № 154042, 2015. МПК: G01N.

3. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н., Мартыненко С.В. Досмотровый рентгеновский комплекс. Патент Российской Федерации на изобретение № 2497104, 2013, МПК: G01N.

4. Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н., Сукиязов А.Г. Способ получения объёмного изображения в рентгеновских досмотровых комплексах. Патент Российской Федерации на изобретение № 2426101, 2011, МПК: G01N.

5. Гамидуллаев С.Н., Вербов В.Ф., Башлы П.Н. и др. Таможенное дело: инспекционно-досмотровые комплексы России и зарубежных государств: Учебное наглядное пособие. – Ростов н/Д, Ростовский филиал РТА, 2015. – 147 с.

6. Гамидулллаев С.Н., Вербов В.Ф., Башлы П.Н. и др. Таможенное дело: теория и практика применения мобильных инспекционно-досмотровых комплексов: Учебник. – Ростов н/Д, Ростовский филиал РТА, 2015. – 296 с.

7. Приказ ФТС России от 20.01.2016 № 75 «Об утверждении аналитической программы ФТС России «Организация эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов в таможенных органах Российской Федерации» на 2016–2018 годы». по состоянию на 27.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». по состоянию на 27.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi.

9. Щерба М.Ю. Безуглов Д.А. Шевчук П.С. Особенности применения технических средств таможенного контроля при проведении отдельных форм таможенного контроля. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал. 2016. – 142 с.

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года указано, что «одним из направлений развития ФТС России является совершенствование информационно-технического обеспечения, которое включает дальнейшую разработку и внедрение в таможенные органы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Для повышения эффективности и качества таможенного контроля предполагается создание перспективных рентгенографических досмотровых установок, соответствующих мировым стандартам».

Анализ оператором полученных с применением ИДК изображений позволяет идентифицировать перевозимые товары и обнаруживать в них предметы, запрещённые к перевозке. Качество анализа изображения оператором и, как следствие, выпуск или не выпуск крупногабаритного объекта за пределы зоны таможенного контроля зависит от того, насколько полно теневое изображение несёт информацию об объекте контроля (ОК).

Цель работы : рассмотрение и анализ алгоритмов работы современных перспективных российских ИДК.

В настоящее время в ФТС России эксплуатируется: более 15 стационарных ИДК типа HCV-Gantry, HCVG-6040, HCV-Stationary и THSCAN MB1215HL; более 70 мобильных ИДК типа HCV-Mobile . Причём все - зарубежного производства.

К сожалению, перечисленные типы и виды ИДК позволяют за одно сканирование получать только одно плоское (двухмерное) рентгеновское изображение контролируемого объекта, которое, безусловно, несёт в себе недостаточное количество информации о нём.

На сегодняшний день известны некоторые направления повышения информативности теневых изображений ОК, в частности: получение псевдоцветных изображений, повышение разрешающей способности и контрастной чувствительности рентгеновского оборудования ИДК. Однако рассмотренные выше направления себя практически исчерпали .

К перспективным и до конца не реализованным направлениям повышения информативности рентгеновских изображений можно отнести разработку способов получения многоракурсных двухмерных теневых изображений и разработку компьютерных программ для получения трёхмерных (объёмных) рентгеновских изображений.

Конструкции большинства современных ИДК не позволяют получать многоракурсные теневые изображения. Лишь в некоторых стационарных ИДК предусмотрено двухпроекционное просвечивание объекта, что позволяет за одно перемещение объекта получить два его взаимно перпендикулярных изображения. Очевидно, что при этом вероятность проведения оператором правильного анализа изображения существенно повышается.

Как указывалось выше, в таможенных органах России эксплуатируются ИДК только с одним источником излучения. В первую очередь это связано с высокой стоимостью источника рентгеновского излучения (ИРИ). Многие зарубежные страны также не могут позволить себе приобретать ИДК с несколькими источниками излучения по той же причине .

Ниже предлагается несколько российских инновационных технических решений построения ИДК, позволяющих получать многоракурсные изображения с помощью одного ИРИ.

Для этого необходимо осуществлять соответствующим образом многократное перемещение ИРИ на определённый угол относительно контролируемого объекта с последующим его сканированием. Кроме того, в этом случае по имеющимся двухмерным теневым изображениям появляется возможность получать качественные объёмные рентгеновские изображения объекта в целом или его отдельных частей.

На рис. 1 представлен внешний вид российского стационарного ИДК, позволяющего получать множество теневых изображений контролируемых объектов с помощью всего одного ИРИ .

Рис. 1. Внешний вид стационарного ИДК

На рисунке цифрами и буквами обозначено: 1 - источник рентгеновского излучения; 2 - шаговый электропривод; 3 - направляющая дуга; 4 - L-образная детекторная линейка; 5 - перемещающаяся платформа; 6 - крупногабаритный объект контроля; 7 - монитор; 8 - оператор; БУ - блок управления; ПУ - пульт управления (клавиатура оператора); АЦП - аналого-цифровой преобразователь; БПОИ - блок программной обработки информации; V - постоянная скорость перемещения платформы с объектом контроля.

Источник рентгеновского излучения 1 с помощью электрического привода 2 может перемещаться с различным шагом по направляющей дуге 3. Значение одного шага электрического привода задаёт оператор ИДК с ПУ через БУ. Это означает, что объект контроля 6, расположенный на движущейся с постоянной скоростью платформе 5, может быть просвечен рентгеновскими лучами под разными углами (ракурсами) при соответствующем очередном сканированием. Шаг перемещения излучателя может быть различным: от 1 ° до 90 °. Блок БПОИ предназначен для формирования цельного изображения объекта контроля и его отображения на мониторе.

Анализ алгоритмов использования предложенного ИДК показал его большие возможности, позволяющие выявлять скрытые вложения любыми удобными для оператора приёмами.

Однако в предложенной конструкции имеет место недостаток, заключающийся в том, что на отдельных фрагментах полученных рентгеновских снимков в ряде случаев могут появляться некоторые искажения изображений (ложные затемнения), что может привести к неправильному анализу оператором рентгеновского изображения ОК.

Это связано с тем, что углы падения рентгеновских лучей β на приёмные детекторы L-образной линейки в различных положениях ИРИ на направляющей дуге будут случайными и, в ряде случаев, будут существенно меньше 90 °.

Для исключения отмеченного недостатка необходимо добиться того, чтобы углы падения луча при любых положениях ИРИ на направляющей дуге были равны и близки к 90 °, или необходимо перемещать ИРИ по направляющей на заведомо известные углы.

Очевидно, что стационарный ИДК, в котором все углы падения рентгеновских лучей близки к 90 °, должен иметь детекторную линейку также в виде некоторой части окружности того же радиуса, что и радиус окружности направляющей дуги. На рис. 2 представлен внешний вид стационарного ИДК с детекторной линейкой в форме части окружности .

Рис. 2. Внешний вид стационарного ИДК с детекторной линейкой в виде части окружности

Внешний вид стационарного ИДК, в котором шаг перемещения ИРИ по направляющей фиксированный, представлен на рис. 3 .

Рис. 3. Внешний вид стационарного ИДК с фиксированным углом перемещения ИРИ

Расчёты показали, что для качественного анализа рентгеновского изображения оператору достаточно иметь всего 3-4 изображения ОК, сделанные под разными ракурсами. Из этого следует, что целесообразно выбрать следующие четыре фиксированных положения ИРИ на направляющей дуге: 0 °, 30 °, 60 ° и 90 °.

Важным достоинством предложенных конструкций и схем трёх досмотровых комплексов является то, что с помощью всего одного источника рентгеновского излучения появляется возможность получать многоракурсные плоские изображения и на их основе - качественное 3D-изображение контролируемого объекта. Такие комплексы, в случае их внедрения, будут высокоэффективными, информативными и экономически выгодными.

Для построения мобильных ИДК (МИДК) также можно предложить некоторые новые варианты конструкции, позволяющие получать многоракурсные рентгеновские изображения контролируемых объектов. Очевидно, что для этого также необходимо соответствующим образом изменять угол падения рентгеновского луча на ОК, т.е. с помощью некоторого поворотного механизма изменять угол между плоскостью П-образных «ворот» и осью симметрии ОК.

Чтобы угол падения луча на объект контроля был существенным, необходимо увеличивать створ «ворот». Данная проблема может быть успешно разрешена путём применения телескопической (выдвижной) горизонтальной части стрелы (рис. 4) .

Рис. 4. Конструкция МИДК с телескопической стрелой

На рисунке цифрами 31 и 32 обозначены соответственно не выдвижная и выдвижная горизонтальные части «ворот». Если оператору необходимо увеличить угол падения луча на ОК, то он сначала с пульта управления должен подать команду на выдвижение части стрелы 32 на определённую длину, после чего произвести поворот «ворот».

Выводы

Безусловно, все предложенные варианты построения комплексов несколько увеличивают время для получения соответствующих рентгеновских изображений и принятия по ним решения оператора. Однако по приведённым выше алгоритмам нет необходимости получать и анализировать изображения всех объектов контроля. Целесообразно так детально анализировать изображения только тех объектов, которые попали под профили рисков, или в иных специфических случаях.

Таким образом, в статье рассмотрены некоторые варианты построения российских ИДК, позволяющие в значительной степени повысить информативность рентгеновских изображений.

Библиографическая ссылка

Башлы П.Н., Безуглов Д.А., Вербов В.Ф., Гамидуллаев С.Н. ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 3. – С. 15-19;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41387 (дата обращения: 24.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) в соответствии с их функциональным назначением можно классифицировать на:

· ИДК для интроскопии легковых автотранспортных средств, микроавтобусов, прицепов, передвижных дач, отдельных грузовых упаковок, не превышающих веса порядка 3-х тонн и размеров легковых автомашин;

· ИДК для интроскопии крупногабаритных объектов (контейнеров, трайлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов).

На вооружении таможенных органов России такой техники - нет. В этом направлении ведутся опытно-конструкторские работы по темам «Кама» (для контроля легковых автомашин) и «Поле» (для контроля крупногабаритных объектов). Технические решения указанных образцов аппаратуры - найдены, они учитывают необходимые требования для контроля этого вида объектов. ГТК РФ определены места их установки на реальных участках таможенного контроля и сроки внедрения опытных образцов (1997-98гг).

Флюрекс

К досмотровой рентгеновской технике относится принятый для оснащения таможенных органов в 1995 году флюороскопический рентгеноаппарат типа «Флюрекс». Он применяется для углубленного контроля отдельных предметов, выявленных в процессе таможенного контроля потоков багажа и грузов и представляющих оперативный интерес. По своим оперативно-техническим параметрам и конструкции аппарат в основном обеспечивает решение задачи, но, вместе с тем, недостаточно высокая яркость наблюдательного экрана снижает эффективность.

Инспекционно-досмотровый комплекс - комплекс технических средств таможенного контроля, использующее проникающее ионизирующее излучение для получения изображения и анализа содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств.

ИДК позволяют за минимальное время (2-3 мин) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить рентгеновское изображение его самого и изображение перевозимых в нём товаров. При этом технические характеристики ИДК позволяют определить (диагностировать) перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещённые к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран - Германии и Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка: «Smiths Heimann» (Германия), «Nuctech Company Limited» (Китай) и «Beijing Hualixing Sci-Tech Development Co., LTD» (Китай). В настоящее время таможенные службы около 30 стран используют ИДК различных типов. Уже есть таможни, в которых работает более 10-15 ИДК.

Инспекционно-досмотровыми комплексами оснащены таможенные службы Германии, Англии, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

В зависимости от назначения ИДК классифицируются по следующим признакам:

1. Стационарные ИДК.

2. Легковозводимые (перебазируемые) ИДК.

3. Мобильные ИДК.

ИДК в первую очередь должны размещаться в пунктах пропуска (МПП, АПП, ВПП, ЖДПП), расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений. Товаропоток должен оцениваться по количеству контейнеров (грузовых вагонов, автотранспортных средств), проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок. Заметим, что по имеющимся прогнозам объем перевозок через порты Дальнего Востока России в среднесрочной перспективе будет ежегодно возрастать не менее чем на 18-20%.

Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.

Предполагается, что подключение к ЕАИС позволит пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России) иметь дистанционный доступ к электронным изображениям товаров и транспортных средств, полученных с помощью ИДК.

Внедрение инспекционно-досмотровых комплексов в работу таможенных органов России должно обеспечить выполнение следующих задач, стоящих перед таможенной службой России:

Ускорение товарооборота и содействие развитию торговли;

Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации;

Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных незаконным перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации товаров;

Достижение качественно нового уровня в работе таможенной службы по контролю и оформлению крупногабаритных грузов и транспортных средств.

Финансирование СТККГ и ТС ведется в рамках целевой федеральной программы «Государственная граница Российской Федерации», за счет займа Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой помощи.

Стоимость каждого мобильного комплекса «HCV-Mobile», поставленного последние годы в таможни, около 100 млн. рублей. Стационарные ИДК стоят еще дороже.

Стационарные ИДК.

Стационарные досмотровые рентгеновские комплексы (СРДК)
(рис. 1) появились в конце 1980-х годов. Они предназначены для контроля самых крупногабаритных объектов таможенного контроля - транспортных контейнеров, вагонов и большегрузных автотранспортных средств.

СРДК представляет собой специально построенное здание, в котором имеется досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель СРДК защищен толстыми бетонными стенами от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания. Практика показала целесообразность строительства СРДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автопереходов и железнодорожных пунктах пропуска. Хотя общая стоимость строительства СРДК высока, но, по предварительным данным, в этих условиях они окупаются в течение очень короткого промежутка времени. Например, по информации таможенной службы Германии в порту Гамбург дополнительные таможенные сборы от найденных незадекларированных товаров покрыли затраты на строительство СРДК несколько раз в течение одного года.

17.11.2005 успешно прошел приёмо-сдаточные испытания первый в России инспекционно-досмотровый комплекс HCV-Gantry, установленный на Международном Пропускном Пункте «Троебортное» (граница Россия-Украина).

Оборудование произведено мировым лидером в данной отрасли -немецким концерном Smiths Heimann. Поставку, установку, пуско-наладку обеспечила российская компания «Техно - С. Петербург», входящая в группу компаний «Техно», по результатам победы в конкурсе, проведенном Государственным Таможенным Комитетом в 2003 году.

Технические характеристики комплекса уникальны:

ИДК Heimann Cargo Vision - Gantry позволяет за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров. Мощность рентгеновского генератора составляет 6 МэВ. Пропускная способность комплекса - до 35 грузовиков в час. По оценкам специалистов, использование досмотрового оборудования позволяет свести к минимуму человеческий фактор при проверке грузов, и в десятки раз ускорить процесс инспекции. В настоящий момент в мире функционирует 35 систем Smiths Heimann Cargo Vision.

Рис. 1. Инспекционно-досмотровый комплекс Heimann Cargo Vision Gantry

ФТС России с 2003 создает систему таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств состоящей из ИДК различных типов и модификаций, размещенных на пунктах пропуска через государственную границу.

Открытие ИДК «HCV - Gantry» на МАПП «Троебортное» является событием всероссийского масштаба, так как это первый реализованный проект государственной программы по оснащению крупных пропускных пунктов инспекционно-досмотровыми комплексами.

Следующим этапом реализации программы является инсталляция ИДК на российско-финляндской границе на МАПП «Торфяновка» и «Брусничное» Выборгской таможни, а также на МАПП «Бурачки» Себежской таможни.

Учитывая большую потребность России и стран СНГ в досмотровых комплексах концерн Smiths Heimann и компания «Техно - С.Петербург» заключили соглашение на открытие в Санкт-Петербурге производства инспекционных систем.

Оснащение пограничных пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами является одним из приоритетных направлений работы Федеральной таможенной службы. Актуальность этой задачи определяется принятыми Всемирной таможенной организацией в июне 2005 г. Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли. Россия присоединилась к данным стандартам, в которых одной из поставленных целей для обеспечения глобальной безопасности является обустройство пунктов пропуска на границе и оснащение их современными средствами технического контроля, в том числе развертывание сети ИДК.

Создание технических возможностей оперативного контроля содержимого морских контейнеров без их вскрытия является одним из важнейших мероприятий Концепции развития таможенной службы Российской Федерации до 2010 года (новая редакция - до 2020 года), утвержденной Правительством в декабре 2005 года. Концепцией предусмотрено, что в целом, за счет средств федерального бюджета, в рамках программы «Государственная граница», а также за счет займа Всемирного банка на границах Российской Федерации будет развернуто 72 ИДК, в том числе 22 мобильных и 50 стационарных, из них 10 - в морских портах. Указанное количество ИДК является лишь первоначально необходимым, в последствии весь периметр границы и крупнейшие морские порты должны быть оснащены такими комплексами.

Оснащение морских портов ИДК является привлекательным мероприятием не только для таможенной службы, позволяющим повысить эффективность таможенного контроля и собираемость платежей, но и для администрации портов и стивидорных компаний. Внедрение ИДК позволит значительно сократить время выполнения таможенных формальностей в порту, что в свою очередь приведет к увеличению грузопотоков, расширению внешнеэкономической деятельности и повышению деловой привлекательности и конкурентоспособности порта. Очевидно также, учитывая требования Рамочных стандартов безопасности, что в последствии порты, не оснащенные ИДК, будут лишены возможности участвовать в международном торговом обороте.

Как сообщили в пресс-службе ФТС России, в ходе совещания участниками достигнуто понимание необходимости консолидации усилий по оснащению ИДК морских портов, принятию неотложных мер для того, чтобы работы по оснащению морских портов Санкт-Петербурга, Новороссийска, Владивостока были начаты в 2006 году и уже к 1 марту определить конкретные места размещения комплексов в этих портах.

Инспекционно-досмотровые комплексы

Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) - Один из видов технических средств таможенного контроля (ТСТК), применяемых таможенными органами. Представляют собой комплексы специальной электронной аппаратуры, предназначенные для таможенного контроля крупногабаритных объектов.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран: Китая и Германии, при соотношении контролируемых долей мирового рынка примерно 2:1 в пользу Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка это Nuctech Company Limited (Китай) и Smiths Heimann (Германия).

В настоящее время основные фирмы - производители ИДК в качестве источника излучения применяют линейный ускоритель (источник рентгеновских лучей).

Существует три основных типа ИДК:

  • стационарный;
  • перебазируемый;
  • мобильный.

Стационарные ИДК

с энергетикой 9 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали -380 мм) являются инспекционными системами, которые дают точное рентгеновское изображение полностью загруженных морских контейнеров и грузовых автомобилей и, как правило используются в морских пунктах пропуска. На мировом рынке известны следующие марки такого оборудования:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV-Stationary (SmithsHeimann, Германия)

Пропускная способность - до 30 контейнеров в час. Указанные комплексы требуют значительной радиационной защиты и размещаются в стационарных рентгенозащитных сооружениях.

Легковозводимые (перебазируемые)

ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах. Точность определения - до 85% относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность более 20 грузовых автомобилей в час.

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей с упрощенной радиационной защитой.

Производители в этом сегменте представляют модели:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV –Relocatable (Smiths Heimann, Германия)

Мобильные ИДК

с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - до 220 мм) смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о наличии либо отсутствии грузов в контейнере и соответствии товаросопроводительным документам товаров с малыми объемными плотностями. Мобильные ИДК в основном используются в интересах оперативных подразделений таможенных и других правоохранительных органов (например, Госавтоинспекции МВД).

Здесь производители предлагают установки:

  • (Nuctech, Китай)
  • HCV-Mobile (SmithsHeimann, Германия)

В данной части работы проведен анализ особенностей и эффективности совместного применения СУР и ИДК таможенными органами Российской Федерации, отмечены проблемы и найдены пути их разрешения, основным из которых является установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках системы управления рисками. Определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы таможенного контроля.

В трех государствах: Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан, сформировавших Таможенный союз (далее - ТС), существуют различные по наполняемости, содержанию и условиям системы управления рисками (далее - СУР), позволяющие применять различные формы таможенного контроля (далее - ТК). Причем в Казахстане СУР находится на начальной стадии развития, что признано и подтверждено участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), в Республике Беларусь такая система существует, но принципы, заложенные в ней, отличаются от СУР, применяемой в таможенных органах РФ. При этом в контуре управления СУР в странах-участницах ТС применяются технические средства таможенного контроля, в том числе инспекционно-досмотровые комплексы (далее - ИДК). Но результаты осмотров с помощью ИДК и применяемые на их основе необходимые формы таможенного контроля в настоящее время используются только в том государстве, где данные действия были проведены.

Установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках СУР является актуальным вопросом эффективного функционирования ТС.

Целью исследования является выявление особенностей совместного применения СУР и ИДК таможенными органами РФ, как страны участницы ТС, проблем и путей их решения, перспектив дальнейшего использования в практике ТС.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решение следующих задач:

1. Анализ взаимодействия ИДК и СУР в РФ.

2. Характеристика эффективности применения ИДК в РФ.

3. Исследование проблем и поиск путей их разрешения странами ТС.

4. Анализ перспективных направлений развития ИДК в рамках СУР.

Важное значение в системе таможенного контроля занимают современные технические средства ТК, значительно повышающие качество таможенного контроля без существенного повышения издержек бизнеса, связанных с таможенным администрированием внешнеэкономической деятельности. К таким средствам, прежде всего, относятся ИДК. Полученное с помощью ИДК рентгеновское изображение товаров и транспортных средств позволяет идентифицировать перемещаемые товары, просмотреть узлы и агрегаты транспортного средства, обнаружить в них предметы, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", Концепции развития таможенных органов Российской Федерации и Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, начиная с 2007 года производится оснащение таможенных органов РФ легковозводимыми, стационарными и мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами.

При эксплуатации ИДК уделяется пристальное внимание повышению эффективности их использования на основе сочетания двух составляющих - интенсивность эксплуатации и выявление (пресечение) правонарушений.

Интенсивность применения ИДК таможенными органами России постоянно возрастает. Так интенсивность эксплуатации ИДК в 2010 году (среднее 5,3) в сравнении с 2009 годом (среднее 5,1) выросла, достигнув в октябре 2010 года максимального значения - 6 осмотров в час.

С применением ИДК таможенной службой РФ за 10 месяцев 2011 года проведено 680 тысяч осмотров товаров и транспортных средств. По их результатам возбуждено 1884 дела об административных нарушениях и 30 уголовных дел. В частности, с помощью ИДК за три последних года из незаконного оборота изъято более 1,6 тонн наркотических средств, из которых половина приходилась на долю героина.

В настоящий момент использование ИДК при таможенных осмотрах недостаточно эффективно, например, в регионе деятельности СЗТУ на постах, где они эксплуатируются, данный показатель составляет всего 26%. В этих условиях с целью повышения эффективности эксплуатации данного средства таможенного контроля применяется принцип выборочности, в том числе с использованием системы управления рисками. Для осмотра с применением ИДК направляются объекты контроля в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ФТС России. Должностные лица таможенных органов при принятии решения по проведению осмотра с применением ИДК руководствуются критериями, установленными в Методических рекомендациях по применению так называемых "интуитивных профилей рисков".

Основными признаками, при наличии которых принимается решение о проведении осмотра с использованием ИДК, являются:

1) по особенностям транспортировки товаров:

· товар перевозится в упаковке, не характерной для данного вида товара;

· товарная партия представляет собой сборный груз, состоящий из товаров риска и товаров прикрытия, или перемещаются товары с различными требованиями к условиям транспортировки.

2) по транспортным средствам, на которых осуществляется транспортировка товаров:

· неравномерное распределение нагрузок на оси транспортного средства (прицеп, полуприцеп), загруженного однородным товаром;

· общий фактический вес транспортного средства с товаром превышает вес транспортного средства и перемещаемых в его грузовом отделении товаров, определенный на основании документов.

3) по документам, представленным таможенному органу:

· при прибытии товаров и транспортных средств перевозчиком предоставляются документы, оформленные ненадлежащим образом;

· вес единицы товаров, указанный в представленных документах, не является характерным для данного товара или идентичных, однородных товаров и др.

4) по таможенным процедурам:

· помещение товаров под режим реэкспорта в упрощенном порядке (в случаях нахождения товаров в пунктах пропуска);

· прибытие на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта и т.д.

5) по лицам, перемещающим товары (отправитель/получатель/перевозчик являются нарушителями таможенного законодательства). Применение данных рекомендаций способствует систематизации и обоснованному выбору должностными лицами таможенных органов объектов контроля с использованием ИДК.

К основным проблемам на пути выполнения общей задачи по эффективному применению ИДК в текущем периоде можно отнести следующие:

1. Наличие объективной необходимости одновременного решения двух задач - обеспечивать постоянное наличие объектов перед ИДК, не создавая при этом значительной очереди и обеспечивать целенаправленный выбор объектов на основе применения СУР.

2. Отсутствие взаимного обмена информацией между членами ТС, что может приводить к повторному осмотру объектов, и соответственно отвлекает силы и средства, вызывает нарекания и увеличивает издержки при таможенном оформлении и таможенном контроле участников ВЭД.

3. Перетекание товаропотоков между членами ТС из государств, где в полной мере применяется СУР, например РФ, в государства с более лояльным таможенным контролем и с более низкой его эффективностью, в первую очередь это Республика Казахстан.

Начальные тенденции такого перетекания были отмечены в 3 и 4 кварталах 2010 года и, соответственно, данные обстоятельства не могут устраивать таможенную службу РФ, т.к. теряются объемы поступления таможенных платежей за счет того, что при ввозе выплачиваются таможенные платежи в виде НДС, таможенных пошлин и акцизов, а

перераспределение в процентном отношении между государствами идет только по таможенным пошлинам, соответственно это приводит к уменьшению поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет РФ при таможенном оформлении.

4. Необходимость постоянного повышения уровня профессиональной подготовки операторов ИДК, осуществляющих анализ изображений, так как недобросовестные участники ВЭД оперативно реагируют на предпринимаемые таможенными органами меры, направленные на усиление таможенного контроля.

5. Необходимость организации непрерывной эксплуатации ИДК (в режиме, соответствующем режиму функционирования пункта пропуска).

Главный путь решения проблем в области совместного применения СУР и ИДК странами ТС - это процесс унификации принципов и условий функционирования СУР в странах ТС. Таможенным службам России, Беларуси и Казахстана необходимо установить порядок обмена информацией между таможенными органами государств. В настоящее время такого порядка нет, но проводимая таможенными службами данных государств работа, в первую очередь по инициативе таможенной службы РФ, даст в ближайшее время положительный результат по установлению единых требований в сфере обмена информацией в рамках применения СУР.

В ФТС РФ создана Рабочая группа по подготовке стратегии единого порядка, условий и правил применения СУР. Уже проведены плановые совещания данной группы по вопросам совместного применения СУР в рамках взаимодействия таможенных служб ТС, по итогам которых имеется разработанный план реализации предложений по решению существенных разногласий в рамках СУР.

В ходе реализации мероприятий по внедрению СУР и системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы.

1. Дальнейшая интеграция ИДК с единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов и СУР.

2. Минимизация влияния "человеческого фактора" при использовании ИДК при таможенном контроле товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

3. Построение эффективной вертикали администрирования системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, в том числе результатов сканирования, полученных при использовании ИДК.

4. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов для работы на ИДК.

5. Развитие таможенной инфраструктуры, строительство стационарных ИДК и широкомасштабное оборудование пунктов пропуска через государственную границу РФ площадками для использования мобильных ИДК.

6. Организация своевременного и качественного технического обслуживания, мониторинга и контроля за состоянием элементов системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

7. Освоение технологии таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием ИДК на различных видах международного сообщения.

8. Активизация международного сотрудничества в сфере применения ИДК в целях обеспечения региональной и глобальной безопасности.

9. Организация передислокации мобильных ИДК из одних пунктов пропуска в другие с учетом оперативной обстановки, интенсивности грузопотока и т.д.

Решение существующих проблем и вопросов позволит увеличить коэффициент охвата товаров и транспортных средств таможенным контролем в форме таможенного осмотра с использованием ИДК при одновременном повышении эффективности применения ИДК. Важным показателем эффективности использования ИДК будет являться

декриминализация внешнеэкономической деятельности, что еще более актуально с учетом реализации концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе РФ.

Таким образом, до осуществления 100% охвата осмотром с использованием ИДК всех объектов контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, таможенный контроль на основе системы управления рисками с применением данного высокотехнологического средства ТК будет оставаться одним из основных инструментов пресечения случаев нарушения таможенного законодательства.