Историческая личность: Кванджон. Корея — История (8 фото) Эпоха коре кто убил всех братьев

Историческая личность: Кванджон. Корея — История (8 фото) Эпоха коре кто убил всех братьев
Историческая личность: Кванджон. Корея — История (8 фото) Эпоха коре кто убил всех братьев

Корея. Ван Со: 4 король Корё - Кванджон



Кванджон / Ван Со / / 광종光宗 (925 - 975 гг) был четвертым императором династии Корё , короли которой правили страной со времен объединения нации в 936 году и до установления новой династии Чосон в 1392 году. По некоторым сведениям Кванджон родился не в 925, а в 920 году.

Династия Корё

Первый правитель Корё Ван Гон был достаточно осторожен, чтобы расположить к себе аристократию государства Силла . Последнему королю этого государства он дал важный пост в своем правительстве, а также взял в жены женщину из королевского рода Силла , чтобы узаконить свое правление. Ван Гон подготовил своим преемникам Десять предписаний, дабы они после него продолжили укреплять государство и усиливать защиту от соседей на севере. В этих Десяти предписаниях Ван Гон предупредил потомков, что хоть власть государя и опирается на кланы, но это происходит только в военное время, а в мирное стоит ослабить влияние кланов на местах. Но при этом призвал вести осторожную политику, чтобы не провоцировать внутренний конфликт и попытки свержения власти.
В 943 году, когда Ван Гон умер, он получил посмертный титул короля Тхэджо ("Великий Прародитель"). Его преемником стал его сын Хеджон / Hyejong / 혜종; 惠 宗 (943-945 гг), второй император. А затем его второй сын, Чонджон / Jeongjong / 정종; 定 宗 (945-949 гг), третий император. В 949 году трон занял Кванджон / Ван Со - третий сын.

Начало правления

Когда в 949 году Ван Со , третий сын Ван Гона , взошел на престол, он понял, что его положение очень неустойчиво. Его отец сражался вместе с Кун Е , когда тот восстал против королевы Силла , а затем завоевал Пархэ , Пэкче и Хупэкче . Главы кланов, которые поддерживали Ван Гона , считали себя почти богами на своей земле, но вместо подчинения королю соперничали между собой за влияние над правительством, а через правительство на короля. Генералы, которые когда-то помогли Ван Гону сесть на трон и создать Корё , руководили его преемниками и имели непомерные амбиции.
Предшественник Кванджона , король Чонджон , безуспешно пытался уменьшить власть ближнего круга в правительстве, но не имея поддержки элиты, он не смог существенно укрепить власть трона. Не смог даже перенести столицу в Пхеньян .

Ван Со понял, что его первым приоритетом должно быть создание сильного и стабильного правительства. Признавая большое сходство между своим положением и положением Тайцзуна Тан (626 - 649 гг), который вступил на китайский престол после того, как помогал отцу основать династию Тан , Ван Со провел тщательное изучение книги правил Тайцзуна для Императоров (Законы для правителя, Di Fan). Из этой книги он приобрел много идей о том, как создать стабильное правительство.
Одной из первых проблем, с которой столкнулся Ван Со , было устранить или уменьшить силу своих соперников, многих из которых он заключил в тюрьму, сослал или казнил. Он принял ряд законов, направленных на централизацию государственного управления. Один из них, принятый в 956 году, был об освобождении рабов (во время конфликтов между различными воюющими кланами, многих захваченных людей перевели в ранг ноби, и они были вынуждены работать в качестве рабов на своих захватчиков. Ван Со восстановил тех, кто был несправедливо низложен до простолюдинов, тем самым король ослабил власть поместий и увеличил налоговые поступления (рабы не должны платить, а крестьяне - должны).
В 958 году Ван Со инициировал систему экзаменов для государственной службы, чтобы выбор правительственных чиновников (노비 안검 법; 奴婢 按 檢 法) происходил из числа наиболее талантливых и умных кандидатов, независимо от социального статуса или происхождения. Ранее правительственные назначения делались на основе социального статуса, семейных связей и расположения, а не по заслугам, что позволило многим некомпетентным людям занять лидирующие позиции и навязать классовую систему. Принцип экзаменов на государственную службу после этого продолжали использовать следующие 900 лет до 1894 года.
Затем Кванджон выбрал корейское имя эпохи - Чунпхун (девиз), провозгласил себя императором, суверенным и независимым от любой другой страны. Это стало концом зависимых отношений с Китаем . Преемники Ван Со были также известны как Императоры.


Чхве Сынно (최승로; 崔 承 老 ), историк, который занимал пост премьер-министра при первых шести королях Корё , в том числе короля Тхэчжо , отца Ван Со , написал книгу, критикуя Кванджона , что тот двигал Корё к долгам, будучи слишком одержимым буддистской деятельностью, ритуалами и общественными проектами. Он заявил, что первые восемь лет правления Кванджона носили мирный характер, потому что он правил мудро и не наказывал сурово, но после этого он стал тираном, излишне тратил деньги, терпел коррупцию и карал всех, кто выступал против его централизованной политики.
В конце своей жизни Кванджон начал строить многочисленные буддийские храмы. Ученые предполагают, что, возможно, он раскаялся в убийстве всех тех влиятельных людей, кто был не на его стороне и пожелал успокоить возникшее народное возмущение.

Наследие

Ван Со взошел на трон только через тридцать лет после того, как его отец, король Тхэчжо , основал династию Корё . В то время, когда королевские кланы соперничали за политическую власть, и трон постоянно находился под угрозой. Признавая необходимость создания стабильного правительства, Ван Со принял ряд законов, чтобы централизовать власть государства и ослабить власть местных феодалов. Освободить рабов и вернуть их в свободный статус простолюдина. В 958 году он установил систему экзаменов для гражданской службы, чтобы на государственных должностях находились талантливые и умные люди. После него этой системой пользовались в течение 940 лет.
Его сын и внук разработали дополнительные правила для управления страной, которые позволили Корё добиться успеха под сильным централизованным управлением, а также привели страну в соответствие конфуцианской модели государства. Ван Со заболел серьезной болезнью в мае 975 года и умер через несколько дней.

Фильм называется 달의 연인 - таре ён ин - Лунные влюбленные. 달 -таль -Луна.

Хотелось бы сначала рассказать об именах, чтобы было понятно, как они составлены. Основатель династии Корё и отец всех принцев носил имя 태조왕건 -Тхэ Джё Ван Гон. То есть " Основатель династии Ван Гон". В имени всех принцев есть частица 왕- ван - король. Это Ван Со, Ван Чжон и другие. То есть имена отличались друг от друга только второй смысловой частицей. У Ван Со частица "Со" означала - яркий. Иероглиф Со имеет в основе своей - Солнце- и - Созывать/Собирать. То есть лучи Солнца проникают в отдаленные уголки и являют миру настоящую правду. Прекрасное по смыслу имя. Ван Со реально обладал выдающейся внешностью и умом. Все события, передачи престола и женитьбы являются реальными. Конечно, есть вымышленный персонаж - современная девушка, но все мы знаем, что обычно за яркими мужчинами в истории стояла не менее выдающаяся женщина. Это могла быть наложница 첩 -чхоп или какая-нибудь -надцатая жена. Мы уже о этом никогда не узнаем.

Итак, об именах. Но по имени зовут только старшие младших. Младшие обычно называют старших по социальному статусу. Например 형 - хён - старший брат.

И когда принцы говорили друг о друге, использовали только вторую часть имени, убирая Ван. То есть, про Ван Со говорили Со, про Ван Чжона - Чжон. И к имени прибавляется падеж 가 - ка, после гласной он звучит как -га. То есть 소가-Со га. То же самое с именем 혜수 -Хе Су. Убираем первую часть- имя рода Хе, остается Су. А с падежом это будет 수가-Су Га.

Для имени на согласный звук прибавляется окончание 이 -и. 정이 - Чжони или 욱이 - Уги.

Когда герои зовут друг друга, то к имени прибавляется звательная частица. Для имени, с окончанием на гласную это будет 야-я, например 수야- Суя или если имя заканчивается на согласную, то после имени ставится 아, например 정아-Чжон-а или 욱아 Уг-а (принц Ук).

Еще интересно обратить внимание на прически мужчин. Если мужчина имел жену, то он обязан был носить шишечку, а неженатые мужчины носили хвостики. Так, по прическе, можно понять, есть у героя жена или нет.Для всех, кто смотрел фильм. Как я понимаю, перевод делается с английских субтитров, и при этом иногда теряется изначальный смысл.

Вот финальный диалог:

Император: -멈춰 Стоять!
아이는 놓아두고 가라 -Оставь ребенка и и проваливай!
Чжон: -절 때려죽이기 전에 안됩니다. Пока меня не забьете до смерти, не будет этого.
Император: -그래 Неужели?
Чжон: 이 아이는 궁에서 살지않게 해 달라고 했습니다. 너무 무섭고 외로와서. 그 곳에 보내고 싶지 않댔습니다. Просила сделать так, чтобы этот ребенок не жил во дворце. Там очень страшно и одиноко. Говорила, что не хочет отправлять (ребенка) туда. 혜수는 죽을때 까지 그 걱정만 했습니다. Хэсу до самой смерти беспокоилась только об этом.

Император:십사 왕자 왕정 너의 귀향형 푼다. 14 принц Ван Чжон, твое наказание ссылкой на родину отменяется.

가끔 황궁에 와도 좋아. Можешь иногда приезжать в императорский дворец.

То есть король не пошел против воли Хе Су. Он все понял, но сделал, как хотела она.

И обратите внимание, император использует грубые формы речи (панмаль) , а Чжон говорит на формальной вежливости.

Вот слова и выражения из фильма:

볼모 заложник - польмо
인명제천이다 Судьбу человека определяют небеса- Ин Мён Че Чхон ида.
황궁가다 посещать дворец - Хвангун када
왕 король- ван
왕자 принц - ванджа (сын короля) иероглиф 자 означает сын
공주 принцесса - конджу
궁녀 придворная дама/женщина из дворца - куннё
흉-хюн шрам, рубец, недостаток
개집 -кечиб -девица или даже "девка", так грубо называли женщину раньше, но и сейчас говорят так в грубой речи
아가씨- агасси девушка, или в значении "барышня"

알겠느냐? Понятно? - альгенны ня?

웬일이니? Тебе чего? - вен ири ни?

이 눈빛이 미치게 싫어 - Этот взгляд, ненавижу ужасно! И нун питчи мучхиге сиро
날 봐, 날 똑바로 봐 Смотри на меня! Смотри прямо на меня. Наль пва, наль токпаро пва
내가 불상 하지 않아, 동정하 지 않아 Ведь ты же жалеешь меня, ведь ты же сочувствуешь мне! Нега пульсанхаджи ана, тонджон хаджи ана
내 눈에 띄지 마 Не попадайся мне на глаза! Нэ нуне твижи ма
쉽게 사는 사람은 이 세상에 아무도 없습니다 В это мире всем живется нелегко! Свипке санын сарами и сесане амудо опсымнида
안 보일뿐이지 다 들 힘 들어 Просто это не видно, но всем тяжело. Ан поиль пуни джи та дыль химдыро
예전에 전 늘 믿었고 늘 배신당했다 Раньше я всегда верила, и всегда меня предавали. Еджоне чон ныль мидотко ныль пэсин дан хэссо.

그럴거예요. Так и будет. Кыроль гоеё.

내것이다 - Это мое(моя вещь) Нэ госида
난 널 절대 놓치지 않는다 Я тебя ни за что не отпущу. - Нан ноль чолтэ ночхи джи анында

가까이서는 절대 안 된다 Совершенно не следует сближаться. Какаисонын чолтэ антвенда
마음 가는 대로 살아 Живи так, как хочет душа. Маыми канын деро сара
막 살아 Живи полной жизнью. Мак сара
지금 절 놀리시겠습니까? Вы меня сейчас разыгрываете? Чигым чоль ноллисигессымника?

나한테 안 통한다 На меня это не подействует. Со мной не пройдет. На хантхэ ан тхон ханда
사람의 마음은 무섭다는 말이 맞아 Это верно говорят, что душа человека страшная штука. Сараме маымын мусоптанын мари маджа
듣기 싫다 Не хочу слышать. Тытки сильтха
망신을 줬다 Опозорил меня. Мансиныль чуотта
널 정말 믿어도 괜찮을까? Тебе действительно можно поверить? Ноль чонмаль мидодо квенчханыль кка?
마음대로 해, 난 이제 니 것이다. Делай что хочешь. Я сейчас твой. Маым дэро хэ, нан ижен ни госида.
이젠부터 마음 단단히 먹어 С этого момента приготовься (морально). Ижен путхо маым тандани мого.

나한테 그러지 마 Не поступай так со мной. На хантхе кыроджи ма
고집 부리지 마 Не упрямся! Коджип пуриджи ма!
약속이 다르지않아 Мы же так не договаривались! Яксоги тарыджи ана
내가 그랬지 않아. Ведь я же говорил. Нэга кырэтчи ана
그만 하자 Давай на этом остановимся! Кыман хаджа
알았으면 막았을 텐데 Если б знал, остановил бы! Арасымен магасыль тхэнде.

거리를 두고 싶어 Хочу быть на расстоянии(от тебя)
내가 그랬지 않아 Я же говорил(а)!
지긋지긋해 Невыносимо(здесь)
구지도 말하고 싶지않아 Не хочу тебе говорить
개늑대 волкодав кэныктэ
애쓰지마 не старайся! эссыджи ма
사과해 извиняйся/ сагва хэ
그래도 괜찮지? Тогда нормально будет?/ кырэдо квенчанчи?
날 잊어 забудь меня/ наль иджо
전부 치워 полностью сотри(из памяти) чонбу чхиво
너 말고 나 괴롭히는 사람 없어 Кроме тебя меня некому расстраивать/ но мальго на кверопхинын сарам опсо
싫은데 Не хочу! /сирындэ
놓아둬라 Отпусти! /ноа туора
어제 일은 못 본거다 Вчера ты ничего не видел!(Молчи об этом) /одже ирын мот пон года
답답해 죽겠어요. Ужасно тяжело на душе./ таптап хэ чукхессо ё
순정 빠져 На вид сама невинность! Сунджон ппаджё

После знакомства с южнокорейским кинематографом, а точнее, с дорамой "Лунные влюблённые - Алые сердца: Корё", меня заинтересовала история этой страны и эпоха Корё в частности. Не попалась мне подходящая подборка фильмов, поэтому создала свою.

Учитывая, что по правилам сайта будет невозможно дополнять и редактировать коллекцию после того, как она отправится на модерацию, буду рассматривать Ваши комментарии (замечания или дополнения) как её продолжение. Сюда включены фильмы и дорамы, той или иной стороной касающиеся эпохи Корё.

В качестве небольшой характеристики эпохи - историческая справка.

Корё - государство на Корейском полуострове, появившееся после падения государства Силла в 935 году (Х век) и существовавшее до воцарения династии Чосон в 1392 году (XIV век). Ван Гон - первый правитель единой Кореи, основатель династии Ван и государства Корё. Столица первого корейского государства была перенесена на родину Ван Гона в город Кэсон (ныне он находится на территории КНДР).

Название «Корё» является сокращением от Когурё, одного из трёх раннефеодальных государств Кореи, объединённых Силлой в 668 году. Современное слово «Корея» происходит от «Корё».

Объединение поздних трёх корейских государств в 936 году было очень важным в истории Кореи. Несмотря на прошлое, после объединения Кореи под властью единого правителя Ван Гона корейцы пришли к соглашению жить вместе единой нацией в едином государстве. Корея оставалась единой на протяжении тысячелетия, вплоть до разделения государства на Северную и Южную Кореи в 1948 году. Современные корейцы чтят память Ван Гона как объединителя нации, особенно во время нынешнего конфликта.

У Ван Гона было множество жен, т.к. он заключал договорные браки со всеми лидерами местных кланов во избежание междоусобиц. Это принесло Ван Гону большое число сторонников, но, при этом, и огромное число приближенных дворян (внутренний круг) и претендентов на трон. У Ван Гона было 29 жен и 35 официальных детей. Общество во времена эпохи Корё вело себя раскованно и открыто. В сравнении с другими эпохами, Корё было довольно открыто с точки зрения отношений между мужчинами и женщинами. Существовали разводы и повторные браки. Поэтому в этот период было много разведённых, которые нередко вступали в повторные браки, из-за чего имели много детей. Не было таких законов, как в Чосоне (более поздняя эпоха), дискриминирующих детей, рождённых от повторных браков. Для сравнения, в Корё равенство между мужчинами и женщинами было более ощутимо, они имели равные права, имели равный статус в семье. Женщины могли быть главой семьи, дочери и сыновья имели равные возможности наследования имущества.

После смерти Ван Гон получил посмертное имя Тхэджо - Великий прародитель.

В целях усиления власти центрального правительства четвёртый царь династии, Кванджон, выпустил несколько постановлений, включая указ об освобождении рабов 958 года и указ об обязательном экзамене для государственных служащих, применяющийся до сих пор. Кванджон также объявил себя императором, независимым от каких-либо других стран.

К XII веку, подтачиваемое бесконечными войнами, а также крестьянскими восстаниями, Корё стало ослабевать. Надвигался грозный и опасный враг - монгольские полчища. Правда, завоевать Корё и для них оказалось не просто. Корё пало лишь после ожесточенной серии сражений 1231-1259 гг.

Зависимость Корё от монголов стала тяжелым испытанием для страны более чем на столетие. Монголы вмешивались в дела королевского двора и управление страной. Корёские государи были обязаны жениться на монгольских принцессах. Страна вынуждена была платить огромную дань и отправлять в Монголию своих ремесленников, девушек для гаремов.

Корейский народ не смирился с монгольским игом, в пределах Корё завоевателям было неспокойно. С ослаблением монгольской империи, учащением восстаний в Китае в XIV в. монголы потеряли контроль над Кореей.

В 1392 г. генерал Ли Сон Ги сверг последнего корёского монарха и жестоко расправился с его сторонниками. Была основана династия Ли, которая правила Кореей пять с лишним веков, до колонизации ее Японией в 1910 г. Государство было переименовано в Чосон, а его столица перенесена в сегодняшний Сеул.

Ученые затрудняются указать точное количество корейских династий. Насчитывается около 12 правящих домов, информация о которых сохранилась в легендах или старинных источниках. Однозначно выделяют лишь семь царственных фамилий: Ко, Пуе, Пак, Сок, Ким, Ван и Ли. Сколько всего было в истории Кореи правителей, не знает никто. Упрощая картину, называют три основных династии: Силла, Коре и Чосон. Однако с родственными связями иногда возникают сложности.

Первый правитель страны – мифический. Начало истории Кореи связывают с сыном небесного бога Хвануна, Тангуном. По легенде, он основал страну Чосон и спустя 1,5 тысячи лет после правления превратился в духа Гор. Корейцы называют Тангуна отцом нации, а себя – его потомками. Хроника руководителей Древнего Чосона сохранилась в сборнике «Кювон Сахва» (XVII столетие). Согласно этому древнему документу, длительный период правили потомки Тангуна.

Династии периода трех государств

После образования трех государств (Когуре, Пэкче и Силла) жители каждого продолжали верить, что ведут свой род от Тангуна. В Когуре власть была сосредоточена в руках Конджумона (посмертное имя – Тонмьонсон). В 53 г. на смену пришла новая императорская линия – Тхеджо и его потомки, в 179 году – Хвандо-Кукне (Когукчхон и потомки), затем с 413 года – Пхеньянская линия (берет начало от Корьона). Имена и даты дошли до нас, благодаря знаменитому источнику «Самгук Саги».

Еще одним из трех королевств был Пэкче, а его создатель – Онджей (сын основателя Когуре). Считается, что их потомки правили до 660 года. В Силле по очереди бразды правления брали три семьи: Пак, Сок и Ким. Отдельные представители предпочитали статус императора. За время существования в Силле сменилось 56 руководителей. Позже под этим названием объединились все три королевства, но из-за междоусобиц государство распалось.

Династия Коре

Правители Кореи с 935 по 1392 гг. относились к правящему дому Коре. Родоначальником считается Ван Гон. В Корее придерживались конфуцианской концепции «мандата Неба». Согласно этой системе, право на управление страной династия получает не просто так. Это награда за её мудрость. Если правящая семья начинает проявлять жестокость и деградирует, Небо может возвести на престол других руководителей. Падение династии Кореи считается одним из подтверждений, что потерян «мандат» и нынешние правители уже не способны управлять достойно.

Считалось также, что основатели нового правящего дома должны быть связаны с небесами. Например, рождение такого человека или его жизнь отмечена чем-то необычным. Такие сведения сохранились о правителе Кореи Ван Гоне. Однажды его отцу встретился предсказатель, который указал на благоприятное место для возведения дома. Ещё он упомянул, что будущий сын объединит земли трех государств. Гадатель порекомендовал выбрать имя для ребенка – Ван Гон.

Этот основатель династии Кореи был представителем известного феодального рода. После прихода к власти он сменил название государства, а Силла ему послушно подчинилась, поэтому престол перешел легитимно. Позже войска завоевали Позднее Пэкче, тем самым завершив объединение земель. Но в большинстве случаев этот мудрец действовал аккуратно – сначала посылал дары и стремился договориться мирным путем.

Ван Гон даже взял в супруги девушку из рода Силла, узаконив собственное правление. Всего у него было 29 жен. Ван Гон провел реформы системы управления государством. Он учредил 17 ведомств, из которых главными были три. На память о себе оставил десять предписаний, где давал рекомендации будущим правителям Кореи. Мудрые поступки Ван Гона были замечены, и его наградили посмертным титулом «Великий Прародитель».

Преемником по очереди становились его сыновья: Хеджон, Чонджон, Кванджон. Главной задачей было уменьшить влияние ближнего круга на короля. Этим и занялся Кванджон, когда взошел на трон. Сначала он обратил внимание на формирование сильного и стабильного правительства. Государь хорошенько изучил доступную информацию – например, проанализировал книгу правил «Законы для правителя». Он продолжил дело отца, приняв законы о централизации власти. Один из них был направлен на освобождение рабов. Это повлекло ослабление власти поместий и повысило поступления от налогов бывших рабов, которые стали крестьянами.

Жителям Кореи династия Коре запомнилась многочисленными реформами. Кванджон решил, что отныне для получения должности чиновника необходимо сдавать экзамен. Новшество не только открывало дорогу перед грамотными людьми, но и ограничивало влияние «сильных семей». Перемены коснулись и экономической сферы. К концу X столетия, благодаря Кванджону, ситуация стабилизировалась.

Сын и внук этого талантливого руководителя продолжили работать над изменениями. Они ввели дополнительные правила управления страной, которые позволили централизовать государственную систему. При Йечжоне (1106-1112 гг.) решили делить территорию на провинции. Столичным регионом управляли отдельно. Позаботились об отлаженной системе связи и дорог, построили почтовые станции. Теперь в столицу можно было добраться из любой части страны.

В XI веке власть захватили военные. В этот период этот род династии Кореи не прерывался. Но были убиты сановники, сопровождавшие короля Ыйчжона. Государя отправили в ссылку, а на престол посадили его младшего брата Менчжона. Он управлял страной формально, а на самом деле всё контролировали военные. Гражданские пытались вернуть прежнее положение дел, поднимали восстание. Затем буддийские монахи выступали против такой «опеки». Но позиции оставались достаточно крепкие, а власть военных стала наследственной и продолжалась до середины XII века. Переменам поспособствовала «помощь» монгольских войск.

В истории Кореи династия Коре занимает важное место. В XIII ст. монархи оказались марионетками в руках монгольских ханов. Когда вражеское государство ослабело, корейцы стали сражаться против незваных гостей. В XIV в. после освобождения от гнета врагов, феодальные объединения стали бороться между собой. Заговорщики убили короля Конмина, а спустя два десятилетия свергли ещё одного - Конъяна. В истории Кореи после династии Коре свой след оставила еще одна – Ли.

Династия Ли (И) или Чосон

Основатель следующей династии Ли Сонге был сыном феодала. В период сражений с монголами он сумел показать себя с лучшей стороны. Кроме того, был хорошо известен как отличный полководец и реформатор. К нему положительно относились не только военные, но и другие категории населения: землевладельцы, чиновники, неоконфуцианцы. Первые шаги этого представителя династии Чосон в Корее были кровавыми – он истребил практически весь род Ван. Название «Коре» заменили на «Чосон».

Как и предшественники, представители нового правящего дома звали себя «королями» – ванами. Это означало их зависимость от Императора. По конфуцианской идеологии, он мог быть лишь один и управлял Китаем. Остальные считались его вассалами и отдавали условную дань. Каждый ван согласовывался в Пекине, но это была формальность. Когда дань отправляли в Китай, в ответ присылали подарки примерно такой же стоимости.

Династия Чосон в Корее продержалась долго – около 500 лет (XIV-XIX). Во время её правления на первый план вышли политика и наука. Придумали алфавит, поменялся политический строй, внедрили систему губернаторства. Влияние оказывала соседняя Япония, которая стремилась уничтожить местную культуру. Но после Второй мировой войны страна была освобождена. Историки указывают на политику изоляции, из-за которой произошел крах династии в 1910 году. Правление династии Ли делят на три периода: ранний, поздний, современный.

Изначально укреплялось феодальное господство, переустраивался механизм управления страной. В XV веке появился прогресс в культуре, экономике и военной области. Развивалась агротехника, что позволяло обрабатывать больше полей – повышалась урожайность. Усилилась военная мощь, и благодаря этому, дали отпор иностранным агрессорам. В истории Кореи правители Ли раннего периода остались как реформаторы. Достижения были в разных сферах: астрономии, географии, механике, искусстве. Конфуцианство стало идеологией народа. Многие культурные достижения произошли в период правления Сечжона (1418-1450 гг.). По значимости их сравнивают с эпохой Петра I на Руси. Но мятежи не прекращались, крестьяне регулярно поднимали восстания. Из-за этого в XVI ст. феодальное устройство ослабло. Пришлось пережить и Имджинскую войну, где нация отстояла свою независимость.

Поздний период объединил временной промежуток от XVII до середины XIX столетия. Было восстановлено производство, активно распространялись товарно-денежные отношения. Династия Чосон в Корее поспособствовала развитию капиталистических отношений. Феодальный строй постепенно распадался.

С 1860-х началась современная история правления. Жители сражались против агрессивного поведения иноземцев: было потоплено американское судно, затем отражено вторжение флота Франции. В середине XIX ст. под руководством Ким Ок Гюна внедрили буржуазную реформу. В истории Кореи правители династии Ли продержались до 1897 года.

Коджона и Суджона, последних правителей Чосона, нередко осуждают за неспособность действовать. Их обвиняют в неумении найти нужных союзников и сплотить страну, отсутствии нужных реформ и модернизации, игнорировании интересов крестьянства. Император Суджон был вынужден подписать договор об аннексии, и на 35 лет корейская территория превратилась в колонию Японии. Насколько виноваты в таком повороте истории Кореи правители? Ответ на этот вопрос исследователи и историки ищут до сих пор.

Корейские династии и современная эпоха

После создания Республики Кореи речь о возвращении рода Ли не шла. Наследник корейского престола Ли Ын стремился снова занять своё место. После 1945 года он неоднократно делал попытки вернуться, но правитель Южной Кореи Ли Сын Ман и правительство отклоняли просьбы. В 60-х он все же прибыл в Сеул вместе с супругой и сыном Ли Гу. Семья жила в одном из королевских дворцов, который по-прежнему находился в их собственности. В 1970 году Ли Ын умер. Его сын окончил престижный институт в США, женился на американке и получил гражданство США. Через некоторое время он вернулся в Сеул, где руководил строительной компанией. Сегодня Ли Гу живет в Корее и изредка участвует в клановых церемониях.

Интересно, что некоторые представители правящей династии проходили обряд коронации. Сегодня Ли Хэвон (внучка Коджона) называет себя «императрицей Кореи в изгнании», но её притязания на престол не поддерживаются обществом. Даже внутри семьи есть распри по поводу главенства. Но по мнению корейцев, одновременно с потерей власти правящий дом Ли утратил «мандат Неба».

История Кореи, начавшись с периода правления мифического героя Тангуна, насчитывает ряд исторических эпох: период Трёх государств, Объединённое Силла, государство Корё, период правления династии Чосон, время японского колониального господства, раздел полуострова на два государства и современный этап – эпоха развития Республики Корея. Хотя в наши дни понятие «территория Кореи» ограничивается определением «Корейский полуостров и прилегающие к нему острова», в прошлом исторической авансценой для предков нынешних корейцев выступали северо-восточные земли современного Китая и обширный регион, прилегающий к Корейскому полуострову.

Миф о Тангуне и государство Древний Чосон

Отправной точкой в истории как корейской нации, так и корейской государственности следует считать миф о Тангуне. Краткое содержание мифа о Тангуне Хванун, сын Небесного владыки Хванина, задумав править миром смертных, спустился вместе с духами Ветра, Туч и Дождя под дерево Синдансу («священное дерево Тан»), что на горе Тхэбэксан (ныне – гора Мёхянсан в провинции Северная Пхёнандо в Северной Корее), и основал «священный град» Синси. Миф повествует также о том, что к Хвануну обратились с мольбой тигр и медведица, прося сделать их людьми. Хванун ответствовал: «Это будет возможно, ежели вы в течение ста дней, питаясь лишь чесноком да полынью, не будете выходить на солнечный свет». Тигр испытания не выдержал, а медведица, проявив терпеливость, обернулась женщиной Уннё (т. е. «Женщиной-медведицей»). Уннё хотела иметь детей, и тогда Хванун, приняв человеческий облик, взял её в жёны. У них родился сын, которого назвали Тангун. Тангун (полный титул – Тагун-Вангом) основал столицу в крепости Пхёнъянсон, а страну назвал Чосон. Он правил страной 1500 лет, а в возрасте 1908 лет превратился в горного духа. Так этот миф изложен в историческом сочинении XIII в. «Самгук юса» («Забытые деяния Трёх государств»). Анализ мифа о Тангуне За мифическими событиями, предшествующими появлению на свет Тангуна, кроется миграция предков современных корейцев на Корейский полуостров и занятие ими доминирующего положения по отношению к коренному населению. Свита, с которой Хванун сошёл на землю, может истолковываться как культура земледелия и другие передовые технологии, которые принесли с собой на полуостров протокорейские племена. Женщина-медведица Уннё символизирует аборигенное население, а её брачный союз с Хвануном аллегорически изображает процесс смешения пришельцев с насельниками и формирование единого этноса. Тангун выступает как предводитель этого нового этнического образования и одновременно как его символ. Поэтому у корейцев принято называть себя потомками Тангуна. Государство Древний Чосон (2333 г. до н.э. (?) – II в. до н.э) Согласно корейским летописным источникам, Тангун-Вангом основал государство на пятидесятом году царствования легендарного китайского императора Яо, в год «тигра» по традиционной хронологии. Если перевести эту дату на современное летосчисление, то получится 2333 г. до н.э. Время существования государства Древний Чосон принято относить к доисторической эпохе. Поэтому события, происходившие в тот период, можно реконструировать путём анализа мифов, опираясь на сведения, почерпнутые из древнекитайских хроник, а также на данные археологии. Изучение этимологии имени «Тангун-Вангом» позволяет сделать вывод о теократическом характере власти в ту эпоху. История Древнего Чосона подразделяется на ряд периодов: Чосон Тангуна, Чосон Кичжа (ок. 1121 – 194 гг. до н.э.) и Чосон Вимана (194 – 108 гг. до н.э.). Каждый из этих периодов ознаменован приходом к власти новых сил в лице Тангуна и выходцев из Китая – Киджа (кит. Цзи-цзы) и Вимана. Закат Древнего Чосона приходится на II до н.э., когда в борьбе за гегемонию в регионе он начал терпеть поражение от ханьского Китая.

Период Трёх государств (I в. до н.э. – 668 г. н.э.)

В I в. до н.э. ряд племён, проживавших на территории Корейского полуострова и Манчжурии, объединившись, образовали три государства. На севере полуострова и в Манчжурии было создано государство Когурё. В западной части Корейского полуострова находилось государство Пэкче. Наконец, восточные земли занимало государство Силла. Хотя в генезисе этих трёх государств участвовало несколько этнических групп, можно утверждать, что представления о едином первопредке Тангуне были их общей чертой. △ Государство Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) Основателем государства Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) считается Чумон (вошедший в историю под храмовым именем Мудрого правителя Тонмёна). Государство было образовано в южной части Манчжурии племенами пуде и доминировало на всей территории Манчжурии и в северной части Корейского полуострова. Конуре стояло на пути продвижения на полуостров ханьцев (центрообразующего этноса Китая), поэтому с самого момента основания государства конфликты с Китаем были неизбежны. Китайское военно-политическое влияние на Корейском полуострове было ликвидировано с покорением когурёсцами округов Аннан (кит. Лолан) и Тэбан (кит. Дайфан), которые были образованы на полуострове Китаем после падения Древнего Чосона. А разбив в 598 г. огромную армию китайской династии Суй, Когурё самоутвердилось как сильнейшее государство в Северо-Восточной Азии. Среди трёх корейских государств Когурё также обладало самыми обширными территориями и мощной армией, что на протяжении долгого времени делало его на полуострове страшной силой. Однако в войнах с многотысячными суйскими армиями силы Когурё подрывались, и в конце концов государство пало под ударами союзных войск государства Силла и пришедшей на смену Суй династии Тан. После гибели Когурё его население подпало под власть Силла. Но часть когурёсцев, мигрировав на север и объединив там ряд народностей, создали государство Пархэ (кит. Бохай). Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) согласно легенде было основано выходцами из Когурё – братьями Ончжо и Пирю, сыновьями Мудрого правителя Тонмёна, перебравшимися на юг. За этой мифологической версией можно разглядеть процесс основания нового государства мигрантами из Когурё, вытесненными оттуда правящим кланом. На северном направлении Пэкче сталкивалось с Когурё, которое препятствовало дальнейшему продвижению своего соседа. На западном направлении Пэкче через морской путь поддерживало отношения с различными китайскими царствами. Завоевав южную часть округа Тэбан (кит. Дайфан), оплота китайского влияния на полуострове, Пэкче укрепило своё положение, что привело к столкновениям с Когурё. Впоследствии с ростом могущества Силла Пэкче пришлось вести изнурительную борьбу и на восточном направлении. Интенсивно развивались также связи Пэкче с Японией. История государства Пэкче отмечена взлётом блистательной культуры. Но противостояние с Силла изматывало силы страны, пока, наконец, в 660 г. государство не погибло под натиском союзных войск государства Силла и китайской династии Тан. После падения Пэкче многие выходцы из этого государства, переправившись в Японию, способствовали формированию государственности и культуры в этой стране. Государство Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) Если в мифах об основателях Когурё и Пэкче прослеживается пуёский компонент, то миф об основателе государства Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) принадлежит к группе мифов, где герой рождается из яйца. Из яйца появляется на свет и мифический основатель Силла Пак Хёккосе. Миф о Пак Хёккосе скрывает в себе процесс смешения местного населения с носителями более передовой культуры, пришедшими извне, и формирования нового этноса. Время существования государства Силла, включая период Объединённого Силла, когда на протяжении 992 лет на троне сменилось 56 правителей, в Корее называют «Тысячелетним царством». Будучи зажато в юго-восточной части Корейского полуострова, государство Силла практически не имело доступа к передовой культуре, что сказалось на его замедленном развитии. Тем не менее, постепенно развиваясь, это государство развило как военный, так и культурный потенциал. А союз с танским Китаем позволил разбить поочерёдно Пэкче и Когурё и осуществить историческую задачу объединения всех трёх государств на Корейском полуострове..

Период Объединённого Силла (668 – 935)

История Силла после объединения трёх государств называется периодом Объединённого Силла (668 – 935). Это было время пышного расцвета культуры при государственном покровительстве буддизму. Избавившись после объединения страны от вмешательства Китая, Силла сумело объединить под своей властью все земли Корейского полуострова за исключением части территории на севере. К северу от Объединённого Силла находилось образованное выходцами из Когурё государство Пархэ (кит. Бохай). Таким образом, были заложены основы для формирования и развития единой нации. В поздний период Силла верхи погрязли в роскоши и развлечениях, а политическая ситуация в стране оказалась дестабилизирована. В провинции самоуправствовала местная знать, и началась эпоха междоусобной борьбы, которую в историографии также называют временем Позднего троецарствия. С повторным объединением страны под властью династии Корё Силла прекратило своё существование.

Период династии Корё (918 – 1392)

Основатель династии Корё (918 – 1392) Ван Гон (877 – 943) в качестве столицы избрал Сонак (современный город Кэсон в Северной Корее). В 935 г. он включил Силла в состав нового государства, а в 936 г. разгромил государство Хубэкче (Позднее Пэкче), завершив тем самым повторное объединение страны. При династии Корё особым почитанием пользовался буддизм, а внешняя политика ставила своей задачей продвижение на север, вследствие чего земли государства были расширены. В поздний период династии Корё страна подверглась нашествию монголов (династия Юань в Китае), и правящий дом Кореи, попав в подчинённое положение от завоевателей, едва сохранял своё автономное существование. Воспользовавшись смутой в Китае, вызванной утратой власти династией Юань и утверждением династии Мин, Корё восстановило государственный суверенитет. Однако с усилением влияния военных и появлением сильного лидера по имени Ли Сон Ге трон перешёл к нему, а династия Корё прекратила своё существование. Она правила страной 474 года, и за это время на престоле успели побывать 34 монарха

Период династии Чосон (1392 – 1910)

Династия Чосон (1392 – 1910) была основана выдвинувшимся из среды военных Ли Сон Ге (ван Тхэчжо) при поддержке опиравшегося на идеи конфуцианства (чжусианства) реформаторского крыла правящего слоя. Считается, что прежняя династия была смещена не грубой силой, а отречением от престола, причиной чему послужила утрата ваном Мандата Неба в силу своей недобродетельности. Период правления династии Чосон уникален тем, что хотя правитель и был наделён абсолютной властью, у него существовал противовес в лице конфуциански образованных чиновников и учёных. Поэтому, даже называясь монархом, он был обязан и в личных, и в государственных делах педантично следовать положениям политической философии того времени. В государстве Чосон получили широкое развитие как культура, так и техника, примером чему могут послужить создание корейского алфавита и изобретение дождемера. С другой стороны, приверженность условностям и церемониалу вкупе с излишней придирчивостью в том, что касалось теоретических выкладок, привели общество к стагнации. Следствием проводившейся в течение долгого времени политики изоляционизма явилась неспособность реагировать на вызовы эпохи в Новое время. Став жертвой соперничества великих держав, Корея в итоге подпала в 1910 г. под колониальный гнёт империалистической Японии.

Период японского колониального господства (1910 – 1945)

С началом периода японского колониального господства (1910 – 1945) в Корее было учреждено генерал-губернаторство Чосон (яп. Тёсэн). На поздних этапах был выдвинут лозунг «Нэсон ильчхе» (яп. «Найсэн – иттай»), что означает «Япония и Корея – единое целое». Политика, проводимая под данным лозунгом, ставила своей целью полную ассимиляцию корейцев, лишение их своих национальных корней. Запрещалось произносить по-корейски свои имена и фамилии, запрещалось говорить по-корейски и даже пользоваться корейским алфавитом. В период колониального порабощения не прекращалась вооружённая антияпонская борьба корейских партизанских отрядов, базировавшихся на территории Китая и России. В Китае было образовано Временное правительство в эмиграции, осуществлявшее руководство национально-освободительным движением. Первомартовское движение за независимость, развернувшееся в Корее 1 марта 1919 г., вошло в историю как всенародное движение, проходившее под лозунгом «Тоннип мансе!» («Да здравствует независимость!») и противопоставившее действиям вооружённых войск и полиции ненасильственные методы борьбы. С окончанием в 1945 г. Второй мировой войны японская армия ушла с территории страны, и период колониального господства завершился

Современный период

После освобождения страны в 1945 г. в южной части страны были размещены американские войска, а в северной – советские. В каждой из этих двух зон присутствия действовала своя военная администрация, и это стало первым зерном дальнейшего раздела страны. После проведённых в 1948 г. выборов на Юге было сформировано сепаратное правительство, и была провозглашена Республика Корея. Правительство Республики Корея было признано мировым сообществом как единственно легитимное правительство на Корейском полуострове. На Севере при поддержке СССР был создан коммунистический режим – Корейская Народно-Демократическая Республика. Со вторжения Северной Кореи на Юг началась Корейская война, длившаяся с 1950 по 1953 г. Вмешательство войск ООН и китайской армии завершилось в итоге перемирием, закрепившим раздел страны. После этого, пережив период нестабильности в 60-х гг., Республика Корея осуществила в 70-х гг. ускоренное экономическое развитие, получившее название «чуда на реке Ханган». В конце 80-х была проведена политическая демократизация, подразумевающая смену власти в стране посредством института прямых президентских выборов. Наряду с этим во взаимоотношениях с Севером произошёл отход от установок времён «холодной войны». Был произведён переход к обоюдному признанию существующих в обеих Кореях политических систем, к эре примирения и сотрудничества.