Величина рождаемости зависит от групп факторов. Какие факторы влияют на рождаемость? От каких факторов зависит естественный прирост

Величина рождаемости зависит от групп факторов. Какие факторы влияют на рождаемость? От каких факторов зависит естественный прирост
Величина рождаемости зависит от групп факторов. Какие факторы влияют на рождаемость? От каких факторов зависит естественный прирост

Репродуктивное поведение

Репродуктивное поведение – поведение людей, связанное с вопросами рождения детей любой очерёдности, в браке или вне брака.

Можно выделить следующие типы репродуктивного поведения :

1) малодетное – потребность в 1-2 детях;

2) среднедетное – потребность в 3-4 детях;

3) многодетное – потребность в 5 и более детях.

Репродуктивное поведение является частью общего поведения людей и представляет собой их реакцию на внутренние и внешние стимулы.

Внутренние стимулы репродуктивного поведения – потребности людей в детях (репродуктивные потребности ), когда без наличия определённого числа детей человек испытывает затруднения как личность.

Внешние стимулы репродуктивного поведения :

Социальная ценность детей, показывающая насколько дети нужны обществу;

Нормы репродуктивного поведения, представляющие собой образцы поведения и принципы, связанные с рождением определённого числа детей.

Из двух групп факторов – внутренних и внешних – главной в определении числа детей в семье является первая группа.

В специальных выборочных обследованиях, проводимых с целью более подробного изучения состава и планирования семьи, могут быть использованы три основных показателя: идеальное, желаемое и ожидаемое число детей.

Идеальное число детей – представление человека о наилучшем числе детей в семье вообще (в средней семье по стране, городской, сельской, русской и т.д.) без учёта конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений.

Желаемое число детей – число детей, которое индивид предпочёл бы иметь в своей семье, исходя из личных предпочтений.

Ожидаемое число детей – число детей, которое индивид намерен иметь в семье, исходя из личных предпочтений, а также учитывая конкретную жизненную ситуацию .

    природно-биологические факторы

– разное время достижения половой зрелости в странах с жарким и холодным климатом (увеличивает или сокращает продолжительность фертильного цикла)

2. демографические факторы .

- половая структура населения, которая может быть либо пропорциональной, либо сильно деформированной – с большим перевесом одного из полов.

- возрастная структура населения: понятно, что чем больше в нем доля лиц молодых возрастов, тем выше, демографический потенциал общества. наоборот, чем более выражено «старение» населения, тем демографический потенциал ниже.

- показатель детской смертности . В отсталых странах, где семья нуждается в детях как в работниках, родители обычно заводят «лишних» детей в качестве заведомой компенсации неизбежных потерь среди них.

3. Социально-экономические, культурные и психологические факторы

- общий уровень благосостояния , повышение которого способствует увеличению средней продолжительности жизни людей и соответственно «старению» населения в целом с вытекающими из него демограф. последствиями. в периоды длительных соц-эк кризисов рождаемость падает. США в годы Великой депрессии 1929–1933 гг. и Россия в 1990-е гг.

Высокий уровень благосостояния подразумевает высокий уровень образованности. Коэффициент р. снижается, когда женщина имеет возможность получить образование, и повышается, когда она лишена ее.

получение образования открывает большие шансы трудоустройства вне дома. Высокий уровень благосостояния подразумевает также высокую стоимость образования и воспитания детей. В развитых странах, где детский труд запрещен законом, «цена» ребенка настолько высока, что влияет на уменьшение к. рождаемости.

система гос. и частного соц. обеспечения. При наличии такого обеспечения вовсе не обязательно иметь много детей, чтобы не тревожиться за старость.

- ур овень урбанизации . у городского населения рождаемость ниже, чем у сельских жителей, которым дети помогают в с/х работах, заготовке дров, выполнении многих домашних дел; разница в р. у этих категорий населения 1/3.

Однако нужно учитывать, что он проявляется не сразу после переезда людей из села в город. «Урбанизация, конечно, действует повсеместно и безотказно – но слишком медленно, – пишет известный российский социолог И.В.Бестужев-Лада. – Как правило, требуется смена поколения, – чтобы сложившийся сельский стереотип многодетности сменился городским, ориентированным на меньшее число детей».

подтверждение этого – демогр. ситуация в большинстве развивающихся стран, где быстрый рост городского населения еще не привел к сокращению коэфф. р.

- брачность, разводимость и семейное положение .

фактически находятся на стыке демографических и соц-экон. факторов.

влияние на брачность, разводимость и семейную структуру оказывают традиции многодетности, характерные для мусульманских стран, запреты на вторичные браки в индуизме - религия .

возраст вступления в брак , в большинстве стран установлен законодательно – с учетом времени достижения половой, соц.-псих. зрелости, традиций, обычаев.

В мусульманских странах в соответствии с законами шариата он начинался с 9 лет, в католических 12 лет для женщин и 14 лет для мужчин. В дальнейшем по мере развития цивилизации почти во всех странах этот возраст был заметно повышен. Однако еще в 1980-х гг. мин. возраст вступления в брак для женщин в некоторых католических странах (Испания, Перу, Эквадор) оставался 12 лет, в большинстве других стран Латинской Америки – на уровне 14, а в мусульманской Нигерии – 9 лет.

странами-антиподами могут служить протестантские страны Европы, где закон разрешает женщинам вступать в брак лишь с 18, а мужчинам – с 20 лет.

Нужно иметь в виду, что реальный возраст вступления в брак в большинстве регионов и стран значительно выше законодательно разрешенного. Европа

этническая структура населения;

демографическая политика.

Что такое демография и что она изучает?

Демография – это наука, изучающая закономерности воспроизводства населения, в общественно- исторической обусловленности этого процесса.

Термин «демография» появился в 1855 г., когда его впервые использовал французский ученый А. Гийярд в своей книге «Элементы статистики человека или сравнительная демография».

Как самостоятельная общественная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность таких показателей, как рождаемость, смертность, естественное движение населения, изменение его численности и структуры, продолжительность жизни, миграции, а так же взаимосвязь демографических процессов с окружающей средой.

Какие показатели используются для получения точных данных о населении?

Для получения точных данных о населении используют переписи, регулярно проводимые в экономически развитых странах, текущий учет ряда демографических явлений (рождаемость, смерть, вступление в брак, развод и т.д.), выборочные исследования, включающие изучение некоторых социально-значимых демографических аспектов в связи с социально-гигиеническими факторами.

Перепись населения – это процесс сбора демографических, социальных и экономических данных, характеризующих в определенный момент времени каждого жителя страны (территории). Результаты переписи дают информацию о численности населения в целом и по отдельным характеристикам: возрасту, полу, соц.положению, национальности, состоянию в браке и т.д.

Какие существуют типы репродуктивного поведения?

Важнейшей составной частью демографического поведения является репродуктивное поведение, которое обозначают как систему действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке и вне брака. Различают три основных типа репродуктивного поведения: многодетное – потребность в 5 и более детях, среднедетное – потребность в 3-4 детях и малодетное – потребность в 1-2 детях. Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в каждом регионе, области и т.д. Репродуктивное поведение личности и семью формируется под воздействием национальных, родовых традиций общества, уровня социально-экономического воздействия.

Какие существуют типы воспроизводства населения?

Первый тип воспроизводства населения называется архетип. Он господствовал в доклассовом обществе, для которого характерен тип присваивающей экономики. При этом типе воспроизводства отмечалась высокий уровень рождаемости и смертности с незначительным приростом населения.

Возникновение и развитие с/х, экономики и форм общественной жизни, базирующихся на нем, в значительной степени изменили тип воспроизводства населения, при котором резко увеличилась рождаемость и снизилась смертность. Это отвечало потребностям общества, нуждающегося в росте численности населения. Такой тип воспроизводства называется традиционным. Для него характерны ранний возраст вступления в брак и высокая рождаемость.


Современный, или рациональный, тип воспроизводства появился в связи с новым поворотом в историческом развитии общества – переходом от аграрной экономики к индустриальной. Для данного типа воспроизводства характерны низкая рождаемость и смертность, в том числе низкие показатели младенческой смертности, и значительной увеличение продолжительности предстоящей жизни, невысокие темпы прироста населения.

Какие факторы влияют на рождаемость?

Наиболее существенными факторами, влияющими на рождаемость, являются следующие:

1. Средний возраст вступления брак . Коэффициент рождаемости находится в прямой зависимости от возраста вступления n брак чем он ближе К 15 годам тем выше уровень рождаемости, поскольку продолжительность фертильного периода составляет от 15 лет до 49 лет. Увеличение возраста вступления в брак до 25 лет существенно сокращает продолжительность фертильного периода, и особенно его первую фазу, на которую приходит большинство рождений

2. Занятость женщины в общественном производстве . Коэффициент рождаемости в экономически- развитых странах ниже, чем в развивающихся, в то же время занятость женщин в трудовой деятельности достаточно высокая и, как правило, выше уровень образования женского населения.

3. Трудности получении образования и места работы для женщин . Коэффициент рождаемости повышается, когда женщина лишена возможности получить образование или трудоустроиться за пределами дома.

4. Роль детей как трудовой силы в семье . В развивающихся странах, где дети активно вовлекаются в трудовую деятельность всей семьи (особенно в сельской местности), коэффициент рождаемости имеет более высокие значения и тенденцию к росту.

5. Высокая стоимость воспитания и образования детей . Низкий коэффициент рождаемости наблюдается в экономически развитых странах и в тех государствах, где существует обязательное образование, a детский труд запрещен законодательством. В этих странах воспитание детей требует больших затрат, так как они не имеют права работать до достижения ими определенного возраста.

6. Урбанизация . Среди городского населения уровень рождаемости существенно ниже, чем среди сельских жителей, Это обусловлено особенностями образа жизни и установками на репродуктивное поведение населения.

7. Младенческая смертность . Уровень рождаемости находится в прямой зависимости от организации медицинской помощи детскому населению, возможностям медицины обеспечить выживание детей. В странах с низким уровнем развития медицинской помощи родители вынуждены «страховаться» от возможной потери ребенка, увеличивая число детей в семье.

8. Доступность систем частного и государственного пенсионного обеспечения . В странах, где существуют надежные системы пенсионного обеспечения, коэффициент рождаемости снижается, поскольку родителям не надо иметь много детей, чтобы обеспечить себе старость.

9. Доступность противозачаточных средств . При широкой доступности этих средств коэффициент рождаемости снижается, поскольку в условиях рационального типа воспроизводства населения планирование числа детей в семье зависит от других факторов.

10. Культурные и религиозные традиции . Следование национальным традициям и религиозным убеждениям, запрещающим аборты и применение противозачаточных средств, оказывает существенное влияние на увеличение показателя рождаемости.

Первая группа факторов, влияющих на естественное движение населения - социально-экономические. Однако, на смертность и рождаемость влияют различные факторы, следовательно необходимо дальнейшее разграничение факторов. Рассмотрим факторы, влияющие на рождаемость. К ним относятся: уровень денежных доходов, обеспеченность жильем, статус на рынке труда, профессиональный статус, образование, тип поселения, отношение к религии, ценности и пр.

Поселенческие различия. По темпам рождаемости в последние 3 года город опережает село, и вероятность рождений у жительниц города была выше, чему сельских жительниц. На город, если судить по доле женщин в фертильных возрастах, приходилось 70 % всех рождений, причем в отношении первых рождений эта доля еще выше (72 %), а для всех последующих рождений несколько ниже (68 %). В сравнении с тенденцией предыдущего десятилетия, когда городское население острее отреагировало на социально-экономическое неблагополучие спадом рождаемости, чем сельское, это означает, что сейчас именно город отвечает на экономический рост повышением числа рождений. Обращает на себя внимание, что это в основном первые рождения, в то время как на селе продолжают "лидировать" дети вторые, третьи и т.д. Скорее всего, в городе идет рост так называемых отложенных рождений, т.е. рождений, которые в период экономической нестабильности были перенесены на более поздний срок.

Положение на рынке труда. Наличие работы стало одной из базовых ценностей для современной российской женщины, и риск потерять работу в связи с рождением ребенка ставит женщину перед трудным выбором. Вообще экономическая теория рождаемости исходит из того, что влияние женской занятости на деторождение должно быть отрицательным, тогда как влияние мужской занятости - положительным. Но есть аргументы и в пользу гипотезы, согласно которой незанятые женщины, не имеющие трудового дохода и чувствующие себя неуверенно в материальном смысле, также откладывают рождения или даже отказываются от них.http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0309/analit02.php-_FNR_19#_FNR\_ 19.

Среди родивших женщин больше тех, кто имел занятие за год до рождения ребенка (70 % против 30 % незанятых). Между тем доля занятых среди неродивших также очень высока - 74. Невозможно с уверенностью говорить о существовании различий в рождаемости при наличии (отсутствии) занятости у женщин.

Между тем важно другое: значимость трудового статуса партнера. В парах, где партнер занят, вероятность рождений принципиально выше (91 %), чем в союзах, в которых мужчина является безработным (5 %) или же экономически неактивным (4 %).

Доходы населения. С одной стороны, с ростом доходов семьи сокращение душевого дохода, почти неизбежного при появлении ребенка, становится не столь болезненным. Следовательно, рост доходов населения должен способствовать повышению рождаемости в стране.

В последние 15 лет в России на фоне неустойчивой экономической динамики, которая сопровождалась существенным падением доходов населения, шел процесс откладывания рождений. Далее падение доходов сначала было приостановлено, а в последние 4 года наблюдается их рост. В этой связи анализ фактических рождений уместно сопоставить с будущими намерениями населения относительно деторождения. Если сравнить фактические рождения с планами иметь детей в будущем, то получается, что тенденция зеркально изменяется: относительно бедные менее склонны к будущим рождениям, в то время как средне- и высокообеспеченные семьи уверенно формулируют намерения иметь детей.

Жилищные условия. Состояние жилищной обеспеченности можно измерить числом комнат на одного члена домохозяйства. Наименьшее число рождений наблюдается в тех семьях, где обеспеченность жильем критически низка, самые высокие показатели - в средних группах, и число рождений вновь снижается в группе домохозяйств, где на каждого члена семьи приходится не менее одной отдельной комнаты.

Уровень образования. Большинство демографических исследований отмечают сильное влияние на рождаемость уровня образования населения. Действительно, снижение рождаемости в странах Запада и в бывшем СССР часто связывают со стремительным ростом уровня образования, в первую очередь женщин. И наоборот, высокую рождаемость демонстрируют в основном страны третьего мира, где доступность и качество образования значительно отстает от мировых стандартов.

Если рассмотреть влияние образования на рождаемость в возрастном разрезе, то можно увидеть существование определённой закономерности: чем ниже уровень образования, тем раньше происходит рождение.

Религиозность. Религия имеет прямое отношение к формированию демографического типа поведения. В частности, этнические группы, исповедующие ислам, практически во всех странах мира демонстрируют повышенные показатели рождаемости. Наши модели также показывают наличие этой связи, хотя значимость указанной переменной не подтверждена.

Между тем в последние три года более активная рождаемость наблюдалась среди женщин, которые слабо ассоциируют себя с религией. Правда, скорее это отражает тот факт, что в современном обществе таких людей большинство. Относительно невысокий вес рождений среди женщин-мусульманок - результат их относительно низкой доли в выборке обследования.

Рассмотрим теперь факторы, влияющие на смертность: кризисные явления в экономике, состояние экологии, медицины, неудовлетворённость жизнью и духовное неблагополучие.

Экологический фактор. После распада Советского Союза, когда смертность россиян резко выросла до аномального уровня, нагрузка на окружающую среду уменьшилась, в первую очередь, в связи с падением производства и многократным снижением уровня химизации сельского хозяйства. Объемы выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду, в целом, существенно сократились. В середине 1990-х впервые за долгие годы наступила некоторая стабилизация окружающей среды. Все это происходило на фоне катастрофического роста смертности населения. Нет сомнения, что неблагоприятная экологическая ситуация негативно сказывалась и сказывается на здоровье россиян и вносит определенный вклад в повышенную смертность, в особенности, в зонах экологического бедствия.

Экономический кризис 1990-ых. Собственно кризис нельзя рассматривать как сильный катализатор смертности, однако он усилил действие других факторов - состояния медицины, неудовлетворённости жизнью.

Кризис медицины. Экономическая ситуация в стране, как правило, сильнейшим образом отражается на состоянии медицины и системы здравоохранения в целом. Принято считать, что именно кризис российской медицины является основным фактором смертности в России. Приоритетный национальный проект "Здоровье" призван улучшить состояние сферы здравоохранения

Неудовлетворенность жизнью и духовное неблагополучие. Достаточно распространенным является утверждение о том, что социальный стресс, неудовлетворенность постсоветской действительностью вносят существенный вклад в сверхсмертность россиян. Стресс влияет не только на прямой суицид, но и "суицид опосредованный", сознательно вызванный, во-первых, соответствующим отношением к себе. Так, мужчины реже, чем женщины, ходят к врачам, меньше денег тратят на лекарства, поскольку считают, что настоящие мужчины должны терпеть, а не бегать по врачам. Следствием этого являются запущенные, недолеченные, а нередко уже и неизлечимые болезни. А во-вторых, образом жизни, постоянными компонентами которого являются - курение, неумеренное потребление алкоголя, приводящее не только к отравлениям, но и к несчастным случаям на производстве, транспорте, утоплениям, убийствам, замерзаниям, повышенной смертности от онкологических заболеваний, а также другие формы рискованного поведения (например, управление автомобилем без ремней безопасности).

Факторы, оказывающие влияние на рождаемость

Группа природно – биологических.

А) разное время достижения половой зрелости в странах с жарким и холодным климатом.

2. Группа демографических факторов.

А) половая структура населения, которая может быть либо пропорциональной, либо сильно деформированной – с большим перевесом одного из полов.

Б) возрастная структура населения, чем больше в нём доля лиц молодых возрастов, тем выше демографический потенциал общества (и наоборот). В развивающихся странах семьи нуждаются в детях как в работниках, родители заводят обычно «лишних» детей в качестве заведомой компенсации неизбежных потерь среди них.

3. Группа социально – экономических, культурных и психологических.

А) общий уровень благосостояния , повышение которого способствует увеличению средней продолжительности жизни людей и соответственно «старению» населения в целом (например, кризис в России в 1990 – е годы или годы Великой депрессии в США – 1930 – е).

Б) высокий уровень образованности . Коэффициент рождаемости почти всегда снижается в тех случаях, когда женщина имеет возможность получить образование, и повышается, когда она лишена его. Высокий уровень благосостояния подразумевает высокую стоимость образования и воспитания детей. В экономически развитых странах, где существует обязательное среднее образование , а детский труд к тому же запрещён законом, «цена» ребёнка очень высока и тем самым влияет на рождаемость.

В) система государственного и частного социального обеспечения (различные фонды).


Г) уровень урбанизации . У городского населения рождаемость ниже (примерно на 30%), чем у сельских жителей, которым дети помогают в сельскохозяйственных работах, выполнении домашних дел.

Д) брачность, разводимость и семейное положение (эти факторы могут быть отнесены к группе демографических факторов). Традиции многодетности в мусульманских странах, запреты на вторичные браки в индуизме , возраст вступления в брак.

Факторы, оказывающие влияние на смертность

Природно – климатические Генетические Социально – экономические Культурные Политические

Б) сокращением эпидемических и инфекционных заболеваний в результате улучшения, как личной гигиены, так и общих санитарно – гигиенических условий жизни;

В) улучшение условий питания в результате возросшего производства продовольствия и его распределения;

Г) общей тенденцией к повышению уровня жизни и благосостояния людей.

Продолжает существовать высокая смертность в результате (техногенных аварий и катастроф, самоубийств, производственного травматизма, аварий на транспорте, террористических актов, автомобильных аварий и т. д.).

Религии мира

I. Мировые II. Национальные III. Местные верования

1. Христианство А) Индуизм А) Фетишизм

А) Католичество Б) Синтоизм Б) Тотемизм

Б) Протестантство В) Иудаизм В) Культ предков

В) Православие Г) Конфуцианство Г) Шамаизм

2. Ислам

А) Сунниты

3. Буддизм

Буддизм.

Возник в Древней Индии в VI – V веке до н. э. Исповедуют около 750 млн. человек. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. Буддизм начинался как движение нищих и отверженных, не нашедших себе места. Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве. В центре буддизма – учение о «4-х благородных истинах»:

1. существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание;

2. причина страдания – жажда чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения;

3. страдание может быть прекращено только искоренением этой жажды, для чего предлагается восьмеричный путь;

4. Восьмиричный путь (он же Срединный), включающий в качестве ступеней созерцание Закона, размышление о нём, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.

В буддизме никогда не было единой церковной организации. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности : Будду, Дхарму (закон) и Сангху – что и передаётся из поколения в поколение.

Будда – просветлённое существо, достигшее духовных вершин.

Дхарма (закон) – этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста проповедей, бесед. Только в 80 г. до н. э. они впервые были записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы.


Сангха – община равных, не имеющих никакой собственности.

Буддизм исповедуют в Южной и Восточной Азии (Китай, Монголии, Мьянме, Таиланде, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Малайзии, Шри – Ланке, России (Калмыкии , Бурятии , Туве). В России буддизм узаконен в 1741 году императрицей Елизаветой Петровной.

Ислам (арабское - покорность).

Возник в Аравии в VII в. Исповедуют в мире около 1 млрд. человек. Основатель Мухаммед. Основные направления – суннизм (90%) и шиизм (10%).

В результате арабских завоеваний распространился на Ближний и Средний Восток, позднее на Дальний Восток, Юго-Восточную Азию и Африку. Главные принципы ислама изложены в священной книге – Коране . Основные догматы – поклонение единому богу – всемогущему Богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком – посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Сунниты наряду с Кораном признают ещё и Сунну (священное придание, записанное со слов родственников и сподвижников Мухаммеда).

Каждый мусульманин обязан соблюдать пять основных обязанностей:

1. словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед – раб Его и Посланник Бога»;

2. ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;

3. очистительная милостыня в пользу нуждающихся;

4. пост в месяц – рамадан, который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;

5. паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне – Каабе . Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует, прежде всего, единство мусульманской общины.

Ислам исповедуют в Южной и Юго – Западной Азии, Средней Азии, Северной Африке (Индонезии, Турции, Нигерии, Пакистане, Бангладеш, Саудовской Аравии , Египте и др.). В России (республики: Башкирия , Татарстан , Дагестан , Ингушетия, Чечня).

Христианство.

Важнейший догмат христианства: вера в единого бога , имеющего три ипостаси – Бога – Отца, Бога – Сына и Бога – Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и человека. Основная идея христианства идея греха и спасения души человека . Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех – все грешники, все «рабы Божьи». Могут ли люди очиститься от греха? Да, могут, но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов. Если поверят в великого и единого в трёх лицах Бога и великого божественного спасителя, который был послан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил первородный грех и указал путь к спасению через благочестивую жизнь, покаяние в грехах и надежду на царство небесное после смерти Праведнику воздастся на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец попадёт в ад . Кроме «того света», нечестивцам и грешникам грозит «второе пришествие» Христа, за которым последует «страшный суд» здесь на Земле.

В XI веке христианство раскололось на два направления: православие и католицизм . Они отличаются особенностями догматики, культа и организации. Существенное догматическое различие – вопрос о происхождении Святого Духа. Католики считают, что он исходит и от Бога – Отца и от Бога – Сына. Православные – только от Бога – Отца. В отличие от православных, католики полагают, что кроме рая и ада существует «чистилище» - промежуточное звено. Если все католики организовано, подчинены папе римскому (ныне папа - Бенедикт XVI), то православные имеют автокефальные (независимые ) национальные церкви. Всего их 15(Московская, Грузинская, Иерусалимская , Американская, Константинопольская и др.). В католицизме большую роль играет монашество – только через священнослужителей может дойти обращение к Богу. В православии священнослужители могут быть женатыми или дают обет безбрачия, у католиков – целибат (обязательное безбрачие ).

Есть некоторые отличия и в отправлении служб: в православных храмах допускается лишь хоровое пение, но не органная музыка, верующие молятся стоя; католики крестят детей обливая водой, православные – трижды погружая их в воду. Есть различия в наложении креста – православные крестятся справа налево и троеперстием.

В XVI веке в результате так называемой Реформации от католицизма откололся протестантизм (от слова «протест»), отвергший власть папы римского и ставший третьим основным направлением христианства. Крупнейшими течениями являются лютеранство и кальвинизм.

В протестантизме имеется ряд течений , церквей, сект: баптисты, адвентисты , пятидесятники, свидетели Иеговы.

Основные районы распространения религии

Страны распространения

католицизм

Италия, Испания, Филиппины, Португалия, практически все страны Южной Америки

протестантизм

Северная Европа, Северная Америка, Австралия, бывшие колонии Великобритании

Великобритания, Германия, Новая Зеландия, Швеция, ЮАР, Австралия, США.

православие

Восточная Европа

Россия, Грузия, Белоруссия, Греция, Болгария, Сербия.

Рождаемость - процесс возобновления новых поколений, в основе кото­рого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизводству потомства. На уровень и ди­намику рождаемости влияют также социально-экономические, исторические, куль­турные и другие факторы.

Для определения интенсивности процесса рождения обычно пользуются показателями рождаемости:

Как статистический показатель рождаемость определяется отношением числа родившихся живыми в данном году к среднегодовой численности населения, умноженным на 1000. В областях, где коэффициент рождаемости составляет 8-10‰, преобладают однодетные семьи. В девяностые годы двадцатого века в России отмечалось резкое снижение рождаемости, уровень которой составлял 8-9‰ (в Ставропольском крае - 10‰). Начиная с 2005 года, рождаемость начала медленно повышаться, достигнув в 2013 году 13,2‰. В Европейских странах уровень рождаемости низкий - 9-12‰, в странах Юго-Восточной Азии высокий - более 25‰. Для углубленной характеристики рождаемости необходимо знать показатели общей и повозрастной плодовитости (фертильности). Показатель фертильности определяется отношением числа родившихся живыми к числу женщин детородного возраста (15-49 лет), умноженным на 1000. В России этот показатель составляет 58,8 на 1000 женщин фертильного возраста. Повозрастные показатели рождаемости (плодовитости) определяются отношением числа родившихся живыми детей у женщин различных возрастных групп (15-19, 20-24, 25-29 лет и т. д.) к числу женщин соответствующей возрастной группы, умноженным на 1000.

Общий коэффициент рождаемости не дает исчерпывающего представле­ния об интенсивности процесса деторождения, пригоден лишь для приблизи­тельной, грубой характеристики и оценки явления, которое в значительной сте­пени зависит от социально-демографической структуры населения.

Факторы, влияющие на уровень рождаемости:

а) состав населения по полу

б) социально-экономические факторы

в) образовательный уровень женщин

г) занятость женщин в общественном производстве

д) помощь государства семьям, имеющим детей

е) традиции народа и религия

ж) состояние здоровья женщины

з) время вступления в брак

и) браки и разводы

к) соотношение абортов и родов

Основные причины снижения рождаемости в РБ:

Участие женщин в производстве

Высокий уровень образованности

Социально-материальное положение семьи

Специальные показатели рождаемости:

1) коэффициент плодовитости - среднее количество детей, рожденных одной женщиной; позволяет устранить влияние половой и частично возрастной структур населения.



2) повозрастные показатели рождаемости - рождаемость среди женщин определенного возраста (интервалы 15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49 лет).

Коэффициент плодовитости менее 64 - низкий, 64-100 - средний, 101-120 - выше среднего, 121-160 - высокий, 161 и более -очень высокий.

3) показатели воспроизводства

а) суммарный коэффициент рождаемости - число детей, рожденных в среднем одной женщиной за весь фертильный период жизни. Данный показатель не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данный календарный период.

б) брутто-коэффициент воспроизводства («грязный», «неочищенный» ко­эффициент) - число девочек, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста (15-49 лет)

в) нетто-коэффициент воспроизводства («чистый», «очищенный» коэффи­циент) - число девочек, достигающих половоз­релого возраста, рождаемых в среднем одной женщиной в течение фертильного возраста. Характеризует степень замещения поколения жен­щин их дочерями и представляет обобщенную характеристику не ближайших перспектив роста населения, а уровней рождаемости и смертности в данный период.

По нетто-коэффициенту судят о типе воспроизводства населения :

а) расширенное - нетто-коэффициент больше 1;

б) простое - нетто-коэффициент равен 1;

в) суженное - нетто-коэффициент меньше 1.
Нетто-коэффициент воспроизводства может быть рассчитан не только для женского, но и мужского населения по методике расчета этого показателя для женского населения. Он показывает, сколько мальчиков оставляет после себя каждый мужчина с учетом того, что часть их не доживет до возраста отца в момент их рождения.

Билет № 10

1. Травматизм как медико-социальная проблема. Система лечебно-профилактических учреждений и мероприятия по борьбе с травматизмом.



) Травматизм является одной из важнейших медико-соци­альных проблем современности для большинства стран мира. На протяжении всего XX в. ак­туальность проблемы травматизма росла, при этом отмечается рост травматизма со смертельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утратой трудоспособности. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем среди трудоспособного возраста.

Есть два обстоятельства, которые выделяют травмы среди других патологических состояний человека.

1 - связано с вне­запностью травм.

2 - связано с тем, что этот фактор неблагоприятного воздействия на организм человека, как правило, становится ясным сразу.

Эпидемиологическая ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составля­ют 93%, отравления - 1 %, другие несчастные случаи - 6 %. Средний уровень травматизма составляет 120-130 случаев на 1000 населения. Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин. Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще в трудоспособном.

По уровню первичной заболеваемости взрослого на­селения травматизм занимает второе место, после болезней органов дыхания, от 80 до 90‰. В заболеваемости с временной утратой трудоспособности по среднему числу дней нетрудоспособ­ности ему принадлежит второе место (15-16 дней на 100 ра­ботающих), а по числу случаев на 100 работающих - третье место (10-11 случаев на 100 работающих).

Особенностью травматизма является не только его широкое распростране­ние, но и тяжелые исходы. В 2001 г. удельный вес травматиз­ма в структуре смертности населения России был на втором месте (14,0 %). Последствия травм, отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности занимают третье место (6,5%).

В зависимости от ус­ловий возникновения сходных повреждений принято выде­лять следующиевиды травматизма.

1. Транспортный травматизм объединяет повреждения, встречающиеся у людей, работающих или пользующихся транспортными средствами. В зависимости от вида транспорта различают автомобильный травматизм, железнодорожный травматизм, травматизм на воздушном и водном транспорте . Около 40 % умерших в России от травм погибают в резуль­тате дорожно-транспортных происшествий. Важно, что гибель при ДТП является одной из основных причин смерти моло­дежи, особенно юношей, - около трети всех умирающих в возрасте от 15 до 25 лет погибают в дорожно-транспортных происшествиях.

Россия по уровню смертности и инвалидизации в трудоспособном возрасте от дорожно-транспорт­ного травматизма удерживает лидирующее положение в мире.

2. Производственный травматизм - совокупность повреж­дений, встречающихся у людей в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. В зависимости от вида про­изводственной деятельности выделяют промышленный трав­матизм и сельскохозяйственный травматизм.

Всего в России в 2000 г. от производственных травм погиб­ло 437 человек, в 2001 г. - 418 человек.

Самыми опасными в отношении производственного травматизма со смертельным исходом являются газоснабжение (27,0% всех смертельных исходов), горнодобывающие производства (25,4%), добыча угля (25,1%).

Основные причины произ­водственного травматизма:

1). Технические причины - не зависящие от уровня организации труда на пред­приятии, например: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования; недостаточная механизация тяжелых ра­бот, несовершенство предохранительных уст­ройств и т.п.

2). Организационные причины, которые зависят от уровня организации труда на предприятии, например: недостатки в содержании территории; на­рушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; и т.п.

3).Санитарно-гигиенические причины, например: содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, превышающих ПДК; недостаточное или нерациональное ос­вещение; повышенные уровни шума, вибрации; наличие различных излу­чений выше допустимых значений и т.п.

4). Личностные (психофизиологические) причины, к которым относят физические и нервно-психические перегрузки работающего.

3. Уличный травматизм объединяет обширную группу по­вреждений, возникающих у людей на улице.

4. Бытовой травматизм - очень разнообразные по своему происхождению повреждения, встречающиеся в бытовых ус­ловиях.

5. Спортивный травматизм наблюдается у людей, занимаю­щихся спортом, во время тренировок или спортивных состя­заний.

Спортивный травматизм редко приводит к летальным ис­ходам, однако спортивные травмы оказывают существенное влияние на здоровье спортсменов, как непосредственно после травмы, так и в отдаленном будущем.

Среди всех заболеваний спортсменов около 45% прихо­дится на травмы и травматические заболевания опорно-двига­тельного аппарата.

В спорте наибольшее количество травм обусловлено воз­действием физических (механических и температурных) фак­торов, а среди них наиболее часто встречаются именно меха­нические.

Все причины спортивного травматизма можно разделить на следующие группы:

1) причины организационного характера;

2) причины, обусловленные индивидуальными особенно­стями спортсмена;

3) недостаточная физическая и техническая подготовка спортсмена;

4) плохая психологическая подготовка спортсмена;

5) нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.

6. Военный травматизм - совокупность повреждений у лиц, находящихся на воинской службе.

2)Профилактика травматизма

Транспортный. Во многих странах проводятся мероприятия, связанные с повышением безопасности дорожно-транспорт­ного движения, включающие: улучшение дорожной сети, ус­тановление ограничений скорости, введение правил, тре­бующих использования ремней безопасности и др. Особое значение имеет принятие жестких по выявлению и запрещению вождения в алкогольном и нар­котическом опьянении.

Интенсивность нарастания автомобильного травматизма дает право причислить его к тем проблемам, которые имеют важное социальное значение во всех странах мира.

В предотвращении ДТП заинтересованы все, кто участвует в уличном и дорожном движении, но особое внимание следу­ет обратить на водителей автомототранспорта.

Производственный травматизм. Для разработки профилактических мероприятий по борьбе с производственным травматизмом проводится расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве.

Расследование и учет несчастных случаев проводятся в со­ответствии с «Положением о расследовании и учете несчаст­ных случаев на производстве», №279 от 11.03.99 г.

Важную роль в профилактике производственного травма­тизма играют организационные мероприятия, выполнение требований ГОСТа по обучению и проведению инструктажа работающих, а также технические меро­приятия.

Профилактика спортивного травматизма строится в первую очередь на устранении причин, которые приводят к спортив­ной травме.

Для профилактики травматизма, возникающего из-за не­правильной организации учебно-тренировочного процесса и соревнований, необходимо правильное планирование учебно-тренировочного процесса, разработка индивидуальных планов спорт­сменов, обеспечение надежной страховки спортсменов и др.

Для предупреждения травм, связанных со скученностью и перегрузкой мест занятий, необходимо следить за выполнени­ем установленных санитарных норм на каждого занимающе­гося.

Для профилактики травматизма, обусловленного отсутст­вием врачебного контроля, его нарушениями или недостаточ­ностью, необходимо обязательное проведение предварительного врачебного контроля; проведение повторных (не реже 1 раза в год) медицин­ских осмотров спортсменов и др.

Детский травматизм

В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социаль­ной проблемой.

Показатель рассчитывается на оп­ределенное число детского населения (обычно на 1000). В 2001 г. в России первичный травматизм среди детей составила 91,8 на 1000, уровень показателя с 1995 г. возрос в 1,2 раза.

Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического разви­тия ребенка.

В общей структуре травматизма у де­тей на долю поверхностных травм приходится 36%, раны со­ставляют 18%, переломы костей конечностей - 19,6%.

Важной предпосылкой профилактики повреждений являет­ся изучение причин травм.

На долю бытового травматизма у детей приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей. Ведущими повреждениями при быто­вых травмах являются ушибы, гематомы, ссадины - 31,9%, раны - 20,7 %; переломы - 17,3%.

Основные факторы, определяющими бытовой травма­тизм: отсутствие надзора за детьми; недостаток оборудованных мест для игр детей и др.

Уличные травмы составляют 34,8 % всех травм. Сюда же относятся все случаи утоплений. В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листо­пада.

Школьный травматизм составляет - 15,9%. Большинство травм происходит во внеучебное время. Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки. Около 30% травм в школе про­исходит в учебное время на уроках физкультуры и труда.

На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым. При этом погибают от полученных травм 30 - 35% пострадавших. Наибольшее ко­личество травм приходится на школьный возраст, осо­бенно на 1 - 4-й классы.

В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях.