Кому подойдет профессия в сфере менеджмента? Профессия менеджмент

Кому подойдет профессия в сфере менеджмента? Профессия менеджмент
Кому подойдет профессия в сфере менеджмента? Профессия менеджмент

В деловой сфере профессия менеджера у всех на слуху, но при этом мало кто до конца понимает, в чем состоят функции этого работника и какими умениями он должен обладать. Профессионалы данного профиля очень востребованы, причем, спрос на них с каждым годом только растет. Вот только вопреки распространенному мнению, это не универсальное направление. Как утверждают работники в области профориентации, чтобы стать востребованным управленцем мало получить соответствующие знания. Надо еще и обладать определенным складом ума, типом характера и коммуникативными навыками.

Кто такой «менеджер»?

Менеджером называется наемный управляющий, который следит за производством, оборотом товаров или предоставлением услуг. Он управляет организацией или отделом, работает удаленно или непосредственно в офисе.

Менеджмент как направление подразумевает организацию рабочего процесса на всех его этапах или отдельных отрезках. Чем выше профессионализм работника и длиннее перечень навыков, тем шире могут быть его полномочия, больше зарплата и вероятность карьерного роста.

Функции и должностные обязанности управленцев

Чтобы понять, что это за профессия – представитель сферы менеджмента, рекомендуется изучить перечень требований, которые предъявляются к управленцу. Не так важно, про стратегический, административный или производственный менеджмент идет речь, работник обязан распределять функции между сотрудниками, предоставлять им алгоритмы выполнения задач и контролировать все процессы на предприятии.

Независимо от направления деятельности, в список должностных обязанностей профессионала входят такие пункты:

  • запуск, ведение и контроль работы организации с целью поддержания ее бесперебойного и результативного функционирования;
  • определение стратегических целей и составление планов по выполнению задач;
  • оценка степеней риска заключаемых договоренностей, соблюдение их пунктов;
  • анализ деятельности предприятия в кадровой сфере, оценка работы персонала, составление планов мотивации и поощрения сотрудников;
  • поддержка плодотворной связи с деловыми партнерами;
  • анализ рынка с целью выявления спроса на профильные товары или услуги;
  • привлечение сторонних экспертов к решению поставленных высшим руководством задач.

Профессия менеджера предусматривает работу в разных сферах, независимо от того, управляет он небольшим отделом или огромным предприятием. Главная цель этого специалиста – увеличение прибыли конкретной организации или снижение ее затрат.

Классификация представителей менеджмента

Описание профессии менеджера и перечень его должностных обязанностей во многом зависят от того, на каком уровне управления находится специалист. В направлении выделяют три международных ступени иерархии. На движение вверх по карьерной лестнице влияют: образование, наличие опыта и навыков, умение применить теоретические знания на практике.

Какие бывают менеджеры:

  • низшее звено. В категорию входят младшие начальники, у которых есть хотя бы один подчиненный. Для начала карьеры даже не требуется профильного образования. Яркий пример такого работника – мастер, администратор магазина или учреждения по предоставлению услуг, менеджер по продажам, заведующий кафедрой;
  • среднее звено. В этом случае без высшего образования не обойтись. Управление ведется на уровне отдела, цеха, факультета, одной из точек сети. Такой менеджер контролирует работу начальников низшего звена;
  • высшее звено. Это самая малочисленная категория. Даже на больших предприятиях такие управленцы представлены группой лишь из нескольких человек. Зачастую данные работники обладают дипломами в ряде сфер, многолетним опытом работы по конкретному профилю. Сюда входят директора предприятий, магазинов, образовательных и других социальных учреждений, производств.

Несмотря на схожие принципы работы управленцев во всех сферах, лучше изначально определиться с предпочтительной тематикой. Направление развития карьеры поможет установить профориентация. Путем тестов, разработанных психологами и статистиками, выявляют отрасли, которые наиболее интересны конкретному человеку.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Перед тем как отправиться учиться на менеджера, рекомендуется оценить плюсы и минусы профессии. Некоторые моменты можно рассматривать с двух сторон. Например, мобильность менеджера. Для одних частые командировки становятся приятным бонусом, для других – нежелательной спецификой работы.

Дэвид Заслав — ТОП-менеджер Discovery Communications. З/п $156 млн

Плюсы направления

Как и во многих других специальностях, в сфере менеджмента можно отлично зарабатывать. При этом перспективы карьерного роста практически безграничны. Даже управленцам высшего звена зачастую есть, куда расти, при условии наличия нужных навыков. Менеджеры постоянно общаются с людьми, что позволяет им быстро обзаводиться полезными связями и при желании менять сферу деятельности. Еще одно достоинство такого выбора – востребованность квалифицированных сотрудников. Опытный и амбициозный управленец всегда найдет себе хорошее место.

Минусы профессиональной сферы

Есть в профессии менеджера и негативные моменты. Во-первых, уровень конкуренции в данной сфере постоянно растет. Это требует от сотрудников полной отдачи, постоянного развития, работы над улучшением навыков. Во-вторых, менеджерам необходимо быть готовым к работе в условиях стресса. Именно на них лежит ответственность принятия решений, они отвечают за полученный результат. Доходы у большинства менеджеров на начальном этапе их карьеры невысокие. Зато их рост полностью зависит от самого специалиста.

Еще один важный момент – для работы в менеджменте надо обладать особым складом характера, или же посещать различные тренинги для развития необходимых качеств. Характеристика человека, который рассчитывает на успех в качестве менеджера, выглядит примерно так. Это яркая и знающая себе цену личность с повадками лидера и умением управлять людьми. Дополнительными плюсами менеджера считаются коммуникабельность, аналитический склад ума, внимательность, хорошая память.

Как стать менеджером

Обучение по направлению «менеджмент» сегодня проводится не только в больших профильных учреждениях, но даже региональных обучающих организациях.

Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в вуз менеджмента, зависит от специфики направления. Сегодня менеджеров готовят как гуманитарные, так и технические факультеты. Во втором случае, помимо хороших знаний по русскому языку, математике и обществознанию могут понадобиться высокие оценки по физике или химии. На международный менеджмент требуется дополнительно пройти испытания по иностранным языкам.

На выходе из учебного заведения квалифицированный менеджер должен знать:

  • основы права в области регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности;
  • стратегию ведения бизнеса и рыночную экономику;
  • специфику работы с персоналом;
  • технологии и правила ведения маркетинговых исследований, рекламных кампаний;
  • основы налогообложения, документооборота, делопроизводства, администрирования;
  • принципы составления бизнес-планов, коммерческих и юридических соглашений;
  • этику делового общения, положения охраны труда;
  • основы логистики и государственной сертификации.

Дополнительным плюсом для менеджера считаются знания, полученные на курсах по социологии, психологии, кадровому делу, основам рекламы и маркетинга. Современному менеджеру желательно владеть хотя бы одним иностранным языком на приличном уровне. У человека, который постоянно общается с людьми, должны быть правильная речь и высокий уровень грамотности.


Введение

С развитием рыночной экономики кроме срока «менеджер» начали широко употреблять термин «бизнесмен» и «предприниматель», между которыми есть существенные отличия. Менеджер занимает какую-то постоянную должность и в его подчиненности, находится но другое количество ли исполнителей. Бизнесмен, как правило, не занимает никакую постоянную должность, у него нет подчиненных. Это, в первую очередь, деловой человек, который занимается предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли, берет на себя риск и несет при этом ответственность собственным капиталом. Бизнесмен - это тот, кто владеет капиталом, который находится в обороте, приносит прибыль. Им может быть деловой человек, у которого нет подчиненных, она не занимает никакую постоянную должность в организации, но является обладателем ее акций и может быть членом ее правления.

Менеджеры осуществляют функции планирования, организации, контроля и координации, стимулирования деятельности подчиненных. Им принадлежит решающая роль в принятии управленческих решений, правильном использовании имеющихся ресурсов, забезпеченнні жизнедеятельности предприятия, и достижении поставленных целей.

Менеджеры выполняют широкий круг работ, и их роль в управленческом процессе характеризуется большим разнообразием функций. Американский ученый Г.Минцберг выделил 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители. Эти роли разбиты на 3 групи:міжособові роли, информационные роли и заключительные (роли по принятию решений). Они взаимозависимые, взаимодействуют для создания единственного целого. Они, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера в любой организации.

«Менеджер организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли (дохода) и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника. Изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Обеспечивает анализ и решение организационно - технических, экономических и социально - психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально - квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и горизонтали. Содержание и особенности труда менеджера в значительной мере определяются сферой и степенью разнообразия его деятельности, а также экономическим статусом предприятия (менеджер - собственник, менеджер - наемный работник и т. д.). Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском.

Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально - волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, терпеливым, компетентным, иметь чувство юмора и обладать эмпатией».

Работа не рекомендуется лицам, страдающим заболеваниями сердечно - сосудистой и нервной систем (гипертоническая болезнь, стенокардия, проявления невротических и истерических реакций), имеющим дефекты речи и физические недостатки.

Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, рекламы, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Умение работать на ПК, желательно знание иностранного языка.

Целью работы является изучении управления как профессии.

Актуальность выбранной темы несомненна, ведь на протяжении всего нескольких лет, управление (менеджмент) стало самым популярным направлением.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

    изучить особенности профессии - менеджер

    раскрыть историю развития теории и практики менеджмента в России

    рассмотреть характеристику управления на примере генерального директора ОАО «Череповецкий хлебокомбинат» Болотуева А.В.

1. Понятие и сущность управления как профессии

1.1. Профессия - менеджер

Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер - одна из основных и наиболее востребованных профессий.

Английское слово "management", употребляемое в русском языке без перевода происходит от латинского слова "манус" - "рука". Первоначально это слово использовалось в области управления животными и обозначало искусство управления ими. Позднее оно было распространено на сферу человеческой деятельности и стало применяться для обозначения процессов управления людьми и организациями. Современное понимание этого термина, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:

1) вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях,

2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления,

Итак, менеджмент - это в первую очередь управление. А управление, по определению Питера Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера - как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.

Каждое структурное подразделение фирмы возглавляет менеджер, основной вид деятельности которого включает в себя управление внутренними процессами в подразделении и согласование их со всеми внешними процессами. По аналогии с группированием структурных подразделений, одни менеджеры подчиняются другим менеджерам, образуя таким образом иерархию менеджеров (управленческую иерархию).

Следует также учесть, что высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и единолично выполняет работу, связанную с управлением, то это еще не дает оснований считать его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.

Конечной целью деятельности любого менеджера является достижение требуемого результата (качества) всех производственных процессов, которые выполняются в возглавляемом им структурном подразделении. Управление людьми - работниками компании не является целью его деятельности, и представляет собой только способ и средство, позволяющие менеджеру добиться нужных результатов.

По мнению специалистов, у данной профессии есть ряд особенностей:

Менеджер - это руководитель и у него всегда имеются подчиненные.

Менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником.

Менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией.

Менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.

При этом менеджер может возглавлять предприятие и организацию (менеджеры высшего звена), а может возглавлять только часть ее (менеджеры среднего, низшего звена).

Среди основных функций менеджера выделяют:

Планирование - определение целей организации и действий по их достижению;

Организация - структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы;

Распорядительство - это процесс доведение решений от менеджера к его сотрудникам;

Координация - согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей;

Мотивация - создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии их обязанностями;

Контроль - обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.

Управление же отдельным работником (менеджером младшего звена или специалистом) включает в себя следующий минимальный набор действий и процедур, выполняемых менеджером:

Передача прав и ресурсов: подчиненным менеджерам передается право управлять работниками и право распоряжаться ресурсами, подчиненным специалистам - только право распоряжаться ресурсами.

Анализ результатов и формирование оценки эффективности деятельности подчиненных.

Подготовка и осуществление корректирующих управленческих действий.

Специалисты отмечают, что в функциональном плане все действия менеджера условно могут быть распределены по трем группам. Можно считать, что исполнение функций, отнесенных к одной из трех групп, соответствует одной из трех ролей руководителя.

В этой системе главное место занимает "Администратор", который производит необходимые действия по управлению подчиненными ему работниками и формированию нужной микросреды. "Технолог" обеспечивает технологическую поддержку действий менеджера и подготовку решений, а "Специалист" занят сопутствующей деятельностью неуправленческого характера.

В ряде случаев конкретные действия менеджера невозможно однозначно отнести к той или другой роли. Условность ролевого подхода проявляется в ситуациях, когда менеджеру приходится решать задачи, одновременно входящие в сферу ответственности разных ролей. Например, принятие решений представляет собой действие, в котором участвуют и "Администратор" и "Технолог". Однако, распределение функций руководителя в виде системы трех ролей позволяет в идеальном случае обеспечить все функциональные потребности менеджера.

Ресурсы менеджера представляют собой набор средств, которыми он располагает, и которые могут быть им использованы в процессе управленческой деятельности. Система ресурсов менеджера формируется из нескольких источников и включает в себя: административные, профессиональные ресурсы и психологические ресурсы личности.

Источником административных ресурсов является управленческая иерархия. В личные административные ресурсы менеджера входит соответствующее его должности право руководить подчиненными и управлять ресурсами. Получение этого ресурса происходит в момент, когда менеджер "вступает в иерархию", этот процесс можно назвать иерархизацией менеджера.

Профессиональные ресурсы менеджера включают накопленный опыт практической управленческой деятельности и специальные знания. Структура профессиональных ресурсов должна быть ориентирована на обеспечение ролевых запросов. Одним из источников этих ресурсов служит сама личность, самостоятельно инициирующая процессы получения знаний, и иерархия как источник управленческого опыта и знаний.

Психологические ресурсы менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления. Источником этого ресурса является сама личность, заданная структурой базовых компонент, включающих способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивацию.

Баланс системы ресурсов является одним из условий хорошей работы менеджера: профессиональные и психологические ресурсы менеджера должны соответствовать административным ресурсам, которые будут ему предоставлены в результате иерархизации.

В заключение хочется отметить, что лишь навыки топ - менеджеров, то есть менеджеров высшего звена, можно считать универсальными, поскольку только они применимы в разных компаниях, независимо от отраслевой принадлежности и организационной формы. Чем ниже ранг менеджера, тем более специализированы его знания и навыки по отношению к данной конкретной отрасли деятельности.

Рекрутер профессионально занимается подбором персонала для компании, в которой он работает, или для компании-клиента, если он является сотрудником кадрового агентства. Внутри компании такой специалист может называться менеджером по подбору персонала, а в агентстве – консультантом по подбору персонала.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Управление персоналом (или HR) — та сфера деятельности, в которой за последнее время появилось особенно много новых профессий. Тренинг-менеджер, специалист по оценке персонала, директор по персоналу, team-менеджер, тренер по продажам, head-hunter (дословно —“охотник за головами”), менеджер по корпоративной культуре, couch-консультант — вот далеко не полный перечень специальностей, которые напрямую связаны с кадровой работой и появились на отечественном рынке труда в последние 5 лет. Эти специальности и популярны, и доходны, и перспективны. В чем их суть? Кто может найти свое место в работе с кадрами или, как теперь принято говорить, с персоналом? Для людей, которые не мыслят жизнь без коммуникации или возможности много думать и анализировать, творческой работы или работы, основанной на четких правилах, в этой области найдется подходящая специальность и даже не один вариант реализации своих профессиональных устремлений.

Условно все кадровые специальности можно разделить на четыре типа:

  1. диагносты — занимаются подбором и оценкой персонала;
  2. тренер-менеджеры — повышают компетентность сотрудников организации и разрабатывают пути их профессионального развития;
  3. консультанты —показывают пути решения проблемы;
  4. администраторы — принимают решения в области развития персонала.

Особенности работы с кадрами зависят и от организации, в которой трудится специалист. Это могут быть кадровое агентство, тренинг-компания или консалтинговое агентство, специализирующиеся именно на работе с персоналом. Могут быть и крупное производство, банк и т.д., в которых есть отдел по работе с персоналом. Работа в кадровой организации требует от человека большей специализации и более высокого уровня профессиональной подготовки. Работа на производстве часто предполагает, что специалист владеет несколькими кадровыми специальностями, плюс к этому имеет какую-либо производственную специальность. Чем крупнее организация, тем больше специалистов разного профиля занимается развитием персонала.

Типы HR специалистов

Диагносты

Диагносты могут работать как в кадровом агентстве, так и в любой организации, постоянно нуждающейся в новых кадрах. Суть работы состоит в оценке персонала (комплексной диагностике), которая включает различные психологические методики, а также проверку личного дела в целях безопасности организации. Часто такие специалисты занимаются и поиском специалистов — изучая сайты, посещая выставки, взаимодействуя с учебными заведениями и т.д.

Кадровое агентство занимается подбором персонала для разных организаций. Здесь существуют должности администратора — специалиста, управляющего процессом поиска и оценки персонала, а так же непосредственных исполнителей — тех, кто ищет, диагносцирует кандидатов на должность, проверяет их личные дела. Работа в кадровом агентстве чаще всего предполагает наличие образования в области психологии (специализация — психологическая диагностика, психология управления). Часто кадровые агентства берут на работу людей без опыта, и такой старт — неплохое начало для карьеры кадровика.

Подбор и оценка персонала на предприятии часто происходит с меньшим использованием психологических методик и с большим акцентом на оценку профессиональных способностей кандидатов. Чтобы заниматься подбором персонала на предприятии, желательно знать само производство, а еще лучше иметь опыт работы на нем.

Особую группу составляют head-hunter — специалисты, которые ищут профессионалов высшего уровня и, по сути, переманивают их из организации в организацию. Эта специальность только получает распространение в России. Несложно догадаться, что на “охотников” нигде специально не учат. Скорее всего, такой специалист должен сочетать психологическое образование и обширные связи.

Тренер-менеджеры

Тренер-менеджеры работают в тренинг-компаниях, предлагающих организациям разнообразные программы обучения — тренинги продаж, командообразования, управления временем, обучения резерва (перспективных специалистов). Соответственно, в тренинг-компаниях работают специалисты, которые умеют разрабатывать и проводить такие программы. Попасть на работу в тренинг-компанию довольно сложно — чтобы стать хорошим тренером нужно пройти серьезное обучение. Другой путь карьерного роста для тренера — наличие опыта в той сфере, в которой он хочет учить. Не случайно от тех, кто учит продажам, все чаще требуется опыт работы в сфере продаж. А лучшим тренером по командообразованию становится тот, которому хотя бы раз доводилось самому строить команду.

Работа тренер-менеджера принципиально отличается от работы специалиста по оценке персонала. Тренер сочетает в себе умение общаться, творческое мышление и способность быстро диагностировать особенности группы и ее отдельных участников.

Если несколько лет назад профессия тренинг-менеджера была одной из самых элитных, то теперь “верхушкой” стали консультанты - специалисты, которых часто называют коуч-консультантами (от английского couch - излагать, формулировать). Таких специалистов ценят за умение четко и ясно формулировать проблемы, ведь точная формулировка проблемы — важнейшее условие ее решения. Чтобы делать это качественно, консультант тренирует свою способность задавать вопросы, вырабатывать гипотезы и находить пути их проверки.

Консультанты

Консультанты, в первую очередь, обладают умением преподносить человеку новое знание в процессе проработки его опыта. Отсутствие стереотипов и ограниченности мышления — одно из важнейших качеств консультанта. Консультант должен хорошо знать не только психологию, но и экономику — специфику маркетинга в условиях России, технологии просчета экономических рисков, выгод и затрат. Если тренингам и отбору персонала можно научить, то консультированию научить достаточно сложно. Карьера консультанта — одна из самых сложных и многоступенчатых. Чтобы получить работу в консалтинговом агентстве, необходимо иметь опыт и тренера, и специалиста по оценке персонала, а также получить образование в области консультирования и экономики. Однако работа консультанта лучше всего отвечает современным требованиям развития организаций.

Кроме того, спрос на консультантов в нашей стране не так уж велик — многие не считают такую работу достаточно сложной и требующей высокой оплаты. Тем не менее, постепенно в России формируется спрос на организационное консультирование. Реальными потребителями таких услуг становятся некоммерческие организации и небольшие бизнес-структуры.

Многие организации вводят у себя должность специалиста по корпоративной культуре, отвечающего за согласованность управления организацией, способов ее рекламы, традиций. Эта работа требует от специалиста умения связывать разные события и явления в одно целое для объяснения причин трудностей и нахождения путей их решения. Например, на крупном заводе серьезной проблемой стало взаимодействие отдела маркетинга и отдела продаж — специалисты, которые должны вместе работать над улучшением сбыта продукции, доказывали друг другу кто из них лучше. Именно специалист по корпоративной культуре сумел выстроить программу развития взаимодействия двух отделов, основанную на принятии возможностей и ограничений каждого из подразделений.

Администраторы

Администратор часто соединяют в себе особенности всех предыдущих типов специальностей. Один из способов стать руководителем в области управления персоналом — это пройти путь от специалиста до начальника. Руководитель отдела персонала, директор по кадрам взаимодействуют со специалистами и менеджерами других подразделений по всем основным направлениям деятельности предприятия. Часто такие управленцы становятся заместителями руководителя организации, а это значит, что администратором становятся те, кто досконально знает производство, а потом получает специализацию в области управления персоналом. Другой способ — изначально готовить себя к работе управленца в области кадров. На многих факультетах права и государственного управления появилась специализация “управление персоналом”, которая изначально направлена на выпуск администраторов.

Базовые принципы

Склонность к междисциплинарному знанию. Специалист в области управления персоналом должен владеть знаниями и технологиями, которые относятся к:

  • праву (трудовой кодекс, умение составлять трудовые договора, вести документацию в соответствие с правилами и требованиями);
  • экономике (маркетинг, финансовое развитие организации);
  • социологии организаций (особенности развития организаций, методы социологических исследований);
  • психологии (поведение, мотивация).

Какие области надо знать?

Работа со словом, в том числе, умение ясно и доступно излагать результаты проведенного анализа — ведь отчеты, характеристики, программы тренингов обычно читают не специалисты в области управления персоналом, а руководители и сотрудники организаций, которые далеки от психологии, социологии и науки вообще. Поэтому кадровик должен уметь писать так, чтобы читающему было интересно и понятно.

Интерес к другим людям, в первую очередь, к их профессиональному развитию — еще одно обще требование к специалисту в области работы с персоналом. В фокусе внимания кадровика — понимание того, как человек становится профессионалом, в чем его сильные стороны, а в чем — слабые. Особенности профессионального поведения — весьма популярная область современных научных исследований, поэтому если вас привлекает не только практика, но и теория, работа с человеческими ресурсами может стать перспективным направлением для научных исследований.

Какую профессию в HR вы ни выбрали, наверняка не однажды вам придется быть для себя и диагностом, и консультантом, и тренером. Возможно, актуальностью таких знаний и объясняется тот факт, что в различные программы профессиональной подготовки часто включают курс, связанный с построением карьеры, развитием умений искать работу, содействием личностному росту. Такой опыт может оказаться полезным и значимым для преодоления трудностей профессионального становления и развития.

Менеджер (от англ. manage — управлять) — специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. (Современный экономический словарь)

Основная функция менеджеров — управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а, следовательно, и менеджеров.

Общепринято выделять менеджеров низового звена (в мировой практике — операционных управляющих), менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена.

Менеджеры низового звена — это младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). К ним относятся мастера, заведующие отделами в магазинах, заведующие кафедрами, менеджеры по продажам , у которых в подчинении находятся торговые представители (агенты) и т.д. Вообще, большая часть руководителей — это менеджеры низшего звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Менеджеры низшего звена могут иметь любой уровень образования.

Менеджеры среднего звена — это начальники над менеджерами низшего звена. В зависимости от величины организации может быть несколько уровней таких менеджеров. Менеджерами среднего звена являются начальник цеха , директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т.д. Чаще всего такие управленцы имеют дипломы об окончании высших учебных заведений.

Менеджеры высшего звена — самая малочисленная группа управленцев. Даже в самых крупных организациях их всего несколько человек. Типичными должностями здесь будут генеральный директор завода, директор магазина, ректор университета, председатель совета директоров. Этот уровень управления требует наличия высшего образования, иногда и не одного.

Очевидно, что величина заработной платы зависит от уровня управления и может колебаться от нескольких тысяч рублей до сотен тысяч.

В российской практике менеджерами могут называть кого угодно, независимо от наличия или отсутствия у них подчиненных. Такие ситуации порождают сюжеты для анекдотов, когда, например, грузчика называют менеджером по переносу тяжестей.

Должностные обязанности

  1. Осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами.
  2. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность.
  3. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска.
  4. Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
  5. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда.
  6. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом.
  7. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей.
  8. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности.
  9. Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда.
  10. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.
  11. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).

Должен знать:

  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность;
  • рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса;
  • конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга; теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела;
  • теорию и практику работы с персоналом;
  • формы и методы ведения рекламных кампаний;
  • порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов;
  • основы социологии, психологии и мотивации труда;
  • этику делового общения; основы технологии производства;
  • структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности;
  • методы оценки деловых качеств работников;
  • основы делопроизводства;
  • методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;
  • основы законодательства о труде;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента;
  • правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области теории и практики менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Менеджмент как наука пришел к нам с Запада и продолжает активно развиваться до сих пор. Менеджеры теперь есть на каждом предприятии, и без них не обходится ни одна фирма. Что же это за профессия – менеджмент? Об этом мы подробно расскажем в этой статье.
Если провести параллель между профессией менеджера и владельцем собственного бизнеса, разница будет лишь в полномочиях. Обязанности же будут одинаковыми. Поэтому мы считаем, что любой собственник фирмы должен быть хорошим менеджером. А если это имеется, то и в остальном придет успех.

Что это за профессия – менеджмент?

Само слово менеджмент происходит от английского “manage”, т.е. управлять. Эта наука достаточно многогранна и необъятна. Ведь для того, чтобы управлять предприятием, необходимо знать о нем буквально все: как формируется фирма и как правильно приостановить ее работу, как она функционирует, что делает ее работу продуктивной, а что делает ее деструктивной и многое другое.

На практике же, менеджер – это обычный начальник среднего звена. В его подчинении обычно находится отдел предприятия или его часть. В обязанности менеджера входит:

анализ работы организации;
планирование мероприятий по усовершенствованию работы фирмы;
внедрение разработанных программ;
контроль за их корректным исполнением.
Все эти задачи несут собой одну главную цель – повысить продуктивность фирмы. Менеджер каждого отдела должен понять, как усовершенствование работы его подчиненных может этому помочь.

Что должен знать и уметь менеджер?

По сути, менеджер должен уметь все. Ведь его задача – оттолкнуться от общего к частному, а для этого нужно понимать, как устроена фирма и чего ей не хватает для еще более успешной работы. Как только недочеты обнаружены, необходимо их устранить с учетом своих полномочий.
Менеджер должен прекрасно знать работу своих подчиненных. Поэтому во многих организациях кандидатам на должность управленца предлагают поработать некоторое время на месте обычного рабочего.
Менеджмент. Конечно же, менеджер должен быть специалистом в этом области, в первую очередь. Эта наука изучает методы управления людьми. Это уже испытанные и проверенные временем приемы, которые позволяют сотням фирм работать продуктивно.
Например, ранние методы менеджмента не воспринимали человека, как ресурс предприятия. Люди работали за низкую оплату, в плохих условиях и это было нормой.

Теперь же современный менеджмент рассматривает работников, как самый главный его ресурс. Причем это делается не из гуманных соображений, а по расчету. Ведь в комфортных условиях каждый работник работает лучше, а от того и общая эффективность фирмы повышается. Поэтому передовые фирмы активно работают над сплочением коллектива и создают для него благоприятную атмосферу. Этим и занимаются управленцы. Теперь вы знаете, что эта профессия – менеджер. Идем дальше.

Обязательные науки для менеджера

Психология. Так как на плечи менеджера ложится нелегкая задача по управлению людьми, то, менеджер должен быть прекрасным психологом. Этот навык позволяет изучить коллектив от и до, воздействовать на него правильными и обдуманными методами, маневрировать между нуждами фирмы и потребностями подчиненных, находить между этим золотую середину.
Логистика. Менеджеру обязательно нужно разбираться в логистике. Эта наука позволяет добиться эффективной работы фирмы с минимальными затратами. Согласитесь, к этому стремится каждый владелец бизнеса – минимизировать все расходы таким образом, чтобы качество работы оставалось высоким.
Экономика. Менеджеру не обойтись без знаний в экономике и бухгалтерии. Ведь повышать эффективность работы фирмы нужно лишь по одной причине – с целью роста прибыли. И для того, чтобы прийти к каким-то выводам, нужно их обосновать в цифрах. Более того, внешние факторы тоже влияют на работу предприятия. Поэтому полезны знания и в микроэкономике (экономике предприятия), и в макроэкономике (экономике страны и мира).
Маркетинг. Все предприятия что-то продают, поэтому менеджеру нужно задумываться и о потребителе. Где бы он ни работал: бухгалтерский отдел, планирования, IT и любой другой, — важно уметь понимать и слышать потенциального клиента. Для этого менеджер должен разбираться и в маркетинге.

Заключение

Менеджер должен видеть пути решения возникших и назревающих проблем, непрерывно заниматься развитием фирмы, внося в нее свой вклад. Этим должен заниматься и любой владелец бизнеса. Поэтому в рамках темы проекта «Анатомия Бизнеса» мы рекомендуем вам постоянно работать над собой и нарабатывать полезные навыки, формируя в себе хорошего менеджера. И тогда ваш бизнес будет процветать!