Самые красивые святые места на земле. Места силы. Что это такое и для чего они нужны Энергетические места планеты

Самые красивые святые места на земле. Места силы. Что это такое и для чего они нужны Энергетические места планеты

УДК 911.531

Ал.А. Григорьев

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА КАК ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ

Что свято?... То, что связует много душ.

Иоганн В. фон Гете (1749-1832 гг.), поэт,

мыслитель, естествоиспытатель.

Вступление. Священные места (почитаемые, святые места, святыни) встречаются на территории всей планеты . Они входят в категорию объектов Наследия, в том числе памятников ЮНЕСКО и в то же время занимают среди них особую нишу. Целью статьи является определение понятие «Священные места» (а оно трактуется автором в отличие от обычно употребляемого в более широком смысле), их классификация, возникновение, информативность как объекта Наследия, значение для народов и для государств.

Подход к определению священных мест . Священные места это места, которым мы поклоняемся. И поэтому они являются особыми, редкими и даже уникальными. Святыни нельзя смешивать с наиболее выразительными, красивыми “уголками” Земли. Они имеют и общее и различное. Общее как раз и видится в их уникальности. Главное же, что их различает – природные и рукотворные (природно-рукотворные) святыни это такие места на Земле, с которыми он связан духовно. И еще: люди поклонялись камню не потому, что он камень, а потому что он священный . Эти слова выдающегося современного философа Мирча Элиаде , по-моему, позволяют еще четче выделить священные места среди других уникальных феноменов.

Святыни весьма не одинаковы, не похожи друг на друга. Это может быть «дикий» камень – какой-нибудь валун или храм на берегу реки; какое-либо дерево или поле сражения, на котором была пролита кровь предков. Какие же места можно отнести к священным, и почему у людей возникает мироощущение такого места – об этом и пойдет речь в этом разделе. Однако сначала остановимся на корне слова святой.

Исследователи корня слов святая, святой, святое свят (филологи И.А. Летова, В.Н.Топоров, О.М.Фрейденберг) пришли к выводу, что он связан с древними (языческими) представлениями славян о покровительстве свыше над теми или иными местами или явлениями. Более того, слово святой родственно греческому слову, обозначавшему вещи, явления (предметы), связанные с космосом, с верховными силами (например, бог-дерево, бог-местность).


В ведущих религиях мира свет, даруемый людям Солнцем, рассматривается как главное жизненное начало. Ведь и сама жизнь есть противоборство света и тьмы (последняя олицетворяет смерть). Солнце (как главный источник света) считается светом Будды, глазом Вселенной для индусов, всевидящим и всезнающим глазом Аллаха для мусульман, символом праведности для христиан (рис.1).

Рис.1. Солнце: Илл. к стихотворению «Солнце» в гостях у Маяковского. Худ. Д. Бурлюк. (Нью-Йорк. 1925).

Интересно, что только у русских в настоящее время корень слова святой (свят ) практически совпадает со словом свет . Свет у славян и русских во всех своих значениях, так или иначе, восходит к Солнцу, как его главному источнику. Понятия же святой (святое, святая) или священное также связаны с высшим проявлением «небесных» сил на Земле, с Солнцем.

Выдающийся философ и религиозный мыслитель П. Флоренский приравнивал свет к Богу, как высшему началу на Земле: «Бог есть свет, и это не в смысле нравоучительном, а как суждение восприятия… славы Божией: созерцая ее, мы зрим единый, непрерывный неделимый свет » . По его мнению, свет есть полная противоположность тьмы: «Свет есть свет беспримесный, чистый свет, в коем «несть тьмы ни единыя ».

Интересны конкретные наблюдения, доказывающую несомненную связь святости с белым цветом . Так, в частности, Белое море вероятнее всего названо таким образом не только и не просто за удивительную красоту белого, молочного цвета своих вод (а зимой снежно-ледового покрова). Белый цвет у славянских и других северных народов с давних пор считался признаком святости, необыкновенной запредельности (рис.2)


Рис.2. Белое море. У Соловецких островов. Худ. М. Нестеров: «Молчание».1903 г.

Особенно сказанное относилось к водным объектам – рекам, озерам, причем независимо от цвета их вод. - Которые уже по своей «водной» основе всегда выделялись среди прочих и чаще других назывались святыми. Те же из них, которых еще отличала и белизна вод, выделялись в наибольшей степени. Они ставились уже в ряд не просто физически, материально, но и, в высшей степени, духовно примечательных мест.

Священные, они же святые, места и отличаются от всех прочих своей связью со Светом, Солнцем, неким высшим началом для жизни. Именно там, на них происходят чудесные видения, знамения, просто чудеса в обыденной жизни (не связываемые с теми или иными религиозными представлениями). У человека, верящего в исключительную особенность таких мест и находящегося на них, происходит озарение (а это опять Свет).

Священные места в системе святынь. Наряду с религиозной трактовкой понятий святой, святая и святыни встречается и другая – гражданская. Согласно ей “святое” это что-то самое дорогое, заветное, сокровенное. Именно такой широкий взгляд на понятие “святое” отражает также мнение некоторых известных философов и писателей. Попробуем оттолкнуться от их взглядов и также шире посмотреть на родственное понятие – “святыни”.

Начнем наше сравнительное рассмотрение с представлений А.С.Пушкина. В стихотворении «Два чувства» поэт называет святыми пепелище и отеческие гробы. Впрочем, ясно, что и сама земля, их природное окружение для него столь же священны. Именно так он относился к ландшафту, природному уголку на Псковщине, землям своих предков. Там для поэта свято было все: и лес, и речка, и поля.

Философ П.Флоренский под святынями понимал “то, что находится над обычным, естественным, обыденным” . Иначе говоря, это нечто необыкновенное, возвышенное. Из этого следует, что один из видов святынь – природные феномены являются не просто красивыми местами (а такие можно найти в любом районе Земли). К ним могут быть отнесены такие природные (и природно-рукотворные) уголки Земли, не обязательно самые фотогеничные, более того, совсем не зрительно выразительные, но обязательно возвышающие человека духовно.

Очень точно подметил еще одну особенность святынь, объединяющую людей в духовном плане, писатель и философ И.В.Гете: “Что свято ? - задает И.В. Гете вопрос в одном двустишии и отвечает: "То, что связует много душ ". С ним соглашается другой философ Г.В.Ф. Гегель, который и приводит слова Гете . И в самом деле, Ганг или Волга – святыни для всех индусов или россиян, они в их душах, даже тех из них, кто не побывал на берегах этих рек.

Еще одну важную черту святынь подмечает филолог и этнограф-путешественник В.И. Даль: “ святыни это что кому свято, чему поклоняемся, чтим нерушимо” . Священные места не только нечто возвышенное, существующее в нашем сознании, в наших душах. Это также и реальные, земные явления, которым мы поклоняемся, предмет высшего почитания. Из сказанного вытекает, что к святыням относятся только такие уголки Земли, которые оказали большое влияние на человека, которые озарили его, помогли (оберегли) или даже защитили.

Писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» определенно связывает понятие святыня с местом рождения, с Родиной. По его мнению, русский поймет европейца за своего человека, если тот поймет и полюбит его святыни: “Полюби сперва святыню мою, почти ты то, что я чту, тогда ты точно таков как я ” .

Конечно, природные святыни не просто некие достопримечательности природы, а рукотворные (природно-рукотворные) святыни не только некие феномены сотворчества рук человека и природы. Ими могут быть совсем не притязательные в этом отношении места. - То есть не самые выразительные в зрительном ряду и не самые значительные и интересные в геологическом, биологическом, архитектурном и других смыслах. Для русских они будут одни, для арабов – другие, для каждого народа свои.

Следует заметить, что природа всегда играла важную роль в жизни людей и народа в целом. Вспомним размышления историка В.О. Ключевского о роли природной обстановки в формировании Русского государства . Одним из первых он заметил большую роль в жизни нашего многонационального народа, образования Руси трех природных стихий – леса, степи и рек. Этот взгляд историка во многом современен. Он помогает понять и сущность природных святынь. Это такие природные уголки в лесах, степях или на берегах рек, которые в прошлом оказали особые услуги русскому народу. В одних случаях они дороги уже потому, что сама природа помогла выстоять россиянам, устоять от врага. Так в ХХ веке случилось на Волге, которая послужила преградой для фашистов.

В других случаях такие особые земли священны потому, что они служили местом ссылки или добровольного уединения, бегства от мирской суеты, притеснений, несправедливости, в том числе на Соловки и Алтай (и там, и там расположены объекты наследия ЮНЕСКО). Наконец, есть места, с которыми связаны судьбы великих граждан той или иной страны или даже мира (в России, например – Петра Первого – а без него трудно представить окрестности Санкт-Петербурга).

По мнению нашего современника географа и историка Л.Н. Гумилева, русский народ (этнос) возник как своеобразная органическая составляющая ландшафта Русской равнины . - Причем природный ландшафт оказал существенно большее влияние на образование народа, чем социальные причины. Если прислушаться к мнению Л.Н. Гумилева, тогда природные святыни и будут соответствовать важным, даже ключевым моментам в жизни народа (и не только, разумеется, русского или россиянина) в определенных местах его проживания.

Согласно философу Мирча Элиаде люди примитивного общества отождествляли священное с могуществом . Не отсюда ли и в святынях люди и сейчас черпают свои силы? Во всяком случае, в России россияне, сражаясь за Волгу, за священные города, в том числе за Ленинград, ощущали необыкновенный прилив сил.

Так же как и более широкое понятие “святыня”, понятия природные и рукотворные (природно-рукотворные) священные места не могут быть связаны и объяснены только религиозными представлениями. Вместе с тем религиозные представления, несомненно, весьма существенны в формировании понятия святыни. И не случайно, ведь поклонение наших предков начиналось именно с Земли, с могил предков.

Нужно также заметить, что понятие «священное» может быть связано с такими разными понятиями как Религия и Культура. Поэтому все рассматриваемые в статье священные места могут быть связаны как с верой, религией (в том числе с православной церковью), так и с историей, культурой. В связи с этим интересны размышления философа Н. Бердяева: «Существует не только священное предание церкви, но и священное предание культуры… Культура произошла из культа. В культе же всегда есть связь живых и умерших, настоящего и прошедшего…И культура получила в наследие от культа… почитание могильных плит и памятников, это поддержание священной связи времен » .

Происхождение священных мест и их экологическая обусловленность. Святыни появились в глубокой древности. С языческих времен люди верили в могущественные силы природы, в сверхъестественные, божественные силы, которые ими управляли. И поэтому реальные объекты их веры, камни ли, деревья ли, несомненно, и стали одними из тех, которым люди поклонялись. Постепенно к святыням стали причислять все, что, так или иначе, связано с событиями “священной” истории, Однако ближе к нашему времени святынями стали называть и не обязательно объекты или явления, связанные с культовыми, религиозными событиями, обрядами.

И все же большинство (если не все) священных мест древности возникло отнюдь не только из-за поклонения божествам, духам, а, прежде всего, вследствие естественных потребностей человека в ориентировании в пространстве и во времени. Эти умения были жизненно необходимы человеку – как пища и вода, которые, кстати, он не мог в должной мере без них получить. Без знаний и умений в этом человеку угрожали всевозможные опасности (голод, стихийные и другие природные бедствия, враги).

Древнейшие места ориентирования по Солнцу - мегалиты, лабиринты, мегалитические храмы практически сразу же становились священными, поскольку с их помощью получались необходимые знания. – Таков новый, географо-экологический подход к пониманию сакрализации географического пространства, основанный на полевых исследованиях (в том числе астроархеологических), предложенной Г.Н. Параниной и Л.С. Марсадоловым , развиваемый также автором . Сакрализация пространства в древности происходила, прежде всего, в местах, выбранных для ориентирования. Таким образом, она была экологически обусловлена.

Каждодневные заботы о добывании пищи охотой, рыболовством, собирательством, выбор места для благоприятного безопасного проживания, а позднее для земледелия. - Умения читать признаки надвигающихся природных явлений, представления о смежных территориях, других народах, о возможных путях передвижения в более безопасные, благоприятные районы – все это требовало совершенных знаний о местоположении в пространстве и во времени.

Естественные (природные) и рукотворные феномены, которые помогали получить и закреплять полученные знания, становились не просто необходимыми для жизнедеятельности. Они были своего рода «ключами» для существования и потому тщательно оберегались, становились сакральными. Такие знания становились уделом избранных.

Стоит заметить, что места или центры ориентирования (а в древности это мог быть мегалит, лабиринт, а позднее на их месте храмы) и в самом деле несли людям свет – свет знаний, полученных с помощью света от Солнца (в процессе ориентирования на местности).(Поэтому близость слов свет и свят , по крайней мере, в русском языке, это не игра слов. Между ними – глубинная связь. Примером может служить Круг Бродгара – кольцо из менгиров диаметром 104 м, которое согласно легендам называлось Храмом Солнца (рис.3). Этот кромлех – неолитическое сооружение, построенное в период 2000-2500 л. до н.э., включено в Список ЮНЕСКО (Памятники неолита на Оркнейских островах).

Сознательно или бессознательно священные места, связывались с высшими, непонятными силами, духами, божествами, «навечно» закреплялись в сознании, обрастали всевозможными легендами. Со временем были изобретены другие способы ориентирования в пространстве и во времени. Однако подобные знания всегда были уделом немногих. Знания о сакральных местах, оторванные от их первичного использования, тем не менее, сохранились в памяти народа, вошли в культуру . Во многом этому способствовало «наследование» священных мест.


Рис.2. Круг Бродгара – древний Храм Солнца. Оркнейские острова. http://wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4b/Ring_of_Brodgar_6.

Классификация священных мест. Их можно разделить на две большие группы: 1.природные и 2. рукотворные. В первую группу входят деревья, камни, родники (ключи), холмы (горы), реки, озера. Ко второй группе священных мест принадлежат места сражений и, особенно, великих битв, ландшафты, “отмеченные” храмами, бастионы (крепости) на берегах рек, озер, ландшафты “отмеченные” церквями, монастырями, просто крестами, некоторые старинные усадебные или дворцово-парковые ансамбли . У рукотворных святынь и природное окружение и архитектурные (инженерные) сооружения взаимно дополняют друг друга.. Поэтому рукотворные священные места можно также именовать и природно-рукотворными, подчеркивая их неразрывную связь с природным окружением.

Следует отметить, что грань между собственно природными и рукотворными святынями иногда хрупка, прозрачна. В самом деле, Волга, великая река России, или Ганг, великая река Индии, во многом потому священны, что с ними связано множество важнейших исторических, культурных и религиозных событий в жизни народов, живущих по берегам и притокам этих рек, более того, этих государств в целом.

Священные места можно также разделить на несколько групп в зависимости от их значимости. Одни из них являются таковыми для небольшого круга людей. Это, например, какой-нибудь родник с целительной водой, который посещают жители одной или нескольких близлежащих деревень. Следующие группы особо почитаемых священных мест – локальной и региональной значимости. Речь идет о таких феноменах, о которых знают жители какой-либо местности или (соответственно) какого-либо большого района, края. Святыни более высокого ранга – национальные. К ним принадлежат такие феномены, которые одинаково дороги жителям самых разных районов России или любой другой страны. Наконец на Земле есть природные уголки, которые имеют вненациональное, мировое значение. К ним, несомненно, можно отнести реку Иордан, озеро Байкал или гору Фудзияма и гору Арарат.


Рис.3. Священная гора Килиманджаро (Танзания-Кения, объект ЮНЕСКО) http://phototravelguide.ru/

Святыни мирового уровня также входят и в Список Наследия ЮНЕСКО (в том числе и упомянутые Байкал и Фудзияма), но далеко не всегда. – Иногда явно по политическим соображениям. Такова всемирно известная гора Арарат (территория Турции), священный символ Армении. Иногда - из-за сильной освоенности территории, как например, р. Иордан и р. Волга, святыни (соответственно) для Израиля (и далеко не только для него) и России. Впрочем, отдельные объекты на берегах обеих рек являются памятниками ЮНЕСКО.

Священные места весьма разновозрастные. Среди них есть возникшие в наше время, уже в ХХ веке, и такие, которые образовались несколько тысячелетий назад. Несомненно, природные почитаемые феномены должны быть древнее рукотворных. Природно-рукотворные святыни – “сплав” рукотворных сооружений (храмов, крепостей, городов…) с ландшафтом, с землей, сыгравших большую роль в жизни людей, иногда в критические моменты их жизни. Возраст некоторых из них – до нескольких тысяч лет. Однако большинство наиболее древних языческих сакральных мест в настоящее время все же перестали быть объектами поклонения.

В заключение этого раздела подчеркнем уже упомянутое ранее – все священные места подразделяются на религиозные святыни и святыни нашей культуры. Причем вторые, казалось бы, не имеющие никакого отношения к религии, ассоциативно в людском сознании сравниваются с первыми и воспринимаются так же как нечто высшее, исключительное и даже божественное. Вспомним, как приезжие из далеких мест, которые впервые увидели дворцово-парковые ансамбля Петергофа, Пушкина или Павловска в окрестностях Санкт-Петербурга (объекты ЮНЕСКО) иногда называют увиденное божественным творением.

Распространение и «энергетика» священных мест. В каждой стране мира, а точнее, на территории проживания того или иного народа, священные места обладают своими особенностями и в то же время некоторыми общими чертами со странами-соседями. Объясняется это природной обстановкой и особенностями историко-культурного развития каждой из стран. Так, повсеместно к священным феноменам относят различные водные объекты: реки, источники, озера. В ряде равнинных стран реки издавна были главными организующими звеньями, как в природном, так и в социальном отношениях. Именно они, главные артерии страны, почитались как священные места. Вспомним Нил, Волгу, Ганг (рис.3).

В горных странах к самым почитаемым местам относят выдающиеся горы, реже целые хребты. Это не удивительно, поскольку жизнь горных народов во многом подчинена именно горам, которые дают людям все необходимое, достаточно вспомнить такие горы, как Фудзияма в Японии (объект ЮНЕСКО) и Килиманджаро в Кении на границе с Танзанией (национальный парк Килиманджаро – объект ЮНЕСКО), гору Кайлас в Тибете (пока еще не входящую в Список ЮНЕСКО). Несомненно, что к священным люди, прежде всего, относят места, поразившие их своим величием, проявлением могучих сил и энергии.

В странах Европы, территория которых подвергалась воздействию либо древних ледников, надвигавшихся с севера, либо, скорее, океана (идут споры), среди священных феноменов немало валунов – окатанных камней, принесенных из скалистой Скандинавии. Такие валуны, почитаемые до сих пор, можно встретить в Дании, Швеции, Польше, России. В России среди священных природных мест первенствуют ключи (родники). Они дают возможность людям «прикоснуться» к одной из самых почитаемых основ жизни – чистой воде. И хотя территория России отнюдь не пустыня и на большой площади изобилует реками и озерами, именно ключи у нас особенно почитаемы.

От страны к стране изменяется и отношение людей к деревьям, что определяется географическими особенностями их распространения, различием природных особенностей на территории разных государств и, конечно, национальными особенностями восприятия тех или иных деревьев. Так в лесостепной Украине среди почитаемых деревьев первенствуют дубы, а в таежных ландшафтах севера европейской России – ели и сосны.

Рис.4. Волга – священная река. «Над вечным покоем». Худ. И. Левитан.

Историко-культурное и религиозное развитие страны неотрывны от природы ее территории. В силу этого формирующееся геокультурное и места поклонения в его пределах специфичны в пределах каждого государства, а также распространения того или иного этноса. В Англии среди древних священных мест особенно много холмов-курганов. В большинстве своем это места древних кельтских захоронений и еще более древних мегалитических сооружений. Среди них выделяется Гластонберийский Тор в графстве Сомерсет, Стоунхендж (памятник ЮНЕСКО) и холм Силбери-хилл в Уилтшире, (входит в объект ЮНЕСКО Неолитический комплекс Эйвбери).

В России немало «уголков», почитаемых потому, что там пролилась кровь ее жителей, которые защищали свою землю от врагов-пришельцев. Особенно памятны, например, места былых сражений во время Второй мировой войны, называемой в России Великой Отечественной.

В разных странах мира особым уважением пользуются отдельные руководители государств, которые сыграли выдающуюся роль в процветании своего государства, в защите его от врагов. В России это Петр Первый, называемый также Петром Великим. В Англии это Уинстон Черчилль. У шведов это Карл ХΙΙ. Во Франции это Шарль де Голль. Места, связанные с их жизнью, деяниями, в каждой из этих стран почитают. В России, например не счесть дубов, под которыми якобы отдыхал или которые посадил Петр Первый.

В США в скалах Черных гор (Блэк Хилс) в штате Вайоминг, на священном месте индейцев, были вырублены (на горе Рашмор) огромные лики президентов страны. И хотя роль их в истории страны весьма не одинакова, вместе взятые они сделали это место знаковым для американцев (это Национальный монумент США). А они, как известно, в большей мере, чем жители многих других государств, гордятся тем, что являются гражданами своей страны.

Специфической особенностью государств, в которых господствовала коммунистическая идеология, является распространение почитаемых мест, связанных с ее вождями, с событиями коммунистической истории. В Китае, например, это места проживания или каких-либо важных моментов в жизни и деятельности китайского вождя Мао-Цзе-дуна. В России до сих почитаются «уголки» земли, овеянные воспоминаниями о великом основателе и руководителе советского государства В.И. Ленине. Мавзолей с телом В.И. Ленина – часть ансамбля Кремля и Красной площади Москвы (объект ЮНЕСКО).

Большое распространение во всех странах мира имеют религиозные святыни. Их характер меняется в зависимости от религиозных воззрений населения. У многих народов Сибири, Севера Европейской части России среди почитаемых мест наблюдаются различные природные феномены – камни, пещеры, скалы, к которым приурочены языческие святыни северных народов России. Тибет это земля монастырей, по количеству которых и по значению среди других священных феноменов он не сопоставим ни с одним районом мира. Ансамбль дворца Потала в Лхасе – главного религиозного центра ламаистов Тибета входит в Список ЮНЕСКО. Среди религиозных священных мест в Индии господствуют места, связанные с буддизмом и индуизмом, в России – с православием и исламом, во Франции – с католицизмом.

Как уже говорилось, важнейшее свойство священных мест это чудеса. Наука не всегда дает ответ на их происхождение. Тем не менее, именно из-за чудесных явлений, происходящих на священных местах, их иногда причисляют к своеобразным энергетическим центрам планеты. Исследователями не традиционной науки, прежде всего физиками и химиками, в местах расположения некоторых священных мест зафиксировано (методом биолокации) наличие некоего энергетического поля. Оно было обнаружено на о. Валаам на Ладожском озере (Предварительный Список ЮНЕСКО), а также в Сергиевым Посаде под Москвой, где расположена Троице-Сергиева Лавра (объект ЮНЕСКО). Аналогичные аномалии выявлены и в ряде священных мест на территории Англии, в частности в районе Стоунхенджа (объект ЮНЕСКО) (рис.5).

Рис. 5. Древнейшая мегалитическая обсерватория и одновременно святилище Стоунендж. Англия .

Ряду священных мест, как известно, присущ эффект исцеления. Такое воздействие оказывают на людей некоторые священные камни, деревья, источники. Широко известно также, что отдельные природно-рукотворные феномены оказывают воздействие на психику людей: просветляющее или, наоборот, угнетающее. К ним принадлежат, в частности пирамиды в Египте (памятник ЮНЕСКО).

Замечу также, что в России установлена связь некоторых почитаемых мест разного масштаба – от отдельных церквей до городов - с трещинами в горных породах (разломами горных пород). Через трещины может осуществляться подток к поверхности земли глубинных подземных вод, в том числе и термальных (нагретых), и обогащенных редкими химическими элементами. Через них также может происходить выделение в атмосферу различных газов.

Примером глубинного воздействия, недр земли, на формирование священного места может служить Дельфийский оракул в Греции (комплекс храмов в Дельфах - объект ЮНЕСКО). Как сейчас установлено, действительно именно в районе Дельфийского оракула в то время, в течение нескольких сотен лет по трещинам горных пород происходило излияние подземных газов (этана, метана и этилена, следы которых были обнаружены в известковом туфе непосредственно под святилищем).

С позиции традиционных наук научных объяснений воздействия священных мест на человека нет. Можно только предположить направление этого влияния на психику, на душу человека.

Эволюция природных и рукотворных святынь . Священные места – составная часть природно-исторических территорий, геокультурного пространства. Для каждой такой территории свойственны свои составляющие, то есть те природные элементы, которые значимы для жизнедеятельности людей, и специфические культурные элементы, отвечающие уровню культурного развития и освоения местности. Природно-историческая территория изменяется со временем и каждому его отрезку, исторической эпохе, свойственен свой элемент геокультурного пространства.

Сказанное в равной степени относится к природным и к рукотворным святыням. Такие места являются особенно чувствительными ко всем “идеологическим” изменениям в обществе. Поэтому, как правило, новая религия, новое культурно-историческое сознание всегда отрицало старое.

На месте каменных знаков (в том числе менгиров) на дорогах устанавливались часовни. Там, где были языческие святилища, после их разрушения по всей Европе сооружались, христианские храмы. Так произошло, например, на языческом сакральном месте, на острове Коневец, на Ладоге. На месте уникальных разрушенных древних мегалитических святилищ на островах Белого моря и Ладожского озера воздвигнуты (соответственно) комплексы сооружений Соловецкого (объект ЮНЕСКО) и Валаамского монастырей (Валаамский архипелаг – в Предварительном Списке ЮНЕСКО).

Огромный насыпной холм Гластонберийский Тор в графстве Сомерсет – одно из почитаемых христианских мест в Англии. Согласно христианской легенде в нем спрятана чаша Св. Грааля, из которой по преданиям пил Иисус Христос во время Тайной Вечери . Одновременно этот холм фигурирует в мифах кельтов. У них, в дохристианский период, он также был священным местом.

В бывшем СССР такая традиция – разрушения старых священных мест и наследованиях их новыми символами существовала и в советское время. В Мурманске на одном из плато на месте древнего языческого святилища и одновременно одного из центров древнего ориентирования, от которого сохранились отдельные самые крупные мегалиты – сейды, сооружен огромный современный мегалит. - Над Мурманском возвышается железобетонный памятник воинам-защитникам города. Таким образом, память о священности самого места передается «по наследству».

На территории Франции соборами и церквями отмечена линия нулевого (Парижского) меридиана, вдоль которого они построены. В церкви Сен-Сюльпи в Париже сохранился гномон – в виде размеченной делениями медной полоски. На нее, ориентированную с юга на север, попадал солнечный луч, фиксация которого позволяла определять суточное и годовое время. На месте храма в X веке находилась часовня, она же была возведена на месте мегалитического святилища и одновременно – центра ориентирования . Целая сеть подобных линий, ориентированных по странам света и значимым направлениям солнцестояния, связывающая сакральные места и одновременно центры древнего ориентирования (мегалиты, на месте которых ныне находятся храмы), выявляется и на Русской равнине .

Заключение. Таким образом, понятие «священное» может быть связано, во-первых, с такими разными понятиями, как Религия и Культура. Во-вторых, для всех святынь характерна их экологическая зависимость, а для религиозных – и экологическая обусловленность генезиса. Отметим наиболее важные аспекты священных мест как таковых и их исследования.

Устремления людей обращены не столько к религиозным, сколько к священным местам нашей Культуры. Одни из них – личные, известные только одному или нескольким людям (говоря словами философа Мирча Элиаде – это «места его личной Вселенной »), другие – общенародные. И те, и другие связываются в душах россиян с понятием Родина.

Святыни являются своеобразными энергетическими, духовными центрами Земли, сила воздействия которых на людей имеет природное начало (впрочем, во многом еще не объяснимое). Они относятся к высшим духовным ценностям человечества. Сказанное убеждает в особой уникальности священных мест, которые являются важнейшими ключевыми духовными и одновременно материальными центрами планеты. Многие священные места являются важнейшими составляющими Всемирного наследия (рис.6). Разные феномены такого рода несут сведения о различных сторонах событий и явлений истории Земли и человечества. Святыни разного возраста отображают состояние геокультурного (или природно-исторического) пространства на определенном историческом этапе, являясь его памятными местами.

Рис. 6. Храм на Нерли. Россия. Памятник Всемирного Наследия.

Значимыми для любого государства являются все святыни – любого вида и возраста, в том числе доисторические – петроглифы, мегалиты.- Это и духовное и материальное историко-культурное богатство страны. Священные места могут быть никак не связаны с проживающими ныне народами, однако именно они имеют вненациональное и даже мировое значение. К сожалению, в отличие, например, от Великобритании, в России мегалитам Севера ее Европейской части, Урала, Дальнего Востока не уделяется почти никакого внимания.

Священные места, как сверхценные феномены для человечества в целом и для отдельного человека, являются не просто вехами его культурного развития. Носители памяти о прошлом, они представляют собой своеобразные ориентиры в духовной жизни человека. Глубокое значение святынь состоит в том, что они привязывают народы к определенной территории, отдельных людей к своей Малой Родине. Они важны для осознания идентичности личности, этнической группы, народа, «привязывая» их к земле. В этом отношении для России показателен опыт соседней Монголии. – Исследование, систематизация и охрана священных мест в этой стране происходит на государственном уровне, под эгидой Министерства Культуры, Образования и Науки . Впрочем, и в России их изучение - составная часть концепции обучения основам страноведения в Санкт-Петербургском университете . Однако этого явно недостаточно.

Выявление и сохранение священных мест имеет явную экологическую направленность. – Оно важно для сохранения разнообразия природных и культурных ресурсов – необходимого условия развития социума. Следует согласиться с проф. К.М. Петровым, что Культура (и таким образом – Наследие – Ал.Г.) играет существенную роль в сохранении социума, поддержании среды обитания благоприятной для жизни. Добавлю, что особенно значима при этом роль священных мест как «квинтэссенции» памятников Наследия.

Литература

1. Бердяев Н. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л.: Лениздат,1991. С.45-67.

2.Гегель Г. В.Ф. Эстетика // Собр. соч. Т.3. М., 1971.

3.Григорьев Ал. А. Священные места планеты. СПб. Изд. АССПИН, 2003. 365 с.

4.Григорьев Ал. Священные места России (2-е изд.). СПб.: ВВМ, 2004. 369 с.

5.Григорьев Ал.А. Священные места Озерного края России. СПб.: Каф. страноведения и междун. туризма СПб ГУ. Изд. 2-ое, 2010. 368 с.

6..Григорьев Ал. А., Зелюткина Л.О., Исаченко Т.Е., Коростелев Е.М., Паранина Г.Н., Севастьянов Д.В. Древнее Наследие Северо-Запада России и рекреационное природопользование. СПб.: Астерион, 2013. 152 с.

7.Григорьев Ал.А., Паранина Г.Н. Древнее наследие Северо-Запада России. Географические аспекты. СПб.: Астерион, 2012.130 с.

8.Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства: легенда о государстве пресвитера Иоанна, М. 1970. 250 с.

9.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.-СПб. 1881-1882.

10..Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука,1981.

11.Ключевский В.О. Сочинения в 8 т. М. 1956, т.1. 340 с.

12. Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н. Салбыкский археологический комплекс как объект природного и культурного наследия // Известия РГО, Т.143, вып.2.2011. С .79-90

13.О" Нейл. Р. Таинственный мир (пер. с англ.). Н. Новгород,1995. 456 с.

14.Паранина Г.Н. Свет в лабиринте. Географическое пространство, время, информация. СПб.: Астерион, 2010. 130 с

15.Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма. М.: Академия. 2008, 256 с.

16. Теребихин Н.М. Лукоморье. Архангельск: Поморский ун-т,1999. 367 с.

17.Флоренский П. Небесные знамения (размышления о символике цветов) // Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Наука, 1996. С.46-67.

18.Черемин Н.Б. «Светское» и «священное» // Пути России: ценности и святыни. СПб. – Н. Новгород: Наука,1995.С.34-46.

19.Элиаде М. Священное и мирское (пер. с француз.) М.: Изд. МГУ, 1995. 234 с.

20.Michell J. The Earth Spirit. It ways, shrines and mysteries. N-Y, 1975. 356 p.

21.Molyneau[ B.L. The Sacred Earth. MacMillan a. Duncan Baird Publ. London,1995. 346 p.

22.Wightman B.A. Sacred landscapes and the phenomenon of light // The Geograph. Review . V . 86. N . 1. 1996. P .56-67.

23. Urtnasan N. Sacred sites and their role in conservation of cultural and biological diversity in Mongolia // Mongoliana. The Information Guide for Mongolia. Guide to Tourism, Culture, History.2010. P .67-75. www . Ub - Mongolia . Mn .

Места силы – это зоны Земли, наделенные особой энергетикой. Необычные свойства приобретаются ими вследствие разных причин: накладывают свой отпечаток природные особенности местности (например, геотектонические разломы), важные религиозные или исторические события, произошедшие на этой территории.

Такие зоны могут обладать выраженной положительной либо отрицательной энергетикой. В первом случае посещение мест силы способно исцелить человека и на физическом, и на духовном уровнях. Во втором – наоборот, забрать часть жизненной энергии.

В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех таких местах, расположенных в пределах нашего государства. Мы собрали 11 известных объектов, обладающих мощнейшей положительной энергетикой и окруженных множеством легенд.

Гора Белуха на Алтае

Эзотерики называют ее священным местом, веря, что здесь наша планета заряжается вселенской энергией, уфологи считают, что в ущелье Ярлу размещается «стоянка» НЛО. Мистики говорят, что здесь открывается вход в таинственную Шамбалу - мифическую страну внутри горы, доступной лишь избранным.


С незапамятных времен сюда едут люди, чтобы обрести душевный мир и покой. Белуха не оставляет в беде больных и несчастных, равно как и наказывает тех, кого обуревает гордыня. Рерих отмечал это место за его сильную энергетику.


Шардонский архипелаг в Карелии

Слои гранита с кварцитом создают неповторимый узор скальной породы островков Шардонского архипелага. Дикая красота этих мест притягивает всех без исключения. Сюда едут, чтобы слушать тишину, любоваться закатами, ловить рыбу и, конечно, восстановить свои силы.


Энергетическим центром архипелага называют относительно небольшую площадку, на которой растут деревья необычной формы - их стволы скручены затейливым образом и обожжены молниями.


Здесь люди чувствуют прилив бодрости, некоторые говорят о том, что если выставить вперед ладонь, можно ощутить легкое покалывание.


Остров Ольхон на Байкале

Ольхон окружают воды Байкала. Это одно из самых красивых мест России, окутанное множеством таинственных легенд. Остров называют сакральным центром северного шаманского мира. Древние верили, что здесь поселились духи Байкала.


Недалеко от острова, в истоке Ангары расположен Шаман-камень - место обитания Ама Саган Нойона - хозяина реки. Две каменные вершины, выступающие из воды, напоминают шаманский головной убор.


Здесь проводили важные обряды и вершили правосудие. Осужденного преступника оставляли на камне на ночь. Если человека не забирал Байкал или он не сходил с ума, его оправдывали.


Мыс Бурхан - относят к 9 святыням Азии. Здесь в скале Шаманка находится сквозная пещера, где раньше приносили жертвы, а сейчас установлена статуя Будды. Долгое время дорога на скалу была открыта лишь для сильнейших колдунов света: и в наше время они ежегодно прибывают сюда на свой тайлаган.


Гора Демерджи в Крыму

Гора Демерджи - скалистое место силы, окутанное мистическим ореолом. Существует множество свидетельств очевидцев, которые рассказывают о человекообразных существах, которые встречаются здесь также, как в Аркаиме- городе призраков . Существует поверье, что попав в туман на склонах Демерджи, путник рискует никогда не вернуться - горы его не отпустят. В хорошую погоду место дарит силу и помогает в тишине принимать верные решения.


Святилище Пегрема в Карелии

Пегрема - заброшенная деревушка на прибрежье Онежского озера - причислена к самым загадочным местам России. Посетителей встречает погост из крестьянских домов с фасадами, обращенными к озеру, и крипта из дерева монастыря Валаама Хутынского.


Известность месту принесла - «Поляна идолов». Здесь предки карело-финнов поклонялись богам, совершали обряды, отдавая почести родовым тотемам и провождая в последний путь своих соотечественников.


Среди идолов легко узнается утка - праматерь земли в карело-финской мифологии, лягушка, черепаха и другие представители фауны, созданные кем-то в камне.


Озеро Светлояр в Нижегородской области

Второе название водоема - «русская Атлантида». Неподвижные воды озера, согласно легенде, скрывают от глаз великолепный град Китеж. Об этом оповещает изредка пробегающая по зеркальной глади легкая зыбь.


Стоящие на берегу Светлояра видят в глубине озера огоньки, слышат протяжное пение и колокольный звон. Вода водоема считается святой, поскольку может бессрочно храниться в сосуде без потери своих качеств.

Дольмены в Краснодарском крае

Дольмены представляют собой каменные мегалитические постройки. Они возведены несколько тысячелетий тому назад неизвестными мастерами. Дольмены разбросаны по всему Кавказу. Больше всего их вблизи Геленджика: на горе Нексис, в населенных пунктах Возрождение, Пшада и по пути к ним.


Ученые выдвигают несколько версий их назначения. Дольмены называют древними обсерваториями, своеобразными энергетическими пушками, древними гробницами. Одно выяснили точно - все строения возведены в геоактивных местах (там, где на карте обозначены геологические разломы и родники). Люди верят, что здесь исполняются желания, находятся ответы на важные вопросы.


Плато Укок в Алтайском крае

Плато Укок находится недалеко от Горно-Алтайска, и, как многие места силы, окружено ореолом таинственности. Здесь запрещено кричать, поскольку считается, что громкий звук - признак святотатства и оскорбления «живущих» тут духов.


На пастбищах Укока с огромной высоты можно увидеть геоглифы - гигантские рисунки, похожие по масштабу на те, что встретились в пустыне Наска .


Уфологи считают, что это разметка для посланцев небес.


Остров Чамп в Архангельской области

Один из многочисленных атоллов архипелага Земли Франца-Иосифа привлекателен загадочными шарами. На первый взгляд похоже, что сферы созданы природой из очень твердой породы, но на самом деле их структура достаточно рыхлая. Туристы сравнивают ее с очень плотно спрессованным песком. Сферолиты похоже «растут» из земли

Долина гейзеров на полуострове Камчатка

Редкостное и величавое природное проявление в виде клубящегося пара, непрекращающегося рокота и водяных брызг на единственном гейзерном поле в Евразии.


Путешественники ощущают себя здесь, как на другой планете. Особенную красоту пейзажу дарит игра цветов: зелень флоры перемежается желтыми, фиолетовыми и красных оттенками скальных пород, покрытых термальными водорослями и мхом. Им под стать и названия гейзеров, одно из которых - «Врата Ада».


Каждый, кому удалось здесь побывать, попадает под обаяние этого края.

Текие дервишей в Евпатории (Крым)

Единственный на полуострове исламский монастырь - прибежище сторонников суфизма (мистического течения в исламе). Таинственность заложена в танцах дервишей, представляющих спектакль-ритуал поклонения Аллаху.


Здесь суфии на своих собраниях делились друг с другом знаниями и погружались в медитации, устраивали радения с песнопениями и танцами, после чего впадали в мистический экстаз.

Редакция сайт считает, что мир полон тайн, многие из которых еще предстоит разгадать человеку. Объяснения некоторым удивительным явлениям уже найдены учеными. Приглашаем вас познакомиться с природными иллюзиями , которые похожи на чудо.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Четыре мировых религии считают гору Кайлас священным местом:

* Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как «целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная».
* Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.
* В истории Бон-а, первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас.
* В буддизме, считается что на Кайлаше живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой).

Гора Иремель (Россия, Башкирия, Южный Урал)

Еще одно место силы планетарного масштаба, одна из самых аномальных зон России, вход в сознание планеты, 12-я чакра, исток нашей цивилизации. Достаточно сказать что до конца 19 века подниматься на вершину горы простым людям запрещено, под страхом не возвращения. Курумник, покрывающий вершину горы, похоже образовался от взрыва, что подтверждает легенду о Белом Городе, городе Богов и с этим местом связывают исток нашей цивилизации.

Гора Шаста (Mount Shasta ; США, Калифорния)

«Это не просто гора, - это одно из самых священых мест на планете. Гора Шаста является мистическим источником силы для этой планеты. Это центр для ангелов, духовных наставников, космических кораблей, учителей из Царства Света. Это также дом для уцелевших из Древней Лемурии» - так о ней пишут многие исследователи. Это также планетарное место силы нашей Земли.

Следующие места силы приведенные в этой статье могут находиться в любом порядке в нашем рейтинге и все зщависит от личной настроенности на конкретное место и его значимости для человека.

Столовая гора в Кейптауне.

Название горы связано с ее формой, похожей на стол, окруженный почти отвесными утёсами. По местной легенде Творец ступил на это место и образовалась ровная площадка. Высота ее – 1087 метров, а протяженность плоской вершины – 3 км. Многие считают Столовую гору одним их сильнейших энергетических центров планеты, поскольку энергетический поток сильнее чем у Египетских пирамид. Возможно это также усеченная пирамида, подобно горе Иремель на Урале и место силы планетарного масштаба. Много алмазов на территории ЮАР говорит о энергетике этого места, значимости для планеты.

Гора Аруначала (Индия, город Тируваннамалай).

Гора Аруначала является воплощением Шивы на Земле. Там проявился Шива как столп огня. Сама гора Аруначала – это линга, то есть сам Шива. Здесь жил и пребывал в медитации мудрец Рамана Махарши. Это одно из святых мест Индии. Аруначала находится в городе Тируваннамалай, в провинции Тамил Наду на юго-востоке страны. Рядом с горой находиться Храм Аруначалешвара, где находится линга стихии огня, один из самых больших в Индии. На фоне священной горы он выглядит прекрасно. Здесь, в одном из помещений храма, Рамана Махарши пережил мистический опыт смерти, тогда он был еще мальчиком.

Гора Белуха

Алтайцы почитают Белуху и считают ее священной горой. Алтайские названия Белухи - Кадын-Бажи (вершина Катуни), Ак-Суру (величавая), Мусдутуу (ледяная гора. Белуха непростая гора, она - антенна, принимающая информацию из Космоса, преобразующая ее, и распространяющая на всю Землю. Люди подготовленные, гармоничные, находящиеся в связи с природой, могут «общаться» с Белухой и «считывать» с нее информацию, которую она несет. Белуха оказывает гармонизирующее влияние на человека, увеличивая его чувствительность и любовь к природе.

Гора Фудзияма

Гора Фудзияма, или Фудзи-сан, как ее называют в Японии, является самым известным вулканом в мире, будучи при этом самой высокой во всей Японии. Ее окружает Национальный парк Фудзи- Хаконэ-Идзу на острове Хонсю. Идеально ровный конус вулкана отлично виден с любой точки острова. Согласно древней японской легенде, гора вознеслась ввысь на совершенно ровном месте за одну ночь, после сильного землетрясения. Для японцев эта гора священна и является одним из главных национальных символов. Её силуэт изображен на банкнотах и печатях, не говоря уже о великом множестве картин и фотографий. Для японцев это священная гора, изначальное жилище Богов в синтоизме.

Килиманджаро

Килиманджаро - самая высокая одиноко стоящая гора в мире и наивысшая точка на Африканском континенте (5895 метров). Расположена она на границе Кении и Танзании, в непосредственной близости от экватора. Гора образована тремя слившимися вулканами Кибо (5895 м), Мавензи (5183 м) и Шира (4005 м). Килиманджаро - это спящий, но не потухший вулкан.
Килиманджаро издавна почиталась окрестными племенами чагга как священное место и символ жизненной силы и даже пребывание у подножия этой величественной горы позволяет ощутить мощный энергетический поток. Подняться на ее вершину, заплатив достаточно большой сбор несложно, есть маршруты не требующие особой подготовки.

При полном раскрытии своего потенциала, работе всех чакр, движении энергии по всем каналам тела Человек сам становиться местом силы!

Однако для этого надо проходить со-настройку с чистым сознанием, без проекций человеческих знаний в энергетически мощном месте, которое на генном уровне за счет природного волнового воздействия ремонтирует наш геном, пробуждая сознание и раскрывая каналы тока энергий нашего тела. Для этого есть места силы, которые по легендам несут в себе ключи возрождения Человека — Бога, оставленные нам жрецами далекого прошлого.

Ознаменованные каким-нибудь очень важным духовным событием или запечатлённые в священных писаниях. Количество таких святых мест пересчитать очень трудно, а отведать все до одного и вовсе не возможно. Но существуют на свете два города, которые можно назвать самыми священными из всех – это Иерусалим (Израиль) и Варанаси (Индия). Каждое из этих святых мест почитаемое сразу в трёх религиях . Иерусалим – священный город для иудеев, христиан и мусульман. Варанаси – место паломничества индуистов, буддистов и джайнов. Оба этих святых места собирают тысячи паломников, жаждущих взглянуть каждый на свою святыню.

Иерусалим

Это город – настоящий камень преткновения во взаимоотношениях ислама, иудаизма и христианства. Десятки тысяч приверженцев каждой из этих религий гибли ради владения своим святым местом в Иерусалиме. Войны за Иерусалим стали целыми историческими эпохами, а политические распри из-за него не прекращаются и по сей день.

Иудеи считают Иерусалим своим святым местом по вполне понятным причинам: именно в этом городе царь Соломон построил первый Храм – главную святыню иудаизма и олицетворение еврейского статуса богоизбранного народа. Первый Храм был разрушен Навуходоносором, отстроенный Второй Храм смел до основания римский император Тит, постройки Третьего Храма иудеи ждут почти 2 тысячи лет. Восстановления Храма для иудеев равносильно приходу рая, ведь только тогда их страдания и скитания будут закончены, а Израиль будет царствовать над народами.

Мусульмане называют Иерусалим святым местом, потому что над Храмовой Горой, где стоял когда-то иудейский Храм, пророк Мухаммед встретился с Аллахом . По словам самого Мухаммеда, однажды во сне его перенёс туда крылатый конь. Остановившись над Храмовой Горой, пророк увидел, как над ним разверзлись небеса, и открылась дорога к Трону Господа. Пророку почти никто не верил, пока он в точности не описал Иерусалим, хотя никогда там не был. Мусульмане, завоевав Иерусалим в VII веке, сразу же построили мечеть на святом месте вознесения пророка.

Каждому христианину известно, почему Иерусалим самое святое место на земле: на горе Голгофе недалеко от Иерусалима был распят Иисус Христос . Там же Сын Божий был похоронен, там же и воскрес. Теперь на святом месте его распятия стоит Храм Гроба Господня, где каждый год в день Пасхи сходит на землю Благодатный огонь.

Варанаси

Самое святое место в Индии, - город Варанаси, находится в северо-восточной части этой страны и является самым популярным местом паломничества индуистов, буддистов и джайнов. Индуисты верят, что это святое место было построено самим богом Шивой пять тысяч лет назад . В нём даже находится полузатопленный храм, в котором, по преданиям, иногда спит Шива. Варанаси переполнен храмами и святынями, среди которых много джайнистских. Большинство населения города трудится на благо паломников и поддержания порядка в храмах. Кроме того, индуисты считают это святое место лучшим для ухода в другой мир . Богатые и бедные индусы стекаются сюда со всей страны в предчувствие скорой смерти. Считается, что, если индус сможет умереть на каменных ступенях, которые спускаются к Ганге, и его пепел будет развеян по великой реке, Богиня Ганга унесёт его душу на небеса и навсегда освободит от колеса сансары.

Буддист считают Варанаси святым местом по несколько иным причинам. Согласно историческим данным, в пригороде Варанаси Сарнатхе Будда Шакьямуни впервые после просветления открыл ученикам Четыре Благородных Истины , повернув тем самым «колесо Учения». Впоследствии на этом святом месте были выстроены грандиозные храмовые комплексы и монастыри многих направлений буддизма . Не стоит и говорить, что в Сарнатхе нет отбоя от паломников и туристов.

Таким образом, Иерусалим и Варанаси – два наиболее святых места на земле, поскольку они являются главными духовными центрами для огромного количества представителей разных религий и национальностей. Путешественник, посетивший два эти города, может с гордостью уверять, что видел самые

В преддверии больших каникул и нового интенсивного сезона работы мы решили опубликовать список сакральных мест планеты, поехав в которые вы сможете восполнить запасы жизненной энергии и отдохнуть душой

Непознанные и необъяснимые места и явления существуют на планете, вне зависимости от того, верим мы в них или нет, одно из таких явлений — так называемые места силы. Места силы — это территории Земли, с особенной энергетикой, которые, к тому же, способны изменить энергетику тех, кто в них находится. Считается, что отдых именно в таких местах способствует гармонизации жизни и значительному улучшению состояния здоровья, помогает развиваться духовно и материально, а так же расширяет границы мировосприятия и раскрывает сверхспособности. Вашему вниманию подборка из самых известных мест силы на планете, в которые стремятся миллионы паломников, чтобы отдохнуть душой.

Наверное, это самое известное и мощное место силы из всех существующих, считается, что его влияние распространяется на всю Планету. Помимо своего расположения, пирамиды уникальны тем, что они ориентированы в точности по сторонам света. Даже ученые уже не пытаются оспаривать целительную силу египетских пирамид.

Кайлас, Тибет

Гора Кайлас — одно из самых почитаемых мест для последователей четырех религий: буддистов, индуистов, джайнов и представителей древней тибетской религии Бон. Важным ритуалом всех этих трех религий является совершение ритуального обхода вокруг этого места силы. Но, стоит учитывать, что это уникальное место обладает весьма строптивым характером, и пускает к себе не всех: гора может устроить вам «проверку на прочность» камнепадами и проливными дождями.

Мачу-Пикчу, Перу

Мачу-Пикчу – легендарный древний город инков, известный как «потерянный город». Этот мифический город считается одним из самых энергетически сильных мест нашей планеты, в Мачу-Пикчу каждый камешек древних руин впитал в себя многовековую энергетику и древнюю культуру цивилизации коренных народов Америки. По сей день город бережно хранит в себе множество тайн и загадок истории.

Шаста, США

Гора Шаста – один из мощных энергетических объектов, который с давних пор привлекает со всего мира искателей истины и духовного просветления. У подножья этого места силы уже даже образовалась самая настоящая коммуна. Бывший вулкан Шаста возвышается как белый драгоценный камень. Среди паломников распространены легенды о таинственных обитателях горы, которых местные называют лемурийцами. Говорят, что они обладают иммунитетом ко всем болезням, сакральными знаниями о тайнах вселенной, ну и, конечно же, материальным и духовным изобилием. И все это им дает гора Шаста.

Аруначала, Индия

Гора Аруначала – признанное место силы, куда множество путешественников со всего света совершают паломничество для того, чтобы ощутить присутствие божественной энергии, и обновиться духовно и физически. Также паломников влечет сюда бесконечный поиск сокровенных знаний об окружающем мире и о собственном бытие. Местные жители верят, что гора Аруначала – воплощение бога Шивы, и в то, что прикосновение к этой священной горе, и даже просто нахождение вблизи от нее, может подарить страждущим бесконечную нирвану — освобождение от земных страданий и бесконечного цикла перерождений.

Стоунхендж, Великобритания

Название древнейшей загадки истории Стоунхенджа, можно перевести как «висячие» или «танцующие камни». Это каменное мегалитическое сооружение, расположившееся на юго-западе Англии. Свое название это место силы получило, благодаря древним легендам друидов, которые верили, что камни Стоунхенджа иногда танцуют по ночам и порой даже спускаются к реке попить. А жители окрестных селений уверяют, что по ночам, над монолитами древних камней, можно увидеть загадочные блуждающие огоньки.