Венчание в церкви: почему благословение Бога так важно. Церемония бракосочетания в христианской церкви Венчание в протестантской церкви

Венчание в церкви: почему благословение Бога так важно. Церемония бракосочетания в христианской церкви Венчание в протестантской церкви
Венчание в церкви: почему благословение Бога так важно. Церемония бракосочетания в христианской церкви Венчание в протестантской церкви

О Таинстве Брака (Венчании)

«одной плотью» (1 Кор.7:2). (1 Кор.7:9).

– Апостол Павел пишет: (1 Тим.5:14).

О Таинстве Брака (Венчании)

16.1. Что такое брак в церковном понимании?

– Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

16.2. Обязательно ли венчаться?

– Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, а подлинная христианская семья основывается на Таинстве Венчания. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Венчания, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам – тогда венчаться не надо. Такое участие в Таинстве Венчания ни к чему хорошему не приведет, и может послужить даже в суд и в осуждение.

16.3. Какова цель христианского брака? Только ли рождение детей?

– Брак в христианстве имеет особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт.2:24; Мф.19:5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют «малой Церковью», ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность. Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7:9).

16.4. Почему жена должна подчиняться мужу?

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф.5:22,23). Жена справедливо подчинена мужу, равночестие могло бы произвести вражду, потому что сначала от жены произошло обольщение.

Но главенство мужа в семье – не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Любовь должна быть трезвой: не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу. Нередко муж, сам того не осознавая, разрешает или запрещает жене то, что внушает ему Бог.

Поэтому жена должна оказывать мужу нелицемерное почтение как главе семейства. Эту обязанность тоже внушает ей Бог и законы природы, ведь Господь создал ее слабейшей в сравнении с мужем и назначил ей быть его помощницей. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:8,9). Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить за пределы, установленные Законом Божиим, а должна свято сохранять в душе уважение к мужу и доказывать это на деле.

16.5. Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

– Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещеных в Православной Церкви.

Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но и на вечность.

16.6. Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

– Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

16.7. Кому запрещено вступать в церковный брак?

– Церковь не допускает 4-й и 5-й браки. Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

16.8. Можно ли обвенчаться с католиком или сектантом?

– В России до 1721 года запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 года стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и армянами при условии, что дети будут крещены в Православии. На венчание православного человека с лицом другого христианского вероисповедования требуется разрешение правящего архиерея. Если же хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (например, мусульманство, иудаизм, буддизм) или является сектантом, то такой брак Православная Церковь не венчает, если только они не переходят в Православие.

Когда само супружество должно быть освящено священническим покровом и благословением, как можно назвать супружеством то, где нет согласия в вере? Каждая религия откладывает свой особенный отпечаток на культуру и мировоззрение своих представителей, даже на таких, которые не являются ее вдохновенными исповедниками.

16.9. Как записаться на венчание?

– Для этого надо обратиться в свечную лавку или договориться непосредственно со священником о времени совершения Таинства.

16.10. Когда венчание не совершается?

– венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

16.11. Можно ли венчаться беременной?

– Беременность невесты не служит препятствием для венчания.

16.12. Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

– Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

16.13. Обязательно ли иметь благословение родителей на церковный брак?

– Отсутствие родительского благословения прискорбно, но это не может препятствовать венчанию. В таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника одного из супругов.

16.14. Допускает ли Церковь второй брак?

– Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор.7:39) и в другом месте: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим.5:14).

По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак.

16.15. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

– Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

16.16. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

– По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

16.17. Что надо сделать, чтобы получить церковный развод?

– Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака – главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение.

10 минут
с пользой

Время прочтения:
10 минут
Время подготовки:
5 часов
i.Концентрация:
3000%

Данный сценарий представляет собой классику христианской церемонии бракосочетания молодой пары в семейный союз перед лицом Господа Бога в присутствии родителей, гостей и свидетелей.

Церемония зиждется на неизменных библейских принципах самодостаточности и нерушимости брачного союза мужчины и женщины, и по сей день совершается в евангельских церквах по всему миру.

Церемония включает в себя такие элементы, как обещания верности молодожёнов, обмен кольцами, молитва благословения, благодарность родителям и провозглашение брачного союза.

С уважением, Иван и Оксана Приваловы

Торжественный вход

– родители;

– пастор, жених и свидетель;

– свидетельница;

– мальчик с кольцами;

– девочка с лепестками роз;

– папа невесты подводит дочь к алтарю.

Вступление:

Пастор совершает молитву благодарения.

Дорогие молодожёны, если вы серьезно и молитвенно обдумали предстоящий Вам шаг и охотно, с благоговением желаете вступить в брачный союз, чтобы быть едиными во всем до смерти, пожалуйста, соедините Ваши правые руки.

Иван , в присутствии Всемогущего Бога и собранных здесь свидетелей, обещаешь ли ты любить, ценить, уважать, стоящую возле тебя Оксану, правую руку которой ты держишь?

Обещаешь ли ты заботиться о ней в болезнях и здравии, в радости и печали, в благополучии и нужде, в молодости и старости?

Обещаешь ли ты быть верным ей до смерти?

Оксана , в присутствии Всемогущего Бога и собранных здесь свидетелей, обещаешь ли ты любить, ценить и уважать, стоящего возле тебя Ивана, правую руку, которого ты держишь?

Обещаешь ли ты заботиться о нем в болезни и в здравии, в радости и в печали, в благополучии и нужде, в молодости и старости?

Обещаешь ли ты быть верной и преданной ему женой до смерти?

Да благословит тебя Господь в твоем твердом обещании!

Краткое наставление

Союз, в который вы вступаете, есть самое нежное, из всех человеческих отношений.

– наставление для мужа [Ефесянам 5]

– наставление для жены

– наставления о любви

– наставление родителям [Матфея 19:5]

Взаимные обещания:

Обещание жениха:

Я обещаю любить тебя, заботиться о тебе, и быть верным тебе до пришествия Господа нашего Иисуса Христа или до того дня, когда Господь смертью разлучит нас.

Обещание невесты:

Я обещаю любить тебя, заботиться о тебе, и быть верной тебе до пришествия Господа нашего Иисуса Христа или до того дня, когда Господь смертью разлучит нас.

Обмен кольцами:

С давних времен кольцо всегда использовалось в важных событиях. Обручальное кольцо является символом бракосочетания, – произведённое из драгоценного метала, кольцо является совершенным кругом, который не имеет начала и конца.

Оно обозначает Ваше желание, наше желание и Божье желание, чтобы не было конца вашему счастью и Вашей любви в супружеской жизни.

Оно обозначает Ваше совместное желание иметь бесконечную любовь друг к другу, с Божьей помощью. Поэтому, находясь вместе или в разлуке, пускай эти кольца будут постоянным напоминанием Вам об обещании, которое Вы даете сегодня.

Свидетель берет кольца у малыша и передаёт их пастору.

Жених:

Этим кольцом я запечатываю свое обещание, быть любящим и верным мужем. Бог мой Свидетель.

Невеста:

Этим кольцом я запечатываю свое обещание, быть любящей и верной женой. Бог мой Свидетель.

Пастор:

Вручая и принимая эти кольца, как символ безграничной любви, чистоты, преданности и посвящения, Вы соединяетесь в брачный союз.

Ваши торжественные обещания запечатлены сим символом и, Словом Божьим навсегда.

Испитие «Чаши Жизни»:

Вступая в брачный союз, Вы соглашаетесь совместно пройти и преодолеть многие житейские трудности. Как символ вашего единения и готовности совместно переносить все тягости жизни, я прошу Вас испить из одной чаши это сок виноградной лозы.

Пусть этот несложный акт станет первым актом Вашей совместной жизни.

Жених и невеста по очереди пьют виноградный сок.

Молитва:

– Невеста

– Родители жениха

– Родители невесты

– Пастор

Благодарение родителей:

Начиная совместную жизнь и оставляя дом своих родителей, молодые пожелали выразить свою благодарность своим родителям, которые воспитали и вырастили их друг для друга.

Молодые дарят родителям ценные памятные подарки и букеты цветов.

Объявление мужем и женой:

Как слуга Божий, властью данной мне Богом, я объявляю Вас мужем и женой, единых в цели, намерении и счастливой жизни.

Что Бог сочетал, человек да не разлучает.

Засвидетельствуйте свой союз поцелуем…

Представление:

Дорогие друзья, братья и сестры, позвольте представить Вам Оксану и Ивана Фамилия, законно сочетанных мужа и жену.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа да пребудет со всеми Вами.

Приглашаю, сначала родителей, а потом и всех гостей, поздравить молодых с их прекрасным решением!

– богослов, публицист; администратор сайта Uucyc.ru [с 2000 г.]; руководитель Детских Олимпийских Игр, г. Киев ; лидер молодёжного и подросткового движений ; основатель движения «Жизнь в Истине».

Венчание – одно из самых символичных и важных событий в жизни любящей пары. Когда влюбленные хотят пожениться, многие из них мечтают не просто о торжественном, а и о духовном свадебном обряде.

Верующие христиане убеждены, что таинство венчания делает узы семейного брака священными и благословенными.

Что такое венчание и зачем нужен этот обряд

Сегодня обряд бракосочетания проводится в католических, православных и протестантских церквях. Но что подразумевается под словом «венчание»? Каждый христианин, в виду своих моральных и религиозных убеждений, по-разному понимает значение обряда.

В отличие от домыслов человека, церковь определяет таинство венчания как сугубо духовную часть свадебной церемонии.

Венчание – это церковный обряд, на котором любящая пара дает обеты верности друг другу, свидетельствует Богу о своей вере и просит у Него благословения на брак.

В Библии нет конкретных упоминаний об обряде венчания. Свадебная церемония – добрая традиция христианских конфессий. Однако сам обряд несет в себе великий замысел. Символ венчания представляет собой единение Христа — мужа со своей Церковью — невестой:

«И я, Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа» (Откр. 21:2).

После венчания, брачный союз будет жить не только в земной, но и в вечной жизни. Когда пара заключает обет в присутствии Бога, она несет большую ответственность перед ним. После божьего благословения, влюбленные становятся супругами и обязуются быть перед Господом крепкой и верной семьей.

К венчанию нужно идти осознанно. Для молодых оно не должно быть «просто обычаем». И никто не вправе заставлять пару венчаться, если будущие супруги не понимают символичности и обязательств брачного обета.

Какие браки благословляет Бог

Бог не терпит грех. Чтобы человек не заблуждался в своих убеждениях, Господь дал четкое определение браку:

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников и прелюбодеев судит Бог». (Евр. 13:4)

Из этих слов становится ясно, что Господь не одобряет интимную связь вне брака и не благословляет союз тех, кто прелюбодействует. Бог не говорит, что будущие супруги должны быть телесно целомудренны друг перед другом. У каждого есть свое прошлое, и Бог не запрещает жениться вновь, если кто-то из супругов нарушил обет верности или ушел из жизни. Своим повелением Господь призывает любящую пару сохранить отношения до брака в чистоте и непорочности.

Как влияет венчание на дальнейшую судьбу супругов? Многие верят, что после церковного обряда пару ждет только светлое и беззаботное будущее. И это большое заблуждение. Плохие времена неизбежны в семейной жизни. Но божье благословение, которое супруги получают в день венчания, поможет им найти в себе силы, чтобы сохранить семью. Пары, живущие под Божьей благодатью, смогут духовно расти и преодолевать любые препятствия.

Чем венчание отличается от регистрации брака в ЗАГС

Когда влюбленные регистрируют брак в ЗАГС, они проявляют почтение и законопослушание своей стране. Перед государством такой союз считается правильным и законным.

Венчание выражает послушание Богу. Влюбленные хотят, чтобы их брак был законным не только перед страной, но и в глазах Господа. Своим решением супружеская пара заявляет Богу, что для них — Он неизменный авторитет в жизни.

Кто не может венчаться – особенности обряда в разных церквях

Кто не может венчаться в православной церкви?

  1. Пара, которая имеет другое вероисповедание.
  2. Люди, которые официально не разведены и продолжают состоять в законном государственном браке.
  3. Лица, которые более 3-х раз уже венчались в церкви.
  4. Пары, не получившие благословения на брак от родителей.
  5. Сторона, которая была виновна в расторжении предыдущего брака.
  6. Пара, не достигшая совершеннолетия. Люди пожилого возраста также не могут обвенчаться в церкви, если женщина старше 60-ти, а мужчина – 70-ти лет.
  7. Духовные лица, получившие священный сан.
  8. Монахи и монахини, заключившие обет безбрачия.

Кто не может венчаться в католической церкви?

  • Лица, которые разведены и хотят повторно венчаться (за исключением смерти одного из супругов).
  • Люди, исповедующие другую веру. Если один из будущих супругов является католиком, венчание допускается.
  • Пара, не прошедшая добрачную подготовку, в которую входит:
    • беседа с духовным наставником;
    • организация свадебной церемонии;
    • предоставление церковных документов: свидетельства о Крещении, Первом Святом Причастии и Миропомазании;
  • Лица, состоящие в незаконном браке. Католическая церковь не одобряет сожительства. В этом случае, запрет на венчание налагается не всегда, но зависит от индивидуальных ситуаций и решения духовного наставника.

Как насчет протестантских церквей?

В протестантском движении насчитано огромное количество деноминаций. В мире – это второе по числу верующих направление христианства после католицизма.

Во многих организациях действует своя внутрицерковная система, что позволяет каждой деноминации проводить обряд бракосочетания по-своему. Чтобы повенчаться в такой церкви нужно как минимум быть официальным членом организации и пройти с пастором местной общины добрачное консультирование

Это лишь краткий обзор венчальных обрядов, которые проводятся в церквях христианских конфессий. В каждом городе или стране, информация о свадебной церемонии в церкви может отличаться или дополняться различными условиями и требованиями.

Каких ошибок нужно избегать в семейной жизни, смотрите видео ниже.

Отцы-основатели протестантизма начали свою деятельность с отрицания символики традиционных церквей: икон, таинств, пышных богослужений и праздников. Что собой представляет протестантское богослужение? Есть ли сейчас у протестантов таинства, празднуют ли они что-нибудь? Попробуем ответить на эти вопросы.

От редакции: Для лучшего понимания сути протестантизма и многочисленных протестантских деноминаций рекомендуем ознакомиться со статьёй

Богослужение

Из чего состоит протестантское богослужение? Из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди.

Есть ли какая-то деноминационная специфика богослужений? Предельно простое богослужение у квакеров. Гимны не поются, не читаются проповеди, нет установленных молитв. Всякий, кто хочет, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Это называется «высказываемая служба», «словесное пастырство».

Пятидесятническое богослужение иногда сопровождается глоссолалией. В ряде американских и латиноамериканских общин харизматического толка в связи с учением о спонтанном действии Святого Духа в церкви на богослужении приняты экспрессивные проявления.

Элементы католической службы сохранились у англикан и лютеран. Так, во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Сохранились свечи, ладан, наличие алтаря.

Регламентировано ли протестантское богослужение? Лютеране и англикане служат по специальным служебникам, в Новоапостольской церкви порядок богослужения определяется высшим церковным руководством. Во всех остальных деноминациях есть сложившийся порядок богослужения, содержание песен и проповедей определяется руководством общины. Принципиально спонтанно богослужение квакеров.

Есть ли иконы у протестантов? Принципиально – нет. Но лютеране и некоторые другие деноминации при этом допускают наличие в церквях картин, фресок и витражей на библейские сюжеты.

Есть ли музыка на протестантском богослужении? У лютеран и англикан на богослужении используется орган, у амишей музыка запрещена. Во всех остальных церквях используются разные музыкальные инструменты.

У ряда евангелических и харизматических общин принято богослужение в стиле рок (иногда – даже в стиле «рэп» и «метал»).

Таинства

Есть ли понятие «таинство» у протестантов? Есть, но оно понимается скорее как просто символическое действие. У квакеров, Армии Спасения, унитариан нет понятия «таинство», а крещение и причастие не обязательны.

Сколько таинств у протестантов? Семь – у англикан, они признают все те же таинства, что православные и католики (крещение, миропомазание, покаяние, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства). Три – у Новоапостольской церкви (крещение, запечатление Святым Духом, причастие). Все остальные деноминации признают таинствами крещение и причастие (в ряде случаев – просто символическими действиями, завещанными Христом), а другие церемонии — только обрядами.

Крещение

Кого могут крестить протестанты? Человека, сознательно исповедующего веру во Христа или (в тех церквях, где признают крещение детей) детей верующих родителей.

Крестят ли протестанты детей? Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, гернгутеры, методисты и Новоапостольская церковь практикуют крещение детей. Гуттериты, баптисты, данкеры, адвентисты, Ученики Христа (Церковь Христа) и пятидесятники признают только крещение взрослых (обычно в 12–18 лет, у гуттеритов – в 20–30 лет). Дети в этих церквях обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами церкви.

Как крестят протестанты? Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают различные формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты – окропление. В баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви, у Учеников Христа крещение совершается исключительно полным погружением. У данкеров крещаемый трижды погружается лицом в воду.

Причастие/хлебопреломление

Каково протестантское понимание Тела и Крови Христа? Лютеране и гернгутеры верят в пресуществление, т.е. в реальное присутствие Тела и Крови Христа в хлебе и вине, остальные отвергают это учение, считая хлеб и вино просто символами.

Кто допускается к причастию? Только взрослые члены общины. У англикан в некоторых случаях возможно допущение к причастию детей, не прошедших конфирмацию.

Как совершается причастие у протестантов? Во время богослужения служители раздают хлеб и вино (у методистов, адвентистов, Учеников Христа, в некоторых харизматических общинах вместо вина — виноградный сок).

У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери.

Священство

Как понимается священство у протестантов? Главной структурной единицей в протестантизме является община, которой управляет пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства.

Существует ли при этом церковная иерархия? У квакеров принципиально нет никакого священства. В Армии Спасения нет священнослужителей в строгом смысле этого слова, но есть звания, похожие на военные: генерал (глава Армии Спасения), полковник, майор, капитан, лейтенант, старший сержант, сержант, солдат.

У пресвитериан и конгрегационистов принципиально двухчастная структура (дьякон и пастор/старейшина). У баптистов, методистов, пятидесятников формально трехчастная структура, но епископ понимается скорее как старший пастор, ответственный за определенный регион, чем более высокая степень священства; у Учеников Христа епископ – только руководитель отдельной общины. У лютеран количество иерархических ступеней жестко не регламентировано и зависит от сложившихся традиций: например, трехчастная (епископальная) существует в Швеции, двухчастная – в Северной Америке. У реформатов, англикан, гернгутеров, амишей, унитариан сохраняется трехчастная иерархия (дьякон, священник/пастор, епископ).

Самая развернутая иерархия у Новоапостольской церкви, сохраняющей, впрочем, трехчастную структуру:

Апостольский сан: первоапостол (руководитель Новоапостольской церкви), окружной апостол и апостол;

Священнический сан: епископ, окружной старейшина, окружной евангелист,

пастор, общинный евангелист, священник;

Сан дьякона: дьякон и младший дьякон.

Кто назначает священнослужителей у протестантов? У лютеран, англикан, реформатов, в Новоапостольской церкви священнослужителей рукополагает вышестоящее руководство (в Армии Спасения – присваивает звания). У пресвитериан, конгрегационистов, гуттеритов, амишей, Учеников Христа их рукополагает избравшая их община, у всех остальных, как правило, присутствует сочетание выбора общины и его утверждение через рукоположение вышестоящих священнослужителей.

Как происходит избрание священнослужителя у протестантов? Путем назначения – у тех, где рукополагают вышестоящие, избрания на общинном собрании (и последующего утверждения у вышестоящих при наличии такого требования) – у всех остальных. У амишей, гуттеритов и гернгутеров священнослужители избираются по жребию.

После назначения или избрания о новом священнослужителе торжественно молятся, как правило, с возложением на него рук. У англикан священство считается таинством (см. выше) и совершается по особому чину.

Нужно ли протестантскому священнослужителю специальное образование? У англикан, лютеран, пресвитериан, адвентистов обязательное требование к пастору – учиться в семинарии, в закрытых общинах (гернгутеры, гуттериты, данкеры, амиши) образованием считается знание Священного Писания и опыт проведения совместных молитв, у всех остальных деноминациях богословское образование для священнослужителя желательно. Принципиально не получают богословского образования священнослужители Новоапостольской церкви (по образцу ранней Церкви).

Есть ли у протестантских священнослужителей специальные облачения? У англикан (особенно в т.н. Высокой Церкви) присутствуют облачения, похожие на католические. У лютеран пасторы носят талар (черную мантию) или альбу (белое литургическое одеяние). В Армии Спасения офицеры носят специальную служебную одежду, напоминающую военную форму. В Новоапостольской церкви для священнослужителей обязателен черный костюм. Во всех остальных протестантских деноминациях нет специальной одежды. Но многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой).

Признается ли у протестантов женское священство? К началу XXI в. многие протестантские церкви признали женское священство: англикане, унитариане, большинство общин Учеников Христа, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнических церквей харизматического толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения. В Армии Спасения офицерские должности одинаково доступны для мужчин и для женщин. У адвентистов седьмого дня женщина может быть дьякониссой. В России женское священство имеется только в ряде харизматических церквей.

Обряды

Есть ли какой-то обряд «закрепления» после крещения, похожий на миропомазание? В некоторых протестантских конфессиях существует обряд конфирмации – публичного исповедания веры (в лютеранстве, англиканстве и реформатстве после крещения, в баптизме, адвентизме и пятидесятничестве — перед крещением). Конфирмацию проводят после катехизации и не раньше достижения сознательного возраста: в 13-14 лет у лютеран, в 14-16 – у англикан. У лютеран и англикан ее организует пастор, у англикан – епископ. В Новоапостольской церкви существует «запечатление Святым Духом» (возложение рук с произнесением молитвы и благословения), похожее по смыслу на таинство миропомазания, совершает его только апостол.

Есть ли исповедь у протестантов? В том или ином виде есть во многих деноминациях, кроме церквей кальвинистской традиции. Обязательна у гернгутеров (перед причастием).

Что собой представляет исповедь? Рассказ о своих грехах пастору или личному наставнику. У методистов практикуется общая исповедь перед причастием. Амиши признают только публичную исповедь в случае тяжкого греха.

Есть ли у протестантов венчание? Благословение жениха и невесты есть в большинстве протестантских деноминаций.

Как проходит венчание? У англикан и лютеран существует особое чинопоследование, которое проводит пастор в церкви. Во всех остальных деноминациях место проведения и форма клятвы – произвольные.

Как проводятся похороны у протестантов? Лютеране и англикане проводят обряд отпевания, во многом похожий на католический. В большинстве протестантских деноминаций не приняты особые ритуальные одеяния для покойного, не предусмотрены какие-либо определенные сроки похорон и похоронные бдения. В гробу умершего кладут на спину, соединяя руки на груди. В гроб не принято класть вместе с покойным символические или личные предметы. Во многих западных общинах разрешена и практикуется кремация.

Церемонию похорон проводит пастор, обычно — в церковном здании. Обряд символизирует передачу души покойного Богу, провозглашая надежду на обязательное воскрешение присутствующим живым. За упокой не молятся.

Праздники

Есть ли у протестантов праздники? Есть у всех, кроме квакеров и адвентистов седьмого дня (они почитают только субботу, другие праздники могут праздновать, но не признают их обязательными).

Какие праздники отмечает большинство протестантов? Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу.

Есть ли специфические протестантские праздники? У англикан сохранились почти все праздники католической церкви, включая дни почитания святых, у лютеран – 1-ое воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых (при том, что лютеране не признают почитания святых), День поминовения усопших. Лютеране с XVI в. отмечают День Реформации – 31 октября, вместе с ними его празднуют многие другие деноминации.

Лютеране и баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь-октябрь). Баптисты и Новоапостольская церковь отмечают День Благодарения. Гернгутеры празднуют день основания своей общины — 1 марта, день обновления общины — 13 августа, день смерти Яна Гуса, которого считают своим основателем — 6 июля.

Представители Реформаторской Евангелистской церкви кантона Во, собравшиеся на Синод на прошлых выходных во Дворце Рюмина в Лозанне, договорились о том, как следует венчать однополые пары. Регламент был принят 55 голосами при семи воздержавшихся и трех "против". Согласно предложенной процедуре, обряд содержит некоторые элементы традиционного венчания. Он включает в себя торжественное богослужение и проповедь. Священник напомнит зарегистрированным партнерам о связывающих их узах и помолится за новую пару. При этом пастор может отказаться совершать обряд по теологическим мотивам.

В отличие от традиционной процедуры венчания, в обряд для однополых пар не входит благословение. В пресс-релизе Реформаторской Евангелистской церкви уточняется, что "священнослужитель, которому поручено торжественное богослужение, будет следить за тем, чтобы избежать путаницы с символами, присущими венчанию". Новый обряд появится в протестантских церквях кантона 1 января 2014 года.

Решение изучить подробнее вопрос о введении специального литургического акта для однополых пар Синод принял в 2012 году. На последнем собрании были определены детали, по которым будет проходить новый обряд. Таким образом, Реформаторская Евангелистская церковь кантона Во станет первой франкоязычной церковью в Швейцарии, которая предлагает подобную услугу для зарегистрированных партнеров. Отметить свой союз однополым прихожанам до сих пор можно было в девяти церквях Конфедерации, в числе которых приходы Берна и Фрибурга. В Женеве и Невшателе, напротив, подобной процедуры не предусмотрено.

В модели, которую принял кантон Во, речь идет о зарегистрированном партнерстве. Напомним, что регистрация гомосексуальных пар в Швейцарии стала возможна в 2007 году благодаря вступлению в силу Федерального закона "О зарегистрированном партнерстве между лицами одного пола" (LPart). За период с 2007 по 2011 год в кантоне Во были соединены узами партнерства 511 пар, среди которых две трети – мужчины.

По информации газеты "Tribune de Genève", напутственные слова от пастора в начале совместной жизни хотели бы получить и многие женевские гомосексуальные пары. Следует отметить, что еще в 1992 году вопрос о венчании однополых партнеров поднимался на собрании Протестантской женевской церкви (EPG). Таким образом, священники задумались над судьбами гомосексуальных пар задолго до того, как в кантоне было принято законодательство о зарегистрированном партнерстве (в начале 2000-х годов). Второй раз вопрос поднимался протестантской церковью в 2006 году, однако тогда приоритетными стали финансовые трудности, которые испытывала "EPG" в то время. Таким образом, пока женевским геям приходится обращаться за благословением к другим конфессиям – Евангелической лютеранской (американской или немецкой) и Христианско-католической церквям, которые оказывают подобные услуги своим прихожанам.

Следует отметить, что решение Реформаторской Евангелистской церкви не всем пришлось по душе. Так, газета "24Heures" сообщает об отзывах, полученных от прихожан "EERV" после принятия решения Синодом. Некоторые протестанты кантона чувствуют себя преданными и угрожают покинуть лоно церкви. Однако президент Синодального совета "EERV" Эстер Гайар считает, что негативные реакции последовали бы и в случае противоположного решения. "Вопрос действительно очень деликатный", – говорит она, отмечая, впрочем, что в данном случае недовольство высказывают в первую очередь представители евангелистского крыла. Тем не менее, происходящие изменения говорят о том, что Реформаторская Евангелистская церковь старается идти в ногу со временем.

Думаем, что отношение Русской Православной Церкви к однополым бракам нашим читателям хорошо известно. По словам председателя Синодального информационного отдела В. Легойда "православные верующие, представители других традиционных религий России, многие нерелигиозные люди выступают против пропаганды однополых отношений. Их поддерживают многие христиане, иудеи и мусульмане на Западе, а некоторые мировые СМИ упрямо пытаются создать картину, искажающую действительность".

Подготовлено по материалам сайтов