Игорь борисович чубайс. Родной брат анатолия чубайса: «вор ночью украл папины зубы и партбилет. Он, кстати, посетить малую Родину не собирается

Игорь борисович чубайс. Родной брат анатолия чубайса: «вор ночью украл папины зубы и партбилет. Он, кстати, посетить малую Родину не собирается
Игорь борисович чубайс. Родной брат анатолия чубайса: «вор ночью украл папины зубы и партбилет. Он, кстати, посетить малую Родину не собирается

Игорь Чубайс: "В советское время я ощущал национальное давление и никогда бы публично не сказал, что я - еврей"

Евгений КУДРЯЦ

Беседа с публицистом и россиеведом Игорем Чубайсом

Наш сегодняшний гость Игорь Борисович Чубайс - российский философ и социолог, доктор философских наук, автор многих научных и публицистических работ. Инициатор введения в российскую систему образования нового предмета «Россиеведение». Декан первого в России факультета россиеведения в Институте социальных наук. Член правления Союза литераторов России. Участник многих политических ток-шоу на различных российских телеканалах, где всегда занимает жесткую антикремлевскую позицию, за что постоянно подвергается остракизму и критике со стороны ведущих и политических оппонентов. Ярый противник политики России по отношению к Украине, в связи с событиями на Донбассе и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, которое он считает аннексией. 26 апреля Игорю Чубайсу исполнилось 70 лет. Накануне этой даты с юбиляром побеседовал наш корреспондент.

- Игорь Борисович, вы родились в Берлине, так что вполне символично и закономерно, что накануне юбилея вы даете интервью именно изданию, которое выходит в столице Германии. Расскажите, пожалуйста, немного о своих детских годах.

В Берлине я прожил ровно год. Мой отец (Борис Матвеевич Чубайс, 1918-2000. - Е.К.) после окончания войны продолжал служить в армии. Он воевал с первого дня, а последний день войны встретил в Праге. Потом он служил в Европе: в Венгрии, в Германии, куда перевез из Москвы свою жену - мою маму. В 1947 г. родился я и первые шаги делал по немецкой земле. Вообще, я много раз был в Германии, но уже во времена перестройки: гостем на съездах Социал-демократической партии в Западном Берлине и Бремене, несколько месяцев работал в Центре по изучению Восточной Европы в Бременском университете, на радио «Свобода» в Мюнхене…

- А кем была ваша мама?

С мамой (Раиса Ефимовна Сагал, 1918-2004. - Е.К.) у меня, увы, были очень сложные отношения. Ее уже давно нет, но я вспоминаю эти трудности до сих пор… Мама со своими родителями приехала в Москву из Могилева в раннем детстве, окончила здесь школу и институт, потом вышла замуж за моего отца, ставшего к тому времени профессиональным военным, и в 1940 г. они уехали в Литву, оккупированную Красной армией. Когда началась война, маме удалось бежать из Алитуса и вернуться в Москву, а отец, как я уже говорил, воевал. После окончания войны родители разъезжали по воинским частям, вдалеке от крупных городов. Потом папа учился в Москве в Академии им. Ленина, затем мы жили в Белоруссии, потом - в Одессе и во Львове. Я еще не сказал, что отец окончил адъюнктуру - военную аспирантуру - и защитил кандидатскую диссертацию, после чего работал на кафедре в военном вузе. Последнее место его работы - заведующий кафедрой марксизма-ленинизма в одном из вузов Ленинграда.

- А у вашей мамы была какая-либо профессия?

- У нее было высшее экономическое образование, но она очень недолго работала по специальности, потому что семья постоянно переезжала.

- Могли бы вы сравнить антисемитизм во времена СССР и в постперестроечное время? В этой связи можно вспомнить недавние вполне одиозные и недвусмысленные высказывания депутатов Государственной думы РФ Петра Толстого и Виталия Милонова. Как вы считаете: с тех пор что-то в этом вопросе принципиально изменилось?

Вы знаете, вообще жизнь в СССР, как многие догадываются, это ситуация, когда вас заставляют быть несвободным человеком в несвободном государстве. Самое острое воспоминание в этом ряду - 21 августа 1968 г., оккупация Чехословакии. 23 августа я вышел протестовать на площадь перед обкомом партии в Одессе. Именно в политическом отношении я испытывал предельно жесткое давление. Что касается национального вопроса, здесь многое зависело от семьи. Моя мама - еврейка, у папы предки - прибалты, русские и евреи, но поскольку он был политработником, национальный вопрос у нас вообще не звучал, и я оставался вне этой темы. Контекст и рефрен был такой: «Мы - советские люди», хотя полностью избежать проблемы не удавалось…

- В чем же конкретно это выразилось?

Вспоминаю далекий 1952 г. Мне было всего пять лет, но произошедшее навсегда осталось в памяти. Мы жили в Москве, отец учился в академии, в это время началась борьба с космополитизмом, затронувшая очень многих людей… Брат моей мамы, дядя Боря, - красивый и крепкий мужчина, проработавший всю войну на военном заводе, а после войны - мастер на автозаводе им. Лихачёва, который тогда носил имя Сталина. Дядя Боря пришел к нам и… плакал, говоря о том, что его теперь сошлют. Он не знал, что будет дальше. Эта картина надолго засела у меня в памяти. Но все обошлось: его не сослали, а через некоторое время борьба с космополитизмом закончилась. Отец все это как-то демпфировал, и я привык к тому, что он - абсолютно честен и справедлив. У меня эта проблема выразилась весьма своеобразно: в советское время я ощущал национальное давление и никогда бы публично не сказал, что я - еврей, я бы ушел от такого разговора.

- В советское время вообще не было принято афишировать национальность, тем более тем, кто относился к национальным меньшинствам. Но почему-то на излете СССР - в 1990-е - наступил некий всплеск антисемитизма, когда появились чернорубашечники, Макашов, Баркашов, РНЕ и им подобные черносотенные организации. Чем вы это можете объяснить?

Я это все ощущал немного иначе. Национальная проблема для меня выражалась в том, что я бы ни с кем не стал это обсуждать. Когда ты ничего не можешь изменить, проблема уходит в подсознание. Но во время перестройки происходило другое: это не было взрывом какого-то антисемитизма или национализма. По головам людей 70 лет ходил тоталитарно-цензурный каток, который не давал ничему расти, и вдруг этот пресс убрали, и оказалось, что мы различаемся по национальности. Стали проявляться самые разные вещи, о которых прежде вообще нельзя было говорить. Оказалось, что у нас есть секс, что в советское время отрицалось. Проявилось и что-то национальное: еврейское и антиеврейское, семитское и антисемитское.

- А что происходит сегодня в этом вопросе?

Если говорить о сегодняшнем дне, то, на мой взгляд, никакого государственного антисемитизма теперь нет, это надо признать. Сегодня еврей в России может занимать любую должность, и никто не будет ограничивать его из-за того, что он еврей. Правда, существует ограниченный бытовой антисемитизм. Проблема в другом: наше квазигосударство, созданное в 1917 г., постоянно находится в кризисе. Выйти из кризиса можно либо демонтировав всю систему, либо найдя «козла отпущения». Вся история СССР и пост-СССР - это история борьбы с антисоветчиками, с контрреволюционерами, с диссидентами, с сионистами - кто только не мешал нашей любимой родине построить рай на земле. Но рай так и не построили. И сегодня мы находимся в ситуации, когда кризис крайне обострился, вполне возможно, что в ближайшем будущем произойдут изменения всей госсистемы. Но пока власть непрерывно выдумывает каких-то врагов - иностранных агентов, национал-предателей… Закрытость системы - это страшная опасность, это показатель ее деградации.

Это значит, что наши идеи никто не принимает и «их» идеи нам принять запрещено. В таком контексте возобновляется попытка возродить старую «игру» в антисемита. Петр Толстой, которого я немного знаю, так как не раз участвовал в его телепрограммах, - человек очень странных взглядов. Всем понятно, что абсолютное большинство людей, выкрикивающих: «Слава Путину!», - просто продажные и коррумпированные лжецы, которые таким образом себя страхуют. Но говорят, что Толстой - другой человек, что он это (речь о фразе Толстого о «выскочивших из-за черты оседлости с наганом в 17-м году». - Е. К.) выкрикнул, а Володин (председатель Госдумы РФ. - Е.К.) его поддержал. Похоже, происходит прочистка старой технологии на новом витке кризиса.

- Насколько я знаю, вы являетесь автором термина «россиеведение». Вы можете немного рассказать нашим читателям об этом?

Да, с удовольствием. Но должен уточнить, что, к сожалению, автор этого термина - не я. В большинстве стран мира система образования решает три задачи: специальные знания, используемые в конкретной профессии; знания для общего развития (например, изучение иностранного языка) и, условно говоря, идеологическое или патриотическое воспитание. Американцы изучают американоведение (American Studies), в Индии изучают индиеведение, в Австралии - австралиеведение. В Евросоюзе, где вы живете, есть не очень распространенный курс, который называется «европоведение». В этом смысле «россиеведение» - это общая традиция. А само это понятие ввел Дмитрий Иванович Менделеев - не только химик, но и россиевед. Правда, в советское время его работы по россиеведению не издавались, любое знание о стране, кроме марксизма, изуродованного ленинизмом, пресекалось. Россиеведение - это совокупность всех социальных наук, которые изучают Россию: литературоведение, этнография, статистика России и, конечно, история России и ее философия. Поскольку у меня философское образование и я все время занимался социальными проблемами, то после краха советской системы в 1991 г. я решил не идти во власть, хотя многих там знал и поэтому лично предупредил Бориса Ельцина о покушении в январе 1991 г. Туда пошел мой брат (Анатолий Чубайс; государственно-политическую деятельность брата Игорь Чубайс не одобряет и с ним не общается. - Е.К.), и я наивно думал, что он все сделает, поэтому решил вернуться в науку и занялся россиеведением.

Если по-настоящему изучать Россию, очень многое проясняется. Становится понятно, что система, в которой мы живем сто лет, - тупиковая и бессмысленная, ее необходимо как можно скорее демонтировать. Сознавая эту ситуацию, власти ввели в школах не россиеведение, а «основы православной культуры», т.е. изучение России, но в отраженном свете - через православие. Православие и Россия - вещи близкие, но вовсе не синонимичные. 15 лет назад я получил заказ из Калининградской области от Лазаря Фуксона, который тогда был начальником областного управления образования. Лазарь понимал, что Калининград находится на отшибе, поэтому там нужно укреплять чувство родины. Он прочитал некоторые мои работы и заказал учебник «Отечествоведение», который я написал. По нему обучались в 42 школах, но потом в Калининграде сменился губернатор и, соответственно, все это «безобразие» прекратилось.

Тема вашей кандидатской диссертации - «Воздействие телевидения на формирование общественного мнения на материалах ПНР и СССР» - сегодня не просто актуальна, но и вообще - тема № 1. Я смотрю российские политические ток-шоу, и у меня создается ощущение, что есть специальная методика, в соответствии с которой люди в студии начинают говорить одновременно, из-за чего растет напряжение и при этом телезрители вообще теряют какую-то нить повествования. Вы принимаете участие в подобных программах и все видите изнутри…

Да, существует ряд приемов, которые хорошо заметны мне как человеку, профессионально занимавшемуся социологией телевидения и бывающему на отечественных телеканалах. Могу назвать некоторые из них. Мало кто знает, что «масссовка» в студии полностью управляема: сзади прячется режиссер зала, который дает команду: «хлопать» или «гудеть и не одобрять» и т.д. Так за «реакцию общества» выдается жесткая цензурная линия, причем массовка, в отличие от экспертов-оппонентов, получает за это деньги. При этом учитываются и другие телеправила…

- Какие, например?

Если участники ток-шоу в один голос начнут кричать «Слава Путину!», через пять минут зрители выключат телевизоры: на это будет невозможно смотреть. Но смотреть программу можно, если два-три эксперта пытаются оппонировать и высказывать альтернативную точку зрения. Однако когда вы высказываетесь против, вам постоянно мешают, вас сбивают. Вы оказываетесь в сложном положении. Хотя мне удавалось в прямом эфире гаркнуть «Слава Украине!» или, чем я до сих пор горжусь, разоблачить несколько фальсификаций.

Один раз со мной рядом посадили кагэбэшного генерала Здановича, который стал меня заговаривать. Тогда я пару минут в полный голос повторял: «Это - цензура КГБ! Это - цензура КГБ». Он не знал, как реагировать - продолжать или прекратить, и чем больше он говорил, тем дольше оказывался в глупом положении. Еще один метод, который тоже используется: когда вы говорите в полный голос и довольно убедительно, в ходе трансляции передачи можно снизить громкость вашего голоса и пустить какую-то звуковую помеху. Я иногда начинаю выступление предупреждением: «Мне не дадут сказать, меня сейчас будут глушить», после чего ведущий вынужден дать мне хотя бы минуту, но при этом он все равно меня сбивает.

- Следующая тема касается внесистемной оппозиции, хотя этот термин не всем нравится. Как вы думаете, почему в 2011 г. «Болотная» «захлебнулась»? С тех пор прошло почти шесть лет, и уже можно делать какие-то выводы…

Я думаю, что создать в субтоталитарном государстве независимое и мощное гражданское движение почти невозможно. Правда, уже лет восемь я веду гражданский дискуссионный клуб «Россия». Нам регулярно приходится менять помещение, к нам приходила полиция, меня выводили на улицу, но мы приняли определенные правила, которые позволяют самосохраняться. А вот создать какое-то политическое объединение чрезвычайно сложно, потому что это сфера контроля ФСБ. Без этих трех букв государство не может существовать. Кроме того, в наши головы вбито большое недоверие почти на подсознательном уровне, и, с кем бы я ни общался, я всегда думаю: «А может быть, он не совсем искренен?»

С человеком нужно очень долго поддерживать отношения, чтобы возникло доверие… Совсем недавно я пришел к печальному выводу: один из тех, с кем я дружил еще во время перестройки, кто много лет был в демократическом движении, и мне казалось, что мы вместе, выполнял «определенное поручение». Конечно, у меня по этому поводу нет никаких документов, но я в этом уверен и меня никто не переубедит, потому что такую глупость, которую этот человек сегодня говорит об Украине, может сказать только тот, кто находится «при исполнении».

- В прошлом году вы издали сборник статей под названием «Чубайс против Путина». Насколько реальным, по-вашему, является рейтинг Путина, достигающий космических 86%? Есть ли в российском обществе реальная поддержка президента со стороны огромной части населения либо это - сплошные выдумки и кремлевская пропаганда?

- Когда речь идет об официальных цифрах, заявлениях и обещаниях, доверять можно только тому, что проверяемо. Поэтому я не доверяю тому, что нельзя проверить. Власти могут сказать все, что захотят, и самый страшный пример, который подтверждает мои слова, это то, что произошло в середине февраля и не вызвало большого резонанса.

- О чем идет речь?

Важно другое: у нас изучается не общественное мнение, а эффективность пропаганды, и это - совсем иная субстанция. Речь здесь идет не об углубленных представлениях людей, имеющих определенный уровень подготовки, а о пропагандистском манипулировании. В действительности социология показывает, что минимум 15% населения России не удается одурачить. Интересно, что самые высокие проценты за «Единую Россию» дают наиболее депрессивные регионы, потому что местное начальство знает: если люди проголосуют за «Единую Россию», то хоть гармошку в клуб пришлют, а если нет, то неизвестно, что потом будет с этим начальством. Цифра 86% «за» мало о чем говорит. Напомню, что за неделю до расстрела Чаушеску его рейтинг был 96%.

"Еврейская панорама", Берлин

ИЗ ДОСЬЕ

Игорь Чубайс родился 26 апреля 1947 г. в Берлине. Отец - участник Великой Отечественной войны, полковник, после выхода на пенсию преподавал марксизм-ленинизм в Ленинградском горном институте. После окончания войны Борис Чубайс вместе с женой некоторое время жил в побежденной Германии. Потом дивизию, где служил отец Игоря, расквартировали в Лядищах (Борисов). Там родился его младший брат - Анатолий Чубайс. В начале 1960-х семья Чубайсов переехала из Борисова в Одессу.

В 1972 г. Игорь Чубайс окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. Вступил в КПСС при поступлении в аспирантуру Института социологии Академии наук СССР в Москве после предупреждения о невозможности обучения беспартийных.

С 1980 по 1997 г. - доцент кафедры философии ГИТИСа.

В 1987-1990 гг. был одним из самых заметных деятелей московских неформальных объединений «Перестройка» и «Перестройка-88». В 1990 г. был исключен из КПСС за «деятельность, направленную на раскол партии».

В 1990 г. Игорь Борисович стал одним из «отцов-основателей» «Демократической платформы» в КПСС, а после ее преобразования в Республиканскую партию стал ее сопредседателем. Позднее был сопредседателем Народной партии России.

Главный редактор альманаха «Новые вехи».

В 2000 г. защитил докторскую диссертацию о проблеме российской идеи и идентичности.

В 2006-2007 гг. - ведущий программ на радио «Говорит Москва».

Активный член созданного в декабре 2006 г. фонда «Возвращение».

В марте 2010 г. подписал обращение оппозиции «Путин должен уйти».

В 2010-2012 гг. - ведущий нескольких радиопередач на радиостанции «Русская служба новостей». Позднее - ведущий программы «Время Ч» на радио «Комсомольская правда».

В сентябре 2014 г. подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Востоке Украины».

Регулярный участник программ русской редакции Радио «Свобода». В настоящее время - профессор Института мировых цивилизаций. Автор 300 статей и около 20 книг по проблемам россиеведения. Его монография «Как нам понимать свою страну» в 2016 г. была переведена на немецкий язык и издана в ФРГ.

Интересна статья?

(р. 26.04.1947) - спец. в обл. диалектики, социол., филос. России; канд. филос. наук, доц. Род. в Берлине.

В 1972 окончил филос. ф-т ЛГУ. Преподавал филос. в Ленингр. высшем художеств.-промышленном училище им. Мухиной.

В 1978 окончил асп. ИСИ АН СССР. С 1978 по 1980 - мл. н. с. этого ин-та, с 1980 по 1997 - ст. преп., доц. кафедры филос. ГИТИСа.

С 1997 - доц. кафедры соц. филос. Росс. ун-та дружбы народов.

С 1998 - директор Межвузовского центра по изучению России, гл. ред. ж. "Новые Вехи". Канд. дисс. - "Воздействие телевидения на формирование общественного мнения.

На материалах ПНР и СССР" (1979). С 1980 занимался проблемами диалектики.

В 1984 написал кн. "Курс лекций по диалектике", к-рая вышла через шесть лет в изд-ве "Прогресс" на англ. яз. В кн., как утверждает Ч., он стремился быть свободным от идеологии, материал излагался в форме диалога, законы и категории диалектики раскрывались на материале искусства и литературы.

Ч. занимается проблемами россиеведения.

Соч.: Курс лекций по философии марксизма (диалектический материализм). (Депонир.). М., 1987; Диалектический материализм, (на англ. яз.) М., 1990; Россия в поисках себя. М., 1998. Чубайс, Игорь Борисович Директор Центра по изучению России Российского университета дружбы народов (г. Москва); родился 26 апреля 1947 г.; образование - высшее, кандидат философских наук; работал доцентом кафедры философии Российской Академии театрального искусства (ранее - ГИТИС); в 1987-1990 годах был одним из самых заметных деятелей московских неформальных объединений "Перестройка" и "Перестройка-88"; в 1988-1990 годах являлся членом Московского Народного фронта; стал "отцом-основателем" Демократической платформы в КПСС (1990), а затем (после недолгого пребывания в Республиканской партии) входил в бюро Политсовета Народной партии России; весной-летом 1991 г. присоединил Московскую организацию НПР к коалиции пяти партий "Демократическая Москва" и участвовал в создании Коалиции демократических сил Москвы, направленной против руководства "Демократической России"; издавал альманах "Новые вехи"; автор книги "От Русской идеи - к идее новой России" (1996). В отличие от брата Анатолия, И. Чубайс всегда был радикалом.

Исключен из КПСС "за деятельность, направленную на раскол партии". По собственному признанию, после августа 1991 г. разочаровался в демократическом движении, считает, что Б. Ельцин "добил его" (движение).

Отказался от политической деятельности и углубился в философию.

Убежден в необходимости формирования в России нового мировоззрения, иной системы ценностей.

Негативно относится к политике, проводимой российской властью, считая ее "единой номенклатурной компанией", которая "подводит страну к социальному взрыву".

Наткнулся на статью «Каждый россиянин теряет 343 тыс. долларов в год » за авторством Игоря Чубайса, брата , в которой он выразил своё отношения к событиям на Пушкинской площади 05 марта 2012г.

Сказать что я удивлён — значит ничего не сказать… 😎

Несколько выдержек:

Закон — это не просто некая бумажка с печатью и подписью начальника. Законы издавали и Гитлер , и Сталин , при этом они возглавляли самые неправовые режимы двадцатого века. В нормальном демократическом государстве закон – это не воля диктатора, это компромисс, результат согласования интересов различных социальных групп. Если Чирикова , Навальный и Удальцов с группой сторонников, оставшись вчера на Пушкинской площади после митинга, нарушили какой-то закон, значит, этот закон незаконен.

Сама постановка вопроса «о провокации», по отношению к гражданам, которые в спокойной и адекватной форме выражали свою политическую позицию, неприемлема. Я был вчера на Пушкинской , но довольно легко оделся, промёрз и поэтому после окончания митинга ушёл. Но я заявляю о солидарности с теми, кто по окончании мероприятия выражал свой протест, приказы омоновских начальников меня возмущают.

Конечно, политический кризис у нас очень глубокий. Та часть населения России, которая включилась в общественную, политическую и социальную жизнь, прекрасно понимает, что мы живем в авторитарном государстве. Честных выборов здесь нет и быть не может по определению. Власть в России неправовая и нелегитимная. Граждане, которые думают не об одной сиюминутной выгоде, понимают, что в этой стране предстоит жить им и их детям. Вполне естественно, что они хотят навести здесь порядок и добиться того, чтобы условия были приемлемы для всех. Чтобы люди из страны не убегали, а наоборот приезжали, чтобы возвращались эмигранты. Но каналы для выражения протестных настроений в существующей квазиправовой системе не предусмотрены. Парламент – не место для дискуссии, телевидение – не канал для политических баталий, а площадь – не место для митингов…


Кстати, на чем основано расхожее мнение, что за Путина проголосовало более половины граждан? Как мы можем это проверить в условиях повальных фальсификаций ? Да, я тоже видел реальных людей, которые собирались проголосовать за Путина . Даже среди моих знакомых встречались такие. Почему они это делали? Считали, что так будет лучше. Но возникает простой вопрос – располагают ли они информацией, которая позволяет им действовать сознательно и ответственно?

Недавно меня подвозил человек, который сказал, что будет голосовать за Путина . Нормальный парень, отставной военный, лет 40 с небольшим. Я спросил, а знает ли он, что творится в армии? Еще бы, конечно, он был в курсе. Но считал, что сейчас Путин написал статью и, значит, все изменится.

В ответ я привел ему данные из газеты «Ведомости». Недавно Путин изрек, что закупать оружие за рубежом может только дурак, и это повторяли многие телеканалы. Дескать, закупать можно только образцы. И вот «Ведомости» пишут, что на самом деле российские власти закупают во Франции 100 боевых вертолетов. Такие же вертолеты делают у нас в Чите. Сейчас Чита будет терять заказы, деньги и рабочие места только потому, что военачальникам не нравится туда летать – они лучше во Франции командировку оформят. Помимо того за рубежом готовится закупка 1750 БТР, которые мы всю жизнь делали у себя.

Если бы все были информированы о том, что Путин обещает, и что происходит на самом деле, люди бы задумались. Нужно судить за антиконституционную цензуру, Конституционный суд – это сборище дармоедов! Меня, например, попросили с радио РСН в декабре прошлого года, как только началась кампания «за Путина ». В субботу сделал передачу «История московских митингов», а в понедельник мне уже позвонили и сказали, что рейтинги резко упали и контракт со мной расторгается. И уволили не меня одного. Была бы у нас возможность в прайм-тайм рассказать — что к чему – и страна была бы другая. Но для того и введена цензура.

Серьёзнейшие проблемы у нас не только с выборами, но и со всей действующей госсистемой. Месяца два назад меня изумила одна незнакомая прежде цифра. В Высшей школе экономики выступал американский эксперт Рональд Бэйли , который, опираясь на рассчёты Всемирного банка, сравнивал доходы граждан России и США. Согласно этой методике, доход каждого гражданина государства складывается их трех составляющих.

Первая – разведанные запасы полезных ископаемых. В этом вопросе Россия примерно в два раза превосходит США.

Вторая – человеческий капитал: образование, квалификация, здоровье, трудоспособность, производительность труда и т.д. По этому показателю мы лишь немного отстаем от Штатов: у нас 347 тыс. долларов, а у них – 464 тыс. долларов на душу населения.

И, наконец, третий важнейший фактор – эффективность управления. Может быть огромное количество ресурсов. Весь народ может работать с утра до ночи, пахать без остановки. Но все это сводится к нулю при неэффективной системе управления.

Так вот, цитирую: «плохое государственное управление в РФ полностью перечеркивает наш человеческий капитал: у нас денежный эквивалент госуправления отрицателен – минус 343 тыс. долларов, а в США положителен – плюс 99 тыс. долларов ».

Это значит, что каждый из нас из-за плохого управления теряет 343 тыс. долларов в год . А каждый американец ежегодно добавляет к своему потенциалу и природе 99 тыс. долларов. Наша система управления абсолютно деструктивна, она делает страну голой. Ее нужно полностью менять.

Когда президенту звонят из какой-то деревни и говорят, что течет крыша, это чудовищно. Он, конечно же, дает команду немедленно все исправить, но сколько людей с дырявыми крышами не смогли дозвониться. Сколько уровней власти между Кремлём и деревней?! Вся система управления в советско-постсоветской России, вся вертикаль власти абсолютно неэффективна.

О каких тогда выборах мы вообще говорим? Здесь нужно всем сесть за стол и решать, что делать. И сколько «оккупационных чиновников» и лишних звеньев управления нужно удалить, чтобы Россия прекратила проваливаться в пропасть?!

1947 – родился в Берлине в семье военнослужащего.

1972 – закончил философский факультет Ленгосуниверситета.

1979 – закончил аспирантуру Института социологии АН СССР в Москве, защитил кандидатскую диссертацию о польской социологии телевидения.

1980 – 1997 – доцент кафедры философии ГИТИСа.

1997 – по настоящее время – доцент, затем профессор, директор Центра по изучению России РУДН, разработал и читает в вузах Москвы авторский курс «Российская идентичность – вызовы и решения».

2000 – защитил докторскую диссертацию по философии (тема «Идейно-идентификационная основа российского общества и государства»)

С 1992 года область научных исследований – Россиеведение. Автор более 200 статей, монографий, учебников и иных публикаций, участник круглых столов, конференций, международных конгрессов по этой тематике. Работы переводились и издавались в США, ФРГ, Польше, Японии, Индии, Швеции, Украине и др.

С началом Перестройки активно занимается публицистикой, в 1989-90 годах — работал в ФРГ на радио «Свобода», затем был ведущим программ на Радио-1, на радиостанции «Говорит Москва», в настоящее время – ведущий программ «Уроки Россиеведения» и «Сослагательное наклонение» на Русской Службе Новостей.

Параллельно с педагогической, научной и публицистической работой, активно участвует в гражданском движении. В августе 1968 года, находясь в Одессе, вышел на площадь перед обкомом партии протестуя против оккупации Чехословакии. Во время Перестройки – организатор и ведущий первого массового демократического митинга в Лужниках 25 марта 1989 года и последующих митингов. Инициатор создания Демплатформы (фракции) в КПСС с целью перехода к многопартийности через разделение компартии.

В апреле 1990 года «за деятельность направленную на раскол КПСС» из партии исключен. (Вступил в КПСС при поступлении в аспирантуру Института социологии, после предупреждения о невозможности обучения беспартийных).

В социально-политическом плане выступает за то, чтобы нынешняя Россия максимально дистанцировалась от советских норм и ценностей и, насколько это еще возможно, была преемницей и продолжательницей правил и принципов исторической России, разделяет позиции почвеннического патриотизма.

Женат, имеет дочь.

Активный член Фонда «Возвращение».

Меня мучал вопрос, как у мамы коммунистки (но еврейки) родилось трое иуд - два "мальчика" и одна "девочка"...

Я сейчас вспомнил об одном моём однокласснике - Вальке Лосеве.

Но сначала об иудах Чубайс:

Старшенький иуда:

доктор философских наук

БИОГРАФИЯ

Участник Великой Отечественной войны, полковник, после выхода на пенсию преподаватель марксизма-ленинизма Ленинградского горного института.

После окончания войны Борис Чубайс вместе с женой некоторое время жили в побеждённой Германии. Потом дивизию, где служил отец Игоря, расквартировали в Лядищах (Борисов).

Там родился его младший брат - Анатолий Борисович Чубайс.

В начале 1960-х семья переехала из Борисова в Одессу

Вступил в КПСС при поступлении в аспирантуру Института социологии академии наук СССР в Москве, после предупреждения о невозможности обучения беспартийных.

В 1978 году закончил аспирантуру Института социологии, защитил кандидатскую диссертацию о польской социологии телевидения.

С 1980 по 1997 - доцент кафедры философии ГИТИСа.

В 1987-1990 годах был одним из самых заметных деятелей московских неформальных объединений «Перестройка» и «Перестройка-88». В 1988-1990 годах являлся членом Московского Народного фронта.

В 1989 году был исключён из КПСС за «деятельность, направленную на раскол партии».

В 1990 году Игорь Борисович стал «отцом-основателем» Демократической платформы в КПСС, а затем (после недолгого пребывания в Республиканской партии) входил в бюро Политсовета Народной партии России.

Весной-летом 1991 года присоединил Московскую организацию НПР к коалиции пяти партий «Демократическая Москва» и участвовал в создании Коалиции демократических сил Москвы, направленной против руководства «Демократической России».

Главный редактор журнала (альманаха) «Новые вехи».

В 2000 году защитил докторскую диссертацию по проблеме новой российской идеи и идентичности.

В 2006-2007 годах -ведущий программ радио «Говорит Москва».

Активный член созданного в декабре 2006 года Фонда «Возвращение».

В марте 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

С 2010 года ведущий нескольких радиопередач на радиостанции Русская служба новостей.

В настоящее время:

директор Межвузовского центра по изучению России в составе факультета гуманитарных и социальных наук РУДН

декан факультета россиеведения Института социальных наук

===

Отец - Борис Матвеевич Чубайс (15 февраля 1918 года - 9 октября 2000 года) - участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке.

В конце 1960 - начале 1970-х годов преподавал во Львовском высшем военно-политическом училище.

После выхода на пенсию преподаватель марксизма-ленинизма Ленинградского горного института.

Брат - Игорь Борисович Чубайс (р. 26 апреля 1947 года) - доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. С детства занимался боксом.

Первая жена - Людмила.

Сын Алексей и дочь Ольга.

Вторая жена (с 1990 года) - Мария Вишневская

Третья жена (с 2012 года) - режиссёр Авдотья Смирнова.

Образование и учёные степени

Пошёл в среднюю школу № 38 в Одессе в 1962 году.

Позже жил и учился во Львове, в средней школе № 6.

В 1967 году семья переезжает в Ленинград.

Анатолий идёт в пятый класс 188 школы на Охте.

По собственным словам, учился в школе с военно-патриотическим воспитанием.

В интервью 2012 года признался, что «ненавидел свою школу».

С друзьями пытался разобрать здание школы на части и поджечь, однако удалось «оторвать только одну ступеньку на крыльце и чайку, приваренную на военно-патриотическом памятнике».

В 1977 году окончил Ленинградский инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти (ЛИЭИ) по специальности «экономика и организация машиностроительного производства».

В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике на тему: «Исследование и разработка методов планирования совершенствования управления в отраслевых научно-технических организациях».

В 2002 году окончил факультет повышения квалификации преподавателей и специалистов Московского энергетического института по направлению «Проблемы современной энергетики».

Итоговая работа на тему: «Перспективы развития гидроэнергетики России».

Научная и политическая (предательская) деятельность в СССР и России

В 1977-1982 годах - инженер, ассистент, доцент Ленинградского инженерно-экономического института им. Пальмиро Тольятти.

В 1980 году вступил в КПСС (по другим данным - в 1977 году).

В 1987 году участвовал в основании ленинградского клуба «Перестройка».

В середине 1980-х годов - лидер неформального кружка демократически настроенных экономистов Ленинграда, созданного группой выпускников экономических ВУЗов города.

В 1990 году заместитель, затем первый заместитель председателя исполкома Ленсовета, главный экономический советник мэра Ленинграда Анатолия Собчака.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Игорь Борисович Чубайс
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

И́горь Бори́сович Чуба́йс (род. 26 апреля , Берлин) - российский философ и социолог, доктор философских наук. Автор многих научных и публицистических работ. Инициатор введения в российскую систему образования нового предмета «россиеведение». Декан первого в России факультета россиеведения в Институте социальных наук. Член правления Союза литераторов России.

Биография

Весной-летом 1991 года присоединил Московскую организацию НПР к коалиции пяти партий «Демократическая Москва» и участвовал в создании Коалиции демократических сил Москвы, направленной против руководства «Демократической России ».

Главный редактор журнала (альманаха) «Новые вехи ».

Активный член созданного в декабре 2006 года Фонда «Возвращение» .

В марте 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти ».

С 2010 года ведущий нескольких радиопередач на радиостанции Русская служба новостей .

Ведет программу «Время Ч» на Радио Комсомольская правда .

В настоящее время:

  • директор Межвузовского центра по изучению России в составе факультета гуманитарных и социальных наук РУДН [ ] [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .
  • декан факультета россиеведения Института социальных наук.
  • член редколлегии журнала «Посев ».

В сентябре 2014 г. подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Востоке Украины» .

Семья

Женат. Дочь окончила юридический факультет Института экономики и права .

Библиография

  • «От Русской идеи - к идее новой России» ()
  • «Россия в поисках себя» ()
  • Учебник «Отечествоведение», , вместе с группой сотрудников
  • «Разгаданная Россия. Что же будет с Родиной и с нами», Москва: АиФ Принт, Столица-Принт, 2005 ISBN 5-94736-074-8, 5-98132-071-0. Награждена премией «Словесность» Союза литераторов РФ.

Цитаты

Напишите отзыв о статье "Чубайс, Игорь Борисович"

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).