Перерасчет за некачественную услугу по горячему водоснабжению. Расчет горячего водоснабжения: контроль качества и перерасчеты. Необходимые подтверждающие документы

Перерасчет за некачественную услугу по горячему водоснабжению. Расчет горячего водоснабжения: контроль качества и перерасчеты. Необходимые подтверждающие документы
Перерасчет за некачественную услугу по горячему водоснабжению. Расчет горячего водоснабжения: контроль качества и перерасчеты. Необходимые подтверждающие документы

Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.

На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.

Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.

Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.

Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.

Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.

Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!

Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».

Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.

А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!

А что по этому поводу говорят Правила 354?

Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».

Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.

А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению - 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению - 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению - 24 часа в месяц (суммарно).

Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.

И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:

Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 - 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».

А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость - разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.

Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.

Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью ):

« 98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».

Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!

Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт ! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!

Тут же возникает вопрос - а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги ».

Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?

На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.

Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.

А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.

Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:

1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям , независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги

продолжение темы перерасчётов

По санитарным нормам горячая вода из крана должна быть от 60 до 75 *С. Если температура воды меньше 60 *С, то нужно требовать перерасчет.

17.03.2011
звоню в диспетчерскую с требованием произвести замеры температуры воды. Согласно постановлению правительства 06.05.2011 N354 "О предоставлении комм. услуг собственникам и пользователям" порядок действий должен быть следующим:

106. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

107. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

108. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

109. По окончании проверки составляется акт проверки. [...] Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

На деле же оказывается, что у ЖЭУ-54 отсутствует подобная практика. Например, не предусмотрен подходящий бланк:
ЖАЛОБА на отказ в перерасчете платы за горячую воду.

17 марта 2011 года по моей заявке в связи с низкой температурой ГВС главным инженером ООО "ЖЭУ-54" Хайретдиновой Х.Х. были произведены замеры температуры горячей воды в ванной и на кухне.

После 5-минутного слива горячей воды, замерялась температура труб. Поскольку в ванной горячая вода в кране поступает из трубы полотенцесушителя, то в акте температура обозначена как "температура на обратке(п\суш): 40.5*С". Замеры горячей воды на кухне в акте обозначены как "температура ГВС на подаче: 50*С".

Предусмотренный пунктом 74 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" повторный замер температуры был произведен только 12 апреля. Температура горячей воды в ванной была равной 44*С.

На мое требование перерасчета платы за ГВС, был получен ответ от 11.04.2011 №766 следующего содержания: "согласно акту температура ГВС составляет 50*С, замер температуры в ванной комнате не производился. Температура ГВС соответствует нормативным значениям, перерасчет не производится". Таким образом, кроме всего прочего, в ответе имеет место расхождение с тем, что температура горячей воды в ванной замерялась и была равной 40,5*С

Я не согласился с таким решением и 19 апреля отправил повторный запрос, в котором требовал произвести пересчет согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307. В ответе от 25.04.2011 № 864 были проигнорированы все мои доводы и вновь была только ссылка на пункт 5 Приложения № 1 Правил 307.

Я настаиваю, что перерасчет должен производится согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307, поскольку имеет место нарушение санитарных норм и наличие пункта 5 Приложения № 1 Правил 307 не означает, что управляющая компания имеет право нарушать санитарные нормы.

Так, согласно СанПиН 2.1.4.2496-09 :
1.2 Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 одним из требований к качеству коммунальных услуг в части горячего водоснабжения является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.

То, что такой показатель, как температура воды, относится к свойствам воды, следует из толкования в совокупности положений СанПиН 2.1.4.2496-09 (в частности, пункт 2.1.) и Правил 307 (пункт 6 Приложения № 1).

Согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307 предусмотрено, что отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается, при несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Кроме этого требование СанПиН 2.1.4.2496-09 о соблюдении температуры горячей воды не менее 60*С не противоречит, а лишь ужесточает требование положения пункта 5 Приложения № 1 Правил 307, согласно которому температура горячей воды должна быть не менее 50*С для закрытых систем централизованного теплоснабжения.

ПРОШУ:
1) привлечь ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ" к административной ответственности предусмотренной ч.2 ст. 14.4 КоАП и ст. 6.4 КоАП
2) выдать предписание произвести согласно пункту 6 Приложения № 1 Правил 307 перерасчет платы за ГВС за март, считая периодом предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества с 17 марта 10:00 до 31 марта 24:00
3) в связи с тем, что ответ на мой запрос от 19 апреля был выписан только 25 апреля, прошу предупредить ОАО "УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ" о недопустимости нарушения требования пункта 49, подпункта "И" правил 307, согласно которому извещение о при приеме данного требования и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа должно направляться заявителю в течение двух рабочих дней, в противном случае возможно возбуждение административного дела по ч.1 ст.14.8 КоАП
4) в связи с тем, что в СанПиН 2.1.4.2496-09 не предусмотрены нормативы, согласно которым допускалось бы отклонение температуры воды в течение первых минут, прошу разъяснить ООО "ЖЭУ-54", что температура воды должна замеряться без предварительного слива воды.*

* Позже выяснилось, что для замеры температуры воды всё же предусмотрен трех-минутный слив воды

10.05.2011 приезжает целая делегация для замера температуры воды: представитель роспотребнадзора, сотрудник ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ", главный инженер ЖЭУ-54, два важных представителя "Калининского УЖХ".

23.05.2011 приходит ответ из роспотребнадзора:


1.06.2011
УЖХ извещает:

Приходит квитанция:



16.06.2011
на всякий случай пишу заявление с просьбой объяснить как именно был вычислен перерасчет:

В соответствии с пунктом 49 (подпункт "р") постановления правительства РФ "о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23 мая 2006 г. N 307, ПРОШУ не позднее 3 рабочих дней предоставить документы, подтверждающие правильность перерасчета платы за горячее водоснабжение в квитанции к оплате за июнь 2011
21.06.2011 УЖХ отправляет письмо в ЕРКЦ:



21.06.2011
ЕРКЦ выдает справку. Текст плохо читаемый, но суть в том, что размер возврата высчитывался по формуле: (<Тариф горячей воды> - <Тариф холодной воды>) * <Объём горячей воды> * (<количество дней с температурой ниже 60 *С> / <количестве дней в месяце>)


  1. СанПин: http://www.rg.ru/2009/05/22/sanpin-dok.html
  2. Старое постановление: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=114260
  3. Новое постановление:

Получение услуг одна из тем, которая требует знаний на уровне нормативных актов и правовых прецедентов. Работа коммунальных служб далека от отсутствия нарекания со стороны жильцов. И получая некачественные услуги нужно понимать, что за эти причиненные неудобства коммунальные службы должны платить.

Одним из наиболее распространенных нарушений прав жильцов, как потребителей, является сниженные параметры горячего водоснабжения. За это коммунальщики обязаны выполнить .

Формирование стоимости горячего водоснабжения происходит следующими основными способами:

  1. При наличии водяного счетчика – путем умножения величины установленного тарифа, на количество истраченных кубометров воды исходя из показаний водомера.
  2. При безучетном потреблении оплата это – произведение норматива расхода на одного потребителя, количества зарегистрированных в жилье лиц и расчетного тарифа.

Полная расчетная стоимость начисляется при качественном предоставлении услуги. Такие параметры регламентированы законными нормами. Согласно СанПин 2.1.4.2496-09 подаваемая горячая вода, в месте получения ее жильцом, должна соответствовать температурному режиму в рамках от 60 градусов до 75 максимум. Такие условия должны обеспечиваться круглый год.

Существуют незначительные изменения в параметрах в зависимости от времени суток. Так, в дневное время возможны отклонения, но не более чем 3 градуса. В ночное время от 0 часов до 5 такое отклонение составляет не больше 5 градусов.

Действия при обнаружении несоответствия температуры

Для получения возврата сумм за некачественное оказание услуг необходимо составить заявление на перерасчет по статье горячее водоснабжение. Заявление составляется по сути вопроса с приложением копии акта замера температуры. Уменьшение оплаты совершается непосредственно за период, зафиксированный в акте.

Важно знать, как правильно сделать перерасчет за водоснабжение. Существует несколько видов расчетов:

  1. При температуре гвс ниже 40 градусов – стоимость куба воды приравнивается к цене за кубометр холодной воды.
  2. При температурных параметрах свыше 40 градусов и до нормативных показателей, расчет состоит из снижения за каждые 3 градуса от нормы 0,1 процента от оплаты.

Разнятся действия и в зависимости от наличия прибора учета. Оплачивая услугу по нормативу, уменьшение стоимости горячей воды при низкой температуре, производится обычным способом по формулам. При наличии счетчика перерасчет водоснабжения зависит от своевременно переданных показаний прибора учета. Если показания счетчика не передавали в УК более 6 месяцев, то настоять на возврате или не начислении излишних сумм может быть проблематично.

Вопрос пересмотра оплаты за некачественную услугу нужно решать параллельно с устранением причин повлекших эту ситуацию. Причина может заключаться в неисправности инженерного оборудования. И исправление ее может затянуться на длительное время. Только настойчивость поможет вернуть Вам возможность получения качественной услуги.

Температура горячей воды в кране по нормативу в 2020 году регламентируется СНиП (строительные нормы и правила) N II–34– 76 и СанПиН 2.1.4.2496-09. Эти документы определяют качество воды, подаваемой в жилые дома для хозяйственных и питьевых нужд.

Ненадлежащее качество водопроводной воды

Помимо температуры, горячая вода должна соответствовать таким параметрам, как чистота и давление. Что толку в горячей воде, если она бежит тонкой струйкой или грязная? Повышенное давление тоже не повод для радости: это влечёт за собой поломку муфт, вентилей и других элементов системы водоснабжения.

Для горячей воды установлены пределы давления от 0,3 до 4,5 атмосфер. Выход за эти границы – прямой повод для обращения в УК за перерасчётом.

Примеси в водной среде могут быть как органического, так и неорганического происхождения: ржавчина, попадание в систему земли, гниющая древесина и т. д . Если подобные случаи носят частый и длительный характер, необходимо обращаться с жалобой в водоканал с просьбой провести проверку систем очистки, которая должна осуществляться совместно с ЖЭК .

Как подать жалобу?