Объединение кастилии и арагона в испанское. Католические короли (1496–1516). Королевская власть и кортесы

Объединение кастилии и арагона в испанское. Католические короли (1496–1516). Королевская власть и кортесы

Одним из важнейших моментов в истории усиления королевской власти было объединение Арагона и Кастилии. В 1479 г. эти королевства объединились под властью супружеской пары - Фердинанда, короля арагонского, и Изабеллы, королевы кастильской. В результате этого объединенная Испания оказалась одной из самых сильных держав Европы. В нее входили большая часть Пиренейского полуострова, Балеарские острова, Сардиния, Сицилия и южная Италия. Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая значительными доходами от морской торговли, королевская власть начала решительное наступление на крупных феодалов и лишила их значительной части прежней политической самостоятельности.

У феодалов было отнято право чеканить монету, вести частные войны, у них было конфисковано много земель. Разрушались их крепкие замки, опора их политической самостоятельности. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В деле сокрушения могущества феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой общий союз, так называемую святую германдаду, которая вела борьбу с феодалами. Святая германдада поставила себе целью прекращение феодальных войн, установление безопасного проезда по всем дорогам, борьбу с нарушителями общественного мира. Для охраны внутреннего порядка в Испании святая германдада организовала милицию, всегда готовую приводить в исполнение ее решения. Но использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность и самих городов.

Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь и особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г. Борясь со всякого рода «ересями», которые могли подорвать господство церкви, инквизиция преследовала тем самым всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. Всякое проявление социального и политического инакомыслия считалось сопротивлением не только королю, но и церкви, и инквизиция со своими пытками и кострами была постоянным союзником королевского абсолютизма, всячески поддерживавшего со своей стороны церковь. По словам Маркса, «духовенство еще со времени Фердинанда Католика стало под знамя инквизиции и давно перестало отождествлять свои интересы с интересами феодальной Испании. Напротив, благодаря инквизиции церковь превратилась в самое страшное орудие абсолютизма» 1 . Первым главой инквизиции был свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным вследствие его фанатической жестокости при преследовании еретиков.

Окрепнув изнутри, королевская власть начала политику территориального расширения.

Первый удар был направлен против Гранадского эмирата, последнего владения арабов в Испании. В 1481 г. был предпринят поход на Гранаду. Ему был придан характер крестового похода против неверных. Война с арабами затянулась на 11 лет, и только в 1492 г. Гранада была взята испанцами. С завоеванием Гранады почти весь Пиренейский полуостров за исключением Португалии оказался объединенным в руках испанских королей.

Взятие Гранады потребовало значительных усилий, и сдана она была маврами при условии разрешения им свободного отправления мусульманского культа и сохранения за мусульманами их собственности. Это условие было распространено и на евреев. Но все эти обещания были потом нарушены. Мавров и евреев насильно заставляли переходить в христианство. В результате этого мусульмане подняли ряд восстаний, подавленных лишь с большими усилиями. Им было предложено или покинуть Испанию, или креститься (1502 г.). Значительная часть мусульман и евреев переселилась в Африку, и, таким образом, из Испании ушло очень много экономически ценных элементов. С их эмиграцией распался ряд важных торговых связей, которые Гранадский эмират поддерживал с Северной Африкой и с Востоком. Это выселение сопровождалось крупными конфискациями земель.

Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры, так называемые мориски, были предметом постоянной травли со стороны церкви. Жизнь морисков была подчинена строжайшему церковному контролю. По малейшему доносу они подвергались обвинению в ереси, что влекло за собой гибель на костре или пожизненное тюремное заключение. Таким же постоянным преследованиям подвергались и евреи. В 1492 г. - год взятия Гранады и открытия Америки Колумбом - все евреи, за исключением перешедших в христианство, были изгнаны из Испании с конфискацией всего их имущества. Принявшие христианство евреи, так называемые мараны, подобно морискам, подвергались постоянной духовно-политической слежке и становились жертвами инквизиционного террора.

При Фердинанде и Изабелле в Испании начинает устанавливаться абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, получив вместо этого почетное положение при дворе. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах - в руках королевских чиновников, коррехидоров. Но бюрократический аппарат отличался крайней громоздкостью, так как состоял из старинных феодальных учреждений, приспособленных к целям королевского абсолютизма, и созданных рядом с ними новых органов. Сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщённость Испании нашла свое отражение в крайне сложном и неслаженном аппарате управления.

При всем внешнем сходстве политического строя Испании со строем других монархических государств тогдашней Европы он отличался значительным своеобразием, объясняющемся всем предшествующим историческим развитием Испании. Маркс дает ему такую характеристику: «Абсолютная монархия в Испании, имеющая лишь чисто внешнее сходство с абсолютными монархиями Европы, вообще должна быть приравнена к азиатским формам правления» 2 .

1 Маркс и Энгельс, Соч.. т. X, стр. 720.

Для укрепления порядка в стране Изабелла создала нечто вроде специальной полиции, поддерживаемой каждым городом или деревней. Она хотела очистить страну от захлестнувшей ее преступности, которая всегда растет в кризисных условиях. И она быстро добилась этого, но какой ценой! За малейшую кражу отрубали руку или казнили. И трупы оставались висеть на деревьях в назидание другим. Королева не упускала случая председательствовать на процессах то здесь, то там.

В это время королева Изабелла говорила, что для нее приятнее всего четыре вещи: воин на поле битвы, епископ в соборе, красивая дама в постели и вор на виселице.

Но все это она делала уже одна, так как Фердинанд в это время находился в Барселоне, где 19 января 1479 года скончался его отец - Хуан II Арагонский - и нужно было позаботиться о получении причитавшегося ему трона.

В том же 1479 году Фердинанд стал королем, а Изабелла - королевой Арагона. С этого момента обе короны объединились в двойную монархию.

Историк Кристиан Дюверже дает нам следующие пояснения: «Фердинанд… занял трон Арагона. Две короны соединились. Помимо собственно Арагона с центром в Сарагосе его Короне принадлежали Каталония - бывшее королевство Валенсия, Балеарские острова и Сицилия. Эти территории с миллионным населением присоединились к Кастилии, в которой в 1479 году проживало четыре миллиона человек, не считая жителей Наварры и Гранады. Новое образование на карте Европы, ставшее Испанией Фердинанда и Изабеллы, пока еще мало что представляло по сравнению с Францией с ее тринадцатью или четырнадцатью миллионами жителей. Но Испания могла соперничать с Северной Италией (5,5–6 миллионов человек), Англией (3 миллиона) или Нидерландами (2,5–3 миллиона). Германия того времени демографически была незначительнее Португалии (около одного миллиона жителей).

Но хотя на бумаге Испания 1479 года, ставшая плодом удачного брака, наследства и победы в гражданской войне, обрела свое существование, она все еще была скорее абстракцией, нежели реальностью. И в Арагоне, и в Кастилии сохранялось собственное внутреннее устройство, и в пределах этих „границ“ каждая провинция стремилась подчеркнуть свою самобытность. В Кастилии сосуществовали Галисия, Астурия, Страна Басков, Леон, Эстремадура, Андалусия, Кордова, Хаэн, Мурсия и Толедо, которые составляли вокруг Бургоса, столицы Старой Кастилии, весьма неустойчивое образование. В Арагоне дела обстояли не лучше: каталонцы ревностно культивировали свой партикуляризм, тогда как в Валенсии, отличавшейся сильной концентрацией морисков , витал дух мятежа. К этому надо еще добавить независимую позицию и военную силу дворян, засевших в своих поместьях, экономическую мощь духовно-рыцарских орденов, вольности, дарованные городам, университетские свободы и безнаказанность разбойников с большой дороги… Что же еще осталось от королевской власти?»

У М. В. Барро в очерке о Торквемаде читаем: «Два самых больших королевства Испании соединились, таким образом, в одно политическое целое, хотя первое время номинально».

Тем не менее оба королевства еще определенное время продолжали сохранять автономию.

Историк Жан Севиллья по этому поводу пишет: «Кастилия и Арагон сохранили свои институты власти, свои деньги и свои языки (кастильский потом возьмет верх), и их короны оставались раздельными до XVIII века. Личная уния Изабеллы и Фердинанда, однако, стала пусковым механизмом для образования Испании. Именно Католические короли - это название было им даровано папой Александром VI - дадут стране усиление государства, внутренний мир, усмирение дворянства и новое социальное равновесие. Это решающие вещи, без которых продолжение испанской истории не могло бы быть написано».

Таким образом, сам по себе брак между Изабеллой и Фердинандом еще не был рождением национального государства Испании. И все же именно с этих пор большая часть Пиренейского полуострова оказалась объединена в двойную монархию с двумя равноправными правителями (в 1474 году Изабелла и Фердинанд стали королевой и королем Кастилии, а с 1479 года - королевой и королем Арагона и Валенсии, а также соответственно графиней и графом Барселонскими).

В этой двойной монархии Кастилия была лидером: в ней проживало намного больше жителей, на Кастилию приходилось 65 процентов совместной территории, да и жила королевская чета почти исключительно в Кастилии (для управления арагонскими делами назначался вице-король или регент, а с 1494 года также особый совет при дворе).

Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая большими доходами от морской торговли, королевская власть как Кастилии, так и Арагона в XIV-XV вв. повела решительное наступление на политические права крупных феодалов и лишила их значительной доли самостоятельности. К концу XV в. она отняла у крупных феодалов право чеканить монету, вести частные войны, конфисковала у них многие земли. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В 1479 г. Арагон,и. Кастилия объединились в единое государство под властью супружеской пары - Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Это событие явилось одним из важных этапов в усилении королевской власти в Испании. В деле сокрушения могущества крупных феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой союз - «святую эрмандаду», которая организовала собственную милицию для борьбы с феодалами. Но, использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность самих городов. Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь, особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г.

Борясь со всякого рода антицерковными ересями, инквизиция тем самым преследовала всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. В Испании, по словам Маркса, «благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма». Первым возглавил испанскую инквизицию свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным.

Укрепив позиции внутри страны, испанские короли направили удар на Гранадский эмират - последнее владение арабов в Испании. После длительной осады в 1492 г. Гранада капитулировала. С ее падением весь Пиренейский полуостров, за исключением Португалии, оказался в руках испанских королей. Мавры сдали Гранаду при условии сохранения за ними и евреями собственности и свободы вероисповедания. Но эти обещания не соблюдались. Преследуемые мусульмане подняли ряд восстаний. Перед ними встала дилемма: либо креститься, либо покинуть Испанию. Значительная часть мусульман и евреев, живших на юге страны, переселилась в Африку. Таким образом из Испании ушла большая часть торгово-ремесленного населения, игравшая важную роль в экономическом развитии страны. Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры (мориски) подвергались постоянной травле со стороны церкви.

При Фердинанде и Изабелле в Испании устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, превратились в придворную аристократию. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах - в руках королевских чиновников (коррехидоров). Однако сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность Испании нашла свое отражение в крайней громоздкости и неслаженности аппарата управления.

ФЕРДИНАНД II Арагонский (Fernando II) (10 марта 1452, Сос - 23 января 1516, Мадригалехо), король Сицилии с 1468 года, Арагона с 1479 года, Кастилии (как Фердинанд V и муж королевы Изабеллы) в 1479-1504 годах; из династии Трастамара, сын Хуана II Арагонского и Хуаны Энрикес. Фердинанд объединил на основе династической унии Арагон и Кастилию, что явилось началом единого испанского государства.

Свадьба Фердинанда и Изабеллы, наследницы кастильского престола, состоялась в 1469 году. Изабелла вступила на престол в 1474 году и управляла королевством вместе с мужем. Королевской чете удалось усмирить своеволие знати, реформировать финансовую систему и управление страной. Подняв авторитет королевской власти, Фердинанд и Изабелла заложили основы испанского абсолютизма. В 1479 году Фердинанд унаследовал Арагон со всеми его владениями, однако, бывал там редко, почти все время проводя в Кастилии. Вместе с Изабеллой он проводил активную католическую политику. Покровительствуя церкви, они поставили ее под свой контроль, и осуществили ряд мер по повышению престижа и морального уровня духовенства. В 1478 году Фердинанд и Изабелла учредили трибунал инквизиции в Кастилии, усилили гонения на мавров, которых насильственно обращали в христианство. В 1481 году началась война против Гранадского эмирата, которая была победоносно завершена в 1492 году ликвидацией последнего мусульманского анклава на Пиренейском полуострове. В ходе войны с маврами Фердинанд показал себя как талантливый полководец и доказал свою личную смелость. С завоеванием Гранады была завершена Реконкиста. Наряду с мусульманами в Кастилии преследовались и иудеи, в 1492 году вышел в свет указ об их изгнании. Деятельность Фердинанда и Изабеллы во благо католической церкви высоко оценивалась римской папой, и в 1496 году он удостоил их титула Католических королей.

В 1486 году Фердинанд издал Гуадалупскую сентенцию, которая регулировала отношения между крестьянами и сеньорами в Арагоне. Объединенная Испания, решив наиболее насущные внутренние проблемы, смогла проводить более активную внешнюю политику. В продолжение Реконкисты были завоеваны стратегически важные крепости на африканском побережье (Мелилья, Оран). Однако главным противником Испании в это время становится Франция. В противостоянии с ней Фердинанд Арагонский проявил свое дипломатическое искусство. В конце пятнадцатого века французские короли стремились к захвату Италии. Фердинанд обещал Франции свой нейтралитет и по Барселонскому договору в 1493 году получил во владение Руссильон и Сердань в Пиренеях. Однако в ходе Итальянских войн 1494-1559 годов он активно противодействовал французам, оказывал всемерную поддержку их противникам и добился срыва планов установления французского господства в Италии. В свою очередь, Фердинанд Арагонский захватил в 1504 году Неаполитанское королевство, и принял неаполитанскую корону под именем Фердинанда III.

В период правления Фердинанда и Изабеллы была открыта Америка и положено начало испанской колониальной экспансии. Возникшие после первого плавания Христофора Колумба трения с Португалией урегулировал Тордесильясский договор 1494 года о разделе зон влияния в Атлантике. Фердинанд и Изабелла заключили серию династических браков своих детей с португальским королевским домом, австрийскими Габсбургами и английскими Тюдорами. Однако единственный сын, старшая дочь и старший внук прожили недолго. После смерти в 1504 году королевы Изабеллы Фердинанд был объявлен регентом Кастилии при дочери Хуане Безумной и фактически единолично правил Испанией и ее владениями в Европе и за океаном. В 1505 году овдовевший Фердинанд женился на Жермене де Фуа, племяннице французского короля. Фердинанд Арагонский неизменно стремился к установлению абсолютизма. Он принимал меры по централизации государственного аппарата, существенно ограничил привилегии крупных феодалов, а затем и привилегии городов. В 1512 году была завоевана Верхняя Наварра и тем самым завершено объединение Испании. Единственным наследником Фердинанда и Изабеллы стал их внук Карл V Габсбург, объединивший под своей властью испанские и габсбургские владения. С 1513 года Фердинанд сам занимался воспитанием внука и готовил его к управлению империей.

ИЗАБЕЛЛА I Кастильская (Isabel) (22 апреля 1451, Мадригаль-де-лас-Альтас-Торрес, Авила - 26 ноября 1504, Медина-дель-Кампо), королева Кастилии с 1474 года, из династии Трастамара, дочь короля Хуана II Кастильского и Изабеллы Португальской, супруга Фердинанда II Арагонского.

В 1469 году Изабелла вышла замуж за своего двоюродного брата, арагонского принца Фердинанда. Из трех претендентов на свою руку (в том числе и короля Португалии) Изабелла выбрала Фердинанда и настояла на браке с ним без благословения своего брата, кастильского короля Генриха IV (Энрике IV). Впоследствии этот брак привёл к династической унии Кастилии и Арагона, и к фактическому объединению Испании. В 1474 году Изабелла унаследовала кастильский престол после смерти Генриха IV. Она отстояла свое право на трон Кастилии в упорной борьбе со сторонниками дочери Генриха IV, Хуаны, пользовавшейся поддержкой Португалии и значительной части кастильской знати. Изабелла правила страной совместно с мужем Фердинандом, который, в свою очередь стал королем Арагона в 1479 году. Она мало интересовалась арагонскими делами, но в Кастилии сохраняла самостоятельное политическое значение.

В начале своего правления Фердинанд и Изабелла столкнулись с сопротивлением феодальной знати, которое удалось сломить после упорной борьбы с помощью союза городов (эрмандады). Реформировав финансовую систему, Фердинанд и Изабелла смогли в дальнейшем ограничить городские вольности, заложить основы системы централизованного управления Испанией. Кортесы все более утрачивали свою самостоятельность. В годы правления Изабеллы была завершена Реконкиста, снаряжены экспедиции Христофора Колумба.

Католические величества

Фанатичные католики Фердинанд и Изабелла покровительствовали церкви, хотя поставили ее под свой контроль и провели реформу устройства церкви в Испании для повышения морального уровня духовенства. Введенная в Кастилии в 1478 году инквизиция развязала руки для расправы над еретиками и иноверцами. В 1492 году все иудеи, не пожелавшие креститься, были изгнаны из страны. Мусульмане покоренной Гранады насильственно были обращены в христианство. В 1496 году римский папа удостоил Фердинанда и Изабеллу титула Католических королей.

Европа - прекрасное лицо мира: в Испании важное, в Англии смазливое, во Франции игривое, в Италии рассудительное, в Германии румяное..." Эти слова принадлежат испанскому писателю Бальтасару Грасиану, жившему в XVII в. Однако они справедливы и сегодня, а тем более были верны в конце XV столетия - тогда, когда чело Испании обрело эту многозначительную важность.

В то время перед Испанией стояли сложнейшие задачи политического и военного характера: объединить страну, разделённую на несколько королевств, изгнать арабов с Пиренейского полуострова. Задачи эти были успешно решены. Благодаря этому, а также ошеломляющим результатам путешествий Христофора Колумба - завоеванию и колонизации Нового Света - Испания получила право гордиться собой. У истоков этих свершений стояла царственная чета - Изабелла и Фердинанд.

Изабелла (1451-1504), дочь короля Кастилии Хуана II, как это нередко случалось в среде венценосных особ Европы, предназначалась в жёны португальскому монарху Альфонсо V (1438-1481). Были и другие претенденты на её руку и сердце, но... 18-летняя принцесса бросила дерзкий вызов традициям и придворному этикету. Немногие рыцарские романы той эпохи могли бы сравниться по остроте и непредсказуемости сюжета с историей её замужества.

Иногда говорят, что мужчина ищет счастья, а женщина его ждёт. Изабелле претила роль принцессы на выданье, покорно собирающейся в королевские покои Лиссабона... Любовь, побег, тайные переговоры с архиепископом Каррильо - и вот 19 октября 1469 г. она связала себя брачными узами со своим племянником, 17-летним наследником арагонского престола Фердинандом (1452-1516).

Стройная, красивая девушка с живым взглядом чарующих глаз, похожих на андалузские виноградины, и золотистыми волосами оказалась не только хорошей женой, но и мудрым государственным деятелем. Избранник её сердца во многом являл собою полную противоположность ей: среднего роста, с грубыми чертами лица, не очень требовательный к одежде. Как писал один из современников Фердинанда, "в его облике было что-то солдатское". Этот не слишком привлекательный портрет дополняли присущие ему хитрость и скупость.

Поступок Изабеллы возмутил правившего в то время в Кастилии её брата Энрике IV, который за самовольство лишил её права престолонаследования. Однако обаяние юной принцессы было столь велико, что на другой же день после кончины короля (11 декабря 1474 г.) кастильская корона перешла к Изабелле. С начала 1475 г. она стала править вместе с мужем. Оба имели абсолютно равные права и возможности для управления страной и вошли в историю под именем католических королей Изабеллы I и Фердинанда II Арагонского и V Кастильского.

Энергичная королева вникала буквально во всё: реорганизовывала армию, укрепляла государственный аппарат, решительно пресекала стремление отдельных территорий к сепаратизму и, более того, то убеждением, то силой оружия склоняла соседей к союзу с Кастилией и Арагоном, королём которого Фердинанд стал в 1479 г. К концу 80-х гг. им удалось объединить всю Испанию, за исключением Гранады.

Почти восемь веков испанской истории (VIII- XV вв.) были связаны с борьбой за освобождение Пиренейского полуострова от арабских завоевателей. К концу XV столетия они сохранили власть только над сказочно прекрасной Гранадой.

У мавров был особый, ни с чем не сравнимый культ города. Утончённый вкус в сочетании с поразительной роскошью и расточительностью создали блестящие образцы садово-парковой культуры и декора дворцов. Поистине безутешным было горе молодого эмира Гранады Абу Абдалы Мохаммеда Боабдиллы, вынужденного поспешно бежать в начале 1492 г. из своего неповторимого дворца Альгамбра. Его мать с укором бросила ему: "Оплакивай, как женщина, то, что ты не смог защитить как мужчина". "Оплакивай, как женщина..."? Но ведь именно женщина заставила его выбросить белый флаг. Бегство эмира и освобождение Гранады - итог более чем 10-летней борьбы испанцев, и все эти годы Изабелла была в центре событий и во многом определяла их ход. Было бы несправедливым не отдать должное и Фердинанду, руководившему рядом военных операций.

Несмотря на сложность внутриполитических проблем, короли уделяли внимание национальной культуре. Королева, скорее по велению сердца, нежели в силу своего высокого положения, стала по-кровительницей искусств, помогала университетам, талантливым писателям и учёным. Благодаря её заботам взошла звезда выдающегося филолога Элио Антонио Небрихи, профессора университетов Севильи, Алькалы и Саламанки, автора знаменитых книг "Латинская грамматика" и "Кастильская грамматика". Выход последней в 1492 г. оказался особенно своевременным: страна освобождалась от арабского влияния не только на политическую, но и на духовную жизнь. Государственная мудрость Изабеллы сказалась и в том, что в отличие от монархов Португалии, Англии и Франции она поняла перспективность проектов Христофора Колумба.

Однако не всё, что делалось католическими королями, благоприятствовало развитию Испании. В 1478 г. был создан трибунал инквизиции, в 1492 г. из страны изгнали евреев. И хотя Фердинанд и Изабелла действовали якобы в интересах единой веры и единого государства, обе эти акции нанесли Испании огромный ущерб.

Разрешив многие внутренние проблемы, короли стали существенно влиять и на общеевропейские, тем более что открытие Нового Света в одночасье сделало Испанию одним из самых влиятельных государств Европы. Международные отношения находились в ведении Фердинанда, хотя мнение и советы Изабеллы порой имели решающее значение.

В 1492 г. короли перенесли свою резиденцию в Барселону. С этого времени королева существенно ограничила круг решаемых ею государственных проблем. Началась тяжёлая полоса в её личной жизни. Умирает сын Хуан, затем - дочь Изабелла, а вскоре и внук Мигель, прогрессируют психические расстройства у наследницы трона, дочери Хуаны. Эти потрясения не проходят бесследно: здоровье Изабеллы слабеет. Она постепенно угасает, может быть, ещё и от того, что сидящий рядом на троне, некогда пылко влюблённый и любимый ею мужчина теперь всё чаще и чаще добавляет в горькую чашу её теперешней жизни яд измены. 26 ноября 1504 г. королева простилась с жизнью, завещав похоронить её в Гранаде.

После этой утраты Фердинанд проживёт ещё 12 лет и по праву войдёт вместе со своей женой в число самых выдающихся королей Испании. За эти годы он успешно решит сложнейшие проблемы, связанные с завоевательными кампаниями в Новом Свете, ещё более укрепит позиции Испании в Европе, много сделает для придания стабильности недавно созданному единому испанскому государству.

Обострение классовой борьбы

Королевская власть и кортесы

Во всех королевствах Пиренейского полуострова в XII-XIII вв. складываются сословные монархии. Королевская власть была ограничена собраниями представителей сословий - кортесами. Сословия в них заседали по отдельности. В кастильских кортесах было три палаты: духовенства, дворянства и городов. До начала XV в. представители городов иногда заседали вместе с представителями крестьянских общин. Это было особенностью кастильских кортесов. Особенностью арагонских кортесов было то, что мелкое и среднее дворянство заседало отдельно от крупных феодалов. Там кортесы состояли из четырех палат: высшей знати, мелкого и среднего дворянства, духовенства и городов. Кортесы были также в Португалии, Каталонии и Валенсии. Они ограничивали действия монархической власти, вотировали налоги, решали спорные вопросы престолонаследия, оказывали влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

К. Маркс отмечал, что при формировании королевств Пиренейского полуострова существовали благоприятные условия для ограничения королевской власти: «С одной стороны, в течение длительной борьбы с арабами небольшие части территории были в разное время отвоеваны и превращены в особые королевства. В ходе этой борьбы возникали народные законы и обычаи. Постепенные завоевания, совершавшиеся главным образом дворянством, чрезвычайно усиливали его могущество, в то же время ослабляя власть короля. С другой стороны, населенные пункты и города внутри страны при­обрели крупное значение, ибо жители вынуждены были селиться вместе в укрепленных местах и искать там защиты.от непрерывных вторжений мавров; в то же время положение Испании как полуострова и постоянные сношения с Провансом и Италией способствовали образованию первоклассных торговых приморских городов на побережье. Уже в XIV столетии представители городов составляли самую могущественную часть кортесов, в состав которых входили также представители духовенства и дворянства».

Развитие товарно-денежных отношений в государствах Испании повлекло за собой усиление эксплуатации феодально зависимого крестьянства. Свободное крестьянство также в большой степени ощущало на себе власть сеньоров. Развитие овцеводства в Кастилии имело следствием в XIV-XV вв. массовое превращение крестьянских земель в пастбища. Все это обостряло в кастильской деревне классовую борьбу, которая осложнялась конфликтами между феодалами и городами и борьбой самих феодалов за власть.

Особенную известность получило восстание «эрмандиносов» (братьев) в Кастилии, подавленное правительством в 1437 г. Крестьянские восстания происходили в XIV-XV вв. на Балеарских островах, где к крестьянам присоединялась угнетаемая купечеством городская беднота.


Ареной особенно упорных и массовых крестьянских движений в течение нескольких десятилетий XV в. была Каталония, где, как отмечалось, положение крестьянства было особенно тяжелым. Движение среди каталонских крепостных возникло в начале XV в. Крестьяне требовали отмены личной зависимости и «дурных обычаев». В 1462-1472 г. на севере Каталонии вспыхнула настоящая крестьянская война. К восставшим крепостным примкнули и свободные крестьяне, малоземельные и безземельные, требовавшие передела земли. Восстание приняло довольно организованный характер: его участники были разделены на военные отряды, среди них собирались взносы на военные надобности. Во главе восставших стал бедный идальго Вернтальят. Арагонский король Хуан II, враждовавший с каталонской знатью и городами, использовал восстание в своих целях. При помощи Вернтальята и его крестьянской армии Хуан II утвердил свою власть над Каталонией. Вернтальят получил за это богатые земельные владения и титул виконта, а крестьян успокоили некоторыми ничтожными уступками, которые, впрочем, были скоро отменены кортесами.

В 1484 г. в Каталонии началось новое мощное восстание под руководством крестьянина Педро Хуана Салы. Действия правительственных войск против восставших были неудачны, так как солдаты неохотно выступали против крестьян. Захват в плен и казнь Салы не остановили движения. В 1486 г. правительству пришлось пойти на соглашение с восставшими и отменить личную зависимость крестьян в Каталонии, что было зафиксировано в «Гвадалупской сентенции». «Дурные обычаи» отменялись, но почти все за большой выкуп. Крестьяне стали лично свободными и могли уходить с земли со своим движимым имуществом, но их наделы по-прежнему оставались в собственности сеньоров и за них взималась феодальная рента. Полностью были сохранены поборы в пользу церкви.

Таким образом, крестьянские войны в Испании XV в. в отличие от подавляющего большинства крестьянских восстаний средневековья достигли хотя бы частичного успеха. Обострение классовой борьбы ускорило процесс централизации государства.

Опираясь на союз с церковью, городами и мелким дворянством, располагая большими доходами от морской торговли, королевская власть как Кастилии, так и Арагона в XIV-XV вв. повела решительное наступление на политические права крупных феодалов и лишила их значительной доли самостоятельности. К концу XV в. она отняла у крупных феодалов право чеканить монету, вести частные войны, конфисковала у них многие земли. Король завладел также землями духовно-рыцарских орденов.

В 1479 г. Арагон,и. Кастилия объединились в единое государство под властью супружеской пары - Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Это событие явилось одним из важных этапов в усилении королевской власти в Испании. В деле сокрушения могущества крупных феодалов королевской власти оказывали поддержку города. В 1480 г. города Кастилии заключили между собой союз - «святую эрмандаду», которая организовала собственную милицию для борьбы с феодалами. Но, использовав военные силы городов для обуздания феодалов, королевская власть исподволь урезывала самостоятельность самих городов. Огромную поддержку королевской власти оказывала также церковь, особенно инквизиция, введенная в Испании в 1480 г.

Борясь со всякого рода антицерковными ересями, инквизиция тем самым преследовала всякую социальную и политическую оппозицию существующему строю. В Испании, по словам Маркса, «благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма». Первым возглавил испанскую инквизицию свирепый Торквемада, имя которого стало нарицательным.

Укрепив позиции внутри страны, испанские короли направили удар на Гранадский эмират - последнее владение арабов в Испании. После длительной осады в 1492 г. Гранада капитулировала. С ее падением весь Пиренейский полуостров, за исключением Португалии, оказался в руках испанских королей. Мавры сдали Гранаду при условии сохранения за ними и евреями собственности и свободы вероисповедания. Но эти обещания не соблюдались. Преследуемые мусульмане подняли ряд восстаний. Перед ними встала дилемма: либо креститься, либо покинуть Испанию. Значительная часть мусульман и евреев, живших на юге страны, переселилась в Африку. Таким образом из Испании ушла большая часть торгово-ремесленного населения, игравшая важную роль в экономическом развитии страны. Оставшиеся в Испании и перешедшие в христианство мавры (мориски) подвергались постоянной травле со стороны церкви.

При Фердинанде и Изабелле в Испании устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы утратили политическую самостоятельность, превратились в придворную аристократию. Кортесы теряют свое прежнее значение и созываются все реже. Управление принимает бюрократический характер, сосредоточиваясь в центре в руках королевских советов, а на местах - в руках королевских чиновников (коррехидоров). Однако сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность Испании нашла свое отражение в крайней громоздкости и неслаженности аппарата управления.