Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Результаты и анализ экспериментальных методов Я несчастлив занимаясь столькими вещами в одиночку

Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Результаты и анализ экспериментальных методов Я несчастлив занимаясь столькими вещами в одиночку
Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
Мне не с кем поговорить
Для меня невыносимо быть таким одиноким
Мне не хватает общения
Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя
Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне
Нет никого, к кому я мог бы обратиться
Я сейчас больше ни с кем не близок
Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
Я чувствую себя покинутым
Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
Я чувствую себя совершенно одиноким
Мои социальные отношения и связи поверхностны
Я умираю по компании
В действительности никто как следует не знает меня
Я чувствую себя изолированным от других
Я несчастен, будучи таким отверженным
Мне трудно заводить друзей
Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
Люди вокруг меня, но не со мной

– встречаются очень редко – 4 балла;

– бывают временами – 3 балла;

– они бывают часто – 2 балла;

– почти постоянно или всегда – 1 балл».

Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.

Текст опросника

1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?

3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?



4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?

7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

8. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?

9. Ожидание Вас тревожит и нервирует?

10. У Вас бывают кошмарные сновидения?

11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

12. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?

14. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

15. Вам часто хочется побыть одному?

16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?

17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

18. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?

19. Прежде чем принять решение, Вы долго колеблетесь?

20. У Вас возникает иногда чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

Таблица 2.14

Значение диагностических коэффициентов тревожности

Номера признаков Баллы
-1,38 -0,44 1,18 1,31 0,87
-1,08 -1,3 -0,6 0,37 1,44
-1,6 -1,34 -0,4 -0,6 0,88
-1,11 0,0 0,54 1,22 0,47
-0,9 -1,32 -0,41 -0,41 1,2
-1,19 -0,2 1,04 1,03 0,4
-0,78 -1,48 -1,38 0,11 0,48
-1,26 -0,93 -0,4 0,34 1,24
-1,23 -0,74 0,0 0,37 0,63
-1,92 -0,36 0,28 0,56 0,1

Таблица 2.15

Значение диагностических коэффициентов депрессии

Номера признаков Баллы
-1,58 -1,45 -0,41 0,7 1,46
-1,51 1,53 -0,34 0,58 1,4
-1,45 -1,26 -1,0 0,0 0,83
-1,38 -1,62 -0,22 0,32 0,75
-1,3 -1,5 -0,15 0,8 1,22
-1,34 -1,34 -0,5 0,3 0,72
-1,2 -1,23 -0,36 0,56 -0,2
-1,08 -1,08 -1,18 0,0 0,46
-1,2 -1,26 -0,37 0,21 0,42
-1,08 -0,54 -0,1 0,25 0,32

Обработка полученных данных. Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в табл. 2.14 и 2.15, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

Алгебраическая сумма коэффициентов больше+1,28 свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньше -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до -1,28.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действия. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и за здоровье своих близких в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой)

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

где S– сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; Z– сумма цифр, «обратных» зачеркнутым высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Бланк для ответов

Шкала депрессии

ФИО________________________

Дата опыта_____________ Время _______

Утверждение Никогда или изредка Иногда Часто Почти всегда или постоянно
Я чувствую подавленность
Утром я чувствую себя лучше всего
У меня бывают периоды плача или близости к слезам
У меня плохой ночной сон
Аппетит у меня не хуже обычного
Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом
Я замечаю, что теряю вес
Сердце бьется быстрее, чем обычно
Я устаю без всяких причин
Я мыслю так же ясно, как всегда
Мне легко делать то, что я умею
Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте
У меня есть надежды на будущее
Я более раздражителен, чем обычно
Мне легко принимать решения
Я чувствую, что полезен и необходим
Я живу достаточно полной жизнью
Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру
Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова

Инструкция. «Прочтите каждую группу показаний и выберите подходящий вариант ответа – 0, 1,2 или 3».

Даниел Рассел создал с коллегами шкалу одиночества UCLA, которая удобна в употреблении, перспективна и адекватна в психологическом отношении. Первоначальный набор пунктов был применен при тестировании двух групп молодых людей в UCLA (которые приняли участие в дискуссии по проблеме одиночества). Каждый тестируемый описывал также свое эмоциональное состояние, оценивая силу таких чувств как тревога, пустота, угнетенность, скука. Итоговая шкала одиночества, состоящая из 20 пунктов, разрабатывалась на основе корреляций по каждому из них.

Шкала отличалась устойчивостью, валидность определялась тремя способами. Баллы, начисленные по указанной шкале, имели значимые корреляции с некоторыми другими системами измерения одиночества, где приведены данные и о разнообразных личностных коррелятах. Одинокие люди проявляли чувство социальной тревоги, более высокие уровни застенчивости и отклонений от нормы, более высокую степень изоляции и более низкую степень самоуважения, они менее доброжелательно относились к другим людям.

Было также обнаружено, что одинокие оценивали себя и других людей более негативно и были сторонниками непродолжительных социальных взаимодействий. Данные исследования других взрослых "групп риска" показывают также, что шкала одиночества UCLA определяет одиночество с высокой степенью валидности. Была предложена модифицированная шкала одиночества, основанная на корреляциях отдельных пунктов с индексом самоотнесения к категории одиночества. Итоговая система измерения включала 10 позитивно сформулированных и 10 негативно сформулированных пунктов с наиболее высокими корреляциями. Баллы полученные тестируемыми по новой шкале, подтвердили ожидаемые корреляции. Одновременно исследователи выявили устойчивые зависимости данной шкалы с опросником состояний депрессии Бека и шкалами тревоги Костелло-Комри.

При разработке систем измерения одиночества исследовались две формы достоверности: внутренняя устойчивость и достоверность при повторном тестировании. Эти корреляции отражают стабильность баллов измерения одиночества во времени. Проблема достоверности при повторном тестировании влечет за собой вопросы о природе одиночества.

"Что такое одиночество - состояние или свойство? Одиночество может быть и тем и другим. Различие между одиночеством как состоянием и как чертой характера аналогично различию между состоянием тревожности и тревожностью как чертой характера".

Исследования Велло Серма

Велло Серма в течении ряда лет собирал данные о случаях одиночества в форме автобиографических отчетов, структурированных интервью, анкет и тестов, определяющих тип личности. По его данным не более одного - двух процентов опрошенных сообщают о том, что никогда не чувствовали себя одинокими, в то время как от десяти до тридцати процентов людей утверждают, что испытывали глубокое чувство одиночества со скачкообразными колебаниями в течение большей части своей жизни. "Мы начали с того, что попросили людей описать во всех деталях, как они сами переживают одиночество или как переживают его те, кого они хорошо знают. Описание можно свести к определенным общим темам, и категориям:

Непредвиденные трудности и разлад в интимном общении;

Смерть близкого человека;

Ощущение, что не оправдал своих собственных надежд и ожиданий, именно в этих и других переживаниях люди часто усматривают причину появления или усиления чувства одиночества. Но была группа ответов, в которых одиночество не связывалось с событием или кризисом, а казалось, скорее имеет экзистенциальную природу. Примерно три их четырех опрошенных сообщили о чувстве одиночества испытанном в то время, когда они никоим образом не были физически изолированы от других людей. Изучение ответов показало, что пожалуй более тяжелая форма одиночества характерна для ситуаций, когда человек не испытывает недостатка в общении. Сила чувства одиночества пропорциональна несоответствию, которое ощущает человек между видами межличностных отношений, существующих у него, по его мнению, в данное время, и видами отношений, являющихся, по его же мнению, желательными или такими, какие он хотел бы иметь в идеальном случае".

Опросник предложен Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.

Цель методики: исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.

Испытуемому предлагается рассмотреть ряд утверждений последовательно и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к его жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда" (табл. 10).

Таблица 10. Опросник "Шкала одиночества"

Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

Мне не С кем поговорить

Для меня невыносимо быть таким одиноким

Мне не хватает общения

Я чувствую, будто никто

действительно

не понимает меня

Я застаю себя

в ожидании, что люди

позвонят или напишут

Нет никого, к кому я мог бы обратиться

Я сейчас больше ни с кем не близок

Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи

Я чувствую себя покинутым

Я неспособен

раскрепощаться

и общаться с теми, кто

меня окружает

Я чувствую себя совершенно одиноким

Мои социальные отношения и связи поверхностны

Я умираю по компании

В действительности никто как следует не знает меня

Я чувствую себя изолированным от других

Я несчастен, будучи таким отверженным

Мне трудно заводить друзей

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка результатов: подсчитываете количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов "часто" умножается на три, "иногда" на два, "редко" - на один и "никогда" - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества -60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.

Тест "Незаконченные предложения"

Этот тест относится к методикам, изучающим мотивационную сферу и направленность личности (рис. 16). Мотивы - это побуждения, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить, случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Рис. 16.

Мотивы отличаются друг от друга видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются.

Центральным элементом мотивационной сферы личности является ее направленность. Направленность - это система осознанных целей, которые активно достигаются в процессе деятельности. К. К. Патонов выделяет следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

Уровень - это общественная значимость направленности человека, зависящая от того, в какой мере цели деятельности личности соотносятся с общественными идеалами. Это качество направленности связано с моральным обликом и идейностью личности.

Широта направленности связана с разнообразием целей, которые ставит перед собой человек.

Интенсивность направленности определяется степенью оформленности, осознанности и активности, лежащих в основе ее побуждений.

Устойчивость направленности - это ее устойчивость во времени, степень сопротивляемости отвлекающим воздействиям. Устойчивость направленности связана с волевыми свойствами личности.

Действенность - это степень реализации целей направленности в практической деятельности.

Целью теста является исследование направленности индивида, системы его отношений. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 60 незаконченных предложений, каждое из которых направленно на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и притязаний.

Обработка результатов. Все предложения в соответствии с ключом (табл. 11) разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке, где графически изображается профиль личности.

Таблица 11. Ключ к тесту "Незаконченные предложения"

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.

Текст опросника

Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
2. Мне не с кем поговорить
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким
4. Мне не хватает общения
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться
8. Я сейчас больше ни с кем не близок
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
10. Я чувствую себя покинутым
11 . Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
12. Я чувствую себя совершенно одиноким
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны
14. Я умираю от тоски по компании
15. В действительности никто как следует не знает меня
16. Я чувствую себя изолированным от других
17. Я несчастен, будучи таким отверженным
18. Мне трудно заводить друзей
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
20. Люди вокруг меня, но не со мной

30. МЕТОДИКА «ДЕТСКИЙ ОПРОСНИК НЕВРОЗОВ» (ДОН)

Назначение. Тест предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Предлагаемый тест-опросник был разработан коллективом авторов в 1992 году.

Инструкция: «Прочитай, пожалуйста, внимательно предложенные утверждения. Подумай и постарайся выбрать наиболее подходящий ответ («да» или «нет») к каждому утверждению. Постарайся быть честным, ведь правильных или неправильных ответов здесь нет».

Данные, полученные при помощи опросника ДОН, в большинстве случаев сопоставлялись с данными других апробированных методик. Так, ряд шкал был сопоставлен с данными теста цветового предпочтения Люшера с достаточно высоким уровнем корреляции. При обследовании младшего подросткового возраста был получен достаточно высокий уровень корреляции полученных данных с данными всех сопоставляемых шкал подросткового ММРІ. Также полученные данные сопоставлялись с имеющимися психолого-педагогическими характеристиками на детей и, в достаточном числе случаев, с данными клинического осмотра детского психиатра. Не смотря на то, что данные субъективного и объективного методов исследования плохо сопоставимы, однако, отталкиваясь от них, авторы утверждают, что предлагаемый тест-опросник является достаточно валидным, надежным методом исследования невротических расстройств в детском возрасте.

Сущность предлагаемого теста-опросника охватывает шесть основных шкал проявления невротических расстройств, с которыми сталкиваются школьные психологи, врачи-педиатры и специалисты смежных специальностей (психиатры, невропатологи, психотерапевты и др.). Ребенку предлагается опросник и бланк для самостоятельного заполнения (после предварительного ознакомления с инструкцией); при возникновении у испытуемого вопросов возможны исключительно нейтральные ответы и комментарии.

Определение основных понятий.

Утверждения теста-опросника систематизированы в шести основных аспектах проявления невротических расстройств у детей: депрессии; астении; нарушений поведения; вегетативных расстройств; нарушений сна; тревоги.

Шкала депрессии - описывает основные проявления депрессивных расстройств, с учетом возрастной специфики, заключающейся в неполной представленности тимического компонента, маскированности её. Основные проявления заключаются в сочетании снижения жизненного тонуса, низкой самооценки, замедленности темпа мышления, двигательной обедненности, ощущения тоски, подавленности, безысходности. Внимание, как правило, трудно привлекается внешними стимулами. У детей достаточно часто на первый планвыступают во младшем возрасте различные нарушения вегетативной регуляции в виде функциональных нарушений сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной систем. В более старшем возрасте (младший школьник) зачастую депрессивные расстройства манифестируют ухудшением успеваемости. У младших детей нередки нарушения поведения как эквивалент депрессивного расстройства.

Шкала астении - выявляет наиболее типичные нарушения внимания, мышления, памяти и работоспособности, характерные для возрастных особенностей астенического синдрома у детей. Так, в первую очередь, астенические расстройства в детском возрасте проявляются нарушением внимания в виде его повышенной истощаемости и отвлекаемости. Мышление отличается замедленностью осмысления, затрудненностью ассоциаций, что особенно ярко наблюдается в младших классах и может приводить к ошибочной диагностике стойкой интеллектуальной несостоятельности ребенка. Из нарушений памяти наиболее типичным является анекфория (затруднение воспроизведения) в сочетании со слабостью запоминания по типу слабости, замедленности его, что формирует специфический детский синдром инфантильно-астенических расстройств памяти.

Следующим специфическим для детской астении феноменом является повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обостренность редкими: чем младше ребенок, тем чаще это проявляется немотивированной капризностью. В более старшем возрасте эти явления могут сменяться вялостью побуждений и равнодушием - апатическим синдромом. Проявление расстройств такого типа всегда свидетельствует о тяжести и выраженности астенических расстройств.

Шкала нарушений поведения - как известно спектр нарушений поведения в детском возрасте необычайно широк. В данном случае, применительно к задачам теста-опросника авторами ставилась перед данной шкалой цель выявления наиболее ярких, гиперстенических форм нарушения поведения, проявляющегося, как правило, в агрессивности, неподчиняемости, антидисциплинарных поступках. Здесь следует отметить, что в младшем, среднем школьном возрасте, для работы с которыми практически и предназначен тест-опросник, нарушенное поведение чаше проявляется в изменении общего контура поведения со сдвигом его в сторону ранее нехарактерную для ребенка.

Шкала вегетативных расстройств - предназначена для диагностики такого специфического компонента невротических нарушений у детей младшего и среднего школьного возраста как нарушения баланса вегетативной нервной системы. Проявления этих нарушений весьма многообразны. Основная суть проблемы состоит, в том, что у детей вегетативные расстройства выходят на первый план, ретушируя, маскируя невротические расстройства. Могут проявляться самыми разнообразными, не имеющими под собой органической природы, нарушениями со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной и выделительной систем. К наиболее типичным формам вегетативных «масок» при неврозах у детей (эту группу феноменов принято называть психосоматическими расстройствами) относят:

Вегетативно-сосудистую (или нейроциркуляторную) дистонию,

Различного рода гастриты, дуодениты, колиты и дискенезии желудочно-кишечного тракта,

Синдром нервного (или неполного) вдоха; и т.д.

В целом, вегетативная нервная система, как функционально-структурное образование - центральной нервной системы, регулирующая непроизвольную деятельность организма при нарушениях демонстрирует самые разнообразные виды расстройств.

Шкала нарушений сна - выделена нами, исходя из высокой частоты этих нарушений в детском возрасте. Следует отметить, что дистимические нарушения у детей редко представляют собой изолированное расстройство, а чаше всего являются одним из феноменов, иногда даже единственным или, точнее, наиболее выраженным и четче регистрируемым, депрессивного или астенического расстройств. Так для депрессивного расстройства достаточно характерным являются трудности засыпания, кошмарные сновидения, ранее пробуждаются трудности засыпания, кошмарные сновидения, ранее пробуждение. Для астенического симптомокомплекса более характерна сонливость, субъективное отсутствие чувства сна при объективно большей, чем обычно длительности сна, чувство усталости при пробуждении. Однако, нарушения сна в виде расстройства засыпания, ночных страхов могут встречаться в детском возрасте и изолированно.

Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант отметьте знаком "+"».

Обработка результатов и интерпретация. Под-считывается количество каждого из вариантов ответов . Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Методика «Т и Д» 35


Диагностирует состояния тревожности и депрессии. Инструкция. «Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить Ваше самочувствие. Если состояний, указанных в вопросе,

– у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;





Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

2

Мне не с кем поговорить

3

Для меня невыносимо быть таким одиноким

4

Мне не хватает общения

5

Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя

6

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне

7

Нет никого, к кому я мог бы обратиться

8

Я сейчас больше ни с кем не близок

9

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

10

Я чувствую себя покинутым

11

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает

12

Я чувствую себя совершенно одиноким

13

Мои социальные отношения и связи поверхностны

14

Я умираю по компании

15

В действительности никто как следует не знает меня

16

Я чувствую себя изолированным от других

17

Я несчастен, будучи таким отверженным

18

Мне трудно заводить друзей

19

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

20

Люди вокруг меня, но не со мной

– встречаются очень редко – 4 балла;

– бывают временами – 3 балла;

– они бывают часто – 2 балла;

– почти постоянно или всегда – 1 балл».

Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.

Текст опросника


1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?

3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?

4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке , чем раньше?

6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?

7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?



Номера признаков

Баллы

1

2

3

4

5

1

-1,58

-1,45

-0,41

0,7

1,46

3

-1,51

1,53

-0,34

0,58

1,4

5

-1,45

-1,26

-1,0

0,0

0,83

6

-1,38

-1,62

-0,22

0,32

0,75

7

-1,3

-1,5

-0,15

0,8

1,22

12

-1,34

-1,34

-0,5

0,3

0,72

15

-1,2

-1,23

-0,36

0,56

-0,2

16

-1,08

-1,08

-1,18

0,0

0,46

18

-1,2

-1,26

-0,37

0,21

0,42

20

-1,08

-0,54

-0,1

0,25

0,32

Обработка полученных данных. Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в табл. 2.14 и 2.15, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических