Сознание есть только у человека. Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли сознание? Сознание формируется в семье

Сознание есть только у человека. Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли сознание? Сознание формируется в семье
Сознание есть только у человека. Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли сознание? Сознание формируется в семье

1. Сознание человека

1. Природа человеческого сознания.

2. Сознательное и бессознательное.

1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира.

Характеристики сознания:

1) содержит комплекс знаний об окружающем мире – в структуру сознания включены познавательные процессы, благодаря которым происходит постоянное обогащение человека новыми знаниями.

Если же происходит нарушение в деятельности какого-либо познавательного процесса или тем более его полный распад, это неизбежно влечет расстройство сознания (например, потеря памяти);

2) способность человека к познанию других и себя самого – человек, обладающий сознанием, способен давать оценку своих и чужих поступков, он осознает себя как отличное от остального окружающего мира существо, при нарушениях сознания (например, гипноз, сон) эта способность утрачивается;

3) способность к целеполагающей деятельности – перед началом любой деятельности человек ставит перед собой какие-либо цели, руководствуясь определенными мотивами, взвешивая свои возможности, анализирует ход выполнения и т. д., неспособность к подобным действиям по тем или иным причинам трактуется как нарушение сознания;

4) возможность давать эмоциональную оценку межличностным отношениям – это свойство лучше понять, анализируя патологию, так как при некоторых психических заболеваниях у человека меняется отношение к окружающим людям: например, он начинает ненавидеть своих близких, которых до этого очень любил и трепетно к ним относился;

5) способность к общению с помощью речевых или иных сигналов.

Приведенные выше характеристики используются в целом ряде наук при определении понятия «сознание» (психология, психиатрия и др.).

Обобщая эти характеристики, можно понимать сознание как способность человека ориентироваться во времени и пространстве, окружающей обстановке, адекватно оценивать собственную личность, уметь управлять своими желаниями и поступками, сохранять систему отношений с окружающими людьми, анализировать новую информацию, опираясь на имеющиеся знания.

Итак, сознание следует понимать как высшую форму отражения мозгом действительности при помощи абстрактно-логического мышления и речи.

2. Человек функционирует не только на уровне сознания.

Далеко не все он способен осознать и проанализировать. Существует еще и бессознательный уровень.

Бессознательное – это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает).

Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориентируется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи.

Наличие неосознанных побуждений рассматривалось в экспериментах по изучению поведения человека в постгипнотическом состоянии.

Загипнотизированному испытуемому внушалось, что после окончания сеанса гипноза ему необходимо выполнить определенные действия: например, подойти к рядом находившемуся человеку и развязать его галстук.

Испытывая неловкость, человек тем не менее выполнял это действия, хотя и не понимал, зачем он это делает.

Бессознательные явления:

1) бессознательные психические процессы – не всегда психические процессы (ощущения, восприятие, процессы памяти и мышления, воображение и установки) протекают под контролем сознания: например, забывание имен часто связано с неприятными воспоминаниями по отношению к человеку, носителю этого имени, или событию, связанному с ним, непреднамеренно возникает стремление не вспоминать этого человека или событие;

2) бессознательные явления, ранее осознаваемые человеком, но в течение определенного времени переместились на бессознательный уровень: например, большинство двигательных умений и навыков, которыми постоянно пользуется человек в своей жизнедеятельности (ходьба, письмо, речь, профессиональное владение различными инструментами и т. п.);

3) бессознательные явления, относящиеся к личностной сфере, – желания, мысли, потребности, намерения, которые под давлением «цензуры» были вытеснены на бессознательный уровень.

Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п. проявляются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются.

В случае если действие «цензуры» настолько сильно, что даже во сне блокируется общественными нормами и ценностями, то сновидение становится очень запутанным и непонятным и практически не поддается расшифровке.

В психологии существуют различные направления, интерпретирующие сновидения с позиции тех или иных научных школ. Особая заслуга принадлежит психоанализу и его основателю З. Фрейду.

Заслуга З. Фрейда заключается и в создании теории механизмов психологической защиты, которые также относятся к разряду неосознаваемых психических явлений.

Механизмы психологической защиты – это совокупность таких бессознательных приемов, благодаря которым человек обеспечивает свой внутренний комфорт, оберегая себя от негативных переживаний и психических травм.

В настоящее время эта теория продолжает активно развиваться и обогащаться.

Рассмотрим один из современных вариантов (Р. М. Грановская ) .

1. Отрицание – бессознательный отказ человека воспринимать неприятную для него информацию.

Человек может внимательно слушать, однако не воспринимать информацию, если она несет угрозу для его статуса, престижа.

Вряд ли можно достигнуть желаемого результата, высказывая человеку «правду в глаза», так как скорее всего он просто проигнорирует эту информацию.

2. Вытеснение – человек с легкостью забывает неприятные для него факты биографии и при этом в противовес дает ложное, но приемлемое толкование этих фактов.

Этот механизм описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на примере Николая Ростова, который совершенно искренне «забыл» о своем не героическом поведении в первом бою, однако с эмоциональным подъемом описывал свои подвиги.

3. Рационализация – обесценивание того, что недостижимо.

Например, невозможность приобретения какой-либо вещи из-за ее высокой стоимости оправдывается плохим цветом, кривой строчкой и т. п.

Хорошо описан этот механизм в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не сумев дотянуться до винограда, начала убеждать себя в том, что он кислый («На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь»).

4. Проекция – бессознательное приписывание собственных, чаще всего социально осуждаемых качеств другому человеку.

Например, оговорив человека, мы оправдываем это тем, что и он распускает о нас сплетни, хотя это не соответствует действительности.

5. Идентификация – «сращивание» себя с другим человеком.

У ребенка этот механизм часто проявляется в их неосознанном подражании кому-то из взрослых, чаще всего родителю того же пола, у взрослых – в поклонении кумиру.

Иногда с помощью идентификации человек преодолевает свой комплекс неполноценности, видя вместо себя своего идола, кумира.

6. Замещение – возникшее внутреннее напряжение снимается в результате переадресовки с недоступного объекта на доступный.

Невозможность напрямую выразить свое недовольство высокому начальству человек вымещает на собственных подчиненных, близких людях, детях и т. п.

Поэтому психологи советуют найти способ или объект вымещения, безопасный для окружающих: например, занятие спортом, домашняя уборка, контрастный душ или просто мытье кистей рук холодной водой и т. д.

7. Включение – сопереживание как способ облегчения собственного внутреннего напряжения. Например, сопереживая героям очередной «мыльной оперы», люди отвлекаются от собственных, порой более существенных и значимых проблем.

8. Изоляция – нарушаются, а иногда и совсем разрываются эмоциональные связи с окружающими людьми, таким образом защищая человека от травмирующих психику ситуаций.

Яркими примерами такого механизма часто могут служить алкоголизм, суициды, бродяжничество.

Человеку крайне важно понимать действие защитных механизмов.

Это поможет лучше понять мотивы поведения окружающих людей и разобраться в самом себе, так как очень часто искусственно создаваемый комфорт не дает возможности осознать, а значит, и преодолеть собственные недостатки и ошибки.

Итак, бессознательное, так же как и сознание, участвует в управлении поведением человека, однако их роли различны.

В сложных ситуациях, когда требуется постоянный контроль над происходящим, повышенное внимание, необходимо участие сознания.

К числу таких ситуаций относятся следующие:

1) необходимость принятия решения в интеллектуально сложных ситуациях;

2) в случаях преодоления физического или психологического сопротивления;

3) при разрешении конфликтных ситуаций;

4) при нахождении решения в неожиданно возникших ситуациях, содержащих физическую или психологическую угрозу.

Таким образом, рассматривая сознание как высший уровень психической регуляции поведения, следует помнить, что многие поведенческие акты функционируют и на бессознательном уровне.

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ДУША? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА. Нас интересует: общается ли разум человека с душой человека, и есть ли вообще душа? Или, может быть, разум и есть душа? В таком случае, когда человек умирает, разум -

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Сознание человека 1. Природа человеческого сознания.2. Сознательное и бессознательное.1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира.Характеристики сознания:1) содержит

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

45. Сознание Принципиальным отличием человека как вида от остальных животных является его способность абстрактно мыслить, планировать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оценивать его, строить планы на будущее, разрабатывая и реализуя программу выполнения

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Язык и сознание человека Другим условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка.Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их

Из книги Психология экстремальных ситуаций автора Автор неизвестен

Сознание Страх беспощаден. Он показывает, что представляет собой тот или иной человек: не то, чего он хочет, а каков он на самом деле. Фридрих Ницше Задачи психологической подготовкиПсихологическая подготовка в боевых искусствах важнее всякой другой, ибо главная ее цель

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора

Сознание По Юнгу, человеческая психика носит целостный характер и представляет собой единство взаимодополняющих сознательных и бессознательных процессов. В соответствии с этим в психическом выделяются сознательный и бессознательный аспекты. Эти аспекты, или

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Сознание В одной из своих лекций Юнг говорил: «Причина, по которой сознание существует и остается настоятельная необходимость в его расширении и углублении, довольно проста: без сознания дела идут не столь блестяще».Юнг определял сознание как собственно функцию, или

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

4. Сознание человека Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.Прежде всего отражение окружающего мира различно на

Из книги 50 великих мифов популярной психологии автора Лилиенфельд Скотт О.

2 Проблема человека не в атомной бомбе, проблема человека – в его сердце Любовь – это личный опыт, для которого не существует рецептов. Это искусство, требующее дисциплины, терпения и сопереживания. Чтобы любить, надо осознавать это – и работать ежедневно.В нашем

Из книги автора

сознание человека может наблюдать за покинутым телом С библейских времен, если не ранее, люди спекулировали на утверждении о том, что так называемый выход из тела (ВИТ) явно доказывает возможность отделения сознания человека от его тела. Посмотрите на следующий пример

Представьте, что любимый вами человек, допустим, ваш брат, получил обширную травму мозга. Он долго лежал в коме, и наконец, «появился» – сон сменяется бодрствованием, его рука отдёргивается, если её уколоть, он пугается громких звуков и т.п. Но неизвестно, проснулся ли он по-настоящему. Его глаза открыты, но они бесцельно блуждают. Он не может общаться, не выполняет инструкции, даже такие простые, как «сожми мне руку» или «моргни, если слышишь меня». Живёт ли ваш брат ещё в своём теле?

Наше понятие о сохранении самосознания может быть сведено к изречению Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Личность может сопротивляться множеству атак: паралич, потеря памяти, слепота и потеря языка. Но потеря осознания происходящего – возможности сознательно воспринимать окружающее и реагировать на него – отнимает что-то на самом деле фундаментальное.

Ощутимое количество людей, выходящих из комы, остаются, иногда десятилетиями, в вегетативном состоянии. Такие пациенты не выказывают явных признаков осознания их окружения, того, кем они являются, или что они чувствуют и воспринимают. Кажется, что они состоят лишь из клубка рефлексов. Но члены семьи иногда всё равно утверждают, что дорогие им люди есть «где-то там внутри». К примеру Полу Трембли, доктора говорили, что его сын Джефф находится в вегетативном состоянии в течение 16 лет. Пол выработал ритуал – еженедельно загружать в кресло-каталку и возить его в кино, веря в то, что Джефф может понимать и наслаждаться сюжетами фильмов. Было ли это попыткой выдать желаемое за действительное?

По определению, поведение вегетативных пациентов не даёт признаков активности сознания. Но что, если внимательно приглядеться к активности их мозга? Можно ли найти в нём доказательство наличия сознания? Эдриан Оуэн, один из ведущих мировых исследователей нарушений сознания, описал в статье в Scientific American, как он был ошеломлён, разместив пациента Кейт в сканере и показывая её фотографии её друзей и членов семьи. Активность в её мозге очень напоминала активность неповреждённого мозга людей, рассматривавших изображения членов их семей. Это был проблеск свидетельства в пользу наличия сознания.

Но это всего лишь проблеск. Проблема с нейровизуализацией в том, что такие фотографии не дают достаточно доказательств схожести активности мозга пациентов с активностью мозга здоровых людей. Оказывается, что ощутимая часть умственной активности здоровых людей – даже такой, которую мы считаем осознанной – происходит автоматически, не затрагивая сознание. Из-за этого очень легко решить, что сознание есть там, где его нет, будь то вегетативные пациенты или мы сами.

Оуэну тяжело далось это знание. Сначала он интересовался активностью в участках мозга вегетативных пациентов, отвечающих за распознавание речи, которая возникала в ответ на речь, и не возникала в ответ на другие звуки. Вскоре стало ясно, что такую же, по сути, активность можно увидеть у здоровых людей, находящихся без сознания под наркозом – и у людей без сознания эта активность была такой же сильной. Чтобы по-настоящему зондировать мозг в поисках сознания, учёным нужно было найти задачу, которую без использования сознания не решить.

Не существует чёткого научного определения сознания, и границы между сознанием и бессознательным удивительно размыты. По большей части учёные соглашаются в том, что, скорее всего, с сознанием связаны такие умственные процессы, которые поддерживаются постоянно, а не исчезают вскоре после появления, и включают контроль внимания, ориентированный на достижение цели. Пример: я задам вам вопрос, и если ответ будет «нет», представьте, что вы играете в теннис, а если «да» – представьте, что ходите по комнатам своего дома. Правда ли, что вас зовут Майк?

Сложно представить, что такую задачу можно выполнить на рефлексах. Она требует от вас понимания инструкций, правильного ответа на вопрос и создания некоей картинки в уме, с одновременной памятью о том, что с ответом «нет» ассоциируется теннис, а с ответом «да» – прогулка по дому. При этом Оуэн с коллегами обнаружили, что примерно один из пяти вегетативных пациентов был способен правильно отвечать на подобные вопросы. Доказательство было основано на том, что мысли о теннисе задействуют не те же самые участки мозга, что мысли о прогулке по дому. Некоторые пациенты даже смогли использовать этот метод для передачи информации по поводу своего состояния. В один из трогательных моментов, пойманных камерой ВВС, Скотт Рутли смог передать, что он не чувствует боли.

Эти тесты, судя по всему, предоставляют доказательства наличия сознания у небольшого, но ощутимого количества пациентов с вегетативным диагнозом. Но что, если большая часть изображений активности мозга не покажет наличия сознания? Сложно сказать, что это значит – ведь пациенты могут находиться в сознании, если при этом у них не работает одна конкретная функция, необходимая для выполнения задачи. Возможно, они перестали понимать язык, или их память испортилась так, что они не могут хранить в ней инструкции достаточно долго.

И самый сложный вопрос: если пациенты типа Кейт, Джеффа и Скотта осознают происходящее, что они испытывают? Является ли сознание универсальным явлением, лежащим в основе наших ощущений, связывающих их в единую осмысленную интерпретацию, которую можно оценивать со стороны? В таком случае сознание вегетативных пациентов будет очень похожим на наше. Но что, если природа сознания фрагментирована и эфемерна, ведь тогда эти пациенты могут существовать в совершенно другом состоянии, существуя где-то на пороге между сном и явью. Чтобы понять внутренний мир вегетативных пациентов, учёным придётся отправиться в путешествие в самые тёмные уголки науки о разуме.

Тем временем Пол Трембли возит своего сына в кино. Фотографии мозга, сделанные Оуэном и его коллегами, показали, что активность его мозга во время просмотра короткого фильма Хичкока выглядела организованной и была похожа на активность мозга здоровых людей. Для его отца Джефф остался Джеффом. В интервью журналу Maclean’s он признал: «Он другой, но это всё ещё он, мы свыклись с тем, что это Джефф. Мы точно так же любим его».

Рассмотрев карьеру Фрэнсиса Крика - возможно, самого одаренного и влиятельного из биологов второй половины XX века, можно убедиться, что разобраться в сознании - это сложнейшая из всех задач, стоящих перед наукой.

После Второй мировой войны, когда Крик начал заниматься биологией, считалось, что перед наукой стоят два великих неразрешимых вопроса: что отличает живое от неживого и какова биологическая природа сознания. Вначале Крик обратился к более простому вопросу об отличии живой материи от неживой и занялся исследованием природы гена. В 1953 году, всего после двух лет совместной работы, он и Джим Уотсон помогли науке разгадать эту тайну. Как Уотсон впоследствии писал в своей книге «Двойная спираль», «во время обеда Фрэнсис залетел в паб „Орел“, чтобы рассказать всем, кто сидел достаточно близко, чтобы его услышать, что мы открыли тайну жизни». За следующие два десятилетия Крик помог науке расшифровать генетический код и разобраться в том, как на ДНК синтезируется РНК, а на РНК - белок.

В 1976 году, когда ему было шестьдесят, Крик обратился к оставшейся научной загадке - биологической природе сознания. Ею он занимался до конца своей жизни в сотрудничестве с Кристофом Кохом - молодым специалистом по вычислительной нейробиологии. Крик приложил к исследованию этого вопроса весь оптимизм и незаурядный интеллект. Именно благодаря ему научное сообщество, которое ранее игнорировало этот вопрос, теперь сосредоточилось на проблеме сознания. Но за тридцать лет непрерывной работы Крику удалось продвинуться в изучении природы сознания лишь ненамного. Более того, некоторые ученые и философы, занимающиеся психикой, до сих пор находят сознание непостижимым и склоняются к мнению, что его никогда не удастся объяснить в биологических терминах. Они сомневаются в принципиальной возможности узнать, как биологическая система, биологическая машина может что-то чувствовать. Еще большие сомнения вызывает у них вопрос, как она может размышлять о самой себе.

Благодаря работе небольшой группы неврологов и физиков-теоретиков за последние несколько лет, мы можем, наконец, найти способ анализа таинственного и метафизического царства сознания на научной основе. Последний прорыв в этой новой области озвучил Макс Тегмарк из Массачусетского технологического института. Ученый утверждает, что сознание на самом деле представляет собой состояние материи.

"Подобно тому, как существует много видов жидкости, существует много типов сознания",

Говорит он. С помощью этой новой модели Тегмарк утверждает, что сознание может быть описано в терминах квантовой механики и теории информации, что позволит нам научно рассматривать такие загадочные темы, как самосознание, и почему мы воспринимаем мир в классических трехмерных терминах, а не как бесконечный ряд объективных реалий, предлагаемых до возникновения многомировой интерпретации квантовой механики.

Сознание всегда было непростым вопросом для научного обсуждения. В конце концов, наука имеет дело с эффектами, которые можно наблюдать и описать математически, а сознание до сих пор успешно уклонялось от такого подхода.

Последние попытки формализовать сознание предпринимал Джулио Тонони, профессор из Университета Висконсин-Мэдисона, предложивший теорию интегрированной информации (IIT), а теперь и Макс Тегмарк из MIT, который попытался обобщить работу Тонони с точки зрения квантовой механики. В своей научной работе «Сознание как состояние вещества» Тегмарк предположил, что сознание можно рассмотреть как состояние вещества под названием «перцептрониум», которое может быть дифференцировано от других видов материи (твердых, жидких, газообразных) с использованием пяти математически обоснованных принципов.

Если коротко, теория берет за основу IIТ Тонони - сознание является результатом системы, которая может накапливать и эффективно использовать информацию - и ведет ее к перцептрониуму, определяемому как «общая субстанция, которая субъективно самоощущаема». Эта субстанция не только может накапливать и использовать данные, но также является неделимой и единой. Большая часть работы описывает перцептрониум в терминах квантовой механики и рассматривает, почему мы воспринимаем мир в терминах классических независимых систем, а не в терминах одной большой взаимосвязанной квантовой мешанины. На этот вопрос, в частности, у Тегмарка ответа нет.

Работа Тегмарка не доходит до пункта, где мы можем ответить на вопрос, что вызывает или создает сознание, но проделанный путь свидетельствует о том, что сознание определяется теми же законами физики, что управляют и остальной Вселенной.

С единством сознания связана сложная проблема, но, возможно, она разрешима. Это единство иногда может распадаться. У пациентов, у которых хирургическим путем отделены друг от друга два полушария мозга, есть как бы два сознания, каждое из которых воспринимает собственную единую картину мира.

Со второй особенностью сознания - субъективностью - связана более сложная научная проблема. Каждый из нас живет в мире уникальных ощущений, которые для нас более реальны, чем ощущения других. Мы воспринимаем свои мысли, настроения и чувства непосредственно, в то время как опыт других людей мы способны оценить лишь опосредованно, с помощью зрения или слуха. Поэтому мы можем задаться следующим вопросом. Совпадают ли ваша реакция на синий цвет, который вы видите, или запах жасмина, который вы чувствуете, и смысл, который все это имеет для вас, с моей реакцией на синий цвет, который я вижу, и запах жасмина, который я чувствую, и со смыслом, который все это имеет для меня?

Проблема касается не только восприятия как такового. Вопрос здесь не в том, видим ли мы очень похожие оттенки одного и того же голубого цвета. Это сравнительно просто узнать, регистрируя сигналы отдельных нервных клеток в зрительной системе каждого. Мозг воспроизводит наше восприятие объекта, но, судя по всему, и сам воспринимаемый объект (например, синий цвет или нота до первой октавы на фортепиано) обладает соответствующими физическими свойствами, такими как длина волны отражаемого света или частота издаваемого звука. Вопрос же касается значения этих цвета и звука для каждого из нас. Мы пока не разобрались, как электрическая активность нейронов обеспечивает тот смысл, который мы приписываем данному цвету или звуку. Тот факт, что сознательный опыт каждого человека уникален, поднимает вопрос, возможно ли выделить какие-либо объективные особенности сознания, общие для всех нас. Если наши чувства в итоге порождают ощущения, которые целиком и полностью субъективны, то мы, согласно этой аргументации, не можем прийти ни к какому общему определению сознания, основанному на личном опыте.

Но что с точки зрения философии? Возьмем, для примера, интервью с Томасом Метцингером, профессором теоретической философии занимающийся изучением сознания и нейроэтики.

‍ ‍ ‍ ‍- Как философия начала интересоваться изучением сознания?

‍ ‍ ‍- Сознание - это понятие, имеющее относительно короткую историю, которая начинается с 1650-х годов. В колледже Святой Хильды преподавала известный философ Кэйти Уилкс, которая отметила, что 90% языков на планете не имеют слова «сознание». Естественно, в этом контексте вопрос о важности изучения этого понятия выглядит сомнительно, но причины есть.

У истоков современного представления о сознании стоял Декарт, в 1650 году разрушивший все предшествующие представления об устройстве человеческого мироощущения своим концептом когнитивного сознания. Знаменитая идея Декарта заключается в том, что тело протяжено в пространстве, состоит из частей и, значит, может быть разделено. Разум не имеет пространственной привязки и не может быть разделен. Это представление легло в основании проблемы тела и разума. Сознательный опыт - одна из плоскостей современного осмысления проблемы тела и разума.

Очень важно задаваться вопросом о важности таких исследований. Нужно понимать, что это всего лишь одна небольшая традиция в западной философии, для которой сознание стало большой проблемой. Люди из Южной Америки или Китая, например, могут вообще не задаваться этим вопросом и не понимать его. Так что, конечно, эта проблема относительна. Но опять же есть большая разница между бодрствованием и пребыванием под анестезией.

‍ ‍ ‍ ‍- Какова связь между классическим определением сознания и понятием туннеля эго, которое вы разработали?

‍ ‍- Как я говорю в начале своей книги, есть несколько простых проблем, связанных с проблемой сознания. Например, «the one world problem» - вопрос о том, почему у нас есть чувство, что мы живем в одном мире и в одной ситуации. Людям это кажется чем-то абсолютно нормальным, но у мозга должна быть какая-то причина воспринимать мир именно так. В классической философии эта проблема называлась проблемой единства сознания. Сейчас нас интересует вопрос о том, как происходит глобальная интеграция в мозге.

Другая проблема - «проблема сейчас» (the now problem). Возможно, не все это замечают, но содержание нашего сознания ни в будущем, ни в прошлом, а всегда в настоящем времени. Даже если у вас есть план того, чем вы будете заниматься завтра, у вас в голове есть сознательная ментальная ситуация «сейчас». Даже если вы вспоминаете о том, что случилось с вами в возрасте шести лет, у вас все равно в голове осознанное воспоминание «сейчас». Таким образом, любой сознательный опыт всегда в настоящем времени. И нам необходимо понимать, что это значит.

Третья проблема - «проблема реальности» (the reality problem). Почему все вокруг выглядит таким реальным? Почему это не просто мое сознание, но реальность? Например, многие люди думают, что они открывают глаза и видят цветные объекты. Конечно, все мы знаем со школьных уроков физики, что во всем мире не существует цветных объектов. Каждый раз, когда вы переживаете ощущение красного или зеленого, вы переживаете всего лишь модель, сконструированную вашим мозгом, модель дерева или яблока в вашей руке. Все эти качества (краснота, соленость, холод) - стены туннеля эго. Это не так для разума или знаний, но сознательный опыт (цвета, звуки, чувства) - это то, что определяется в нашей голове. Наши знания - нет, социальные взаимодействия - нет, культура - нет, но субъективное переживание всего этого определено в наших головах.

Это очень интересная проблема - почему кто-то испытывает именно такой опыт (почему это ваша мысль, а не просто мысль; почему это ваш опыт, а не просто опыт; кто такой я, который испытывает этот опыт?). Самый сложный вопрос - можно ли натурализировать опыт с перспективы первого лица? Можем ли мы достичь упрощенного научного понимания этой среды, внутренних сетей? Существует не только модель реальности с цветами и звуками, но также есть некто, кто испытывает ее.

‍ ‍ ‍ ‍- Насколько сильно туннель эго упрощает наше восприятие реальности?

‍ ‍ ‍- Объективная реальность намного более сложна, чем мы ее видим и воспринимаем. Реальность не только намного богаче, чем мы осознанно испытываем, но она еще и совсем другая. Человеческая нервная система - продукт миллиона лет эволюции. Ее цель была не показать реальность такой, какая она есть, но помочь нам выжить, скопировать наши гены наиболее эффективным способом. Так, например, у многих животных отсутствует цветное зрение. Человеческие существа имеют цветное зрение, скорее всего, потому, что оно помогало нашим предкам, обезьянам в Западной Африке, отличать спелые фрукты от неспелых.

Современные исследования показывают, что осознанный опыт включает в себя большую долю самообмана. Например, если вы посмотрите на своих детей, вы автоматически будете воспринимать их более умными и более красивыми, чем других детей. Это не ваше мнение, не ваше суждение - вы просто так видите. Чаще всего мы даже не осознаем, как предвзято и субъективно наше восприятие. Оно конструирует мир, в котором мы живем. И это большая удача, что он выглядит так реально.

Какой была бы реальность, если бы человек мог воспринимать ее во всей ее сложности? Это означало бы иметь органы чувств для космической радиации, ультразвука - всего. Нам понадобились бы очень сильные когнитивные способности только для того, чтобы просто воспринять всю эту информацию. Я считаю, что сильная сторона сознательного опыта заключается в том, что он снижает сложность реальности, что он является очень мощным фильтром внешнего мира, который нам просто необходим. В противном случае ваш мозг должен быть способен обработать всю эту информацию. Возможно, такие вещи просто физически невозможны для существа, имеющего физическое тело.

Дарина Катаева

Человек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои , анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?

Что такое сознание?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в . Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

Главные характеристики сознания

Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.

Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.

Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:

Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и .
Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.

Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.

Сознательные и бессознательные действия

Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.

К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.

Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.

Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.

Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.

Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:

В решении сложных и .
При необходимости .
В момент психологической или психической угрозы.
По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.

Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.

Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.

Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.

Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых , причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.

Сознание и самосознание

Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.

Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.

Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.

Как владеть сознанием и подсознанием

Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.

Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.

Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.

17 марта 2014, 11:48

У человека нет ни крыльев, ни быстрых ног, ни страшных зубов и когтей. Главное, что нам досталось от природы для выживания, это уникальный психический феномен — сознание. Именно оно позволяет человеку ощутить себя отдельной личностью. Кажется, что оно было с нами всегда… Но как устроено сознание? Как работают его главные механизмы?

Физика и слезы Звук есть всего лишь колебания воздуха, даже если эти колебания вызваны дрожанием скрипичной струны. Но наш мозг каким-то непостижимым образом превращает их в музыку Моцарта, от которой возникает чувство светлой радости или на глаза наворачиваются слезы. Мозг как-то соединяет физический мир с нашей абсолютно идеальной нефизической психикой. Однако ни одного научного факта, который бы демонстрировал этот процесс, неизвестно. Да, нейрофизиологи проводят эксперименты, в ходе которых пытаются найти ту зону в мозге, которая реагирует на конкретный стимул, например фотографию бабушки или Мэрилин Монро. Но это, увы, ничего не дает нам для понимания механизма эмоционально-психологического восприятия человеком родной бабушки или знаменитой актрисы. Приходится признать, что между явлениями нейрофизиологии и психологией существует информационный разрыв, и, похоже, закрыть его будет так же сложно, как постичь загадки Вселенной.

Сергей Мац

Если мы, люди, имеем развитую психику, сознание, интеллект, то все это должно иметь какое-то эволюционное значение. Иначе естественный отбор просто не позволил бы развиться всем этим феноменам. У Homo sapiens есть мозг, масса которого составляет около 2% общей массы тела, но это невероятно энергоемкий орган, забирающий примерно четверть всей потребляемой организмом энергии. Зачем нам такое сложное и прожорливое устройство? Ведь очевидно, что в животном мире есть немало существ, которые не обладают развитой психикой, а при этом прекрасно приспособлены и пережили уже не одну геологическую эпоху. Взять, к примеру, иглокожих. Морскую звезду можно разрубить пополам, и из частей вырастет две морские звезды. Мы о таком могли бы только мечтать — это же почти бессмертие. А насекомые решают проблему приспособления иначе: они очень быстро меняют поколения, эффективно манипулируя своим геномом. Отдельная особь может жить всего несколько часов, зато все новые и новые организмы позволяют популяции в целом прекрасно приспосабливаться к изменившимся условиям.


Величайшая машина в мире

Для человека подобное невозможно. Наш организм значительно сложнее организма мухи или мотылька, он растет и развивается долгие годы, и это слишком ценный ресурс, чтобы «транжирить» его так, как делают насекомые. Конечно, смена поколений тоже играет в жизни человечества определенную эволюционную роль — для этого и существует механизм старения, но наша сила как популяции в другом. Преимущество, которое необходимо нашему долго растущему и долго живущему телу, — это умение очень быстро адаптироваться. Человек может мгновенно оценить изменившуюся ситуацию и придумать, как к ней приспособиться, оставаясь при этом живым и здоровым. Всё это удается нам именно благодаря сознанию. По выражению известного российского нейрофизиолога, академика Натальи Бехтеревой, «мозг — величайшая машина, которая умеет перерабатывать реальное в идеальное». Это означает, что важнейшее свойство человеческого сознания — умение создавать и хранить внутри себя картину окружающего мира. Польза от этого умения колоссальная. Встречаясь с каким-то явлением или проблемой, мы не должны решать или осмысливать их с нуля — нам достаточно лишь сопоставить новую информацию с тем представлением о мире, которое у нас уже сложилось.


Звук есть всего лишь колебания воздуха, даже если эти колебания воздуха вызваны дрожанием скрипичной струны, но наш мозг каким-то непостижимым образом превращает эти колебания в музыку Моцарта, от которой возникает чувство светлой радости или на глаза наворачиваются слезы. Мозг как-то соединяет физический мир с нашей абсолютно идеальной нефизической психикой. Однако ни одного научного факта, который бы демонстрировал этот процесс, неизвестно. Да, нейрофизиологи проводят эксперименты, в ходе которых пытаются найти ту зону в мозге, которая реагирует на конкретный стимул: например фотографию бабушки или Мерилин Монро. Но это, увы, ничего не дает нам для понимания механизма эмоционально-психологического восприятия человеком родной бабушки или знаменитой актрисы. Приходится признать, что между явлениями нейрофизиологии и психологией существует информационный разрыв, и, похоже, закрыть этот разрыв будет так же сложно, как постичь загадки Вселенной.

История развития человека от практически нулевой психики в младенчестве до многообразного опыта зрелой личности — это постоянное накопление адаптационной информации, дополнение и исправление индивидуальной картины мира. А деятельность человеческого сознания есть не что иное, как непрекращающаяся фильтрация новой информации через приобретенный опыт. Надо сказать, что русское слово «сознание» очень удачно отражает суть явления: сознание — это жизнь «со знанием». Для этого эволюция наделила человека уникальным вычислительным ресурсом — мозгом, который позволяет непрерывно сопоставлять новую реальность с ранее полученным опытом.

По выражению известного российского нейрофизиолога, академика Натальи Бехтеревой, «Мозг — величайшая машина, которая умеет перерабатывать реальное в идеальное».

Есть ли у нашего сознания недостатки? Разумеется, и главный из них — неполнота и неточность любой персональной картины мира. Если, например, мужчине встречается блондинка, то, опираясь на личный опыт, он может решить, что блондинки слишком легкомысленны или меркантильны, и отказаться от серьезных отношений. Но, может быть, все дело лишь в том, что ему лично когда-то не повезло с конкретной блондинкой, а потому его опыт носит нетипичный характер. Такое происходит сплошь и рядом, причем порой накопление фактов, противоречащих индивидуальной картине мира, может привести к тому, что психологи называют когнитивным диссонансом. В момент диссонанса прежняя картина мира рушится, и на ее месте возникает новая, что тоже является частью нашего адаптивного механизма.

Бездны бессознательного

Другой недостаток сознания заключается в том, что оно не всемогуще, хотя и создает нам иллюзию (но это только иллюзия!), будто пропускает через себя 100% всей новой информации. Однако такой физической возможности у него нет. Сознание — эволюционно очень новый инструмент, который в какой-то момент был надстроен над неосознающей частью психики. У каких существ сознание появилось впервые, и обладают ли сознанием те или иные животные — отдельный, очень интересный и далекий от понимания вопрос. К сожалению, до сих пор не существует научного инструмента общения с животными — будь то кошки, собаки или дельфины, а потому выяснить, в какой степени они обладают сознанием, мы не можем.


Сознание создает иллюзию, что пропускает через себя 100% информации, но это не так.

При этом бессознательное, то есть ресурсы психики, находящиеся за пределами сознания, у человека сохранились в полном объеме. Оценить размеры бессознательного или проконтролировать его содержимое невозможно — сознание не дает нам туда доступа. Принято считать, что внесознательное безгранично, и этот психический ресурс приходит на помощь в ситуациях, когда ресурсов сознания не хватает. Помощь дается нам в виде процессов, результаты которых мы замечаем, а сами процессы — нет. Хрестоматийный пример — периодическая таблица элементов, которую Дмитрий Менделеев после долгих мучительных размышлений якобы увидел во сне.

Даже если допустить, что это всего лишь красивая легенда, она неплохо иллюстрирует то, что каждый из нас знает из личного опыта. Решение, которое долго не давалось, порой вдруг приходит как бы ниоткуда. Иногда — из царства сна. Однако работу бессознательного мы не только не можем увидеть, но даже не можем гарантировать его подключение. Этот архаический инструмент усилиям нашей воли, как уже сказано, не подчиняется.


Где носкам место?

С другой стороны, иной резервный механизм, не настолько темный и недоступный, как бессознательное, у человеческого сознания тоже имеется. Этот механизм в психологии иногда ассоциируется с понятием «характер», а работает он так. Когда субъект сопоставляет входящую информацию со своей картиной мира, он первым делом хочет получить ответ на вопрос: «Что мне делать в текущей ситуации?» И если конкретного опыта сознанию не хватает, начинается поиск ответа на вопрос: «А что люди вообще делают в таких ситуациях?» Вопрос этот фактически адресуется в детство, к родительскому воспитанию. Мама с папой дают детям набор поведенческих шаблонов (паттернов) на тему «что такое хорошо и что такое плохо», но воспитание у всех разное, и паттерны для одного и того же случая у разных людей могут существенно отличаться. Например, паттерн мужа гласит, что носки можно бросить посреди комнаты, а паттерн жены — что грязное белье следует немедленно нести в стиральную машину. У этого конфликта возможны два исхода.

В одном случае жена обратится к мужу с просьбой не разбрасывать носки, и тот, возможно, согласится с супругой. При этом сознание двух людей оценит ситуацию «здесь и сейчас», и компромисс станет результатом быстрой адаптации. В другом случае, если муж «упрется», жена, скорее всего, примется гневно упрекать его словами вроде: «Это свинство! Так никто не делает!». «Никто не делает» или «делают все» — это и есть «запасной аэродром» сознания, его резервная система. Такая система играет важную адаптационную роль — она позволяет не передавать задачу внесознательному (там над ней контроля не будет совсем), а оставить ее в сознании. К сожалению, в этот момент до некоторой степени выключается наиболее выгодный адаптационный режим — анализ непосредственной реальности.


Зеркало для героя

Итак, важнейшее эволюционное преимущество человека — умение постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с реальностью и таким образом прогнозировать будущие события и адаптироваться к ним. Но как оценить правильность адаптации? Для этого у нас есть устройство обратной связи — система эмоционального реагирования, благодаря которой нам что-то приятно и что-то неприятно. Если нам хорошо, то ничего менять не надо. Если нам плохо, мы переживаем, а значит, есть стимул менять адаптивную модель. Люди с ослабленной обратной связью — это шизоиды, у которых мыслей полно, но они более чем странные.

Этим людям совершенно все равно, как приложить собственные разнообразные мысли к реальности, им это не очень интересно, так как отсутствует положительная обратная связь. Есть, напротив, люди истероидного склада, у которых могучая обратная связь. Они постоянно находятся под воздействием эмоций, только адаптивной модели подолгу не меняют. Поступают в вуз и не учатся. Начинают бизнес — и разваливают его своим бездействием. Истероидов можно сравнить со сломанными часами, которые лишь два раза в сутки показывают точное время. Ну а шизоиды — это часы, у которых стрелки беспорядочно вращаются в разные стороны.

Кто из нас гений?

С работой сознания связана и другая эволюционная задача. Оно не только помогает отдельному человеку быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, но и работает на выживание человечества в целом. У всех нас есть своя внутренняя картина мира, в какой-то степени отражающая реальность. Но у кого-то она обязательно будет более адекватной, и мы удивляемся, как этот человек — назовем его гением — понял то, чего не смогли понять другие. Чем больше тех, кто увидит ситуацию наиболее адекватно, тем больше шансов выжить у общности в целом. Поэтому разнообразие человеческих сознаний — это тоже очень важно с точки зрения эволюционного процесса.

В каждом порту по личности

Две системы — система адаптации и система самоанализа адаптационных действий — формируют в совокупности человеческую личность. Высокоразвитой личностью можно считать человека, у которого обе системы работают в наибольшей гармонии. Он быстро схватывает суть явлений, четко их осознает, мыслит ярко, чувствует всеобъемлюще. Про восприятие таких людей часто говорят: «Надо же, как точно он сказал! Я бы так не смог!» Личность похожа на идеальный гастрономический продукт, в котором всего ровно столько, сколько надо, и бессознательного, и адаптивности, и самоанализа. Требуется ли для подобной интеграции избыточное количество информации? Совсем нет. Для высокой скорости адаптации нужна ключевая информация, которая позволяет сделать правильный вывод и совершить правильный поступок.


При этом личность должна точно соответствовать месту и времени. Многие выдающиеся личности, вероятно, не получили бы такой репутации, окажись они в иной социально-культурной среде. Более того, даже в одном человеке при определенных условиях сосуществует несколько личностей. Это может быть, например, связано с так называемыми измененными состояниями сознания.

Нормативным, биологически значимым для человека считается состояние, когда все ресурсы психики обращены во внешнюю среду. Надо быть всегда начеку, постоянно анализировать входящую информацию. Но когда фокус внимания частично или полностью переключается на внутренние состояния, это и называется состоянием измененным. В этом случае может меняться и личность. Все знают, что пьяный человек способен на такие поступки, о которых даже подумать бы не мог в нормальном (трезвом) состоянии. Да и о глупом поведении влюбленных все осведомлены не понаслышке.

Американский психолог Роберт Фишер предложил концепцию «портов», согласно которой наше сознание похоже на капитана дальнего плавания, который путешествует по миру, и в каждом порту у него есть женщина. Но ни одна из них ничего не знает о других. Так и наше сознание. В разных состояниях оно способно продуцировать разные личностные свойства, но эти личности друг с другом зачастую совершенно не знакомы.