Тест лидерские качества ребенка. Тест на тему: Задания на выявления лидера в коллективе. Тест на определение лидерских качеств

Тест лидерские качества ребенка. Тест на тему: Задания на выявления лидера в коллективе. Тест на определение лидерских качеств
Тест лидерские качества ребенка. Тест на тему: Задания на выявления лидера в коллективе. Тест на определение лидерских качеств

Психологический тест определения Ваших способностей лидера поможет Вам определить к какой из двух групп людей Вы относитесь: к лидерам или к подчиненным. Не забывайте, что каждый человек уникален, а чтобы полностью раскрыть свой потенциал, необходимо лучше узнать себя. Ответьте на все вопросы честно и без долгих раздумий. В конце теста Вам будет предоставлена оценка Ваших способностей лидера с некоторыми комментариями. Наш тест онлайн: [Тест лидерства] совершенно бесплатный без смс и регистраций! Результат будет показан сразу после ответа на последний вопрос!

Тест содержит 13 вопросов!

Начать тест онлайн:

Другие тесты онлайн:
Название теста Категория Вопросов
1.

Определите уровень Вашего интеллекта. IQ тест длится 30 минут и содержит 40 простых вопросов.
интеллект 40
2.

IQ тест 2 онлайн

Определите уровень Вашего интеллекта. IQ тест длится 40 минут и содержит 50 вопросов.
интеллект 50 Начать тест:
3.

Тест позволяет улучшить знания дорожных знаков РФ, утвержденных правилами дорожного движения (ПДД). Вопросы генерируются случайно.
знания 100
4.

Тест на знание государств мира по флагам, расположению, площади, рекам, горам, морям, столицам, городам, населению, валютам
знания 100
5.

Определите характер Вашего ребенка, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 89
6.

Определите темперамент Вашего ребенка, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
темперамент 100
7.

Определите Ваш темперамент, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
темперамент 80
8.

Определите тип Вашего характера, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 30
9.

Определите наиболее подходящую для Вас или Вашего ребенка профессию, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического
профессия 20
10.

Определите Ваш уровень коммуникабельности, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
коммуникабельность 16
11.

Определите уровень Ваших способностей лидера, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
лидерство 13
12.

Определите уравновешенность Вашего характера, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 12
13.

Определите уровень Ваших творческих способностей, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
способности 24
14.

Определите уровень Вашей нервозности, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
нервозность 15
15.

Определите достаточно ли Вы внимательны, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
внимательность 15
16.

Определите достаточно ли у Вас сильная воля, ответив на несложные вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
сила воли 15
17.

Определите уровень Вашей визуальной памяти, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
память 10
18.

Определите уровень Вашей отзывчивости, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 12
19.

Определите уровень Вашей терпимости, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 9
20.

Определите Ваш образ жизни, ответив на вопросы нашего бесплатного психологического онлайн теста.
характер 27


  • Чем больше количесво вопросов, тем выше точность результата теста!


  • Предлагаем Вам бесплатное тестирование Вашей памяти, способом запоминания картинок

Вам понадобится

  • Тесты на выявление лидерских качеств учеников, яркие картинки-подарки – по 3 на человека, дополнительные картинки у исследователя (не менее 5-ти), матрица-схема со списком всего класса для фиксирования результатов выбора.

Инструкция

Уже в младших классах учитель может провести социометрическое исследование на основе организации игры с детьми. За день до этого мероприятия учитель предлагает принести каждому ученику по 3 . В день проведения игры он сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру «Секрет», т.е. по секрету дарить друг другу подарки. Все дети выходят из , и учитель занимает их какой-либо деятельностью: играет в подвижные игры, читает и т.д. Дети по очереди заходят в и под наблюдением исследователя картинки в дневник трем своим . Исследователь фиксирует выбор у себя в матрице-схеме. После окончания игры исследователь подсчитывает количество выборов (подарков) у каждого члена коллектива. Если кто-либо из детей не картинку в подарок, исследователь ему одну картинку, чтобы не было обидно. Истинная картина иерархии социальных статусов отражена у него в схеме. Дети, получившие максимальное число подарков (5-6) и являются лидерами . Но лидерство у пока носит только эмоциональный характер: нравится – не нравится.

Прежде чем предложить человеку этот незамысловатый тест, определитесь с «тестовым материалом». Какую книгу следует дать кандидату в ? Это не имеет никакого значения, ведь это всего лишь тест. Задача – проверить человека на наличие у него готовности и проявлять разумную инициативу. Девять из десяти человек, которых вы спросите о том, готовы ли они стать лидером, ответят утвердительно. Но люди могут говорить все, что угодно. Требуется проверить их стремление на простом деле.

Если вы не нашли подходящей книги, используйте статью из популярного журнала, скажем, «Вокруг света». Главное, чтобы человек продемонстрировал готовность совершить усилие. Такой тест может быть очень полезен в подборе команды для построения своего дела и распределении функций внутри нее.

Видео по теме

Полезный совет

Источник:
«Лидеры», Том Шрайтер, 2003.

Источники:

  • Развивайте свою личность при помощи итеративной системы

В любом коллективе выявить лидера не составит труда, тем более в детском. Достаточно проявить наблюдательность и аналитичность ума. Дети более непосредственны в своих проявлениях, живее и эмоциональнее откликаются на происходящее, и полнее раскрываются в деятельности. Поэтому, организуя их самостоятельную деятельность, вы получаете богатый материал для анализа и выявления лидера .

Вам понадобится

  • тест "Я - лидер"
  • игры "Веревочка", "Карабас", "Большая семейная фотография" и др.

Инструкция

Используйте метод наблюдения. Присматривайтесь к детям, к их реакциям на других людей. Прислушивайтесь к разговорам, узнавая отношение к окружающим, степень доверия к другим членам группы, уровень авторитетности каждого. Замечайте, кто в обладает хорошими организаторскими качествами, вступает в контакт, заинтересовывает людей, умеет со всеми договориться. У кого много творческих или других идей, кто обладает при всем этом и самостоятельностью мышления?

Уясните признаки лидерства и соотносите поведение детей с ними: принадлежность к группе , высокий статус группы, авторитет среди членов коллектива, совпадающие ценности и интересы у и у группы, оказание влияния . Учтите, что лидеры могут быть разными: неформальными, интеллектуальными, эмоциональными, с хорошими организаторскими качествами.

Организуйте в группе специальные игры на выявление лидеров. Эти игры довольно просты и используются в детских лагерях: «Веревочка», «Карабас», «Большая семейная фотография». Вы также можете использовать любые игры и любую , в которых детям необходимо самим организоваться, чтобы нужный результат. Но в любом случае вам понадобится наблюдать за и анализировать их действия. Лидерство чаще всего принадлежит наиболее активным детям, влиянию которых, к тому же, поддается вся группа. Ведь активность могут проявлять многие из коллектива, но их эффективность при этом может быть низка и не отмечена группой.

Используйте тесты и тестовые игры для определения детского лидерства. Это могут быть тест «Я – лидер», и разные методики социометрии – от классической процедуры до проективных тестов, например, «Овощной базар». Определяя статусы членов группы, вы выявляете реальных лидеров группы.

Видео по теме

Источники:

  • Игры, тесты и советы для определения лидера

Лидерами называют тех, кто пользуется большим авторитетом, оказывает наибольшее влияние на членов определенной группы и способен принимать важные решения. Часто эти способности считаются врожденными, но на самом деле большая часть из них – результат усиленного самосовершенствования.

Инструкция

Работайте над развитием уверенности в себе . Ежедневно фиксируйте все свои достижения и ищете различные варианты решения проблем, которые случаются на вашем жизненном пути. К примеру, вы можете перед сном записывать в блокнот все то, чего вы достигли за сегодняшний день и то, что получилось не совсем удачно. Такое упражнение поможет открывать слабые стороны вашего характера и составлять план по саморазвитию.

Учитесь демонстрировать уверенность в себе окружающим. Когда разговариваете, следите, чтобы голос был четкий, ровный и в меру громкий. Также контролируйте содержание ваших слов (в них не должно быть оттенка неуверенности, чрезмерной мягкости и лишних оправданий) и положение тела. Во время общения смотрите собеседнику в глаза, голову держите прямо, а плечи немного расслабьте.

Нередко воспитанию в себе лидерских качеств мешает страх. Необходимо бороться со своими опасениями и забыть о существовании таких аргументов, как «меня и так » или «у меня точно ничего не получится» и т.д. Страх – очень сильное чувство, поэтому начинать нужно с небольших поступков, например, попробуйте какое-то вкусное экзотическое блюдо, сделайте себе необычную стрижку или измените свой имидж.

Тренируйте в себе умение не просто принимать решения, но и продумывать, какими будут их последствия. Чтобы научиться принимать оптимальные решения, продумывайте как можно больше альтернативных вариантов и какие преимущества есть у каждого из них.

Постоянно стремитесь к саморазвитию (в общем и в профессиональном плане), накоплению жизненного опыта и багажа разносторонних знаний. Будьте наблюдательны и учитесь у тех, кто состоялся как и достоин уважения. Больше читайте и посещайте различные культурные мероприятия.

Развивайте навыки коммуникабельности – заводите новые знакомства, как можно больше общайтесь с людьми. В процессе общения вы можете обогащаться новыми знаниями. Кроме того, постепенно в вас начнет вырабатываться достаточно важное для лидера качество – умение понимать настроение людей и то, о чем они думают.

Определение лидера в классе – важный этап в работе педагога. Энергию школьников необходимо направлять в нужное русло, и при этом именно негласные или признанные лидеры коллектива смогут вам помочь в этом. Ученик, который ведет за собой остальных, способен серьезно повлиять как на учебный процесс, так и на внеклассную деятельность.

Инструкция

Внимательно наблюдайте за коллективом. Используйте для этого как сами уроки, так и внеурочную деятельность и даже перемены. Лидер не обязательно должен быть ярким и активным учеником, вполне возможно, спокойный и уверенный в себе школьник поведет за собой остальных. Твердость мнения, принципиальность, умение организовать одноклассников и в высказывании своих мыслей, именно на такие черты вы должны обращать внимание.

Проведите спортивно-игровой день в классе , предложив детям принять максимальное участие в его организации. Как правило, дети разберутся сами, кто именно будет главным и предстоящей работе. Посмотрите, кто именно вносит наиболее конструктивные предложения и настаивает на своем мнении больше всего.

Проведите тестирование. Лучше всего делать его совместно с профессиональным психологом. Однако даже небольшой тест, созданный вами самостоятельно и виде игры, поможет получить определенные результаты. Например, вы можете приготовить «тайные анкеты», в которых будут содержаться вопросы: «с кем ты бы поехал в путешествие», «кого бы ты позвал на свой день рождения» и т.д. Лидер наверняка получит большинство голосов при ответах.

Задайте школьникам прямой вопрос, попросив их самих назвать лидера . Внимательно наблюдайте за реакцией ребят. Большинство из них повернется в сторону этого . А если один из учеников взял на себя смелость и тут же ответил вам, черты лидера в нем неоспоримы, даже если он указал на совершенно другого человека.

Видео по теме

Обратите внимание

Не отнимайте у лидера его роль, иначе вы можете настроить против себя весь класс. Напротив, давайте ему ответственные поручения и сделайте своим помощником в решении некоторых вопросов.

«Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т.д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

    Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

    Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

    Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

    Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

    Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

    Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

    Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

    Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

    Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

    Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

    Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

    Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

    Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

    Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

    Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

    Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

    Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

    Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

    Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

    Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

    Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

    Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

    Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

    Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

    Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

    Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

    Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

    Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

    Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

    Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

    Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

    Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

    Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

    Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

    Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

    Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

    Верно ли, что у Вас много друзей?

    Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

    Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

    Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где

К - величина оценочного коэффициента

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Коммуникативные умения:

Организаторские умения: Анализ полученных результатов.

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Тест "Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)"

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Назначение теста:

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Инструкция к тесту:

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал:

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

a. да;
b. нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
a. да;
b. нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
a. да;
b. нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
a. да;
b. нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?
a. да;
b. нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
a. да;
b. нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
a. да;
b. нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
a. да;
b. нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
a. да;
b. нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
a. да;
b. нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
a. да;
b. нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
a. да;
b. нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?
a. да;
b. нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
a. да;
b. нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
a. да;
b. нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
a. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
b. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?
a. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
b. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?
a. с покорными людьми;
b. с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
a. да;
b. нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
a. да;
b. нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
a. да;
b. нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
a. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
b. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
a. да;
b. нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
a. да;
b. нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
a. да;
b. нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
a. самый компетентный человек;
b. тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
a. да;
b. нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?
a. да;
b. нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
a. тот, который все решает сам;
b. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
a. коллегиальный;
b. авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
a. да;
b. нет.

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
a. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
b. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
a. промолчите;
b. будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
a. да;
b. нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
a. да;
b. нет.

36. Что бы вы предпочли?
a. работать под руководством хорошего человека;
b. работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
a. согласен;
b. не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
a. да;
b. нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
a. да;
b. нет.
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
a. опускаете руки;
b. появляется сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?
a. да;
b. нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
a. да;
b. нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
a. введу нужные изменения немедленно;
b. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
a. да;
b. нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
a. да;
b. нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
a. да;
b. нет.

47. Кем бы вы предпочли стать?
a. художником, поэтом, композитором, ученым;
b. выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?
a. могучую и торжественную;
b. тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
a. да;
b. нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
a. да;
b. нет.

Ключ к тесту:

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов .
Интерпретация результатов теста

* Если сумма баллов оказалась менее 25 , то качества лидера выражены слабо.
* Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 , то качества лидера выражены средне.
* Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 , то лидерские качества выражены сильно.
* Если сумма баллов более 40 , то данный человек как лидер склонен к диктату.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений учителя с группой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А лидер кто?

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

«Верёвочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Вот ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива. (См. ниже)

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Тест «Я – лидер»

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».

Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я – лидер»

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
  9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
  10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую своё время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
  18. Для меня важно достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
  22. У меня всегда всё получается.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
  28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
  31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  34. Я никогда не поступал так, как другие.
  35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  36. Я никогда не поступал так, как другие
  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  43. Решая проблемы, использую опыт других.
  44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  47. Умею находить общий язык с людьми.
  48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.

А.Н. Лутошкин

выделяет стили:

  1. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ . Призывающий, настаивающий, жёстко требующий. Эффективен в только ещё складывающихся коллективах.
  2. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ . Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
  3. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК . Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.
  4. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ . Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам английских учёных М.Вудсона и Д.Френсиса:

  1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ . Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.
  2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО . «Большой дуб вырастает из маленького жёлудя». Успех укрепляет доверие и создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
  3. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ . Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
  4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК. «Москва не сразу строилась». Научиться – означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
  5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив
  6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.
  7. СМЕЛО ВСТРЕЧАЙТЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
  8. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ. С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.
  9. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют вас.
  10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.
  11. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.
  12. ПОМНИТЕ, ЧТО «ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ ПИТЬ ». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
  13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками.
  14. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.
  15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование (передача) полномочий обычно означает развитие.
  16. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.
  17. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
  18. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.