Художественный мир драматурга островского кратко. Тема: Традиции русской драматургии в творчестве А. Островскогою. («А. Островский – драматург на все времена»). Театр в России до А.Н. Островского

Художественный мир драматурга островского кратко. Тема: Традиции русской драматургии в творчестве А.  Островскогою. («А. Островский – драматург на все времена»). Театр в России до А.Н. Островского
Художественный мир драматурга островского кратко. Тема: Традиции русской драматургии в творчестве А. Островскогою. («А. Островский – драматург на все времена»). Театр в России до А.Н. Островского

колумбом замоскворечья



«У нас на Руси, мало написать пьесу, надо провести её по всевозможным мытарствам» А.Н.Островский


  • Эпиграф
  • (театральный критик )

  • В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа?
  • В чём он был продолжателем традиций русского театра?

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»:






  • Учеба
  • В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию . Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.
  • После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета , однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

  • Служба
  • В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд , где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей . В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

  • Семейная жизнь
  • В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.
  • Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

  • Сотрудничество с журналами
  • В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин».
  • В конце 1850-х годов вошел в число авторов журнала «Современник».

Создание народного театра

  • В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров , а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

  • Особенности стиля Островского - говорящие фамилии; - необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе; - специфические авторские ремарки; - роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия; - своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок); - фольклорные моменты; - параллельное рассмотрение сопоставляемых героев; - значимость первой реплики героя; - «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие; - своеобразие речевой характеристики героев.













Памятник А.Н.Островскому у Малого театра в Москве


  • Эпиграф
  • Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу. Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик )



Островский изображает патриархальный русский мир: купечество,чиновники, помещики








1. Вспомните название первой пьесы Островского. 2. В каких журналах печатался Островский? 3. Какое первоначальное название имела пьеса «Свои люди – сочтёмся»? 4. За постановку какой пьесы Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? 5. Какой театр называет себя «Домом Островского»?


  • Домашнее задание:

Дать характеристику Катерины

Тема: Традиции русской драматургии в творчестве А. Н. Островскогою.

Цель: создание условий для определения новаторства Островского-драматурга, выражающееся в отражении проблем эпохи; раскрытия роли А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра; формирования нравственной читательской позиции учащихся; способствовать овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.


Ход урока:

(на фоне музыки)

Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу. (Написал в 1914 году русский театральный критик, Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель)

Как вы думаете, друзья, когда эти слова об А.Н. Островском были написаны? Почему? Он современен всегда. Встреча с ним волнительна.

Итак, приподнимем театральный занавес и ….

Тема урока: Традиции русской драматургии в творчестве А. Н. Островского

(«А.Н. Островский – драматург на все времена»)

Формулирование целей и задач урока.


- Ребята, все вэтой жизни имеет свою цель.какие цели на сегодняшний урок мы можем для себя поставить?
- А что для этого нам нужно сделать?
(Учащиеся

, служение народу)

2.Осмысление

В середине 19 века в России назрела необходимость создания национального репертуара в театре. «Репертуар русской сцены необыкновенно беден», - писал Белинский в 1841 году. Театральную публику конца 1840-1850 годов не удовлетворял репертуар, где «пьесы из русского быта» составляли лишь некоторую долю, а из русской классики утвердились на сцене только «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, сцены из комедии А.С.Грибоедова, «Горе от ума». Вот и все. Национальный репертуар для русского театра суждено было создать А.Н.Островскому. Мощное дарование великого драматурга ответило на запрос времени. Но невозможно понять его творчество, продолжающее лучшие традиции, Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя не познакомившись с важными и интересными фактами его биографии, новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.

Ребята, я предлагаю это сделать вместе и не только полистать интересные страницы жизни «рыцаря театра», объединившись в творческие группы . Биографов, лингвистов, литературоведов. Им всем есть что сказать.

В течение5 минут группа, общаясь, мы постараемся понять, что сделало

Работа в группах.


  1. Биографы: создать литературную визитку « неизвестный Островский»

31 марта 1823 года в Москве, в Замоскворечье, в семье преуспевающего чиновника родился сын Александр. Он незаметно подрастал в маленьких комнатах, в доме с узенькими окошками, со скрипучими половицами. Бегал играть во двор и на улицу – тихую, пустынную, не мощеную Малую Ордынку – летом пыльную, весной и осенью грязную. Смотрел, как в праздники движется к поздней обедне пестрая толпа купчих, барышень, приказчики, мещаночки, молодые чиновники в модных фраках и простой люд. Здесь, в Замоскворечье, провёл он детство, отрочество и юность. Именно здесь он впервые наблюдал нравы, обычаи и характеры «тёмного царства», картину которого он запечатлел в своих бессмертных творениях.

Свои первые литературные опыты Островский начал дерзкими ироническим утверждением, что он открыл небывалую страну. Страна эта лежала у всех под носом - как раз напротив Кремля, по другую сторону Москвы-реки. Но для литературы, для читателей она была тогда и впрямь незнакомой. Здесь ставили на окна бутылки с наливкой, заготавливали впрок солонину, здесь от всех болезней лечили банькой, здесь из дома в дом гуляли свахи, расписывая достоинства женихов, здесь одни презирали моду из принципа , другие же любили разодеться:

Островского считали летописцем этой жизни, называли "Колумбом Замоскворечья".

В 1840 году Островский окончил первую Московскую гимназию. Затем учился на юридическом факультете Московского университета. В 1843 году, по настоянию отца покинул университет и поступил канцеляристом в Московский советный суд, где разбирались имущественные споры, преступления малолетних. В 1845 году он был переведен в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851 году, чтобы стать профессиональным литератором.

В один из декабрьских вечеров 1849 года профессор Московского университета М.П. Погодин созвал к себе гостей – артистов, литераторов, учёных. Ждали самого Н. Гоголя. Всем хотелось услышать обещанную хозяином новинку – комедию “Банкрот”, сочинённую совсем молодым человеком, скромным служащим коммерческого суда. По всей Москве шла молва об этой пьесе, хотя она нигде не была напечатана. Шумный успех сопутствовал чтению. Во время чтения неожиданно вошёл Гоголь. Он опёрся о притолоку двери, да так и остался стоять неподвижно до конца чтения. Гоголь вскоре уехал, не успев ничего сказать автору. Но сохранилось предание, что через Погодина он передал Островскому записку, в которой тепло приветствовал его талант.

Работая над своими произведениями, Островский понял, что вся сила комедии в языке. Герои должны говорить натурально. И вместе с тем их речь – старомосковская, цветистая – должна оставлять радостное ощущение искусства. Все свои усилия он сосредоточил, работая над пьесой «Банкрот» (1849 году, в журнале "Москвитянин»).

1856 год приходится расцвет творчества Островского. В это время драматург много путешествует. Например, он совершил путешествие по Волге, от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питала его творчество – “Гроза”, “Лес”, “Горячее сердце”. С этого же года он начинает сотрудничать с журналом “Современник” .

В 1874 году Островский был единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов

В феврале 1882 года чествовали Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности.

1 января 1886 года он получил долгожданную должность – стал художественной главой московской сцены. Он ликует, обновляет репертуар, принимает экзамены в театральное училище , но чувствует, что силы тают.

….. Долгие годы Островский жил на грани нищеты. Будучи признанным главой русских драматургов, он и на склоне лет постоянно нуждался, добывая средства к жизни неустанным литературным трудом.


  1. Лингвисты: Особенности стиля А.Н. Островского
И. С. Тургенев высоко оценил речевое мастерство А. Н. Островского:
«Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач»

Говорящие фамилии в творчестве А.Н. Островского

1. С точки зрения рассматриваемого нами феномена говорящих имён в пьесах этого великого драматурга можно найти много нового, замечательного материала. Коснёмся лишь самых интересных моментов использования этого литературного приёма в наиболее известных пьесах Островского.

В пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя. Много любопытного содержит в себе и фамилия Дикой. Дело в том, что окончание -ой в соответствующих словах ныне читается как -ий(-ый). Таким образом, Дикой - не что иное, как «дикий человек», попросту «дикарь».

Символический смысл имеют имена и фамилии и в пьесе «Бесприданница». Лариса - в переводе с греческого - чайка. Фамилия Кнуров происходит из диалектного слова кнур - боров, хряк, кабан. Паратов этимологически связан с прилагательным поратый – бойкий; Вожеватов происходит от словосочетания «вожеватый народ», имеющего значение развязный, беспардонный. В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой, значимым оказывается все. Харитами (от греческого харис) величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана . Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать - обмануть, обольстить, надуть.

Удивительно интересна с точки зрения происхождения говорящих имён и пьеса «Горячее сердце». Купец Курослепов, который то ли от пьянства, то ли от опохмела страдает чем-то вроде куриной слепоты: не видит того, что твориться у него под носом.

Так, фамилия Беркутов («Волки и овцы») и Коршунов («Бедность не порок») образованы от названий хищных птиц: беркут - сильный горный орел, зоркий, кровожадный; коршун - хищник послабее, способный схватить добычу поменьше.

Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Лисавский хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка…

Фамилия у Островского может указывать и на внешний вид человека: Пузатов, Бородавкин, Белотелова; на манеру поведения: Гневышев, Громилов, Лютов; на образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужаев; в фамилиях Гольцов, Мыкин, Тугина, Кручинина указывается трудная, полная нужды и лишений жизнь их носителей.

Треть всех фамилий в произведениях драматурга - диалектного происхождения: Лыняев («Волки и овцы») от лынять, то есть «отлынивать, уклоняться от дела» , Хлынов («Горячее сердце») от хлын - «мошенник, вор, обманщик в купле-продаже», Жадов («Доходное место») от жадать - в старинном значении : «испытывать сильное желание».Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»).

2. Своеобразие названий пьес: Названия многих пьес – русские народные пословицы и поговорки. Например:Бедность не порок. Без вины виноватые. В чужом пиру похмелье Грех да беда на кого не живет За чем пойдешь, то и найдешь На всякого мудреца довольно простоты. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не в свои сани не садись Не все коту масленица.(часто из русских пословиц и поговорок)

Не так живи, как хочется Правда - хорошо, а счастье лучше. Праздничный сон - до обеда. « Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух
Конец - делу венец. Явления природы « гроза»

Литературоведы : особенности творчества А.Н.Островского.

1. А. Н. Островский - один из наиболее выдающихся представителей русского реалистического театра. Он создал свой особый стиль, который можно назвать “театром Островского”. К этой школе принадлежат и некоторые другие драматурги, например А. В. Сухово-Кобылин. Жизнь Островского была тесно связана с театром: в течение многих лет он плодотворно сотрудничал с Малым театром. Его имя важно не только для литературной, но и для театральной традиции.

2. Любимый жанр Островского - комедия. “Согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формой к достижению нравственных целей и признавая в себе способность воспринимать жизнь преимущественно в этой форме , я должен был написать комедию или ничего не написать” (Островский о своей первой комедии, “Банкрот”, она же “Свои люди - сочтемся”). Комедийный элемент неизменно присутствует и в тех пьесах Островского, которые не являются комедиями. В пьесах Островского смешное органично сочетается с возвышенным,

3. В большинстве пьес Островского изображается патриархальный русский мир: купечество , замоскворецкое (“Банкрот”) и провинциальное (“Гроза”, “Бесприданница”), чиновники (“Доходное место”), помещики (“Лес”), актеры (“Лес”, “Таланты и поклонники”). Иногда темой пьесы становились исторические (“Кузьма Минин”) или даже мифологические (“Снегурочка”) сюжеты.

4. Патриархальный мир раскрывается, как правило, в двух ракурсах: социально-злободневном и фольклорно-мифологическом. В ранних пьесах Островского с большой симпатией показана жизнь провинциального купечества, сохранившего черты допетровской “старины”, неевропеизированный быт и уклад. В более поздних пьесах изображаются новые тенденции в общественной жизни (например, растущая сила власти денег) и запечатлевается кризис патриархального мира, чаще появляется тема “самодуров” и “жертв”. Яркий пример такой тенденции - пьеса “Гроза”, где фольклорно-мифологический, идеализированный взгляд на патриархальный мир (“В обетованной земле живете”) принадлежит карикатурному, гротескному персонажу - Феклуше.

5. Сюжеты пьес Островского имеют, как правило, несложную структуру , ситуации (например: молодые ищут свое счастье) и некоторые функции персонажей , нечто вроде амплуа (например: родитель, мешающий молодым воссоединиться), сохраняются от пьесы к пьесе (Кабаниха в “Грозе”, Гурмыжская в комедии “Лес”).

6. Видимая простота языка , влияние народного лубочного театра и вообще фольклора (поговорки в названиях многих пьес и “поговорочное” звучание реплик героев) сочетается у Островского с тонкой игрой психологических и культурных подтекстов.

7. Во многих пьесах Островского изображается отдельный город (часто провинциальный) как некое конкретное, замкнутое и самодостаточное место, образ которого мифологизируется и одновременно является воплощением России. Эта традиция восходит к Пушкину (село Горюхино), Гоголю (Диканька, Миргород, Петербург) и имеет множество других примеров в русской литературе. Сходную же роль может выполнять не город, а село или замкнутая, обособленная часть города. Таковы города Калинов в “Грозе”, Бряхимов в “Бесприданнице”, село Пеньки в “Лесе”, Замоскворечье в ранних комедиях Островского.

8. Во многих пьесах Островского большое значение имеют сложные и многоплановые символические образы (“гроза”, “лес” и “дорога через лес”, “волки и овцы” в одноименных пьесах) и сквозные мотивы (“грех”, “суд” в “Грозе”, мотив “театра” в “Лесе”). Часто такие образы и мотивы обозначены уже в названиях пьес.

9. В пьесах Островского особое значение имеют диалоги героев, созданные с большим поэтическим мастерством (речевая индивидуализация образов героев).

Давайте подведем итог:


  • А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя - купца.

  • До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.

  • У нас есть свой русский , национальный театр. Он по справедливости должен называться: «Театр Островского». И. А. Гончаров
Рефлексия: В чём он был продолжателем традиций русского театра?

Что для вас на сегодняшнем уроке было самым интересным, ярким?

Что запомнится?

7. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение на тему: «Зачем же люди лгут? Разве Островский устарел?»

Александр Николаевич Островский (1823-1886) Традиции русской драматургии в творчестве писателя.Щербакова Е.Е.

Служба не вытравила из него «литературщинку»

«В настоящее время я –
хозяин русской сцены», –
писал
Островский
театральному
начальству
незадолго
до
смерти.
И
он
действительно
на протяжении всей своей
почти сорокалетней жизни
в искусстве строил свой театр
как
целостное
художественное
единство,
отразившее русскую жизнь
от мифологических времен
до
самых
современных
событий.

Вершиной русской
драматургии является
творчество Александра
Николаевича Островского
(1823-1886). Первая
«большая» комедия
Островского «Свои люди
- сочтемся!»
(«Банкрот»)(1850) дала
отчетливое
представление о новом
самобытном театре,
театре Островского.

Объективно в ней была заложена идея
нового принципа сценического действия,
поведения
актера,
новая
форма
воссоздания правды жизни на сцене и
театральной
зрелищности.
Островский
обращался прежде всего к массовому
зрителю, «свежей публике», «для которой
требуется сильный драматизм, крупный
комизм,
вызывающий «Бедность
откровенный,
не порок»
громкий
смех,
горячие,
искренние
чувства, живые и сильные характеры».
Непосредственная
реакция
демократического зрителя служила для
драматурга критерием успеха его пьесы.

В чём же причина этого явления?

В дальнейшей судьбе творчества
Островского примечательно 2 факта:
1. Его пьесы до сих пор в репертуаре многих
российских театров.
2. Островского, в отличие от Чехова, чья
драматургия завоевала весь мир и
повлияла на развитие театрального
процесса ХХ века, почти не ставят на Западе.
В чём же причина этого явления?

- При помощи какого приёма достигается эффект комичности?

Самсон Силыч Большов, купец:
Олимпиада Самсоновна (Липочка), его дочь;
Лазарь Елизарыч Подхалюзин, приказчик;
Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий.

Не выходя за рамки
семейно – бытового
конфликта,
сосредоточась на
нравственной
проблематике,
Островский обнажает
социальное лицо жизни

Сочинение

Глубокие перемены, которые происходили в русской жизни на рубеже 50-60-х годов, усилили интерес драматурга к истории родной страны, в особенности к тем ее периодам, которые также оказывались переломными. В пьесах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (855-862), «Воевода» («Сон на Волге», 964), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (866), «Тушино» (866) подчеркнута важнейшая роль массовых движений в историческом процессе. Вместе с тем преимущественное внимание Островского к исторической проблематике, возможно, объяснялось и некоторыми творческими трудностями, вставшими перед ним в первые пореформенные годы.

Быстрая ломка экономических отношений, перемены в общественном сознании, появление новых «героев времени» требовали тщательного изучения и осмысления. Пьесы Островского о современности, созданные в это время, были до некоторой степени вторичными, они возвращали читателей и зрителей к темам, мотивам, образам, которые были уже знакомы по прежним пьесам драматурга, хотя и в новых произведениях были художественные открытия (такова, например, трилогия о Бальзаминове и «Пучина»),

Возвращение Островского к социальной проблематике, к конфликтам, отражавшим самые животрепещущие и актуальные вопросы пореформенного развития, связано до известной степени с его постоянным участием в журнале «Отечественные записки», который в 868 г. перешел к Некрасову и Салтыкову-Щедрину. Сотрудничество с виднейшими представителями революционно-демократической литературы благотворно отразилось на творчестве драматурга, который теперь создает пьесы преимущественно социального плана (за исключением стихотворной комедии «Комик XVII столетия», 872, написанной к 200-летию возникновения русского театра, и сказки «Снегурочка», 873, основанной на; народной мифологии).

В драматургии Островского 70-80-х годов охват русской действительности становится более широким, а социальный состав действующих лиц более разнообразным. Начало этого нового периода положено двумя пьесами: «На всякого мудреца довольно простоты» и «Горячее сердце», созданными в 1868 г. Герой первой комедии Глумов - типичный представитель эпохи, которую Некрасов в своей сатирической поэме «Современники» (1875) обозначил словами; «Бывали хуже времена, Но не было подлей». Глумов сознательно решает построить карьеру на лицемерии и подлости. Это комедия не бытовая, а политическая. Островский пользуется острыми сатирическими приемами при создании образов реакционера Крутицкого, сочиняющего «Трактат о вреде реформ вообще», либерального болтуна Городулина и самого Глумова. Не случайно Салтыков-Щедрин сделал его одним из действующих лиц собственных сатирических произведений.

Разоблачение «подлого времени» продолжается и в других пьесах драматурга- «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), «Последняя жертва» (1877). На смену прежним самодурам с их невежеством и тупостью приходят? новые хозяева жизни - более образованные, внешне культурные, I ведущие дела с Лондоном и Парижем. Когда-то купцы в гоголевском «Ревизоре» должны были подобострастно угождать любым желаниям городничего. Теперь времена изменились, и в «Горячем; сердце» миллионщик Хлынов снисходительно объясняет городничему, что он, благодаря своему богатству, с самим губернато-; ром «на дружеской ноге» и с губернаторшей «чай и кофе пил,; и довольно равнодушно». Изменилось также положение дворянства, вынужденного идти на выучку к представителям новой буржуазии, к «волкам», перед которыми недавние «хозяева жизни»: оказываются лишь «овцами» («Волки и овцы»). Дворянская дочь Лидия Чебоксарова, не знавшая никогда счета деньгам, вынуждена, скрепя сердце, стать «экономкой» у дельца нового пошиба Василькова («Бешеные деньги»), для которого основной жизненный принцип заключается в словах: «Из бюджета не выйду». И как бы Васильков ни настаивал на своей простоте и доброте сердечной, он - типичный «деловой человек» из числа тех, которые и обилии появились в пореформенное время и для которых холод -т.ш расчет заменяет душевные привязанности и человеческие отношения.В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопоставлена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер - для французской. Островский изменил характер репертуара русского театра, подвел итог всему, что было сделано до него, и открыл для драматургии новые пути. Его влияние на театральное искусство было исключительно велико. Особенно это относится к московскому Малому театру, который традиционно называется также Домом Островского. Благодаря многочисленным пьесам великого драматурга, утверждавшего традиции реализма на сцене, получила дальнейшее развитие национальная школа актерской игры. Целая плеяда замечательных русских актеров на материале пьес Островского смогла ярко проявить свой неповторимый талант, утвердить своеобразие русского театрального искусства.

В центре драматургии Островского - проблема, которая прошла через всю русскую классическую литературу: конфликт человека с противостоящими ему неблагоприятными условиями жизни, многообразными силами зла; утверждение права личности на свободное и всестороннее развитие. Перед читателями и зрителями пьес великого драматурга раскрывается широкая панорама русской жизни. Это по существу энциклопедия быта и нравов целой исторической эпохи. Купцы, чиновники, помещики, крестьяне, генералы, актеры, коммерсанты, свахи, дельцы, студенты, акте ры - несколько сот действующих лиц, созданных Островским, давали в общей сложности представление о русской действительности 40-80-х годов во всей ее сложности, многообразии и проти воречивости.

Островский, нарисовавший целую галерею замечательных жен ских образов, продолжил ту благородную традицию, которая уже определилась в русской классике. Драматург возвеличивает сильные, цельные натуры, оказывающиеся в ряде случаев нравственг. но выше слабого, неуверенного в себе героя. Это Катерина («Гро за»), Надя («Воспитанница»), Кручинина («Без вины винова тые»), Наталья («Трудовой хлеб») и др.

Размышляя о своеобразии русского драматического искусства, о его демократической основе, Островский писал: «Народные писатели желают пробовать свои силы перед свежей публикой, у которой нервы не очень податливы, для которой требуется силь ный драматизм, крупный комизм, вызывающий откровенный, громкий смех, горячие, искренние чувства, живые и сильные характеры». По существу это характеристика творческих принципов самого Островского.

Драматургия автора «Грозы» отличается жанровым разнообразием, сочетанием элементов трагических и комических, бытовых и гротескных, фарсовых и лирических. Его пьесы порою труд но отнести к одному определенному жанру. Он писал не столько драмы или комедии, сколько «пьесы жизни», по меткому опре делению Добролюбова Не случайно действие его произведений часто не_ выносится на широкое жизненное пространство. Шум и говор жизни врываются в действие, становятся Одним из факторов, определяющих масштаб событий. Семейные конфликты перерастают в общественные. Мастерство драматурга проявляется в точности социальных и психологических характеристик, искусстве диалога, в меткой, живой народной речи. Язык героев становится у него одним из главных средств создания образа, важнейшим орудием реалисти ческой типизации. Великолепный знаток устного народного творчества, Островский широко использовал фольклорные традиции, богатейшую сокровищницу народной мудрости. Песня может заменить монолог, пословица или поговорка стать названием пьесы,

Творческий опыт Островского оказал громадное воздействие на дальнейшее развитие русской драматургии и театрального искусства. В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский, основатели Московского Художественного театра, стремились создать «народный театр приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский». Драматургическое новаторство Чехова и Горького было бы невозможно без освоения ими лучших традиций их замечательного предшественника. Островский стал союзником и соратником драматургов, режиссеров, актеров в их борьбе за народность и высокую идейность советского искусства.Очень велика роль Островского в развитии театральной культуры всех народов нашей страны. Каждый национальный театр в период своего становления и овладения реалистическим мастерством проходил «школу Островского». Островский писал: «Только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными для других народов и для всего света». Справедливость этой мысли можно подтвердить творческой судьбой самого Островского. Его пьесы ставятся на сценах многих зарубежных театров благодаря их глубокой жизненной правде, высоте идейно-нравственных идеалов, гуманизму и несравненному мастерству. Театр Островского - национальная гордость русского искусства - является ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Творчество Островского сыграло важную роль в укреплении идейно-художественных связей русской и украинской театральных культур. Русский драматург проявлял живой интерес к украинской литературе и театру. В 852 г. он перевел пьесу Г. Квитки-Основьяненко «Щира любов, або Милий дорожче за щастя» («Искренняя любовь, или Милый дороже счастья») и-осуществил ее постановку на сцене Малого театра. И в дальнейшем он интересовался развитием театрального дела на Украине, посещал спектакли украинских театральных трупп в Москве.

Есть нечто знаменательное в том, что одним из первых в украинской литературе’ талант Островского заметил и сразу же высоко оценил Тарас Шевченко. Уже первую пьесу Островского «Свои люди - сочтемся!» Кобзарь воспринял как образец благородной сатиры, которая содействует духовному и общественному воспитанию. Называя эту пьесу «сатирой умной, благородной», Шевченко ставил ее в один ряд с такими обличительными произведениями, как «Ревизор» Гоголя, и картиной П. Федотова «Сватовство майора» (запись в Дневнике от 26 июня 857 г.).

Активным пропагандистом творчества Островского на Западной Украине был М. П. Драгоманов. Он первый прислал во Львов пьесы «Гроза», «Доходное место», «Воспитанница» , Произведения русского драматурга очень интересовали Франко. Он ценил в них верное изображение социальной среды, глубину психологического анализа, мастерство в создании характеров даже второстепенных персонажей. Вместе с тем Франко не всегда был справедлив в оценках пьес Островского, считая их композицию слишком примитивной, а сюжеты недостаточно стройными. Критические замечания Франко вызвала даже «Гроза». Эта драма в переводе М. Павлыка была в начале 80-х годов поставлена в львовском театре, а в 900 г. вышла отдельным изданием. В рецензии на него Франко отметил прежде всего неясность образа Катерины. По его мнению, Добролюбов не объяснил должным образом, как в мрачных условиях «темного царства» могла появиться столь поэтическая и цельная натура. Франко считал, что характер Катерины у Островского «совсем исключительный и загадочный» 2.

Вполне вероятно, что в данном случае Франко учитывал точку зрения * Писарева. Однако полемические высказывания украин ского писателя были вызваны и другими причинами. Писарев отвергал добролюбовскую трактовку «Грозы», так как иначе пони мал характер движущих сил общественного прогресса в условиях реакции. Что же касается Франко, то его критические замечания объяснялись не политическими или идеологическими разногласиями, а соображениями эстетического и этического порядка. Он предпочитал строго реалистическое объяснение зависимости характера героини от окружающей среды. Не удовлетворяли Франко также колебания Катерины, полюбившей Бориса, ее борьба с собой, внутренние мучения.Еще в 1883 г. в статье «Неволя женщин в украинских народных песнях» Франко сравнивал «Грозу» с украинской народной «Песней про жандарма», отдавая предпочтение героине песни перед Катериной: «Жена Николая поступает совсем открыто, не скрывает своей любви, для нее нет ни позора, ни укоров, нет ничего, кроме этой любви…» }