Чем комплексное занятие отличается от интегрированного: отвечаю на вопрос читателя. Что такое комплексное и интегрированное занятие

Чем комплексное занятие отличается от интегрированного: отвечаю на вопрос читателя. Что такое комплексное и интегрированное занятие
Чем комплексное занятие отличается от интегрированного: отвечаю на вопрос читателя. Что такое комплексное и интегрированное занятие

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Я, Татьяна Сухих, рада новой возможности помочь вам разобраться в сложных вопросах, касающихся нашей профессии. Сегодня мне хотелось бы рассказать вам, чем комплексное занятие отличается от интегрированного, поскольку, как я поняла, затруднения с разграничением этих понятий испытывают даже опытные педагоги.

Мне кажется, что суть проблемы кроется в том, что интегрированные уроки в доу стали проводиться не так давно. Конечно, это теперь уже не ноу-хау, но определение это вошло в педагогику только в 90-х годах ХХ века. Кроме того, часто в литературе используется еще и такое понятие, как комплексное интегрированное занятие. И как тут разобраться, в чем отличия, да еще и составить четкий план нод?

Думаю, что изучить особенности каждого из занятий будет гораздо проще на конкретных примерах. Со своей стороны, я могу порекомендовать некоторые интересные пособия для педагогов, которые, как мне кажется, дают наглядное представление о структуре, целях и задачах и тех и других уроков.

Комплексные уроки удобно распределены по темам с ориентацией на то, что воспитатель сможет проводить их каждую неделю, в книге Н. С. Голицыной «Конспекты комплексно-тематических занятий» для старшей группы. Мне кажется, что эти конспекты в дальнейшем можно будет взять за образец при подготовке к самостоятельным урокам и по другим темам, поскольку они грамотно составлены.

Подобные пособия, к слову, есть для дошкольников разных возрастов. Например, ориентацией этой книги является уже подготовительная группа. Здесь собраны конспекты на целый учебный год.

Что касается интегрированных занятий, то для их проведения с детьми того же возраста есть книга автора А. В. Аджи , которая содержит конспекты таких уроков для подготовительной группы детского сада. В ней я нашла описание около ста занятий, направленных на речевое развитие детей шести–семи лет и активизацию их познавательной деятельности.

Конечно, я указала здесь далеко не полный список полезных пособий, а лишь поделилась собственным опытом. Буду рада, если вы тоже поделитесь полезными книгами по нашей теме. Расскажите, какой литературой пользуетесь вы, дорогие коллеги?

Общие черты интегрированных и комплексных уроков

Согласитесь, сложно понять, чем комплексное занятие отличается от интегрированного, еще и потому, что в литературе часто одно понятие подменяется другим. Вы также, наверное, сталкивались с этой проблемой? Существует также еще и комбинированное занятие. Как вы понимаете в чем его особенность?

Для меня ситуация немного прояснилась, когда, вооружившись вышеупомянутой литературой и опираясь на личный опыт, я выделила некоторые сходные черты интегрированных и комплексных уроков:

  • Содержание обоих занятий концентрируются вокруг одной темы, в отличие от комбинированного, где, как я понимаю, разные виды деятельности просто сменяют друг друга.
  • Такие тематические уроки предполагают наличие междисциплинарных связей.
  • Оба они являются разнонаправленными, а не предметными.
  • Во время них обязательно происходит логически обоснованная и сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей (познавательной, физической, речевой, музыкальной, художественной).

Особенности интегрированных занятий

Несмотря на общие черты, комплексные и интегрированные уроки демонстрируют различный подход к обучению. Поправьте меня, если я не права! В чем особенность каждого из занятий? Расскажу, как я понимаю это для себя. Возможно, вы видите ситуацию как-то по-другому, буду рада вашим комментариям, так как тема действительно очень сложная!


Думаю, что конкретные примеры сделают мое объяснение более наглядным, поэтому предположим, что мы рассматриваем тему «Весна» в старшей группе ДОУ:

  • Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы будем создавать у детей целостные знания по нашей теме, т. е. формировать у них представление о весне, как о сезонном явлении.
  • В ходе этого урока воспитанники обязательно получат новые знания! Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой-то определенный «багаж» представлений о весне. Иначе нам просто будет не на чем строить беседу, верно?
  • Планирование занятия предполагает конструирование материала определенным образом, с построением четкой и продуманной схемы. Я обычно использую интеллектуальные карты. В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?

О чем важно помнить?

Вот еще одно важное свойство: виды деятельности детей на таком уроке нельзя будет строго разделить, они будут плавно перетекать один в другой. Мы можем организовать познавательную деятельность воспитанников таким образом, что они будут вспоминать различные времена года, производить анализ сезонных изменений, учиться различать и группировать весенние цветы, перелетных и зимующих птиц.

Затем ненавязчиво можно перейти к речевой игре, проходящая в форме чтения стихов о весне. Физическая активность – это, например, подвижная игра «Весенние цветы», а художественная деятельность – рисунок или аппликация «Подснежник».


Думаю, такие уроки можно провести и в средней группе ДОУ, только форма подачи материала, конечно, будет более простой. Если у вас, например, 2 младшая группа, то занятие, посвященное весне, скорее всего, будет комплексным, поскольку для малышей все занятия в основном такие.

Ну, это лишь только мои примеры. А как интегрированные занятия проводите вы в детском саду? Может быть, вы еще сможете выделить какие-нибудь особенности, которые не учла я, поделитесь опытом!

Чуть не забыла, могу еще порекомендовать вам одно хорошее пособие Н. Н. Леоновой «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» . В нем собраны конспекты уроков, предполагающих обучение детей изобразительной деятельности нестандартными способами. Очень интересно, на мой взгляд!

Суть комплексного занятия

Ну что ж, с интегрированными уроками разобрались, теперь переходим к комплексным. Обычно они строятся на уже знакомом ученикам материале. За основу также берется некая общая тема, а разноплановая деятельность учеников строится вокруг нее. Например, теме весны может быть посвящено занятие «Приключения веселого Подснежника», «На весенней полянке» и т. д. Название можно придумать любое!


Конечно, предполагается, что детки уже знают, что подснежник – это весенний цветок, так что это будет уже, скорее, средняя, нежели младшая группа. Вот, что важно: входе этого занятия ребята не расширяют свои знания о свойствах этого цветка и не узнают о том, почему он появляется раньше, чем остальные. Подснежник является лишь главным действующим персонажем.

Вот как может быть организована деятельность воспитанников, объединённая общей темой:

  • Речевое развитие учеников может проходить в форме занимательной беседы, в ходе которой педагог также будет демонстрировать картины художников, детские рисунки с изображением прихода весны. Этот же этап включает и познавательную деятельность.
  • Далее, вместе с Подснежником на веселом паровозике, ребята могут отправиться на весеннюю полянку в лес (подвижная игра «Чух-чух» для физического развития).
  • По дороге, повстречавшись с ручейком, они споют вместе с ним веселую песенку (музыкальное развитие).
  • На полянке они будут собирать и считать подснежники (математическое развитие).
  • В конце своего путешествия они сделают весеннюю аппликацию (художественное развитие).

Смена действий во время такого занятия обычно прослеживается очень четко. Это объясняется тем, что они направлены на развитие определенных навыков, а не на формирование целостных представлений о весне, как о сезонном изменении, в нашем случае.

Стремление современного человека к анализу и синтезу окружающего мира диктует новые подходы к образовательному процессу, начиная с детского сада. Такими подходами являются интегрированное и комплексное занятия. Но не все способны чётко разделить эти понятия и составить правильную структуру каждого из видов занятий.

Основы интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Все занятия в детском саду подразделяются на предметные и метапредметные (или межпредметные). И если предметные занятия - это занятия узкой направленности, то под метапредметным занятием подразумевают сочетание разных понятийных баз. То есть дети на таких занятиях развивают в себе способность рассматривать одно и тоже понятие с разных точек зрения.

К примеру, круг - геометрическая фигура, круг - сердцевина цветка, круг - лицо (мы учли математику, окружающий мир и рисование).

Межпредметные занятия, в свою очередь, делятся на:

  • интегрированные,
  • комплексные,
  • комбинированные.

Комбинированные занятия - это совокупность различных форм занятий или различных тем, не имеющих между собой взаимосвязи. Пример: сначала дети рисуют на произвольную тему, а потом танцуют под музыку, никак не связанную с темой рисования. Такое занятие используется для развития разных навыков ребёнка.

Понятийная граница между интегрированным и комплексным занятиями весьма расплывчата, поэтому многие часто подменяют одно понятие другим, что не является правильным. Интегрированное занятие - это занятие, которое рассматривает тему цельно, соединяя в себе несколько форм и методов раскрытия направленности путём их взаимного проникновения друг в друга.

Для интегрированного занятия характерно развитие ассоциативных связей между понятиями. Так, дети на этом занятии начинают понимать, что понятие «лес» большое, и когда мы его произносим, то подразумевается большое количество деревьев, эти деревья будут разными. Лес - это дом для птиц и животных. В то же время лес - это место, где растут грибы и ягоды, которые мы можем собирать во время прогулки. Значит, лес - это место для прогулок. В лиственном лесу светлее, а в хвойном темнее. В разное время года во время прогулки мы увидим разный лес. Летом мы сможем послушать звуки леса, а зимой увидим на снегу следы животных, которые живут в лесу. Вот эта последовательность образов, тем и терминов складывается в интеллектуальную карту, которую воспитатель обязательно рисует детям. В то же время понятие лес становится многогранным, широким и складывается в полноценный образ леса. Но такое возможно, если дети уже знакомы с понятиями, включёнными в интеллектуальную карту.

Воспитатель может не показывать детям заготовленную интеллектуальную карту, а провести занятие так, что подобная карта станет его результатом

Формируется полноценный образ, который позволяет ребёнку при упоминании слова «лес» представить себе большое количество различных вариантов понимания этого слова. В этом случае количество видов деятельности и их чёткая смена не будут иметь значения.

Комплексное занятие - это занятие, которое последовательно сочетает в себе разные формы и методы образовательного процесса, объединённых общей темой. Тема будет присутствовать во всех последовательно сменяющих друг друга видах деятельности, сопровождая их и помогая запомнить и осознать термины. Но главное - развить навыки воспитанников.

Сравнивая комплексное и интегрированное занятие, становится очевидно, что первое не выходит за рамки темы, а второе с помощью смежных тем раскрывает и дополняет содержание данной темы

Источник:

http://doshkolnik.ru/logopedia/7746-motorika.html

Таблица: сравнение комплексного и интегрированного занятий

Комплексное Интегрированное
Направленность Разностороннее рассмотрение темы занятия с особым акцентом на развитии навыков. Целостное изучение материала с формированием образа.
Задачи
  • Развитие навыков детей путём последовательно сменяющих друг друга различных видов деятельности.
  • Развитие осмысленного восприятия материала.
  • Пробуждение интереса к теме.
  • Развитие детей путём интеграции различных понятий, объединённых единой темой, и проникновением разных видов деятельности одна в другую.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Развитие мыслительных способностей: анализа, синтеза, сравнения и др.
  • Развитие навыков самостоятельного освоения и применения новой информации на практике.
  • Систематизация полученных данных.
  • Развитие творческих способностей.
  • Пробуждение интереса к теме.
Приёмы
  • Последовательное соединение различных видов деятельности на занятии.
  • Чёткое формирование темы.
  • Проведение ассоциативных тематических связей между применяемыми видами деятельности.
  • Подборка ключевых вопросов, основанием которых являются разные дисциплины.
  • Последовательная сборка изучаемых понятий.
  • Гармоничное соединение различных педагогических методов.
  • Создание интеллектуальной карты - модели, в центре которой находится тематическое понятие, а вокруг него термины, связанные с ним.
  • Интеграция различных форм обучения.
  • Тесная группировка изучаемого материала.
  • Централизация сравнительного анализа.

Открытое интегрированное и комплексное занятие в разных возрастных группах

Для успешного проведения интегрированного занятия нужно, чтобы дети уже владели значительным понятийным аппаратом и разными видами деятельности. В то же время комплексное занятие может содержать элементы освоения деятельности. Так, умение обсуждать тему складывается постепенно из множества различных занятий, где используется обсуждение как вид деятельности. Подготовка занятия начинается с адекватной оценки возможностей воспитанников и уровня их деятельностных навыков.

В возрасте от 1,5 до 3 лет всё только начинается:

  • начинает формироваться речь;
  • накапливается словарный запас;
  • улучшается координация;
  • игры становятся все более разноплановыми;
  • формируются образы и т. д.

Не все дети одного возраста одинаково воспринимают один и тот же материал, но со временем все достигнут положительного результата

Дети первой младшей группы в большей степени ориентированы на комплексные занятия, а интегрированные лучше использовать в качестве подведения итогов.

В возрасте 3 лет возникает первый значимый психологический конфликт - «Я сам!». Это время осознания себя в обществе, непростой период в жизни малыша. Действия малышей становятся намеренными, разнообразными. Ручки и ножки начинают слушаться так, как хочется - совершенствуется координация движений. Ритм и поэзия находят эмоциональный отклик, а в жизнь плавно входят фантазии на основе формирующегося наглядно-образного мышления. Во второй младшей группе, кроме итоговых интегрированных занятий, можно провести 1–2 обобщающих интегрированных занятия в течение года.

Развитие моторики в возрасте 3 лет способствует улучшению большого количества навыков, открывая для ребят новые возможности

С воспитанниками средней группы можно уже говорить о проведении занятий в том понимании, которое свойственно большинству взрослых людей. В это время можно выделить образовательные области. К примеру, окружающий мир, элементарные математические представления, развитие речи и т. д. В возрасте от 3 до 4 лет дети начинают активнее взаимодействовать друг с другом, складывается своя среда общения. Появляются и довольно сильно проявляются эмоции. Складываются дружественные отношения, возникает симпатия, сопереживание сверстникам. Море чувств и эмоций временами захлёстывает ребёнка. В это же время малыш способен сознательно запомнить правила и следовать им.

Ребёнок 4 лет способен соотносить свои действия и поступки с действиями сверстников.

В возрасте от 4 лет прививаются социально-значимые навыки, такие как правила поведения в определённых местах, этикет и т. д

Возраст 5–6 лет - время почемучек и больших людей. С этими детьми уже многое можно обсудить, о многом у них есть своё мнение. Внимание, память и мышление уже подвластны ребёнку, и он может сознательно выучить стихотворение к значимому для него событию.

Игры становятся более насыщенными, роли значимыми, а дети способны оценить ситуацию и решить проблему

Возраст 6–7 лет - почти школьник. Ребёнку доступна учебная деятельность, он может проконтролировать себя сам. Малышу становятся доступны новые возможности интеллектуальной деятельности. В этом возрасте мнение окружающих не только влияет на поведение ребёнка в конкретном моменте, но и на его действия в подобных ситуациях. Спектр возможностей и навыков широкий, поэтому маленький человек может успешно овладевать новыми понятиями и целыми комплексами образов. Дети с большим удовольствием участвуют в театральных постановках.

Ребёнок может успешно выполнить работу не только в рамках заданных взрослым условий, но и творчески подойти к полученному заданию

Оценивая возможности детей, можно сказать, что для воспитанников 4 лет и старше интегрированные занятия рекомендуется проводить в любых количествах. Вопрос заключается только в целесообразности большого количества таких занятий. Эффективнее будет сочетать разные формы проведения. По возрасту ограничений быть не может: и комплексные, и интегрированные занятия с успехом можно проводить.

Проведение открытого интегрированного и комплексного занятия в ДОУ

Любое открытое занятие проводится по общим правилам, которые важно соблюдать. Подготовка открытого занятия - это кропотливый труд и огромная психоэмоциональная нагрузка. Ведь человек не только оказывается под придирчивым и пристальным вниманием, но и становится олицетворением учреждения, в котором работает. Родители нередко соотносят учреждение с личностью педагога (что, конечно, ошибочно, но в момент проведения занятия этого не ощущается). Каждый родитель идёт на открытое занятие со своими ожиданиями, а воспитатель старается их не разочаровать. Вот тут педагог должен остановиться. Занятие проводится для детей, а родители - зрители. Не стоит пытаться угодить всем и показать всё сразу.

Схема основных правил подготовки отрытого занятия позволяет не упустить из вида что-либо важное

Воспитатель должен понимать, что мелочей в данном случае не бывает. Простое отсутствие удлинителя лишит возможности применить часть дидактического или иного материала. Важно понимать и тот факт, что бывает технический сбой. Поэтому необходимо не только технику проверять заблаговременно, но и заранее продумывать моменты возможных сбоев. Если ребёнок заболел, а у него большая часть нужного стихотворения, то занятие также находится под угрозой срыва.

При подготовке открытого занятия продумывают возможные незапланированные моменты. Это позволит воспитателю с достоинством выйти из любой ситуации.

В настоящее время развиваются интернет-технологии и появляются возможности онлайн-трансляции открытого занятия. В этом случае главное - правильно поставить камеру и проводить занятие так, чтобы дети всё время находились в кадре.

При трансляции онлайн или демонстрации в записи проведения открытого занятия есть ряд очевидных плюсов:

  • Исключает подготовку материалов для родителей и их оповещение и инструктирование, что позволяет больше времени уделить проработке самого занятия.
  • Позволяет воспитателям избежать трудных ситуаций с родителями. Особенно в те моменты, когда родители пытаются помочь ребёнку справиться с заданием, ошибочно предполагая, что это ему не под силу.
  • Дети не отвлекаются на присутствие посторонних людей.
  • Впоследствии видеозапись позволяет грамотно и всесторонне провести анализ занятия.
  • Занятие проходит в привычной для детей обстановке.
  • У родителя появляется возможность не только в данный момент понаблюдать за своим ребёнком, но и сохранить запись в архив на долгую память.

Итоговое открытое занятие

Отличительной особенностью итоговых занятий является то, что они должны наглядно продемонстрировать и детям, и взрослым то, чему удалось научиться за отчётный период. В детском саду наиболее часто такие занятия проводят в конце каждого полугодия. Большой ошибкой будет пытаться составить занятие из всего, чему удалось научить воспитанников. Лучше всего взять за основу тему (в этом случае удобнее будет воспользоваться комплексной формой) или раздел (тут подойдёт интегрированное занятие) и собрать те формы, которые наиболее эффективны для всей группы. Нельзя забывать, что личные достижения и достижения группы - это разные понятия. Воспитатель на открытом занятии показывает работу группы в целом, а не отдельных ребят.

Логично и правильно подобранный материал - основа хорошего открытого итогового занятия

Ещё одной ошибкой будет неправильное начало. Если выбрали тему, то не стоит пытаться сделать из неё интегрированное занятие, лучше сделать качественное комплексное. Если за основу было взято понятие и его рассмотрение с точек зрения разных тем, то особое внимание нужно уделить логичному и последовательному изложению.

Структура и время проведения занятия

При подготовке любого занятия действуют правила СанПиН, которые чётко регламентируют длительность мероприятия. Учитывая, что открытые интегрированные и комплексные занятия рекомендуется проводить с детьми от 3–4 лет и старше, продолжительность такого урока может варьироваться от 15 минут во второй младшей группе до 30 минут в подготовительной.

Подробнее узнать об интегрированных и комплексных занятия в старшей группе можно из нашей статьи - .

Правила и нормы СанПиНа учитывают все психофизиологические особенности детей разного возраста, поэтому нарушать их нежелательно

Структура любого занятия в ДОУ состоит из 3 последовательных этапов:

  1. Вводная часть - 2–5 минут. Педагог показывает детям что-то яркое, интересное, увлекательное.
  2. Основная часть - 12–25 минут. Включает несколько видов деятельности и музыкальную или физкультурную паузу.
  3. Заключительная часть - 2–5 минут. Подведение итогов и рефлексия.

С целью проведения интегрированного занятия несколько разных занятий могут быть объединены (например, познавательное, музыкальное, физкультурное и др.). При этом один вид деятельности по времени не должен превышать рекомендованный нормативными документами интервал и обязательно должно быть чередование динамических и статических моментов.

Фотогалерея: схемы структуры занятий

В комплексном занятии можно заметить чёткую последовательность смены видов деятельности Интегрированное занятие имеет ряд чётких правил и требований В данном занятии происходит не только связь понятийной базы (овощи и фрукты), но и закладка понятий плохо-хорошо Любое занятие в ДОУ состоит из трёх этапов

Таблица: план комплексного занятия «Здравствуй, птичка» для детей 3–4 лет

Этап Вид деятельности
Вводный Воспитатель называет тему занятия, показывает заранее подготовленный плакат «О птицах» и предлагает провести небольшую разминку. Пальчиковая гимнастика «Сорока кашу варила».
Основная часть Беседа о птицах, их особенностях. Дети трогают реалистичные игрушки в виде птиц и рассматривают макеты или модели птиц (можно чучела).
Воспитатель раздаёт контуры птичек (можно мультяшных) и просит ребят раскрасить их карандашами или фломастерами. Рисование.
Завершающий Воспитатель собирает работы-раскраски и задаёт 5–6 вопросов, обобщающих тему. Завершающий занятие опрос.

Таблица: план интегрированного занятия по теме «Продукты» для детей 4–5 лет

Видео: интегрированное занятие в первой младшей группе с использованием ИКТ «Волшебное путешествие»

Video can’t be loaded: Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Весна пришла» (https://youtube.com/watch?v=NqyK5VfequU)

И интегрированное, и комплексное занятия соответствуют стандартам современного образования. Они действительно комплексно развивают личность ребёнка, но имеют ряд отличий в подходе к этому развитию. Темы данных занятий в ДОУ могут быть различными. Однако, создавая такое занятие, нужно чётко понимать цель и конечный результат, к которому воспитатель хочет прийти. А также нельзя проводить подобные занятия часто, так как они будут терять качество и новизну для воспитанников.

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.

Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения − это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры − это «математика» и т. д.

Интегрированные и комплексные занятия: общие черты

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Занятия, которые включают междисциплинарные знания, достигают эффективности, если реализуются такие дидактичные условия их организации и проведения:

  • построение интегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы
  • конкретизация заданий на каждом из этапов занятия
  • последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием
  • рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге «Современное занятие» приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия.

Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

  • однонаправленные − предметные
  • разнонаправленные − интегрированы и комплексные занятия .

Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными . Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к]), отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками), в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное).

– это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).

Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

Схема 1. Тема «Море».

Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.


Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми :

  • «Вода − источник жизни»
  • «Время в природе»
  • «Далеко-близко»
  • «Родня» (классы животного мира)
  • «Что это за шарик?» (исследование разных объектов круглой формы)
  • «Взрослые и их детеныши» (животный мир).

Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием :

«Разнообразие листьев».

Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы), физическая деятельность − подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра − составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация «Ноябрь» (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).

«Симметрия в природе».

Лексическая работа со словом «одинаковый», опыт с зеркалами, выполнение заданий на мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала «Сложи узор», выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах «Ты — мое отражение».

«Елка».

Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев («Родственники елки»), создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор»), рассуждения на тему «Почему грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).

«Улитка».

Это занятие желательно проводить на улице, наблюдая за настоящей улиткой.

Анализ формы (спираль, круг), размера (маленький), наблюдения за скоростью движения (медленно), дидактичная игра «Кто медленнее всего?» (сравнение скорости движения разных животных), подвижная игра «Улитка» (дети рисуют мелом улитки на асфальте (дорожку, закрученную в спираль), распределяют ее на квадраты и прыгают по очереди), изобразительная деятельность − раскрашивание мелом или вырезка спирали из цветной бумаги.

Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

1. Одиночные понятия — названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников

2. Обобщенные понятия , в состав каких входит определенная система объектов:

  • лес: совокупность животных, растений, отдых;
  • море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;
  • магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
  • строительство: рабочие, машины, оборудование;
  • класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;
  • хлебозавод: работники, оборудование, продукты;
  • парк: дизайн, развлечения, растения;
  • музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.

При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Комплексные занятия

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» [Н. Гавриш / 1, с. 23].

Отличие интегрированного занятия от комплексного

Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т.п.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятии можно предложить такие задания:

  • беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);
  • составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)
  • выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор));
  • дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)
  • решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)
  • конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей
  • доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Вышеописанное примерное содержание интегрированного и комплексного занятия «Цыпленок», при соответствующем уровне подготовки и отборе соответствующих возрасту детей заданий, воспитатель может провести и в младшей группе.

Более того, отметим, что практически все занятия с детьми раннего возраста носят комплексный характер.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

  • выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
  • выявить связи между подобными элементами знаний;
  • изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
  • учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
  • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
  • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
  • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.

Литература :

  1. Сучасне заняття в дошкільному закладі: навч.-метод. посіб. / за ред. Н. В. Гавриш; авт. кол.: Н. В. Гавриш, О. О. Ліннік, Н. В. Губанова. − Луганськ: Альма-матер, 2007. − 496 с.

Сазонова Анастасия

Выпуск:

УДК 378.147

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Дьяченко Н. В. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 2 (февраль). – С. 11–15..htm.

Аннотация. Статья посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному уроку. Рассматриваются основные методические и педагогические аспекты планирования, подготовки и проведения интегрированного занятия. Актуализируются возникающие проблемы при проведении интегрированного занятия. Даются практические рекомендации к проведению данного занятия. Статья рассчитана на преподавателей высшей школы и учителей средней школы.

Современное образование, как школьное, так и вузовское, перенасыщено дидактическими единицами. Увеличение количества материала - проблемы всех дисциплин без исключения в силу информатизации современной жизни в целом, быстрого прогресса в науке, количественного увеличения необходимой информации. Поток теоретических знаний, поступающий от наставников-преподавателей, настолько велик, что уже непосредственно после получения информации (например, во время лекции) обучающиеся не могут воспроизвести материал, не говоря уже об использовании этих знаний на практике.

Статистика запоминания (по М. Джонсу, США) выглядит так:

65% студентов сразу же после лекции воспроизвели основные мысли;

45,3% - после трех-четырех дней;

34,6% - после одной недели;

30,6% - после двух недель;

24,1% - после восьми недель .

Учитывая это, преподаватель должен в на занятиях использовать разные формы обучения, методы, приемы, технологии и всё это чередовать таким образом, чтобы для обучающихся отдельные темы (чаще наиболее важные или сложные для восприятия) выделялись среди процесса обучения и оставляли яркий эмоциональный след, который отразится в будущем при процессе «вспоминания» учебного материала.

К большому сожалению, педагоги-наставники с годами своей практики привыкают к определенным методикам и приемам обучения, которые и используют в своей работе. Так, И. З. Гликман, говоря о школьном образовании, видит в этом одну из причин нежелания учиться: «Такая рутина и однообразие не могут не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения» .

Образовательный процесс сам по себе полон противоречий, подталкивающих педагогов к использованию нетрадиционных форм проведения занятий. Так, авторы Ю. Н. Багно, Е. Н. Сергийчук считают, что «в образовании происходит углубление противоречий между требованиями к личности и деятельности учителя и уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типичной системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Эти противоречия требуют обновления содержания образования, совершенствования и дальнейшего развития методов и форм обучения» .

Избежать однообразности и обострения противоречий в процессе обучения поможет использование и повсеместное внедрение нетрадиционных форм обучения. Одной из таких форм, не являющейся новой, можно считать интегрированное занятие.

Интеграция представляет собой синтез, слияние, объединение. В учебных заведениях интеграция рассматривается в смысле объединения отдельных дисциплин на одном занятии с помощью двух или более преподавателей.

В разных источниках такие занятия называются по-разному: бинарные лекции, междисциплинарные занятия (уроки), интегрированный урок (занятие).

«Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо представителей двух научных школ, либо как учёного и практика) .

Весьма интересен подход к интегрированному занятию у Т. Г. Браже. Так, автор считает, что «школьные предметы издавна имеют интегративный характер. Чаще всего это интеграция внутрипредметная: курс литературы в школе и наука о литературе, читательская практика и опыт сочинительства» .

В свою очередь А. Я. Данилюк говорит о внутрипредметной интеграции на основании семиотических пар: размышление - письменная речь, действие - рассуждение, практика - теория, образ - повествование .

Группа авторов считает интегрированные занятия способом мотивации обучающихся: «В вузах бинарные занятия осуществляются в основном в лекционной форме с целью показать существование различных научных взглядов на одну и ту же проблему. Бинарные практические занятия, в свою очередь, предполагают объединение игровых технологий, технологий проблемного обучения, инновационных технологий (кейс-стади) и т. д.» .

Таким образом, интегрированное занятие - это занятие, запланированное и подготовленное задолго до намеченной даты двумя (или более) преподавателями в одной группе (классе) обучающихся параллельно по одной и той же программе, но по разным дисциплинам.

Так называемое интегрированное занятие довольно часто проводится и исследуется в дошкольных учреждениях, реже в школе и совсем редко в вузе. Причин здесь может быть несколько: материал усложняется, количество материала увеличивается, не хватает времени на планирование, подготовку и проведение такого нетрадиционного занятия, как интегрированное. Одна из весомых причин заключается в том, что преподаватели вузов не считают важным использовать нетрадиционные занятия в работе, ссылаясь на психологические и возрастные особенности студентов (образное мышление и эмоциональная окрашенность больше присущи школьникам); на методические особенности вузовских занятий (когда преподаватель выступает в роли ретранслятора большого количества материала по причине отсутствия литературы); на острую нехватку часов по каждой отдельно взятой дисциплине; на научную занятость самих преподавателей.

Существует ряд позиций для проведения результативного интегрированного занятия, которые необходимо соблюдать. Рассмотрим их.

  1. 1. Частота проведения интегрированного занятия

Нетрадиционные формы работы в процессе обучения в вузе не должны использоваться часто, чтобы не вызывать у обучающихся ложного, неверного представления об обучении как процессе постоянного удивления и праздника. Процесс обучения - это целенаправленная и трудоемкая учебная деятельность, выполняющая определенные задачи и функции, при этом контролируемая на выходе.

В этом случае преподаватель не должен впасть и в другую крайность - монотонность в обучении, «серая» ожидаемость, пресловутая предсказуемость любого занятия, «дежурные фразы», которые обучающиеся начинают цитировать во вне-учебное время.

Каждый преподаватель в силу своей педагогической, методической, психологической, научной подготовки должен сам выбирать, с помощью чего и как он внесет что-то нетрадиционное, нестандартное в процесс обучения и с какой периодичностью.

При этом подготовка интегрированного занятия занимает больше времени и задействует наиболее активно обучающихся. Поэтому надо учитывать занятость преподавателей и возможность проконтролировать самостоятельную работу студентов задолго до проведения занятия.

  1. 2. Планирование интегрированного занятия

Планировать интегрированное занятие необходимо в начале учебного года (се-местра), учитывая при этом несколько важных факторов:

Условия (качество аудитории - количество посадочных мест, наличие оргтехники, телевизора, интерактивной доски, т. е. материально-техническая обеспеченность);

Увеличение времени подготовки к занятию самого преподавателя (часовая занятость);

Уровень предыдущей подготовки обучающихся (психологическая подготовка, теоретическая база знаний, общий кругозор, глубина знаний по обеим дисциплинам);

Уровень мотивации и возможность его стимулировать.

При этом необходимо учесть, что интегрированное занятие может играть роль повторения/обобщения пройденного материала, задания по которым даются задолго до намеченного занятия.

Так, П. И. Иванов считает: «Повторение может быть сплошным и распределенным по времени, то есть с перерывами. Повторение с более или менее значительными перерывами является более эффективным, чем повторение без перерыва» ;

Место дисциплины в учебном плане образовательного учреждения;

Междисциплинарные связи должны актуализировать перед обучающимися необъятные просторы науки, взаимопересечения, взаимозависимости наук;

Необходимо кроме вышеуказанных факторов учесть ещё ряд требований при планировании именно для интегрированного (бинарного) занятия:

Соответствие в тематическом плане и пересекаемость близких по содержанию тем двух разных дисциплин;

Преподаватели планируемого интегрированного занятия должны работать в данной группе, чтобы обучающиеся не были скованы присутствием чужого преподавателя на занятии;

Тема, выбранная для интегрированного занятия, должна быть содержательно наполнена для обеих дисциплин;

Личные отношения преподавателей не должны быть конфронтационными или соперническими;

Времени на подготовку такого занятия требуется больше, и это время совместной подготовки преподавателей и в зависимости от формы проведения занятий и обучающихся.

  1. 3. Подготовка к занятию за две недели

Непосредственная подготовка к интегрированному занятию должна начинаться не позже двухнедельного срока до самого занятия по расписанию.

В основные этапы подготовки входят:

Методико-педагогическая теоретическая подготовка (подбор методов, приемов, новых технологий), работа с литературой с целью рассмотрения новых фундаментальных исследований;

Административная подготовка (согласовать с администрацией подготовку интегрированного занятия, расписание занятий, планируемую аудиторию, группу);

Составление плана проведения занятия (сюда входят два этапа работы: изначально индивидуальная работа преподавателя по подбору материала занятия, наброски плана проведения занятия и второй этап - это совместная подготовка преподавателей, когда объединяется подобранный материал и пишется один план проведения занятия). Необходимо, чтобы одна цель занятия подходила обеим дисциплинам. Знания, умения и навыки должны быть подробно описаны в плане проведения занятия с позиции каждой дисциплины. То же касается и компетенций;

План проведения занятия - неотъемлемый атрибут любого педагогического мероприятия. В интегрированном занятии в целом преподаватели ведут занятие по плану, но никого из преподавателей не должно пугать отступление от него. Преподавание - это творческий процесс, но когда объединяются два творческих человека, то содержательность и результативность тоже удваиваются.

Несомненно, преподаватели в ходе занятия должны достигнуть поставленных целей, сделать выводы, оценить обучающихся и выдержать временные рамки. В остальном творческий процесс сдерживать не надо. При этом часто верный прогноз действий обучающихся при нетрадиционной форме проведения занятия представляет определенную сложность, но сдерживать проявление незапланированной активности обучающихся также не стоит.

Интегрированное занятие по форме проведения может быть лекцией (то есть подача нового материала), в этом случае обучающиеся будут минимально задействованы в подготовке занятия. Если интегрированное занятие проводится в форме семинара, практического занятия или лабораторной работы, тогда преподаватели планируют работу обучающихся при подготовке к будущему занятию, оговариваются темы докладов, сообщения, проблемные вопросы и согласовываются фамилии обучающихся, получивших задание.

  1. 4. Непосредственное проведение занятия

Главные условия работы непосредственно на занятии:

В начале занятия необходимо уйти от привычного начала. Здесь поможет фантазия педагогов. Это может быть музыкальное вступление, видеосюжет, коллаж на доске, презентация каждой из дисциплин, стихи, высказывания известных учёных, приветственное слово, подготовленное как преподавателями, так и самими обучающимися. Количество вариантов начала занятия зависит лишь от настроя и фантазии преподавателей, подготовивших данное занятие, главное, чтобы начало подчеркивало нестандартность проводимого занятия;

Необходимо задействовать в работе как можно больше обучающихся;

В первую очередь дается задание тем обучающимся, которые не успевают по одной из дисциплин, задействованных в подготовке и проведении интегрированного занятия. Это поможет пробудить интерес к дисциплинам и психологически поддержать обучающихся;

Ход занятия планируется так, чтобы работа преподавателей грамотно чередовалась. Ни одна дисциплина на таком занятии не должна являться превалирующей;

Задания, проблемные вопросы рассматриваются с позиции каждой дисциплины, при этом обучающиеся должны как можно больше высказываться, аргументировать свою точку зрения.

  1. 5. Заключительный этап занятия

По результатам занятия оценивание обучающихся происходит при совместном обсуждении преподавателей и с комментариями для обучающихся;

Оценки обучающимся, участвовавшим в работе интегрированного занятия, обязательно дублируются в журнале каждой из двух дисциплин, что также будет способствовать повышению интереса к предстоящему занятию в будущем;

Выводы преподавателей (заранее обговариваются при совместном планировании) должны содержательно подходить по теме к каждой дисциплине;

Не забываем дать обучающимся домашнее задание. Чтобы усилить эффект проведенного интегрированного занятия, преподаватели готовят материал к домашнему заданию повышенной сложности, лучше с проблемными вопросами, требующими дополнительной работы от обучающихся, то есть задания должны вызвать больше вопросов, чем ответов. Это вызовет эффект Зейгарника , который состоит в следующем: если дать задание и не позволить его довести до конца (в данном случае с помощью сложности задания), то впоследствии обучающиеся вспоминают незавершенное задание в 2 раза чаще. Несомненно, домашнее задание разбирается на следующем занятии каждым преподавателем на своем предмете отдельно.

Можно дать домашнее задание в форме кластеров или сопоставительных таблиц .

Результативность интегрированного занятия видна уже непосредственно на занятии (активность обучающихся, новый интерес к дисциплинам в их синтезе) и далее на протяжении учебного процесса (расширение кругозора обучающихся, развитие толерантности, желание изучать дисциплину, к которой раньше не проявляли интереса).

  1. 6. Самоанализ интегрированного занятия

Каждый педагог в своей деятельности проводит своеобразный анализ своих занятий. Основам самоанализа учат в педагогических вузах. Впоследствии на практике педагог, его методика и технологии оцениваются и анализируются как коллегами, так и проверяющим методистом.

За основу самоанализа занятия можно взять такие параметры:

Характеристика группы (уровень общей подготовки, психологическая характеристика, индивидуальные особенности и возможности обучающихся);

Оценка места и роли занятия в общей теме;

Оценка каждого отдельно взятого этапа занятия;

Рациональное использование времени;

Оценка выбора методов обучения;

Оценка выбора форм обучения;

Внимание обучающихся, интерес к содержанию и процессу обучения;

Активность и работоспособность обучающихся;

Организация контроля;

Использование наглядности;

Достигнута ли цель.

  1. 7. Проблемы проведения интегрированного занятия в вузе

В связи с проведением интегрированного занятия часто возникает вопрос: какие дисциплины можно использовать в таких формах работы? Ошибочным является мнение, что интегрировать можно только дисциплины по циклам: гуманитарный - история и литература - или математический - алгебра и физика. Главная цель интегрированного занятия в том и состоит, чтобы показать, что образование - это целостная, взаимовлияющая система, каждый аспект которой отражается друг в друге. Так, примером для интеграции занятия могут служить: философия - техника, политология - высшая математика, социология - медицина, история - пожарная безопасность. Такие примеры можно приводить бесконечно, здесь всё зависит от творческого потенциала и профессионализма преподавателей.

«В конечном счете лучший способ обучения, будь то математика, история или философия, - это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета», - считает А. Маслоу .

Таким образом, интегрированное занятие в любой форме его проведения, будь то лекция или семинар, может занять достойное место в преподавательской деятельности в целостном процессе обучения. На интегрированном занятии будут реализованы компетенции, знания, умения и навыки наиболее продуктивно, но кроме этого интегрированное занятие запомнится обучающимся своей нетрадиционностью, может быть, и новизной. Как говорил Платон, «всякое знание есть лишь воспоминание» ; так и интегрированное занятие в педагогике и методике обучения не является ноу-хау, такая форма работы в процессе обучения уже использовалась педагогами десятилетиями.

Интегрированное занятие в конечном итоге процесс творческий как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся. Американский учёный А. Малоу считает, что «мы должны учить их (учеников) быть творческими, по крайней мере, в смысле способности справляться с новизной, импровизировать. Это означает, что мы должны обучать и готовить инженеров не в старом стандартном смысле, а в новом - готовить “творческих” инженеров» .

Интегрированное занятие, как и любое другое, ставит перед собой образовательные цели. Но с выделенными выше проблемами в образовании (нежелание учиться, перегруженность курсов, изменившиеся ценности, появление в образовании новой парадигмы, новые ФГОСы) необходимо стараться проводить занятия в абсолютно новом ключе, чтобы не получилось так, как писал советский педагог Ш. А. Амонашвили: «Урок предан не детям, а законам формальной дидактики, - он основная форма организации процесса обучения, а не основная форма организации жизни самих детей» . Закончить статью хотелось бы словами того же ученого: «Урок нуждается в обновлении и очеловечивании».

Список литературы

1. Общая психология / сост. Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1995. – С. 257.

2. Гликман И. З. О школьном порядке и желании детей учиться // Инновации в образовании. – 2007. – № 2. – С. 77.

3. Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на принципах компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № 07 (июль)..htm.

4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – М.: «Питер», 2007. – С. 104.

5. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150.

6. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д.: Педагогический университет, 2000. – С. 196.

7. Иванченко В. А., Козлова Ю. А. Бинарные занятия, как способ мотивации обучения студентов в вузе // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию д-ра психол. наук, почет. проф. НГПУ В. Г. Леонтьева (Новосибирск, 25–28 дек. 2014 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 171–174.

8. Иванов П. И. Психология. – М.: Учпедгиз, 1959. – С. 139.

9. Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершённых и завершённых действий // Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. – М., 1979. – С. 61.

10. Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Использование метода интеллект-карт (Mind Map) на занятиях по дисциплинам естественнонаучного и гуманитарного цикла // Школьные технологии. – 2014. – № 5. – С. 108.

11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – С. 186.

12. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты / сост. Е. А. Лихтенштейн. – М.: Зна-ние, 1978. – С. 25.

13. Маслоу А. Указ. соч. – С. 99.

14. Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление. – М.: Педагогика, 1989. – С. 169.

Что такое комплексное и интегрированное занятие?

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности .

Пример: на занятии «Поможем Федоре» (для детей 4-5 лет) детям предлагались задания разного характера:

1) Математические (к Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов)

2) Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире. (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу: ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.)

3) Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки и дети решили сделать ложку для Федоры. Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски, бумага, трафареты).

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:

* социальные, в том числе нравственно-этические;

* эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;

* логико-математические;

* естественно-научные.

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей.

В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах.

Например , в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников . Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.

Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений .

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе

С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Комплексное занятие состоит из 3-х блоков:

Творческий блок. Этот блок направлен на развитие чувства цвета, ритма, композиции, умения изображать простейшие предметы (продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация).

Общеразвивающий блок. Этот блок направлен на развитие памяти, внимания, мышления: элементарные математические представления (счет, сравнение величин, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с цифрами и пр.) развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

Музыкально - физкультурный блок. Этот блок направлен на развитие музыкального слуха, динамического слуха, чувства ритма; на сохранение и укрепление здоровья детей (поют, танцуют, учатся слушать музыку, понимать ее характер, играют на детских шумовых и ударных инструментах; использование здоровьесберегающих технологий, физкультминутки, динамические паузы и т.д.)