Технические характеристики су 34. Авиация россии. Бортовое оборудование и системы

Технические характеристики су 34. Авиация россии. Бортовое оборудование и системы
Технические характеристики су 34. Авиация россии. Бортовое оборудование и системы

Брат Всеволода. Княжил в Курске, Турове, Минске, Владимире-Волынском, а с 1143 г. - в Переяславле Русском. В 1146 г. по приглашению киевских бояр напал на Киев, разгромил в битве дружину князя Игоря Ольговича и стал великим князем киевским. На этом столе он пробыл до смерти, дважды отбивая попытки Юрия Долгорукого овладеть столицей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Изяслав Мстиславич

Вел. князь киевский, сын Мстислава І Владимировича, род. в 1096 г. в Новгороде, умер 13 ноября 1154 г. В 1127 г., будучи князем курским, ходил с другими князьями на князей полоцких, после чего полоцкие князья отправлены были в Константинополь, а княжества полоцкое и минское отданы Изяславу (1129 г.). При вел. кн. Ярополке Изяслав занял Переяславль (1132 г.), но вскоре уступил этот удел дяде своему Вячеславу, а себе взял его туровскую волость и Пинск. Вскоре, однако, Вячеслав отнял у него Туров, а Переяславль занял другой его дядя, Юрий суздальский. Оскорбленный Изяслав ушел в Минск, а отсюда в Новгород, к брату Всеволоду, который обещал завоевал для него суздальскую область. Но поход, предпринятый Всеволодом, был неудачен (1135 г.); Изяслав ушел к Всеволоду Ольговичу черниговскому, вместе с ним пустошил переяславльскую область, а по примирении Ольговича с Ярополком, получил от последнего Владимир-Волынский. В 1139 г. Всеволод Ольгович взял Киев и думал жить в мире с Мономаховичами, но так как последние не желали отказаться от Киева, то началась борьба; измена Владимирка заставила Ольговича примириться с Мономаховичами (1140 г.). В 1142 г. Вячеслав уступил Переяславль Изяславу, взяв себе Туров, а во Владимире сел Всеволодов сын Святослав. В 1143 г., Изяслав ездил к Юрию Суздальскому, но не успел примирить его с Всеволодом, а в 1144 г. он участвовал в походе Всеволода на Владимирка галицкого. В 1145 г. Изяслав Мстиславич, после долгих колебаний, присягнул Игорю Ольговичу. В 1146 г., когда Игорь стал великим князем киевским, тысяцкий Улеб, воевода Иван Войтишич и др. пригласили Изяслава на киевский стол. После легко одержанной победы он вошел в Киев и был признан великим князем; Игоря схватили и заключили в Иоанновской обители в Переяславле; дома и села Всеволодовой и Игоревой дружин, а также некоторые монастыри были разграблены. Владимир и Изяслав Давидовичи и племянник их Святослав Всеволодович признали победителя великим князем, и только князь северский Святослав Ольгович, желая освободить из заключения брата своего Игоря, стал искать помощи у Юрия суздальского. Тогда великий князь начал борьбу со Святославом северским, отнял у него владения и отдал их Давидовичам. Но в 1147 г. Давидовичи вместе с Святославом Всеволодовичем примкнули к Святославу Ольговичу. Они пригласили Изяслава будто бы защитить их от Юрия суздальского и Святослава, а сами уже соединившись с его врагами. Великий князь, против желания киевлян, выступил в поход. Не задолго до этого похода, Игорь выпросил у Изяслава позволение постричься в монахи и принял схиму в киевском монастыре св. Феодора. Узнав уже во время пути об измене Давидовичей, великий князь объявил об этом вероломстве их в Киеве, Смоленске и Новгороде. На вече в Киеве все единогласно и с энтузиазмом изъявили готовность идти на изменников; опасаясь оставить в Киеве Игоря, народ его умертвил. В происшедшей борьбе сын Юрия суздальского, Глеб, был отражен от Переяславля, черниговцы и половцы Святослава опустошили Брагин. Изяслав осадил Глеба в городце Остерском и заставил его смириться; до решительной битвы дело не дошло. Когда Ростислав Юрьевич, посланный отцом на помощь черниговским князьям, перешел на сторону Изяслава, Давидовичи и оба Святослава предложили последнему мир; он был принят и решено было начать общую борьбу против Юрия. Изяслав отправился в Смоленск - сборный пункт для войск, а отсюда, поручив войска брату Ростиславу, поехал в Новгород, где принят был восторженно. С Изяславом пошли новгородцы, псковичи и корела; на устье Медведицы они соединились с Ростиславом; но вследствие распутицы войско вынуждено было воротиться в Новгород; Изяслав, прожив затем зиму в Смоленске, приехал в Киев (1149 г.). Здесь оклеветали перед ним Ростислава Юрьевича, и великий князь, не расследовав дела, отнял у оклеветанного оружие, дружину, имение и коней, и отправил его к отцу. Тогда Юрий снова выступил на племянника. Давидовичи оставались на стороне Изяслава, а Святослав Ольгович пристал к Юрию. К великому князю пришли на помощь брат его Ростислав и Изяслав Давидович. У Переяславля Юрий предложил Изяславу уступить Переяславль одному из его сыновей. Изяслав не согласился и произошла битва; проиграв ее, Изяслав прибежал в Киев и когда киевляне стали умолять его не подвергать их бедствиям и на время удалиться в свой частный удел, он с женой, детьми и митрополитом Климентом ушел во Владимир, откуда отправил послов в Венгрию, Польшу и Богемию просить помощи; когда к нему пришли союзники, Юрий согласился на мир, с тем, чтобы великое княжение было уступлено ему самому или Вячеславу, а чтобы Изяслав удовольствовался Великим Новгородом и областями Владимирскою и луцкою. Но как только удалились союзники Изяслава, Юрий отказался уступить ему обещанное и снова начались было военные действия. Но Владимирко галицкий, Вячеслав и Андрей (Боголюбский) убедили Юрия прекратить кровопролитие. На съезде в Пересопнице было положено, чтобы Изяслав княжил во Владимирской области и пользовался новгородскими данями и чтобы пограбленное друг у друга во время войны было возвращено по принадлежности; кроме того, Юрий обещал уступить Киев Вячеславу, как старшему брату. Но суздальский князь снова не исполнил условий: не отдал Киева брату и не возвратил Изяславу военной добычи. Тогда Изяслав взял Луцк и Пересопницу, и так неожиданно подступил к Киеву, что Юрий должен был бежать. Вячеслав не хотел было покидать Киева, но, убежденный племянником, выехал в Вышгород. Между тем к Юрию стала подходить помощь; тогда Изяслав обратился к Вячеславу и умолял его приехать, предлагая ему любую волость, и тот приехал в Киев. Теперь Изяслав с большими силами выступил против Юрия, но битву проиграл и бежал; Киевляне приняли Юрия; Изяслав занял область по Горыни, Мстислава посадил в Дорогобуж, а сам с братом Владимиром пришел во Владимир-Волынский. На помощь ему двинулся его зять, король венгерский Гейза III, но подкупленные советники его уговорили его вернуться; получив все-таки от Гейзы вспомогательный отряд, Изяслав пошел к Киеву, куда приглашали его мужи Вячеслава, киевляне и берендеи; Владимирко с Андреем Юрьевичем и Владимиром Андреевичем дорогобужским преследовали его по пятам. По взятии Белгорода, Изяслав пошел к Киеву, и занял его беспрепятственно; номинально великим князем стал снова Вячеслав (1150). Снова Юрий с Святославом Ольговичем, Давидовичами и половцами выступил против великого князя; великий князь ожидал их на берегу Днепра. Удачная переправа Ольговичей, а за ними и Юрия, через реку заставила Изяслава отступить к Киеву. С согласия племянника Вячеслав предложил брату мир, но Юрий не принял этого предложения. В происшедшей битве Изяслав имел успех; он преследовал дядю, чтобы не дать ему соединиться с Владимирком. Новая попытка Изяслава заключить мир не увенчалась успехом, и в битве за р. Рутом Юрий был разбит и обращен в бегство. Но и Изяслав, раненый и упавший с коня, едва не был убит своими, сначала не признавшими его... Отпраздновав в КиевеЬ свою победу, Изяслав и Вячеслав пошли к Переяславлю, где засел Юрий, и принудили его уйти в Суздаль. Затем великий князь обратил оружие на другого своего врага, Владимирка; однако по ходатайству Гейзы Изяслав согласился на мир, причем Владимирко уступил ему некоторые города. Между тем Юрий снова двинулся на Изяслава, но потерпел неудачу и ушел обратно. 1154 г. 13 ноября Изяслав умер. Он погребен в Феодоровской церкви бывшего Вотчего (Отчего) монастыря в Киеве. Изяслав женат был три раза: первая жена его не известна ни по имени, ни по происхождению; вторая и третья, также неизвестные по именам, были: вторая - княжна литовская, а третья - абазинская. Из троих сыновей его Мстислав занимал великокняжеский стол.

Полн. собр. рус. лет. I, 130-147; II, 11-13, 16, 27-64, 79, 98, 293-301; III, 6, 10, 11; IV, 3, 7, 8; V, 156, 159, 160; VII, 219, 233.

{Половцов}

Изяслав Мстиславич

Вел. кн. киевский, внук Владимира Мономаха (1146-1154), один из блистательн. князей Киевского периода рус. истории; мужественный, храбрый, искусный полк-дец, дальновидный, никогда не падавший духом, он всюду умел внушать к себе расположение. В 1146 г. киевляне призвали его на великокняж. стол вместо нелюбимого Игоря Ольговича, и И., не считаясь с родов. традициями, не будучи старшим из князей, принял предложение, причем заявил, что "не идет место к голове, а голова к месту". Княжение его было наполнено борьбою с кн. Юрием Долгоруким, Ольговичами, Владимиром Галицким и др., и ему неоднократно приходилось уступать Киев соперникам. Из сражений этого времени наиб. замеч-ны: битва при Переяславле (1149), где И. был разбит Юрием, битвы на Днепре, за р. Рутом, где И. был ранен и едва не убит, но победил Юрия, и на р. Соне, где И. и его союзник венг. кор. Гейза разбили наголову Владимира Галицкого (1152). После этого И. до смерти занимал киев. великокняж. престол.

{Воен. энц.}

Изяслав Мстиславич

Отличное определение

Неполное определение ↓

примет участие в тренировке воздушной части парада Победы на Красной площади в Москве в понедельник 5 мая, сообщил РИА Новости помощник главкома ВВС по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский.

Фронтовой бомбардировщик Су‑34 является результатом последовательного воплощения в жизнь концепции создания на базе конструкции истребителя Су‑27 целого семейства боевых машин. Су‑34 предназначен для решения задач боевого применения по воздушным, наземным, морским и надводным целям, при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки.

Работы по его созданию начались с постановления правительства СССР в июне 1986 года. В его основу была положена концепция универсального самолёта, объединившего в себе требования высокой маневренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальности полета с другой. Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т‑10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су ‑27ИБ, т.е. "истребитель‑бомбардировщик"), а предсерийный вариант получил название Су - 34.

Отличительными особенностями самолета являются двухместная бронированная кабина (капсула), большой радиус действия, новые высокопроизводительные компьютеры, цветные жидкокристаллические индикаторы, приемник спутниковой навигации и новый цифровой комплекс средств связи. СУ‑34 выполнен по схеме «триплан» с цельноповоротным передним горизонтальным оперением. Самолет имеет увеличенную емкость внутренних топливных баков, обеспечивающую, без применения ПТБ, практическую дальность полета 4000 км (вдвое больше, чем у СУ‑24 или F‑15Е). С тремя дозаправками СУ‑34 способен преодолеть расстояние 14 тыс. км, что соизмеримо с дальностью самолетов стратегической авиации.

Первый полет экспериментальной машины состоялся 13 апреля 1991 года в Жуковском. В 1993‑1999 годах были произведены несколько предсерийных самолетов, используемых для различных испытаний в летно‑исследовательском институте им. Громова (ЛИИ) и центрах боевого применения и переучивания личного состава (ЦБПиПЛС) ВВС России.

В ВВС России фронтовой бомбардировщик полностью заменит Су‑24.

На Западе Су‑34 получил наименование Fullback ‑‑ «защитник».

Летно- технические характеристики Су- 34

Экипаж ‑ 2 человека.

Габариты:

Размах крыла ‑ 14,7 м

Длина самолета ‑ 22 м

Высота самолета ‑ 5,93 м

Двигатели ‑ 2 / ТРДФ АЛ‑35 (АЛ‑31Ф)

Масса (в тоннах):

Взлетная нормальная ‑ 39 000

Взлетная максимальная ‑ 44 360

Максимальная боевая нагрузка ‑ 8000 кг (самого разного назначения - от свободно падающих фугасок до крылатых ракет и гидроакустических буев; последнее ‑ в варианте морской машины берегового базирования).

Скорость:

Максимальная у земли ‑ 1 400 км/ч

Максимальная на высоте ‑ 1 900 км/ч

Практический потолок ‑ 17000 метров.

Дальность полета: перегоночная дальность ‑ 4 500 км.

Радиус действия ‑ 600 ‑ 1 130 км.

Максимальная эксплуатационная перегрузка ‑ 7g.

Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30‑мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты "воздух ‑ воздух" четырех типов, управляемые ракеты "воздух ‑ поверхность", авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Относится к поколению самолётов 4++ и является фронтовым бомбардировщиком, способным наносить бомбовые удары в оперативном тылу противника в любых условиях погоды, днём и ночью с использованием преимущества малых высот, искать и уничтожать воздушные цели, а также бронетехнику и живую силу врага на поле боя.

История создания истребителя Су 34

В 1986 году назначенный руководителем проекта главный конструктор Мартиросов приступил к его разработке. На базе Су 27УБ нужно было построить такую машину, которая сочетала бы такие противоречивые качества, как дальность полёта и большую боевую нагрузку вместе с сохранением высокой скорости и маневренности.

По ходу разработок постепенно вырисовывалась общая концепция самолёта. Изменили положение пилотов в кабине – они теперь располагались рядом друг с другом, что разрешило повысить эргономические качества и создать выгодные условия для дальних перелётов. Самолёт оснастили новейшим РЛО, установили ПГО и изменили геометрию крыла, сделав новый наплыв, поставили нерегулируемые заборники воздуха. Разработчики разместили в носовой части приёмную штангу системы топливной дозаправки в полёте.

Эскизный проект машины был готов в 1989 году, а первый прототип построили в 1990 году, но в связи с распадом СССР работы по проекту прекратились. Лишь в 1994 году на Новосибирском авиапредприятии изготовили первый серийный самолёт и опробовали в воздухе. В 1995 году истребитель-бомбардировщик показали на авиационной выставке во Франции.

Возможность провести государственные испытания появилась только в 2006 году, они затянулись до 2011 года и, наконец, в 2014 году в штате ВВС России.

Особенности самолёта Су 34

Самолёт собран по традиционной аэродинамической компоновке со среднерасположенным крылом трапециевидной формы с передним горизонтальным оперением типа «утка» и двухкилевым цельноповоротным вертикальным оперением. Передняя часть корпуса машины напоминает клюв утки, из-за чего получил среди пилотов прозвище «Утёнок». Силовая установка предоставлена двумя двигателями АЛ-31Ф-М1 и дополнительной вспомогательной установкой для запуска на необорудованных аэродромах.

Конструктор позаботился о защите пилотов. Бронекапсула кабины, которая весит более полутора тонны, выполнена из 17-мм брони титановых сплавов. Вход осуществляется снизу через нишу основной стойки шасси. Защиту из брони имеют двигатели и основные агрегаты самолёта.

В кабине экипажа предусмотрены удобства для продолжительного полёта – зона отдыха, биотуалет, запас пищи и воды, микроволновая печь. Катапультные кресла оборудованы массажными устройствами. Индикация на лобовом стекле представляет информацию о полёте, которую видно даже не находясь в кресле пилота. Имеется прогулочное пространство, работает система кондиционирования и отопления, в кабине не нужны кислородные маски.

После модернизации предусмотрена установка двигателей АЛ-41Ф, которые могут в режиме «супекруз» поддерживать сверхзвуковую скорость неограниченное время. Четыре топливных бака объёмом 12500 литров защищены от взрыва и пожара за счёт заполнения пенополиуретаном, не дающим образоваться горючей газовоздушной смеси.

Радиолокационное, оптиколокационное и телевизионное прицельное оборудование разрешают поражать цели управляемыми ракетами на расстоянии до 2500 км, не заходя в зону действия ПВО противника.

Характеристики истребителя-бомбардировщика

  • Размах крыла – 14,7 м
  • Длина самолёта – 23,3 м
  • Площадь крыла – 62 м 2
  • Максимальный взлётный вес – 45 т
  • Запас топлива в баках – 12100 кг
  • Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже – 2 х 12800 кгс
  • Наивысшая скорость у земли – 1400 км/ч
  • Наибольшее число М – 1,8
  • Практический потолок – 15 тыс.м
  • Дальность полёта на высоте – 4 тыс.км
  • Дальность полёта у земли – 1 тыс.км
  • Максимально допустимая перегрузка – 7
  • Экипаж – 2 чел

Что касается вооружения , в зависимости от дальности и цели полёта на 12 точках подвески можно разместить в пределах 8 тысяч килограмм:

  • Неуправляемые ракеты
  • Управляемые ракеты типа Х-25, «Москит», «Яхонт», «Альфа»
  • Управляемые ракеты Х-59М
  • Бомбы различных калибров
  • Корректируемые бомбы КАБ-500 и КАБ-1500
  • 8 ракет Р-27, 8 ракет Р-77, 6 ракет Р-73
  • Радиобуи разных типов

Боевое применение самолёта Су 34

Впервые участие в боевых действиях принял при «Пятидневной» войне против Грузии в 2008 году. Прикрывая действия ударной авиации, разбил основную грузинскую РЛС невдалеке от деревни Шавшвеби под Гори.

В марте 2012 года фронтовой бомбардировщик применялся для нанесения высокоточных ударов для уничтожения боевиков в Южной Осетии и Дагестане. Детали операции остаются неизвестными, а командование оценило действия фронтового бомбардировщика как удовлетворительные, подчеркнув, что в условиях лесистой и горной местности добиться лучшего невозможно.

На базу в провинции Латакия в сентябре 2015 года перелетели шесть из России. Об их участии в боевых действиях стало известно из арабских СМИ, когда боевикам ИГИЛ удалось сбить один из зенитной пушки при атаке на скопление боевиков. Самолёт упал, один пилот успел катапультироваться и попал в плен, судьба второго члена экипажа неизвестна.

Интересные факты и случаи из эксплуатации

Факт небоевого применения . 18 апреля 2016 года пара разбомбила ледяной затор на Северной Двине. Заходя на бомбометание по одному, они сбросили около 4 тонн бомб за два захода в районе Кобылинских перекатов, попав точно в нужное место.

В июне 1995 года перед вылетом на авиационный салон во Францию решили показать новый самолёт генеральному конструктору Симонову М.П. После четвёртого разворота основное шасси не вышло, экипаж, поняв обстановку заложил вираж с большим креном и буквально вытолкнул основные стойки, после чего машину благополучно посадили на бетонную полосу. Можно понять чувство генерального конструктора, ведь спасли не только новый опытный самолёт, но и не сорвали показ его на французском авиационном салоне.

3 августа того же года лётчик-испытатель В. Петруша и штурман В. Ощепков, загрузив пять тонн бомб и ракет поднялись на высоту 15050 м, установив тем самым новый мировой рекорд, попутно подняв 5129 кг полезной нагрузки на 2000 м и превысив ещё одно достижение.

В этом же месяце 19 числа на МАКС-99 превышены ещё три мировых достижения, лётчик-испытатель И. Соловьёв и штурман-испытатель В. Шендрик для самолёта со взлётной массой до 45 т. достигли высоты 16150 метров с полезной нагрузкой 2,3 тонны, какую реактивный самолёт такого класса не достигал ещё никогда.

Ещё один печальный факт, выполняя посадку на аэродроме Бутурлиновка, 4 июня 2015 года выкатился за пределы полосы и перевернулся, члены экипажа остались целы и невредимы.

На 23 февраля 2016 года в строю по охране воздушного пространства у российских ВКС России находятся 83 истребителя-бомбардировщика , производство которых налажено в НАПО им. В. Чкалова (город Новосибирск), в сборке задействованы 6 тысяч рабочих и инженеров.

Видео самолёта-истребителя Су 34:

Этот бомбардировщик похож скорее на перехватчик. У него есть неофициальное прозвище «Утенок», полученное из-за специфической формы носовой части. До недавнего времени о нем мало писали, но теперь новостные каналы часто показывают материалы о том, что в сирийском небе самолеты Су-34 и Су-24М наносят высокоточные удары по линиям коммуникаций, штабам и арсеналам террористического государства ИГИЛ. Можно утверждать, что эти фронтовые бомбардировщики прославились. Об одном из них и пойдет рассказ.

История и прототип

Требования к перехватчику и фронтовому бомбардировщику разные и даже в чем-то взаимоисключающие. Впрочем, у советских авиастроителей уже есть опыт преобразования в штурмовую. Знаменитая «Пешка» - Пе-2 - перед войной задумывалась как двухмоторный высотный тяжелый истребитель. Нужды обороны «перепрофилировали» его в пикирующий бомбардировщик, и хотя переделка конструкции казалась проблематичной, получилось очень неплохо. Нечто подобное случилось и с перехватчиком Су-27. В 1986 году КБ Сухого начало работать над его ударной модификацией, получившей индекс Т-10В, с целью реализации, в конечном счете, концепции универсального «штурмовика», способного нести серьезную боевую нагрузку для работы над полем боя и обладающего достаточной маневренностью, чтобы дать отпор вражеской авиации. В процессе проектирования конструкторам стало ясно, что обычная кабина «спарки» не подходит для этой цели. К 1990 году было сделано главное: появилась новая носовая часть со знаменитым «утиным клювом». К середине девяностых самолет Су-34 обрел свое официальное имя (он успел побывать и Т-10В-5, и Су-32ФН). Но на вооружение официально он поступил только в 2014 году.

Видимые различия

Внешне Су-34 похож на своего «предка» Су-27, по крайней мере издалека. При подробном рассмотрении даже неспециалисту бросаются в глаза некоторые очевидные различия. Носовая часть расширена, пилоты сидят рядом, а не друг за другом, намного мощнее стали стойки шасси, ну и, конечно же, нос. На первый взгляд, в общем-то, и все. На техническом языке это означает, что в основу конструкции лег планер перехватчика Су-27, характеризующийся как нормальная двухкилевая аэродинамическая схема с цельноповоротными рулями высоты. Не сразу заметны непосвященному глазу удлинение (по сравнению с прототипом) корневых наплывов крыла, нерегулируемость воздухозаборников, отсутствие подфюзеляжных килей и увеличение количества узлов внешней подвески. При всем своем сходстве с перехватчиком, самолет Су-34 - тактический бомбардировщик, а следовательно, должен нести больше и дальше, чем его прототип.

Кабина

Теперь в изменениях конструкции можно разобраться подробнее. В первую очередь речь пойдет о самой очевидной детали внешнего вида. Су-34 двухместная, вход в нее осуществляется по легкому трапу, упирающемуся верхним краем в люк, расположенный за створками носовой стойки. Это значительно упрощает процесс занимания пилотом и штурманом своих мест. Экипаж во время полета обеспечен всеми необходимыми условиями комфортной обитаемости, включая прибор подогрева еды, термос и ассенизационное устройство. Если кто-то из летчиков посчитает, что засиделся, он может встать и размяться - пространства для этого хватит вполне.

Но самолет Су-34 не только удобен и эргономичен. КБ Сухого позаботилось о защите экипажа: он находится в особой титановой бронекапсуле, эффективность которой уже проверена на практике. Примерно та же технология применена в конструкции штурмовика Су-25. Остекление фонаря также надежно бронировано.

Двигатели

Два двигателя типа ТРДД АЛ-31Ф со степенью двухконтурности, равной 0,571, развивают тягу по 12,5 тонн каждый, но в форсажном режиме способны добавить еще по 300 кг.

В общем, силовая установка такая же, как у Су-27. Возможно, это не такой уж и большой показатель, особенно если учесть, сколько весит самолет Су-34. ВКС РФ, тем не менее, считают, что мощности вполне достаточно, чтобы соперничать в небе с американским F-15, созданным для решения примерно тех же боевых задач. Возможны также варианты, например двигатели АЛ-35Ф, развивающие на форсаже до 14 т тяги.

Бортовая электроника

Самолет Су-34 оснащен совершенно новым БРЭО, учитывающим требования повышенной надежности (за счет дублирования) и позволяющим выходить на цель автоматически, с использованием средств спутникового наведения. Дальность обнаружения (даже для малоразмерных объектов) достигла 250 км. Это касается поиска подводных лодок (если даже они только подняли перископы), разведки, нахождения заминированных участков акватории и т. п. Что касается задач непосредственного оперативного целеуказания над полем боя, то для этого служит индикация на лобовом стекле и нашлемное управление огнем «взглядом», что позволяет значительно сократить время принятия решения. Столь широкий диапазон был бы невозможен без применения компьютерной быстродействующей аппаратной базы.

Топливная система

Для увеличения радиуса действия самолету требуется больше топлива. Четыре бака (три внутри фюзеляжа и один в крыле), а также системы дозаправки в воздухе создают условия для нанесения удара по удаленным целям, что приближает возможности Су-34 к стратегическим образцам. Выдвижных штанг две, они предназначены для работы с воздушными танкерами типа Ил-76 и другими заправщиками, состоящими на вооружении ВКС РФ. Также увеличению дальности полета способствует возможность подвески внешних баков, сбрасываемых после взлета.

Средства спасения экипажа

Летчики занимают свои места через нижний трап, проходящий через нишу передней стойки, и по нему же выходят из самолета, если полет завершился без ЧП. Катапультирование осуществляется традиционным способом, вверх, причем скорость и высота не имеют значения. С помощью катапультных кресел К-36ДМ аварийное покидание воздушного корабля достаточно безопасно, каждый член экипажа имеет оснащенный радиомаяком, спасательным плотом, аптечкой, продуктами и другими средствами выживания после приземления. В полете нормальная жизнедеятельность обеспечивается противоперегрузочными комбинезонами, защитными шлемами и запасом кислорода.

Шасси

Увеличение взлетного веса продиктовало особые требования к новому шасси - оно стало более мощным, тележечного типа. Возможное повреждение, в случае полномасштабного военного конфликта, взлетно-посадочных полос основных аэродромов также стало условием повышенной проходимости для использования самолета Су-34 с менее подготовленных площадок.

Новые основные стойки стали объемнее по сравнению с Су-27, что потребовало дополнительного места в фюзеляже. Именно поэтому механизация воздухозаборников упрощена.

Вооружение

Для размещения разнообразных систем вооружения предусмотрены три подфюзеляжных узла внешней подвески и восемь подкрыльевых. Помимо них, бомбардировщик имеет встроенную пушку калибра 30 мм типа ГШ-301. Так как учесть все возможные варианты развития оперативной обстановки невозможно, предусмотрены и средства ведения воздушного боя. Для поражения вражеских самолетов на подвесках могут находиться до двенадцати ракет «воздух-воздух» тип Р-27 большой дальности, или же 8 средней (Р-77) или малой (Р-73). Но не для воздушных боев в основном создавались легендарные самолеты Су-34. Универсальное оружие с высокой точностью поражает наземные цели. Это крылатые Х-59М (до 3 шт.), обычные и противокорабельные ракеты, корректируемые и неуправляемые авиабомбы (фугасы от 100 до 500 кг), а также НУРСы в кассетах.

Характеристики

Габариты в целом примерно такие же, как у Су-27 (14,7 м - размах крыла, 22 м - длина и около 6 м - высота). Нормальная взлетная масса - 39 т, что больше, чем у тяжелого перехватчика, но меньше, чем у большинства тактических бомбардировщиков. Впрочем, она может превышать 44 т при максимальной загрузке. Самолет развивает скорость до 900 км/ч на высоте 11 тыс. и 1400 км/ч у поверхности. Боевой радиус составляет от 600 до 1130 км в зависимости от количества топлива и вооружений, перегоночная дальность достигает 4500 км. Потолок (практический) - 17 тысяч. Величина максимальной эксплуатационной перегрузки соответствует требованиям к маневренным перехватчикам - 7 g.

Боевой опыт

Только анализ эпизодов непосредственного участия в конкретных военных конфликтах может дать верное представление о достоинствах и недостатках, которыми обладает боевой с самолет Су-34. Технические характеристики сами по себе говорят о многом, но, так как этот бомбардировщик на экспорт не поставлялся, судить о нем можно только по отзывам российских пилотов и результатам его действия в реальной обстановке. Во время южноосетинской операции Су-34 для непосредственного нанесения огневых ударов не применялись, однако внесли свой вклад в подавление активности грузинских средств ПВО, создавая радиоэлектронные помехи, дезориентировавшие их. Для этого впервые на практике были использованы компактные средства РЭБ «Хибины», установленные на узлах внешней подвески.

С самого начала военной операции над территорией САР российская авиагруппа имела в своем составе шестерку бомбардировщиков Су-34, которые на этот раз применяются по прямому назначению, а именно для нанесения ударов с применением сверхточного оружия. В районе Ракка и Мадан-Джадида ими уничтожены командные пункты, узлы связи, арсеналы, тренировочные лагеря и другие объекты инфраструктуры армии террористического государства. Применение этих самолетов продолжается, и, по всей видимости, будет наращивать темпы. Такое предположение основано на высокой эффективности, продемонстрированной Су-34. В настоящее время их количество на ближневосточном ТВД увеличено до дюжины.

Реальное состояние и планы

На сегодняшний день количество самолетов Су-34, состоящих на вооружении ВКС, составляет не менее 83 единиц. Из них серийных образцов - 75, и еще 8 предназначены для доводки и испытаний. В частности, четыре бомбардировщика находятся в летно-испытательном центре им. Чкалова в Астраханской области (г. Ахтубинск). В действующих воинских частях (авиаполках) на всей территории страны - от Мурманска до Ростова и от Хабаровска до Воронежа - эти самолеты входят в состав смешанных подразделений. Согласно контракту, заключенному с МО в 2008 году, была запланирована поставка 32 единиц на общую сумму свыше 33 миллиардов рублей, из чего можно сделать вывод о том, сколько стоит самолет Су-34 (немногим более миллиарда каждый). В 2008 году заказ был увеличен еще на 92 бомбардировщика. Производственной базой стал Новосибирский авиазавод (НАПО). В настоящее время организован поточный выпуск машин, что значительно снижает себестоимость.

В ближайшие годы все еще добротные, но морально устаревшие Су-24 в авиаполках полностью заменит самолет Су-34. Технические характеристики нового образца соответствуют стандартам «четвертого с двумя плюсами» поколения, что обеспечит ему долгую службу в ВВС России.

Первый контракт на поставку Су-34 был заключен с Минобороны России в 2008 году. Спустя четыре года машина была принята на вооружение.

Как заявлял ранее главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев, в перспективе Су-34 заменят фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года ВКС планируют получить не менее 200 самолетов Су-34.

Российские военные успешно применяют этот самолет в ходе операции против боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещенная в РФ организация) в Сирии.

ПОЧЕМУ "УТЕНОК"

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.

Экипаж - два человека: летчик и штурман размещаются рядом в бронированной кабине. Вход в нее выполнен через нижний люк по ступенькам.

Как рассказал корреспонденту ТАСС в преддверии Дня военной авиации командир авиазвена Су-34 капитан Алексей Белоног, налетавший почти тысячу часов и освоивший четыре типа самолетов, бесспорным фаворитом для него является именно истребитель-бомбардировщик Су-34.

И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют "Утенком" за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого

Алексей Белоног

Командир авиазвена Су-34, капитан

Этот самолет - любимец многих пилотов - наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. "Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа, - прим. ТАСС)", - признался летчик.

ТРИ В ОДНОМ

Работать с одинаковой эффективностью в любое время суток и в разных погодных условиях - таковы возможности двухместного фронтового бомбардировщика Су-34. По классификации НАТО Fullback - "Защитник". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям и поражения воздушных целей противника.

Су-34 - уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго - ограничение только в физических возможностях пилотов

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Су-34 представляет собой модификацию Су-27, разработан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Сухого под руководством главного конструктора Роллана Мартиросова. Серийно производится с 2006 года на авиазаводе в Новосибирске.

Первый полет Су-34 состоялся в 1990 году (опытный экземпляр Т-10В-1 пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов).

Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил.

Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж, в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом.

"Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета", - говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост.

На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Если знать, что такого устройства нет не только на истребителях, но и на дальних бомбардировщиках и даже на военно-транспортных самолетах типа Ил-76, то уникальности Су-34 можно удивиться еще раз

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Характеристики самолета

По данным из открытых источников, длина самолета - 23,3 м, высота - 6,4 м, размах крыла - 14,7 м. Практический потолок - 14 тыс. 650 м. Дальность полета - 4,5 тыс. км без дозаправки, 7 тыс. км - с дозаправкой; боевой радиус действия - до 1,1 тыс. км. Взлетный вес - 45,1 т, максимальный вес боевой нагрузки - 8 т. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч. Вооружен пушкой калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Продолжение

ЗАРУБЕЖНЫЙ ИНТЕРЕС