Понятие природных особенностей человека. Экологические особенности человека. Антропогенез. Биосоциальная природа человека. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности

Понятие природных особенностей человека. Экологические особенности человека. Антропогенез. Биосоциальная природа человека. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности

Развитие индивида определено генными структурами, которые присущи человеку как биологическому виду. Гены влияют на психическое развитие человека, его поведение и познавательные возможности.

Совокупность признаков организма, обусловленных генетическим фактором, называют генотипом. Генотип является основой для развития новых признаков, необходимых для существования организма в усложняющейся среде. В генотипе человека закодированы признаки, обеспечивающие существование в природной и социальной среде.

Генотип определяет сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые свойства личности. Все психические особенности человека, обусловленные генотипом, имеют природную основу и составляют структуру эндопсихики.

Эндопсихика – это основные психические и психофизиологические функции, заданные врожденными биологическими механизмами. К ним относят: сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие свойства личности.

Генотипические признаки человека появляются по мере созревания организма в процессе активного взаимодействия со средой. К ним относят:

Прирожденную способность к членораздельной речи;

Прирожденные признаки телесной организации человека;

Природную основу физической и психической деятельности;

Проявление свойств темперамента;

Протекание простейших психических реакций;

Особенности познавательной и умственной деятельности.

Генотип влияет на динамику созревания головного мозга и всех функций организма, определяет типичные признаки каждого индивида. В генотипе могут быть отклонения в лучшую или худшую сторону, оказывающие большое влияние на индивидуальное психическое развитие ребенка.

Нормальное развитие физических и психических свойств индивида, обусловлено генотипом и воздействием среды. С возрастом, роль генотипа постепенно уменьшается, возрастает влияние среды. Человек развивается, приобретая жизненный опыт.

В результате взаимодействия генотипа и влияния среды, формируются признаки фенотипа.

Фенотип – это любой, поддающийся наблюдению признак организма. К признакам фенотипа относят:

1. Морфологический (анатомический) - общий вид фигуры, развитие костно-мышечной системы, рост, ширина плеч, длина туловища, ног, развитие грудной клетки и мышц плечевого пояса.

2. Физический - тип сложения, половые, возрастные и расовые особенности.

3. Поведенческий – взгляд, поза, жестикуляция мимика, социальные формы поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Контрольная работа

по предмету:

« Психодиагностика »

на тему:

« Диагностика природных психофизиологических особенностей человека »

Введение

Диагностика природных психофизиологических особенностей

Заключение

Литература

Введение

К природным психофизиологическим особенностям человека относятся физиологические свойства нервной системы, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. В качестве основных свойств нервной системы В.Д. Небылициным выделены: сила, динамичность, лабильность и подвижность нервных процессов.

Под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления или охранительного торможения.

Динамичность нервной системы - это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов.

Лабильность - свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса.

Подвижность нервной системы - скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, которые и предлагаются в нашей работе.

Диагностика природных психофизиологических особенностей

Испытуемый - мужчина, 22 года, образование среднее техническое, работающий.

Исследовались следующие психофизиологические характеристики : сила нервной системы, уравновешенность нервной системы, подвижность нервной системы и работоспособность.

Методики 1.1, 1.2 и 1.3 позволяют путем анализа ответов на вопросы анкеты определить выраженность свойств нервной системы (подвижность, уравновешенность, сила).

Оборудование к методикам 1.1, 1.2 и 1.3 : Для проведения обследования необходимо иметь анкеты (по количеству обследуемых), карандаши, листы для регистрации ответов.

Инструкция к методикам 1.1, 1.2 и 1.3 : «Вам будет предложено ответить на вопросы анкеты. На каждый вопрос вы должны дать ответ, выбрав один из четырех предложенных. На розданных листах поставьте вертикальную колонку номеров вопросов (от 1 до 10), напротив номеров регистрируйте ответы, проставляя букву, соответствующую выбранному вами варианту».

Обработка результатов во всех трех методиках проводится одинаково. Подсчитывается общее количество ответов «В» и «Г», по таблице определяется балл, а в соответствии с ним степень выраженности качества.

1.1 Методика «Сила нервной системы»

5 баллов - преобладает сила нервной системы,

4 балла - имеет место сила нервной системы,

2 балла - имеет место слабость.

1 балл - преобладает слабость.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 3, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 2 баллам.

Вывод : У испытуемого имеет место слабость нервной системы.

1.2 Методика «Уравновешенность нервной системы» .

Шкала бальной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:

5 баллов - преобладает уравновешенность,

4 балла - имеет место уравновешенность,

3 балла - свойство неопределенно,

2 балла - имеет место неуравновешенность.

1 балл - преобладает неуравновешенность.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 4, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 3 баллам.

Вывод : Нельзя определенно говорить о степени уравновешенности нервной системы у испытуемого.

1.3 Методика «Подвижность нервной системы»

Шкала бальной оценки свойств нервной системы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим образом:

5 баллов - преобладает подвижность,

4 балла - имеет место подвижность,

3 балла - свойство неопределенно,

2 балла - имеет место инертность.

1 балл - преобладает инертность.

Результаты обследования : сумма ответов «В» и «Г» у испытуемого равна 7, что в переводе по шкале балльных оценок соответствует 4 баллам.

Вывод : У испытуемого имеет место подвижность нервной системы.

1.4 Методика «Определение свойств нервной системы по психомотор ным показателям (Теппинг-тест)»

Оборудование : Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203*283), разделенные на шесть (расположенных по три в ряд) равных прямоугольников, секундомер, карандаш.

Экспериментатор подает сигнал «Начали», а затем через каждые 5с дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5с работы в шестом квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Инструкция: «По сигналу экспериментатора вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5с необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов . Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

- Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- Нисходящий тип : максимальный темп снижается уже со второго пятисекундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- Промежуточный тип : темп работы снижается после первых 10-15с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая;

- Вогнутый тип : первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным нарастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2 минут.

Результаты обследования : на основании полученных при обследовании испытуемого результатов, построим график. По оси абсцисс откладываем пятисекундные промежутки времени, а по оси ординат - количество точек в каждом квадрате.

Вывод : У испытуемого график динамики максимального темпа движения рук нисходящего типа, что свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и, как следствие, низкой работоспособности.

Заключение

Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования природных психофизиологических особенностей испытуемого, можно сделать следующие выводы:

1. У испытуемого ни одно из основных свойств нервной системы не выражено максимально сильно, все в пределах средних показателей.

2. У испытуемого имеет место слабость нервной системы.

3. Нельзя определенно говорить о степени уравновешенности нервной системы у испытуемого.

4. У испытуемого имеет место подвижность нервной системы.

5. У испытуемого график динамики максимального темпа движения рук нисходящего типа, что свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и, как следствие, низкой работоспособности.

Испытуемому можно рекомендовать в силу относительной слабости нервной системы наиболее сложные и значимые задачи решать в начале работы, обязательно чередовать периоды работы с отдыхом для восстановления работоспособности. По возможности во время работы уменьшить влияние любых внешних отвлекающих раздражителей. Возможно во время работы переключение с одного вида деятельности на другой без потери качества.

нервная система психофизиологический уравновешенность

Список л итератур ы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наук,думка, 1989

2. Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб., 2007

3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ,1990

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995 г.

5. Шапарь, В.Б. Рабочая книга практического психолога. - М.: АСТ, 2007

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Порядок возникновения, динамики ощущений, закономерности их развития. Важнейшие показатели функционального состояния центральной нервной системы. Изменения психофизиологических характеристик при невротических расстройствах. Оценка силы нервных процессов.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Теоретические подходы к изучению структуры индивидуальности, сила нервной системы как природная предпосылка индивидуальности, мотивация и темперамент. Экспериментальное исследование взаимосвязи силы нервной системы и особенностей мотивационной сферы.

    дипломная работа , добавлен 04.09.2010

    Изучение влияния типа нервной системы на развитую степень проявления внимания. Психодиагностическое исследование типов нервной системы и свойств внимания. Свойства темперамента. Характеристика подросткового возраста. Формирование усидчивости и поведения.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Причины утомления, способы повышения и экспериментальное изучение умственной работоспособности учащихся. Работоспособность человека и причины возникновения утомления. Индивидуальные особенности нервной системы человека и результаты её исследований.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на поведение и поступки. Зависимость темперамента и характера от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности; формирование характера.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Основные свойства нервной системы, их влияние на успешность младших школьников. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина. Эмпирическое исследование взаимосвязи типов нервной системы и успешности.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Теоретический анализ связи уровня стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа людей, работающих на вредном производстве. Исследование зависимости стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей мужчин.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2003

    Электроэнцефалографическая методика диагностики лабильности нервной системы. Характер в структуре личности. Связь основных свойств нервной системы с темпераментом, характером. Типы высшей нервной деятельности по Павлову. Анализ графиков работоспособности.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Этапы становления личности. Эволюция взглядов на понятие "темперамент". Характер человека, его черты. Волевые качества личности. Типологические различия высшей нервной деятельности. Основные типы нервной системы: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

    презентация , добавлен 23.04.2014

    Современные классификации соматотипов, их взаимосвязь с психическим статусом. Нейродинамические свойства человека с позиций психофизиологии. Определение особенностей процессов нейродинамики у молодых женщин с астеническим и гиперстеническим телосложением.

  • § 6. Отечественные работы в области психологической диагностики
  • ГлаваIiклассификация психодиагностических методик § 1. Типы диагностических методик
  • § 2. Методики высокого уровня формализации
  • § 3. Малоформализованные методики
  • Г л а в аIiiтребования к построению и проверке методик § 1. Стандартизация
  • § 2. Надежность и валидность
  • ГлаваIvдиагностика умственного развития и общих способностей § 1. Умственное развитие и интеллект
  • § 2. Диагностика интеллектуального уровня тест д. Векслера
  • § 3. Тест р. Амтхауэра
  • § 4. Неязыковые тесты, тесты действия и свободные от влияния культуры тесты
  • § 5. Теоретические вопросы. Тестирования интеллекта
  • § 6. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии
  • § 7. Изучение креативности в зарубежной психологии
  • § 8. Диагностика креативности
  • § 9. Проблемы отечественной психодиагностики умственного развития
  • § 10. Изучение и диагностика креативности в отечественной психологии
  • ГлаваVдиагностика способностей § 1. Что такое способности
  • § 2. Диагностика специальных способностей
  • § 3. Диагностика профессиональной пригодности
  • § 4. Тесты специальных способностей и профконсультация
  • ГлаваViдиагностика уровня достижений § 1. Диагностика учебных достижений
  • § 2. Диагностика профессиональных достижений
  • ГлаваViiдиагностика природных психофизиологических особенностей человека § 1. Понятие о природных особенностях человека
  • § 2. Методики диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей человека
  • § 3. Бланковые методики диагностики лабильности и силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности
  • § 4. Метод наблюдения
  • ГлаваViiiпсиходиагностическое изучение некоторых параметров личности § 1. К проблеме диагностики параметров личности
  • § 2. Психологические принципы и методы диагностики мотивации
  • § 3. Принципы и методы диагностики самосознания
  • § 4. Принципы и методы диагностики межличностных отношений
  • § 5. Изучение морально-психологического статуса
  • § 6. Опросники и проективные методики
  • § 7. Изучение личности в возрастном плане
  • § 8. Новое направление в разработке личностных методик
  • ГлаваIxпсиходиагностика развития младенцев и дошкольников § 1. Диагностика развития младенцев
  • § 2. Диагностика развития дошкольников
  • ГлаваXпсихологическая диагностика в клинико-консультационной работе § 1. Из истории возникновения клинической психодиагностики
  • § 2. Методы клинической диагностики
  • ГлаваXiкритериально-ориентированное тестирование (корт)
  • § 1. Разработка методик корт, диагностирующих математическое мышление
  • § 2. Диагностика развития естественнонаучного мышления
  • § 3. Критериально-ориентированные тесты для диагностики сформированности естественнонаучного мышления
  • ГлаваXiiосновные тенденции развития психодиагностики
  • ГлаваXiiiсоциальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста
  • ГлаваXivпростейшие методы статистической обработки материалов психологических исследований
  • Приложение I этические стандарты психологов12
  • Приложение II статистические таблицы значимости
  • ГлаваViiдиагностика природных психофизиологических особенностей человека § 1. Понятие о природных особенностях человека

    В нашей стране в начале 50-х гг. сложилось и успешно развива­ется оригинальное направление диагностических исследований пси­хофизиологических особенностей человека. Оно получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами выдающихся психологов - Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Ра­бота школы Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. Как известно, эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Зада­ча же работ Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына и их сотрудников со­стояла в экспериментальном изучении этой проблемы применитель­но к человеку.

    В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Так, Б.М. Теплов (1985) писал, что к числу индивидуальных различий, которые прежде всего бросаются в глаза, можно отнести такие важные черты, как убеждения, интересы, знания, умения, навыки, т.е. все то, что индивид приобретает в результате взаимодействия с окружающей средой и что составляет содержание его психики. Но в то же время нельзя не заметить, что люди отличаются друг от друга тем, как формируются у них умения и привычки, как усваи­вают они знания. Иными словами, кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, люди различаются по некоторым динамическим, формальным особенностям своего психи­ческого склада и поведения (быстроте, темпу, работоспособности, чувствительности). Если содержание человеческой психики по сво­ему происхождению социально и передается от поколения к поко­лению только в порядке социальной преемственности, то иначе об-стоит дело с формально-динамическими характеристиками психиче­ских процессов. Индивидуальная выраженность этих параметров определяется некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы. Давая определение свойст­вам нервной системы (сокращенно СНС), Б.М. Теплов (1985) отмечал, что это природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных форм поведения и не­которых индивидуальных различий способностей и характера. Гово­ря о том, что эти свойства врожденные, имелось в виду, что они формируются у человека в период внутриутробного развития и в первые месяцы жизни. Связаны ли они с генотипом, оказываются ли они наследуемыми, этот вопрос оставался открытым.

    Одним из крупных достижений последних лет в дифференциаль­ной психофизиологии был ответ на вопрос, каково происхождение, генезис СНС. Данные, полученные коллективом лаборатории, воз­главляемой И.В. Равич-Щербо (Психологический институт), свиде­тельствуют о том, что свойства нервной системы можно рассматри­вать как признаки, обусловленные генотипом. А это означает, что данные признаки являются наиболее устойчивыми, практически не изменяющимися в течение жизни человека. Кроме того, можно го­ворить о наследственной передаче особенностей.

    В свое время И.П. Павлов считал, что имеется три основных свойства нервной системы: сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Сочетания крайних полюсов этих свойств обра­зуют четыре комбинации нервной деятельности, которые отождест­влялись с четырьмя известными типами темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Б.М. Теплов, проанализировав раз­витие павловских идей, пришел к выводу, что для выделения четы­рех типов нет достаточных оснований. Лишь систематическое изу­чение позволит установить, сколько в действительности имеется ос­новных свойств нервной системы (три или больше) и в каких сочета­ниях они встречаются. В дальнейшем по мере развития исследований СНС были открыты другие, не известные в школе Павлова типологиче­ские свойства (лабильность, динамичность, активированность).

    На сегодняшний день известны следующие основные свойства нервной системы.

    Сила нервной системы (противоположный полюс - слабость нерв­ной системы) выражается в степени выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивости к разного рода помехам.

    Подвижность нервной системы (противоположный полюс - инертность) характеризуется скоростью смены нервных процессов, а также скоростью их движения.

    Лабильность нервной системы (противоположный полюс - ма­лая лабильность, или, как и во втором случае, инертность) выража­ется в скорости возникновения и исчезновения нервных процессов.

    Динамичность (противоположный полюс - малая динамичность) сказывается в быстроте образования временных нервных связей.

    Активированность - это уравновешенность процессов возбуж­дения и торможения; говорит об общем тонусе нервной системы: высокая активированность - преобладание возбуждения, низкая - преобладание торможения.

    Существенное значение для диагностики основных СНС имеют два момента.

    1) Каждое свойство нервной системы как генотипический признак имеет не одно проявление, а широкий спектр их. Благодаря этому ши­рокому спектру могут быть достигнуты в каждом отдельном случае наилучшие результаты во взаимоотношении индивида со средой.

    2) По отношению к СНС неприменим «оценочный подход». Нель­зя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы характеризуют разные способы взаимо­действия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной системы (Б.М. Теплов, 1985).

    Вследствие того что СНС имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека, нельзя не считаться с ними, не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в пове­дении, во взаимоотношениях с окружающими.

    Следует коротко остановиться на некоторых наиболее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.

    Это прежде всего учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку они говорят о таких индивидуаль­ных особенностях, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивиду­альными психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как им лучше организовать свою работу в классе и дома (М.К. Акимо­ва, В.Т. Козлова, 1992).

    Сам учащийся также должен иметь правильное и полное представ­ление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих их использовать верно, т.е. понять свои достоинства и ком­пенсировать недостатки, возникают дефекты познавательной деятель­ности, что прямо сказывается на успеваемости.

    В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профессиональном отборе также очень важно знание индивидуаль­ных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержа­ния и характера труда вытекает, что некоторые СНС являютсяпредпосылками формирования профессионально значимых качеств, то важно обратить внимание человека на наличие в выбранной им профессии таких специфических требований. В том случае, когда эти требования характеризуют профессию в целом и жестко регла­ментируются, человека следует проинформировать, с какими труд­ностями он может столкнуться и есть ли у него возможность с уче­том его природных способностей эти трудности преодолеть. Если же такие требования в выбранной профессии характерны только для некоторых «рабочих постов», то следует рекомендовать челове­ку ориентироваться на другие «рабочие посты», где регламентация трудового поведения не жесткая.

    Как считает К.М. Гуревич, успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом часто определяются тем, насколько удает­ся соблюсти правило «естественного соответствия», т.е. насколько круг профессиональных задач, стоящих перед человеком, близок его психо­физиологическим особенностям и их привычным проявлениям. Извест­но, что для относительно инертной нервной системы трудны задачи, требующие быстрого реагирования на все новое в окружающей обста­новке, и задачи, требующие быстрого перехода от одного вида деятель­ности к другому. Правило «естественного соответствия» будет наруше­но, если человек с инертной нервной системой будет овладевать про­фессией, где довольно часто возникают ситуации, требующие быстрого реагирования или переключения.

    Точно такое же правило нарушается и в том случае, если чело­веку с подвижной нервной системой предлагаются такие профес­сиональные ситуации, в которых требуется неторопливость, шаб­лонность, стереотипность действий. Подвижных такая работа будет угнетать, они будут переживать ее как тоскливую и неинтересную. Конечно, в обоих случаях в результате насилия над собой, напря­женной произвольной регуляции деятельности можно, если не на длительный, то на короткий срок, замаскировать несоответствие. Но человек в такой ситуации не испытывает удовлетворения от своего труда, и, кроме того, когда правило «естественного соответ­ствия» грубо нарушается, то увеличивается вероятность возникно­вения ошибок в работе, теряется ее эффективность.

    Итак, можно сделать следующий общий вывод: каждый раз, когда на практике приходится сталкиваться с такими условиями и требо­ваниями, при которых именно природные формально-динамические особенности человека (темп, выносливость, работоспособность, по­мехоустойчивость, чувствительность и т.д.) являются важным фак­тором при достижении профессиональной успешности, продвижении на более высокую ступень усвоения знаний, навыков, умений, необ­ходимо располагать этой информацией, используя для ее получения специальные диагностические методики.

    Наука углубляется в изучение этих эксцентрических черт, становится ясно, что те особенности поведения, которые на первый взгляд кажутся незначительными, являются основой того, что означает быть человеком ", - пишут авторы статьи. На первом месте в "десятке... . Существуют предположения, что сны необходимы для переработки эмоций. Загадочными чертами, свойственными только человеку , составители "десятки" назвали также альтруизм, способность создавать произведения искусства, а также суеверия...

    https://www.сайт/journal/119458

    Лечит. Больные надевали красное и окружали себя красными вещами. 80 % тепла человеческого тела уходит из головы. У человека меньше мускулов, чем у гусеницы. В момент смерти мозг Ленина был в четверть нормальной величины. Самые высокие... годам. Домашняя пыль на 70 % состоит из сброшенной кожи. Зуб - единственная часть человека , лишенная способности самовосстанавливаться. На теле одного человека живет больше живых организмов, чем людей на Земле. Средняя человеческая голова весит 3,6 кг. За всю...

    https://www.сайт/journal/12255

    ... особенности помогут вам лучше понять природу человека , часто совершающего далеко не самые логичные поступки. 1) Люди принимают решения эмоционально Решения, принимаемые людьми, основаны на чувствах, потребностях, эмоциях – не только на логике. Именно по этой причине нематериальные выгоды, которые получает человек ... продолжают использовать платное программное обеспечение. Покупку не надо навязывать – человек хочет ее совершить. Нужно только сделать предложение, которое действительно его...

    https://www.сайт/psychology/16589

    Предыдущих перерождений в Одном и том же(!) духовном качестве), чувствительность (восприятие) к тонким вибрациям (вместе с природным умением уйти от мирской суеты в собственное подсознание) и развитое духовное зрение Поэтому, даже если интуиция и... голову мог невольно навлечь Тяжкий Дамоклов Меч… …наказание невинного (другого) за тебя – это очень тяжело пережить… особенно человеку с чувствительной психикой, с тонкой и нежной душой и отзывчивым сердцем… …на жутком костре за собственные убеждения или...

    https://www.сайт/journal/147554

    Не менее не поднявшихся вверх по служебной лестнице. Другое мнение связывает карьеру и благоприятное стечение обстоятельств. "Человеку повезло, он оказался в нужном месте в нужное время,"- говорят о таких счастливчиках. В таком случае... такие "погружения" безусловно проводятся. Значительная часть исследователей считает, что корни успеха состоят в личностных особенностях человека . Что-то его должно постоянно подталкивать в стремлении занять лидирующее положение. Должен иметься какой-то внутренний...

    https://www.сайт/psychology/1589

    Операторы, и мы сами создаём себе жизненные программы. Поэтому и говорят, что человек – творец своей реальности. Если сознание – это мировоззрение, особенности мышления и принятия решений, интеллектуальная и эмоциональная жизнь, выстраивание отношений, функционирование физического тела... . А это то, как мы творим свою реальность. Потому что этот ракурс формирует картину Мира, особенности характера, образ жизни, привычки, хобби, отношение к людям, манеру общения. И, как обнаружили толтеки...

    https://www.сайт/religion/111716

    Человек и эгрегор

    Пределы этой власти определяются уровнем знания, который, в свою очередь, определяет точность и границы доступной человеку информации. Человек на пути знания (джнани-йога) идет словно в тумане; первоначальная информация всегда как бы расплывчата, ... заниматься сельскохозяйственными работами. * * * Описание эгоического эгрегора будет неполным, если не упомянуть об одной его особенности . Человек , ему служащий, имеет минимальную свободу воли из всех мыслимых: он становится рабом своих желаний, то есть...

    Справочник школьного психолога Костромина Светлана Николаевна

    Природные (биологически обусловленные) особенности учащихся

    индивидуально-типологические характеристики ребенка, детерминированные свойствами нервной системы и определяющие продуктивность процесса обучения. Наиболее значимыми среди них считают индивидуальные различия в проявлениях силы нервной системы, временных и скоростных характеристиках нервной системы (лабильность, подвижность), быстром образовании новых связей (динамичность).

    Из книги 100 великих загадок природы автора Непомнящий Николай Николаевич

    БИОЛОГИЧЕСКИ АНОМАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА Может быть, если бы у Джина не сбежала змея, ничего бы и не случилось. Заметил пропажу Нельсон, приятель и сосед мальчика. Несмотря на поздний час, друзья тут же отправились на поиски змеи. Позже, когда взрослые начнут восстанавливать

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

    Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

    Из книги Семейный вопрос в России. Том II автора Розанов Василий Васильевич

    Из книги Неотложные состояния у детей. Новейший справочник автора Парийская Тамара Владимировна

    Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Храмова Елена Юрьевна

    Из книги Большой атлас целительных точек. Китайская медицина на страже здоровья и долголетия автора Коваль Дмитрий

    О неурочных занятиях учащихся

    Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

    О неурочных занятиях учащихся Циркуляром от 15 августа 1902 г. управляющий министерством народного просвещения предоставил семь учебных дней в году в распоряжение педагогических советов мужских и женских гимназий, каковые дни могут быть сделаны рекреационными, но с тем,

    Из книги Справочник педиатра автора Соколова Наталья Глебовна

    Геморрагические диатезы, обусловленные изменением тромбоцитов Тромбоцитопатии – самые распространенные заболевания в группе геморрагических диатезов у детей. В основе тромбопатий лежит качественная неполноценность тромбоцитов, обычно при нормальном их количестве.

    Из книги Настольная книга для женщин после сорока. Домашняя энциклопедия автора Данилова Наталья Андреевна

    Из книги Отменное здоровье после 60. Советы лучших экспертов. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

    Атлас биологически активных точек для позвоночника

    Из книги Здоровье мужчины после сорока. Домашняя энциклопедия автора Бауман Илья Абрамович

    Из книги автора

    Наследственно обусловленные синдромы нарушенного кишечного всасывания (мальабсорбции) Муковисцидоз (кистозный фиброз поджелудочной железы) Этиология. Заболевание передается по аутосомно-рецессивному типу. В связи с ферментным дефектом в слизистых клетках

    Из книги автора

    Биологически активные добавки Нередко фирмы, производящие биологически активные добавки (БАД) для похудения, утверждают, что при приеме их препаратов не обязательно соблюдать диету. Однако это далеко не так. Диета всегда должна быть основным фоном при применении этих

    Из книги автора

    Биологически активные добавки Отличие биодобавок от лекарств состоит прежде всего в том, что лекарства способны вызывать в организме изменения, которые не свойственны организму в норме. Биодобавки же регулируют естественную деятельность организма, а потому более

    Из книги автора

    Биологически активные добавки Для коррекции проявлений климакса можно использовать препараты с мягким тонизирующим эффектом, улучшающие обмен веществ, работоспособность, а также уменьшающие мышечную слабость. К ним относятся такие биологически активные добавки, как