Основной признак насекомых окружающий мир 1. Классификация насекомых. Краткий обзор класса

Основной признак насекомых окружающий мир 1. Классификация насекомых. Краткий обзор класса
Основной признак насекомых окружающий мир 1. Классификация насекомых. Краткий обзор класса

Общая характеристика класса. Это самый многочисленный класс, включающий более 1 млн. видов. По своему происхождению — это группа настоящих наземных животных. Насекомые заселили самые различные наземные местообитания, почву, пресные водоемы, прибрежье морей. Большое разнообразие местообитаний в наземной среде способствовало видообразованию и широкому расселению этой многочисленной группы членистоногих.

Брюшной отдел у разных групп насекомых состоит из неодинакового количества сегментов (большей частью их 9-10) и лишен настоящих конечностей.

Кожные покровы насекомых устроены сходно с таковыми паукообразных. В коже расположены различные красящие вещества, определяющие окраску насекомых. Окраска может быть покровительственной, предупреждающей. Имеющиеся на поверхности хитиновой кутикулы многочисленные волоски выполняют функцию осязания. Покровы обильно снабжены различными железами — восковыми, пахучими, прядильными, ядовитыми и т. д., выделения которых играют важную роль в жизни насекомых.

Поперечно-полосатая мускулатура особого развития достигает в грудном отделе, обеспечивая быстрые движения крыльев (от пяти до тысячи взмахов в секунду) и конечностей.

Как и у других членистоногих, пищеварительная система насекомых состоит из трех отделов. Строение переднего отдела кишечника модифицируется в зависимости от пищевой специализации насекомых. У насекомых, питающихся твердой пищей, имеется мускульный желудок (рис. 11.14). У питающихся жидкой пищей ротовая полость превращена в систему каналов, а желудок сосательного типа. Слюнные железы могут быть преобразованы в прядильные (гусеницы бабочек) или содержать антикоагулянты крови (у кровососущих форм). В заднем отделе кишечника большинства насекомых расположены специальные железы, предназначенные для всасывания воды из непереваренных остатков пищи.

Кроме мальпигиевых сосудов (от 2 до 200), органом выделения служит и жировое тело, основная функция которого — запасание питательных веществ, необходимых для развития яиц во время зимовки. Конечным продуктом азотистого обмена насекомых является мочевая кислота, выделяемая в форме кристаллов, что связано с необходимостью сохранения воды в их геле.

Дыхание насекомых осуществляется исключительно с помощью сильно разветвленной системы трахей. Отверстия дыхалец расположены на боковых поверхностях груди и брюшка. Дыхальца снабжены специальными клапанами, регулирующими поступление в них воздуха, движение которого происходит при помощи сокращений брюшка. Живущие в воде насекомые — водяные мухи и клопы — вынуждены периодически подниматься на поверхность воды для запасания воздуха.

Рис. 11.14. Схема строения органов таракана: 1 пищевод; 2 зоб; 3 мускулистый желудок; 4 — средняя кишка; 5 выделительные трубки; б боковые трахеи; 7 — брюшная нервная цепочка.

Кровеносная система насекомых в связи с особенностями строения органов дыхания развита слабо и не имеет принципиальных отличий от таковой других членистоногих (рис. 11.15). Кровь бесцветная или желтоватая, редко красная, что зависит от растворенного в ней гемоглобина (например, у личинок комара-мотыля).

Нервная система, как и у других членистоногих, построена по типу окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный ганглий достигает высокого уровня развития, особенно у общественных насекомых (пчел, муравьев, термитов), преобразуясь в «головной мозг» с тремя отделами: передним, средним и задним. Он иннервирует глаза и усики. Поведение общественных насекомых сложное.

Органы чувств насекомых хорошо развиты. Органы зрения взрослой особи представлены фасеточными глазами, к которым иногда добавляются и простые глазки, расположенные на лбу и темени.

Некоторые насекомые обладают цветовым зрением (бабочки, пчелы). Своеобразно устроены органы равновесия и слуха. Насекомые имеют острое обоняние, позволяющее им отыскивать пишу и половых партнеров. Органы осязания располагаются чаще всего на усиках, а органы вкуса — на ротовых конечностях. Высокоразвитая нервная система и совершенные органы чувств определяют сложное поведение насекомых, особенно общественных. Оно определяется инстинктами, которые представляют собой врожденные комплексы реакций.

Рис 11 .15 . Кровеносная система насекомого: 1 аорта; 2 крыловидные мышцы; 3 спинной сосуд «сердце».

Типы развития насекомых. Насекомые раздельнополые, большинство из них с хорошо выраженным половым диморфизмом. Половые железы парные, у самцов нередко имеется совокупительный орган. Яйца богаты желтком и откладываются во внешнюю среду. После выхода из яйца развитие организма насекомого происходит с неполным или полным превращением (метаморфозом).

У насекомых с неполным превращением из яиц вылупляются личинки, похожие по внешнему виду на взрослое насекомое, но отличающееся от него меньшими размерами и недоразвитыми крыльями и половой системой. С каждой линькой они становятся все больше похожими на взрослую форму. Напротив, у насекомых с полным превращением развитие идет с последовательной сменой форм, совершенно непохожих одна на другую. Из яйца вылупляется червеобразная личинка (у бабочки она называется гусеницей), которая ползает, много ест, несколько раз линяет и с каждой линькой становится крупнее. В результате последней личиночной линьки образуется куколка, которая не двигается и не питается. Куколки разных отрядов насекомых с полным превращением имеют различное строение, но общим для них является разрушение анатомических структур личинки и использование этого материала для построения органов взрослого насекомого. Регуляция всех стадий метаморфоза происходит при участии специальных гормонов.

У насекомых с полным превращением личинка (гусеница) и взрослая особь различаются не только внешним видом, но и способом и объектами питания. Так, гусеница бабочки капустницы питается листьями, взрослая бабочка сосет цветочный нектар. Кроме того, личинки и взрослые насекомые заселяют разные места обитания. Например, личинка комара живет в пресных водоемах и питается водорослями и простейшими, а взрослый комар (самка) обитает в наземных условиях и сосет кровь человека и других млекопитающих. Благодаря таким различиям в источниках пищи и местах обитания ослабляется внутривидовая конкуренция, что способствует процветанию насекомых.

Отряды насекомых. Класс Насекомые включает большое количество отрядов. Основой их выделения служит строение крыльев, ротового аппарата и тип развития. Характеристика основных отрядов представлена в табл. 11.1.

Табл. 11.1. Основные отряды насекомых.

Отряд и его представители

Характерные признаки

Значение

1

2

3

Насекомые с неполным превращением

Стрекозы (большое коромысло, красотки, стрелки и др.)

Две пары крыльев (одинаковые у подотряда равнокрылых инесколько различные у представителей подотряда разнокрылых) с мелкой сетью жилок. Большие, сходящиеся на темени сложные глаза. Грызущий ротовой аппарат.

Являясь прожорливыми хищниками, уничтожают большое количество насекомых-вредителей.

Прямокрылые (кузнечики, сверчки, саранча, медведки)

Передние крылья жесткие с почти параллельными продольными жилками. Задние крылья более широкие с радиально-расходящимися продольными жилками. Грызущий ротовой аппарат.

Большинство представителей отряда — вредители растений. Саранча, поедая листья и стебли, вредит посевам. Кузнечики приносят вред садам и виноградникам. Медведки, роясь в почве, повреждают корнирастений.

Полужесткокрылые, или Клопы (клопы-черепашки, постельный клоп, водомерки и др.)

Половина каждого надкрылья от его основания жесткая и состоит из толстого слоя хитина, а другая половина более тонкая, перепончатая. У некоторых клопов (постельный и др,) крылья редуцированы. Ротовой аппарат колюще-сосущего типа. Многие виды имеют пахучую железу, поэтому у них неприятный запах.

Насекомые с полным превращением

Жесткокрылые, или Жуки (майские жуки, жуки-щелкуны, жуки-долгоносики, хлебный жук [кузька], листоеды [колорадский жук], жуки-короеды, жуки-плавунцы, жужелицы, божьи коровки, жуки-навозники и др.)

Первая пара крыльев — жесткие надкрылья — прикрывает вторую пару перепончатых крыльев. Ротовой аппарат грызущий.

Многие из жуков вредят растениям, майские жуки поедают листья, а их личинки — корни деревьев. Личинок жуков-щелкунов называют проволочными червями. Они питаются подземными частями картофеля, злаков. Колорадский жук и его личинки поедают листья картофеля. Личинки долгоносика — яблонного цветоеда — уничтожают завязи цветка, а личинки свекловидного долгоносика — корни свеклы. Среди жуков есть и полезные. Это хищные жуки (жужелицы и красотелы), охотящиеся за гусеницами шелкопрядов. Божьи коровки и их личинки питаются тлями. Жуки-навозники и их личинки, поедая навоз, являются своеобразными санитарами.

Чешуекрылые, или Бабочки (капустная белянка, боярышница, яблонная моль, плодожорка, комнатная моль, шелкопряды)

Две пары очень больших по сравнению с телом насекомого крыльев, окрашенных в различные цвета. Окраска крыльев зависит от окраски и расположения чешуек. Жилки на крыльях расположены продольно. За исключением некоторых молей, бабочки имеют сосущий ротовой аппарат.

Личинки бабочек, поедая надземные части растений, приносят вред. Личинки капустной белянки поедают листья капусты и других крестоцветных. Личинки боярьппницы, яблонной моли и плодожорки наносят вред плодовым деревьям. Личинки комнатной моли питаются шерстью тканей или мехов и повреждают одежду, ковры, обивку мебели. Личинки соснового шелкопряда, поедая хвою, вредят сосновым лесам; личинки кольчатого шелкопряда повреждают плодовые сады. Принося вред на личиночной стадии, взрослые бабочки, производя опыление растений, приносят пользу. Польза бабочек и в том, что они являются пищей для птиц. Среди бабочек есть и одомашненные формы. Это дубовый и тутовый шелкопряды. Их гусеницы имеют сильно развитые шелкоотделительные железы, выделяющие шелковую нить. Этой нитью гусеница окутывает себя перед окукливанием. Шелковистый кокон служит защитой куколки от неблагоприятных условий, а для человека — сырьем для получения шелка.

Перепончатокрылые (наездники, пилильщики, пчелы, осы, шмели, муравьи и др.)

Задние крылья всегда меньше передних. Обе пары прозрачные со сравнительно редкими продольными и поперечными жилками. Ротовой аппарат у большинства видов грызущий, а у жалоносных (пчелы) — грызуще-сосущего типа. Пчелы, осы, некоторые муравьи имеют жало, представляющее измененный яйцеклад. Образжизни различен. Одни (наездники, пилильщики, некоторые осы) живут в одиночку, другие (пчелы, муравьи, некоторые осы) — большими семьями и являются общественными насекомыми. Между особями Внутри семьи наблюдается разделение труда.

Велико значение перепончатокрылых как опылителей растений. Пчела медоносная образует воск, пчелиный яд, пчелиное молочко, используемые в медицине и парфюмерии. Полезен и пчелиный мед. Большую пользу приносят наездники. Откладывая яйца в тело личинок и яйца многих вредных насекомых, они помогают человеку в борьбе с ними. Полезны в этом отношении и осы: запасая пищу своим личинкам, они перед откладыванием яиц парализуют и затаскивают в норы гусениц многих вредных насекомых. Есть среди перепончатокрылых и вредители. Самки пилильщиков имеют пилообразный яйцеклад, которым пропиливают яйца растении для откладывания яиц. Вышедшие из яиц личинки поедают листья растений.

Двукрылые (мухи, оводы, слепни, комары, мошки, москиты и др.)

Задняя пара крыльев редуцирована. Их осатки превратились в жужжальце. Передняя пара крыльев у основания сильно сужена. Ротовые органы лижущего (у мухи) и колюще-сосущего (у комара) типа.

Роль насекомых в природе, их практическое значение. Насекомые при их разнообразии и огромной численности играют важную роль в природе и жизни человека. Они являются опылителями растений, истребляют вредных представителей этого класса и выполняют роль санитаров. Некоторых полезных насекомых — пчел, шелкопрядов — человек одомашнил. Вместе с тем велик и вред, наносимый насекомыми. В зависимости от объекта нападения вредных насекомых делят на несколько групп: вредители поля, сада, огорода, амбарные вредители, переносчики болезней.

В целях защиты растений от насекомых используют разные способы борьбы с ними. Широко применяется сбор насекомых с помощью ловчих канав, колец, бредней, насекомоуловителей (механический способ) и др. Кроме того, борьба ведется и химическим методом, при котором на насекомых воздействуют ядами. Но использование химических веществ приводит к отравлению почвы, воды, уничтожению наряду с вредными и полезных насекомых. Поэтому в последнее время признание получил биологический способ борьбы, при котором человек использует естественных врагов насекомых: насекомоядных птиц, насекомых-хищников (жужелиц, божьих коровок и др.). Искусственно разводят наездника-трихограмму для борьбы с яблонной плодожоркой.







Антенны, усики, или сяжки, - это парные структуры, которые могут включать в себя от двух до более 60 члеников. По форме они весьма разнообразны. В большинстве отрядов насекомых антенны длинные, т.е. состоят из четырех и более члеников, однако у равнокрылых и мух их всего три. В последнем случае на третьем членике может быть щетинковидный вырост, состоящий из нескольких слившихся сегментов. Антенны не просто осязательные "щупики": они несут сенсорные волоски и ямки, способные в зависимости от вида воспринимать запах, звук, земное притяжение, влажность и температуру. Строение антенн весьма разнообразно. У дневных бабочек они бывают булавовидными (с расширенными последними члениками) или булавовидно-крючковатыми (в семействе толстоголовок); у ночных бабочек - сужающимися к концу (щетинковидными) и покрытыми волосками и чешуйками, перистыми с двумя супротивными рядами длинных боковых отростков, пильчатыми или двусторонне-пильчатыми с короткими боковыми выростами; у пчел и ос - нитевидными (с одинаковой по всей длине толщиной), пильчатыми, двусторонне-пильчатыми или с одним-двумя длинными выростами на каждом членике; у жуков (в этой группе их форма особенно важна для классификации) - нитевидными, булавовидными или пластинчатыми, когда последние сегменты представляют собой длинные соединенные основаниями пластинки, которые могут раскрываться веером; у некоторых форм антенны ветвистые с длинными, расходящимися лучами отростками.





Ротовой аппарат бывает двух основных типов - примитивный грызущий, например у кузнечиков, и производный от него сосущий, например у бабочек. Эти типы разделяют на более специализированные варианты, в частности колюще-сосущий у слепней и комаров, лижущий у комнатной мухи или лижуще-грызущий у пчел и ос. Ротовой аппарат состоит из верхней губы, пары верхних челюстей, называемых жвалами, или мандибулами, пары нижних челюстей, нижней губы и языковидного подглоточника (гипофаринкса), расположенного между прочими придатками. Поскольку рот большинства насекомых направлен вниз, "верхние" и "нижние" части можно считать соответственно передними и задними. На нижних челюстях и нижней губе примитивных насекомых находятся сенсорные щупики (пальпы), помогающие направлять в рот пищу. У эволюционно продвинутых форм они могут быть сильно редуцированы или вообще отсутствовать. Хоботок, приспособленный для всасывания или слизывания жидкой пищи и впрыскивания в чужие ткани слюны, образован различными ротовыми придатками в зависимости от группы насекомых. У двукрылых, например, он бывает двух типов - колющий и лижущий. В первом, свойственном, скажем, комарам, в колющие стилеты превращены все перечисленные выше части, кроме нижней губы, которая образует вокруг них футляр. У комнатной мухи, напротив, основная масса хоботка - производное нижней губы, оканчивающейся широким диском из мягких сосательных лопастей, или лабелл. Многочисленные борозды на нижней стороне каждой лабеллы, как губка, впитывают жидкую пищу. У клопов хоботок членистый, а у бабочек представляет собою мягкую трубку, которая в покое свернута плоской спиралью в ротовой полости, причем у некоторых бражников ее длина в несколько раз больше, чем у всего остального тела.










Грудь , или средний отдел тела насекомого, служит местом прикрепления локомоторных органов и состоит из трех сегментов - передне-, средне- и заднегруди. Каждый из них несет пару ног. Ноги насекомых членистые, из пяти главных частей. Начиная от туловища, это тазик (базальный членик), вертлуг, бедро, голень и лапка. Вертлуг обычно короткий. Исходно он был свободным и, образуя два сустава, повышал подвижность конечности, но у современных насекомых, как правило, срастается с бедром. Лапка образована тремя-пятью члениками, но их число у некоторых насекомых редуцировано до двух и даже одного. Эта часть функционально соответствует стопе, почти всегда оканчивается одним-двумя коготками и обычно несет другие придатки, например плоскую подушечку (пульвиллу). У некоторых насекомых на лапках находятся высокочувствительные хеморецепторы, а также сенсорные органы, способные воспринимать колебания поверхности, предупреждая тем самым о приближающейся опасности. Примитивный тип ног насекомых - ходильный с почти цилиндрическими члениками, однако в процессе эволюции конечности часто модифицировались для выполнения новых функций. Так, у блох и кузнечиков задние ноги сильно удлинены и приспособлены для высоких прыжков; у хищных насекомых передние ноги иногда превращены в хватательные приспособления, а у роющих форм, например жуков-скарабеев и медведок, они расширены в зазубренные скребки. У некоторых живущих под корой видов (клопов-подкорников) ноги широко отстоят одна от другой и отходят от туловища не вниз, а в стороны, что позволяет насекомому передвигаться в очень тесных пространствах. Иногда ноги служат для обмана хищников; например, у ряда клопов они увеличены и покрыты шипами: это может как отпугивать врага, так и служить маскировкой, делая трудноразличимыми общие очертания животного. У многих мух передние ноги ярко окрашены и, вытянутые вперед, напоминают сверху антенны пчел и ос. У мух широко распространена и сложная орнаментация лапок: обычно она служит вторичным половым признаком, используемым для привлечения самки (ухаживания). Крыльев у насекомых обычно две пары - на средне- и заднегруди. Они отходят в верхней части боковой стенки этих отделов и представляют собой ее выпячивания. Крылья пронизаны жилками (их число и расположение - систематические признаки), по которым течет гемолимфа ("кровь"). Она питает крылья, доставляя в них питательные вещества, а кроме того, ее напор позволяют расправить эти структуры, когда они завершают свое формирование у взрослого насекомого. Жилки играют также роль жесткого каркаса. Крылья бывают голыми (прозрачными) или покрытыми волосками и их производными. Эти волоски часто микроскопические, но у бабочек (отряд Lepidoptera) они превращены в крупные чешуйки различного типа, которые либо содержат пигмент, либо благодаря особым образом исчерченной поверхности так отражают свет, что насекомое переливается всеми цветами радуги (например у рода Morpho). Чешуйки присутствуют также на туловище и крыльях других насекомых, в частности жуков и комаров. Крылья бывают различным образом модифицированы. Обычно передние крупнее задних и служат как для полета, так и для защиты нижних, однако у жуков (отряд Coleoptera) они превращены в жесткие надкрылья, выполняющие в основном защитную функцию, а у жуков-плавунцов образуют на спине воздушную камеру, позволяющую этим насекомым подолгу находиться под водой. У двукрылых задние крылья превращены в короткие булавовидные выросты - т.н. жужжальца, служащие органами равновесия и работающие по принципу гироскопа, хотя совершают они в полете не вращательные, а колебательные движения. При удалении хотя бы одного жужжальца насекомое теряет способность летать. В 1945 и 1946 Керран и Лестер провели фотосъемку летящей мухи ильницы-пчеловидки с частотой 3000 кадров в секунду, продемонстрировав, что крылья и жужжальца всегда движутся в противофазе. У четырехкрылых насекомых передние и задние крылья обычно с помощью определенных приспособлений соединяются в полете друг с другом, поэтому работают как единая машущая поверхность. У некоторых насекомых крылья служат звукоиздающими органами. Звук возникает при трении их друг о друга или задних бедер по особым участкам передних крыльев. Во многих группах насекомых наряду с крылатыми видами имеются формы, у которых крылья редуцированы и нефункциональны или вообще отсутствуют в связи с тем, что в ходе эволюции необходимость в них отпала. У некоторых двукрылых и бабочек бескрылы или неспособны к полету только самки. У муравьев и термитов крылья развиваются только у половых особей, которые сбрасывают их после короткого брачного полета. Муха Criddleria после расселительного лета обрывает свои крылья, оставляя от них только основание и жесткую переднюю жилку. На крыльях многих видов дневных бабочек (обычно только у самцов) присутствуют специализированные сенсорные или пахучие участки. У некоторых мух со сложным ритуалом ухаживания крылья могут менять окраску и даже форму: самец их волнообразно изгибает или вибрирует ими перед самкой, обычно устроившись на ярком солнце, где хорошо заметны их отличительные признаки. У большинства мух из семейств Tephritidae, Otitidae и Sepsidae волнообразные изгибания крыльев считаются также защитным приспособлением, поскольку свойственны не только самцам.





Брюшко состоит из десяти или одиннадцати сегментов. У взрослых насекомых их видимое число может не превышать трех, поскольку некоторые сливаются друг с другом, а другие превращаются в совокупительный аппарат, однако чаще всего пять-восемь сегментов хорошо заметны. Они разделены на верхнюю и нижнюю части, соединенные тонкой мембраной, которая находится также между отдельными сегментами: это позволяет брюшку растягиваться, когда в нем созревают яйца или кишечник переполняется пищей. У большинства насекомых брюшко цилиндрическое или выпуклое сверху и почти плоское снизу, а к концу сужается, однако форма его может быть весьма разнообразной: плоской, почти округлой в очертаниях, треугольной в поперечном сечении, булавовидной и т.п. У муравьев оно соединено с грудью тонким стебельком из одного-двух члеников, а у пчел и ос отделено от нее узкой перетяжкой. У многих примитивных насекомых на конце брюшка находится пара похожих на хвосты членистых придатков (церки), иногда с третьим "хвостом" между ними.
ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ
Внутреннее строение насекомых относительно простое, но, хотя общие функции различных органов более или менее известны, многие детали их работы еще требуют уточнения.




Неполный метаморфоз. При неполном, или постепенном, метаморфозе жизненный цикл обычно включает три стадии - яйцо, личинка (нимфа) и имаго. Похожа нимфа на имаго или нет, но взрослое насекомое появляется на свет непосредственно после очередной линьки этой активной возрастной стадии. Личинка может отличаться от имаго только недоразвитием крыльев и половых органов - ротовые органы, рацион и среда обитания у них практически одинаковы. Такое развитие называется паврометаболией. Оно свойственно, например, прямокрылым и клопам. С другой стороны, взрослые стрекозы и поденки - сухопутные летающие животные, а их нимфы (они называются наядами) живут в воде и снабжены особыми личиночными органами, сильно отличающими их от имаго. Такое развитие называется гемиметаболией.





Полный метаморфоз. В этом случае, называемом голометаболией, в жизненном цикле четыре стадии - яйцо (практически отсутствующее при яйцеживорождении), личинка, куколка и имаго. Личинка активно питается. Куколка внешне пассивна, но на этой стадии происходит радикальное преобразование личиночных структур в имагинальные. Взрослое насекомое никогда не похоже на личинку; куколка также почти всегда мало чем ее напоминает (самое близкое их сходство наблюдается у ряда мух). Во многих случаях запасов, накопленных личинкой, хватает имаго на весь остаток жизни. У высших мух окукливание происходит внутри личиночной оболочки, и образующаяся структура известна как пупарий. Иногда куколка окружена особым защитным чехлом - коконом; она может находиться под землей или внутри кормового растения в специально устраиваемой куколочной камере. Большинство куколок неактивно, но многие из них перед самым выходом имаго с помощью движущихся при сокращениях тела шипов проделывают из куколочной камеры выход и иногда даже частично из нее высовываются. Обычно коконы очень прочны, однако у одного из концов в их стенке находится "слабое" кольцо. Вышедшее из куколки насекомое выделяет растворяющую это кольцо жидкость и открывает образующуюся в результате круглую дверцу. У молодых высших мух есть специальный заполненный жидкостью пузыревидный орган, расположенный над антеннами. Он используется для выталкивания наружу "дверцы" пупария, а также помогает животному прорыть выход на поверхность почвы.


Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Наша планета богата различными представителями фауны. Самыми распространенными такими представителями являются, конечно же, насекомые. Насекомые принадлежат к классу беспозвоночных членистоногих животных. Они появились очень давно и на протяжении такого длительного периода разделились на предостаточно большое количество видов. Насекомые - это мелкие существа, которые отлично адаптируются в любой среде. Они находчиво защищаются и обладают очень сложной системой размножения.

Насекомые – это самая большая и многообразная группа беспозвоночных во все мире. Согласно различным данным, на сегодняшний день существует более 3 миллионов видов таких животных. Количество отрядов по разным данным варьируется от 30 до 40. На данный момент описано всего лишь о 1,5 миллионов видов насекомых. Как уже упоминалось выше, насекомые впервые на земле появились очень давно, еще в силурийский период, который был 435 - 410 миллионов лет тому назад. Однако в найденном состоянии известно несколько десяток тысяч видов. Как и все живые организмы, насекомые разнополые. Эволюция насекомых, в большинстве случаев, осуществляется с перевоплощением: яйцо превращается в личинку, далее личинка перерастает в куколку, а та в свою очередь во взрослую особь. Насекомых разделяют на три большие группы:

1) низшие, которые не обладают метаморфозом,

2) с неполным превращением,

3) с полным превращением.

Ко второй и третей группе принадлежат: прямокрылые, хоботные, пузыреногие, сетчатокрылые, ручейники, чешуекрылые, жесткокрылые, веерокрылые, блохи, перепончатокрылые, двукрылые и многие другие. Питаются они предпочтительно растениями, однако, определенные виды насекомых питаются еще и животными продуктами. Изучением насекомых занимается отдельный раздел зоологии - энтомология, что в переводе с грецкого слома «энтомон» обозначает насекомое.

По внешнему виду насекомые весьма разнообразны. Однако, всем насекомым характерны общие признаки. Тело насекомых делиться на голову, грудной отдел и брюшко. Брюшко присоединяется к грудному отделу либо неподвижно, либо с помощью тонкого ствола. У насекомых присутствует всего лишь одна пара усиков и три пары лапок. В большинстве случаев они наделены двумя парами крыльев. Но крылья развиты далеко не у всех видов насекомых, а у их личинок они могут отсутствовать либо быть слабо развитыми. Крылья насекомых исполняют главную функцию – функцию полета. Они функционируют лишь у взрослых насекомых. Дышат данные особи трахеями. Кожа у насекомых формируется из хитина, который создает прочный скелет. Плотные внешние покровы оберегают внутренние органы насекомых от различных повреждений и предохраняют от обезвоживания организма. Кровеносная система не замкнута. Нервная система состоит из узлов, которые находятся над глоткой или под ней, и узлов-пар в грудном отделе и в брюшке. Голова у насекомых, как правило, имеет округлую форму, но порой обладают совершенно необыкновенной формой. На голове у них находятся органы чувств и органы, с помощью которых насекомые захватывают добычу. Органы чувств включают в себя органы обоняния, осязания и зрения. Глаза у них расположены в боковой области головы, по структуре они бывают простые и сложные. Главными органами осязания и обоняния являются усики, которые находятся между глазами или впереди них. На поверхности таких усиков расположено огромное число невидимых невооруженным глазом органов чувств. Органы поглощения пищи бывает двух видов: с грызущим ротовым аппаратом и с хоботком.

Как известно, насекомые имеют немаловажное значение в окружающей среде. Полезные свойства насекомых дают необходимые и полезные продукты, а также сырье (мед, шелк, воск). Большинство насекомых, например, божьи коровки, наездники и многие другие, искореняют вредителей сельского хозяйства. Опыление цветов происходит с помощью насекомых. Млекопитающие, птицы, а также многие другие животные питаются исключительно насекомыми, личинки жучков способствуют формированию эдафонического слоя. Однако определенные виды насекомых являются вредителями, так как они наносят большой вред сельскохозяйственным, лесным и декоративным растениям. Также они являются переносчиками возбудителей различных опасных болезней не только людей, но и животных.

Тема: Кто такие насекомые.

Цель:

Формировать представления у детей о классе насекомых, их разнообразии и значении для природы; выделить их существенные и отличительные признаки;

Задачи:

развивать логическое мышление (синтез, анализ, классификация, обобщение);

Развивать коммуникативные качества речи;

Оборудование: презентация, картинка с изображением насекомых, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент. Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Проверка домашнего задания. - О чем мы говорили на прошлом уроке? - Кто такие рыбы? - Каких речных рыб вы знаете? - Приведите примеры морских рыб - Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с животными. III. Новый материал. - Наш Муравьишка пригласил мудрую Черепаху в гости к своим друзьям. Давайте отгадаем, кто это?
1. На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат (цапля)

3. Над прудом гибкая лоза,

На ней повисла …

(стрекоза)
4. Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком (пчела)

5. Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит, сядет и укусит (комар)

6. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)
7. Ростом мал, но работящий и охотник настоящий,
Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает (муравей)

8. Зима ушла за тридевять земель, над лугом загудел лохматый:(шмель)

Кто здесь лишний? (цапля) Почему? (птица) (картинка) - А как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о насекомых)
III. Сообщение темы. - Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока: Кто такие насекомые! - А вот какие задачи мы сегодня будем решать на уроке, давайте прочтем в учебнике на стр.32.
Живут эти животные везде: на воде и под водой; на земле и под землей; в густой траве; и в старом пне.
- А как же узнать нам насекомое? - Посмотрите внимательно и скажите кто изображен на рисунке? - Как вы думаете, кто здесь насекомое? - А что бы убедиться, кто был прав, давайте разберемся, кто же такие насекомые? - Узнать это нам помогут основные признаки, которые есть только у насекомых.
2) Определение признаков насекомых - Ребята, посмотрите внимательно на доску, вам старшеклассники, приготовили материал, который поможет нам выделить основные признаки насекомых. -Давайте назовем, кто здесь нарисован (дети называют и показывают) - Посмотрите, внимательно и скажите, какие одинаковые части есть у всех насекомых.

По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.

1 признак

«6 ног»

У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в «корзиночки» на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?(наличием ног)

Давайте с вами внимательно посмотрим и посчитаем сколько ног у насекомых. (Считаем совместно с детьми)

Так сколько же ног мы насчитали? (6 ног)

2 признак

Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

Какие части тела насекомого вы видите? (голова, грудь, брюшко…)

Выставляются таблички.

«голова»

«грудь»

«брюшко»

- в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? (тело разделено) Значит, тело насекомого состоит из 3 частей.

3 признак насекомых (наличие усиков)

- Давайте внимательно посмотрим что есть на голове у насекомых, но нет у других животных? (Усики)

Как вы думаете, зачем насекомым нужны усики?

А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах).

Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

Усики характерный признак многих насекомых, который помогает им питаться (появляется табличка на доске).

Усики- характерный признак многих насекомых

А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

Посмотрите, у меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)

А сейчас давайте проверим ваши предположения и определим какое отношение эти предметы имеют к насекомым.(Рассказ сопровождается показом)

Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

Вот так разнообразно питаются насекомые.

4 признак (наличие двух пар крыльев)

Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других животных?(6 ног, две пары, есть усики, строение тела другое)

Что помогает их передвижению?(крылья)

У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)

Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары крыльев»

Но у всех ли насекомых есть крылья? Есть и такие, у которых их нет(муравьи, тараканы и другие).

А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые» (голова, грудь, брюшко, 6 ног, усики, 2пары крыльев)

IV . Физминутка «Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко

V . Работа по теме урока

1) Работа с учебником стр.32 рисунок

Давайте вернемся, к картинке в учебнике и посмотрим, уже зная основные признаки насекомых, кто же здесь насекомое?

Почему другие животные не являются насекомыми

    Работа у доски

Давайте посмотрим, все ли насекомые имеют признаки которые мы с вами выделили? (у нескольких насекомых определяем эти признаки у доски, дети выходят и показывают)

    Индивидуальная работа по карточкам. Игра «Чего не хватает»

Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат карточки, на которых нарисовано насекомое.

Кто скажет, как называется это насекомое?

Посмотрите внимательно, у вашего насекомого не хватает какой то части, определите эту часть и карандашом дорисуйте ее. (Выполнение задания)

А сейчас отдайте свою работу соседу и проверьте, как вы справились с заданием. Если необходимо, карандашиком исправьте ошибку соседа.

VI . ФИЗМИНУТКА

Встали, я сейчас проверю кто у нас внимательный, я буду называть животных. Если это насекомое, то вы показываете, что оно делает.

Пчела, муравей, карась, кузнечик, бабочка, воробей, стрекоза, таракан.

Молодцы, вы были очень внимательны, а сейчас тихо садимся.

VII . Работа по теме урока.

1) Работа у доски

А каких вы еще знаете насекомых, которые обитают в нашей области?

Да, мир насекомых в нашей области разнообразен, давайте посмотрим, на картинке на доске и скажем, какие насекомые у нас обитают.

2) Обобщение Итак, мы познакомились с новым классом животных – классом «Насекомые». Тело насекомого покрыто полосками, будто бы насечено. Поэтому они и называются «насекомые», от слова «насечка», «насекать».

Их называют хозяевами планеты Земля. Это самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Насекомые питаются по-разному. Среди них есть любители растений и хищники, кровососущие и поедатели шерсти и ткани.

Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. Они могут защищаться, кусаться, жалить, прокалывать кожу.

Среди насекомых есть как полезные насекомые, так и вредные.

Назовите вредных насекомых (колорадский жук, комары, муха цеце, бабочка капустница, тля, моль)

Назовите полезных насекомых. (пчела, муравьи, жуки, бабочки).

Что вы знаете об этих насекомых?

Рассказ детей.

Польза:

Пчёлы - основные опылители почти всех цветковых растений. Но они также польза, приносимая пчелами в борьбе с различными вредными насекомыми в полях, фруктовых садах и т. д. Дело в том, что выбирая из цветов весь нектар, которым могли бы питаться и вредные насекомые, пчелы лишают последних возможности существования.

Лидером по истреблению вредных насекомых считается рыжий муравей. Когда они роют подземные ходы, то при этом рыхлят почву, обогащают органическими удобрениями, перемешивая землю и разносят семена.

Божьи коровки и их личинки питаются тлёй. Жуки-навозники и их личинки, поедая навоз, являются своеобразными санитарами.

Польза бабочек и в том, что они являются пищей для птиц. Среди бабочек есть и одомашненные формы. Это дубовый и тутовый шелкопряды. Которые человек использует как сырьем для получения шелка.

Вред .

Колорадский жук нападает на кусты картофеля и томатов, съедая листья . В результате не образуются плоды, и куст погибает.

Некоторые комары переносят такие заболевания, как: малярия, москитная лихорадка, амухи - возбудителей желудочно-кишечных заболеваний.

Моль , а особенно ее гусеницы, являются главным сельскохозяйственным вредителем: она ест яблони и капусту. Но нам больше всего знакома домашняя моль, которая ест ткань и мех.

Но, несмотря на это все насекомые важны.

VI . Рефлексия

Кто же такие насекомые?

Скажите, вам понравился наш сегодняшний урок. Если да, то у наших смайликов нарисуйте улыбку, если, нет, то грустное лицо.

VII . Итог урока

- Похлопаем себе. Какие мы молодцы сегодня. Со всем справились. И на память о нашем уроке вы получаете наклейку с насекомым. - Всем спасибо. Урок окончен.