Именно данная страна подарила миру рассматриваемое событие. От демократии до будильника: что подарила нам Греция. Город и коммуникации

Именно данная страна подарила миру рассматриваемое событие. От демократии до будильника: что подарила нам Греция. Город и коммуникации

Программное содержание:

Образовательное направление:

  • Продолжать знакомить детей с играми разных народов;
  • Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку, развивать ловкость, быстроту, выносливость.

Оздоровительное направление:

  • Тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы;
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Воспитательное направление:

  • Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;
  • Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.

Предварительная работа: знакомство с традициями, играми разных народов.

Музыкальный репертуар: танец “Русский перепляс” Русские наигрыши, обработка Г.Разоренного.

Оборудование: Бутафорские ворота с надписью “Ярмарка”, зонтик – “карусель”, стойки – 4 шт., шляпы – 2шт., большие платки – 2 шт., модуль-куб – 2 шт., лапти – 4 пары, галоши – 2 пары, погремушки по количеству болельщиков, цветы-муляжи - по кол-ву участников, обручи – 2 шт., музыкальный центр, СД записи с фонограммой песен, танцев разных народов, костюмы скоморохов.

Литература:

  1. Елкина Н.В.“1000 загадок”.
  2. Кенеман А.В. “Детские подвижные игры народов СССР”.

Зал празднично украшен.

Под музыкальное сопровождение в зал через ворота входят дети и их родители.

Филя:

Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
Отворяют ворота,
Проходите, господа.

Участники проходят в ворота и становятся на свои места.

Входит Тит.

Филя: Здравствуй, Тит! Ты куда идешь?

Я иду на ярмарку.
Вот собрался народ
Скоро Ярмарка придет.
Разноцветными флажками!

Филя:

Нет! Блины и калачи –
В теплой пусть сидят печи!
Наша ярмарка другая,
Мы – с народом поиграем!

Тит: А я думал, здесь товары продают, что-нибудь себе куплю! (плачет)

Думал подарков купить: матери – платок, отцу – сапоги, бабушке – сережки, а сестренке – ленту, по самые коленки!

Филя: Да что ты, Тит, наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку в мире.

Это ярмарка народных игр. У каждого народа своя игра. Я сегодня вас приглашаю в игры разных народов. Тит, интересно будет, повеселимся. Приглашаем на игру, карусель я заведу.

Скоморох Филя держит в руках зонт с разноцветными лентами. Дети берутся за ленты и произнося слова, двигаются по тексту.

Подвижная игра “Карусель”.

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!

Филя:

Мы, ребята, удалые,
Мы ребята озорные,

На ярмарку всех зовем,
Хоть ничего не продаем!

На ярмарку нашу пришли команды: “Веснушки” и “Капельки”.

А гости – боярыни (судьи) , оценят сноровку, ловкость и быстроту участников.

Боярыня:

Мы желаем от души
Чтоб результаты ваши были хороши!
Чтоб не знали сегодня усталости,
И доставили всем много радости!

Приглашаем поиграть в русскую народную игру.

“Посигутки”.

Команды садятся, вытянув ноги, на расстоянии одного метра друг от друга. По команде последний участник начинает перепрыгивать через ноги и садится впереди первого, вытянув ноги, и т. д., до линии финиша.

Филя:

Песни, игры, хороводы,
Не уйдут из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора.

Грузинская народная игра “Снятие шапки”.

Ставятся две стойки: первая 1метр от старта, вторая 5 метров. Первый бежит, снимает шапку со второй стойки, надевает на первую стойку, следующий с первой стойки на вторую и т.д.

Тит: Эй, молодцы и девицы, а поиграть хотите в башкирскую народную игру “Юрта”.

Команды становятся в свой круг, в центре стоит куб, на котором лежит платок. Под музыку все подскоками, врассыпную, перемещаются по залу. По окончании музыки все быстро бегут к своим платкам и натягивают над головой, “строят” юрту.

Филя: Тит, а ты любишь загадки?

Тит: Люблю! Давай загадаем участникам, смогут ли они их отгадать?

Загадки.

Растет в поле решето,
Черных зернышек полно.

(Подсолнух)

Филя:

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный..
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?

(Буратино)

Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…..

(Айболит)

Филя:

Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.

(Теремок)

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит.

(Ежик)

Филя:

Солнце печет, липа цветет,
Бабочки летают. Когда это бывает?

(Летом)

Филя:

Мы время свое проведем здесь чудесно,
Как дети играют смотреть интересно.

Тит: Поиграем в белорусскую народную игру.

“Михасик”.

Ты, Михасик, не зевай,
Лапоточки обувай.

Команды оббегают лапти “ змейкой” в галошах до стойки, обратно по прямой.

Филя:

Приглашаем детвору,
На интересную игру!

Хантыйская народная игра “Олени и пастухи”.

Каждому участнику дается кольцо (диаметр – 20 см). По очереди каждый набрасывает кольцо – “маут” на палку, которую держат скоморохи, на расстоянии 2.50-3 метра.

(Оценивается меткость).

На празднике нашем скучают ребята,
Выходите, посмелей.
И для вас одна игра,
Вам понравится она!

Игра с болельщиками “Быстро возьми!”

Мелом на полу чертится большой круг, в который кладутся погремушки вразброс. Болельщики становятся по кругу и под веселое музыкальное сопровождение подскоками начинают движение. Музыка выключается, все стараются ухватить погремушку и поднимают вверх. Кому не досталась погремушка, тот садится на свое место. В продолжении игры погремушки убираются скоморохами.

Филя: Поиграем в ненецкую народную игру “Оленьи упряжки”.

Ребенок в обруче “запряженный олень”, родитель – держится за обруч “каюр”. По сигналу упряжки бегут до стоек, оббегают и возвращаются обратно, передают обруч следующей паре и т.д.

Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день.

Филя: Поиграем в украинскую народную игру “Сплети венок”.

На расстоянии 8-10 метров лежат обручи. Участники по очереди бегут к обручу и кладут цветочки вокруг него.

Филя: Тит, может, мы с тобой сразимся, узнаем, кто сильнее ты или я?

Тит: Поиграем в русскую народную игру “Петушиные бои”

На полу нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.

Филя: Приглашаем, Вас, гости – боярыни, и вас, дорогие участники посмотреть русский народный перепляс в исполнении наших девочек!

Музыкальная пауза “Русский перепляс”.

Тит: А теперь послушаем наших гостей-боярынь, какая же команда оказалась самой быстрой, ловкой, сильной, шустрой?

Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим вам: “До свиданья!
До приятных, новых встреч!”

Филя:

Тут и ярмарки конец,
Кто играл, тот молодец!

Скоморохи вручают детям сладкие призы и прощаются с участниками.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий признак всех пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке. Найдите географический объект, который является белой вороной (отличается от других в группе), и объясните свой выбор. Предложите своё продолжение логического ряда без белой вороны (приведите по одному примеру, который будет верным для каждой цепочки). Ответы занесите в таблицу. 1) Сухона Мараньон Хета Катунь Аргунь. 2) Западная Австралия Якутия Амазонас Раджастхан Чиуауа. 3) Саратов Самара Рязань Казань Чебоксары. 4) Всеволожск Калуга Елабуга Калининград Миасс. 5) Кольская Братская Балаковская Курская Ленинградская. Объединяющий признак объектов в цепочке 1 Таблица для ответов Белая Объяснение ворона белой вороны Продолжение логического ряда без белой вороны

2 Задание 2 Учитель географии с целью привлечь внимание и повысить интерес к своему предмету у ребят-спортсменов разработал задание, в котором спрятал страны и города, ставшие центром важного спортивного события за последние два десятилетия. Помогите данным ученикам отгадать страны и города, назвать событие, сгруппировать их по объединяющему признаку, ответить на дополнительные вопросы г.: «Уникальная во всех отношениях страна. Путешествуя по ней, можно не бояться ни землетрясений, ни извержений вулканов. Именно здесь можно случайно встретить древнейшие виды млекопитающих, которые размножаются, откладывая яйца. Столица страны считается самой экологически чистой столицей мира. Город, который стал центром события, является крупнейшим городом страны, визитной карточкой которого является здание Оперного театра» г.: «Официальная дата получения независимости данной страны 4 июля 1776 года. Крупное федеративное государство, состоящее из 51 самостоятельной единицы, две из которых расположены на значительном расстоянии от основной территории страны. Город центр события является столицей одной из самостоятельных единиц. Изначальное название города «Город у Большого солёного озера» г.: «Именно данная страна подарила миру рассматриваемое событие. Страна по праву считается колыбелью Западной цивилизации. Расположена на одном из полуостровов Европы и множестве островов крупного внутреннего моря. Наличие островов-курортов, памятников византийской культуры, исторических мест привлекает сюда миллионы туристов. Столица страны стала центром интересующего нас события» г.: «На территории данной страны располагаются два независимых государства-анклава. Одно из них самая древняя республика в мире, второе уникальное во многих отношениях (по площади, форме правления, демографическим показателям, экономике) государство мира. Само государство относится к странам «Большой семёрки». Город центр события является крупным промышленным центром страны, её «автомобильной столицей». Иногда этот город именуют «колыбелью свободы» данного государства» г.: «Накануне события страну постигло большое испытание. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч пострадавших. Но, несмотря на постигшее горе, в столице данной страны было организовало событие на высочайшем уровне. Данная страна известна каждому школьнику, не заметить её на карте мира невозможно. Высочайшие горы и нагорья, крупные многоводные реки, богатейшие полезные ископаемые. Страна-лидер или один из лидеров по площади территории, численности населения, многим экономическим показателям». 2

3 2010 г.: «Данная страна является федеративным государством. Девиз страны «От моря до моря!» характеризует обширный выход страны к трём океанам. В стране два официальных языка. Длина береговой линии является самой длинной в мире. Город, ставший центром события, является одним из самых снежных в мире, но в год данного события столкнулся с нехваткой снега. Этот город назван в честь исследователя западного побережья материка, на котором расположены страна и город» г.: «Страна первой промышленной революции, крупнейшая некогда страна-метрополия. В настоящий момент 16 независимых государств считают своим правителем монарха данной страны. Столица государства стала центром события, географическое положение города позволяет достаточно легко запомнить его географическую координату» г.: «Отгадать эту страну будет несложно. Страна мировых рекордов и природных контрастов. Расположена в двух частях света. Город (центр события) является рекордсменом страны по одному из климатических показателей» г.: «В рейтинге стран мира и по площади, и по численности населения данная страна находится на одинаковой позиции. Основной народ страны результат смешения кровей не только разных народов, но и разных рас, что во многом отразилось на его темпераменте и отличительных внешних особенностях. Событие во втором по численности населения городе страны вызвало много споров и нареканий, но в целом прошло достаточно успешно. Страна богата природными ресурсами: водными, лесными, железными рудами, бокситами и т. д. Здесь располагается самый большой массив природной зоны, которая характеризуется максимальным биологическим разнообразием» г.: «Страна относится к списку «азиатских тигров» или «НИС первой волны». Её поэтично называют «Страной утренней свежести». Имеет лишь одного соседа, отношения с которым вызывают опасения всего мирового сообщества. Данная страна в отношении рассматриваемого события отличается от других стран». 3

4 Таблица для ответов Событие Объединяющий признак: Объединяющий признак: год город страна год город страна Дополнительные вопросы: 2000: Назовите два вида древних яйцекладущих млекопитающих: 2002: Две самостоятельные единицы, расположенные на расстоянии от основной территории страны: 2004: Какое событие подарило миру данное государство? 2006: Два государства-анклава: а) самая древняя республика: б) уникальное государство: 2008: Испытание, постигшее страну накануне события: 2010: Два официальных языка: 2012: Особенности географического положения столицы страны: 2014: Климатический рекорд: 2016: Место страны в рейтинге стран по площади и численности населения: 2018: Чем событие в данной стране и данном городе отличается от других: 4

5 Задание 3 Субъекту А. принадлежит ряд демографических антирекордов национального масштаба. Его население стремительно сокращается. В 2016 г. естественная убыль населения составила 6,8, при этом в регионе родилось человек, а умерло человек. Настолько же низкий естественный прирост в 2016 г. был характерен и для субъекта Б., численность населения которого в 2 раза превышает население субъекта А. Подсказки: 1. Субъект А. имеет уникальное геополитическое (приграничное положение). Такая же особенность характеризует ещё только один субъект Российской Федерации. 2. В северном соседе субъекта А. проживает более 50 % всех ижор России. 3. Субъект Б. является родиной первого россиянина, достигшего Индии в XV в. Определите названия субъектов А. и Б., рассчитайте численность их населения. Назовите и объясните причины низкого уровня естественного прироста населения этих регионов. Ответьте на дополнительные вопросы. Вопросы Название субъекта А. Название субъекта Б. Расчёт численности населения субъекта А. Ответы/решения Расчёт численности населения субъекта Б. Причины низкого уровня естественного прироста населения этих регионов (укажите не более трёх причин) 5

6 Демографические антирекорды субъекта А. Уникальное приграничное положение субъекта А. Страны-соседи Субъект РФ с аналогичной особенностью положения Северный сосед субъекта А. Путешественник, достигший Индии в XV в. Задание 4 Определите субъект Российской Федерации по описанию и ответьте на вопросы, пользуясь картами в атласах. Субъект РФ входит в состав экономического района, носящего то же название, что и федеральный округ, в состав которого он входит. Граничит с пятью субъектами РФ, расположенными в том же федеральном округе, но в разных экономических районах. Территория региона расположена на крупной равнине, в основании которой лежит древняя платформа. Большую часть его территории занимает возвышенность. Регион выделяется запасами полезных ископаемых, используемых в качестве строительного сырья. Здесь же расположены основные запасы бурого угля, добыча которого в последние годы сократилась. В недрах сосредоточено 80 % запасов минерала с формулой CaSO 4 2H 2 O, расположенных на территории географического района. Крупнейшее месторождение этого минерала находится близ города, славящегося развитой химической промышленностью и предприятием под названием химического элемента с атомной массой 7 в таблице Менделеева. Этот же элемент преобладает в составе воздуха атмосферы. Самая многоводная река субъекта относится к бассейну крупнейшей по длине реки Европы. Кроме того, здесь берёт начало крупная река, относящаяся к бассейну самого солёного океана Земли. В 1380 г. неподалёку от этой реки произошло важное историческое событие. В истории России земли региона 6

7 часто несли оборонительные функции. Здесь в XV XVII вв. для охраны южных границ России были преобразованы лесные массивы, составляющие основу современных лесов региона. Но бóльшую часть субъекта занимает переходная природная зона. 46 % территории субъекта РФ занимают наиболее плодородные почвы страны, 53 % посевов приходится на долю двух зерновых культур. Наличие болотных руд способствовало развитию двух отраслей хозяйства, на которых субъект специализируется и в наши дни, хотя болотные руды в качестве сырья канули в прошлое. Крупнейшие предприятия отраслей специализации расположены в административном центре субъекта. Административный центр, расположенный на том же меридиане, что и столица страны, удостоен почётного звания, поскольку субъект прославился обороной в годы Великой Отечественной войны, так же как и другие два российских города, расположенные в том же экономическом районе. Субъект обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. Среди туристских мест славятся усадьба Л.Н. Толстого, бальнеологический курорт на минеральных водах, Кремль и музеи административного центра. Также образ региона создают кондитерские изделия и устройство для приготовления чая. Таблица для ответов Вопросы Ответы Название субъекта РФ Экономический район и федеральный округ, в составе которых находится регион, 5 пограничных субъектов РФ Экономический район Федеральный округ Пограничные субъекты Название равнины, древней платформы, возвышенности Равнина Платформа Возвышенность 7

8 Два примера строительных полезных ископаемых, название буроугольного бассейна, минерала с формулой CaSO 4 2H 2 O Город центр химической промышленности, его главное предприятие, доля химического элемента в составе воздуха атмосферы Самая многоводная река региона, крупнейшая река Европы, название реки, берущей начало в субъекте РФ, самый солёный океан Историческое событие 1380 года, название оборонительных лесных массивов Природная зона, занимающая бóльшую площадь субъекта РФ, преобладающие почвы, две зерновые культуры Строительное сырьё Угольный бассейн Минерал Город Название предприятия Доля химического элемента в воздухе Многоводная река Крупнейшая река Европы Название реки, берущей начало в субъекте РФ Самый солёный океан Историческое событие Оборонительные леса Природная зона Тип почвы Две зерновые культуры Две отрасли хозяйственной специализации, название административного центра, долгота меридиана административного центра Отрасли хозяйственной специализации Административный центр Долгота 8

9 Почётное звание административного центра и российские города с таким же статусом в экономическом районе, где расположен субъект РФ Название усадьбы Л.Н Толстого, бальнеологический курорт Почетное звание Города Усадьба Курорт Два примера кондитерских изделий и устройство для приготовления чая Кондитерские изделия (два примера) Устройство для приготовления чая 9


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий

Билеты по географии 9 класс Билет 1 1.Формы, размеры, движение Земли и их географические следствия. 2. На территории Азиатской части России находятся крупнейшие угольные бассейны мира. Но при этом многие

Общие требования Программы для поступающих. География На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен: свободно ориентироваться по картам физическим, социальноэкономическим, политическим;

Вислогузова Е.А., учитель географии МАОУ СОШ 16 им. К.И.Недорубова, Кущёвский район Технология подготовки к решению заданий: 1. Вспомнить особенности экономического района России: - на контурной карте

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП). 2017 2018 учебный год 8 КЛАСС ЗАДАНИЯ Время на выполнение заданий - 45 мин. Тестовые задания. 1. Какой географический объект не имеет долготы:

География. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. Фромберг А.Э. М.: Экзамен, 2010. - 128 с. В данном пособии приводятся ответы на все вопросы экзаменационных билетов по географии, предлагаемых Министерством

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС Задание 1 С помощью карт атласа, а также Ваших знаний и умений, полученных в предыдущие годы, определите пронумерованные

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ) УТВЕРЖДАЮ Председатель

План описания гор 1. Название. 2. Географическое положение (материк, страна) 3. Возраст гор. 4. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 5. Протяженность в километрах (при помощи масштаба) 6. Преобладающие

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задание 1 Определите субъект Российской Федерации по описанию и, используя карты атласов, заполните таблицу. Рельеф

«Подрайоны Южной Сибири». Урок географии в 9 классе. Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания). «Богатство земли русской прирастать будет Сибирью». Технология: системно-деятельностный подход, проблемное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования (базовый уровень) 2012г., Примерной программы основного общего образования

Российский университет дружбы народов факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин Программа курса «География» Москва 2015 Российский университет дружбы народов Факультет русского языка и общеобразовательных

1 Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ с УО по географии 6 класс Разработчик: Савинова А.В., учитель географии 2017 г. 1. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС Задание 1 Определите ошибку в логических рядах географических объектов мира. В скобках к каждому ряду дана подсказка,

Тема урока. Часы Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. 4-6 2 Европейская и Азиатская части России. 6-9 3 Административное деление России. Федеральные округа. 9-4

План характеристики гор 1. Географическое положение. 2. Направление горных хребтов, крутизна склонов. 3. Протяженность хребтов (км). 4. Преобладающая высота. 5. Наибольшая высота (координаты вершины).

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

Задания В11 по географии 1. Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена в Европейской части страны. Её территория имеет равнинный рельеф. Её главными природными богатствами

Материалы по темам: «Природные ресурсы мира. Население мира» География 10 класс (профиль). Модуль 2. Учитель: Щекота Л.В. Тема Знать Уметь Природные ресурсы мира Население мира Географическая среда место

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова ПРОГРАММА вступительного испытания по ГЕОГРАФИИ Архангельск 2011 Экзамен по географии проводится в письменном виде. На экзамене по географии,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптированным программам предмета «Географии» основное общее образование 9 б класс Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час. Составитель Галеева Лариса Рауфовна, учитель географии,

Модули по предмету «География», функционирующие под Linux 1. Австралия и Океания материк и острова. Природа Австралии и Океании. П2 2. Антарктида - ледяной континент. Тематическая контрольная работа. К2

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Задание 1 Определите государство по описанию в тексте и заполните таблицу. Это одна из крупнейших стран в мире как

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

Часть 1 К каждому из заданий 1 10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по географии Единый государственный экзамен по ГЕОГРАФИИ Кодификатор элементов

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. программы по географии для 6-10 классов Е.М. Домогацких.

Содержание: Пояснительная записка.3 Перечень практических работ.5 Практическая работа 1 «Ознакомление с географическими картами различной тематики»..6 Практическая работа 2«Составление карт (картосхем),

ГЕОГРАФИЯ, 11 (12В) класс Вариант 1, Март 2014 г. Краевая диагностичеcкая работa по ГЕОГРАФИИ ВАРИАНТ 1 Часть А При выполнении заданий А1 А5 в бланке ответов 1 поставьте знак «х» в клеточку, номер которой

Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по

Рабочая программа по географии 9 класс 205-206 учебный год Учитель: А.А. Казанцев Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 9 класса разработана в соответствии с: - Федеральным Законом от

Задания А15 по географии, практика, Задания А15 по географии 1. Что из перечисленного характерно для природы Финляндии? 1) обилие рек и озёр 2) действующие вулканы 3) широколиственные леса 4) жаркое сухое

ГЕОГРАФИЯ Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 1 Предмет и объект изучения Географии. Понятие о Географической оболочке 2 Политическая карта мира. Количество стран в мире.территория

География билеты/билеты 10, 10-11 Билет 1. 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира. 2. ЭГХ Зарубежной Европы Билет 2. 1. Основные формы государственно- территориального

Типовые планы описания материков. 7 класс. geoschool1.ru План описания физикогеографического положения материка 1 Название материка и его размеры. 2 Расположение материка относительно а) экватора б) тропиков

География России Обратите внимание! РФ Российская Федерация СНГ Содружество независимых государств СССР Союз советских социалистических республик РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА Россия (Российская Федерация) самое

География. 9 класс. Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену. Иванова Т.В. М.: АСТ, Астрель, 2008. - 128 с. В пособии приводятся ответы на все вопросы экзаменационных билетов, которые

MyTestXPro НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ http://mytest.klyaksa.net Тест: "10 класс География Профиль Модуль 2". Тестируемый: Дата: Задание 1 Укажите во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Земли в

Разработка урока на тему «Дальний Восток» (9 класс) Цели: углубить и расширить знания учащихся об особенностях природы и хозяйства Дальнего Востока, а также по экологическому состоянию региона. Помочь

Демонстрационный вариант диагностической работы по ГЕОГРАФИИ для учащихся VIII классов. Январь 2014 г. При выполнении заданий А1-А14 обведите номер правильного ответа и перенесите его в бланк тестирования

ГЕОГРАФИЯ, 11 (12В) класс Вариант 1, Март 2014 г. ГЕОГРАФИЯ, 11 (12В) класс Вариант 1, Март 2014 г. Краевая диагностическая pабота по ГЕОГРАФИИ ВАРИАНТ 1 Часть А При выполнении заданий А1 А5 в бланке ответов

Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 22 г. Орла РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя высшей квалификационной категории Шишковой Марины Альбертовны ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс (базовый уровень) 2014-2015

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6. ТЕМА: Определение различий в зарубежной Европе (СУБРЕГИОНЫ). ЗАДАЧИ: 1 Выявить географические различия в Зарубежной Европе. 2 Отработать навыки комплексного анализ данных. 3.Продолжить

I полугодие Вид контроля Срок сдачи Раздел 1. Общая часть курса Тема 1. Место России в мире Тема 2. Население Российской Федерации 1 контрольная работа Тема 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ России

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, определите общий

Практическая работа 1. Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК). п\п Страна Нефть, млрд. т Газ, трлн. м3 Уголь, млрд. т Р З Д Р З Д Р З Д 1 Россия 6,7 0,3 4,8 0,5 202 0,1 2 США 3,8

Экзаменационные билеты по географии Билет 1 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы. 2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные

Пояснительная записка В настоящее время в Российской Федерации проводится основной государственный экзамен по географии в рамках государственной аттестации выпускников основной школы по окончании 9-го

«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ «СОШ 1» / / ФИО 20 г. «Согласовано» Руководитель МКОУ «СОШ 1» / / ФИО Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Мартыновой Любови Сергеевны, 1 квалификационная

План и карта. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (по разделам) ОБЩИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗЕМНОГО ШАРА Способы ориентирования на местности. Масштаб. Измерение расстояния на плане и карте. Отличие плана от карты. Общегеографические

Содержание работы: КАРТА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ география 8 класс (1 триместр) Географическое положение России Россия на карте мира: размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие

Раздел Номер урока Тема урока Дата проведения Оборудование план факт Часть 5. Хозяйство России (22 ч продолжение) Тема 1 Вторичный сектор экономики отрасли, перерабатывающие сырьё. 7 ч 1. Топливно-энергетический

Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена для 7 класса на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы ред. В.В. Воронковой 2010

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Региональный компонент государственного стандарта по курсу «География Томской области» (8 9 классы) Пояснительная записка 1. Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основании:

Демонстрационный вариант КДР по ГЕОГРАФИИ 11 класс, Декабрь 2016г. Часть I Ответами к заданиям 1-6 является последовательность цифр и слово. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

Рассмотрено на заседани Согласовано. Утверждаю. МО школы. Заместитель директора по УР Директор школы Протокол От 2013 г. Ф.И.О. Ф.И.О. Экзаменационные билеты по географии для проведения устной итоговой

Сектор « Определи страну»

Тема: Регион Зарубежная Европа.

Страны: Нидерланды (1, 6, 9), Греция (3, 12), Финляндия (4), Испания (7), Дания (9, 11), Германия (8, 10), Швейцария (5)

Тема: Регионы Северная Америка и Латинская Америка.

Страны: Канада (1, 8), США (2, 4, 6, 7, 11), Бразилия (3, 5, 9, 12), Аргентина (5, 10).

Сектор « Путешествие по Африке»

Определите, о какой стране идёт речь, если известно:

    Это африканская страна, которая в 1882 – 1936 г.г. находилась под британской оккупацией (5 баллов)

    Страна, важнейшая сельскохозяйственная культура которой – хлопчатник (4 балла)

    Страна, через которую протекает самая длинная река земного шара, несущая свои воды в Средиземное море (3 балла)

    На территории этой страны существовала одна из древних цивилизаций (2 балла)

    Страна пирамид и фараонов (1 балл)

Ответ: Египет.

    Территория этой страны изначально принадлежала голландцам, затем англичанам, суверенитет получила только в 1961 году (5 баллов)

    В этом государстве есть город Кимберли, давший название алмазоносной породе –кимберлиту, которыми богато данное государство (4 балла)

    Государство, занимающее 1 место в мире по добыче золота (3 балла)

    Единственное экономически развитое государство Африки (2 балла)

    Страна, занимающая самое южное положение в регионе, между Атлантическим и Индийским океанами (1 балл)

Ответ: ЮАР.

Сектор « Что лишнее? »

    Шри Ланка, Исландия, Ирландия, Южная Корея , Куба.

    Непал – горы, Норвегия – фьорды, Австралия – пустыни, Германия – плато , Исландия – гейзеры.

    Париж (Франция) – « Город лилии», Багдад (Ирак) – « Город мира», Дамаск (Сирия) – « Жемчужина пустыни», Стамбул (Турция) – « Город золотого рога», Аделаида (Австралия) – « Гранитный город».

    Какие культурные растения пришли к нам из Нового Света: подсолнечник, фасоль, какао, пшеница , помидор.

    Какие культурные растения дал Америке Старый Свет: яблоки, апельсин, лимон, кукуруза , кофе.

    Что характерно для Японии: Лаперуза (пролив, отделяющий Японию от Сахалина), татами (циновки), хаси (палочки, которыми едят), Суматра (остров в составе Индонезии), айкидо (самозащита).

    Столицы государств Латинской Америки: Бразилиа, Лима, Панама, Монтевидео, Оттава.

    Что характерно для Австралии: омывается водами Тихого и Атлантического океанов , город Сидней – построенный каторжниками, кенгуру и птица лирохвост – визитная карточка Австралии, государство – занимающее целый континент, занимает первое место в мире по поголовью овец.

    Китай – это гимнастика ушу, первое место в мире по производству велосипедов, столица город Токио, родина фэн – шуй, древняя цивилизация, подарившая миру компас и порох.

    Ведущая авиационная держава – США; по производству обуви среди развитых стран первое место принадлежит Италии; первое место по экспорту лесной продукции принадлежит Канаде; основными центрами автомобилестроения в Европе являются: Лондон, Берлин, Афины (Париж, Мюнхен, Запорожье), первое место в мире по объёму перевозок пассажиров в метро занимает город Москва, опередив Париж, Лондон, Нью – Йорк.

Современная Греция так же далека от античной, как нынешний Рим — от государства Октавиана Августа. Но история — дама серьезная. Что зафиксировано в хрониках, того уже не вырубишь топором. Так что греки с полным правом могут гордиться своим наследием и жить заслугами давних предков. Тем более, что эллины дала современной цивилизации столько, что каждому их потомку будет чем гордиться на протяжении еще многих веков.

Мы выбрали 25 марта – День независимости Греции (от Оттаманской империи) – как повод вспомнить о вкладе Эллады (именно так называют страну ее жители) в нашу сегодняшнюю жизнь.

Демократия

Демократия – изобретение древних греков. Каждый свободный гражданин Эллады (исключая женщин) мог избираться на государственные должности и участвовать в голосовании. За участие в выборах местные жители получали плату, чем обеспечивалась очень высокая явка избирателей. Интересно, что слово «идиот» на греческом обозначало человека, который не интересуется политикой и пренебрегает своими гражданскими обязанностями.

Классическая философия

Западная философская традиция зародилась в Древней Греции еще в 6 веке до н. э. Нынешние выпускники филфака должны благодарить за лучшие моменты своей жизни людей по имени Сократ, Платон и Аристотель.

Математика

Древние греки были сильны в науках, особенно в математике, родоначальниками которой – в привычном нам виде – и считаются. Работы Пифагора, Евклида и Архимеда лежат в основе современных учебников алгебры. Нынешнюю теорему Пифагора о сумме квадратов катетов и гипотенузы знает любой школяр. Так же, как и закон Архимеда о вытесненной жидкости.

Город и коммуникации

Первым планировку улиц древних городов предложил архитектор и градостроитель Гипподам Милетский. Его планы городов отличались четкой упорядоченностью, в отличие от хаотически переплетенных улиц городов той эпохи.

Греки же придумали и водопровод. Для этого использовались акведуки, по которым стекающая с гор вода распределялась по баням, фонтанам и домам богатых людей. А кроме того, и идею центрального отопления: греки прокладывали под полами своих домов трубы, через которые текла теплая вода, подогреваемая разведенными очагами.

Клятва Гиппократа

Имя Гиппократа является синонимом врачебного искусства. Потомственный врач и гроза шарлатанов, он не только создал эффективную систему врачевания, но и свод этических норм, главной заповедью которого было «не навреди больному». Ныне эту «клятву Гиппократа» принимают все выпускники медицинских вузов. Греком был и легендарный лекарь Асклепий. Его нам подарок – хрестоматийная змея над чашей, ставшая символом медицины.

Религия и мифология

Греческие боги были совсем не похожими на бездушных и жестоких существ небесного пантеона у других народов. Они имели те же пороки, что и люди. Греческая мифология остается популярной и сейчас: такие герои как Геракл, Персей, Геркулес и т.д. продолжают жить в фильмах и сериалах.

Литература

Древние греки пополнили сокровищницу мировой литературы такими шедеврами, как «Илиада» и «Одиссея». Авторами этих эпических поэм, которые до сих пор изучаются в школе, выступил легендарный Гомер.

Театр

Один из главных подарков эллинов человечеству – театр. То есть, искусство публичного лицедейства. Слово происходит от греческого «theatron», что означает «место для просмотра». Греки придумали трагедию, комедию и драму, костюмы и маски, хоровое пение и даже аплодисменты. Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид (работавшие в жанре трагедии) и Аристофан – отец комедии.

Лабиринт

В Греции же появилось такое развлечение как лабиринт – строение или структура из переплетенных и запутанных путей к выходу. В античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом в Кноссе и с Минотавром.

Архитектура и скульптура

Богатое культурное наследие делают Грецию одной из самых посещаемых стран мира. Здесь огромная концентрация памятников древней архитектуры – развалины Парфенона, храма Зевса в Афинах, Аполлона в Дельфах (и т.д. и т.п.). Скульптуры древнего античного периода, воспевающие культ тела и признанные шедеврами мировой культуры, можно увидеть в музеях по всему миру.

Олимпийские Игры

Эллины придумали замечательный способ останавливать (или приостанавливать) войны и междоусобицы. Раз в четыре года народы Древней Греции забывали о ссорах и съезжались в Олимпию померяться силами в беге, метании копий и дисков, гонках на колесницах. Традиция зародилась в VIII веке до н.э. и была возрождена в конце XIX. При этом имейте в виду, участников Олимпийских Игр называют олимпиониками, а олимпийцы – это, вообще-то, боги горы Олимп.

Имена

Из греческого пришли к нам такие имена, как Алексей, Сергей, Александр, Светлана, Артем, Надежда, Никита, Дмитрий, Кирилл, Полина, Анастасия, Ксения, Анжелика, Анастасия, Галина, Майя, Ника, Николай, Оксана, Петр, Платон, Прасковья, Родион, Татьяна, Тимофей, Тарас, Филипп, Юрий и другие. Все древнегреческие имена отражают исключительно положительные качества людей. Константин обозначает «верный», Виктор – «победитель», Валентин – «здоровый» и так далее.

Термометр

Прибор для измерения температуры изобрел Герон Александрийский, который первым описал принцип расширения воздуха при нагревании. А первым технику определения температуры воздуха определил Филон Византийский. Уже в 1597 году Галилей усовершенствовал метод, предложив масштабирование шкалы.

Будильник

Изобретателем будильника называют греческого философа Платона, хотя такие устройства делали еще в древнем Китае. Там для этой цели использовались градуированные палочки из смеси смолы и опилок, к которым ниткой привязывался грузик. Палочка поджигалась, и когда она догорала до нитки, груз падал на металлическую подставку. Платон использовал для этого водяные часы.

Танцы «Зейбекико» и «Сиртаки»

Далеко не всем известно, что сиртаки, который считается древним национальным танцем эллинов, таковым не является даже в приближении. Придуман он был в 60-х годах специально для фильма «Грек Зорба». А вот если говорить об исконном греческом танце, то это зейбекико – или по-другому «танец пьяного моряка». Его всегда танцует один человек, стоящие вокруг него зрители хлопают в ладоши и после этого поочередно меняются с ним ролями.

Оливковое масло — один из национальных продуктов Греции, Италии и Испании. Со времен античности оно использовалось для освещения храмов и мечетей, а также при отправлении христианских и иудейских обрядов. Основными экспортерами оливкового масла сегодня выступают Испания, Италия и Греция. Причем греки потребляют заметно больше оливкового масла, чем итальянцы и испанцы, — свыше 20 литров на человека в год

Гастрономия

Значительным вкладом греков в мировую гастрономию стал сыр Фета (традиционный продукт из козьего и овечьего молока), блюдо под названием мусака и знаменитый «Греческий салат». (Интересно, что салат «Цезарь» не имеет никакого отношения к Греции – это рецепт североамериканской кухни, да и назван он отнюдь не в честь императора, а повара Цезаря Кардини).

Рецина – самое известное и древнее греческое вино. Рецина характеризуется сильным ароматом и привкусом смолы (рецина в переводе с греческого — смола). Название связано с древней традицией герметически закупоривать амфоры с вином смесью гипса и смолы. Так вино дольше хранилось и впитывало запах смолы. В наше время смолу специально добавляют в вино на стадии брожения.

Метакса — самый известный греческий алкогольный напиток, представляет собой уникальную смесь мускатного вина и бренди. Пьют ее в чистом виде или в составе коктейлей.

Мировое оперное искусство много бы потеряло, не появись в середине XX века такой феномен, как Мария Калласс – обладательница гибкого колоратурного сопрано, способного выражать любые эмоции. Каллас по праву считается одной из величайших оперных див всех времен.

Демис Руссос

В популярной музыке таким же феноменом можно считать Демиса Руссоса, прославившегося на весь мир в составе группы Aphrodite’s Child, а затем уже как сольный исполнитель. Его вклад в мировую поп-музыку – такие хиты, как «Souvenirs», «Forever & Ever» и «Goodbye My Love Goodbye».

Слова, заимствованные из греческого

В свое время греки описали огромное количество предметов и придумали определения для великого множества явлений. Нам осталось только поблагодарить их за такие слова, как:

Тетрадь, педагог, школа, Библия, Евангелие, ангел, апостол, икона, просфора, каталог, антология, хрестоматия, алфавит, эпоха, эхо, герой, политика, диалог, археология, морфология, синтаксис, фонетика, грамматика, арифметика, математика, фантазия,

история, каталог, программа, грамота, метафора, параграф, хроника, космос, лампа, Библия, Евангелие, акустика, аллегория, амнезия, анализ, аналитика, анатомия, ангел, арифметика, биология, кардиология, катастрофа, категория, керамика, хамелеон, характер, харизма, Христос – и т.д. и т.п.

Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий признак всех пяти объектов, собранных в каждой логической цепочке. Найдите географический объект, который является белой вороной (отличается от других в группе), и объясните свой выбор. Предложите своё продолжение логического ряда без белой вороны (приведите по одному примеру, который будет верным для каждой цепочки). Ответы занесите в таблицу.

  1. Сухона – Мараньон – Хета – Катунь – Аргунь.
  2. Западная Австралия – Якутия – Амазонас – Раджастхан – Чиуауа.
  3. Саратов – Самара – Рязань – Казань – Чебоксары.
  4. Всеволожск – Калуга – Елабуга – Калининград – Миасс.
  5. Кольская – Братская – Балаковская – Курская – Ленинградская.

Ответы и критерии оценивания

Внимание : допускаются иные варианты ответов, не рассматриваемые в данной таблице, но имеющие верное обоснование! Если ответ во второй колонке (объединяющий признак объектов в цепочке), по мнению жюри, дан неполный, выставляется 1 балл ; если объяснение белой вороны (четвёртая колонка) неполное, выставляется 2 балла .

Объединяющий признак объектов в цепочке (3 балла за верный ответ) Белая ворона (2 балла за верный ответ) Объяснение белой вороны (3 балла за верный ответ) Продолжение логического ряда без белой вороны (2 балла за верный ответ)
1 Реки, которые при слиянии с другой рекой дают начало более крупной реке Мараньон Все остальные реки расположе ны в Евразии (в России), а Ма раньон находится в Южной Америке. Любая река в Евразии (в России) подобного типа: Бия, Шилка, Онон, Ингода, Бий-Хем, Ка-Хем, Юг и др.
2 Крупнейшие по площади субъекты своих федераций Якутия Все остальные географические объекты – это штаты, Якутия им не является. Любой крупнейший по площади штат своей федерации, наиболее очевидный ответ – Аляска.
3 Города России, города в бассейне Волги, столицы субъектов РФ и т. п. Рязань Рязань располо жена на Оке, а остальные города на Волге ИЛИ Все города, кроме Рязани, расположены на Волге. Любой город на Волге: Тверь, Кострома, Нижний Новгород и т. д.
4 Центры автомобилестроения России Миасс В Миассе произ водят грузовые автомобили, а в остальных городах – легковые автомобили. Любой центр автомобилестроения России, в котором производят легковые автомобили: Тольятти, Нижний Новгород и др.
5 Крупнейшие электростанции России Братская ГЭС Все остальные электростанции – атомные. Любая АЭС России: Смоленская, Ростовская, Калининская, Нововоронежская и др.

Максимальный балл – 50.

Задание 2

Учитель географии с целью привлечь внимание и повысить интерес к своему предмету у ребят-спортсменов разработал задание, в котором спрятал страны и города, ставшие центром важного спортивного события за последние два десятилетия. Помогите данным ученикам отгадать страны и города, назвать событие, сгруппировать их по объединяющему признаку, ответить на дополнительные вопросы.

2000 г.: «Уникальная во всех отношениях страна . Путешествуя по ней, можно не бояться ни землетрясений, ни извержений вулканов. Именно здесь можно случайно встретить древнейшие виды млекопитающих , которые размножаются, откладывая яйца. Столица страны считается самой экологически чистой столицей мира. Город , который стал центром события , является крупнейшим городом страны, визитной карточкой которого является здание Оперного театра».

2002 г. : «Официальная дата получения независимости данной страны – 4 июля1776 года. Крупное федеративное государство, состоящее из 51самостоятельной единицы, две из которых расположены на значительномрасстоянии от основной территории страны. Город – центр события являетсястолицей одной из самостоятельных единиц. Изначальное название города –«Город у Большого солёного озера».

2004 г. : «Именно данная страна подарила миру рассматриваемое событие. Страна по праву считается колыбелью Западной цивилизации. Расположена на одном из полуостровов Европы и множестве островов крупного внутреннего моря. Наличие островов-курортов, памятников византийской культуры, исторических мест привлекает сюда миллионы туристов. Столица страны стала центром интересующего нас события».

2006 г. : «На территории данной страны располагаются два независимыхгосударства-анклава. Одно из них – самая древняя республика в мире,второе – уникальное во многих отношениях (по площади, форме правления,демографическим показателям, экономике) государство мира. Самогосударство относится к странам «Большой семёрки». Город – центр событияявляется крупным промышленным центром страны, её «автомобильнойстолицей». Иногда этот город именуют «колыбелью свободы» данногогосударства».

2008 г. : «Накануне события страну постигло большое испытание. Десяткитысяч погибших, сотни тысяч пострадавших. Но, несмотря на постигшее горе,в столице данной страны было организовало событие на высочайшем уровне.Данная страна известна каждому школьнику, не заметить её на карте мираневозможно. Высочайшие горы и нагорья, крупные многоводные реки,богатейшие полезные ископаемые. Страна-лидер или один из лидеров поплощади территории, численности населения, многим экономическимпоказателям».

2010 г. : «Данная страна является федеративным государством. Девиз страны – «От моря до моря!» — характеризует обширный выход страны к трём океанам. В стране два официальных языка. Длина береговой линии является самой длинной в мире. Город, ставший центром события, является одним из самых снежных в мире, но в год данного события столкнулся с нехваткой снега. Этот город назван в честь исследователя западного побережья материка, на котором расположены страна и город».

2012 г. : «Страна первой промышленной революции, крупнейшая некогдастрана-метрополия. В настоящий момент 16 независимых государств считаютсвоим правителем монарха данной страны. Столица государства стала центромсобытия, географическое положение города позволяет достаточно легкозапомнить его географическую координату».

2014 г. : «Отгадать эту страну будет несложно. Страна мировых рекордов и природных контрастов. Расположена в двух частях света. Город (центр события) является рекордсменом страны по одному из климатических показателей ».

2016 г.: «В рейтинге стран мира и по площади, и по численности населения данная страна находится на одинаковой позиции . Основной народ страны – результат смешения кровей не только разных народов, но и разных рас, что во многом отразилось на его темпераменте и отличительных внешних особенностях. Событие во втором по численности населения городе страны вызвало много споров и нареканий, но в целом прошло достаточно успешно. Страна богата природными ресурсами: водными, лесными, железными рудами, бокситами и т. д. Здесь располагается самый большой массив природной зоны, которая характеризуется максимальным биологическим разнообразием».

2018 г.: «Страна относится к списку «азиатских тигров» или «НИС первой волны». Её поэтично называют «Страной утренней свежести». Имеет лишь одного соседа, отношения с которым вызывают опасения всего мирового сообщества. Данная страна в отношении рассматриваемого события отличается от других стран».

Критерии ответов

За правильное определение СОБЫТИЯ, и двух ОБЪЕДИНЯЮЩИХ признаков – по 2 балла .

За правильное определение ГОРОДА – 2 балла (максимум 20 баллов).

За правильное определение СТРАНЫ – по 1 баллу (максимум 10 баллов).

Итого за таблицу максимум 36 баллов .

За правильные ответы на дополнительные вопросы по 1 баллу. Максимум 14 баллов.

Ответы на дополнительные вопросы

2000 : Назвать виды древних яйцекладущих млекопитающих: утконос и ехидна.

2002 : Две самостоятельные единицы, расположенные на расстоянии от основной территории страны: штаты Аляска и Гавайи.

2004 : Какое событие подарило миру данное государство? Греция – родина Олимпийских игр.

2006 : Два государства-анклава:

  • а) самая древняя республика: Сан-Марино;
  • б) уникальное государство: Ватикан.

2008 : Испытание, постигшее страну накануне события: Сычуаньское землетрясение.

2010 : Государственные языки: французский и английский.

2012 : Особенности географического положения столицы страны: пресечение Гринвичским (нулевым) меридианом.

2014 : Климатический рекорд: наибольшее среднегодовое количество осадков.

2018 : Чем событие в данной стране и городе отличается от других? Столица будущих Олимпийских игр (или Игры ещё не состоялись).

Максимальный балл– 50.

Задание 3

Субъекту А . принадлежит ряд демографических антирекордов национального масштаба. Его население стремительно сокращается. В 2016 г. естественная убыль населения составила –6,8 ‰, при этом в регионе родилось 7 140 человек, а умерло – 11 543 человек. Настолько же низкий естественный прирост в 2016 г. был характерен и для субъекта Б. , численность населения которого в 2 раза превышает население субъекта А.

Подсказки:

  1. Субъект А. имеет уникальное геополитическое (приграничное положение). Такая же особенность характеризует ещё только один субъект Российской Федерации. 2. В северном соседе субъекта А. проживает более 50 % всех ижор России.
  2. Субъект Б. является родиной первого россиянина, достигшего Индии в XV в.

Определите названия субъектов А. и Б. , рассчитайте численность их населения. Назовите и объясните причины низкого уровня естественного прироста населения этих регионов. Ответьте на дополнительные вопросы.

Критерии ответов

Расчёт численности населения субъекта А . 1. Еу = Кр – Кс / ЕПН = Р – С. 2. –6,8 ‰ (промилле) = 7140/х – 11543/х, где х – численность населения. 3. –6,8 * х = 7140 – 11543. 4. x = (–4403/–6,8). 5. х =647,5 тыс. человек. за правильный расчёт 15 баллов. Если расчёт с ошибкой, или не полный, оценивать знание формул и правильность действий по 3 балла. 15
Расчёт численности населения субъекта Б . 647,5 тыс. человек * 2 = около 1300 тыс. человек 3
Причины низкого естественного прироста населения этих регионов (укажите не более трёх причин ) 1. Снижение рождаемости объясняется «эхом» Великой Отечественной Войны и экономического кризиса 90-х гг. В детородный возраст вступило малочисленное поколение рождённых в годы кризиса. 2. Высокая доля населения в пенсионном возрасте. 3. Миграционный отток более молодого населения в более благополучные районы (Санкт-Петербург или Москву). 4. Низкий уровень жизни населения, безработица (уровень доходов и качество жизни). 5. Ухудшение медицинского обслуживания, особенно в сельской местности По 2 балла, не более 6
Демографические антирекорды субъекта А. Постоянное снижение численности населения с 50-х гг. 2 2 2 2
Это первый регион, где ЕП стал отрицательным! (ещё в СССР в 1966 г.)
Максимальная смертность населения в РФ
Минимальный ЕПН в РФ
Уникальное приграничное положение субъекта А. Граничит с тремя государствами 2
Страны-соседи Эстония, Латвия, Белоруссия За правильно названную страну по 2 балла.

Не более 6 баллов

6
Субъект РФ с аналогичной особенностью Республика Алтай 2
Северный сосед субъекта А. Ленинградская область 2
Путешественник, достигший Индии в XV в. Афанасий Никитин 2

Максимальный балл – 50.

Задание 4

Определите субъект Российской Федерации по описанию и ответьте на вопросы, пользуясь картами в атласах.

Субъект РФ входит в состав экономического района, носящего то же название, что и федеральный округ, в состав которого он входит. Граничит с пятью субъектами РФ, расположенными в том же федеральном округе, но в разных экономических районах.

Территория региона расположена на крупной равнине, в основании которой лежит древняя платформа. Большую часть его территории занимает возвышенность. Регион выделяется запасами полезных ископаемых, используемых в качестве строительного сырья. Здесь же расположены основные запасы бурого угля, добыча которого в последние годы сократилась. В недрах сосредоточено 80 % запасов минерала с формулой CaSO 4 ·2H 2 O, расположенных на территории географического района. Крупнейшее месторождение этого минерала находится близ города, славящегося развитой химической промышленностью и предприятием под названием химического элемента с атомной массой 7 в таблице Менделеева. Этот же элемент преобладает в составе воздуха атмосферы.

Самая многоводная река субъекта относится к бассейну крупнейшей по длине реки Европы. Кроме того, здесь берёт начало крупная река, относящаяся к бассейну самого солёного океана Земли. В 1380 г. неподалёку от этой реки произошло важное историческое событие. В истории России земли региона часто несли оборонительные функции. Здесь в XV–XVII вв. для охраны южных границ России были преобразованы лесные массивы, составляющие основу современных лесов региона. Но бóльшую часть субъекта занимает переходная природная зона. 46 % территории субъекта РФ занимают наиболее плодородные почвы страны, 53 % посевов приходится на долю двух зерновых культур.

Наличие болотных руд способствовало развитию двух отраслей хозяйства, на которых субъект специализируется и в наши дни, хотя болотные руды в качестве сырья канули в прошлое. Крупнейшие предприятия отраслей специализации расположены в административном центре субъекта.

Административный центр, расположенный на том же меридиане, что и столица страны, удостоен почётного звания, поскольку субъект прославился обороной в годы Великой Отечественной войны, так же как и другие два российских города, расположенные в том же экономическом районе.

Субъект обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. Среди туристских мест славятся усадьба Л.Н. Толстого, бальнеологический курорт на минеральных водах, Кремль и музеи административного центра. Также образ региона создают кондитерские изделия и устройство для приготовления чая.

Ответы и критерии оценивания

Вопросы Ответы
Название субъекта РФ

2 балла

Тульская область – 2 балла
Экономический район и федеральный округ, в составе которых находится субъект РФ, 5 пограничных субъектов РФ

7 баллов

Экономический район Центральный – 1 балл
Федеральный округ Центральный – 1 балл
Пограничные субъекты РФ Калужская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область 5 баллов
Название равнины, древней платформы, возвышенности

3 балла

Равнина 1 балл
Платформа Восточно-Европейская / Русская – 1 балл
Возвышенность Среднерусская – 1 балл
Два примера строительных полезных ископаемых, название буроугольного бассейна, минерала с формулой CaSO 4 ·2H 2 O

5 баллов

Строительное сырьё (2 примера ) Возможные ответы: известняк, песок, глина – 2 балла
Угольный бассейн Подмосковный – 1 балл
Минерал Гипс – 2 балла
Город – центр химической промышленности, его главное предприятие, доля химического элемента в составе воздуха атмосферы

4 балла

Город Новомосковск – 1 балл
Название предприятия «Азот» – 2 балла
Доля химического элемента в воздухе 78 % +/– 2 1 балл
Самая многоводная река региона, крупнейшая река Европы, название реки, берущей начало в субъекте РФ, самый солёный океан

5 баллов

Многоводная река Ока – 1 балл
Крупнейшая река Европы Волга – 1 балл
Название реки, берущей начало в субъекте РФ Дон – 1 балл
Самый солёный океан Атлантический – 2 балла
Историческое событие 1380 года, название оборонительных лесных массивов

4 балла

Историческое событие Куликовская битва – 2 балла
Оборонительные леса Тульские засеки/ засеки – 2 балла
Природная зона, занимающая бóльшую площадь субъекта РФ, преобладающие почвы, две зерновые культуры

4 балла

Природная зона Лесостепь – 1 балл
Тип почвы Чернозём/серые лесные – 1 балл
Две зерновые культуры Ячмень (яровой ячмень), пшеница (озимая пшеница) 2 балла
Две отрасли хозяйственной специализации, название административного центра, долгота меридиана административного центра

6 баллов

Отрасли хозяйственной специализации Чёрная металлургия – 2 балла Оборонная промышленность – 2 балла
Административный центр Тула – 1 балл
Долгота 37° в.д. +/– 2° 1 балл
Почётное звание административного центра и российские города с таким же статусом в экономическом районе, где расположен субъект РФ

5 баллов

Почётное звание Город-герой – 1 балл
Города Москва, Смоленск 4 балла
Название усадьбы Л.Н. Толстого, бальнеологический курорт

2 балла

Усадьба «Ясная Поляна» – 1 балл
Курорт «Краинка» – 1 балл
Два примера кондитерских изделий и устройство для приготовления чая

3 балла

Кондитерские изделия (два примера) Возможные ответы: пряник, белёвская пастила, конфеты 2 балла
Устройство для приготовления чая Самовар – 1 балл

Максимальный балл – 50.