Особенности размножения рыб. Стадии развития, прямое и непрямое развитие, забота о потомстве. Биология в лицее Чем малек рыбы отличается личинки рыбы

Особенности размножения рыб. Стадии развития, прямое и непрямое развитие, забота о потомстве. Биология в лицее Чем малек рыбы отличается личинки рыбы
Особенности размножения рыб. Стадии развития, прямое и непрямое развитие, забота о потомстве. Биология в лицее Чем малек рыбы отличается личинки рыбы

Учитель биологии:

Цель урока: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.

Задачи урока:

Образовательные:

· сформировать знания о особенностях размножения и развития рыб;

· раскрыть особенности заботы о потомстве у рыб как приспособление к выживанию вида.

Развивающие:

· формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации;

· развивать мышление посредством ответов на проблмные вопросы;

· развивать интелектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитывающие:

· воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе;

· формировать научное мировоззрение.

Методы обучения:

· словесный - объяснительная беседа, рассказ;

· проблемный, частично-поисковый;

· наглядно-образный;

· самостоятельная работа, работа в парах.

Средства:

· предметные --- презентация « Размножение и развитие рыб»;

практические --- выполнение самостоятельной работы, работа в парах;

· интеллектуальные --- анализ, сравнение, сопоставление, интерес.

Оборудование: таблица «внутреннее строение рыбы», видеофильм «Размножение и развитие рыб», экран, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Зоологию учить интересно,
Всего нового узнать всем полезно.
Ребятишкам надо знать очень много,
Ведь на то она и знаний дорога.

Действительно, зоология очень увлекательная наука, на каждом уроке мы вместе с вами открываем для себя мир животных заново.

Вы уже познакомились со многими группами животных. Напомните мне какую мы изучаем группу живых организмов сейчас? Верно - рыб. Сегодня мы продолжим изучать эту группу живых организмов.

Наш урок не совсем обычный, мы пойдём с вами на рыбалку. Клев будет зависить от подкормки и места ловли. Давайте вначале рыб подкормим, а затем будем ловить.

Подкормка - индивидуальные задания: (слайд 1)

(Все учащихся выполняют индивидуальные задания на местах по карточкам, тоже крупнее на доске.)

Из перечня(1-8)выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем (1-7), занесите цифровые обозначения органов в колонку.

Системы органов Органы, образующие систему

I - нервная система 1 - плавники;

II - кровеносная система 2 -- жабры;

III - пищеварительная система 3 - мышцы;

IV - дыхательная система 4 - вены и артерии;

V - выделительная система 5 - позвоночик;

VI - система опоры и движения 6 - поджелудочная железа;

VII - половая система 7 - череп;

8 - печень;

Ответы: 9 - рёбра;

I - 12, 14,- желудок;

II - 4,- почки;

III - 6,8,10,- головной мозг;

IV- семенники;

V- спинной мозг;

VI- 1, 3, 5, 7, 9 15 - нервы;

VII - 13,- яичник;

17 - сердце;

18 - кишечник.

Не летит, не поет, а клюет.
(Рыба)

Вопросы для класса:

1.Почему рыба не может повернуть головы?

2.Чем покрыты жабры снаружи?

3.Назовите 5 отделений головного мозга.

4.Какой отдел головного мозга рыбы наиболее хорошо развит и почему?

5.Назовите животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни.

6.Назовите отделы скелета.

7.Назовите рыбу, которая имеет орган дыхания лёгкие.

8.Имеются ли у рыб веки?

9.Орган чувств позволяющий рыбе ощущать направление и силу тока воды.

10.Откуда берёт кислород рыба для дыхания?

11.Какая кровь - артериальная или венозная - поступает в сердце рыб?

Учитель: рыбы наловили, вспомнили особенности внутреннего и внешнего строения, обобщили знания о системах органов. Вы изучили ОДС, выделительную, нервную, пищеварительную, кровеносную системы.

А какую систему внутренних органов мы ещё не рассмотрели с вами? Верно - половую.

Сегодня на уроке мы познакомимся с половой системой, узнаем какие органы входят в её состав, и соответственно, как вы думаете, что ещё мы будем изучать? (размножение)

Так какую же тему сегодняшнего урока мы будем изучать?

Тема урока: «Размножение и развитие рыб» .

Тема урока и цели урока зачитывается на экране (слайд 2-3)

Предупреждающее задание: в ходе объяснения запишите в тетради органы половой системы рыб.

Рассказ учителя

В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т. е. воспроизведение себе подобного.

Какое значение имеет размножение в жизни животных?

Размножение обеспечивает существование вида во времени и пространстве.

Большинство рыб – раздельнополые животные, хотя есть среди них и гермафродиты (некоторые морские окуни и караси) и живорождение присутствует (аквариумная рыбка - гуппи, отгадав загадку вы узнаете какой ещё рыбе присуще живорождение

Я вечный странник и злодей,

Не сплю даже минуту,

Зубами щёлкаю в воде,

Ищу добычу тут я! «акула».

Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы. (Слайд 4-5)

Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам.

Самки выметывают икринки в воду, самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них, происходит оплодотворение. Оплодотворение у рыб наружнее, происходит в воде. (слайды 6,7)

После оплодотворения идёт развитие зародыша с последующими стадиями развития рыбы (слайд 8-11) т. е. - оплодотворённая икринка делиться, образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок - это остаток запаса питательных веществ икринки. Вскоре из зародыша образуется личинка, которая не покидает желточного мешка. Обратите внимание на то, что у нее нет плавников. Через некоторое время у личинки появляются плавники, она превращается в малька. Он питается водными беспозвоночными и ведёт активный образ жизни. Через несколько месяцев малёк превращается во взрослую особь. Обратите внимание на то, что из одноклеточной икринки впоследствии развивается многоклеточный организм.

Рефлексия Работа с таблицей - вставить пропущенные слова (слайд 12

Рыбы___________ животные и имеют половые железы. У самцов они называются __________ или молоки, а у самок ______ . В яичниках созревают __________ (икринки) , в семенниках ____________- . Оплодотворение у большинства рыб ___________ . После оплодотварения из икринки развивается ___________-, а из неё развивается __________ .

Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно. Используя текст №1 (Приложение 1) раздаточного материала, назовите эти возрастные рамки.

Приложение 1. Определить границы половозрелости рыб.

Время наступления половой зрелости различно у разных видов рыб и варьирует в пределах одного вида. Обилие корма, повышение темпиратуры способствует более быстрому росту и ускоренному половому созреванию. Поэтому, например, плотва в Финляндии становится половозрелой в возросте 5-6 лет, а в Южной Европе - в 3 года, кильки каспийские - до 1 года, тюлька - в 2,3 месяца, щука - в 4 года, белуга - 9-23 лет. Самцы обычно созревают раньше самок.

Во время размножения внешний вид рыб меняется (размеры, окраска, форма тела - связано с условиями существования, заботой о потомстве, поиском партнёра для спаривания). Как в биологии называется этот процесс? (Ответ: половой деморфизм)/

Половой деморфизм наиболее резко выражен у глубоководной рыбы-удильщика церации. У неё самец карликовых размеров(1,6 см), прирастает к жабровой крышки во много раз более крупной самки(1,1м) и существует за счёт её соков, т. к. у него нет зубов и кишечник не развит.

Период размножения рыб, т. е. выметывание половых продуктов с последующим оплодотворением называют нерестом, а место нереста рыб - нерестилище.(слайд 13)

Запишите определение нереста в тетради.

Нерест - это сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения.

Некоторые виды рыб преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция. (слайд 14)

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграции. Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, т. к. икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодалевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста.

Сообщение ученика « Миграция рыб».

На Дальнем Востоке (показать на карте) ход лососёвых рыб: кеты, горбуши во время нереста представляет интересное зрелище; огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и совершенно обессиленные скатыаваются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. Сёмга нерестится в реке Печора, преодолевая из северных морей 1800км., а речной угрьво время размножения движется из рек в море, проходя 7000 км.

Рыбы одних видов устремляются из моря в реки (лососевые), а другие, наоборот, уходят из рек в моря (речной угрь) - это так называемые проходные рыбы.

Объясните:

а) почему большинство лососей погибает во время миграций;
б) что означает понятие проходная рыба.

Место для нереста определено. Самки разных видов откладывают различное количество икры. Так, например, Луна-рыба до 300 млн. икринок, морской окунь до 1,5 млн. икринок, щука от 200 тыс. до 1млн. икринок, лососевые от 2 до 14 тыс. икринок, сом до 200 икринок.

Несмотря на то, что рыба – водный обитатель, она может откладывать икру не только в воду, но и в самых неожиданных местах. (в реке Амазонка обитают мелкие рыбёшки самки которых выскакивают из воды и откладывают яйца на листьях растений свисающих над водой, а самец затем поливает их водой хвостовым плавником до появления личинок - пока они не упадут в воду).

Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу?

Икра ---- ? ----- ? ------ взрослая рыба.

Запишите недостающие звенья логической цепочки у себя в тетради. (Ответ учащегося: Икра → Личинка → Малек → Взрослая Рыба

Сравните развитие рыб и насекомых. Что общего и в чем различия?
(Ответ учащегося: развитие рыб такое же как и у насекомых с полным превращением.)

Чем же отличается малек от личинки? Ответ найдите в раздаточном материале (текст №2, Приложение 2 и слайд 16). (Ответ учащегося: в питании.)

После оплодотворения в икринках развивается многоклеточный зародыш. Развившаяся и освободившаяся от оболочек икринки личинка вначале живёт за счёт остатков питательных веществ икринки - желточного мешка. Когда они расходуются, личинка начинает питаться микроскопическими водорослями , инфузориями, а затем дафниями и циклопами. Вскоре, не только внешне. Но и питанием она становится похожей на взрослую рыбу, и её называют мальком.

Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб.

Где только не встретишь рыб – в морях, прудах, реках. Вот и Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению » однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут - не дождутся. А я тебе еще пригожусь».

Интересно, а правду ли сказала щука? Нужна ли шука своим деткам? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? Ученые, исследовавшие эту проблему, отвечают «да». Науке известны некоторые виды рыб, заботящихся о своих мальках. Мы сейчас послушаем сообщения и в ходе нашей беседы вы будите заполнять таблицу. (Приложение 3) (слайд 18-21)

НАЗВАНИЕ РЫБ

КАК ЗАБОТЯТСЯ

МОРСКАЯ ИГЛА

МОРСКОЙ КОНЁК

О поведении колюшки расскажет … (Сообщение учащегося.) ?

Попробуйте отгадать, какие еще рыбы заботятся о своем потомстве.

В ней нитки нет и нет ушка,
Нет плавников среди брюшка;
Игла от года к году
Все шьет
Морскую воду.
Шьет неспеша – куда спешить?
Ведь море всё равно не сшить!
(Морская игла)

В море, в зарослях игриво
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.

Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок!
(Морской конек)

Они у вас есть на столах, но морские иглы вот здесь едва заметны, еще раз доказывает необходимость маскирующей окраски. Морской конёк вынашивает икру в выводной сумке на брюхе.

Но есть такие представители, которые вынашивают икру в желудке.

Он лежит на дне часами
Шевелит во сне усами,
Под корягой под мостом,
В реке живет усатый…
(Сом)

Южно-американский сом вынашивает икру в желудке, горчак с помощью длинного яйцеклада откладывает икру в мантийную полость моллюсков.

Ребята, давайте выясним, связаны ли между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве? Обратите внимание на зависимость. (Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.) раздаточный материал на партах у каждого.(слайд 22)

Луна - рыба

до 300 млн. икринок

Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды.

Треска, угорь

10 млн. икринок

Липкая икра, которую приклеивают к растениям и на грунт.

Осетровые

От нескольких десятков тысяч до 1,5 млн.

Судак, сазан

до 1 млн. икринок

до 900 тыс.

Толстолобик

свыше 500 тыс.

свыше 450 тыс.

свыше 200 тыс.

Икра в ямках, засыпанных галькой.

100 икринок

Сомик-гоплостеры

3-10 икринок

Скаты, акулы

одиночные яйца в капсулах

Тщательная защита потомства(строительство гнезда и т. д.)

Таким образом, вы узнали много нового о размножении и развитии рыб.

Предлагаю, вооружившись знаниями отправиться в далекое путешествие – по следам угря. (слайд 23)

Нам нужен капитан, который, используя карту, проведёт нас по пути движения угря.(раздаточный материал)

Мы благополучно добрались до цели нашего путешествия.

Как называется путь. Который мы прошли за угрём. (миграция).

Так почему же в местах, где обитает угорь, никогда не видели его икры и молодняка?

Зачем угрю понадобилось плыть за 7.000 км к Саргассову морю? (Нерест)

Дайте определение понятию нерест.

Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки. (Проходные)

Назовите представителей проходных рыб.

При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)

Выполним ещё одно задание, при его выполнении вы должны из букв составить предложение. (слайд 24-25)

Выбери букву, которая соответствует правильному ответу

(самостоятельная работа)

Икринка рыбы -

оплодотворение

Семенники - это

Слияние спермотазоида с яйцеклеткой

Инстинктивное поведение рыб в период размножения

яйцеклетка

Перемещения рыб

миграции

Живородящая рыба

Рыба, которая строит гнездо.

Лососевая рыба, которая после нереста обречена на гибель

Получилось - Я МОЛОДЕЦ.

Выполним на закрепление ещё одно задание.

Выберите каждый себе по одной биологической задаче и ответте на поставленные вопросы. (слайды 26-27)

- *Большинсво рыб откладывает огромное количество икринок,. Треска 7 млн., щука 1 млн.. Имеются рыбы, которые мечут сотни или десятки икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе?

- *Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом сильно худеют, а после икрометания гибнут. Что заставляет, кету и горбушу. живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?

- *Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски. Как можно объяснить такое явление?

- *Некоторые виды рыб во время нереста строят гнёзда, в которые затем помещают икру. Самцы помещают оплодотворённые икринки в гнёзда, охранят их, возвращают в гнёзда выпавших личинок. В это время они ничего ни едят,. Однако, как только молодь расплывается и переходит к самостоятельному образу жизни, самцы готовы съесть её. Как можно объяснить такое явление?

Работа с терминами.

Нерест, забота о потомстве, наружнее оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой деморфизм, желточный мешок, личинки, спермотозоиды, семенники, икринки.

Определить очерёдность применения терминов при составлении рассказа о размножении и развитии рыб.

Составить логически связанный рассказ применяя термины (работа в парах)

Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили все системы внутренних органов рыбы, познакомились с новой системой – половой, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития рыб, объяснили одну из причин миграции и рассмотрели примеры заботы о потомстве у рыб.

Домашнее задание (слайд 28)

1. § 37. Тест для самопроверки. (Приложение 5)

1. Половые органы у костных рыб открываются наружу:

а) самостоятельным отверстием;

б) мочеполовым отверстием у самцов и половым у самок;

в) анальным отверстием.

2. Оплодотворение у большинства видов рыб:

а) внутреннее;

б) наружнее (после откладки икры);

в) наружнее (одновременно при выведении икры из полового

отверстия).

3. Из икринок рыб выходят:

а) мальки;

б) личинки;

в) сформировавшиеся маленькие рыбки.

4. Нерестилище - это место....

а) где рыба живёт;

б) размножается;

в) кормится.

5. Нерестится один раз в жизни:

б) горбуша;

6. К проходным рыбам относятся:

а) карась;

б) лосось;

7. Забота о потомстве наиболее развита у рыб, которые откладывают:

а) огромное количество икры(десятки тысяч, миллионы);

б) небольшое количество икринок и вынашивают их в особой сумке на брюхе, или в ротовой полости, или охраняют гнездо с икринками;

в) не знаю.
2. Творческое сообщение «Где и как можно применить знания о размножении рыб на практике».
3. Сообщения о скатах и хрящевых рыбах.

Оценивание работы обучающихся на уроке.

Приложение 2 Определите отличие личинки рыбы от малька.

После оплодотворения в икринках развивается многоклеточный зародыш. Развившаяся и освободившаяся от оболочек икринки личинка вначале живёт за счёт остатков питательных веществ икринки - желточного мешка. Когда они расходуются, личинка начинает питаться микроскопическими водорослями, инфузориями, а затем дафниями и циклопами. Вскоре, не только внешне. Но и питанием она становится похожей на взрослую рыбу, и её называют мальком.

Приложение 3 Заполнить таблицу в ходе изучения нового материала.

НАЗВАНИЕ РЫБ

КАК ЗАБОТЯТСЯ

МОРСКАЯ ИГЛА

МОРСКОЙ КОНЁК

Приложение 4 Путь движения речного угря на нерест.

Угри обитатели пресных водоёмов, особо широко распространены в Прибалтике и Белорусии. Обычно обитают в реках, но части заходят в озера и пруды. Выбрав подходящее место, долго живёт в нём. Наш угорь, ведущий ночной образ жизни живёт в реке Западная Двина. Весной, после зимней спячки он отправляется в путешествие к Саргассову морю. Но путь долгий и тяжёлый. Ему приходится пройти Рижский залив и зайти в Балтийское море. По дороге его постоянно подстерегает опасность, хищные рыбы, а иногда нерадивые рыбаки.

Но путешествие продолжается, через северное море угорьпопадает в Алтлантический океан. Его внешний вид изменяется. Увеличиваются глаза, тело уплощается, он приобретает признаки глубоководных рыб. Но самое прекрасное море достигнуто. Это самое замечательное море на свете, окружённое несколькими течениями без берегов. Саргассовое море называют « Дамским морем». Вода в нём ярко-синяя, прозрачность достигает 60 м. На поверхности плавает большое скопление бурых водорослей.

В зависимости от вида размножения, рыб делят на икромечущие, яйцеживородящие, живородящие.

Икромечущие – основная группа рыб, которые выметывают икру в толщу воды, где происходит ее оплодотворение.

Яйцеживородящие – оплодотворение внутреннее, зародыш развивается в теле самки в специальных расширениях яйцеводов, но питается за счет питательных веществ желточного мешка, а организм матери служит только защитой от внешних факторов.

Живородящие – у этих рыб соединение яйцеклетки и сперматозоида происходит в половых путях самки, идет формирование плаценты, которая обеспечивает связь материнского организма с зародышем и поставляет питательные вещества.

Живорождение редкое явление, характерно для аквариумных рыбок (гуппи, меченосцы), акул. Стадия личинки отсутствует, в яйцеводах самки развивается зародыш, а рождается уже сформированный малек, который способен к самостоятельному существованию.

Особенности размножения рыб

Рыбы раздельнополые животные. Самки образуют яйцеклетки – икринки, которые развиваются в яичниках, имеют тонкую, полупрозрачную мембрану для быстрого и легкого оплодотворения. Передвигаясь по яйцеводах, выходят через наружное отверстие расположенное вблизи ануса.


Самцы формируют сперматозоиды, в парных семенниках – молоках, представляют собой систему канальцев, которые впадают в выводной проток. В семяпроводе есть расширенная часть – это семенной пузырек . Выметывание икры и выделение семенной жидкости происходит почти одномоментно.

Исключение — каменный окунь , обладает половыми железами двух полов, но созревают они не одновременно, что предотвращает самооплодотворение.


Для рыб характерно только половое размножение , путем слития мужских и женских половых клеток.

Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее сперматозоидами самцов называется нерестом . На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания. Одни перемещаются из морей, в устья впадающих в них рек, другие наоборот устремляются к морям.

Если в связи с неблагоприятными условиями рыбам не удалось отнереститься, им свойственна резорбция икры и молок (постепенное рассасывание полового материала).

Оплодотворение в большинстве случаев внешнее, развивается личинка вне организма самки (живорождение встречается редко).

Рыбы откладывают икру в огромных количествах (от 100 тыс. до миллионов икринок). Такая плодовитость обеспечивает сохранение рода, ведь не все икринки будут оплодотворены, а часть вовсе погибнет.

Когда яйцеклетки выметаны, сперматозоиды могут попасть в икринку через специальное отверстие – микропиле . После слияния половых клеток мембрана икры становится более проницаемой (адсорбирует воду), прочной.

После завершения оплодотворения в икринках образуется зигота , в которой идет многократное деление с формированием многоклеточного зародыша . В брюшной области сохраняются остатки желточного мешка, который обеспечивает питание личинки в первые дни.

Стадия личинки начинается с разрыва оболочек икринки, когда сформированная особь выходит наружу и начинает самостоятельно питаться (одноклеточными, рачками, водорослями). Форма тела вытянутая, большие глаза, плавники отсутствуют.

Личинка в первые дни неподвижно висит, прикрепившись к какому-то субстрату, после исчерпания запасов питательных веществ начинает активно передвигаться в поисках пищи. В этот период начинает закладываться чешуя. У маленьких рыб функционируют временные органы, нужны для выживания в новой среде:

  • Плавниковая складка;
  • дополнительные внешние жабры;
  • кровеносные сосуды.

Эта стадия названа также критической, если личинки не сможет найти еду, то случится их массовая гибель.

Для стадии малька характерно редуцирование временных органов и формирование строения как у взрослых особей. С этого этапа рыба выглядит как все представители вида, только меньших размеров. Тело полностью покрывается чешуей, образуются плавники всех видов.

Взрослая рыба имеет полностью сформированные системы и органы, покрыта слизью и чешуей, имеет железы, органы чувств. Обретая половую зрелость, вскоре начинают размножаться.

Какое же развитие у рыб: прямое или непрямое?

Непрямое развитие встречается у личинок, которые выйдя из яйца не похожи на взрослую особь. Такие организмы развиваются постепенно, приобретают черты родителей через ряд последовательных стадий, отличающихся способом питания, образом жизни.

После дозревания икры из нее выходит личинка, с неразвитыми плавниками, чешуей, и по внешнему виду не сходна с взрослой особью. Поэтому такие рыбы относятся к организмам с непрямым типом развития (преимущественно костистые рыбы).

Когда рождаются детеныши похожие на взрослые организмы только меньших размеров и не полностью сформированными органами, такое развитие называется прямым. Так, рыбы, которым присуще живорождение (например, акулы) развиваются прямым способом.

Забота о потомстве

Выметывание икры в больших количествах обусловлено тем, что рыбам не свойственна забота о своем потомстве . Оставленные икринки гибнут от врагов, пересыханий, неблагоприятных условий, только сравнительно небольшая часть может дожить до стадии зрелой особи.

Некоторые рыбы, которые заботятся о потомстве, выбирают места для нереста в расщелинах, сооружают гнезда для защиты, или же носят икринки во рту. Так, самка лососевых хвостовым плавником расчищает место для откладывания икры, делая углубление на песчаном дне, затем забрасывает икринки песком (защищая от хищников и промерзания).

Родители обеспечивают постоянный доступ кислорода для потомства, с помощью плавников аэрируют воду. Чтобы избежать пересыхания икринок, самец поливает их водой изо рта. Проявления заботы у рыб находятся на инстинктивном уровне, когда личинки способны самостоятельно добывать пищу, могут хорошо плавать, родители их оставляют.

Насекомые и их личинки, населяющие, пруды, являются врагами личинок и мальков рыб.

Размножаясь в больших количествах, насекомые нападают на мальков и личинок рыб, уничтожая их.

Плавунец (Dytiscus latissimus), полоскун (Acilius spec.) и водолюбы (Hydrophilidae) являются врагами рыб.

Большой урон они наносят в непроточных, выростных, мальковых прудах, уничтожая личинок и мальков карла, карася, белого и пестрого толстолобиков, белого амура и других видов рыб, посаженных на подращивание в эти водоемы.

Жуки-плавунцы и их личинки нападают на молодь рыб. В апреле-мае самка плавунца откладывает на стеблях или листьях растений яйца размером 2,25 мм, из которых через 2-3 недели выходят личинки. Они размножаются в больших количествах в прудах, нанося большой вред, уничтожая личинок и мальков рыб.

Клопы уничтожают в значительных количествах мелких водных животных и их Личинки, которые являются пищей для рыб. Кроме того, большой вред они на: носят в нерестовых прудах, уничтожая; личинок и мальков рыб. Размножаются клопы в водоемах в больших количествах.

1-2 - водолюб большой; 3 - его личинка; 4-5 водолюб малый; 6 - его личинка; 7-8 - плавунцы; 9 - их личинка; 10 - ильник; 11 - его личинка; 12 - полоскун; 13 - его личинка; 14 - тинник; 15 - его личинка; 16 - гребец; 17 - его личинка; 18 - пестрый гребец; 19 - его личинка; 20 - прудовик

К водным клопам относятся водомерка, плавт обыкновенный, водяной скорпион, ранатра, гладйпп, корикса.

Водяной скорпион (Nepa cinerea). Его укусы очень болезненны и для человека. Яйца откладывает в виде подвески на водные растения.

Плавт (Neucoris cimicoides). Клопообразный длиной 1,5 см, имеет веслообразные ноги, с помощью которых быстро плавает. Яйца цилиндрической формы откладывает в водоемах.

Гладыш (Notonecta glauca). Отличается от своих сородичей тем, что плавает на спине. Яйца самка откладывает на растениях. После выхода из яйца потомство похоже на взрослых особей, которые появляются в мае.

Следует отметить, что водяные клопы отлавливают личинок и мальков, но не съедают их, а всасывают. Борьбу с ними ведут путем осушения и известкования прудов.

Личинки стрекоз (Aeshana spec, и Libellula spec.) - опасные хищники для молоди рыб.

У личинок стрекоз имеется маска. Нижняя челюсть внезапно вытягнэается и хватает личинку или малька, после чего стрекоза измельчает жертву ротовым аппаратом и заглатывает ее. Все личинки стрекоз являются донными поселенцами, что затрудняет их уничтожение.

Здесь необходимо производить известкование и осушение водоемов, удалениеиз-них растений, на которые откладываются яйца стрекоз.

Планктон. Из всех планктонных беспозвоночных в прудах очень опасен для личинок карпа, белого и пестрого толстолобиков, белого амура и других видов рыб, которые еще питаются за счет желточного мешка - циклоп.

Попадая вместе с водой в инкубационные аппараты, он наносит значительный вред, нападая на личинок малоподвижных и беспомощных. Циклоп наносит ущерб и в лотках для подращивания личинок, и в нерестовых прудах. В связи с этим воду из водоемов необходимо пропускать через фильтры из-мельничного газа.

В больших количествах рыб уничтожают крысы, хорьки, кошки и многие другие животные.

Много вреда приносят и такие хищные рыбы, как Окунь, щука, ротан, американский сомик и др.

1 - клоп гладыш; 2 - водяной скорпион; 3 - плавт; 4 натра; 5 - личинка стрекозы: а, в - маска прижата; б,г маска выбрасывается

«Своя игра» по теме «Класс рыбы»

Урок-обобщение

Оборудование: настенные таблицы, муляжи мозга рыб, скелета костистой рыбы, аквариум с живыми рыбками.

ХОД УРОКА

Игра проходит в три раунда. Первый – репродуктивный (требует от учащихся воспроизведения материала, представленного в школьном учебнике). Второй – творческий (включает вопросы, прямых ответов на которые в школьном учебнике нет, поэтому необходимо привлечение сведений из дополнительной литературы). Третий – практический.
Каждый вопрос имеет свою категорию сложности и, соответственно, свою стоимость, выраженную в баллах. В зависимости от уровня подготовки класса может устанавливаться количество баллов, необходимое для получения той или иной оценки.
Продолжительность каждого раунда должна составлять 15–18 мин. Если ребята работают медленно, приходится разыгрывать не все вопросы.

Первый раунд

Категория «В чешуе, как жар горя...»

(внешнее строение рыб )

1. Почему рыба скользкая и ее трудно удержать в руках? (5 баллов. )

Ответ. Кожа рыб снабжена многочисленными одноклеточными кожными железами, выделяющими слизистый секрет. Эта слизистая пленка выполняет роль смазки, уменьшая силу трения рыбы о воду.

2. Бывают ли «голые» рыбы? Приведите примеры. (10 баллов. )

Ответ. «Голой» рыбой является, например, речной угорь. Его кожа покрыта только слизью. Не имеют чешуи речной сом, морская меч-рыба.

3. Какие функции выполняют плавники рыб? (15 баллов. )

Ответ. Спинной и анальный плавники препятствуют вращению рыбы вокруг продольной оси при поступательном движении; хвостовой плавник обеспечивает поступательное движение и служит рулем; парные плавники используются в поддержании равновесия, участвуют в поворотах. Кроме того, у разных рыб плавники могут выполнять разные функции. Благодаря плавникам рыбы могут передвигаться по дну (например, морской петух тригла, чешуйчатник), перелетать по воздуху (летучие рыбы), обеспечивать ток воды над икринками и т.д.

4. Какова связь между внешним видом и глубиной обитания рыб? Приведите три примера. (20 баллов. )

Ответ. Рыбы, передвигающиеся в толще воды, обычно имеют веретенообразное, хорошо обтекаемое тело. У многих рыб, обитающих на большой глубине, лентовидная форма тела (например, рыба-сабля). Донные рыбы часто имеют плоское, дискообразное тело, что обеспечивает большее соприкосновение тела с грунтом и уменьшение удельного давления толщи воды (камбала, морские языки). Цилиндрическое змеевидное тело угрей позволяет им быстро ползать по дну. Рыбы – обитатели верхних слоев воды – часто имеют темную спину, серебристые бока и брюхо. У придонных рыб верхняя сторона тела также темная, часто эти рыбы способны изменять окраску тела под фон грунта (например, камбала).

5. Что изображено на рисунке? (25 баллов. )

Ответ. Увеличенное изображение боковой линии рыбы.

6. Перечислите приспособления рыб к факторам водной среды. (30 баллов. )

Ответ. Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуй способствуют передвижению в водной среде, плотность которой больше, чем плотность воздуха. Жаберное дыхание позволяет использовать растворенный в воде кислород. Органы обоняния и вкуса рыб ориентированы на восприятие веществ, растворенных в воде. Органы боковой линии ощущают колебания воды, направление и силу течения. Многие рыбы имеют маскировочную окраску.

Категория «Сердце в груди»

(внутреннее строение рыб )

1. Какая кровь находится в сердце рыбы? (5 баллов. )

Ответ. Венозная. (Отвечая на этот вопрос, ученики могут найти ошибку на муляже, на котором сердце у рыбы окрашено в красный цвет. Хотя на самом деле в сердце рыбы находится венозная кровь, изображать которую принято синим цветом.)

2. Назовите отделы скелета костной рыбы. Какое значение они имеют? (10 баллов. )

Ответ. У рыбы различают скелет головы (череп), скелет туловища и скелет плавников. Скелет служит опорой для мышц и защитой для внутренних органов, головного и спинного мозга.

3. По рельефной таблице определите, сыта ли рыба, каков ее пол. (Стоимость данного вопроса учащиеся назначают сами. )

Ответ. По рельефной таблице можно определить, что рыба сыта, так как желудок у нее растянут и наполнен. На таблице изображена самка, так как виден яичник.

4. Известно, что все рыбы холоднокровны. Нет ли из этого правила исключений? (20 баллов. )

Ответ. При активном движении температура тела рыбы может повышаться за счет интенсивной работы мышц. Такой «саморазогрев» позволяет рыбе двигаться еще быстрее. Например, у быстро плывущего тунца температура тела на 14о выше температуры окружающей среды, что позволяет развивать скорость до 70 км/ч.

5. Расскажите о строении головного мозга рыб. (25 баллов. )

Ответ. В головном мозге рыб различают следующие отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все отделы играют важную роль в жизни рыбы. Мозжечок, например, управляет координацией движения и равновесием у рыб. Продолговатый мозг играет важную роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.

6. Назовите сроки наступления половой зрелости у рыб. (30 баллов. )

Ответ. У различных видов рыб половая зрелость наступает в различные сроки. Более того, у одного вида наступление половой зрелости зависит от обилия корма, температуры окружающей среды и т.д. Например, плотва в Финляндии становится половозрелой в возрасте 5–6 лет, а в Южной Европе – в 3 года. Мелкие карпозубые рыбы созревают в возрасте 2–4 месяцев, щука – в 4 года, сазан – в 2–4 года, белуга – в 9–23 года, а севрюга – в 8–22 года. Самцы обычно созревают раньше самок.

Категория «Приплыла к нему рыбка...»

(поведение и размножение )

1. Каких рыб называют проходными? (5 баллов. )

Ответ. Проходными называют рыб, которые живут в море, но для нереста входят в устья рек и поднимаются вверх по течению. Таковы, например, волжская сельдь, семга, кета, горбуша и т.д.

2. Назовите живородящих рыб. (10 баллов. )

Ответ. Живородящи около 1% всех видов рыб, живущих на Земле. Живородящи многие акулы (например, акула-молот), скаты (манта). А из костистых рыб – некоторые карпозубые (гамбузии, гуппи, моллинезии), бельдюга, и др.

3. Чем отличается рыборазведение от прудового хозяйства? (15 баллов. )

Ответ. При рыборазведении из икры выращивают мальков и выпускают их в естественные водоемы. При прудовом хозяйстве из мальков выращивают товарную продукцию.

4. От чего зависит количество выметываемых рыбами икринок? Приведите три примера. (20 баллов. )

Ответ. Количество икринок обратно пропорционально степени родительской заботы о потомстве. Самая плодовитая – рыба-луна, она выметывает около 300 млн икринок, которые оставляет на произвол судьбы. Лососевые рыбы, закапывающие свою икру в грунт, выметывают около 2–4 тыс. икринок. Колюшки, строящие для своих малышей шаровидное гнездо, откладывают в него всего несколько десятков икринок.

5. Чем личинка рыбы отличается от малька? (25 баллов. )

Ответ. Личинки рыб малоподвижны и не питаются, а живут за счет запаса питательных веществ икринки. Когда этот запас кончается, они превращаются в мальков – маленьких рыбок, способных активно плавать и разыскивать корм.

6. Как часто размножаются акулы и скаты и насколько велик размер их потомства? (30 баллов. )

Ответ. Большинство этих рыб размножается один раз в год, а крупные виды – даже реже. Полярная акула, длина которой составляет примерно 8 м, откладывает около 500 некрупных яиц. Многие акулы и скаты живородящи. Наиболее многочисленное потомство вынашивают тигровая акула (иногда до 80 детенышей) и акула-молот (около 40 акулят).

Категория «Как прекрасен рыбий мир»

(многообразие рыб )

1. От какой рыбы произошли все породы золотых рыбок? (5 баллов. )

Ответ. От восточноазиатского серебряного карася.

2. Какие рыбы глотают пищу не целиком, а предварительно измельчают ее в глотке? (10 баллов. )

Ответ. Карпообразные – сазан, карась, плотва, лещ.

3. Какую необычную рыбу поймали в 1938 г. у берегов Африки. В чем ее своеобразие? (15 баллов )

Ответ. Кистеперую рыбу латимерию (целаканта). Ее можно назвать живым ископаемым. По морфологическим особенностям эта рыба мало отличается от кистеперых рыб, живших в мезозойскуюй эру. У нее всю жизнь сохраняется хорда. Головной мозг очень мал. В кишечнике хорошо развит спиральный клапан, а в сердце – артериальный конус. Плавательный пузырь сильно редуцирован. Плавники (особенно парные) похожи на мясистые, покрытые чешуей лопасти.

4. На каких рыб охотятся с лопатой и почему? (20 баллов. )

Ответ. Это двоякодышашие рыбы: африканские протоптеры и американский чешуйчатник, которые в период пересыхания водоемов закапываются в ил и впадают в спячку.

5. Назовите отряды подкласса лучеперых рыб. (30 баллов. )

Ответ. Осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, угреобразные, карпообразные, сомообразные, колюшкообразные и др.

Второй раунд

Категория I

1. Каким образом при движении рыб и головоногих моллюсков проявляется действие закона Ньютона? (5 баллов. )

Ответ. Работает 3-й закон Ньютона: отбрасывая воду назад, животное движется вперед.

2. Какая известная всем рыба меняет окраску под цвет дна? (10 баллов. )

Ответ. Камбала. Эта рыба может изменять свою окраску всего за несколько секунд. Подобная особенность – пример мимикрии.

3. Найдите ошибку на рисунке, на котором щука преследует окуня. (15 баллов. )

Ответ. Щука никогда не будет хватать окуня с хвоста, так как у этой рыбы часть плавниковых лучей имеет вид острых шипов.

4. Бывают ли прозрачные рыбы? (20 баллов. )

Ответ. Совершенно прозрачна мелкая рыбка «лапша» из отряда лососеобразных, обитающая у морских побережий. В пене морского прибоя эти прозрачные рыбки практически незаметны для глаз птиц. Прозрачны байкальская голомянка, обитающая на большой глубине, индийский стеклянный окунь, которого часто держат в аквариумах.

5. Что произойдет, если на некоторое время зафиксировать жаберные крышки рыбы? Ответ пояснить. (25 баллов. )

Ответ. Она может задохнуться. Работой жаберных крышек поддерживается постоянный ток воды через жабры, обеспечивающий нормальный газообмен. Когда рыба прижимает жаберные крышки, тонкие кожистые оторочки, окаймляющие с внутренней стороны задний край каждой крышки, прижимаются к жаберным щелям, перекрывая сообщение с полостью глотки. В результате вода через рот попадает в глотку, омывая жабры. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели. При закреплении жаберных крышек газообмен нарушается.

6. Как устроен глаз рыбы? В чем его отличие от глаза человека? (30 баллов. )

Ответ. Глаз рыбы лишен век, имеет блестящую радужную оболочку и круглый хрусталик, который обеспечивает зрение на близком расстоянии. Рыбы различают форму и цвет предметов. Для обеспечения четкого изображения хрусталик удаляется или приближается к сетчатке так, как это происходит с линзой в объективе фотоаппарата. (Глаз человека фокусируется благодаря изменению не положения, а кривизны хрусталика.)

Категория II

1. Какие рыбы вынуждены плавать даже во сне, иначе они утонут? (5 баллов. )

Ответ. Акулы, не имеющие плавательного пузыря. При движении вокруг их тела создаются поддерживающие токи воды. Стоит им остановиться, и они начнут погружаться. Кроме того, акулы не имеют жаберных крышек и приток свежей воды к жабрам у них осуществляется только при движении.

2. Перечислите все функции плавательного пузыря рыб. (10 баллов. )

Ответ. С помощью плавательного пузыря рыба изменяет глубину погружения. Этот орган также является регулятором содержания газов в крови (с помощью так называемых красных тел); многие рыбы издают с помощью этого органа звуки. От передней части плавательного пузыря отходит пара отростков к уху – органу равновесия, который получает таким путем сигналы об изменении внешнего давления. У двоякодышащих рыб плавательный пузырь превратился в легкое.

3. Почему жабры рыб ярко-красного цвета? Как на практике могут пригодиться эти знания? (15 баллов. )

Ответ. Пронизанные капиллярами жабры насыщены артериальной кровью. Если у «свежей» (не мороженой или копченой) рыбы на прилавке жабры темные, то, скорее всего, она была поймана уже давно и могла начать портиться.

4. Согласно какому физическому закону рыбы могут опускаться на глубину и всплывать к поверхности? (20 баллов. )

Ответ. Положение тела в жидкости определяется зависимостью между его объемом и массой, т.е. плотностью. Если плотность тела больше плотности воды (1 г/см3), оно погружается, если меньше – всплывает. Плотность тела рыб близка к плотности воды, но они могут увеличивать или уменьшать эту величину, изменяя объем газов в плавательном пузыре.

5. Какие органы у рыб составляют, например, пищеварительную систему? Какие функции она выполняет? (25 баллов. )

Ответ. Ротовая полость (у некоторых – зубы), глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа. (Учащиеся могут назвать и рассмотреть любую систему органов по выбору.)

6. Как по внутреннему строению рыбы определить ее эволюционное положение? (30 баллов. )

Ответ. Признаки примитивности внутреннего строения: артериальный конус в сердце, наличие спирального клапана в кишечнике (у хрящевых рыб). У костистых рыб спиральный клапан отсутствует, а в сердце развиваются луковицы аорты.

Категория III

1. Сравните развитие насекомых и рыб. Что общего и в чем различия? (5 баллов. )

Ответ. Развитие рыб происходит по той же схеме, что и у насекомых с неполным превращением: яйцо – личинка – взрослая особь. Однако у рыб стадия личинки непродолжительна, а самое главное – личинка рыб живет за счет запасов икринки, а личинки насекомых активно питаются и растут.

2. В Колумбии для борьбы с насекомыми использовали ядохимикаты, а вскоре в реках исчезли лососи. Почему? (10 баллов. )

Ответ. Применение ядохимикатов нарушило равновесие в цепи питания между насекомыми и лососями.

3. Какая связь между креветками и коралловыми рыбками? (15 баллов. )

4. Для борьбы с малярией в нашу страну были завезены гамбузии. Почему? (20 баллов. )

Ответ. Эти небольшие американские рыбки специализированы на питании личинками комаров. Их распространение способствует сокращению численности комаров, в том числе комаров – переносчиков малярийного плазмодия.

5. Самцы какой рыбы срастаются с телом самки? (25 баллов. )

Ответ. Самцы некоторых глубоководных удильщиков. В морских глубинах рыбам не просто найти друг друга в период размножения, поэтому они изобрели способ не расставаться после первой случайной встречи.

6. Какая рыба откладывает икру в раковины моллюсков? (30 баллов. )

Ответ. Пресноводная рыбка горчак откладывает свою икру в мантийную полость двустворчатых моллюсков, где она находится под надежной защитой створок раковины.

Категория IV

1. Какие рыбы не плавают? (5 баллов. )

Ответ. Представители некоторых семейств морских угрей роют норы и постоянно живут там, подобно червям высовывают половину тела наружу, чтобы собирать пищу, и прячутся при опасности. Плохо плавают рыбы, имеющие необычную маскирующую форму тела. Например, причудливые выросты на теле морского конька-тряпичника затрудняют его передвижение. Но коньку и не надо много плавать: среди водорослей он становится незаметным как для врагов, так и для плавающей вокруг добычи.

2. Какая рыба сбивает насекомых с листьев струей воды? (10 баллов. )

Ответ. Это брызгун. Особое устройство рта, напоминающее крошечный ружейный ствол, позволяет рыбе с силой и поразительной точностью выбрасывать струйку воды на высоту 4–5 м.

3. Какую рыбу используют для ловли черепах? (15 баллов. )

Ответ. Рыба-прилипала плотно прикрепляется к панцирю черепахи с помощью спинного плавника, преобразованного в присоску.

4. Какая рыба и каким образом может заменить свечу? (20 баллов .)

Ответ. В качестве свечи можно использовать любую жирную рыбу, высушив ее и продев через ее тело фитиль.

5. шуба, рог – в этих словах зашифровано название рыбы. Что это за рыба и каково ее систематическое положение? (25 баллов. )

Ответ. Горбуша из семейства лососевых. Вид – горбуша, род – дальневосточные лососи, семейство – лососевые, отряд – лососеобразные, подкласс – лучеперые, класс – костные рыбы, надкласс – рыбы, подтип – позвоночные (черепные), тип – хордовые.

6. Головоломка: фантастическая рыба.

Ответ. У этой рыбы голова щуки, тело – леща, хвост – вуалехвоста, спина и анальный плавник – ерша, грудные и брюшные плавники – рыбы-ласточки.

Третий раунд

Ассистент демонстрирует наличие у аквариумных рыбок условного рефлекса на постукивание по стенкам аквариума и задает вопрос: что лежит в основе данной формы поведения у этих животных?
Учащиеся пишут ответ на вопрос на листочках бумаги и по команде поднимают их над головой. Происходит взаимная проверка ответов.
После окончания игры учитель объявляет результаты.

Литература

Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990.

Нестеров В.В. Зоовикторина. – М.: Просвещение, 1967.

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

Выживаемость икры, личинок и мальков

Икра, личинки и мальки обыкновенных, неживородящих, рыб проходят свой жизненный путь в менее благоприятных условиях, чем яйца живородящих рыб. Огромное количество икринок погибает раньше, чем в них появятся зародыши. Представьте миллионы икринок, выметанных рыбой в открытом море и оставленных на произвол стихии. Птицы, морские звери, а главное, рыбы немедленно устремляются на беззащитную икру как на лакомый корм. Никто не подсчитывал, сколько икринок остается от тех сотен тысяч, которые выметаны рыбой, но и без подсчетов ясно: очень мало.

Кроме того, несомненно, что часть выметанной икры оказывается неоплодотворенной и, стало быть, вовсе не может развиваться. Это мертвая икра.

Выклюнувшиеся из икры личинки тоже довольно беззащитны. Их в несметном количестве истребляют другие животные. В огромном количестве истребляются и мальки рыб.

Лососи, как уже было сказано, зарывают икру в грунт, что способствует ее сохранению. Но еще до этой операции много икры погибает. При выметывании икры на быстрых течениях часть ее сносится рекой, икринки мнутся и разрываются, попадают в заиленные ямы. Около мест, где лососи кладут и зарывают икру, хищные рыбы подстерегают сносимую из гнезд икру и тут же уничтожают ее. Не успеют дальневосточные лососи выметать икру, как на нее нападают жадные гольцы.

Небезопасна жизнь икры и личинок и в самом гнезде: их поедают насекомые и их личинки. Я много раз наблюдал, как сиги кормились икрой корюшки. Недаром рыбаки Онежского озера называют таких сигов «корюшниками».

Злостным врагом икры и мальков являются лягушки. Известно, что в полоях дельты Волги лягушки в основном питаются икрой и молодью рыб. В июле у лягушек до 70 процентов веса содержимого желудка составляют мальки.

Икрой питаются не только хищные, но и самые мирные рыбы – плотва, уклея и т. д.

Есть и другие причины, ведущие к гибели икры и мальков. Назовем некоторые из них. Осенненерестующие рыбы нередко откладывают икру на мелких местах. Зимой такие места иногда промерзают, и икра погибает. На лососевых речках Дальнего Востока такое явление обычно. Правда, икра обладает большой выносливостью: если замерзание кратковременно, то икра сохраняется. (Икра ряпушки и некоторых других рыб также способна переносить замерзание.) Однако нерестилища амурской кеты иногда промерзают на глубину до 1 метра, в этом случае погибают и икра и вышедшие из нее личинки.

Не менее гибельно для икры обсыхание нерестилищ, что часто наблюдается на реках, уровень которых может резко изменяться вследствие открытия плотин или быстрого спада весеннего паводка. В реках с низинными берегами это бывает каждый год.

Преследуют рыб и различные болезни, которые особенно опасны для икры и мальков. На икре и на самих рыбах не так редко можно видеть то в большем, то в меньшем количестве беловатую плесень в виде нитей и хлопьев сапролегнии, которая вызывает гниение икры, появление ран на теле рыбы. Болезнь часто кончается смертью. Это мы уже видели на примере дальневосточных лососей.

Есть растения, от которых погибают крошечные рыбешки – личинки, только что вышедшие из икры. Стоит личинке прикоснуться к листьям альдровардии, как она оказывается в плену: листья растения складываются и захватывают ее. Для пузырчатки личинки рыб служат кормом. Растение имеет небольшие камеры (пузырьки), помещенные на стеблях. Камеры открыты, но, как только рыбка зайдет в такую камеру-ловушку, крышка закрывается, и личинка гибнет.

Среди червей, рачков и моллюсков тоже немало таких, которые причиняют вред икре и личинкам.

Итак, на выживаемость икры, мальков и молодых рыб (до стадии половой зрелости) влияет множество самых разнообразных факторов, и поскольку эти факторы очень изменчивы, нет и определенных, более или менее постоянных, показателей выживаемости. Косвенным путем, главным образом на основании наблюдений в прудах и аквариумах, выяснено, что из отложенных и оплодотворенных сотен тысяч икринок до взрослого состояния доживает ничтожное количество. Вот некоторые данные. Из 600 000 икринок, отложенных самкой карпа, 97 процентов не достигает трехлетнего возраста, причем 93 процента гибнет в первые 7–10 суток. У леща при средней плодовитости 103 000 икринок до половозрелого возраста доживает от 16 до 45 особей, а на нерест из них могут прийти лишь две самки, так как прочие бывают использованы промыслом.

Известно, что с возрастом способность к икрометанию у рыб ослабевает, а затем и вовсе исчезает. У лещей волго-каспийского района способность к размножению начинает угасать с шестилетнего возраста, а после 12 лет все лещи становятся яловыми. Среди карельских лещей встречаются такие экземпляры, которые и в возрасте более 20 лет не утратили способность к размножению.

Яловость рыб может возникать не только в зависимости от возраста, но и от других причин. Стерлядь, выращенная на рыбоводном заводе и достигшая возраста более 30 лет, ни разу не проявила способности к размножению.

Рыбоводы связывают это с ожирением стерляди. Яловость возрастная и яловость ожирения («жировая») обнаружены у многих рыб (осетровых, сигов, карповых). В рыбоводном хозяйстве яловость производителей рыб – факт отрицательный, но яловость «жировая» может иметь и определенное положительное значение – при выращивании высококачественного пищевого продукта.

Из книги Обитатели водоемов автора Ласуков Роман Юрьевич