Материалы по фотосъемке и другим темам. Боке - великая сила художественной фотографии

Материалы по фотосъемке и другим темам. Боке - великая сила художественной фотографии
Материалы по фотосъемке и другим темам. Боке - великая сила художественной фотографии

Боке - зона кадра, находящаяся вне фокуса. Объекты, попадающие в зону нерезкости, размываются, благодаря чему они становятся мало узнаваемы, но порой весьма красивы. С помощью боке на снимке можно рисовать целые абстрактные картины. Красивое боке очень ценится во многих жанрах фотографии, а особенно в портрете и натюрморте.

На западе существует даже целое направление фотографии - “Low DOF photography”, то есть “фотография с малой глубиной резкости”. О таких снимках сегодня и пойдет речь.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.4, 1/80 с, 85.0 мм экв.

Какой объектив красивее размывает фон? У какого объектива хорошее боке , а у какого - плохое? В интернете не утихают споры на этот счет. Однако, в конечном итоге это дело вкуса: некоторым нравится размытие одного объектива, другим - второго. Важно лишь иметь в виду, что у различных моделей объективов не только сила, но и характер размытия может существенно различаться. В целом же по выбору объектива для работы с боке можно дать несколько базовых советов.

    Боке объективов с фиксированным фокусным расстоянием лучше, чем у зумов.

    Обычно для работы с боке берутся объективы с фокусным расстоянием от 35 до 200 мм. Более широкоугольные объективы используются редко, так как на них с трудом можно получить достаточно малую глубину резкости для создания боке. Кроме того, широкоугольники редко обладают приятным размытием фона.

    Для работы с боке пользуются светосильной оптикой. В идеале, объективами со светосилой больше 2.8. На них получится сильно и красиво размывать фон.

Под эти критерии идеально подходят портретные фикс-объективы, в том числе “полтинники”: Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor , Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor. Такой объектив станет прекрасным выбором, чтобы попробовать свои силы в работе с боке на фотокамерах с матрицей формата APS-C. К тому же, такие объективы стоят не так уж и дорого.

Я же при работе с полнокадровой камерой Nikon D810 использовал объектив Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor. Эта модель славится своим интересным рисунком. Однако стоит заметить, что объектив довольно старый, и автофокус у него будет работать только на камерах, имеющих “отверточный” привод фокусировки (из современных аппаратов им обладают модели Nikon D7100, Nikon D600, Nikon D610, Nikon D750, Nikon D800, Nikon D800E, Nikon D810). Впрочем, у этого объектива есть и более новая версия, у которой автофокус будет работать на любой камере. Это Nikon AF-S NIKKOR 85MM F/1.4G. Так же хорошо справятся с созданием красивого боке объективы Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor и специально созданный для любительских зеркалок с матрицей APS-C доступный объектив Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor .

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/160 с, 85.0 мм экв.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/125 с, 130.0 мм экв.

Сам по себе выбор хорошего объектива не даст красивый кадр с прекрасным боке. Разумеется, нужно подумать и над выбором объекта съемки, места съемки, освещения и фона. У меня есть несколько практических советов на этот счет:

    Разумеется, фотографировать кадры с боке стоит на улице. Чем дальше фон находится от объекта съемки, тем сильнее будет размытие заднего плана. Если объект съемки и фон будут расположены вплотную друг к другу, вряд ли вы получите сильное размытие. Лучше всего фон от объекта располагать как минимум в нескольких метрах.

    Стоит подумать и над выбором времени съемки, а следовательно и освещения. Самый выразительный свет бывает тогда, когда солнце находится низко над горизонтом, то есть утром или вечером.

    Кадры с боке отлично дополнят огни машин и уличных фонарей. В зоне нерезкости они превратятся в красивые кружочки. Кстати, в канун нового года особенно актуально включать в кадр огни предновогодней иллюминации, коими щедро украшен центр всех крупных городов.

    Не стремитесь полностью размывать фон, снимая с максимально близкого расстояния какие-то мелкие объекты. Так задний план может слишком сильно размыться, стать однородным. Интересно выглядят снимки, где блики и объекты на фоне, будучи не резкими, не теряют свою форму.

    Важно помнить, что помимо боке в кадре должен быть интересный объект съемки. Им может стать симпатичная травинка, листочек, элемент городской инфраструктуры (деталь моста, парапет, почтовый ящик - что угодно). Резкий объект в кадре поможет зрителю окончательно не потерять связь с реальностью, будет являться центром притяжения внимания.

Немного о параметрах съемки. Самым главным условием для получения малой глубины резкости, а следовательно и боке, является открытая диафрагма. Снимайте на открытой диафрагме! Контролировать диафрагму удобнее всего в режиме “А” (приоритет диафрагмы). Все остальные параметры подбираются исходя из съемочной ситуации.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.4, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Снимая с хорошей камерой и объективом с широко открытой апертурой, можно получить замечательную мелкую глубину резкости. Этот эффект часто используется в портретной фотографии. Вы отлично знаете, как он выглядит - прекрасный, мягкий, не сфокусированный фон и при этом резкий субъект. Если на фоне есть источники света, они превращаются в маленькие круги, называемые боке (англ. Bokeh). Их легко достичь на этапе съемки с достаточно хорошим оборудованием. Если у вас нет зеркалки или нужно улучшить уже имеющийся снимок, этот урок поможет достичь эффекта размытого фокуса в Photoshop.

Я покажу вам, как создать мягкий мечтательный фон на примере этой фотографии. У нас уже есть небольшой эффект боке, но я хочу сделать его выразительнее и романтичнее. Обычно он достижим при мелкой глубине резкости, достигаемой широкой апертурой.

Прежде всего нам нужно вырезать пару. После я покажу трюк для избавления от окантовки вокруг краев, которая обычно появляется при размытии фона, а затем мы перейдем к самому эффекту боке.

Шаг 1. Вырезаем субъект

Почему бы не начать с того, чтобы просто вырезать влюбленных инструментом Быстрое выделение . Выберите Быстрое выделение (Quick Select Tool) и проведите мышкой по нужным участкам. Удерживайте нажатой клавишу Alt, чтобы убрать ненужное выделение.

Шаг 2

Выглядит неплохо, но я хочу проверить свое выделение. Нажмите Q, активировав Быструю маску (Quick Mask). Смотрим на упущенные участки. Выглядит очень даже неплохо. Снова нажмите Q, вернувшись в стандартный режим.

Шаг 3

Откройте меню Выделение и маска (Select and Mask). Я добавлю немного сияния для лучшего вида и подчищу выделение. В настройках вывода нужно выбрать Слой-маска (Layer mask).

Примечание переводчика: инструмент Выделение и маска доступен только в новой версии Photoshop CC. В CS6 и младше можно воспользоваться инструментом Уточнить край ( Refine Edge) .

Шаг 4

Пара теперь находится на слое-маске.

Шаг 5

Скройте верхний слой и выберете нижний, чтобы видеть фон целиком. Обычно случается следующая ситуация: если попытаться просто размыть слой, то вокруг субъекта будет видна окантовка. Здесь она выглядит будто сияние или раздвоение. Сразу же нажимайте Отмена и позвольте мне показать лучший способ.

Шаг 6. Готовим фон

Вот как победить эту проблему. С активным фоновым слоем, кликните по миниатюре слоя маски, зажав при этом клавишу Ctrl, чтобы сгенерировать выделение.

Шаг 7

Перейдите в меню Выделение > Модификация > Расширить (Select > Modify > Expand), введите 1 пиксель и нажмите ОК. Таким же образом растушуйте выделение на 1 пиксель. В итоге мы получим более мягкий контур.

Шаг 8

Используйте Заливку с учетом содержимого (Content Aware Fill). Скройте верхний слой, чтобы видеть происходящее.

Нажмите Shift + Backspace , открыв диалоговое окно Заливка (Fill). Убедитесь, что в выпадающем меню выбрано С учетом содержимого (Content Aware), затем кликните ОК. Мы снова получили эффект окантовки, но он не создаст проблем в дальнейшем.

Шаг 9

Снова включите слой. Мы почти на месте.

Шаг 10. Создаем боке

Теперь нам нужен мягкий размытый фон, но также мы хотим подчеркнуть боке на заднем плане. Это придаст отличную романтическую атмосферу. Также появится впечатление, что снимок был сделан с более дорогим объективом.

Убедитесь, что фон выделен, затем перейдите в меню Фильтр > Размытие > Размытие поля (Filter > Blur Gallery > Field Blur).

Мы будем применять этот эффект в Photoshop CC/CS6. Галерея размытия появилась есть начиная с CS6 (если у вас более ранняя версия, просто воспользуйтесь фильтром Размытие при малой глубине резкости (Lens Blur), он создает похожий эффект).

При использовании Размытия поля обычно берут две точки. Нам будет достаточно одной. Прямо сейчас сила размытия около 15 и нам нужно увеличить этот параметр. Для правильного результата нужно будет немного попрактиковаться.

Шаг 11

Начнем с пункта Светлый боке (Light Bokeh). Переместите его вправо, пока не увидите, что появился нужный эффект. Хорошо, у нас получается, но результат пока выглядит не совсем как надо. Поиграйте со слайдером Светлый диапазон (Light Range). Нужно немного ослабить его, поэтому перетяните белый треугольник влево. Также переместите черный указатель вправо, чтобы они оба были почти друг на друге - вот мы получили нужный эффект.

Шаг 12

Давайте увеличим размытие, немного перетяните ползунок, и вы заметите, как возрос размер круглых дисков.

На этом этапе нужно получить правильный баланс, играя со Светлым боке (Light Bokeh), Светлым диапазоном (Light Range) и Размытием (Blur).

Если снова скрыть верхний слой и посмотреть на фон, можно увидеть, каким красивым и бесшовным он стал благодаря Заливке с учетом содержимого. Нет окантовки или чего-то подобного и нам удалось создать идеальный эффект.

Взглянув на результат до и после, становится очевидно насколько романтичнее и мечтательнее стала фотография.

Дорогие друзья, в преддверии праздников мы публикуем советы о том, как создавать волшебные праздничные фотографии с эффектом боке. В комментариях будем ждать ваши фотографии с боке и дополнительные советы.

Многие фотографы применяют эффект боке, фотографируя красочные огни праздника. Если вы выставляете настройки вручную, вы можете расфокусировать объектив для создания подобного эффекта. Этот снимок был снят при выдержке в 1/80, диафрагме F/4, ISO 5600, при приоритете диафрагмы.

Хотите знать, как фотографировать освещение на празднике, чтобы получить даже лучшее боке, чем на фотографиях профессионалов? Лучше всего использовать съёмку в приоритете диафрагмы или вручную установить экспозицию, чтобы проконтролировать диафрагму и выдержку.

Свет как главный объект
Для изображения, где единственным объектом съёмки являются праздничные огни, лучше всего сосредоточится на снимке ёлки или большого скопления фонариков. Если у вас есть штатив, установите камеру на него или поместите фотоаппарат на устойчивую поверхность. Если вы держите Nikon в руках, включите систему стабилизации изображения в объективе, активировав VR.

Используйте широкую диафрагму в f/4 или больше. Если вы снимаете в режиме приоритета диафрагмы, вам понадобится самая маленькая выдержка. Вам также нужно установить убедиться, что экспозиция установлена правильно. Не бойтесь увеличивать ISO. Секрет удивительных снимков мягких разноцветных шаров света в том, чтобы вручную сфокусировать камеру, оставив огни вне фокуса.


Используя только окружающий свет, фотограф смог направить всё внимание на фигурку Санта-Клауса. Игрушка солдата на заднем плане оказывается вне фокуса из-за большого значения отверстия диафрагмы, выставленного фотографом. Это позволяет усилить эффект боке, созданный праздничными огнями. Настройки: выдержка 1/20, диафрагма f/5,7, ISO 640, приоритет диафрагмы .

Свет как фоновый эффект
Для изображения, где вы хотите сохранить эффект боке для фона, настраивайте камеру почти так же. Единственная разница - главным предметом должен стать человек или объект, находящийся близко к камере.

Используя широкую диафрагму и сосредоточившись на главной теме, вы оставите свет на заднем плане вне фокуса. Для более мягкого, сияющего эффекта, переставьте фонари подальше.


Эта фотография является примером того, как фокусироваться на объекте на переднем плане. Свет на заднем плане позволяет создать классический эффект боке, а фон помогает выделить объект съёмки. Настройки: выдержка 1/80, диафрагма f/4, ISO 4500, приоритет диафрагмы.

Статья была переведена с сайта

Очень часто начинающие фотографы сталкиваются с проблемой непонимания специальной терминологии. И очень часто натыкаются на агрессивное поведение более опытных собратьев, которые зачастую ленятся что-либо объяснять. И, например, на простой вопрос: что такое боке , не могут просто ответить, а начинают использовать сложные формулы и непонятные многим термины.
Но ведь все когда-то с чего-то начинали. Сегодня мы поговорим о часто употребляемом, в речи фотографов всего мира, термине боке. Если отойти от точных научных определений, то самое простое для понимания, значение термина боке можно определить, как: художественное размытие фона на фотографии; изображение находящееся не в фокусе; эстетическое качество размытия. Происхождение термина идет из японского языка, где 暈け или ボケ(Боке или Bokeh ) означает — «размывание» или «туман», возможный перевод «размытость» и «нечёткость».

Хотя это трудно оценить, но одни объективы дают более приятный фон вне зон фокусировки, чем другие. Хорошее боке особенно важно для портретных объективов, макро-объективов и иногда телеобъективов, потому что они обычно используют с маленькую глубину резкости. Глубина резкости изображаемого пространства часто обозначается словом — ГРИП. Посмотрите на картинку ниже, значение диафрагмы — играет решающую роль в том, получите вы размытый фон или нет. В любой зеркальной камере можно установить значение диафрагмы, если не знаете как это сделать — посмотрите в инструкции к своему фотоаппарату. Установив к примеру значение на f/1,4 вы получите очень размытый фон, при четком предмете на переднем плане. Именно такое значение установить смогут не все, так как эта возможности зависит напрямую от вашего объектива. Просто выберите минимальное значение из доступных для вашего объектива.

Существуют разные критерии по определению качества боке, но все же тут присутствует очень личностное восприятие. Одному человеку может понравиться боке фотографии, а другой скажет, что такой рисунок боке ему вообще не нравится. Сам рисунок боке напрямую зависит от самой оптической схемы объектива, от лепестков диафрагмы. Причем совсем необязательно, что бы рисунок был из световых кругляшков или многоугольников, боке — это любое размытие фона.

Цена объектива как правило имеет значение, и хороший портретник стоит недешево. Как вариант — обратить свое внимание на советскую оптику. Сегодня используя цифровую зеркальную камеру и старые объективы можно получать очень классные снимки. Главное правильно подобрать переходник.

Как вы уже знаете, боке в фотографии образуется за счет размытия отдельных участков изображения. Лучше всего боке получается при попадании в зону нерезкости источников освещения или отдельных световых пятен.

Красивое боке украшает многие портретные снимки и придает им глубину пространства и атмосферность. Чаще всего боке в портретных снимках появляется на заднем плане при съемке с малой глубиной резкости. Так, размытыми получаются лучи света, проходящие через листву на заднем плане, фонари ночного города вдалеке или блики света на водной глади днем. Все эти небольшие источники света можно превратить в красивое фоновое боке.

Как уже можно догадаться, боке получается, когда эти самые источники света оказывают в расфокусе (т.е. в зоне нерезкости, в зоне размытия). При этом чем меньше глубина резкости на снимке, тем более ярко выраженное боке получится на фотографии. Исходя из всего вышесказанного выделим основные параметры для создания красивого боке на заднем плане:

Оставлять блики (из которых должно получиться боке) в размытии , т.е. наводить резкость по главному объекту в кадре. Если это портрет, то по модели. При этом источники света для боке должны остаться либо далеко позади, либо непосредственно перед объективом, чтобы оказаться в зоне нерезкости.

Максимально увеличить расстояние между точкой фокусировки и бликами, которые должны уйти в размытие. Например, при съемке портрета чем дальше расположены огни ночного города от модели, тем сильнее они уйдут в размытие, и тем более выраженным получится боке на фотографии.

— Использовать светосильную и/или длиннофокусную оптику . Чем сильнее открыта диафрагма и чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем меньше получается глубина резкости на фотографии. Это означает, что объекты в расфокусе будут размываться сильнее. Именно поэтому для получения красивого боке обычно используют объективы со светосилой f1.2-2.8 и фокусным расстоянием 50-200 мм.

Но можно добиться с различными сочетаниями параметров объектива. Так, например, и на объектив 20 мм на диафрагме f2.8 можно получить боке. Или на объектив с фокусным расстоянием 70-200 мм даже при диафрагме f4-f5.6 можно добиться вполне симпатичного боке.

Начинающие фотографы и любители могут поэкспериментировать с боке в фотографии даже используя обычные китовые объективы 18-55 мм или 18-135 мм с диафрагмой f3.5-f5.6. Для того чтобы получить максимальное размытие пятен света на заднем плане выкрутите ваш китовый объектив на максимум (от 55 до 135 мм) и выставьте минимально возможную диафрагму (f4-5.6). Теперь расположите объект, по которому будет наводиться фокус как можно дальше от бликов, которые должны превратиться в боке. Подойдите с фотоаппаратом как можно ближе к снимаемому объекту (насколько позволяет кадрирование и ограничение по минимальному расстоянию фокусировки). Теперь, используя одну , наведите резкость на главный объект съемки и дожмите кнопку спуска. Блики и другие небольшие источники света на заднем плане должны уйти в размытие и превратиться в боке.

Эффектнее всего боке смотрится при размытии ночных огней, потому что ночью любой источник света будет выглядеть контрастнее. Также красиво смотрится боке из цветных огоньков, а вот днем при белом свете цветное боке получить практически невозможно. Днем обычно боке складывается в однородный фон, тогда как вечером и ночью вы можете получить достаточно четкие пятна, которые отделены друг от друга.

Также в фотографии можно выделить целое направление, где боке – не просто размытые пятна света на заднем плане, а полноценный смысловой и композиционный акцент. Некоторые фотографы специально фотографирует только боке, эти цветные пятна круглой формы или в форме многоугольника (зависит от конструкции объектива).

Для того чтобы сфотографировать только боке , можно полностью отключить автофокус и пользоваться ручным кольцом фокусировки. При этом главная цель – не навести резкость (как вы делаете во всех остальных случаях), а наоборот – сделать снимок полностью в расфокусе. Причем подкручивая кольцо фокусировки, следите, как меняется размер и характер боке. Чем сильнее вы уводите снимок в нерезкость, тем больше становятся пятна боке на фотографии, и наоборот.

Сейчас в предновогоднее время можно легко потренироваться фотографировать боке . Наверняка у вас в доме найдется гирлянда с цветными огоньками или где-то в городе вы найдете витрины магазинов и окна домов, украшенных новогодними огоньками. Теперь осталось выбрать самый светосильный и/или длиннофокусный объектив из имеющихся под рукой, максимально открыть диафрагму, переставить объектив в режим MF (мануальной фокусировки) и начать размывать огоньки, подкручивая колесо фокусировки. Лучше всего снимать боке в сумерках или вечером.

Экспериментируйте с композицией и степенью размытия огоньков, чтобы добиться интересного эффекта. Вот, что примерно у вас должно получиться в итоге.

О том, почему образуется боке в фотографии и какое боке бывает, .

Хороших вам снимков!