Заменят ли компьютеры учителей в будущем. Восстание машин: сможет ли искусственный интеллект заменить преподавателя? Учитель с душой

Заменят ли компьютеры учителей в будущем. Восстание машин: сможет ли искусственный интеллект заменить преподавателя? Учитель с душой
Заменят ли компьютеры учителей в будущем. Восстание машин: сможет ли искусственный интеллект заменить преподавателя? Учитель с душой

МБОУ – «Гимназия №12» г. Белгорода
Работу выполнили:Воробьева Олеся Васильевна –обучающаяся 10 А класс, Ищенко Екатерина Андреевна–обучающаяся 11 А класс
Среди обучающихся был проведён опрос на тему: «Смогут ли в будущем компьютеры заменить учителя?»Всего 12% опрошенных согласились с потенциальной возможностью исчезновения профессии учителя, высказав следующие мнения:
«Учителя – это наши вторые родители, и ничто,и никто не сможет их заменить»Холодова Кристина, ученица 11 «А» класса
«Учить всё на компьютере скучно, и глаза потом болят»Полянов Данил, ученик 5 «Б» класса
Мнения обучающихся гимназии.
«Лучше было бы не сидеть в кабинетах и не решать однообразные примеры, а проникать в суть и пробовать это самим…»Мартиросян А., 9 «А»
Мнения педагогов гимназии
«Кто же будет тогда любить детей? Хвалить и поощрять их труд? Успокаивать в случае неудач?»Ефимова Ирина Вилорьевна, учитель истории
«Никакая техника ни при каких условиях не сможет заменить человеческого общения, будь то учитель или друг».Богомазова Лидия Васильевна, учитель русского языка и литературы, стаж 33 года.
«Я хоть и представитель старшего поколения, и понимаю всю важность компьютера в современной системе обучения, я уверена, что старого доброго учителя заменить никогда не удастся».Визирякина В.В., учитель математики, стаж 41 год
Кто поможет ученику разобраться в бурном потоке информации?
Получить информацию и усвоить её – это не значит научиться мыслить…Учитель помогает «читать между строк»… Он – компас в океане знаний, намечает ориентиры. Думаете, маленькому человеку легко будет разобраться во всём самому, без наставника и руководителя?
0:1
Учитель может помимо знаний дать ребенку «раскрепощенность мыслей»- возможность выразить свою точку зрения, возможно даже оспорить ее, а с компьютером дела будут обстоять иначе, тут уж не поспоришь, в компьютере строго: либо «ДА», либо «НЕТ», никакого "МОЖЕТ БЫТЬ" не дано. Заменить высказывание чувств вариантами ответов: а, б, в?Как компьютер будет проверять сочинения учеников? Проверка только на орфографические ошибки? Разве под силу «машине» понять тайну человеческой мысли?
0:2
Ребенок, который много времени проводит за компьютером, испытывает трудности в реальной жизни, в общении не может доходчиво выразить свои мысли, становится скованным, ему комфортнее с компьютером, нежели среди сверстников. В процессе общения со своими воспитанниками педагог может воздействовать на них, формировать их личность, а также способствовать развитию навыков коллективной работы. Если всё общение будет связано с компьютером, то люди попросту разучатся разговаривать друг с другом без клавиатуры. У них не будет друзей, и останется только заменить компьютерами родителей, чтобы семьи тоже не стало.
0:3
Компьютер способен к логической обработке информации (что также в него заложил человек), но с каждым годом человек добывает информацию не только логикой, но и другими способами, в том числе ИНТУИЦИЕЙ, а компьютерным технологиям этого никогда не будет дано. В подтверждение этого - появление детей Индиго. Учитель наставляет детей и показывает, как правильно вести себя в обществе. Ни одна современная технология не имеет столько человечности, чтобы сделать из простого ученика человека с большой буквы.
1:4
В споре: компьютер или учитель? Победил ЧЕЛОВЕК!
ВЫВОД: Можно долго размышлять на эту тему, насколько наши учителя эмоциональнее компьютеров, и сказать с уверенностью: «Современные машины должны прийти им на помощь, и если не заменить учителей совсем, то хотя бы облегчить их тяжелый труд».
Машина - это бездушная железка, которой нет дела до самого ученика. У машины стоит своя определённая программа, которая строго её выполняет. Настоящий же учитель может поговорить с учеником, понять суть его проблем, войти в положение и даже помочь с их решением.
Если б не было учителя,То и не было б, наверное,Ни поэта, ни мыслителя,Ни Шекспира, ни Коперника…
Список литературы:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&texthttp://pk04.mskcollege.ru/doc/sc_uchitel.pdfhttp://www.stihi.ru/2013/02/26/3972http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522421http://maks-sokolov.narod.ru/ped_mas_suxomlinskogo_v_a.htmhttp://www.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0518.htmlhttp://works.tarefer.ru/64/100274/index.htmlСухомлинский, В.А. "Не только разумом, но и сердцем..." : сб. ст. и фрагм. из работ / В.А. Сухомлинский. - М. : Мол. гвардия, 1986. - 205 с

В образовательном секторе происходит новый виток развития. Все вокруг говорят о пока еще “сыром” направлении. И связано оно с использованием ботов - программ на основе искусственного интеллекта для самостоятельного общения со студентами. Кто-то убежден, что замена образовательной деятельности роботами - это что-то из области фантастики и наивная иллюзия. Другие уверенно высказываются о том, что уже в скором времени машины полностью заменят преподавателей.

Почему ученые и лидеры мнений спорят о том, нужны ли нам роботы? Насколько реален сценарий, по которому искусственный интеллект захочет (и сможет!) заменить “живых” преподавателей?

Прогнозы разнятся: эксперты разделились на 2 лагеря

Развитие искусственного интеллекта в образовательном сегменте разделило экспертов на 2 лагеря: если одни утверждают, что машины способны улучшить жизнь преподавателей, то другие считают, что они представляют значительно большую угрозу, чем потеря рабочих мест. Что же все-таки произойдет, если роботы плотно заполнят систему преподавания?

Однозначно, нас ждет интересное время, когда искусственный интеллект будет играть важную роль в образовательной деятельности. И я уверена, что это явление в большей степени коснется рутинных процессов в педагогике. Но, кроме рутинности, я - за эмоциональность и эмпатию. Как только искусственный интеллект достигнет этого уровня и будет понимать того, кого он учит, находить индивидуальный подход - это будет реальный прорыв

Георгий Ковалев, CEO PM Express

Чат-боты, которые есть сейчас, вряд ли можно назвать искусственным интеллектом. Большинство роботов - это хорошо или плохо написанные скрипты, которые умеют на входящие слова давать какой-то ответ. Называть это искусственным интеллектом пока рановато. Но, тем не менее, я выбираю сторону машин. Проблема в том, что мы не знаем, под каким углом на все это смотреть. Взять, например, стандартные приложения ОС Windows “Сапер” и “Косынка”... Они ведь были созданы не для развлечения. А с целью обучить пользователя работать мышью - ставить курсор в нужное место и освоить комбинацию Drag-and-drop. На мой взгляд, машина, хоть и пока под руководством человека, способна более аккуратно проводить обучение. И рано или поздно мы столкнемся с тем, что базовое обучение будет проводится машинами. Человеческий фактор, экспертное оценивание - никуда не денется. Но рынок образования сильно поменяется

Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng

Очевидно, что на горизонте большого количества лет, все работы заменит искусственный интеллект. Другой вопрос - случится это за горизонтом нашего планирования или до него. Сколько времени дети проводят за touch-устройствами? Больше, чем много. Вот шел ребенок с планшетом, споткнулся, упал. Он за сочувствием к кому пойдет - к планшету или к материнскому инстинкту? К инстинкту. Вот когда пойдет к планшету, когда будет чувствовать, что с той стороны его действительно что-то понимает. Не распознает, а именно понимает! Можно считать - роботы выиграли. Но случится это далеко за пределами нашего планирования

Александр Орлов, управляющий партнер Школы менеджеров “Стратоплан”

Если говорить о взрослой категории студентов, то проблема обучения заключается в том, что люди приходят на курсы в нересурсном состоянии. Наши тесты показывают, что 60-70% студентов испытывают профессиональную усталость и отсутствие какого-либо интереса. В какой-то момент у них просто перестают появляться результаты. На мой взгляд, роботы должны прийти на ступень раньше - научиться отслеживать эмоциональное, физическое, моральное состояние людей. В идеале - собирать метрики производительности и на основе них давать рекомендации. Например, увеличить продолжительность сна или отправиться в отпуск. Это позволит предотвратить профессиональное выгорание, что будет выгодно и работодателю. Согласитесь, кому нужно, когда сотрудник работает на 10% от своей потенциальной мощности? Проблема взрослого образования - не в eLearning-трансферах и не в процедуре передачи знаний. Роботы должны проявлять себя на более ранней стадии и заниматься отслеживанием состояния людей

Владимир Коваль, CEO Singularika

До 2030 года учителям бояться нечего. На сегодняшний день нет ничего, что может их заменить. Автоматизировать процессы - да. Есть боты, способные решать определенные узкие задачи. Например, первичное анкетирование студента они запросто проведут. Но если затрагивать социальные вопросы, то, на мой взгляд, процессы, которые сейчас происходят в обществе, не идут в сторону укрепления семейных отношений, отношений между детьми и родителями, и человеческих отношений в целом. Общество движется по принципу “человек человеку волк”. И в данном случае, робот будет ближе, чем человек. И побежит ребенок за сочувствием к планшету. И если затрагивать тему сильного искусственного интеллекта, то соблюдать материнский инстинкт и эмпатию робот будет лучше

Не замена, а робот-помощник

Мы наблюдаем за тем, как умные машины обыгрывают чемпионов в шахматы, переводят и распознают эмоции и человеческий голос, ставят медицинские диагнозы, рисуют, генерируют текст. И это впечатляет. Но когда мы говорим и фантазируем о будущем, в котором роботы могут облегчить жизнь преподавателям, мы визуализируем сценарий автоматизации процессов - когда рутинные функции педагоги могут смело поручить машинам. Особенно актуален этот вопрос на уровне адаптивного обучения, мотивации и сопровождения студентов.

Анна Верба, CEO Группы компаний “Актив”

Мы тоже обучаем взрослых людей. И сталкиваемся с проблемой, когда, казалось бы, у студентов есть четкий мотив на входе - получение международного сертификата. И на финише они все хотят иметь необходимые навыки и сертифицироваться. Но сложности возникают с мотивацией. Сейчас очень много лежит в основе личностных подходов - кого-то мы мотивируем, кого-то приходится убеждать, уговаривать, напоминать, чуть ли не вести за руку. Вот это все очень хочется передать в руки искусственному интеллекту.

Каковы приблизительные прогнозы к 2025-2030 году?

Адаптивное обучение, основной идеей которого является индивидуальная “подстройка” под психотип, способности, знания, умения и даже настроение каждого ученика, перерастет в элитарное. Все, что можно будет автоматизировать и перевести в онлайн с помощью тех же алгоритмов и искусственного интеллекта - все это будет сделано для того, чтобы убрать рутину и оставить самое ценное - то, что преподаватель может дать непосредственно своему ученику.

Хороший преподаватель, как правило, стремится найти подход к каждому студенту. Для этого он не просто читает лекцию и дублирует тексты с учебников, а вдохновляет, импровизирует, пробуждает интерес. Заменить преподавателя, его нестандартное мышление, творческий подход и эмоциональную поддержку у искусственного интеллекта, на мой взгляд, не получится, и от этой идеи отказываются многие ученые. А вот избавить от рутинных нагрузок и дать возможность заниматься исключительно экспертным наставничеством - это гораздо более практичная задача, которую вполне могут решить машины.

Кроме того, роботы будут испытывать некие сложности и с оцениванием студентов. Искусственный интеллект сможет проверить правильность ответа, но не сможет оценить ход решения. До сих пор помню, как в школе я расписывала верное решение сложной математической задачи, а с ответом получалась несостыковка. И меня все-равно хвалили. Да, я получала не максимальные оценки за такие погрешности, но и 2-ки мне никто не лепил. А компьютер влепит. Причем, без объяснений. И ученик даже не поймет, в чем была его ошибка. Поэтому, препятствием полной автоматизации и роботизации процесса обучения становится именно живой человеческий фактор.

Вместо итога

Разработчик программного обеспечения и консультант автомобильного проекта Google Брэд Темплтон как-то заметил: “Робот станет действительно автономным, когда вы прикажете ему идти на работу, а он решит отправиться на пляж”. Это прекрасная фраза, в которой самосознание объединяется с автономностью.

А как считаете вы?
Станут ли роботы нашими помощниками и коллегами или одновременно одним и другим? Или нас ждет более мрачный сценарий, при котором они отнимут у нас рабочие места?

Верю, что с помощью качественного контента можно обогнать конкурентов, завоевать доверие читателя и превратить его в благодарного клиента.

Кажется, дискуссия о том, сможет ли заменить компьютер учителя, ведётся с момента создания первой ЭВМ. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий только обострило эту проблему. По иронии судьбы, новыми способами получения информации в большей мере сегодня владеют именно школьники. Большинству учителей удаётся освоить лишь базовые навыки работы с компьютером и далеко не всегда – Интернет. При этом поток информации стал настолько велик, что иногда рассказ учителя кажется детям чем-то несущественным по сравнению с той же статьёй в Википедии (мы с детьми не согласны).

Так или иначе, но эта тема не даёт покоя учёным и представителям нового поколения, жизнь которых теперь тесно связана с Сетью. Так, недавно на страницах EdSurge появилась статья Эрика Хоровица, который размышляет о том, насколько важны для учителя метакогнитивные данные, попутно рассказывая об очередном эксперименте в этой области.

«Если главным бичом вашего обучения была фраза «покажите свою работу», то вы в этом определенно не одиноки», - начинает автор свой рассказ. По мнению Эрика Хоровица, требования учителя продемонстрировать, как ученик пришёл к решению задачи, могут показаться 10-ти-летнему ребенку произвольными, однако они служат очень важной цели: позволяют взглянуть учителю на метакогнитивные процессы, которые руководят способностями школьника решать различные задачи. Именно метакогнитивный уровень мышления связан с умениями контролировать и направлять собственные познавательные интересы. Поэтому анализ детских работ, ошибок и исправлений, который помогает следить учителю за движением мысли ребёнка, даёт возможность педагогу находить и рассматривать сформированные у школьника метакогнитивные стратегии.

Так, по мнению Хоровица, одним из возможных преимуществ технологии компьютерных измерений является простота сбора и документирования информации о сложных метакогнитивных процессах, проходящих в голове ребёнка. В частности, можно использовать лог-файл компьютера, чтобы измерить процессы метапознания «онлайн» в тот момент, когда ученик решает задачи, нажимая клавиши или кликая мышкой, а не постфактум, когда задача решена и ученик пытается проанализировать свои решения. Новый способ сбора информации не только обеспечивает моментальный «взгляд внутрь головы» это также предотвращает ситуации, когда обучаемый неполно или неточно объясняет свои действия.

В связи с этим встаёт вопрос: может ли технология компьютерного измерения метакогнитивных процессов быть столь же эффективна, как традиционный педагогический анализ деятельности ученика? Являются ли данные, содержащиеся в лог-файле, действительно важными?

По мнению Эрика Хоровица, исследование Марселя Винмана из Лейденского университета, недавно опубликованное в Learning and Individual Differences, отвечает положительно на этот вопрос. Так, в качестве объекта эксперимента Винман и его коллеги выбрали группу из 52-х учащихся средних школ. На протяжении всего проекта учёные отслеживали, как школьники работали в специальной компьютерной программе. С помощью этой программы они должны были выяснить, как различные факторы, такие как загрязнение среды или источники пищи, могут повлиять на популяцию выдр. У школьников была возможность отрегулировать значение каждого из пяти предложенных факторов, а затем запустить симуляцию, которая демонстрировала, как изменилась популяция выдр. Чтобы выяснить влияние различных факторов на жизнь выдр, ученики провели минимум 15 экспериментов.

При этом в процессе занятий школьников на компьютере в лог-файл записывались различные аспекты работы, каждый из которых становился материалом для измерения метакогнитивных процессов учеников. К этим аспектам относились общее число проделанных экспериментов, время, прошедшее между видимыми результатами одного эксперимента и началом следующего, частота прокрутки вниз для просмотра более ранних экспериментов или вверх, чтобы увидеть более поздние результаты, и число факторов, которые были изменены между экспериментами.

После того, как студенты завершили свои эксперименты, экспертам были показаны логи ученической активности, и они оценили каждого студента по двум метакогнитивным показателям: 1) систематическому измерению; 2) полноте эксперимента. Первый индикатор отражал закономерность, с которой ученики искали подходящую стратегию влияния на популяцию выдр, например, путём многократного изменения одного фактора при постоянном сдерживании других факторов. Второй показатель демонстрировал, в какой степени школьники экспериментировали со всеми пятью факторами.

Чтобы эксперимент состоялся, необходимо было информацию лог-файла сравнить с данными самоанализа учеников, в котором дети описывали свои действия и объясняли причины тех или иных решений. Марсель Винман и его команда были, в основном, заинтересованы двумя вещами: 1) насколько измерения метакогнитивной деятельности, проводимые компьютером, соотносились с анализом действий учеников;; 2) как результаты двух разных способов измерения метакогнитивной деятельности прогнозировали обучение. Если измерения человеком и компьютером были бы согласованы и с одинаковой точностью прогнозировали результаты обучения, это доказало бы, что компьютеры могут заменить традиционные методы анализа важной метакогнитивной деятельности.

Исследователи на самом деле обнаружили, что не было особой разницы между измерениями метакогнитивной деятельности, проводимыми человеком и компьютером. Почти все отдельные компьютерные измерения (например, частота прокрутки, время между экспериментами и т.д.) были соотнесены с теми или иными объяснениями учеников своей деятельности в процессе эксперимента (какие факторы предпочитали выбирать, как их меняли для получения нужного результата, зачем и т.д.).

«Безусловно, результаты Винмана далеки от совершенства», – говорит Хоровиц. Однако не стоит закрывать глаза на то, что компьютеры способны делать адекватные измерения таких важных для обучения показателей как планирование, разработка стратегии и оценка результатов работы. Теперь клики мышкой, просмотр страниц, удаление ответов становятся не только набором обычных рабочих операций, но и позволяют определить общий уровень квалификации студентов, а также пролить свет на причины выбора учеником той или иной стратегии в решении сложных проблем.

Конечно, эти исследования находятся в зачаточном состоянии и подобные результаты не могут дать полной картины способностей студента или определить их слабые и сильные стороны. Однако с каждым годом подростки начинают хранить в электронном виде всё большее количество учебной информации и своих расчётов, а это прямой путь к тому, чтобы дальше работать в этом направлении» - заключает Эрик Хоровиц.

Что же касается роли учителя, то при всей революционности подобных экспериментов, без участия человека они вряд ли бы представляли какую-то ценность. Пусть даже компьютеру удалось собрать необходимую информацию, но кто-то же должен её проанализировать и продумать, как использовать полученные данные в дальнейшем.

Вариант развития, при котором компьютер на основе своих же сведений мог бы предложить программу обучения ребёнка, на данном этапе недоступен нам. Что не может не радовать. Ведь в той же повести Азимова машинное образование лишает человека творчества и возможности делать ошибки, необходимые для настоящего развития и нахождения собственного пути. Именно поэтому на вопрос «может ли заменить компьютер учителя?» - независимо от уровня развития технологий - можно смело ответить: «нет».

Компьютеры сегодня можно охарактеризовать как открытия, поразившее целый мир, и заключающие весь этот мир и его информацию внутри себя.

Учащиеся сегодня могут найти все необходимые материалы для обучения и ответы на все свои вопросы в режиме онлайн. Уже сегодня предсказывают, что вскоре наступит тот день, когда компьютеры упразднят не только учителей, но и всю образовательную систему.

Так что самым важным вопросом является, действительно ли компьютеры смогут заменить учителей? После тщательного обдумывания, ответ определённо – нет. Да, это правда, что любые учебные материалы доступны в любое время и в любом количестве. Но факт остаётся фактом: компьютер это просто электронная машина, лишенная эмоций, в то время как учитель остаётся живым, эмоциональным существом.

Когда преподаватель учит ребёнка, существует вовлечение в процесс обеих сторон, тогда как при обучении ребёнка компьютером, активность проявляет только обучающийся. Когда мы ищем решение какой-либо проблемы, компьютер имеет фиксированный набор ответов, и не может добавить ничего из собственного опыта, давая конкретные ответы на конкретные вопросы. Если вы начнёте задавать дополнительные вопросы, то с большой вероятностью, вы увидите на экране «ответа не найдено».

В то же время, если ученик спросит учителя, то на любой вопрос он сможет получить ответ. Кроме того, ученику необходимо тщательно изучать тему, потому что вряд ли учитель будет указывать возможные варианты ответов на свои вопросы. И это заставит ребёнка думать.

Когда человека обучает компьютер, он не требует от ученика вникать в суть изучаемой темы, и при возникновении сложностей, ребёнок может отложить обучение на потом, а затем и вовсе не вернуться к пропущенному материалу. Мы понимаем, что пока нам не поставят конкретные сроки, мы редко сами попытаемся завершить начатое. Очень немногие люди заканчивают свою работу без острой необходимости.

На самом деле существует эмоциональная связь между учителем и учениками, которые нуждаются в заботе и внимании. Ведь не всем учёба даётся легко.

Если может наступить день, когда компьютеры заменят учителей, то может также наступить и такой, когда человек откажется от необходимости в семье, ведь многие задачи могут быть выполнены машинами. Но есть такие вещи, которые не могут быть заменены ничем другим. Наиболее важными среди них являются такие эмоции, как любовь, забота и ласка.

Несмотря на то, что мы становимся технологически продвинутыми, как эти вещи, так и учительский подход к преподаванию никогда не сможет быть заменён, но вот онлайн-обучение становится популярнее с каждым днём.

Балло Евгения. МНОУ Лицей, Кемерово, Россия
Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Мой мир.

Computers or teachers: who wins?

Now it is the 21 century. Our life is full of IT technologies. Of course, it`s so comfortable, so exiting and interesting. But changing teachers for computers is a crazy idea!

In Russia education isn`t so good as in European countries, it`s a known fact. Our goverment gives a lot of money for new computer classes, for the best books, gyms,but it does not work. Why?Because pupils don`t have desire to study, to learn new interesting things, which our nature and science have. After schools they go home to play computer games or watch TV. They aren`t interested in reading and learning.

That`s whychildren need attention to their works, their actions. Teacher can discuss problems with them, explain how to do something right. Teacher will understand you, will help, will calm you. And so-called iron boxes can`t do these things.

A lot of people like scientists or programmists think that computer is our future. Yes,that`s right. But it doesn`t mean that we should give these machines a chance to teach pupils! It is not a good way to get better education.

Somebody does not like computers at all, and they are right too. These things spoil our vision, they can`t make our brain work properly. Computers have made people addicted to them.

By the way of conclusion, I want to say that our future is in our hands. We should think about our sons and daughters.On my mind, they want to study well and understand everything clearly. And it won`t be possible with robots, which we already use at home and school more than 50% of our time a day.

Мы живём в 21 веке.Наша жизнь полна IT технологиями, ведь это удобно и интересно. Но доходить до увольнения учителей - сумасшедшая идея!

В России образование по сравнению с Европой оставляет желать лучшего. И ни для кого это не секрет. Наше правительство тратит бешеные деньги финансируя множество новых проектов: новые компьютерные классы, лучшие книги, спортивные снаряды и залы.Но всё это не действует на детей.Почему?Хороший вопрос.

У молодёжи нет желания учиться, познавать мир.После школы дети бегут домой играть в компьютер или смотреть телевизор. Это отсутствие интересов к другим аспектам окружающего мира огорчает.

Поэтому ученикам нужно внимание к их персоне, к их действиям. Учитель может разрешить проблемы, нормально и доступно объяснить материал урока.

Множество учёных и программистов считают, что техника - наше всё.Наше будущее.Но не до такой же степени,чтобы заменить учителей железнымикоробками с материнскими платами! К хорошему исходу это не приведёт.

Кто-то недолюбливает компьютеры,и с ними тоже нельзя не согласиться. Эта техника портит наше зрение, убивает клетки мозга, не заставляет нас думать, соображать. Она полностью нас контролирует.

В заключении хочу отметить, что будущее наших детей в наших руках. Думаю,мы хотим отличного образования для них. А этого не будет с компьютерами, которые уже захватили 50% нашего времени дома и в школе.