Какие деревни имел князь голицын дмитрий михайлович. Князь д.М. Голицын. Князь В.Л. Долгорукий

Какие деревни имел князь голицын дмитрий михайлович. Князь д.М. Голицын. Князь В.Л. Долгорукий

По новому стилю. Это христианский праздник, имеющий языческие корни. Однако и у последователей иудаизма есть специальный день, прославляющий пророка Илью (Илию). У мусульман тоже почитается посланник Аллаха - Ильяс. Способный воскрешать мёртвых пророк Илия прятался на горе Кармель от преследователей-идолопоклонников, он постоянно молился и постился. Народы, жившие у подножия горы, сразу признали его власть над дождём. Даже в Ветхом Завете есть упоминания о том, как он при помощи усердной молитвы мог прекратить дождь или, наоборот, вызвать его. Таким образом, этого святого особо почитали крестьяне, благосостояние которых зависело от количества осадков. Праздник в честь могучего старца впервые начали отмечать в Византии.

В эпоху двоеверия образ пророка Илии объединился с образом бога Перуна . Именно поэтому он, появившийся намного позднее, считался грозным и беспощадным. Перун был сыном Сварога и защитником мира, у славян-язычников он считался владыкой грозы. Перун, а затем и Илия-пророк, по поверьям, в своей колеснице ездит по небу, поражая своих врагов молнией. Пугающий всё живое гром - это звук копыт его лошадей. Нечистая сила, прячась от огненных стрел Илии, превращается в разных животных, поэтому нельзя запускать животных в дом в этот день. У русского народа Илия-пророк вобрал в себя черты Ильи Муромца: тот так же 33 года сидел неподвижно и обладал редчайшей силой.

Готовиться к празднику славяне начинают заранее: накануне пекут специальное печенье из новой муки. В доме наводят чистоту, и все блестящие поверхности покрывают праздничными полотенцами. В этот день люди не выгоняют скот на пастбища, опасаясь молний. У ворот оставляют плошку зерна. Работать в доме и в поле на Ильюшечку запрещено: он может жестоко наказать. Однако можно потрудиться на пасеке: из воска делают церковные свечи. Считается, что после Ильина дня лето завершается, поэтому купаться в водоёмах уже нежелательно во избежание простуды. Также существует запрет на громкие ссоры, иначе можно получить разящий удар молнией. К этому дню заканчивают сенокос, готовятся к уборке урожая. Охотники открывают сезон охоты. Если на Ильин день идёт дождь, то дождевую воду собирают и хранят, так как она считается целебной, способной излечить глазные болезни и уберечь от дурного глаза.


День пророка Илии начали чтить как православный праздник в 17 веке, а церковь в его честь была построена в Киеве даже ещё до принятия христианства. В этот день у православных принято посещать богослужения и молиться о богатом урожае, мире в семье. Некоторые приносят в церковь семена для освящения. Хозяйки окуривают свои жилища ладаном, чтобы в течение года уберечься от удара молнией. После обильной совместной трапезы, состоящей из только что закланного быка или барана, молодого картофеля, люди отправляются на гуляния с песнями, хороводами и плясками. В некоторых местностях организуются ярмарки или крестные ходы. На Ильин день нужно порадовать нищих подаянием или угощением.

В современной России пророк Илия считается покровителем ВДВ . Образ этого бесстрашного пророка, ревностно защищающего христианскую веру, как нельзя лучше сочетается с защитниками родной земли - десантниками.


Огненное восхождение Ильи-пророка.

Великий Устюг. 1570-е годы.

Тип церковный, народный
иначе Громобой, Держатель гроз
Установлен день памяти пророка Илии
Отмечается восточными и южными славянами , православными народами России
Дата 20 июля (2 августа)
Празднование богослужения, народные гуляния
Традиции коллективные трапезы, заклание быка или барана

Другие названия дня

Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Перунов день, Обжинки, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья-пророк.

В церковном календаре

Истоки праздника

Судя по всему, обрядность праздника имеет языческие корни. С принятием христианства образ языческого Громовержца-Перуна заменился в народном сознании Ильёй-пророком, который принял на себя все функции Громовержца. Видимо, языческий праздник, посвящённый Перуну, во время христианизации был «закрыт» христианским праздником Ильи-пророка, однако в народном сознании сменилось только имя главного героя.

Традиции

Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна - с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа - она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.

С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос - с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью.

Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина ») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого на Ильину братчину варили пиво или сусло . Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Поговорки и приметы

  • Илья грозы держит.
  • «Грім гримить, то Ілля по небесному мосту в огненній колісниці їде» (укр.) .
  • Илья словом дождь держит и низводит.
  • Илья наделяша (наделяет хлебом).
  • Не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт.
  • Не коси - сено от молний сгорит.
  • Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп - первый осенний праздник.
  • «Ілля жніво пачынае, а лета канчае» (белор.) .
  • «Илья надзелив гнильля» (белор.) .
  • До Ильина дня сено сметать - пуд мёду в него накласть, после Ильина - пуд навозу.
  • Илья-пророк - косьбе срок.
  • Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши.
  • Илья пророк - копны считает.
  • «На Іллі новий хліб на столі» (укр.) .
  • Пётр (29 июня) - с колоском, Илья - с колобком.
  • Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
  • Ильинская соломка - деревенская перинка.
  • Новая новина на Ильин день - спят на Ильинской (новой) соломе.
  • На Илью до обеда - лето, после обеда осень.
  • На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
  • С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул - вода в реках делается холодной».
  • Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
  • «Илья в воду налья» (укр.) .
  • На Илью и купаться нельзя.
  • До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
  • На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
  • До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
  • До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
  • Ильин день без гроз не стоит.
  • Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
  • Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит.
  • С Перунова дня собирают горох.
  • От божьего гнева да божьей милости (то есть грозы) не уйдёшь.
  • Во что Илья, в то и Воздвижение (14 сентября).
  • На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
  • «На святога Галляша (местное название Ильи) з новых круп каша» (белор.) .
  • На Илью начинали пахать паровое поле (белор.) .
  • До Ильи хоть одним зубом подери.
  • К Ильину дню заборанивай пар.
  • К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
  • До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок.
  • Илья Пророк три часа приволок.
  • Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
  • В Ильин день с утра облачно - сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень - средний сев; а вечером облачно - сев поздний и урожай плохой.
  • Открываются волчьи норы - весь зверь бродит на свободе.
  • Богат, как ильинский сот.
  • Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября).
  • На Илью - первое подрезывание сотов на пчёльнике.
  • На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
  • То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.
  • «Дождь слепой, - гласили деревенские святцы. - Ему говорят: „Иди, куда тебя просят“. А он пошёл, где сено косят. Ему говорят: „Иди, где ждут“. А он пошёл, где жнут».
  • Докучлив, как ильинская муха.
  • Изба ильинским тёсом крыта (то есть соломой).

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9

Ссылки

  • // Российский Этнографический музей

Категории:

  • Праздники по алфавиту
  • Летние праздники
  • Русские народные праздники
  • Православные праздники
  • Праздники 2 августа
  • Народное христианство

Wikimedia Foundation . 2010 .

Ильин день в 2017 году, так же как и каждый год, Православная церковь отмечает 2 августа (20 июля по старому стилю), в день, когда огненная колесница вознесла живого пророка Илию на небо.

Святой пророк Илия, известный со времен нечестивых израильских царей Ахава (за 9 веков до Рождества Христова) и Охозии, ревнитель веры в Бога истинного, строгий подвижник, проповедник правды Божией и дивный своими чудесами, пользовался во все времена величайшим уважением.

Уже современники пророка, явно видя в нем благодать Божию, называли его «человеком Божиим», в устах которого слово Господне истинно (3 Цар. 17,24). В знак особенного благоговения к пророку Илие они повергались пред ним на землю (3 Цар. 18,7; 4 Цар. 1,13) и признавали великую живущую и действующую в нем благодать Святого Духа.

Иисус сын Сирахов, с особенной похвалой и подробно упоминает о жизни и чудесах святого Ильи (48,1 - 14). Во время земного служения Иисуса Христа евреи, имея в виду чудеса Его, считали Спасителя за пророка Илью (Матф. 16,14). Почитание этого великого пророка Божия продолжается в церкви христианской от времен апостольских и до наших дней.

Ильин день в народной традиции

Глубоко знаменателен тот факт, что Илья-пророк - первый из христианских святых становится покровителем крещаемых киевлян и ещё до Владимира имеет в Киеве храм, рассадник будущей религии. Громоносец христианства борется с громоносцем-Перуном и побеждает его, как некогда побеждал Ваала. Амфитеатров А. В. Святой пророк Илья велик и в представлениях русского народа. После св. Николая Чудотворца ни один святой не пользуется на Руси столь великим и общим почитанием, как св. пророк Илья.

В его честь построено множество храмов и, даже до крещения Руси, при святом князе Владимире, был храм во имя этого пророка Божия.

Мясоедов Г. Молебен во время засухи (1880)

Издревле в России в праздник святого Ильи во многих местах совершаются крестные ходы и молебны по полям для освящения их и для умилостивления Господа молитвами великого человека Божия, который, во время своей жизни, постоянно ходил с силой своей проповеди и чудес.

Обряды, поверья

События из жизни пророка Ильи: заключение неба, низведение дождя и небесного огня, опалившего его жертву на Кармиле и дважды истреблявшего воинов Охозии царя, посылавшего их взять Илью, наконец, взятие Ильи на небо на огненной колеснице - подали повод к народному представлению, что св. Илья и теперь управляет громами и молниями, что по его воле бывают дожди и росы благотворные, дожди проливные и большие наводнения, равно как бездождие и засуха.

Св. Церковь, во времена бездождия и безветрия, веря, что молитвы пророка Ильи могут и ныне заключать и отверзать небо, взывает к Господу Богу, да умилосердится Он над нами по ходатайству святого пророка Божия Ильи: «Илья словом дождь держит на земли, и паки словом с небесе низводит; тем же молим Тя, Господи, того молитвами, Щедре, посли дожди водныя с небесе» (п. 4 кан. послед, во время бездождия)

Илья грозы держит

«Илья грозы держит» , - говорит народная поговорка. Он представляется молние- и тученосным громовержцем, который разъезжает по небу «на своем савосивом коне во все четыре стороны» , - как говорится в одном из народных заговоров. В другом заговоре, на охрану против ружейных ран, говорится: «на море на окиане, и острове на Буяне гонит Илья пророк в колеснице гром с великим дождем» .

В старинных лубочных картинах пророк Илья иногда изображается на колеснице с огненными колесами, которая со всех сторон окружена пламенем и облаками и запряжена четырьмя крылатыми конями. Конями управляет ангел, а сам Илья держит в руке меч. Во многих местах существоваало убеждение, что Ильин день почти никогда не бывает без дождя и грома.

Святой Илья победитель нечистой силы

По народному верованию, св. Илья не только владыка гроз, но и победитель нечистой силы. По представлению народа, в руках пророка Ильи находится та молния, которой древнеязыческое славянское божество - Перун разрывал мрачные грозовые тучи над землей.

Корольков В. Нечистики. «Илья бросает молнии, как стрелы, гоняясь на земле за нечистой силой»

Илья бросает молнии, как стрелы, гоняясь на земле за нечистой силой (дьяволом, змеей), которая старается укрыться от его ударов в животных, деревьях, строениях. От этого дерево, во время удара молнии в него, раскалывается в щепы, строения запаляются огнем. Зигзаги молнии объяснялись в Малороссии тем, что нечистые, увидев стрелу, мечутся в разные стороны, и она, в погоне за ними, меняет направление.

В виду того, что, по воззрению народа, болезни человеческие происходили от нечистой силы, которая или непосредственно посылает ему болезнь, или чаще через орудия свои - знахарей, колдунов, народ на защиту себя от бедствия зловредной нечистой силы призывал, в числе других святых, и пророка Илью.

Так, в одном из заговоров заговаривающий произносил: «Молюся тебе, святый пророче Божий Илия, пошли тридцать ангелов в златокованном платье с луки и стрелы, да обвивают и отстреливают от раба (такого-то) уроки и призоры, притки и щипоты, ломоты и ветроносное язво» .

Пожары от удара молнии тушат молоком, а не водой

Признавая пророка Илью распорядителем грома и молнии, русский простолюдин считал пожары, происшедшие от удара молнии, наказанием, посылаемым от этого пророка. Тушить такие пожары - значит идти против воли великого пророка Божия и тем навлекать на себя еще больший гнев его.

Такие пожары можно гасить или, по крайней мере, ограничивать только молоком или сывороткой, но не как не водой. Впрочем, не везде молнии считали наказательной стрелой пророка Ильи.

Николай Матвеев Пожар 1891 г. «На Ильин день где-нибудь от грозы загорается»

По представлениям крестьян харьковской губернии, молния-это искры от подков огненных коней, мчащихся с гремящей колесницей по небу, и самый гром происходит от шума, грохота колес во время езды Ильи на огненной колеснице. Так, во время грома, в некоторых губерниях России говорили: «Илья великий гудит» .

  • Вознесенье с дождём, Илья с грозой;
  • На Ильин день где-нибудь от грозы загорается;
  • Ильинская пятница без дождя - пожаров много

Илия — покровитель плодородия земли. Заговоры и обряды

Соответственно библейскому сказанию о том, что пророк Илья, в наказание израильтян за нечестие, заключил небо на несколько лет и потом молитвою низвел дождь, равно умножил муку и масло у бедной сарептской вдовицы за прием и содержание его, в народе сложилось верование, что Илья направляет благодетельные стороны грозы на нивы людей добрых и милосердных, а вредные - на нивы жестокосердных и злых.

По своему усмотрению, низводит на землю - где полезный дождь, а где, во вред, град или бури. По воззрению народа, Бог повелел пророку Илье: «когда ездишь на колеснице, щади нивы тех, которые раздают хлеб бедным полною мерою, а которые жадны, обмеривают и не ведают милосердия, у тех нивы истребляй» .

Отсюда святой Илья признавался покровителем плодородия земли вообще, и поэтому дали ему наименование «милостивого», «наделящего», и на новый год причитывали: «ходит Илья, носить пугу (плеть) житяную; где замахнет, там жито растет» . И в некоторых местах крестьяне ставили на воротах своих домов чашку с зернами ржи и овса и потом просили священника «провеличать Илью - на плодородие хлеба» .

Мясоедов Г. Страдная пора. Косцы. 1887

К Ильину дню, обыкновенно, поспевает хлеб, и этот праздник считается началом жатвы. «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает» , - говорили крестьяне. «Илья пророк в поле копны считает» , т. е. к Ильину дню можно точнее определить количество урожая.

В некоторых губерниях России, во время жнитва, начинающегося 20 июля (02 августа), оставляли на корню связанный узлом пучок ржи в честь плододавца, Ильи пророка. Это называлось «завязать Илье бороду» . «Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса» .

Где хлеб созрел ранее, там в Ильин день изготовливалась уже новина, т. е. хлеб из новой ржи:

  • Петр (29 июня) с колоском, а Илья с колобком;
  • Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом;
  • У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт;
  • То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.

В Тульской губернии испеченный из новой ржи хлеб крестьяне приносили в Ильин день в церковь для освящения и потом «вкушали от новины», а из соломы устраивали новую постель; отсюда поговорка: «ильинская соломка - деревенская перинка» .

Приметы

Ильин день считается в народе последним настоящим летним днем, ибо, по наблюдениям, с этого дня температура начинает понижаться. «На Илью до обеда лето, - говорили крестьяне,- а после обеда осень» . «Придет Илья, принесет гнилья» , т. е. дождей, которые, естественно, усиливаются вследствие того, что сильная жара, бывающая в конце июня и начале июля, способствует развитию большой массы воздушного электричества.

  • До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина - и на кусте не сохнет;
  • До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня-против;
  • На Ильин день и камень прозябает;
  • Если в Ильин день сухо – 6 недель будет сухо;

Заприметив эти явления, крестьяне старались, по возможности, убрать с полей сено до Ильина праздника. «До Ильина дня - говорили они,- сено сметать - пуд меду в него накласть, а после Ильина дня - пуд навозу» .

По повериям, святой Илья любит и щадит пчел и никогда не ударит молнией в улей. Пчеловоды на Ильин день подрезывают первые соты, чем и объясняется народная поговорка: «богат, как ильинский сот» . Но если этот сот бывает и полон, и душист, и сладок, то об ильинском рое крестьяне замечают, что он уже «не корысть» , т. е. так как наступает осень, молодые пчелы не успевают запастись на зиму пищей.

Осеннее время, действительно, уже близко. Признаками этого времени служит то, что ночи становятся и темнее и длиннее, вода же в реках и озерах холоднее.

  • Пётр и Павел день на час убавил, а Илья прок два уволок;
  • С Ильина дня, - говорится в народе, - работнику две угоды: ночь длинна, да вода холодна.

Запрет на купание

«До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается» , потому что, по поверью некоторых крестьян:

  • Илья пророк холодный камешок в воду опустил;
  • Илья-пророк пустил в воду ледок;
  • Ильин день - олень ногу окунул (или «копыто обмочил»).

Другие же причину охлаждения воды приписывали «открыванию» Ильей родников (родники распахнул). Помимо того, что вода после Ильина дня становится холодной, в ней резвится нечистая сила, поэтому крещеному человеку после Ильина дня нельзя заходить в оскверненные водоемы.

Говорили также, что «олень в воду насикал» или «Илья написал в реку», поэтому вода порченная, купаться нельзя. Нарушивший запрет может если не утонуть, то заболеть или пострадать от нечистой силы.

В Тамбовской губернии после Купальни (Ильина дня) не купались — вода зеленью цветёт (С. Ю. Дубровина. Матвеевка тамб.). Зато в Ильин день проводился обряд обливания водой «обливушки» , характерный только для Тамбовщины. Все обливали друг друга водой из ведер, чтобы было здоровье, дожди и урожай в следующем году.

Корольков В. Громовник Перун

Нет нужды много говорить о том, что многие народные воззрения на пророка Илью остались в русском народе от языческого периода, когда наши предки - славяне поклонялись Перуну - богу громовержцу, с которым они в христианстве и отождествили пророка Божия Илью.

Служители православной церкви, еще в очень отдаленные от нас времена (в 15 веке), неоднократно в своих поучениях указывали на языческое происхождение народных представлений и поверий о пророке Илии, но народ, видимо, и доселе не отрешился от взглядов и преданий предков и продолжает сохранять, и любит выражать их, хотя это совершается теперь бессознательно, без мысли о языческом божестве - Перуне.

Литература:

“Русский паломник”

Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских
диалектах (на материале тамбовских говоров)
Мадлевская Е., Русская мифология. Энциклопедия
Амфитеатров А. В. Сказочные были. Старое в новом