Международная орбитальная станция. История создания мкс. Этапы строительства станции

Международная орбитальная станция. История создания мкс. Этапы строительства станции
Международная орбитальная станция. История создания мкс. Этапы строительства станции

Международная космическая станция (МКС) - преемница советской станции "Мир" - отмечает 10-летний юбилей со дня создания. Соглашение о создании МКС было подписано 29 января 1998 года в Вашингтоне представителями Канады, правительств государств-членов Европейского космического агентства (ЕКА), Японии, России и США.

Работы по международной космической станции начались в 1993 году .

15 марта 1993 года генеральный директор РКА Ю.Н. Коптев и генеральный конструктор НПО "ЭНЕРГИЯ" Ю.П. Семенов обратились к руководителю НАСА Д. Голдину с предложением о создании Международной космической станции.

2 сентября 1993 года председатель правительства РФ В.С. Черномырдин и вице-президент США А. Гор подписали "Совместное заявление о сотрудничестве в космосе", предусматривающее в том числе создание совместной станции. В его развитие РКА и НАСА разработали и 1 ноября 1993 года подписали "Детальный план работ по Международной космической станции". Это позволило в июне 1994 года подписать контракт между НАСА и РКА "О поставках и услугах для станции "Мир" и Международной космической станции".

С учетом отдельных изменений на совместных встречах российской и американской сторон в 1994 году МКС имела следующую структуру и организацию работ:

В создании станции, кроме России и США, участвуют Канада, Япония и страны Европейского сотрудничества;

Станция будет состоять из 2-х интегрированных сегментов (российского и американского) и собираться на орбите постепенно из отдельных модулей.

Строительство МКС на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 года запуском функционально-грузового блока "Заря".
Уже 7 декабря 1998 года к нему был пристыкован американский соединительный модуль "Юнити", доставленный на орбиту шаттлом "Индевор".

10 декабря впервые были открыты люки в новую станцию. Первыми в нее вошли российский космонавт Сергей Крикалев и американский астронавт Роберт Кабана.

26 июля 2000 года в состав МКС был введен служебный модуль "Звезда", который на этапе развертывания станции стал ее базовым блоком, основным местом для жизни и работы экипажа.

В ноябре 2000 года на МКС прибыл экипаж первой длительной экспедиции: Уильям Шеперд (командир), Юрий Гидзенко (пилот) и Сергей Крикалев (бортинженер). С тех пор станция является постоянно обитаемой .

За время развертывания станции на борту МКС побывало 15 основных экспедиций и 13 экспедиций посещения. В настоящее время на станции находится экипаж 16-й основной экспедиции - первая женщина-командир МКС американка, Пегги Уитсон, бортинженеры МКС россиянин Юрий Маленченко и американец Дэниэл Тани.

В рамках отдельного соглашения с ЕКА на МКС было осуществлено шесть полетов европейских астронавтов: Клоди Эньере (Франция) - в 2001 году, Роберто Виттори (Италия) - в 2002 и 2005 годах, Франка де Винна (Бельгия) - в 2002 году, Педро Дуке (Испания) - в 2003 году, Андрэ Кейперса (Нидерланды) - в 2004 году.

Новая страница в коммерческом использовании космоса была открыта после полетов на российский сегмент МКС первых космических туристов - американца Дэниса Тито (в 2001 году) и южноафриканца Марка Шаттлуорта (в 2002 году). Впервые на станции побывали непрофессиональные космонавты.

Международная космическая станция, МКС (англ. International Space Station, ISS) - пилотируемый многоцелевой космический научно-исследовательский комплекс.

В создании МКС принимают участие: Россия (Федеральное космическое агентство, Роскосмос); США (национальное аэрокосмическое агентство США, NASA); Япония (Японское агентство аэрокосмических исследований, JAXA), 18 европейских стран (Европейское космическое агентство, ESA); Канада (Канадское космическое агентство, CSA), Бразилия (космическое агентство Бразилии, AEB).

Начало строительства - 1998 год.

Первый модуль - "Заря".

Завершение строительства (предположительно) - 2012 год.

Срок окончания работы МКС (предположительно) - 2020 год.

Высота орбиты - 350-460 километров от Земли.

Наклонение орбиты - 51,6 градуса.

МКС совершает 16 оборотов в сутки.

Вес станции (на момент завершения строительства) - 400 тонн (на 2009 год - 300 тонн).

Внутреннее пространство (на момент завершения строительства) - 1, 2 тысячи кубометров.

Длина (вдоль главной оси, по которой выстроились основные модули) - 44,5 метра.

Высота - почти 27,5 метров.

Ширина (по солнечным панелям) - более 73 метров.

МКС посетили первые космические туристы (отправлены Роскосмосом совместно с компанией Space Adventures).

В 2007 году организован полёт первого малайзийского космонавта - шейха Музафара Шукора (Muszaphar Shukor).

Затраты на строительство МКС к 2009 году составили 100 миллиардов долларов.

Управление полётом:

российским сегментом осуществляется из ЦУП-М (ЦУП-Москва, город Королев, Россия);

американским сегментом - из ЦУП-Х (ЦУП-Хьюстон, город Хьюстон, США).

Работу входящих в состав МКС лабораторных модулей контролируют:

европейского "Колумбус" - Центр управления Европейского космического агентства (город Оберпфаффенхофен, Германия);

японского "Кибо" - ЦУП Японского агентства аэрокосмических исследований (город Цукуба, Япония).

Полётом европейского автоматического грузового корабля ATV "Жюль Верн" ("Jules Verne"), предназначенного для снабжения МКС, совместно с ЦУП-М и ЦУП-Х управлял Центр Европейского космического агентства (город Тулуза, Франция).

Техническую координацию работ по российскому сегменту МКС и его интеграции с американским сегментом осуществляет совет главных конструкторов под руководством президента, генерального конструктора РКК "Энергия" им. С.П. Королева, академика РАН Ю.П. Семенова.
Руководство подготовкой и проведением запуска элементов российского сегмента МКС осуществляет Межгосударственная комиссия по обеспечению полетов и эксплуатации орбитальных пилотируемых комплексов.


По существующему международному соглашению каждому участнику проекта принадлежат его сегменты на МКС.

Ведущей организацией по созданию российского сегмента и его интеграции с американским сегментом является РКК "Энергия" им. С.П. Королева, а по американскому сегменту - компания ""Боинг " ("Boeing").

В изготовлении элементов российского сегмента принимают участие около 200 организаций, в том числе: Российская академия наук; завод экспериментального машиностроения РКК "Энергия" им. С.П. Королева; ракетно-космический завод ГКНПЦ им. М.В. Хруничева; ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс"; КБ общего машиностроения; РНИИ космического приборостроения; НИИ точных приборов; РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина.

Российский сегмент: служебный модуль "Звезда"; функциональный грузовой блок "Заря"; стыковочный отсек "Пирс".

Американский сегмент: узловой модуль "Юнити"("Unity"); шлюзовой модуль "Квест" ("Quest"); лабораторный модуль "Дестини" ("Destiny").

Канада создала для МКС на модуле LAB манипулятор - 17,6-метровую руку-робот "Канадарм" ("Canadarm").

Италия поставляет на МКС так называемые многоцелевые модули логистики (Multi-Purpose Logistics Modules, MPLM). К 2009 году их сделано три: "Леонардо", "Рафаэлло", "Донателло" ("Leonardo", "Raffaello", "Donatello"). Это большие цилиндры (6,4 х 4,6 метра) со стыковочным узлом. Пустой модуль логистики весит 4,5 тонны, в него можно загрузить до 10 тонн оборудования для экспериментов и расходных материалов.

Доставку людей на станцию обеспечивают российские "Союзы" и американские шаттлы (челноки многоразового использования); грузы доставляют российские "Прогрессы" и американские шаттлы.

Япония создала свою первую научную орбитальную лабораторию, которая стала самым большим модулем МКС, - "Кибо"(в переводе с японского "Надежда", международная аббревиатура - JEM, Japanese Experiment Module).

По заказу Европейского космического агентства консорциумом европейских аэрокосмических фирм был сделан исследовательский модуль "Колумбус". Он предназначен для проведения физических, материаловедческих, медико-биологических и других экспериментов в условиях отсутствия гравитации. По заказу ESA был сделан модуль "Гармония" ("Harmony"), который соединяет модули "Кибо" и "Колумбус", а также обеспечивает их электропитание и обмен данными.

На МКС также сделаны дополнительные модули и устройства: модуль корневого сегмента и гиродинов на узле-1 (Node 1); энергетический модуль (секция СБ АС) на Z1; подвижная сервисная система; устройство для перемещения оборудования и экипажа; устройство "B" системы перемещения оборудования и экипажа; фермы S0, S1, P1, Р3/Р4, Р5, S3/S4, S5, S6.

Все лабораторные модули МКС обладают стандартизированными стойками для установки блоков с экспериментальным оборудованием. Со временем МКС обрастёт новыми узлами и модулями: российский сегмент должен пополнится научно-энергетической платформой, многоцелевым исследовательским модулем "Энтерпрайз" ("Enterprise") и вторым функционально-грузовым блоком (ФГБ-2). На модуле узел-3 (Node 3) будет смонтирован построенный в Итали узел "Купол" ("Cupola"). Это купол с рядом очень крупных иллюминаторов, через которые обитатели станции, как в театре, смогут наблюдать приход кораблей и контролировать работу своих коллег в открытом космосе.

История создания МКС

Работы по международной космической станции начались в 1993 году.

Россия предложила США объединить усилия в осуществлении пилотируемых программ. К тому моменту у России сложилась 25-летняя история эксплуатации орбитальных станций "Салют" и "Мир", а также был бесценный опыт проведения длительных полетов, исследований и развитая инфраструктура космических средств. Но к 1991 году страна оказалась в тяжелом экономическом положении. В это же время финансовые трудности испытывали и создатели орбитальной станции "Фридом" (США).

15 марта 1993 года генеральный директор агентства Роскосмос А Ю.Н. Коптев и генеральный конструктор НПО "Энергия" Ю.П. Семенов обратились к руководителю NASA Голдину с предложением о создании Международной космической станции.

2 сентября 1993 года председатель правительства Российской Федерации Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор подписали "Совместное заявление о сотрудничестве в космосе", которое предусматривало создание совместной станции. 1 ноября 1993 года был подписан "Детальный план работ по Международной космической станции", а в июне 1994 года - контракт между агентствами NASA и Роскосмос "О поставках и услугах для станции "Мир" и Международной космической станции".

Начальный этап строительства предусматривает создание функционально законченной структуры станции из ограниченного числа модулей. Первым на орбиту выведен ракетой-носителем "Протон-К" функционально-грузовой блок "Заря" (1998), сделанный в России. Вторым доставлен кораблем шаттл и состыкован с функционально-грузовым блоком американский стыковочный модуль узел-1 - "Юнити" (декабрь 1998). Третьим выведен российский служебный модуль "Звезда" (2000), который обеспечивает управление станцией, жизнеобеспечение экипажа, ориентацию станции и коррекцию орбиты. Четвертым - американский лабораторный модуль "Дестини" (2001).

Первый основной экипаж МКС, прибывший на станцию 2 ноября 2000 года на корабле "Союз ТМ-31": Уильям Шеперд (США), командир МКС, бортинженер-2 корабля "Союз-ТМ-31"; Сергей Крикалев (Россия), бортинженер корабля "Союз-ТМ-31"; Юрий Гидзенко (Россия), пилот МКС, командир корабля "Союз ТМ-31".

Продолжительность полёта экипажа МКС-1 составила около четырёх месяцев. Его возвращение на Землю было осуществлено американским кораблём "Спейс шаттл", который доставил на МКС экипаж второй основной экспедиции. Корабль "Союз ТМ-31" оставался в составе МКС в течение полугода и служил в качестве корабля-спасателя для работающего на её борту экипажа.

В 2001 году на корневом сегменте Z1 был установлен энергетический модуль P6, на орбиту доставлены лабораторный модуль "Дестини", шлюзовая камера "Квест", стыковочный отсек "Пирс", две грузовые телескопические стрелы, дистанционный манипулятор. В 2002 году станция пополнилась тремя ферменными конструкциями (S0, S1, P6), две из которых снабжены транспортировочными устройствами для перемещения дистанционного манипулятора и астронавтов во время работы в открытом космосе.

Строительство МКС было приостановлено в связи с произошедшей 1 февраля 2003 года катастрофой американского корабля "Колумбия", а в 2006 году работы по строительству были возобновлены.

В 2001 и дважды в 2007 году был зафиксирован отказ работы компьютеров в российских и американских сегментах. В 2006 году в российском сегменте станции произошло задымление. Осенью 2007 года экипаж станции провёл ремонтные работы солнечной батареи.

На станцию были доставлены новые секции солнечных батарей. В конце 2007 года МКС пополнилась двумя герметичными модулями. В октябре шаттл "Дискавери" STS-120 привёз на орбиту соединительный модуль узел-2 "Гармония", который стал основным причалом для шаттлов.

Европейский лабораторный модуль "Колумбус" был выведен на орбиту на корабле "Атлантис" STS-122 и с помощью манипулятора этого корабля поставлен на свое штатное место (февраль 2008). Затем был введён в состав МКС японский модуль "Кибо" (июнь 2008), его первый элемент был доставлен на МКС шаттлом "Индевор" STS-123 (март 2008).

Перспективы МКС

По мнению некоторых пессимистически настроенных экспертов, МКС - это напрасно потраченные время и деньги. Они считают, что станция ещё не построена, но уже устарела.

Однако в осуществлении долгосрочной программы космических полётов на Луну или к Марсу человечеству без МКС не обойтись.

С 2009 года постоянный экипаж МКС будет увеличен до 9 человек, возрастёт количество экспериментов. Россия запланировала провести в ближайшие годы 331 эксперимент на МКС. Европейское космическое агентство (ESA) и его партнёры уже построили новый корабль-транспортник — Automated Transfer Vehicle (ATV), который будет выводиться на базовую орбиту (высотой 300 километров) ракетой Ariane-5 ES ATV, откуда ATV за счёт своих двигателей перейдёт на орбиту МКС (400 километров над Землёй). Полезный груз этого автоматического корабля длиной 10,3 метра и диаметром 4,5 метра составляет 7,5 тонн. Это будет и экспериментальное оборудование, и пища, и воздух, и вода для экипажа МКС. Первый из ряда ATV (сентябрь 2008) получил имя "Жюль Верн" ("Jules Verne"). После стыковки с МКС в автоматическом режиме ATV может проработать в её составе полгода, после чего корабль загружают мусором и в управляемом режиме затопляют в Тихом океане. ATV планируется запускать раз в год, а всего их будет построено не меньше 7. К программе МКС подключится японский автоматический грузовик H-II "Transfer Vehicle" (HTV), выводимый на орбиту японской же ракетой-носителем H-IIB, которую сейчас ещё разрабатывают. Полный вес HTV составит 16,5 тонн, из которых 6 тонн - полезный груз для станции. Он сможет оставаться пристыкованным к МКС до одного месяца.

Устаревшие шаттлы будут сняты с полётов в 2010 году, а новое поколение появится не раньше 2014-2015 года.
К 2010 году российские пилотируемые "Союзы" будут модернизированы: прежде всего заменят электронные системы управления и связи, что позволит нарастить полезную нагрузку корабля за счёт сокращения веса электронного оборудования. Обновлённый "Союз"сможет находиться в составе станции почти год. Российской стороной будет построен корабль "Клипер" (по плану первый испытательный пилотируемый рейс на орбиту - 2014, ввод в эксплуатацию - 2016). Этот шестиместный крылатый челнок многоразового использования задуман в двух вариантах: с агрегатно-бытовым отсеком (АБО) или двигательным отсеком (ДО). За "Клипером", поднявшимся в космос на сравнительно низкую орбиту, будет прилетать межорбитальный буксир "Паром". "Паром" - новая разработка, призванная сменить со временем грузовые "Прогрессы". Этот буксир должен подтягивать с низкой опорной орбиты до орбиты МКС так называемые "контейнеры", грузовые "бочки" с минимум оборудования (4-13 тонн грузов), выводимые в космос при помощи "Союзов" или "Протонов". У "Парома" два стыковочных узла: один для контейнера, второй - для причаливания к МКС. После вывода контейнера на орбиту паром за счёт своей двигательной установки спускается к нему, стыкуется с ним и поднимает его к МКС. А после разгрузки контейнера "Паром" спускает его на более низкую орбиту, где тот отстыкуется и самостоятельно тормозит, чтобы сгореть в атмосфере. Буксир же останется ждать новый контейнер, чтобы доставить его к МКС.

Официальный сайт РКК "Энергия": http://www.energia.ru/rus/iss/iss.html

Официальный сайт корпорации "Боинг " (Boeing): http://www.boeing.com

Официальный сайт центра управления полётами: http://www.mcc.rsa.ru

Официальный сайт национального аэрокосмического агентства США (NASA): http://www.nasa.gov

Официальный сайт Европейского космического агентства (ESA): http://www.esa.int/esaCP/index.html

Официальный сайт Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA): http://www.jaxa.jp/index_e.html

Официальный сайт Канадского космическогое агентства (CSA): http://www.space.gc.ca/index.html

Официальный сайт космического агентства Бразилии (AEB):

Одним из величайших достояний человечества является международная космическая станция, или МКС. Для ее создания и работы на орбите объединилось несколько государств: Россия, некоторые страны Европы, Канада, Япония и США. Этот аппарат свидетельствует о том, что можно добиться многого, если постоянно сотрудничать странам. Об этой станции знают все люди планеты и многие задаются вопросами о том, на какой высоте летает МКС и по какой орбите. Сколько космонавтов там побывало? А правда ли, что туда пускают туристов? И это далеко не все, что интересно человечеству.

Строение станции

МКС состоит из четырнадцати модулей, в которых располагаются лаборатории, склады, комнаты отдыха, спальни, хозпомещения. На станции даже имеется спортзал с тренажерами. Весь этот комплекс работает на солнечных батареях. Они огромны, величиной со стадион.

Факты об МКС

За время своей работы станция вызывала немало восхищений. Этот аппарат является величайшим достижением человеческих умов. По своей конструкции, назначению и особенностям его можно назвать совершенством. Конечно, может быть, лет через 100 на Земле начнут строить космические корабли другого плана, но пока что, на сегодняшний день, этот аппарат - достояние человечества. Об этом свидетельствуют следующие факты об МКС:

  1. За время своего ее существования на МКС космонавтов побывало около двухсот. Также здесь были туристы, которые просто прилетели посмотреть на Вселенную с орбитальной высоты.
  2. Станцию видно с Земли невооруженным глазом. Эта конструкция является самой большой среди искусственных спутников, и ее легко можно увидеть с поверхности планеты без какого-то увеличивающего устройства. Есть карты, на которых можно посмотреть, в какое время и когда аппарат пролетает над городами. По ним легко отыскать сведения о своем населенном пункте: увидеть расписание полета над регионом.
  3. Для сборки станции и поддержания ее в рабочем состоянии космонавты вышли более 150 раз в открытый космос, проведя там около тысячи часов.
  4. Управляется аппарат шестью астронавтами. Система жизнеобеспечения обеспечивает непрерывное присутствие на станции людей с момента ее первого запуска.
  5. Международная космическая станция - это уникальное место, где проводятся самые разные лабораторные эксперименты. Ученые делают уникальные открытия в области медицины, биологии, химии и физики, физиологии и метеонаблюдений, а также в других областях науки.
  6. На аппарате используются гигантские солнечные батареи, размер которых достигает площади территории футбольного поля с его конечными зонами. Их вес - почти триста тысяч килограмм.
  7. Батареи способны полностью обеспечивать работу станции. За их работой тщательно следят.
  8. На станции есть мини-дом, оснащенный двумя ванными и спортзалом.
  9. За полетом следят с Земли. Для контроля разработаны программы, состоящие из миллионов строк кода.

Космонавты

С декабря 2017 года экипаж МКС состоит из следующих астрономов и космонавтов:

  • Антон Шкаплеров - командир МКС-55. Он дважды был на станции - в 2011-2012 и в 2014-2015 гг. За 2 полета он прожил на станции 364 дня.
  • Скит Тингл - бортинженер, астронавт НАСА. Этот космонавт не имеет опыта космических полетов.
  • Норишиге Канаи - бортинженер, астронавт Японии.
  • Александр Мисуркин. Первый его полет был совершен в 2013 году длительностью 166 суток.
  • Макр Ванде Хай не имеет опыта полетов.
  • Джозеф Акаба. Первый полет совершил в 2009 году в составе «Дискавери», а второй полет был осуществлен в 2012 году.

Земля из космоса

Из космоса на Землю открываются уникальные виды. Об этом свидетельствуют фотографии, видеосъемки астронавтов и космонавтов. Увидеть работу станции, космические пейзажи можно, если посмотреть онлайн-трансляции со станции МКС. Однако некоторые камеры бывают выключенными, что связано с техработами.

> 10 фактов, которые вы не знали об МКС

Самые интересные факты об МКС (Международной космической станции) с фото: жизнь космонавтов, можно увидеть МКС с Земли, члены экипажа, гравитация, батареи.

Международная космическая станция (МКС) – одно из величайших достижений всего человечества по уровню техники в истории. Во имя науки и образования объединились космические агентства США, Европы, России, Канады и Японии. Это символ технологического совершенства и свидетельствует о том, как много мы можем добиться, если сотрудничать. Ниже перечислено 10 фактов, которых вы, возможно, никогда не слышали о МКС.

1. МКС отметила свою 10-ю годовщину непрерывного человеческого функционирования 2 ноября 2010 года. Начиная с первой экспедиции (31 октября 2000 года) и стыковки (2 ноября) станцию посетило 196 человек из восьми стран.

2. МКС можно заметить с Земли без использования техники, и она является крупнейшим искусственным спутником, когда-либо вращающимся вокруг нашей планеты.

3. С первого модуля «Заря», отправленного в 1:40 утра по восточному времени 20 ноября 1998 года, МКС совершила 68519 облетов вокруг Земли. На счетчике ее одометра стоит отметка в 1.7 миллиардов миль (2.7 млрд. км).

4. По состоянию на 2 ноября к космодрому было совершено 103 запуска: 67 российских аппаратов, 34 шаттла, одно европейское и одно японское судно. Было сделано 150 выходов в космос для сборки станции и поддержания ее работы, что заняло более 944 часов.

5. МКС управляется экипажем из 6 астронавтов и космонавтов. При этом, программа станции обеспечивает непрерывное присутствие человека в космосе с момента запуска первой экспедиции 31 октября 2000 года, а это примерно 10 лет и 105 дней. Таким образом, программа сохранила текущий рекорд, побив предыдущую отметку в 3664 дня, установленную на борту Мир.

6. МКС служит исследовательской лабораторией, оснащенной условиями микрогравитации, в которой экипаж проводит опыты в области биологии, медицины, физики, химии и физиологии, а также астрономические и метеорологические наблюдения.

7. Станция оснащена огромными солнечными батареями, размер которых охватывает территорию футбольного поля США, включая конечные зоны, и весит 827794 фунта (275481 кг). В комплексе есть пригодная для жилья комната (как дом с пятью спальнями), оснащенная двумя ванными и гимнастическим залом.

8. 3 млн. строк кода программного обеспечения на Земле поддерживают 1.8 млн. строк программного кода полета.

9. 55-футовая роботизированная рука способна поднимать 220000 футов веса. Для сравнения, столько весит орбитальный шаттл.

10. Мощность в 75-90 киловатт для МКС обеспечивают акры солнечных батарей.

Здравствуйте, если у вас есть вопросы о Международной космической станции и о том как она функционирует, то мы постараемся на них ответить.


При просмотре видео в Internet Explorer возможны проблемы, чтобы их устранить, используйте более современный браузер, например, Google Chrome или Mozilla.

Сегодня вы узнаете о таком интересном проекте НАСА как МКС онлайн web камера в hd качестве. Как вы уже поняли, эта веб камера работает в прямом эфире и в сеть идет видео напрямую с международной космической станции. На экране выше вы можете посмотреть на астронавтов и картинку космоса.

Вебкамера МКС установлена на обшивке станции и транслирует онлайн видео в круглосуточном режиме.

Хочу напомнить, что самый грандиозный объект в космосе, созданный нами это Международная космическая станция. Местонахождение её можно наблюдать на трекинге, который отображает её реальное положение над поверхностью нашей планеты. Орбита отображается в реальном времени у вас на компьютере, буквально 5-10 лет назад такое невозможно было представить.

Размеры МКС поражают: длина — 51 метр, ширина — 109 метров, высота — 20 метров, а вес — 417,3 тонны. Вес меняется в зависимости от того пристыкован ли к ней СОЮЗ или нет, хочу напомнить, что космические челноки Спейс Шаттл больше не летают, их программа свернута, а США пользуется нашими СОЮЗами.

Строение станции

Анимация процесса строительства с 1999 года по 2010 год.

Станция построена по принципу модульной структуры: различные сегменты были спроектированы и созданы усилиями стран–участниц. Каждый модуль имеет свою определенную функцию: например исследовательскую, жилую или приспособлен под хранилище.

3D модель станции

3D анимация строительства

В качестве примера возьмем Американские модули Unity, которые являются перемычками, а также служат для стыковки с кораблями. На данный момент станция состоит из 14 основных модулей. Их общий объемом 1000 кубометров, а вес около 417 тонн, на борту может постоянно находиться экипаж в количестве 6 или 7 человек.

Сборка станции происходила путем последовательной пристыковки к существующему комплексу очередного блока или модуля, который соединяется с уже функционирующими на орбите.

Если брать сведения за 2013 год, то в состав станции входит 14 основных модулей, из них российские — Поиск, Рассвет, Заря, Звезда и Пирс. Американские сегменты — Юнити, Купола, Леонардо, Транквилити, Дестени, Квест и Гармония, европейские — Коламбус и японский - Кибо.

На данной схеме показаны все основные, а также второстепенные модули, являющиеся частью станции (закрашенные), а планируемые для доставки в будущем — не закрашены.

Расстояние от Земли до МКС составляет от 413-429 км. Периодически станцию “поднимают” из-за того, что она потихоньку, за счет трения об остатки атмосферы, снижается. На какой высоте она находится зависит также от других факторов, например космического мусора.

Земля, яркие пятна — молнии

Недавний блокбастер “Гравитация” наглядно (хоть и слегка преувеличенно) показал, что может произойти на орбите если космические обломки пролетят в непосредственной близости. Также высота орбиты зависит от влияния Солнца, и других менее значительных факторов.

Существует специальная служба, которая следит за тем, чтобы высота полета МКС была наиболее безопасна и чтобы астронавтам ничего не угрожало.

Были случаи, когда из-за космического мусора приходилось менять траекторию, поэтому ее высота также зависит еще от неподвластных нам факторов. Траектория хорошо видна на графиках, заметно как станция пересекает моря и континенты, пролетая у нас буквально над головой.

Скорость движения по орбите

Космические корабли серии СОЮЗ на фоне Земли, снято с длительной выдержкой

Если вы узнаете с какой скоростью летит МКС, то вы ужаснетесь, это поистине гигантские цифры для Земли. Ее скорость на орбите составляет 27700 км/ч. Если быть точным, то скорость более чем в 100 раз больше, чем у стандартного серийного автомобиля. На один оборот у нее уходит 92 минуты. У космонавтов за 24 часа наступает 16 рассветов и закатов. Положение в реальном времени отслеживается специалистами из ЦУПа и центра управления полетами в Хьюстоне. Если вы смотрите трансляцию, то учтите, что космическая станция МКС периодически залетает в тень нашей планеты, поэтому возможны перебои с картинкой.

Статистика и интересные факты

Если брать первые 10 лет работы станции, то в общей сложности ее посетило около 200 человек в составе 28 экспедиций, этот показатель является абсолютным рекордом для космических станций (на нашей станции «Мир», до этого побывало “всего” 104 человека). Помимо рекордов пребывания, станция стала первым успешным примером коммерциализации космических полетов. Российское космическое агентство Роскосмос вместе с американской компанией Space Adventures впервые доставило на орбиту космических туристов.

Всего в космосе побывало 8 туристов, для которых каждый полет обошелся от 20 до 30 миллионов долларов, что в общем-то не так уж и дорого.

По самым скромным подсчетам, количество человек, которые могут отправится в настоящее космическое путешествие исчисляется тысячами.

В будущем, при массовых запусках, стоимость полета уменьшится, а количество желающих увеличится. Уже в 2014 году, частные компании предлагают достойную альтернативу таким полетам – суборбитальный челнок, полет на котором будет стоить значительно дешевле, требования к туристам не такие жесткие, а стоимость более доступная. С высоты суборбитального полета (порядка 100-140 км), наша планета предстанет перед будущими путешественниками поразительным космическим чудом.

Прямая трансляция это одно из немногих интерактивных астрономических событий которые мы видим не в записи, что весьма удобно. Помните, что онлайн станция доступна не всегда, возможны технические перерывы при пролете теневой зоны. Смотреть видео с МКС лучше всего с камеры которая направлена на Землю, когда еще представится такая возможность посмотреть нашу планету с орбиты.

Земля с орбиты выглядит поистине потрясающе, видны не только континенты, моря, и города. Также вашему вниманию представлены полярные сияния и огромные ураганы, которые из космоса выглядят поистине фантастично.

Чтобы вы имели хоть какое-то представление о том, как выглядит Земля с МКС посмотрите видео ниже.

Данный ролик показывает вид Земли из космоса и создан из снимков астронавтов, сделанных методом интервальной съемки. Очень качественное видео, смотрите только в качестве 720p и со звуком. Один из лучших роликов, смонтированный из снимков с орбиты.

Вебкамера в реальном времени показывает не только что за обшивкой, мы также можем наблюдать астронавтов за работой, например за разгрузкой СОЮЗов или их пристыковкой. Прямая трансляция иногда может прерываться когда канал перегружен или есть проблемы с передачей сигнала, например, в зонах ретрансляции. Поэтому если трансляция невозможна, то на экране показывается статичная заставка NASA или «синий экран».

Станция в лунном свете, видны корабли СОЮЗ на фоне созвездия Ориона и полярных сияний

Тем не менее, ловите момент чтобы посмотреть на вид с МКС онлайн. Когда экипаж отдыхает, пользователи глобальной сети интернет могут наблюдать как идет с МКС онлайн трансляция звездного неба глазами космонавтов — с высоты в 420 км над планетой.

Расписание работы экипажа

Чтобы рассчитать, когда космонавты спят или бодрствуют, необходимо помнить, что в космосе используется универсальное координированное время (UTC), которое зимой отстает от московского времени на три часа, а летом — на четыре и соответственно камера на МКС показывает это же время.

На сон астронавтам (или космонавтам, в зависимости от экипажа) отводится восемь с половиной часов. Подъем обычно начинается в 6.00, а отбой в 21.30. Существуют обязательные утренние доклады на Землю, которые начинаются примерно в 7.30 — 7.50 (это на американском сегменте), в 7.50 — 8.00 (на российском), а вечером с 18.30 до 19.00. Доклады астронавтов можно услышать, если в данный момент веб камера транслирует именно этот канал связи. Иногда можно услышать, как идет трансляция на русском.

Помните, что вы слушаете и смотрите служебный канал NASA, который изначально предназначался только для специалистов. Все изменилось в канун 10-тилетнего юбилея станции, и на МКС камера онлайн стала публичной. И, до сих пор, международная космическая станция онлайн.

Стыковка с космическими кораблями

Самые захватывающие моменты, которые транслирует web камера происходят, когда стыкуются наши «Союзы», «Прогрессы», японские и европейские грузовые космические корабли, а кроме этого происходит выход в открытый космос космонавтов и астронавтов.

Маленькая неприятность заключается в том, что загруженность канала в этот момент огромна, с МКС видео смотрят сотни и тысячи человек, нагрузка на канал увеличивается, и прямой эфир может идти с перебоями. Это зрелище, иногда, бывает поистине фантастически захватывающим!

Полет над поверхностью планеты

Кстати, если учитывать регионы пролета, а также интервалы нахождения станции в участках тени или света, мы можем сами планировать просмотр трансляции по графической схеме вверху этой страницы.

Но если вы можете уделить просмотрам только определенное время, помните, что вебкамера онлайн все время, так что вы всегда можете насладиться космическими пейзажами. Однако, смотреть ее лучше во время работы космонавтов или пристыковки корабля.

Происшествия, случившиеся за время работы

Несмотря на все меры предосторожности на станции, и с кораблями которые ее обслуживали, случались неприятные ситуации, из наиболее серьезных происшествий можно назвать катастрофу шаттла Коламбия, произошедшую 1 февраля 2003 года. Несмотря на то, что шаттл не производил стыковку со станцией, и проводил свою самостоятельную миссию, эта трагедия привела к тому, что все последующие полеты космических челноков были запрещены, и этот запрет был снят только в июле 2005 года. Из-за этого сроки завершения строительства увеличились, так как на станцию смогли летать только российские корабли «Союз» и «Прогресс», которые и стали единственным средством доставки людей и различных грузов на орбиту.

Также, в 2006 году, в российском сегменте произошло небольшое задымление, произошел отказ в работе компьютеров в 2001 году и два раза в 2007 году. Осень 2007 года для экипажа выдалась наиболее хлопотной, т.к. пришлось заниматься починкой солнечной батареи, которая сломалась при установке.

Международная космическая станция (фото получены астро-любителями)

Используя данные на этой странице, узнать где сейчас МКС, не составляет труда. Станция с Земли выглядит довольно ярко, так что ее можно наблюдать невооруженным глазом как звезду, которая движется, и довольно быстро, с запада на восток.

Станция снята на длинной выдержке

Некоторые любители астрономии умудряются даже получить фото МКС с Земли.

Выглядят эти снимки довольно качественно, на них можно даже рассмотреть пристыкованные корабли, а если осуществляется выход космонавтов в открытый космос, то и их фигурки.

Если вы собрались наблюдать ее в телескоп, то помните, что она движется довольно быстро, и лучше если у вас будет система наведения go-to, которая позволяет вести объект не упуская его из виду.

Где сейчас пролетает станция видно на графике выше

Если вы не знаете, как увидеть ее с Земли или у вас нет телескопа, выход это видео трансляция бесплатно и круглосуточно!

Информация предоставлена Европейским космическим агентством

По этой интерактивной схеме можно рассчитывать наблюдение пролета станции. Если погода соблаговолит и нет облаков, то Вы сможете сами увидеть обворожительное скольжение, станция которая является вершиной прогресса нашей цивилизации.

Нужно только помнить, что угол наклонения орбиты станции составляет примерно 51 градус, она пролетает над такими городами как Воронеж, Саратов, Курск, Оренбург, Астана, Комсомольска-на-Амуре). Чем севернее вы живете от этой линии, тем условия для того, чтобы увидеть ее своими глазами будут хуже или вообще станут не возможны. Фактически вы сможете ее увидеть только над горизонтом в южной части небосклона.

Если брать широту Москвы, то самое лучшее время для ее наблюдения — траектория, которая будет чуть выше 40 градусов над горизонтом, это после захода и перед восходом Солнца.