Садовые лабиринты средневековья. Сады в эпоху средневековья Феодальный тип садов

Садовые лабиринты средневековья. Сады в эпоху средневековья Феодальный тип садов

Ландшафтное искусство средневековья. Монастырские сады и средневековые регулярные паркиЛандшафтное искусство Средневековья Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала определенным рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, и строились искусственные водоёмы. В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. А примерно в это же время, в Европе стали разделять понятия "сад" и "парк". Сады стали использовать больше для уединения, отдыха, а парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, и торжественные праздники. В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались целые ландшафтные шедевры: декоративный фруктовый сад, огород с грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. Монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и ценные виды растений. Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса. Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Как же выглядел райский двор? Это было внутреннее пространство четырехугольной формы, центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, белая лилия символизировала непорочность Девы Марии, красная роза – пролитую кровь Христову, белая роза –королеву небес –Марию и т.д. На клумбах росли и садовые и полевые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки. Старинный закрытый сад, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium – сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum – огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium – сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда. Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 году в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад появился и в Праге. Собственные сады имели не только дворцовые комплексы, но и городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при городах. Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых городах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Можно с уверенность сказать, что эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные дорожки. Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов. Изображения пейзажных парков встречаются на средневековых картинах. Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой садовой скамьи. Посреди сада обычно был каменный колодец или фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи. Вечнозеленые деревья и кусты регулярно стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы. Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. Живой лабиринт выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов. Сады при городах были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями. В Европе к концу XVIII века модное регулярное направление ландшафтов сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек стали продумывать таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми видовыми пейзажами. В заключении, надо отметить, что смена моды и стилей, в какой бы то ни было стране, не происходило стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения.

Средневековье видело в искусстве второе Откровение, обнаруживающее в мудрости, с которой устроен мир, ритм, гармонию. Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл. Если мир -- второе Откровение, то сад же -- это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в Средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами" или "Лимонарями", "Садами заключенными" (hortus conclusus) и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление.

Сад на Западе был частью дома, монастыря. Он родился из античного атриума -- "бескрышной комнаты", двора для жизни в нем.

Ортодоксально-церковный сад сперва какими-то особыми изысками не отличался. Аскетическая пустыня (или, в северных широтах, чаща) над чувственным "раем сладости" неизменно доминировала, сама будучи раем безвидным и неэмпирическим.

Античный философский сад в идеале делал человека богоподобным, даже богоравным, тем самым исполняя обещание Эпикура ("буде­те жить как боги среди людей"). Теперь же богоподобие, прообразовательно возвещенное Христом и апостолами, стало целью церковной литургии, сосредоточеннои архитектурно, в храме, где природные символы, пусть даже крайне существенные для религиозного вдохновения, играли все же второстепенную роль. Безусловное взаимодействие природы и зодчества в древности сменилось в Средние века неограниченным господством архитектуры. И прежде всего, архитектуры церковной. Даже библейские ландшафты начинали притягивать паломников лишь после того как в них возводились храмы. Поэтому всякий райский или, точнее, потенциально-райский локус обязательно вписывался не только в ограду, но и в солидные стены или, по крайней мере, сбоку к ним примыкал. Пусть огороды пустынников возникали на лоне дикой природы, как окультуренные оазисы или, в северных широтах, как сады-в-лесу, все равно классический средневековый сад неизменно развивался как органическая часть монастырского комплекса. Указывая на внутренние добродетели, он сам, в прямом и переносном, символическом смысле, находился внутри церкви.

В западноевропейских средневековых монастырях монастырский дворик стал помещением монастыря для благочестивых размышлений и молитвы. Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (напоминавшими о четырех райских реках и о Кресте Христовом.). В центре на пересечении дорожек сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водяных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно невысокие деревья -- фруктовые или декоративные и цветы. Однако фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Фруктовый сад часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни.

В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли дать красители для иллюминации рукописей. Насколько большое внимание уделялось в Средние века садам и цветам, свидетельствует рескрипт 812 г., которым Карл Великий рас­ порядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. В этот рескрипт было включено около 60 названий различных цветов и орнаментальных растений. Этот список Карла Великого переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировали даже нищенствующие ордена. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе как под сад. Другие ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим.

Чисто декоративным монастырским садом был "вертоград", восходящий к античному "cavum aedium". "Вертоград" единственный из средневековых садов композиционно был связан с окружающими его монастырскими постройками. Вписанный в четырехугольник монастырских галерей, он был окружен дорожками (дорожки пересекали его и крестообразно -- по осям либо по диагоналям). В центре находились колодец, фонтан (символы "вечной жизни"), дерево или декоративный куст. Иногда "вертоград" носил названия "рай", "райский двор". Картезианские монастыри и монастыри камедулов были "особножительскими", в них до минимума ограничивалось общение монахов. Отсюда особое устройство монастырей этих орденов. Строения образовывали правильный четырехугольник. В середине находился большой "вертоград" с кладбищем. С одной стороны были церковь, собственно монастырь (главное здание), дом приора и хозяйственные постройки. Три оставшиеся стороны большого "вертограда" занимали "скиты" -- каждый с особым цветником, за которым ухаживал монах, проживающий в "ските". Наряду с декоративными "вертоградами" при монастырях существовали утилитарные сады, огороды и травники. Они находились вне монастырских построек, но окружались общей стеной. Планировка их такова: они делились на квадраты и прямоугольники. Со временем на этой основе возникает ренессансный декоративный парк.

В средневековой символике hortus conclusus (древнерусское "сад заключенный") имеет два значения: 1. Богоматерь (непорочность); 2. Рай, символизировавший вечную весну, вечное счастье, обилие, довольство, безгреховное состояние человечества. Это последнее и позволяет отъединить образ рая с образом Богоматери. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях и т.п. "Ваза керамическая, украшенная орнаментом, с "огненной" бульбоносной лилией (L"bulbiperum) и "королевскими лилиями" (ирисами) указывает на "тело" Божьего Сына, младенца мужского пола, которого Бог создал из"красной глины". Другой сосуд, стеклянный, прозрачный, с аквилегией (олицетворение Святого духа), с гвоздиками (олицетворение чистой любви), символизирует саму чистоту Девы Марии. Внутренние дворики старинных английских колледжей Оксфорда и Кембриджа, большинство которых (колледжей) были по своему происхождению "учеными монастырями". Рай как творение противопоставляется природе, праформе и хаосу.

Средневековый сад был небольших размеров, как правило, регулярный с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники.

Сады того времени были преимущественно утилитарного назначения. В садах выращивали лекарственные растения и плодово-ягодные культуры. В известной мере их можно считать прообразом ботанических садов. В планировке появляется новая деталь - лабиринты - сеть извилистых и переплетающихся дорожек. Этот планировочный мотив нашел применение не только в садах Средневековья, но и в садах более поздних времен.

При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха. Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др.

В первой трети XVI в. много садов появилось во Франции. В их числе в Артуа, близ Парижа, на высоком берегу Сены. Известен парк Карла V в Лувре.

В конце Средневековья в садах появились павильоны, беседки, бассейны.

Монастырский тип садов.

Планировка двориков носила регулярный характер, в основу которой была положена прямолинейность. В монастырских садах разводили плодовые деревья, виноград, овощи, цветы, лекарственные растения. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.

Феодальный тип садов.

Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814 гг.), они делились на утилитарные и "потешные". "Потешные" сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.

В 1525 г. в г. Пизе был устроен первый ботанический сад. Вслед за ним появились примерно такие же сады в Милане, Венеции, Падуе, Болонье, Риме, Флоренции, Париже, Лейдене, Вюрцбурге, Лейпциге, Гессене, Регенсбурге. Наряду с ботаническими устраивались и частные сады.

С открытием Америки в 1493 г. и с развитием торговых связей с Индией сады стали наполняться экзотическими растениями. Широкое распространение получили плодоводство и разведение лекарственных растений, в садах культивировались апельсины, лавры, фиги, яблони, вишни и т.д., а также устраивались пруды, каскады, бассейны, фонтаны, беседки, павильоны. Утилитарные сады постепенно превращались в декоративные.

Мавританский тип садов.

В начале VII столетия в Европе появились мавританские сады. Они походили на древнеарабские, но несли в себе больше изящества и отличались от них смелостью замысла, утонченной грациозностью форм. Мавританские сады подразделялись на наружные и внутренние. Наружные сады не отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре каждого наружного сада устраивался фонтан.

Внутренние сады со всех сторон окружались зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей, которые иногда были в два яруса. Деревья и кустарники, высаженные в садах, не подвергались стрижке. К наиболее характерным садам этого типа относились Альгамбра и Генералиф

Огражденные крепостными стенами, средневековые монастыри, замки и города с их обнесенными территориями не способствовали устройству больших садов.

Описаний средневековых садов почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают лишь изображения, уцелевшие на стенах церквей, на которых видно, что сады занимали небольшую площадь, имели прямоугольную форму, примыкали к домам.

Территория сада обносилась каменной стеной, увитой виноградом.Внутри сада устраивались крытые аллеи и беседки.

Характерной деталью средневекового сада являлся лабиринт. Растения высаживались по сортам на маленьких квадратных грядках, в линейном порядке. Высаживались душистые цветы (розы, лилии) и лекарственные растения.

Часть IV

Маргаритка

Нежные маргаритки были любимыми цветами Девы Марии и появились из отражений звезд в каплях росы. В северных сагах маргаритка посвящалась богине весны и любви и считалась «невестой солнца». Ну а во времена трубадуров, рыцарей и прекрасных дам появилась игра в «откровенную маргаритку» — гадание «любит — не любит».

В целом в Средние века роскошных декоративных садов не было. Неспокойные времена вынуждали строить высокие стены и башни и сокращать внутризамковые пространства. Крепости строились на неприступных вершинах или окружались широкими рвами, поэтому в замках можно было сооружать лишь крошечные садики, которые были любимы всеми и трактовались, как «оазисы спокойствия». Вокруг замков устраивались луга для турниров и светских развлечений.

Сады замков сначала были в большей степени утилитарными — обеспечивали нужды стола и лечения. Аптекарские сады дополнялись фруктовыми деревьями и кустарниками, а также овощными участками. Выращивались «сладко пахнущие» растения: розы, лилии, примулы, фиалки, васильки, которые использовались в ритуалах, украшениях и кушаньях. Из цветов приготавливались духи и специи. Фиалки добавляли в салаты. Примула, фиалка, розовые лепестки и боярышник в смеси с медом и сахаром составляли любимое лакомство. Девушки и женщины носили цветы в волосах и венки на голован. Во Франции венки из цветов получили название «шапейрон-де-флер», а из роз «шапель». Людей, занимающихся вязанием венков, стали называть «шапелье», как и сегодня называют изготовителей шляп. Очевидно, от этих венков произошло и французское слово «шапо» — шляпа.

Первое упоминание о цветочном саде роз и фиалок относится, примерно, к 1000 году. С этого времени плодовый сад уже часто содержал декоративные участки. Любимым деревом была липа, которая часто высаживалась рядом с колодцем.

В начале второго тысячелетия образовались централизованные государства в Европе, выросли города, распространились крестовые походы, культуру стал пронизывать мирской дух, повысился уровень образования населения. Пробудился интерес к человеку и земной жизни. Теперь уже можно было показывать красоту человеческого тела и выражать любовь к земному. Роль центров культуры монастыри уступают городам.

Важной частью культуры зрелого Средневековья была рыцарская культура. Понятие «рыцарь» стало синонимом знатности и благородства. Сложился «кодекс рыцарской чести» и «правила куртуазии». Отражением рыцарской культуры была поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров, «рыцарские романы», а также «сад удовольствий» рыцарского общества. Эти сады служили молитвенному или философскому уединению. Обязательными занятиями были чтение, музицирование, пение и танцы.

Устройство такого сада описано доминиканским монахом Альбертом Великим (1193-1280 гг.), известным натуралистом Средневековья . Он писал, что для «сада удовольствий» «всегда на любой территории найдется место, непригодное для выращивания урожая. «Сады удовольствий» служат, в основном, для удовлетворения двух чувств — зрения и обоняния, и они не требуют большого ухода, поскольку ничто так не радует глаз, как чудесный травяной покров средней высоты». Эти сады устраивались на выровненных, очищенных от старых корней площадках (для уничтожения старых семян в земле Альберт Великий предлагал хорошо поливать кипятком весь участок). Сад включал прямоугольник клумб для ароматных растений. Центром сада была дивная поляна, где можно было посидеть, отдохнуть и восстановить душевное равновесие. Между поляной и клумбами на возвышении росли красивоцветущие растения.

Он сформулировал и практические рекомендации: «Деревья и виноградники должны высаживаться на солнечной стороне поляны; их листва защитит поляну и обеспечит освежающей тенью». Для этого не годятся, поскольку не дают много тени и требуют удобрений, что может повредить поляне. «Сад удовольствий» должен быть открыт северным и восточным ветрам, так как эти ветры несут здоровье и чистоту. Но закрыт для ветров противоположных направлений (южных и западных) потому, что штормовая природа этих ветров и нечистота оказывают ослабляющий эффект. Северный ветер может помешать созреванию плодов, но очень благотворен для здоровья человека. «Сад удовольствий» предоставляет наслаждение — не плоды». В это же время в городах распространялась антифеодальная и антицерковная культура, оппозиционная рыцарской. Появились произведения городского сатирического эпоса. Таков знаменитый «Роман о Розе» в двух частях, первая из которых написана Гильомом де Лоррисом в 1220-1230 годах. Автор описывает «сад — земной рай»:

«... Я увидал во сне тот сад;

Цветущий май узрел во сне,

Когда все радо так весне,

Когда в восторге все и вся:

И все пичужки, пух нося,

С листвою новою дубравы,

И все сады, кусты и травы ».

В этот сад его ведет сама Госпожа Праздность в восхитительном венке и с гирляндой из роз. По тропинке среди свежих ароматных трав он выходит на поляну, где резвится господин Мирт (хозяин сада) с друзьями; и семь девушек, украшенные венками и гирляндами из роз, танцуют вместе с ними. Лоррис видит множество деревьев из теплых и дальних стран (родом из «Александрии»: финиковую пальму, инжир, миндаль, гранатовое дерево, кипарисы, пинии, оливы и лавры. Некоторые деревья соединены ветками вместе и образуют арки. Воздух пьянит пряным ароматом имбиря, кардамона, гвоздики и корицы. Картина оживляется присутствием животных — косуль, оленей, кроликов, белок и птиц, а водяные струи, бьющие из чистого прозрачного источника, окропляют цветы и травы искрящейся на солнце влажной пылью. Однако на садовой стене автор видит галерею живописных и скульптурных портретов: Ненависти, Предательства, Жадности, Скупости, Зависти, Печали и Старости.

Миниатюра из «Романа о розе» сад удовольствий

Это талантливое произведение переводилось на многие языки и неоднократно переиздавалось. Подлинные сады при замках не сохранились, но яркие миниатюры, иллюстрирующие «Роман о Розе», донесли до нас атмосферу средневекового рыцарского «сада удовольствий», сгладив сатирическую и назидательную остроту литературы.

Сады зрелого Средневековья приобрели декоративность (О появлении первых декоративных садах вы можете прочитать в статье Сады Древнего Египта и Крита). Развитие ремесел сказалось на искусстве украшения фонтанов, скамей, беседок, мозаичных мощений. Входы в сад оформлялись орнаментальными деревянными воротами с крышами из дранки. Части сада тоже разделялись легкими плетнями с калитками. Распространены были перголы и трельяжи, восходящие к античному Риму.

Important!

Еще одним достижением Средних веков было появление ботанических садов , имевших исламское происхождение.

Арабы перевели и сохранили научное наследие античности, пополнили знания в области ботаники и садоводства, собрали описания многих растений. Гарун-аль-Рашид и его преемники привозили из Азии и Африки растения и их семена. Великий ботаник Ибн-аль-Байтар из Малаги дал классификацию, примерно, 14000 растений. Участники крестовых походов привозили сведения о разных странах и растениях, развивая интерес к естественным наукам.

Important!

Арабский прием сеять семена разных растений на газон был также перенят европейцами, а подобный газон получил название мавританского .

Газоны бывают не только мавританские , но и декоративные, партерные, обыкновенные, луговые . Об этом написано в статье Классификация газонов на нашем .

Ботанический сад

В 1250 году в Монпелье уже был ботанический сад , входивший в состав медицинской школы, созданной арабскими врачами в Испании. Образование перестало быть монополией монастырей, а садоводство стало делом купцов и школяров, интересующихся ботаникой. Создание университетов также подтолкнуло собирание ботанических коллекций. В начале XIV века появились ботанические сады в Салерно, Падуе, Пизе, Болоньи, Венеции, Праге. Эта страсть к коллекционированию редких и иноземных растений сохранилась до наших дней.

Important!

В XII-XIII веках стали появляться общественные открытые сады представительного характера для отдыха граждан.

Сначала их устраивали в городах Италии и Франции. Они занимали сравнительно большие территории и использовались для городских ярмарок. Пространство формировалось газонами лугового типа и тенистыми аллеями с декоративными садовыми элементами. Газоны классифицируют на декоративный, луговой, партерный . Об этом вы можете прочитать в статье Классификация газонов. В позднее Средневековье , когда города достигли экономического процветания и относительного спокойствия, их окружили периферийные зеленые пояса с лугами и рощицами. Эти луга были названы по латыни: «pratum commune», откуда произошли названия «Прадо» в Мадриде и «Праттер» в Вене.

Однажды сын Карла Великого принц Пипин спросил своего учителя: «Что такое дождь?». И ученый англосакс Алкуин - один из почитаемых «энциклопедистов» Средневековья , ответил: «Зачатие земли, кончающееся рождением плодов». Пожалуй, на этом можно закончить рассказ о Средних веках - «непогоде», в которую была зачата и рождена социально-культурная общность Европы. Конец.

Аптекарские сады средневековья и их дальнейшее развитие (вопрос№17).

Термин "аптекарский сад" узок, он предполагает сад или небольшой огород для выращивания лекарственных растений, для определённой аптеки. Первое упоминание об аптекарских садах в Европе, относится к эпохе Средневековья. Монастыри в то время пользовались всеобщей славой и уважением, и были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам, поэтому обойтись без храмовых лекарственных огородов было попросту невозможно. Разведение лекарственных растений стало важной заботой средневековых садовников. Аптекарский огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней.

Помимо самых обычных растений, обладающих рвотными, слабительными, бактерицидными и т.д. свойствами, немалую часть выращиваемых растений могли занимать растения, обладающие психотропными, одурманивающими и наркотическими эффектами (которые принимались тогда за проявления сверхъестественных сил), поскольку мистическая составляющая процесса лечения, то есть особые обряды, имела еще очень большое, если не главенствующее, значение.

Создание лекарственных садов поощрялось и Карлом Великим (742-814г). Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам, служит рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех растениях, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий лекарственных и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы.

Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский (или Санкт-Галленский) сад в Швейцарии, где выращивали лекарственные растения и овощные культуры. Монастырь Святого Галла (Санкт Гален) бал основан приблизительно в 613 г. Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является «План Святого Галла», составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья). Судя по этому плану, там были: монастырский дворик – клуатр, овощной огород, сад цветов для церковных служб, сад лекарственных растений и фруктовый сад, который был символом рая, и заключал в себе еще и монастырское кладбище.



В библиотеке также сохранились документы, из которых следовало, что монахи не только сами разводили целебные растения, но еще и собирали их по всей Европе и даже обменивались растениями со странами исламского мира, а также привозили их из Крестовых походов. В монастырских книгохранилищах были собраны произведения античных авторов и труды великих ученых Востока, переведенными монахами на латинский язык, в которых содержались бесценные сведения о видах и свойствах растений. Так появились первые коллекционные сады. Они имели небольшие размеры, а растительные коллекции в них были представлены, размещенными в грядках, целебными, ядовитыми, пряными растениями, применявшимися в средневековой медицине, и некоторыми видами декоративных. Именно эти сады явились предшественниками экспозиции полезных растений в современных ботанических садах. Малые размеры, обычно не превышавшие нескольких сотен квадратных метров, делали сравнительно простой планировочную структуру ботанического сада того времени. Так, например аптекарский сад, в, упомянутом ранее, Санкт Галене, как можно судить по сохранившемуся плану, состоял из 16 отделов с различными полезными, декоративными и другими растениями. Экспозиции растений в этом саду представляли собой небольшие прямоугольные участки с обычными грядами.



План монастыря Святого Галла.

1. Домик лекаря. 2. Сад лекарственных растений. 3. Монастырский дворик – клуатр. 4. Фруктовый сад и кладбище. 5. Огород.

Более поздние сады трав, созданные при ботанических садах университетов, и существовавшие в целях обучения, также были спланированы в форме грядок. Несмотря на то, что на таких клумбах росло много новых растений, и они были расположены в соответствии с новыми научными принципами, сами грядки оставались такой же геометрической формы и простой планировки. Например, в саду, разбитом Обществом Лондонских Аптекарей в 17 в., такие грядки существуют и по сей день.

Начиная с XIV в. монастырские аптекарские огороды постепенно превращаются в медицинские сады, в деятельности которых уже можно отметить принципиально новые черты. В отличие от средневековых монастырских садов, медицинские сады имеют теперь не только узкопрактическое значение. Они положили начало работам по первичной интродукции растений, собирали местные и чужеземные растения, описывали их и приводили в определенную систему.

Формирование ботанических садов как научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Этому в значительной степени способствовало широкое распространение в ту пору научных знаний и, в частности, естествознания. Первые ботанические сады научного профиля появляются в Италии в самом начале XIV в. (сад в Салерно -1309 г.), где по сравнению с другими странами Европы к тому времени сложились наиболее благоприятные общественно-исторические предпосылки для формирования новых общественно-экономических отношений, для создания и дальнейшего расцвета новой гуманистической культуры и, в частности, блестящего расцвета науки и искусства. Правда, до первой половины XVIII в. экспозиции растений в большинстве медицинских ботанических садов оставались немногочисленными, мало отличавшимися от средневековых монастырских огородов. Они располагались на участке сада в виде отдельных групп лекарственных и некоторых других растений, употреблявшихся главным образом в медицине.

Начиная с XVI в., с развитием университетской жизни, число ботанических садов в Италии существенно увеличивается: один за другим появляются сады в Падуе (1545 г.), Пизе (1547 г.), Болонье (1567 г.) и т.д. Несколько позже, в XVII в., ботанические сады создаются и в других странах Европы: при Парижском (1635 г.) и Упсальском (Швеция) университетах (1655 г.), в Берлине (1646 г.), Эдинбурге (Англия) - Королевский ботанический сад (1670 г.) и др.

Быстрое накопление растительного материала в ботанических садах потребовало его научного обобщения и систематизации. Линней, основоположник систематики растений, выступив в 1753 г. со своей "Системой растений", разработал первую стройную искусственную систему классификации растений. Линней поделил растения на 24 класса, положив в основу каждого из них произвольно взятые признаки, и тем самым создал новый метод систематизации растительного мира. Система растений Линнея вызвала к жизни многочисленные исследования, возбудила большой интерес к описанию растений. Через несколько лет после опубликования системы Линнея количество изученных и описанных растений достигло 100 тыс. Со времени систематика Линнея и ботаника стали понятиями почти тождественными. Ботанический сад того времени представлял собой как бы живой гербарий для систематики. Эстетика здесь отходила на последний план. Ботанические сады как своеобразные ботанические лаборатории при университетах, демонстрирующие различные системы растений, получили большое распространение в XVII-XVIII вв. Постепенно, в процессе исторического развития ботанических садов, у них появилась новая функция - учебно-педагогическая.

История ботанических садов в России тесно связана с зарождением и развитием российской ботанической науки. Уже к началу XVII в. в нашей стране имелось много сведений в части практического использования различных растений как в сельскохозяйственной области, так и в медицине. Способы применения лекарственных растений и описание их медицинских свойств как правило излагались в различных "травниках", которые имели особенно широкое распространение во второй половине XVII в. В течение первой половины XVIII в. в связи с развитием врачебного дела и увеличением потребности в производстве лекарственных средств количество аптекарских садов в России быстро увеличивается. Наряду с открытым в 1706 г. первым в нашей стране ботаническим садом при Московском университете, организуются и другие сады: в Лубнах в 1709 г., в Петербурге (ныне сад Ботанического института им. В.Л. Комарова) в 1714 г. В указе Петра I об учреждении Петербургского аптекарского огорода говорится, что последний создается "для умножения аптекарских трав и собирания особливых трав, яко нужнейших натуралов в медицине, также для обучения лекарей и аптекарей ботанике". Среди коллекций растений этого аптекарского огорода мы находим: ромашку, шалфей, мяту, горчицу, чабрец, можжевельник, пионы, лаванду, различные луковичные, розы и т.д. К этому же времени, к первой трети XVIII в., относится основание ботанического сада Академии наук на Васильевском острове в Петербурге. Об этом саде сохранились лишь весьма отрывочные сведения, встречающиеся в материалах архива.

Со второй половины XVIII в. в России наряду с государственными начали создаваться и многочисленные частные ботанические сады. Собирание редких экзотических растений становится в ту пору модой, которой отдавал должное каждый мало-мальски состоятельный человек. Из этого увлечения коллекционированием растений возникли многие ботанические сады того времени, в частности знаменитые сады П. Демидова в Москве, А. Разумовского в Горенках под Москвой и т. д. В некоторых из них были собраны большие, даже по нашему времени, коллекции интродуцированных растений. Так, в ботаническом саду А. Разумовского в Горенках было представлено до 12 тыс. видов и разновидностей российской флоры. Ботанический сад промышленника П. Демидова был устроен в 1756 г. и насчитывал в своих коллекциях до 5 тыс. видов и разновидностей растений.

В конце XVIII в. в России возникают и первые ботанические парки – дендропарки, которые разбивались целиком в ландшафтном стиле в соответствии с художественными вкусами того времени. К таким дендрологическим паркам, занимающим промежуточное положение между собственно ботаническим садом и обычным парком, относятся известные парки – Тростянецкий в Черниговской области, Сочинский дендропарк и Софиевский около Умани на Украине, сохранившиеся до нашего времени.

В первой половине XIX в. вновь строящиеся ботанические сады, как в России, так и за рубежом создавались главным образом как учебные сады при университетах. В последующем, постепенно по мере увеличения ботанических знаний все более и более расширяется круг деятельности ботанических садов. Так в конце XIX и начале XX вв. началось бурное развитие городов, большой размах промышленного строительства, возникновение в связи с этим сложнейших градостроительных проблем – санирования и озеленения городов, создания защитного лесопаркового пояса вокруг крупных населенных пунктов и т.д. – все это поставило перед ботаническими садами мира задачу определения наиболее рационального ассортимента растений и разработки эффективных методов озеленения городов и строительства парков.

Современные ботанические сады активно включаются в решение этих проблем; здесь подбираются и изучаются декоративные растения, сады начинают выступать в роли пропагандистов определенных приемов и методов озеленения. В ботанических садах появляются все новые и новые экспозиционные участки – сады отдельных культур, беспрерывного цветения, образцовые уголки парков. Вместе с тем ботанические сады во все больших масштабах проводят пропаганду ботанических знаний и изучения живой природы.

В планировке ботанических садов под влиянием развития свободного пейзажного направления, повсеместно укрепившегося в паркостроительном искусстве, появляются элементы ландшафтного стиля. В художественно-эстетической основе его лежали задачи создания идеализированного ландшафта. В связи с новыми художественными задачами, вставшими перед паркостроительным искусством, все более решающее значение начали приобретать проблемы изучения декоративных свойств растений и гармонического их сочетания. В ботанических садах учеными садоводами анализируются художественные особенности и дендрологические свойства различных пород, методы их оформления, возможные группировки насаждений в парках и другие важнейшие условия создания ландшафта.

Так постепенно, в процессе своего исторического развития, ботанические сады из аптекарских огородов эпохи Средневековья к нашему времени превратились в сложный организм. Необходимо отметить, что изменения ботанических садов шло в первую очередь под влиянием общего развития ботанической науки и изменявшихся требований, предъявляемых к научно-ботаническому содержанию работы ботанического сада. С другой стороны, изменения были органически связаны и с общим развитием садово-паркового искусства.

Современный ботанический сад - это сложный организм площадью до многих десятков и даже сотен гектаров, с воссозданием на отдельных участках сада целых географических пейзажей и ботанико-исторических экспозиций (альпинариев, японских, итальянских садов и т.д.), который не может обойтись без ландшафтного архитектора, достигающий художественного единства всего многообразия элементов, составляющих ботанический сад.