Значение изучения русского языка в школе. Русский язык как предмет изучения. Основные функции современного русского языка. Журналы, освещающие вопросы изучения и преподавания русского языка, вопросы речи. Значение курса современного русского литературного

Значение изучения русского языка в школе. Русский язык как предмет изучения. Основные функции современного русского языка. Журналы, освещающие вопросы изучения и преподавания русского языка, вопросы речи. Значение курса современного русского литературного

Русский язык как учебный предмет.

Цели обучения русскому языку в современной школе

1. Цели обучения русскому языку.

3. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе.

4. Значение изучения предмета «русский язык» в начальной школе.

5. Задачи и содержание начального обучения русскому языку.

Цели обучения – это одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план.

Цели обучения определяются следующими факторами: 1) социальным заказом общества; 2) уровнем развития лингвистической науки; 3) уровнем развития педагогики, психологии, психолингвистики; 4) уровнем развития дидактики и методики преподавания русского языка.

Кардинальные изменения целей, определяемых социальным заказом на современном этапе, состоят в том, что на первый план вместо традиционных целей усвоения предметных знаний и умений выходят цели воспитания и развития личности детей на основе установок, свойственных предмету «русский язык» и учебной деятельности школьников.

Современному школьному курсу русского языка свойственна познавательно-практическая направленность, поэтому следует говорить о познавательных целях обучения русскому языку (знаниях о языке, речи и речевой норме) и о практических целях (формировании языковых, речевых и нормативных умений и навыков).

Профессор М.Т. Баранов считает возможным выделить три основные цели обучения русскому языку познавательного характера и три цели практического характера.

Познавательные цели обучения русскому языку:

Формирование у школьников лингвистического мировоззрения (лингвистическая компетенция);

Овладение детьми основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

Эстетическое воспитание школьников средствами русского языка, знание традиционной культуры воспитания.

Практические цели обучения русскому языку:

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

Овладение нормами литературного русского языка;

Развитию связной речи учащихся (коммуникативная компетенция).

Цели обучения русскому языку на современном этапе отражены в Стандарте основного общего образования по русскому языку .

Достижение указанных целей обеспечивается овладением всеми видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Указанные виды компетенций не только названы в Стандарте как целевые установки, но и отражены как основные составляющие содержания обучения русскому языку.

Итак, знание целей обучения русскому языку, реализация их в процессе преподавания являются средствами раскрытия нравственных сил учащихся, привития им гуманистического образования.

Программа – государственный документ, определяющий содержание курса, его объем, последовательность изложения материала, круг знаний и умений учащихся по классам. Программа состоит из объяснительной (пояснительной) записки и собственно программы. В объяснительной записке называются цели обучения, называются ведущие методические принципы, методы и приемы обучения, указываются межпредметные связи. Объяснительная записка отражает потребности времени и подвержена наибольшим изменениям.

Собственно программа – это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей по классам. Для каждого класса перечислены сведения о языковых явлениях, включенных в программу для данного класса и требований к работе по культуре речи.

Основная часть программы раскрывает содержание курса и включает перечень:

Тем по теории языка;

Орфографических и пунктуационных правил;

Материала, направленного на развитие связной речи учащихся.

В основу структуры программы могут быть положены следующие способы изучения материала: линейный (раздел изучается 1 раз); ступенчатый (раздел изучается в несколько этапов); концентрический (разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса).

Учитывая возрастные особенности учащихся, особенности изучаемого учебного материала, в практике обучения принято линейно-ступенчатое расположение материала.

Таким образом, содержание обучения русскому языку отражает цели обучения и зафиксировано в программах.

Типологическая классификация программ по русскому языку : а) по месту, отводимому предмету в учебном плане; б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки.

Принципы построения программ (расположения учебного материала в них): концентрический, линейный, линейно-концентрический, линейно-ступенчатый, линейно-параллельный (перемежающийся), блочный (модульный), спиральный. Структура и содержание программ. Отражение в программах дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и распределения учебного материала по классам.

Программный материал по формированию языковой компетенции , предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции , связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции , включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.

Особенности предмета «русский язык» в начальной школе

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение системы языка, языковой теории, сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальной ступенью изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте».

В пояснительной записке к примерным программам по русскому языку в рамках ГОС указываются:

Цели:

1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.

2. Социокультурная цель изучения языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Развивающая цель состоит в формировании у учащихся основ учебной деятельности: познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умении организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Формирование таких универсальных учебных действий как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю. В ходе обучения языку у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и др.

Задачи изучения курса « Русский язык»:

2) Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка.

3) Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии предмета «Русский язык»:

система языка: фонетика, графика, состав слова, морфология и синтаксис;

орфография и синтаксис;

развитие речи.

В соответствии с ГОС, в новых программах по русскому языку для начальной школы указывается не только содержание программного материала, но и дается характеристика деятельности учащихся при изучении каждого раздела и каждой темы курса.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение …………………………………………………………

Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе? …………

Русский язык как учебная дисциплина: история и современность ……………………………………………………

Учебный план общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ № 10 г. Павлово) …………………………………

Русский язык в системе общеобразовательного курса ………

Урок русского языка: зачем он школьникам? …………………

Анализ анкетирования учеников разного возраста…………..

Заключение ………………………………………………………

Приложение (анкеты, буклет) ………………………………….

    Введение

«Родной язык нам должен быть главною основою и

общей нашей образованности и образования каждого из нас».

Петр Андреевич Вяземский ,

русский поэт, литературный критик,

государственный деятель.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся уже давно гармонично вошли в учебный процесс российской школы. И мало кто теперь удивляется, услышав словосочетания «школьная научная конференция» или «ученическая исследовательская работа». Совместная деятельность учащегося и педагога по выявлению сути изучаемых явлений, по открытию и систематизации новых знаний стала обязательным элементом образовательно-воспитательного процесса. Эти требования диктует и стремительно развивающаяся жизнь за окном, и потребности школьников не только заучивать, но и открывать что-то новое, исследовать, познавать.

Моя исследовательская деятельность под руководством учителей началась еще в начальных классах. За это время были работы по литературе, краеведению, журналистике, географии, иностранному языку. Все работы, за исключением последней, написаны на моем родном языке, то есть на том, на котором говорю, пишу, мыслю, словом, с которым я - одно целое. Но вот работы по русскому языку нет. Это и подтолкнуло меня к ее написанию.

Тему «Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?» я считаю актуальной. Сейчас много говорят о том, какие предметы и в каком объеме нужно изучать, чем можно «пожертвовать» взамен модных предметов или спецкурсов, и я боюсь, как бы такие разговоры когда-то не коснулись и русского языка. Скорее всего, мои опасения напрасны (введение сочинения по литературе как допуск к ЕГЭ этому доказательство), но все же я хочу внести посильную лепту в укрепление позиций русского языка как школьного предмета.

Цель работы - анализ роли и места русского языка в системе остальных предметов школьного курса и доказательство его важнейшего значения в образовательном процессе российской школы.

Объект исследования - русский язык как предмет общеобразовательного курса современной российской школы.

Задачи:

    изучить учебный план МБОУ СОШ № 10 г. Павлово,

    проанализировать составляющую в нем предмета «Русский язык»,

    провести анкетирование учеников разного возраста на предмет важности с их точки зрения данного учебного предмета.

Методы исследования:

    сбор информации (работа с различными источниками: научная литература, нормативно-правовые акты, Интернет-ресурсы),

    анкетирование,

  • анализ и обобщение информации.

В самом начале работы нужно определить базовые понятия , с которыми придется сталкиваться при поиске и обработке информации.

Средняя общеобразовательная школа - учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования 1 .

Обучение - педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными 2 .

Учебный план - это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные:

1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения;

2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.;

3) периоды производственной практики, лагерных сборов;

4) продолжительность учебных четвертей и каникул 1 .

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут найти применение на уроках русского языка, на классных часах и родительских собраниях, а также на педсоветах и методических объединениях учителей русского языка.

    Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?

    1. Русский язык как учебная дисциплина: история и современность.

Русский язык как учебная дисциплина имеет многовековую историю. Древнерусский язык, сформировавшийся на землях Киевской Руси, в IX-XII веках утвердился в качестве средства общения восточных сла-вян, а также других географически соприкасавшихся с ним народностей. В последующий период он стал языком государственности не только самой Киевской Руси, но и Литовского и Молдавского княжеств и лег в основу единого церковно-славянского языка (языка Православной церкви). В 988 году в Киеве было учреждено первое на Руси образовательное учреждение, вторая подобная школа на Руси была создана в 1030 году в Новгороде при Софийском соборе 2 .

Важной вехой в развитии и распространении русского языка стало появление книгопечатания. На протяжении последующих двухсот лет были раз-работаны и изданы несколько печатных грамматик. Разрабатывалась грамма-тика церковно-славянского (русского) языка и по поручению московского царя Алексея Михайловича. В 1755 году в Санкт-Петербурге в типографии Императорской Академии наук вышла знаменитая «Российская грамма-тика» М.В. Ломоносова, ставшая классической: по ней в школах и гимна-зиях России учились ещё почти 100 лет.

Во второй половине ХVIII века сеть российских учебных заведений расширилась: в каждом губернском городе учреждали главные училища с 4-мя классами образования, а в уездных центрах - малые народные училища с 2-мя классами. Было введено предметное преподавание, в том числе русского языка, появились первые методики преподавания и учебные планы.

В первой половине XIX века боль-шим признанием пользовалась «Практическая русская грамматика» Н.И. Греча, «Учебник русской грамматики» Ф.И. Буслаева, учебник русского языка «Родное слово» Д.К. Ушинского. Царское правительство стремилось к распространению русского языка. Он повсеместно становился языком администрации, судопроизводства, господствовал в школьном обучении и превращался в единственный язык высшего образования.

В последнее десятилетие существования Российской империи количество школ с обучением на русском языке и число их учеников особенно стало увеличиваться, совершенствовалась и система управления учебными заведениями. В учебные программы в качестве обязательных предметов входили русский язык и чистописание.

После революции 1918 г. Большевики в целях закрепления своей власти в национальных республиках и привлечения на свою сторону местного населения провозгласили программу «коренизации» - замене русского языка на национальные в работе административных органов, в сфере образования и культуры (был отменен обязательный государственный язык, изучать грамоту предписывалось на родном или русском языке по желанию).

Для сравнения. В царской России в 1900 году свыше 90% учащихся начальных школ получали образование на русском языке, в Советской России уже в 1925 году эта доля уменьшилась на 1/3. Русский язык при этом не был обязательным предметом в школах с обучением на национальных языках.

В конце 1930-х годов был взят курс на русификацию образовательных учреждений, в связи с чем Совнарком принял постановление о постепенном переводе обучения на русский язык. Он был также восстановлен в качестве обязательного учебного предмета в национальных школах.

Изменилось ли что-то в положительную сторону? Зав. отделом школ Наркомпроса Б. Волин считал, что нет. В своей записке №5-10/2 14 декабря 1935г.Секретарю ЦК ВКП(б) - товарищу Сталину И.В. «О преступлениях Наркомпроса РСФСР в отношении русского языка» пишет: «Преступные эксперименты, которые проводились Наркомпросом РСФСР в отношении школы, в особенности в преподавании русского языка, привели к ужасающей безграмотности, как окончивших за последние десять лет среднюю и даже высшую школу, так и обучающихся сейчас в школе и вузах…

Я считаю, что важнейшей причиной той безграмотности, какая имеется среди учащейся молодёжи, является преступная политика Наркомпроса в отношении русского языка…

Насаждалась безграмотность и постоянным сокращением количества часов русского языка в учебных планах школ, и нелепыми программами, и безграмотными грамматиками…

Все учителя школ, и даже преподаватели русского языка, не мобилизованы на борьбу за грамотность. Ученики пишут в тетрадях много по истории, по географии, по естествознанию. Преподаватели этих предметов не исправляют ошибок учащихся, даже в письменных работах. Ученик привыкает писать неграмотно...

В этой записке далеко неполно отражена вся преступная политика Наркомпроса в отношении изучения русского языка» 1 .

Роль русского языка в системе образования повысилась в послевоенный период в связи с переходом к всеобщему 7-летнему образованию. Увеличению доли школьников, получающих образование на русском языке, способствовало принятие в 1958 году закона, согласно которому изучение национальных языков и обучение на них стало добровольным. В последующие 20 лет (с 1960 по 1980 годы) были приняты ещё 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о расширении функционирования русского языка в национальных школах. К концу 1980-х годов почти во всех средних общеобразовательных школах (98%) работали кабинеты русского языка и литературы, в том числе в каждом шестом из них имелось лингафонное оборудование. Постоянно увеличивался выпуск соответствующей учебно-методической литературы, и расширялась подготовка учителей-русистов.

В советский период преподавание русского языка велось на серьезном уровне. По мнению авторов учебников и Министерства образования СССР, количество часов позволяло в полном объеме пройти государственную программу.

Российская школа (с 1990г. - до сего времени) стала преемником, но внесла свои коррективы, в том числе, к сожалению, и негативные в плане уменьшения часов на изучение русского языка.

Таблица № 1. «Количество часов русского языка по классам и по годам»

Классы

1990-1995

2000-2005

2008-2014

1(баз), 3(проф)

1(баз), 3(проф)

Итого:

Вывод: количество часов в среднем звене в период с постперестроечного и до настоящего времени уменьшилось: 5-е, 6-е и 7-е классы лишились 2-х часов русского языка, 8-е и 9-е по 1-му часу. Увеличение есть только с 2000 года в старшем звене: там появился 1 час русского языка, а с 2008 класса можно использовать в профильных классах по 3 часа. Это достижение современной российской школы!

Однако есть опасения, что количество часов уменьшится. Планируется уроки русского языка и литературы для старшеклассников объединить в один предмет - словесность. Реформа школьного образования предполагает постепенную замену уроков русского языка и литературы для учащихся 10 - 11-х классов единым предметом - словесностью. Основное внимание будет обращено на культуру речи и духовно-нравственный аспект. Со следующего года в порядке эксперимента эту новую и еще не полностью разработанную программу введут в нескольких школах, а к 2020 году по этой системе должны работать уже все средние учебные заведения. У нового курса есть как сторонники, так и противники.

Сторонники говорят о том, что в советских школах старшеклассники уже не изучали русский язык, так как его правила в нужном объеме были изучены в предыдущих классах. Тем не менее за грамотностью следили: оценки за сочинение выставлялись двойные - за содержание и грамотность. В пример приводится также опыт Польши - там родной язык и литературу преподают одним предметом с самого первого класса.

Противники изменений утверждают, что уровень грамотности среди учащихся снижается и в этой ситуации убирать русский язык из программы старших классов было бы неразумным 1 .

2.2. Учебный план общеобразовательной школы

(на примере МБОУ СОШ № 10 г. Павлово)

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

Учебный план МБОУ СОШ № 10 г. Павлово на 2014 - 2015 учебный год разработан на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, региональных нормативно-правовых актов, в том числе Базисного учебного плана общеобразовательных школ Нижегородской области, СанПиН.

В данном учебном плане учтены предметы федерального, регионального и школьного компонентов с соблюдение недельной часовой нагрузки на каждую параллель младшего, среднего и старшего звеньев. Школа, таким образом, обеспечила необходимые условия для ведения качественного образовательно-воспитательного процесса.

Сравнительный анализ почасовой нагрузки за последние несколько лет показывает стабильность по отношению к изучению русского языка.

Таблица № 2. «Количество часов русского языка по классам в

МБОУ СОШ № 10 г. Павлово»

Количество часов

Профильный класс

2.3. Русский язык в системе общеобразовательного курса

Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих ее целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла.

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции:

Является предметом изучения и обучения ему,

Средством изучения всех остальных предметов.

В современной школе русский язык изучается с 1 по 9 класс. В 10-11 классах в течение многих лет он преподавался факультативно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести предмет «русский язык» в учебный план). В настоящее время во многих регионах России, в том числе и в Нижегородской области, предусмотрена обязательность уроков русского языка в старших классах (скорее всего, это связано с введением обязательного для всех ЕГЭ по русскому языку).

2.4. Урок русского языка: зачем он школьникам?

Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития лингвистики; педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Также русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, т.е. совокупности знаний об основном средстве общения - языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм - устной и письменной, норм литературного языка. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.

Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.

В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Большое место среди умений и навыков, формируемых в школе, занимают орфографические и пунктуационные умения и навыки.

На уроках русского языка у школьников формируется эстетическое чувство, т.е. представление о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное предмет передает в текстах художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

    познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

    развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

    воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

    развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

    формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

    вооружение учащихся нормами литературного языка;

    развитие умения связно излагать свои мысли.

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность - важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе.

2.5. Анализ анкетирования учеников и педагогов

Исследовательская часть работы состоит в проведении анкетирования по заданной тематике учеников и педагогов и анализ полученных результатов.

В анкетировании приняли участие 53 школьника, из них учеников 4-го класса - 17 человек, 9-го класса - 15 человек, 11 класса - 21 человек. Девочек из общего количества было 31, мальчиков - 22.

Класс

Девочка

Мальчик

Итого

Итого

Все полученные анкеты признаны действительными, испорченных или оставленных пустыми нет.

Успеваемость анкетируемых по классам.

Класс

Итого

Качественный состав: большинство «хорошистов», по 15% отличников и троечников.

Вопрос «Русский язык считаю самым важным предметов в школе» .

Вопрос предполагал ответ, абстрагируясь от направления профильности, в частности, у старшеклассников.

Класс

Итого

Вывод: большинство считают русский язык важнейшим предметов в школе. Отрадно, что так думают и в старшем звене, когда два года дети учатся по профилю и делают упор на подготовку предметов, связанных с поступлением в соответствующее учебное заведение. Однако, нужно признать, что и ОГЭ, и ЕГЭ призывает ребят постоянно работать в рамках изучения и дополнения знаний по данному предмету. Думаю, что это основная мотивация: сдать хорошо экзамен.

Чтобы понять потребность в количестве уроков, как у ребят, так и у педагогов в анкету был включен вопрос о количестве часов для изучения русского языка в школе.

Класс

Достаточно

Мало

Много

Итого

Вывод: потребность в уроках русского языка велика, особенно в среднем звене (8-9 классы), когда при двух часах нужно не просто проходить программу, но и готовиться к экзамену.

Из предыдущего вопроса вытекал и следующий «Можно ли самостоятельно изучить русский язык и подготовиться к экзаменам?»

Класс

Итого

Вывод: уверенность в собственных силах при подготовке к экзамену возрастает с годами обучения.

Вопрос о количестве времени, затрачиваемом на домашние задания по русскому языку, для учеников формулировался с точки зрения «как есть по факту»: «Сколько времени Вы уделяете подготовке к урокам русского языка?»

Класс

< 30 мин

Около 1 ч

>1 ч.

Итого

Вывод: время подготовки от класса к классу возрастает прямо пропорционально возрасту. Две ученицы, которые готовятся в 11-ом классе более 1 часа, имеют по русскому языку оценку «4».

Нам хотелось исследовать и понять, насколько легко происходит подготовка у школьников к урокам русского языка и обращаются ли они за чьей-либо помощью. Так появился вопрос с вариантами выбора ответа.

Класс

Всегда требуется помощь родителей (одноклассников)

Не требуется ничья помощь

Иногда требуется помощь

Итого

Вывод: во всех звеньях - и в младшем, и в среднем, и в старшем - есть дети, которым никогда не требуется ничья помощь при подготовке к урокам русского языка. Это вовсе не означает, что они правильно выполнют все задания, ведь стабильных отличников не так и много. Просто дети не обращаются за помощью по двум причинам: знают, что родители не смогут помочь (касается старшеклассников) и уверены, что как сделаю, так и будет.

Насколько интересен русский язык и насколько глубоко им хочется заниматься, говорит, в том числе, и участие ребят в тематических олимпиадах. В связи с этим в анкету был включен вопрос «В списке выбранных Вами олимпиад для участия всегда есть русский язык?»

Итого

Вывод: в качестве олимпиад русский язык интересен. Его выбирают более половины старшеклассников, почти 2/3 учеников среднего звена и чуть меньше половины четвероклашек. Показатель высокий, и отрадно, что он увеличивается с возрастом, когда выбор предметных олимпиад более осознанный.

Завершающий вопрос касался причин, по которым нужно изучать русский язык «Уроки русского языка нужны мне, чтобы…» . Мы предложили анкетируемым несколько вариантов ответов, которые вытекают из функций данного урока:

Связно формулировать и излагать мысли в процессе речи,

Владеть нормами литературного языка.

Вывод: ученики старшего и среднего звена стабильно выбирали все варианты ответа, тем самым демонстрируя понимание задач уроков русского языка. Младшие школьники за единичными исключениями выбирали первую позицию. Это тоже вполне объяснимо, потому что они в самом начале изучения русского языка, и для них первейшая задача - грамотно читать и писать. Это для них - реальная практика. Остальное пока - знания, которые нужно постигать. Этому и продолжат учиться в среднем и старшем звене.

    Заключение

Работая над темой моего исследования, я пришла к следующим выводам. Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями. Русский язык служит человеку:

    средством оформления и выражения мысли,

    коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой,

    средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Урок «русский язык» имеет многовековую историю, что позволяет утверждать о его значимости при разных политических и социальных укладах в стране.

Русский язык как учебный предмет в школах России предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также его истории. Основу обучения школьников умению пользоваться языком во всех сферах его применения составляют нормы графики, орфографии и пунктуации и представления о стиле и культуре речи. Специфика предмета для изучающих русский язык как родной в том, что он выступает и средством обучения. Русский язык хранит результаты познавательной деятельности народа, отражая его прошлое и настоящее, передаёт накопленные знания следующим поколениям.

Важнейшее и даже главенствующее место этого учебного предмета в учебном плане определяется ролью русского языка в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания и самосознания.

От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

    Список используемых источников

Арефьев А.Л. «Русский язык на рубеже ХХ - ХХI веков» (Электронный ресурс). - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, - 2012г. - 481 360 с.

Большая Советская Энциклопедия. - 1954. - Т. 30, 839 c.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - ОНИКС. Мир и образование. - М., 2008. - 736 с.

Интернет-сайт: http://shkola10.webege.com/ . Школа № 10 г. Павлово.

Интернет-сайт: Яндекс. Словари › БСЭ. - 1969 - 1978.

Интернет-сайт: http://paidagogos.com/?p=77 - Педагогика.

Интернет-сайт: . Общество и жизнь.

Интернет-сайт: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37678 - Библиофонд.

Интернет-сайт: http://m-u.spb.ru/russkiy-yazyk . Мир учебников.

Интернет-сайт:

1 Интернет-сайт: Яндекс. Словари › БСЭ. - 1969 - 1978.

2 Большая Советская Энциклопедия. - 1954. - Т. 30, c. 406.

1 Интернет-сайт: http://paidagogos.com/?p=77 - Педагогика.

2 Арефьев А.Л. «Русский язык на рубеже ХХ - ХХI веков» (Электронный ресурс). - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, - 2012г. - с. 9.

1 Интернет-сайт: http://tverdyi-znak.livejournal.com/396739.html . О преступлениях Наркомпроса РСФСР в отношении русского языка.

1 Интернет-сайт: http://smartnews.ru/society/life/988.html . Общество и жизнь.

Русский язык как учебный предмет в начальной школе

Русский язык является обязательным для изучения в школе, в частности, в начальных классах. Это определяется его основными функциями:
язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, средством общения и средством выражения чувств, настроений;
умения говорить, читать и писать на родном языке являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся;
язык служит важным средством воспитания.
Одна из важнейших задач методики русского языка - определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.

Задачи обучения русскому языку:
развивать устную и письменную речь учащихся;
обучить детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовать эти умения;
обучить литературной норме - орфографически и пунктуационно грамотному письму, орфоэпически правильному произношению и в овладению выразительностью речи и элементами стилистики;
изучить теоретический материал по грамматике, фонетике, лексике, формировать систему научных понятий по языку;
приобщить школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, помочь овладеть умением воспринимать литературное произведение.
Конкретизирует эти задачи программа по русскому языку для начальных классов. Программа – государственный документ, определяющий содержание учебного предмета, его объем, последовательность изложения материала, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету. Выполнение программы учителем и учащимися является строго обязательным, а расширение или сужение программы не допускается.

Принципы построения учебной программы по русскому языку:
Системно-описательный (при отборе содержания обучения обеспечивает усвоение учащимися системы русского языка и способов применения знаний этой системы на практике);
Коммуникативно-речевой (ориентация на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (слушанию говорению, чтению, письму) с тем, чтобы сформировать у учащихся способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения);
Принцип культуросообразности (определяет направление содержания языкового образования на усвоение и присвоение учащимися культурных, духовных, нравственных ценностей русского народа, закрепленных в языке).

Виды программ:
Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины и определяет обязательную часть учебного курса, предмета, дисциплины, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Авторская программа – это документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа конкретизирует ФГОС с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Методы обучения русскому языку.
Проблема классификации методов обучения до сих пор является актуальной. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
I. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
II. С начала 30-х годов XX века и по настоящее время самой распространенной считается классификация методов по источнику получения знаний, и в применении к русскому языку она представлена следующим образом:
словесные методы – источником знания является устное или печатное слово;
практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия;
наглядные методы – источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия (показ плакатов, схем, фильмов, демонстрация опытов и т.д.).
Классификацию по источнику получения знаний неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главный недостаток этой классификации в том, что она не отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе.
III. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся:
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) – метод, состоящий в предъявлении готовой информации учителем и усвоении ее в виде учащимися.
Репродуктивный – метод, предполагающий организацию воспроизведения способов деятельности, о которых учитель сообщил ранее и образец выполнения которых показал (решение типовых задач, упражнений, пересказы текстов по заданию учителя).
Метод проблемного изложения – метод, предполагающий постановку проблемы учителем; учитель сам решает эту проблему, но непременно демонстрирует противоречивые пути самого процесса познания, иллюстрируя культуру мышления в ходе решения проблемы.
Частично-поисковый (эвристический) метод – метод, предполагающий первоначальное овладение учащимися отдельными элементами поисковой деятельности (например, учитель ставит проблему, ученики выдвигают только гипотезу, либо учитель излагает факты, а учащиеся делают выводы).
Исследовательский – метод, предполагающий организацию учителем поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач.

Учебник русского языка как источник знаний.
Учебник – важнейшее средство обучения, основной источник систематизированных знаний. Его содержание и структура подчинены задачам обучения, развития и воспитания учащихся.
Компоненты учебника русского языка:
1. Систематизированный учебный материал, который содержит знания в виде правил (грамматических, орфографических, пунктуационных) и языковых понятий.
2. Языковой материал: буквы, слоги, слова, предложения, тексты.
3. Аппарат организации усвоения:
вопросы и задания
упражнения (для введения нового материала; для формирования умений и навыков)
инструктивные предписания (памятки, образцы разбора)
4. Аппарат ориентировки (оглавление, рубрики, условные обозначения).
Учебник может быть использован для:
организации наблюдений над языковым материалом
работы с правилом
закрепления знаний
домашнего задания
справки

Важнейшее и даже главенствующее место этого учебного предмета в учебном плане определяется ролью русского языка в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания и самосознания. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7

село Чкаловское Приморского края

«Роль и место русского языка в системе школьных предметов»

Сейчас много говорят о том, какие предметы и в каком объеме нужно изучать, чем можно «пожертвовать» взамен модных предметов или спецкурсов, но набор тех предметов, которые в обязательном порядке изучаются в общеобразовательной школе, представляет собой фундаментальное ядро образования. И именно русскому языку отводится здесь главная роль, так как это не только предмет изучения, но и средство изучения других предметов.

Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета "Русский язык" менялся в зависимости от целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла. Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.

Преподавание русского языка имеет в нашей стране богатую традицию и признанные достижения. Естественно, что переход школы на новые образовательные стандарты не может не беспокоить учителей, да и образовательное сообщество в целом. Задача учителя русского языка сегодня состоит и в том, чтобы самому стать активным потребителем новой информации в области педагогики, в огромном количестве появляющейся в сети, анализировать её и использовать в обучении того непростого контингента, который приходит в классы в последние годы.

Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Также русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, т.е. совокупности знаний об основном средстве общения – языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм – устной и письменной, норм литературного языка. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.

В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Большое место среди умений и навыков, формируемых в школе, занимают орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Государственный образовательный стандарт общего образования определяет помимо общей концепции образования цели и содержание обучения в предметных областях. «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» включает перечисление тем, обязательных к включению в любую программу по русскому языку, обеспечивающих формирование трех видов компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Требования к уровню подготовки выпускников также включены в Обязательный минимум и описывают, что именно в результате изучения русского языка ученик должен знать, понимать, уметь и использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Для основной общей школы принята ориентация на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции, для старшей школы принято разграничение базового и профильного уровня.

Необходимость глубокого изучения русского языка в школе определяется его основными функциями.

Русский язык служит человеку:

  • средством оформления и выражения мысли,
  • коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой,
  • средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Русский язык хранит результаты познавательной деятельности народа, отражая его прошлое и настоящее, передаёт накопленные знания следующим поколениям.

Важнейшее и даже главенствующее место этого учебного предмета в учебном плане определяется ролью русского языка в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания и самосознания.

От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.


Лекция 1. Русский язык как предмет обучения

1. Образовательно-познавательное, воспитательное и практическое значение русского языка как учебного предмета в системе общего образования.
Цели и задачи обучения русскому языку.

В разные периоды развития отечественной школы ставились разные цели обучения русскому языку - узкие или широкие. Был период, когда русский язык вообще не изучался (1923-1927), но цели работы по языку формулировались. Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом ; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Познавательные цели:

Формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

Вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

Эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.

Практические цели:

Обучение языку формирует философское мировоззрение школьников, включает их в социальную жизнь, дает им самое совершенное средство познавательной деятельности . Изучение языка развивает интеллект, оно должно быть опережающим по отношению к другим учебным предметам, по возможности - ранним, по преимуществу - практическим, направленным на овладение речевыми умениями: восприятием речи (устной и письменной), говорением и письмом - устным и письменным выражением мысли.

С точки зрения психологии овладение языком - это одна из граней формирования личности. Она изучает процессы общения между людьми, закономерности овладения речью в детском возрасте, механизмы речи (говорения, т. е. выражения мысли, и аудирования, т. е. восприятия чужой мысли).

Знание о месте русского языка среди других языков и о его функциях сложится у учащихся из следующих сведений: русский язык - один из двух с половиной тысяч языков мира; русский язык - один из славянских языков мира и один из славянских языков нашей Родины; русский язык в современном мире выполняет три функции: язык русского народа, государственный язык РФ, используемый как средство межнационального общения народов, населяющих Россию, и один из семи официальных рабочих языков ООН. Знания об этом имеют огромное значение не только для формирования лингвистического мировоззрения , но и для воспитания у учащихся, во-первых, уважения к другим языкам и народам – носителям этих языков; во-вторых, представления о равенстве всех языков при известном различии в уровне развития.

Связь с литературой заключается в развитии способности у учащихся формулировать свои мысли литературным языком. Для этого в учебниках русского языка традиционноиспользуются примеры из русской классической литературы XIX в.

3. Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы .

Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три: знания о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями.

В школе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.

При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т. е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, т. е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.