Роль средств массовой информации в политической жизни. Место и роль СМИ в политической жизни общества. Причины возрастания роли СМИ в политической жизни

Роль средств массовой информации в политической жизни. Место и роль СМИ в политической жизни общества. Причины возрастания роли СМИ в политической жизни
Роль средств массовой информации в политической жизни. Место и роль СМИ в политической жизни общества. Причины возрастания роли СМИ в политической жизни

Сегодня небывалым успехом пользуется информация, она и высоко возносит, и без малейшей пощады губит, а владеющий ей обладает всем миром. В последние годы роль СМИ в неизмеримо возросла, влияние на общественную жизнь с этой стороны абсолютно не похоже на то, которое существовало во все прошлые века.

Ответственность

Обществу навязываются уже не только те или иные мнения, но и модели поведения, попирающие все, казалось бы, незыблемые принципы. Телевидение, радио, журналы, газеты теперь воюют, и эта информационная война значительно более кровопролитна, чем любая атомная, потому что прямо воздействует на человеческое сознание, мастерски оперируя полуправдой, неправдой и откровенной ложью. В советскую эпоху тоже была заметна определённая роль СМИ в политической жизни, когда все факты тщательно сверялись, ими достаточно искусно манипулировали. Вспомнить примеры с оболганием деятельности практически всех покинувших свой пост генсеков.

Огромная масса неправды муссировалась относительно таких учреждений, как СМЕРШ, ГУЛАГ, а также относительно личностей Сталина и Берии. Бывали публичные развенчания и помельче, были разоблачения противоправной деятельности чиновников и политиков, художников и писателей. Такая информация всегда имела огромный успех у читателей и была воистину губительной для героев этих публикаций. И напротив - хвалебные очерки и передачи делали всевозможных активистов и передовиков буквально звёздами разного уровня, вплоть до государственного. Поэтому роль СМИ в политической жизни трудно преувеличить. И конечно, за предоставленную в общее пользование информацию каждый человек должен нести ответственность.

в политической деятельности

В общественной жизни СМИ выполняют самые разнообразные функции и буквально во всех сферах и институтах. Это и информирование о разнообразных событиях в мире и в стране, в практически всех областях - политики, здравоохранения, социализации, образования и так далее. Это и реклама во всех её ипостасях. И влияние информации на общество действительно переоценить невозможно, поскольку оно всемерно, а особенно велика роль СМИ в политической жизни, поскольку все инструменты влияния на реализацию находятся именно в руках тех, кто владеет информацией и умеет ею манипулировать.

Современная политология ничуть не умаляет этой роли, наделяя СМИ такими громкими титулами, как " четвёртая власть", "великий арбитр" и так далее, поставив средства массовой информации в один ряд с властью судебной, исполнительной и даже законодательной. Впрочем, политологи не так уж и не правы, СМИ действительно стали почти всемогущими. Контролирующие телевидение - контролируют и страну. Ни один политик без прессы не обходится, ему необходимы все её виды - и печать, и радио, и телевидение. И те грандиозные перемены, которые сейчас наблюдаются во всём мире, этот передел сфер влияния, - результат того, что свою роль СМИ в политической жизни общества играют вдохновенно.

История, полная трагизма

Особенно опасен разгул когда в стране отсутствуют значимые союзы или организации, которые не дают развиваться тоталитарной системе. В этих условиях просто незаменима роль СМИ в политической жизни общества. Примеры прямо перед глазами. Каким же образом всё происходило в конце незапамятных 80-х в Советском Союзе, где население ещё расслабленно верило всему, о чём бы ни вещали СМИ?

Воистину, тогда было читать гораздо интереснее, чем собственно жить. Народ не привык к скандалам и таким массовым обличениям, какие вдруг посыпались отовсюду на недоумевающее и ужасающееся население. Именно информационная война, развязанная в те годы СМИ, организовала и стимулировала силы, которые быстро развалили, а затем и разворовали богатейшую страну, именно она способствовала поражению всей политической системы, которая действовала в стране семьдесят лет. Возрастание роли СМИ в политической жизни общества происходит именно тогда, когда контроль над информацией попадает в руки недобросовестных людей, которые посредством манипулирования создают выгодное им общественное мнение.

Тем временем в Америке

В Соединённых Штатах роль СМИ в политической жизни общества начала плотно изучаться и анализироваться ещё в самом начале 60-х. К чему может привести неконтролируемая прямая связь с общественностью, без участия таких институтов, как школы, церковь, семья, партийные организации и так далее? А что получится, если этот процесс поставить на контроль? Это же незаменимое подспорье в массовой поддержке определённой программы. Пока СМИ не заполучили в свой арсенал телевидение и радио, обходясь только печатными органами, всё было не так страшно, хотя многие газеты и журналы изначально открывались как органы тех или иных политических партий и очень немногие из них оставались вне политического процесса.

Главный инструмент любого издания - многомерность информации. Даже привязанные к определённой политической платформе газеты всегда подавали и материалы нейтрального характера, развлекательные или новостные, то есть людей с самого начала приучали видеть себя частью широкого мира и определённым образом реагировать на события в нём. Но когда пришло телевидение... Первое освещение избирательной кампании в США датируется 1952 годом. С тех пор созданы целые школы, обучающие журналистов влиять на массы в том ключе, который выгоден. В 80-х телевидение стало поистине доминировать среди всех средств массовой информации.

Дебаты

Возрастание роли СМИ в политической жизни общества обусловлено тем, что появилась возможность влиять с их помощью и даже моделировать в массах, что было проверено неоднократно примерами голосования избирателей в США после проведения теледебатов между кандидатами в президенты. Так победил Кеннеди после телевизионной встречи с политическим противником - Никсоном, и многочисленные опросы избирателей подтвердили, что именно эти дебаты повлияли на их выбор.

Таким же образом после телевизионной передачи Рейгану удалось не только убрать разрыв в четыре процента между им и Картером, но и наработать с помощью теледебатов ещё пять процентов голосов. Это же происходило и в парах Рейган-Мондейл, Так постепенно теледебаты между конкурентами на президентское кресло стало действенным инструментом практически во всех странах, в том числе и в России. Место и роль СМИ в политической жизни становятся самыми главными и ведущими. И телевидение в данном букете средств - это огромные возможности воздействия и манипулирования общественным сознанием. Его используют всё реже для оперативного или объективного информирования, для просвещения, для воспитания. Гораздо чаще происходят манипуляции в интересах определённых группировок.

Имидж

Тем не менее причины возрастания роли СМИ в политической жизни не вполне однозначны, этот многогранный и сложный институт нельзя оценивать однобоко. Множество его органов и элементов реализуют задачи слишком многообразные даже по просто информированию людей о событиях и явлениях, которые происходят повсеместно - от региональных до мировых. Это и сбор информации, и её распространение посредством неусыпного наблюдения за миром, это отбор и комментарии, то есть редактирование полученной информации, а затем уже преследуется цель формирования общественного мнения. Возрастают возможности человеческой коммуникации - вот главная причина возрастания роли СМИ.

Общество крайне политизировано, а печать, радио, телевидение способствуют этому просвещению в самых широких слоях населения земли. Потому и роль СМИ в современной политической жизни сильна как никогда. Они претендуют на место сторожевого пса у общественных интересов, на глаза и уши всего общества: предупреждают об экономических спадах, о росте наркомании или иной преступности, говорят о коррупции во властных структурах. Однако для этой роли СМИ должны целиком и полностью ни от кого не зависеть - ни политически, ни экономически. А вот так не бывает.

Профессия

В индустриально развитых странах средства массовой информации являются частным предпринимательским институтом или отраслью экономики, которая задействует сотни тысяч человек. Экономическая деятельность СМИ основана на сборе, обработке, хранении и последующей продаже информации. То есть функции СМИ вполне подчиняются рыночной экономике. Все противоречия в обществе, все интересы разнообразных слоёв его и групп воспроизведены в публикациях и программах. Растет экономическая мощь и социокультурное влияние - уменьшается контроль со стороны государства и корпораций (рекламодателей).

Случается даже и так, что мнения по отдельным вопросам не совпадают у правящей верхушки и руководства того или иного издания. СМИ превратились в огромные конгломераты, у них самостоятельная и достаточно прибыльная отрасль в бизнесе, однако это коммерческое начало и не позволяет обходиться без рыночного использования имеющейся информации. И здесь может сурово измениться не только характер деятельности, но и вся роль СМИ в политической жизни. Примеры весьма многочисленны. Даже Рейгана, действующего на тот момент президента страны, в 1988 году все три главные телекомпании США в эфир не выпустили по причине отсутствия коммерческого интереса. В итоге 1989 год стал последним годом его правления.

Другие примеры

Публикации, репортажи и комментарии должны проливать свет на тайные пружины, действующие на политику правящих кругов, обращать внимание всей общественности на самые одиозные характеристики этой деятельности. Иногда так и происходит. Например, в "Нью-Йорк Таймс" была публикация такого плана, когда были раскрыты некоторые документы Пентагона, газета "Вашингтон пост" разоблачила уотергейтский скандал, а телекорпорации устроили трансляции из Конгресса, где проводились разоблачительные слушания. Также было мобилизовано на протест общественное мнение относительно войны во Вьетнаме, и в этом процессе участвовали весьма многие СМИ мира, в том числе и США.

Президенты США Л. Джонсон и Р. Никсон вынуждены были покинуть политическую арену, поскольку велика роль СМИ в политической жизни. Кратко говоря, средства массовой информации могут ограничивать и власть, и конкретные действия правящих кругов. Однако это происходит чаще всего в тех случаях, когда СМИ это выгодно. Большая часть журналов и газет, радио- и телевещательных станций, даже самых известных, держатся на плаву только благодаря сенсациям. Вскрывать скандалы, разоблачать махинации, выискивать секреты, выставлять всё это на всеобщее обозрение - вот основная роль СМИ в политической жизни. 11 класс в российских школах уже изучает механизмы такого влияния.

"Бомбы"

Зачастую падкие на сенсации издания, стремясь "взорвать бомбу", расследуют коррупцию или другие должностные преступления, рассказывают о падении морали среди высокопоставленных чиновников или обман избирателей со стороны кандидатов в президенты. Таким образом задаётся тон публичных дискуссий. До общественности доводят все скандалы и аферы в коридорах власти. И бывают случаи, когда СМИ одерживают блестящие победы.

Например, после уолтергейтского скандала последовала первая в истории США отставка президента. А когда "Шпигель" поделился с читателями информацией о тайном проникновении сотрудников, охраняющих конституцию, в частный дом простого инженера и об установке там всевозможной подслушивающей техники, подал в отставку министр внутренних дел Германии.

"Утки"

Но бывает и иначе. Журналистка из "Интерфакса" присутствовала на заседании суда, где должны были вынести приговор Ходорковскому. Она заготовила два сообщения в редакцию до вынесения вердикта. А потом ошиблась с отправкой. В ленте новостей появилась информация, что М. Ходорковский уже на свободе. Опровержение - дело не быстрое, пока его оформили, рынок вырос на много процентов. Это далеко не единственный случай. Слухи об отставке В. Черномырдина тоже покатились после подобной "утки" в "Новой газете", где и Б. Громова "сняли" с должности губернатора Московской области, чтобы отправить в посольство Украины.

Вот какую роль в политической жизни играют СМИ в погоне за сенсациями. В таких случаях диалог власти и населения просто невозможен, поскольку общение это весьма похоже на детскую игру под названием "глухой телефон". Важнейшим правилом манипуляции общественным смознанием является то, при котором удаётся изолировать адресата, лишить его посторонних влияний. Когда нет альтернативных, умных и никем не контролируемых мнений. Диалог и дебаты в таких условиях невозможны. К сожалению, в данный момент метод манипулирования информацией является частью политики практически в любом государстве. После очередной "утки" пострадавшего публика помнит как лицо, связанное с каким-то скандалом: то ли у него кошелёк украли, то ли он украл. Да это никому уже и не важно, поскольку информация в наши дни очень быстро перестаёт быть актуальной.

Средства массовой информации - это сложный институт, который состоит из множества органов и элементов, предназначенных для информирования населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях.

СМИ иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Их политическая роль обусловлена, прежде всего тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по производству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на все политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоев населения.

В современных условиях на облик СМИ оказывают воздействие разные факторы. Важно, кто является учредителем, каково их социальное назначение и на какую аудиторию они рассчитаны. Специфика определяется профессиональной ориентацией, возрастными характеристиками, характером духовных запросов людей. Своеобразие их положения в политической системе общества обусловлено тем, что они являются органами государственных учреждений, массовых общественных организаций, политических партий.

Развивая политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей, они обеспечивают последовательность, завершенность процесса социально-политического управления, участвуют в выработке и принятии законодательных, государственно-административных решений.

В различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирали информацию. Подача решений органов политической власти контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэтому, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через неформальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем или иным вопросам. В СМИ информация «сверху» и «снизу» существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде общественного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.

Власть любыми средствами стремится контролировать средства массовой информации. Тот, кто контролирует информацию, может не только решающим образом влиять на коллективное сознание, но способен в определенной мере направлять поведение масс. В демократических системах СМИ действуют достаточно автономно, поэтому важная информация широко распространяется в обществе, зачастую она имеет резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам характер. Известны факты, когда статьи в газетах приводили к политическим скандалам и даже кризисам, к бескровным отставкам политических лидеров.

В тоталитарном обществе СМИ выступают средством контроля за всей общественной деятельностью, в том числе социальных групп и личности.

Отношения СМИ с государством и правительством, политическими руководителями и партиями неоднозначны и противоречивы. Они играют существенную роль в ограничении власти и конкретных политических действий правящих кругов, в разоблачении нарушений законности, в защите граждан от произвола государства. Государственные структуры, политические руководители вынуждены соглашаться с тем, что СМИ необходима определенная свобода и независимость, иначе они могут потерять доверие населения. СМИ со своей стороны, как правило, идентифицируют свой престиж передатчиков информации от правительства к общественности с престижем власти и авторитета правительства.

В настоящее время СМИ превратились в прибыльную отрасль бизнеса, приобрели относительную свободу от контроля со стороны государства, крупнейших корпораций. Однако и у власти и у бизнеса сохраняются широкие возможности влияния и давления на СМИ (например, отказом от размещения рекламы).

Таким образом, средства массовой информации являются важной частью политической системы, оказывая значительное влияние на развитие политической жизни общества.

Стоит отметить, что для авторитарных государств характерно существование цензуры над всеми средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по отношению к правящей системе. В демократических странах средства массовой информации полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призывая при этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено законом.

Понятие «Средства массовой информации»

Средства массовой информации в 21 веке играют особую роль. Благодаря им человек получает наиболее важную и актуальную информацию, которая интересует их. Также СМИ влияют на мировоззрение человека, восприятие им той или иной ситуации или явления. По сути, сегодня средства массовой информации – это вторая власть, которая может как возвысить человека или отдельную группу, так и уничтожить его карьеру всего лишь одной новостью.

Определение 1

С точки зрения социологической науки, средства массовой информации – это отдельный социальный институт, который направлен на сбор, обработку и представление информации в разных масштабах: начиная локальным и заканчивая международным. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это не только социальный институт, но еще и один из наиболее действенных способов для проведения политической пропаганды, а также для агитации и политической манипуляции с сознанием населения.

К основным видам средств массовой информации стоит отнести прессу (печатные издания, журналы, газетные издания), книжные издательства, агентства печати, радиовещание. С развитием технологий в качестве наиболее популярных средств мы выделим телевидение, кинозапись, видеозапись и аудиозапись, а также глобальную сеть Интернет (в особенности многочисленные социальные сети).

Социальные сети являются особым видом средств массовой информации. Сегодня наиболее популярными являются Вконтакте, Одноклассники, Инстаграм, Твиттер и Фэйсбук. Поскольку они активно развиваются, и люди проводят в них большую часть своего времени, обмениваясь информацией, знакомясь с новостями, но, с точки зрения исследователей, они выступают в качестве отдельного вида средств массовой информации.

СМИ и политическая жизнь общества

Еще в 19 веке Оноре де Бальзак выступил с предположением о том, что пресса может стать не просто источником информации, но и особой «четвертой властью», которая имеет такую же роль и влияние, как и законодательная, исполнительная и судебная власти.

Особую роль средства массовой информации играют в политической жизни, когда обращают внимание на свой пропагандистский уклон. Такой тенденции подвержены как отечественные СМИ, так и Западные. Но они по-разному используют свои возможности: некоторые средства массовой информации лишь не договаривают значимую информацию, а некоторые преднамеренно искажают ее в пользу политической системы. Каждый деятель стремится создать благоприятный образ себя и своей деятельности, и СМИ могут способствовать этому.

Особое место средства массовой информации занимают во время предвыборной гонки. Тогда мы можем наблюдать телевизионные дебаты, агитации. Телевидение демонстрирует нам трансляции с громких политических событий, где звучат лозунги и представляется предвыборная кампания каждого кандидата. Но СМИ могут также и утаивать информацию: например, о каком-то кандидате предоставлять больше информации, а о каком-то меньше. К тому же, образ кандидата также зависит от того, в каком свете его выставят средства массовой информации.

Замечание 1

Политические функции средств массовой информации не ограничены лишь освещением наиболее актуальных событий, которые происходят внутри политики: они также контролируют, комментируют события и побуждают пользователей и зрителей к определенной политической активности. Таким образом, роль средств массовой информации в политической системе заключается в формировании у человека мировоззрения, норм и идеалов.

Приемы средств массовой информации

Как и политика, так и средства массовой информации, несмотря на свою разную полярность, имеют одну единую цель: привлечь к себе внимание как можно большего числа зрителей. Для этого используются некоторые приемы, которые приемлемы и в политической системе, и в социальном институте СМИ:

  • Во-первых, это выявление приоритетности направления, его привлекательности в глазах зрителя. Если политик желает быть услышанным, то ему важно затрагивать не свои интересы, а интересы избирателя. Именно поэтому на первый план всегда выходит информация о более неблагоприятных явлениях, которые обязательно можно разрешить, если выбрать именно конкретного кандидата.
  • Во-вторых, необычность фактов, эксклюзивная информация из личной жизни. Любого гражданина волнуют не повседневные проблемы, а те, которые не касаются его, выходят за рамки понимание. По этой причине новости о катастрофах, экологических явлениях всегда выходят на первых полосах. Криминальная хроника также принимается с большим интересом.
  • В-третьих, новизна информации. Каждый человек любит получать эксклюзивную информацию, сенсационные и шокирующие факты. Все это привлекает внимание своей необычностью, но очень важно помнить, что данные факты должны иметь общественное значение. Некоторые политики используют такой прием не совсем честно, поскольку стараются при помощи таких фактов выявить не свои положительные стороны, а наоборот отрицательные черты своих соперников (факты из жизни).
  • В-четвертых, политический успех. Любые успехи политических деятелей необходимо освещать, акцентируя внимание на преимущества личности, его победах в выборах или опросах среди населения. Эта информация позволит создать более благоприятный образ политика, а информация о его семье сделает кандидата «ближе к народу» (образ отца, семьянина, заботливого сына или дочери).
  • В-пятых, высокий статус. Чем авторитетнее издание или источник информации – тем больше она ценится. Отсюда и вывод о том, что чем выше статус лица, тем чаще он будет появляться в рейтинговых телепрограммах на главных федеральных каналах. Благодаря этому приему человек сможет получить информацию о кандидате как о живом человеке, который путешествует, общается с избирателем. Также благодаря телевидению легче донести смысл своей кампании, а выступление перед большим скоплением людей позволит почувствовать человека как «одного из нас», как «такого же гражданина, как и все мы».

Телевидение - главное средство массовой информации в современном обществе.

Сто лет назад основным средством массовой информа­ции были газеты. Они имели небольшой круг постоянных подписчиков и покупателей, ограниченный, с одной сторо­ны, платежеспособностью (бесплатных газет не было), с другой - образовательным уровнем (вникнуть в смысл публикуемого мог только образованный человек, а таких было немного). Именно читателями газет в то время исчер­пывался, по сути, состав «политического класса» - сооб­щества людей, которые интересовались политикой и чье мнение, в свою очередь, влияло на поведение власти.

Сегодня аудитория СМИ неимоверно расширилась, прежде всего, благодаря телевидению. Этот вид СМИ го­раздо доступнее людям как технически, так и финансово, а самое главное - в культурном отношении . Телевидение предлагает больший спектр вариантов времяпрепровождения на любой вкус (различные тележанры - от новос­тей и аналитических передач до телефильмов и реалити-шоу). Оно не требует предварительной подготовки восприятия, специального образования, глубокого включения в смысл наблюдаемого зрелища. Телевидение развлекает зрителя, образовывает его, вводит в курс дела в стране и мире, формирует точку зрения на важнейшие события и идеи. Занимая все больше свободного времени человека, оно зачастую лишает его стимулов к общению с другими людьми, снижает общественную активность. Специальные исследования показали связь между уровнем распространения телевидения и насыщенностью общественной жизни в отдельно взятом местном сообществе.

Телевидение превращает политику в яркое шоу, за­ставляя телезрителей выбирать наиболее симпатичного кандидата или партию, как они привыкли выбирать спортсмена, за которого «болеют», или актера в телефильме. Теледебаты политиков стали решающим событием в выборном процессе, именно от их исхода все чаще зависит победа или поражение той или иной партии или кандидата.

Первым «телевизионным президентом» США в 1960 г. стал Джон Кеннеди, выигравший теледебаты Ричарда Никсона, и с тех пор роль телевидения на выборах только возросла.

Одновременно с этим неуклонно снижается активность избирателей на выборах: граждане все больше относятся к политике как к шоу, не видя за ним серьезного содер­жания и интересуясь только красочным процессом борьбы за власть. Результат - разработка и реализация властью общественно значимых решений - интересует все меньшее число граждан до тех пор, пока эти решения не коснутся судьбы каждого из них. Политики ведут себя соответственно, все больше подлаживаясь под специфические требования «удачного имиджа» (образа) и телевизионной картинки» и все меньше думая о конкретных интересах страны и граждан, о серьезных вопросах жизни , о нашем общем будущем.

Во время вооруженной борьбы за власть в Москве в 1993 г. сторонники Верховного Совета первым де­лом отправились штурмовать телецентр «Останкино», так как были убеждены: стоит им взять под контроль телевидение, и их политическая победа обеспечена.

В 1970-1980-х гг. в СССР было принято любыми спо­собами «глушить» передачи западных радиостанций, про­поведовавших чуждые советскому человеку нормы и цен­ности. Но, например, в Восточной Германии (ГДР), союз­нице СССР, это было технически невозможно: зона радио и телевещания Западной Германии охватывала всю терри­торию ГДР. Поэтому в 1989 г., когда были открыты грани­цы на Запад, за короткое время туда перебрались сотни тысяч восточных немцев. Их сознание было полностью захвачено и колонизировано западным образом жизни, каким он преподносился с телеэкранов. «Потребительский рай», созданный на Западе, образ счастливого мира, где полки магазинов ломятся от разнообразных товаров, раз­ложил изнутри социалистическое общество, испытывав­шее жестокий дефицит качественных товаров широкого потребления. Именно западное телевидение и радио ста­ли теми «ловцами душ», которые подготовили быстрый крах социалистических государств в Восточной Европе.

Сегодня похожую проблему решает Китай, успешно строящий рыночную экономику, но не желающий отказы­ваться от однопартийной системы, единовластия комму­нистической партии и государственного атеизма. Все за­падные средства массовой информации, распространяе­мые в Китае, тщательно цензуруются в той части, где речь идет о китайской внутренней политике. Однако китайские власти ничего не могут поделать с теми ценностями сво­боды и демократического устройства общества, которые непрерывно транслируются западными СМИ. Вопреки усилиям правительства, эти ценности постепенно усваи­ваются теми китайцами, кто смотрит западные телепере­дачи через спутниковую антенну. Китайская политическая система все больше кажется им устаревшей, антидемо­кратичной и нуждающейся в радикальных изменениях по западному образцу.

Став главным средством массовой информации, теле­видение приобрело целый ряд не свойственных другим СМИ функций и ролей. Телевидение производит смыслы, образы, оно создает новые для людей понятия и целый язык, на котором учит людей распознавать и понимать жизнь. Оно предлагает людям модели, стандарты, приме­ры поведения; оно управляет зрительскими увлечениями, стилем жизни, модой; оно дает образцы и принципы для сравнения, учит понимать других людей, помогает плани­ровать и строить свою жизнь. Таким образом, телевиде­ние стало из просто разновидности СМИ важнейшим, базовым социальным институтом, влияние которого прослеживается на всех сторонах жизни общества.

Министерство общего и профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

Факультет: Экономики и Права.

По предмету " Политология "

Тема: Роль средств массовой информации в

политической жизни.

Выполнил:

Руководитель:

Челябинск 2002.

План:

1.Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части политической системы общества.

2.Место и роль средств массовой информации в политической жизни нашего общества.

1 . Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого «зеркала» ведёт к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, нежелающие всматриваться в своё истинное отражение, плохо кончали.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть имущих на «распоясавшуюся печать», на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции «подручного», но и с участием в качестве субъекта политической деятельности.

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.

Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами.

СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.

Какие же основные направления деятельности СМИ?

1.удовлетворение информационных интересов общества;

2.обеспечение гласности;

3.изучение и формирование общественного мнения;

4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

На современном этапе научно-технического прогресса происходит скачок СМИ, в результате чего в мире создалась новая информационная ситуация. Благодаря развитию современных средств связи, развитию международных контактов сегодня никто не может обладать монополией на информацию. «Всеобщая декларация прав человека», другие международные соглашения гарантируют беспрепятственное распространение информации, что объективно ведёт к сближению всех народов мира.

В этих условиях коренным образом изменились взаимоотношения политики и журналистики. Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению СМИ политике, административно-бюрократическому контролю за их деятельностью создаются новые, характерные для демократического общества условия функционирования печати, телевидения, радио, в основе которых лежат общечеловеческие ценности - честность, правдивость, уважение различных позиций, гарантия свободы слова и совести.

В результате изменения информационной ситуации сегодня мир по выражению канадского учёного М.Маклюэна, похож на большую деревню, где всё известно. События, произошедшие в самой отдалённой точке планеты, как правило, в тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах. Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы. Активные попытки руководителей стран тоталитарных режимов скрыть информацию, помешать информационному обмену напоминает скорее донкихотовскую войну с ветряными мельницами.

Какими же данными в настоящее время характеризуется развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издаётся свыше восьми тысят солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до полумиллиарда экземпляров, работает свыше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радио- приёмников, сто телевизоров.

Этим стандартам полностью соответствует 25 стран Европы, 4 страны Северной и Южной Америки, в Азии - Япония. Отметим, что вместе с тем, в освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки насыщенность СМИ чрезвычайно низка. Например, в 9 странах американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации.

Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жёстком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, наброшенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов, починов и т.д.

В демократическом, правовом государстве СМИ удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной «четвёртой властью», властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.

2 . Для того, что бы понять и оценить новую роль и систему СМИ в политической жизни и политической системе нашего общества, обратимся к истории создания и развития печати и других СМИ в послеоктябрьский период. В тоталитарном государстве, с одной стороны, СМИ становятся жертвой тоталитарного режима, утрачивая все положительные качества свободной трибуны, средства информирования населения, с другой - они средство тоталитарного режима. Интенсивное использование СМИ, по мнению многих исследователей, важнейшая особенность этого режима. Сталинская модель социализма была невозможна не только без разветвлённого репрессивного аппарата, доведённого до абсурда централизма, насилия над человеком, его правами и природой, но и без лжи. Называть чёрное - белым, рабство - высшей свободой, деспота и тирана - отцом всех времён и народов стало правилом в период сталинизма. В каком-то смысле тотальная ложь была даже страшнее тотального террора, ибо последний именно ею маскировался, создавая видимость благополучия, вводя в заблуждение даже проницательных мыслителей и писателей мира в отношении того, что происходило в нашей стране. Как известно нам из истории, в Декрете о печати, подписанном В.И.Ленином 27 октября 1917 года, отмечалось, что, поскольку новая власть только укрепляется, невозможно оставлять в руках буржуазии печать, которая в данный момент не менее опасна, чем бомбы и пулемёты. Согласно этому Декрету закрытию подлежали те органы печати, которые призывают к открытому сопротивлению новой власти, сеющие смуту путём кливетнического извращения фактов, призывающие к приступным действиям. Подчёркивалось, что это положение имеет временный характер и будет упразднено, как только наступят нормальные условия общественной жизни. В постепенном процессе закрепощения СМИ свою роль сыграла неправильно истолкованная мысль В.И.Ленина о бесприкословном подчинении печати жёсткому партийному контролю, высказанная им в статье «Партийная организация и партийная литература», написаной ещё в 1905 году. В тех конкретных условиях, когда неокрепшая ещё партия только выходила из подполья, когда Ленин считал, что печать должна стать частью общепартийного дела.

К сожалению, жёсткая привязка и подчинение партийной журналистики, публицистики интересам общепартийного дела были истолкованы потом, как слепой подчинение и беспрекословное повиновение не только СМИ, но и всей литературы, всего искусства партийно- административному аппарату. Было гальванизировано и высказанное В.И.Лениным ещё в 1901 году определение газеты как коллективного пропагандиста, организатора. Речь шла о нелегальной газете «Искра» как об инструменте, способном в условиях подполья создать политическую партию, которая со временем могла бы захватить власть. Игнорировалось главное назначение печати - информировать обо всём, что происходит в мире. Печать рассматривалась как инструмент создания партии и взятия власти. Такой она и оставалась на протяжении более 70 лет. Её работники превратились в «подручных партии», покорных исполнителей указаний партийных вождей. Пресса не должна была информировать обо всём. Перечень запретов составлял, как мы знаем сегодня, целые тома. Зато ей разрешалось пропагандировать, агитировать, организовывать сев, подготовку к зиме, соревнование, передовые методы плавки стали и т.д. Результаты известны.

К концу 20-х годов в нашей стране была создана тоталитарная журналистика. Кратковременная оттепель на переломе 50-60 годов внесла много изменений в систему СМИ. Газеты, журналы, телевидение и радиовещание стали живее, многобразнее, интерес и надежда на их работу окрепла. Но глубинное существо журналистики как части тоталитарной системы не изменилось. Она являлась порождением и продолжением самой системы, с её чрезмерной централизацией, безропотным подчинением центру, командными методами руководства, подавлением инакомыслия и инициативы, догматизмом и угодничеством. Однопартийная система, жёсткое планирование в экономике, отсутствие материальной заинтересованности в качественном труде, канонизация единственной идеологии с её мифами и стереотипами, оторванность от реальности, поиск врага, наклеивание политических ярлыков - всё это решительным образом отразилось на работе СМИ.

Для средств массовой информации времён культа личности и последующего периода характерны политическая нетерпимость, пропаганда единомыслия, оторванность от жизни, попытки нанизать всем и вся «единственно правильное» учение, ложь и полуправда, догматизм мышления, приказной тон, отсутствие критики основ общественных пороков и вместе с тем - отсутствие настоящих дискуссий, столкновения мнений, постоянное запаздывание в информировании населения, неполнота и искажение информации, замалчивание положительных явлений, имевших место в жизни за рубежом.

Но и в этих нелёгких условиях на страницах газет и журналов, на телевидении и радио стали появляться смелые, принципиальные выступления, будоражившие общественную мысль. Литература, СМИ готовили общество к переменам. Некоторые публицисты отстаивали новые идеи. С середины 80-х годов появилось слово «гласность».

Гласность - это право знать обо всём, что происходит в стране и в мире, это право получать правду и право говорить правду, не опасаясь за последствия. Ее надо понимать и как право на собственное мнение, инакомыслие, как залог социального прогресса.

Правда, гласность, как и политический плюрализм долгое время, да и сегодня ещё пытаются как-то дозировать и ограничивать.

Неизбежно напрашивается вопрос: а кто является арбитром, кто определит, какие мысли идут на пользу страны, на пользу народа, а какие нет? Ведь у нас накоплен огромный опыт ограничений и запрещений, осуществляемых тем же административно-бюрократическим аппаратом, именно от имени народа ради чистоты идей и принципов. Находятся люди, готовые на практике реализовать контроль над гласностью. Некоторые консервативно мыслящие деятели считают, что либеральные иллюзии относительно абсолютной гласности беспочвенны.

Да, рамки гласности действительно должны быть, и в качестве таковых выступают: объективность, истинность, достоверность, доказательность информации, базирующиеся на честности, порядочности, ответственности перед законом журналиста, автора того или иного выступления, гарантированное право на опровержение ложной информации.

Сегодня в стране право на издание газет и журналов получили не только государственные учреждения, различные партии и общественные организации, кооперативные, религиозные, творческие организации, но и отдельные лица.

Несмотря на отсутствие должной политической культуры, должного профессионализма, СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления. Большая заслуга принадлежит печати в национальном возрождении России, в пробуждении исторической памяти народа, ликвидации «белых пятен» в истории, осуждении жёсткой диктатуры, возвращении к духовности народа, его традициям.

Формируется принципиально новая структура СМИ, фактически легализованы так называемые неформальные, полулегальные издания самых различных политических направлений. Их издатели, редакторы имеют право официально зарегистрировать свои газеты, журналы, бюллетени.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

В ряде республик уже приняты свои Законы о средствах массовой информации. Созданы независимые национальные союзы журналистов. В новых условиях усложняются взаимоотношения политической системы, политической жизни общества и журналистики. Если при тоталитарном режиме таковые сводились к безоговорочному подчинению журналистики политике по формуле «Журналистика - вид политической деятельности; журналисты - продолжение партийного аппарата, подручные партии» и т.п., то сегодня отношение подчинённости и субординации сочетается с деловым партнёрством, сотрудничеством постоянным взаимодействием. Однако всё ещё нередко бывает, что авторы, не стесняясь оскорбительных выражений, ищут и рисуют образ врага, а полемика переходит в открытую брань. Да, без политической борьбы демократическое общество не мыслимо, но и не допустимо запугивание народа своим политическим оппонентом, копание в его биографии, поиски столь знакомого по прошлому компромата. Обновление общества, очищение мысли от заскорузлых схем, проявление доброжелательности и человечности, честности и порядочности - процесс длительный, сложный, и роль в нём СМИ весьма значительна.

Особо следует сказать об участии СМИ в формировании и реализации государственной внешней политики. Уходит в прошлое политика конфронтации, усилились международные контакты людей. В связи с эти изменились сама сущность и тон освещения СМИ взаимоотношений между странами и народами:

1.информация стала более объективной и достоверной. Многочисленные материалы печати о «загнивающем» капитализме уступили место серьёзным публикациям, анализирующим реальное состояние жизни за рубежом; - затухание длившейся десятилетиями «холодной» войны изменило сам подход к освещению международных проблем. Конфронтация уступила место поиску точек соприкосновения;

2.в СМИ появилось множество материалов, несущих положительный опыт работы зарубежных фирм, предприятий, организаций медицинского обслуживания. СМИ буквально открыли многим глаза на мир, раньше невидимый, укрытый от нашего человека туманом проклятий и извращений. Благодаря телевидению, в частности организации телемостов, а также публикациям зарубежных авторов в нашей печати рассеяны годами создаваемые мифы о ненавистном строе, безжалостно эксплуатирующем бедных трудящихся. И, наоборот, за рубежом получили, возможность убедиться в том, что россияне не имеют ничего общего с теми монстрами, какими изображала нас их массовая пропаганда.

Таким образом, в процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.