Развитие страны латинской америки в 19 веке. Латинская Америка в XIX - начале XX века. Страны Латинской Америки в XIX - начале XX века

Развитие страны латинской америки в 19 веке. Латинская Америка в XIX - начале XX века. Страны Латинской Америки в XIX - начале XX века
Развитие страны латинской америки в 19 веке. Латинская Америка в XIX - начале XX века. Страны Латинской Америки в XIX - начале XX века
Урок № 26 Дата 08.12.2016 г. автор Зиновьева Юлия Григорьевна

Урок истории в 8 классе с валеологической направленностью

Тема: Латинская Америка в XIX веке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Создать представление у учащихся о странах Латинской Америки в XIX веке;

2. Развивать умения выделять в тексте главное, уметь давать характеристику исторической личности, работать с контурной картой, умение составлять план ответа, развивать монологическую речь;

3. Воспитывать чувство взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Оборудования и материалы: учебник, доска, мел, контурные карты: «Латинская Америка в XIX в.», «Политическая карта мира».

Литература:

1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800–1900, 8 класс. – М., 2012.

2. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.). – Учебное издание. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1991.

3. Latino - america .​ ru (интернет-источник).

План урока:

1. Организационный момент (2-3 минуты)

2. Проверка домашнего задания (10-15 минут)

3. Изложение нового материала (15 минут)

4. Первичное закрепление (4-5 минуты)

5. Постановка домашнего задания (1-2 минуты)

6. Подведение итогов урока (3-4 минуты)

Основные понятия: колония, империя, метрополия, гражданская война, освободительные войны, Латинская Америка, каудильо, каудильизм, латиноамериканский «плавильный котел».

Ход урока

Организационный момент (2-3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.

Здороваются, с разрешения учителя садятся.

Дежурный встает, называет отсутствующих.

Проверка домашнего задания (10-15 минут)

Вспомните, что было задано на дом?

1) Действительно, мы на прошлом уроке рассматривали США после Гражданской войны.

Несколько человек (4) будут работать индивидуально (карточки с тестовыми заданиями)

В то время, как дети работают индивидуально, идет фронтальный опрос.

1)Расскажите, каковы были условия расцвета США? Благодаря чему Штаты, в столь сжатые сроки совершили «экономическое чудо»? Спрашиваю одного ученика.

2) Работа с понятиями, заданными на дом: спрашиваю по одному человеку:

а) Что такое «Доктрина Монро»? Благодаря кому она была создана? В чем сущность доктрины?

Б) Охарактеризуйте «доктрину открытых дверей». С какой страной она связана?

В) Дайте оценку «дипломатии большой дубинки»? Как она работала на практике?

Г) А что подразумевают под «дипломатией доллара»?

После фронтального опроса ученики с индивидуальным заданием сдают тесты на проверку (оценка будет известна на следующем уроке). Остальным оценка известна после комментирования учителем устных ответов.

Вспоминают, отвечают, что было задано.

Примерный ответ ученика:

В 60-90 гг. 19 века экономическое развитие США удивило мир. Этому способствовал ряд факторов:

1)США имели обширную территорию, которая составляла единый внутренний рынок;

2) у страны не было опасных соседей, угрожавших её безопасности

3)богатые природные ресурсы Америки и плодородные земли подталкивали к усиленному экономическому развитию;

4) за счет мигрантов быстро увеличивалось население страны.

Отвечают по одному человеку.

Изложение нового материала (15 минут)

На прошлых уроках мы начали изучать главу «Две Америки», почему две Америки?

Правильно. И начнем мы с карты.

1. Работа с картой – показать на карте Северную и Южную Америку, обозначьте границы США.

Одну Америку мы с вами изучили. Теперь нам предстоит изучить другую часть Америки – Южную (или Латинскую).

Так какая тема сегодняшнего урока?

Правильно! Только обратимся к параграфу 26 и запишем тему полностью и правильно!

Помимо темы мы также запишем план урока:

План урока

3. Век каудильо.

И прежде чем начать наш с вами урок, поработаем, как всегда, со словарем, так как по ходу урока у вас могут возникнуть затруднения с теми понятиями, которых вы еще не знаете.

1) Каудильо –

2) Каудильизм –

3) Гражданская война –

Хотелось бы начать с того, что когда 500 лет назад великие географические открытия привели европейцев в Новый свет, произошло прямое «столкновение» двух миров – с одной стороны - мира индейцев и, а с другой стороны - мира испанцев и португальцев. Встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.

Экономически страны Латинской Америки были более отсталые, чем США, к началу XIX века все страны Латинской Америки были колониями других стран. Каких?

Давайте откроем карту, а один человек будет у доски работать.

«Образование независимых государств в Л.А. в начале 19 века» и посмотрим, от каких стран была зависима Л. А.?

К середине XVIIв. к Латинская Америка была колонизирована. Кроме Бразилии, захваченной португальцами,вся Южная Америка принадлежала Испании.

А теперь пользуясь картой, попытайтесь самостоятельно дать определение, Латинской Америке.

Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке).

На территории Л.А. проживали - …. с. учебника 212 , прочитать, выписать, какие народы проживали в Л.А. (различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран).

1. Время освободителей. Симон Боливар.

Но постепенно эта ситуация начала меняться.

Страны Латинской Америки за XIX все получили независимость в ходе освободительной борьбы. Для того, чтобы посмотреть, а какие же территории получили независимость, поработаем с учебником и все той же картой. Ваша задача: прочитать пункты «Время освободителей» и «Независимость – это единственное благо», и на основе прочитанных пунктов выписать страны и тот год, когда эта страна получила независимость в 19 веке (работа на 5-7 минут)

Среди освободительного движения выделился молодой парень. Симон Боливар . Кем же он был? Какими качествами обладал?

Ответить на этот вопрос мы сможем после просмотра видео о нем.

Просмотр видео (3-4 минуты)

Валеопауза – показать на карте по одной стране в Латинской Америке (по одному выходят к карте).

2.Итоги и значение освободительных войн.

Чтение с разбором учебника с. 209 , составление плана ответа «Итоги освободительных войн».

    3.Уничтожено рабство.

    4.Установлены республики.

3. В странах Л.А существовал такой феномен как Каудильо - режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.

4. Медленное развитие экономики.

С конца XIX в. страны Латинской Америки стали испытывать сильное давление со стороны своего северного соседа - США, проявлявшееся в экономическом, политическом и военном вмешательстве в их внутренние дела. В экономике Л.А. хозяйства ориентировались на производство и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых.

Работа с учебником на с. 211 «Медленное развитие экономики», прочитать, выписать с карты учебника какую продукцию вывозили из стран Латинской Америки.

5. Латиноамериканский «плавильный котел».

XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. На рубеже XIX-XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживало 60 млн человек. Здесь существовало 20 независимых государств. Последняя испанская колония - Куба - добилась независимости в 1898 г. - Итак, на каком же языке говорят латиноамериканцы? В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Примерный ответ: Потому что есть Северная Америка, а есть Южная Америка.

Ученик выходит к доске и показывает.

Южная Америка.

Запись в тетради:

Латинская Америка в 19 – начале 20 века: время перемен.

План урока

1. Время освободителей. Симон Боливар.

2. Итоги и значение освободительных войн.

3. Век каудильо.

4. Медленное развитие экономики.

5. Латиноамериканский «плавильный котел».

Работа со словарем. Запись в тетрадь:

1) Каудильо – вождь, влиятельный политический лидер.

2) Каудильизм – диктаторская, тираническая власть.

3) Гражданская война – война, на территории одной страны, когда воюющие стороны граждане одной страны.

Запись в тетради:

1)Гвиана (колония сразу трех государств – Великобритании, Нидерландов и Франции)

2) Бразилия (У Портуалии)

3) Практически вся Южная Америка под гнетом Испании.

Запись в тетради:

Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке.

На территории Л.А. проживали - различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран.

Читают, выписывают.

Так кто же такой, Боливар? Слушаю версии детей. Записываем вместе.

Вывод (с записью в тетрадь): Симон Боливар – это человек, который обладал незаурядным полководческим талантом; возглавил патриотическое движение за свободу Венесуэлы; память о С. Боливаре сохранилась в названии одной из стран Латинской Америки (Боливии).

Выходят к доске и показывают страны.

«Итоги освободительных войн»:

    1.Все страны Л.А. получили независимость.

    2.Создались условия для развития хозяйства.

    3.Уничтожено рабство.

    4.Установлены республики.

Слушают.

Ископаемые: медь, серебро, медная руда, селитра (используется для удобрений)

Аргентина вывозила: мороженое мясо.

Бразилия вывозила: кофе, золото, серебро, каучук, фрукты)

Мексика вывозила: золото, серебро

Колумбия – Индиго, кофе.

В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Первичное закрепление (4-5 минут)

Задаю вопросы – дети отвечают.

1.Почему в Латинской Америке возникло освободительное движение?

2.Почему промышленность столь медленно развивалась в регионе?

3.Что преимущественно экспортировала Латинская Америка?

Составить синквейн, связанный с темой урока. Латинская Америка.

Синквейн – это не простое стихотворение, а творческая работа. Работать будете в парах. Примерный вариант:

Латинская америка – страна

Зависимая, многонациональная.

Освободилась в 19 веке, традиционность, отсталость

Латинская Америка – «плавильный котел»

Л.а. – своеобразная страна.

Думают, отвечают.

Составляют синквейн по теме.

Домашнее задание

Домашнее задание с. 211 учебника, заполнить таблицу:

особенность экономического развития латинской америки в 19 веке? и получил лучший ответ

Ответ от Пиявка Лечебная[гуру]
Страны Латинской Америки обрели независимость в первой четверти XIX в. в результате вооруженной национально-освободительной борьбы против Испании во главе с такими видными деятелями, как Хосе Сан-Мартин, Симон Боливар, Агустин Итурбиде
Бывшая великая колониальная империя Испания сохранила власть лишь над Кубой и Пуэрто-Рико. Победе народов Латинской Америки способствовала ситуация, сложившаяся в Европе. Крупные европейские государства были заняты в наполеоновских войнах и подавления революционных выступлений 1820-х годов
Также весомым фактором стала позиция США. В 1823 г. президент США Джеймс Монро заявил, что американцы, отказавшись от вмешательства в дела Европы, имеют право требовать невмешательства европейцев в дела Америки. Эта позиция была высказана в лозунге "Америка для американцев". Впоследствии доктрина Монро стала оправданием американской экспансии в Латинской Америке
После обретения независимости в странах Латинской Америки сложились своеобразные политические и экономические отношения, в значительной степени унаследованы от колониального прошлого.
Доминирующее положение в политической и экономической жизни заняли различные группировки крупных землевладельцев-латифундистов, потомков испанских и португальских дворян-колонизаторов, которые использовали труд безземельных крестьян (преимущественно индейцев) и негров-рабов. Рабство в некоторых странах Латинской Америки, в частности в Бразилии, существовавшего до конца XIX в.
После обретения независимости латиноамериканские страны, кроме Бразилии, были провозглашены республиками. Бразилия стала республикой только в 1889 году. Полнота власти в этих государствах, как правило, принадлежала вождям (каудилио) , которые опирались на армию и латифундистов. При этом в странах формально сохранялись конституции, представительные органы (парламенты) , имитировалось проведения выборов. Такое положение приводило слабость государственной власти. Численные военные перевороты, гражданские войны, установления личных диктатур стали характерной чертой политической жизни в Латинской Америке. Вожди национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки мечтали о существовании единого государства, которая объединяла бы все владения Испанской Америки: население говорило на похожих языках, их объединяла одна религия - католицизм. Но этого не произошло из-за эгоизма местных элит, которые предпочитали правителями собственных государств. Начались войны, которые привели к распаду Великой Колумбии и Соединенных Провинций Центральной Америки. Но границы, установившиеся между новыми государствами, были в большинстве случаев искусственными, что привело к новым конфликтам. Крупнейшим из них были: борьба Уругвая за независимость и аргентино-бразильская война (1816-1828 гг) , кровавая Парагвайская война (1864-1870 гг) , "селитры" война Чили с Перу и Боливией (1870-1884 гг.)

Ответ от Ксюша [новичек]
говтранс


Ответ от 3 ответа [гуру]

Латинская Америка на рубеже XIX-XX веков явно отставала от ведущих держав. Ее экономика базировалась на сельском хозяйстве и вывозе сырья, в то время как в ведущих европейских державах преобладала промышленность и машинный труд. Не было и политического единства в странах Латинской Америки. В большинстве стран был установлен жесткий режим - военная диктатура. Помимо прочего, латиноамериканские страны волновал злободневный вопрос - вопрос о рабстве. Об этих, а также других важнейших событиях истории стран Латинской Америки вы узнаете, изучив данный урок.

Страны Латинской Америки в XIX - начале XX века

Предыстория

После победы испанских колоний в войне за независимость (см. урок «Война за независимость в странах Латинской Америки») владения Испании и Португалии в Латинской Америке стали суверенными государствами (суверенитет). Почти во всех латиноамериканских государствах (исключение составляла до 1889 г. только Бразилия) был установлен республиканский строй. Самой распространенной формой правления стала военная диктатура (в XIX веке военные диктаторы правили в каждой стране Латинской Америки хотя бы один раз).

В XIX в. государства Латинской Америки нередко воевали друг с другом, стремясь расширить свои территории (наиболее кровопролитной была Парагвайская война). Происходили и внутренние конфликты, которые иногда приводили к возникновению новых независимых государств (так, в 1838-1840 гг. на несколько самостоятельных государств распалось государство Соединенные провинции Центральной Америки).

Основой экономики продолжал оставаться экспорт сырья и сельскохозяйственной продукции (Бразилия поставляла на европейские рынки 2/3 объема кофе, Венесуэла - нефть, Куба - сахар).

События

1831 г. - гражданская война в Колумбии. Отделение от Колумбии Венесуэлы.

1838-1840 гг. - гражданская война в Соединенных провинциях Центральной Америки, в результате которой возникает ряд независимых государств: Никарагуа, Гондурас, Коста-Рика, Гватемала.

1820-50-е гг. - в Бразилию ввезено около 1 млн рабов из Африки.

Участники

Порфирио Диас - президент Мексики, установивший в 1884 г. диктаторский режим.

Эмилиано Сапата - деятель мексиканской революции.

Заключение

Освободившись от власти Испании, независимые государства Латинской Америки вступили в полосу гражданских и междоусобных войн, а также борьбы друг с другом за обладание территорией. Ослабленная войнами и неокрепшая экономически большая часть латиноамериканских стран попала под экономический и политический контроль США. Это соответствовало доктрине Монро, согласно которой Латинская Америка является зоной американских интересов.

На данном уроке речь пойдет о странах Латинской Америки в XIX - начале XX века, а именно о том, как была устроена жизнь в этих государствах после завершения войны за независимость.

Что касается формы политической власти в Латинской Америке, то основным ее видом в это время становится военная диктатура . Это явление получило название каудилизм - система единоличного правления, опирающегося на военную силу. Военные диктаторы правили в латиноамериканских странах в XIX веке минимум один раз. Во многих странах военная диктатура продолжала свою историю в XX веке. Это не означало, что менялся политический строй этих государств. Те страны, которые были, например, республиками, ими и оставались. Латиноамериканские страны продолжали вести борьбу с монархиями. Так, в 1889 году Бразилия перестала быть монархией . В стране установилась республика. В 1889 году бразильский король Педру II (рис. 1) отрекся от престола (это он сделал под давлением военных, в частности маршала Деодору да Фонсека ). Сам Деодору да Фонсека (рис. 2) в 1892 был избран президентом Бразилии. Маршал тут же распустил национальный конгресс и отказался проводить досрочные выборы. Заместитель маршала-президента, маршал Флориану Пейшоту, потребовал, чтобы Деодору да Фонсека отказался от власти. Это было сделано. Новым президентом Бразилии стал сам Пейшоту. Он также как и предыдущий президент отказался проводить выборы в парламент.

Рис. 1. Бразильский король Педру II ()

Рис. 2. Мануэл Деодору да Фонсека ()

Что касается экономики этого региона, то главенствующим фактором был вывоз сырья . Латинская Америка хорошо управляла сельскохозяйственным производством, промышленность там практически не развивалась. Бразилия в XIX веке поставляла на мировой рынок до 2/3 всего кофе. В конце XIX века многие государства этого региона, в том числе и Бразилию, охватила каучуковая лихорадка . Добыча этого важного сырья стала основой экономики многих латиноамериканских стран. С одной стороны, это было хорошо, так как вывоз сырья обеспечивал достойное существование латиноамериканским странам, но такие страны быстро попадали в экономическую зависимость от европейских стран и США, ведь это было государство, которое в основном потребляло латиноамериканскую продукцию. США хотели оказывать влияние и на политическую жизнь этих стран. Когда Америка решила построить Панамский канал, а власти Колумбии отказались это делать, американцы осуществили мятеж на территории Панамы, отторгли ее от Колумбии, объявили ее независимым государством, ввели туда свои войска и построили канал, несмотря на протесты старой власти.

Другие европейские государства тоже пытались оказывать давление на этот регион. Главную роль здесь играла Испания . Испанцы нелегко восприняли отделение Латинской Америки. В 1864 году Испания предприняла крупномасштабную войну с целью вернуть свой контроль хотя бы над частью латиноамериканских земель . Эта война вошла в историю как (рис. 3). Испанский флот приблизился к берегам Перу и решил вернуть Испании контроль в этом регионе. Однако война для Испании окончилась ничем. Испанцы не могли себе представить, что латиноамериканские государства могут объединиться и противостоять попыткам воссоздать колониальную империю Испании.

Рис. 3. Первая Тихоокеанская война ()

Основное влияние на события в этом регионе по-прежнему оказывали США. С 1820-х годов действовала Доктрина Монро (Америка обещала не вмешиваться в европейские дела, если европейцы не будут вмешиваться в дела американского континента). Согласно этой доктрине Латинская Америка объявлялась зоной американских интересов. Американцы брали на себя ответственность за все, что происходило в этом регионе.

Вмешательство американцев в латиноамериканские дела в середине XIX века было не очень сильным, так как Америка решала свои внутренние проблемы. Но в конце XIX века США вновь начинают вмешиваться в дела Латинской Америки. В 1898 году, когда шла испано-американская война, формальной независимости добились Куба и Пуэрто-Рико. В 1903 году произошел Панамский инцидент, о котором речь шла выше. К 1910-м годам американцы имели свое военное присутствие во многих государствах данного региона.

Для управления этим регионом использовался принцип «разделяй и властвуй». Многие латиноамериканские государства под началом Америки были настроены друг против друга. Часто вспыхивали гражданские войны. Так, в 1831 году, в ходе Гражданской войны, от Великой Колумбии отделилось государство, ныне известное как Венесуэла . В 1838-1840 гг. под воздействием различных сил развалилось государство Центральной провинции Латинской Америки. На этом месте возникло несколько независимых государств, которые попали под политический и экономический контроль США.

Следует отметить, что ответственность за подобные войны не стоит возлагать лишь на плечи США. Нередко между самими латиноамериканскими государствами возникали ожесточенные споры за территории, которые перерастали в крупномасштабные войны. Такой была Парагвайская война 1864-1870 гг. (рис. 4). В этой войне Парагваю противостояли три государства: Бразилия, Аргентина и Уругвай . Эта война вошла в историю как одна из самых кровопролитных. В те времена не было столь точной переписи населения, но принято считать, что из 520 тысяч жителей Парагвая во время этой войны погибло не менее 300 тысяч человек. Причины столь больших потерь Парагвая многие историки видят в том диктаторском режиме, который был установлен на территории этой страны. Людей посылали на бой, хотя было очевидно, что эти сражения окажутся проигрышными для Парагвая. В результате война завершилась полным разгромом Парагвайского государства . Его территория на 6 лет была оккупирована бразильскими войсками, а Парагвай потерял около половины всех подконтрольных ему земель.

Рис. 4. Парагвайская война (1864-1870) ()

Еще одной важной проблемой, которая стояла перед латиноамериканскими государствами в это время, была проблема, связанная с рабством (рис. 5). Если в ряде латиноамериканских стран рабов было немного, то в некоторых государствах их процент был значимым. Примером такого государства была Бразилия . Положение с рабством было настолько серьезным, что многие общественно-политические деятели требовали освобождения темнокожих невольников.

Рис. 5. Надсмотрщик наказывает раба на плантации в Бразилии ()

До тех пор пока рабство существовало на юге США, у противников рабства не было достаточных оснований, для того чтобы утверждать, что оно несостоятельно с экономической точки зрения. После 1865 года, когда рабство в США исчезло, голос аболиционистов (сторонников отмены рабовладения) стал хорошо слышен. В 1871 году в Бразилии был издан закон «о свободном чреве» . Этот закон гласил о том, что дети-рабы, рождавшиеся в это время, становятся свободными. Через несколько лет был принят еще один закон, согласно которому свободу получали все рабы, достигшие возраста 60 лет . Однако это были половинчатые решения. Ведь ребенок рабыни не мог вести самостоятельное хозяйство, а также подавляющее большинство населения Латинской Америки не доживало до возраста 60 лет. Даже те рабы, которые доживали до 60, согласно этому закону не могли покидать своих хозяев и должны были жить в поместье и работать на хозяина еще в течение 5 лет.

Такие меры не могли решить вопроса о рабстве. К моменту отмены рабства в Бразилии на 14 млн человек населения было около 700 тысяч рабов. Закон об отмене рабства, который был принят в Бразилии в 1888 году, бразильские историки и современники стали называть «золотым законом» .

Важным событием в истории Латинской Америки была Мексиканская революция 1910-1917 гг . Мексикой с 1876 года правил президент (рис. 6). Ему удалось установить военную диктатуру своеобразным путем. Он выступал против того, чтобы мексиканские президенты занимали свой пост два срока подряд. Он считал, что одного срока вполне достаточно и президентам необходимо уходить в отставку и давать возможность появиться другим политическим деятелям. Когда подобный закон был принят, Порфирио Диас стал президентом. Когда кончился его первый срок, он выставил свою кандидатуру на выборах повторно. Он заявил, что просто поменял свою точку зрения и один срок - это все-таки мало.

Рис. 6. Порфирио Диас ()

Многократное продление срока правления Порфирио Диаса привело к подъему движения за независимость страны от его чиновников. Уровень коррупции в Мексике был запредельным. Огромным влиянием в Мексике пользовались США. Поэтому в 1910 году противника Диаса подняли восстание . На севере и юге страны практически одновременно были сформированы две партизанские армии. На севере действовала армия под предводительством Франциско Вилья (рис. 7). На юге Мексики повстанцами руководил (рис. 8).

Рис. 7. Франциско Вилья ()

Рис. 8. Эмилиано Сапата ()

Наступление повстанческих армий на Мехико привело к тому, что в 1911 году Порфирио Диас бежал из страны. В стране были проведены свободные президентские выборы, на которых победил помещик (рис. 9). Однако революция на этом не завершилась. Ситуация складывалась так, что с 1911 по 1917 год власть в стране захватывали различные группировки как революционные, так и контрреволюционные. Нередко в это время в стране проходили вооруженные перевороты.

Рис. 9. Франсиско Мадеро ()

События, происходившие в Мехико с 9 по 19 февраля 1913 года, вошли в историю как Трагическая декада . В это время президент Мадеро потерял свою власть. Его сверг с президентского поста противник революции, генерал (рис. 10). Он оставался президентом Мексики недолгий срок. Вскоре его сменил устроивший государственный переворот генерал Венустиано Карранса (рис. 11). Его власть тоже продержалась непродолжительный срок.

Рис. 10. Викториано Уэрта ()

Рис. 11. Венустиано Карранса ()

Причины столь частой смены власти в Мексике во времена этой революции заключались в том, что в мексиканском обществе отсутствовало единство и общее представление о том, как будет дальше развиваться страна. Ситуацией в Мексике решили воспользоваться США, которые в 1914-1916 гг. предприняли попытку интервенции в Мексику . Мексиканское общество объединилось, завершило революцию и изгнало интервентов с территории Мексики.

В итоге отметим, что страны Латинской Америки находились в это время на обочине мирового исторического процесса. Их движение в направлении Европы, проведение реформ и революций относится уже к XX веку.

Список литературы

  1. Альперович М.С., Руденко Б.Т. Мексиканская революция 1910-1917 гг. и политика США. - М.: Соцэкгиз, 1958.
  2. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.). - Учебное издание. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1991.
  3. Гимараенс Бернардо. Рабыня Изаура
  4. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013
  5. Р. Шейна. Войны Латинской Америки: эпоха Каудильо, 1791-1899.
  6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.
  1. Livejournal.com ().
  2. Latino-america.ru ().
  3. Knowhistory.ru ().
  4. Worldhis.ru ().

Домашнее задание

  1. Какая форма политической власти являлась преобладающей в странах Латинской Америки на рубеже XIX-XX веков?
  2. Какие страны активно вмешивались в дела Латинской Америки и как с этим боролся латиноамериканский регион?
  3. Расскажите о проблеме рабства в Латинской Америке. Какие были приняты меры по решению этого злободневного вопроса?
  4. Расскажите о Мексиканской революции. Какой процесс способствовал ее завершению?

Выберите правильный ответ: 1. В каких годах происходила Гражданская война в США? А) , Б) , В) В каком году было отменено рабство в США? 2. В каком году было отменено рабство в США? А) 1776, Б) 1890, В) 1863, Г) Исторические личности. Авраам Линкольн – это 3. Исторические личности. Авраам Линкольн – это А) Президент США Б) Человек, который отменил рабство в США В) Человек, который был убит актером Бутом, сторонником рабства Г) Президент США, который сохранил целостность страны Д) Все ответы верны.


План урока: 1. Встреча миров. 2. Создание колониальной системы управления. 3. Латиноамериканское общество. 4. Время освободителей. Симон Боливар. 5. Итоги и значение освободительных войн. 6. Век каудильо. 7. Медленное развитие экономики. 8. Латиноамериканский «плавильный котел».


Встреча миров Что мы знаем о Южной Америке? 1492 г.- открытие Колумбом Америки г.- открытие Колумбом Америки. XV-XVI вв.- колонизация Южной Америки (Испания, Португалия). XV-XVI вв.- колонизация Южной Америки (Испания, Португалия). XVII в.- колонизация Северной Америки (Англия и Франция). XVII в.- колонизация Северной Америки (Англия и Франция).












1. Белые уроженцы метрополии: представители родовитого дворянства и богатые купцы (высшие административные, военные и церковные должности). 2. Креолы- родившиеся в колониях «чистокровные» потомки европейцев: крупные и средние землевладельцы, средний слой чиновничества. 3. Метисы (потомки от смешанных браков белых и индейцев) ; мулаты (белых и негров); самбо (индейцев и негров)- были лишены гражданских прав: не могли участвовать в выборах местных органов власти, не могли занимать должности чиновников и офицеров; ремесло, торговля свободные профессии. ремесло, торговля свободные профессии. Социальная структура колониального общества


КОНЕЦ XVIII-НАЧ. XIX ВВ.- Усиление освободительной борьбы в Латинской Америки. Обострение противоречий между населением колоний и метрополией (усиление финансового и административного контроля; произвол колониальной администрации; увеличение налогов). Обострение противоречий между населением колоний и метрополией (усиление финансового и административного контроля; произвол колониальной администрации; увеличение налогов). 22 августа 1791 Г. – восстание на острове Гаити (фр. Сан-Доминго). Во главе восстания Туссен-Лувертюр. Завоевание свободы в 1804 г. Время освободителей



Основные периоды борьбы за независимость I период(гг.) Провозглашение независимости Большинства колоний, создание республик. Креольские революционеры не смогли привлечь народные массы на свою сторону г.- массовые крестьянские восстания в Мексике под руководством Мигеля Идальго г.- была провозглашена независимость Мексики г.- Аргентина г.- Чили обрела независимость. II период(гг.) Освобождение территории Центральной и Южной Америк; образование независимых республик на всей территории испанских колоний, кроме Кубы и Пуэрто Рико г.- Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор г.- Перу г.- создание Великой Колумбии (Венесуэла, Панама, Эквадор) г.- Мексика г.- Верхнее Перу - Боливия




Независимые республики в Южной Америке: Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Аргентина. В Центральной Америке: Гватемала, Гондурас, Коста–Рика, Никарагуа, Гондурас, Коста–Рика, Никарагуа, Сальвадор. Сальвадор. Бразилия отделилась от Португалии в 1822 г., но республикой стала с 1889 г.; 1844 г.- Доминиканская республика; 1898 г г.- Доминиканская республика; 1898 г.- Куба; 1903 г.- Республика Куба. Т.о. в XIXв. Вместе с Мексиканской республикой и Республикой Гаити образовалось 20 Латиноамериканских государств.




Государственное устройство новых стран Конституции: президент, две палаты, узкий круг избирателей. Господствующее положение: крупные землевладельцы. Сохранение рабства негров и индейцев, пеонажа крестьянства (отмена рабства с 1811 г.(Чили) до 1888 г. (Бразилия)) г.(Чили) до 1888 г. (Бразилия)).


Каудильо форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. Каудильо - форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. Век каудильо




Многоукладность экономики (XVI-XVIII вв.) Натуральное патриархальное хозяйство индейских племен Натуральное патриархальное хозяйство индейских племен Феодальный уклад Феодальный уклад Рабовладельческий уклад (плантационное рабство) Рабовладельческий уклад (плантационное рабство) Мелкотоварное хозяйство (городское ремесло, хозяйства крестьян-колонистов). Мелкотоварное хозяйство (городское ремесло, хозяйства крестьян-колонистов). Элементы капиталистического хозяйства. Элементы капиталистического хозяйства.


XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. Существовало 20 независимых государств. Существовало 20 независимых государств. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском. Латиноамериканский «плавильный котёл»


Домашнее задание § 26, вопросы стр Заполнить таблицу с. 241, задание 4.

Латинская Америка на рубеже XIX-XX веков явно отставала от ведущих держав. Ее экономика базировалась на сельском хозяйстве и вывозе сырья, в то время как в ведущих европейских державах преобладала промышленность и машинный труд. Не было и политического единства в странах Латинской Америки. В большинстве стран был установлен жесткий режим - военная диктатура. Помимо прочего, латиноамериканские страны волновал злободневный вопрос - вопрос о рабстве. Об этих, а также других важнейших событиях истории стран Латинской Америки вы узнаете, изучив данный урок.

Страны Латинской Америки в XIX - начале XX века

Предыстория

После победы испанских колоний в войне за независимость (см. урок «Война за независимость в странах Латинской Америки») владения Испании и Португалии в Латинской Америке стали суверенными государствами (суверенитет). Почти во всех латиноамериканских государствах (исключение составляла до 1889 г. только Бразилия) был установлен республиканский строй. Самой распространенной формой правления стала военная диктатура (в XIX веке военные диктаторы правили в каждой стране Латинской Америки хотя бы один раз).

В XIX в. государства Латинской Америки нередко воевали друг с другом, стремясь расширить свои территории (наиболее кровопролитной была Парагвайская война). Происходили и внутренние конфликты, которые иногда приводили к возникновению новых независимых государств (так, в 1838-1840 гг. на несколько самостоятельных государств распалось государство Соединенные провинции Центральной Америки).

Основой экономики продолжал оставаться экспорт сырья и сельскохозяйственной продукции (Бразилия поставляла на европейские рынки 2/3 объема кофе, Венесуэла - нефть, Куба - сахар).

События

1831 г. - гражданская война в Колумбии. Отделение от Колумбии Венесуэлы.

1838-1840 гг. - гражданская война в Соединенных провинциях Центральной Америки, в результате которой возникает ряд независимых государств: Никарагуа, Гондурас, Коста-Рика, Гватемала.

1820-50-е гг. - в Бразилию ввезено около 1 млн рабов из Африки.

Участники

Порфирио Диас - президент Мексики, установивший в 1884 г. диктаторский режим.

Эмилиано Сапата - деятель мексиканской революции.

Заключение

Освободившись от власти Испании, независимые государства Латинской Америки вступили в полосу гражданских и междоусобных войн, а также борьбы друг с другом за обладание территорией. Ослабленная войнами и неокрепшая экономически большая часть латиноамериканских стран попала под экономический и политический контроль США. Это соответствовало доктрине Монро, согласно которой Латинская Америка является зоной американских интересов.

На данном уроке речь пойдет о странах Латинской Америки в XIX - начале XX века, а именно о том, как была устроена жизнь в этих государствах после завершения войны за независимость.

Что касается формы политической власти в Латинской Америке, то основным ее видом в это время становится военная диктатура . Это явление получило название каудилизм - система единоличного правления, опирающегося на военную силу. Военные диктаторы правили в латиноамериканских странах в XIX веке минимум один раз. Во многих странах военная диктатура продолжала свою историю в XX веке. Это не означало, что менялся политический строй этих государств. Те страны, которые были, например, республиками, ими и оставались. Латиноамериканские страны продолжали вести борьбу с монархиями. Так, в 1889 году Бразилия перестала быть монархией . В стране установилась республика. В 1889 году бразильский король Педру II (рис. 1) отрекся от престола (это он сделал под давлением военных, в частности маршала Деодору да Фонсека ). Сам Деодору да Фонсека (рис. 2) в 1892 был избран президентом Бразилии. Маршал тут же распустил национальный конгресс и отказался проводить досрочные выборы. Заместитель маршала-президента, маршал Флориану Пейшоту, потребовал, чтобы Деодору да Фонсека отказался от власти. Это было сделано. Новым президентом Бразилии стал сам Пейшоту. Он также как и предыдущий президент отказался проводить выборы в парламент.

Рис. 1. Бразильский король Педру II ()

Рис. 2. Мануэл Деодору да Фонсека ()

Что касается экономики этого региона, то главенствующим фактором был вывоз сырья . Латинская Америка хорошо управляла сельскохозяйственным производством, промышленность там практически не развивалась. Бразилия в XIX веке поставляла на мировой рынок до 2/3 всего кофе. В конце XIX века многие государства этого региона, в том числе и Бразилию, охватила каучуковая лихорадка . Добыча этого важного сырья стала основой экономики многих латиноамериканских стран. С одной стороны, это было хорошо, так как вывоз сырья обеспечивал достойное существование латиноамериканским странам, но такие страны быстро попадали в экономическую зависимость от европейских стран и США, ведь это было государство, которое в основном потребляло латиноамериканскую продукцию. США хотели оказывать влияние и на политическую жизнь этих стран. Когда Америка решила построить Панамский канал, а власти Колумбии отказались это делать, американцы осуществили мятеж на территории Панамы, отторгли ее от Колумбии, объявили ее независимым государством, ввели туда свои войска и построили канал, несмотря на протесты старой власти.

Другие европейские государства тоже пытались оказывать давление на этот регион. Главную роль здесь играла Испания . Испанцы нелегко восприняли отделение Латинской Америки. В 1864 году Испания предприняла крупномасштабную войну с целью вернуть свой контроль хотя бы над частью латиноамериканских земель . Эта война вошла в историю как (рис. 3). Испанский флот приблизился к берегам Перу и решил вернуть Испании контроль в этом регионе. Однако война для Испании окончилась ничем. Испанцы не могли себе представить, что латиноамериканские государства могут объединиться и противостоять попыткам воссоздать колониальную империю Испании.

Рис. 3. Первая Тихоокеанская война ()

Основное влияние на события в этом регионе по-прежнему оказывали США. С 1820-х годов действовала Доктрина Монро (Америка обещала не вмешиваться в европейские дела, если европейцы не будут вмешиваться в дела американского континента). Согласно этой доктрине Латинская Америка объявлялась зоной американских интересов. Американцы брали на себя ответственность за все, что происходило в этом регионе.

Вмешательство американцев в латиноамериканские дела в середине XIX века было не очень сильным, так как Америка решала свои внутренние проблемы. Но в конце XIX века США вновь начинают вмешиваться в дела Латинской Америки. В 1898 году, когда шла испано-американская война, формальной независимости добились Куба и Пуэрто-Рико. В 1903 году произошел Панамский инцидент, о котором речь шла выше. К 1910-м годам американцы имели свое военное присутствие во многих государствах данного региона.

Для управления этим регионом использовался принцип «разделяй и властвуй». Многие латиноамериканские государства под началом Америки были настроены друг против друга. Часто вспыхивали гражданские войны. Так, в 1831 году, в ходе Гражданской войны, от Великой Колумбии отделилось государство, ныне известное как Венесуэла . В 1838-1840 гг. под воздействием различных сил развалилось государство Центральной провинции Латинской Америки. На этом месте возникло несколько независимых государств, которые попали под политический и экономический контроль США.

Следует отметить, что ответственность за подобные войны не стоит возлагать лишь на плечи США. Нередко между самими латиноамериканскими государствами возникали ожесточенные споры за территории, которые перерастали в крупномасштабные войны. Такой была Парагвайская война 1864-1870 гг. (рис. 4). В этой войне Парагваю противостояли три государства: Бразилия, Аргентина и Уругвай . Эта война вошла в историю как одна из самых кровопролитных. В те времена не было столь точной переписи населения, но принято считать, что из 520 тысяч жителей Парагвая во время этой войны погибло не менее 300 тысяч человек. Причины столь больших потерь Парагвая многие историки видят в том диктаторском режиме, который был установлен на территории этой страны. Людей посылали на бой, хотя было очевидно, что эти сражения окажутся проигрышными для Парагвая. В результате война завершилась полным разгромом Парагвайского государства . Его территория на 6 лет была оккупирована бразильскими войсками, а Парагвай потерял около половины всех подконтрольных ему земель.

Рис. 4. Парагвайская война (1864-1870) ()

Еще одной важной проблемой, которая стояла перед латиноамериканскими государствами в это время, была проблема, связанная с рабством (рис. 5). Если в ряде латиноамериканских стран рабов было немного, то в некоторых государствах их процент был значимым. Примером такого государства была Бразилия . Положение с рабством было настолько серьезным, что многие общественно-политические деятели требовали освобождения темнокожих невольников.

Рис. 5. Надсмотрщик наказывает раба на плантации в Бразилии ()

До тех пор пока рабство существовало на юге США, у противников рабства не было достаточных оснований, для того чтобы утверждать, что оно несостоятельно с экономической точки зрения. После 1865 года, когда рабство в США исчезло, голос аболиционистов (сторонников отмены рабовладения) стал хорошо слышен. В 1871 году в Бразилии был издан закон «о свободном чреве» . Этот закон гласил о том, что дети-рабы, рождавшиеся в это время, становятся свободными. Через несколько лет был принят еще один закон, согласно которому свободу получали все рабы, достигшие возраста 60 лет . Однако это были половинчатые решения. Ведь ребенок рабыни не мог вести самостоятельное хозяйство, а также подавляющее большинство населения Латинской Америки не доживало до возраста 60 лет. Даже те рабы, которые доживали до 60, согласно этому закону не могли покидать своих хозяев и должны были жить в поместье и работать на хозяина еще в течение 5 лет.

Такие меры не могли решить вопроса о рабстве. К моменту отмены рабства в Бразилии на 14 млн человек населения было около 700 тысяч рабов. Закон об отмене рабства, который был принят в Бразилии в 1888 году, бразильские историки и современники стали называть «золотым законом» .

Важным событием в истории Латинской Америки была Мексиканская революция 1910-1917 гг . Мексикой с 1876 года правил президент (рис. 6). Ему удалось установить военную диктатуру своеобразным путем. Он выступал против того, чтобы мексиканские президенты занимали свой пост два срока подряд. Он считал, что одного срока вполне достаточно и президентам необходимо уходить в отставку и давать возможность появиться другим политическим деятелям. Когда подобный закон был принят, Порфирио Диас стал президентом. Когда кончился его первый срок, он выставил свою кандидатуру на выборах повторно. Он заявил, что просто поменял свою точку зрения и один срок - это все-таки мало.

Рис. 6. Порфирио Диас ()

Многократное продление срока правления Порфирио Диаса привело к подъему движения за независимость страны от его чиновников. Уровень коррупции в Мексике был запредельным. Огромным влиянием в Мексике пользовались США. Поэтому в 1910 году противника Диаса подняли восстание . На севере и юге страны практически одновременно были сформированы две партизанские армии. На севере действовала армия под предводительством Франциско Вилья (рис. 7). На юге Мексики повстанцами руководил (рис. 8).

Рис. 7. Франциско Вилья ()

Рис. 8. Эмилиано Сапата ()

Наступление повстанческих армий на Мехико привело к тому, что в 1911 году Порфирио Диас бежал из страны. В стране были проведены свободные президентские выборы, на которых победил помещик (рис. 9). Однако революция на этом не завершилась. Ситуация складывалась так, что с 1911 по 1917 год власть в стране захватывали различные группировки как революционные, так и контрреволюционные. Нередко в это время в стране проходили вооруженные перевороты.

Рис. 9. Франсиско Мадеро ()

События, происходившие в Мехико с 9 по 19 февраля 1913 года, вошли в историю как Трагическая декада . В это время президент Мадеро потерял свою власть. Его сверг с президентского поста противник революции, генерал (рис. 10). Он оставался президентом Мексики недолгий срок. Вскоре его сменил устроивший государственный переворот генерал Венустиано Карранса (рис. 11). Его власть тоже продержалась непродолжительный срок.

Рис. 10. Викториано Уэрта ()

Рис. 11. Венустиано Карранса ()

Причины столь частой смены власти в Мексике во времена этой революции заключались в том, что в мексиканском обществе отсутствовало единство и общее представление о том, как будет дальше развиваться страна. Ситуацией в Мексике решили воспользоваться США, которые в 1914-1916 гг. предприняли попытку интервенции в Мексику . Мексиканское общество объединилось, завершило революцию и изгнало интервентов с территории Мексики.

В итоге отметим, что страны Латинской Америки находились в это время на обочине мирового исторического процесса. Их движение в направлении Европы, проведение реформ и революций относится уже к XX веку.

Список литературы

  1. Альперович М.С., Руденко Б.Т. Мексиканская революция 1910-1917 гг. и политика США. - М.: Соцэкгиз, 1958.
  2. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.). - Учебное издание. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1991.
  3. Гимараенс Бернардо. Рабыня Изаура
  4. Носков В.В., Андреевская Т.П. Всеобщая история. 8 класс. - М., 2013
  5. Р. Шейна. Войны Латинской Америки: эпоха Каудильо, 1791-1899.
  6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900, 8 класс. - М., 2012.
  1. Livejournal.com ().
  2. Latino-america.ru ().
  3. Knowhistory.ru ().
  4. Worldhis.ru ().

Домашнее задание

  1. Какая форма политической власти являлась преобладающей в странах Латинской Америки на рубеже XIX-XX веков?
  2. Какие страны активно вмешивались в дела Латинской Америки и как с этим боролся латиноамериканский регион?
  3. Расскажите о проблеме рабства в Латинской Америке. Какие были приняты меры по решению этого злободневного вопроса?
  4. Расскажите о Мексиканской революции. Какой процесс способствовал ее завершению?