Совершенствование образовательной системы. Совершенствование управления образованием. Предметом деятельности всех субъектов образовательной деятельности служит не триада - знания, умения и навыки, а культурные потребности и творческие способности учителей

Совершенствование образовательной системы. Совершенствование управления образованием. Предметом деятельности всех субъектов образовательной деятельности служит не триада - знания, умения и навыки, а культурные потребности и творческие способности учителей
Совершенствование образовательной системы. Совершенствование управления образованием. Предметом деятельности всех субъектов образовательной деятельности служит не триада - знания, умения и навыки, а культурные потребности и творческие способности учителей

Понятие содержания образования, его научные основы и исторические тенденции развития

Компоненты содержания образования (См. схему 1).

Объективные факторы, влияющие на содержание образования:

– потребности общества (развитие производства, науки, техники, культуры);

– возрастающие духовные запросы людей.

Субъективные факторы:

– методологические позиции ученых.

Источники и принципы формирования общего среднего образования на современном этапе

Основные органично и диалектически взаимосвязанные источники содержания образования

– развитие науки, культуры; производство материальных благ; исторически опыт;

– развитие общественных отношений и духовных ценностей; содержание различных форм общественного сознания.

Современная школа преследует следующую тенденцию: от обыденного, практико-прагматического толкования проблем образования к их гуманистическому осмыслению, формированию детской личности как целостного и гармоничного человеческого существа. В единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения.

В педагогике существует система научных требований (принципов) к определению и совершенствованию содержания образования (по Б.Т. Лихачеву):

– общеобразовательный характер учебного материала;

– гражданская и гуманистическая направленность содержания образования;

– связь учебного материала с практикой;

– интегративность изучаемых курсов;

– развивающий характер учебного материала;

– воспитательный характер учебного материала.

4. Документы, определяющие содержание школьного образования.

Стандарт образования : вводный раздел, базовый компонент (обязательный минимум содержания образования), требования к уровню знаний и умений учащихся.



Учебный план – утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучяаемых в учебном заведении, порядок их изучения и количество учебных часов. Отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. Составляются отдельно для дневных, вечерних. Заочных школ. Во времена СССР учебный план включал три компонента: союзный, республиканский, школьный. В современных учебных планах общеобразовательных школ нашей республики выделяются следующие три раздела:

Базовый компонент: обязательные предметы – русский и белорусский языки и литература, математика, физика, химия и др.

Дифференцированный компонент: предметы по выбору – иностранный язык и др.

Школьный компонент: предметы определяются Советом школы – этика, факультативы и др.

Учебная программа – утвержденный министерством образования документ. В котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей. Практических умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся при изучении данной учебной дисциплины. Учебная программа состоит из следующих подразделов:

Объяснительная записка , где определяются задачи данного предмета, особенности изучения отдельных тем и разделов применительно к историческим, национальным, географическим и др. условиям;

Перечень тем и количество часов на их изучение;

Обоснование практических занятий (лабораторные, демонстрационные и т.д.);

Указание на межпредметне связи , в соответствии с изучаемыми темами;

Перечень знаний и умений учащихся ;

Литературные источники для учителя и учащихся;

Критерии оценки знаний и умений учащихся.

Учебники, учебные пособия

Содержат указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, сводные хронологические таблицы, вопросы для самоконтроля. Содержание образования раскрывается в различных учебных пособиях: учебниках, хрестоматиях по литературе и истории, задачниках по математике, физике, химии, сборниках упражнений по языкам и т.д. названные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.

Пути совершенствования содержания образования

1. Общеобразовательная школа должна быть базовым звеном непрерывного образования

2.Интеграция учебных предметов в общеобразовательной школе

3.Усиление профессиональной ориентации и подготовки учащихся к выбору сферы труда.

4. Развитие индивидуальных способностей каждой личности, создание условий для творчества и практической деятельности учащихся

5. Организация дифференцированного обучения.

6. Укрепление материальной базы школ и других учебных заведений, внедрение новейших технических средств обучения, компьютеризация обучения



Дополнительная информация

Вольфганк Ратихий (1541 – 1633) – очень образованный человек, увлекался идеями Бэкона. Посетив Англию, познакомился с его сочинениями. Разработал свой новый метод, которым увлек многих коронованных личностей. Его приглашают обучать новому методу. Им было проведено множество экспериментов, но некоторые из них заканчивались неудачами и приписывались шарлатанству Ратихия. Его метод был направлен на обучение греческому, латинскому и др. языкам за короткое время. Ратихий держал свои методы в секрете от педагогов и говорил, что продаст их за большие деньги какому-нибудь королю с условием, чтобы ученые их защищали и пропагандировали.

Его метод заключался в следующем:

· Мальчики должны овладеть немецким языком, прежде чем начинать изучать латинский. Изучение проходит по книге Теренция. Учитель переводит каждое латинское слово буквально. В течении урока он должен перевести 2 раза три страницы, ученики следят по своим книгам, не задавая вопросов. Таким образом переводится вся книга.

· На втором этапе учитель один раз читает и переводит 3 страницы. Ученики повторяет эти же 3 страницы, а учитель исправляет ошибки. Таким образом, прочитывается весь Теренций вторично.

· На третьем этапе ученики по 2 раза читают таким же образом, а учитель поправляет.

· После приступают к изучению грамматики. Правила поясняются на немецком. Читается без перевода 10 раз.

· Затем, теоретическое усвоение правила закрепляется применительно к сочинению Теренция. Его снова читают с самого начал, и учитель делает применение правила. Надо отыскать 20 примеров, каждый из них повторить 6 раз.

Каптерев П.Ф. История педагогики: Курс лекций. Ижевск, 1996. С. 176 – 180


Практические задания

Задание 1

Вставьте нужные слова

Задачи дидактики заключаются в том, чтобы описывать и объяснять………………………………, разрабатывать более совершенную организацию……………………………..обучения, а также новые………………………………системы.

Идеальное представление о конечном результате обучения называется………………………………………………

Документ, который задает состав предметных знаний и уровень их предъявления учащимся, называется…………………………………………

Задание 2

Постройте логическую схему «Содержание образования»


Задание 3

Какие из документов, определяющих содержание образования, характеризуются ниже?

1. Содержит подлежащий усвоению учебный материал. Обеспечивает его научную достоверность, доступность, краткость, ясность, четкость, сжатость изложения, эстетическое оформление, наличие хороших рекомендаций об использовании рациональных приемов действий учащихся с учебным материалом, проверку и самопроверку результатов учения.

2. Определяет состав учебных дисциплин, количество часов, отводимых на изучение в каждом классе. Обозначает продолжительность учебного года, четверти, каникул.

3. Содержит объяснительную записку о целях, задачах изучения дисциплины, перечень ее разделов, тем, учебных вопросов, число часов, отводимых на их изучение, раскрывает особенности базисного и школьного учебного содержания, требования к знаниям, умениям и навыкам, формы, методы, средства преподавания данного предмета, перечень учебного оборудования, наглядных и технических средств обучения.

Задание 4

Установите соответствие

1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН А. Совокупность программно-методических учебных материалов, наглядных пособий, учебного оборудования и технических средств обучения, используемых в процессе преподавания учебного курса.
2.УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Б. Книга для учащихся, в которой систематизированы основы знаний той или иной отрасли науки, техники, культуры.
3.НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ В. Нормативный документ, содержащий перечень изучаемых в учебном заведении предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.
4. УЧЕБНИК Г. Нормативный документ, который задает состав знаний, умений и навыков и уровень их предъявления учащимся.

Задание 5

Установите соответствие

1.ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ А. Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умениях и навыках, овладение которыми обеспечивает гармоническое развитие личности.
2.ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Б. Способы организации учебного процесса.
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В. Усвоение учащимися под руководством учителя знаний, умений и навыков, развитие у них познавательных способностей, культуры учебного труда, качеств воспитанности.
4.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Г. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития.
5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Д. Исходные руководящие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности школьников.

Изменения в системе образования происходят под воздействием определенных факторов – причин или движущих сил определенного процесса. К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести:

а) политико-экономическую трансформацию страны , изменившую требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, а участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980 – начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ "Об образовании" и Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В период кризисного развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. В этой связи как фактор, тормозящий развитие образования, следует отметить хроническое его недофинансирование, требующее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;

б) социальную политику государства, в той или иной мере призванную учитывать интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие сети образовательных учреждений и системы образования в целом в той или иной стране происходит в ходе реализации государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер: одни учебные учреждения предназначены для представителей более обеспеченной части общества, другие – для сравнительно бедной.

В ближайшее будущее в условиях реально существующего демографического спада контингент обучающихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работников образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. В настоящее время произошел переход на новую систему оплаты труда педагогов: к основной базовой части зарплаты педагога, определяемой образовательным цензом работника и его педагогическим стажем, добавляются компенсирующие и стимулирующие надбавки, существенно дифференцирующие работников по их отношению к своей трудовой деятельности.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения;

  • в) исторический опыт и национальные особенности в сфере образования . Система образования каждой страны формируется под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, различной ступенчатости средней школы (в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса) и т.д. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в области образования. В частности, в нашей стране существует уникальная система дополнительного образования детей, призванная удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности будущих взрослых;
  • г) общие тенденции мирового развития – ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, как:
    • – переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
    • – возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
    • – динамичное, но не всегда поступательное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности ;
    • – возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;
  • д) педагогические факторы . Их влияние на развитие системы образования довольно многообразно. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. были сформулированы базовые параметры модернизации школы . Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа" . Ее составляющими стали пять направлений .

  • 1. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования, поэтому в сжатые сроки необходимо разработать новое поколение образовательных стандартов.
  • 2. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
  • 3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю, в этой связи возникает необходимость разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Причем новые кадры совсем не обязательно должны иметь только педагогическое образование.
  • 4. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно; если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Особое внимание Президент РФ обратил на то, что российская школа не имеет права быть "ветхой" – как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе должно быть комфортно и психологически, и физически.

5. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе: к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально-педагогическое сообщество, но и все социально ответственные граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

  • – обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • – достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • – формирование в системе образования нормативноправовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • – повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • – развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является ориентация на социальную адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации и дальнейшего развития образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению. Результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. В этой связи необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

В современных условиях все более значительную часть информации обучающиеся получают самостоятельно – в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за допущение фактов демонстрации и пропаганды насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

В рамках модернизации российского образования осуществляются меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы :

  • – разрабатывается механизм введения государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической);
  • – создастся нормативно-правовая база для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);
  • – отрабатываются механизмы соучредительства и софинансирования образовательных учреждений;
  • – обеспечивается расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;
  • – осуществляется поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;
  • – развивается система негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;
  • – обеспечивается повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

  • Под профессиональной мобильностью понимается переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую, осуществляемый двумя путями: но горизонтали – переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии, и по вертикали перемещение индивида из одного профессионального пласта в другой.

Рыночная конкуренция, возникшая в нашей стране, позволяет развиваться не только государственным и муниципальным структурам образования, но и создает возможность развития негосударственного образования, являющегося составной частью образования в целом и ставшего объективной реальностью, которую невозможно игнорировать при осуществлении целенаправленной социальной политики российского государства. При этом, как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, негосударственное образование является не случайным и не переходным, а закономерным структурным элементом всей системы образования. Во многом негосударственное среднее образование также нуждается в регулировании.

Исследуя проблему управления образованием в целом и отдельного региона в особенности, необходимо исходить от природы, сущности образования и ожидаемого образа человека нового столетия. Подход к управлению любыми социальными системами достаточно полно представлен в работах П.К. Анохина . Упорядочивающим и системообразующим фактором любой системы, по П.К. Анохину, является полезный результат, содержание и параметры которого формируются первоначальной системой, задаются ей извне в виде определенной модели. Переходы же системы из одного состояния в другое становятся целесообразными только тогда, когда они соотнесены с целями и результатами.

Циклический характер управления тесно связан с кибернетическим подходом. Последний трактует управление как процесс регуляции и преобразования информации в системах, а саму информацию рассматривает как главный фактор управления.

Не противоречит этому подходу и рассмотрение управления как процесса принятия решения. В этом случае управление сводится к организации совместных действий во всех структурных элементах системы. Именно этот подход отражает один из признаков самоорганизующейся системы.

Можно встретить определение процесса управления как обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связи в функционирующей системе. Отмечается также сведение процесса управления к выполнению функций контроля за состоянием системы. Ясно, что в настоящих условиях такой подход мало приемлем.

В работах В.С. Лазарева, М.М. Поташника рассматриваются пять стадий структуры управления : целевая, дескриптивная, прескриптивная, реализационная, ретроспективная. Каждая из этих стадий, взятая в отдельности, представляет собой относительно обособленную часть управления, в сфере которой совершаются определенные процедуры, действия, операции.

Целевая стадия начинается с выяснения проблемы и осознания, необходимости ее решения и завершается формированием цели.

На второй стадии происходит сбор и обработка информации под реализуемую цель.

На третьей стадии описательная информация трансформируется в предписывающую или командную. Главным на этой стадии является выработка и принятие решения как проекта действия.

Реализационная стадия ответственна за исполнение принятого решения в реальных условиях. Ретроспективная стадия завершает цикл. Основное ее содержание сводится к анализу и обобщенной оценке достигнутого фактического результата и его сравнению с заданным. Оценка фактического результата дает основание для нового управленческого цикла.

В управленческом цикле в науке принято выделять следующие основные составляющие : мотив, цель, планирование, переработка информации, оперативный образ, концептуальная модель, принятие решения, действие, проверка результатов и коррекция действий. Существует подход, когда в управлении выделяются три стадии: диагностическую, творческую и организаторскую. В определенной степени они интегрируют выше рассмотренные нами стадии в более обобщенном виде. Диагностический этап связан с формированием информационной модели, или образа, управленческой ситуации, а также самого объекта управления, выступающего информационной основой для второго, творческого этапа. Творческий этап определяет процесс поиска решений, который реализуется на организационном этапе, определяющим исполнение принятого решения.

Система образования региона - это относительно обособленная совокупность связанных между собой образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих процессов, реализуемых образовательными и иными институтами на территории одного из субъектов Российской Федерации. В общем, границы системы образования не обязательно совпадают с границами административно-территориального деления, однако в любом случае вычленение ее предполагает наличие общих целей, интегрирующих усилия всех входящих в нее людей и институтов в единое целое.

Основные режимы управления в системе образования - это режим функционирования и режим развития. При функционировании образовательной системы осуществляется использование имеющихся в ней возможностей: финансовых, кадровых, программно-методических, материально-технических и т.п., а при развитии происходит наращивание этих возможностей и повышение эффективности их использования. С точки зрения управления процессы функционирования и развития в некоторой степени противоречат друг другу, и поиск баланса между этими двумя состояниями является немаловажной частью задач, связанных с управлением. Кроме того, эти режимы, являясь каждый сам по себе объектом управления, имеют свою специфику и требуют различных функций и механизмов управления.

Такое управление в целом необходимо, т.к. все процессы, осуществляющиеся в рамках региональной образовательной системы, должны быть согласованы между собой по входам-выходам, должна обеспечиваться внутренняя сбалансированность и устойчивость каждого процесса. Необходимо своевременно и координированно решать проблемы, препятствующие этому и раскрывающие новые возможности для развития, выдвигать и общие цели, интегрирующие систему образования в единое целое, и частные цели отдельных подсистем и институтов, способствующие достижению общих целей. Указанные функции в любой организационной системе выполняет управление, играющее роль основного системообразующего фактора. Управление предполагает сбор, переработку и перераспределение информации и реализуется благодаря особенной деятельности руководителей и специалистов, структурированной в рамках различных инстанций (институтов управления). Управление имеет иерархическое строение и осуществляется на региональном уровне, муниципальном уровне и уровне образовательных институтов.

Управление может быть представлено как взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. Управление как процесс включает в себя планирование, организацию, руководство и контроль, определяет функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие .

Входом процесса управления (т.е. условиями и ресурсами, необходимыми для его работы) можно назвать нормативно-правовую и нормативно-организационную документацию, материально-техническую базу, средства организационной и вычислительной техники, персонал.

Выходом процесса управления являются стратегические, тактические и оперативные управленческие решения, нормативно-организационные решения, обеспечивающие функционирование и развитие системы образования. Поскольку процессы управления внутри региональной образовательной системы осуществляются на нескольких уровнях, то одним из основных условий эффективного управления образованием в регионе является рациональное распределение и четкое разграничение сфер ответственности и контроля, а следовательно, участков совокупных объектов управления функционированием и развитием образования между региональным, муниципальным и самоуправлением образовательных институтов.

С другой стороны, на управление можно смотреть как на организацию, поскольку процессы управления реализуются за счет совместной деятельности и взаимодействия людей (руководителей, специалистов, педагогов, представителей общественности и т.п.), организованных в различные временные или постоянные институты управления на всех уровнях. С этой точки зрения управление образованием в регионе предстает как сложное иерархическое организационно-структурное единство, внутри которого, как относительно обособленные, выделяются: организационная структура регионального управления образованием, соответствующие муниципальные организационные структуры управления, а также организационные структуры управления самих образовательных учреждений.

Исходя из теории систем, собственно сложной, открытой, целеустремленной и полифункциональной системой следует считать педагогическую систему. Муниципальная, а также региональная территориальные системы, по сути, являются надсистемами, а федеральный уровень представляет собой сверхсложную, многоуровневую иерархизированную метасистему .

Возможен еще один взгляд на управление: как на систему.

Процессы управления, информация об их объектах, условия и результаты вместе с реализующими их, организационно оформленными инстанциями и людьми образуют на каждом из указанных уровней соответствующие подсистемы управления: региональную, муниципальные и подсистемы управления внутри образовательных институтов. Взаимосвязанная совокупность разноуровневых подсистем управления образует общую систему управления в рамках региональной (муниципальной) образовательной системы. Описать систему управления - значит последовательно охарактеризовать, прежде всего: задачи управления; объекты управления; функции управления; организационную структуру системы управления; организационные структуры входящих в ее состав институтов управления; организационные механизмы управления.

Основное место в объектах муниципального управления функционированием занимают процессы обеспечения. Это эксплуатация и использование ресурсов, восстановление, поддержание в рабочем состоянии и утилизация ресурсов. Среди таких процессов есть и те, которые не полностью осуществляются муниципальной образовательной системой: например, подготовка педагогических кадров или издание учебно-методической литературы и производство школьного оборудования могут быть рассмотрены как объекты косвенного управления.

В том случае, когда мы имеем дело с другим состоянием образовательной системы, а именно - ее развитием, т.е. состоянием, когда происходят изменения во всех ее частях благодаря созданию и применению новых условий, ресурсов и способов работы, мы имеем право в качестве объектов управления развитием выделять сами инновационные процессы. Более конкретно - это процессы разработки, распространения, освоения и применения нововведений внутри образовательной системы.

Функция управления - это периодически повторяемое, относительно обособленное базовое или частичное управленческое действие, выделяемое в системе деятельности по выработке и контролю за реализацией решений, корректирующих состояние определенного объекта управления и вносящих в него необходимые изменения .

Базовыми действиями при управлении любым объектом являются планирование, организация, руководство и контроль, образующие полный управленческий цикл.

Всесторонний анализ образовательной системы как социально-педагогического феномена позволил выделить ее интегративные свойства - непрерывность образования и его инерционность, прогностичность, адаптивность, гибкость, динамичность, многокритериальность, а также такие критерии эффективности функционирования, как гуманизация, дифференциация, индивидуализация, демократизация, интеграция. Вместе с тем, следует отметить, что они отражают в большей мере взгляд на педагогическую систему именно с позиций структуры, но не ее функций. Это связано с тем, что проблема функционирования педагогической системы в данном случае рассмотрена без анализа конечных целей (через которые четко анализируются функциональные аспекты).

Развитие образовательной системы России во многом определяется тем, в какой степени принимаемые законодательные акты и управленческие решения социально и экономически проработаны, выполняются на местах, непосредственно в регионах и муниципалитетах. Анализируя складывающуюся социально-экономическую ситуацию с позиций развития образовательной системы в целом, можно констатировать, что каждому региону необходимо развивать систему образования с учетом единой государственной политики. При выборе образовательной стратегии и тактики необходимо действовать сообразно своим социально-экономическим, географическим, природно-ресурсным, национально-культурным и другим особенностям. Это является важнейшим фактором развития как в целом социума, его системы образования, так, в частности, и любого образовательного учреждения.

Можно выделить семь основных направлений формирования образовательной системы и «опорные точки» развития по каждому направлению .

Первое направление - организационно-управленческое . Конкретные организационно-управленческие меры (распределенные по срокам реализации и субъектам-исполнителям) реализуются на двух основных уровнях: уровне образовательной структуры города и уровне отдельных образовательных единиц.

«Опорные точки» первого направления:

  • · создание и координация деятельности системы учреждений и городских структур, необходимых для развития муниципальной системы образования;
  • · переход на программно-целевую модель управления образованием;
  • · введение адекватных форм управления;
  • · выработка «формулы взаимодействия» руководителя Центра и руководителей входящих структур;
  • · отработка системы «отношений ответственной зависимости» в образовательной системе города по принципу делегирования полномочий «сверху вниз», «снизу вверх» и по «горизонтали»;
  • · налаживание отношений Центра и педагогических, образовательных и управленческих коллективов для совместных проектно-исследовательских работ, и реализация преобразовательных действий;
  • · создание (или реорганизация) муниципальных служб образования (аттестационно-диагностической, информационной и др.).

Второе направление - «рынок образовательных услуг». Данное направление предполагает формирование гибкой инфраструктуры образовательных учреждений, социообразовательной среды, способной создать ситуацию широкого выбора путей, форм и содержания образования с учетом потребностей личности в общем контексте особенностей социально-экономического развития региона.

Третье направление - кадровое обеспечение образовательного пространства (система непрерывного педагогического образования) . Это направление вызвано необходимостью приведения кадровой политики в соответствие с потребностями развития сферы образования, создания многоуровневой системы педагогического образования в городе на основе концепции нового содержания. Кадровое обеспечение предполагает многоступенчатое педагогическое образование.

Четвертое направление - социальная поддержка. Данное направление предполагает создание системы социальных гарантий субъектам образовательной системы: детям, образовательным учреждениям и их работникам.

Пятое направление - научно-методическое обеспечение инновационного процесса образования. Данное направление связано с научно-методическим обеспечением инновационных процессов: изучение и «паспортизация» образцов инновационного педагогического опыта, запуск, поддержка и анализ проектных разработок.

Шестое направление - материально-техническое обеспечение . Данное направление предполагает создание необходимой для формирования и развития образовательного пространства материально-технической базы.

Седьмое направление - информатизация образовательного пространства. Направление ориентировано на создание программы информатизации образовательной системы в единую компьютерную информационную сеть с выходом во внешние источники информации.

Процесс стабилизации и развития образования характеризуется переходом на качественно новую ступень в реализации федеральной, региональных и муниципальных программ развития образования, в значительной мере связан с созданием центров развития образования непосредственно на местах, позволяющих учитывать местные особенности при разработке стратегии развития социально-образовательной системы субъектов федерации, муниципалитетов.

Совершенствование управления муниципальной системы образования требует разработки механизма развития и комплекса показателей, которые были бы приняты всеми членами педагогического сообщества. Эти показатели должны быть не только идеальными ориентирами, целями развития системы, но и критериями оценки ее практической эффективности. Функционирование образовательных систем, качественное управление ими происходит в конкретных, предлагаемых реальностью бытийных обстоятельствах, которые бывают не всегда благоприятны.

Таким образом, целью современного управления образованием является создание совокупности социообразовательных условий, позволяющих обеспечить:

  • а) преемственность развития на основе единства оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз;
  • б) совокупную методическую, материально-техническую, финансово-экономическую базу развития;
  • в) рациональную организацию труда участников педагогического процесса, их подготовку, переподготовку при опережающей тенденции обучения управленческого персонала;
  • г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы.

Работа Государственного управления образования Владимирской области направлена на реализацию Приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования, основных положений Национальной доктрины образования, закона РФ «Об образовании», постановлений и распоряжений Правительства РФ, Федеральной программы развития образования России, нормативных документов Министерства образования и науки РФ, постановлений и распоряжений Администрации области, плана работы Государственного управления образования, областной целевой программы «Развитие системы образования Владимирской области на 2013-2015 годы».

Основные цели деятельности и задачи Государственного управления образования Владимирской области:

  • -реализация государственной политики в сфере образования при сохранении единого образовательного пространства Российской Федерации;
  • -обеспечение необходимых условий для реализации государственных гарантий прав граждан на получение образования;
  • -осуществление анализа, перспективного планирования и прогноза развития системы образования области, определение задач и приоритетов развития системы образования области;
  • -создание условий для функционирования и развития системы образования области, в том числе развития материальной базы, координация строительства, реконструкции и капитального ремонта образовательных учреждений и осуществление контроля за развитием материальной базы;
  • -развитие сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, международных связей в сфере образования;
  • -организация и координация деятельности на территории области по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере образования.

Основными целями деятельности Управления является реализация государственной политики в сфере образования при сохранении единого образовательного пространства Российской Федерации, обеспечение необходимых условий для реализации государственных гарантий прав граждан на получение образования.

Таким образом, во Владимирской области развитие профессиональной школы направлено на оптимизацию сети, отработку различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости профессионального образования, создание университетских комплексов.

Одной из приоритетных задач региональной образовательной политики в лице управления образования является повышение социального статуса работников образования и науки. Для этого разрабатываются среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития кадровой составляющей системы образования региона, повышается образовательный уровень педагогов.

Совершенствуется система повышения их квалификации, реализуется комплекс мер по привлечению молодых специалистов в систему образования, осуществляется контрактно-целевая подготовка педагогических кадров.

В статье рассматриваются особенности перехода высшего профессионального образования России на двухуровневую систему. Раскрыты основные компоненты Болонской декларации: модульность построения курсов, система зачетных единиц, дипломы. Рассмотрены этапы перехода к модульному обучению и модернизации российских образовательных стандартов высшего профессионального образования (Работа выполнена в рамках проекта по аналитической ведомственной программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)»).
Ключевые слова:
Бакалавр, болонская модель, двухуровневая система образования, кредит, магистр, модуль, система зачетных единиц, учебный план.
Современный этап модернизации высшего профессионального образования России характеризуется активным переходом на двухуровневое образование. «Декларация о европейском образовательном пространстве для высшего образования» явилась основным документом модернизации высшей школы Европы.
Болонская декларация призвана обеспечить сближение европейских стран в формировании единого европейского образовательного пространства, в основе которого лежат три основных принципа:
— введение двухступенчатого высшего образования (в Берлине было предложено в качестве третьей ступени высшего образования рассматривать подготовку «докторов философии»);
— введение системы зачетных единиц (ECTS) для унификации количественного учета получаемого образования;
— обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его оценки.
Участие стран Европы в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования, а направлено на сопоставимость систем образования, обеспечивая потребности международного сообщества. Одним из ключевых вопросов, обсуждаемых в рамках Болонского процесса, является вопрос о сопоставимости дипломов. Модель диплома разработана на 11 языках и дает полное описание предмета, уровня, контекста и содержания полученной подготовки. Приложение содержит восемь разделов, которые носят обязательный характер и должны заполняться максимально полно и точно: информация об обладателе квалификации; информация о полученной квалификации; сведения об уровне квалификации; информация о содержании обучения и полученных результатах; профессиональная характеристика квалификации; дополнительная информация; сведения о сертификации диплома; общая информация о национальной системе образования.
Целью Болонского процесса является формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования с выдачей узнаваемых во всех странах Европы приложений к дипломам .
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют :
— для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;
— для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;
— для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.
И бакалавриат, и магистратура — самодостаточные уровни высшего образования. Бакалавриат является массовой ступенью высшего образования. В магистратуру можно будет поступить сразу или через несколько лет после получения степени бакалавра, уже имея значительный профессиональный и жизненный опыт. На конференции в Берлине в 2003 г. к этим двум уровням обучения (бакалавриат и магистратура) был добавлен третий — аспирантура.
Поскольку бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата рассматриваются в качестве двух уровней высшего образования с отдельными вступительными испытаниями, отдельными государственными образовательными стандартами и самостоятельной итоговой аттестацией, то лицензирование, аттестацию и аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предполагается осуществлять раздельно . Важную роль в образовании играет оценка знаний, которая определяет успешность изучения отдельных дисциплин, образовательных модулей. В рамках Болонского процесса в качестве механизма обеспечения прозрачности образовательных структур рекомендована кредитная система ECTS (European Credit Transfer System — Европейская система перезачетов результатов обучения). Она включает в себя методы измерения и сравнения достижений и успехов в обучении с последующим их переносом из одного высшего учебного заведения в другое. Принятие кредитной системы в качестве международного эталона не означает, что страны-участницы должны отказаться от национальных систем оценки результатов обучения, необходимо адаптировать ECTS к особенностям российского образования.
Кредит также представляет собой способ определения количественных результатов обучения — набора компетенций (что студент будет знать, понимать или чем способен владеть после завершения процесса обучения). Кредиты проставлены по всем образовательным компонентам программы обучения (модули, выполнение выпускной квалификационной работы и т. д.) и отражают требуемое количество времени занятий по каждому из них по отношению к полному объему работы, необходимой для завершения одного года учебы по образовательной программе. Проблема в том, что российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику преподавания дисциплин в России. Если в Европе засчитывают в это количество и время самостоятельной работы (учебники, библиотеки, лаборатории), то у нас, как известно, учитываются только аудиторные академические часы.
Болонская модель обучения базируется на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования и предполагает существенное изменение устоявшихся в российской системе высшего образования отношений между преподавателем, студентом и ВУЗом. Она дает им большую свободу, но одновременно требует и самостоятельности.
Еще одним важным звеном Болонской системы является модульно-кредитная система контроля знаний студентов. Модуль — это один из зачетных блоков по дисциплине, который включает в себя определенное количество лекций или семинарских занятий, объединенных общей тематикой. Для каждого модуля рассчитывается количество баллов, которое должен набрать студент. Внедрение модульно-рейтинговой системы контроля знаний предполагает разнообразие видов работы студентов, позволяет активизировать их деятельность.
Адаптивная к потребностям студентов программа обучения — идеальный вариант, однако, программы бакалавриата включают большое количество обязательных дисциплин и фиксированное число часов аудиторных занятий. Переход на модульное обучение предполагает наличие нескольких этапов:
— переход на модульное обучение путем модульного формирования дисциплин, действующих учебных планов, использование модульного принципа при разработке курсов.
— переход на блочно-модульное обучение на основе выявления междисциплинарных связей и формирования блочно-модульных учебных планов на основе разработанных государственных стандартов и принятой в единой европейской зоне высшего образования системы оценки знаний.
— переход на кредитно-модульную систему обучения студентов, обеспечивающий мобильность студентов и преподавателей, так как планирование учебных планов системы предполагает преподавание в вузах европейских дисциплин.
Переход от традиционной отечественной системы обучения к двухуровневой в первую очередь касается разработки новых принципов построения учебных планов и содержания действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Совершенствование учебных планов направлений и специальностей, разработанных на основе действующих государственных образовательных стандартов, предполагает:
— Использование трех форм учебного плана по каждому направлению (специальности): базовые учебные планы; индивидуальные учебные планы; рабочие планы.
— Объединение циклов общих гуманитарных и социально-экономических и естественно-научных дисциплин в единый цикл «общеобразовательные дисциплины», на освоение которого выделяется определенное количество кредитных единиц.
— По степени обязательности и последовательности усвоения содержания образовательной программы учебный рабочий план может включать три группы дисциплин: изучаемых обязательно и строго последовательно во времени; изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно; изучаемых по своему выбору.
Немаловажным является тот факт, что кроме реформирования российской системы образования, возникает необходимость разработки новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В 2006 г. был принят законопроект, вводящий в соответствии с Конституцией РФ «Федеральные государственные образовательные стандарты» (ФГОС). Проект макета нового стандарта высшего профессионального образования учитывает весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений, но в его основе лежит не регламентация содержания образования, а установление требований к компетенциям выпускника, а также к знаниям и умениям по крупным модулям программы .
Российские образовательные стандарты третьего поколения должны разрабатываться на концептуально новой основе, отличной от концепции стандартов первого и второго поколения. Новые стандарты призваны расширить возможности вузов относительно структуры, содержания и профилей высшего образования, а также формирования различных образовательных траекторий для студентов. Академическая и профессиональная составляющие должны рассматриваться как взаимодополняющие.
С поэтапным введением новых образовательных стандартов и реформировании системы образования будут созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с учетом требований личности, общества и современного рынка труда . Вопрос присоединения России к европейским интеграционным процессам носит комплексный характер. Совершенствование российской системы высшего образования в рамках международных интеграционных тенденций — проблема, требующая очень взвешенных подходов.
Таким образом, к преимуществам двухуровневой модели обучения можно отнести: гибкость учебных программ, способствующую академической мобильности студентов и преподавателей; обеспечение непрерывного образования (возможность в зрелом возрасте для обладателя диплома бакалавра вернуться в вуз для получения новых знаний по мере возникновения в них потребности); сближение с общеевропейским образовательным пространством для отечественной высшей школы.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. — 2004. — № 1.
2. Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)» // Экономика образования. — 2005. — № 6.
3. Розина Н. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 3.
4. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», Принят Государственной Думой 11 октября 2007 года — Москва, Кремль, 24 октября 2007 года.
Герова Н.В. Российский научный журнал №1 (..2010)

Отечественные ученые-экономисты обращают внимание на то, что государство невозможно представить себе без власти, с помощью которой оно обеспечивает реализацию интересов всего общества в развитии социальной инфраструктуры. Финансируя учреждения образования, науки и другие в нематериальной сфере, государство создает условия для их нормального функционирования.

Особенно велика роль государства в формировании человеческого капитала и передаче технологий, являющихся важным фактором экономического роста, воспроизводства рабочей силы. Осуществляет эти функции государство через сеть собственных учебных заведений либо посредством обеспечения единства требований к учебному процессу в негосударственных образовательных структурах.

В научной литературе понятие «управление» определяется как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (например, государства) на объект управления (например, систему образования) для достижения определенных результатов.

Чтобы обеспечивать устойчивую связь между управляющей и управляемой подсистемами, необходимо налаживать обратную связь, которая дает информацию о фактическом выполнении управленческих решений и достижении намечаемых результатов.

Одной из главных целей государственного управления является обеспечение: целостности и упорядоченности экономической системы (включая систему образования); эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь каждого гражданина, получение им конституционно гарантированного общедоступного и бесплатного качественного образования; адекватного реагирования на постоянно изменяющиеся требования российского и мирового рынка труда.

Сущность управления заключается в деятельности управляющих органов по выработке управляющего воздействия и организации его осуществления.

В современных условиях управленческая деятельность достаточно многообразна и направлена на решение большого круга целей и задач, осуществление многочисленных и весьма сложных мероприятий, включая федеральные целевые программы в сфере образования.

Управление целесообразно рассматривать одновременно и как управленческую деятельность, и как механизм управления.

Проводимые в стране научные исследования анализируют достоинство и недостатки государственного управления, вскрывают тенденции и перспективы его развития. Разрабатываются предложения по совершенствованию государственного управления.

Общеизвестно, что в России наибольший управленческий потенциал в разветвленной управляющей системе сосредоточен у государства. Реальные импульсы организационного воздействия на систему образования идут от структур законодательной и исполнительной власти государства.

Государственное управление системой образования - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений в сфере образования путем деятельности всех ветвей государственной власти, их органов, государственных служащих.

Следует иметь в виду, что существуют определенные пределы государственного управления. Хотя волевая составляющая государственного управления имеет большое значение, однако возможности регулятивной деятельности государства имеют определенные границы. И на разных этапах развития страны роль государственного регулирования видоизменялась.

Так, действующее законодательство в сфере образования предусматривает, что: образовательное учреждение является юридическим лицом; государственная политика в сфере образования основывается на таких принципах, как свобода и плюрализм, закреплен демократический государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений; самостоятельность учреждений в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной деятельности. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебников и учебных пособий в соответствии с образовательной программой; образовательные учреждения могут быть негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций). Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

В действующем федеральном законодательстве специально выделяются статьи об управлении системой образования:

В Законе РФ «Об образовании» - это статьи 28-38;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статьи 24, 26.

В законодательстве четко определена компетенция Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере образования. При этом на федеральном уровне можно проследить компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием. Указан порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием.

Вопросам системы образования посвящены:

В Законе РФ «Об образовании» - статья 8 «Понятие системы образования»;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статья 4 «Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования».

Для того чтобы рассмотреть вопрос о совершенствовании управления системой образования, надо прежде всего выяснить, что же является объектом управления в данном случае.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

Взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

Объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

В статье 9 Закона РФ «Об образовании» установлено, что образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные общеобразовательные и профессиональные. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

В статье 7 Закона РФ «Об образовании» указано, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Ранее мы уже упоминали, что одной из целей государственного управления является обеспечение целостности и упорядоченности системы образования. В то же время вызывает удивление, что в Законе РФ «Об образовании» в статье 7 «Государственные образовательные стандарты» почему-то не включены в перечень государственных образовательных стандартов, устанавливаемых федеральным законом, государственные стандарты дошкольного и всех уровней профессионального образования.

Тем самым не обеспечивается принцип целостности и упорядоченности системы образования в части устанавливаемых федеральным законом государственных образовательных стандартов всех действующих в России уровней образования.

Также полагаю целесообразным уточнить запись пункта 5 статьи 7, указав, что государственные образовательные стандарты обновляются в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями мирового рынка образовательных услуг, не дожидаясь десятилетнего срока их действия. Иначе они устаревают, и подготовка учащихся по ним будет плестись в хвосте мирового развития сферы знаний.

Следующим вопросом совершенствования управления будет модернизация сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Работа органов управления образованием в этом направлении проводится постоянно. Но вызывает удивление ее некомплексность, замедленность темпов, нечеткость сроков осуществления и значительный разброс показателей по отдельным регионам.

В целях достижения в России целостности и упорядоченности данного процесса следовало бы конкретизировать виды проводимых мероприятий на федеральном и региональном уровнях и обязательно сроки завершения каждого из них с указанием, какие результаты намечается достичь по итогам модернизации сети образовательных учреждений.

Проводя, например, работу по строительству и введению современных образовательных учреждений, созданию разного рода образовательных комплексов (школа - колледж - вуз, национальный университет и т.п.), необходимо наметить достижение таких результатов, как повышение качества образования, подготовка конкурентоспособных выпускников. В этих целях требуется ликвидровать вторые смены обучения в школах, уменьшить число обучаемых в классах, оснастить учебный процесс современными компьютерами, применять новейшие технологии обучения, осуществлять подготовку и переподготовку педагогов с учетом требований будущего периода.

Другим вопросам совершенствования управления системой образования является внесение существенных изменений во взаимоотношения органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Первым шагом в этом направлении должно быть прекращение многолетних разговоров, обсуждений и экспериментов и наконец-то установление конкретных нормативов финансирования образовательных учреждений с учетом специфики каждого типа, вида, категории, включая особенности действующих в сельской местности, малокомплектных, для особо одаренных детей и молодежи.

Безотлагательного решения требует установление педагогам достаточной оплаты их труда.

В связи с расширением международного сотрудничества острым становится вопрос об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах.

Из-за перегруженности сейчас книжного рынка учебниками и учебными пособиями для учебных заведений профессионального образования целесообразно законодательно установить ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебников и учебных пособий для всех уровней профессионального обучения.

Действие приоритетного национального проекта «Образование» следует определить на длительный период и постоянно значительно увеличивать в нем размеры бюджетного финансирования, как это было определено в текущем году по сравнению с предыдущим годом.

Переход образовательных учреждений из федерального подчинения в регионы и из подчиненности субъектам РФ - органам местного самоуправления должен в обязательном порядке сопровождаться передачей необходимого финансирования, собственности и запрещением их перепрофилирования.

Необходимо, чтобы Федеральное агентство по образованию было единственным федеральным органом управления образованием. Это позволит устранить действующие сегодня значительные согласования и координирующие действия с федеральными отраслевыми системами образования. Таким путем будет сделан существенный вклад в реализацию проводимой в стране административной реформы.

Еще одним вопросом совершенствования управления образованием является тщательное регламентирование деятельности юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования. Эти организации включены в систему образования Федеральным законом в 2005 году и требуют четкого формулирования их роли и значения на всех уровнях управления образованием.

Также необходимо иметь в виду, что в условиях происходящих в стране изменений постепенно уточняется роль государства в управлении и контроле с тем, чтобы она отвечала социально-экономическим реалиям, потребностям в образовании общества в целом и каждого его гражданина.

Полагаю необходимым, чтобы законами субъектов РФ по управлению образованием предусматривалось обязательное условие - обеспечение эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для достижения намечаемых в регионах результатов системы образования. Для этого в региональных органах управления образованием следует вводить структурное подразделение с наделением его контролирующими функциями и выделять соответствующие средства на их содержание.

Считаю целесообразным в Законе РФ «Об образовании»:

В ст. 7 предусмотреть установление федеральным законом основных положений государственных образовательных стандартов дошкольного и всех уровней профессионального образования;

В ст. 30 указать о модернизации сети образовательных учреждений с упоминанием конкретных ее направлений;

В ст. 27 записать об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах;

В ст. 28 установить для всех уровней профессионального образования ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию учебников и учебных пособий;

В ст. 41 предусмотреть финансирование мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»;

В ст. 37 определить Федеральное агентство по образованию единственным федеральным органом управления образованием;

В ст. 29 записать о создании в субъектах РФ в органах управления образованием структурных подразделений, осуществляющих контрольные функции.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ