Яблочный Спас: почему до него нельзя есть яблоки? Преображение Господне или яблочный Спас

Яблочный Спас: почему до него нельзя есть яблоки? Преображение Господне или яблочный Спас
Яблочный Спас: почему до него нельзя есть яблоки? Преображение Господне или яблочный Спас

Праздник Преображения Господня отмечают 19 августа. С детства очень люблю этот праздник! Бабушка всегда брала меня с собой в церковь, мы несли корзину, полную яблок, ярких цветов и пышных яблочных пирогов. Бабушкины подружки всегда норовили угостить меня чем-то вкусным, мы с другими детьми играли на территории невероятно красивого храма, и это чудесные воспоминания…

Про Яблочный Спас любят говорить в народе: это почитаемый праздник. Столько традиций, столько обычаев связано с ним! Сегодня ты узнаешь кое-что новое об этом церковном торжестве.

Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

На Руси не употребляли в пищу яблок до этого праздника. Особенно этот запрет касался женщин: если женщина попробует яблоко до наступления священного дня, она принимает на себя грех Евы, вкусившей запретный плод.

Строго следовать этому правилу должны были также родители, потерявшие детей, и женщины, у которых были нерожденные дети. В народе верили: если родители поступят правильно и не станут есть плоды до освящения, дети на небесах получат гостинцы…

В этот день нельзя убивать мух. Запрещена любая работа по дому: «Кто на Спас шьет - тот всё время слезы льет». После наступления праздника уже нельзя купаться в открытых водоемах: «Яблочный Спас - ушло лето от нас».

День Яблочного Спаса - это день благодарности Богу за урожай. Очень важно угостить в этот день яблоками и прочими вкусностями всех, кто нуждается в этом: нищих и бездомных. Нужно угостить детей, которые встретятся тебе в церкви! Люди верили, что если сделать так, то ты ни в чём не будешь нуждаться весь год, а твои усопшие родственники будут вознаграждены.

«Так Просто!» уверен, что в народных традициях есть смысл. Тому, кто делится, всё вернется в изобилии!

Однако праздник Преображения имеет и другой смысл: в этот день важно преобразиться внутренне, очиститься от дурных мыслей и обогатиться духовно. Желаем провести тебе этот день со своими родными, в радостном настроении, ! Расскажи нам, какие традиции, связанные с праздником, чтит твоя семья.

К ак-то мне рассказали о таком случае: в Троице-Сергиевой лавре, во время крестного хода, перед архиереями бежала старушка и кричала: «Батюшка, простите грех, перед Преображением яблочко съела».

Невольно возникает вопросом: а ведь на душе у этой женщины наверняка есть настоящие грехи, зависть, осуждение, вражда, мало ли еще грехов, которыми мучается душа человека, неужели они не вопиют о прощении. Почему они не заставляют бежать к священнику на исповедь, не дожидаясь удобного времени. Выходит, что иногда непонятные правила и уставы своей таинственностью затмевают простоту и понятность заповедей Божьих. Заповедь о любви к ближнему не всегда открывает свой смысл, зато таинственное правило о невкушении яблок до Преображения воспринимается как настоящее откровение, человек не только яблок не вкушает, он охотно даже от меда отказывается, ведь мед пчелы делают из яблочного цвета! А есть ли основание для такого рвения в церковном уставе, что на самом деле заповедано отцами относительно вкушения яблок на Преображение?

Об обычае освящения начатков овощей и о прещениях, ожидающих тех, кто не дождался праздника, мы читаем в Типиконе: «Подобает ведати, яко предание имамы от святых отец от спасительного сего праздника Преображения, снедати гроздия, идеже обретается. Благословение приемше от иерея... Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздия через весь месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец... Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми: яве яко времена их, кое когда приспеет».

Мы видим, что наказание, в виде запрещения есть виноград целый месяц, грозит неповинующимся уставу св. отец. Но в чем этот устав состоит? В том, чтобы не вкушать винограда до праздника, или в том, чтобы не вкушать его до церковного благословения? Ведь сказано, что на праздник иерей благословляет плоды. Эти же правила предписываются и по отношению к смоквам и «прочим овощам», но о сроках тут ничего не сказано, когда что созреет.

Выходит, что смысл «устава святых отец» в том, чтобы начатки овощей не употреблять без церковного благословения.

Действительно, приношение начатков плодов - очень древний обычай. Часть «от плодов земли» приносилась Богу уже сыновьями Адама (Быт. 4:2–4 ). Обычай приносить первые плоды урожая был органично воспринят ранней христианской церковью. Отголоски этого мы видим в некоторых канонических правилах (правило 46 Карфагенского собора, правило 28 Шестого Вселенского собора), запрещающих приносить начатки плодов, как евхаристическую жертву, что говорит о необычайной распространенности обычая приношения плодов. И это вполне понятно: верующий человек, получая урожай, понимает, что он от Бога. Св. Иоанн Златоуст говорил: «земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога возвращающаго оные». Смысл такого приношения не в освящении плодов, как особенной святыни, кожуру от которой нельзя выбрасывать, как думают иногда не церковные люди. Человек жертвует в церковь часть своего урожая, который ему дал Бог, тем самым признавая, что источник урожая - благость Божия. Через эту жертву Господь благословляет и весь остальной урожай.

В Греции как раз в начале августа по старому стилю поспевает виноград. Как известно, виноград имеет в церкви важное символическое значение, из него делают вино. Поэтому сложился обычай благословлять виноград, в отличие от других начатков, одновременно для всех, на праздник Преображения.

В приведенных словах Типикона есть еще одно важное замечание: разрешение вкушать виноград, и прещение вкусившим до праздника, касается только тех мест, «идеже виноград обретается». Это еще раз подтверждает, что цель устава не погубить урожай там, где он уже созрел, а напомнить человеку, что источник урожая - Бог, и пользоваться им необходимо по Божьему благословению.

В Русской церкви обычай несколько изменился. Виноград в России не растет так обильно, как на востоке и созревает в другое время. В то же время, красоту обычая общецерковного благословения начатков плодов хотелось сохранить, поэтому русская церковь заменила виноград на яблоки.

В Минее сказано: «Зде же в велицей России, идеже не обретаются винограды, приносятся в сей день ко храму яблока, и глаголется молитва о приносящих начатки овощей. И ино овощие да приносится коегождо во свое время ко храму на благословение, и молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними такожде».

Как видим, о наказании по отношению к тем, кто ел яблоки до праздника, ничего не сказано, зато повторяется мысль о том, что иные плоды приносятся в свое время. Совершенно очевидно, что цель «устава святых отец», о котором упоминается в Типиконе, научить верующего человека благодарности Богу, а не выработать свод таинственных правил о времени вкушении разных продуктов, на подобие фарисейского, о котором апостол Павел сказал: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8 ). Если какое-то правило церковного устава, из-за непонимания, вырождается в суеверие, не благочестивее ли следовать его духу, а не букве?

На Украине некоторые сорта яблок созревают за полтора месяца до Преображения. Как быть благочестивому человеку? Выбрасывать урожай, который дал ему Бог? Попытаться что-то законсервировать, чтобы спасти хотя бы малую часть (остальное все равно сгниет)? Может быть, правильнее пойти в храм и пожертвовать часть урожая тогда, когда Бог его дал, а не дожидаясь Преображения, а благословленные плоды вкушать с благодарностью и без смущения? Это и будет означать - «...повиноватися уставу святых отец...»

С августа начинается активный сбор яблок, но при этом есть примета, что нельзя кушать яблоки до Яблочного Спаса, но почему возник этот запрет, знают единицы. Этот праздник по церковным канонам принято называть Преображением Господнем. Начинается он с богослужения, где люди могут освятить как яблоки, так и другие . Несмотря на то, что это старинный праздник, до сих пор не утихают споры по поводу того, можно ли есть до него яблоки или нет, поэтому попробуйте расставить все точки над «и».

Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?

Хоть и есть различные споры по этому поводу, но запрет на употребление этих плодов все-таки существует. К тому же стоит заметить, что если человек нарушает табу, то его непременно будет ожидать наказание.

С древних времен считалось, что человек, приносящий в храм на освящение яблоки, показывает тем самым Господу результаты своей работы и просит благословения. Только после подобного верующий получает разрешение на вкушение плодов. При этом сначала нужно угостить яблоками нуждающихся людей и только потом уже можно есть самостоятельно. Кстати, съедая первое яблочко, необходимо загадать заветное желание, которое непременно сбудется благодаря помощи Высших сил.

Говоря о том, почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, упомянем еще одну версию, согласно которой запрет касается исключительно женской половины человечества. Связывают это с самым известным грехом, когда Ева в Райском саду сорвала яблоко и угостила им своего мужа Адама. В результате они нарушили главную заповедь Бога и были выгнаны из Рая. Именно поэтому женщинам не рекомендуется есть яблоки, пока они не будут освящены в церкви.

Выясняя, кому нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, стоит сказать о том, что в первую очередь подобный запрет должны соблюдать родители, у которых умерли дети. Люди верили, что если соблюсти это правило, то ребенок будет непременно награжден божественным подарком.

Будет интересно узнать не только, почему не едят яблоки до Яблочного Спаса, но и другие запреты, касающиеся этого дня. Нельзя в этот праздник сгонят с себя муху и тем более ее убивать. Если муха села на тело два раза – это хороший знак, означающий, что все желания будут сбываться. После Яблочного Спаса запрещено оставлять урожай зерновых, поскольку он будет уничтожен дождями. Запрещено в этот день работать по дому и шить, а также купаться в открытых водоемах.

Никто не станет спорить с тем, что яблоко – полезный и вкусный плод. Организм человека нуждается в клетчатке, витаминах и микроэлементах, особенно в железе. Всем этим нас могут обеспечить душистые, ароматные, кисло-сладкие фрукты. Однако на Руси существовал строгий запрет, не позволявший людям лакомиться яблоками, когда они начинают созревать. Так почему эти плоды наши предки не могли есть до Яблочного Спаса?

Народная традиция

Помните, в известной поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» одна из крестьянок – несчастная мать, похоронившая маленького сына – говорит: «Молюсь о нем, в рот яблочка до Спаса не беру». Этим женщина дает понять, что она заботится о своем ребенке, пусть даже он и находится на том свете.

Дело в том, что на Руси существовало жутковатое поверье, что если мать покойного малыша позволит себе съесть этот фрукт до православного праздника Преображение Господне, который отмечается 19 августа, то в Раю сам Бог не даст ее ребенку яблока. Не желая невольно навредить детям, ушедшим в мир иной, православные старались вообще не есть никаких плодов до установленной даты.

Народные традиции во многом раскрывают суть представлений жителей той или иной страны о высших силах. Видимо, русские крестьяне считали Бога и ангелов, раздающих угощение, крайне мстительными и жестокими созданиями. Мысль о том, что невинные дети могут быть обижены и обделены едой (которой в Раю неограниченное количество) в наказание за поступки их родителей, отражает отношение простого народа к высшим силам, прежде всего, как к карающим структурам.

Запрет на поедание яблок распространялся не только на несчастных матерей, скорбящих о своих покойных детях, но и на всех женщин в целом. Говорят, что это связано с библейской историей о грехопадении Адама и Евы. Поскольку наша прародительница нарушила указание, данное самим Богом, соблазнившись плодами, то и русская крестьянка, съев яблоко, якобы тем самым возьмет на душу грех самой Евы. Так считали на Руси.

Впрочем, все православные люди старались не нарушать этой традиции, ведь во время праздника Преображение Господне церковь освящает плоды нового урожая. До этого момента яблоки воспринимались людьми как фрукты, недозволенные к употреблению.

Ранние сорта – под запретом

В августе православные христиане отмечают три особых праздника. День Происхождения честных древ Животворящего креста в народе называется Медовым Спасом, поскольку в эту дату церковь освящает плоды труда пасечников. Затем следует Яблочный Спас (Преображение Господне). И завершает череду праздников, посвященных урожаю, день Спаса Нерукотворного, называемый Ореховым Спасом. Интересно, что мед и орехи на Руси также не ели до их освящения в церкви.

В настоящее время, когда в магазинах круглый год продаются любые фрукты, православные люди, придерживающиеся народных традиций, стараются ограничить употребление яблок с начала Успенского поста.

Некоторые специалисты по церковной истории высказывают мнение, что запрет на поедание кисло-сладких плодов до 19 августа был обусловлен заботой священников о здоровье русских крестьян. Дескать, не все плоды поспевают к началу августа, большинство фруктов в это время года еще недозрелые, что вредно для работы желудочно-кишечного тракта.

Впрочем, наличие такого запрета само по себе могло сказаться на народной селекции. Люди выбирали и сажали в своих садах только те деревья, которые начинают плодоносить во второй половине августа, чтобы не вводить себя и своих домочадцев в искушение.

Кстати, первые упоминания о выращивании яблони как садовой культуры содержатся в исторических документах времен Ярослава Мудрого. Плоды этого дерева в России начинают созревать в конце июля. А такой известный сорт как Белый налив в некоторых регионах нашей страны можно употреблять в пищу еще за месяц до Преображения Господня. В советские времена многие селекционеры работали над выведением ранних сортов яблок. Это, например, Китайка золотая ранняя и Грушовка ранняя.

Что говорит церковь?

Современные священники стараются преодолеть негативное отношение, сложившееся в народе по отношению к Богу и ангелам. Служители церкви подчеркивают, что высшие силы не могут отыгрываться в Раю на покойных детях, обделяя их чем-то в наказание за поступки родителей. То есть, как такового запрета на поедание яблок до 19 августа не существует.

Первоначально, еще до принятия христианства на Руси, на Святой земле в день Преображения Господня было принято освящать в церкви виноград. Поскольку он не растет повсеместно в России, люди стали заменять гроздья более распространенными плодами – яблоками.

Единственный запрет, имеющий отношение к вышеупомянутому празднику, содержится в церковном уставе (Типиконе). Там говорится, что священнослужители, вкусившие созревшие гроздья с лозы до их освящения, лишаются возможности есть виноград до конца августа. То есть, в течение последующих 10 дней. И все. И никаких несчастных детишек, страдающих в Раю. И никакой Евы с Адамом. И никакого страшного греха.

Тот факт, что праздник Преображения Господня приходится на строгий Успенский пост, тоже не означает, что яблоки в это время должны быть исключены из рациона. Они, как и виноград, не относятся к числу продуктов, недозволенных православным во время поста.

Единственное, почему церковь лишь рекомендует христианам по возможности воздерживаться от употребления яблок до 19 августа, это тот факт, что они еще не освящены. Яблочный Спас воспринимается верующими людьми, в первую очередь, как возможность поблагодарить Бога за дарованный урожай. Невежливо есть, не сказав «спасибо». Так полагают многие священники.