Послание коринфянам 17 глава. «Священное Писание» - библейский информационно-справочный портал. Переписка с коринфом

Послание коринфянам 17 глава. «Священное Писание» - библейский информационно-справочный портал. Переписка с коринфом

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
2. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
3. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
4. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому.
5. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6. хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем, мы во всем совершенно известны вам.
7. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8. Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9. ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10. По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11. Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12. чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15. а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16. Еще скажу: не почти кто‐нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня хотя как неразумного, чтобы и мне сколько‐нибудь похвалиться.
17. Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18. Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19. Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20. вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем‐либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23. Христовы служители? в безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25. три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26. много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27. в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30. Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный вовеки, знает, что я не лгу.

Адрес (1-3). Благодарение Богу (4-9). Суждение Ап. Павла о партиях коринфских (10-17). Евангелие не есть мудрость человеческая (18-31)

1 - 3 Ап. Павел и его сотрудник Сосфен шлют привет Коринфской Церкви.

1 Призванный апостол , см. Рим 1.1. - Сосфен брат . Из книги Деяний известно о Сосфене, начальнике синагоги в Коринфе (XVIII:17). Очень может быть, что он обращен был Павлом в христианство и сделался его сотрудником. Ап. Павел, вероятно, упоминает здесь о нем как о лице, хорошо известном коринфянам.

2 Церкви . В обыкновенном греческом языке словом Церковь (εκκλησια) обозначается собрание граждан, которые по какому-нибудь общественному делу вызваны из своих домов (ср. Деян 19.40 - собрание ). В терминологии Нового Завета слово это удержало тот же смысл. Созывает или призывает здесь Бог грешников ко спасению чрез проповедание Евангелия (Гал 1.6). Созванные образуют из себя новое общество, которого глава есть Христос. - Божией . Это слово указывает на Того, Кто созвал общину и Кому она принадлежит. И в Ветхом Завете был термин: Kehal Jehova - собранное общество Иеговы. Но там новые члены общины появлялись путем телесного происхождения от ранее призванных Богом, а здесь, в христианстве, Церковь растет путем свободного, личного присоединения к ней всех, кто может веровать во Христа. - Освященным во Христе Иисусе . Слово освященный указывает на состояние, в каком верующие находятся благодаря Господу Иисусу Христу. Принять в себе верою Христа - значит усвоить себе ту святость, какую Он воплотил в Своем Лице. - Призванным святым - см. Рим 1.7 - Со всеми... этим прибавлением Ап. напоминает слишком возгордившимся (1Кор 14.36) коринфским христианам, что кроме них есть на свете и другие верующие, с которыми они и должны идти рука об руку в своем нравственном развитии. - Призывающими имя . Это выражение употреблялось еще в Ветхом Завете (Ис 43.7; Иоил 2.32) только о призывании Иеговы (у LXX). Выражение имя заключает в себе идею существа (Исх 23.21). - Господа . Этот титул обозначает Христа как Того, Кому Бог передал господство над миром. Церковь и состоит из таких лиц, которые признают эту власть Христа над миром. - Во всяком месте . Церковь христианская представляется здесь уже распространившеюся по всему миру (ср. 1Тим 2.8). - У них и у нас . Это слово следует относить к выражению: Господа нашего Иисуса Христа (Златоуст). Ап. хочет сказать, что Господь - у всех верующих, как у паствы, так и у пастырей - один! это является протестом против тех, кто, возвеличивая проповедников - слушателей Христа, забывал о Самом Христе Господе (ср. 1Кор 1.3,5,22,23).

3 Благодать и мир . - см. Рим 1.7.

4 - 9 Прежде чем приступить к обличению недостатков коринфской Церкви, Ап. говорит о том, что есть в этой Церкви хорошего. Он благодарит Бога за благодать вообще и особенно за те благодатные дарования, какие имеют коринфяне, и высказывает уверенность в том, что Христос доведет их благополучно до конца их земного странствования, чтобы они бестрепетно могли предстать страшному суду Христову.

4 В благодарности, какую Ап. воссылает Богу за состояние коринфской Церкви, нет ни лести, ни иронии. Ап. умеет, обличая людей, ценить в тоже время их известные действительные достоинства, а такие достоинства у Коринфян были. - Благодати . Это слово обозначает не одни духовные дарования, а вообще все, что дано от Бога людям чрез Христа - оправдание, освящение, силы для новой жизни.

5 Потому что... Здесь Апостол указывает на новый факт, который доказывает действительность факта, упомянутого в 4-м стихе. Только из нового благодатного состояния коринфян могло произойти то изобилие духовных дарований, каким владела Коринфская Церковь. - Словом (λογος). Здесь Ап. разумеет те дарования, какие выражались во вдохновенных речах верующих (дар языков, пророчества, учения - см. ниже гл. XII-XIV). Познанием (γνωσις). Тут Ап. имеет в виду уразумение истории нашего спасения и применение христианских догматов в жизни. - Замечательно, что Ап. говорит о дарах Духа, а не о плодах Духа, как напр. в посл. к Солун. (1Фес 1.3; 2Фес 1.3 и сл.). Этих «плодов» Духа - веры, надежды и любви - следовательно у коринфян было еще слишком немного, чтобы за них благодарить Бога.

6 Ибо... - правильнее: соответственно тому как (в греч. - καθωσ). Ап. хочет сказать, что свидетельство (т.е. проповедь) о Христе утвердилось среди коринфян особенным способом, именно будучи сопровождаемо особым излиянием духовных дарований: нигде, следовательно, не было такого обилия духовных дарований, как именно в Коринфе.

7 Так что... это выражение зависит от слова обогатились (ст. 5-й) - Ни в каком даровании... Под дарованием (χαρισμα) разумеется здесь (соответственно мысли 5-го стиха) новая духовная сила или способность, какую получал от Духа Святого то тот, то другой христианин. Конечно, Дух Святой в этом случае не вытеснял душу самого человека: Он только возвышал и освящал прирожденные способности души человеческой, давал им возможность полнейшего раскрытия. - Ожидая... У Коринфян была склонность воображать себя уже достигшими христианского совершенства (1Кор 6.8), особенно в отношении к познанию. Ап. здесь дает понять им, что такого совершенного познания в настоящей жизни еще не может быть - нужно подождать им откровения, какое будет дано во время второго пришествия Христа, когда и тайное станет явным (ср. Рим 2.16).

8 Который , т.е. Христос - До конца , т.е. до 2-го пришествия Христова, которого тогда верующие ожидали как имеющего воспоследовать в скором времени. Им не было открыто ни дня, ни часа, когда оно должно было наступить в действительности (Лк 12.35,36; Мк 13.32).

9 Ап. не хочет сказать этим, что Бог спасет коринфян, как бы они ни вели себя. Напротив, в конце ІХ-й и начале Х-й главы он ясно показывает, что недостаток веры и послушания может совсем погубить начатое Богом дело спасения их. Очевидно, уверенность Апостола в спасении коринфян основывается на том предположении, что сами коринфяне будут содействовать делу своего спасения. Как в выражении: вы призваны заключается мысль не только о призвании Божием, но и о свободном принятии этого призвания, так и сохранение в общении со Христом предполагает собственное желание, собственную стойкость коринфян в этом деле.

10 - 17 От похвалы Ап. переходит к порицанию. До него дошли слухи о разделении Коринфян на партии: Павловых, Аполлосовых, Кифиных и Христовых, и он высказывает свое осуждение этой партийности. Прежде же всего он обращается к тем, которые составили особую партию, носившую его имя, и говорит, что он вовсе не подавал к этому никакого повода.

10 Братия . Так называет читателей апостол потому, что не все они были обращены им в христианство и потому не могли быть названы чадами его, как называл апостол, напр., галатян (Гал 4.19). - Именем Господа... , т.е. в силу тех познаний, какие имеют они о лице и деятельности (имя - ονομα) Господа И. Христа. - Чтобы вы все говорили одно , т.е. чтобы не говорили того, что перечисляет Ап. в ст. 12-м - не делились на партии, а представляли собою единое церковное общество. - И не было между вами разделений . Мысль, выраженная только что в положительной форме, теперь повторяется в форме отрицательной. - Соединены . Поставленное здесь в греческом тексте слово (καταρτιζειν) значит: собирать, складывать (напр. различные части машины), приготовлять работника к работе (Еф 4.12), упорядочивать приведенное в беспорядок. По отношению к Коринфской Церкви это слово, несомненно, имеет последнее из указанных значений но может быть понимаемо и в смысле соединения всех разрозненных частей церковного организма в одно целое, т.е. в первом значении. Каким образом может быть осуществлено это соединение - на это дается указание в следующих выражениях: в одном духе и в одних мыслях . Под духом (νους) лучше понимать (ср. 1Кор 2.16) христианское мировоззрение вообще, понимание Евангелия в его целом, а под мыслями (γνωμη) - мнения, взгляды по отдельным пунктам христианства (ср. 1Кор 7.25). Апостол таким образом высказывает пожелание, чтобы между Коринфянами господствовало единомыслие как вообще в понимании христианской истины, так и в способе решения отдельных вопросов, выдвигаемых потребностями христианской жизни.

11 - 12 После этого предварительного увещания, Ап. изображает те обстоятельства жизни Коринфской Церкви, которые побудили его обратиться к читателям с увещанием. - Домашних Хлои . Это могли быть или дети или рабы этой женщины, жившей вероятно в Коринфе. - У вас говорят . - точнее с греческого: «каждый из вас говорит». Апостол хочет указать этим на всеобщее увлечение духом партийности. Каждый коринфянин считал своим долгом принадлежать к какой-нибудь из упоминаемых здесь партий. - Я Павлов, я Аполлосов - см. введение в послание. - Ап. в распределении партий обнаруживает особую тактичность. На первом месте он ставит своих приверженцев, как заслуживших его упрек, и этим показывает, что сам он далек от всякого самопревозношения. - Что различало партию Павловых и партию Аполлосовых? это не было какое-либо различие по существу (1Кор 3.5 и сл.; 1Кор 4.6), а только по форме учения. Апостол Павел считал Аполлоса продолжателем своего дела в Коринфе: «я насадил, Аполлос поливал» (1Кор 3.6) говорит он, изображая утверждение Евангелия в Коринфе. - А я Христов . Некоторые отцы Церкви и новые толкователи считают эти слова исповеданием самого Павла, которое он здесь высказывает в противовес людям, преклоняющимся пред авторитетом проповедников Евангелия. Но это четвертое заявление представляет собою, несомненно, нечто симметричное первым трем предшествующим ему и подпадает тому же упреку, какой звучит в словах апостола: «каждый из вас говорит»... - О партии Христовых существует немало предположений, но все они малодоказательны. Одни (Ренан, Мейер, Гейнрици) видят в этой партии протест против преклонения пред апостолами и полагают, что Христовы шли вообще против исключительного авторитета Апостолов, другие предполагают, что в эту партию входили наиболее образованные христиане из язычников, хотевшие сделать из Христа высшего руководителя жизни, каким был для своих учеников Сократ. Третьи видели в членах этой партии людей, которые путем видений находили возможным вступать в непосредственное общение со Христом. Четвертое мнение (Godet) предполагает, что это были евреи, обратившиеся в христианство, которые гордились своими теократическими преимуществами и, являясь представителями первенствующей - Иерусалимской - Церкви, хотели постепенно подчинить Коринфских христиан игу Моисеева Закона. Христовыми же они называли себя потому, что воображали, что они лучше всех поняли намерения Христа. При этом они однако, в угоду греческим христианам, вводили в свое учение и элементы греческой теософии, на что Ап. Павел делает намек во 2 Посл. к Коринф. (2Кор 10.5 и 2Кор 11.3 и 4). Этим объясняется и живая полемика Апостола против смешения человеческой мудрости с Евангелием (1Кор 3.17-20): здесь апостол имеет в виду не партию Аполлосовых, а партию Христовых. Могло быть, что Христовы держались такого же взгляда на Христа, как и еретик Керинф, не признававший Христа в человеке - иудее Иисусе, распятом на кресте. Они могли верить так же, как и Керинф, что Христос отделился во время страданий от человека Иисуса: этот Иисус так и умер на кресте, почему он заслуживает проклятия (ср. 1Кор 12.3), а Христос сидит на небе, одесную Бога Отца, и Его только одного и должны чтить христиане. Так. образом в Христовых можно видеть «гностиков прежде гностицизма». - Наиболее правдоподобным является предположение Lutgerfa . Этот ученый не находит никаких достаточно веских оснований к тому, чтобы видеть в партии Христовых - иудаистов. Напротив, он видит в них слишком далеко зашедших сторонников идеи о свободе человека в христианстве. Это - «либертинцы-пневматики» (нечто в роде наших духоборцев). Апостол Павел, по их мнению, остановился на полдороге к христианской свободе: у него нет духа, силы, мужества, уверенности в победе и самосознания, какими качествами владеет настоящий пневматик. Он боязлив в своих отношениях к Богу и к христианской общине и к миру, а они держат себя всегда как свободные, ничего не боясь. Они эмансипировались окончательно от всякой зависимости от апостолов, даже от обязательности поучаться в Свящ. Писании, так как, по их убеждению, они непосредственно входили в общение со Христом, а это общение давало им высшую мудрость, делало их «гностиками», т.е. ведающими все тайны жизни. К чему вела такая безудержная свобода, которую проповедывали Христовы - об этом можно судить по тому факту, о каком Апостол говорит в І-й гл. (случай с кровосмесником).

13 Разве разделился Христос? этот упрек Павел обращает к партии Христовых , которая полагала, что она одна имеет истинного Христа, тогда как остальные христиане почитают, очевидно, кого-то другого. Нет - хочет сказать Ап. - Христос у всех христиан один и тот же! Нельзя делать Христа достоянием какой-либо партии! - Разве Павел распялся за вас?... этот и следующий вопросы показывают нелепость поведения тех, кто называл себя Павловыми вместо того, чтобы называть себя учениками Христовыми. Первый вопрос, в частности, относится к деятельности Христа как искупителя, а второй к Его положению как Главы Церкви.

14 - 16 Ап. благодарит Бога за то, что Он поручил ему другое, более важное, чем совершение крещения, дело - дело проповеди (ср. ст. 17). Если бы он совершал часто крещение над обращавшимися в христианство, то могли бы сказать, что он делает это для прославления своего имени или даже, что он крестит в свое имя. При тогдашнем религиозном брожении, когда повсюду появлялись новые системы и новые культы, такой выдающийся проповедник как Павел легко мог основать свою религию, заставить веровать в свое имя, а не во имя Христово... Из крещенных им самим Павел упоминает начальника иудейской синагоги в Коринфе - Криспа (Деян 18.8) и Гаия, у которого в доме жил одно время Апостол Павел (Рим 16.23). Третье исключение представлял собою дом Стефаноса (Стефанов ), который был в числе депутатов, явившихся к Павлу из Коринфа в Ефес.

17 Логическая связь между 16 и 17 стихами может быть выражена так: «если я и совершал крещение, то это было только исключением из общего правила; ибо это не входило в обязанности моего служения». Дело возвещения евангелия - вот в чем состояло призвание Ап. Павла! это дело, конечно, гораздо труднее, чем совершение таинства крещения уже над подготовленными к крещению лицами. Возвещать Евангелие - это все равно, что бросать сеть для ловли рыбы, и в этом состояло призвание Апостола, а крестить это все равно, что вынимать уже пойманную из сети рыбу. Поэтому и Христос не крестил Сам, а предоставлял это дело Своим ученикам (Ин 4.1 и 2). - Не в премудрости слова, чтобы не упразднит креста Христова . Павел хочет сказать, что он остался только возвестителем Евангелия Христова, не прибегая с своей стороны к каким либо особым средствам для привлечения к себе большего количества слушателей (не облекал своей проповеди в одежды ораторского произведения). След., он не делал ничего для образования собственной партии. Под премудростью (σοφια) слова у Павла разумеется правильно разработанная система, религиозная философия. Эта премудрость слова делала из новой религии источник удовлетворительного объяснения существа Божия, существа человеческого и жизни мира. Но Павел имеет здесь в виду не проповедь Аполлоса, которая стояла в непосредственной связи с его собственной (1Кор 3.4-8), а премудрость мира сего (ст. 20), которая упразднена Евангелием (1Кор 3.20) и которая служит только к осквернению храма Божия (1Кор 3.17,18). Естественнее всего здесь видеть обличение тех лжеучителей, которые называли себя Христовыми и распространяли в Коринфе нелепые мнения о Христе и христианстве (2Кор 11.2-11). Эта-то премудрость слова или лжеучение Христовых упраздняло крест Христов . Выражение упразднять или опустошать (κενουν) означает действие, которое у известного предмета похищает его существо и его силу. И, действительно, коринфский гносис (см. выше мнение Lutgerfa ) упразднял, лишал всякой силы и значения крестный подвиг Спасителя нашего: раз Христос покинул Иисуса, в то время как Иисус висел на кресте, то, значит, крестный подвиг Иисуса не имел искупительного значения для человечества. Вот к чему вело увлечение ложным знанием (гносисом) коринфских христиан, и Апостол не хотел иметь ничего общего с такими ложными мудрецами...

18 - 31 В противоположность учению партии Христовых, Ап. говорит, что Евангелие по своему существу - не мудрость, не философская система, в которой все доказывается и выводится путем правильных умозаключений. Это ясно из того, что средоточным пунктом Евангелия служит крест - страдания и смерть Христа Спасителя, которые и для иудеев и для еллинов казались противоречащими сложившемуся у них представлению о Спасителе. Ясно это и из состава христианской Церкви в Коринфе, большинство которой состоит из людей необразованных.

18 Среди коринфских христиан есть такие (главным образом, это партия Христовых), которым проповедь Павла кажется лишенною мудрости потому, что содержанием этой проповеди служит крест Христов. Эти люди, которых Ап. справедливо называет погибающими , т.е. лишающимися спасения во Христе, не хотят видеть в Кресте откровения Божия. Бог, Который открывается в распятом Христе, по представлению этих людей, не может быть и Богом. О Боге люди вообще мыслят как о Существе Всемогущем, Которое действует в деле достижения намечаемых Им целей путем совершения чудес и необыкновенных знамений. Напротив, распятый Христос спасает людей Своим унижением, Своею кажущеюся слабостью. Однако для истинных христиан, - которых Ап. называет спасаемыми в виду того, что их земное поприще еще не пройдено ими, - в проповеди о кресте находится та Божественная спасающая сила, в которой они так нуждаются (ср. Рим 1.16).

19 - 20 Пр. Исаия говорил иудейским политикам, что Бог спасет Иерусалим от нашествия Сеннахирима Сам, без помощи этих политиков, которые только вредили своими хитростями своему государству (Ис 29.14). Так Бог поступает - хочет здесь сказать Апостол - и теперь, при спасении мира. Он спасает людей от погибели необыкновенным и неподходящим с точки зрения человеческой мудрости способом - именно чрез высшее проявление Своей любви, при чем мудрость человеческая должна со стыдом удалиться с арены своей деятельности, не могут теперь уже выступать в качестве руководителей человечества ко спасению ни мудрецы (σοφος), т.е. греческие философы (ср. ст. 1Кор 1.22), ни книжники (γραμματεις), т.е. Иудейские ученые раввины, которые - те и другие - охотно вступали в диспуты и рассуждения с приходящими к ним учиться (выражение: совопросник обобщает оба вышеупомянутые разряды мудрецов). - Века сего , т.е. этой временной жизни, которой у Апостола противополагается жизнь после страшного суда. - Как случилось, однако, что эти мудрецы мира сошли со сцены? это случилось вследствие того, что Бог сделал человеческую мудрость настоящим неразумием. Он предложил человечеству спасение, расходящееся с требованиями, какие человеческая мудрость предъявляла всякому учению, бравшему на себя задачу спасать человечество, и человеческая мудрость, отвергнув это спасение, явно пред всеми показала свое безумие или неразумие. - Мира сего . Это не тоже, что вышеприведенное выражение века сего . Там указывалось только на время, период деятельности мудрецов, а здесь обозначается характер , направление их мудрости: это - премудрость отрешившегося от Бога человечества.

21 Ибо . Апостол указывает здесь причину, по какой Бог так строго поступил с мудрецами. - Когда . Ап. разумеет здесь общеизвестный факт - постепенное погружение человеческого разума в бездну заблуждения во времена язычества, которые Ап. называет в другом месте временами неведения (Деян 17.30). - В премудрости Божией . Это - книга природа в которой раскрывается пред разумным человеком премудрость Божия (см. Рим 1.20 и Деян 14.17; Деян 17.27). Человек может, наблюдая за жизнью природы, за целесообразностью всех ее явлений, приходить к мысли о существовании Премудрого Творца и Промыслителя вселенной. Но человеческий разум (ср. Рим 1.21) не оказался верным этой своей задаче и обоготворил самое творение вместо того, чтобы прославить Творца. Если некоторые философы и создавали себе идею единого и всеблагого Бога, то это было довольно неопределенное и абстрактное понятие, которое им не удалось утвердить за порогами своих школ. Боги народа, владычествовавшие над его совестью, крепко держались на месте, и только Израилю путем особенного откровения было сообщено истинное познание о Боге. - Благоугодно было . Бог нашел лучшее (угодное Ему) средство для спасения людей. Разум оказался негодным - и Бог призывает на служение делу спасения другую душевную силу. - Юродством проповеди . Разум не может понять и принять нового средства ко спасению, которое теперь предложено Богом, это средство кажется ему имеющим на себе печать юродства , неразумия. Таковым и являлось для разума - распятие Мессии! Таким неразумием была запечатлена в глазах мудрецов всем известная проповедь Апостолов о Христе (κηρογμα поставлено с членом τοϋ) - Верующих . Вера - вот та новая духовная сила, которую Бог призывает теперь к деятельности вместо разума. На проявление Божественной любви человек должен отвечать теперь не актом рассуждения, а делом доверия. Бог требует теперь от человека не логических исследований, а преданности, сокрушенной совести и верующего сердца. - Т.о. общая мысль этого стиха такая. Люди не сумели воспользоваться как должно своим разумом для того, чтобы познать и найти себе спасение в этом, и потому Бог указал им новое средство ко спасению - веру в Него, веру в Распятого, какая представлялась для мудрецов совершенно неразумною, но которая действительно спасает тех, кто может ее воспитать в себе. Ап. здесь поясняет, почему он не сообщает Коринфянам того, что составляет продукт собственно человеческой мудрости: эта мудрость уже осуждена Богом на уничтожение!

22 - 23 Проповедь о Христе распятом явилась неприемлемою для иудеев, потому что они искали в Мессии силы, способности творить чудесные знамения (Мк 8.11 и сл.). Для греческого же культурного мира важнее всего в новой религии была ее сообразность с требованиями разума; они хотели в религии видеть мудрость , хотя бы небесного, а не земного происхождения. Между тем Ап. проповедывал, что Христос был распят. Это было совершенно несогласно с понятием иудеев о Мессии - великом царе и победителе своих врагов, грекам же казалась вся эта история простой басней. - Но не делал ли Христос знамений для иудеев? Да, делал, но все Его знамения и чудеса изгладились из их памяти, когда они увидели Его висящим на кресте. Они, конечно, подумали тогда, что раньше Он обманывал их Своими чудесами или же Сам был орудием диавольской силы.

24 Но те же иудеи и еллины, которым проповедь о кресте представлялась неразумием, совершенно иначе смотрят на крест, как скоро они становятся верующими. Последних называет здесь Ап. призванными , выдвигая таким образом на вид божественную деятельность - призвание - пред человеческой - усвоением чрез веру истин Евангелия. - Христос является Божиею силою и Божиею премудростью . Бог есть Творец , а во Христе мы становимся новым творением (Еф 4.24) - в этом сказывается Божия сила, Божие всемогущество. С другой стороны Бог есть сама премудрость , а в Господе Иисусе Христе открыты все тайны вечной Божественной премудрости (Еф 1.8,9).

25 Чтобы объяснить, каким образом немощное и юродивое с точки зрения человеческой было проявлением Божией силы и премудрости, Ап. говорит, что и вообще нельзя мудрость и силу Божию измерять по человеческой мерке. То, что кажется людям слабым и неразумным, на самом деле в руках Божиих является гораздо более действительным, чем все лучшие создания человеческие: оно мудрее, чем люди со всею их мудростью, и сильнее, чем люди со всею их силою. - Заметить следует, что Ап. здесь говорит только об отношении человеческой и Божией мудрости к делу человеческого спасения. Тут, действительно, все лучшие продукты человеческой мудрости не имеют никакой силы пред Божественным домостроительством, если они выступают самостоятельно, как соперники христианства в деле спасения людей. Но Ап. не отрицает высокого значения человеческой премудрости, как скоро она идет сама к свету Божественного откровения, подготовляя человека к усвоению спасения, даруемого Христом.

26 Что Бог не нуждался для осуществления Своих планов в мирской мудрости, об этом говорит и то, кого Он главным образом призвал при основании Церкви в Коринфе. Это были главным образом рабочие из гаваней Коринфских, разные корабельщики и другие люди низших слоев общества, которые не могли похвалиться ни знатностью, ни могуществом, ни благородством происхождения.

27 - 29 Из древних надписей в римских катакомбах видно, что и в Риме большинство христиан принадлежало к низшему или среднему классу общества (пекаря, садовники, хозяева таверн, отпущенники, иногда адвокаты). У Минуция Феликса христиане обозначаются как indocti, impoliti, rodes, agrestes (VII:12). Это обстоятельство, какое имело место и в Коринфе, представляет собою самое разительное свидетельство того, что христианство победило мир без всякой внешней помощи, а своею внутреннею силою. Целью у Бога было при этом - смирить человеческую гордость, которая мешала человеку обратиться за помощью к Богу, сознавши прежде свою немощь (ср. Рим 3.27).

30 - 31 Вместо гордости верующие должны возгревать в себе чувство благодарности к Богу за Его великие милости. - От Него и вы . Здесь следует прибавить выражение: существуете (в греч. εστε). Раньше они, можно сказать, не существовали (ср. 1Кор 1.28), а теперь они представляют собою, благодаря Богу, нечто очень важное. - Во Христе Иисусе . Христос дает им с избытком все, чего они были лишены во мнении мира, а что именно дает, об этом сказано в следующих словах. Прежде всего Он стал для них премудростью от Бога , - т.е. высшею мудростью, чем человеческая, о неимении которой, может быть, жалели коринфские христиане, - праведностью и освящением , - т.е. дает действительную праведность людям и ведет их по пути святости к предназначенной им цели (ср. Рим 1.18 и Рим 6.1 и сл.). Наконец Христос стал для нас искуплением т.е. вводит нас в вечную славу, какую имеет Сам, воскресит наши тела и прославит нас после этого в Своем Царстве (ср. Рим 8.18-30 и Лк 21.28; Еф 1.1, Еф 3.1, Еф 4.30; Евр 11.35). - Хвались Господом . Эти слова выражают основную мысль всего отдела, начиная с 13-го стиха. Не учителей веры следует восхвалять, а Самого Христа - Ему одному подобает Слава! (Хотя у пр. Иеремии под Господом разумеется Иегова , но Ап., очевидно, главным образом обозначает этим именем Христа ).

. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною .

1. Здесь (апостол) указывает на чревоугодников. Намереваясь снова обличать предавшегося прелюбодеянию, которое происходит от пресыщения и неумеренности, он сильно поражает эту страсть. Здесь говорит он не о запрещенных яствах, – они не позволительны, – а о тех, которые кажутся безразличными. Например: можно, говорит, есть и пить, но не следует – с неумеренностью. И вот что чудно и удивительно: как делает во многих других местах, так и здесь он показывает обратную сторону предмета и объясняет, что иногда состоящее в нашей власти не только бесполезно, но и обнаруживает не власть, а рабство. И во-первых, отклоняет от этого, как от неполезного, говоря: не на пользу, а во-вторых, как от ведущего к противоположному: «ничто не должно обладать мною» . Смысл слов его следующий: ты, говорит, властен есть; сохраняй же свою власть и смотри, чтобы не сделаться рабом этого пожелания. Кто надлежащим образом пользуется им, тот властен над ним; а кто предается ему неумеренно, тот не имеет власти, но становится рабом, а властвует над ним неумеренность. Видишь, как он доказал, что считающий себя властелином сам находится под властью?

Так, часто Павел, о чем раньше я говорил, обращает возражения в обратную сторону, – то же сделал он и здесь. Вот смотри: каждый из коринфян говорит: я властен пресыщаться; а он говорит: ты делаешь это, не как властелин, а как находящийся под властью. Если ты невоздержен, то не ты имеешь власть над чревом, а оно над тобою имеет власть. Тоже можно сказать и о деньгах и о всем прочем. «Пища для чрева» (). Чревом он называет здесь не желудок, а чревоугодие, как и в другом месте, когда говорит: «их бог – чрево» (), разумея не член (тела), но пресыщение. А что это так, выслушай дальнейшие слова: «и чрево для пищи. Тело же не для блуда, но для Господа» . Чрево также есть тело. Но Он делает два сочетания: брашна и чревоугодие, которое назвал чревом, Христос и тело. Что же значит: «пища для чрева» ? Пища, говорит, имеет тесную связь с чревоугодием, и чревоугодие с пищей; потому оно не может вести нас ко Христу, но влечет к пище. Это – жестокая и дикая страсть; она порабощает и принуждает служить себе. Для чего же ты, человек, пристращаешься к пище? Вот чем оканчивается это служение и более не ведет ни к чему; оно, покоряя, как бы какой госпоже, удерживает в этом рабстве и ничего другого не производит, кроме одной этой суеты. Притом, взаимно соединяясь, они взаимно и разрушают себя, «чрево брашн а и брашна чрев о», совершая бесполезное круговращение, подобно как согнивающее тело порождает червей, а черви уничтожают это тело, или как волна поднимаясь опускается и не производит более ничего. Он говорит это не о пище и теле, а порицает страсть чревоугодия и неумеренность в пище, как показывают дальнейшие слова: «но уничтожит и то и другое» разумеет не желудок, а неумеренное пожелание, не пищу, а пресыщение. Первого он не осуждает, но еще предписывает касательно его следующее правило: «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (). Он осуждает (порочное) действие и в заключение своей беседы исправляет его молитвой. А некоторые говорят, что в словах его заключается предсказание о состоянии в будущем веке, т.е. что там мы не будем ни есть, ни пить. Если же умеренное употребление пищи будет иметь конец, то тем более должно воздерживаться от неумеренности. Затем, чтобы кто не подумал, что он осуждает тело, чтобы не заключил, что он от части переносит осуждение на все целое, и не сказал, что тело по природе своей служит причиной прелюбодеяния, послушай, что он говорит далее: я, говорит, осуждаю не природу тела, а неумеренное сластолюбие души; потому и присовокупляет: «тело же не для блуда, но для Господа» . Оно создано не для того, чтобы ты жил невоздержно и прелюбодействовал, равно как и чрево не для того, чтобы ты предавался чревоугодию, но чтобы оно служило Христу, как главе, а Он был Господь телу. Устыдимся же и устрашимся, что мы, удостоившись такой чести, соделавшись членами Его, главенствующего над нами, бесчестим себя такими пороками! Таким образом достаточно обличив чревоугодников, (апостол) далее удерживает их от этого порока надеждой в будущем: "Бог , – говорит, – воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» ().

2. Видишь ли опять мудрость апостола? Достоверность воскресения он всегда доказывает примером Христа, и особенно теперь. Если тело наше есть член Христов, а Христос воскрес, то и тело, без сомнения, последует за Главою. «Силою Своею» . Так как он упомянул о предмете непостижимом и необъяснимом соображениями разума, то и приписывает воскресение Христово непостижимой силе Божией, не мало опровергая этим доказательством неверующих. О воскресении Христовом он не сказал: и Господа воскресит, – потому что оно уже совершилось, – а как? «Бог воскресил Господа» ; и доказывать это не было нужды. О нашем же воскресении, которого еще не было, сказал не так, но как? «Воскресит и нас силою своею» ; несомненным могуществом Виновника воскресения заграждает уста противников. А что он приписывает воскресение Христово Отцу, не смущайся этим. Такое выражение не означает, будто Христос бессилен, потому что сам Он говорил: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (); и еще: «имею власть отдать жизнь Мою и власть имею опять принять ее» (). И Лука в Деяниях говорит: «которым и явил Себя живым» (). Почему же Павел употребляет такое выражение? Потому, что свойственное Сыну приписывается Отцу и свойственное Отцу приписывается Сыну: «ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (). И весьма благовременно он упоминает здесь о воскресении; такими надеждами он обуздывает силу чревоугодия и как бы так говорит: ты ешь и пьешь невоздержно, – какой же конец этого? Никакого, кроме одного тления. Ты соединился со Христом, – какой конец этого? Великий и дивный: будущее воскресение, славное и превосходнейшее всякого описания.

Итак, пусть никто не сомневается в истине воскресения. Если же кто не верует, то пусть подумает, сколько (тварей Бог) сотворил из ничего, и примет это за доказательство истины воскресения: ведь то, что уже случилось, гораздо удивительнее и представляет непостижимое чудо. Смотри: Бог, взяв землю, смесил ее и образовал человека, – землю, которая прежде не существовала. Как же земля стала человеком? Как она из небытия приведена в бытие? Как произошло из ней все: бесчисленные роды животных, семян, растений, тогда как при этом не было болезней рождения, не ниспадал дождь, не было ни земледелия, ни волов, ни плуга, и ничего другого, что содействовало бы к их появлению? для того и произвел в начале из неодушевленного и бесчувственного вещества столько родов растений и бессловесных животных, чтобы тогда же внушить тебе истину воскресения. Сотворение непостижимее воскресения; не одно и то же – зажечь угасшую свечу, или произвести огонь, никогда не существовавший; не одно и то же – восстановить разрушившийся дом, или создать вовсе не существовавший. Здесь есть по крайней мере готовое вещество, а там не было и вещества. Потому Он сделал наперед труднейшее, чтобы ты допустил легчайшее, – труднейшее, говорю, не для Бога, но для нашего представления. Для Бога нет ничего трудного, но как живописец, написавший одну картину, легко может написать их и множество, так и Бог еще легче может сотворить бесчисленное множество миров; или лучше, как для тебя легко представить город и множество миров, так для Бога легко сотворить их, или даже гораздо легче. Ты по крайней мере употребляешь несколько времени на представление, а Бог – и того нет, но сколько камни тяжелее самых легких вещей или, лучше, разума нашего, столько наш разум уступает в быстроте творческой силе Божией. Ты удивляешься могуществу Его на земле? Подумай же еще, как произошло небо, прежде не существовавшее, как бесчисленные звезды, как солнце, как луна, которые все прежде не существовали? Еще, скажи мне, как по сотворении они держатся и на чем? Какое основание имеют они, равно как и земля? Что за землей? Что опять за тем, что за землей? Видишь ли, в какое недоумение впадает умственный взор твой, как скоро ты не прибегаешь к вере и к непостижимой силе Творца? Если же хочешь объяснять это делами человеческими, то можешь и таким образом несколько окрылить разум свой. Какими, скажешь, делами человеческими? Не видишь ли ты, как горшечники выделывают сосуд из смешанного и бесформенного вещества, как рудокопы из металлоносной земли извлекают золото, железо и медь, как выделывающие стекло обращают песок в твердое и прозрачное тело? Говорить ли о сыромятниках и красильщиках пурпуровых одежд, как они придают им один цвет вместо другого? Говорить ли о нашем рождении? Не малое ли семя, сперва не имеющее вида и очертания, сообщается в приемлющую его утробу? Каким же образом является живое существо? А пшеница? Не голое ли зерно бросается в землю? Не согнивает ли оно, будучи посеяно? Откуда же является колос, стебли и все прочее? Каким образом малое зернышко смоковницы, упавши на землю, часто производит корни, ветви и плоды? Все это ты допускаешь и не подвергаешь сомнению, а требуешь от Бога отчета только в том, как он преображает наше тело? Можно ли простить это?

3. Все это и подобное говорим мы язычникам; а верующим Писанию мне и говорить нет нужды. Если бы ты захотел исследовать все дела Божии, то чем был бы больше человека? Даже и дела многих людей мы не исследуем. Если же мы поступаем так по отношению к людям и не исследуем дел их, то тем более не должно исследовать премудрость Божию и требовать от нее отчета; и во-первых, потому, что Возвестивший достоин веры; во-вторых, потому, что самые дела Его не доступны суждениям разума. Бог не так немощен, чтобы производить только то, что может быть постигнуто твоим слабым разумом. Если ты не понимаешь дел художника, то тем более – высочайшего Художника, Бога. Итак, не сомневайтесь в истине воскресения; иначе вы будете весьма далеки от надежды (благ) будущих. И чем выражают свою мудрость или, лучше, свое безумие возражатели? Как, говорят они, воскреснет тело, когда оно смешается с землей, обратится в прах и рассеется по разным местам? Для тебя это кажется непостижимым, но не для недремлющего Ока; для Него все ясно. Ты не видишь раздельно того, что смешано, а Оно видит все; ты не знаешь и того, что в сердце ближнего, а Оно знает все. Если же ты не веруешь воскресению потому, что не знаешь, как Бог совершит воскресение, то, значит, не веруешь и тому, что Он знает сердечные помышления, которые также невидимы. Вещество тела и по разрушении остается видимым, а помышления невидимы. Потому Видящий невидимое со всей ясностью неужели не видит видимого и не может легко восстановить состава телесного? Очевидно, может.

Итак не сомневайся в (истине) воскресения; это (сомнение) – внушение диавольское. Диавол старается внушать это не только для того, чтобы не верили воскресению, но чтобы прекратились и погибли и дела добродетели. В самом деле, человек, не ожидающий воскресения и предстоящего отчета в делах своих, едва ли будет добродетелен, а не упражняющийся в добродетели не станет верить и воскресению; то и другое взаимно подкрепляется: порок неверием и неверие пороком. Обремененная грехами совесть, страшась и трепеща пред будущим воздаянием и не желая находить утешение в перемене к лучшему, старается успокоить себя неверием. Если ты будешь утверждать, что нет ни воскресения, ни суда, он скажет: следовательно, и я не буду отдавать отчета в грехах своих. Но что говорит Христос? «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (). Бог не совершил бы таких дел, если бы не хотел воскресить нас, но (предположил) разрушить и обратить в ничто; не распростер бы неба, не основал бы земли, не создал бы и всего прочего только для одной настоящей кратковременной жизни. Если же Он сделал столько для настоящей жизни, то чего не сделает для будущей? А если нет жизни будущей, то мы гораздо презреннее (тварей), созданных для нас; ведь и небо, и земля, и море, и реки, и даже некоторые из бессловесных животных долговечнее нас. Так ворон, порода слонов и многие другие животные долее нас пользуются настоящей жизнью. Наша жизнь коротка и многотрудна, а их – продолжительна и более чужда попечений и скорбей. Что же, скажи мне, неужели Бог сотворил рабов лучше их владык? Нет, увещеваю, человек, не думай так, не скудоумничай и не сомневайся в могуществе Бога, твоего Владыки. Бог благоволил сотворить тебя в начале бессмертным, но ты не захотел быть таким. Знамениями бессмертия были беседа с Богом и безбедственная жизнь, чуждая печалей, забот, трудов и всего временного. не имел нужды ни в одежде, ни в кровле, ни в других подобных вещах, но уподоблялся ангелам, предвидел многое в будущем и был исполнен великой мудрости; знал и то, что Бог сотворил тайно, именно касательно жены; потому и сказал: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (). Труд привзошел после, изнурение – после, стыд, страх и трепет – после, а прежде не было ни печали, ни болезни, ни воздыхания. Но (Адам) не устоял в этом достоинстве.

4. Почему же, скажешь, я страдаю и погибаю за него? Нет, не за него; и сам ты не без греха, но совершил, если не тот же самый, то другой грех. Притом наказание принесло тебе не вред, а пользу. Слова твои, может быть, имели бы некоторое основание, если бы ты навсегда остался смертным; а теперь ты бессмертен и, если захочешь, можешь просиять более солнца. Но, скажешь, если бы я имел тело не смертное, то не согрешил бы. А тот (Адам), скажн мне, смертное ли имел тело, когда согрешил? Нет, если бы тело его было смертно, то не была бы назначена ему в наказание. Впрочем смертное тело не служит препятствием к добродетели, но еще вразумляет и весьма много способствует, как видно из следующего: если одно ожидание бессмертия так надмило Адама, то, если бы он в самом деле был бессмертен, в какую не впал бы гордость? Теперь, согрешив, ты можешь исправиться потому самому, что тело твое уничиженно, слабо и подвержено разрушению; эти мысли могут вразумить тебя; а если бы ты грешил в бессмертном теле, то грехи твои, может быть, остались бы неисправимыми. Итак, не смертность причиною греха, – не обвиняй ее, – но злое произволение есть корень зол. Отчего тело не причинило вреда Авелю? Отчего бесплотность не принесла никакой пользы злым духам? Хочешь ли знать, как смертное тело не только не вредит, но еще доставляет пользу? Послушай, сколько доброго ты можешь получить от него, если будешь бдителен. Оно отклоняет и отвлекает тебя от зла болезнями, скорбями, трудами и тому подобным. Но, скажешь, оно влечет и к прелюбодеянию? Нет, не тело, а разнузданность: телу свойственно только то, о чем я выше сказал. Невозможно человеку, вступившему в эту жизнь, не терпеть болезней, скорбей и печалей; а не блудодействовать возможно. Потому, если бы пороки зависели от природы тела, то они были бы общи всем: все естественное таково и есть; а прелюбодеяние не таково; болезни происходят отсюда, а прелюбодеяние – от произволения. Итак, не обвиняй тела, чтобы диавол не отнял у тебя чести, которую даровал тебе Бог.

Если мы захотим, то тело может быть прекрасной уздой, укрощающей похоти души, смиряющей гордость, низлагающей тщеславие, способствующей нам к совершению великих добродетелей. Не говори мне о (людях) невоздержных: мы часто видим, как и кони несутся по стремнинам, свергнув возницу вместе с уздой, но не виним в том узду. Не она опустившись причинила это, но возница, не удержавший ее, все испортил. Точно так рассуждай и здесь. Если видишь молодого человека, живущего невоздержно и предающегося порокам, то обвиняй не тело, а влекомого возницу, т.е. разум. Как не вожжи причиняют зло вознице, а сам он бывает виновен во всем, не хорошо удерживая их, – потому они и подвергают его наказанию, запутывая его, увлекая и принуждая разделять с ними бедственную участь, так и здесь. Мы, говорят они, обуздывали коня, пока ты держал нас; а когда выпустил из рук, то мы подвергаем тебя наказанию за небрежность, запутываем и увлекаем тебя, чтобы впредь не случилось того же. Итак, никто не обвиняй вожжей, но себя самого и свою развращенную волю. Возница у нас – разум, вожжи, соединяющие коней с возницей, – тело. Если они будут удерживаемы хорошо, то не потерпишь ничего худого; а если выпустишь из рук, то испортишь и погубишь все. Будем же благоразумны и станем обвинять не тело, а злое расположение. Диавол всячески старается внушить неразумным, чтобы они обвиняли более тело, или Бога, или ближнего, а не свою развращенную волю, чтобы, постигнув истинную причину зла, они не вырвали ее с корнем. Но вы, зная коварство его, направьте на него гнев свой и, предоставив ярмо вознице, обратите умственный взор свой к Богу. В других делах назначающий подвиги сам нисколько не содействует, а только ожидает окончания; здесь же совершает все подвигоположник Бог. Будем же просить милости Его, и несомненно сподобимся будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 17.
Отец лжи

В то время, как жизнь является наследием праведных, смерть есть удел нечестивых. «Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Послание к Римлянам 6:23). Смерть, о которой здесь идет речь, не является той смертью, о которой было сказано Адаму, ибо все человечество несет наказание за его беззаконие. Здесь говорится о «смерти второй» (Откровение 20:14), которая находится в прямой противоположности с вечной жизнью. Единственным, кто обещал Адаму жизнь при непослушании, был великий обманщик. заявление, высказанное змеем Еве в Эдеме: «Нет, не умрете», - было первой проповедью о бессмертии души. Однако это заявление, основывающееся единственно на авторитете сатаны, эхом отдается с кафедр христианского мира и принимается большей частью человечества с такой же готовностью, с какой восприняли его наши прародители. Божественный приговор: «Душа согрешающая, она умрет» (Иезекииль 18:20) - был сведен к следующему: душа согрешающая не умрет, но будет жить вечно. Можно только удивляться тому ослеплению, которое делает людей такими легковерными в отношении слов сатаны и такими неверующими в отношении слов Божиих.

Вследствие греха Адама весь человеческий род стал подвластным смерти. Все равным образом сходят в могилу. И, с другой стороны, план спасения предлагает всем освобождение от могилы. «Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных». (Деяния Апостолов 24:15). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». (1 Послание к Коринфянам 15:22). Но между этими двумя классами проведена граница. «Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». (Евангелие от Иоанна 5:28, 29). Найденные достойными воскресения жизни - «блаженны и святы». «Над ними смерть вторая не имеет власти». (Откровение 20:6). Но тех, которые через раскаяние и веру не получили прощения, ожидает расплата за беззаконие - «возмездие за грех». Они будут нести различное по продолжительности и силе наказание согласно их делам, которое в конце концов окончится второй смертью. Так как согласно Своей справедливости и милосердию Бог не может спасти грешника в его грехах, Он лишает его жизни, право на которую он сам утратил и доказал своей жизнью, что он ее недостоин. Так говорит вдохновенный писатель: «Еще не много, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его». (Псалтирь 36:10). «И будут - как бы их нс было». (Авдий 16 стих). Покрытые позором, они исчезнут в безнадежном вечном забвении.

Так будет положен конец греху со всем вызванным им горем и разрушением. Псалмопевец говорит: «Ты... погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. У врага совсем не стало оружия». (Псалтирь 9:6, 7). Иоанн в Откровении, взирая в будущую вечность, слышал хвалебный гимн всей Вселенной, к ни один фальшивый звук не нарушал его гармонии. Все творение как на небе, гак и на земле возносило славу Богу. (Откровение 5:13). Там не будет ни одной погибшей души, хулящей Бога в своих нескончаемых муках; никакие несчастные существа в аду не будут смешивать свои стоны с гимнами спасенных.

Заявление, высказанное змеем Еве в Эдеме: «Нет, не умрете», - было первой проповедью о бессмертии души. Однако это заявление, основывающееся единственно на авторитете сатаны, эхом отдается с кафедр христианского мира и принимается большей частью человечества с такой же готовностью, с какой восприняли его наши прародители.

Награда до суда?

Прежде чем получить возможность войти в жилища святых, их дела должны быть исследованы, их характеры и поступки должны быть рассмотрены Богом. Все будут судимы согласно написанному в книгах и получат награду в соответствии со своими делами. Этот суд не будет происходить при смерти. Обратите внимание на слова Павла: «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». (Деяния Апостолов 17:31). Здесь апостол ясно говорит об установлении определенного времени, в которое будет проходить суд над миром, и которое тогда было еще в будущем.

Иуда также ссылается на это время: «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». И далее он цитирует слова Еноха: «Се, идет Господь со тьмами святых [Ангелов] Своих - сотворить суд над всеми». (Послание Иуды 6, 14, 15). Иоанн говорит: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были,... и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». (Откровение 20:12).

Но если одни мертвые уже радуются на небе, а другие мучатся в аду, зачем же тогда еще и будущий суд? Учение Слова Божия относительно этих важных вопросов определенно и ясно, и даже самые простые люди могут разобраться в нем. Но что может искренний человек найти справедливого и разумного в общераспространенной теории? Как могут праведники после следственного суда услышать слова: «Хорошо, добрый и верный раб! ... войди в радость господина твоего» (Евангелие от Матфея 25:21), когда они уже вместе с Ним, возможно, уже в течение длинных веков? А нечестивые будут собраны со всех уголков ада, чтобы услышать приговор из уст Судьи всей земли: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный»? (Евангелие от Матфея 25:41). О, какая страшная насмешка! Какое позорное обвинение против мудрости и справедливости Божией! Нигде в Священном Писании мы не находим такого утверждения, что сразу же после смерти праведные получают свою награду, а нечестивые - наказание. Ни патриархи, ни пророки не оставили нам такого заверения. Ни Христос, ни апостолы Его не сделали никакого намека относительно этого. Библия ясно учит, что умершие не переходят сразу же на небо. О них говорится как о спящих до воскресения. (1 Послание к Фессалоникийцам 4:14; Иов 14:10-12). В тот день, когда рвется серебряная цепочка, и разрывается золотая повязка (Екклесиаст 12:6), исчезают и все помышления человека. Сходящие в могилу пребывают в безмолвии. Мертвые ничего не знают о том, что делается под солнцем. (Иов 14:21). Утомленные праведники покоятся в блаженном отдыхе. Время, - длинно оно, или коротко, - равняется для них одному мгновению. Они спят; и труба Господня пробудит их для славного бессмертия. «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными.... Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „поглощена смерть победою"». (1 Послание к Коринфянам 15:52-54). И когда они пробудятся от своего глубокого сна, их мышление восстановится там, тле оно было прервано в момент смерти. Последний миг их сознания был сражен острием смерти; последняя мысль, осенившая их, говорила им о том, что они сделались добычей могилы. Когда же они встанут из могилы, их первая радостная мысль выльется в победоносный возглас: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Послание к Коринфянам 15:55).

Извращение учения Библии

Служение святых ангелов, как это представлено в Священном Писании, является одной из самых утешительных и драгоценных истин для каждого последователя Христа. Но эта библейская истина омрачена и извращена заблуждениями популярной теологии. Учение о естественном бессмертии, вначале заимствованное из языческой философии и внедренное в христианскую веру во время великого отступления, заняло место истины, которая так определенно и понятно изложена на страницах Священного Писания, а именно – что «мертвые ничего не знают». (Екклесиаст 9:5). Многие поверили тому, что «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Послание к Евреям 1:14), являются духами умерших. И такое убеждение господствует вопреки определенному свидетельству Библии о существовании небесных ангелов и их тесной связи с историей человека, еще прежде чем умерло какое-либо человеческое существо.

Корень и основание спиритизма

«Протестанты-реформаторы отвергли идею преддверия ада и чистилища, хотя эта идея и осталась частью римско-католической теологии... Как Мартин Лютер, так и Джон Калвин считают наказания ада вечными, но фигуральными, наиболее постижимыми мучениями, отчуждающими от Бога.» -US. News & Word Report, 25 марта 1991 г., стр. 59.

Учение о сознательном состоянии человека после его смерти, особенно вера в то, что духи умерших возвращаются, для того, чтобы служить живым, приготовило путь для современного спиритизма. Если умершие находятся в присутствии Бога и святых ангелов и имеют гораздо больше познаний, нежели они имели прежде, почему бы им не возвращаться на землю, чтобы просвещать и наставлять живых? Если, как учат популярные богословы, духи умерших витают над их друзьями на земле, почему бы им не общаться с ними, не предостерегать их от несчастья и не утешать в скорби? Как же могут те, которые верят в сознательное состояние человека после смерти, отвергать то, что приходит к ним в виде Божественного света, доставляемого прославленными духами? И этим священным, каким его считают, путем, сатана работает, приводя в исполнение свои намерения. Павшие ангелы, исполняющие его повеления, являются людям как вестники из духовного мира. Убеждая людей верить, что они имеют связь с умершими, князь тьмы подвергает их разум своему магическому влиянию.

«Протестанты-реформаторы отвергли идею преддверия ада и чистилища, хотя эта идея и осталась частью римско-католической теологии... Как Мартин Лютер, так и Джон Калвин считают наказания ада вечными, но фигуральными, наиболее постижимыми мучениями, отчуждающими от Бога.» -US. News & Word Report, 25 марта 1991

«Духи обольстители»

Он [сатана] обладает силой представлять людям внешность их умерших друзей. Подделка совершенна; знакомая наружность, слова, голос воспроизводятся с изумительной точностью. Многие радуются тому, что дорогие им люди счастливо живут на небе, и, не подозревая ни о какой опасности, они «внимают духам обольстителям и учениям бесовским». (1 Послание к Тимофею 4:1).

Когда они склонены к тому, чтобы поверить, что умершие возвращаются, чтобы общаться с ними, сатана вызывает появление тех, которые сошли в могилу неприготовленными. Они утверждают, что они счастливы на небе и даже занимают там высокое положение; таким образом повсюду широко распространяется заблуждение о том, что не существует никакой разницы между праведником и нечестивым. Эти якобы посетители из мира духов иногда высказывают предостережения, оказывающиеся верными. Вкравшись таким образом в доверие человека, они представляют такие учения, которые подрывают веру в Священное Писание. Проявляя внешне глубокую заинтересованность в благополучии своих друзей, они стараются внушить им в высшей степени опасные заблуждения. Тот факт, что они излагают некоторые истины, могут иногда предсказывать будущие события, придает их лжи правдоподобный характер, и многие принимают их лжеучения с такой готовностью и верят им так безоговорочно, как будто они являются самыми священными истинами Библии. Закон Божий устраняется, дух благодати отвержен, и кровь Завета не имеет больше никакого святого значения. Духи отрицают Божественность Христа и даже ставят Творца на одну ступень с собой. И таким путем, скрываясь под новой маской, великий мятежник продолжает вести свою борьбу против Бога, начатую на небе и продолжающуюся вот уже почтя шесть тысяч лет на земле.

Библия ясно учит, что умершие не переходят сразу же на небо. О них говорится как о спящих до воскресения.

Злые духи действи тельно существуют!

Многие стараются объяснить спиритические проявления, полностью приписывая их мошенничеству и ловкости рук медиума. Однако, в то время как действительно результаты надувательства часто выдавались за подлинные проявления, были. и явные проявления сверхъестественной силы. Таинственные стуки, с каких современный спиритизм начал свое существование, не были плодом человеческой ловкости и обмана, но прямой работой злых ангелов, которые таким образом выдвинули одно из самых успешных, губящих души людей, заблуждений. Многие будут пойманы в ловушку, будучи убеждены, что спиртизм является лишь человеческим обманом, но, столкнувшись лицом к лицу с проявлениями сверхъестественной силы, они будут обмануты и примут их за великую силу Божию.

Такие люди прошли мимо свидетельства Священного Писания относительно чудес, совершаемых сатаной и его агентами. Благодаря сатанинскому содействию, маги фараона подражали работе Божией. Апостол Павел говорит, что перед вторым пришествием Христа будет действовать та же сатанинская сила. Пришествию Господа будет предшествовать «действие сатаны со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением». (2 Послание к Фессалоникийцам 2:9,10). И апостол Иоанн, описывая чудодейственную силу, которая проявится в последние дни, говорит: «И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить..., он обольщает живущих на земле». (Откровение 13:13, 14). Здесь говорится не о мошенничестве. Люди обмануты чудесами, которые агенты сатаны совершают в действительности, не создавая лишь видимость этого.

Князь тьмы, который столько времени изощрял свою гигантскую силу мышления в работе обмана, искусным образом применяет свои искушения к людям всех классов и при всех условиях. Образованным и воспитанным людям он преподносит спиритизм в самых тонких интеллектуальных формах, и многие таким образом попались в его сети. О мудрости, предлагаемой спиритизмом, апостол Иаков говорит, что она «не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская». (Послание Иакова 3:15). Это, однако, великий обманщик скрывает, когда маскировка лучше всего служит его цели. Он, который пришел ко Христу в пустыню искушения как сияющий серафим, и людям также является как ангел света. Он апеллирует к разуму посредством возвышенных тем, всевозможными захватывающими картинами разжигает воображение и действует на чувства красочными описаниями любви и великодушия. Он окрыляет человеческий разум воображением возвышенных полетов, внушая людям огромное чувство уверенности в собственной мудрости, чтобы они в сердце своем отвергли Предвечного. Это могущественное существо, которое взяло Спасителя мира на весьма высокую гору и показало Ему все царства земли и славу их (Евангелие от Матфея 4:8-9), преподнесет свои искушения таким образом, чтобы ввести в заблуждение органы чувств тех, кто не будет защищен Божественной силой.

Люди обмануты чудесами, которые агенты сатаны совершают в действительности, не создавая лишь видимость этого.

Остерегайтесь сетей!

Но никто не должен быть обманут ложными заявлениями спиритизма. Бог осветил мир достаточным светом, чтобы жители его были в состоянии обнаружить сети и уловки дьявола. Как уже было показано, учение спиритизма в своей основе резко противоположно определенному и ясному учению Священного Писания. Библия учит, что мертвые ничего не знают и ни о чем не думают; что они не участвуют ни в чем, что делается под солнцем; что им ничего не известно о радостях или переживаниях тех, кто был когда-то им дорог на земле.

Более того, Бог прямо запретил всякое общение с духами умерших. Во дни Евреев тоже были такие люди, которые, как и современные спириты, заявляли, что они имеют связь с умершими. Но о таких «духах друзей», как называли этих пришельцев из другого мира, Библия говорит как о «бесовских духах». (Откровение 16:14; сравни Числа 25:1-3; Псалтирь 105:28; 1 Послание к Коринфянам 10:20). Всякое общение с такими духами считалось мерзостью перед Богом, и самым торжественным образом было объявлено, что виновники будут подвержены смертельному наказанию. (Левит 19:31; 20:27). Даже само слово «колдовство» в наши дни произносится с презрением. Люди думают, что утверждения о возможности связи со злыми духами - это басни, принадлежащие мрачному средневековью. Но. спиритизм, насчитывающий сотни тысяч и даже миллионы приверженцев, проник в научный мир, церкви, законодательные органы и даже в царские дворы, являясь не чем иным, как перезамаскированным возрождением величайшего обмана древнего колдовства, осужденного и запрещенного Богом.

Даже если бы не существовало никакого другого доказательства подлинного характера спиритизма, то уже одного того, что духи не делают никакого различия между праведностью и грехом, между благородными и чистыми апостолами Христа и самыми развратными слугами сатаны, достаточно, чтобы открыть глаза христианину на этот великий обман. Эти духи лжи, выдавая себя за апостолов, противоречат всему тому, что последние писали под влиянием Святого Духа еще живя на земле. Они отрицают Божественное происхождение Библии и таким образом разрушают основание христианской надежды и устраняют свет, освещающий путь к небу. Сатана склоняет людей верить, что Библия - это не более чем вымысел или всего лишь книга, бывшая пригодной на заре человечества, но теперь не заслуживающая серьезного внимания и могущая быть устраненной как устаревшая. А для того, чтобы восполнить место Слова Божия, он предлагает спиритические проявления. Он проявляет в этом пункте особенную бдительность, и посредством этого канала он склоняет мир верить всему, чему он хочет, чтобы он верил. Книгу, которая будет судить его и его последователей, он оставляет в тени, где это ему нужно. Спасителя мира он сделал не более чем обыкновенным человеком. И подобно тому, как стерегущая могилу Иисуса римская стража распространила ложь, внушенную им священниками и старейшинами, чтобы таким путем опровергнуть Его воскресение, так поступают и приверженцы различных духовных проявлений, стараясь создать впечатление, что в жизни нашего Спасителя не было ничего чудесного. Отодвигая таким образом Иисуса на задний план, они привлекают внимание к своим собственным чудесам, как далеко превосходящим дела Христа.

Астролог Джоан Квигли сказала в четверг, что астрологические советы, которые она давала Нэнси Рейган во время президентства (США) Рональда Рейгана, повлиял на ход истории как в большом, так и в малом... она предсказала время некоторых событий, происшедших во время его президентства, с точностью не то что до минуты, но и иногда и с точностью до секунды. -The Morning News Tribune, пятница, 16 марта 1990 г.

Я зажигаю белую свечу во имя чистоты и благословения. Я читаю Библию и взываю прямо к существам. Я говорю им, что они в западне и что я здесь, чтобы забрать их оттуда.» -Psychic Teresa Carol, The News Tribune, Такома, Вашингтон, 30 октября 1988 г.

Спиритизм вторгается в христианство

Современный спиритизм меняет некоторые свои формы и облекается в христианские одежды, это так. Но принципы его учения уже на протяжении многих лет проповедуются и издаются в печати, и поэтому ничто не может скрыть его настоящего характера. Эти учения нельзя ни отрицать, ни скрыть.

Даже и в этой своей теперешней форме, будучи не более достоин терпимого к нему отношения, чем раньше, он является еще более опасным обманом вследствие своей еще большей коварности. Если в прошлом спиритизм отвергал Христа и Библию, то в настоящее время он притворяется, что принимает и то и другое. Библия истолковывается в таком виде, в каком это нравится невозрожденному сердцу, в то время как ее торжественные и живые истины обесцениваются. Любовь, главное свойство Божие, низведена до уровня жалкого сентиментализма, не делающего почти никакого различия между добром и злом. Справедливость Божия, Его предостережения относительно греха, требования Его святого закона, - все это оставляется без внимания. Народ учат относиться к десятисловию как к мертвой букве. Чувства людей пленяются приятными и чарующими баснями, побуждающими их отвергать Библию как основание их веры. Христос отвержен, как и прежде, но сатана так ослепил глаза народа, что они совершенно не замечают обмана.

Только немногие имеют правильное представление об обольстительной силе спиритизма и опасности его влияния. Многие интересуются им только из любопытства. Они по-настоящему не верят в него и пришли бы в ужас при мысли подчиниться власти духов. Но они дерзают вступать на запрещенную территорию, и могущественный губитель проявляет над ними свою власть против их воли. Только один раз отдав свой разум в его распоряжение, они становятся его рабами. И своей собственной силой они уже не смогут освободиться из-под его коварных чар. Только сила Божия, посланная в ответ на самую серьезную молитву веры, может освободить эти обманутые, запутавшиеся души.

Пророк Исаия говорит: «И когда скажут вам: „обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям", тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». (Исаия 8:19,20). Если бы люди были готовы принять так ясно изложенную на страницах Священного Писания истину относительно природы человека и состояния умерших, они увидели бы тогда в заявлениях и проявлениях спиритизма работу сатаны со всякою силою и знамениями и чудесами ложными. Но, вместо того чтобы отказаться от свободы, столь приятной плотскому сердцу и оставить любимые грехи, многие закрывают глаза на свет и идут вперед, невзирая ни на какие предостережения, и так до тех пор, пока сатана не опутает их своими сетями, и они не станут его добычей. Так как «они не приняли любви истины для своего спасения», то «за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи». (2 Послание к Фессалоникийцам 2:10, 11).

Только немногие имеют правильное представление об обольстительной силе спиритизма и опасности его влияния. Многие интересуются им только из любопытства.

Те, которые сопротивляются учению спиритизма, ведут борьбу не только с людьми, но и с сатаной и его ангелами. Они сражаются против начальств, властей и духов злобы поднебесных. Сатана не уступит ни одной пяди своей территории, если только не будет отброшен силой небесных вестников. Народ Божий должен быть в состоянии встретить его так, как это сделал наш Спаситель, - со словами: «Так написано». Сатана и теперь так же может цитировать Священное Писание, как и во дни Христа, и он будет извращать библейские учения, чтобы таким образом поддержать свой обман. Те, которые желают остаться твердыми в это опасное время, должны сами для себя уяснить свидетельство Священного Писания.

Бесы будут выдавать себя за родственников

Ко многим явятся бесовские духи под видом умерших родственников или друзей и будут возвещать им самые опасные заблуждения. Эти посетители будут взывать к нашим самым нежнейшим чувствам и будут совершать чудеса, чтобы придать большую силу и власть своим словам. Мы должны быть подготовлены к тому, чтобы встретить их с библейской истиной о том, что мертвые ничего не знают, и что являющиеся под их видом есть не кто иные, как бесовские духи.

Мы стоим в преддверии «годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». (Откровение 3:10). Все те, вера которых прочно не обоснована на Слове Божием, неправедным обольщением» (2 Послание к Фессалоникийцам 2:10), чтобы подчинить себе детей человеческих, и его обольщения будут постоянно возрастать. Но он только тогда сможет достигнуть своей цели, когда люди добровольно уступят его искушениям. Те, которые искренне стремятся приобрести знание истины и ведут борьбу, чтобы путем послушания очистить свою душу, которые делают все возможное со своей стороны, чтобы приготовить себя к предстоящей борьбе, найдут в Боге Истины надежную защиту. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя» (Откровение 3:10), - так гласит обетование Спасителя. Он скорее пошлет на защиту Своего народа всех небесных ангелов, чем допустит, чтобы хотя бы одна душа, доверившаяся Ему, была побеждена сатаной.

Пророк Исаия говорит о том страшном обмане, который постигнет нечестивых, и который будет склонять их верить, что они находятся в безопасности от судов Божиих. «Мы заключили союз со смертью, и с преисподней сделали договор; когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя». (Исаия 28:15). К описанному здесь классу людей относятся и те, которые в своей упорной нераскаянности будут льстить себя надеждой, что нет никакого наказания для грешника; что все люди, как бы испорчены они ни были, будут взяты на небо и станут, как ангелы Божии. Но гораздо более заключают союз со смертью и договор с преисподней те, которые отвергают истины, предусмотренные Небом как защита для праведника во дни скорби, и ищут убежище во лжи, предлагаемой дьяволом - в обманных утверждениях спиритизма.

«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего». - Второзаконие 18:10-12.