Интерьер гостиной в стиле начала 19 века. Отделка стен в жилых помещениях XVIII — первой половины XIX веков. Обои в Тарханском барском доме. Интерьер в русской графике XIX - начала XX века

Интерьер гостиной в стиле начала 19 века. Отделка стен в жилых помещениях XVIII — первой половины XIX веков. Обои в Тарханском барском доме. Интерьер в русской графике XIX - начала XX века
Интерьер гостиной в стиле начала 19 века. Отделка стен в жилых помещениях XVIII — первой половины XIX веков. Обои в Тарханском барском доме. Интерьер в русской графике XIX - начала XX века

Сегодня большинство людей отдают предпочтение комфортному и максимально функциональному жилью. Однако находятся и редкие ценители старой классики, которые желают оформить свой дом в лучших традициях былых времен. Обычно к такой категории относятся люди богатые, имеющие не один вид недвижимости, коллекционеры и антиквары, которые с одной стороны испытывают жажду экспериментов, а с другой - остаются верными традициям.

На сегодняшний день интерьер 19 века, который господствовал в домах аристократической знати, является одним из самых показательных среди страничек, описывающих историю архитектуры и быта Российской империи. Например, в известном Павловском Дворце существует целая экспозиция, посвященная жилому интерьеру 19 начала 20 веков, которая позволяет перенестись словно на машине времени в другое столетие.


Попробуем определить, какие же особенности интерьера 19 века присутствовали в разные десятилетия столетия.


Так, в начале 19 века русская знать зачастую располагалась в загородных усадьбах или особняках, находящихся в черте города. Вместе с хозяевами в доме проживала прислуга, которая классифицировалась по статусу. Дома, в которых проживали господа, обычно состояли из трех этажей. Именно комнаты первого этажа в интерьере 19 века отдавались под распоряжение прислуги, хозяйственные помещения, кухню, подсобки.

На втором этаже располагались гостевые хоромы, которые зачастую представляли собой смежные гостиные, залы и столовую. А вот на третьем этаже в большинстве своем располагались господские хоромы.


В начале столетия в интерьере 19 века в основном присутствовали стили классицизм и ампир. Большинство помещений гармонично сочетались между собой и включали мебель единую по стилю, зачастую изготовленную из красного дерева с тканевой отделкой, украшенной позолоченными, латунными или бронзированными элементами. Стены в домах зачастую окрашивались однотонной краской зеленого, синего или лилового цветов или оклеивались полосатыми бумажными обоями.


Обязательным помещением в любом жилом доме был кабинет хозяина, мебель которого зачастую изготавливалась из тополя или березы. Весомое место также занимали портретные комнаты, которые оформляли полосатыми обоями и украшали портретами в тяжелых и массивных позолоченных рамах.


Спальня обычно была разделена на две зоны: спальную и будуарную, особенно это касалось комнат юных барышень. В более богатых домах будуар находился в соседнем со спальней помещении. Будуар в интерьере 19 века носил не только функцию туалетной комнаты, сколько являлся личным пространством хозяйки, где она могла заниматься чтением, вышивкой или просто находиться наедине со своими мыслями.


Интерьер 19 века в 40-60х годах подпал под влияние романтизма, неоготики и псевдорусского стиля. Окна в домах начали завешивать тяжелыми драпированными тканями. На столах появились скатерти. Веяние готики порой проявлялась в моде на стрельчатые окна с витражами. Примерно в период правления Николая II была введена мода на французский стиль. Мебель из красного дерева уступила место розовому дереву, в интерьере появились предметы декора, такие как фарфоровые вазы и статуэтки. А уже немного позже, особенно в мужских спальнях, начали отражаться восточные мотивы. Например, в качестве декора на стены вешали оружие, в комнатах могли присутствовать кальяны и другие курительные принадлежности, хозяева часто любили облачаться в халаты с восточными мотивами. Но, что касается гостиных и женских спален, стиль второго рококо оставался господствующим.

Интерьер конца 19 века начинает понемногу тускнеть по сравнению с началом и серединой столетия. Связано это с тем, что многие буржуазные семьи разорялись и оказывались в незавидном финансовом положении. В то же время на месте не стоял научно-технический прогресс, который привнес в интерьер тюли и скатерти из машинного кружева.

Вместо домов в 19 веке более популярными стали квартиры, которые совмещали в себе эклектику многих архитектурных стилей. Место усадеб заняли загородные дачи, интерьеры которых зачастую оформлялись в псевдорусском стиле, который заключался в отделке балками с резьбой потолков и неизменным буфетом в столовой.


Ближе к концу года в свои права вступил стиль модерн, предполагающий плавные изогнутые линии во всех без исключения предметах интерьера.


Интерьер 19 века по насыщенности разных стилей может занять, пожалуй, первое место среди прочих столетий, так как под влиянием историцизма в нем отразились такие течения, как классицизм, рококо, готика, в середине века зародилась эклектика стилей, а в конце в свои права вступил неповторимый модерн.

Начало 19 века характеризуется зарождением во Франции архитектурного и интерьерного направления под названием ампир. Так называемый имперский стиль отличается роскошью и торжественностью, призванными подчеркнуть величие императора Наполеона. Органичное сочетание римской античности, египетских мотивов, архитектурной монументальности интерьеров, обилия позолоты и ярких цветов в отделке позволили французскому ампиру просуществовать достаточно длительный исторический период и с некоторыми изменениями быть перенятым как русским императорским двором, так и буржуазной Германией. 19 века позволяют окунуться в атмосферу величия и роскоши бальных залов, гостиных, будуаров того времени.

Характерные черты стиля

Ампир как архитектурный и интерьерный стиль зародился в начале 19 века с легкой руки Наполеона Бонапарта. Он был призван подчеркнуть величие императора, соединив в себе торжественность, роскошь и строгость.

Основой ампира является римская античность с ее монументальными арками, колоннами, кариатидами. Архитектура и интерьеры 19 века в имперском стиле отличаются монументальностью, целостностью и симметрией.

В отделке использовались красное дерево, мрамор, бронза и позолота. Стены украшали росписью античных сцен, барельефами. На потолке использовали гипсовую лепнину.

Интерьеры 19 века в стиле ампир выдержаны в насыщенных цветах: синем, красном, зеленом, бирюзовом, белом. Они хорошо сочетаются с обилием позолоты и витиеватого декора. Нередко использовались и пастельные оттенки: молочный, бежевый, лавандовый, бледно-голубой, фисташковый, мятный.

Дополняла отделку монументальная мебель из красного дерева с декоративными накладками из бронзы или позолоченной резьбой. Популярны были звериные мотивы в мебели: ножки в виде лап, подлокотники с головами львов. спровоцировал моду на аутентичную атрибутику, которая впоследствии повлияла на французский ампир, органично влившись в интерьер наряду с античными мотивами. Не менее популярна была военная тематика: картины со сценами сражений, оружие.

Стены

Стены в интерьере 19 века имперского стиля расписывали античными сюжетами и экзотическими пейзажами. Нередко встречались барельефы. Обои применяли редко, в основном с узором в виде вензелей или строгой полоски. В спальнях и будуарах стены драпировали текстилем, украшенным акантом в римском стиле. В цветовой гамме преобладали яркие оттенки: красный, синий, зеленый, а также белый. Они замечательно сочетаются с обилием позолоты, подчеркивая величественность и тожественность обстановки.

Характерной чертой ампира являются и лепнина в отделке стен. Изготавливали колонны из мрамора, малахита и иных поделочных камней, лепнину покрывали позолотой. Огромные зеркала - неотъемлемый атрибут интерьера 19 века. Их активно использовали в декоре, дополняя витиеватыми золочеными рамами.

Потолок

Потолки в интерьерах стиля ампир всегда высокие, купольной или прямой формы. Основной цвет - белый. Украшали потолок росписью, а также гризайлем. Сложно представить интерьер 19 века в имперском стиле без лепнины. Гипсовые розетки, карнизы, молдинги и другие украшения использовались повсеместно. Нередко лепнину покрывали позолотой. Строгая централизация композиции и симметрия, характерная для римского стиля, ярко прослеживается и в ампире. Центр потолка обязательно украшали узорами и дополняли великолепной подвесной люстрой. Позолота и хрусталь гармонично подчеркивали торжественную

Освещение в имперском стиле играет важную роль. При большой площади комнаты нередко устанавливали несколько крупных симметрично расположенных люстр. Кроме них, в комнате присутствовали настенные и настольные канделябры. Многочисленные огни, отражаясь в зеркалах и позолоте, создавали неповторимую атмосферу торжественности и величия.

Мебель

В интерьере мебель была монументальна, как произведение архитектурного искусства. Использовались такие исключительно архитектурные элементы, как колонны, карнизы, кариатиды. Столешницы нередко изготавливали из цельного куска мрамора или малахита. Диваны, кресла, кушетки были плавных эргономичных форм.

Широко использовалось красное дерево. Украшали мебель бронзовыми накладками, позолоченной резьбой, стилизованными под животных ножками и подлокотниками. Звериные мотивы четко прослеживаются в имперском стиле: головы и лапы львов, орлиные крылья, змеи. Популярны были и мифические существа: грифоны, сфинксы. Обивка кушеток, стульев, кресел во французском ампире преимущественно однотонная, выполненная под мрамор или кожаная. В интерьерах появились круглые столики на одной ножке, серванты для посуды и модных безделушек, секретер с полкой для книг.

Декор

В декоре 19 века преобладают античные римские и египетские мотивы - колонны, фризы, пилястры, орнамент с листьями аканта, сфинксы, пирамиды. Эпоха наполеоновских войн не могла не отразиться на интерьере. Широко использовались изображения оружия: сабель, щитов, стрел, пушек, ядер. Декораторы того времени не могли обойти стороной лавровый венок как символ величия. Он встречается повсеместно.

Интерьер изобилует гипсовыми статуями, картинами и огромными зеркалами в массивных позолоченных рамах. Сложные драпировки на окнах и стенах - характерная черта ампира. Кровати украшали балдахинами. Весь декор в интерьере имперского стиля тщательно выверен, и одинаковые изображения можно встретить в декоре мебели, стен, аксессуаров и даже книг.

Русский ампир

Русский интерьер 19 века взял многое из французского ампира, переработав и смягчив. Вместо красного дерева и бронзовых накладок на мебели использовали карельскую березу, ясень, клен. Мебель украшали позолоченной резьбой. Существ египетской мифологии удачно заменили славянскими. В отличие от французского ампира, возвышающего в первую очередь личность императора, русский большее внимание уделял величию государственной власти. Мрамор заменили уральским малахитом, лазуритом и другими поделочными камнями.

Русский ампир постепенно разделился на два направления: столичный и провинциальный. Столичный более походил на французский, однако был более мягким и пластичным. Несомненный вклад в развитие стиля внес итальянец Карл Росси. Провинциальная версия русского ампира была еще более сдержанной, приближенной к классицизму.

Ампир - яркий и величественный стиль в архитектуре и интерьере 19 века. Пышность и тожественность интерьеров была призвана подчеркнуть величие императора. Характерными чертами имперского стиля являются центрированная композиция, яркие цвета, обилие позолоты, лепнина, огромные зеркала, античные, египетские, звериные и военные мотивы.

Существуют возможности использования стиля 19 века и в современном дизайне интерьера. Дизайнеры могут воплотить в жизнь реализацию такого проекта, используя современные материалы и стилизованные предметы. Роскошный стиль ампир может украсить любую квартиру, было бы желание и возможности.

Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.

Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.

С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912

С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916

С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е

Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.

Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники , дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.

Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.

Итак, немного разобравшись с теремами и избами, переходим непосредственно к усадьбе. Название это происходит от «сажать» или «садить». Под усадьбой традиционно понимается загородная постройка, целый комплекс, куда помимо самого жилого дома входят хозяйственные строения и обширный сад. Принято различать следующие виды усадеб:

  1. Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
  2. Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.

Барон Николай Врангель (брат Петра Врангеля, предводителя Белого движения) в 1902 году отправился в провинцию, чтобы подробно изучить особенности усадеб тогдашних помещиков. Вот как он описывал традиционную усадьбу в своей книге: «Белые дома с колоннами, в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду...».

Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.

На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.

Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.

На этих снимках дом купца Клепикова, расположенный в Сургуте. Хорошо видно обилие текстиля, очень простая отделка, дощатый пол, добротная деревянная мебель. Такую металлическую кровать с пружинами, уверены, многие из вас ещё застали у бабушки в деревне. Обратимся вновь к барону Врангелю, который интерьер усадьбы описывал так: «Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности».

Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.

На этом фото интерьер усадьбы, построенной в посёлке Медное озеро (под Санкт-Петербургом) архитекторами Еленой Барыкиной и Славой Валовень для коллекционеров антикварной мебели. Почти все предметы меблировки аутентичны, но есть в этом доме и современные реплики, созданные «под старину».

Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:

  1. Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
  2. Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
  3. Межкомнатные двери и плинтус белые.
  4. Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
  5. Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.

Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.

Отдельно следует упомянуть о том влиянии, которое на интерьер русской усадьбы оказал ампир или поздний классицизм , пришедший из Европы. В рамках помещичьей усадьбы это направление получило название «сельский ампир», став менее помпезным и роскошным.

Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.

Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.

Архитектура деревянного усадебного дома XIX века


Любовь к дереву, к деревянному дому, у русского человека была во все времена. Это где-то на подсознании, на седьмом чувстве. И во все времена деревянный дом на Руси считался самым хорошим, самым удобным для проживания, самым лучшим для здоровья человека. Да и по цене деревянный дом выгодно отличался от кирпичной постройки. Поэтому понятно стремление сначала боярина, потом дворянина, а позднее купца и промышленника, построить для себя дом из деревянных конструкций. И при анализе сохранившихся до наших дней усадебных домов мы видим очень много домов, построенных из деревянных конструкций.
Если очень схематично нарисовать таблицу смены архитектурных стилей в России на протяжении XIX века, то получится следующая картина. Начало века – это классицизм, постепенно переходящий, особенно после 1812 года, в победный ампир. А где-то с 1840-х годов начинается активный поиск новых форм, начинается время эклектики, которая восстала против академических догм античного зодчества. И только в самом конце XIX века начинает набирать силу по-настоящему новый стиль - модерн.
Но параллельно этой смене стилей, строились небольшие городские и загородные усадебные дома в традиционных формах стиля ампир. Их продолжали строить даже во второй половине века, когда вокруг господствовала эклектика, создавая сказочный симбиоз самых причудливых сочетаний архитектурных стилей и деталей прошлых лет. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, что бы почувствовать себя ровней с дворянами.

На примере нескольких деревянных усадебных домов мы сегодня имеем возможность проанализировать основные приемы и методы их создания.

1. Усадебный дом в Новоспасском - родовое гнездо композитора М.И.Глинки

Усадьба расположена в юго-восточной части Смоленской области на реке Десне. По названию церкви «Спасо-Преображенская» усадьба получило название - Новоспасское. Усадебный дом в Новоспасском был построен отцом композитора И.Н.Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Во время Отечественной войны 1812 г. имение было разграблено. В 1813 году после возвращения Иван Николаевич выстроил заново усадебный дом.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе Новоспасское в 1804 году. Здесь, в имении отца, Глинка провёл 12 лет детства, и покинул его в 1817 году, когда уехал учиться в Петербург.
Во второй половине XIX века усадьба была продана, деревянный дом разобран, имение после этого пришло в полный упадок.
Усадебный дом восстановлен уже после революции, в 1970-е годы. Использовались архивные документы, воспоминания и живописные работы современников М.И. Глинки.
В наши дни в усадьбе работает мемориальный музей М. И. Глинки.


Наверное, самое интересное и самое главное в том, что дом восстановлен в деревянных конструкциях. Это придает ему историческую правдивость и естественность. Но здесь начинается и первое противоречие между конструкцией здания и элементами его отделки.

В Новоспасском дом восстановлен в деревянных конструкциях и с деревянной обшивкой стен снаружи. И это очень хорошо. Но в деталях присутствует штукатурные работы и лепнина. Это колонны, капители, балюстрада и некоторые другие детали. Получился некий симбиоз полностью деревянного особняка и деталей, привнесенных из каменной архитектуры.




Интерьеры были решены без применения открытых деревянных поверхностей. В результате реставрации получился вполне традиционный барский дом с оштукатуренными и окрашенными стенами и паркетными полами.
Но нам сегодня приходится рассматривать не историческое здание - а своего рода фантазию архитекторов-реставраторов на тему деревянного усадебного дома.

2. Усадьба Болдино - музей заповедник А.С.Пушкина


Уже с XVI века эта земля находилась во владении дворянского рода Пушкиных. В 1741 - 1790 годах поместье принадлежало деду великого поэта, Льву Александровичу Пушкину. Впервые А. С. Пушкин приехал в Болдино в 1830 году, накануне женитьбы на Наталье Гончаровой. Молодой жених собирался провести здесь пару недель, чтобы оформить все необходимые документы и вступить во владение 200 крепостными крестьянами, которые ему выделил отец. Однако эпидемия холеры, охватившая Нижегородчину, преградила путь поэту, и он остался в карантинной зоне. Три осенних месяца 1830 года, которые поэт провёл в Болдине, отмечены небывалым взлётом творческого вдохновения.



Кабинет Пушкина с классической отделкой стен. В этой комнате нет и намека на то,

что здание в своей основе деревянное

Среди построек в Болдино есть дом Вотчинной конторы, где Пушкин жил во время своего последнего

посещения усадьбы. Интерьер интересен своей простой отделкой, без какой либо обшивки стен


Внимание, проявленное к подобным усадьбам вполне объяснимо – они воссоздавались как музейные здания, как свидетели жизни и творчества наших любимых писателей, композиторов, художников. Сегодня их посещают тысячи туристов, они включены в многочисленные экскурсионные маршруты. Но определенный налет «новостройки» в них, безусловно - присутствует. И есть некоторая театрализованность, которая наверно вполне допустима при создании музея.

Значительно интереснее посмотреть не заново воссозданные, а сохранившиеся здания деревянных усадебных домов. Как наглядное пособие для изучения деревянного дома можно привести пример восстановления усадебного дома в Васино.

3. Усадьба Васино

Старинная усадьба Васино расположена в Чеховском районе Московской обл. на высоком берегу реки Люторки, в тенистом парке. В начале XIX века здесь бывали декабристы, а в конце века в Васино бывал земский врач А.П.Чехов, приезжавший из соседнего Мелихова. Усадебный дом деревянный, с обшивкой досками. Этот дом – один из немногих уцелевших в Подмосковье образцов деревянных усадебных построек в стиле Ампир. После революции в ней размещалась школа, затем дом отдыха. После развала СССР здание много лет стояло заброшенным. Восстановление начато в 2014 году.



На фотографии 1991 года усадебный дом виден еще в хорошем состоянии,

в нем многие годы размещалась школа




Еще фото 1991 г. – видно, что находится здание в хорошей сохранности




Дом был в хорошей сохранности до 1990-х гг., затем простоял в заброшенном состоянии более 20 лет,

и сейчас ведется реставрация с полным восстановлением первоначальных деревянных конструкций


Это все весьма печальная история, но благодаря данной ситуации сегодня есть возможность посмотреть детали деревянной конструкции «типового» усадебного жилого дома начала XIX века, и увидеть - как создавались такие дома.



Основа дома – это обычный, хорошо всем известный деревянный сруб, выполненный в наиболее простом варианте, то есть срубленный в «обло» с остатком. Сруб обшит досками снаружи и изнутри. И главное состоит в том, что наружная обшивка досками и является фасадной отделкой. Деревянные дощатые стены выявляют деревянную конструкцию дома. И портик, украшающий фасад дома и все детали портика – колонны, капители, детали капителей – все детали отделки тоже выполнены из дерева. И эти деревянные дорические капители русские плотники выполнили очень похожими на классические капители.



Усадьба Васино. План дома - проект реставрации

Усадьба Васино. Поперечный разрез дома - проект реставрации


Интересен и подход к отделке интерьеров. Внутри стены дома тоже не стали штукатурить, а просто оклеили обоями по доскам. Остатки этих обоев можно увидеть на стенах, по крайней мере сегодня, в процессе реставрации, их можно изучить и воссоздать их рисунок.

В целом знакомство с усадьбой Васино дает огромный пласт информации о методах строительства небогатых загородных усадеб в XIX веке.




Усадьба Васино. сохранившийся фрагмент обоев

Сегодня сложно сказать, в какой степени реставраторам удастся воссоздать всю структуру этого уникального деревянного здания, но начатая реставрация ведется успешно.

4. Дом Волкова в Вологде

Много деревянных усадебных зданий сохранилось в Вологде. И одним из первых хочется назвать одноэтажное деревянное здание, построенное для городского головы Н.А.Волкова в 1814 году. Многие годы здание было одним из центров культуры Вологды. А с 1973 года в доме размещается городская музыкальная школа.


с выходящим во двор парадным крыльцом с узорными кронштейнами



Фасад - проект реставрации




План - проект реставрации




Резные деревянные детали отделки фасадов как бы повторяют любимые ампирные мотивы, которые мы привыкли видеть в штукатурном исполнении на фасадах каменных домов.




Особенно впечатляет выполнение колонн и капителей в деревянном варианте

Интерьеры в здании выполнены в традиционной штукатурной отделке,

и в них очень важное значение приобретают печи

5. Дом Соковикова в Вологде


Совсем по-другому выглядит в Вологде дом Соковикова. В отличии от большинства деревянных усадебных домов это здание имеет два этажа. С 1830 года дом протоиерея П.В.Васильевского, С 1867 года – купца И.М.Соковикова. Последним его владельцем был сын Ивана Михайловича Соковикова – Иван Иванович. В 1918 году дом был национализирован. Весной в здании разместилось австрийское посольство. После революции назначение дома постоянно менялось, в восьмидесятые годы был музей истории молодежного движения, проводились выставки.



Дом Соковикова уникален для Вологды своим архитектурным решением. Обращают на себя внимание черты компоновки, свойственные домам первой половины XIX века: наличие антресольного этажа, расположение парадного входа со двора. Архитектура выдержана в стиле ампир: дом производит впечатление простоты и одновременно торжественности. Выразительно оформление портика на северном фасаде: две пары широко расставленных колонн, поставленных на выступ нижнего этажа и поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном, образуют балкон с балюстрадой. Балконная дверь трактована как крупное тройное окно со сложным наличником. Дом завершен карнизом большого выноса с крупными выступами - дентикулами. Над небольшими окнами первого этажа располагаются полуарочные декорированные резные наличники. Во втором этаже высокие окна обоих уличных фасадов обрамляют рамочные наличники с легкими и простыми сандриками.

Оригинал взят у museum_tarhany в Отделка стен в жилых помещениях XVIII — первой половины XIX веков. Обои в Тарханском барском доме

В связи с тем, что внутренняя архитектура и убранство барского дома в Тарха-нах не вполне соответствуют лермонтовскому времени, дирекция музея считает необходимым в ближайшие годы провести капитальный ремонт — реставрацию. Документов, свидетельствующих о том, как выглядел барский дом в лер-монтовское время, нет. Поэтому один из возможных вариантов создания внутрен-него убранства — это воспроизведение типичной обстановки того времени.

Драгоценные сведения об убранстве жилых домов той эпохи содержатся в ме-муарах современников, творчестве писателей, поэтов и художников (именно в рассматриваемый период появился своеобразный вид изображения, который полу-чил общее название «В комнатах»), справочной литературе тех лет, а также науч-но-исследовательских работах современных авторов, среди которых мне хочется

особо выделить книгу Т. М. Соколовой и К. А. Орловой «Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века».

К сожалению, воспоминания о губернских и помещичьих домах немногочис-ленны. Но следует отметить, что провинциальные усадебные дома строились за-частую по образцу и подобию домов московских зажиточных дворян, ибо Москва долго хранила манеру строить не столь высоко, сколь широко (как пишут Т. М. Соколова и К. А. Орлова). Д. Благово в книге «Рассказы бабушки...» сооб-щает: «Дом был деревянный, очень большой, поместительный, с садом и огоро-дом и огромным пустырем, где весною, пока мы не уедем в деревню, паслись наши две или три коровы»17 (здесь речь идет о 1790-х гг.).

В 1815 году была образована Комиссия для строения города Москвы. Она вы-работала типовые проекты жилой застройки. Послепожарные жилые дома Моск-вы — это деревянные, чаще одно — чем двухэтажные, почти всегда с мезонином, часто с антресолями, с неизменным палисадником и входным крыльцом у боко-вой стены.

Деревянные дома обшивались тесом или штукатурились. Окрашивались в светлые тона, предписанные Комиссией в 1816 году: «Чтобы впредь дома и забо-ры крашены были нежнее и лучшими красками, для чего и назначены колеры светлые: дикой, бланжевый, палевый и с прозеленью». (Цвета «дикой» и «бланже-вый» — светло-серый и телесный).

Губернские и усадебные помещичьи дома строились, как правило, по тем же нормам архитектурных приемов. Так, Д. Благово пишет: «Этот дом принадлежал прежде графу Толстому... который в одно время выстроил два совершенно одина-ковых дома: один у себя в деревне, а другой в Москве. Оба дома были отделаны совершенно одним манером: обои, мебель, словом, все как в одном, так и в дру-гом». Здесь речь также идет о 1790-х годах. Граф Толстой, по словам Д. Благово, «человек очень богатый». Но и совсем небогатые помещики нередко строили свои дома по образцу московских. Тот же Д. Благово сообщает: «Дом в Хорошилове

был тогда старый и ветхий, в котором Неелова жила еще несколько лет, а потом она выстроила новый дом по образцу нашего пречистенского, строенного после французов». Неелова — небогатая помещица, ее сельцо Хорошилово было рас-положено в Тамбовской губернии.

Настолько же типично было внутреннее устройство помещичьих домов. «Вну-треннее устройство было совершенно одинаково везде: оно повторялось без вся-ких почти изменений в Костромской, Калужской, Орловской, Рязанской и прочих губерниях», — свидетельствует граф М. Д. Бутурлин (воспоминания относятся к 1820-м гг.).

Подробное описание деревянного губернского дома в г. Пензе дает известный мемуарист Ф. Ф. Вигель в 1802 году. «Здесь (т. е. в Пензе. — В. У.) жили помещи-ки точно так же, как летом в деревне... Описав расположение одного из сих домов, городских или деревенских, могу я дать понятие о прочих, настолько велико было их единообразие».

В начале XIX века в отделке стен и потолков все еще чувствовались отголоски XVIII столетия, когда стены и потолки чаще всего расписывались или обивались штофом. Причем росписи были в ходу как в столичных домах, так и в усадебных, с тою разницей, что в Петербурге отдавали предпочтение росписям с фигурами античных божеств, в усадьбах же более распространенной была красочная рос-пись букетами, экзотическими птицами и т. п., которая культивировалась более в Москве. У С. Т. Аксакова (в конце XVIII в.): «Взглянув в залу, я был поражен ее великолепием: стены были раскрашены лучшими красками, на них изображались незнакомые мне леса, цветы и плоды, неизвестные мне птицы, звери и люди...».

У М. Д. Бутурлина (в 1817 г.): «Тогда еще были в ходу аляпистые (по большей части) изображения по стенам густого леса в настоящие почти размеры и разные ландшафтные виды. У помещиков средней руки этими сюжетами расписана была обыкновенно столовая...».

Наряду со штофом и росписями в то время в России широкое распространение получили бумажные обои.

Производство обоев выделилось в самостоятельную отрасль промышленности уже в XVIII веке. Бумажные обои были заимствованы европейцами из Китая, где их производство практиковалось издавна. Первые обойные фабрики в Европе воз-никли в Англии, потом во Франции, Германии, России. В Англии в огромных количествах производили дешевые и средние сорта обоев; во Франции в большинстве своем выделывали только роскошные обои; в России количество обойных фабрик было меньше.
...

К концу XVIII века обои стали применяться повсеместно.

Ф. Вигель описывает дом киевского губернского предводителя дворянства Д. Оболенского в 1797 году: «Два раза в неделю пировал у него весь город... Меня как-то раз взяли с собой на один из сих вечеров. Вот что я нашел: две при-емные комнаты, длинную и низенькую залу и гостиную немного поменьше, обе оклеенные самыми обыкновенными бумажными обоями...».

То, что Вигелю оклейка обоями представляется явлением обыкновенным и самый факт существования зарегистрированных обойных мануфактур достаточ-но убедительно доказывают широкое распространение бумажных обоев уже в конце XVIII века. Усадебные дома как городские, так и загородные, стали деко-рироваться «бумажками». Обоями заменяли шелковые ткани. С самого начала своего существования обои не претендовали на самостоятельный отделочный ма-териал. Ими стремились имитировать известные, более дорогие материалы: кожу, дерево, мрамор, штоф. Чаще всего рисунок обоев делался «под ткань» и нередко

обои максимально приближались к имитируемому материалу. Не гнушались бу-мажными обоями даже во дворцах (Останкино, Кусково и др.).

Вот описание Михайловского дворца: «Соседняя с овальным залом малиновая гостиная получила свое название от малинового цвета с золотыми розетками обоев, наклеенных на холст и покрывающих стены... В симметрии с малиновой гостиной с другой стороны овального зала находилась синяя или голубая гости-ная... стены в ней были обиты холстиною и оклеены бумажными обоями голубого цвета с золотыми цветами».

В XVIII веке обои наклеивались предварительно на холст, затем крепились к стене. Этот способ оформления стен обоями несет в себе традиции обивки стен штофом. Вспомним, что в «Мертвых душах» Н. Гоголя у Коробочки «комната была обвешана старенькими полосатыми обоями» (о 1820-х гг.).

В начале XIX века — в 10-х и 20-х годах — обои промышленного производства применяются реже — преимущественно в жилых помещениях (не парадных). В 1829 году «Журнал мануфактур и торговли» сообщал: «С того вре-мени, как найдено удобнейшим стены внутри домов, даже деревянных, штукату-рить, красить и расписывать, бумажные обои мало-помалу стали выходить из упо-требления, и только в летних домах, беседках и у людей недостаточных сохрани-лись... Такая перемена вкуса и обычая привела обойные фабрики в стесненное по-ложение...». Одним из наиболее популярных способов отделки стен становится монохром-ная покраска.

В связи с новой модой появляется принципиально новый тип обоев — и по технологии, и по декоративным качествам. Поскольку главенствующее место в отделке занимает штукатурка, «бумажки» стремятся сделать внешне подобными окрашенной штукатурной поверхности: стены оклеивали бумагой и окрашивали

клеевой краской; они утрачивали орнамент, становясь все более однотонными, особенно в парадных комнатах. «Колера приобретают насыщенность и плотность. Редко применяется в гостиных голубой колер, чаще глубокий, насыщенный тем-но-синий. Зелень кабинетов и спален насыщается до естественного цвета лугов и сочных весенних липовых крон».

Клеевая окраска по бумаге могла быть и орнаментирована — по трафарету. Итак, в 10-х и 20-х годах прошлого столетия наиболее распространенным способом отделки стен в интерьерах деревянных домов рядовой ампирной застройки стала декоративная роспись по бумаге. Это убедительно доказано архи-тектором И. Киселевым в ходе проектно-исследовательских работ. Его коллекция обоев со-держит около тысячи образцов XVIII—XX веков, то есть практически «охватыва-ет весь хронологический диапазон применения бумаги в качестве отделочного ма-териала... большая часть ее поступлений состоит из обоев жилых домов рядовой

застройки Москвы, намечаемых к сносу».

В 1830-х годах получают распространение однотонные фабричные обои, а так- же возрастает популярность фабричных орнаментированных. К «дорогим» обоям относились обои с очень слож-ным рисунком, когда на бумаге воспроизводились сложные картины и при этом использовалась роспись от руки и приходилось накладывать на один рисунок до несколько сот красок одна на другую.

В 1829 году «Журнал мануфактур и торговли» сообщал: «В деле обоев первое место принадлежат без всякого прекословия царскосельской обойной фабрике ве-домства Его Императорского Величества. Изделия оной богатством, вкусом, чи-стотою отделки и величайшим сходством с дорогими материями не имеют себе равных. Богатые и прекрасные узоры, цвета живые, чистая и нежная печать, вер-нее тень, отличают их от всех так, что они могут сравниться с лучшими иностран-ными».
М. Н. Загоскин в повести «Вечер на Хопре»

(впервые опубликована в 1834 г.) описывает провинциальную усадьбу в Сердоб-ском уезде, территория которого сейчас входит в состав Пензенской области». Автор свидетельствует: «Двое дюжих лакеев, не роскошно, но опрятно одетых, приняли нас из коляски. Мы вошли в обширные сени... Пройдя бильярдную, сто-ловую и две гостиных, из коих одна была оклеена китайскими обоями, мы встре-тили в дверях расписанной боскетом диванной хозяина дома».

Из подмосковных большей популярностью пользовалась Жилкинская обой-ная фабрика, хотя качество производимых ею обоев было ниже царскосельских. И, конечно, помимо хорошо организованных и оснащенных мануфактур су-ществовал целый ряд небольших мастерских. Одну из таких мастерских описыва-ет И. С. Тургенев в повести «Первая любовь». «Дело происходило летом 1833 года. Я жил в Москве у моих родителей. Они нанимали дачу у Калужской заставы... Дача наша состояла из деревянного бар-ского дома и двух низеньких флигельков; во флигеле налево помещалась крохот-

ная фабрика дешевых обоев».

Мать И. С. Тургенева Варвара Петровна жила в Москве на Метростроевской (теперь) улице в деревянном доме с 1839 года. При исследовании дома И. Кисе-лев в служебных помещениях обнаружил под несколькими слоями наклеенные непосредственно на сруб бумажные обои. Рисунок их строгий, геометричный.

laquo;Энциклопедии русского городского и сельского хозяина-архитектора» (она изда-валась в 1837 г. и 1842 г.) сказано: «Внутренние стены также красятся на масле и на клею... первый способ вы-годнее, потому что стены, выкрашенные масляной краской, можно мыть, второй гораздо дешевле, цветнее и красивее. Внутренние стены еще обивают или оклеивают обоями»

Член Союза архитекторов И. А. Киселев, большой специалист по внутренней архитектуре XIX века и большой знаток обоев, был в Тарханах в апре-ле 1990 года. После осмотра барского дома он писал: «За мемориальный период (около 30 лет) характер отделки мог неоднократно меняться коренным образом. Первое время после строительства окантованные стены сруба не отделывались никак, т. е. дерево сруба оставалось открытым. Этот период мог быть весьма продолжительным. На следующем этапе могли клеить обои непосредственно по срубу. Далее могли производить отдельные локальные изменения: ремонт и замену обоев, оклейку обоями в не отделанных до этого по-мещениях. Наличие штукатурки в интерьерах на протяжении мемориального пе-риода — маловероятно. Все стены в доме не могут и не должны быть отделаны в одной технике. Наи-более богатые и нарядные обои — в парадной зоне, это могут быть обои фабрич-ного изготовления, полихромные, с рисунком. Более того, такие обои могут быть только в одной парадной комнате, гостиной или зале, в остальных комнатах — однотонные. Однотонными с бордюрами они могут быть и в жилых комнатах. ...Обои в интерьерах барского дома усадебного типа в первой половине XIX века — наиболее распространенный отделочный материал. Простые обои (не ло-щеные, не насыпные, с небольшим количеством печатных досок) стоили много меньше всех остальных видов отделки, обладая достаточно высокими декоратив-ными качествами».

Итак, какому же виду отделки внутренних стен барского дома отдать предпо-чтение? В настоящее время стены оклеены бумагой и монохромно окрашены. Отделочные работы проведены качественно, на высоком профессиональном уров-не: очень удачно подобраны колера, соблюдены правила сопряжения стен с на-личниками оконных и дверных рам, с плинтусами и т. п. Такой способ отделки стен является одним из самых популярных в первой половине XIX века, то есть вполне соответствует по типологии интересующему нас времени. И поэтому мож-но было бы не говорить об изменении отделки интерьерных стен, если бы не не-

которые обстоятельства. Рассмотрим их.

Как уже говорилось, на мемориальный период никаких документальных све-дений об интерьере барского дома нет. Что было дальше?

В 1845 году умирает Е. А. Арсеньева. Проходит 14 лет. В Тарханы приезжает И. Н. Захарьин-Якунин (это 1859 г.) и описывает барский дом так: «Господский дом... оказался пустым, т. е. в нем в то время никто не жил, но

порядок и чистота в доме были образцовыми, и он был полон мебели той же, ка-кая была восемнадцать лет тому назад, когда в этом доме жил Лермонтов». Управляющий провел Захарьина-Якунина в «те именно комнаты, в которых всегда жил, находясь в Тарханах, Лермонтов. Там, как и в доме же, все сохрани-лось в том виде и порядке, какие были во времена гениального жильца этих ком-нат. В запертом красного дерева со стеклами шкафе стояли на полке даже книги, принадлежавшие поэту... Умирая... бабушка завещала... оставить комнаты поэта в мезонине в том самом виде, в каком они были при его жизни и которые она охра-няла от перемен, пока жила сама. В 1859 году, когда судьба дала мне возможность посетить Тарханы, завет старушки Арсеньевой свято исполнялся еще».

Прошло еще восемь лет, на протяжении которых управляющим Тархан оста-вался Горчаков. Все это время в барском доме никто не жил. При Горчакове в 1867 году — в каком месяце, точно неизвестно, — с дома сняли мезонин. В этом же 1867 году в Тарханах побывал известный в пензенских кругах врач и краевед Н. В. Прозин. Он писал: «Вы... подъезжаете к крыльцу небольшого барского дома... везде густая мура-ва, как бархатным ковром покрыла весь двор. Одноэтажный деревянный дом был прежде с мезонином, но мезонин очень недавно снят и стоит еще неразобранным тут же, на барском дворе... Лермонтов провел здесь немало времени и жил в том самом мезонине, который теперь снят и поставлен на двор... Расположение ком-нат в доме остается и до нынче то же, какое было прежде, когда в нем жил поэт».

Н. В. Прозин посетил Тарханы летом, судя по тому, что цветут кашка, дикий ци-корий, розы и луга буйно зеленеют.

В 1891 году, в канун 50-летнего юбилея со дня гибели поэта, Н. В. Прозин вновь пишет о посещении Тархан: «Несколько лет тому назад я, бывши в селе Тарханах, застал еще в живых старо-го слугу Лермонтова... Старик был уже и тогда дряхл и, кроме того, слеп... Я застал еще в то время в Тарханах целым тот мезонин на доме, где жил Лермонтов. ...Благодаря любезности и просвещенному вниманию управляющего

П. Н. Журавлева, я мог видеть весь дом. Прямо из гостиной, оклееной старинными темно-голубого цвета обоями с золотистыми звездочками, с невысокого балкона мы спустились в сад».

Мы имеем сведения и о других комнатах барского дома. Сноха дядьки Лер-монтова А. И. Соколова Анна Петровна Кузнецова рассказывала: «Барский дом был с мезонином, как и теперь. Стены его были бледно-желтые, крыша зеленая, а колонны белые... Мезонин из-за ветхости сносили, но потом восстановили в том же виде, как и прежде. ...Комната Михаила Юрьевича была оклеена желтыми обоями, и в ней был ка-мин; мебель в ней стояла желтого цвета, обшитая желтым шелком. ...В гостиной были две печи из белого изразца, а пол был разделан под паркет; стены в ней были обиты бордовыми обоями... Стены зала были оклеены светлыми обоями, и висела люстра со стеклянными подвесками».

В. А. Корнилов — будучи директором — в первом путе-водителе по тарханскому музею-усадьбе писал: «Реставрация барского дома... была произведена в 1936 году, и в ее основу были положены показания старо-жилов села Лермонтове и тексты поэта».

...
В эпоху позднего классицизма (русского ампира, в стиле которого построен барский дом) каждое помещение окрашивалось своим, только ему присущим колером: зал был, как правило, светлым, по аналогии с фасадом — желтых, палевых, бланже-вых тонов; комната хозяйки (кабинет — спальня) — зеленым; гостиная была чаще всего синей или голубой; если гостиных было несколько, следующие могли быть розовой, малиновой, лимонной.

В трех текстах М. Ю. Лермонтова — обои. В первом случае это «разноцветные обои» во вкусе XVIII века в доме богатого провинциального помещика Палицына; во втором — это «светло-голубые французские обои» в комнате петербургского щеголя-офицера, в третьем — «обои старые» в доме возлюбленной Сашки, героя поэмы, девицы среднего сословия.

Какой же можно сделать вывод из всего вышеизложенного?

Первое: исходя из типологии, в барском доме может быть окраска (масляная или клеевая, монохромная или по трафарету); могли быть обои бумажные фабрич-ного изготовления (монохромные и орнаментированные). Любой из этих видов отделки будет соответствовать эпохе.

Второе: мы имеем свидетельства в пользу обоев. И не имеем таковых в пользу других видов отделки. Эти сведения, конечно, не есть документ на мемориальный период, но мы не можем, мы не имеем права пренебрегать ими, ибо у нас так мало сведений об убранстве, архитектуре, отделке барского дома, что любую, пусть са-мую малую крупицу, хоть немного приближающую нас к эпохе Лермонтова, мы должны беречь, хранить и использовать в работе.

Материалы:
1. Д. Благово. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком. Л., Наука, 1989
2. Т.М. Соколова, К.А. Орлова. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л., Художник РСФСР. 1982
3. С.Т. Аксаков. Собр. соч. в 4-х т. М., 1955, т. 1
4. Н.В. Гоголь. Собр. соч. в 4-х т. М., Правда, 1952. т. 3
5. Журнал мануфактур и торговли. СПб. №6, 1829
6. А. Киселев Обои XVIII—XIX веков. — Декоративное искусство СССР, 1979, №4
7. М.Н. Загоскин. Избранное. М., Правда, 1988
8. И.С. Тургенев. ПСС, т. 9. М.—Л., 1965
9. Энциклопедия русского городского и сельского хозяина-архитектора СПб., ч.1
10. И.Н. Захарьин-Якунин. Белинский и Лермонтов в Чембаре. (Из моих записок и воспоминаний). — Исторический вестник. 1898, кн. 3
11. Архив музея. Материалы к истории Тархан; оп. 1, ед. хр. 75
12. П.А. Висковатов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., Современник, 1987
13. В. Корнилов. Музей-усадьба М.Ю. Лермонтова. Гослитмузей, 1948
14. М.Ю. Лермонтов Собр. соч. в 4-х т. М., Художественная литература, 1976, т. 1,