Литавры музыкальный инструмент. Россия. Древние корни происхождения

Литавры музыкальный инструмент. Россия. Древние корни происхождения
Литавры музыкальный инструмент. Россия. Древние корни происхождения

Представляют обширное семейство барабанов. Это, пожалуй, наиболее известный и распространенный инструмент по всему миру. Еще в детстве мы били в барабан, купленный родителями в игрушечном магазине. Но этот инструмент играет гораздо более важную роль, нежели просто развлечение. Это неизменный атрибут любого оркестра, каким бы маленьким он ни был. Кроме того барабан может даже выступать и как самостоятельный инструмент, предупреждая людей о грозящей им опасности. Его громкий и отрывистый звук слышен отовсюду и поэтому привлекает внимание. Семейство барабанов включает в себя множество представителей. Гатам, дьямба, дарбукка, конга, кика… И это далеко не полный список членов этого семейства. Каких-то представителей мы хорошо знаем, а каких-то впервые встречаем. Литавры, пожалуй, не относятся к незнакомым инструментам. Однако многого мы о них не знаем. Давайте восполним этот пробел вместе с Андреем Пивоваровым.

– это латиноамериканские барабаны. На них всегда играют в паре, поэтому чаще всего их называют не просто литавры, а сдвоенные литавры, что вполне оправданно.

Каждый из двух барабанов имеет каркас и обода. Каркас барабана неглубокий и сделан, как правило, из медных сплавов. Края обода находятся чуть выше ударной поверхности и в этом заключается особенность литавр. Винты, находящиеся на ободах, регулируют степень натяжения перепонки, от чего, как известно, зависит качество звучания. По ударной поверхности литавр принято стучать специальными палочками. Они тонкие и легкие, что порождает такой же легкий звук.

Соединены литавры с помощью стойки. На верхнем конце стойки находятся рупорные колокольчики, которые также принимают участие в порождении звука. Стойка может регулироваться по высоте, подстраиваясь по конкретного музыканта. В этом заключается исключительное удобство этого инструмента.

Литавры отличаются довольно компактными размерами, что значительно облегчает их транспортировку. Это тот инструмент, который сравнительно легко переносить на любые расстояния. Диаметр каждого из барабанов не превышает сорока сантиметров, а глубина не больше двадцати сантиметров. Литавры относятся к группе мембранофонов. Это означает, что инструмент производит звуки благодаря натянутой коже. Музыкант бьет по поверхности палочками, в результате чего получается звук. Высоту и характер звука можно менять, изменяя место нанесения удара по барабанам. Считается, что литавры появились на Кубе, где они чрезвычайно популярны и в наши дни. Это аккомпанирующий инструмент, который используется в танцевальной музыке. Однако история литавр не ограничивается только Латинской Америкой.

В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны в пятнадцатом веке, а с семнадцатого века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались в качестве передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали. Игра на литаврах состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и тремоло. Из одиночных ударов складываются любые самые сложные ритмические построения, с использованием как одной, так и нескольких литавр. Тремоло, которое может достичь огромной частоты и напоминает раскаты грома, также может быть исполнено как на одном, так и на двух инструментах.

На литаврах возможно достичь огромных градаций звука - от едва слышного пианиссимо до оглушительного фортиссимо. Среди особых эффектов - приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна.
Характерное звучание литавр можно услышать в различных музыкальных жанрах: классической музыке, эстраде, джазе.

Музыкальный инструмент: Литавры

Вот дирижер взмахнул палочкой и послышались грозные раскаты грома. Это звучит один из древнейших ударных музыкальных инструментов – литавры. Не надо путать с барабанами, ведь общего у них мало. Литавры имеют более сложную конструкцию и представляют собой корпус из металла в виде котла с натянутым пластиком или кожей, в днище имеется резонаторное отверстие. Причем обычно это система из двух и более котлов.

Еще одно важное отличие литавр от барабанов – это то, что они имеют звуковысотность, то есть на них можно сыграть ноты. Раньше высота звука менялась при помощи винтового механизма, а современные инструменты оснащены педалями, что значительно упрощает процесс настройки. На таких литаврах можно даже исполнить глиссандо.

Историю литавр и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Тембровая окраска у инструмента необычайно широкая – от грозного звучания до еле слышного шороха. При этом влиять на нее можно при помощи палочек, достаточно использовать наконечники разного размера и материала: кожи, дерева, войлока.

Фото :





Интересные факты :

  • Не только флейты бывают пикколо, но и литавры. В отличие от обычных инструментов с диаметром около 74 см, литавры-пикколо меньше 30 см. и исполнитель может играть на них в скрипичном ключе, а не в басовом.
  • Раньше в Европе литавристы и барабанщики имели определенный авторитет, они всегда выступали в начале войска, поэтому должны были отличаться отвагой и мужеством. Для врагов главными трофеями были знамя и литавры, поэтому музыкант шел на все, чтобы не попасться к ним со своим инструментом.
  • К самым древним литаврам можно отнести и огромный бронзовый барабан "Луна Педженга" , которому около 2300 лет, а высота и диаметр 186 см. и 160см. соответственно.


  • Ударники настраивают литавры без палочек, хватает легкого постукивания пальцем, чтоб услышать высоту звука.
  • Инструменты обычно изготовляются из меди, но так же существуют алюминиевые и углепластиковые модели.
  • В оркестровых произведениях используются 2-4 котла, но есть и исключения. Например при исполнении произведения Х.К. Грубера "Charivari" было задействовано 16 литавр.
  • В оркестрах применяются два способа расстановки литавр, немецкий, когда самый большой котел располагается справа, и американский, с противоположной постановкой.
  • Один котел вместе с педалью может весить до 60 кг .

Популярные произведения:

Эллиот Картер - 8 пьес для 4х литавр "Канарские острова"

Франсис Пуленк - Концерт для органа, литавр и струнных

Георг Друшецки - Концерт для шести литавр

История

Первое задокументированное использование литавр было в войсках древних греков и на религиозных ритуалах евреев. Так же известно, что в древней Месопотамии использовали барабаны в форме котлов.

В 1188 году кембро-нормандский летописец Джеральд Уэльский написал "Ирландия пользуется и восхищается только двумя музыкальными инструментами, а именно арфой и литаврами".


Аравийские нагары, прямые предки современных литавр, привезены в континентальная Европу крестоносцами и сарацинами в XIII веке. Эти барабаны были маленькими, с диаметром приблизительно 20-22 см, подвешивались к поясу игрока, и использовались прежде всего для военных церемоний.

В Европе средних веков литавры и трубы стали неотъемлемой частью конницы и в дальнейшем эти музыкальные инструменты вместе развивались и одновременно вошли в состав классического оркестра с 17го века.


Видео: слушать литавры

Тулумбас, инструмент, нугула, нагара, диплипито, нагора, тимпан, тавляк Словарь русских синонимов. литавра сущ., кол во синонимов: 8 диплипито (2) … Словарь синонимов

- (литавры) (от греческого polytaurea), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с одной мембраной. Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.; обычно употребляются 2 и более литавр … Современная энциклопедия

- (литавры) (от греч. polytaurea; итал. мн. ч. timpani нем. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.,… … Большой Энциклопедический словарь

Жен. род музыкального барабана; медный котлища полушаром, затянутый кожей (ослиною, козлиною, телячьею) с винтами или невольками для строя: употребляется попарно. Служил он конного полку пегой (пешей) кобылой под литаврами. Литаврные ноты,… … Толковый словарь Даля

Араб. el thabI, барабан. Род музыкального инструмента. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. литавра (гр. (ро)1у много + taurea барабан) ударный муз. инструмент… … Словарь иностранных слов русского языка

Литавра, литавры (timpani ит., Pauken нем., timbales фр.) ударный инструмент, состоящий из металлического полушария иметаллического обруча с кожей, которая, с помощью винтов, растягиваетсяв большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

литавра - ы, мн. лита/вры, лита/вр, ж. Ударный мембранный музыкальный инструмент, состоящий из двух полушарий, обтянутых кожей. Она любила конный строй, и бранный звон литавр, и клики пред бунчуком и булавой Малороссийского владыки (Пушкин). Этимология:… … Популярный словарь русского языка

- (литавры) (от греч. polytauréa; итал. мн. ч. timpani, нем. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространён с древнейших времён. В состав симфонического оркестра входит с XVII в … Энциклопедический словарь

Литавра - Литавры. ЛИТАВРА (литавры) (от греческого polytaurea), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с одной мембраной. Распространен с древнейших времен. В состав симфонического оркестра входит с 17 в.; обычно употребляются 2 и более литавр … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (вероятно, от позднегреч. polytauréa, от греч. poly много и tauréa барабан) ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. С 17 в. входит в состав оркестров. Котлообразный корпус Л. (из меди, латуни или алюминия) покрыт сверху… … Большая советская энциклопедия

Литавры (timpani ит., Pauken нем., timbales фр.) ударный инструмент, состоящий из металлического полушария и металлического обруча с кожей, которая с помощью винтов растягивается в большей или меньшей степени. Чем более кожа натянута, тем звук… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Многообразие ударных инструментов поражает! Музыкант-ударник - это настоящий человек оркестр, в его арсенале находятся разнообразные барабаны, треугольники, колокольчики, тарелки, литавры и многие другие. Если большая часть инструментов знакома всем, то, что такое литавры, не очень понятно. Существует заблуждение, что это инструмент, похожий на тарелки. Распространено такое выражение как "звон литавр". Так это или нет, постараемся разобраться в этом вопросе.

Классификация ударных инструментов

Ударные инструменты - древнейший первый доступный человечеству. Многообразие форм и звучания позволяет делить их на группы по разным критериям.

По звуковысотности:

  • С определенной высотой звука. Т. е. инструменты, у которых можно точно определить звучащую ноту. К ним относятся, например, ксилофон, металлофон, колокольчики.
  • С неопределенной высотой звука. Точную высоту звука зафиксировать нельзя. К таким инструментам относятся большой и малый барабаны, тарелки, бубен, там-там.

По звукообразованию:

  • Мембранофоны. Инструменты, звук которых получается благодаря натянутой пластиковой или кожаной мембране. Бубен, барабаны, например, относятся именно к этой группе.
  • Идиофоны. Звук издает все тело инструмента. Такими, например, являются треугольник, ксилофон, маримба.

Идиофоны делятся на:

  • Металлические: металлофоны, треугольники, колокольчики.
  • Деревянные: ксилофоны, коробочка.

Удивительно, но к ударным инструментам относится и фортепиано. Ведь в основе звукоизвлечения этого инструмента является удар молоточками по струнам, следовательно, столь распространенный инструмент является ударным.

Что такое литавры с точки зрения классификации? Ответ удивит многих. Инструмент литавра является мембранофоном с определенной высотой звука. Это однозначно развеивает миф о схожести инструмента с тарелками, а также показывает бессмысленность выражения "звон литавр", оно устарело (изначально звон не обязательно ассоциировался с металлом). Сейчас же звенеть может металлический идиофон, но никак не литавры.

Устройство литавры

Как инструмент, она представляет собой чашу, на которую натянута мембрана кожаная или пластиковая. В зависимости от размера, литавры обладают различной высотой, инструмент настраивается на определенный тон.

Нередко используется система, которая включает в себя от 2 до 7 инструментов. Познакомиться со звучанием инструмента можно в данном видео. Именно поэтому слово "литавры" чаще употребляется во множественном числе.

В.Шинстин Тимполеро

К XV веку сформировался современный вид инструмента, образовался постоянный строй. А уже с XVII века литавры стали входить в состав оркестра. Техника игры на инструменте - одиночные удары и тремоло.

Применение инструмента в творчестве композиторов

Что такое литавры для композитора? Это яркий, эффектный инструмент, который нередко подчеркивает особую эффектность момента. Разнообразная динамика от пианиссимо до фортиссимо также предоставляет богатые возможности для сочиняющих музыку. Порой даже встречаются сольные эпизоды для литавр, например, Рихард Штраус написал Бурлеску для фортепиано с оркестром, которая как раз начинается с соло этого удивительного инструмента.

Бурлеска для фортепиано с оркестром, исполняет Денис Мацуев.

Симфония №103 Йозефа Гайдна

Тремоло литавр напоминает раскаты грома. Как правило, звучание ассоциируется с тревогой, которая часто возникает во время грозы.

Одно из самых известных произведений, начинающихся со звучания литавр - лондонская симфония с тремоло литавр Й. Гайдна.

Гениальный композитор, отец симфонии (Й. Гайдн "рекордсмен" в данном жанре. Он написал 104 симфонии, а также именно в творчестве венского классика сформировался этот жанр) создал это гениально произведение, которое выражает глубокий философский смысл.

Тремоло литавр, а также вступление в нижнем регистре олицетворяют мрачное начало жизни человека. Ведь вряд ли у кого-то может быть абсолютно безоблачная, мирная жизнь. Но уже в самом начале симфонии заложена ее идея: каким бы ни был конфликт, его необходимо отстранить, что и происходит с появлением главной партии.

Часть I

Вторая часть симфонии раскрывает идею несколько иначе: она показывает, что жизнь прекрасна в своем многообразии. И, написанная в форме двойных вариаций, в процессе которых загадочная, мрачная и торжественная темы сближаются, она яркое тому подтверждение. Особенно, если учесть, что темы написаны на одной народной основе.

Часть II

Третья часть раскрывает еще одну удивительную грань оптимистического мировоззрения. Неуклюжий, шуточный менуэт показывает, что ко многим ситуациям в жизни можно отнестись с юмором.

Финал симфонии, торжественный и жизнеутверждающий, подводит итог. Он подтверждает, что оптимизм должен восторжествовать, и только по таким принципам нужно жить. Это, безусловно, достойное завершение симфонии с тремоло литавр.

Подведем итог, что такое литавры? Итак, это удивительный инструмент. Он обладает определенной высотой звука, которая создается, благодаря натянутой на чашу мембрану. Он обязательно входит в состав симфонического оркестра, расширяя его возможности для создания уникальных образов.

Литавры – музыкальный инструмент семейства ударных. Состоит из 2-7 чаш, сделанных из металла в форме котла. Открытая часть котлообразных чаш обтягивается кожей, иногда используют пластмассу. Корпус литавры в основном делают из меди, редко применяют серебро и алюминий.

Древние корни происхождения

Литавры древнейший музыкальный инструмент. Их активно использовали во время боевых действий древние греки. У евреев религиозные обряды сопровождались звуками литавры. Барабаны, похожие на котлы встречались и в Месопотамии. «Луна Педженга» — древний бронзовый барабан больших размеров 1,86 метров в высоту и 1,6 в диаметре, можно считать предшественником литавр. Возраст инструмента составляет около 2300 лет.

Считается, что прародителями литавр являются аравийские нагары. Они представляли собой небольшие барабаны, которые использовались во время военных церемоний. Нагары имели диаметр чуть больше 20 см и подвешивались к поясу. В 13 веке этот древнейший инструмент попал в Европу. Предполагается, что его привезли крестоносцы или сарацины.

В Средние века в Европе литавры внешне стали походить на современные, применялись военными, их использовали для управления кавалерией во время боевых действий. В книге «Устройство музыки» Препоториуса, датированной 1619 годом, упоминается этот инструмент под названием «ungeheure Rumpelfasser».

Происходили изменения во внешнем виде литавр. Мембрана, затягивающая одну из сторон корпуса, вначале делалась из кожи, затем стала использоваться пластмасса. Мембрана фиксировалась обручем с винтами, с помощью которых выполнялась настройка инструмента. Инструмент дополнили педалями, нажатием на них давало возможность перестраивать литавры. Во время игры использовали стержни, изготовленные из дерева, тростника, металла с наконечниками, имеющими круглую форму и обтянутые специальным материалом. Кроме этого для наконечников палочек может использоваться дерево, войлок, кожа. Существует немецкий и американский способы расстановки литавр. При немецком варианте большой котел стоит справа, в американском варианте наоборот.

Литавры в истории музыки

Жан–Батист Люлли стал одним из первых композиторов, который ввел литавры в свои произведения. Позднее Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Гектор Берлиоз в своих творениях неоднократно писали партии для литавр. Для исполнения оркестровых произведений чаще всего достаточно 2-4 котла. Уникально произведение Х.К. Грубера «Charivari», для исполнения которого необходимо 16 котлов. Сольные партии встречаются в музыкальных произведениях Рихарда Штрауса.

Инструмент популярен в самых разнообразных жанрах музыки: классической, эстраде, джазе, неофолке.
Самыми известными литавристами принято считать Джеймса Блейдса, Э.А. Галояна, А.В. Иванова, В.М. Снегирева, В.Б. Гришина, Зигфрида Финка.