Конспект чтение сказки п бажова серебряное копытце. Конспект открытого урока по литературному чтению на тему"П. П. Бажов «Серебряное копытце"". Чтение сказа учителем в сокращении

Конспект чтение сказки п бажова серебряное копытце. Конспект открытого урока по литературному чтению на тему"П. П. Бажов «Серебряное копытце"". Чтение сказа учителем в сокращении

Конспект интегрированного занятия по краеведению с элементами продуктивной деятельности в средней группе на тему:
«Путешествие в сказку Бажова «Серебряное копытце»

Разработала: воспитатель
Батракова-Янц О.В.

Цель: Обобщить и закрепить представления детей среднего дошкольного возраста о творчестве уральского писателя П.П.Бажова, формировать знания детей об Урале как о родном крае, расширить знания о жизни людей, живущих на Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.

Задачи:
1. Воспитывать любовь к природе, родному краю, доброе отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
2. активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий;
3. обобщить и систематизировать знания детей об Уральских драгоценных камнях;
4. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
5. Познакомить с национальной русской одеждой и внутренним убранством русской избы;
6. Учить координировать движения с речью;
7. Развивать физические качества ребенка в процессе освоения подвижной игры, развивать интерес к народным играм и традициям;
8. Развивать у детей чувство ритма, умение петь и двигаться под музыку.
9. Продолжать учить передавать в аппликации предметные изображения, развивать чувство композиции (учить красиво располагать изображение на листе бумаги);
10. Закреплять приемы разрезания бумажных полосок на прямоугольники и квадраты

Словарная работа:
Обогащение и активизация словаря: край — Урал, изба, рубашка косоворотка, кушак, сарафан, название убранства избы (садник, крынка, горшок, скамья, печь, половики), балалайка, название камней.

Предварительная работа: чтение и просмотр сказки П. Бажова «Серебряное копытце», беседы о П.П. Бажове и о драгоценных камнях Урала;, разучивание уральских частушек, рассматривание коллекций камней, рисование по сказке П. Бажова, изготовление каменной бумаги, организация выставки камней и изделий из них и рисунков, изготовление макета по сказке «Серебряное копытце

Материалы и оборудование:
Оборудование и инвентарь: макет избы, березы, елки, сугробы, скамейка, половики, макет печи, стол, посуда: ложки деревянные, горшок, крынка, садник, балалайка, игрушка кошки и козлика, плетеная тарелка с камнями, шкатулка с бусами, блюдце с желейными разноцветными конфетами, платок расписной, рубашки косоворотки и кушаки по количеству мальчиков, сарафаны по количеству девочек, шапочка кота и шарф для игры «жмурки», мольберт, интерактивная доска, фортепьяно, ножницы, клеевой карандаш, клеенки, заготовки для бус по количеству детей, заранее заготовленная каменная бумага, зеркало.

Музыка: сказочная из фильма «один дома», уральский хоровод для продуктивной деятельности, частушечная- играет музыкальный руководитель.

Ход НОД:
Организационный момент в группе.
Воспитатель: Ребята. Нам сегодня пришло письмо, хотите я его прочитаю? (ответ)

Открываю конверт и достаю фотографию Коковани.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто нам пишет-узнали? (ответ)

Письмо: Здравствуйте, ребята! Прошу вашей помощи: навестите, пожалуйста, мою внучку, Даренку. Я надолго ухожу на охоту, а она очень грустит и скучает одна. Дед Кокованя.
Воспитатель: Ребята, вы помните кто такой дед Кокованя? Из какой он сказки? (ответы детей) Правильно, он из сказки «Серебряное копытце», которую написал уральский сказочник Павел Бажов. Ну что, вы согласны помочь дедушке? (ответы)

Тогда давайте нарядно оденемся, чтобы идти в гости: мальчики оденут рубашки косоворотки и подвяжутся кушаком, а девочки оденут сарафаны.
Дети одеваются и поднимаются в зал, в зале выключен свет, заходят.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть платок, да платок-то непростой из бабушкиного сундука, волшебный. Вот он-то нам и поможет перенестись в сказку Бажова. Возьмите платок за края. Включается музыка- сказочная.

Глазки вы сейчас закроете
И тихонечко постойте
Платком ярким мы махнем
В сказку Бажова попадем
В хороводе покружились,
Где сейчас мы очутились? (дети открывают глаза, загорается свет, слайд 1-серебряное копытце )
Лес, деревья, снег кругом,
Мы поближе подойдем.

Воспитатель обращает внимание на домик. В окно выглядывает Даренка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Даренка в окно смотрит, наверное нас поджидает.
Даренка выходит.
Даренка: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли.Дед Кокованя ушел на охоту и оставил меня одну в избе ждать его прихода. Да еще и кошка Муренка убежала от меня в лес. Скучно мне одной, проходите в избу, погостите.

Даренка приглашает в избу, дети и воспитатель проходят.
Даренка: Проходите, присаживайтесь. (дети садятся на скамейку) Посмотрите, как мы живем: печку топим, чтобы было тепло и готовим в ней пищу: кашу варим, картошечку в горшке, вот посмотрите. (показывает горшок, а в нем вареная картошка), хлеб пекем, вот это садник (деревянная лопата для доставания и посадки хлеба в печь ), с помощью него мы достаем хлеб. А когда картошечка приготовится мы едим ее этими деревянными ложками (показывает) , да запиваем молочком (показывает крынку с молоком). Вот так вот мы живем, не тужим.

Воспитатель: А это, что такое у тебя в тарелочке стоит?
Даренка: А это камушки, я нашла их возле избы, это мне подарил Серебряное копытце.
Воспитатель: Это не простые камушки, а наши уральские самоцветы.
Показываю и называю камни: аметист, родонит, горный хрусталь, малахит, сердолик, лазурит, лунный камень, оникс, яшма.
Уральские камни-самоцветы очень высоко ценятся во всём мире. Из них изготавливают украшения, вазы, чаши, картины, они служат оберегами
Даренка: А я с камушками придумала интересную игру, хотите и вас научу. (ответы)

Игра «найди пару»

Воспитатель обращает внимание на стоящую в углу балалайку.
Воспитатель: Даренка, а что это у тебя стоит в углу.
Даренка: Это балалайка, на ней дед Кокованя играет, когда дома бывает.
Воспитатель: Даренка, раз есть балалайка, давай мы тебе с ребятами частушки споем, наши Уральские.

Где балалайка заиграла,
Там частушка зазвучала-
Уральская народная,
Веселая, задорная. (дети хлопают в ладоши)

Эй, Тимоша и Димьян,
Маша, Катя и Иван.
Сядем братцы все рядком,
Да частушки пропоем (дети хлопают в ладоши)

Мы с веселой песней дружим,
По уральски говорим,
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим. (дети хлопают в ладоши)

Старших мы уважаем,
Старину мы бережем,
Об Уральском нашем крае
Песни звонкие поем. (дети хлопают в ладоши)

Даренка: Спасибо вам, ребята, мне теперь совсем весело стало.
Воспитатель: Посмотрите, на наше веселье и Муренка прибежала.
Даренка берет в руки игрушку- котенка
Даренка: Муренка мне говорит, что хочет тоже с вами поиграть, она в эту игру играет с мышами в подполье.

«Жмурки» русская народная игра.

Одному из игроков завязывают глаза шарфом (шапочка кота)и отводят в сторону, где он несколько раз поворачивается вокруг себя.
После чего спрашивают: «Кот, кот, на чем стоишь? » (На квашне)
«Что в квашне? » (Квас)
«Ищи мышей, а не нас! »
После этого все разбегаются, а водящий ловит игроков, широко расставив руки.

Даренка: Спасибо, ребята, с вами так весело. Я хочу вам показать свою шкатулку со своими украшениями.
Показывает шкатулку с бусами.
Даренка: Ребята, эти украшения сделаны из камней. Я тоже умею собирать каменные бусы, хотите и вас научу? (ответы) Тогда пойдемте в мастерскую

слайд 2 (разные бусы из камней), музыка
Дети вместе с Даренкой делают бусы из каменной бумаги, сделанной заранее.
Воспитатель: Ребята, пока вы делали бусы, к домику прибежал Серебряное копытце и оставил нам еще камней, но они не простые, не самоцветные, а вкусные и съедобные. Вот они посмотрите.
У домика стоит игрушка козлика, правая передняя ножка обмотана фольгой,а рядом на блюдце лежат разноцветные желейные конфеты.
А теперь, ребята, пора возвращаться в детский сад. Возьму я опять свой волшебный платок.

Глазки вы сейчас закроете
И тихонечко постоите.
Платком ярким мы махнем
В детский сад попадем.
(Играет музыка- сказочная)

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? А с кем мы встретились в сказочном лесу? Что узнали нового? Храните бусы в память о путешествии в сказку П. Бажова.

Название: Конспект занятия по краеведению в средней группе «Путешествие в сказку Бажова «Серебряное копытце»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ- детский сад №22 «Кораблик»
Месторасположение: г. Верхний Тагил

Ольга Стефанова
Конспект занятия по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» (старшая подгруппа)

Программное содержание.

1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой . Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.

2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.

Обогащение словаря : пожитки, балаган, душной.

3. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки .

Методические приёмы.

1. Какие рассказы вы знаете ?

2. Какие сказки вы знаете ?

3. Чем отличается рассказ от сказки ?

Ход о. о. д.

Воспитатель : сегодня я вас познакомлю с ещё одной сказкой Бажова «Серебряное копытце » , в которой рас-

сказывается о добром старике , который взял себе девочку-сироту с её любимой кошкой, о волшебном козле, которого прозвали серебряное копытце .

Словарная работа. (душной)

Воспитатель : Как у нас-то козёл

Что за умница был

Сам по воду ходил,

Сам и кашу варил

Деда с бабкой кормил…

Чтение сказки воспитателем .

Беседа по воспроизведению текста :

1. Расскажите, что увидел старик . (Кокованя в избе, где жила сиротка.)

2. Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье . (жили-поживали добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было. Повторить это выражение 2-3 раза детям. А как красиво ответил Кокованя на вопрос Дарёнки- Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут (Не думал, не годал нечаянно попал)

3. Показ иллюстраций (козёл отбивает копытцем ) . Расскажите словами из сказки о козле (тот козёл особенный) . Если дети не ответят, зачитать.

4. Расскажите, как увидела Дарёнка козла-серебряное копытце .

5. Какой был старик (старый , добрый, трудолюбивый) . В чём проявлялась его доброта? А Дарёнка? В чём её доброта проявлялась?

6. В жизни может козёл отбивать золотые монеты?

7. Какой можно назвать эту сказку (волшебной)

Закончить сказку тем , что надо рассказать о том , что эта сказка называется-бытовой , волшебной, потому что она рассказывает о жизни старика Коковани , который летом печки промывал и золото добывал, а зимой охотился за козлами, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку и кашу варила, а Мурёнка мышей ловила. Писатель Бажов в сказке рассказал о том , что в лесу есть козёл, который копытцем отбивал золотые монеты. В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал ещё эту сказку волшебной .

Примечание :

К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.

Пожитки-одежда

Балаган-избушка.

Пособник-помощник.

Ворочайся-возвращайся.