Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: удмурты. Удмуртский народ: культура, традиции и обычаи Отношение к семье

Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: удмурты. Удмуртский народ: культура, традиции и обычаи Отношение к семье
Виртуальная информационная программа «Народы Среднего Урала: удмурты. Удмуртский народ: культура, традиции и обычаи Отношение к семье

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Удмурты Удмурты, Удмурт, Удмуртка - финно-угорский народ, в основном проживающий в Удмуртской Республике, а также во многих регионах России и мира. Родной язык удмуртский, который относится к финно-угорской группе уральской семьи. Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. По переписи 2010 года в России проживало около 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии 410 тысяч. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, Узбекистане, Австралии и так далее. Основная религия - православие, в сельской местности включающее остатки дохристианских верований.

3 слайд

Описание слайда:

Этническая история Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён - носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры). Этимология самоназвания удмуртов не вполне ясна; наибольшего внимания достойна гипотеза, возводящая этноним удмурт к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед». В современном удмуртском языке слово членится на два компонента - уд- (сильный, мощный, изящный) и -мурт «человек, мужчина» (по этой причине этноним некоторыми исследователями переводится на русский язык как «сильный, изящный уд; удский человек», что, однако, не может считаться корректным). Прежнее русское название - вотяки (отяки, воть) - восходит к тому же корню уд-, что и само названиеудмурт (но через марийское посредство одо «удмурт»)

4 слайд

Описание слайда:

Основные занятия Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель - 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство. Развиты были ремёсла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

5 слайд

Описание слайда:

Уровень образования Перепись 2010 года показала, что уровень образования российских удмуртов намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года среди удмуртов лишь 11,1 % имели высшее или послевузовское образование (23 526 человек из 211472 лиц удмуртской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования

6 слайд

Описание слайда:

Быт и традиции Типичное поселение - деревня располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище - наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

7 слайд

Описание слайда:

Праздники Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники - Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров. Толсур - день зимнего солнцестояния в него проводились свадьбы. Гырыны потон или акашка́ - Пасха, начало весенней страды. Гербер - Петров день. Выль ӝук - приготовление каши и хлеба из нового урожая. Сӥзьыл юон - окончание уборки урожая. Выль шуд, сӥль сиён - начало забоя скота.

8 слайд

Описание слайда:

Духовная культура Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр развит слабо,представлен разрозненными преданиями о Дондинских богатырях,предпринимались попытки объединить эти предания в цикл наподобие Калевипоэга. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером. Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка(быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.

После распада прапермской этнической общности зародился удмуртский народ. Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Если говорить об этимологии названия «удмурты», то никаких определенных фактов не имеется. Можно сказать лишь то, что сами удмурты расшифровывают это слово как «сильный человек». Но это лишь гипотеза, которой придерживаются местные жители. Также некоторые источники отмечают, что слово «удмурт» с других языков переводится как «житель окраины».

Культура и быт Удмуртского народа

В древние времена для удмуртов привычными местами для обыденной жизни были деревни, которые выстраивались цепочкой на берегу рек и родников. В таких деревнях не было даже улиц, просто кучевое поселение. Такие деревни существовали до 19 века, после чего появились первые удмуртские жилища. Это были деревянные постройки с двускатными или тесовыми крышами.

Жрецы Удмуртии воздвигали в своих дворах ритуальные постройки, которые назывались Куалы. Внешне они ничем не отличались от обычных деревянных построек, но каждый житель знал, какую священную роль играет это строение.

Говоря об одежде стоит отметить, что национальные костюмы Удмуртов необычны и притягательны. Причем Североудмуртский и Южноудмуртский костюмы различались. Если у северян женский костюм включал белую рубаху, с рукавами, вырезом, нагрудником и халатом, то для южных подобное белое одеяние было ритуальным. Их национальный костюм был яркий, красочный и украшенный. На ногах женщин пестрили праздничные чулки или носки, на которых одеты лапти, башмаки или валенки.

Национальный мужской костюм включал косоворотку, полосатые штаны, чаще всего сине-белые, шляпы, шапки. На ноги мужчины обували онучи, лапти или валенки.

Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Людей, питающих чрезмерную любовь к огородничеству, здесь практически нет. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это хобби, работа и образ жизни.

Культурная составляющая удмуртского народа достаточно широка и разнообразна. Фольклор - часть жизни каждого удмурта. Здесь он не различается по жанрам, а просто является объединяющим звеном между повседневной жизнью, религией, правом и этикой.

Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии и другие виды религиозных и мистических процессов.

Также Удмуртия славится своей шелковой и шерстяной вышивкой, ткаными орнаментами, аппликациями и коврами.

Традиции и обычаи Удмуртского народа

Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования.

Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.

Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр - игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

Практически все праздники Удмуртов связаны с урожаем, потому что он является основным источником доходов - Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль Жук, Пукрол, - все эти праздники отмечаются до сбора урожая или после.

Сходить в гости по-удмуртски – это значит принять участие в многочасовом музыкальном спектакле. И хозяева, и гости поют песни, разыгрывают и развлекают друг друга.

У каждого рода в былые времена были свои особые мелодии, знать которые считали нужным все поколения семьи. Бедолагу, обделенного слухом и голосом, жалостливо называли "налево поющий ". Ох, и несладко, похоже, приходилось такому безголосому товарищу. Ведь, чтобы сходить в гости, по традиционным удмуртским канонам, необходимы были и певческий, и актерский таланты.

Как только заприметили хозяева гостей, так сразу же заводят песню: "Вы ли, не вы ли, дорогие гости? Уж как мы вас ждали! Как волновались! Но не смели вас торопить ". А гостям положено скромно топтаться у ворот и исполнять арию о том, что не решались-де войти, пока не услышали добрые слова в свой адрес. И тут же у ворот их начинают угощать: чаще всего выносят перепечи - открытые пирожки из ржано-пшеничного теста с начинкой из омлетной массы и добавлением мяса, рыбы, грибов, овощей или трав. В особо торжественных случаях, например на свадьбе, гостей приглашать в дом будут караваем с медом или маслом - чтоб все шло как по маслу. Удмурты испокон веков занимались бортничеством, а потом уже и пчеловодством. И встречать медом всегда считалось проявлением высшей степени гостеприимства.

Кстати, каждому удмурту отведено три свадебных церемонии. Первый такой праздник напоминает крестины. Нуны сюан в понимании удмуртов - это обручение ребенка с белым светом. Переход из чрева матери в этот мир отмечается после 40 дней жизни. Вторая свадьба - это вступление в брак . А третья - поминки . В первых двух случаях свадебным гостям положено вести себя смело и громко, петь энергично с притопами и постукиванием палкой.

У порога опять-таки песней хозяева выясняют, уважительно ли относятся к ним приехавшие. Прямо так и поют: "Если с уважением, то поедите, попьете, а если без, то не накормим вас! " После таких угроз, думается, редкий гость сознается, что не слишком высокого мнения о принимающей стороне.

В доме за праздничный стол садятся только гости. Хозяева за ними ухаживают, развлекают. Из уважения даже бабушки поют стоя, чтоб пришедшим елось веселее. Праздничная удмуртская трапеза - это пироги с калиной, кулебяки, шаньги, пресные лепешечки с картофельным пюре - костыбеи, блины с кашей и мясом утки - жуко мильым поран, кислые лепешки наподобие оладьев - табани. Последние вообще-то считаются обыденным семейным блюдом. Однако проверено: с любого праздничного стола они исчезают первыми. Кроме того, гостям будут предложены квашения, соления и еще обязательны яйца , сваренные вкрутую, разрезанные пополам и поданные в топленом масле . Это излюбленное удмуртами блюдо выставляют на большой тарелке. Праздничное настроение поддерживают и горячительными напитками. Знаменитая удмуртская кумышка - это слабая, до 20 градусов, самогонка. Есть напитки и покрепче. А из безалкогольных самый любимый - толченая калина с сахаром , разведенная водой. Ягоду эту удмурты заготавливают осенью ведрами и бочками и хранят ее до самой весны.

Команду пить дает хозяйка дома. Она наливает себе маленькую рюмочку, выпивает и в подтверждение того, что ни капли не осталось, переворачивает пустую посуду над своей головой. И все должны так же выпить до дна - уважить. "Общий градус" постоянно поддерживается. Женщинам, правда, положено жеманничать - вроде как неприлично ни наливать, ни пить самим без понукания.

К слову, вокруг спиртного разыгрывается целый перфоманс. За большим столом гостям, до которых нельзя дотянуться рукой, наполненную рюмку протягивают на лопатке. Слабо пьющего могут ухватом за шею припереть к стене и влить спиртное в рот. Спасает то, что рюмки маленькие, да и пить до дна за удмуртским столом после каждого тоста необязательно. Сытые хмельные гости должны отблагодарить хозяев достойной песней, а те наконец-таки могут присесть.

Праздник растягивается на весь день. И то, как мы заезжаем теперь к друзьям в гости на пару часиков, удмуртскую семью могло бы обидеть. Лучше совсем не приезжать, чем ненадолго, полагает этот певучий и гостеприимный народ.

Ну и, конечно, в гости не стоит ехать с пустыми руками. Подарком могут быть рубашки, сережки, бусы и платки. Павловопосадский платок - большой и с кистями - удмурточке вполне придется по вкусу. Главное, чтобы он был ярким.

У нас, удмуртов, допускается сочетание, казалось бы, несочетаемых цветов, - признает этнопевица и глава отдела Международного финно-угорского сотрудничества ижевского Дома дружбы народов Надежда Уткина . - Но стоит присмотреться, и понимаешь, что во всем этом есть своя гармония. По удмуртским представлениям женщина красива, если она напоминает цветущий луг. Яркие расцветки и глазу, и сердцу приятны! Обвинить удмуртов в безвкусице нельзя. В цветах, в орнаментах, в текстуре мы берем не нахрапом, а искренностью!

Остался последний немаловажный нюанс - нужно достойно уйти из удмуртских гостей. Тут главное - не спешить. Ведь чем отличается удмурт от англичанина? Англичанин уходит не прощаясь, а удмурт прощается, но не уходит. Расставаясь с хозяевами дома, гостям положено долго петь: "Да как мы будем без вас?!! Не расстанемся мы с вами до тех пор, пока камень со дна ручья не всплывет. Пока лист, с дерева упавший, не утонет. Пока гусак яйцо не снесет. Пока бык не отелится".

Наталья Стребнева


Отношение к семье

Удмурты относились к вступлению в брак как к очень торжественному и значительному событию, определявшему всю последующую жизнь молодоженов.

Как и все народы мира, жизнь в браке, создание семьи удмурты считали естественным состоянием человека и даже обязательным его долгом. Одиночество, бобыльство всегда осуждали неудачников жалели: "пал тури" (одинокий журавль), "пал сапег" (одинокий сапог) и т. д.



В прошлом любая молодая пара начинала свою жизнь в недрах родительской семьи, под ее опекой и контролем. Почти все исследователи второй половины XIX в. отмечали у удмуртов наличие больших семей, число членов которых превышало 10-20 человек

Семья удмуртов. С. Бураново Сарапульского уезда. Нач. XX в.


Термины свадебного ритуала

Сюан - пир в доме невесты, куда приезжала женихова родня

Бӧрысь или сюан- бӧрысь - пир в доме жениха

Все бывшие сюанчи становятся теперь сектасьёс. В северных районах этот пир называется келись (провожающий), а поезжане келисьёс (провожающие). В ряде районов, в том числе Завьяловском, Малопургинском, пир невестиной родни у жениха называют ярашон а поезжане - ярашисьёс. Южные удмурты словом ярашон называют сговор, для обозначения которого северные и центральные удмурты употребляют термины тупан, вада пуктон, нянь шорон, сур тупатон.

Казак пиос. Неженатые поезжане - молодые люди.

Тӧро. Обязательный персонаж на свадебных пирах, главный распорядитель.


Сватовство

Вопрос о женитьбе сына и о замужестве дочери, решался старшими членами семьи. Когда сыну исполнялось 16-17 лет, родители начинали присматривать в округе невесту. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет, хотя чаще женили в 18-20 лет. Невесты еще в начале века часто были старше женихов на 3-5 лет, так как родители не спешили выдавать дочерей замуж, чтобы они дольше трудились в своем хозяйстве, тогда как парней стремились женить раньше, чтобы привести в дом работницу.


Сюан в доме невесты

За несколько дней до сюана отец жениха обходил своих родственников, приглашая их на свадьбу. Нередко приглашение осуществлялось в иносказательной форме: например, он говорил, что надо готовить красивые дуги, так как предстоит ехать за красным товаром (букодэс вӧялэ, кузь сюрес вылэ ӟеч товарлы потоно).


В доме невесты накрывали прощальный стол, после чего поезжане запевали песню, требуя приданое. Приданое выносили молодые поезжане, причем жениху приходилось за все платить символический (несколько копеек) выкуп стоявшим в дверях парням-односельчанам невесты. После небольшой потасовки из дома выносили сундук, перину, подушки и всю верхнюю одежду девушки.

У удмуртов Казанской губернии в первый невеста вместе с девушками убегала на гумно, где все они прятались в овине. Поезжане жениха шли туда, и один из них говорил: "Пойду снопы выкидывать!" - после чего залезал в овин и выгонял девушек.В Завьяловской волости перед отьездом из дому молодая прощалась с домом, подворьем, животными, а затем пряталась в клети. Ее искали девушки, приехавшие на свадьбу со стороны молодого, чтобы увести в избу и нарядить в дорогу


Сюан в дом жениха

В доме жениха поезд встречали его родители и родственники, не ездившие на сюан. Две женщины вели укрытую шалью невесту в дом, при этом в некоторых районах во дворе кто-либо стрелял из ружья в воздух, «чтобы «нечистая сила» не вошла в избу».

На третий день свадьбы с утра в доме жениха на натянутую в избе веревку или шест развешивали напоказ приданое невесты: самотканые ковры, полотенца с узорными концами, ее наряды.

Встреча невесты в доме жениха


Жена бадӟым ваися с кем-либо из близких родственниц жениха наряжали молодую в женское платье - это называли вылькен изьыян, то есть надевание на молодую шапки.

Чалма у удмуртов - символ женщины.

В северных, а также в Игринском и Шарканском районах устраивали еще ӝӧккышет учкон - смотрины скатерти: на стол стелили молодушкину скатерть, а присутствующие клали на нее деньги или подарки


Начинался в доме жениха, где тӧро «учил» поезжан петь. После угощения он вел их сначала к себе, затем поочередно ко всем остальным родственникам - участникам свадьбы. В каждом доме им предлагалось угощение, причем поезжане всегда требовали пурысьтам бекче (буквально: заплесневелый), то есть бочонок. Вместе с хозяином лезли в подполье и выносили приготовленный для этого бочонок кумышки или кадку меда. При выносе все кричали «берекет, берекет!» - пожелание благополучия, достатка. Содержимое «продавал» за деньги кто-либо из поезжан.

Перед отъездом домой поезжане прощались с невестой, жалели ее за то, что она остается в чужом доме. Непременно доводили ее до слез, так как считалось, что, чем больше у нее будет слез на свадьбе, тем меньше якобы их будет в последующей жизни. В доме невесты их встречали ее родители. Поезжане, так же как и сюанчи, отчитывались перед ними о своей поездке. На этом свадебный пир завершался, но весь ритуал свадьбы не считался еще законченным


Послесвадебные обряды

Через неделю после ярашона родители новобрачной, пригласив двух-трех родственников, ехали к дочери посмотреть на ее житье в новом месте - обычай адскон (свидание)

В Завьяловском районе первый визит родителей новобрачной к дочери носил название бер сюан, то есть поздняя свадьба. На бер сюан они отправлялись примерно через неделю после ярашона, пригласив с собой около 10 родственников пожилого возраста, не ездивших на свадьбу. Родители жениха делали ответный визит. На бер сюане гости пели соответствующие свадебные песни.

За приданым ездили сами молодые, родители мужа и 3-4 родственника. После увоза всего приданого весь цикл обрядов, связанных со свадьбой считался завершенным




Молодуха в головном покрывале сюлок. Глазовский уезд, дер.Гулекшур. 1906 г.

Женская прическа "чузырет". 1907 г.


Удмуртки д.Покровский-Урустамак, ныне Бавлинского района Татарстана. Снимок начала XX в.

Арская девушка, фото начала XX века.