Максимальная дальность выстрела из пушки. И. М. Кириллов-Губецкий. Дальнобойность артиллерии. Современная артиллерия. История России. Библиотека. Самое большое морское орудие: главный калибр линкора «Ямато»

Максимальная дальность выстрела из пушки. И. М. Кириллов-Губецкий. Дальнобойность артиллерии. Современная артиллерия. История России. Библиотека. Самое большое морское орудие: главный калибр линкора «Ямато»

Карбиды хрома, окиси алюминия или магния и др. используются для получения жаростойких покрытий.
Бинарная диаграмма железо. Карбиды хрома и, в особенности, титана и ниобия (в меньшей степени ванадия и молибдена) отличаются высокой устойчивостью, значительно труднее переходят в раствор аустенита при нагревании. Углерод в железе при наличии хрома повышает способность стали к закалке, уменьшая при этом критическую скорость охлаждения.
Карбиды хрома, входя в состав перлита, предупреждают процесс разложения перлита на графит и феррит. Хром уменьшает склонность чугуна к окислению. Кроме того, при содержании 1 5 % Сг рост чугуна при температуре 800 - 850 С незначителен, а в чугуне с 2 % Сг рост фактически прекращается.
Диаграмма состояния системы хром - углерод. Карбид хрома СгС, существование которого предполагалось в некоторых рабо тах, данным исследованием не обнаружен.
Карбиды хрома, молибдена и вольфрама представляют собой кристаллические вещества, тугоплавкие, очень большой твердости. Карбиды вольфрама почти не уступают по твердости алмазу. Все они устойчивы к химическим реагентам при обычных температурах.
Диаграмма состояния системы хром - углерод. Карбид хрома СгС, существование которого предполагалось в некоторых работах, данным исследованием не обнаружен.
Карбиды хрома растворяют в значительном количестве вольфрам и ванадий. После закалки от 1200 концентрация твердого раствора повышается до 0 7 % С; 7 0 % Сг; 1 1 / 0V H3 0 % W. Количество избыточной карбидной фазы соответственно уменьшается до Wo (см. фиг.
Диаграмма состояния системы хром - углерод. Карбиды хрома нашли весьма широкое применение в технике в связи с тем, что они обладают рядом ценных свойств.
Карбид хрома Сг23С6 устойчив до температуры плавления. Средний коэффициент термического расширения в интервале температур 293 - 1070 К составляет 10 1 10 - 6 м / м-град.
Сталь С. Образцы, обработанные в течение 24 час. в нит-рофторйстовадородном реактиве при 70 С. Потери веса в зависимости от времени отжига при 750 С.
Карбид хрома, имеющий ячейку, очень близкую к треугольной ячейке аустенита, очевидно, способствует, по крайней мере при некоторых условиях, увеличению межкристаллитных образований по сравнению с решеткой одного из двух смежных зерен. Межкристаллитные образования влекут за собой межкристал-литную хрупкость. Для температуры отжига 750 С удлинение при - 196 С уменьшается до минимума при времени отжига приблизительно около 24 час.
Карбиды хрома, молибдена и вольфрама обладают достаточной растворимостью в аустените и меньшей склонностью к коагуляции, причем более высокую красностойкость дают быстрорежущие стали, легированные вольфрамом и молибденом, по сравнению со сталью, легированной только хромом.
Карбиды хрома, молибдена и вольфрама обладают достаточной растворимостью в аустените и меньшей склонностью к коагуляции причем более высокую красностойкость дают быстрорежущие стали, легированные вольфрамом и молибденом, по сравнению со сталью, легированной только хромом.
Зависимость скорости коррозии хромоникелевой стали 18 - 8 с различным содержанием углерода или добавкой титана в кипящем 65 % растворе HNO3 (проба Гюи от температуры отжига. Время отжига 8 ч. Карбид хрома можно определить, предварительно выделив его из стали спиртом, насыщенным хлористым водородом.
Карбиды хрома, хром и железо, сплавляясь, образуют углеродистый феррохром с содержанием до 6 - 8 % С. Для получения малоуглеродистого феррохрома из высокоуглеродистого проводят окислительную плавку в электрич. С окисляется хромистой рудой.
Карбиды хрома и ванадия выявляют методом электролитического травления в слабом водном растворе аммония или гидроксида натрия. При травлении с образованием лунок, которые имеют красно-коричневый цвет, карбид хрома растворяется быстрее, чем карбид ванадия, при травлении которого лунки кажутся неокрашенными.
Свойства карбидов. Карбид хрома Сг3О4 окисляется воздухом при 1095 - 1400 С, не испаряется в высоком вакууме при 1730 С и малолетуч при 2230 С.
Карбиды хрома используют как присадку в твердых сплавах с малым содержанием карбида вольфрама и в жаропрочных и жаростойких сплавах на основе карбида титана.
Карбид хрома - соединение менее устойчивое, чем карбид вольфрама, поэтому обезуглероживание хромовых карбидов и связанное с этим разупрочнение и разрушение поверхности инструмента произойдет с большей интенсивностью.
Карбид хрома, Cr2j3C6, получают карбидизацией хрома в электрической печи или нагреванием металлического хрома в атмосфере окиси углерода.
Карбид хрома, Сг3С2, получают нагреванием хрома или окиси Сг203 с углем в электрической печи.
Карбид хрома и немного цементита (Fe3C) кипятят с водой, при этом происходит реакция: выделяется водород; образуется также жидкий углеводород или иногда уголь.
Начальная область диаграммы состояния сплавов системы хром - углерод.
Карбиды хрома могут присутствовать в сталях и в чистом состоянии и в виде двойных карбидов с вольфрамом или железом, чему обязана высокая твердость хромистых и быстрорежущих сортов стали.
Карбид хрома СгдзСе устойчив до температуры плавления.
Области появления склонности к межкристаллитной коррозии высоколегированных сталей при испытаниях в стандартном растворе длительностью 144 ч. j. Образование карбидов хрома и появление склонности к межкристаллитной коррозии может произойти как у нержавеющих, так и у жаропрочных сталей, часто модифицированных молибденом или другими элементами. Образование карбидов хрома у последних менее выражено, часто бывает завуалировано образованием других фаз (главным образом при большом содержании молибдена) и в большинстве случаев ограничено только температурой - 650 С. Однако положение области появления межкристаллитной коррозии на диаграмме температура - время сенсибилизации определяется не только скоростью образования комплексных карбидов хрома, но и специальных карбидов, так как в большинстве случаев жаропрочные стали бывают стабилизированы.
Влияние содержания углерода на чувствительность хро. моникелевой аустенитной стали к межкристаллитной коррозии, выявленную кипячением в растворе медного купороса и серной кислоты в течение 100 ч после отжига 1000 ч (по Бецну. Выпадение карбидов хрома происходит преимущественно по границам зерен. Карбиды хрома, которые выделяются по границам зерен аустенита, сами по себе не обладают повышенной травимостью, но, поскольку они значительно богаче хромом (до 90 %), чем металлическая основа, их образование связано с собирательной диффузией хрома из близлежащих зон. Эти зоны, которые соответствуют границам зерен, обедняются хромом н перестают быть стойкими протии воздействия определенных агрессивных сред.
Выпадение карбидов хрома начинается при температурах выше 380 С. Однако при отсутствии агрессивной среды пограничные участки зерен металла не разрушаются, вследствие чего компенсаторы выдерживают значительные нагрузки.
Появление карбидов хрома и железа на границах зерен вместо карбидов титана или ниобия и обеднение пограничных зон аусте-нитных зерен хромом в соответствии с так называемой теорией обеднения приводят к появлению склонности к межкристаллит-ной коррозии. Появление карбидов хрома и железа на границах зерен аустенита вместо карбидов титана или ниобия приводит к разупрочнению границ зерен и создает потенциальные возможности для локального разрушения.
Образование карбидов хрома при нагреве в холоднодеформи-рованном материале происходит более равномерно, чем в недеформированной стали, и не только по границам зерен, но и по плоскостям деформации. В результате этого холоднодеформирован-ная сталь 18 - 8 приобретает меньшую склонность к межкристаллит-ной коррозии, чем недеформированная сталь, однако полного иммунитета против этого вида коррозии сталь не приобретает.
Количество карбидов хрома после стабилизирующего отжига определяется разностью между исходным содержанием углерода в стали и пределом растворимости углерода в аустените при. Далее сталь ведет себя как стабилизированная с содержанием углерода, равным указанному пределу растворимости, при условии, что температура нагрева в эксплуатации ниже, чем при стабилизирующем отжиге.
Образование карбидов хрома, обусловленное фазовыми превращениями, происходящими при нагревании или охлаждении стали, протекает на границах зерен. Это приводит к ослаблению связи между зернами и к обеднению пограничных зон хромом до такого содержания, при котором теряется присущая стали коррозионная стойкость; агрессивная среда начинает проникать в глубь металла, в результате чего возникает межкристаллитная коррозия.
Образование карбида хрома в нержавеющих сталях типа 18 - 8 соответствует появлению чувствительности металла к межкристаллитной коррозии. Аналогичные исследования несколько раньше были проведены Мала и Нильсеном и Кинцелем , которые наблюдали под электронным микроскопом образования, выделенные методом электролитического изолирования. Этим методом исследования авторы не смогли выяснить происхождение (меж - или в-нутрикристаллитное) образования; оно было уточнено авторами настоящей статьи благодаря микрофрактографии.
Образование карбидов хрома на границе зерен аустенита происходит в тот момент, когда имеется необходимое количество углерода и хрома, продиффундпроваеших к периферии зерна. При температурах, соответствующих области выпадения карбидов, хром обладает значительно меньшей скоростью диффузии, чем углерод, и к моменту образования карбидов необходимое количество хрома не успевает продиффундировать со всего объема зерна к границе. Это приводит к тому, что в результате образование карбидов происходит за счет обеднения хромом поверхности соседних зерен. Обедненная хромом поверхность зерен будет содержать уже не 18 % хрома, как это требуется для хорошей коррозионной стойкости, а значительно меньше, снижаясь до 12 % и ниже.
Образование карбидов хрома Сг23Св в результате высокого отпуска стали и обеднения твердого раствора у хромом приводит к значительному повышению точки МИ. Стабильность аустенита повышается и с увеличением содержания в стали никеля: температура М при этом снижается до - 196 С и ниже.

Образование карбидов хрома, обусловленное фазовыми превращениями, происходящими при нагреве или охлаждении стали, протекает на границах зерен.
Образованию карбидов хрома способствует непосредственное химическое взаимодействие хрома с углеродом. Повышенное содержание углерода в покрываемом металле создает лучшие условия для образования карбидных зон в диффузионном хромовом покрытии.
Влияние содержания углерода в хроыоникелевой стали на глубину проникновения межкристаллитной корразии (после 1000 часов нагревания и 100 часов кипячения в растворе медного купороса, содержащем серную кислоту. Образование карбидов хрома возможно только при содержании в стали больше 0 02 % углерода. Чем выше содержание углерода в стали, тем более вероятна межкристаллитная коррозия.
Имеются также карбиды хрома и марганца.
Строение молекулы Сг (СО0 / С НЛ. С; карбиды хрома, молибдена, вольфрама очень твердые, кислотоупорные, устойчивы к окислению.
В стали карбиды хрома могут растворяться сравнительно легко.
Если выделяются карбиды хрома, то они располагаются по границам зерен стали, причем пограничные слои зерен обедняются хромом и теряют коррозионную стойкость. При действии на металл агрессивной среды пограничные слои зерен разрушаются и связь между зернами исчезает.
Высокая стойкость карбида хрома против эрозии, а также против действия минеральных и органических кислот и растворов щелочей позволяет изготавливать из него различные изделия, подверженные абразивному и химическому воздействию. Дроссельные пары из карбидо-хромового сплава, работающие на дросселировании медно-аммиачного раствора, органических продуктов, эмульсии и жидкостей, содержащих абразивные частицы при перепаде давлений 200 - 300 кГ / см, имеют срок службы в 10 раз больший, чем дроссельные пары из высококачественных сталей.
С выделением карбидов хрома, которое предшествует образованию а-фазы.
Такие свойства карбида хрома, как высокая твердость при комнатных и высоких температурах, весьма высокое сопротивление окислению, стойкость против абразивного износа и коррозии, обеспечили широкое применение карбидов хром.
Высокая стойкость карбида хрома против эрозии, а также против действия минеральных и органических кислот и растворов щелочей позволяет изготавливать из него различные изделия, подверженные абразивному и химическому воздействию. Дроссельные пары из карбидо-хромового сплава, работающие на дросселировании медно-аммиачного раствора, органических продуктов, эмульсии и жидкостей, содержащих абразивные частицы при перепаде давлений 200 - 300 кГ / смг, имеют срок службы в 10 раз больший, чем дроссельные пары из высококачественных сталей.
Для разделения карбида хрома и бериллида был использован дифференцированный метод отделения кубического карбида хрома от других карбидов 3, основанный на пассивировании карбида хрома перекисью водорода в присутствии соляной кислоты с переводом других карбидов в раствор.
Коррозионная стойкость компактных образцов карбидов хрома.
Коррозионная стойкость карбидов хрома высока в окислительных средах (табл. 4), обеспечивающих установление фкор в пассивной области.

Изобретение может быть использовано в металлургии. Для получения карбида хрома Cr 3 C 2 смесь порошка хрома и сажи механически активируют в центробежной планетарной мельнице при ускорении шаров 25-45 g и соотношении шихта: шаровая загрузка по массе 1:20 в течение 30-40 мин. Затем шихту нагревают при температуре до 1000°C в течение 10 мин в атмосфере инертного газа. Изобретение позволяет получить карбид хрома стехиометрического состава с высокой дисперсностью, снизить потребление энергии, уменьшить время синтеза. 2 з.п. ф-лы, 5 пр.

Изобретение относится к области неорганического синтеза, а именно к получению карбидов хрома, и может найти применение в металлургической промышленности, производстве твердых сплавов, получении наплавочных смесей и сплавов, производстве деталей и инструментов, катализе, абразивной обработке материалов.

Высший карбид хрома Cr 3 C 2 широко применяется в промышленности благодаря таким свойствам, как высокая твердость, прочность, хорошая коррозионно- и износостойкость. Из сплава карбида хрома с никелем изготавливают детали пресс-форм и аппаратов химической промышленности. Карбид хрома применяется как материал для изготовления специальных инструментов с высокой химической стойкостью, в износостойких покрытиях, противостоящих интенсивному абразивному износу, в том числе и при повышенных температурах (до 800°C). Благодаря высокой стойкости по отношению к различным химическим реагентам и стойкости к окислению, карбид хрома используют для изготовления фильтров, деталей насосов, сопел для подачи агрессивных жидкостей и газов. Из-за каталитических свойств карбид Cr 3 C 2 применяется как катализатор в процессах органического синтеза [Алексеев А.Г., Бовкун Г.А., Болгар А.С. Свойства, получение и применение тугоплавких соединений / Справочник под ред. Косолаповой Т.Я. М.: Металлургия, 1986, 928 с.].

Карбид хрома, используемый в твердых и наплавочных сплавах и смесях, производят следующими методами [Косолапова Т.Я. Карбиды. Металлургия, 1968. 300 с.].

Наиболее распространенный и используемый в промышленности метод получения карбида хрома Cr 3 C 2 - взаимодействие оксида хрома с сажей в интервале температур 1400-1600°C, в том числе при постепенном подъеме температуры до 1500°C в течение 30-40 мин и выдержке при этой температуре 1,5-2 ч.

Карбид хрома Cr 3 C 2 может быть получен синтезом из элементов.

Карбид хрома Cr 3 C 2 может быть получен науглероживанием хрома метаном в присутствии водорода при температуре 600-800°C согласно реакции

Cr+H 2 +CH 4 →Cr 3 C 2 +H 2 +(CH),

где символом (CH) обозначены продукты разложения углеводородов.

Разложением карбонила хрома в присутствии водорода при температурах от 250 до 850°C.

В этих случаях образуется грубодисперсный карбид хрома, малопригодный для использования в производстве инструментов и в качестве катализатора. При таких методах, как правило, получается смесь нескольких карбидов хрома.

В качестве прототипа выбран способ получения порошка карбида хрома синтезом из элементов, из смеси хром - углерод при температурах 1400-1800°C в течение длительного времени 20-40 часов в восстановительной атмосфере .

Недостатками известных методов получения (приготовления) являются: большой расход энергии, необходимость применения высоких температур, длительное время синтеза.

Техническим результатом изобретения является разработка способа получения более высокодисперсных карбидов хрома с низким потреблением энергии и малым временем синтеза.

Технический результат получения карбида хрома Cr 3 C 2 достигается механохимической активацией смесей металлического хрома с углеродом и последующим нагревом в среде инертного газа. В качестве источника углерода используют сажу. Шихту предварительно механически активируют в центробежной планетарной мельнице при ускорении шаров 25-45 g и соотношении шихта: шаровая загрузка по массе 1:20 в течение 30-40 мин и нагревают при температуре до 1000°C в течение 10 мин. Механически активированную смесь подвергают термообработке в атмосфере инертного газа при температуре до 1000°C. В качестве инертного газа используют гелий.

Карбидообразование в барабане начинается обрывисто после 30 мин помола, когда прослойки хрома в рулетообразных частицах Cr-C утоняются до длины диффузионного пути углерода в хром.

Для дальнейшего нагрева механоактивированной смеси Cr-С более всего подходят смеси с развитой межфазной поверхностью и тонкими прослойками реагентов (сокращенными путями диффузии), но находящиеся лишь на грани карбидообразования, то есть с неизрасходованным зарядом тепла экзотермических реакций, что достигается при времени помола 30-40 мин. Время помола менее 30 мин не способствует достижению указанного состояния смеси.

При механообработке смеси более 40 мин повышенное карбидообразование в смеси в барабане, то есть более толстые слои образовавшихся карбидов хрома на частицах хрома препятствуют диффузии углерода в хром при дальнейшем нагреве, что способствует повышению температуры нагрева для преодоления этого препятствия.

Технический результат - получен карбид хрома Cr 3 C 2 стехиометрического состава с размерами частиц 213 нм (удельная поверхность 4,7 м 2 /г).

Сущность изобретения иллюстрируется следующими примерами.

В барабан планетарной мельницы загружают 8,67 г Cr и 1,33 г C (сажа). Смесь подвергают механохимической активации в планетарной мельнице ЛАИР-0.015 при частоте вращения барабанов 1828 мин -1 (45 g) в течение 9 мин. Активированную смесь нагревают при температуре до 1000°C в течение 10 мин в атмосфере инертного газа (гелий). По данным рентгенофазового анализа в полученном образце содержатся карбиды хрома Cr 3 C 2 , Cr 7 C 3 и Cr 23 C 6 . Размер частиц 538 нм (удельная поверхность 1,9 м 2 /г).

В барабан планетарной мельницы загружают 8,67 г Cr и 1,33 г C (сажа). Смесь подвергают механохимической активации в планетарной мельнице ЛАИР-0.015 при частоте вращения барабанов 1370 мин -1 (25 g) в течение 27 мин. Активированную смесь нагревают при температуре до 1000°C в течение 10 мин в атмосфере инертного газа (гелий). По данным рентгенофазового анализа в полученном образце содержатся карбиды хрома Cr 3 C 2 , Cr 7 C 3 . Размер частиц 507 нм (удельная поверхность 2,0 м 2 /г).

В барабан планетарной мельницы загружают 8,67 г Cr и 1,33 г C (сажа). Смесь подвергают механохимической активации в планетарной мельнице ЛАИР-0.015 при частоте вращения барабанов 1370 мин -1 (25 g) в течение 30 мин. Активированную смесь нагревают при температуре до 1000°C в течение 10 мин в атмосфере инертного газа (гелий). По данным рентгенофазового анализа в полученном образце содержится карбид хрома Cr 3 C 2 . Размер частиц 357 нм (удельная поверхность 2,8 м 2 /г).

В барабан планетарной мельницы загружают 8,67 г Cr и 1,33 г C (сажа). Смесь подвергают механохимической активации в планетарной мельнице ЛАИР-0.015 при частоте вращения барабанов 1838 мин -1 (45 g) в течение 36 мин. Активированную смесь нагревают при температуре до 1000°C в течение 10 мин в атмосфере инертного газа (гелий). По данным рентгенофазового анализа в полученном образце содержится карбид хрома Cr 3 C 2 . Размер частиц 213 нм (удельная поверхность 4,7 м 2 /г).

В барабан планетарной мельницы загружают 8,67 г Cr и 1,33 г C (сажа). Смесь подвергают механохимической активации в планетарной мельнице ЛАИР-0.015 при частоте вращения барабанов 1370 мин -1 (25 g) в течение 43 мин. Активированную смесь нагревают при температуре до 1000°C в течение 10 мин в атмосфере инертного газа (гелий). По данным рентгенофазового анализа в полученном образце содержатся карбиды хрома Cr 3 C 2 и Cr 7 C 3 . Размер частиц 588 нм (удельная поверхность 1,7 м 2 /г).

1. Способ получения карбида хрома Cr 3 C 2 , включающий механохимическую активацию смесей порошка хрома с сажей и последующее прокаливание активированной смеси в среде инертного газа, отличающийся тем, что шихту предварительно механически активируют в центробежной планетарной мельнице при ускорении шаров 25-45 g и соотношении шихта: шаровая загрузка по массе 1:20 в течение 30-40 мин и нагревают при температуре до 1000°C в течение 10 мин в атмосфере инертного газа.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что механоактивацию проводят в центробежной планетарной мельнице, в которой шары и барабаны футерованы хромом, без избытка сажи для получения карбида хрома стехиометрического состава.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в центробежной планетарной мельнице сначала загружают сажу, измельчают ее в течение 30 мин, затем выгружают и заполняют барабаны мельницы шихтой хрома и сажи стехиометрического состава.

Похожие патенты:

Изобретение относится к области неорганической химии, конкретно к четверному соединению меди, галлия, хрома и селена, которое может найти применение в многофункциональных приборах и схемах, работающих на взаимосвязи магнитного и электрического полей.

Изобретение может быть использовано в области порошковой металлургии. Способ получения карбида титана включает нагрев шихты, состоящей из диоксида титана и порошка нановолокнистого углерода с удельной поверхностью 138…160 м2/г, взятых в массовом соотношении диоксида титана к порошку нановолокнистого углерода 68,5:31,5, при температуре 2250°C.

Изобретение может быть использовано при изготовлении режущего инструмента, при износостойкой наплавке, для получения композиционных электрохимических покрытий и контактного материала, обладающего повышенным сопротивлением эрозионному действию электрической дуги.

Изобретение может быть использовано в химической промышленности. Полимерная композиция включает соединение тугоплавкого металла и углеродоноситель в виде фенолоформальдегидного связующего, взятые в стехиометрическом отношении, и смазку.

Изобретение относится к получению нанодисперсного тугоплавкого карбида тантала, используемого в качестве наполнителя композиционных материалов, керамического теплозащитного покрытия, химически стойкого материала, материала для высокотемпературных керамоматричных композитов, и может быть использовано в области химической промышленности, авиационной и космической техники. Способ получения нанодисперсного тугоплавкого карбида тантала с образованием микросфер карбида тантала, состоящих из агломератов наночастиц, заключается в проведении ступенчатой термотрансформации раствора пентакис-(диметиламид)тантала в тетрадекане в инертной атмосфере в интервале температур 25-250°C, осуществляемой путем нагрева реакционной массы до 160°C в течение часа и от 160°C до 250°C в течение трех часов, с получением тантал-азот-углеродсодержащего предкерамического полимера и его последующей термообработки путем нагрева до температуры 1100°C со скоростью 10°C/мин с выдержкой в инертной атмосфере в течение 3 часов. Технический результат - сокращение стадий процесса, простота аппаратурного оформления, возможность получения укрупненных партий продукта, использование одного компонента в качестве источника тантала и углерода. 1 з.п. ф-лы, 3 ил., 1 табл., 1 пр.

Изобретение может быть использовано в металлургии. Для получения карбида хрома Cr3C2 смесь порошка хрома и сажи механически активируют в центробежной планетарной мельнице при ускорении шаров 25-45 g и соотношении шихта: шаровая загрузка по массе 1:20 в течение 30-40 мин. Затем шихту нагревают при температуре до 1000°C в течение 10 мин в атмосфере инертного газа. Изобретение позволяет получить карбид хрома стехиометрического состава с высокой дисперсностью, снизить потребление энергии, уменьшить время синтеза. 2 з.п. ф-лы, 5 пр.

К карбидообразующим относятся переходные металлы с недостроенной -электронной оболочкой. Чем меньше электронов на оболочке, тем больше сродство к углероду.

В сталях карбидообразующими являются следующие элементы: (элементы перечислены в порядке возрастания их карбидообразующей способности).

При введении в сталь карбидообразующего элемента в небольшом количестве (десятые доли процента; для несильных карбидообразователей образования карбида этого элемента чаще всего не происходит. В этом случае атомы легирующего элемента частично замещают атомы железа в пространственной решетке цементита; образуется легированный цементит, мало отличающийся по свойствам от обычного цементита.

Рис. 3.22. Влияние легирующих элементов на протяженность замкнутой у-области

Карбида марганца не образуется при любых содержаниях марганца.

Формулу легированного цементита записывают обычно как или или в общем виде Последняя формула подчеркивает, что в карбидах цементитного типа на три металлических атома приходится один атом углерода.

Сильные карбидообразователи образуют с углеродом фазы внедрения. При этом чаще всего карбиды имеют формулу МС, т. е. на один металлический атом приходится один атом углерода. При известных условиях и образуют карбиды, более богатые металлом

Фазы внедрения, отличающиеся очень высокой тугоплавкостью, практически нерастворимы в аустените.

Для распада и растворения таких карбидов, как сталь необходимо нагреть до температуры Вследствие нерастворимости фаз внедрения происходит обеднение аустенита углеродом при легировании стали сильными карбидообразователями.

Промежуточное положение по карбидообразующей способности занимает хром, который наиболее широко, по сравнению с другими элементами, используется как легирующая добавка в сталях.

Хром в низко- и среднелегированных сталях (до 10%) образует карбид в высоколегированных сталях образуется более богатый хромом карбид Карбиды хрома могут растворять железо и легирующие элементы стали в значительном количестве, поэтому часто в общем виде формулы этих карбидов записываются как

Хром оказывает влияние на карбидообразование при совместном его введении с молибденом и вольфрамом. При определенном соотношении хрома и молибдена (вольфрама) не образуются фазы внедрения а вместо них появляются сложные карбиды, содержащие хром, молибден (вольфрам) и железо с формулой Карбиды типа в отличие от фаз внедрения, растворимы в аустените, хотя для их растворения требуются еще более высокие температуры и более длительные выдержки, чем для растворения карбидов хрома.

Таким образом, в зависимости от легирующего элемента и его количества в структуре легированных сталей могут встретиться следующие типы карбидов: хорошо растворимые в аустените карбиды типа более трудно растворимые карбиды типов и почти нерастворимые в твердом состоянии карбиды типа МС.

Дешево, надежно и прицельно - благодаря этим качествам классические пушки не только не уступают позиций тактическим ракетным системам, но и по некоторым пунктам их даже переигрывают.

К примеру, заблаговременно обнаружить и сбить летящий снаряд практически невозможно. Но есть еще и . Впрочем, война технологий идет и здесь - конструкторы орудий и боеприпасов сражаются за каждый сантиметр точности и дальности. Россия считается одним из мировых лидеров в части разработки и производства ствольной артиллерии.

Продвинутые баллистические вычислители современных гаубиц учитывают множество параметров: начиная от табличных поправок и заканчивая погодными условиями в стратосфере. О том, почему традиционные артиллерийские «стволы» не собираются отправлять на покой, - в материале РИА Новости.

На этой неделе артиллеристы дислоцированного в Бурятии соединения Восточного военного округа получили новейший радиопеленгационный метеорологический комплекс «Улыбка-М», который позволяет замерять параметры атмосферы на высотах до 40 километров. Полученные данные можно использовать в том числе для корректировки огня дальнобойной ствольной артиллерии.

Дальнее действие

Напомним, сегодня Россия располагает некоторыми артиллерийскими системами, снаряды которых при стрельбе на максимальную дальность могут подниматься на весьма солидную высоту. Фактически часть траектории их полета пролегает уже в верхних слоях стратосферы, где воздух сильно разрежен и его сопротивление минимально. Этот фактор положительно сказывается на дальности стрельбы.

Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция-СВ»

«Если говорить о ствольной артиллерии, то у нас на стратосферные высоты могут выходить снаряды систем «Коалиция-СВ» и «Пион», - рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. - К примеру, у «Пиона» снаряд поднимается до 30–32 километров. Когда стреляют на большие дальности, то учитываются ветра на высотах».

Примечательно, что если дальность стрельбы самоходного артиллерийского 203-миллиметрового орудия 2С7 «Пион» или достигает 47 километров, то перспективная самоходная 152-миллиметровая гаубица «Коалиция-СВ» на испытаниях отправила экспериментальный снаряд на расстояние… 70 километров.

Причем цель была успешно поражена.

На сегодня это непревзойденный огневой рекорд в самоходной артиллерии такого калибра. Приближаясь по возможностям к оперативно-тактическим ракетам, роботизированная скорострельная гаубица идеально подходит для атак на командные пункты противника, подавления средств ПВО и ПРО, нарушения каналов снабжения, разрушения крупных магистралей и контрбатарейной борьбы. Что интересно, с такими характеристиками по дальности она останется недосягаемой для артиллерии противника.

Батарея самоходных артиллерийских установок 2С5 «Гиацинт» во время стрельбы на комплексной тренировке по управлению огнем подразделений 5-й общевойсковой армии Дальневосточного военного округа

Для сравнения: американская самоходка M109 Paladin достает цели активно-реактивным снарядом только на дистанции, не превышающей 30 километров. Предельная дальность стрельбы британской САУ A S90 Braveheart - 40 километров, а французской AMX AuF1T - 35 километров.

Выгодное решение

По оценкам экспертов, адекватной замены классической ствольной артиллерии пока нет и в ближайшем будущем не предвидится. Несмотря на высокую точность и эффективность, современные оперативно-тактические ракетные комплексы, такие как «Точка-У» и «Искандер», слишком сложны в изготовлении и недешевы, чтобы напрямую конкурировать с пушками в условиях развязывания широкомасштабной войны. Да и задачи у них различаются.

«Ракета - это чрезвычайно дорогое изделие. Ее, как правило, применяют по наиболее важным скрытым целям типа крупных командных пунктов, - отмечает Мураховский. - Реактивные системы залпового огня больше подходят для накрытия площадных целей. Это может быть аэродром, радиолокационное поле из нескольких станций, позиции систем ПВО. Что касается артиллерии, то на дальностях, близких к максимальным, она, как правило, стреляет по точечным целям, таким как пусковые установки ракет, склады ядерных боеприпасов и так далее».

Артиллерия Саудовской Аравии обстреливает территорию Йемена. Апрель 2015 года

По его словам, «навороченные» барражирующие боеприпасы и беспилотники хороши только в тех случаях, когда враг не располагает мощными средствами радиоэлектронной борьбы и противовоздушной обороны.

«А вот если столкнешься с хорошо оснащенным технически противником, он быстро вырубит все радиодиапазоны и сигналы GPS-ГЛОНАСС, - уверен эксперт. - Будет очень „весело”. Опять придется доставать топографические карты, таблицы стрельбы, измерять метеоданные по высотам и вспоминать старую добрую артиллерию».

Ствольное высокоточное

Впрочем, российские оружейники на месте не стоят и непрерывно работают над повышением точности пушек и боеприпасов. Их для артустановок создается множество типов, в том числе перспективных, которые пока находятся на стадии опытно-конструкторских работ.

Известны корректируемые снаряды на базе «Краснополя», разработанные для уничтожения укрепленных объектов с одного выстрела. Классический механизм наведения по лазерному лучу требует подсветки цели корректировщиком, находящимся на дистанции прямой видимости.

Кроме того, в боекомплект новых гаубиц планируется ввести корректируемые снаряды с миниатюрными выдвижными аэродинамическими рулями и взрывателем, содержащим ГЛОНАСС-чип.

Принцип коррекции довольно интересен: выстрел производится с превышением дальности и отклонением в сторону, после чего снаряд начинает «подруливать» к цели, координаты которой заложены в чип. Что важно, на стоимость боеприпаса такой взрыватель практически не влияет.

Военнослужащие Российской армии на самоходной артиллерийской установке «Мста-С»

Еще один достаточно новый способ повышения точности и кучности артиллерийского огня - установка на самоходку радиобаллистической станции или, простыми словами, радиолокатора.

Он в режиме реального времени отслеживает летящий снаряд почти на всей траектории и высчитывает координаты точки попадания. Следующий боеприпас отправляется к цели уже с учетом поправки. Эта система полностью автономна - не зависит от спутниковой навигации и может работать даже в условиях глушения сигналов ГЛОНАСС.

Что касается взаимодействия на поле боя, то большинство современных российских самоходок оснащены унифицированным комплектом бортового оборудования и интегрированы в Единую систему управления тактического звена. Она обеспечивает круглосуточный обзор местности, прием цифрового целеуказания, автономный расчет установок стрельбы и автоматическое наведение с корректировкой огня.

Андрей Станавов

Развитие зарубежной ствольной артиллерии с 60-х годов характеризовалось двумя особенностями. С одной стороны, в качестве главного центра разработки и производства артиллерийских систем выступали США и их европейские союзники по блоку НАТО - Великобритания, ФРГ, Италия, в меньшей степени Испания и Франция. Наибольшее распространение получили 155-мм буксируемые гаубицы (БГ) М114, М198 (США), FH-70 (совместная разработка Великобритании, ФРГ и Италии), самоходные гаубицы (СГ) серии М109 (США), MkF3 и GCT (Франция). Подавляющая часть этих образцов, особенно такие системы, как M114, М109, М109А1 и MkF 3, морально устарели уже к началу 80-х годов, что обусловило необходимость проведения их всесторонней модернизации.

Наиболее современные из существующих ствольных артиллерийских систем имеют баллистические характеристики, отвечающие требованиям подписанного странами НАТО соглашения о единой баллистике 155-мм артиллерийских орудий (длина ствола 39 клб, объем зарядной каморы 18 л и т.д.). Максимальная дальность стрельбы из таких систем обычными снарядами составляет около 24 км и активно-реактивными снарядами (АРС) - до 30 км. Однако специалисты считают, что эти характеристики не соответствуют современным требованиям. В начале 90-х годов было принято решение о переходе на новую систему баллистических характеристик (длина ствола 52 клб, объем зарядной каморы 23 л и т.д.), что обеспечило бы увеличение дальности стрельбы и соответственно глубины поражения противника огнем ствольной артиллерии.

С другой стороны, уже в середине 70-х годов на вооружении сухопутных войск некоторых стран, не входящих в НАТО, появились достаточно простые и надежные артиллерийские системы, которые по ряду характеристик, и прежде всего баллистических, превосходили существующие в то время американские и западноевропейские образцы. Характерной их особенностью было использование стволов длиной 45 клб и более, что в зависимости от типа снаряда обеспечивало способность вести огонь на максимальные дальности 30-40 км.

В значительной степени этот технический скачок был инициирован талантливым конструктором Дж. Буллом и его коллегами по возглавляемой им канадской фирме «Спейс рисёрч корпорейшн». В той или иной степени их разработки использовались практически всеми крупнейшими производителями артиллерийского вооружения. Некоторые спроектированные Дж. Буллом наиболее удачные образцы и их более поздние аналоги и на сегодняшний день считаются одними из лучших артиллерийских орудий в мире.

Начало этому процессу было положено в 60-х годах, когда институт космических исследований, руководимый Дж. Буллом, приступил к работам по программе HARP (исследовательский проект по изучению верхних слоев атмосферы), которая финансировалась правительствами США и Канады. Предполагалось разработать метательное устройство пушечного типа с целью вывода небольших спутников на околоземную орбиту. В частности, были созданы три экспериментальных образца «суперпушки», для чего использовались стволы от орудий калибра 406 мм, снятых с американских линейных кораблей периода второй мировой войны. Самая крупная пушка имела ствол длиной около 50 м, который обеспечивал доставку снаряда массой до 2 т па высоту 180 км.

Однако бурное развитие ракетной техники ослабило интерес военных кругов США и Канады к орудиям такого типа, и с 1967 года финансирование программы прекратилось. После этого Дж. Булл организовал уже упоминавшуюся выше «Спейс рисёрч корпорейшн», которая среди прочих решала и задачи, связанные с развитием ствольной артиллерии. В конце 60-х -начале 70-х годов она начала работы по созданию новой артиллерийской системы с повышенной дальностью стрельбы и боеприпасов для нее.

За исключением большого объема зарядной каморы, более глубоких нарезов увеличенной крутизны и удлиненного ствола в остальном конструкция проектируемого орудия являлась традиционной. Разрабатываемый же снаряд не имел аналогов.

Предполагалось, что снаряд улучшенной аэродинамической формы будет иметь, начальную скорость 800 м/с и более, а длину 6 клб. В нем практически отсутствует цилиндрическая часть, вместо центрирующего утолщения сделаны центрирующие выступы, изменена форма ведущего пояска, который имеет повышенную прочность. По мнению специалистов, такие конструктивные улучшения позволяют снизить лобовое сопротивление воздуха, а следовательно, увеличить дальность стрельбы на 12-15 проц. Для снижения донного подсоса могут применяться донные выемки, что обеспечивает приращение дальности стрельбы еще на 5-8 проц. (снаряд ERFB). Использование же донного газогенератора позволяет практически ликвидировать донный подсос и увеличить дальность стрельбы примерно на 15 проц. (снаряд ERFB-BB). В оптимальном варианте суммарный выигрыш к увеличении дальности стрельбы составляет 25-30 проц., однако для этого необходимо увеличить длину ствола, как минимум, до 45 клб. В противном случае не удается получить значительного приращения начальной скорости снаряда.

К основным недостаткам таких снарядов относятся снижение живучести ствола и определенные ограничения на типаж используемых боеприпасов из-за увеличения перегрузок в канале ствола. В настоящее время применяются осколочно-фугасные и кассетные снаряды улучшенной аэродинамической формы.

Первоначально все работы велись в Канаде. Однако в начале 80-х годов из-за серьезных проблем, связанных главным образом с нарушением эмбарго па поставку военной продукции ЮАР, корпорация объявила о своем самороспуске, но в 1982 году была восстановлена в Бельгии. Примерно в этот же период начинается серия активных консультаций с основными фирмами -производителями артиллерийской продукции, в результате чего филиалы корпорации появились в ЮАР, Швейцарии, Испании, Чили и некоторых других странах. Что касается нового орудия, то два образца буксируемых гаубиц были собраны в Канаде, составные части для остальных поставлялись на предприятия австрийской корпорации NORICUM, где осуществлялась их окончательная сборка. Буксируемая 155-мм пушка гаубица, получившая наименование GC-45, имела ствол длиной 45 клб, обеспечивающий максимальную дальность стрельбы снарядами ERFB-BB до 39 км.

Несмотря на то что созданная 155-мм буксируемая пушка-гаубица (БПГ) являлась достаточно удачной системой, специалисты ряда стран считали, что для широкомасштабного производства потребуются некоторые доработки. Представленный корпорацией образец не отвечал веем европейским стандартам для буксируемых артиллерийских систем и не был безупречным с точки зрения эргономических требований. Всего произведено только 12 БПГ GC-45, после чего было принято решение рассматривать ее как базовую модель при создании новых 155-мм орудий с повышенной дальностью стрельбы. Практический опыт корпорации был в дальнейшем использован специалистами Австрии, ЮАР, Испании, Китая и некоторых других стран.

В данной статье вниманию читателя предлагаются как существующие артиллерийские системы с увеличенной длиной ствола (45 клб и более), так и те, которые в ближайшее время (два-три года) могут появиться па вооружении сухопутных войск различных государств при наличии определенных условий.

Австрия . 155-мм буксируемая пушка-гаубица GH N-45 выпускалась австрийской фирмой «Вест-Альпин AG» (позднее NORICUM) с 1979 по 1990 год. В разное время в качестве заказчиков данной продукции выступали такие страны, как Ирак, Иран, Иордания, Ливия, Таиланд. Последние поставки были сделаны в 1990 году в Саудовскую Аравию. Бразильская компания ЭНЖЕСА в начале 90-х годов купила лицензию на производство GH N-45, поэтому в дальнейшем не исключено появление этой системы в сухопутных войсках Бразилии и некоторых других стран. БПГ получила достаточно высокую оценку при использовании в ирано-иракской войне и в боевых действиях иракских вооруженных сил в Персидском заливе. Она представляет собой значительно улучшенный вариант 155-мм артиллерийской системы GC-45. В частности, был реконструирован нижний станок (увеличена прочность и снижена масса), добавлены дополнительные опорные плиты, использован новый досылатель и облегченный уравновешивающий механизм, несколько изменились габариты.

Ствол орудия выполнен из высокопрочной стали, полученной методом электрошлаковой очистки, автофретированный (автофретирование - процесс укрепления внутренних стенок ствола путем создания остаточных напряжений), имеет длину 45 клб. Предусмотрена возможность ведения огня всеми стандартными боеприпасами НАТО. Максимальная дальность стрельбы снарядами ERFB-BB достигает 39,6 км. Живучесть ствола 1500 выстрелов на полных зарядах. Срединные отклонения рассеивания при стрельбе па максимальную дальность составляют 0,35 проц. по дальности и 0,007 но направлению.

Затвор орудия поршневой, снабжен полуавтоматикой, позволяющей вести огонь со скорострельностью 6-7 выстр./мин в течение 15 мин на всех углах возвышения. По утверждению разработчиков, при стрельбе на максимальную дальность с максимальной скорострельностью имеется возможность произвести около десяти выстрелом, прежде чем первый снаряд достигнет цели. Нормальный темп стрельбы 2 выстр./мин.

Максимальная скорость буксировки пушки-гаубицы GHN-45 составляет около 90 км/ч по дорогам с асфальтовым покрытием, 50 км/ч по грунтовым дорогам и 15 км/ч по песку. Для буксировки используется 10-т автомобиль с колесной формулой 6x6.

Кроме традиционного буксируемого варианта, австрийские специалисты разработали образец, снабженный вспомогательной силовой установкой с приводом на колеса. R качестве нее служит четырехцилиндровый двигатель «Порше» мощностью 125 л.с., смонтированный в передней части нижнего станка. Конструкцией орудия предусмотрена возможность использования силовой установки для работы механизмов вертикальной и горизонтальной наводки, опускания основных и вспомогательных опорных плит, а также механизма для подачи боеприпасов на зарядный лоток. Управление движением может осуществляться как со специального пульта, размещенного непосредственно на образце, так и из кабины буксировочного автомобиля. При преодолении труднопроходимых участков местности дополнительно к ходовой части автомобиля может использоваться работающая от собственной силовой установки ходовая часть пушки-гаубицы.

Благодаря наличию вспомогательного двигателя значительно сократилось время перевода орудия из походного положения в боевое и обратно, упростилась сама процедура данной операции (при необходимости можно обойтись двумя номерами расчета), появилась также возможность производить быструю смену огневых позиций своим ходом. Максимальная скорость передвижения 35 км/ч, запас хода по топливу 150 км в условиях передвижения по дорогам с асфальтовым покрытием я 100 км - по пересеченной местности.

Израиль . Израильская фирма «Солтам», используя в качестве базовой модели 155- мм буксируемую пушку-гаубицу М-71 собствен ной разработки, в начале 80-х годов представила новую 155-мм артиллерийскую буксируемую гаубицу мод.845Р, разработанную при участии ряда фирм ЮАР. Главной особенностью системы по сравнению с ранее разрабатываемыми израильской фирмой «Солтам» образцами является использование автофретированного ствола-моноблока длиной 45 клб с зжекторным устройством, что позволяет вести стрельбу снарядами улучшенной аэродинамической формы на максимальную дальность до 39,6 км.

При создании образца использовался лафет ранее разработанной буксируемой гаубицы М-71, в конструкцию которого были внесены некоторые изменения, позволяющие устанавливать на левой станине дизельный двигатель мощностью 80 л. с. с воздушным охлаждением, обеспечивающий автономное передвижение образца на дальностях до 70 км со скоростью 8-17 км/ч. Четыре основных колеса с гидравлическими приводами управляемы. Кроме то-го, вспомогательная силовая установка используется для снятия орудия с колес и установки на опорную платформу, подсоединения станиц к тягачу, развода станин, поднятия сошников, управления краном подъема и подачи снарядов.

Хотя в обычных условиях все эти опера ции производятся от вспомогательной силовой установки, при необходимости привод может осуществляться от отдельного гидравлического электронасоса, для пита ния которого имеются два 12- вольтовых аккумулятора, подзаряжающихся от вспомогательной силовой установки. В аварийных ситуациях для управления этими операциями можно использовать ручной гидронасос.

В остальном конструкция образца во многом является традиционной для систем такого класса. На начало 1994 года БГ мод.845Р находилась в серийном производстве.

В начале 90-х годов фирма «Солтам» представила два новых самоходных образца ствольных артиллерийских систем калибра 155 мм, в которых используется ствол длиной 45 клб, что обеспечивает максимальную дальность стрельбы до 39,6 км.

Самоходная гаубица «Рэскел» (рис. 1), по оценке ряда зарубежных специалистов, была разработана с целью экспорта в страны, в которых использование достаточно тяжелых и громоздких 155-мм артиллерийских систем по ряду причин (географические условия, отсутствие хорошо развитой дорожной сети и т.д.) не представляется возможным.

При создании образца было принято решение обойтись без башни или казематной установки основного вооружения и вернуться к варианту конструкции американских самоходных систем М107 и M110. При этом снизился общий уровень защищенности, но в итоге гаубица оказалась самой легкой (20 т) и самой малогабаритной из существующих 155-мм самоходных систем.

Второй образец гаубицы - «Сламмер» (рис. 2) - разработан на базе модифицированного шасси основного танка «Меркава» (Израиль) с установкой артиллерийской части в полностью бронированной башне. Ствол и противооткатные устройства являются идентичными используемым в буксируемой гаубице мод.845Р. Затвор клинового типа, с полуавтоматикой (предусмотрена возможность автоматической подачи запальных трубок).

Благодаря наличию автомата заряжания для снарядов (подача заряда производится вручную) максимальная скорострельность составляет 9 выстр./мин (первые три выстрела - за 15 с). Для выполнения всех операций требуется только два члена экипажа, все системы имеют ручное дублирование, обеспечивающее скорострельность 4 выстр./мин при наличии трех членов экипажа. Емкость боеукладки составляет 75 выстрелов (могут использоваться все типы 155-мм снарядов). «Сламмер» снабжена комплексом электронной аппаратуры обработки данных для управления процессом заряжания и выполнения навигационных задач, предусмотрена защита от ОМП. По утверждению разработчиков, при необходимости может быть произведена замена ствола длиной 45 клб стволом длиной 52 клб.

Окончательное решение о начале серийного производства зависит от того, какой гаубице («Сламмер» или модернизированный вариант американский М109) будет отдано предпочтение, но в любом случае отмечается значительное превосходство первого образца.

Специалисты фирмы «Солтам» предлагают использовать артиллерийскую часть системы, автомат заряжания для модернизации устаревших СГ М44, М109А2 и A3 американской разработки.

Ирак . Промышленностью были созданы две самоходные артиллерийские системы повышенной баллистики: 155-мм самоходная пушка «Майнун» (рис. 3) и 210-мм самоходное орудие «Эль Фао». Особенностью и той, и другой системы является использование в качестве ходовой части колесного шасси (6 х 6). На момент создания образца это был третий случай отказа от гусеничной базы для артиллерийских систем такого класса (первые два - чехословацкая 152-мм СГ «Дана» и южноафриканская 155-мм СПГ G-6). 210-мм самоходное орудие - единственное в мире орудие такого калибра (артиллерийские системы России не рассматриваются), разработка которого диктовалась необходимостью создания артиллерийской системы, значительно превосходящей по огневой мощи 175-мм СП М107, состоящую на вооружении сухопутных войск Ирана. Впервые оба образца были показаны на выставке оружия в Багдаде в мае 1989 года.

Некоторые зарубежные специалисты утверждают, что, кроме «Спейс рисёрч корпорейшн», в создании новых систем принимали участие испанские специалисты, работавшие над сборкой ходовой части, и французские конструкторы, в сферу ответственности которых входил круг вопросов, связанных с проблемами производства непосредственно самих орудий.

По утверждению западных наблюдателей, Ирак не использовал данные артиллерийские орудия в период военного кризиса в Персидском заливе. Пока отсутствует какая-либо информация о серийном производстве новых систем. Некоторые зарубежные эксперты считают, что все дальнейшие работы по этому направлению заморожены.

Оба образца имеют идентичные ходовые части, место механика-водителя вынесено далеко вперед, двигательная установка размещается за его спиной (используется дизельный двигатель фирмы «Мерседес-Бенц» мощностью 560 л.с.). Такая компоновочная схема обеспечивает достаточно широкий сектор обзора при управлении самоходными орудиями. Отделение механика-водителя изолировано от боевого, где размещается основной экипаж.

Башня смонтирована в задней части корпуса, слева и справа расположены два входных люка, один большой люк для загрузки боеприпасов находится в башне сзади. Для аварийного выхода экипажа предусмотрены два небольших люка в нижней части корпуса. В самоходной гаубице используются шины типа 21.00 XR25, имеется также оборудование автоматического поддержания в них необходимого давления. Дополнительная стабилизация образцов опорными плитами или вспомогательными сошниками, по мнению разработчиков, не нужна.

Обе гаубицы отличаются друг от друга главным образом артиллерийской частью. Система «Майнун» имеет 155-мм ствол длиной 52 клб, оснащенный эжекторным устройством и поперечно-щелевым дульным тормозом, в то время как в качестве основного вооружения системы «Эль Фао» используется 210-мм орудие с длиной ствола 53 клб, также оснащенное эжекторным устройством и двухкамерным однорядным оконным дульным тормозом. В обоих случаях прицел для стрельбы прямой наводкой располагается слева от орудия.

Оба образца были разработаны для стрельбы снарядами ERFB и ERFB-BB (калибр 155 мм), которые в течение продолжительного периода используются в сухопутных войсках Ирака как основа боекомплекта буксируемых пушек-гаубиц GH N-45 и G-5. Тактико-технические характеристики гаубиц «Майнун» и «Эль Фао» приведены в таблице.

Сравнительные характеристики гаубиц «Майнун» и «Эль-Фао»

Характеристики «Майнун» «Эль-Фао»
Колесная формула 6x6 6x6
Боевая масса, кг 43000 48000
Размеры, м: общая длина ширина высота 12 3,5 3,6 15 3,6 3,6
Скорость движения, км/ч: максимальная по пересеченной местности 90 60-70 90 60-70
Длина ствола, м 8,06 11,13
Количество нарезов 48 64
Углы наведения, град.: в горизонтальной плоскости в вертикальной плоскости 0-72 80 0-55 80
Максимальная скорострельность, выстр./мин 4 4
Калибр осколочно-фугасного снаряда, мм 155 210
Начальная скорость, м/с 889-900 992-997
Дальность стрельбы, км 30,2-38,8 45-57,3

Наиболее интересной страницей деятельности «Спейс рисёрч корпорейшн» является история неоконченного проекта «Большой Вавилон» - создания суперпушки, с помощью которой первоначально предполагалось обстреливать территорию Ирана, а затем и израильские города. Автором проекта был Дж. Булл. Длина орудия должна составлять 160 м, а калибр - около 350 мм. Таким образом, спустя почти 30 лет Дж. Булл попытался закончить работы, начатые еще в начале 60-х годов в рамках проекта HARP. По мнению иностранных специалистов, основные проблемы создания суперорудия были решены. Можно было только спорить о его целесообразности, но конечная реализуемость проекта не вызывала сомнений. Во время войны в Персидском заливе авиация сил антииракской коалиции в 200 км от Багдада обнаружила незаконченный образец суперпушки. По-видимому, для полного завершения работ Ираку не хватило ни времени, ни средств.

Испания . В 1985 году испанская фирма СИТЕКСА при активном участии «Спейс рисёрч корпорейшн» начала разработку собственной 155-мм артиллерийской системы с длиной ствола 45 клб. К исследованиям в большей или меньшей степени были привлечены также фирмы Австрии, Китая, Франции и Югославии. Был разработан образец, получивший наименование 155-мм буксируемая пушка-гаубица 155/45 ST (рис. 4), использовать которую предполагалось либо в классическом буксируемом варианте, либо со вспомогательной силовой установкой.

Эта система рассматривается как значительно улучшенная модификация 155-мм БПГ GC-45. При создании образца разработчики исходили из требования внедрения новейших технологий в конструкцию системы, которая вместе с тем должна быть максимально простой. По сравнению с аналогом (GC-45) количество составных элементов было сокращено на 30 проц.

Технологический процесс производства ствола был значительно улучшен, автофретация производилась механическим способом, нехарактерным для артиллерийских систем западной разработки. Кроме того, было решено отказаться от традиционной нарезки постоянной крутизны и использовать советскую практику прогрессивной нарезки (глубина нарезов в этом случае составляет 1,6 мм, что несколько больше, чем у 155-мм стволов арторудий стран НАТО). С учетом применения новых, разработанных специально для создаваемого орудия метательных зарядов живучесть ствола при стрельбе на максимальную дальность повысилась до 3000-4000 выстрелов.

Новый 155-мм автофретированный ствол длиной 45 клб позволяет вести стрельбу как снарядами улучшенной аэродинамической формы ERFB-BB, так и стандартными боеприпасами НАТО. Максимальная дальность при стрельбе осколочно-фугасным снарядом составляет 24 км, снарядом ERFB - 30 км, ERFB-BB - 39,6 км.

Прорабатывались варианты использования двух типов затворов: поршневого и клинового. На данный момент предпочтение отдается клиновому затвору с обтюрацией гильзы, подобному применяемому на 130-мм буксируемой пушке М46 советской разработки и ее лицензионных вариантах. По мнению специалистов, затворы поршневого типа, применяемые на таких 155-мм буксируемых артиллерийских системах, как FH-70, GC-45 и некоторых других, менее надежны при эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях. В качестве основания для данного утверждения рассматривался опыт использования артиллерийских систем как с одним, так и с другим типом затворов во время ведения боевых действий между Ираном и Ираком. В последующем в качестве возможного варианта было предложено орудие с поршневым затвором байонетного типа, если заказчика по каким-либо причинам не удовлетворяет клиновый затвор. Конструкция лафета также претерпела определенные изменения, которые в большей степени коснулись верхнего станка. В частности, была произведена замена уравновешивающего механизма, благодаря чему значительно снижена величина крутящего момента на маховике привода подъемного механизма. Были разработаны новые противооткатные устройства, предусмотрена возможность изменения длины отката в зависимости от угла возвышения орудия.

На новом орудии и задней части люльки установлен досылающий механизм пневматического типа, аналогичный используемому в 155-мм самоходной гаубице М109А2/АЗ американской разработки, а цилиндр со сжатым воздухом крепится на левой станине. Максимальная скорострельность составляет 5 выстр./мин для первых 60 с ведения огня и 2 выстр./мин в течение продолжительного периода времени.

При модернизации нижнего станка были установлены дополнительные сошники для большей стабилизации орудия при ведении огня с рыхлого грунта (песка), улучшена конструкция поворотного механизма и благодаря установке вспомогательного гидравлического привода облегчена процедура разведения станин, что в конечном итоге сократило время перевода из походного положения в боевое (до 4 мин) и несколько улучшило эргономику процесса.

После создания прототипа 155-мм БПГ 155/45 ST специалисты фирмы СИТЕКСА в качестве отдельной разработки предложили вариант нового лафета для 155-мм артсистем, на котором предусмотрена возможность монтирования новых противооткатных устройств и стволов в следующих вариантах: длиной 39 клб с объемом зарядной каморы 18 л; 45 или 52 клб с объемом зарядной каморы 23 л; 50 клб с объемом зарядной каморы 32 л; поршневого затвора с полуавтоматикой.

По утверждению разработчиков, время, необходимое для замены ствола в полевых условиях расчетом из трех человек, не превышает 60 мин. Для того чтобы перестроить противооткатные устройства на нормальное функционирование с новым стволом, требуется не более 5 мин.

Конструкция лафета 155-мм БПГ предусматривает при необходимости установку в передней части нижнего станка вспомогательной силовой установки (дизельный двигатель с воздушным охлаждением мощностью 125 кВт). В этом случае, по мнению специалистов фирмы СИТЕКСА, образец сможет передвигаться с максимальной скоростью 35 км/ч и преодолевать подъемы крутизной до 40°. Кроме того, механизируются процессы разведения и сведения станин, а также опускания опорной платформы.

В настоящее время фирма СИТЕКСА ведет работы по созданию 203,2-мм буксируемой системы, использующей лафет 155-мм БПГ 155/45 ST. При этом разработчиков не смущает тот факт, что США и большинство других стран НАТО рассматривают 203,2-мм орудия как малоперспективные и проводят политику постепенного снятия их с вооружения.

Предполагается, что дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом массой около 88 кг при использовании ствола длиной 45 клб составит 40 км, а для снаряда оптимальной аэродинамической формы с донным газогенератором - 50 км.

На начало 1993 года были созданы три экспериментальных образца, один из которых описывается как механизированная система, способная использовать колесный и гусеничный типы лафета.

(Окончание следует)

Старший лейтенант М.Курылев

«Зарубежное военное обозрение» №3 1994 г.