Жанр пьесы свои люди сочтемся. Анализ «Свои люди – сочтемся» Островский. Отцы и дети: проблема поколений и вечный вопрос о том, чья правда

Жанр пьесы свои люди сочтемся. Анализ «Свои люди – сочтемся» Островский. Отцы и дети: проблема поколений и вечный вопрос о том, чья правда

Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди - сочтемся». В ней автор с присущим ему юмором описывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами. Предлагаем литературный анализ пьесы по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь - не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка - купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий - Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация - отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка - логический итог - обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Первым серьезным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди - сочтемся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди - сочтемся».

Впервые пьеса была опубликована в 1850 году в мартовском номере журнала «Москвитянин». Ее появление вызвало большое оживление в литературных кругах России, поскольку молодой автор в ироничной форме поднял серьезные проблемы общества. Неудивительно, что остросоциальная пьеса была запрещена цензурой, а Островский оказался под негласным полицейским надзором.

Лишь после смерти императора Николая I в 1859 году постановка пьесы оказалась возможной, но только при условии более «смягченного» ее варианта. Представление комедии на суд публики в оригинальной версии состоялось только в 1881 году.

Тема

Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем - противостояние двух поколений , «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России - купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни одни из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном - удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь - не продашь», Большов сам остается у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.

Основная мысль произведения заключается в простой истине - «что посеешь, то пожнешь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Композиция

При проведении в пьесе «Свои люди - сочтемся» анализа композиции, следует отметить, что в произведении отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию.

В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы - решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

Жанр

Александр Николаевич отнес свое произведение к жанру комедии, хотя, по мнению многих литературных критиков, оно имеет в себя ряд трагических черт. Направление - реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 49.

Учащимся 10 "б" класса было дано очень интересное творческое задание: провести исследование на тему “Роль говорящих фамилий в произведениях А.Н Островского”. Оказалось, что тема эта очень объемна и интересна; подчас приходилось слышать очень необычные толкования той или иной фамилии. Удивительно, как много смысла заключил автор в имена своих героев. После этой работы многие произведения стали понятнее и интереснее, более того, точка зрения самого Островского на персонажи стала очевидной.

Мы, конечно, не будем говорить обо всех произведениях великого драматурга, так как это заняло бы не один десяток страниц, но приведем некоторые примеры работ учеников 10 “б” класса.

Сам И. Н. Островский своим лучшим произведением считал комедию “Лес”. Действительно, она прекрасно показывает читателю Россию XIX века: развратных помещиков и небогатых, а потому отвергнутых обществом, но талантливых людей. В своем сочинении Михаил Грушев дает следующие объяснения некоторым фамилиям и характерам действующих лиц комедии “Лес”:

Евгений Аполоныч Милонов — богатый помещик, сосед Гурмыжской. Его фамилия напоминает слово “миллион”, которое неплохо характеризует его: имея свой капитал, он ни о чем больше не заботится, он – личность бессмысленная, “мертвая душа”. Иван Петров Восьмибратов — купец, торгующий лесом. Представитель купеческой России (Восьмибратов – восемь братьев, таких, как он много; фамилия также говорит о том, что он контактен, умеет этим пользоваться в целях обогащения): скользкий и хитрый; стремиться “надуть” каждого, с кем имеет дело.

Алексей Сергеевич Буланов – молодой человек, недоучившийся в гимназии. Буланов — от слова буланый, которое означает пеструю масть лошади; он не имеет своей ярко выраженной “окраски”, его сложно назвать личностью. Буланов— вещь в руках Гурмыжской, он не имеет своего собственного суждения о происходящих вокруг события, во всем соглашается со своей “хозяйкой”.

По мнению Михаила, кульминационная реплика всего произведения принадлежит Несчастливцеву: “Аркадий, нас гонят. И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать? Пусть живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки женятся от горького житья у своих родных: лес, братец”.

Другая известная пьеса Островского — “Без вины виноватые” — стала его предпоследним произведением. Работу над этой пьесой он начал летом 1883 года. “Это, — писал Островский, — чуть ли не пятидесятое мое оригинальное произведение, и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии…” В своей работе Свидзинская Анастасия представляет следующие толкования персонажей этого произведения:

Приехав в свой родной город, актриса Кручинина знакомится с молодым Григорием Незнамовым. Он — “подзаборник”, как его называют, человек без паспорта, не знающий имени своих родителей, отверженный людьми и жизнью. Увидев фамилию Незнамов, читатель сразу понимает, что речь идет о человеке, который не знает своего прошлого. Незнам в словаре Даля толкуется как неизвестный человек.

Дудкин и Миловзоров – второстепенные герои, о которых мало сказано, но, увидев их фамилии, можно без труда охарактеризовать этих персонажей. Дудкин — человек болтливый, слову которого верить нельзя. Миловзоров — идеальная фамилия для первого любовника.

Другое дело – такая фамилия, как Шмага. Она имеет очень интересную историю. Шмага — прозвище, не выдуманное Островским, а взятое им из документа 1705 года, в котором рассказывалось о некоем Василии Теленкове по прозвищу Шмага пьяный. Этот человек стремился подвергнуться “бесчестью” (оскорблению), чтобы с обидчика взыскать вознаграждение. За плутовские проделки велено было “комедианта пьяного Шмагу, взяв в приказ” высечь батогами. Островский воспользовался этим историческим именем, потому что знал обычай давать незначительным театральным работникам прозвища, которые часто совсем вытесняли подлинную фамилию.

Александр Тывин в своем сочинении очень интересно раскрывает образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди — сочтемся!”. Он пишет, что, несомненно, имя и фамилию этого героя можно объяснить довольно однозначно. Прежде всего, они имеют ярко выраженную негативную окраску: имя Лазарь ассоциируется с выражением «Лазаря петь». Ожегов определяет это словосочетание как простонародное, неодобрительное и дает ему такое толкование: «жаловаться, стараясь разжалобить кого-нибудь». Вспоминается сцена, когда Подхалюзин пытается разжалобить Большого, чтобы тот выдал за него дочь Липочку, мечтая получить приданое и наследство. Что же касается его фамилии, то Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек». По мнению Александра, такое описание полностью соответствует поведению обладателя такого имени.

О другом герое этого произведения – Сысое Псоиче Рисположенском – интересно пишет Мелина Казарян: «Рисположенский Сысой Псоич – характерная семинарская фамилия говорит о происхождении из духовного звания, однако она искажена: пишется не по смыслу, а по произношению; прямая связь утрачена. Вместе с тем фамилия намекает на известную идиому: упиться «до положения риз», которую данный персонаж вполне оправдывает, так как его неодолимая тяга к бутылке многократно обыгрывается в пьесе: «Я, Самсон Силыч, водочки выпью!» Причудливое отчество, которое в купеческих домах охотно переиначивают на «Псович», подчеркивает мотив прислужничества и ничтожества. Зависимость от расположения грубых и любящих показать свою власть клиентов-купцов выработала характерный тип поведения – одновременно приниженно-почтительного и несколько шутовского.

Рассказывая о другом произведении Островского «Таланты и поклонники», Андрей Семенов весьма полно охарактеризовал личности главных героев: «Эта пьеса А.Н. Островского рассказывает о жизни молодой актрисы из провинциального театра, Александры Николаевны Негиной. По фамилии героини мы сразу понимаем, что она – хрупкий, нежный, ранимый человек. У Негиной есть жених, Петр Егорыч Мелузов, молодой человек, кончивший курс в университете и ожидающий учительского места. Фамилия Мелузов происходит от слов: мелкий, мелюзга; или от глагола мелюзить – рябить, мельтешить. Его фамилия подчеркивает его положение в обществе – он не богат, его никто не уважает. Негина не может получить защиты и поддержки со стороны Мелузова и поэтому сильно страдает от предложений таких людей, как Ираклий Стратоныч Дулебов – важный барин старого типа, пожилой человек».

О героях этой же пьесы пишет и Александр Пыхолов: «Ближе к концу произведения Негина бросает Мелузова, так как он не может исполнить все ее желания. Один из ее почитателей – Ираклий Стратоныч Дулебов. По словарю В.И. Даля, слово «дулеб» значит остолоп, простофиля, невежа. Он высказывает свои мысли об Александре Николаевне грубо и неучтиво. Ираклий Стратоныч хочет сделать ее содержанкой и любовницей, но получает отказ. Последователь Дулебова – Григорий Антоныч Бакин. Бак – сосуд для жидкостей. Григорий Антоныч «пуст» внутри, он не имеет настоящих чувств. Один из главных персонажей этой комедии – Иван Семеныч Великатов. Его фамилия происходит от слова «великий» - превосходящий общий уровень, обычную меру, значение; выдающийся. Иван Семеныч владеет огромным состоянием, имеет предприимчивый характер, он умен и учтив, любая девушка хочет выйти за него замуж. Александра Николаевна влюбляется в него. Она соблазнена игрой в московском театре, ей кажется, что такая жизнь лучше, чем простая «жизнь трудящихся» с Мелузовым».

Так, на нескольких примерах (которые являются лишь малой частью этой обширной темы) мы смогли достаточно ясно представить себе, насколько серьезно и внимательно авторы XIX века (в частности, А.Н. Островский) относились к каждому персонажу, к каждой строчке своих произведений. Быть может, именно поэтому спустя более чем сто лет читательский интерес к произведениям этих авторов не ослабевает.

Захаров Анатолий 10Б класс.

Одним из центральных действующих лиц пьесы Островского является приказчик Лазарь Подхалюзин. Он старается воплотить свои желания в действительность постепенно. Приказчик в начале пьесы во всем помогает своему хозяину, Самсону Силычу Большову. Островский наделяет его специальными репликами, которые выражают исключительно его согласие со всем, что говорит купец. Без труда ему удается завоевать доверие Самсона Большова. Ему даже удается жениться на дочери купца. Любовь Подхалюзина к самая настоящая. Он готов на все ради нее.

Когда он узнает о том, какую аферу хочет провернуть его хозяин, он думает о том, как бы нажиться на этом деле, найти наибольшую выгоду для себя. Подхалюзин убеждает сам себя в том, что Большов сам всех обманывает, и нет ничего плохого в том, что сейчас настало его время обманывать окружающих.

Персонаж Островского неоднозначен. Он не хочет платить кредиторам, которые сажают Большова в тюрьму. Однако позднее приказчику становится жаль купца. Лазарь соглашается попросить кредиторов принять несколько копеек, но на большее он не согласен. Денег приказчику явно жаль больше, чем своего хозяина.

Лазарь Подхалюзин работал на Самсона Большова уже 20 лет. В пьесе есть намеки на судьбу Иуды. Однако приказчика это не пугает. В конце пьесы он зовет всех в свой новый магазинчик, уже не испытывая угрызений совести.

Можно отметить то, что сам провоцирует такое поведение Лазаря. В образе Подхалюзина читатель чувствует новый образ современного купца. Даже в его имени Александр Островский задумал сложную ассоциативную игру. Скорее всего, драматург, назвав своего героя Лазарем, имел в виду русский фразеологизм «петь Лазаря», что означает притворяться несчастным. Такое предположение следует из того эпизода пьесы, где Подхалюзин сам, как бы невзначай, предлагает Большову выдать его дочь замуж за своего приказчика. Далее он говорит о том, что ему об этом можно только мечтать. Этот человек гонится лишь за собственным успехом. Лазарь старается придумать оправдание своему поступку. Он оправдывается тем, что верная служба Большову должна приносить свои плоды. И именно сейчас подвернулся случай для приказчика пожить в собственное удовольствие.

В самом развитии пьесы Островского «Свои люди – сочтемся!» роль Лазаря Подхалюзина постоянно меняется. В начале комедии интригу создает Большов, а затем именно приказчик. Лазарь разрабатывает план, который очень близок к афере купца. Подхалюзин старается угодить всем только для того, чтобы поиметь с этого какую-то выгоду для себя.

Таким образом, Лазарь Подхалюзин – это герой А. Островского, который показывает пороки современной молодежи. Старшее поколение, безусловно, повлияло на то, как ведет себя приказчик. Он старается найти везде собственную выгоду. Однако его чувства к Олимпиаде самые настоящие, он видит в ней свой идеал образованности и утонченности. Приказчик считает, что именно дочь купца сможет поднять его на более высокую ступень развития.

Жанры драматургии Островского

Свои люди – сочтемся. Бедность не порок. Волки и овцы
Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Лес. Снегурочка, Не так живи, как хочется – обязательно.

В самом кратком списке к экзамену за 2 курс значатся: Бедность не порок, Не так живи, как хочется, Свои люди сочтемся, Волки и овцы

Волки и овцы

http://www.briefly.ru/ostrovskij/volki_i_ovcy/

http://www.briefly.ru/ostrovskij/groza/

http://www.briefly.ru/ostrovskij/les/

Бедность не порок

http://www.briefly.ru/ostrovskij/bednost_ne_porok/

Свои люди – сочтемся

http://www.briefly.ru/ostrovskij/svoi_ljudi/

Из 47 своих оригинальных пьес он назвал

"комедиями" - 22,

"сценами","картинами", "этюдом" ("Неожиданный случай")- 17,

"драмами" – 4 (в их числе "Не так живи, как хочется. Народная драма в трех действиях" ),

"драматическими хрониками" – 3 ,

есть "весенняя сказка" ("Снегурочка").

*Две редакции пьесы "Воевода (Сон на Волге) " имеют разные подзаголовки: первая – "комедия в пяти действиях, в стихах", вторая – "картины из народной жизни XVII века, в пяти действиях, с прологом ".

Театр Островского - по преимуществу театр комедийный - не только потому что половину пьес он назвал комедиями. Комедийное начало выражено и в других произведениях драматурга, жанровое определение которых ставило его в тупик.

«Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формой к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспринимать жизнь преимущественно в этой форме, я должен был написать комедию или ничего не написать» (Островский о своей первой комедии, “Банкрот”, она же “Свои люди - сочтемся”).

Жанровые особенности (по каждому из пройденных произведений)

«Волки и овцы» - «печальная комедия».

Действие комедии разворачивается в пределах нескольких суток в одном из губернских городов. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, одна из самых уважаемых особ, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Говорят, ее "женского ума на пятерых мужчин хватит". Сильная, властная, она слывет праведницей, блюстительницей нравов, всячески подчеркивает свою отрешенность от всего земного, от жизненной суеты. Но за мнимым благонравием и кротостью скрывается авантюристка смелая, напористая. Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой, опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона.


Комедия "Волки и овцы современна, как будто вчера написана. Островский открывает удивительные совпадения и сходство, казалось бы, разных эпох: пореформенной России позапрошлого века и переломного времени. Настоящая жизнь легко входит в рамки классического сюжета, и пьеса наполняется жгучим современным смыслом. И в жанровом отношении она своеобразна и неповторима. Островский уходит от бытового правдоподобия, смело использует яркие приемы сценической условности.

Суть

Конфликт, возникающий в пределах определенной среды, не служит средством развития характеров главных героев в столкновении со средой, но вскрывает отрицательные нравственные свойства изображаемой среды. Это - комедии в собственном смысле слова. В них неожиданные, «крутые», внешне благополучные развязки скрывают глубину противоречия реальной жизни, где сталкиваются люди хищнического склада и обездоленные ими жертвы. Отсюда и название пьесы.

«Гроза» - драма. Если обратиться к традиции истолкования этой пьесы, можно выделить две основные тенденции. Одна из них диктуется пониманием «Грозы» как социально-бытовой драмы. Для нее характерны особое внимание к быту, стремление передать его «плотность» и вместе с тем – своеобразие выравнивания характеров, внимание зрителей поровну распределяется между участниками действия.

Другая трактовка, и она представляется нам более глубокой, определяется пониманием «Грозы» как трагедии. Велика вероятность, что определение драматургом жанра как драмы было данью традиции. Не было образцов трагедии, где героями были бы частные лица, а не ист. деятели или легендарные личности. «Гроза» в этом смысле осталась уникальной и в творчестве Островского и для последующей русской лит-ры 19 столетия. В данном случае ключевое значение приобретает не «социальный статус героев (жители города Калинова,кстати, вымышленного), а именно характер конфликта. Если считать гибель Катерины результатом столкновения с самодуркой-свекровью Кабанихой, видеть в ней жертву семейного гнета, то масштаб героев действительно окажется мелковат для трагедии. Но если увидеть, что судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох (разрушение патриархальных порядков стаскивается с духом современности, не признающим прежнего уклада – в случае с Катериной речь идет о замкнутой жизни женщины, полной домашних забот и религиозных мечтаний), то «героическая» трактовка ее характера окажется вполне правомерной.

Таким образом, впервые через любовно-бытовой конфликт был показан эпохальный перелом, происходящий в простонародном сознании. Патриархальные ценности устарели. На смену им пришло новое отношение к миру, основанное на индивидуальном волеизъявлении.

«Лес» - сатирическая комедия. Жанр пьесы А. Н. Островского "Лес" -сатирическая комедия, цель которой разоблачить порок. Драматург поднимает проблему оскудения привилегированных сословий. Пьеса изображает достаточно острый нравственно-социальный конфликт.
Своеобразие пьесы состоит в единстве реалистического и романтического плана. Реальная жизнь мелка, пошла, неестественна, ненатуральна. Мир искусства велик и прекрасен. Только в нем с точки зрения демократически настроенных героев Островского можно испытать радость принесения себя в жертву людям, ощутить необходимость и оправданность своей жизни, увидеть, как раскрываются и выпрямляются человеческие души. Искусство гуманно, оно олицетворение и воплощение человечности.

В пьесе преобладает такое явление как «театр в театре». Все главные персонажи пьесы вовлечены как бы в двойное внешнее действие: с одной стороны, автором, с другой - Гурмыжской. Гурмыжская играет роль доброй тетушки, принимающей участие в «ближних» , заботящейся о бедных и несчастных. Она признается себе в «актерстве». «Играешь-играешь роль, ну и заиграешься» . Аксюшу Гурмыжская заставляет играть роль невесты Буланова. «...Я тебя кормлю и одеваю и заставлю играть комедию», - говорит она ей. Буланову последовательно приходится играть две роли: жениха Аксюши, а затем, по выражению Счастливцева, роль «первого любовника» Гурмыжской. В этой «комедии» принимает участие и Несчастливцев. Он берет на себя роль богатого барина, заехавшего проездом навестить свою тетушку, и заставляет актера Счастливцева играть роль своего слуги.

Здесь хорошо видно многообразие смеха Островского: саркастический, лукаво-добродушный, смешанный с состраданием. Важно отметить, что смешное и высокое в мире Островского не противопоставлены, одно не исключает другого.

«Свои люди – сочтемся». Самая ранняя комедия Островского.

Сама по себе интрига комедии, запрещённой к постановке на целых 11 лет, была весьма традиционна. Островский вообще не стремился к сюжетной новизне, он писал: "Драматург не изобретает сюжетов... Их даёт жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. У меня... все сюжеты заимствованы".

В центре комедии «Свои люди - сочтёмся» - богатый хозяин, ловкий приказчик, коварная дочь. Купец Большов затеял ложное банкротство, чтобы обмануть кредиторов, а приказчик Подхалюзин в конце концов обманул его самого - и состояние присвоил, и дочь Липочку "завоевал". Действие развивается по принципу песочных часов: сила Большова постепенно слабеет, власть его "утекает", в какой-то момент часы переворачиваются - и наверху оказывается Подхалюзин...

Классицизм предписывал комедиографу жёсткие правила. В чем же новизна Островского? Новой была не интрига. Новым был не принцип подбора имён. Новым был подход автора к героям . Чтобы зритель сразу, не теряя времени, включился в ход событий, эмоционально отозвался на них, в героях должны узнаваться общие, типологические черты. Разумеется, в эти узнаваемые амплуа, как в своего рода колбочки, художник "вливает" новое содержание, наделяет героев индивидуальностью, характером. Но Островский с самого начала сосредоточился на другой задаче. Он недаром брал уроки у "натуральной школы".

Ранний Островский соотносил своих персонажей не с театральными типами , не с театральными масками (ловкой служанки, обманутого мужа, скупого барина, умной крестьянки), а с социальными типажами . В образе Большова зритель сразу узнавал черты купца современного, "образца" 1850-х годов. То же и с Подхалюзиным. Житейские наблюдения драматурга были сгущены, сконцентрированы, сфокусированы в его персонажах. И лишь затем эти свежие наблюдения оттенялись легко узнаваемым литературным фоном. (В Подхалюзине узнаётся тип Молчалина; некоторые сцены со страдающим Большовым напоминают пародию на шекспировского короля Лира.)

Известный русский драматург Александр Николаевич Островский , получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками. Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.

Первым крупным произведением Островского стала пьеса «Банкрот» (1849), позже получившая название «Свои люди – сочтемся» , под которым она и ставится сейчас во всех театрах страны и мира. Однако тогда, в 1850 году, после опубликования в журнале «Москвитянин», пьеса была запрещена к постановке на сцене; более того, за написание этого произведения Островского взяли под негласный надзор полиции.

Именно это обстоятельство позже дало основание В. Ф. Одоевскому, писателю и общественному деятелю, отнести пьесу Островского к разряду русских трагедий: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль» , «Горе от ума» , «Ревизор» . На «Банкруте» я поставил нумер четвертый». Читатели «Москвитянина» ставили пьесу Островского в один ряд с гоголевскими произведениями и даже называли купеческими «Мертвыми душами» .

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? Уже эта первая комедия демонстрирует черты поэтики, которая будет присуща всем пьесам Островского, составившим репертуар новой русской драмы: сосредоточенность на нравственной проблематике помогает не только анализировать социальные стороны жизни, но и понимать семейно-бытовые конфликты, в которых и проявляются яркие черты характера героев.

В пьесе «Банкрот» сложная композиционная структура, объединяющая описание быта наподобие очерка с напряженной интригой. Замедленная экспозиция включает нравоописательные эпизоды, помогающие читателю понять «жестокие нравы» семьи купца Большова. Небольшие стычки Липочки (дочери купца) с матерью, визиты свахи, встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.

Драматург выбрал сюжет, в основу которого положен распространенный в то время случай мошенничества среди купцов. Самсон Силыч занимает у своих собратьев-купцов большую сумму. А вот возвращать теперь долги ему не хочется, и он не придумывает ничего лучше, чем объявить себя банкротом – несостоявшимся должником. Свое приличное состояние (об этом говорит и фамилия Большов, и отчество Силыч) он переводит на имя своего приказчика Лазаря Подхалюзина, а для упрочения сделки отдает за него единственную дочь Олимпиаду. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег. Да вот только «свои люди» , Подхалюзин и родная дочь Липочка, не дают ему ни копейки.

В комедии молодого драматурга идет война всех против всех. Традиционный для литературы XIX века конфликт «отцов» и «детей» приобретает истинный размах: автор изображает пошлую и достойную только осмеяния купеческую среду. Поначалу ни один из героев пьесы не вызывает положительного отношения. Липочка мечтает только о женихе «из благородных» и по любому поводу спорит с матерью. Отец-самодур, сам определивший жениха дочери, оправдывает свой поступок следующими словами: «За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю… Даром что ли я ее кормил!»

Однако поколение «отцов» в лице Самсона Силыча вызывает больше симпатий, нежели «дети». Фамилия героя от слова «большак» - то есть глава семьи. Это показательно, ведь сам он в прошлом мужик, а купец лишь в первом поколении. Став купцом, он усвоил торгашеский закон: «Не обманешь – не продашь» . Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха, ведь они «свои люди – сочтутся» . Но жизнь готовит ему жестокий урок.

Молодое поколение в пьесе представлено не в лучшем свете. Липочка говорит со свахой о просвещении и эмансипации, но даже не знает значения этих слов. Она не мечтает о равноправии или свободе личного чувства – ее идеал сводится к стремлению разбогатеть и «зажить по своей воле» . Образованность для нее – всего лишь дань моде и презрение к обычаям, поэтому она предпочитает «бородастым» женихам «благородных» кавалеров.

Автор комедии, показывая «отцов» и «детей», сталкивает два купеческих поколения. Но симпатии остаются на стороне старшего – Большова. Ведь он еще верит в искренность родственных чувств и семейных отношений: свои люди сочтутся, то есть не подведут друг друга. Прозрение приходит в финале: самодур с говорящим именем Самсон становится жертвой своей же аферы. Замыслив подлог, он считает, что обмануть чужого можно, ведь не обманешь – не проживешь. Но он даже не представляет, что к нему такая философия тоже может быть применима. Доверив деньги Подхалюзину, наивный и простоватый купец остается обманутым.

Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз. В нем остается лишь изворотливость и гибкость дельца-прощелыги. Прежде ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то теперь тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана. Ученик превзошел своего учителя - справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу.

Родная дочь в ответ на просьбу отца заплатить долги упрекает отца в том, что у него до 20 лет жила и света не видела. А потом возмущается: дескать, что ж теперь все деньги отдавать и в ситцевых платьях опять ходить? Новоиспеченный зять вообще рассуждает так: «Нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь» .

Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию. Не случайно многие исполнители роли Большова (М. Щепкин, Ф. Бурдин) видели в образе купца поруганного детьми, обманутого и изгнанного