Нам не надо предугадать тютчев. Анализ Стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…. История стихотворения «Нам не дано предугадать»
![Нам не надо предугадать тютчев. Анализ Стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…. История стихотворения «Нам не дано предугадать»](/uploads/fc7666fe56a06cfeaf69966a832e0f99.jpg)
Читайте также
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Анализ стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»
Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом. Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира. Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.
В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина. В такие моменты поэт часто формулировал свои мысли в стихотворной форме, и примером тому может служить произведение под названием «Нам не дано предугадать…», написанное в 1869 году. К этому времени Тютчев, по собственному признанию, ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага.
Первые сточки этого короткого четверостишия носят обобщающий характер, так как поэт выступает не от собственного имени, а от лица всех людей, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В эту фразу автор вкладывает огромный смысл, считая, что язык дан человеку для не только для общения, но и для управления миром. Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его , изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.
В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать». Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.
В своих стихах Ф. Тютчев не только писал о красоте природы, но и затрагивал философские вопросы. Поэт был уверен в том, что у русского человека натура философа, которая старается постичь смысл жизни. Ниже будет представлен анализ стихотворения "Нам не дано предугадать", которое является своеобразным афоризмом.
Немного о Тютчеве-философе
В анализе стихотворения "Нам не дано предугадать" можно немного рассказать о другой, менее известной общественности стороне поэта. Федор Тютчев был не только поэтом, но и дипломатом - около 20 лет он представлял интересы России в других странах. Поэтому он, как никто другой, понимал, как много значит слово.
Тютчев стремился к внутренней гармонии, невзирая на все волнения общественной жизни. В своих мемуарах он пишет о минутах просветления, когда ему становится все очевидным. И свои мысли тогда он записывал в виде стихов. Хорошим примером философских размышлений служит написанное в 1869 г. стихотворение "Нам не дано предугадать", анализ которого описывается в этом тексте.
Основная тема
В анализе стихотворения "Нам не надо предугадать" внимание нужно уделить определению главной мысли творения. Несмотря на то что оно совсем небольшое, при его прочтении читатель начинает задумываться о человеческих ценностях и о том, как слово может повлиять на жизнь людей.
По мнению поэта, язык дан человеку не только для того, чтобы просто общаться. С помощью него можно управлять всем миром, ведь сказанное слово в нужный момент может сделать благое дело. Об этой великой силе Тютчев, поэт и дипломат, знал, как никто другой.
Но, к сожалению, человек не в состоянии оценить тот дар, который ему передан. Он не задумывается над тем, что нужно говорить и какие последствия может иметь сказанное слово. Поэтому для Тютчева умение управлять словами - избранных, которые достойны этого. Почему же поэт придерживается такой позиции?
Если обращаться со словом бездумно, то оно превратится в обычную игрушку и потеряет свою значимость. А для других остается сочувствие, и трактовать эти строчки следует так: слова могут вызвать добрые чувства, и это для людей благодать.
Особенности композиции
Следующий пункт анализа стихотворения "Нам не дано предугадать" Тютчева - это определение особенностей его построения. Оно состоит из четырех строк, которые являются одной строфой. Таким образом, стихотворение представляет собой предложение-период.
Отнести его можно к философской лирике, и состоит оно из двух частей. В первой части говорится о человеческом общении и о том, что реакции на слова непредсказуемы. Не стоит думать, что речь идет только о простом общении, также важно то, какое место занимает слово в мире искусства.
Вторая часть - это следствие того, о чем говорится в первых строках. В них рассказывается о возможных последствиях - это чувство сострадания, милосердия, доброты. Тютчев считал, что возможность проявления добрых чувств - это благодать. Стихотворение написано используется кольцевая рифмовка.
Художественные средства выразительности
В стихе "Нам не дано предугадать" Тютчев использует следующие тропы: метафору, развернутое сравнение и анафору. Метафора здесь используется для одушевления слова, ведь оно может влиять на человека. Употребление возвышенных глаголов только усиливает волшебное воздействие слова.
А окончание стихотворения многоточием подталкивает человека на дальнейшие размышления, что подходит для его философской направленности. Это четверостишие открывает для читателей Тютчева с другой стороны - философа, понимающего, какую силу имеет слово, и ценно оно тем, что может вызывать в человеке добрые и светлые чувства, что представляло ценность для поэта.
Тютчев: «Нам не дано предугадать…»
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется — первая строчка написанного 27 февраля 1869 году небольшого стихотворения русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева (1803 - 1873) . Выражение стало крылатым и обозначает, конечно, не столько силу слова, которое может и убить, сколько человеческое невластье над своим будущим, невозможность просчитать последствия тех или иных поступков, решений, действий, слов, даже жестов. Но, хотя результатов проявления нами сострадания к ближнему «предугадать нам не дано», поэт призывает к нему, потому что жалость, участие, отзывчивость — благодать, то есть чувство, богом данноеНам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать..
Стихотворение Тютчева впервые увидело свет в 1903 году в литературном альманахе «Северные цветы», издавашемся в 1901-1905 годах в Москве под редакцией В. Я. Брюсова. Оно было представлено альманаху Е. И. Свечиной, внучкой княгини Варвары Федоровны Шаховской, в архиве которой хранилось (Княгиня Варвара Фёдоровна Шаховская (урожденная Фесель; 1805–1890) отличалась глубокой религиозностью. Атмосфера общения с ней раскрывается в шутливом письме ей Ивана Гончарова от 8 февраля 1844 года: «Ещё несколько таких дней, как вчерашний, ещё несколько таких писем, как Ваше нынешнее - и я из отчаянного грешника, обуреваемого всевозможными нравственными недугами, обещаю сделаться существом порядочным, годным на какое-нибудь духовное употребление» )
«Нам не дано предугадать » не первая высказанная мысль поэта на тему человеческого бессилия перед судьбой. 11 сентября 1854 года он писал
Увы, что нашего незнанья
И беспомощней и грустней?
Кто смеет молвить: до свиданья,
Чрез бездну двух или трех дней?
Тютчев вообще был мастером коротких, глубоких и емких содержанием стихотворений
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые,-
Все было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей
Как ни тяжел последний час —
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья,-
Но для души еще страшней
Следить, как вымирают в ней
Все лучшие воспоминанья…
Стихотворение относится к ряду философских произведений автора, посвященных смыслу жизни и отношениям людей между собой. Написано оно было в 1869 году, но опубликовали его только в 1903 году в поэтическом альманахе "Северные цветы".
Главная тема стихотворения
Основная тема произведения заключается в роли словесного общения между людьми. Поэт ставит перед читателем некоторые важнейшие вопросы, которые касаются воздействия слов, сказанных нами, на окружающих. Причем акцентировано внимание именно на то, какую реакцию у людей вызывают слова, и именно с этой позиции рассматривается ситуация.
При этом добрые слова, слова нежности и сочувствия автором в данном случае приравниваются к "благодати", в чем видит, видимо, поэт любовь Бога к человеку. Основная мысль Тютчева в этом произведении заключена в том, что сочувствие и хорошее, доброе отношение друг к другу, это наиболее важные элементы нормальны межчеловеческих отношений.
Автор прямо говорит о том, что никто из людей не может заранее предугадать, какую реакцию вызвать может то или иное неосторожно брошенное слово, поскольку каждый человек относится к окружающим совершенно по-разному. То, что для одного воспринимается равнодушно, другого человека способно ранить, а, в свою очередь, доброе слово способно вызывать сильные, позитивные эмоции.
Структурный анализ стихотворения
Произведение написано с использованием классического катрена, который более известен как четырехстопным ямбом. Для этого варианта характерна кольцевая рифмовка, а для подчеркивания основной мысли используются как метафоры, так и сравнения и анафоры.
Стихотворение краткое, и всего в нескольких строчках автор постарался высказать невероятно глубокие собственные ощущения и философскую позицию касательно отношений между людьми. Тут раскрывается романтическая натура, которая стремится к гармонии и невожможности ее обретения при общении с его окружением.
Нужно отметить, что эта тема не впервые поднимается в русской поэзии, поскольку нежные натуры поэтов достаточно сложно адаптируются в мире других людей, и очень чутко воспринимают все проблемные моменты при разговорах с окружающими. Тютчев не единственный, кто уже размышлял на эту тему, но он постарался максимально емко выразить свою мысль всего в нескольких строках.
Основная мысль поэта заключается в том, что необходимо каждому человеку нести строгую ответственность за те слова, которые он говорит другим. Центральными можно считать в данной стихотворной композиции слова "Слово" и "Отзовется", а также обращает внимание на себя акцентирование на слове "Благодать", которое отождествляется со словом "Сочувствие".
Вывод
Несмотря на то, что в стихотворении использованы достаточно устаревшие словообороты, произведение легко читается и просто для понимания человеку. До сих пор проблема общения людей между собой, а также неосторожно брошенных слов, актуальна, и потому каждый современный человек принимает близко к сердцу эти строки, прочувствовав слова, написанные Тютчевым еще в те годы.
Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.
Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.
Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.
Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.
Сравнение – “как нам дается благодать “.
Метафора – “слово наше отзовется “.
История создания
Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.
Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.
В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.
Тема
Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.
В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.
Композиция
Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.
В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.
Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.
Жанр
это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.
Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.
Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.
Средства выразительности
Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “ как нам дается благодать “, метафора “ слово наше отзовется “, анафора “ как-как “.
Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.
Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 3.7 . Всего получено оценок: 17.