Учетная политика для малых предприятий заполненный образец. Учетная политика предприятия: образец. Учетная политика малого предприятия. Учетная политика для малых предприятий

Учетная политика для малых предприятий заполненный образец. Учетная политика предприятия: образец. Учетная политика малого предприятия. Учетная политика для малых предприятий

Любая организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика организации создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики – грубое нарушение, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2018 год, и какие особенности следует учесть – об этом наш материал.

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2017 г. должна была быть принята до 31.12.2016г., а документ, утвержденный в 2017 г., вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

«Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: изменения

С 06.08.2017 г. в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» вступили в силу поправки (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Его положения включают, в частности, следующие новшества:

  • действие ПБУ «Учетная политика» теперь распространяется на всех юрлиц, кроме кредитных и государственных организаций,
  • введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций, а дочерние общества выбирают из стандартов, утвержденным основным обществом (п. 5.1),
  • понятие рациональности ведения бухучета уточнено - бухгалтерская информация должна быть достаточно полезна, чтобы оправдать затраты на ее формирование (п. 6),
  • в случаях, если определенный способ ведения бухучета в федеральных стандартах отсутствует, организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1), а фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованиями рациональности (п. 7.2),

Содержание учетной политики организации (ООО)

Положения учетной политики должны отражать:

  • перечень нормативных актов, на основании которых компания ведет учет: Закон о бухучете № 402-ФЗ, ПБУ, НК РФ и др.,
  • рабочий план счетов , оформленный как приложение к учетной политике,
  • должности ответственных за организацию и ведение учета в компании,
  • формы применяемой «первички», бухгалтерских и налоговых регистров - унифицированные формы, или самостоятельно разработанные,
  • вопросы амортизации – методы начисления, периодичность (ежемесячно, раз в год и т.д.),
  • лимиты стоимости основных средств , порядок их переоценки,
  • учет материалов, готовой продукции, товаров,
  • учет доходов и расходов,
  • порядок исправления существенных ошибок и критерии отнесения к ним,
  • прочие положения, которые организация сочтет нужным отразить.

Если «бухгалтерская» часть учетной политики организации достаточно универсальна для всех, то налоговая будет отличаться для каждого режима налогообложения, но в любом случае должна содержать:

  • информацию о применяемой налоговой системе, а если имеет место совмещение налоговых режимов - порядок ведения раздельного учета,
  • каким образом уплачиваются налоги в обособленных подразделениях , при их наличии,
  • имеет ли предприятие налоговые льготы, и при каких условиях они действуют.

Учетная политика УСН

Нюансы налоговой учетной политике при «упрощенке» зависят от выбранного объекта: «доходы» (6%) , или «доходы минус расходы» (15%) .

Применяя УСН «доходы», в налоговой политике следует отразить:

  • порядок учета доходов,
  • указать, как уменьшают налоговую базу уплаченные страхвзносы,
  • в каком порядке, и по какой ставке рассчитывается налог и авансовые платежи,
  • налоговый регистр - КУДИР .

При объекте «доходы минус расходы» особое внимание следует уделить не только доходам, но и расходам, указав:

  • порядок учета основных средств, метод начисления амортизации,
  • состав материальных расходов,
  • порядок учета затрат на реализацию (при их наличии),
  • признание прошлых убытков в текущем периоде,
  • порядок исчисления и уплаты минимального налога,

в остальном пункты налоговой политики будут аналогичны тем, что указываются для УСН по «доходам».

Учетная политика ОСНО

Один из главных пунктов налоговой политики при ОСНО – ведение учета по налогу на прибыль . В документе следует отразить:

  • порядок признания прямых и косвенных расходов предприятия (кассовый, или метод начисления),
  • порядок учета основных средств, применяются ли повышающие коэффициенты при амортизации, амортизационная премия, для каких объектов,
  • методы оценки материалов, сырья и товаров,
  • формируются ли резервы для равномерного распределения расходов в течение года (отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт ОС и др.),
  • в каком порядке исчисляется и уплачивается налог на прибыль и авансовые платежи по нему,
  • применяемые налоговые регистры и т.д.

Особенности учета НДС при формировании учетной политики стоит указать тем, кто от налога освобожден, или проводит операции, облагаемые по ставке 0% - это касается порядка распределения «входящего» НДС.

Учетная политика: образец

Создать образец учетной политики, который одинаково подходил бы для всех предприятий невозможно. В каждом случае есть свои особенности, зависящие от вида деятельности, применяемого налогового режима и многих других факторов. Учетная политика, пример которой приводится здесь, составлена для предприятия, работающего на ОСНО.

Организации, зарегистрированные в текущем году и пожелавшие с начала своей предпринимательской деятельности использовать упрощенную систему налогообложения, как и все остальные организации, уже применяющие этот специальный налоговый режим, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. До вступления же в силу Закона N 402-ФЗ организации на упрощенке обязаны были вести бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Причина такого исключения заключалась в том, что согласно ст. 346.12 НК РФ не вправе были применять упрощенную систему налогообложения организации , у которых, в частности, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 000 000 руб.
Если до 1 января текущего года "упрощенцы" еще задавали вопрос о необходимости составления учетной политики, то теперь все сомнения на этот счет отпали.
Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику . Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).
Основы формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета содержатся в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). В ПБУ 1/2008 дано более расширенное определение учетной политики организации. Под таковой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2).
Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов и составляют учетную политику организации.

Так как для расчета налога, уплачиваемого при использовании УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", часто используются нормы гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которые, в свою очередь, тоже предусматривают варианты учета, то и налоговая учетная политика организаций на упрощенке с указанным объектом также необходима.

Чаще всего упрощенную систему налогообложения применяют организации с небольшим штатом бухгалтерии (в основном только главный бухгалтер), поэтому у этих организаций возникает естественное желание максимально упростить и сблизить бухгалтерский и налоговый учеты. К сожалению, это не всегда возможно. Хотя для субъектов малого предпринимательства, в том числе и "упрощенцев", возможностей больше, так как они могут не применять ряд положений по бухгалтерскому учету, а также для них предусмотрены особенности применения некоторых норм из отдельных ПБУ, которые позволяют сблизить бухгалтерский и налоговый учеты. (Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".)

Поэтому учетную политику "упрощенца" следует начать с перечня нормативных актов, на основе которых он будет вести свой учет. В него следует включить кроме упомянутого Закона N 402-ФЗ следующие нормативные акты:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
  • перечень ПБУ, которые будут применяться в учете;
  • Информация Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства";
  • методические указания и рекомендации, выпущенные Минфином России и другими министерствами и ведомствами, необходимые в работе организации (данную фразу можно просто перенести в учетную политику, не перечисляя указания и рекомендации).

Естественно, если в одном приказе объединены и бухгалтерская, и налоговая учетная политика, то следует указать и главный налоговый документ - Налоговый кодекс РФ.

Также в учетной политике указываются ответственные лица за организацию и ведение бухгалтерского учета. Таковыми являются:

  • руководитель - за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учета (ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • главный бухгалтер - за ведение бухгалтерского учета (ст. 7 Закона N 402-ФЗ) и формирование учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).

Напоминаем, что согласно п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ на ведение бухгалтерского учета может быть заключен договор с организацией или специалистом, а на малых и средних предприятиях руководитель может вести учет самостоятельно. Это следует учесть при распределении ответственности.

Пунктом 4 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что вместе с выбранными методами учета утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике следует утвердить все используемые организацией первичные документы (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Это относится как к унифицированным формам первичных документов, утвержденным постановлениями Госкомстата России, так и к самостоятельно разработанным. Ведь унифицированные формы первичных документов теперь не являются обязательными для применения.

"Упрощенец" также должен в учетной политике закрепить выбор варианта форм бухгалтерской отчетности, ведь Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н для субъектов малого предпринимательства предусмотрено право выбора между:

  • общими формами отчетности;
  • упрощенными общими формами;
  • формами, предназначенными только для малых предприятий.

С нашей точки зрения, для "упрощенцев", имеющих небольшой объем учета, предпочтительней применять формы, предназначенные для малых предприятий.

Еще одним обязательным элементом учетной политики является закрепление выбранного объекта налогообложения - "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов".

В следующем разделе "Методика ведения бухгалтерского и налогового учетов" учетной политики следует перечислить элементы учета, которые будет применять "упрощенец".

Регистры учета

С 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Регистры выбираются в соответствии с выбранной формой ведения бухгалтерского учета:

  • если учет ведется с помощью компьютерной программы, то применяются регистры, предусмотренные в этой программе (самый распространенный вариант);
  • при журнально-ордерной системе учета применяются журналы-ордера;
  • при мемориальной системе применяются мемориальные ордера;
  • при упрощенной системе учета для малых предприятий - книга хозяйственных операций без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (приведены в Приложениях N 1 - N 11 к Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н).

Статьей 346.24 НК РФ предусмотрен только один вариант регистра налогового учета - это Книга доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утв. Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н). При этом п. 1.4 Порядка заполнения книги учета доходов предусмотрена возможность ее ведения как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Именно этот выбор и следует закрепить в учетной политике.

Методы учета доходов и расходов

Большинство организаций учитывают в бухгалтерском учете доходы и расходы методом начисления (разд. IV Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. Приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н соответственно).

Но из этого правила есть исключение. Абзац 9 п. 12 ПБУ 9/99, абз. 2 п. 18 ПБУ 10/99 и разд. 4 упомянутых Типовых рекомендаций позволяют субъектам малого предпринимательства вести учет доходов и расходов кассовым методом. Особенности бухгалтерского учета при кассовом методе учета разъяснены в Типовых рекомендациях.

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ (ст. 346.17) предусмотрено, что "упрощенцы" ведут учет доходов и расходов только кассовым методом.

Как видим, нормативные правовые документы позволяют "упрощенцу" использовать кассовый метод в обоих учетах. Однако такой выбор не приведет к уменьшению работы бухгалтера. Дело в том, что в ряде случаев различий между учетами при одинаковом методе больше, чем при применении разных методов учета доходов и расходов.

Так, например, в бухгалтерском учете при кассовом методе материальные расходы признаются при условии их оплаты и списания на затраты, а в налоговом учете при кассовом методе для их признания достаточно лишь факта оплаты.

Учет недорогих активов, отвечающих критериям основных средств

Следует определить, как будут учитываться активы с невысокой стоимостью - в составе МПЗ или основных средств, а также эту "пограничную" стоимость (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Лучше выбрать в качестве "пограничной" стоимости минимальную стоимость основных средств, указанную в п. 1 ст. 256 НК РФ, - 40 000 руб. (она же сейчас предлагается и в п. 5 ПБУ 6/01). В этом случае учет МПЗ будет одинаков и для бухгалтерского учета, и при УСН.

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Пунктом 18 ПБУ 6/01 предусмотрены следующие способы начисления амортизации по основным средствам:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для начисления амортизации нематериальных активов п. 28 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) предусмотрены следующие способы: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ альтернативы в учете расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов "упрощенцу" не предоставляет. Такие расходы признаются в соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Следует принять решение о проведении переоценки основных средств и нематериальных активов или отказе от нее в бухгалтерском учете (п. 15 ПБУ 6/01, п. 16 ПБУ 14/2007).

Метод списания сырья и материалов

Пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) предусмотрены следующие варианты оценки при отпуске МПЗ в производство и ином их выбытии:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • средней себестоимости;
  • себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Материальные расходы принимаются в уменьшение полученных доходов в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Пунктом 8 этой статьи предусмотрены следующие методы оценки при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг):

  • по стоимости единицы запасов;
  • средней стоимости;
  • стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Расходы по доставке товаров

Пункты 6 и 13 ПБУ 5/01 предусматривают вариантность учета расходов по заготовке и доставке товаров до склада организации:

  • включение их в стоимость товара (счет 41 "Товары");
  • учет их в составе расходов на продажу (счет 44 "Расходы на продажу") и списание пропорционально реализации товаров.

Для целей расчета налога по УСН расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Учет данных расходов не зависит от учета товаров.

Но даже если "упрощенец" выберет одинаковый вариант в обоих учетах (не включать эти расходы в стоимость товара), минимизировать работу бухгалтера не получится. Ведь в бухгалтерском учете расходы по заготовке и доставке товара следует распределять между реализованными и оставшимися на складе товарами.

Учет процентов по долговым обязательствам

Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н) выбор предоставлен только субъектам малого предпринимательства. Согласно п. 7 ПБУ 15/2008 малые предприятия вправе по выбору признавать все расходы по займам прочими расходами либо прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ предусмотрена возможность учета процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов) (пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие проценты согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 269 НК РФ. В силу же этой нормы расходы по процентам принимаются для учета в пределах рассчитанного лимита. Существует два способа его расчета:

  • в пределах 20% от среднего уровня процентов, уплачиваемых по долговым обязательствам, выданным в одном и том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения;
  • в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Прочие элементы учетной политики

К таковым можно отнести:

  • порядок принятия к учету материально-производственных запасов в бухгалтерском учете. Планом счетов предусмотрены два варианта: по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) на счете 10 "Материалы" или по учетным ценам (возможность использования дополнительных счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"). В налоговом учете - только по фактической стоимости;
  • порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);
  • порядок исправления существенных ошибок в бухгалтерском учете. Необходимо определить, какие ошибки будут считаться существенными. Субъекты малого предпринимательства вправе выбрать способ их исправления: в общем порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н), или в порядке, установленном для несущественных ошибок, то есть в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" и без ретроспективного пересчета (т.е. перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).

Организациям, применяющим УСН и ЕНВД, необходимо также разработать порядок раздельного учета доходов и расходов по указанным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения распределять пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Приведенный перечень элементов учетной политики не является исчерпывающим. Каждая организация должна учесть нюансы своей деятельности и предусмотреть порядок их учета в учетной политике.

Пример учетной политики для малого предприятия, применяющего УСН

Положение
об учетной политике ООО "XXX"
на 2013 год

1. Общие положения

1.1. ООО "XXX" ведет бухгалтерский учет в соответствии с:

  • Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98) (утв. Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н);
  • Информацией Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства", -

1.2. ООО "XXX" применяет упрощенную систему налогообложения и ведет налоговый учет в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

1.3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учета несет руководитель организации (ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

1.4. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).

2. Организационно-технический раздел

2.1. Бухгалтерский учет организует и ведет бухгалтерский отдел ООО "XXX".

2.2. Бухгалтерский учет в организации ведется в компьютерной программе YYY.

2.3. Организация в качестве первичных учетных документов применяет унифицированные формы документов, утвержденные Постановлениями Госкомстата России:

  • от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";
  • от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций";
  • от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";
  • от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией";
  • от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
  • от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве";
  • от 01.08.2001 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет";

унифицированные формы документов, утвержденные Положениями Банка России:

  • от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств";
  • от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации",

а также самостоятельно разработанные первичные документы (приложение N 1 к учетной политике).

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных предыдущим пунктом, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Остальные реквизиты являются дополнительными и заполняются по мере возможности (ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

2.4. Регистры бухгалтерского учета соответствуют регистрам из компьютерной программы YYY.

Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются (ст. 10 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008):

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

2.5. Лицами, имеющими право подписывать первичные учетные документы, являются:

________________________________,

________________________________

2.6. Рабочий план счетов соответствует предусмотренному плану в компьютерной программе YYY (приложение N 2).

2.7. График документооборота приведен в приложении N 3.

2.8. Инвентаризация проводится в соответствии с законодательством, но не реже одного раза в год (перед составлением годовой отчетности). Инвентаризация основных средств проводится один раз в 3 года (ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49)).

2.9. Изменение учетной политики.

Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

2.10. Исправление существенных ошибок.

Существенность каждой ошибки будет определяться в каждом конкретном случае главным бухгалтером совместно с руководителем организации.

Исправление существенных ошибок предшествующего отчетного года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, осуществляется в порядке, установленном для несущественных ошибок, т.е. в корреспонденции со счетом 91 и без ретроспективного пересчета (перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).

2.11. Бухгалтерская отчетность оформляется с использованием форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

2.12. Способы оценки активов и обязательств.

В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.

3. Методика ведения учетов

Элементы
учетной
политики

Бухгалтерский
учет

Основание

Учет в целях
налогообложения

Основание

Регистры учета

Формы регистров,
разработанные в
компьютерной
программе YYY

Пункт 4
ПБУ 1/2008,
ст. 10 Закона
N 402-ФЗ

Книга доходов и
расходов в
электронном виде

Статья 346.24
НК РФ, п. 1.4
Порядка
заполнения
Книги учета
доходов и
расходов,
утв. Приказом
Минфина
России от
22.10.2012
N 135н

Методы учета
доходов и
расходов

Метод начисления

Раздел IV
ПБУ 9/99,
разд. IV
ПБУ 10/99

Кассовый метод

Статья 346.17
НК РФ

Амортизация ОС
и НМА

Линейный способ

Пункт 18
ПБУ 6/01 и
п. 28
ПБУ 14/2007

В соответствии с п. 3
ст. 346.16 НК РФ

Учет недорогих
активов

Активы
стоимостью не
выше указанной в
п. 5 ПБУ 6/01
учитываются в
составе МПЗ
независимо от
срока их
использования

Пункт 5
ПБУ 6/01

Активы
стоимостью не
выше указанной в
п. 1 ст. 256 НК
РФ учитываются в
составе МПЗ
независимо от
срока их
использования

Статья 256
гл. 25 НК РФ

Переоценка ОС
и НМА

Не проводится

Пункт 15
ПБУ 6/01

Не предусмотрена

МПЗ учитываются
по фактической
себестоимости

План счетов

МПЗ учитываются
по фактической
стоимости

Статья 254
гл. 25 НК РФ

Формирование
стоимости
товаров

Затраты по
заготовке и
доставке товаров
до склада
организации
учитываются в
расходах на
продажу

Пункты 6, 13
ПБУ 5/01

Расходы,
непосредственно
связанные с
реализацией
указанных
товаров, в том
числе расходы по
хранению,
обслуживанию и
транспортировке,
учитываются в
составе расходов
после их
фактической
оплаты

Подпункт 2
п. 2
ст. 346.17 НК
РФ

Оценка МПЗ (в
т.ч. и
товаров) при
выбытии

По фактической
себестоимости

Пункт 16
ПБУ 5/01

По фактической
стоимости

Подпункт 2
п. 2
ст. 346.17 НК
РФ

Резервы по
сомнительным
долгам

Резерв по
сомнительным
долгам создается
в отношении
дебиторской
задолженности,
не погашенной в
сроки,
установленные
договором, и не
обеспеченной
соответствующими
гарантиями, при
условии что ее
величина
превышает 50% от
соответствующей
статьи баланса
на конец
отчетного
периода

Пункт 70
Положения по
ведению
бухгалтерского
учета и
бухгалтерской
отчетности в
Российской
Федерации

Не предусмотрены

Учет процентов
по долговым
обязательствам

Учитываются на
счете 91.
Признаются
расходами того
периода, в
котором они
произведены

Пункт 7
ПБУ 15/2008

Предельная
величина
процентов,
признаваемых
расходом,
принимается
равной ставке
рефинансирования
Банка России с
учетом
коэффициента,
установленного в
ст. 269 НК РФ

Статья 269
гл. 25 НК РФ

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая – четвертая.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н .

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н .

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/08. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. № 106 н .

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2006. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 ноября 2006 г. № 154 н .

9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43 н .

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44 н .

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26 н .

12. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. № 56 н .

13. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные факты» ПБУ 8/10. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.12.2010 № 167 н.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32 н .

15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33 н .

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007 г. № 153 н.

18. Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 22 декабря 1995 г. № 331.

19. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

20. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71 а .

21. О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 № 66 н.

22. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента и порядков их заполнения. Приказ Министерства финансов РФ от 31 декабря 2008 г. № 154 н.

23. О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

24. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н.

25. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившими силу приказа Министерства финансов РФ от 15 января 1997 г. № 3». Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186 н.

7.2. Выбор системы бухгалтерского учета на малых предприятиях

В настоящее время применительно к малому предпринимательству можно выделить три системы учета:

Бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету (т. е. в общеустановленном порядке);

Бухгалтерский учет на основе упрощенной формы бухгалтерского учета;

Учет, осуществляемый в соответствии с нормами НК РФ.

Средние и большая часть малых предприятий обычно ведут бухгалтерский учет, используя первую систему.

Упрощенная форма бухгалтерского учета используется обычно на малых предприятиях с небольшой численностью работников и небольшим количеством хозяйственных операций, а также на микропредприятиях.

Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26 НК РФ. При этом учет основных средств и нематериальных активов они должны осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством по бухгалтерскому учету.

Индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете).

Следует, однако, отметить, что норма законодательства об акционерных обществах (ст. 97 и 103 ГК РФ, ст. 29, 35, 42, 52, 78, 83, 84.6, 87–89, 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») обязывает акционерные общества вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В соответствии с п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров.

Для принятия решения по выявленному несоответствию следует иметь в виду, что законодательство по бухгалтерскому учету устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц, а законодательство об акционерных обществах является специальным. При выявлении таких несоответствий следует руководствоваться специальными нормативными актами (в данном случае – положениями ГК РФ и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В определении Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 319-О также указывается на необходимость ведения бухгалтерского учета в акционерных обществах. В письме Минфина России от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/131 подтверждается мнение данного ведомства об обязанностях акционерных обществ, перешедших на УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) также обязывают ООО вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность и утверждать распределение убытков (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 18,

23, 25, 45, 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Данные бухгалтерской отчетности необходимы ООО для принятия решения по выпуску облигаций (ст. 31 Федерального закона № 14-ФЗ), по увеличению уставного капитала (ст. 18), расчета доли участника в уставном капитале (ст. 25) и в ряде других случаев.

Учитывая изложенное, Минфин России в письме от 19 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/142 высказывает мнение об обязанности АО и ООО, перешедших на применение УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Это мнение подтверждается также письмом Минфина России от 22 декабря 2008 г. № 03-13-04/2/200: «Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям или физическим лицам, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета».

В письме Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85 вновь указывается на необходимость вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность «…всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшими на упрощенную систему налогообложения».

Необходимость учета складочного капитала и составления баланса полным товариществом обусловлена п. 1 ст. 78 ГК РФ. Вкладчик товарищества на вере имеет право в соответствии с п. 2 ст. 85 ГК РФ знакомиться с годовыми отчетами и балансом товарищества.

Предприятия, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, также ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Кроме того, следует иметь в виду, что при потере права на применение УСН в течение года предприятие обязано восстановить бухгалтерский учет задним числом с начала квартала. При отказе от УСН с начала отчетного года для определения вступительных остатков по данным бухгалтерского года также требуется восстановление бухгалтерского учета задним числом.

При решении вопроса о необходимости ведения бухгалтерского учета нужно также принимать во внимание роль бухгалтерского учета в управлении предприятием, важность бухгалтерской отчетности в отношениях с банками, поставщиками, покупателями, инвесторами и другими пользователями информации.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности ведения бухгалтерского учета на средних и малых предприятиях всех организационно-правовых форм, а также на большей части микропредприятий. При этом на микропредприятиях можно использовать упрощенную форму бухгалтерского учета.

7.3. Элементы учетной политики на малых предприятиях, обусловленные изменениями в нормативных документах по бухгалтерскому учету

С целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) внесены существенные изменения в ПБУ 1/2008, ПБУ 2/2008, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 15/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 19/02, ПБУ 22/2010. Внесенные в указанные ПБУ поправки применительно к малым предприятиям носят разрешительный характер и их применение должно быть закреплено в учетной политике организации. Следует при этом отметить, что внесенные в перечисленные ПБУ изменения не распространяются на малые предприятия в форме кредитных организаций и на малые предприятия, являющиеся элементами публично размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики оказавшие (способные указать) существенное влияние на финансовое положение организации, ее финансовые результаты в перспективе.

Пункт 14 ПБУ 22/2010 разрешает малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного перерасчета. Это означает, что исправления вносятся в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, и прошлые периоды пересчитываться не будут.

В учетной политике малые предприятия обязаны указать что:

Они используют право на перспективное отражение последствий изменений учетной политики;

Они отражают последствия изменений учетной политики в общем порядке;

Они исправляют существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год без ретроспективного пересчета;

Они исправляют указанные ошибки в общем порядке.

По всем нижеизложенным элементам учетной политики малые предприятия отражают в учетной политике свое решение об использовании предоставленных им прав или они намерены осуществлять учет по перечисленным элементам в общем порядке.

Малым предприятиям строительной отрасли разрешено не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда (п. 7 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н).

Малые предприятия вправе признавать расходы после погашения задолженности, не дожидаясь передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию (товар, работу, услугу).

В соответствии с п. 1 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н малым предприятиям необязательно соблюдать все требования ПБУ 9/99 для признания в бухгалтерском учете выручки, в том числе требование о переходе прав на продукцию (товар, работы, услуги) от организации к покупателю (п. 1 приказа).

Малым предприятиям разрешено полностью включать в прочие расходы затраты по займам, в том числе проценты, включаемые прочими организациями в стоимость инвестиционного актива (п. 6 приказа). Согласно пункту 3 приказа

Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) малые предприятия не обязаны использовать ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» в отношении порядка раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия вправе отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности все финансовые вложения на любую отчетную дату по первоначальной стоимости, т. е. не осуществлять корректировку оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость (п. 4 приказа).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие системы бухгалтерского учета могут применяться на малых предприятиях?

2. Могут ли акционерные общества осуществлять учет в соответствии с нормами НК РФ?

3. Каковы особенности упрощенной формы бухгалтерского учета?

4. Каким приказом Минфина РФ внесены существенные поправки в положениях по бухгалтерскому учету с целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности?

бухгалтерский учет малый регистр

Учетная политика организации является основным элементом документооборота хозяйствующего субъекта. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/08 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухучета -- первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Структура учетной политики:

  • Ш рабочий план счетов;
  • Ш формы первичных документов, принимаемых для оформления хозяйственных операций по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также внутренней бухгалтерской отчетности;
  • Ш порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • Ш правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • Ш порядок контроля за хозяйственными операциями и т.п.

ПБУ 1/08 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Министерства финансов РФ №106н от 6 октября 2008 г. Положение включает четыре раздела:

I. "Общие положения" (в котором дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

II. "Формирование учетной политики". Имущественная обособленность означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Непрерывность деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухучете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

III. "Изменение учетной политики". Изменения учетной политики на следующий год отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности и могут производиться в случаях:

  • · изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету;
  • · разработки организацией новых способов ведения бухучета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • · существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

IV. "Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухучета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Это амортизация основных средств, нематериальных и иных активов; оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

При разработке и утверждении учетной политики организации преследуются 2 основные цели: закрепление выбранных способов ведения бухучета и регулирование (на уровне внутреннего нормативного акта) максимально возможного количества элементов организации бухучета, включая организацию документооборота, организацию работы бухгалтерской службы, организацию горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.

План

1. Особенности учетной политики малого предприятия

2. Учётная политика для целей налогообложения ИП

3. Методика формирования Приказа об учетной политике организации ИП.

Цель: иметь представление об учетной политике

Студент должен:

Знать:

Особенности составления учетной политики

1. Особенности учетной политики малого предприятия

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика орга­низации» в составе учетной политики предприятия ут­верждается:

а) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требова­ниями своевременности и полноты учета и отчетности;

б) формы первичных учетных документов, регистров бух­галтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

в) порядок проведения инвентаризации активов и обяза­тельств организации;

г) способы оценки активов и обязательств;

д) правила документооборота и технология обработки учет­ной информации;

е) порядок контроля за хозяйственными операциями;

ж) другие решения, необходимые для организации бухгал­терского учета.

Особенностью учетной политики малого предприятия яв­ляется, как правило, уменьшение ее объема в связи со срав­нительно небольшим количеством хозяйственных операций, ограниченным числом сотрудников. Кроме того, норматив­ными актами могут быть предусмотрены специфические спо­собы учета для малых предприятий, что также найдет отра­жение в учетной политике.

Малые предприятия, ведущие учет только основных средств и нематериальных активов, в учетной политике мо­гут отражать только способы учета данных объектов.

В составе учетной политики малого предприятия может быть утвержден сокращенный перечень счетов бухгалтер­ского учета. Данный перечень счетов приведен в п. 8 Типовых рекомендаций. Однако при его применении необходимо учи­тывать, что с момента вступления в силу Типовых рекомен­даций план счетов изменился. Иными словами, следует про­изводить корректировку счетов, указанных в Типовых реко­мендациях в соответствии с действующим Планом счетов.

График документооборота всеми организациями разра­батывается в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным при­казом Минфина СССР. В связи с небольшим штатом сотрудников малого предприятия возможно осуществление различных функций одними лицами, например, бухгалтер может вести кадровый учет, складской учет и т.п.

2. Учётная политика для целей налогообложения

1. Налоговый учет ведётся лично.

Возможен вариант:

Налоговый учет ведётся сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги в соответствии с договором.


2. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется раздельно по каждому из следующих видов деятельности:

  • услуги общественного питания;
  • сдача в аренду недвижимости.

Основание: пункт 7 Порядка, утвержденного приказом от 13 августа 2002 г. Минфина России № 86н, пункт 6 статьи 346.53 Налогового кодекса РФ.

3. В отношении деятельности, связанной со сдачей в аренду нежилых помещений, применяется патентная система налогообложения.

Основание: подпункт 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.

4. Записи в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя по деятельности, связанной с оказанием услуг общественного питания осуществляются на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.

Основание: пункт 2 статьи 54 Налогового кодекса РФ, подпункт 1 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 4 и 9 Порядка, утвержденного приказом от 13 августа 2002 г.Минфина России № 86н

5. Доходы от сдачи в аренду недвижимости отражаются в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.

Основание: пункт 1 статьи 346.53 Налогового кодекса РФ, подпункт 1 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 1.1Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Налог на доходы физических лиц

6. Профессиональный налоговый вычет признаётся в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса РФ.

В случае невозможности документального подтверждения расходов профессиональный налоговый вычет признаётся в размере процентов от суммы доходов от предпринимательской деятельности.

Основание: статья 221 Налогового кодекса РФ.

7. Оценка сырья и материалов, используемых в предпринимательской деятельности, производится по методу средней стоимости.

Основание: пункт 1 статьи 221, пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

8. Оценка покупных товаров производится по методу средней стоимости.

Основание: пункт 1 статьи 221, подпункт 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ.

9. Транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются отдельно.

Основание: пункт 1 статьи 221, статья 320 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

10. Ведётся раздельный учет затрат на осуществление операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Основание: пункт 4 статьи 149, пункт 11 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.

11. Суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности по оказанию услуг общественного питания, облагаемой НДС, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.

Основание: абзац 3 пункта 4 статьи 170, статья 172 Налогового кодекса РФ.

12. Суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам, используемым в деятельности по предоставлению в аренду недвижимости, облагаемой по патентной системе, к вычету не принимаются и при расчете НДФЛ не учитываются.

Основание: подпункт 3 пункта 2, пункт 4 статьи 170, пункт 11 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.

13. Суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам, используемым одновременно в деятельности по оказанию услуг общественного питания и в деятельности по предоставлению в аренду недвижимости, в течение квартала регистрируются в книге покупок на всю сумму, указанную в счете-фактуре.

Размер вычетов корректируется по итогам налогового периода (квартала).

Корректировка осуществляется пропорционально выручке от деятельности, облагаемой по патентной системе, в общей выручке предпринимателя за квартал.

При этом в расчет выручки не включаются доходы, признаваемые внереализационными в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ.

Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала).

Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и при расчете НДФЛ не учитываются.

Основание: пункт 4 статьи 149, подпункт 2 пункта 3, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Индивидуальный предприниматель Петров П.П.