Средства эмоциональной выразительности к публицистическом стиле речи. Речевые штампы и проблема выразительности в художественном и публицистическом стилях Выразительные средства публицистического стиля примеры

Средства эмоциональной выразительности к публицистическом стиле речи. Речевые штампы и проблема выразительности в художественном и публицистическом стилях Выразительные средства публицистического стиля примеры

Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка данного урока была представлена на Всероссийский Фестиваль русского языка в 2012 году.

Подготовка к ЕГЭ. Урок - практикум по русскому языку в 11-ом классе по теме

«Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»

Обоснование целей урока

Среди основных задач курса русского языка в старших классах по программе А. И. ВЛАСЕНКОВ, Л. М. РЫБЧЕНКОВА стоят

  • закрепление и расширение знаний учащихся о тексте, совершенствование навыков конструирования текстов;
  • овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  • обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
  • способствование развитию речи и мышления учащихся.

Во втором разделе программы определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.

Ярко выраженную практическую направленность имеет и указанный в программе материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка.

Публицистический стиль речи изучается главным образом в 11-м классе, но жанры путевого и портретного очерков осваивались раньше: путевой очерк - в 9-м классе (в связи с изучением творчества Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина), портретный - в 10-м классе (богатейший материал для работы дают произведения И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова). Овладение жанрами публичной речи происходит и в 10-м, и в 11-м классах, хотя завершающий этап обучения приходится на выпускной класс.

На изучение публицистический стиля речи отводится программой 6 часов, осваивается следующий материал:

  • Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
  • Очерк, эссе.
  • Устное выступление. Дискуссия.
  • Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Представленный урок является первым при изучении раздела «Публицистический стиль речи» и включает в себя следующее программное содержание: особенности публицистического стиля, используемые в нем средства эмоциональной выразительности (на основе содержащейся в учебнике информации). Анализ публицистического текста: выявление лексических, грамматических, композиционных признаков стиля, языковых средств эмоционального воздействия на читателя.

По окончании 11-го класса в связи с изучением данного раздела учащиеся должны:

  • иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о тексте и стилях речи;
  • владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
  • уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном - в устной и письменной формах;
  • выявлять подтекст;
  • производить речеведческий разбор, анализ текста;
  • уметь составлять план, тезисы, конспект публицистического, устного сообщения, делать необходимые выписки;
  • пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
  • писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
  • писать отзыв о публицистической статье;
  • составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
  • участвовать в диспуте, дискуссии;
  • иметь представление о социальной сущности языка, его функциях.

Публицистический стиль речи - это не просто умелое использование общественно-политической, нравственно-этической лексики, синтаксических средств, приемов построения устного высказывания, это прежде всего проявление личностных качеств человека, его убеждений. Таким образом, овладение публицистическим стилем неразрывно связано с формированием личности.

Работа над публицистическим стилем речи должна быть связана с повседневной жизнью учащихся, с их реальными жизненными планами, с нравственными, эстетическими, социальными ценностями, доступными восприятию и пониманию школьников.

Задача учителя русского языка и литературы - научить говорить, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса; композиционно правильно строить устное выступление и писать сочинения, доклады, а также научить думать, убеждать не одной лишь фразой, а прежде всего логикой, знаниями, глубокой убежденностью в том, о чем говорит, что доказывает, к чему призывает ученик.

Исходя из данного обоснования можно поставить следующие цели урока:

Образовательные

  • Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;
  • Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста;
  • Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств языковой выразительности.

Развивающие:

  • Развитие положительной мотивации к процессу обучения;
  • Формирование позитивной Я - концепции;
  • Совершенствование речемыслительной деятельности;
  • Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;
  • Развитие умения логически верно излагать мысли;
  • Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

  • Развитие системы ценностных отношений к родному языку;
  • Совершенствование навыков этичного межличностного общения;
  • Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Тип урока : урок – практикум

Технология: технология критического мышления; ИКТ; технология проблемного обучения.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Планируемый результат: обучающиеся получат более полное представление о публицистическом стиле речи, его особенностях; разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи; научатся различать функциональные разновидности языка и применять знания и умения в собственной речевой практике.

Оборудование к уроку:

  • Мультимедийное оборудование;
  • презентация «Публицистический стиль речи»;
  • папки с материалами для подготовки к ЕГЭ;
  • памятки-таблицы по определению стиля речи (раздаточный материал);
  • таблица «Публицистический стиль речи и его особенности» (раздаточный материал);
  • алгоритм работы с текстом публицистического стиля (раздаточный материал);
  • тексты для анализа, тестовые задания (раздаточный материал)

Ключевые понятия: стили речи, публицистика, речевые жанры, языковые средства выразительности, лексические и синтаксические особенности, композиция текста, проблема текста, позиция автора, рецензия.

Технологическая карта урока

Этап

урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Материалы к уроку

В

Ы

З

О

В

Вызов уже

Имеющихся

Знаний по теме,

активизация

Учащихся,

мотивация для

дальнейшей

Работы.

Интервьюирование

«актеров»

подготовивших

выразительное чтение

фрагментов, фронтальная

беседа с классом

С использованием

Раздаточного материала

(тексты, озвученные

«актерами»,

Памятка-таблица

«Стили речи»)

Входящий контроль :

«тема», «тип речи»,

«стиль речи», «речевая

Ситуация», «языковые

Средства

выразительности»,

«стилевые черты»

Заслушивание фрагментов

Текстов разной

Стилевой принадлежности,

сопоставление текстов,

выявление характерных

стилевых особенностей

текстов с использованием

памятки-таблицы «Стили

Речи»

Актуализация понятий

«тема», «тип речи»,

«стиль речи», «речевая

Ситуация», «языковые

Средства выразительности»,

«стилевые черты»

Учащиеся «вспоминают» знакомый материал, происходит «погружение» в тему. Формируется устойчивый интерес, мотивация к обретению новых познаний в теме.

«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.

Тексты, озвученные «актерами»,

Памятки – таблицы

«Стили речи»

(без публицистического

стиля) Приложение №1

О

С

М

Ы

С

Л

Е

Н

И

Е

Р

Е

А

Л

И

З

А

Ц

И

Сохранение интереса

к теме

при работе

с

новой информацией.

Продвижение знания от «старого» к

«новому»

Введение нового материала, постановка задач урока с использованием

презентации

(слайд №1,2)

Контроль. Фронтальная беседа по

домашнему заданию

(составить таблицу по параграфу

«Публицистический стиль речи»

(слайд № 3-17)

Организация самостоятельной работы с таблицей, дополнение ее новым, «неучтенным» материалом.

(слайд №15,16,17)

Организация коллективной работы по стилистическому

анализу текста. Используется алгоритм работы и таблица «Публицистический стиль речи и его особенности».

Текст № 1.

Контроль.

Организация работы в группах. Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств

выразительности.

Организация коллективного

Выполнения тестовых заданий, беседы по проблеме, затронутой в тексте, прослушивания и обсуждения сочинения.

Контроль.

Организация самостоятельной работы по решению тестовых заданий к тексту № 2

Самопроверка тестовых заданий.

Отвечают на

вопросы по

параграфу.

Сопоставляют свои

ответы с «образцом»

(слайды №3-17)

Самостоятельно

дополняют свою таблицу

«неучтенной»

Информацией

(слайд №15,16,17)

Сверяют свою таблицу с

образцом

«Публицистический

стиль речи и его

Особенности»

Выполнение действий по алгоритму. Определение цели текста, проблем, типа речи, стилевых черт, примет стиля, жанра и композиции.

Исследуют текст №1:

1группа – лексические особенности

2 группа – эмоциональные средства выразительности

3 группа – синтаксические

Обмениваются информацией, делают выводы.

Коллективно выполняют тестовые задания к тексту.

Беседуют по проблеме текста.

Заслушивают сочинение по проблеме, подготовленное учеником заранее. Выражают свое мнение о работе и по проблеме.

Самостоятельное решение тестов с последующей самооценкой.

Учащиеся обобщают знания об особенностях публицистического стиля, повторяют термины, методами активного чтения работают с информацией.

Знакомятся с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивают умение различать их, определять роль внутри текста.

Разбирают задания ЕГЭ, связанные с использованием средств языковой выразительности.

Активно получает развитие положительная мотивация к процессу обучения.

Формируется позитивная

Я – концепция.

Совершенствуется речемыслительная деятельность.

Развивается умение опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления,

умение логически верно излагать мысли.

Происходит развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Развитие умения логически верно излагать мысли;

Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Развитие системы ценностных отношений к родному языку.

Совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Формируется навык самостоятельной информационной обработки текста.

Презентация к уроку.

Приложение № 2

Приложение № 3

Презентация к уроку.

Приложение № 2

Алгоритм работы с текстом.

Приложение № 4

Таблица «Публицистический стиль речи»

Приложение № 3

Текст № 1

Приложение № 5

Сочинение Поликарповой

Сони «Вверх по лестнице,

ведущей вниз»

Приложение № 6

Текст № 2

Приложение № 5

Презентация.

Приложение № 2

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Дать возможность творчески переосмыслить полученную информацию, реализовать возможность самовыразиться показать свой взгляд на

проблему.

Подведение итогов урока.

Взаимооценка в группах.

Контроль.

Письменный ответ на вопрос

«В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?»

Организация завершающей беседы, комментирование оценок и домашнего задания.

Пишут мини-сочинение.

Зачитывают свой ответ, отвечают на вопросы одноклассников.

Дают самооценку труда на уроке.

Осознание важности роли публицистики в общественном развитии. Мотивация желания

научиться говорить, умело используя лексические богатства языка, ресурсы синтаксиса; композиционно правильно строить устное выступление и писать сочинения, доклады, думать, убеждать не одной лишь фразой, а прежде всего логикой, знаниями, глубокой убежденностью.

Презентация.

Приложение № 2

Приложение № 5

Ход урока:

  1. Оргмомент . Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь по развитию речи, папка с материалами для подготовки к ЕГЭ)
  2. Стадия вызова. Актуализация знаний .

1) Определение типа и стиля речи . Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов:

Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. (Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»)

Вопрос к чтецам (интервью):

Чем интересны для вас, актеров, эти тексты?

2) Фронтальная беседа с использованием раздаточного материала (тексты, озвученные «актерами», и памятка - таблица «Стили речи») (Приложение № 1)

Что общего у этих трех текстов?

Как вы определили тип речи?

Определите стиль речи каждого текста. Используйте для аргументации своего мнения памятку-таблицу «Стили речи».

3. Стадия осмысления (реализация ) Введение нового материала.

1) Постановка задач урока с использованием презентации (слайды № 1, 2) (Приложение №2)

2) Беседа по домашнему заданию (составить таблицу по параграфу «Публицистический стиль речи и его особенности Используется презентация «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности» (слайды № 3 – 17)

(Приложение №2)

Как вы понимаете слово «стиль»? Каково его происхождение?

Что такое «публицистика»?

Какова цель текста публицистического стиля?

Какова сфера его употребления?

Назовите жанры публицистики.

Назовите характерные черты публицистического стиля.

Какова композиция текста публицистического стиля?

Какие черты сближают публицистический стиль с научным?

Что общего у публицистического стиля с художественным?

Назовите лексические особенности публицистического стиля.

Назовите эмоциональные средства выразительности.

Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?

4. Стадия осмысления. Реализация.

1) Работа с новой информацией.

Внесите в свою таблицу недостающую информацию. (слайд № 15, 16, 17) Прилагается образец составленной таблицы «Публицистический стиль речи». (Приложение №3)

2) Практика в использовании нового материала.

Групповая работа по стилистическому анализу текста. Используются алгоритм работы с текстом публицистического стиля (Приложение №4) и таблица «Публицистический стиль речи» (Приложение №3).

В этом году вы прощаетесь со школой. О многих школьных проблемах вы знаете не понаслышке. Предлагаю вам познакомиться с текстом М.Мартынова о системе российского образования.

Чтение текста заранее подготовленным учеником.

Текст № 1

(1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определенную долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учета которых невозможно движение вперед.

(6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жесткой, консервативной и стабильной, а система воспитания – национально- патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под ее давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными и отрицательными сторонами).

(7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.

(8) Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества.

(9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий. Лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребенка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.

(13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодежи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной – без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать? (По М. Мартынову)

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

(стилистический анализ текста)

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
  3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором (слайд №18)
  4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)
  5. Выявите приметы стиля, стилевые черты
  6. К какому жанру вы отнесете данный текст?
  7. Проследите композицию текста.

Работа в группах (внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока)

Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств (используется таблица «Публицистический стиль речи» (5-7 мин.) Текст – Приложение №5

  • 1-ая группа – лексические особенности
  • 2-ая группа – эмоциональные средства выразительности
  • 3-тья группа – синтаксические особенности

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения.

3) Коллективное выполнение тестовых заданий к тексту:

1. Какое утверждение противоречит позиции автора?

1) Мы теряем самые обычные, особенно сельские, школы.

2) Россия может вернуть свои позиции в сфере образования за счет обычных школ.

3) Российская система образования должна быть относительно стабильной.

4) Россия поднимет свой образовательный уровень только тогда, когда введет всеобщее высшее образование.

Ответ: 4 В предложении16 читаем: «тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной - без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции». В предложении 9 высказана мысль, сформулированная в варианте ответа 1. В предложении 7 автор говорит о необходимости сохранять стабильность российской системы образования.

3) рассуждение

Ответ: 3 Ведущим типом речи является рассуждение, потому что, высказав основную мысль, автор находит аргументы, подтверждающие его правоту.

3. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«…Школа по сути, по содержанию должна выполнять свою основную функцию: раскрывать и развивать способности любого ребенка. Мне трудно судить о проблемах, которые поднимает автор. Но я даже не сразу заметил, как «втянулся» в ход рассуждений. М. Мартынов в столь серьезном по содержанию тексте остается эмоциональным. Это достигается благодаря использованию __________ (предложение 16). Немного странным кажется, что автор включает в текст ___________ («Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности») и ________

(вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт»). В то же время текст отличается последовательностью и логичностью изложения, здесь есть _________ (предложения 9, 11).

Подведу итог своим размышлениям. Каждый ребенок, достигший школьного возраста, должен найти «свою» школу, а потом должен быть уверен, что сможет продолжить образование в техникуме, училище, институте, университете, академии в соответствии со своими способностями и возможностями».

Список терминов:

  1. развернутая метафора
  2. оксюморон
  3. риторические восклицания

4 градация

5 неполные предложения

6 сравнение

7 риторический вопрос

  1. эпитет
  2. неологизмы

Ответ: 7, 1, 8, 4 (слайды № 19, 20)

В предложении 16 содержится риторический вопрос (не требует ответа, а нужен для привлечения внимания публики).

Развернутая метафора (1) – неожиданное, переносное значение, основанное на сходстве предметов, явлений (скрытое сравнение).

Эпитет (8)- образное определение.

Градация (4)- употребление подряд нескольких однородных членов, каждый из которых усиливает (ослабляет) значение предыдущего.

4) Творческое использование нового материала. Проба пера.

Что вы думаете об актуальности данного текста?

Вы знаете, что на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию. Системную подготовку к части С мы начнем в третьей четверти, а сейчас послушаем письменное мнение о проблемах, затронутых в тексте. Напоминаю : это не образец сочинения в формате ЕГЭ, а просто личные размышления по теме.

(сочинение Поликарповой Сони «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Приложение №6 )

Заслушивание сочинения, беседа:

Сумела ли Соня поразмышлять над предложенным текстом?

Чем вам понравилась работа?

Что вам кажется спорным в работе Сони?

5) Самостоятельная работа по решению тестовых заданий к тексту.

(Приложение №5)

Текст № 2

(1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?

(3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.

(5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.

(9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать.

(По Ю. Макаренко)

1. Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1) Лучший отдых – это ничего не делать.

2) Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.

3) Современный человек устает от общения и от городского шума.

4) Общение с природой поможет справиться с усталостью.

2. Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

3. Рецензия:

«Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование______________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают______________ (предложение 7).

Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует____________ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску».

Список терминов:

1) сравнение

2) переносное значение слова

3) контекстный синоним

4) гипербола

5) метонимия

6) инверсия

7) однородные члены

8) риторические вопросы

9) метафора

Ответы для самопроверки:

1. – 2

2. – 3

3. – 2, 7, 9, 3

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?» (слайд 21)

Зачитайте свой ответ.

Что полезного вы извлекли для себя с урока?

Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого)

Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего.

Текст № 3 для анализа дома. Приложение № 5.

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто – то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

(В. Непомнящий)

Литература:

  1. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.
  2. «Поурочные разработки по русскому языку. Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс» И.В.Золотарева Л.П.Дмитриева Москва «ВАКО»2010 г.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
  4. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
  6. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
  7. «Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ» И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова АСТ «Астрель» Москва 2011

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Белореченск

«ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА».

Учитель первой категории

Бирюкова Марина Наполеоновна

2014 г.

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА».

Цели урока: - формировать у учащихся умение определять - публицистический стиль;

Находить в тексте средства изобразительности речи;

Производить комплексный анализ

Публицистического стиля.

Оборудование урока: таблицы на доске, напечатанные тексты для учащихся.

ХОД УРОКА.

Учащимся розданы напечатанные тексты публицистического стиля.

    Чтение текста.

(первый раз учитель читает вслух, второй раз дети читают самостоятельно).

(1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3) Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона.(4) Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7) Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их тоски зрения, положение.(8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10) Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменение в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

    Орфографическая работа.

Задание: выписать из текста слова, вызывающие сомнения при написании.

(учащиеся выполняют работу, затем несколько учащихся озвучивают слова с орфограммами, которые вызвали у них затруднения, комментируя их).

Дискуссия, полемика, по-разному, не прибегая, оппонент, позиция, непозволительные уловки, наголову разбить, горе-спорщики.

    Работа над определением стиля текста.

Пользуясь памяткой, написанной на доске, учащиеся доказывают, соотнося с каждым пунктом таблицы, что это именно публицистический стиль.

Таблица – памятка

(краткая характеристика публицистического стиля).

Публицистический стиль.

Цель

Сфера общения

Адресат

Возможные жанры

Языковые стилистические особенности.

Лексические

Морфоло-гические

Синтакси-ческие

Информировать

и вызвать к высказанной мысли эмоциональное отношение.

Политика, идеология; обсуждение общественно-значимых нравственных проблем.

Массовый читатель или слушатель, интересующийся указанными проблемами.

Журнальная и газетная статья, хроника, очерк (путевой, проблемный, портретный). Эссе, рецензия, диспут, дискуссия, ораторское выступление

и т. д.

Общественно-политическая лексика, термины науки, политики, социальной сферы. Абстрактная и оценочная лексика, лексика различной стилистической окраски (книжная наряду с разговорной), устойчивые словосочетания и выражения. Обязательны выразительные средства языка: метафоры, эпитеты, сравнения.

Активные причастия и деепричастия.

Самые разнообразные: разная длина предложений, все виды предложений. Характерны риторические фигуры: антитеза, инверсия, повтор, риторические вопросы, восклицания, обращения. Часто имитируется диалог.

    Определение типа речи.

Рассуждение (учащиеся доказывают почему).

1. В рассуждении обязательно имеется тезис (основная мысль, которая требует доказательства или рассуждения).

2. Доводы (суждения, которые обосновывают тезис).

3. Рассуждение завершается выводом, который формулирует проблему и идею тезиса.

А что такое основная мысль текста, как её определить?

А) Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым. Подлежащее в формулировке называет тему текста (о чём), а сказуемое то (новое), что по этой теме будет говориться.

Б) Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его новое.

В) Основная мысль не просто предъявляется в тексте, а получает своё развитие и обосновывается.

Г) В рассуждении использованы доводы, при анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются в виде простых предложений.

Д) В тексте – рассуждении наряду с ясной и конкретной основной мыслью, как правило, есть формулировка широкой нравственной проблемы. Её формулировка часто содержит образные и оценочные слова.

Таблица.

Обобщим сказанное и составим таблицу по логическому разворачиванию основной мысли (тезиса) нашего текста.

Основная мысль текста.

О чём говорится в тексте (тема). Ч О чём говорится что говорится об этом предмете

(новое). предмете. в тексте (тема). (новое).

Так как Так как Так как

1-й довод

2-й довод

3-й довод

примеры

примеры

примеры

П о э т о м у

Текст разбирается в соответствии с таблицей.

Определить, в каком предложении выражена основная мысль:

А) 8

Б) 2

В) 11

Г) 4

Люди ведут себя в споре по-разному.

Например например например

Одни держатся

уважительно. Другие чувствуют Горе-спорщики

себя на войне ведут себя самым

непозволительным

образом.

Как именно как именно как именно

пример пример пример

т а к и м о б р а з о м

Поведение полемистов влияет на успех обсуждения, понимания особенностей манеры спорить помогает определить тактику в споре.

Определить, какое утверждение противоречит позиции автора:

А) Поведение участников спора влияет на успех обсуждения проблемы.

Б) Чтобы лучше определить тактику поведения в споре, нужно учитывать поведение оппонента.

В) Плодотворным бывает только спор, в котором оппоненты проявляют внимание и уважительное отношение друг к другу.

Г) Главное в дискуссии – одержать верх над противником, используя любые способы.

Как вывод с основной мыслью? Согласны ли вы с тем, что вывод становится основным тезисом, ради которого создавался текст?

Сопоставьте содержание текста с вашим жизненным опытом. Какие выводы для себя лично вы можете сделать на основе полученной информации?

    Работа с ИВС.

Текст по первому впечатлению не кажется богатым, так как автор хочет выразить мысль ясно и прямо. Автор текста Л. Павлова не стремится к оригинальным выразительным средствам, ей важна ясность мысли. Но, тем не менее, эти средства есть.

(обратить внимание учащихся: разграничивать тропы и стилистические фигуры).

Тропы.

Метафоры, с помощью которых автор характеризует каждую манеру ведения спора, поддерживает авторское отношение к предмету разговора: не прибегая к уловкам, вступив в спор, испытывают удовлетворение, наголову разбить, резкий тон, боевая готовность, обрывает собеседника.

Риторические фигуры.

Синтаксический параллелизм, усиленный наличием однородных членов, что подчёркивает авторскую симпатию к уважительной манере спора.

Инверсия в 9-ом предложении (учащиеся находят, комментируют).

Особенности композиции: пять абзацев, 1-ый - вступление, последний – заключение; 2-й, 3-й абзацы - контрастные друг другу (фигура антитезы).

    Подведение итогов урока:

Вопросы к учащимся:

    1. В чём своеобразие и особенности публицистического стиля?

      Виды ИВС в публицистическом стиле?

      Роль ИВС в публицистическом стиле?

(учащиеся дают связный рассказ).

VII . Домашнее задание: создать небольшое рассуждение (письменное или устное) на основе предыдущих заданий.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнение, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты) , она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, ироничных вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

2. Жанры публицистического стиля речи

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк – 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой о. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. О. русский истории. (Толковый словарь русского языка. )

Очерк – 1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. ( Энциклопедический словарь. )

Бывают очерки и небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги. Так, в свое время в журнале были опубликованы очерки М. Горького «В Америке». Целую книгу составляют очерки В. Овечкина о русской деревне 50-х годов – «Районные будни». Известны книги очерков В. Короленко, Л. Леонова, Д. Гранина, В. Лакашина, В. Распутина.

Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которые идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.

Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему.

Различают очерк путевой, в котором рассказывается о дорожных впечатлениях: даются зарисовки природы, быта людей, очерк портретный – раскрывает личность человека, его характер, и проблемный очерк, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути её решения. Нередко в очерке сочетаются все его разновидности: в путевом – встречаются портретные зарисовки или волнующая автора проблема.

воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;

  • вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:

Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?

  • неологизмы или новые авторские словообразования:

Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;

  • стандартные конструкции:

Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;

  • синонимы: …

двое 17-летних юнцов. Подростки попали..

  • многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы как средство выразительности:

иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;

  • аббревиатуры:

ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение

  • всевозможные средства словесной образности ():

Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,(инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).

Морфологические особенности публицистического стиля

  • специфические глагольные формы – настоящее время (настоящее репортажа), способствующее созданию эффекта присутствия:

Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..

  • частотность личных местоимений 1 лица:

Мой вертолет приземлился прямо на строительной площадке. Меня встречали. Мы сразу же поехали на объект, я был потрясен увиденным…

Синтаксические средства связности в публицистическом стиле

Этот синтаксис иногда называют экспрессивным. Действительно, именно разнообразие синтаксических конструкций позволяет автору воздействовать на аудиторию.

  • повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения:

А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ

  • парцелляция — выделение части предложения в отдельное предложение:

Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.

  • сегментация — вынесение важного для автора высказывания в начало предложения и оформление его как назывного предложения:

Выборы в Приморском крае: кто победит?

  • инверсия — изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.

использование стилистических фигур:

  • анафора — повторение начала слов ряда предложений или оборотов речи:

Какое отличное утро смотрит нам в лицо, как красивы… эти берлинские улицы в час, когда на них ступает Свобода! (А. Н. Толстой)

  • риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа или вопрос, содержащийся в тексте или в самом вопросе:

Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)

  • риторическое восклицание — выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей:

Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)

  • параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или их частей:
  • эпифора — повторение слов или сочетаний в конце конструкции:

Преклоняя колена клянемся — не посрамим земли русской. Целуя край нашего святого знамени, клянемся — не отдадим ни пяди земли русской! (А.Н. Толстой)

  • антитеза — построение, основанное на противоположности картин, характеров, предметов и т.д.:
  • оксюморон — сочетание противоположных друг другу по значению слов в одном художественном образе:

Тягостная легкость этой жизни (М. Стуруа)

  • градация — постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений и других средств художественной выразительности:

Я вас прошу, умоляю, — требую, наконец!

  • эллипсис — пропуск слов или фактов, читающихся в контексте:

Время — к восьми (из газет)

Текстовые особенности публицистического стиля

  • относительно краткие предложения:

В чем должен убедиться человек, покупая страховой полис? Во-первых, в том, что страховщик его обманет. Во-вторых, в том, что компания не обанкротиться. В-третьих, что он сам заплатил за страховку не больше, чем сосед.

  • абзацное деление по целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение:
  • «яркий» заголовок о информации или содержании текста, который сразу же привлекает внимание читателя:
  • эмоциональный повтор как средство связности:

Нам не свойственно признавать себя виноватыми. При том, что в нашей отвратительной истории виноваты мы сами.

  • сравнение как способ доказательства:

Мы не можем не считаться с тем, что держать профессиональную армию пока не по карману государству. Я не открою секрета, если скажу: солдат или сержант наемной американской армии сегодня получает больше, чем наш офицер или генерал.

О чертах и жанрах публицистического стиля читать

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

Оценочность,

Призывность

и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение : выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью . Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность . Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность : она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства , прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи .

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Образец текста публицистического стиля

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)