Освоение космоса космическая гонка. Космическая гонка. «Лунная гонка» и конспирология

Освоение космоса космическая гонка. Космическая гонка. «Лунная гонка» и конспирология
Освоение космоса космическая гонка. Космическая гонка. «Лунная гонка» и конспирология

Слайд 2

Дата запуска «Спутника-1» единогласно признана началом гонки

4 октября 1957 Советский Союз успешно запустил «Спутник-1», Искусственный спутникСША 1 февраля 1958 г

Слайд 3

Беспилотные аппараты

Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая станция «Луна-1», а первым аппаратом, достигшим Луны - станция «Луна-2» (13 сентября 1959 года). В США была запущена программа исследования межпланетного пространства «Пионер». Впрочем, в аспекте достижения Луны «Пионер» постоянно преследовали неудачи, и вскоре были созданы другие более сложные программы, специально ориентированные на лунные исследования - «Рейнджер», «Лунар орбитер» и «Сервейер».

Слайд 4

Животные в космосе

В 1946 году в США был произведён запуск трофейной «Фау-2» с фруктовыми мухами на борту. Первым животным, вышедшим на космическую орбиту (до этого практиковались суборбитальные запуски), стала собака Лайка. Запуск «Спутника-2» с Лайкой был произведён 3 ноября 1957 года. Возвращение собаки не предполагалось и она погибла от перегрева и обезвоживания. 19 августа 1960 года в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. После орбитального полёта собаки благополучно вернулись на Землю. В США в 1961 году был запущен космический аппарат с шимпанзе Хэмом на борту. В 1968 году на борту советского аппарата «Зонд-5», облетевшего вокруг Луны находились черепахи.

Слайд 5

Слайд 6

Люди в космосе

Первым человеком в космосе и на орбите был советский космонавт Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый орбитальный полёт на корабле «Восток-1». В России и во многих других странах этот день отмечается как праздник - Всемирный день авиации и космонавтики. Начав пилотируемые космические полёты, СССР стал первой «космической сверхдержавой».

Слайд 7

Очень скоро второй (и одной из двух на следующие более чем три десятка лет) «космической сверхдержавой» стали США. 5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил до высоты 187 км суборбитальный полёт, пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса, а 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил и орбитальный полёт.

Слайд 8

США выиграли всю «лунную гонку»

В декабре 1968 года Америка наконец вырвалась вперёд в космической гонке и выиграла первый (облётный) этап «лунной гонки», когда Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс в полёте 21-27 декабря на корабле «Аполлон-8» сделали 10 орбитальных витков вокруг Луны. Менее чем через год, с осуществлением второго (посадочного) этапа, США выиграли и всю «лунную гонку». 16 июля 1969 года с мыса Канаверал стартовал американский корабль «Аполлон-11» с экипажем из трёх человек - Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин E. Олдрин младший. 20 июля была совершена посадка на Луну, а 21 июля Нил Армстронг совершил выход на поверхность Луны. По всему миру, за исключением СССР и КНР, велась прямая трансляция, и за этим событием наблюдало порядка 500 миллионов человек по всему миру. В последующем США провели ещё 5 успешных экспедиций на Луну.

Слайд 9

Хронология

23 ноября 1970 Первый луноход СССР «Луноход-1» 15 декабря 1970 Первая мягкая посадка на Венере СССР «Венера-7» 23 апреля 1971 Первая орбитальная станция СССР «Салют-1» 14 ноября 1971 Первый полёт АМС на орбите Марса США-NASA «Маринер-9» 27 ноября 1971 Первый аппарат на поверхности Марса СССР «Марс-2» 2 декабря 1971 Первая мягкая посадка АМС на Марс СССР «Марс-3»

Слайд 10

3 марта 1972 Первый аппарат, преодолевший притяжение Солнца США-NASA «Пионер-10» 15 июля 1972 Первый аппарат, достигший пояса астероидов США-NASA «Пионер-10» 3 декабря 1973 Первый пролёт около Юпитера США-NASA «Пионер-10» 5 февраля 1974 Пролёт около Венеры, первое использование гравитационного манёвра США-NASA «Маринер-10» 29 марта 1974 Первый пролёт около Меркурия США-NASA «Маринер-10» 15 июля 1975 Первый международный пилотируемый полёт СССР США-NASA «Союз-Аполлон»

Слайд 11

«Конец» космической гонки

Если дата запуска «Спутника-1» единогласно признана началом гонки, то по поводу даты окончания существуют различные мнения. Одни утверждают, что за конец гонки следует признать полёт «Аполлона-11» и высадку на Луну, другие - что концом гонки стала совместная советско-американская программа «Союз-Аполлон» в 1975 году. «Союз-19» и «Аполлон» провели орбитальную стыковку, что дало возможность космонавтам «соперничавших» стран посетить корабли друг друга и поучаствовать в совместных экспериментах.

Слайд 12

Наследие - Трагедии

В Советском Союзе не обошлось без жертв. 24 апреля 1967 года совершив полёт на новом корабле «Союз-1», Владимир Комаров погиб при посадке из-за неисправности парашютной системы спускаемого аппарата (следует заметить, что на этом корабле планировалась посадка также ещё двух космонавтов, которые должны были перейти на него после стыковки из корабля «Союз-2», старт которого был отменён в последний момент из-за проблем с «Союзом-1»). 30 июня 1971 года при приземлении «Союза-11» произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Погибли все три члена экипажа - Георгий Добровольский, Владислав Волков, Виктор Пацаев.

Слайд 13

Байконур

Из иных трагических происшествий в связанных с космонавтикой областях можно упомянуть катастрофу на Байконуре в 1960 году, когда при взрыве межконтинентальной баллистической ракеты во время подготовки к первому испытательному запуску пострадало более сотни человек.

Слайд 14

Слайд 15

Результаты

В период космической гонки стремительно развивались авиакосмическая техника и электроника, однако влияние космических технологий сказалось и на многих других областях науки и экономики. Озабоченное резким прорывом Советского Союза американское правительство предприняло ряд серьёзных шагов для ликвидации отставания. В частности, в 1958 году был принят Закон об образовании для нужд национальной обороны, согласно которому было резко увеличено финансирование образования в стратегически важных областях науки, таких как математика и физика. На сегодняшний день более 1200 школ имеют собственный планетарий. Многие разработки того времени нашли применение и в быту. Еда быстрого приготовления, технологии упаковки и пастеризации пищевых продуктов, непромокаемая одежда, незапотевающие лыжные очки и многие другие вещи имеют своим истоком технологии, разработанные для применения в космосе. На земной орбите находятся тысячи спутников, обеспечивающих связь, наблюдающих за погодой, ведущих геологические изыскания, а достижения микроэлектроники, сделавшие это возможным, используются теперь и на Земле - в самых разных областях, вплоть до индустрии развлечений.

Слайд 16

Александр Королев Анатолий Осипов Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Космическая гонка СССР и США Космическая гонка напряжённое соперничество в области освоения космоса между СССР и США в период с 1957 по 1975 годы. В число событий гонки входят запуски искусственных спутников, полёты в космос животных и человека, а также высадка на Луну. Побочный эффект холодной войны.


Триумф СССР Советский Союз открыл «Космическую эру». В первом ее десятилетии () он был безусловным лидером во всех космических начинаниях и обладал общепризнанными приоритетами в пилотируемых космических программах. Интеллектуальный, промышленный и организационный потенциал Советского Союза позволил в течение первых десяти лет космической эры решить такие сверхзадачи, как создание первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, запуск первых искусственных спутников Земли, доставка на Луну первого земного предмета - вымпела с изображением герба Советского Союза, фотографирование обратной стороны Луны, полет в космическое пространство первого человека Земли Юрия Гагарина, первый полет в космос женщины - Валентины Терешковой, выход в открытый космос Алексея Леонова, мягкая посадка автоматической станции на Луну и видеопередача на Землю панорамы лунной поверхности, первое проникновение в атмосферу Венеры, первая в мире автоматическая стыковка космических аппаратов.




Первый человек в космосе. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником Днём космонавтики.






Человек на луне. 20 июля 1969 года на поверхность Луны ступил американский астронавт Нил Армстронг. «Маленьких шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества» - эти слова облетели весь мир. Итак, американцы – первые на Луне. То, к чему они стремились, свершилось. В своих космических достижениях они догнали Советский Союз


Итоги космической гонки: В ходе большой космической гонки СССР и США стали первыми и главными «космическими державами», способными выводить на орбиту спутники своими ракетами-носителями, и «космическими сверхдержавами», начавшими пилотируемые космические полёты.

Введение

Космическая гонка - напряжённое соперничество в области освоения космоса между СССР и США в период с 1957 по 1975 годы. В число событий гонки входят запуски искусственных спутников, полёты в космос животных и человека, а также высадка на Луну.

Термин получил своё название по аналогии с гонкой вооружений. Космическая гонка стала важной частью культурного, технологического и идеологического противостояния между СССР и США в период холодной войны. Это было обусловлено тем, что космические исследования не только имеют большое значение для научных и военных разработок, но и оказывают заметное влияние на моральный дух.

Истоки гонки лежат в германских разработках дальнобойных боевых ракет времён Второй мировой войны, однако старт был дан 4 октября 1957 года, когда Советским Союзом был запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1».

В ходе большой космической гонки СССР и США стали первыми и главными «космическими державами», способными выводить на орбиту спутники своими ракетами-носителями, и «космическими сверхдержавами», начавшими пилотируемые космические полёты.

В настоящее время США выходит из большой космической гонки из-за экономического кризиса и последовавшего за ним свёртывания космической программы «Спейс шаттл».

1. Предыстория

Столетиями люди интересовались ракетами и их использованием. В Китае их применяли в военном деле со времён династии Сун, а уже в XIX веке примитивные ракеты довольно широко применялись и на суше и на море. В 1880-х гг русским учёным Константином Циолковским была разработана теория многоступенчатой жидкотопливной ракеты, способной достичь космоса. Формула Циолковского и по сей день используется в разработках ракет. Также Циолковский сделал первое теоретическое описание искусственного спутника.

В 1926 году Роберт Годдард построил первую ракету на жидком топливе.

1.1. Немецкие разработки

После Первой мировой войны по условиям Версальского договора Германии было запрещено иметь дальнобойную артиллерию, поэтому командование рейхсвера проявляло интерес к ракетному оружию. С середины 20-х гг немецкие инженеры экспериментировали с ракетами и к 1942 году, благодаря Вернеру фон Брауну, достигли существенных успехов.

Немецкая баллистическая боевая ракета А-4, запущенная в 1942 году, стала первым аппаратом, достигшим космической высоты в наивысшей точке суборбитальной траектории полёта. В 1943 году Германия начала серийный выпуск этих ракет под названием «Фау-2». Ракета несла боезаряд массой в 1000 кг, а её дальность достигала 300 км. В основном их использовали для бомбардировок городов антигитлеровской коалиции. Впрочем, их эффективность оказалась весьма низкой по сравнению с гигантскими ресурсозатратами на их производство. На базе использовавшейся ракеты А-4 были разработаны и частично испытаны также военные проекты баллистико-планирующих ракет А-4b и баллистических двухступенчатых ракет А-9/А-10 с головными частями, наводимыми на цель пилотами, которые в случае проведения пилотируемых стартов ввиду достижения на суборбитальной траектории границы космоса должны были формально стать первыми космонавтами.

Ближе к концу второй мировой войны советские, британские и американские военные соперничали в захвате перспективных немецких военных разработок и квалифицированного персонала. Наибольших успехов достигли американцы - в ходе операции «Скрепка» была вывезена в США большая группа немецких специалистов-ракетчиков, включая Вернера фон Брауна.

1.2. Холодная война

По окончании второй мировой войны СССР и США вступили в эпоху холодной войны. К тому времени США обладали большим флотом стратегических бомбардировщиков, размещённых на авиабазах по всему миру, в том числе вокруг СССР. В качестве ответной меры, советским руководством было принято решение развивать ракетную технику. Ракетные и спутниковые технологии могли служить как мирным, так и военным целям, и, кроме того, были весомым аргументом для пропаганды и идеологического соперничества, демонстрируя научно-технический потенциал и военную мощь страны.

2. Искусственные спутники

2.1. Спутник-1

4 октября 1957 Советский Союз успешно запустил «Спутник-1», первый искусственный спутник Земли, тем самым дав старт космической гонке и став первой «космической державой». Для СССР, страны, только что пережившей разрушительную войну, запуск спутника стал знаком перемен к лучшему и новых перспектив. Для Америки же, привыкшей считать себя самой технологически развитой страной, запуск «Спутника» стал тяжёлым и неожиданным ударом, который сподвиг администрацию Эйзенхауэра на ряд серьёзных действий, направленных на достижение технологического первенства. В частности, в 1958 году был принят Закон об образовании для нужд национальной обороны (National Defense Education Act), призванный поощрить получение образования в стратегически важных областях науки. Также было организовано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Впоследствии, события того времени получили название «спутникового кризиса».

Только через четыре месяца, 1 февраля 1958 года, Соединённым Штатам удалось, после нескольких неудачных попыток, запустить свой искусственный спутник - «Эксплорер-1».

Первые спутники использовались только в научных целях. По данным «Спутника-1» удалось уточнить плотность верхних слоёв атмосферы, а с помощью данных «Эксплорера» были обнаружены радиационные пояса Земли (пояса Ван-Аллена).

2.2. Гражданские спутниковые коммуникации

Первым полноценным специализированным спутником связи на геосинхронной орбите являлся «Syncom-2» запущенный Соединёнными Штатами 26 июля 1963 года.

Первым коммерческим спутником связи стал американский «Early Bird (INTELSAT I)», запущенный 20 августа 1964 года.

Результатом этих программ стала доступность спутниковых средств связи и информации даже для рядовых граждан.

3. Живые существа в космосе

3.1. Животные

В 1946 году в США был произведён запуск трофейной «Фау-2» с фруктовыми мухами на борту.

Первым животным, вышедшим на космическую орбиту (до этого практиковались суборбитальные запуски), стала собака Лайка. Запуск «Спутника-2» с Лайкой был произведён 3 ноября 1957 года. Возвращение собаки не предполагалось и она погибла от перегрева и обезвоживания. 19 августа 1960 года в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. После орбитального полёта собаки благополучно вернулись на Землю.

В США в 1961 году был запущен космический аппарат с шимпанзе Хэмом на борту.

В 1968 году на борту советского аппарата «Зонд-5», облетевшего вокруг Луны находились черепахи.

3.2. Люди в космосе

Существовавшие в СССР и США во второй половине 1950-х гг. предложения организации суборбитальных полётов пилотов на модифицированных высотных геофизических ракетах реализованы не были.

Первым человеком в космосе и сразу на орбите был советский космонавт Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый орбитальный полёт на корабле «Восток-1». В России и во многих других странах этот день отмечается как праздник - Всемирный день авиации и космонавтики. Начав пилотируемые космические полёты, СССР стал первой «космической сверхдержавой».

Очень скоро второй (и одной из двух на следующие более чем три десятка лет) «космической сверхдержавой» стали США. 5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил до высоты 187 км суборбитальный полёт, пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса, а 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полёт.

В начале 1960-х гг. СССР развивал и закреплял успех в космической гонке. Ещё до запуска первого американского орбитального корабля в СССР был сделан второй полёт («Восток-2»). Через год (11 августа 1962 года) состоялся первый групповой космический полёт («Восток-3» и «Восток-4»), а ещё спустя год (16 июня 1963 года на корабле «Восток-6») в космос полетела первая (и на последующие два десятка лет единственная) женщина-космонавт - Валентина Терешкова.

12 октября 1964 года был запущен первый многоместный корабль «Восход-1» с экипажем из трёх человек. В этом полёте космонавты были вынуждены обойтись без скафандров из-за экономии места, поскольку в скафандрах трое космонавтов в СА не помещались.

18 марта 1965 года Алексей Леонов, член экипажа корабля «Восход-2», впервые в мире совершил выход в открытый космос. При возвращении Леонова из открытого космоса сложилась нештатная ситуация: разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось только стравив из скафандра излишнее давление. Кроме того, перед посадкой не сработала система автоматического схода с орбиты. Павел Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе. Спасатели добрались до спускаемого аппарата только через сутки.

Генеральный конструктор Сергей Королёв планировал продолжить полёты серий кораблей «Восток» и «Восход», затем перейти к более совершенным околоземным космическим кораблям «Север» и «Союз» и в перспективе создать тяжёлую орбитальную станцию (ТОС) и тяжёлый межпланетный корабль (ТМК) для пилотируемых полётов к Венере и Марсу. Однако с опозданием на три года после объявления о разработке американцами программы «Аполлон» Хрущёв и советское руководство всё же решили, что СССР должен включиться в пилотируемую «лунную гонку» с США.

3.3. Первые пилотируемые полёты и конспирология

Борьба между СССР и США за обладание приоритетом по пилотируемой космонавтике вызвала предположения и утверждения сторонников конспирологических теорий о том, что нервная обстановка при отработке в одно и то же время американской и советской программ могла сопровождаться неудачными или частично неудачными запусками в СССР, которые были засекречены. Уже с начала 1960-х гг. в первую очередь на «проигравшем» Западе (хотя были слухи и в самом СССР) стали подозреваться суборбитальные и орбитальные догагаринские старты и полёты т. н. «пропавших космонавтов»

4. Исследования Луны - «лунная гонка»

20 января 1961 года в своей инаугурационной речи президент США Джон Ф. Кеннеди послал Советскому Союзу сигнал: «Будем вместе исследовать звезды…». За этой короткой строчкой стоял документ, в котором говорилось: «В качестве первого шага США и СССР могли бы выбрать высадку с научными целями небольшой группы (около трех человек) на Луну, а затем возвратить их на Землю…» .

4.1. Беспилотные аппараты

Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1» (2 января 1959), а первым аппаратом, достигшим Луны - станция «Луна-2» (13 сентября 1959 года).

В США была запущена программа исследования межпланетного пространства «Пионер». Впрочем, в аспекте достижения Луны «Пионер» постоянно преследовали неудачи, и вскоре были созданы другие более сложные программы, специально ориентированные на лунные исследования - «Рейнджер», «Лунар орбитер» и «Сервейер».

Ощный импульс к развитию космической отрасли дала Вторая мировая война, по итогам которой в мире появились две сверхдержавы – СССР и США. Причем Америка в конце войны обладала монополией на атомное оружие, продемонстрировав его возможности, сбросив бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Советскому Союзу надо было в кратчайшие сроки ликвидировать свое отставание в военной отрасли. Началась гонка вооружений.


В течение пяти лет после войны СССР создал свою собственную атомную бомбу, одновременно работая над средствами доставки ядерных снарядов – ракетами. Дело в том, что в странах НАТО на боевом дежурстве стояли ракеты сравнительно небольшого веса, которым хватило бы считанных минут, чтобы донести смертоносный груз до нашей территории. А у Советского Союза не было военных баз близ берегов США. Нашей стране как воздух нужны были тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты с весом боевой головной части 5,5 тонны.
Такую ракету поручили строить инженеру Сергею Королеву. Это было известно лишь ограниченному кругу специалистов, связанных с ракетной промышленностью. Только после его кончины миллионы людей узнали имя главного конструктора, который фактически возглавлял все советские космические исследования в течение десяти лет – с 1957 по 1966 год.
«Сергею Королеву больше, чем кому-либо другому, принадлежит заслуга в том, что космический век стал реальностью».
Шведский астрофизик Ханнес Альвен - лауреат Нобелевской премииС ранних лет юным конструктором владела идея построить ракетоплан – космический аппарат на ракетной тяге. Мечты Королева начали быстро осуществляться благодаря знакомству с видным энтузиастом межпланетных перелетов Фридрихом Артуровичем Цандером. Вместе с ним Королев создал при Осоавиахиме Группу изучения реактивного движения (ГИДР), которая вскоре превратилась в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Королева назначили заместителем директора по научной части.
Однако в решительную поступь советской космической науки вмешалась эпоха Большого террора. 1937 год нанес сокрушительный удар по зарождавшейся отрасли. Были арестованы почти все сотрудники РНИИ, свернуты эксперименты и исследования. 27 июня 1938 года пришли и за Королевым. От неминуемой смерти его спасла работа в так называемых шарашках, тюремных конструкторских бюро при НКВД (эти заведения детально описаны Александром Солженицыным в романе «В круге первом»).
В 1940 году Сергея Королева вернули в Москву и включили в группу Андрея Туполева, которая занималась созданием тяжелого бомбардировщика нового поколения. Через два года Королев разработал проекты самолета-перехватчика с реактивным двигателем, в 1943-м построил ракетный ускоритель для боевых истребителей. В сентябре 1945 года его вместе с другими советскими специалистами направили для изучения трофейной техники, в частности ракет ФАУ-2, в Германию, а еще через несколько месяцев в СССР была создана новая отрасль промышленности – ракетная. На ее базе и стали в дальнейшем разрабатываться космические программы. Главным конструктором ракет дальнего действия назначили Сергея Павловича Королева. Юношеская мечта стала приобретать реальные очертания.
За весьма непродолжительное время конструкторское бюро Королева разработало и осуществило запуск первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-1, спроектировало Р-2 и Р-3, а затем первые в мире стратегические межконтинентальные ракеты Р-5 и Р-7. «Семерка» - шедевр королевской мысли - обладала рекордной стартовой массой в 280 тонн и длиной 34,2 метра.
Созданная для военных нужд ракетная промышленность занималась мирной наукой лишь опосредованно. Но Сергей Королев, никогда не оставлявший мыслей о космосе, задумался о том, чтобы отправить в космос научную лабораторию. Хотя от этой идеи пришлось отказаться, ограничившись искусственным спутником земли (ИСЗ). Дело в том, что советскому руководству нужно было во что бы то ни стало обогнать Соединенные Штаты, тоже готовившие свой спутник к отправке.
6 октября 1957 года советские газеты констатировали: «В СССР запустили искусственный спутник Земли». А все газеты мира пестрели кричащими заголовками.











В США появление спутника только подлило масла в огонь холодной войны. Американцы прикладывали огромные усилия, пытаясь расшифровать спутниковые сигналы, полагая, что это обозначения для ракетных ударов или слежения. На самом деле спутник представлял собой металлический шар с радиопередатчиком внутри. Тем не менее запуск искусственного спутника Земли доказал превосходство СССР в ракетостроении.

Генсек Хрущев потребовал: «Теперь к 7 ноября запустите что-нибудь новенькое».
Хрущев заявил Королеву: «Теперь к 7 ноября запустите что-нибудь новенькое». Таким образом, конструктору дали всего пять недель на то, чтобы подготовить новый старт космического аппарата. С пассажиром на борту. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака по кличке Лайка, ставшая «первым живым космонавтом» Земли.
Для СССР запуск и околоземного спутника, и спутника с живым существом на борту был огромной пропагандистской победой и одновременно звонкой пощечиной Америке.
6 декабря 1957 года в торжественной обстановке при большом стечении народа на мысе Канаверал должен был состояться запуск первого американского спутника. Миллионы американцев прильнули к экранам телевизоров, старт ракеты должны были показать в прямом эфире. Ракета смогла подняться лишь на 1,2 м, после чего накренилась и взорвалась.
Следующим этапом соревнования стала отправка на орбиту человека. Тем более что повышение надежности летательных аппаратов делало эту задачу выполнимой. До последних дней перед полетом не было известно, кто станет первым: Юрий Гагарин или Герман Титов. 9 апреля Государственная комиссия приняла наконец решение: летит Гагарин, Титов остался дублером.
В это время американские инженеры усиленно пытались догнать СССР и сделать все возможное, чтобы первым человеком, отправившимся в космос, стал американец. Полет астронавта Алана Шепарда был назначен на 6 марта 1961 года. Счет в противостоянии шел на дни. Но экспедиция Шепарда из-за облачности и шквальных ветров была отложена до 5 мая.

Юрий Гагарин - первый космонавт
В 9 часов 7 минут 12 апреля 1961 года прозвучало знаменитое гагаринское «Поехали!». Первый человек отправился в космос. Гагарину потребовался 1 час 48 минут, чтобы обогнуть планету. В 10 часов 55 минут капсула его спускаемого модуля благополучно приземлилась возле деревни Смеловки Саратовской области. Новость о «108 минутах, которые потрясли мир», мгновенно облетела земной шар, а улыбка первого космонавта стала символом и синонимом чистосердечия, получив название «гагаринской».
Алан Шепард стал вторым человеком в космосе спустя всего четыре недели. Но его пятнадцатиминутный суборбитальный полет был разочарованием на фоне триумфа Юрия Гагарина.
Космическая гонка только набирала обороты. Чтобы утереть русским нос, американцы решили сделать ставку на освоение Луны. США начинают вкладывать огромные средства в лунную программу.
6 августа 1961 года Герман Титов стал первым человеком в космосе, который провел на орбите более суток, сделав 17 витков вокруг Земли.
14 июня 1963 года Валерий Быковский находится на орбите Земли в течение почти пяти суток – самый долгий одиночный полет.

Спустя всего два дня, 16 июня, на орбиту отправилась Валентина Терешкова, первая женщина в космосе.
В 1964 году был создан новый космический корабль «Восход», рассчитанный на многоместный экипаж.
18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос.
Его отчет перед госкомиссией был кратким: «В открытом космосе жить и работать можно».
14 января 1966 года во время многочасовой операции на сердце умирает Сергей Королев. Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы.
Но битва за космос продолжилась. Со временем космические корабли становились все совершеннее, появились новые ракеты-носители. Переход от экспериментальных полетов к постоянной длительной работе в космосе был связан с программой «Союз». Новый тип кораблей с конца 60-х успешно использовался на околоземных орбитах. На аппаратах этой серии осуществлялись стыковки в космосе, проводились многочисленные технологические эксперименты, научные исследования земного шара, ставились рекорды продолжительности полетов. Не обошлось без трагедий.

Алексей Леонов – первый человек в открытом космосе.
23 апреля 1967 года к старту готовился Владимир Комаров. Запуск прошел успешно, но затем начались неприятности, обнаружились множественные неполадки. При возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля. «Союз» летел на землю со скоростью 1120 километров в час. Шансов выжить не было.
27 марта 1968 года в ходе обычного учебного полета на истребителе погибает Юрий Гагарин.
Летом 1971 года произошла еще одна трагедия. После трехнедельного пребывания на орбите экипаж «Союза-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева начал спуск к Земле. Однако после приземления космонавты не подавали признаков жизни. Специальная комиссия, расследовавшая гибель космонавтов, пришла к выводу, что причиной катастрофы стала разгерметизация кабины в безвоздушном пространстве. Новые полеты в космос после этого были отложены на два года – для работы над повышением надежности кораблей.
Американская лунная программа тем временем набирала обороты. Пока в СССР строили испытательные установки для имитации одной шестой от земной гравитации, ощущаемой на поверхности Луны, работали над спусковым модулем, который доставил бы одного из космонавтов на ее поверхность. В NASA собрали громадный «Сатурн-5», самую мощную из когда-либо построенных на тот момент ракет.
Русские тоже трудились над громадиной – ракетой Н-1. Имея 30 отдельных двигателей, она была в 16 раз мощнее, чем Р-1. И на нее возлагались надежды всей советской космической программы.
3 июля 1969 года Н-1 стартовала с космодрома Байконур, но после 23-секундного «полета» почти плашмя упала на стартовый стол и взорвалась, разрушив стартовое сооружение №1, уничтожив поворотную башню обслуживания, повредив подземные помещения комплекса. Обломки носителя разбросало в радиусе 1 км…
Американцы перехватили инициативу в освоении Луны. 1969 год стал годом высадки первых людей на лунную поверхность. 20 июля 1969 года «Аполлон-11» совершил посадку на ночном спутнике Земли. Знаменитая фраза Нейла Армстронга: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», облетела весь мир.


Американские астронавты шесть раз побывали на Луне. В 70-е годы на лунный грунт были доставлены советские аппараты «Луноход-1» и «Луноход-2». СССР, напротив, быстро забыл о Луне и нашел новую цель, которая могла возродить их космическую программу, – колонизацию. Способ не только летать в космос, но жить и работать там. Возможность проводить на орбите долгосрочные эксперименты.
Весь остаток 1970-х годов Советский Союз продолжал отправлять экипажи и серии космических станций «Салют» для все более длительных миссий. К середине 1980-х, пока американцы были по-прежнему сосредоточены на краткосрочных полетах в их космических шаттлах, русские были готовы совершить следующий шаг – сделать первую постоянную орбитальную космическую станцию «Мир», предназначенную для обеспечения условий для работы и отдыха экипажа, для проведения научных и прикладных исследований и экспериментов. 20 февраля 1986 года орбитальный комплекс «Мир» был выведен на орбиту и функционировал до 23 марта 2001 года.
Разработка пилотируемых кораблей нового поколения продолжалась до середины 80-х годов. Итогом многолетних трудов стала доставка в космос в 1988 году ракетой «Энергия» многоразового корабля «Буран», аналога американского шаттла. Но политические реалии того времени – кризис в СССР и последовавшее сокращение военного бюджета страны – поставили крест на этой программе. После крушения Советского Союза программа была свернута, а «Буран» перемещен на площадку для аттракционов в ЦПКиО им. Горького в Москве.
Сейчас наступила эра Международной космической станции (МКС). МКС – совместный международный проект, в котором, кроме России 13 стран: Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Наша страна была единственной, имеющей опыт обслуживания орбитальной космической станции. Только в Советском Союзе знали, что происходит с человеком, когда он долго находится в космосе. Поэтому сегодня Россия активно участвует в программе МКС, передавая свои знания. Международная космическая станция – это величайшее свидетельство достижений могущественной программы СССР в освоении космоса. Само ее существование зависело от технологий и профессионального опыта, достигнутых нами за 50 лет космических исследований. Важнейшие системы жизнеобеспечения станции основаны на тех, которые разрабатывались на «Салютах» и «Мирах». Космические скафандры – российского производства. До 2011 года единственным способом добраться до станции была капсула «Союз», установленная на вершине ракеты Р-7 - улучшенной версии той, что спроектировал Сергей Королев более полувека назад.

Оправившись от шока, вызванного полетом Гагарина в космос, американцы решили обогнать СССР в полете на Луну. Началась лунная гонка между США и СССР.

Опасные игры

В середине 20-го века мир, едва-едва очнувшись от парализующего страха перед фашизмом, оказался втянут в новую великую и страшную игру «больших людей» – холодную войну. Гонка вооружений и космических технологий с точки зрения психологии в самом деле напоминала игру подростков, воспитанных улицей. Две малочисленные группы лидеров вели за собой ватаги менее азартных и менее амбициозных, но столь же выносливых физически людей. Зачем вели и какого результата ожидали добиться? По большому счёту, вся игра шла просто ради победы одних над другими. Прогресс и практические цели служили скорее оправданием.

Но если холодная война и гонки являлись игрой по своей сути, причём игрой подростковой, то ставки были всем. На кону стояли жизни немецких учёных, вывезенных в Америку и скрытых от правосудия, но по-прежнему виновных, и жизни учёных советских, которых в любой момент могли расстрелять как «врагов народа». На кону стояли экономический и научный рост двух сообществ, самых влиятельных в мире. На кону, наконец, стоял спокойный сон жителей всей планеты, сон без кошмаров о ядерной войне и взаимном уничтожении.

В такой атмосфере и зародилась практическая космонавтика. Ко всему прочему, она тоже была подростковой в своей основе – романтической идеей о полётах к звёздам и освоении других планет. Недаром в 50-70-е годы научная фантастика была пропитана оптимизмом и идеализмом, несмотря на все конфликты между сверхдержавами. Фантасты и учёные, в ту пору нередко являющиеся одними и теми же людьми, совершенно по-детски верили, что в итоге «всё будет хорошо».

Начал «игру» СССР, запустив в 1957-м году первый искусственный спутник. США сразу же включились в неё. В 1958-м году американцы поспешно разработали и запустили свой ИСЗ, а заодно и образовали «во благо всех» – так звучит девиз организации – НАСА. Но к тому времени Советы обогнали соперников ещё больше – отправили в космос собаку Лайку, которая хоть и не вернулась, но зато собственным героическим примером доказала возможность выживания на орбите.

На разработку спускаемого модуля, способного доставить живой организм обратно на Землю, ушло почти два года. Требовалось доработать конструкции, чтобы они выдерживали уже два «путешествия сквозь атмосферу», создать качественную герметичную и устойчивую к высоким температурам обшивку. А главное – нужно было рассчитать траекторию и спроектировать двигатели, которые бы обезопасили космонавта от перегрузок.

Когда же это всё было сделано, возможность проявить героическую собачью натуру получили Белка и Стрелка. Они со своей задачей справились – вернулись живыми. Меньше чем через год по их следам полетел Гагарин – и тоже вернулся живым. Американцы в том 1961-м в безвоздушное пространство отправили только шимпанзе Хэма. Правда, 5 мая того же года суборбитальный полёт совершил Алан Шепард, но международным сообществом это достижение космическим полётом признано не было. Первый «настоящий» американский астронавт – Джон Гленн – в космосе оказался только в феврале 62-го.

Казалось бы, США безнадёжно отстали от «мальчишек с соседнего континента». Триумфы СССР следовали один за другим: первый групповой полёт, первый человек в открытом космосе, первая женщина в космосе… И даже до естественного спутника Земли советские «Луны» добрались первыми, заложив основы столь важной для нынешних исследовательских программ методики гравитационных маневров и сфотографировав обратную сторону ночного светила.

Но выиграть в такой игре можно было, лишь уничтожив команду противника, физически или морально. Американцы же уничтожаться не собирались. Напротив – ещё в 1961-м году, сразу после полёта Юрия Гагарина, НАСА с благословления свежеизбранного Кеннеди взяла курс на Луну.

Решение было рискованным – СССР добивались своего шаг за шагом, планомерно и последовательно, и всё равно не обходилось без провалов. А космическое агентство США решило сделать прыжок через ступеньку, если не через целый лестничный пролёт. Но Америка компенсировала свою, в известном смысле, наглость тщательной проработкой лунной программы. «Аполлоны» тестировались на Земле и на орбите, в то время как ракеты-носители и лунные модули СССР «проверялись боем» – и не выдерживали проверок. В итоге тактика США оказалась результативнее.

Но ключевым фактором, ослабившим Союз в лунной гонке, был раскол внутри «команды с советского двора». Королёв, на воле и энтузиазме которого держалась космонавтика, сперва, после своей победы над скептиками утратил монополию на принятие решений. Конструкторские бюро вырастали, как грибы после дождя на неиспорченном сельхозобработкой чернозёме. Началось распределение задач, и каждый руководитель, что научный, что партийный, считал себя наиболее компетентным. Поначалу само утверждение лунной программы запоздало – отвлекшиеся на Титова, Леонова и Терешкову политики занялись ею только в 1964-м, когда американцы уже три года как размышляли над своими «Аполлонами». А затем отношение к полётам на Луну оказалось недостаточно серьёзным – они не имели таких военных перспектив, как запуски ИСЗ Земли и орбитальных станций, а финансирования требовали куда большего.

Проблемы с деньгами, как это обычно бывает, «добили» грандиозные лунные проекты. С самого старта программы Королёву посоветовали занижать цифры перед словом «рублей», потому что реальные суммы никто бы не одобрил. Если бы разработки шли столь же успешно, как и прежние, такой подход себя бы оправдал. Партийное руководство всё же умело считать и не стало бы закрывать перспективное дело, в которое уже вложено слишком много. Но в сочетании с бестолковым разделением труда нехватка средств привела к катастрофическим отставаниям от графика и экономии на испытаниях.

Возможно, впоследствии ситуацию удалось бы выправить. Космонавты горели энтузиазмом, даже просили отправить их к Луне на кораблях, не выдержавших тестовых полётов. Конструкторские бюро, за исключением находившегося под руководством Королёва ОКБ-1, продемонстрировали несостоятельность своих проектов и сами собой тихо ушли со сцены. Стабильная в 70-х годах экономика СССР позволяла выделить дополнительные средства на доработку ракет, особенно если к делу подключились бы военные. Однако в 1968-м американский экипаж облетел Луну, а в 1969-м Нил Армстронг сделал свой маленький победный шаг в космической гонке. Советская лунная программа для политиков утратила смысл.

Наука и техника

Пока политики играли в гонки, математикам, инженерам, врачам и физикам для осуществления полёта на Луну нужно было решать научные проблемы. Прежде всего – энергетические. Чтобы добраться до спутника, корабль должен был приобрести вторую космическую скорость, а чтобы вернуться обратно – «вторую космическую» для Луны. Это означало, что требуется значительно больше топлива, чем для даже весьма длительного пребывания на околоземной орбите. На момент начала лунной гонки кораблей, способных доставить хоть что-нибудь массивное за пределы геостационарной орбиты, не было.

И американские учёные, и советские рассматривали приблизительно одинаковые варианты решения проблемы. Поначалу казалось, что самое целесообразное – собрать на орбите из отдельных блоков большой и тяжёлый лунный корабль, который после возвращения тоже останется на орбите. Однако ни экономически, ни технологически на тот момент реализовать эту задумку было нереально, хотя позднее орбитальные станции «Мир» и «МКС» собрали именно так, из отдельных модулей, как конструктор.

Другая идея заключалась в том, чтобы создать, наконец, корабль, который сам себе будет ракетой-носителем. Предполагалось также, что этот корабль в будущем будет спускаться на Луну «целиком». Подобные проекты в распоряжении космонавтики отсутствуют до сих пор, поскольку они требуют более эффективной, чем современная, энергетики, и более точных систем управления. Впрочем, шаттлы идейно довольно близки той задумке.

Наконец, третий проект являл собой хорошую доработку использовавшейся ранее схемы. На орбиту корабль выводила ракета-носитель, дальше он включал собственные двигатели и отправлялся в путь к Луне. У Луны, если планировался спуск, а не облёт, от орбитального модуля отделялась спускаемая капсула, которая потом могла самостоятельно взлететь с поверхности, пристыковаться к остававшемуся в космосе блоку и отправиться вместе с ним «домой». Именно на этом варианте в итоге остановились специалисты НАСА. Королёв же грезил не только Луной, но и Венерой, и Марсом, тем более что долгое время лунная программа не утверждалась. Поэтому он с самого начала выбрал гибрид «традиционной» схемы и идеи с кораблём-конструктором. Исходя из этого, его ОКБ взялось за разработку сверхтяжёлой ракеты-носителя Н-1.

Помимо проблем с обеспечением достаточной мощности двигателя, возникали вопросы и с точки зрения безопасности космонавтов. Высоты орбит, на которые поднимались Гагарин, Титов и их последователи, не превышали нескольких сотен километров. Расстояние до Луны – больше трёх тысяч километров. На таком удалении от Земли единственное влияние, которое она ещё оказывает – гравитационное. В 60-х годах уже знали о радиационных поясах планет и магнитосферах, более-менее представляли, какую роль для живых организмов они играют. Было ясно, что высокоэнергетические частицы, из которых состоят космические лучи, отклоняются именно силовыми линиями магнитного поля Земли, и было вполне очевидно, что потенциальная опасность от таких частиц велика. Раньше космонавты не выходили из зоны магнитосферы далеко, а если и выходили, то на считанные минуты, но во время полёта к Луне им пришлось бы несколько суток подвергаться воздействию космической радиации.

Даже само по себе отсутствие магнитного поля Земли могло отрицательно сказаться на самочувствии людей. Отсутствие достоверных данных о распределении плотности в лунной коре не позволяло провести точные гравитационные расчёты, без которых, естественно, было сложно рассчитать курс, который бы не «увёл» экипаж на гелиоцентрическую орбиту. Для прилунения также нужно было выбрать ровную, устойчивую и более-менее твёрдую площадку, с плотным, «не засасывающим» грунтом. А ещё оставалась метеоритная угроза и риск, что из-за пространственной задержки связи Центр управления полётами не сможет в экстренной ситуации помочь астронавтам.

Однако Королёв по-прежнему горел энтузиазмом, американцы горели желанием отыграться за первых людей в космосе, а добрая половина молодёжи сразу двух держав мечтала покорять всё более далёкие участки космоса. Поэтому план действий сложился быстро. И у США, и у СССР он состоял из нескольких этапов:
- создание ракет, способных развивать вторую космическую скорость при полезной нагрузке минимум в несколько тонн;
- облёт Луны, изучение отклонений орбит от расчётных. Фотографирование и картографирование лунной поверхности с целью выбора подходящей посадочной площадки на будущее;
- отправка автоматических лунных модулей для изучения свойств грунта, его забора (для анализа на месте и отправки на Землю), возможно, для доставки техники, которая пригодится будущим лунным миссиям. Отработка старта с Луны;
- тестовые пилотируемые полёты – сперва на орбите Земли, затем – на орбите её спутника (облёт Луны);
- пилотируемые полёты с целью высадки на Луну;
- построение постоянных лунных баз.

Поскольку Союз опоздал со стартом программы, создание более мощных ракет-носителей и выполнение «облётных» этапов происходило параллельно. Для отправки автоматической аппаратуры на окололунную орбиту использовался «Протон» – ракета-носитель, неплохо показавшая себя впоследствии, но на тот момент ещё «сырая», только-только с чертёжного стола. В это же время конструкторские бюро Королёва, Янгеля и Челомея соревновались за право разработки новой ракеты-носителя. Распыление средств и, в немалой степени, психологическое напряжение привело к тому, что в 1965-м году ни одно из КБ не смогло представить реальный проект нового корабля. Однако идея Королёва собрать 200-тонную «Н-1», с помощью которой потом на орбите соорудить 21-тонный лунный корабль, показалась партийным кураторам наиболее перспективной.

Проблемы с носителем-супергигантом начались сразу же. КБ Глушко отказалось строить новые мощные двигатели, поэтому за них взялось специализирующееся на авиации бюро Кузнецова. Создать двигатели на водородно-кислородном топливе инженеры не смогли, поэтому на Н-1 устанавливалось 30 кислород-керосиновых двигателей. Сами по себе они отличались высокой надёжностью, поскольку выпускались не первый год и даже не первое десятилетие. Однако управление сразу тремя десятками сопел и систем подачи горючего было не под силу автоматике 60-х. Все четыре запуска Н-1 сорвались именно из-за проблем с управлением двигателями. Правда, последней из этих ракет управляла ЭВМ – это была первая попытка компьютеризации космических систем. Впоследствии автоматическое управление было частично перенесено на пилотируемые корабли. Если бы СССР всё же полетел к Луне, то спускаемые модули садились бы на поверхность спутника почти без участия людей, ориентируясь на заранее сброшенные радиомаяки. Для сравнения, космонавты «Аполлонов» выполняли посадку на ручном управлении, едва ли не «на глазок». Правда, их ракеты-носители «Сатурн-5» отличались большей эффективностью двигателей (частично работающих на том самом прогрессивном водороде с кислородом) и куда лучшей надёжностью.


Пока ОКБ-1 работало над новым носителем, под нужды лунной программы подгоняли «Протоны». Первые пять запусков лунных кораблей при помощи этих ракет по их же вине и сорвались. Шестой увенчался успехом – корабль «Союз-7К-Л1», позднее получивший имя «Зонд-4», вышел в космос. Последующие «Зонды 5-8» совершили облёты вокруг естественного спутника, впервые применив для изменения траектории гравитационный маневр. Правда, на этом положительные результаты миссий закончились – корабли даже не выходил на стационарную орбиту вокруг Луны и де-факто не получили никаких научных данных. Зато на борту «Зонда-5» находились животные – для разнообразия, черепахи – вернувшиеся живыми. Как минимум выяснилось, что отсутствие магнитосферы и воздействие космических лучей не фатально. К несчастью для космической программы СССР, эта победа, по сути, стала последней – через три месяца американцы отправили в полёт вокруг Луны «Аполлон-8» с человеческим экипажем.


Невероятные приключения американцев в космосе

Первые шаги человечества в космосе «старомодное» правительство Эйзенхауэра восприняло как неприятное озарение: «соседский самокат», как выяснилось, имеет неплохие двигатели и вовсе не рассыпается на старте. Вскоре к власти пришёл один из наиболее популярных американских президентов – Джон Кеннеди, молодой, улыбчивый и амбициозный. Он прямо на инаугурации объявил пилотируемые полёты в космос одной из самых приоритетных своих целей.

В Советском Союзе об атмосфере, царившей в НАСА, знали. Леонов вспоминал, что во время опытов с пассивными ретрансляционными спутниками он с товарищами по экипажу «пошутил» – передал сообщение «Подлетаем к Луне, самочувствие отличное». В Америке сообщение уловили, и космонавты США позднее рассказали ему, какой переполох в режиме строжайшей секретности творился в администрации Президента.

Но затем шутки закончились. Холодная война набирала обороты, советские программы пилотируемых полётов буксовали, а экономика Штатов могла позволить форсировать события. Принятая ещё в 1961-м году программа «Аполлон» в самом деле пользовалась полной поддержкой Кеннеди, а НАСА оказалось куда лучшим организатором, чем ЦК КПСС.

Полёты «Аполлона» начались с трагедии. В 1967-м году тестовый пилотируемый полёт корабля оборвался ещё до запуска двигателей – пожар в кабине за 14 секунд убил троих астронавтов. Хотя это был не первый корабль типа «Аполлон», НАСА приняло решение присвоить ему номер 1 и считать последующие запуски от него.

После случившегося НАСА стало осторожнее. Два тестовых запуска макетов кораблей прошли успешно; во время беспилотного полёта «Аполлона-4» была протестирована новая ракета-носитель «Сатурн-5». Ещё три полёта должны были быть беспилотными, но Союз уже разобрался со своими «Протонами» и вовсю проводил пробные запуски «Зондов», которые изначально проектировались как двухместные корабли для полётов на Луну. Риск опоздать снова заставил руководство американской космической программы провести рокировку: вместо очередной беспилотной «репетиции» «Аполлон-7» осуществил пилотируемый полёт. Это случилось в 1968-м году – в этот же год из пяти советских «Зондов» выполнил свою миссию и благополучно вернул спускаемый аппарат на Землю только один. И в этот же год, только уже в декабре, «Аполлон-8» облетел Луну.

Справедливости ради, в той ситуации советское руководство оказалось более гуманным, чем американское. «Лунные экипажи» СССР во главе с Леоновым в полном составе подписали просьбу отправить их к спутнику на «Союзе-7К-Л1», однако получили отказ. В 1969-м, когда была предпринята попытка поднять в космос «Зонд-7», ракета-носитель вновь взорвалась. Так что осторожность политиков, не желавших терять очки в случае смерти участников лунной экспедиции, спасла космонавтам жизнь.

В то же время НАСА в 69-м, уже после «Аполлонов 7-8», провела полноценную проверку своего «нового» корабля на орбите. Миссия прошла успешно, в СССР по-прежнему не могли сладить со своей техникой. НАСА вернулось к прежней осторожной тактике, осуществило очередной полёт-облёт «Аполлон-10» и только после этого дало добро на высадку на поверхности ближайшего к Земле космического тела.


С 1969-го по 1972-й было проведено шесть высадок человека на Луну. Что характерно, на территории СНГ до сих пор многие не верят в поражение СССР в «лунной гонке». Широко распространены теории, по которым знаменитые фотографии Нила Армстронга и американского флага сделаны в пустыне Невада и срежиссированы чуть ли не Стивеном Спилбергом. И это несмотря на то, что советские космонавты и учёные, видевшие снимки лунной поверхности в высоком разрешении и знающие, что помимо «Аполлона-11» было ещё целых пять пилотируемых полётов на Луну, не раз подтверждали успешность американской программы.

Ещё со времён памятного розыгрыша Леонова проблема доказательств своих достижений остро стояла и перед СССР, и перед США. В обеих странах даже существовали проекты по ядерным взрывам на линии терминатора, где они были бы хорошо видны земным обсерваториям. К счастью, до радиоактивного заражения поверхности спутника не дошло – поначалу не было подходящих ракет-носителей, а затем более важными оказались пилотируемые полёты.

Но в том, что Армстронг и его коллеги ходили по космическому реголиту, сомневаться не приходится. Что, впрочем, не слишком радует – за последние сорок лет ни один человек на Луну не ступал, и, несмотря на регулярные оптимистичные заявления космических агентств разных стран, вряд ли ступит в ближайшее десятилетие.

Конец детства

Как это обычно бывает, игра в войну окончилась синяками для всех. И хотя шишки СССР на первый взгляд кажутся болезненнее, США, лишившись достойного соперника, потеряли не меньше.

В 1966-м году для советской космонавтики началась чёрная полоса. Первым ушёл из жизни Королёв – и вся программа пилотируемых полётов, а также проект по созданию Н-1, остались без поддержки. Затем разбился Комаров, космонавт, считавшийся первым кандидатом в лунные визитеры. В 1968-м погиб его дублёр и первый человек в космосе – Гагарин. Место лидера основного экипажа занял Леонов, но смерть сразу двух основоположников полётов к звёздам основательно подкосила моральный дух и сотрудников КБ, и космонавтов.


Доработка «Протонов» не успела завершиться ни к 1968-му, ни к 1969-му году. Американцы облетели вокруг Луны и прогулялись по ней, привезли домой реголита почти в сто раз больше, чем советские возвращаемые автоматические станции – лидирующую позицию Союз утратил. Наступали 70-е, относительно сытые и спокойные; руководство страны уже не имело военно-сталинского запала, которым ещё могли похвастаться прежние генсеки. Место Королёва занял Василий Мишин – и не справился. В 1974-м, уже когда все лунные битвы отгремели, он попал в опалу руководства. На его должность назначили Глушко – того, кто в своё время отказался строить двигатели для «Н-1». Новый генеральный конструктор не просто закрыл этот проект, а вовсе постарался уничтожить все материалы по нему, включая уже изготовленные ракеты.


Ракета "Протон"

Но главное – освоение Луны оказалось нерентабельным. Это признали сами американцы, отменив после 72-го года все полёты к естественному спутнику планеты. Ни ценных ископаемых, ни хотя бы воды в достаточных для колонизации количествах миссии «Аполлон» и советские автоматы не обнаружили. Даже гелий, в перспективе способный служить топливом для реакторов на холодном термояде, без изобретения этих самых реакторов бесполезен. Вскоре у СССР начались серьёзные внутренние проблемы, а США вплотную занялись ближайшими энергетическими перспективами. На пилотируемые полёты за пределы земной орбиты махнули рукой.

Какое-то время проекты постоянных лунных баз всё же занимали умы тех, кто начинал работать в эпоху интеллектуальных, технологических и обычных, волевых подвигов 50-60-х годов. Если Штаты отказались от постройки «резиденции» на Луне ещё во время полётов «Аполлонов», то Глушко какое-то время позиционировал будущие «Энергии» как ракеты-носители для создания базы «Звезда». Однако поддержки проект не встретил.

В конечном итоге причины сворачивания всех лунных программ – в том, что они изначально подпитывались азартом, соревнованием между двумя сверхдержавами, а не рациональными аргументами. Как только соревнование завершилось, оказалось, что продолжать тратить деньги на далёкий космос нет смысла. Вероятно, если бы история пошла по слегка иному пути – например, нашлась бы достойная смена Королёву – человечество всё же получило бы и лунные базы, и полёты к другим планетам уже в двадцатом веке. Или если бы советская космическая программа строилась аналогично американской, если бы инженеры предложили «перешагнуть через пролёт» и рассматривать освоение Луны лишь как короткий и малозначимый этап на пути к другим планетам – это открыло бы и большие перспективы, и иной уровень финансирования. Но сослагательного наклонения история не знает.

Несмотря ни на что, значения результатов лунной программы для мира переоценить трудно:
- были разработаны новые типы ракетных двигателей, как Советами, так и Штатами;
- были освоены приёмы маневрирования, связанные с гравитационным воздействием космических объектов;
- электронно-вычислительная промышленность получила толчок, благодаря которому стала возможной постройка орбитальных станций «Мир» и «МКС».

Ещё труднее переоценить последствия закрытия этой программы:
- человечество отказалось от колонизации Солнечной системы как минимум на полстолетия;
- из-за отсутствия перспектив у массовой космонавтики начался спад «моды» на обучение в аэроклубах и научно-технических ВУЗах, особенно в СССР. Вероятно, это сыграло свою роль в идеологическом кризисе 80-х и последующем распаде Союза;
- завершение гонки ослабило конфликт между СССР и США, но и лишило промышленности обеих стран главного стимула к расширению производства;
- переключение энергетики на повседневно-потребительские нужды задержало век нефти, затормозило развитие «мирного атома» и поставило крест на многих прогрессивных проектах, в том числе – на активных попытках изобрести источники энергии на реакциях холодного термоядерного синтеза.

В последние годы немало говорят о возможном возвращении людей на Луну, хотя бы затем, чтобы использовать её как промежуточную базу для полётов к Марсу. Но все эти проекты не получают серьёзного финансирования и государственной – или международной – поддержки. А главное – эти проекты не имеют за собой стремления сотен миллионов подростков всех возрастов, какое стояло за лунной гонкой 60-х.