Волынская резня. Историческая справка. Истребление поляков на Украине. Волынская резня Волынская резня причины

Волынская резня. Историческая справка. Истребление поляков на Украине. Волынская резня Волынская резня причины
Волынская резня. Историческая справка. Истребление поляков на Украине. Волынская резня Волынская резня причины

К событиями, произошедшим на Волыни в 1943-1945 годах, историки и политики обратились после распада СССР. В конце 1990-х годов была создана совместная комиссия польских и украинских историков для работы по изучению этих событий. Работа совместной комиссии польских и украинских историков показала наличие очевидных различий в трактовании событий польскими историками и рядом украинских - уроженцев мест событий.

В польской историографии события на Волыни в период с февраля 1943 года по февраль 1944 год называются Волынской резней и определяются как этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением Украинской повстанческой армией - ОУН(б) при общей поддержке местного украинского населения поляков, в гораздо меньших масштабах - русских, украинцев, евреев, армян, чехов и представителей других национальностей. Массовые убийства по этническому признаку начались в марте 1943 года и достигли пика в июле того же года. Современная украинская историография определяет события 1943 года на Волыни как двусторонние этнические чистки украинского и польского населения, осуществляемые Украинской Повстанческой Армией (УПА) и польской Армией Крайовой с участием польских батальонов Шуцманшафт и советских партизан.

Причины конфликта

Историки указывают, что истоки конфликта лежали в общем прошлом народов (белорусского, польского и украинского), во взаимных предубеждениях и обидах. Довольно часто польские историки трактуют данные события исключительно как антипольскую акцию УПА, а украинские акцентируют внимание на мотивах, приведших к проведению УПА этой акции, а также уделяют значительное внимание ответным действиям Армии Крайовой против гражданского украинского населения, в том числе на территории Польши. Эта тема гораздо больше исследована со стороны польских историков, занимающихся этой проблемой со времен окончания Второй мировой войны. Украинские историки преимущественно начали исследовать эту тему после провозглашения Украиной независимости.

В традиционной польской историографии события на Волыни воспринимаются как этническая чистка исключительно польского населения; в украинском - как «действие в ответ» на зверства поляков относительно украинских гражданских.

По мнению украинских историков, целью действий украинских националистов на Волыни было, прежде всего, желание помешать будущим претензиям Польского правительства на эти земли (так, как это произошло после завершения Первой мировой войны). Кроме того, нелояльное к УПА население было потенциальной опорой для Германии и СССР.

Развитие и ход конфликта

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 года, масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты) поляков - служащих немецкой администрации. Затем они распространилась также на проживающих в сельской местности поляков - сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно.

Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов.

В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан. С конца лета (особенно активно - с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью.

В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев - укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам. Следует отметить, что многие мирные украинцы-волыняне противились этим акциям украинских националистов. Об этом свидетельствует, в частности «Кресова книга справедливых», изданная в Польше Институтом национальной памяти. В ней собраны воспоминания поляков о украинцах, которые помогали им в течение Второй мировой войны и в частности во времени Волынской трагедии.

В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения. Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия.

Число жертв

Ряд исследователей польских историков говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч. Ответные действия польской стороны, начатые с конца лета 1943 года, привели к значительным жертвам среди украинского гражданского населения. По оценке польских стороны, было убито около 2-3 тысяч украинцев.

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 - 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.

В Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут о количестве погибших украинцев только на Волыни от 2 до 3 тысяч, другие о том, что в 1943-1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев.

Как отмечают украинские источники, для работ их польских коллег характерна тенденция преувеличивать польские жертвы а счет за уменьшения украинских жертв, зачислять погибших от рук поляков украинцев, как поляков, погибших от рук украинцев и включать в число польских жертв людей не польской национальности, погибших при совершенно других обстоятельствах и не имевших отношения к Волынской резне. Количество погибших украинцев на всех территориях украинский-польского конфликта, включая Волынь, по некоторым подсчетам украинских историков достигает 21-24 тыс. человек. По украинским исследованиям, только на территории одного Владимирецкого района поляки убили почти 1500 украинцев. На территории Ровенской области выявлено более 10 000 жертв от рук польских коммунистических, шовинистических, коллаборантских формирований и польской самообороны, а количество установленных преступлений, совершенных поляками, уже превысило 1500.

Знаете, что такое еврейская хуцпа? Это когда еврейский юноша, зарезавший свою мать, защищаясь на суде, требует помилования на основании того, что он сирота.

Знаете, что такое украинская хуцпа? Я вам сейчас продемонстрирую.

«Киевские власти готовы принести Польше извинения за Волынскую резню, если будут предоставлены доказательства, что руководивший Украинской повстанческой армией (УПА) Роман Шухевич действительно «сделал что-то плохое». Об этом заявила вице-премьер Украины по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе в интервью польской газете Rzeczpospolita .

«Украина сейчас пытается разобраться со своей сложной историей. Очень многие факты были сфальсифицированы, в частности, через советскую пропаганду, советских историков», - заявила Климпуш-Цинцадзе. Она добавила, что в годы Второй мировой войны было много случаев, когда «кто-то другой надевал форму УПА и убивал от имени УПА». По мнению Климпуш-Цинцадзе, для установления правды о Волынской резне необходимо создать совместную украинско-польскую комиссию из независимых историков. »

А давайте послушаем свидетеля. Того, кто собрал все факты, все документы в одну книгу. В памяти которого навсегда запечатлелись зверства УПА.

Существует бесценный труд - книга Виктора Полищука «Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (исповедь украинца)», изданная в Торонто.

Виктор Варфоломеевич Полищук родился в 1925 году на Волыни, на территории, принадлежавшей до 1939 года Польше. Его отец - украинец. Его мать - полька. По вероисповеданию Виктор - православный.

В 1946 году Виктор Полищук выехал в Польшу, где получил высшее юридическое образование. С 1981 года проживает в Канаде , владеет собственным издательским предприятием. Имеет ученые степени кандидата юридических наук и доктора политологии, автор ряда научных и публицистических работ.

Его искренне и всем тем, что заменяет им сердце и душу, ненавидят украинские диаспоряне, что в Канаде, что в США. Потому что Виктор Полищук написал страшную правду, которую украинцы всеми силами пытались спрятать и забыть. Его часто обвиняют в антипатриотизме. Он гордо отвечает: «Не народ свой обвиняю, а очищаю от той скверны, что являет собой ОУН-УПА» .

Я уже касался темы, как львовские профессора пытаются переделать сознание школьников и студентов, искажая факты о Волынской Резне .

Очень много, невероятно много сделал Олесь Бузина, Царствие ему небесное, чтобы раскрыть преступления украинских националистов.

Олесь Бузина когда-то задавал вопрос: «Спросите себя: вы бы убивали соседа только за то, что он говорит по-польски? Ради Украины, убивали бы? Женщине вспороли бы живот? Младенца, который ни по-польски, ни по-украински еще не говорит, но, по вашему мнению, наверняка уже ПОЛЯКА, головкой о колодезный сруб шмякнули бы, так, чтобы мозг брызнул? Вы лучше представьте себя одним из тех, кто на рассвете окружает польское село, выгоняет людей на улицу, забирает из дома лучшие вещи, а потом, без различия возраста и пола, снова загоняет их в дома и поджигает. Вы бы это делали? А если бы делали, то по доброй воле или просто выполняя приказ? Скажите честно, вам бы все это доставило удовольствие? И потом, через много лет, вы все это вспоминали бы как подвиг и рассказывали бы со всеми физиологическими подробностями внукам? »

За такие вопросы его и убили.

В книге Виктора Полищука «Горькая правда» собраны страшные свидетельства людей, за которыми охотились украинские нелюди.

«Летом 1943 г. моя тетка по матери Анастасия Витковская пошла с соседкой-украинкой днем в село Тараканов, расположенное в трех километрах от г. Дубно. Разговаривали по- польски, так как тетка, женщина неграмотная, родом из Люблинщины, не смогла научиться украинскому языку . Пошли они, чтоб поменять кое-что на хлеб, так как у тетки было шестеро детей. Никогда ни она, ни дядька, Антон Витковский, тоже человек совсем неграмотный, не только не вмешивались в какую-либо политику, но и не имели о ней никакого представления. И ее, а также соседку-украинку, убили бандеровцы из УПА или Самооборонных кустовых отделов (в них входили вооруженные часто вилами, ножами местные крестьяне, подчиненные ОУН- УПА) только за то, что они разговаривали по-польски. Убили зверски топорами и бросили в придорожный ров. Об этом мне рассказала другая тетка - Сабина, которая была замужем за украинцем Василием Загоровским

Однажды знакомый украинец сообщил тестю, что УПА готовится уничтожить его семью. Они убежали в Кременец. Кто-то слышал разговор этого молодого украинца с отцом моей жены. Его, подозревая в «измене», повесили в центре села и прицепили на грудь табличку: «Так будет со всеми изменниками». Повешенного не разрешали снимать в течение нескольких дней. Два факта, которые имели место в разных местах в разное время. Их объединяет одно: авторство ОУН-УПА, беспричинность убийств. У моего отца был брат, Ярохтей, который жил в с. Липа Дубенского района. За то, что он открыто клеймил УПА, его убили выстрелом в рот. Дядька Ярохтей был обыкновенным малограмотным крестьянином.

«24 марта 1944 г. в морозную ночь бандеровцы напали на наши хаты, подпалили все строения. Жили мы в селе Поляновице (Цыцивка) Зборовского уезда Тернопольской области . Отец мой, поляк, женился на украинке. С украинцами из соседних сел мы жили в мире. Мы слышали об убийствах на Волыни, но сначала не думали, что и нас могут убивать. Где-то в феврале 1944 года бандеровцы (мы не разбирались, кто в УПА, кто в другой группе - всех называли бандеровцами, так как они сами славили «вождя» Бандеру) поставили перед нашим селом требование о выкупе. Крестьяне деньги собрали и отдали бандеровцам. Но это не помогло. Ночью все мужчины, то есть отец, младший брат и я, как и в другие ночи, спали в убежище под хозяйственными постройками. Мать (украинка) с двумя моими сестрами и сестрой отца, которая вышла замуж за украинца из-под Харькова , ночевала в хате. Сразу же после полуночи мы почувствовали запах дыма и догадались, что УПА подожгла дома. Я выскочил из погреба, подняв ляду. По мне, убегающему, стреляли, но не попали. Отец тоже пытался выбраться из погреба, но не смог - сгорел. От дыма задохнулся мой младший брат. Мать, убегающую из горящего дома, ранили, но она спаслась. Убежала также семилетняя сестра, хотя и получила ранение в колено. Убежала также сестра отца, которую ранили выстрелом в руку, вследствие чего руку пришлось ампутировать. Вторая 13-летняя сестра, убегая, попалась на глаза бандеровцу, который проколол ей грудь штыком, и она погибла на месте. Этой же ночью бандеровцы сожгли и убили соседей наших - Белоскурского и Барановского и других из нашего небольшого села»

Т. Г. из Глухолазов (Польша) пишет: «Мы жили в польском селе Чайков, уезд Сарны. В июне или июле 1943 г. приехали перед обедом бандеровцы на конях. Окружали дома, поджигали их, а тех, кто из них убегал, убивали топорами, штыками… УПА не боролась с немцами. До войны у нас не было вражды между украинцами и поляками».

Э.Б. из США: «Жили мы в селе Радоховка. В марте 1943 года в полночь уповцы подожгли дом соседа Янчарека. В тех, кто из него убегал, стреляли. Спасся только сын Ян, остальные погибли: Яков Янчарек, его жена, мать, сын Януш, дочь Ледзя, вторая дочь с грудным ребенком. Жертвы бандеровцы бросили в колодец. Моя мать была убита в мае того же года - шла в село, и ее застрелили.

3-Х. из Польши , г. Валч: «Село Николаевка на Волыни. Нападение бандеровцев было 24.04.1943 г. на рассвете. Бандеровцы вошли в нашу хату и начали пытать, коля штыками. Принесли солому и подожгли. Меня также пробили штыком, и я потерял сознание, упав на тетку. Когда пламя добралось ко мне, я пришел в себя и выскочил в окно. Бандеровцев уже не было. Мой стон услышал сосед-украинец Спиридон, он занес меня к другому украинцу - Безухе, который на лошади повез меня в больницу. Вследствие нападения погибли 14 человек, среди них была беременная женщина»

Г.К. из США: «14 июля 1943 г. в Колодне бандеровцы замучили 300 человек. Согнав их, приказали лечь, мол, будут делать обыск. В лежачих начали стрелять. Свидетель - Антек Полюля. Бандеровцы из Колодни: Андрей Шпак, Семен Коваль, Володя Сничишин, из Олешкова - Павел Романчук. К убийству призывал поп, который говорил: «Будем святить ножи, чтобы кукель из пшеницы вырезать».

Г.Д. из Польши: «Во вторник, 14 июля 1943 г., в селе Селец Владимир-Волынского района украинцы убили двух пожилых людей - Юзефа Витковского и его жену Стефанию. Их застрелили в собственной хате, которую потом подожгли. После полудня этими же топорами убили двух пожилых людей Михаловичей и их 7-летнюю внучку, мужа и жену Гроновичей, экономку ксендза по имени Зофия. В убийствах принимал участие Иван Шостачук, который до войны был в польской армии капралом и поменял свое вероисповедание на римско- католическое. Его младший брат Владислав, православный, предупредил семьи Морелевских и Михалковичей. В банде был украинец - Юхно, который убивал поляков, а его отец спас семью Стичинских. До войны отношения с украинцами были хорошими, портиться они стали в начале 1943 года, когда из Львовщины и Станиславщины начали прибывать агитаторы, которые бунтовали украинскую молодежь, обещая вольную Украину. Не все поддавались нашептыванию, в частности, не поддавались люди старшие по возрасту. Учительницу начальной школы Майю Соколив, жену заведующего школой, которую прислали из Советского Союза , русскую, вместе с мужем, матерью и годовалым сыном Славиком утопили в колодце. Из семьи Морелевских бандеровцы убили родителей, невестку Ирену (19 лет) и сына Юзефа (20 лет). Всех, кроме Ирены, убили недалеко от леса. Ирену забрали в хату руководители банды, держали ее в подвале, насиловали, а потом выбросили в колодец. Ирена была беременной.

Я.Д. из Канады: «На наше село Лозов Тернопольской области, что над речкой Гнездечной, бандеровцы напали в ночь на 28 декабря 1944 года. Замучили около 800 человек. Первая группа бандеровцев после сигнала ракеты била окна и выламывала двери, вторая группа убивала, а третья грабила, после чего поджигали дома…»

В.М. из Канады: «Село Грабина, Владимир-Волынская область. 29 августа 1943 г. в воскресенье пришла весть, что бандеровцы убивают: Отец приказал мне спрятаться. Когда вошли в наш двор, там была моя мать, которую сразу же застрелили из пистолета. Отец это увидел и, выйдя, сказал: «Что вам нужно, ведь я вам ничего плохого не сделал?» Бандеровец в ответ ударил его топором в голову. Отец упал, тогда бандит в него еще и выстрелил. Мать убили сразу, а сестру на третий день.»

К.И. из Великобритании: «Германовка. Нападение имело место в сентябре 1943 г. на рассвете. Напали на меня близкие соседи - Костецкий. Головатый и Заплетный. Побили меня и ограбили. 14 февраля 1944 г. была свадьба моей двоюродной сестры, недалеко от меня, на нашей улице. Молодой работал на почте и пригласил своего начальника, а когда тот отъезжал, то бандеровцы убили его выстрелом. Началась стрельба, бросали гранаты. Все свадебные гости были убиты, хату сожгли. Убиты были также и музыканты, шесть их было, среди них было несколько украинцев. Среди гостей также было несколько украинцев, их тоже убили. Убито 26 человек. Один украинец, сосед, позволил мне ночевать в его хате, но однажды, придя из церкви, сказал, что дальше не может меня прятать, так как священник сказал: «Братья и сестры, пришло время, когда можем отплатить полякам, жидам и коммунистам».

30 августа 1943 г. Купы, польское село в Любомльском уезде, утром было окружено «стрельцами » УПА и украинскими крестьянами, главным образом из села Лесняки, которые устроили массовую резню поляков. Убивали всех, в том числе женщин, детей, стариков. Убивали в хатах, во дворах, в хозяйственных помещениях, используя топоры, вилы, дрючки, а по убегающим стреляли. Целые семьи бросали в колодцы, засыпая их землей. Павла Прончука, поляка, который выскочил из убежища, чтоб защитить мать, поймали, положили на лавку, отрубили ему руки и ноги и оставили так, чтобы дольше мучился. Зверски замучили там украинскую семью Владимира Красовского с двумя детьми. Из 282 жителей села убито 138 человек, в том числе 63 ребенка.

В нескольких километрах от Теребовли расположено село Баворив, в котором пастырями были ксендзы Кароль Процик и Людвик Рутина. Организация Украинских Националистов в Смолянце на собрании 28.10.1943 г. вынесла смертный приговор этим священникам и органисту Висьневскому за то, что они принимали участие в похоронах поляков, замученных членами этой организации. Исполнение приговора состоялось 2.11.43 г. Около 18.00 группа убийц ворвалась в костел. Органиста застрелили на месте, ксендза Процика вытянули из комнаты. Ксендз Рутина убежал через окно, в него бросили гранату, но она не разорвалась. Ксёндз Процик начал кричать, его проткнули штыком, связали и вывезли в лес. Тело так и не нашли.»

Бандеровские экстремисты говорили: «Треба крові по коліна, щоб настала вільна Україна».

Зимой 1943 под вечер на дороге из Ужинцов бандеровцы напали на телегу с польскими женщинами из Каролинки, которые ехали в Масленку ночевать у Полощанских, надеясь, что там не так опасно. Застрелили жену Юзефа Полощанского и еще одну женщину.

Пишет П.Фальковская из Бразилии: «Между Луцком и Ривным было село Пальчи… В 1942-43 годах бандеровцы замучили 18 человек из родственников ее мужа… истязали, вырывали языки. 86-летнего кузнеца порезали живым на куски… Один украинец имел жену польку, так бандеровцы приказали его брату убить его. Семья убегала из Котова в Пальчи, по дороге напали на них бандеровцы, между ними был и тот брат. Убили всю семью - отца-украинца, мать-польку и детей. В селе Зверев бандеровцы убили целую семью, потом поляки нашли живого грудного ребенка, который сосал грудь убитой матери.

Ф.Б. из Канады: «На наш двор пришли бандеровцы, поймали нашего отца и топором отрубили ему голову, нашу сестру прокололи штыком. Мать, видя все это умерла от разрыва сердца».

Ю.В. из Великобритании: «Жена брата была украинкой и за то, что она вышла замуж за поляка 18 бандеровцев ее насиловали. От этого шока она никогда не вылечилась, брат ее не жалел и она утопилась в Днестре».

В. Ч. из Канады: «В селе Бушковицы восемь польских семей загнали в стодолу, там всех их топорами поубивали и подожгли стодолу».

Ю.Х из Польши: «В марте 1944 г на наше село Гута Шкляна напали бандеровцы, среди них был один по фамилии Дидух из села Оглядов. Убили пять человек. Стреляли, добивали раненых. Ю. Хоростецкого топором разрубили пополам. Изнасиловали малолетнюю».

Т.Р. из Польши: «Село Осьмиговичи. 11. 07. 43 г. во время службы Божьей напали бандеровцы, поубивали молящихся, через неделю после этого напали на наше село. Маленьких детей побросали в колодец, а тех, кто побольше, закрыли в подвале и завалили его. Один бандеровец, держа грудного ребенка за ножки, ударил его головой о стену. Мать этого ребенка закричала, ее пробили штыком».

9 ноября 1943 г., польское село Паросле в районе Сарны. Банда украинских националистов, притворясь советскими партизанами, ввела в заблуждение жителей села, которые в течение дня угощали банду. Вечером бандиты окружили все дома и убили в них польское население. Было убито 173 человека. Спаслись только два, которые были завалены трупами, и 6- летний мальчик который притворился убитым. Позднейший осмотр убитых показал исключительную жестокость палачей. Грудные младенцы были прибиты к столам кухонными ножами, с нескольких чело век содрали кожу, женщин насиловали, у некоторых были обрезаны груди, у многих были обрезаны уши, носы, выколоты глаза, обрезаны головы. После резни устроили у местного старосты пьянку. После ухода палачей среди раскиданных бутылок само гона и остатков еды нашли годовалого ребенка, прибитого штыком к столу, а у него во рту торчал недоеденный кем-то из бандитов кусок квашеного огурца.

Март 1943 г. В околице Гуты Степанской Костопольского района украинские националисты обманом выкрали 18 польских девушек, которых после изнасилования поубивали. Тела девушек сложили в один ряд и на них положили ленту с надписью: «Так должны погибать ляшки (польки)».

Март 1943 г., населенный пункт Антоновка, Сарненский район. Юзеф Эйсмонт поехал на мельницу. Владелец мельницы, украинец, предупредил его об опасности. Когда он возвращался с мельницы, на него напали украинские националисты, привязали к столбу, выковыряли глаза, а потом живого перерезали пилой.

30 августа 1943 г., польское село Острувки возле Любомля. Село окружили плотным кольцом. В село въехали украинские эмиссары, предлагая сложить оружие. Большинство мужчин собрались в школе, в которой их закрыли. Потом выводили по пять человек за сад, где их убивали ударом по голове и бросали в выкопанные ямы. Тела складывали слоями, пересыпая землей. Женщин и детей собрали в костеле, приказали им лечь на пол, после чего по очереди стреляли в голову. Погибли 483 человека, в том числе 146 детей.

В ночь на 21.03.43 г. в Шумске убили двух украинцев - Ищука и Кравчука , которые помогали полякам. Апрель 1943 г., Белозерка. Эти же самые бандиты убили украинку Татьяну Миколик за то, что она имела с поляком ребенка. 5.05.43 г., Клепачев. Убили украинца Петра Трохимчука с женой-полячкой. Август 1943 г., Яновка. Бандеровцы убили польского ребенка и двух украинских детей, так как они воспитывались в польской семье. Август 1943 г., Антолин. Украинец Михаил Мищанюк, который имел жену-полячку, получил приказ убить ее и годовалого ребенка. Вследствие отказа его с женой и ребенком убили соседи.

И это крохотная доля всех свидетельств, перечисленных в книге «Горкая Правда» Виктора Полищука. Вот они - герои современной Украины, ОУН и УПА . Вот на какой пример требуют равняться украинским и русским детям на Единой Украине.

За время активности украинских националистов было убито поляков и украинцев около 100 000 человек. И теперь киевские власти предлагают Польше всё забыть.

Но поляки давно уже ответили на подобные предложения. Не будет прощения украинским зверям - ни на земле, ни в пекле. А небо для украинских нацистов закрыто навеки.

«ЕСЛИ Я ЗАБУДУ О НИХ, ТЫ БОЖЕ НА НЕБЕ, ЗАБУДЬ ПРО МЕНЯ»

- Волынская резня

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН - УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943-1945 годах.

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 года :55 , масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты ) поляков - служащих немецкой администрации. Затем они распространилась также на проживающих в сельской местности поляков - сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно . Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов. В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан :87-89 . С конца лета (особенно активно - с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью. :88-90,95

В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев - укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам :140-142 .

В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой и советских партизан против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения :154-158 . Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия :161,165-167 .

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36543-36750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13500 до более чем 23000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены :48,279 .

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков , в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч .

На Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут об общем количестве погибших украинцев от 2 до 3 тысяч , другие о том, что в 1943-1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев :279 .

Истоки конфликта

Украинские и польские историки указывают, что истоки конфликта лежали в общем прошлом двух народов (польского и украинского), во взаимных предубеждениях и обидах. В основные причины конфликта включают:

  • Исторические события XVI-XVIII веков, наполненные крайне жестокими крестьянскими бунтами и казацкими восстаниями, которые гасились потоками крови и оставили после себя двусторонние обиды и чувство социальной несправедливости.
  • Опыт и выводы из проигранной украинцами войны с Польшей 1918-1919 годов, которые указывали на Польшу, как на одну из основных преград при создании независимой Украины.
  • Неурегулированные общеполитические условия после Первой мировой войны, которые лишили украинцев возможности иметь собственную государственность.
  • Национальная политика межвоенной Польши на ее восточных территориях, основанная на национализме и отстранении других национальностей от участия в государственной и общественной жизни (вопрос автономии и самоуправления, проблема земельной реформы, политика в сфере образования, нарушения гражданских прав и свобод, репрессии против украинцев), которая не ликвидировала прежние социальные конфликты, но, напротив, их обострила.
  • Террористическая и саботажная деятельность УВО , а затем и ОУН , на территории Польши в межвоенный период.
  • Антипольская деятельность ОУН во время Второй мировой войны, обусловленная в основном принятой идеологией интегрального национализма Д. Донцова (опирающейся на образец нацизма) и формировала сознание украинского общества в духе ненависти к полякам как таковым, которые были преградой для создания независимой Украины.
  • Подстрекательская роль обоих тоталитарных режимов (советского и немецкого) в усилении украино-польского конфликта.
  • Деморализующее влияние войны, которая принесла огромное моральное опустошение и отход от норм социального поведения, обусловив кровавый и преступный характер конфликта.
  • Бескомпромиссные позиции как польского правительства, так и руководства ОУН в территориальном вопросе.

Последующие оценки

Несмотря на полярные взгляды, к 60-летию событий в 2003 году было принято общее заявление, отметившее факт массового уничтожения поляков и то, что в украинско-польском противостоянии они были стороной, которая преимущественно защищалась. Несмотря на этот вывод, депутатам Верховной Рады Украины с большим трудом удалось принять совместную польско-украинское парламентское заявление по данному событию, текст которого содержит общие фразы, а ответственность за уничтожение поляков возлагается на непоименованные «вооруженные формирования украинцев» .

См. также

  • Пацификация украинцев в Восточной Галиции (1930)

Примечания

  1. Ґжеґож Мотика, Антипольська акція ОУН-УПА , Український Альманах 2003. - Варшава, 2003
  2. Ільюшин І. ОУН-УПА і українське питання в роки Другої світової війни: в світлі польських документів. - К.: Інститут історії України НАН України, 2000
  3. Мищак Іван. Сучасна українська та польська історіографії про волинську трагедію 1943 року // Історіографічні дослідження в Україні. Вип. 18. - К.: Ін-т історії України НАН України, 2008. - 488 с.
  4. Ільюшин І. І. Протистояння УПА і АК (Армії Крайової) в роки Другої Світової війни на тлі діяльності польського підпілля в Західній Україні / Відп. ред. С. В. Кульчицький. НАН України. Інститут історії України. - К.: Інститут історії України, 2001. - 289 с.
  5. Siemaszko W., Siemaszko E. Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945. T.1-2. - Warszawa, 2000 S.1038
  6. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія , Інститут історії НАН України.2004р, стр.273
  7. Ільюшин І. Українська Повстанська Армія і Армія Крайова: Протистояння в Західній Україні (1939-1945 рр.) - Київ: Києво-Могилянська академія, 2009. - 399 с.
  8. Grzegorz Motyka, Ukraińska partyzantka 1942-1960, str. 410
  9. Ґжеґож Мотика Волинь 1943 року
  10. Grzegorz Motyka. Zapomnijcie o Giedroyciu: Polacy, Ukraińcy, IPN. Gazeta Wyborcza, 24 maja 2008
  11. Ryszard Torzecki, Polacy i Ukraińcy… , s. 267
  12. Aleksander Korman, Rozmiary i metody eksterminacji kresowej ludności polskiej przez terrorystów OUN-UPA w latach 1939-1947, «Na Rubieży» 1995, nr 3 (13), s. 3
  13. Tadeusz A. Olszański, Historia Ukrainy XX w. , Warszawa 1993, s. 191
  14. Józef Turowski, Pożoga. Walki 27 Wołyńskiej Dywizji AK, Warszawa 1990, s. 48
  15. W. Romanowski, ZWZ-AK na Wołyniu 1939-1944 , Lublin 1993, s. 104
  16. СПІЛЬНИЙ ВИСНОВОК УКРАЇНСЬКИХ ТА ПОЛЬСЬКИХ ІСТОРИКІВ ЗА ПІДСУМКАМИ ІХ-Х МІЖНАРОДНИХ НАУКОВИХ СЕМІНАРІВ (Варшава, 5-11 листопада 2001 р.) //Воєнна історія, № 3-4 за 2003 год
  17. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія, Інститут історії НАН України.2004р
  18. Заявление президентов
  19. Україна-Польща: важкі питання. Т. 9. Матеріали IX і Х міжнародних наукових семінарів «Українсько-польські відносини під час Другої світової війни». Варшава, 6-10 листопада 2001 р. / Наук. ред. М. М. Кучерепа. - Луцьк: ВМА «Терен», 2004.
  20. Стенограмма пленарного заседания
  21. Українська правда: Кучма умовив більшість підтримати заяву по Волинській трагедії
  22. «Постановление Сейма Республики Польша от 15 июля 2009 года в отношении трагической судьбы поляков на Восточных Землях» (польск.)
  23. Корреспондент.net: Свобода требует от Польши «прекратить антиукраинскую истерию»

Литература

  • (польск.) Wladyslaw i Ewa Siemaszko. «Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945 ». Borowiecky, Варшава 2000, ISBN 83-87689-34-3
  • (англ.) Tadeusz Piotrowski. «Genocide and Rescue in Wolyn: Recollections of the Ukrainian Nationalist Ethnic Cleansing Campaign Against the Poles During World War II.» McFarland & Company, 2000, ISBN 978-0-7864-0773-6
  • сборник Забытый геноцид: «Волынская резня» 1943–1944 годов. Сборник документов и исследований / составитель А. Р. Дюков . - М .: Алексей Яковлев, 2008. - 144 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-903588-09-1

Фильмы

Ссылки

  • «Воєнна історія» #3_4 за 2003 рік Документи з відзначення 60-ї річниці трагічних подій
  • Ґжеґож Мотика Польська реакція на дії УПА: масштаб і перебіг каральних акцій
  • СПІЛЬНИЙ ВИСНОВОК УКРАЇНСЬКИХ ТА ПОЛЬСЬКИХ ІСТОРИКІВ ЗА ПІДСУМКАМИ IX-X МІЖНАРОДНИХ НАУКОВИХ СЕМІНАРІВ (Варшава, 5-11 листопада 2001 р.)

Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) - этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц других национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам.

Убивали всех - женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, рубили топорами. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.

Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче - не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.

Так было убито несколько десятков тысяч человек, вся вина которых состояла лишь в том, что они родились не украинцами и жили на украинской земле.

Организация украинских националистов (бандеровское движение) /ОУН(б), ОУН-Б/, или революционная /ОУН(р), ОУН-Р/, а также (кратковременно в 1943) самостийно-державная /ОУН(сд), ОУН-СД/ (укр. Організація українських націоналістів (бандерівський рух)) - одна из фракций Организации украинских националистов.В настоящее время (с 1992 года) преемником ОУН(б) называет себя Конгресс украинских националистов.

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 - 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч.

Эти массовые убийства были настоящей резней. Представление о ее кошмарной жестокости волынского геноцида дает фрагмент из книги известного историка Тимоти Снайдера:

«Первое издание газеты УПА, вышедшее в свет в июле, обещало «позорную смерть» все полякам, оставшимся на Украине. УПА была в состоянии осуществить свои угрозы. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов…. В течение 1943 г. подразделения УПА и специальные отряды Службы безопасности ОУН убивали поляков как в индивидуальном порядке, так и коллективно в польских поселениях и деревнях, а также тех поляков, которые жили в украинских деревнях. Согласно многочисленным, подтверждающим друг друга сообщениям, украинские националисты и их союзники сжигали дома, стреляли или загоняли внутрь тех, кто пытался бежать, а тех, кого удавалось поймать на улице, убивали серпами и вилами. Костелы, набитые прихожанами, сжигались дотла. Чтобы запугать оставшихся в живых поляков и вынудить их к бегству, бандиты выставляли обезглавленные, распятые, расчлененные или выпотрошенные тела ».

Даже немцы поражались их садизму – выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех – женщин, детей…

Геноцид начался в городах. Мужчин «неправильной» национальности сразу забирали в тюрьмы, где позже расстреливали.

А над женщинами насилие происходило прямо среди бела дня на потеху публике. Среди бандеровцев было много желающих встать «в очередь»/попринимать активное участие…

Позже бандеровцы вошли «во вкус».
9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать женщин и девушек.

Перед убийством им обрезали груди, носы и уши.
Мужчин перед смертью лишали половых органов. Добивали ударами топора по голове.

Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.

Когда на второй день в село вошли партизаны, они увидели в домах сельчан груды обезображенных тел, лежавших в лужах крови. В одном из домов на столе среди объедков и недопитых бутылок самогона лежал мертвый годовалый ребенок, голое тельце которого было прибито к доскам стола штыком. В рот ему изверги засунули недоеденный квашеный огурец.

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники - Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами ОУН-УПА (OUN-UPA).

В результате этой резни в Липниках погибли 179 польских жителей, а также поляков из окрестностей, ищущих там укрытие. Это были преимущественно женщины, старики и дети (51 - в возрасте от 1 до 14 лет), 4 укрываемых еврея и 1 русская. Было ранено 22 человека. Идентифицированы по имени и фамилии 121 польская жертва - жители Липник, которые были известны автору. Также лишились жизни трое агрессоров.

ПОДЯРКОВ, уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Результаты пыток, причинённых матери Клещинской, из польской семьи из четырёх человек.

Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика. В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги.

Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек - супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.

Девочку в центре, Стасю Стефаняк убили из-за отца-поляка. Её мать Марию Боярчук, украинку, в ту ночь убили тоже. Из-за мужа…

Смешанные семьи вызывали особую ненависть резунов. В селе Залесье Коропецкое (Тернопольская обл.) 7 февраля 1944 г. был еще более жуткий случай. Банда УПА напала на деревню с целью резни польского населения. Около 60 человек, в основном, женщины и дети, были согнаны в сарай, где их сожгли заживо. Один из погибших в тот день был из смешанной семьи - наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие – он должен убить свою мать-польку, тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью.

ТАРНОПОЛ воеводство тарнополское, 1943. Одно (!) из деревьев просёлочной дороги, перед которым террористы ОУН-УПА (OUN-UPA) повесили транспарант с надписью в переводе на польский: «Дорога к независимой Украине». А на каждом дереве по обе стороны дороги палачи создавали из польских детей так называемые «венки».

"Старых душили, а детей маленьких до одного года за ножки - раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь - в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин.. ."

(из допроса бандеровки)

А вот польская семья Шайер, мать и двое детей, вырезана у себя в доме во Владинополе в 1943 г.

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. На переднем плане дети - Януш Белавски, 3 года, сын Адели; Роман Белавски, 5 лет, сын Чеславы, а также Ядвига Белавска, 18 лет и другие.

Эти перечисленные польские жертвы - результат резни, совершённой ОУН - УПА.

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков - жертв резни, совершённой ОУН - УПА. За забором стоит Йержи Скулски, который спас жизнь благодаря имеющемуся огнестрельному оружию.

ПОЛОВЦЕ, область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. 16 - 17 января 1944 года. Место, из которого вытащено 26 жертв - польских жителей села Половце, - уведённых УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года и замученных в лесу.

"… В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке. И когда пришли русские, то сыновья хотели поставить ему памятник, дескать, боролся за Украину "

(из допроса бандеровки)

Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Видно распоротый живот и внутренности, а также висящую на коже кисть - результат попытки её отрубить. Дело ОУН -УПА.

Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Место казни в лесу.

ЛИПНИКИ, уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Вид перед похоронами. Свезённые к Народному Дому польские жертвы ночной резни, совершённой ОУН - УПА.

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.

Это скан страниц книги. Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением

Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
Вырезание на лбу «орла» (орёл – это герб Польши).
Выбивание глаз.
Обрезание носа, ушей, губ, языка.
Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
Выбивание зубов и ломание челюсти.
Разрывание рта от уха до уха.
Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
Сворачивание головы назад.
Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
Ломание костей (рёбер, рук, ног).
Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
Пробивание живота беременной женщине штыком.
Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
Вырывание жил от паха до стоп.
Вкладывание в вагину раскалённого железа.
Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
Вешание жертв за внутренности.
Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
Перепиливание туловища пилой.
Посыпание связанных ног раскалённым углём.
Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
Разрубание топором целого туловища на части.
Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
Разрезание ребёнка ножом на куски.
Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
Посадка ребёнка на кол.
Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней – отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
Вбивание кола в живот.
Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
Поджигание жертвы, облитой керосином.
Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
Вешание на колючей проволоке.
Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
Прибивание рук к порогу жилища.

Это кости собранные с одной (!) из братской могил для эксгумации в 1992 году.

Памятник в Польше на котором написано:
«ЕСЛИ Я ЗАБУДУ О НИХ, ТЫ БОЖЕ НА НЕБЕ, ЗАБУДЬ ПРО МЕНЯ»

Ждёт ли подобное жителей Украины «неправильной» национальности покажет время…

Это была неравная война, и она продолжается, только преимущество теперь на другой стороне. В 1943 году украинцы Волыни в несколько раз превосходили по количеству и умению местных поляков, от которых они решили избавиться. Сейчас похожее неравенство наблюдается в трактовке произошедшего. Польские ученые сразу после окончания Второй мировой войны стали прилагать большие усилия для изучения событий, называемых «волынская трагедия» или «волынская резня» в зависимости от пристрастий автора. Это позволяет им числом и авторитетом глушить голоса украинских коллег, взявшихся за тему только в 1990-х и испытывающих давление среды, где снова популярна идеология Степана Бандеры.

Насколько история 70-летней давности важна для политиков, стало очевидно, когда сейм Польши обвинил украинских националистов в геноциде, на польских улицах стали нападать на украинцев, а президент Порошенко встал на колени перед памятником жертвам Волынской трагедии в Варшаве. Bird In Flight прочитал доводы ведущих исследователей обеих стран, чтобы сделать практически безнадежную попытку взвешенно изложить предпосылки и следствия массовых взаимных убийств на Волыни.

Как жилось на Волыни до начала Второй мировой?

Около 30 % грамотного населения, как на Волыни в 1920-х годах, сейчас имеют Гвинея и Чад. Это близко к худшему показателю в современном мире - 26,2 % грамотных жителей в Мали. К началу войны Волынь почти догнала нынешнее Того - 52 % грамотных.

Волынь - историческая область на северо-западе Украины, большая часть которой сегодня входит в границы Волынской и Ровенской областей. В конце XVI века была захвачена Польшей, в конце XVIII - Российской империей, после поражения советской России в войне 1920–1921 годов снова попала под польское управление.

Волынь вернулась к Польше в плачевном состоянии. 87 % населения жило сельским хозяйством, при этом в ходу была архаичная трехпольная система севооборота. Не хватало дорог, больниц, на весь край было только 14 средних школ, лишь 30 % волынян умели читать. До 1939 года польская администрация построила более 1 900 новых школ и повысила грамотность до 52 %. Региональным центром в это время становится Луцк: там действуют два театра, два спортивных зала, музей и библиотека.

По данным переписи 1931 года, из 2 миллионов жителей края 70 % были украинцами, поляки составляли 16,6 % населения (самая низкая доля среди всех воеводств страны), евреи - около 10 %.

Разницу в условиях жизни в польской и советской частях Украины приблизительно показывают переписи. С 1921 по 1931 год украинское население Волынского воеводства выросло на 45 %, население УССР с 1926 по 1939 год - на 7,3 %.

Попав под власть Польши, украинцы Волыни избежали голода и репрессий, прокатившихся по советской Украине, но испытали дискриминацию по национальному и религиозному признаку. На работу в государственные учреждения Речи Посполитой православные и униаты не принимались; проводилось принудительное окатоличивание; церкви сносились или превращались в костелы. Чтобы противодействовать распространению национализма, на Волыни запретили даже те украинские общественные организации, которые легально действовали в соседнем Львовском воеводстве.

При всем при этом на Волыни национальный вопрос не был таким острым, как в Галичине. Там теракты украинских националистов провоцировали полицейский произвол.

Средний размер земельного пая, выделенного украинским крестьянам в 1990–2000-х годах во время раздела колхозного имущества, составил 4,2 га: от 1,1–1,5 га в западных областях, до 7,0-7,9 га - в южных.

Болезненной проблемой был дефицит пахотной земли, усугубленный колонизаторской политикой правительства. Две трети крестьянских семей на Волыни имели участки площадью меньше 5 гектаров, но отставным военным из Центральной Польши на льготных условиях выделялось по 20–45 гектаров в районах с преимущественно украинским населением. Впрочем, столкнувшись с полным отсутствием инфраструктуры и открытой враждебностью местных жителей, поляки зачастую уезжали, продав украинцам землю с большой наценкой.

При всем при этом на Волыни, недавно вошедшей в состав Польши, национальный вопрос не был таким острым, как в Галичине. Там теракты, совершенные членами Украинской военной организации и Организации украинских националистов, провоцировали полицейский произвол.

Почему во время войны отношения между поляками и украинцами достигли точки кипения?

Степан Бандера не руководил Организацией украинских националистов и созданной ею Украинской повстанческой армией на протяжении почти всей войны, поскольку до сентября 1944 года пробыл в заключении. После его ареста ОУН-УПА командовал Николай Лебедь, с мая 1943 года - Роман Шухевич.

В сентябре 1939 года, согласно пакту Молотова - Риббентропа, на Западную Украину вступили советские войска, которые уже летом 1941-го были выбиты оттуда вермахтом. Временное ослабление гнета после уничтожения польской государственности породило у Организации украинских националистов надежду на возможность суверенитета. Однако 30 июня 1941 года, после провозглашения «Акта восстановления Украинского государства» во Львове, три сотни членов ОУН во главе со Степаном Бандерой были арестованы немцами.

Кроме ненависти на человеческом уровне, трагедию готовило отсутствие связи на политическом. Польское правительство в изгнании из Лондона не могло оценить настроения украинцев и ради борьбы с общим врагом не пообещало им даже автономию.

В вооруженных формированиях рейха служили не менее 1,2 миллиона граждан СССР, и среди них: русские - около 400 тысяч, украинцы - 250 тысяч, белорусы - 70 тысяч, латыши - 150 тысяч, эстонцы - 90 тысяч, народы Средней Азии - около 70 тысяч, Северного Кавказа и Закавказья - до 115 тысяч человек.

Следуя политике «разделяй и властвуй», немцы отдавали украинцам мелкие должности в оккупационной администрации на землях с преобладающим польским населением и полякам там, где украинцы составляли большинство жителей. Полиция и вспомогательные части немецкой армии активно пополнялись украинцами - многие из них следовали призыву ОУН использовать возможность для обучения военному делу и получения оружия. Все это давало полякам повод обвинять украинцев в предательстве по отношению к бывшему совместному государству. В области Холмщина, где украинцы составляли треть жителей, польское подполье начало убивать видных коллаборантов.

Кроме ненависти на человеческом уровне, трагедию готовило отсутствие связи на политическом. Польское правительство в изгнании из Лондона не могло оценить настроения украинцев и ради борьбы с общим врагом не пообещало им даже автономию. Польская аналитика начала 1943 года гласила: «Большая часть украинского или псевдоукраинского населения на восточных землях Речи Посполитой положительно встретит возвращение польской государственности».

Какие события стали называть «Волынской резней»?

В издании Института национальной памяти Польши упоминается о 1 341 случае, когда украинцы пытались спасти своих польских соседей. Там же говорится, что 384 из них были убиты за это УПА.

9 февраля 1943 года подразделением украинских националистов были убиты 130–170 человек, все жители колонии Паросля (нынешний Владимирецкий район Ровенской области) - это считается началом организованного уничтожения поляков на Волыни. Террор распространялся от восточных районов края к западным, и к первым числам апреля погибли уже 7 тысяч поляков. 11–16 июля практически одновременно поляки были убиты в нескольких десятках (называются цифры вплоть до 186) населенных пунктов Волыни. Один из полевых командиров УПА писал: «После проведенной чистки поляков на территории редко можно встретить какого-нибудь ляшка».

Самые большие потери в процентах от довоенного населения за время Второй мировой понесла Польша - около 17 %. СССР - 13,7%, УССР в границах 1946 года - 16,7 %, учитывая жертвы среди жителей западных областей, которых Польша также считает своими гражданами.

Польские акции возмездия на Волыни были не столь масштабными, как действия УПА, но столь же беспощадными и слепыми в выборе жертв.

В августе 1943-го этническая чистка проходила уже у западной границы Волыни. На фоне множества трагедий и преступлений Второй мировой она выделяется не числом жертв, а характерной для крестьянских восстаний жестокостью (огнестрельное оружие применялось редко: людей кололи и резали подручными орудиями, сжигали и кидали в колодцы), многочисленными случаями пыток, тотальностью уничтожения независимо от пола, возраста и способности к сопротивлению. Польские акции возмездия на Волыни были не столь масштабными, как действия УПА, но столь же беспощадными и слепыми в выборе жертв.

Было ли уничтожение поляков на Волыни спланировано ОУН?

Дмитрий Клячковский (Клим Савур). Родился в 1911 году в Тернопольской области, учился на юрфаке Львовского университета, служил в польской армии. В 1941 году за антисоветскую деятельность приговорен к расстрелу, сбежал из тюрьмы. Позже - руководитель ОУН Львова, организатор и первый командир УПА на Волыни. Погиб в бою с отрядом НКВД в 1945 году.

Приказ ОУН об уничтожении поляков на Волыни не обнаружен. Самым весомым аргументом в пользу версии о его существовании остается выписка из протокола допроса заместителя руководителя ОУН на Волыни Юрия Стельмащука, захваченного НКВД в 1945 году. Он якобы заявил: «В июне 1943 года представитель Центрального провода ОУН Клим Савур (Дмитрий Клячковский) передал мне устно секретную директиву Центрального провода о поголовном и повсеместном уничтожении всего польского населения на территории западных областей Украины». Однако сам протокол этого допроса в архивах найти не удалось, а достоверность таких показаний ставится под сомнение из-за активного применения пыток сотрудниками НКВД.

Пожалуй, наибольшую поддержку среди историков имеет мнение, что самостоятельное решение о проведении этнической чистки принял краевой руководитель ОУН на Волыни Дмитрий Клячковский (псевдоним Клим Савур).

Хотя выжившие после войны руководители ОУН-УПА признавали, что их планы национальной революции предусматривали изгнание поляков и евреев, убийства на Волыни они представляли результатом народного бунта. В ответ польские историки просят предоставить документы или убедительные свидетельства хоть об одном нападении, которым не командовали бы члены ОУН-УПА.

Пожалуй, наибольшую - хоть и со многими оговорками - поддержку среди историков сейчас имеет мнение, что самостоятельное решение о проведении этнической чистки принял краевой руководитель ОУН на Волыни Дмитрий Клячковский (псевдоним Клим Савур). Это подтверждается критикой его действий на III Чрезвычайном большом сборе ОУН в конце августа 1943 года, а также октябрьским приказом № 1/43 ОУН , запретившим антипольские акции как «отклонение от политической линии организации».

Что послужило поводом для начала этнической чистки?

Антон Бринский (партизанский псевдоним - Дядя Петя). Родился в 1906 году, в Красной армии с 1928 года. В годы Второй мировой - командир группы подрывников, партизанского отряда, диверсионного центра разведывательного управления Генерального штаба. Полковник, Герой Советского Союза.

До 1943 года ОУН не создавала крупных вооруженных подразделений, чтобы не попасть под удар армий Германии и СССР, и выжидала, пока противники изнурят друг друга. Перелом в стратегии организации случился именно на Волыни. Во-первых, здесь набирали силу конкуренты в борьбе за симпатии местных жителей - атаман Бульба-Боровец и советские партизаны. Во-вторых, после Сталинградской и Курской битв стало ясно, что после неизбежного отступления немцев возникнет вопрос, кому принадлежат освобожденные земли Западной Украины. Националисты не хотели повторения событий 1918–1919 годов, когда украинцы проиграли войну с поляками и попали под их управление на собственных этнических землях. Вот почему Клим Савур начал создавать Украинскую повстанческую армию.

В распоряжении Савура одномоментно оказались несколько тысяч человек, которых надо было удерживать от ухода домой или в другие партизанские отряды. Новая армия сплотилась во время зачистки поляков.

Впрочем, скорое проведение только что созданной армией масштабной антипольской операции во многом было вызвано трагическим совпадением. Согласно докладу советского партизанского командира Антона Бринского, в начале 1943 года ему с помощью провокации удалось вызвать репрессии немцев против служащих украинской полиции на Волыни. Вопреки ожиданиям Бринского, бывшие полицейские, сбежав в леса, примкнули не к красным партизанам, а к националистам. Так в распоряжении Савура одномоментно оказались несколько тысяч человек, которых надо было удерживать от ухода домой или в другие партизанские отряды. Новую армию сплотили зачисткой поляков.

Почему поляков убивали так массово и жестоко?

После расстрелов в августе 1942 года из 20 тысяч обитателей Луцкого гетто в живых осталось около 3 тысяч. В декабре, когда немцы вместе с украинскими полицейскими попытались собрать их для вывоза на уничтожение, евреи забаррикадировались в здании бывшей гимназии, защищаясь подручными средствами и самодельным оружием. На следующий день восстание было подавлено с использованием артиллерии. Выжили только несколько человек.

Многие бойцы из тех, что вступили в УПА после дезертирства из полиции, получили первый опыт убийства мирных жителей во время расстрелов 200 тысяч волынских евреев. Главные роли исполняли немцы, но украинским полицейским поручалась охрана по дороге к месту казни, охота на беглецов и добивание раненых. Холокост учил их методике зачисток: раздать будущим жертвам гарантии безопасности и конфеты детям, ночью окружить населенный пункт, зайти на рассвете, разделить мужчин и женщин, мужчин убить первыми.

Варварской жестокости убийствам на Волыни добавили местные крестьяне, использовавшие в качестве оружия ножи и сельскохозяйственный инвентарь.

Катастрофическое влияние, которое участие в уничтожении евреев оказывало на украинскую молодежь, осознавал предстоятель грекокатолической церкви митрополит Шептицкий. Он обратился к шефу СС Генриху Гиммлеру с просьбой не использовать полицейских для помощи в расстрелах, а в ноябре 1942 года выпустил пасторское обращение «Не убий». Там говорилось: «Христианин обязан следовать Закону Божьему не только в частной, но и в политической, и в общественной жизни. Проливающий невинную кровь своего врага, политического противника, является таким же человекоубийцей, как человек, делающий это для грабежа, и точно так же заслуживает наказания Божьего и проклятия Церкви».

Варварской жестокости убийствам на Волыни добавили местные крестьяне, использовавшие в качестве оружия ножи и сельскохозяйственный инвентарь. Частой причиной преступлений было желание избавиться от соседей-поляков и завладеть их имуществом, но временами крестьян заставляли участвовать в расправах. Известный эпизод: летом 1943 года бандеровцы собрали украинских мужчин в селе Яновка и привели их в село Гай, где приказали убить вилами и топорами уже согнанных в яму поляков.

Были ли убийства на Волыни односторонними?

Армия Крайова (Отечественная армия) - главная вооруженная организация польского Сопротивления и одно из крупнейших партизанских формирований Европы времен Второй мировой войны. Подчинялась польскому правительству в изгнании, находившемуся в Великобритании. Руководство АК, как и лидеры ОУН, исходило из концепции двух врагов, надеясь поднять общенациональное восстание после взаимного истощения Германии и СССР.

К началу 1943 года на Волыни осталось около 200 тысяч поляков. Их элита была уничтожена или выслана советской властью, поселения разбросаны по территории края, польское Сопротивление не существовало. 5–6 тысячам бойцов УПА, поддержанных местными украинцами, противодействовали только ячейки сельской самообороны (пляцувки), получавшие оружие от немецких властей и советских партизан. Однако для восстановления порядка и карательных акций против украинцев на Волынь вскоре были переброшены несколько тысяч польских полицейских под немецким командованием, здесь же начали действовать девять отрядов Армии Крайовой. К осени 1943 года они перехватили инициативу.

В одном только Киверцовском районе самооборонцы из польских пляцувок убили около 600 украинцев.

Командующий Армией Крайовой генерал Тадеуш Бур-Комаровский докладывал правительству Польши в изгнании: «Немцы перекинули батальон полиции, который совершаемым нечеловеческим поступкам придает характер польской мести». А вот воспоминания одного из польских полицейских: «Нападаем внезапно из леса и делаем основательные чистки… В каждой деревне прежде всего сжигаем мельницы и церкви, так что вскоре на несколько десятков километров вокруг нет уже ни мельницы, ни церкви, ни попа. Также уничтожаем могилы и памятники». По подсчетам краеведа Ивана Пущука, в одном только Киверцовском районе самооборонцы из пляцувок убили около 600 украинцев.

«Кто первый начал?» и «Кто пострадал сильнее?» - два главных вопроса для запоздавшего поиска виновных в конфликте, где ни одна из сторон не готова объявить себя победителем. Ответ на первый бесконечно ищут в многосотлетней истории польско-украинских отношений. Второй гораздо проще из-за неравнозначности сил на Волыни. Имея численное преимущество в пять-семь раз, украинцы пропорционально реализовали его в убитых поляках.

…большая часть оценок укладывается между 30 и 60 тысячами.

Точное число жертв установить никогда не удастся. Неизвестно, сколько жителей Волыни покинули ее в 1939 году, чтобы не попасть под власть большевиков, сколько были репрессированы НКВД и как много волынян погибли от рук немцев. Польские исследователи считают убитых украинцами поляков по воспоминаниям выживших, и большая часть оценок укладывается между 30 и 60 тысячами. Украинцев, убитых поляками на Волыни в 1943–1944 годах, насчитывают от 2 до 20 тысяч человек.

Эти цифры не охватывают погибших в 1944 и 1945 годах по всей территории Западной Украины и Восточной Польши, когда раскручивающаяся спираль насилия и месть за совершенные убийства провоцировала все новые проявления жестокости по отношению к мирному населению. Тогда погибли еще до 100 тысяч человек обеих национальностей.

Был ли это геноцид?

К этому времени международные суды признали геноцидом уничтожение племени тутси, организованное находившимися при власти в Руанде представителями племени хуту (1994), и убийство сербскими солдатами боснийских мусульман в Сребренице (1995). А также десять лет продолжается суд по обвинению лидеров «Красных кхмеров» в геноциде жителей Кампучии (1975–1979).

22 июля 2016 года польский парламент установил Национальный день памяти погибших от рук украинских националистов на Волыни, формально признав события 1943 года геноцидом. Этот символический жест повлияет на отношения между Польшей и Украиной, однако не может иметь международно-правовых последствий.

Принятая в 1948 году ООН «Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» предполагает наступление ответственности за геноцид только для государств, ее подписавших, и не ранее даты подписания. Конвенция была подписана УССР в 1949 году, и бойцы ОУН-УПА ни в коем случае не являлись представителями ее органов власти.

Международный трибунал признал геноцидом убийство Армией Республики Сербской 7-8 тысяч мужчин из числа боснийских мусульман в 1995 году - по числу и доле в своей этнической группе их было значительно меньше, чем погибших волынских поляков.

При этом убийства поляков на Волыни вполне вписываются в данное Конвенцией определение геноцида как «действий, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую», поскольку проведенные украинскими националистами зачистки очевидно преследовали цель уничтожить значительную часть польского населения региона.

Международный трибунал по бывшей Югославии признал геноцидом убийство солдатами Армии Республики Сербской 7-8 тысяч взрослых мужчин из числа боснийских мусульман в 1995 году - по абсолютному количеству и доле в своей этнической группе их было значительно меньше, чем погибших волынских поляков.

Фото на обложке: кости из братской могилы жителей волынского села Воля Островецкая, где в августе 1943 года подразделением УПА были убиты около 600 поляков. Съемка 1992 года