Меры противодействие коррупции в здравоохранении. Россияне оценили уровень коррупции в медучреждениях. Правовые механизмы противодействия коррупции

Меры противодействие коррупции в здравоохранении. Россияне оценили уровень коррупции в медучреждениях. Правовые механизмы противодействия коррупции

«Левада-центр» опросил для Комитета гражданских инициатив (КГИ) 1,5 тысячи россиян о том, как они оценивают уровень коррупции в бюджетных медицинских и учебных учреждениях. В поликлиниках, больницах и вузах участникам опроса чаще всего приходилось давать взятки.

Поликлиники пользуются хорошей репутацией только у 49% опрошенных россиян. Это самый низкий показатель по сравнению с другими учреждениями социальной сферы, говорится в докладе КГИ.
Свое мнение респонденты обосновывают тем, что в поликлиниках «негативные неформальные практики» преобладают над положительными аспектами взаимодействия с пациентами. Если «душевность» и «индивидуальный подход» отметили только 25% и 24% респондентов соответственно, то о коррупции говорят 36% опрошенных.
В государственных больницах коррупция также воспринимается как обычное явление. Здесь «неформальные платежи» отметили 41% россиян, «душевное отношение» к пациентам – 29%, а «индивидуальный подход» к ним – 28%. Авторы доклада подчеркивают формализм и недостаток ресурсов для обслуживания пациентов в государственных медучреждениях. «Пространства этих учреждений для пациентов являются «чужими». Отметим прежде всего формализм врачей: в нем обвиняют не столько самих врачей, сколько нынешнюю систему страховой медицины, которая обязывает врачей тратить много времени на заполнение форм (вручную) вместо осмотра больного и беседы с ним. Врачей обвиняют в недостатке «человеческого» внимания к больным, то есть в недостатке той неформальной компоненты, которая считается обязательным элементом качественной медицинской услуги, и, напротив, в избытке безличного стандартного отношения. К этому добавляется статусная дистанция, устанавливаемая медработниками по отношению к больным, к пациентам», – говорится в докладе.

В результате пациенты пытаются перейти на неформальные отношения, в том числе с помощью «подарков» медработникам. В целом коррупция воспринимается россиянами как привычное явление: более 50% жителей России уверены, что за взятку можно получить как положенные, так и не положенные по закону услуги.

В отличие от бюджетных учреждений, коммерческая медицина считается образцовой по уровню медицинского обслуживания. Россияне убеждены, что лучшие силы и ресурсы перешли в платную медицину, которая свободна от коррупции, а врач из районной поликлиники работает лучше именно в платной клинике.

«Левада-центр» опросил 1,5 тысячи россиян в 2017 году, предложив оценить работу учреждений здравоохранения и образования (детсадов, школ, вузов, поликлиник и больниц), в том числе и относительно практик коррупции. На основе результатов опроса КГИ подготовил доклад о «формальных и неформальных отношениях в системах здравоохранения и образования».

Коррупция в здравоохранении проявляется в классических формах мздоимства или лихоимства.

Мздоимство проявляется там, где медицинские работники требуют вознаграждение за действия, которые они обязаны сделать бесплатно, используя не принадлежащие им ресурсы учреждения здравоохранения. Мзду с пациентов могут брать и заведующие отделениями, административно обязывая исполнением рядовых врачей. Мзда может взиматься и администрацией учреждения здравоохранения, так же в порядке административного обязывания заведующих отделениями. Имеет место и параллельный механизм, когда мзду с пациентов взимают практические врачи, делятся с заведующими отделениями, а те в свою очередь – с администрацией учреждений здравоохранения.

Под лихоимством понимаетсяполучение каких-либо преимуществ за совершение по службе сугубо незаконных действий, например, незаконная выдача справок о психическом состоянии, или листов нетрудоспособности, создающих преступникам «железное» алиби.

Согласно материалам реализованных уголовных дел основными формами коррупции в российском здравоохранении являются:

Преступления в сфере государственных закупок,

Растрата и хищение денежных средств,

Подделка страховых документов,

Незаконное подтверждение либо сокрытие медицинских фактов (чаще всего – телесных повреждений, состояния опьянения);

Искажение истинной причины смерти;

Учет фиктивных пациентов (т.н. «мертвых душ»),

Развитие собственного бизнеса за счет медучреждений,

Вымогательство незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги;

Подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников,

Фальсификация данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов,

Нецелевое использование фармацевтических средств и др.

При этом опасность представляют не столько мелкие взятки
в виде «подношений» врачам за лечение, сколько:

Во-первых – искусственное создание «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях и препаратах, вынуждены ждать их месяцами, при том, что за определенную плату все будет проведено оперативно.

во-вторых – постепенное превращение лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

При анализе материалов о коррупционных проявлениях
в сфере здравоохранения приходится сталкиваться с непониманием, почему медицинские работники признаются субъектами коррупционных преступлений? Ведь большая часть фигурантов уголовных дел рядовые сотрудники.



Дело в том, что при квалификации коррупционных преступлений, используются понятия «должностное лицо» и «лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях», а также учитываются различия между профессиональной
и служебной деятельностью, поскольку некоторые профессии (например, врач или преподаватель) сочетают в себе обе эти обязанности. В таких случаях признаки должностного лица присутствуют тогда, когда совершение преступления связано с выполнением служебных обязанностей, с которыми законодательство связывает наступление определенных правовых последствий (например, незаконную выдачу больничных листов).

В качестве мер предупреждения преступлений и возможных провокаций взятки можно рекомендовать в коррупционно уязвимых местах учреждений здравоохранения установку видеорегистраторов; создание при поликлиниках и больницах общественных советов из социально активных пенсионеров, сотрудников медучреждения представителей СМИ; повышение уровня правовых знаний и др.

2.3. Коррупция в сфере образования

Коррупционные модели поведения, как показывают криминологические исследования, в значительной степени присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Причем, восприятие коррупции у молодых людей и представителей старшего поколения имеет существенные отличия. Так, если наиболее распространенной эмоцией, которая по данным социологических исследований овладевает 45% граждан среднего
и старшего возраста, отдавших чиновнику в виде взятки заработанные потом и кровью деньги, является системная ненависть к власти, дополняемая персонифицированной ненавистью к чиновнику, которому дана взятка, то 25% молодых людей утверждают, что при даче взятки они испытывали чувство удовлетворения, так как сумели решить свои проблемы и заставили чиновника работать на себя. Подобная реакция свидетельствует о том, что у части молодежи, становление которой пришлось на период политических, экономических и культурных потрясений последних 20-ти лет произошла деформация правосознания, выражающаяся в правовом нигилизме.
И здесь не резонно кивать в сторону маргиналов, на счет которых сегодня принято относить рост преступности. Речь идет о том, что наиболее значимые правонарушения коррупционного характера совершают лица, обладающие высоким социальным статусом, с высшим или неоконченным высшим образованием и устойчивым материальным положением. Последние социологические опросы молодежи свидетельствуют, что почти у половины молодых топ-руководителей, являющихся бизнес элитой современной России, в значимом нормативном пространстве нет ни формально-правовых, ни морально-этических норм, что в значительной степени усугубляет проблему коррупции.



Нельзя сказать, что проблеме противодействия коррупции
в сфере образования не уделяется должного внимания. Причем, от рассмотрения абстрактных проблем борьбы с коррупцией, представители органов государственной власти и научной общественности перешли к выявлению условий и факторов, детерминирующих это опасное явление, к выделению приоритетных объектов и сфер приложения сил, чтобы в конечном итоге обеспечить работу по упреждению коррупционных проявлений. Представляется, что в этой работе ключевой проблемой, требующей научного осмысления и практической реализации, должна стать взаимосвязь понятий «потребности – мотивы – интересы – ценности», ибо без попытки разобраться, что же «руководит» социальным поведением человека, не удастся нащупать реальные пути противодействия коррупции.

Сфера образования, несомненно, относится к числу сфер наиболее подверженных коррупции. Попытаемся проанализировать наиболее значимые аспекты коррупции в высших учебных заведениях и направления борьбы с ней.

По единодушной оценке авторов научных статей и социологических исследований, проведенных по рассматриваемой теме,
в Российской Федерации взятки преподавателям являются почти нормой. О масштабе проблемы убедиться несложно. Даже примитивный поиск в Интернете по ключевым словам «коррупция в вузах» выдает более 6 млн. ссылок. Из чего можно сделать вывод, что пользователи Интернета, а это в основном студенческая и послестуденческая молодежь, более чем критично оценивают положение дел, которое, по их мнению, год от года не меняется к лучшему.

Обратимся к цифрам. В ходе всероссийского опроса студентов, большинство опрошенных (68%) заявили, что являются косвенными свидетелями взяточничества в их вузах. Каждый четвертый студент признался, что хотя бы раз за время обучения давал взятку экзаменатору.

Не более двух раз за время обучения взятку давали, по их собственному признанию, 15% опрошенных студентов. 8% респондентов давали взятку не более пяти раз за все время обучения. Часто давали взятки 4% студентов. При этом юноши дают взятки чаще, чем девушки. Каждый четвертый опрошенный студент (25%) сообщает, что коррупция в его вузе процветает.

При этом, каждый второй студент (43%) утверждает, что взятки в его вузе берут, но это «редкие случаи».

Об отсутствии коррупции в вузах говорит лишь треть российских студентов. На наш взгляд, это те студенты, которые действительно учатся и им нет необходимости покупать оценки.

Основной мотив дать взятку – это желание студентов получить положительную оценку на экзамене, удержаться в вузе и не попасть в список отчисленных. Более половины студентов, признавшихся
в подкупе преподавателей, сообщили, что «у них не было другого выхода».

Проблема коррупции в ВУЗах имеет две составляющие:

1) эмоциональную, базирующуюся на оценках студенческих лидеров, правозащитников, средств массовой информации, согласно которой системная коррупция поразила все ВУЗы России.

2) документальную, подтверждаемую материалами социологических исследований и реализованных уголовных дел, согласно которой коррупция в вузах есть, она затрагивает интересы примерно 10-15 % студентов. В отдельных случаях она может иметь организованный характер, но говорить о тотальной системной коррумпированности всех российских вузов в правовом отношении недопустимо.

Одна из основных проблем коррупции в вузах в том, что некоторые преподаватели вузов практически превратили учебные заведения в свои собственные фирмы по написанию курсовых и дипломных работ. Фактически студентам предлагается негласный «прайс-лист», в котором четко расписано, у какого преподавателя, что и сколько стоит (об этом наиболее ярко высказываются студенты заочных и вечерних отделений). Механизмы коррупции при приёме зачётов и экзаменов общеизвестны. Преподавателей, по их отношению к проблеме коррупции можно разделить на три категории:

1) берут взятки для себя и ставят оценки по указанию «сверху»;

2) не берут взяток, но ставят оценки по указанию «сверху»;

3) не берут взяток и не ставят оценок по указанию «сверху».

Можно согласиться с Елецким и Корниенко, исследовавшими проблему коррупции в сфере высшего образования, что взяточники в ВУЗе образуют своеобразную сеть, анализируемую в рамках теории сетевого капитализма. Существование сети по данной теории приводит:

К сегментации рынка – одни (дети внешнего и ВУЗовского начальства, преподавателей и прочие привилегированные, как их называют студенты – мажоры) учатся бесплатно, а другие должны платить;

К возникновению легальных барьеров - преподавателю, выпадающему из коррупционной сети создаются проблемы в работе
с разнообразными надуманными мотивировками;

К возникновению дефицита и деформации права , так как у взяточников имеются особые нормы поведения, мораль и принципы.

Таким образом, одним из наиболее тяжелых последствий коррупции в вузах становится трансформация сознания, как преподавателей, вымогающих взятку, так и студентов, которые беспрекословно готовы собрать необходимую сумму для сдачи экзамена и считают это уже обычным делом.

Большинство экспертов призывают не перекладывать ответственность за коррупцию в вузах исключительно на правоохранительные органы. Следует согласиться с мнением эксперта – зампредседателя коллегии адвокатов «Вашъ Юридический Поверенный» Владислава Капканова: «МВД и другие правоохранительные органы борются с подобными преступлениями лишь тогда, когда кто-то обращается с заявлением, а так как эти случаи единичны, говорить о полноценной борьбе не приходится. Поэтому важны профилактика коррупционных преступлений и проведение грамотной антикоррупционной государственной политики».

Вести борьбу с коррупцией, по мнению независимых экспертов должны Минобрнауки, вузы, правоохранительные органы и сами студенты. Ибо, что касается привлечения к ответственности за совершенное преступление – это действительно прерогатива правоохранительных органов. Но построение системы, препятствующей распространению коррупции, – это задача Минобрнауки, руководства конкретного вуза и студенческого актива.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коррупция в медицине

Коррупция (от лат. corruptio -- порча, подкуп ), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Термин "коррупция" можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки - как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.

Широко распространена Коррупция в США. В 1967--1969 годах в США получило огласку дело сенатора Т. Додда -- председатель сенатской комиссии по внутренней безопасности, уличенного в присвоении 116 тыс. долларов, собранных его сторонниками в штате Коннектикут в фонд его избирательных кампаний. В 1969 в Вашингтоне было сообщено, что сенатор от штата Луизиана Р. Лонг и бывший сенатор от штата Мэриленд Д. Брюстер, получив крупную взятку от строительной компании Фрэнкеля, добились предоставления ей выгодного подряда.

Коррупция как состав преступления предусмотрена в уголовных кодексах многих буржуазных стран, однако, как правило, эти преступления остаются без наказания.

Ни для кого уже не является секретом - тотальная коррупция в нашей стране достигла теоретически недопустимого, критического уровня. Мы заняли "достойное" место в списке самых коррупционных стран мира. Коррупция губит экономику, культуру, социальную сферу, а главное - духовность и нравственность. С другой стороны коррупция является результатом потери нравственности. Несмотря на неоднократно декларированные антикоррупционные кампании, коррупция до сих пор в той или иной мере пронизывает все стороны нашей жизни. Словом "коррупция" в нашей стране давно уже никого не удивить. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие "коррупция" стало привычным и для медицины.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины - это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений. Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Согласно анализу уголовной статистики, проведенному сотрудниками МВД по Ростовской области, 40 процентов случаев коррупции в регионе приходится на сферу здравоохранения. Всего за 2012 год ростовские полицейские зарегистрировали 767 коррупционных преступлений, из них 161 квалифицировалось как взяточничество. В крупном и особо крупном размере ростовчане дали "на лапу" пять раз. По сведениям онлайн-издания "Блокнот", любую медицинскую справку или больничный лист в ростовских детских поликлиниках можно приобрести, заплатив 100 рублей за каждый день нахождения на больничном. В своем отчете полицейские также упомянули, что материалы уголовного дела о махинациях чиновников ростовского Минздрава при закупке томографов направлены в суд. По версии следствия, замминистра здравоохранения Василий Кравченко и глава отдела централизованных закупок областного Минздрава Марина Липова нанесли государству ущерб почти на 120 миллионов рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней. Обогащение за счет здоровья пациентов, поддельные справки, растрата бюджетных средств, выделенных на закупку лекарств нуждающимся, лучшие места в больнице для "блатных", особое отношение к "платным пациентам" и скотское - к "простым смертным", частные клиники, удобно расположившиеся на базе государственных больниц - все это коррупция на крови, самая безбожная из всех видов коррупции.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации.

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил. мошенничество обогащение коррупция медицина

Итак, наиболее распространенные виды взяток:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не "как всем", а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов.

За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений)

За выписку "нужного" рецепта.

За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений.

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, -- за продление нахождения пациента в больнице.

За выдачу "нужных" справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в целом.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения -- от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Последствия коррупции в контексте влияния на безопасность экономических систем.

1. Экономические последствия:

* растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств, снижается уровень финансовой безопасности государства;

* неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;

* растут цены за счет коррупционных "накладных расходов", в итоге страдает потребитель, подрывается экономическая компонента его личной безопасности;

* коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату "помогать" их соблюдать. В результате теряется доверие к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;

* возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой - подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам, в результате страдает экономическая безопасность государства.

2. Социальные последствия:

* отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

* дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти;

* увеличивается социальная напряженность в обществе, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

3. Политические последствия:

* происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;

* снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, что ставит под угрозу любые благие начинания власти;

* падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции;

ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Взятки, вымогательство и другие коррупционные проявления в здравоохранении воспринимаются гражданами наиболее болезненно (по сравнению с другими видами "бытовой коррупции") потому, что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого другие ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде "подношений" врачам за лечение (к этому все уже давно привыкли и относятся может быть даже слишком терпимо), сколько об участившихся в последние годы более опасных получивших распространение коррупционных практик. Одна из них - искусственное создание "дефицита" оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях (начиная с лекарств или банальных анализов), вынуждены ждать их неделями и месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно.

Причем вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество. Особенно кощунственны случаи, когда речь идет о предоставлении медицинских услуг, связанных с жизнью и смертью пациента. Среди медицинских учреждений, где наиболее развиты такого рода коррупционные проявления, особое место занимают наркологические и онкологические диспансеры, родильные дома.

Еще одна опасная тенденция, имеющая коррупционный характер - постепенное превращение лечебных заведений в "торговые", в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины, находящихся в сговоре с поставщиками медикаментов или аптечными сетями. В результате страдает самая незащищенная, малообеспеченная группа граждан, которые еще пользуются услугами городских поликлиник, но из-за низкого качества или искусственного дефицита этих услуг, понуждающего к их оплате, отказываются от них вовсе и переходят на самолечение. Это более 15 миллионов граждан (без учета лечения детей), вытесняемых из сферы бесплатного амбулаторного медицинского обслуживания (причем вытеснение увеличивается с возрастом, и больше для женщин, чем для мужчин). Коррупция в сфере здравоохранения лишает наиболее нуждающихся доступа к базовым медицинским услугам и способствует стремительному распространению лекараственно резистентных форм смертельных заболеваний. Коррупция способствует развитию высоко прибыльного рынка торговли поддельными медицинскими препаратами. Нелегальные платежи обеспечивают беспрепятственность доставки подделок от места их производства до ничего не подозревающего потребителя. Учитывая тот факт, что расходы на приобретение лекарственных препаратов составляют чуть ли не самую значительную часть семейного бюджета, коррупция в фармацевтической индустрии оказывает прямое и болезненное влияние на жизнь людей, борющихся за выживание. Ситуация в фармацевтической отрасли сейчас такова, что расходы на маркетинг и лоббирование значительно обогнали по объемам бюджеты, выделяемые компаниями на создание новых и остро необходимых лекарств, которые могли бы спасти многие жизни в беднейших странах мира. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

5 НОЖЕЙ В СПИНУ КОРРУПЦИИ

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью (напомним, что зарплата украинских медиков -- порядка 1200--1500 грн./мес.).

3. Больничным кассам -- кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет сдавать в налоговую. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно -- использование протоколов лечения (см. "нож" №1).

5. Реформировать фармакологический надзор. Включить в список "рецептурных" препаратов те, которые в больших дозах оказывают наркотический эффект. А также тщательнее контролировать продажу препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты, особенно если они продаются в сети интернет-аптек.

В медицине как никакая другая создает социальное неравенство, разрушает систему государственности, снижает потенциал демографического и экономического развития страны. С юридической точки зрения эти преступления в медицине являются нарушением конституционных прав абсолютного большинства населения стран нашего региона.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Последствия коррупции для экономики и развития государства в целом. Превенция коррупции, оценка и контроль качества государственных услуг. Условия формирования антикоррупционной культуры. Вопросы противодействия коррупции в сфере предпринимательства.

    презентация , добавлен 02.04.2016

    Сущность понятия коррупция. Исторические предпосылки проникновения коррупции в систему госслужбы. Формы коррупционного поведения у госслужащих. Коррупция как условие проникновения организованной преступности в систему государственной службы России.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2007

    Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов, правовая база ее предотвращения. Виды потерь от коррупции, методы противодействия ей. Анализ Федерального закона № 94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2012

    Основания для коррупции в системе государственного управления. Системные дисфункции государственной службы. Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти. Меры борьбы с коррупцией в Федеральной миграционной службе.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2009

    Коррупция как социально-правовое явление. Феномен коррупции и коррупционные преступления с позиций криминологической теории. Определение детерминант коррупции в России. Закономерности проявления коррупции в России на различных этапах истории страны.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Международные акты по вопросам противодействия коррупции в организациях. Опыт России по противодействию коррупции в государственных и муниципальных организациях. Антикоррупционная хартия бизнеса. Малое и среднее предпринимательство в борьбе с коррупцией.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2016

    Коррупция как социально-политическое явление, её причины и последствия в сфере государственного управления. Антикоррупционная политика: мировой и отечественный опыт, приоритетные задачи. Совершенствование системы управления правоохранительной системой.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Виды и формы проявления коррупции, масштабы, специфика и динамика, многообразие подходов к ее исследованию. Экономические условия коррупции, потери от нее, социальные и политические последствия. Низовая коррупция в России, основные сферы ее проявления.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2014

    Коррупция как социальное явление. Социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах государственной власти и её динамика. Причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Исторические аспекты, понятие и виды коррупции. Сложившаяся на сегодняшний день обстановка в РФ по фактам коррупции на уровнях государственных властей и услуг. Законодательная база и дополнительные меры, вводимые государством в противодействие коррупции.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Ульяновский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Реферат

по дисциплине: « Правовое регулирование антикоррупционной деятельности»

на тему « Особенности противодействия коррупции в здравоохранении»

Выполнил: магистрант 2 курса

заочной формы обучения

группы ЮМ-З-15/5

Пархоменко А.А.

Научный руководитель:

Смирнов С.В.

Ульяновск 2017

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно - на государственную службу - стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

«Коррупционная зараза» проникла практически во все отрасли медицины, что признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

За выписку «нужного» рецепта;

За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице.

За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Существенны три специфических стороны данного вопроса в области здравоохранения:

1) характеристики служебной среды;

2) характеристики работников;

3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере здравоохранения.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения - от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Меры по противодействию коррупции в сфере здравоохранения.

Термин экспертиза определяется как анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемое выпуском акта заключения, в отдельных случаях сертификата качества, соответствия.

Антикоррупционная экспертиза проводится не в ходе судебного разбирательства по гражданскому, уголовному делу или делу об административном правонарушении. Минюстом РФ утвержден перечень видов судебных экспертиз, которые выполняются в учреждениях Министерства Юстиции РФ, в этот перечень антикоррупционная экспертиза не входит. С позиции нормативного регулирования относить антикоррупционную экспертизу к одному из видов судебных экспертиз, представляется не совсем верным. Но исходя из общего определения понятия экспертизы и рассмотрения ее с позиции научного познания возможно применение общих положений теории судебной экспертизы для более детального рассмотрения предмета антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения.

Под объектом подобной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы понимается, «то, что противостоит субъекту в его предметной практической и познавательной деятельности», то есть те материалы и объекты, изучая которые, субъект исследования «осуществляет в специфической сфере познавательную деятельность - разрешает задачи конкретных - судебных исследований в области здравоохранения».

По поводу предмета антикоррупционной экспертизы в литературе имеется ряд точек зрения. Согласно одной предметом антикоррупционной экспертизы являются «законодательные и подзаконные акты в области здравоохранения, причем как действующие, так и их проекты».

Необходимо рассматривать предмет антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы, потому что сам термин экспертиза определяется как исследование, завершаемое вынесением заключения.

Поэтому представляется наиболее верным решением признать предмет антикоррупционной экспертизы, как устанавливаемые в ходе проведения экспертом сведения и факты, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии в нормативно-правовом или его проекте коррупциогенных норм, то есть правовых норм, прямо способствующих проявлению коррупции. Эти сведения, факты необходимо установить из анализа проекта нормативно-правового акта или нормативно-правового акта на основе исследования с использованием методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Проблема коррупции является очень острой в нашей стране, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но на недопущение проявления агоспособствующих коррупции факторов.

Для обеспечения социальной поддержки государства в противодействии коррупции необходимо целенаправленное формирование массового правового сознания, согласующегося с культурными особенностями населения и нравственными регуляторами социального поведения. Проблема эффективных мер и механизмов противодействия коррупции менее сложна и многогранна для решения, чем само явление коррупции.

В рамках реализации антикоррупционных мероприятий, органами государственной власти на сегодняшний день уже приняты необходимые шаги, направленные на налаживание комплексной работы по предупреждению коррупции в области здравоохранения, устранению причин и условий, ее порождающих. В регионах основной упор сделан на существенном расширении направлений противодействия коррупции с использованием в этих целях политических, правовых, экономических, организационных, воспитательных и других мер. К ним, в частности, относятся:

Разработка и принятие областного антикоррупционного законодательства в области здравоохранения;

Создание уполномоченного органа по противодействию коррупции, координирующего и направляющего антикоррупционную деятельность в данной сфере деятельности;

Внедрение практики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в здравоохранении.

Однако, несмотря на обоснованность всех предложений и их целесообразность, ряд идей на практике реализуется слабо либо не реализуется вообще. В частности, антикоррупционная пропаганда, которая является, на наш взгляд, неотъемлемой частью эффективного противодействия коррупции, на практике практически не проводится. Подобный недостаток можно устранить следующим образом: необходимо проводить антикоррупционные мероприятия, направленные на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции в области здравоохранения. В этих целях целесообразно задействовать СМИ т.е. систематически публиковать материал об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, на недостаток системы здравоохранения, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина в данной области, субъектов предпринимательской деятельности, а также проведение публичных информационных мероприятий с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции в области здравоохранения, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения в данной области деятельности.

Ещё одним направлением противодействия коррупции стала организация проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и их проектов. Таким образом, правовые и организационные основы для осуществления антикоррупционной экспертизы созданы и уже сегодня успешно внедряются в практику.

Лучшим решением со стороны разработчиков методики и правил явилось бы совмещение этих документов в один документ. Методику проведения экспертизы, в которой были бы определены сроки проведения антикоррупционной экспертизы, раскрывались основные понятия, установлены объекты экспертизы, были отмечены методы проведения экспертного исследования, порядок действий эксперта. А также были бы раскрыты коррупциогенные факторы законодательства. Такой подход представляется наиболее разумным с позиции общей теории судебных экспертиз.

Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции осуществляются поэтапно. О существенных изменениях в положительную сторону говорить пока рано, однако, в регионах, где внедрялись такие меры, наблюдается положительная динамика.

Ещё одним направлением противодействия коррупции является декларирование.

Декларацию по налогу на доходы физических лиц должны сдавать:

Частные нотариусы, адвокаты, детективы, работники системы здравоохранения и другие лица, получавшие в течение отчетного года доходы от частной практики. Кроме того, человек обязан сдать декларацию, если он в отчетном году.

Данный способ борьбы с коррупцией в области здравоохранения на сегодняшний день является одним из наиболее действенных, однако и он не может полностью перекрыть весь поток взяток, поступающий в сферу здравоохранения коррупционным путем.

Существуют дополнительные механизмы борьбы с коррупцией. Для выполнения этих механизмов необходимо:

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью.

3. Предоставить больничным кассам кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет - сдавать в налоговую инспекцию. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно - использование протоколов лечения.

5. Реформировать фармакологический надзор. Включить в список «рецептурных» препаратов те, которые в больших дозах оказывают наркотический эффект. А также тщательнее контролировать продажу препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты, особенно если они продаются в сети интернет-аптек;

6. Установление уголовной ответственности за получение незаконного «вознаграждения», «поборов» медицинскими работниками;

7. Проведение разъяснительных бесед с населением по поводу того, что оказание квалифицированной медицинской помощи входит в обязанности врачей, а «благодарность», как знак внимания в любом виде, может рассматриваться как уголовно-наказуемое деяние (при условии признания врачей субъектами должностных преступлений);

8. Более активное освещение в СМИ судебных процессов над коррупционерами;

9. Улучшение качества работы правоохранительных органов;

10. Максимальное упрощение процесса сообщения о фактах вымогательства взятки со стороны медицинского персонала, например, по средствам размещения в медицинских учреждениях специальных урн для письменных обращений или создания «горячей линии». Например, комитетом здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» в ряде муниципальных учреждений здравоохранения г. Саратова размещены информационные стенды с указанием контактов, на которые пациенты могут сообщить о фактах коррупции, а также вымогательства денежных средств, выдачи листов нетрудоспособности, справок, прохождения диагностических исследований, приема специалиста за плату.

11. Создание специализированного Кодекса об охране здоровья граждан, который бы объединил столь разобщенное законодательство в сфере здравоохранения, ликвидировал бы коллизию норм. Процесс формирования основ отрасли, накопления основных законодательных положений, судебной практики, связанной с их применением должен быть завершен проведением кодификации и унификации законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на сегодняшний день существует достаточное количество механизмов по борьбе с коррупцией. Однако в силу сопротивления встречаемого данными механизмами со стороны коррумпированных структур, многие из них не получают широкого распространения и качественной проработки. На сегодняшний день ведется множество разговоров о новых законопроектах в области антикоррупционных мероприятий, предлагается вносить поправки в уже существующее законодательство, и даже президент озвучивает вопрос о борьбе с коррупцией в здравоохранении, как приоритетный. Тем не менее, на сегодняшний момент данный вопрос остается открытым и подлежит дополнительной разработке.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции»№273-ФЗ. от 25 декабря 2008 г. // С3 РФ. 2008. №52. Ст. 6228.

2. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» №172-ФЗ от 17 июля 2009 г.

4. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Анализ российского законодательства о противодействии коррупции // Актуальные проблемы противодействия преступности в кризисном обществе: сб. ст. междунар. науч.-практич. конф. - Челябинск, 2013 г.

5. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Международно-правовые основы противодействия коррупции // Проблемы права. - М. №4. - 2012 г.

6. Александров В.И. Барабашев А.Г., Стружак Е.П. Коррупция и конфликт интересов // Общественные науки и современность. - Ростов-на-Дону 2012 г. №2.

7. Борков В. Новая редакция норм об ответственности за взяточничество: проблемы применения // Уголовное право. М. 2013 г.

8. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Рязань. Журавль. 2014 г.

9. Васильчиков И.С. Преступления в сфере здравоохранения. Р-н-Д.: Феникс, 2011 г.

10. Дронов Р.В. Механизм нейтрализации коррупции в сфере здравоохранения. - Автореф. дис. докт. юрид. наук. - СПб., 2012 г.