Лики святости в православной церкви. Лики святых в русской православной церкви причисление к лику святых. Основные отличия католицизма от православия

Лики святости в православной церкви. Лики святых в русской православной церкви причисление к лику святых. Основные отличия католицизма от православия
Лики святости в православной церкви. Лики святых в русской православной церкви причисление к лику святых. Основные отличия католицизма от православия

Как учит Церковь, каждый человек сотворен по образу и подобию Божиему.
Вследствие грехопадения образ Божий в человеке был искажен.

Цель жизни христианина - восстановление в себе образа Божиего, уподобление Богу.

В Новом Завете святыми называются все христиане, соединившиеся с Богом благодатью Святого Духа. Церковь с первых веков своего существования почитает святых. В настоящее время для прославления и почитания почившего человека как святого -причисления к лику святых -требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого - решение Архиерейского собора.

Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей.
Формально можно выделить 10 ликов, т. е. типов святости.

Апостолы

12 учеников Христа, призванных Им лично, около 70-ти Его ближайших последователей и апостол Павел,таинственным образом избранный Спасителем уже после Его Вознесения.Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными.Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета, основателями первых Церквей. Главное свидетельство жизни Христа - Евангелие,было записано апостолами-евангелистами - Матфеем, Лукой, Марком и Иоанном. Евангелистов часто изображают со свитком или книгой - Новым Заветом.

Бессребреники

Христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Обычно к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд. Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.

Благоверные

Цари и князья прославляются в чине благоверных за благочестивую жизнь,дела милосердия,укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах - хитонах.

Мученики

Святые, принявшие смерть за веру во Христа. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками. На Руси традиционно из чина мучеников выделяют чин страстотерпцев - святых, принявших мученическую кончину не во время гонений на веру, их подвиг - в беззлобии и кротости по отношению к своим врагам.ХХ векдал Церкви новый сонм святых - новомучеников. Святые,открыто исповедовавшие свою веру и пострадавшие за это во время гонений, но оставшиеся в живых, называются исповедниками. Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик - монахом. Мученик скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.

Праведные

Миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь. К этому лику также причисляют ветхозаветных патриархов - праотцев. Родители и супруг Богородицы, праведный Иосиф Обручник, тоже относятся к праотцам, но именуются они Богоотцами. К Богоотцам относят и святого пророка и царя Давида. В иконографии нет характерной особенности изображения этого лика.

Преподобные

Монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу».
Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.
ликов святости

Пророки

Пророки сообщали Израилю волю Божию, возвещали избранному народу о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного - Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.

Равноапостольные

Святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов.
В изображении этого лика святых часто присутствует Крест - символ крещения.

Святители

Епископы, прославившиеся своей праведной жизнью и пастырским попечением о своей пастве,хранением Православия от ересей и расколов.
Святителей изображают в полном богослужебном епископском облачении.

Юродивые, блаженные

От старослав.«оуродъ» - «дурак». Добровольно принявшие на себя образ безумных.Христа ради юродивые на словах и своим примером обличали стяжательство. Блаженными также по традиции называют некоторых святых, например, Иеронима Стридонского, Августина, Матрону и других. Блаженные чаще всего изображаются в ветхих одеждах.

Чудотворцы

Формально чудотворцы не являются особым ликом, поскольку даром чудотворения обладали многие святые, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием для канонизации.

Существует множество ситуаций, когда люди обращаются за помощью к святым. Но каждая икона может оказать помощь в разных ситуациях. Молясь избранной иконе, каждый наполняется верой и просит о помощи. Итак, иконы всех Святых: фото и их значение , к какой иконе когда обращаться и значение икон по датам рождения – далее.

Значение икон Святых в молитвенном почитании

Абсолютно все святые могут помочь тем людям, которые обращаются к ним с мольбой. При входе в новый, только что построенный дом, при наличии беды, нужды, можно помолиться главенствующему над всеми ангелами – Архангелу Михаилу.

Еще в Древней Руси для того чтобы улучшить посевы и повысить плодородие молились Иоанну Крестителю .


Если нужно избавиться от стихийного природного бедствия и чтобы власти были добры по отношению к людям, необходимо молиться святому Александру Невскому. Потому что в свое время, он возглавил русские войска для защиты нашего государства.

Желающим избавиться от пьянства и переедания, нужно молиться Святому мученику Вонифатию.

Сберечь домашних животных, добиться семейного благополучия, взять детей под свое покровительство может Святой великомученик Георгий Победоносец.

Тем, кто верует, иконы всех Святых (фото и их значение найдете в статье) помогают во многих неприятностях. Так, например, для сохранения семьи, мира, поддержания добрых отношений среди всех членов семьи, желательно, помолиться Святым мученикам Гурию, Самону и Авиву .

Когда долго сохраняется плохая погода: постоянно идет дождь или, наоборот, засуха, чтобы все изменить к лучшему, нужно помолиться пророку Божиему Илию.

Для исцеления детей и взрослых от тяжело излечимых болезней, а также, если ребенку плохо дается учеба, необходимо обязательно помолиться Иоанну Кронштадтскому.

Семейные люди, которым сопутствуют частые беды и неудачи, должны помолиться Святой блаженной Ксении Петербургской.

При неизлечимых недугах, нужно молиться Святому Николаю , его Бог наделил способностями чудотворных исцелений. Еще он сможет помочь в решении судеб детей.

Такими же почитаемыми святыми считались Святитель Спиридон Тримифунтский и Серафим Саровский, молитвы, к ним обращенные, могли исцелить тяжело больных.

Когда детям не дается учеба, человек ведет себя слишком гордо и не хочет смириться с судьбой, молятся Преподобному Сергию Радонежскому.

При возникших недугах, трудноизлечимых ранах, чтобы исцелиться, с молитвой обращаются к Великомученику врачу Пантелеймону .

Для освобождения от плена и тюрьмы, молятся Святой великомученице Анастасии Узорешительнице.

Людям важно знать обозначение икон всех Святых (фото и их значение), фото икон представлены в статье. Например, для того чтобы был удачным улов рыбы, исцелиться от болезней, обращаются Святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу.
Во всех житейских неприятностях и болезнях всегда поможет, если верить, Блаженная Матрона Московская.

Чтобы успокоиться и перестать грустить, не впадать в депрессивное состояние, уберечься от внезапной смерти, нужно с мольбой обратиться к Святой великомученице Варваре.

Исцелиться от болезней, которые долго не проходят, поможет обращение к Преподобным Сергию и Герману.

Это интересно! Было замечено, когда больные подходили к гробницам Святых, свершались чудеса излечения болезней.

Святых очень много, каждый должен выбрать, тех, кому доверяет. В храме можно приобрести лики святых и молиться им, только тогда они смогут попросить за молящегося у Бога. Молитвы нужно читать утром и вечером. Обратите внимание, .

Иконы всех святых значение по дате рождения

В Православной религии важным считается иметь своего ангела–хранителя, который всегда будет рядом. Он сможет оберегать человека в сложных ситуациях. Подобрать икону с ангелом–хранителем можно по дате рождения. Для правильного выбора подходящей иконы нужно знать, какое имя было дано при крещении. Из общего списка святых необходимо выбрать всех, кого также зовут. А потом подобрать, того, у кого день памяти приближен к дате рождения этого человека.

Значит, тот святой и будет ангелом–хранителем. Выбрать, к каким именно молиться иконам всех Святых (с фото и их значением) по дате рождения, несложно. Облегчает эту задачу и распределение икон по знакам зодиака. Когда будет праздник .

Овнам может помочь решить сложные жизненные ситуации молитва, обращенная к иконе Казанской Божьей Матери.

Тельцам нужно обращаться к Иверской Божьей Матери и Сподручнице грешных.

Близнецы должны дома иметь икону или изображение образа Владимирской Божьей Матери.

Львам в трудных ситуациях просить о помощи Николая Угодника и Илью Пророка.

Девам придут на помощь и излечат от болезней иконы Неопалимая купина, Страстная.

Весам станут оберегами иконы Неопалимая купина, Почаевская Божья Матерь.

Скорпионам иконами– заступницами станут Скоропослушница и Иерусалимская Божья Матерь.

Стрельцы должны приобрести иконы Тихвинской Божьей Матери и Николая Угодника.

Козерогам поможет исцелиться и решить все сложные ситуация « Державная» икона.

Водолеям понадобится Владимирская Божья Матерь и Неопалимая купина.

Рыбам не обойтись без помощи Иверской Божьей Матери.

Сильнейшим «оружием» в борьбе с бедами и недугами считаются Иконы всех Святых (фото и их значение представлены в статье). Важно помнить, что как только человек появляется на свет, Господь Бог дарит ему ангела–хранителя, который оберегает его всю жизнь от разных бед, соблазнов, совершения грехов, оберегает от смерти. Обращение к иконам не только исцеляет и избавляет от бед, но и дарует покой и успокоение.

Обсуждение (3)

    Хочу сказать слова благодарности человеку, который составлял эту статью. Икон очень много и, если не ходишь в храм постоянно каждый день, нет бабушки, которая тебе передаст такие знания, то самостоятельно разобраться достаточно сложно. Поэтому эту статью сохраню себе в закладки и буду постепенно читать о каждой иконе, о ее истории, о святом, кого о чем просить. Эти знания потихоньку прививаю и своим детками, чтобы фото и значение икон всех святых у православных верующих было всегда перед глазами и не приходилось в храме краснеть из-за того, что не знаешь какого-то святого…

    ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ.., — БОГ, — СУДЬЯ ЖИВЫХ И МЁРТВЫХ..!

    ИДОЛОПОКЛОНСТВО — (ПОКЛОНЕНИЕ.., — ИКОНАМ, МОЩАМ И ДРУГИМ

    СВЯТЫНЯМ ЯЗЫЧЕСКИМ …), ТАКОЙ ЖЕ, — СМЕРТОНОСНЫЙ ГРЕХ —

    ТАКАЯ ЖЕ МЕРЗОСТЬ ПРЕД БОГОМ, КАК И ГОМОСЕКСУАЛИЗМ,
    И НАКАЗУЕТСЯ.., — СМЕРТЬЮ..!

    ЧЕМУ.., — ВЕРНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ, — ПРИ ПИСАНИИ, ГОСПОДЬ.., —

    БОГ, — ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ГРЯДУЩЕЕ..!

    Ибо.., — так говорит Господь..!

    «Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной,

    ТО ОБА ОНИ СДЕЛАЛИ МЕРЗОСТЬ..!

    Да будут преданы смерти, кровь их на них»..,говорит

    Господь..!

    (Левит 20:13).

    «ИДОЛОПОКЛОННИК.., — часть дерева сожигает в огне, другою

    частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также

    греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь».

    А из остатков от того делает.., — идола своего, поклоняется

    ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси

    меня,исцели меня»..!

    (Ис.44:12-21).

    «Не знают и не разумеют они — (идолопоклонники…)!

    И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько

    знания и смысла, чтобы сказать:

    «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб,

    изжарил мясо и съел; а из остатка его,

    СДЕЛАЮ ЛИ Я МЕРЗОСТЬ»..?

    «Все они — (идолопоклонники…),будут постыжены и

    посрамлены, — вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие

    идолов»..!

    (Ис.44:18-21).

    «Невежды те, которые носят деревянного своего идола, —

    который не спасает в день суда над беззаконием» ..,говорит

    Господь..!

    (Ис.45:20-25).

    НЕПОРАЖАЛ ЛИ Я.., — ОТЦОВ ВАШИХ, — ЗА МЕРЗОСТЬ СИЮ — ЗА

    ПОКЛОНЕНИЕ ИДОЛАМ — ЗА ОСКВЕРНЕНИЕ СВЯТЫНИ..!

    Ибо НЕ СКАЗАНО..,(В СВЯЩЕННОМ - БИБЛЕЙСКОМ.., - КАНОНЕ -

    ЗАКОНЕ, - ПО КОТОРОМУ.., - ГОСПОДЬ, - БОГ, СУДЬЯ ЖИВЫХ И

    МЁРТВЫХ, - СУДИТ ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ — Лука.16,19 — 31…),

    НЕ СКАЗАНО..,

    » СВЯТЫЕ ИКОНЫ » , «СВЯТЫЕ МОЩИ «,

    том числе..,»Не делай себе кумира и никакого изображения..,

    — не поклоняйся им и не служи им» не убивай «, » не кради

    «..,говорит Господь.. , и др…), СВЯТА

    и ПРАВЕДНА и ДОБРА» ..!

    ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ.., — БОГ, — ГАРАНТ, ЗАКОНА ЖИЗНИ НА

    ЗЕМЛ — Лука.16,19 — (29…) — 31..!

    ЗАКОН.., - ГОСПОДА, - БОГА, ТВОРЦА, - ВСЕГО СУЩЕГО, -

    ЕСТЬ.. , - И..С..Т..И..Н..Н..А..Я.., - СВЯТЫНЯ БОЖИЯ..!

    А в законе.., — ясно сказано..!

    «Я Господь, Бог твой.., — да не будет у тебя других богов

    перед лицем Моим..!

    Не делай себе кумира и никакого изображения.., — не

    поклоняйся им и не служи им..,говорит Господь..!

    Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого

    изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или

    женщину..!

    (Втор.4:15-17).

    Кумиры богов.., — сожгите огнем; не пожелай взять себе

    серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя

    сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего;

    и не вноси мерзости — (ИДОЛОВ…),в дом твой, дабы не

    подпасть заклятию, отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это

    заклятое»..!

    (Втор.7:25,26).

    «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов

    наказывающий детей»..!

    (Втор.5:6-12).

    «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва -

    мерзость»..!

    (Притчи 28:9).

    НО,НЕ ВНЯЛИ ДЕТИ.., — СУДАМ,КОТОРЫМИ Я, — ПОРАЖАЛ ОТЦОВ ИХ

    НО ВНЕМАЯ ЛУКАВОМУ — (ЛЖЕПРОРОКАМ ИЗ.., — РПЦ МП, —

    ПУТЯМИ ПОГИБЕЛИ..!

    «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет

    слепого, то оба упадут в яму»..!

    (Матф.15:14).

    И за сии то.., — мерзости — за поклонение идолам — (иконам,

    мощам и другим святыням …),языческим, — поражал Я отцов

    ваших и вас буду поражать..,говорит Господь..!

    «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа

    верно, умудряет простых.

    Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа

    светла, просвещает очи.

    Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина,

    все праведны;

    они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще

    меда и капель сота;

    и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая

    награда»..!

    А потому.., – всякое, (ИНОЕ…), слово или дело

    противоречащие, –

    ИСТИННОЙ СВЯТЫНЕ, ЕСТЬ.., – ОСКВЕРНЕНИЕ, – СВЯТЫНИ

    И ВСЯКИЙ ЗАКОН.. , – ВОПРЕКИ ГОСПОДУ, – ЕСТЬ БЕЗЗАКОНИЕ

    ПРЕД БОГОМ..!

    И ВСЯКИЙ СУД.. ,

    – ВОПРЕКИ ГОСПОДУ, – ЕСТЬ САМОСУД ПРЕД БОГОМ..!

    ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!

    ИЗГНАЛИ.., — ПРОРОКОВ МОИХ ИЗ СОБРАНИЙ СВОИХ, — ИМЕНУЮЩИЕ

    СЕБЯ, ИМЕНЕМ МОИМ …ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!

    НО,ЕСЛИ ТЫ.., - ВОСТАЛ ПРОТИВ БОГА - (СОТВОРИВШЕГО.., -

    НЕБО И ЗЕМЛЮ И ВСЁ, - ЧТО НАПОЛНЯЕТ ИХ…),

    И ПРОВОЗГЛАСИЛ СЕБЯ, - «ЦИВИЛИЗОВАННЫМ».., «СВЕТСКИМ - (

    САТАНИНСКИМ, - НЕ ПРИЗНАЮЩИМ, - БОЖИИ ЗАКОНЫ И

    СУДЫ…),ГОСУДАРСТВОМ, -

    И НАПИСАЛ СВОИ - (САТАНИНСКИЕ - ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ, - СВЯТЫНЕ

    БОЖИЕЙ…), -
    ЗАКОНЫ И СУДЫ …)!

    ЭТО.., - ВОВСЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО БОЖИИ ЗАКОНЫ И СУДЫ, -

    УТРАТИЛИ ВЛАСТЬ НАД МИРОМ..!

    ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО, ТЫ, ОБРЁЛ ПРОКЛЯТИЕ.., - ВТОР.28,15 -

    68.., И…),У ТЕБЯ, - ВПЕРЕДИ.., - БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ..!

    ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!

    ИБО, НЕ ВНЯЛИ ДЕТИ.., — СУДАМ,КОТОРЫМИ Я, — ПОРАЖАЛ ОТЦОВ

    ИХ,НО ВНЕМАЯ ЛУКАВОМУ — (ЛЖЕПРОРОКАМ ИЗ.., — РПЦ МП, —

    РЕЛИГИИ ИЗВРАТИВШЕЙ УЧЕНИЕ ХРИСТОВО…),ИДУТ ПУТЯМИ ОТЦОВ, —

    ПУТЯМИ ПОГИБЕЛИ..!

    Ведь даже.., — те — (Гундяй — БЕЗБОЖНИК.., — глава РПЦ

    МП…),кто, — научает тебя идолопоклонству — (

    поклонениюиконам и мощам…), — беззаконию пред Богом, сам не

    верует.., — в, (Божественную…),силу, — икон — (в пустое

    дерево…), и других, — святынь языческих..!

    А потому.., — охраняют Гундяя — (Кирилла…), — БЕЗБОЖНИКА

    , — не иконы или мощи, но хорошо обученная охрана..!

    Да и лечат.., — Гундяя — БЕЗБОЖНИКА, не иконы и мощи, —

    но лучшие врачи..!

    ИДОЛОПОКЛОННИКИ ИЗ РПЦ МП.., — ТОРГУЮТ СВЯТЫНЯМИ СВОИМИ, —

    КАК ТОВАРОМ И РЕВНУЮТ ПО СВЯТЫНЯМ СВОИМ, ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА,

    — ЗА ЭТО НЕ ГОНЯТ..!

    При коммунистах.., — которые, — разрушали храмы, сжигали

    иконы, убивали священников, — идолослужители из РПЦ МП,

    помалкивали..!

    Но как только сменилась власть в России идолослужители из РПЦ

    МП взревновали о святынях своих стали ругать большевиков и

    призывают власть «сажать» или убивать, — всех, (кто по их

    мнению…),оскверняет их святыни — (ничего общего не имеющих

    с ИСТИННОЙ святыней Божией..,говорит Господь…)!

    Ибо НЕ СКАЗАНО В ЗАКОНЕ..,

    » СВЯТЫЕ ИКОНЫ » , «СВЯТЫЕ МОЩИ «..!

    НО, СКАЗАНО.., «ЗАКОН - (КАНОН…) , - СВЯТ и ЗАПОВЕДЬ, (в

    том числе..,» Почитай отца твоего и матерь твою,чтобы хорошо

    тебе было на земле..,
    говорит Господь.., — Втор.5:16…), СВЯТА

    и ПРАВЕДНА и ДОБРА» ..!

    Разве.., — не Гундяй — (Кирилл…), БЕЗБОЖНИК, открыто, —

    пред Богом, небом и землёю и живущими на земле, оскверняя

    ИСТИННУЮ свяиыню — заповедь » Почитай отца твоего и матерь

    твою», назвал предков славян..,

    «А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на

    непонятном языке, это люди второго сорта, это почти

    звери»..,заявил Гундяй — БЕЗБОЖНИК..!

    Но, кто.., — как не Гундяй — БЕЗБОЖНИК, — обязан знать,

    что славяне, это такие же потомки богоугодника — Ноя

    (обретшего, — благодать пред Богом.., — Быт.6,8…),

    и его детей,(благословленных, — Богом.., — Быт.9,1…)как

    например, — евреи или арабы..!

    «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и

    размножайтесь, и наполняйте землю»..!

    «Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их.
    От них распространились народы по земле после потопа»..!

    Разве, Гундяй — БЕЗБОЖНИК.., — об этом не знает..!?

    И ты знаешь.., — что лицемер и лжец Гундяй — БЕЗБОЖНИК, —

    оскверняет ИСТИННУЮ святыню — глумится над памятью твоих

    предков..!

    И не смотря ни на что,ты — (называющий себя, — почитателем

    ИСТИННЫХ святынь…), по прежнему, — зло — (РПЦ МП.., —

    религию извратившую учение Христово, — ввергающих тебя в

    неповиновение Богу, научая идолопоклонству …), называешь,

    — добром..!

    А добро — (мудрецов и пророков Божиих, — обличающих

    идолослужителей из РПЦ МП…), злом..!

    ТЕМ БОЛЬШЕЕ..,- ПОНЕСЁШЬ ОСУЖДЕНИЕ..,ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!

    Барану.., — тоже, всё равно, кто и что, говорит о его

    предках..!

    Барану.., — главное, — поесть, поспать и произвести на

    свет, таких же баранов как и сам, — пока ему голову не

    отрежут..!

    А потому.., — евреи и арабы, почитающие отцов своих, — не

    позволяющие нечестивцам — ЛЖЕПРОРОКАМ, глумится над памятью

    отцов своих.., — плодятся и размножаются и наполняют землю

    А славяне, позволяющие.., — нечестивцам из РПЦ МП, —

    осквернять святыню — глумиться над мятью отцов.., — ВЫМИРАЮТ

    И БУДУТ ВЫМИРАТЬ, — ПОКА ЗЛО — (РПЦ МП — ГУНДЯЯ —

    БЕЗБОЖНИКА — ИЗВРАТИТЕЛЯ УЧЕНИЯ ХРИСТОВА…), ПОЧИТАЮТ

    Ибо святыня Божия — заповедь..,»Почитай отца твоего и матерь

    твою», с обетованием,..,» чтобы продлились дни твои, и

    хорошо тебе было на земле»

    (Втор.5:16,17).

    ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!

    Горе.., — человеку — (народу, государству и болие

    того…),который, — зло — (нечестивца, — Гундяя —

    БЕЗБОЖНИКА …), называет, — добром — (своим.., — пастырем

    Наставником, учителем…)!

    Я.., — ГОСПОДЬ, — БОГ — РЕВНИТЕЛЬ, — ПРОКЛЯЛ, БЛАГОСЛОВЕНИЕ

    БЛУДНИЦЫ — (ПРОДАЖНОЙ — РПЦ МП, — РЕЛИГИИ…)!

    И КАЖДЫЙ.., — ПРИХОДЯЩИЙ К НЕЙ, — ЗА БЛАГОСЛОВЕНИЕМ,

    ОБРЕТАЕТ ПРОКЛЯТИЕ..,ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!

    И ПРОКЛЯТИЕ.., — РАЗРУШИТ ИДОЛОПОКЛОННИКА — (ВНЕМАЮЩЕГО

    БЕЗЗАКОНИЮ…), ДО ОСНОВАНИЯ, — ЗАТО, ЧТО НЕ СЛУШАЛ

    ВСЕВЫШНЕГО И НЕ УЧИЛСЯ СУДАМ БОЖИИ..!

    А ПОТОМУ.., — ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ, — «Берегитесь лжепророков,

    которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки

    По плодам их узнаете их»..,говорит Господь..!

    (Матф.7:15-24).

    «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий

    правды — (возлюбивший.., — беззаконие — идолопоклонство,-

    нарушающий заповеди Божии…), не есть от Бога, — равно и не

    любящий брата своего»..!

    (1Иоан.3:10-13)

    А «Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим

    Бога и соблюдаем заповеди Его.

    Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его;

    и заповеди Его нетяжки»..!

    (1Иоан.5:2-4)

    «СОБЛЮДАЙТЕ ЗАПОВЕДИ ЖИЗНИ, — ОТ СОТВОРЕНИЯ РЕЧЕННЫЕ..!

    И, Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого

    образа, когда говорил к вам Господь,

    дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний,

    изображений какого либо кумира, представляющих мужчину или

    женщину»..!

    (Втор.4:15-17).

    «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто

    сознается и оставляет их, тот будет помилован»..!

    (Притчи 28:13).

    А ЕСЛИ НЕ ТАК.., — КРОВЬ ВАША НА ВАС.., ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!

    НО, ОБМАНУТЫМ БОГ.., — СУДЬЯ — ИХ,(ЕСЛИ НЕ ПОКАЮТСЯ В

    БЕЗЗАКОНИИ В ИДОЛОПОКЛОНСТВЕ…), ОЖИДАЕТ, — ЧИСТИЛИЩЕ,

    (ДАБЫ УЗРЕЛИ ОНИ, — ТЩЕТНОСТЬ УПОВАНИЯ НА ИДОЛОВ…), А

    ОБМАНЩИК — (ЛУКАВЫЙ — РПЦ МП.., — БОГОПРОТИВНАЯ РЕЛИГИЯ, —

    ИЗВРАТИВШАЯ ПРАВДУ БОЖИЮ…), УЖЕ ОСУЖДЕН, — В ГЕЕННУ

    ОГНЕННУЮ, ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ..!

    ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ.., — Бог, — во — истину, Законодатель и

    Судья живых и мёртвых — («за вину отцов наказывающий

    детей».., —
    Втор.5:8-10)..!

    Здравствуйте. Меня интересует возможность размещения ссылки на этой странице, окруженного небольшим текстом, которая ведет на наш сайт. Просьба назвать свою цену за размещение на месяц.05,11,17

В Православной церкви есть различные категории, если можно так выразиться, которые относятся к одному общему понятию лика святости. Обычному человеку, который только недавно пришел в Церковь, будет немного непонятно, почему один — святой мученик, другой — страстотерпец и т.д. Причисление к Лику Святых происходит при канонизации или в зависимости от трудов при жизни. Помочь разобраться с этим вопросом может существующий сводный список святости.

Христиане почитают своих святых с очень древних времен. Первоначально этот культ распространялся на апостолов и мучеников, святых ветхозаветных пророков и праотцов. В этот же период складывалось почитание как святителей предстоятелей сначала местных церквей, а затем уже образовался общецерковный культ. Историческое развитие в дальнейшем приводит и к образованию других рангов святых, почитание которых вошло органически в общий культ.

Апостолы

Все началось с ближайших учеников Иисуса Христа — апостолов, которых Он послал проповедовать христианскую веру, после того как сошел на них Святой дух. Сначала их было двенадцать, но потом Иисус избрал еще семьдесят. Два апостола Петр и Павел больше других потрудились за веру, и поэтому их стали называть первоверховными. А вот четырех апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна называются Евангелистами, так как они написали Святое Евангелие.

Праотцы

Ветхозаветные Лики Святых, почитающиеся Церковью как исполнители Божьей воли до новозаветной эпохи, называются праотцами. К ним относятся родители Богородицы праведные Боготцы Иоаким и Анна и обручник Богородицы праведный Иосиф.

Пророки

Ветхозаветные Лики Святых, предрекавшие приход Иисуса Христа и провозвестников Божьей воли, называются пророками. К ним относятся ветхозаветные патриарх Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и Иоанн Креститель — последний пророк.

Равноапостольные

Лики Святых, обращавших в истинную веру через благовествование Евангелия, называются равноапостольными. Так обращаются к Марии Магдалине, святому императору Константину и его матери Елене, славянам-просветителям Кириллу и Мефодию, святой княгине Ольге, святому князю Владимиру, крестившему Русь.

Святители

Святые, стяжавшие святость в архиерейском служении, достойно осуществлявшие Промысел Божий в достижении Царства Небесного, прославившиеся беспорочной жизнью и праведной кончиной, называются святителями. В их числе Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец. Первым русским святителем стал третий епископ Ростовский св. Леонтий (1077 г.).

Апостол Павел писал, что с помощью Святого Духа иному дается слово мудрости, иному слово знания, иному вера, иному чудотворения, иному пророчества, иному дары исцелений, иному различение духов, иному разные языки, а иному толкование языков, разделяя каждому свое.

Мученики

В современном мире Лики Святых, которые пролили свою кровь за истинную христианскую веру, называют мучениками. Первым мучеником в высшем понимании этого слова стал Иисус Христос, принесший себя в жертву за человеческие грехи. Вторым мучеником христианской веры стал апостол из 70 архидиакон Стефан (33-36 гг.).

Великомученики

Мученики, претерпевшие особо жестокие пытки и наказания, но проявившие твердость в вере, называются великомучениками. К ним относят Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя, Дмитрия Солунского и Анастасию Узорешительницу.

Священномученики

Святые мученики, обладающие священным чином, называются священномучениками. Среди них епископ Антиохийский Игнатий Богоносец, Московский патриарх и всея Руси Ермоген, Кукша Печерский, Димитрий Апанский (Неровецкий).

Преподобномученики

Мученики, принадлежащие к числу монашествующих, носят название преподобномученики, среди которых Лики Русских Святых, например, Григория Печерского, почивающего в Ближних Антониевых пещерах.

Страстотерпцы

Христиане, принявшие мученическую смерть не во имя Господа, а из-за людской злобы и коварства, называются страстотерпцами. Страстотерпцами на Руси считались святые князья Борис и Глеб, а также последний Российский царь Николай II и его семья.

Исповедники

Христиане, которые после мучений и истязаний за открытое прославление веры во Христа во время гонений остались живы, стали называться исповедниками. На Руси это были Максим Исповедник и святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Бессребреники

Святой, отказавшийся от своего богатства ради веры, назывался бессребреником. И это прежде всего Косьма и Дамиан, братья по крови, которые пострадали как мученики в III веке.

Благоверные

Князья и цари, прославившиеся праведной и благочестивой жизнью, заботившиеся об укреплении веры во Христа, причислялись к Лику Святых Благоверных. К ним относятся князь Александр Невский и князь Владимир Киевский.

Блаженные

Представители святых подвижников, выбравших особый подвиг юродства — изображения внешнего безумства для того, чтобы достичь внутреннего смирения. В XIX веке в России стали прилагать к святым эпитет «блаженный», синоним слова «юродиевый». В Лике Святых Блаженных прославлен Августин. В Древней Руси был Василий Блаженный.

Преподобные

Христиане, стяжавшие святость в монашеском подвижничестве назывались преподобными.

Этот особый чин имеют основатели лавр и монастырей, это Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

В христианской церкви преподобными стали называть Антония Великого и Ефрема Сирина.

Праведные

Люди, достигшие святости в обычной своей жизни семейной и общественной, называются праведными. В Ветхом Завете это были Ной и Иов, В Новом Завете — Иоаким и Анна, Иосиф Обручник, из русских святых — Иоанн Кронштадский.

Столпники

Святые преподобные, которые выбрали для себя особый подвиг — сосредоточение на молитве и стояние на столпе, называются столпниками. К ним относят преподобного Симеона, Никиту Переяславского и Савву Вишерского.

Чудотворцы

Святые, прославившиеся даром творить чудеса, называются чудотворцами. Засвидетельствованные чудеса есть основное условие канонизации того или иного святого.

Среди чудотворцев особенно почитаются святитель Мир Ликийских Николай и преподобный Антоний Римлянин.

Юродивые

Подвижники, принимающие на себя подвиг безумства, называются юродивыми. Такой вид аскезы есть радикальное средство для уничтожения в себе гордыни. Самые известные юродивые — это Прокопий Устюжский и Василий Блаженный.

Кто причислен к Лику Святых

Сегодня лик святости имеют все праведные, преподобные, исповедники, мученики, благоверные князья, юродивые ради Христа, пророки, святители, апостолы и евагелисты.

А также люди, причисленные к Лику Святых, которые, не удостоившись мученической смерти, прославились своими благочестивыми трудами (пустынники и монахи). Процесс образования новых форм святости до сих пор продолжается.

В любом православном храме есть Лики Святых. Иконы с их образами дают возможность человеку сосредоточиться на божественной молитве, которая помогает ему обрести полную гармонию не только с самим собою, но и с внешним миром.

Заступницей и покровительницей России считается сама Пресвятая Богородица. Неудивительно поэтому, что среди почти 300 русских православных святых есть и женщины. И первым человеком, принявшим христианство на Руси, стала княгиня Ольга.

1. Евфросиния Полоцкая

В миру Евфросинию Полоцкую звали Предславой. Она была дочерью витебского князя Святослава Всеславича.
Предслава с ранних лет проявляла интерес к духовной жизни, как только девочке исполнилось 12 лет, она отказалась от династического брака и 15 февраля 1116 года приняла тайный постриг в Полоцком монастыре.
Спустя несколько лет Евфросиния занялась переписыванием книг, что было очень трудоемким и длительным процессом. Обычно такое послушание получали мужчины, но Евфросиния была тверда в своей вере.
Преподобной Евфросинии приписывают приобретение Полоцким Софийским собором иконы Богородицы Эфесской. Также Евфросиния заказала мастеру Лазарю Богше крест-мощевик, который стал зваться ее именем. Умерла Евфросиния Полоцкая во время паломничества в Иерусалиме, 23 мая 1167 года. Почитать в Полоцке ее стали вскоре после смерти, но канонизирована Евфросиния была только в 1893 году.
Евфросиния Полоцкая была ярким церковным деятелем своего времени. Она инициировала строительство женского Спасского монастыря, принимала участие у политической жизни княжества и стала своеобразным знаменем борьбы половчан за свою независимость.
Интересно, что в житие преподобной Евфросинии отсутствует рассказ о посмертных чудесах.

2. Княгиня Ольга


Княгиня Ольга – единственная русская женщина, которую причислили к лику равноапостольных святых. Ольга первая на Руси приняла христианство, еще до Крещения.
О юности Ольги известно очень мало, наиболее точные сведения о ней появляются в летописях 945 года, когда погибает ее муж Игорь. Тогда же Нестор описывает в летописях мести Ольги древлянам, которые были виновны в смерти князя.
С 947 года Ольга начинает править сама. Она устанавливает систему погостов, открывает несколько сухопутных путей, устанавливает размер полюдья. Именно Ольга положила начало каменному строительству на Руси.
В 955 году Ольга принимает крещение в Константинополе под именем Елена. Княгиня старалась приобщить к христианству и сына Святослава, но тот так и остался язычником до конца жизни.
Святой Ольгу признали уже во времена правления Ярополка, ее внука, а в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику равноапостольных святых.

3. Матрона Московская


Матрона Московская является одной из самых популярных русских святых. Канонизирована она была сравнительно недавно – в 1999 году.
Матрона родилась незрячей. Родители хотели оставить ребенка в приюте, но матери девочки приснился вещий сон о слепой голубице, и Матрону оставили. Уже в 8 лет девочка была глубоко верующей, у нее был дар предсказывать будущее и исцелять больных. К 18 годам у Матроны Московской отнялись ноги.
Большую часть жизни Матрона прожила у односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и её дочери Зинаиды, принимала у себя страждущих и больных. Скончалась Матрона Московская в 1952 году.
В 1999 году Матрону канонизировали как местночтимую святую, но поклониться ей едут люди со всей России.

4. Ксения Петербуржская


Ксения Петербуржская выбрала путь юродства в 26 лет. Сохранилось множество легенд и воспоминаний о пророческом даре святой.
Родилась Ксения в первой половине XVIII века. Достигнув совершеннолетия, Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова. Молодые супруги жили в Санкт-Петербурге. Андрей Фёдорович не скончался, когда Ксении было 26 лет.
Молодая вдова встала на путь юродства, стала отзываться только на имя мужа, раздала все их имущество бедным, а дом подарила одной из своих знакомых, при условии, что она будет пускать ночевать неимущих.
Точная дата смерти Ксении Петербуржской неизвестна. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых юродивых.

5. Феврония


Житие святой стало широко известно после публикации «Повести о Петре и Февронии», которая напоминала скорее волшебную сказку, чем исторический документ. Феврония была дочерью бортника. Однажды к ней обратился за помощью князь Петр, который пообещал сделать ее своей невестой, если та исцелит его от ран. Девушка вылечила Петра, но тот не сдержал своего обещания, и болезнь вернулась. Тогда Петр взял Февронию в жены. Бояре не приняли простонародную жену князя. Петр забрал жену и покинул город, в котором почти сразу же разразилась смута, и князя попросили вернуться назад.
Петр с Февронией правили много лет, а в старости приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и завещали, чтобы их похоронили вместе. Когда просьбу Петра и Февронии не исполнили, они чудесным образом оказались в одном гробу. Погребены супруги были в 1228 году, а в 1547-м их канонизировали. Петр и Феврония считаются покровителями семьи.

6. Анна Кашинская
Анна (в постриге – София) родилась в XIII веке в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году она вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, а спустя 20 лет он был убит в Орде. Спустя годы в Орде были казнены ее сыновья и внук.
Год пострига Анны неизвестен, но в 1358 году она упоминается как 80-летняя настоятельница Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. Перед самой смертью Анна приняла схиму.
Почитание Анны Кашинской началось в 1611 году, когда были обнаружены ее останки в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650-м году она была канонизирована, но уже в 1677 году, в рамках борьбы с двоеперстным крещением, была проведена деканонизация, а житие святой Анны – предано анафеме. Только в 1909 году императором Николаем II было дано разрешение на повторную канонизацию.

7. Иулиания Лазаревская


Настоящее имя Иулиании Лазаревской - Ульяна Устиновна Осорьина. Она родилась в 1530 году в семье дворян Недюревых. С детства девочка была очень набожной и усердной. В 16 лет она вышла замуж за Юрия Осорьина, в браке с ним она родила 13 детей. После гибели двух сыновей на царской службе, Ульяна стала упрашивать мужа, чтобы тот отпустил ее монастырь. Тот согласился при условии, что до этого она воспитает оставшихся детей.
Когда в период правления Бориса Годунова разразился голод, Иулиания продала все свое имущество, чтобы накормить неимущих.
Умерла Иулиания в 1604 году и была похоронена в Муроме. В 1614 году, когда рядом копали могилу, были обретены мощи Иулиании, которые источали миро. Тогда же исцелились несколько человек. В том же 1614 году Иулианию Лазаревскую канонизировали в лике праведницы.

8. Святая княгиня Елизавета Федоровна


Елизавета Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны, последней русской императрицы. В 1884 году Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III.
Всю жизнь Елизавета Федоровна занималась благотворительностью. Она организовала Елизаветинское благотворительное общество, во время войны занималась медицинской помощью воинам. В 1905 году ее муж погиб в результате покушения.
Овдовев Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, которая занималась медицинской и благотворительной работой. С 1909 года княгиня посвятила всю свою жизнь работе в обители.
Елизавета Федоровна была убита и сброшена в шахту в 1918 году в городе Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых. Есть свидетельства, что Елизавета скончалась позже остальных, поскольку из шахты еще некоторое время доносились песнопения.
В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

9. Варвара Скворчихинская


Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы.
Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих.
Умерла Варвара в 1966 году, а в 2001 году Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.

10. Евдокия Дмитриевна


Евдокия Дмитриевна также известна как преподобная Евдокия Московская, еще при жизни она прославилась своей благотворительной деятельностью. В 15 лет ее выдали замуж за московского князя Дмитрия Донского. С ним она провела 22 года в счастливом браке, а после кончины супруга некоторое время правила, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей.
Евдокия Дмитриевна при жизни инициировала постройку множества храмов и монастырей, в том числе Вознесенского женского монастыря. Под руководством Евдокии Дмитриевны было собрано московское ополчение для защиты города от Тамерлана. В 1407 году княгиня удалилась в Вознесенский монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве Евфросиния прожила всего несколько месяцев и скончалась в том же году. В 1988 году была причислена к лику святых вместе со своим мужем.
В 2007 году была учреждена церковная награда - орден и медаль преподобной Евфросинии Московской.

11. Евфросиния Колюпановская


Княжна Евдокия Григорьевна Вяземская была фрейлиной Екатерины II, но ее желание посвятить себя служению Богу было столь велико, что она инсценировала собственную смерть и тайно покинула двор. Она странствовала более 10 лет, пока в 1806 году не встретилась с митрополитом Платоном, который дал ей благословение на подвиг юродства. С этого момента бывшая княжна поселилась в Серпуховском Владычном Введенском женском монастыре под именем «дура Евфросиния».
Известно, что Евфросиния тайно носила вериги и даже зимой ходила босой.
Когда в монастыре сменилась настоятельница, Евфросинию начали притеснять, что, в конце концов, заставило женщину покинуть стены обители. Последние 10 лет своей жизни бывшая княгиня провела в селе Колюпаново в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой. Ефвросинии Колюпановской еще при жизни приписывали дар исцеления и предвидения. Преставилась блаженная Евфросиния в 1855 году, но почитание, начавшееся при жизни, продолжилось и после смерти.
В 1988 году Евфросиния Колюпановская была канонизирована в составе Тульских святых в лике блаженных.

12. Иулиания Вяземская


Судьба Иулиании Вяземской мало походит на судьбы других русских святых. Она была супругой князя Симеона Мстиславича Вяземского, пока смоленский князь Юрий Святославович не попытался насильно привести Иулианию к себе «хотя с нею жити». Не стерпев надругательства, княгиня ударила обидчика ножом, а тот в приступе ярости убил ее мужа, ей самой отрубил руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу.
Весной 1407 года тело мученицы Иулиании было найдено плывущим против течения реки Тверец. Обретенное тело святой было погребено у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка, вскоре после этого на месте захоронения стали происходить чудесные исцеления.
Точная дата канонизации Иулиании Вяземской как местночтимой святой неизвестна, но многие историки считают, что это произошло в 1815 году, в год повтороного обретения мощей святой.

По учению Святой Православной Церкви святые, угодники Божии, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратиях своих по вере, которые, в свою очередь, воздают им молитвенное чествование.

Некоторые подвижники, прославившиеся прозорливостью и чудесами, почитались всем народом; иногда даже при жизни в честь их строились храмы. Большей частью святые делались сначала местночтимыми (в монастырях или епархиях), а затем, по мере увеличения чудес от них, чествование их становилось общецерковным.

Почитание святых вошло в обычай с самых первых дней существования христианской Церкви. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых, в своем докладе “О канонизации святых в Русской Православной Церкви”, произнесенном на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года, отметил, что “к концу первого тысячелетия Православная Церковь имела вполне сформированный список вселенских святых, празднуемый каждой Поместной Церковью. Известность отдельных местных святых возрастала, им начинают строить храмы” .

В истории канонизации святых Русской Православной Церкви выделяются пять периодов: от Крещения Руси до макариевских Соборов; собственно макариевские Соборы (1547 и 1549 гг.); от макариевских Соборов до учреждения Святейшего Синода; синодальный и современный периоды .

Правила, которыми руководствовалась Русская Православная Церковь при причислении подвижников к лику святых, в общих чертах напоминают правила Церкви Константинопольской. “Основным критерием канонизации служил дар чудотворений, проявленный при жизни или по кончине святого, а в некоторых случаях - наличие нетленных останков. Сама канонизация имела три вида. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные и др.) в Русской Церкви различались святые и по распространенности их почитания - местнохрамовые, местноепархиальные и общенациональные” .

Право канонизации местнохрамовых и местноепархиальных святых принадлежало правящему архиерею с ведома Митрополита (позднее - Патриарха всея Руси) и могло ограничиваться лишь устным благословением на почитание местного подвижника.

Право канонизации общецерковных святых принадлежало Митрополиту, или Патриарху всея Руси при участии Собора русских иерархов.

В монастырях почитание подвижников могло начинаться по решению совета монастырских старцев, которые позднее представляли дело на утверждение местного епископа.

“Церковному празднованию памяти святого предшествовала работа епархиальной власти по удостоверению в подлинности чудес при гробе почившего (а часто - и в нетлении мощей), а затем устанавливалось торжественное богослужение в местном храме и назначался день чествования святого, составлялась особая служба, писалась икона, а также “житие” с изображением чудес, удостоверенных дознанием Церковной власти” . Кроме соборного почитания и празднования дней святых, прославленных Богом, христиане отмечали память еще не канонизированных Церковью подвижников особым богослужением - панихидой. “Поскольку церковная память - это народная память, то часто именно она давала материал для канонизации того или иного святого. В этом смысле постоянная (во все времена) и повсеместная (во многих приходах и епархиях) молитвенная память о упокоении со святыми подвижников часто являлась первым шагом к канонизации сего подвижника. При этом многочисленные свидетельства о таких святых порою изобиловали большим числом повествований о чудесах, ими совершенных” .

В Русской Православной Церкви канонизация святых являлась подтверждением уже имевших место фактов народно-церковного почитания усопших подвижников благочестия: церковная же власть освящала это почитание и торжественно провозглашала подвижника веры и благочестия святым.

Канонизация всегда мыслилась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника благочестия. Посему во все времена основным условием прославления было проявление подлинной освященности, святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви излагает следующие признаки святости православных подвижников:

“1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков - мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь.
7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:
а) Православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни” .

При многообразии причин и оснований канонизации святых в различные исторические эпохи существования Церкви одно осталось неизменным: всякое прославление святых есть явление святости Божией, оно всегда совершается по благоизволению и волеизъявлению самой Церкви.

Определенное значение в вопросе канонизации имели мощи. По учению Православной Церкви мощами святых являются как полностью сохранившиеся (нетленные мощи), так и отдельные частицы от тел прославленных Богом праведников. Само наименование их мощами на церковнославянском языке обозначает “мощь”, “силу”, то есть какие-то чудесные, сверхъестественные их проявления, что было свидетельством их причастности Божественной благодати. “Возникновение чудес или чудесных проявлений (источение мира) от мощей в Русской Церкви часто было началом прославления святого. Однако мощи святых нередко износились из земли уже после канонизации, из чего можно заключить, что наличие святых останков оставалось лишь одним из возможных условий прославления святого” .

Всякой канонизации предшествовала подготовительная работа по изучению житий, трудов и подвигов канонизуемого. Это обязательное условие соблюдалось как при единичном, так и при групповом прославлении угодников Божиих. В каждом отдельном случае Церковь, рассмотрев подвиги канонизуемого, определяла основания к его канонизации. После этого выносилось определение о причислении предложенного подвижника к лику святых Божиих угодников. В исследованиях, относящихся к предлагаемой канонизации, были представлены результаты изучения житий, чудес, трудов и подвигов всех нижепоименованных подвижников. Их многообразные подвиги духовного совершенствования призваны озарить путь к спасению современному христианину. “Труды по подготовке данной канонизации выявили необходимость и дальнейших изучений вопроса о прославлении святых, как живших в прошлом веке, так и завершивших свою подвижническую жизнь и подвиги в новое время. Они как звезды на тверди небесной над Русской землей; но требуется достаточно времени и углубленных трудов, дабы представить их жизнь и подвиги для назидания верным” .

Осуществленные за последний период канонизации святых в Русской Православной Церкви являются свидетельством возрождения в ней прерванной на многие десятилетия традиции прославления подвижников веры и благочестия, которая присуща Церкви на протяжении всего ее исторического бытия.

Немногочисленная по своему составу Синодальная Комиссия по канонизации святых, образованная на заседании Священного Синода 10–11 апреля 1989 года, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры.

В зависимости от степени распространенности почитания подвижника он причисляется к местночтимым или общецерковным святым, “но критерии канонизации остаются одни и те же” .

Как известно, основания для канонизации формировались на протяжении многовековой церковной истории. Основанием для канонизации являются: “неустанная проповедь слова Божия, мученичество и исповедничество за Христа, ревностное святительское служение, высокая праведная жизнь, безукоризненное Православие. Критериями канонизации служат народное почитание подвижников, дары чудотворения, засвидетельствованные при жизни святого или после его смерти, и, нередко, хотя и не обязательно, наличие святых мощей” . “Канони­зация должна служить укреплению веры, объединению членов Церкви в любви и согласии, она не должна создавать каких-либо поводов к смущениям и разделениям. Исходя из этих подходов, Комиссия взвешенно и тщательно изучает все поступающие в ее распоряжение материалы и лишь после этого предоставляет их Святейшему Патриарху и Священному Синоду” .

Причисление к местночтимым святым осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, а к общецерковным - Архиерейским или Поместным Собором. “Таким образом, канонизация святых выражает соборный разум Церкви” .

На заседании Комиссии по канонизации святых, состоявшемся 18–19 марта 1993 года, по имевшемуся обсуждению была выработана следующая позиция: “В практике Русской Православной Церкви право канонизации местнохрамовых и местноепархиальных святых принадлежало правящему архиерею с ведома и благословения Предстоятеля Церкви - Митрополита, позднее - Патриарха всея Руси. Свидетельством святости являются в Церкви проповедь слова Божия, мученичество и исповедничество за Христа, святительское служение, высокая праведная жизнь, безукоризненное Православие. В подходе к канонизации местночтимых святых использовались те же критерии, что и при общецерковном прославлении: святость того или иного подвижника веры удостоверяется его народным почитанием, даром чудотворения святого при его жизни или после смерти и нередко - наличием нетленных мощей” .

Церковному прославлению святого предшествовала работа епархиальной власти по удостоверению подлинности чудес, связанных с его именем, и освидетельствованию мощей.

Затем составлялись богослужебные тексты в честь данного святого, писались иконы и житие с описанием его деяний и чудес. “Такая практика канонизации святых на епархиальном уровне, сложившаяся в Русской Православной Церкви, должна быть восстановлена и усвоена в работе епархиальных комиссий по канонизации святых для сбора и изучения материалов о канонизации подвижников веры и благочестия, решение о создании которых было принято на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта - 4 апреля 1992 года” .

1 октября 1993 года Священный Синод заслушал доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии по канонизации святых, который представил документ этой Комиссии - “К вопросу о порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне”. Священный Синод одобрил представленный Комиссией порядок канонизации святых и рекомендовал его к неукоснительному выполнению во всех епархиях Русской Православной Церкви. В связи с началом деятельности в ряде епархий Русской Православной Церкви комиссий по канонизации, организованных согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 31 марта - 4 апреля 1992 года, для них необходимо было разъяснить порядок канонизации местночтимых святых на епархиальном уровне. Соборному решению о создании епархиальных комиссий по канонизации предшествовало Определение Священного Синода от 25 марта 1991 года о сборе на епархиальном уровне материалов о жизни и подвигах мучеников и исповедников веры XX века. В нем отмечалось, что собранные материалы следует направлять в Синодальную Комиссию по канонизации святых для дальнейшего их изучения на предмет канонизации мучеников и исповедников Российских. Епархиальным комиссиям по канонизации следует руководствоваться этим Синодальным Определением. Епархиальная комиссия собирает сведения о жизни, подвигах, чудотворениях и почитании в народе данного подвижника. Составляется его житие и текст деяния о причислении его к лику святых, пишется его икона. Составляются богослужебные тексты, которые передаются на рассмотрение Синодальной Богослужебной комиссии. Собранные материалы пересылаются епархиальным архиереем в Синодальную Комиссию по канонизации. После рассмотрения их в Синодальной Комиссии и при наличии достаточных оснований для канонизации Святейший Патриарх благословляет причисление к лику святых местночтимого подвижника веры и почитание его в данной епархии, о чем сообщается епархиальному архиерею. Канонизация местночтимого святого совершается епархиальным архиереем в установленном в Русской Православной Церкви порядке.

Имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, и служба им не печатается в общецерковных богослужебных книгах, а публикуется отдельным изданием на местах.

Памятуя о постигших в XX столетии Русскую Православную Церковь испытаниях, хотелось бы особо отметить возрастание в народе почитания мучеников и исповедников веры, за Христа и Церковь Святую жизнь свою положивших. В докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, прочитанном на Архиерейском Соборе 29 ноября - 2 декабря 1994 года, говорится, что “никакое подлинное страдание не пропадает в памяти Церкви, подобно тому как не пропадает бесследно христианский подвиг каждого умершего о Христе, о котором в чине отпевания или панихиды возносится усердная молитва: И сотвори ему (или ей ) вечную память ” . И поэтому Церковь заботливо хранит “Жития” (жизнеописания) святых страдальцев и увещевает верующих благоговейно почитать их, назидаясь их великой любовью ко Господу. “Среди христиан праведной жизни Церковь особо выделяет тех страдальцев, жизнь и особенно смерть которых наиболее ярко и наглядно свидетельствует об их глубочайшей преданности Христу. Такие страдальцы именуются Церковью святыми мучениками, исповедниками, страстотерпцами. Употребляемое в славянском и русском языках слово «страстотерпец» есть небуквальный перевод того греческого слова, которое у древних греков означало «победивший в состязании и носящий знаки этой своей победы, как награду». В православной же гимнографии это слово переводится на славянский и русский языки либо как «победоносец», либо как «страстотерпец»” . В сознании церковного народа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь епископы, клирики и миряне совершали подвиги мученичества и исповедничества. Наименование их “новомучениками Российскими” вошло уже в широкое употребление. “Причислив Патриарха Тихона к лику святых, Архиерейский Собор 1989 года прославил Святителя прежде всего за его исповедническое стояние за Церковь в трудную для нее пору” . От массовых репрессий 30-х годов пострадали десятки тысяч священнослужителей, миллионы православных мирян. “Но впечатление случайности в выборе жертвы несовместимо с христианским мировоззрением, для которого случайности не бывает. Господь говорил: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10:29–30).

Мы верим поэтому, что христиане, умершие под пытками с именем Христа, молившиеся Ему перед расстрелом в тюремных подвалах, скончавшиеся, с благодарением Богу за все, от голода и тяжелых работ в лагерях, стали жертвой не трагической случайности, а положили свою жизнь за Христа” .

Канонизация новомучеников, к совершению которой идет Русская Православная Церковь, должна послужить не разделению, а единению церковного народа. Поэтому выбор святых подвижников, предлагаемых для церковного прославления, должен быть бесспорным и самоочевидным. “Считаю, что наш долг, архипастырей Русской Православной Церкви, - сказал митрополит Ювеналий на Архиерейском Соборе, - каждому в своей епархии, чутко и благоговейно отнестись к подобному духовному движению, давая ему церковное руководство и подготавливая в своих епархиях материалы для канонизации новомучеников Российских”.

Именно поэтому Архиерейский Собор, проходивший 31 марта - 4 апреля 1992 года, постановил “образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии” .

В том случае, если почитание местного святого выходит за пределы данной епархии, вопрос о его общецерковной канонизации выносится на суждение Святейшего Патриарха и Священного Синода после изучения в Синодальной Комиссии. “Окончательное решение об общецерковном прославлении принадлежит Поместному или Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. Между заседаниями таковых Соборов вопрос может решаться на расширенном заседании Священного Синода с учетом мнения всего епископата русской Православной Церкви” .

Комиссией по канонизации святых при Священном Синоде Русской Православной Церкви были подготовлены два документа - “О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне”, которые были рекомендованы на заседаниях Священного Синода 25 марта и 1 октября 1993 года “к неукоснительному выполнению во всех епархиях Русской Православной Церкви”. Указанные в этих документах принципы канонизации и должны определять деятельность епархиальных канонизационных комиссий. В течение последних двух лет в ряде епархий Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха были проведены канонизации местночтимых святых на епархиальном уровне. Возрождение процесса канонизации святых в епархиях свидетельствует о никогда не прекращавшемся почитании угодников Божиих в народе церковном. На заседании Священного Синода 22 февраля 1993 года под председательством Патриарха был заслушан доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Комисси по канонизации святых, в котором представлены результаты обсуждения вопросов богослужебной практики, связанных с почитанием местночтимых святых.

“В том случае, если имеются тропарь и кондак местночтимому святому, а службы не имеется, то совершать службы этому святому можно по Общей Минее. В том случае, если нет местночтимому святому тропаря и кондака, то общими тропарями, кондаками и службами пользоваться можно по роду его подвижничества. Что же касается составления новых тропарей, кондаков и служб данному подвижнику, то эта инициатива может исходить от правящего архиерея, который должен обратиться к Святейшему Патриарху с проектом соответствующих служб или с просьбой о составлении таковых в Богослужебную Комиссию. Если имеются тропарь и кондак местночтимому подвижнику, составленные в прошлом, то нужно провести исследование, являются ли эти тропарь и кондак следом установленного в прошлом местного его почитания как святого. Если же в этом убедиться невозможно, то ему следует совершать панихиду без употребления имеющихся тропаря и кондака” .